Периоды для страховой части пенсионного фонда

В соответствии с положениями части первой статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 -ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — Закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ) в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного Федерального закона, засчитываются иные (нестраховые) периоды, в том числе:

  1. период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;
  2. период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
  3. период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности;
  4. период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
  5. период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
  6. период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
  7. период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
  8. период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности;
  9. период, засчитываемый в страховой стаж в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности;
  10. период, в течении которого лица, необоснованно привлеченные к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированные, были временно отстранены от должности (работы) в порядке установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Периоды, предусмотренные частью 1 статьи 12 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Сумма коэффициентов (∑ НПi), определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в статье 12 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, учитывается при расчете величины индивидуального пенсионного коэффициента.

При этом частью 12 статьи 15 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ предусмотрено, что коэффициент за полный календарный год иного засчитываемого в страховой стаж периода (НПi), предусмотренного пунктами 1 (прохождение военной службы по призыву), 6-8 и 10 части 1 статьи 12 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, а также периодов службы и (или) иной деятельности (работы), предусмотренных Федеральным законом от 04.06.2011 № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан», составляет 1,8.

Коэффициент за полный календарный год иного периода (НПi), предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 12 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ составляет:

  1. 1,8 — в отношении периода ухода одного из родителей за первым ребенком до достижения им возраста полутора лет;
  2. 3,6 — в отношении периода ухода одного из родителей за вторым ребенком до достижения им возраста полутора лет;
  3. 5,4 — в отношении периода ухода одного из родителей за третьим или четвертым ребенком до достижения каждым из них возраста полутора лет.

В случае, если периоды ухода, указанные в пунктах 1-3, совпадают по времени, коэффициент за полный календарный год указанных периодов определяется как сумма коэффициентов.

В случае, если продолжительность иного периода в соответствующем календарном году (в том числе иных периодов, предусмотренных пунктами 1-3, совпадающих по времени) составляет менее полного года, коэффициент определяется исходя из фактической продолжительности соответствующего иного периода. При этом один месяц иного периода составляет 1/12 часть коэффициента за полный календарный год, а один день — 1/360 часть коэффициента за полный календарный год.

Кроме того, по выбору застрахованного лица, за отдельные «нестраховые» периоды, имевшие место до 01.01.2015, может быть произведено возмещение уплаты сумм страховых взносов в порядке, определяемом Федеральным законом от 21.03.2005 № 18-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22.07.2008 № 146-ФЗ). Кчислу таких «нестраховых» периодов относятся:

  • период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более четырех с половиной лет в общей сложности;
  • период прохождения военной службы по призыву;
  • период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
  • период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
  • период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, но не более пяти лет в общей сложности.

При этом перечисленные «нестраховые» периоды подлежат возмещению при условии, что они не включены в общий трудовой стаж в целях исчисления расчетного размера пенсии, а следовательно, при конвертации пенсионных прав гражданина в расчетный пенсионный капитал в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», применяемого при определении страховой части трудовой пенсии по состоянию на 31.12.2014 года.

Сумма возмещения уплаты страховых взносов определяется путем умножения стоимости страхового года на продолжительность «нестраховых» периодов, при этом один месяц считается как 1/12 года, а один день — как 1/30 месяца.

Стоимость страхового года начиная с 2005 года (вступление в силу Федерального закона от 21.03.2005 № 18 -ФЗ) ежегодно утверждалась постановлениями Правительства Российской Федерации.

Для исчисления суммы возмещения в целях определения размера страховой части трудовой пенсии по состоянию на 31.12.2014 применяется стоимость страхового года на 2014 год, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 № 57 в размере 17328 рублей 48 копеек.

Не все люди предпенсионного возраста осведомлены о том, что такое страховая пенсия и когда она назначается. Ее назначение конкретному лицу в РФ допускается если:

  • у заявителя есть определенный трудовой стаж;
  • заявитель набрал требуемое число баллов (16,2 на 2019 г. и 30 на 2025 г.);
  • достиг пенсионного возраста.

Что такое страховая пенсия?

Под этим государственным пособиям понимаются страховые выплаты, которые начисляются каждый месяц гражданам РФ, которые подходят под определенные критерии их назначения. Выплаты такого типа призваны компенсировать зарплату и другие виды вознаграждений лицам, которые утратили свою трудоспособности (по возрасту, из-за получения инвалидности, из-за смерти кормильца).

Страховое пособие включает две основные составляющие: страховую и законодательно зафиксированную. Начисления в дальнейшем формируются на основе взносов, которые делаются предприятием, фирмой, муниципальным учреждением, где трудился нынешний пенсионер, в размере 22% от зарплаты. Назначение выплат выполняется на основе уплаченных организацией взносов за своего сотрудника.

Важно! С 2014 г. накопительную часть «заморозили», благодаря чему 22%, перечисляемых работодателем, пошли исключительно в страховую.

Льготная страховая пенсия по старости назначается определенным категориям граждан до того, как они достигнут пенсионного возраста. Для этого назначения требуется, чтобы человек обладал достаточным рабочим стажем в определенной сфере деятельности или имел социальный статус, позволяющий стать пенсионером по старости досрочно. Условия назначения страховой пенсии по старости прописаны в федеральном законодательстве.

Назначение льготной страховой досрочной пенсии по старости осуществляется в отношении следующих лиц:

  • лица, работающие в трудных, серьезных, опасных для здоровья и жизни условиях;
  • лица, работающие в северных регионах страны (в иных районах, профессиональная деятельность и жизнь в которых считается непростой);
  • лица, обладающие определенным социальным статусом.

Досрочное получение страховых выплат не отменяет возможности пенсионеру оставаться на рабочем месте и продолжать профессиональную деятельность.

В чем разница между трудовой и страховой пенсией?

Несколько лет в РФ действует обновленный порядок начисления страховых выплат по старости. Формируются они также по-новому.

  • Страховой стаж. Представлен общей продолжительностью профессиональной деятельности человекa. Регистрацией сроков, количества отработанного времени занимается Пенсионный фонд. Стаж включает в себя периоды, когда происходило начисление и уплата взносов в ПФР.
  • Трудовой стаж. Состоит из временных периодов, когда человек вел профессиональную рабочую деятельность, принимал участие в общественной деятельности до начала 2002 г. Им пользуются граждане, которые трудились до 2002 г.

Важно! Длительность страхового стажа законодатели изменили с 5-ти до 15-ти лет, а понятие «трудовой пенсии» из действующих актов и регламентов попросту убрали.

Разновидности страховых пенсий и условия их назначения

Ежемесячная денежная выплата закреплена в законодательстве. Она выплачивается ряду категорий граждан за счет средств ПФР. В понятие страховой пенсии входит несколько видов таких выплат. Их назначение осуществляется в определенных ситуациях.

Говоря о том, кому положена вторая страховая пенсия, то стоит выделить военнослужащих. Право на такую страховую пенсию имеют работники, состоящие в штате структур Минобороны РФ, МВД, ФСБ и других силовых ведомствах.

По старости

Пенсионные выплаты, начисляемые гражданам, из-за возраста утратившие свою работоспособность. Назначение возможно, если человек достиг нужного возраста, имеет минимальное число баллов, стаж. Это единственные условия получения пенсии по старости в России.

Начисления по старости на общих основаниях выплачиваются всем лицам, выполнившим описанные выше условиях.

По инвалидности

Ее назначение актуально для граждан, имеющих ограничения по работе из-за инвалидности (возраст значения не имеет).

Назначение выплат происходит вне зависимости от:

  • общей длительности стажа;
  • причин возникновения проблем со здоровьем.

Если у человека отсутствует стаж, то компетентные органы назначают выплаты по инвалидности на основании №166-ФЗ от 15.12.01. г. Величина выплат устанавливается в зависимости от категории инвалидности, возраста заявителя и других факторов, которые зачастую определяются региональными законодательными актами.

Важно! Пенсионные денежные средства также выплачиваются детям-инвалидам. Оформление начислений обычно происходит на мать ребенка. Интересно, что размер выплат выше, чем для взрослых людей с ограниченными возможностями.

По потере кормильца

Назначение страховых пенсионных начислений такого типа происходит в отношении близких погибшего кормильца, которые ранее состояли на его иждивении и являются нетрудоспособными на данный момент.

Если говорить о том, кому положена такая пенсия, стоит привести следующие условия, которые необходимо соблюсти для получения пенсионных начислений:

  • ранее состоять на иждивении погибшего кормильца (последний должен быть застрахован к моменту смерти);
  • доход умершего лица должен быть основным и постоянным источником содержания лиц, находящихся на иждивении.

Важно! Иждивение детей умерших родителей не нуждается в доказательстве, если они не достигли совершеннолетия. Совершеннолетние дети обязаны доказать, что находились на иждивении умерших родителей.

Если совершеннолетний потерял кормильца, на иждивении которого находился, он обязан представить в ПФ России документы, которые бы подтвердили, что умерший содержал его (справка об учебе в очной форме в образовательном заведении и т. д.).

Как определяется размер страховой пенсии?

С 2019 г. индексировали страховую часть на 7,05%. В итоге величина обязательной выплаты составила 5334 р. 19 коп.

Минимальный размер пенсионных начислений, которые должен получать каждый пенсионер, законодательно не закреплен, однако он не меньше, чем прожиточный минимум для людей пенсионного возраста (варьируется от одного региона к другому). Оформление документов на выплату страховой пенсии по старости осуществляется в ПФ России, куда нужно сдать пакет документации.

Максимальная пенсия по старости не имеет верхнего возможного порога. Величина пенсионных выплат находится в зависимости от следующих параметров:

  • возраст гражданина, когда он был отправлен на пенсию;
  • трудовой стаж;
  • величина оклада во время работы;
  • количество пенсионных отчислений от работодателя за всё время работы и т. д.

Говоря о том, что такое страховая пенсия для граждан РФ по старости, отдельно нужно сказать о калькуляторе, которым можно воспользоваться на веб-ресурсах Минтруда и ПФР . Посредством этого сервиса застрахованные лица имеют возможность выполнить расчет предполагаемых начислений.

Важно! Основной минус данного сервиса – его неточность (предполагается прогнозирование суммы с учетом различных параметров). Поэтому результаты расчетов и реальные показатели наверняка будут различаться.

Размер страховой части трудовой страховой пенсии по старости, по закону, определяется по следующей формуле:

Чтобы получить примерные значения будущих выплат, рекомендуется воспользоваться специальным калькулятором, который представлен на порталах ПФ России и Минтруда РФ.

Порядок оформления пособия

Министерство Труда РФ в 2019 г. выступило с заявлением, что люди пенсионного возраста, которые официально трудоустроены, не смогут рассчитывать на получение социальных выплат. Все начисления будут автоматически прекращены, начиная с 1-го числа месяца, который следует за тем, в котором человек была трудоустроен. Трудоустроенные пенсионеры не будут при этом лишены возможности получения страховой части.

Если говорить о том, кто имеет право на получение страховой пенсии по старости, стоит опираться на №3401-1 ФЗ, где подробный перечень подобных лиц не приведен. Это означает, что установление такого права на получение пенсионных начислений происходит в отношении всех лиц, которые располагают основаниями для их получения, вне зависимости от социального положения и иных факторов. К этой группе лиц относятся граждане России, иностранцы, лица без гражданства.

Где можно оформить?

По условиям назначения страховой пенсии по старости все лица, которые имеют права на ее получение, располагают возможностью в любой момент после получения права обратиться с заявлением в компетентные органы.

Заполненное заявление и документацию можно сдать:

  • в отделение Пенсионного фонда (в соответствии с регистрацией или фактическим местом жительства);
  • в многофункциональный центр (МФЦ).

Заявление с документами могут сдать: сам пенсионер, доверенный представитель, работодатель. Возможна и онлайн-подача заявки на назначение начислений по старости через сайт ПФ России.

Необходимые документы и заявление

Оформляя заявление на назначение пенсии по труду и по старости необходимо представить в МФЦ или ПФ России следующие документы:

  • удостоверение личности. нова начинает отсчитываться 10 рабочих дней;
  • документация, которая подтвердит рабочие периоды или иной деятельности;
  • бумаги о среднем заработке за 5 лет до 01.01.2002 г;
  • иная документация, которая требуется, чтобы подтвердить дополнительные обстоятельства.

После подачи заявления сотрудники ПФ России обязаны в течение 3-х месяцев дать разъяснения о необходимости предоставления всего необходимого пакета документов.

Сроки обращения и назначения

Чтобы после подачи заявления произошло назначение начислений по старости, требуется, чтобы были соблюдены некоторые условия:

  • достижение пенсионного возраста;
  • страховой стаж. В 2019 г. необходимо 10 лет стажа (его увеличат постепенно до 15-ти лет к 2024 г.);
  • наличие 30-ти коэффициентов (необходимо 16,2 в 2019 г.). Ежегодно этот показатель повышается на 2,4 балла, чтобы достигнуть максимума в 30 баллов к 2025 г.

ПФ России обязан рассмотреть заявление относительно назначения страховой пенсии по старости за 10 суток с момента подачи заявителем документов. Если от заявителя потребуется сдача дополнительной документации, сотрудники ПФР обязаны сразу уведомить его об этом. В этой ситуации, с момента подачи последнего документа, снова начинает отсчитываться 10 рабочих дней.

Краткое содержание:

Рассчитывая размер пенсии по ответам, которые ПФР предоставляет гражданам по их заявлениям, я иногда просто ужасаюсь.

С одной стороны, обычно всё написано так красиво и грамотно с их точки зрения, просто супер. С другой стороны так хитро завуалировано неправильное применения закона, что берет оторопь. Правильно, на то они и держат штат юристов, чтобы прикрывать то тут, то там, несоблюдение закона в том виде, как он написан. Очень уж любят они трактовать законы по своему усмотрению!

Вопросов задают люди огромное количество, но сегодня хочу отдельно остановиться на таком утверждении работников Пенсионного фонда о том, что они не учитывают стаж после 2002 года.

Думаю, Вы понимаете, что это профанация пенсионного законодательства, которая на мой взгляд заключается в следующем:

КОМУ НУЖЕН СТАЖ 2002-2014 ГОДОВ?

В первую очередь, конечно, тем, кто вышел на пенсию именно в эти годы, то есть полностью подпадает под действие 173 ФЗ.

Понятно, что стаж до 2002 года года необходим всем для расчета пенсионного капитала, заработанного гражданином в течение действия 340-1-ФЗ, потому что тогда такого понятия, как пенсионный капитал просто не существовало.

А зачем же учитывать стаж 2002-2014 года, если в течение этого периода для определения размера страховой части пенсии учитываются только уплаченные страховые взносы, сведения о которых поступают в базу данных ПФР и там уже учитываются на лицевых счетах?

Постараюсь объяснить "на пальцах". Во-первых, одним из условий возникновения права на трудовую пенсию по старости по 173 ФЗ является наличие на дату достижения общеустановленного пенсионного возраста не менее 5 лет страхового стажа. Причем для тех, кто выходил в этом общеустановленном тогда возрасте 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин именно на пенсию по старости, именуемую нынче социальной, требовалось наличие только этого стажа. И, согласитесь, совершенно неважно, в какой период этот стаж был приобретен, до 2002 года или после. Совершенно понятно, что наличие пяти лет неважно в какой период приобретенного стажа, даст право (но все-таки даст) на назначение пенсии пусть и в минимальном размере.

Если человек обращался за назначением страховой (заработанной потом и кровью) пенсии по достижении возраста, установленного законом, стаж как до 2002 года, так и после все-таки давал право на различные преференции. Например, до 2002 года его стаж составил более 20 лет, если это женщина, или более 25 лет, если это мужчина. Тогда его Стажевый коэффициент СК должен быть повышен на 1 % за каждый год свыше этого стажа. Хочу обратить Ваше внимание на то, что это касается в первую очередь на тех, кто не имеет никаких льгот, то есть выходит на пенсию в общеустановленном возрасте.

173 ФЗ как бы отменил значимость трудового стажа, обозвав его страховым, так как на величину страховой части назначаемой пенсии влияет только сумма уплаченных страховых взносов, которые индексируются, так же, как и пенсии. Пока действовал 173 ФЗ, расчеты ПФР не содержали расчета количества пенсионных баллов вплоть до 2014 года, рассчитывалась страховая часть пенсии, к которой добавлялась фиксированная выплата, гарантированная государством, в результате чего высчитывался размер страховой пенсии конкретного гражданина. Размер социальной пенсии, думаю Вы знаете, устанавливается государством.

И вроде бы, причем тут стаж, если в этот период имеют значение только взносы.

А стаж, причем общий страховой стаж, приобретенный гражданином на дату обращения за пенсионным обеспечением по 173 ФЗ напрямую влияет на увеличение или уменьшение той самой фиксированной выплаты.

Приведу полностью три пункта 14 статьи, и расскажу, как же это должно работать.

17. Устанавливаемый гражданам фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости (пункт 2 настоящей статьи) за каждый полный год страхового стажа, превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости впервые, а для граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 - 28 настоящего Федерального закона, на день достижения возраста, предусмотренного пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, увеличивается на 6 процентов. (подчеркнуто для досрочников)

18. Устанавливаемый гражданам фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости (пункт 2 настоящей статьи) при наличии страхового стажа, не достигающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин (за исключением граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 - 28 настоящего Федерального закона), уменьшается на 3 процента за каждый полный год, недостающий до 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин.

19. В страховой стаж, указанный в пункте 17 настоящей статьи, засчитываются периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, и периоды, предусмотренные подпунктами 1 (в части периода прохождения военной службы по призыву), 3 и 6 -8 пункта 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 11 настоящего Федерального закона.

В страховой стаж, указанный в пункте 18 настоящей статьи, засчитываются периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, и периоды, засчитываемые в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности и предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 11 настоящего Федерального закона.

На чем же нужно заострить внимание?

Эта норма была введена в 173 ФЗ федеральным законом от 2009 года № 213-ФЗ. Но применяться она начинает с 1 января 2015 года. Это установлено в статья 37 часть 3 этого, 213-ФЗ,закона. С одной стороны с этой же даты - 1 января 2015 года - вступил в силу нынешний 400 ФЗ, который отменил действие предыдущего пенсионного законодательства. Да, отменил, но только не в части применения норм расчета трудовых пенсий. А статья 14 - это как раз и есть та статья, которая имеет именно такое название "Размеры трудовых пенсий по старости". То есть во взаимодействии нового законодательства с предыдущим, нормы 173 ФЗ, регулирующие исчисление пенсий действуют в части, не противоречащей 400 ФЗ. Именно это и зафиксировано в 36 статье действующего законодательства, определяющий его вступление в силу, а именно:

ч. 3. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

И, обратите внимание, исчисление не страховой части пенсии, а именно ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ. А трудовая пенсия по предыдущему закону как раз и состоит из страховой части и фиксированной выплаты, что зафиксировано в одной действующей на сегодняшний день статье 14 173 го закона..

Получается, что на сегодняшний день из всех норм 173-ФЗ однозначно в соответствии с 400-ФЗ должны применяться и применяются, но в усеченном ПФР виде, нормы статей:

14. Размеры трудовых пенсий по старости

29.1. Сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости)

30. Оценка пенсионных прав застрахованных лиц

30.1. Валоризация величины расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного при оценке его пенсионных прав

30.2. Определение размера трудовой пенсии с учетом суммы валоризации

ВЫВОД - моё личное мнение:

Те, кто вышел на пенсию в период действия 173 ФЗ, имея большой страховой стаж (больше 25 лет для женщин, и больше 30 лет для мужчин) имеют полное право на применение с 1 января 2015 года нормы статьи 14, зафиксированной в п. 17 на увеличение фиксированной выплаты на 6% за каждый год сверх указанного (25 и 30 лет) общего страхового стажа.

Остаётся висеть в воздухе такой вопрос: а те, кто вышел на пенсию до введения в действие 173-ФЗ, имеют право на такое же увеличение фиксированной выплаты. А это мы попробуем разобрать, получив ответ из ПФ о том, как рассчитаны пенсии моих родителей. Думаю, это будет нескоро.

В следующей статье я расскажу о жизненной ситуации одной из моих подписчиц, которой ПФР ухитрился применить понижающий коэффициент при расчете пенсионного капитала аж два раза.

Итак, если Вы сомневаетесь, что Вам правильно начислили пенсию и сомневаетесь в правомерности действий работников ПФ РФ, подписывайтесь на мой канал, читайте, понимайте, примеряйте на себя, спрашивайте в комментариях, если что-то осталось непонятым. Обязательно отвечу. А пока давайте переварим ту информацию, которую я проанализировала в этой и предыдущих статьях, а потом попробуем побороться за достойную пенсию! Вместе мы это сможем!

Люди, работающие неофициально, часто слышат от своих знакомых, что лучше быть официально работающим. Подобное мнение обуславливается накоплением страхового стажа, напрямую влияющего на величину пенсионных выплат. Проверить его можно как по СНИЛС, так и через ПФР.

Страховой стаж – что это такое

Бесплатно по России


Данный показатель представляет собой сумму периодов работы гражданина на протяжении жизни, за которые делались отчисления.

Он накапливается лишь тогда, когда работодатель уплачивает взносы. Для этого нужно быть официально трудоустроенным.

Если гражданин не работает, так как является безработным, болеет, ухаживает за малышом, данные периоды не засчитываются.

С 01.01.2015 г. величина страхового пенсионного обеспечения зависима от индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК). ИПК – суммарные баллы, которые были начислены россиянину за весь период его трудовой деятельности. Начисление ИПК производится каждый год. Если россиянин не был трудоустроен, то и начисления ИПК не происходит.

Тут можно заметить, как выработка влияет на пенсионные выплаты. Чем больше выработка россиянина, тем большее количество ИПК он получит. Если до 2015 г. величина пенсионных выплат сильнее зависела от размера страховых отчислений, которые наниматели уплачивали в Пенсионный фонд за сотрудника, то сегодня пенсия больше зависит от количества ИПК. Чем выше была зарплата россиянина и чем больше лет от проработал, тем больше ИПК накопится.

Какой нужен для выхода на пенсию

После проведения пенсионной реформы 2015 г., условия оформления страхового пенсионного обеспечения по возрасту ужесточились. Если до 2002 г. оформление пенсионных выплат не имело зависимости от выработки, то, когда начал действовать законопроект «О трудовых пенсиях», страховые пенсионные выплаты стали оформлять лишь при наличии хотя бы пятилетней выработки.

Чтобы уйти на пенсию в 2019 г., требуется накопить минимум десятилетнюю выработку. Раз в 12 месяцев данный показатель станет повышаться на единицу, вплоть до 2025 г.

От того, насколько активно гражданин занимался трудовой деятельностью до выхода на пенсию, зависит, будет ли ему назначена страховая пенсия, каков будет размер выплат. При этом выработка необходима для подсчета как пенсионного обеспечения, так и пособий по неработоспособности.

В зависимости от его длительности, величина пособия по нетрудоспособности может равняться:

  • 60 процентам от средней зарплаты;
  • 80 процентам;
  • 100 процентам.

Порядок расчета периодов трудовой деятельности для обоих случаев разнится, зависит от рассматриваемых периодов. Для оформления и расчета пенсионного обеспечения выделяют общий и специальный страховой стаж.


Различия страхового стажа и трудового

Общий страховой стаж также называется трудовым. Он равняется длительности периодов трудовой деятельности россиян, во время которых работодатель делал отчисления в ПФР. При этом трудовая деятельность гражданина должна быть зафиксирована в трудовой книжке, оформляемой на каждого трудоустроенного сотрудника. По ней возможно посчитать длительность трудового стажа для подсчета оформляемой пенсии по старости.

Трудовой стаж отличается от страхового тем, что включает в себя исключительно те периоды, которые человек был официально трудоустроен. В страховой стаж еще входят периоды, отличающиеся от официального трудоустройства.

Какие периоды входят

Итак, было установлено, что в страховой стаж обязательно входят периоды официального трудоустройства гражданина. Также в него засчитываются периоды, когда россиянин:

  • служил в армии;
  • получал пособие, так как был временно нетрудоспособен;
  • ухаживал за сыном/дочерью, при этом ребенок не достиг полутора лет;
  • получал пособие безработным, выполнял оплачиваемые общественные работы, переезжал в другой населенный пункт, чтобы трудоустроиться по направлению от центра занятости;
  • сидел в тюрьме, но при этом сумел доказать собственную невиновность и то, что его необоснованно заключили под стражу;
  • ухаживал за лицом с инвалидностью 1-й категории, несовершеннолетним с инвалидностью, лицом престарелого возраста (более 80 лет);
  • жил в населенном пункте, где не мог трудоустроиться максимум 5 лет (для супруг военных);
  • проживал в иностранном государстве максимум 5 лет (для мужей/жен россиян, которые работают в диппредставительствах и посольствах России).
  • учеба в высших учебных заведениях, но есть ограничения.

Перечисленные периоды засчитываются в выработку, если до и после них гражданин хотя бы 1 день был официально трудоустроен.


Как узнать по СНИЛС и в ПФР свой период

Людям, желающим проверить свой страховой стаж, самоличное посещение учреждения Пенсионного фонда кажется наиболее сложным методом. Однако если онлайновые сервисы почему-либо недоступны, то придется идти в ПФР. Необходимо захватить с собой паспорт, СНИЛС. После того, как ваша личность будет подтверждена, работник ПФР поможет составить ходатайство на запрос информации. Ответа придется ждать примерно 10 суток.

Люди, предпочитающие использовать интернет, а не ходить по государственным учреждениям, могут проверить свою выработку посредством сайта государственных услуг либо веб-сайта Пенсионного фонда РФ.

Для того чтобы получить сведения, требуется зарегистрироваться на портале госуслуг, осуществить заполнение анкеты. Понадобится написать:

  • данные паспорта;
  • дату рождения;
  • телефонный номер;
  • СНИЛС.

Кроме заполнения анкеты, нужно выполнить верификацию. Сделать это можно в подразделении Пенсионного фонда, через почтовое отделение, посредством универсальной электронной карты. Сделать это нужно один раз, чтобы в дальнейшем иметь беспрепятственный доступ ко всем государственным услугам.

Выберите соответствующую услугу, заполните специальную форму. Сведения, которые вы запрашиваете, размещены на серверном оборудовании Пенсионного фонда, поступят к вам после проверки.

Страховой стаж по СНИЛС также можно проверить через сайт ПФР:

  1. Войдите в свой профиль, используя данные с сайта госуслуг.
  2. Выберите услугу, после этого вам будут показаны сведения о накопленном стаже.

Кроме того, вы увидите количество ИПК.

Также сведения по личному страховому стажу каждый гражданин может получить по месту работы. Отдел кадров или иное подразделение выдает документ на основании данных из трудовой книжки.

Образец справки о трудовом стаже:


Как рассчитать

Порядок расчета страхового стажа регламентируется ст. 13 ФЗ номер 400. В нем предусматривается следующее:

  • расчет производится по календарному принципу;
  • самозанятые либо работающие по контракту с физлицом граждане накапливают стаж, если уплачивали отчисления в Пенсионный фонд;
  • если гражданин оформил пенсионное обеспечение в другой стране, использовав определенные периоды трудовой деятельности, то в России эти периоды больше нельзя применять;
  • люди, которые имеют стаж, полученный до изменений 2015 г., вправе решить, как рассчитывать его – по новым законам либо по старым.

Периоды трудовой деятельности после внедрения индивидуального учета и СНИЛС подлежат автоматическому подтверждению на основе информации, которая зафиксирована на лицевом счете россиянина.

Формула подсчета элементарная. Все периоды, которые можно засчитать в выработку, складываются. Полученный результат и будет страховым стажем.

Пример расчета

Анна была официально трудоустроена 20 лет. За период трудовой деятельности она родила 2 детей, с каждым из которых была в декрете 36 месяцев.

После этого Анна стала индивидуальным предпринимателем и проработала в качестве ИП 7 лет. При этом из этих 7 лет она 2 года работала по совместительству.

Ее выработка будет рассчитываться так:

  1. Выработка при уходе за ребенком засчитывается лишь 1-е полтора года. За 2 декретных отпуска Анна накопила 3 года стажа.
  2. Если человек трудится по совместительству, являясь индивидуальным предпринимателем, выработка не засчитывается, так как нет перечислений в ПФР.
  3. Суммируем разность 20 и 3 с разностью 7 и 2. В результате получается, что Анна накопила 22 года выработки.

Главным документом, который подтверждает периоды труда, до сих пор считается трудовая книжка. Информация, отраженная в документе, проверяется сотрудниками Пенсионного фонда РФ и учитывается при расчете стажа (если работодатель делал отчисления в ПФР). Если гражданин удовлетворяет требованиям к минимальному стажу, то ему назначается страховое пенсионное обеспечение, размер которого зависит от продолжительности трудовой деятельности и заработка.

Полезное видео

В видео — небольшая наглядная инструкция о том, как узнать свой страховой стаж посредством интернет-ресурсов:

В некоторых случаях пенсионеру может быть выгоден перерасчет назначенной ему до 2015 года страховой пенсии в соответствии с имеющимися у него нестраховыми периодами.

Итак, к нестраховым периодам, за которые предусмотрено начисление пенсионных баллов, относятся:

​ уход одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более 6 лет в общей сложности;

​ прохождение военной службы по призыву;

​ уход, осуществляемый трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;

​ проживание супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;

​ проживание за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности;

​ временное отстранение от должности (работы) в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированных;

​ служба и (или) деятельность (работа), предусмотренные Федеральным законом от 04.06.2011 № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан»: прохождение гражданами Российской Федерации, военной службы, службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, иной службы или осуществление деятельности (работы), в период которой на них не распространялось обязательное пенсионное страхование, уволенными с указанной службы (работы) начиная с 1 января 2002 года и не приобретшими право на пенсию за выслугу лет, на пенсию по инвалидности или на ежемесячное пожизненное содержание, финансируемые за счет средств федерального бюджета.

Кто имеет право на перерасчет пенсии с учетом нестраховых периодов

Порядок формирования пенсионных прав и расчета страховой пенсии, введенный с 2015 года, позволяет повысить размер назначенной страховой пенсии некоторым пенсионерам, имеющим преимущественно «советский» стаж, путем ее перерасчета в соответствии с имеющимися нестраховыми периодами, которые у гражданина были учтены по старым правилам (через оценку пенсионных прав или исходя из стоимости страхового года) либо при совпадении их с работой учтены как страховые периоды. Прежде всего, на такой перерасчет могут рассчитывать пенсионеры, которые имеют двух и более детей, а также те, у кого была невысокая заработная плата и (или) непродолжительный трудовой стаж. В ряде случаев нестраховые периоды по уходу за детьми дают таким пенсионерам больше пенсионных баллов, чем произведенный зачет в их стаж пенсионных прав исходя из зарплаты.

Стоит учитывать, что за перерасчетом пенсии следует обращаться только тем гражданам, кому она была назначена до 2015 года. При исчислении пенсий, назначаемых по новой пенсионной формуле с 2015 года, по закону учитывается наиболее выгодный вариант, поэтому в их перерасчете нет необходимости.

Если в результате перерасчета пенсии, в соответствии с имеющимися нестраховыми периодами ее размер уменьшается, перерасчет не производится.

Куда обратиться и какие документы представить

Перерасчет размера страховой пенсии по старости и по инвалидности в соответствии с нестраховыми периодами происходит по заявлению пенсионера, которое ему (или его представителю) необходимо подать в территориальный орган ПФР, осуществляющий выплату пенсии (то есть по месту нахождения выплатного дела пенсионера), МФЦ или в электронной форме через портал госулуг.

- заявление на перерасчет;

- документ, удостоверяющий личность (паспорт гражданина РФ, заграничный паспорт гражданина РФ, служебный паспорт гражданина РФ, дипломатический паспорт гражданина РФ);

- документы, подтверждающие нестраховые периоды, засчитываемые в страховой стаж, если они отсутствуют в выплатном деле получателя пенсии.

К примеру, период ухода за ребенком подтверждается свидетельством о рождении, свидетельством об установлении отцовства, справками о рождении, об установлении отцовства, выданными органами записи актов гражданского состояния, документами (сведениями) органа записи актов гражданского состояния, полученными по запросу территориального органа ПФР в рамках межведомственного взаимодействия. При этом дата окончания периода ухода за ребенком (с учетом достижения ребенком возраста полутора лет) подтверждается свидетельством о рождении ребенка, содержащего отметку о выдаче паспорта, паспортом ребенка, документом о вступлении ребенка в брак (свидетельство о браке, свидетельство о расторжении брака, справками о браке, о расторжении брака, выданными органами записи актов гражданского состояния), свидетельством о смерти, справками жилищных органов о совместном проживании до достижения ребенком возраста полутора лет, документами работодателя о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Если заявление о перерасчете пенсионер подает в электронной форме через портал госуслуг, не позднее 5 рабочих дней со дня подачи электронного заявления пенсионер обязан представить в территориальный орган ПФР, осуществляющий выплату пенсии, необходимые документы, отсутствующие в выплатном деле, обязанность по представлению которых возложена на заявителя. При этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не представляется. Если такие документы не будут представлены в установленный срок, заявление о перерасчете размера пенсии, поданное в форме электронного документа, не подлежит рассмотрению.

В какие сроки будет произведен перерасчет

Перерасчет размера пенсии производится с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера его страховой пенсии в сторону увеличения, если на то есть основания.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читайте также: