Переселенцы должны 72 часа находится на территории получения пенсии

Юристы пояснили, сколько времени пенсионер-переселенец должен быть на подконтрольной территории после прохождения идентификации

Среди жителей неподконтрольных территорий, которые зарегистрировались как переселенцы и получают украинскую пенсию, распространяются слухи, что после прохождения идентификации в Ощадбанке они должны находиться на подконтрольной территории не менее 72 часов. Об этом сообщает общественная организация «Донбасс SOS».

Юристы организации подчеркивают, что законодательно остановка выплат при нахождении на подконтрольной территории менее 72 часов не предусмотрена. «Ни один нормативный акт не говорит о сроках нахождения на подконтрольной территории Украины», – констатируют в организации.

Нужно ли пересекать границу каждые 58 дней? Пенсионеры из зоны АТО

Так, пенсионер, который не хочет, чтобы его лишили пенсии, вынужден каждые 59 дней пересекать линию разграничения ДНР и Украины. Почему тогда все говорят о 58 днях? Нужно ли пересекать границу каждые 58 дней или можно выждать максимальные 59? Дело в том, что работа блокпостов достаточно нестабильна и в один день можно не выехать за пределы ДНР. Поэтому люди «подстраховываются», имея в запасе еще один свободный день, чтобы не волноваться, если пересечь границу сразу не удалось.

Сколько дней можно находиться на неподконтрольной территории? Каковы условия получения социальной помощи? Нужно ли пересекать границу каждые 58 дней? Министр социальной политики четко обозначил, что выплаты (и это касается не только пенсий, но и другой социальной помощи) прекращаются, если человек единоразово находится на неподконтрольной Украине территории более 60 дней.

Переселенцы Должны 72 Часа Находится На Территории Получения Пенсии

«Сегодня есть доступные и простые способы контроля за перемещенными лицами, тем более Государственная пограничная служба не только по периметру государства контролирует выезд граждан, но и на линии разграничения. Поэтому, если нам надо взять информацию о том или ином лице, мы можем обратиться в Государственную пограничную службу и нам сообщат, что этот человек выехал на неконтролируемую территорию. Далее вступает в силу 60-дневный срок. Если в течение 60-ти дней лицо не возвращается, тогда можно отменять эту справку. То есть возможность электронного контроля, а не заставляя людей ходить куда-то, создавая им дополнительные жизненные проблемы», — сказал министр.

В случае наличия у внутренне перемещенного лица обоснованных причин для продления срока его отсутствия по месту жительства более 60 дней такое лицо обращается с соответствующим письменным заявлением по месту жительства в уполномоченный орган (УТСЗН). В таком случае срок отсутствия внутренне перемещенного лица по месту жительства может быть увеличен до 90 дней.

Выплата пенсии переселенцам из зоны АТО

Каждый пенсионер должен обладать специальной карточкой-удостоверением, благодаря которой он и может получать выплаты. Удостоверение – это обычная карта банка, которая также обладает электронной подписью и фотографией владельца. Для получения удостоверение надо, прежде всего обратиться в пенсионный фонд.

Не так давно властью страны было сделано заявление, которое касается выплат пенсий жителям на подконтрольной ЛДНР территории. Согласно заявлению, пенсионеры смогут получить свои деньги только в случае, если они совершают перечисления в ПФУ.

Переселенцы Должны 72 Часа Находится На Территории Получения Пенсии

Примечательно, что еще раньше, в последних числах декабря прошлого года, министр труда и социальной политики сделал и вовсе сенсационное заявление. «По факту из 1,5 млн зарегистрированных ВПЛ, адресную помощь получают всего 200 тыс. человек. Это дает нам основания усомниться в реальном количестве переселенцев. Среди зарегистрированных 1,5 млн переселенцев есть те, которые по факту таковыми не являются. Эти люди проживают большую часть времени на неконтролируемых Украиной территориях, а статус ВПЛ оформляют исключительно ради получения пенсии. В этой связи я предлагаю для получения статуса ВПЛ установить новый срок пребывания человека на свободной территории. Если ты живешь на подконтрольной территории меньше 183 дней календарного года, значит, ты — не внутренне перемещенное лицо по определению. Потому что ВПЛ – это лицо, которое покинуло свое место жительства. Но если вы «там» (на неподконтрольной территории, – прим. авт.) живете 300 дней в году, а 60 – здесь, то какие же вы внутренне перемещенные лица?», — заявил Андрей Рева.

Ответ обращает на себя внимание, прежде всего, своей крайне слабой вразумительностью. Из него вообще невозможно понять – ни что именно хочет сказать фонд, ни по поводу чего он хочет это сказать, ни даже – что вообще происходит. А между тем, это был официальный ответ пенсионерам-переселенцам на их жалобы на… невыплаты им пенсий в начале мая. Причем, невыплаты, которые носили массовый характер и происходили по всей стране.

Переселенцы Должны 72 Часа Находится На Территории Получения Пенсии

Зачастую при оформлении справки ВПЛ или при прохождении идентификации в Ощадбанке переселенцев просят принести 20 листов бумаги или папку, оплатить страховку и т.д. В таких случаях необходимо чётко понимать – это действительно просьба, человек может сам решить, выполнять её или нет.

Когда ребенок родился на неподконтрольной украинскому правительству территории, родители, если у них есть статус ВПЛ, имеют право на помощь по рождению ребенка. Но заявление о выплате такой помощи нужно подать не позднее, чем через год после рождения ребенка. При этом обязательно необходимо получить украинское свидетельство о рождении.

Переселенцы, выезжающие на неподконтрольный Донбасс сроком на 60 дней, могут лишиться выплат

«На сегодняшний день в законе четко прописано, что человек может отсутствовать на подконтрольной территории 59 дней. На 60-й день возникают вопросы, и мы обязаны приостановить социальную выплату до выяснения обстоятельств. Если есть какие-то уважительные причины, например болезнь, – это подтверждается справкой. Тогда мы продлеваем этот срок до 90 дней. Свыше, мы уже понимаем, что с человеком что-то произошло, и приостанавливаем все социальные выплаты», – констатировала Полищук

Она отметила, что сегодня в управления соцзащиты поступили данные из служб, фиксирующих пересечение переселенцем линии разграничения через КПВВ, о тех гражданах, которые отсутствуют на подконтрольной территории более 60 дней. «В связи с этим мы опять проверяем переселенцев – согласно порядку проверки, мы выходим на адрес и проверяем проживание человека. Документы о проверки передаются на комиссии, которые работают при каждом исполкоме горсовета и райгосадминистрации, где специалисты разных направлений принимают окончательное решение – продолжать или нет социальную выплату», – продолжила чиновник.

Переселенцы Должны 72 Часа Находится На Территории Получения Пенсии

Среди пенсионеров «ЛНР» и «ДНР», которые зарегистрировались как переселенцы и получают украинскую пенсию, распространяются слухи, что после прохождения идентификации в Ощадбанке они должны находиться на подконтрольной территории не менее 72 часов. Об этом сообщает общественная организация «Донбасс SOS».

Юристы организации подчеркивают, что законодательно остановка выплат при нахождении на подконтрольной территории менее 72 часов не предусмотрена. «Ни один нормативный акт не говорит о сроках нахождения на подконтрольной территории Украины», – констатируют в организации.

Законно ли отменять пенсии украинским переселенцам

Каждые 6 месяцев нужно проходить идентификацию личности. Для этого следует посетить государственный банк подать свои документы для освидетельствования. Если подтвердить личность не удается, пенсионер лишается выплаты.

Сложная ситуация в Украине подталкивает людей покидать родные места. Для того чтобы не тратить государственный бюджет парламент страны принял непопулярное решение. Теперь пенсии переселенцам отменят, правда не всем. Новая процедура вступила в силу с 1 августа 2020 года, но далеко не все внутренние переселенцы знают ждать ли им выплат из пенсионного фонда.

С пенсиями для переселенцев есть несколько проблем: что нужно знать украинцам

В Пенсионном фонде лишь разводят руками и признают: им также неведомо, сколько пенсионеров осталось в ОРДЛО. «Точных данных о численности пенсионеров, которые находятся на неподконтрольной территории, в частности, об умерших и выехавших в другие страны, нет», – говорится в одном из недавних сообщений пресс-службы фонда.

«Как правило, они компенсируются – согласно законодательству, пенсия является собственностью гражданина Украины, и никто не имеет права ее лишать», — говорит Котова. Однако, по ее словам, бывают случаи, когда комиссия, которая собирается для рассмотрения конкретного случая по вопросу возобновления выплат, решает, что пенсионеру эти шесть месяцев можно не оплачивать.

Как изменятся правила проверки переселенцев

Впрочем, областные управления труда и социальной защиты Донецкой и Луганской областей обратились в свое министерство с призывом, избавить от проверок на дому всех переселенцев, способных подтвердить свое место работы соответствующей справкой. Но результата пока нет.

Причем, собственник. В свою очередь, должен был иметь с собой документы, подтверждающие его личность и право собственности на жилье, в котором проживал переселенец. После такого поворота желание собственников жилья связываться с переселенцами уверенно устремилось к минимуму…

Как Пенсионный фонд находит причины лишать переселенцев пенсий

Ситуация с назначением и восстановлением пенсий переселенцам из Донбасса зашла в тупик из-за юридических коллизий нормативных актов Кабинета министров Украины и решения Верховного суда по Образцовому делу о незаконности проверок внутренне перемещенных лиц (ВПЛ).

«У нас есть разъяснение Министерства социальной политики, в котором говорится, что проверок нет, но акт материально-бытовых условий должен быть, иначе без этого акта… Нужно было убрать и проверки, и акт материально-бытовых условий. Сейчас некоторые люди просто приходят в УТСЗН, говорят, что они есть и сразу в управлении соцзащиты составляют этот акт», – отмечает Одинцова.

Переселенцам должны выплатить пенсию, даже если они вернулись на неконтролируемую территорию: образцовое решение

Верховный Суд в составе коллегии судей Кассационного административного суда пришел к выводу, что выплата пенсии может быть приостановлена только по основаниям, определенным ч. 1 ст. 49 Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» или другим законом (а не подзаконными актами).

В этих решениях КСУ и ЕСПЧ применен подход, согласно которому право на пенсию и ее получение не может быть связано с местом проживания человека. «Такой подход можно распространить не только на граждан, выехавших на постоянное место жительства за рубеж, но и на внутренне перемещенных лиц, имеющих постоянное место жительства на неподконтрольной правительству Украины территории. В контексте рассматриваемого дела, правовая связь между государством и человеком, которая предусматривает взаимные права и обязанности, подтверждается фактом приобретения гражданства. Свобода передвижения и свободный выбор места проживания гарантируется ст. 33 Конституции каждому, кто на законных основаниях находится на территории Украины», — указано в образцовом решении.

Переселенцы Должны 72 Часа Находится На Территории Получения Пенсии

При наличии вида на жительство иностранный гражданин приобретает ряд прав — в частности, на медицинское обслуживание, получение образования, а также установление пенсии на условиях, определенных ФЗ №400 и иными федеральными актами.

  • ИПК – индивидуальный пенсионный коэффициент, который рассчитывается в прямой зависимости от перечисленных взносов в ПФ;
  • СПК — стоимости пенсионного коэффициента или балла, который в 2020 году составляет 74,27 рублей.

Кто и когда должен проходить идентификацию пенсионеров-переселенцев

Если на последний день, идентификация не была пройдена, согласно все того же постановления, платежная карта вместе со счетом будет заблокирована. А это означает, что деньги будут продолжать поступать, но воспользоваться ими вы не сможете.

Несмотря на негодование со стороны тех, кто должен проходить идентификацию, юристы «Донбасс СОС» объясняют, что данная процедура, необходима, для уменьшения и избавления от необоснованных или мошеннических действий. То есть для того, чтобы данные выплаты получали, только те, кто реально на них заслуживает.

Переселенцы теперь смогут получать пенсии

Это так называемая показательное дело, рассказала координатор по адвокации организации Право на защиту и инициатор судебного процесса Дарья Толкач. По всем таких искам к органам Пенсионного фонда будут принимать аналогичные решения.

В то же время министр пообещал юридически урегулировать выплату пенсий на временно оккупированных регионах и выплатить средства за все время, когда они отсутствовали, прописав это в соответствующем постановлении правительства.

Пандемия рано или поздно закончится. Люди преклонного возраста, как и раньше, засобираются на постоянное место жительства за границу. Одни переедут к эмигрировавшим детям. Другие, продав квартиру, переберутся в теплые края. Третьи и вовсе — на работу за рубежом. Готовясь к переезду, многие задаются с вопросом: что будет с пенсией? О порядке выплат пенсионерам, выезжающим на постоянное жительство за пределы России, рассказывает адвокат Ольга АЛЕШИНА.

Пенсионер уезжает, а пенсия остается?

Гражданин РФ имеет право на страховую пенсию, если достиг пенсионного возраста, заработал достаточный стаж и необходимое количество пенсионных баллов (ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», далее — Закон). Для получения пенсии по старости законодательство не требует обязательного проживания
в России. При выезде за рубеж пенсионер сохраняет право на полагающиеся ему выплаты: страховые пенсии и по гособеспечению, доплаты по трудовой деятельности (летчикам, шахтерам, ядерщикам, за особые заслуги), а также выплаты ветеранам ВОВ (п. 2 Постановления правительства РФ от 17.12.2014 №1386).

Важно! Данное правило не распространяется на социальную пенсию, которая выплачивается только проживающим на территории РФ
(п. п. 5 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ
«О государственном пенсионном обеспечении в РФ»).

Для получения пенсии за границей за месяц до даты отъезда необходимо направить заявление о выезде за пределы РФ в любое отделение ПФР или МФЦ. Сделать это можно лично либо через представителя по доверенности. Также заявление можно оформить
в электронном виде через личный кабинет ПФР или портал Госуслуги
(п. 3 Порядка выплаты пенсий лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории РФ, утвержденного Постановлением правительства РФ от 17.12.2014 №1386, далее — Порядок).

К заявлению необходимо приложить справку с указанием даты переезда, выданную диппредставительством или консульством РФ.
В случае ее отсутствия выплата пенсии приостанавливается, пока документ не будет предоставлен (п. п. 4, 5 Порядка).

Размер пенсии и индексация

Пенсия будет выплачиваться в прежнем размере, за исключением сумм, которые полагаются только при условии проживания в России
(п. 7 Порядка). Это доплаты до прожиточного минимума, за проживание
в «северных» регионах и сельской местности. Исключение установлено для переезжающих в Абхазию и Южную Осетию. Им полагается доплата
к пенсии до среднего уровня в Северо-Кавказском федеральном округе.

Индексация и перерасчет пенсии проживающим за границей производятся в том же порядке, что и живущим в РФ. Не полагается ежегодная индексация тем пенсионерам, которые продолжают трудовую деятельность за границей. После ее прекращения индексация пенсии производится с первого числа месяца, следующего за месяцем увольнения. Учитывая, что документы в ПФР могут поступить значительно позже, перерасчет и доплата сумм пенсии с учетом индексации производятся не более чем за три года (п. 8.1 Порядка).

Работающий за рубежом пенсионер обязан самостоятельно предоставлять документы о своем трудоустройстве и увольнении в ПФР через диппредставительство или консульство (п. 11 ст. 26.1 Закона). Их сотрудники внесут информацию о работе (увольнении) в акт личной явки и направят его в ПФР (п. 14.1 Порядка). Если документы предоставлены несвоевременно, что повлекло за собой излишнюю выплату пенсии, суммы переплаты подлежат удержанию.

В разных странах и пенсии разные

В некоторых случаях размер и порядок пенсии будут зависеть от страны, где проживает пенсионер. Россией заключены международные соглашения и договоры о выплате пенсий за рубежом с 24 странами. Многие пенсионеры после переезда продолжают трудиться, зарабатывая стаж и право на пенсию иностранного государства. В таких случаях пенсия будет начисляться исходя из принципов таких соглашений.

  • Территориальный принцип.

Пенсия начисляется и выплачивается за счет страны, в которой проживает гражданин. При этом учитывается трудовой стаж, заработанный в России. Такие договоры заключены с Арменией, Грузией, Казахстаном, Киргизией, Литвой, Молдавией, Таджикистаном, Туркменией, Узбекистаном и Украиной.

Если российский пенсионер переезжает в одно из этих государств, по законам которого «местная» пенсия ему еще не положена, выплату продолжит делать Россия. После приобретения права на пенсию в новой стране она выплачивается иностранным государством.

  • Пропорциональный принцип.

Расходы на выплату пенсии распределяются между двумя странами: каждая выплачивает за стаж, отработанный на ее территории. Такие договоры заключены с Белоруссией, Болгарией, Израилем, Испанией, Латвией, Эстонией, Чехией.

Если российский пенсионер проживает в стране, с которой РФ не имеет соглашений, пенсия выплачивается ПФР в соответствии с российским законодательством.

Как получать пенсию

Выплаты за уехавшего за границу пенсионера может получать в России его представитель по доверенности. В этом случае получателю пенсии необходимо раз в год лично получить пенсию или явиться в ПФР.

Большинство пенсионеров предпочитают, чтобы денежные средства им перечисляли на банковские карты. Если пенсия была оформлена до
1 января 2015 года, то ее могут переводить за границу или выплачивать на территории РФ. Все пенсии, оформленные после этой даты, выплачиваются в рублях на банковский счет на территории России.

Важно! Пенсионеры, получающие пенсию за рубежом, могут получать выплаты на карты Visa или Mastercard. Постоянно проживающие
в России пенсионеры должны использовать исключительно карты национальной платежной системы «Мир».

Отмечаться раз в год

Поскольку у ПФР нет единых баз данных с иностранными госорганами, уехавшим за границу пенсия должна ежегодно продлеваться. Для этого необходимо один раз в год направлять в ПФР документ, подтверждающий факт нахождения гражданина в живых. Сделать это можно одним из следующих способов.

1. Во время визита в Россию обратиться в любое территориальное отделение ПФР.

2. Оформить документ, подтверждающий факт нахождения в живых,
у любого нотариуса на территории РФ (п. 9 Порядка).

3. Если пенсионер в России не бывает, потребуется лично явиться
в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ на территории иностранного государства. Их сотрудники составят акт
о личной явке гражданина и по своим электронным каналам направят докумет в ПФР (п. 10 Порядка).

Важно! Во избежание получения выплат мошенническим путем подтвердить факт нахождения в живых можно только лично. Оформить подтверждение через электронные сервисы или представителя невозможно.

Подтверждающие документы составляются и направляются в ПФР по истечении 12 месяцев с момента подачи заявления о выезде за границу или предоставления аналогичных документов за предыдущий год
(п. 12 Порядка). Если этого не сделать, выплату пенсии приостановят до их получения.

Важно! В связи с пандемией коронавируса до 1 июля 2020 года выплата пенсий проживающим за границей пенсионерам продлевается без документального подтверждения нахождения в живых (Постановление правительства РФ от 17.04.2020 №530).

Переезд и возвращение

При переезде пенсионера на постоянное место жительства из одного иностранного государства в другое необходимо сообщить об этом в ПФР не позднее рабочего дня после переезда (п. 17 Порядка). В случае возвращения в Россию нужно уведомить об этом ПФР, предоставив паспорт гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства
(п. 18 Порядка).


  • » Обратная связь
  • » Реклама на сайте
  • » Добавить новость
  • » Правила на сайте
  • ГЛАВНАЯ |
  • ГОРОДСКИЕ НОВОСТИ |
  • ВИДЕО НОВОСТИ |
  • РАБОТА |
  • ГОРСПРАВКА |
  • ТРАНСПОРТ |
  • ТАРИФЫ |
  • КАРТА ГОРОДА |
  • АФИША
  • СПРАВОЧНИК: ТОВАРЫ И УСЛУГИ |
  • Бесплатные объявления •
  • Недвижимость •
  • Услуги •
  • Строительство и ремонт •
  • Авторынок |
  • РЕКЛАМА
  • ГДЕ ОТДОХНУТЬ 2020 |
  • ГОРОДСКОЙ ФОРУМ |
  • ПОГОДА В ГОРЛОВКЕ |
  • ГОРОСКОП НА НЕДЕЛЮ |
  • СЛУЖБА ЗНАКОМСТВ |
  • ФОТОГАЛЕРЕЯ

За неделю

За 14 дней

За месяц






































Президент Украины Владимир Зеленский предложил разрешить пенсионерам-переселенцам находиться на неподконтрольной территории год, а не 59 дней, как сейчас.

Так, 8 июля, в ходе саммита Украина-ЕС в Киеве, Зеленский заявил следующее: «Вы знаете, чтобы получить пенсию, человек должен раз в 60 дней (пересекать КПВВ для получения пенсии, – ред.). Мы предложили следующий шаг: давайте разрешим людям быть людьми. Мы предложили срок в один год. Хотя я очень хочу надеяться, что за год у нас не будет войны».

Отметим, что ранее и представители ООН, и многочисленные общественные и правозащитные организации заявляли, что, в том числе, «правило 60-ти дней» является нарушением прав человека в вопросе выплаты пенсий.

Правозащитная организация Human Rights Watch неоднократно призывала украинское правительство принять решения по упрощению процедуры выплат пенсий жителям неподконтрольных регионов Донбасса.

Подчеркивалось, что ежемесячно около одного миллиона человек пересекают донбасские КПВВ. Более половины из них – люди, которые ездят на подконтрольную украинской власти территорию для получения пенсий. А чтобы получить право на выплаты, пенсионеры должны получить статус переселенца.

По мнению опрошенных «Донецкими новостями» экспертов, президентская инициатива об увеличении срока пребывания на неподконтрольной территории – это не решение проблемы.

Ирина Лоюк, эксперт программы «Советник по вопросам ВПЛ» («Радник з питань ВПО»):

– Стоит разъяснить ситуацию относительно 59 дней в контексте выплаты пенсий.

В первую очередь, мы говорим о требованиях Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц». Согласно ст. 12 этого закона, пребывание более 60 дней на неподконтрольных территориях дает основание органам власти считать, что человек вернулся постоянно жить на эти территории. Это ведет к отмене справки внутренне перемещенного лица (ВПЛ) и как следствие, согласно нормам подзаконных актов, – людям перестают платить пенсии.

И здесь нужно понимать, что основная проблема не в 60 (или 59) днях, а в том, что неправильно привязывать выплату пенсий к справке внутренне перемещенного лица. С 2015 года наша программа «Радник з питань ВПО» говорит о том, что это неконституционно и не соответствует принципам правового государства. Неоднократно устранить проблемы выплат пенсий призывали международные институции, в частности, ПАСЕ. Однозначной в этом вопросе является позиция украинских судов – пенсии нужно выплачивать.

Однако, проблема остается нерешенной.

Наша борьба за право украинцев получать их пенсии (которую мы ведем совместно с партнерами – правозащитными украинскими и международными организациями) длится уже более 3-х лет. В результате сотрудничества с парламентом был разработан и зарегистрирован законопроект № 6692. В нем заложены основы механизма для выплаты пенсий людям, вынужденным жить на неподконтрольных территориях. К сожалению, законопроект не принят, так как среди депутатов бытует мнение о том, что пенсии таким людям платить не стоит.

То есть проблема совсем не в количестве дней, и сказанное президентом – не решение проблемы. Наша позиция однозначна: если мы хотим соответствовать понятию «правовое государство», необходимо отменить привязку выплаты пенсии к справке ВПЛ.

Дарина Толкач, адвокационный координатор БФ «Право на защиту» («Право на захист»):

– Мы, как правозащитники, достаточно позитивно оцениваем предложенные президентом Зеленским изменения. Но нужно подчеркнуть, что для реализации инициатив касательно увеличения срока пребывания на неподконтрольных территориях необходимо вносить изменения в профильный Закон Украины «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц». Или, как вариант, создавать отдельный механизм получения пенсий жителями неподконтрольного Донбасса, который будет обеспечивать реализацию их прав, гарантированных Конституцией Украины.

Одновременно нужно максимально упростить имеющийся механизм получения пенсий переселенцами.

В любом случае, нам необходимо «отвязать» пенсии от справки ВПЛ, избавиться от этой практики, дискриминирующей граждан.

Как показал опрос среди подписчиков страницы БФ «Право на защиту» в Facebook, люди поддерживают инициативу президента, но прекрасно понимают, что увеличение срока пребывания на неподконтрольной территории не решит проблему с выплатами пенсий как таковую. Этот шаг лишь несколько уменьшит напряжение и немного облегчить жизнь.

При этом он может привести и к различным сложностям. К примеру, каким образом власть может контролировать, кто именно получает пенсию на протяжение года – жив ли еще этот человек?

Алексадра Решмедилова, аналитик:

– В своей инаугурационной речи президент Зеленский осознанно использовал русский язык, чтобы его слышали и на неподконтрольной территории. От его окружения тоже звучали подобные меседжи. Показательны изменения с украинской стороны в переговорной группе в Минске, развод сил и средств у Станицы Луганской, заявления о необходимости ремонта моста в том месте.

То есть, определенная линия на примирение просматривается. И сюда логично вплетается предложение по увеличению допустимого срока пребывания пенсионеров-переселенцев на неподконтрольной части Донбасса.

Достаточно ли этого? Нет. Хорошо ли? Да.

Другое дело, что Зеленского к подобным шагам, скорее, вынуждают оппоненты. И он в какой-то мере вынужден перехватывать инициативу. Потому что, если это не сделает он – сделают другие.

Переселенцы, даже те, которые устроили свою жизнь, все равно внимательно отслеживаются все заявления и действия касательно Донбасса. Они для них маркерные. Но к этим вопросам (выплаты, пересечение линии разграничения) нужно подходить комплексно. Важно делать не фасадные, хоть и правильные заявления, которые так и останутся лишь словами, а прикладные вещи, которые действительно упростят жизнь жителям Донбасса и переселенцам.

Алексей Кущ, финансовый эксперт:

– Верификация раз в год, безусловно, упростит жизнь тысячам граждан Украины. Это то, о чем не раз говорилось в ракурсе нагрузки на КПВВ у линии разграничения. Подобная инициатива сократит очереди на пунктах пропуска, как минимум, в несколько раз.

Люди смогут пересекать их, исходя из объективных причин, а не потому что должны выполнять административные ритуальные действия. Нужно снижать нагрузку на КПВВ, которая создана с помощью диких, непродуманных административных решений как та же верификация каждые 60 дней. Подобные бюрократические процедуры нужно демонтировать, и подтверждение своей личности раз в год будет этому способствовать.

Рисков в принятии такого решения я не вижу. Более того – основная часть нормативных требований, которые применяются при пересечении линии разграничения, являются незаконными. Если бы у нас был эффективно действующий Конституционный суд, он бы мог отметить более 90% нормативных актов, которые приняты с 2014 года и так или иначе ограничивают права человека, особенно на Донбассе.

По Конституции – Донецк такой же город, как и Мариуполь. И гражданин Украины, согласно Основному закону, не должен выполнять какие-то особые предписания при пересечении линии разграничения.

Выдвигать требования, ограничивающие его гражданские права, наши власти и силовики не имеют права! В Конституции ничего не сказано о линии разграничения, об особых режимах на Донбассе. Все эти законодательные нормативные требования были приняты в свое время из-за сложившейся в регионе оперативной обстановки. Но по сути они – незаконны.

Это, кстати, прекрасно понимают иностранные наблюдатели. Для них кажется дикостью, когда государство применяет против своих граждан поражение в правах, не удосужившись внести соответствующие изменения в Конституцию.

Кому-то может казаться, что такие нарушения Основного закона могут быть оправданы особенностями исторического момента. Но это не отменяет того факта, что Конституция грубо нарушается. Именно поэтому у нас нет притока иностранных инвестиций: иностранцы просто боятся, что могут тут сделать с ними, если с самими украинцами так поступают…

В идеале, регистрацию давно нужно отменить. И ввести систему, когда человек по заявочном принципу может оформить субсидию или пенсионные выплаты где угодно, без подтверждения своей регистрации. А если меняет место проживания, то просто извещает соответствующий орган, чтобы удобнее было осуществлять коммуникацию. Не им за ним следить, а ему – получать деньги на новом месте.

Так что рисков здесь нет, я за то, чтобы применить даже более радикальный подход, отменив регистрацию и введя разовый заявочный принцип вместе регулярного.

Аналитическая справка


В случае смены гражданства иного государства на гражданство РФ, у переселенца возникают такие же права в сфере пенсионного обеспечения, как и у остальных граждан РФ.

Пенсионным законодательством предусмотрено, что иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в России, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами РФ.

Оформление пенсии иностранным гражданам и ЛБГ, имеющим ВНЖ в РФ

И для данной категории пенсионеров трудовая пенсия (пенсия по старости) в РФ может состоять из двух частей: страховой и накопительной. Судя по определению, данному на сайте ПФР, под первой понимается обязательная часть государственного обеспечения, которая выплачивается даже тем, кто вообще никогда официально не работал. Вторая часть — накопительная — это те средства, которые человек добровольно отчислял в соответствующие фонды.

Размер страховой части определяется государством. В 2019 году минимальная пенсия в РФ установлена в размере 8 846 рублей. Размер накопительной — трудовым стажем, уровнем заработной платы, условиями труда и другими факторами.

Иностранцы, постоянно проживающие в РФ, могут рассчитывать на получение пенсии в той же мере что и россияне. Другой вопрос, что начисляться она будет только с момента достижения пенсионного возраста, закрепленного в РФ (на 2019 год — 60 мужчины и 55 женщины). Далее возраст будет повышен.

Следует выделить особенности пенсионного обеспечения граждан Украины в РФ

В настоящий момент претендовать на получение российской пенсии по старости могут следующие категории украинских граждан: украинцы, имеющие ВНЖ; украинцы, получившие статус беженца. Пенсия людям, получившим статус беженца, назначается на срок действия выданного удостоверения. Граждане Украины, оформившие временное убежище в РФ, не могут рассчитывать на пенсию.

Чтобы с помощью вида на жительство оформить пенсию украинскому гражданину, нужно предоставить следующий набор документов: ВНЖ со штампом о регистрации; заявление о назначении пенсии; пенсионное дело и информацию о том, что выплаты пенсии на Украине остановлены. Если подобных документов на руках нет, то придется составить отдельное заявление. В нем пенсионер сам указывает срок прекращения выплат и обязуется выплатить сумму, переплаченную при назначении российской пенсии, если обнаружатся сведения о том, что указанный срок был занижен (например, пенсионер указал сроком последней выплаты ноябрь 2019 года, а из украинских пенсионных органов пришли сведения о выплате ему пенсии в декабре 2019).

Для тех украинских граждан с ВНЖ, которые впервые обращаются за пенсионным обеспечением, понадобится также СНИЛС, справки о стаже и среднемесячном заработке за любые 5 лет подряд до 1 января 2002 года. Срок рассмотрения заявления — от 10 дней до 3 месяцев. По результатам проверки документов заявителю либо назначат пенсию, либо аргументируют отказ. Если пенсию назначат, то начислению будут производиться со дня принятия заявления.

Одним из важных документов при реализации пенсионных прав переселенцев является Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. Пенсионное обеспечение граждан из этих государств осуществляется в порядке, предусмотренном указанным Соглашением.

Согласно статье 7 этого документа, в момент переезда пенсионера из одной страны СНГ в другую начисление пенсии по прежнему месту жительства останавливается, если подобного вида пенсия существует в новом государстве. Размер пенсионных выплат пересматривается в соответствии с законами нового места жительства.

Соглашение между странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС)

Российских граждан ждет изменение начисления трудового стажа для назначения страховой пенсии по старости. Об этом заявил Президент России Владимир Путин в ноябре 2019 г.

По словам главы государства, изменения внесет соглашение между странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Данный документ пропишет новые основания для зачисления трудового стажа для назначения пенсии.

Дело в том, что ранее россиянам не учитывали трудовой стаж, который они получали на территории других государств, входящих в данный союз. Однако теперь эта несправедливость будет устранена.

То есть стаж на территории данных стран (а в союз, помимо России, входят Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия) теперь будет учитываться при начислении пенсии. Отныне работнику будет начисляться весь трудовой стаж, который он получил, работая в любой из стран, входящих в союз.

Особый интерес это соглашение вызывает у иностранных граждан, переезжающих на постоянное место жительства в РФ.

Основные нарушения прав переселенцев и проблемы, возникающие у них при начислении пенсионных выплат:

    Определяющим обстоятельством для установления права на пенсионное обеспечение по российскому законодательству является место жительства в России.
    Лица, не имеющие регистрации по месту жительства, получают отказы в приеме заявлений на назначение любых видов пенсий. Усугубилось это положение после ужесточения законодательства за фиктивную регистрацию. Граждане, не имеющие собственного жилья, как правило, не могут зарегистрироваться по месту жительства в арендуемом жилье.

  • Пенсионные органы зачастую не все периоды работы, внесенные в трудовую книжку, засчитывают в трудовой стаж. Причины при этом различные: ошибки в записях персональных данных, дат, номеров приказов, отсутствие расшифровки росписи сотрудника, произведшего запись в трудовой книжке, отсутствие печати на титульном листе трудовой книжки и т.д. В результате люди могут вообще не набрать баллов для страховой пенсии. Основная масса пенсионеров–переселенцев получает минимальную пенсию.
  • Не принимаются документы, подтверждающие трудовой стаж и размер заработной платы, предоставляемые самими переселенцами. Нормативными актами определено , что заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
  • К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств – участников Соглашения от 13 марта 1992 г., также относятся:

    • справки, оформленные компетентными учреждениями (органами);
    • справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность;
    • архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства – участника Соглашения от 13 марта 1992 г.

    Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства – участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

    Вместе с тем, повсеместно производятся обязательные запросы в государства прежнего места жительства по проверке трудового стажа.

    Ответы на них ожидаются от 3-х до 6 месяцев. Зачастую ответы вообще не приходят. На основании этого заявителю могут отказать в начислении пенсии или начисляют минимальную пенсию, а то и социальную, если позволяет возраст.

    1. Проблематично оформить в РФ пенсии переселенцам, проработавшим в прежних государствах во вредных условиях и на тяжелой работе. Зачастую им приходится это делать только по суду.
    2. Не начисляются пенсии пострадавшим вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне. Это происходит в результате того, что удостоверения, выданные уполномоченными органами в Казахской ССР в России не признаются.
    3. Известны факты отказа в назначении пенсий по выслуге лет по педагогическому стажу. Пенсионный Фонд следует указанию Минтруда РФ об отказах, заявителям приходится обращаться в суд. Суды, как правило, поддерживают пенсионеров.
    4. Имеются проблемы при начислении пенсий бывшим военным, сотрудникам МВД, МЧС, органов госбезопасности. Так, например, военные пенсионеры имеют право получать и вторую (страховую) пенсию, но условия ее получения с 2015 года сильно ужесточились.
    5. При назначении пенсии гражданам России- переселенцам из-за рубежа не учитывается их стаж работы за пределами России после 1991г.
    6. Поступают жалобы, что часто в клиентских отделах Пенсионного фонда РФ не разъясняют порядок начисления пенсий.
    7. Многие потенциальные переселенцы пытаются получить консультацию в пенсионных отделах до переезда. Но им отказывают в проверке записей в трудовой книжке, что позволило бы исправить имеющиеся ошибки.
    8. Возникают проблемы у граждан РФ, постоянно проживающих определенные периоды за рубежом, получающих пенсии этих государств проживания и возвращающихся на ПМЖ в РФ. В случае задержки при подаче заявлений на назначение пенсий в РФ (например, из-за длительных сроков получения внутреннего паспорта РФ, регистрации по месту жительства, неточностей в документах и др.) им отказывают в начислении пенсии за период от последней выплаты пенсии за рубежом до момента обращения в РФ.
    9. Сотрудники пенсионного Фонда считают, что Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. необходимо пересматривать.

    Примеры:

    – Мать и дочь Г., участники Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников , проживающих за рубежом, переехавшие из г.Алматы в Воронежскую область в 2017 г. в течение 2-х лет не могут добиться получения пенсии( мать по возрасту , а дочь по инвалидности) т.к. имеют в Воронеже лишь регистрацию по месту пребывания.

    В Казахстане они выписаны на ПМЖ, о чем имеются подтверждающие документы. Регистрации в других регионах они не имеют. В РФ у них нет собственного жилья, никто их по месту жительства не хочет регистрировать. Первоначально в государственном учреждении – Управлении пенсионного фонда РФ в г. Воронеже у них приняли заявления, но потом вернули. Пенсионные дела, привезенные из Казахстана, находятся у гг.Г. на руках.

    – Муж и жена Р., переселенцы из Украины в Калужскую область- участники Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников , проживающих за рубежом, обратились 16.02.2016 г. государственном учреждении –Управлении пенсионного фонда РФ в г.Обнинск, Калужской области по вопросу назначения им пенсии по старости . Им было отказано в назначении пенсии по причине отсутствия у них регистрации по месту жительства в РФ и не предоставлении сведений о снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства.

    – В. Е.И., переселенка в Калужскую область из Сумской области Украины, участник «Государственной программы содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом». Имеет две трудовые книжки.

    23 июля 2018г. обратилась в Управление ПФР в Малоярославецком р-не с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. В решении УПФР отказались учесть трудовой стаж – 25 лет, записанный в трудовой книжке колхозника только на том основании, что на титульном листе отсутствует дата заполнения трудовой книжки. В самой трудовой книжке указана дата приема на работу, это и есть дата заполнения трудовой книжки. В любом случае, указанный недостаток при заполнении трудовой книжки не означает ее недействительность. И не дает права при назначении пенсии не учитывать 25 лет трудового стажа работы в колхозе.

    – Н.Т.В. – переселенка из Казахстана, г.Москва. Отказано в приеме документов на назначение пенсии по старости из-за отсутствия регистрации по месту жительства.

    – Д.В.В. – переселенец из Казахстана в г. Воронеж. Отказано в досрочном назначении страховой пенсии по льготному стажу. (Выиграно в суде).

    – Новосибирский областной суд изготовил решение по иску бывшего гражданина Казахстана Кузьмина И.М. к пенсионному фонду. Было доказано его право на льготную пенсию и на зачёт в трудовой стаж периодов работы в Республике Казахстан после 2002 г.

    – Л. Е.В.переселенке из Казахстана было отказано в назначении досрочной страховой пенсии. Она обратилась в суд с иском к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Новосибирска (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, указав в обоснование своих требований, что решением № ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд решил: Исковые требования Легаевой Елены Владимировны удовлетворить.

    – Д. Г. А., 1959 г.р. проработала в Казахстане с 1974 г. по 2017 г. В 2018 г. переехала в г. Хабаровск, как член семьи участника Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Размер пенсионных выплат составляет 6 666 руб. На данный момент подали документы на рассмотрение увеличения выплат до размера прожиточного минимума. Стаж работы был учтен только за период работы в СССР. 26 лет работы в Казахстане не засчитали.

    Справка подготовлена на основании обращений в исполком МОД «Форум переселенческих организаций»,
    в Институт стран СНГ и к депутату Госдумы РФ К.Затулину,

    Галина Рагозина, эксперт проекта

    Ноябрь 2019

    • Справка подготовлена в рамках проекта, реализуемого на средства Фонда президентских грантов

    Читайте также: