Перспективы карьерного роста в пенсионный фонд

Меня зовут Светлана, я живу и работаю в Санкт-Петербурге. У меня две основные занятости: дома я заботливая жена и мама дочки, на работе – главный специалист-эксперт Управления Пенсионного фонда РФ .

После окончания университета, как и многие выпускники, задумалась о практическом применении высшего образования. Нужна была работа. Пенсионный фонд находился в пешей доступности от моего дома. По высланному резюме пригласили на собеседование. Тогда мне было 23 года.

Сейчас мне 30. За эти годы из неопытной молодой выпускницы я превратилась в профессионала своего дела. Хочу поделиться своим опытом работы с другими.

🔥 Пожалуйста, подпишитесь на мой канал перед тем, как продолжить. Спасибо!

Профессия

Диплом о высшем образовании я получала в Санкт-Петербургском государственном университете кино и телевидения на факультете массовых коммуникаций. Специальность – государственное и муниципальное управление .

Обучение длилось 5 лет, выпускались мы специалистами. Определяющим фактором моего выбора было поступление на бюджетное обучение .

  • делопроизводство;
  • экономику;
  • право;
  • бухгалтерский учёт;
  • психологию.

Данные навыки нужны для работы в любом государственном учреждении и на многих предприятиях.

В Санкт-Петербурге управленцы востребованы. Но и конкуренция на вакантные должности большая . Чтобы молодому специалисту устроиться на место с достойным заработком, приходится много трудиться на низких должностях, чтобы зарекомендовать себя.

Опыт работы в Пенсионном фонде России

В организацию я пришла молодым специалистом, поэтому главная цель трудоустройства – получение опыта. Меня взяли на должность ведущего специалиста-эксперта клиентской службы.

На 2019 год мой стаж составляет 7 лет и 3 месяца. Работаю теперь на должности главного специалиста-эксперта клиентской службы.

Отдел

Клиентская служба – это «горячая точка» Пенсионного фонда, так как сотрудники отдела занимаются приёмом граждан по пенсионным вопросам . Работать с людьми тяжело, особенно с теми, кто достиг пенсионного возраста.

Сотрудник клиентской службы должен обладать такими качествами, как :

  • стрессоустойчивость;
  • вежливость;
  • грамотная речь;
  • ответственность;
  • умение быстро принимать решения.

Должностные обязанности включают в себя :

  • Приём заявлений и консультация граждан.
  • Обеспечение электронного документооборота.
  • Ведение базы данных.
  • Приём жалоб и писем.

Заработная плата

Зарплата в Пенсионном фонде формируется из оклада и надбавок.

Работники, которые только устраиваются в фонд, проходят испытательный срок 3 месяца, оплата небольшая – около 13000 руб .

Моя зарплата такова: оклад – 4541.00 руб.

  • за выслугу лет;
  • за квалификацию;
  • за особые условия;
  • за сложность, напряженность;
  • компенсация на питание и проезд;
  • месячная премия.

В итоге за месяц сумма составляет – 22864 руб.

Квартальная премия выплачивается в размере 10000-13000 руб.

Высокие премии выплачивают в конце года около 50000 руб.

Плюсы и минусы работы

Идеальных организаций не существует, у каждой найдутся свои достоинства и недостатки.

Достоинствами работы в Пенсионном фонде являются :

  • Социальный пакет.
  • Заработная плата выплачивается каждый месяц без задержек.
  • Стабильность.
  • Достаточно дружный коллектив.

Недостатки таковы :

  • Тяжёлый труд . На приёме населения приходится принимать на себя много негатива каждый день.
  • Рабочий процесс организован непродуктивно . Начальство принимает решения, которые только усложняют работу.
  • Ненормированный рабочий день . Часто приходится задерживаться из-за больших объёмов работы.
  • Плохое техническое обеспечение персонала . Старая компьютерная и оргтехника.
  • Из-за большой нагрузки приходится работать с документами в выходной .
  • Текучка кадров . Работников не хватает, зачастую один человек работает за двоих.

Я бы хотела развеять один распространённый миф, связанный с организацией. Многие граждане полагают, что работа в пенсионной системе – это госслужба. Так вот, это не так . Статусом госслужащего обладает только начальник управления.

Вам понравилась статья? Пожалуйста, поставьте лайк 👍 или напишите комментарий. Мне будет приятно . 🙏

Планы на будущее

В организации практически нет карьерного роста и должность главного инспектора – максимум, который я достигла за 7 лет.

К тому же, когда каждый день работаешь с большими потоками людей, в какой-то момент может произойти профессиональное выгорание. Желательно понять это раньше, чем оно произойдёт. Я решила, что достаточный опыт получен. Нужно двигаться дальше.

За эти годы успела закончить несколько дополнительных курсов, в том числе курсы повышения квалификации . Учиться всегда любила, считаю, что человек должен постоянно получать новые навыки и знания.

Дополнительное образование позволит претендовать на руководящую должность и повышение зарплаты, но уже в другой организации .

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стрепетова А.Д.

В статье анализируется применение основных кадровых технологий в системе стратегического кадрового менеджмента Пенсионного фонда России . Определены меры возможного совершенствования системы кадрового менеджмента Пенсионного фонда России .

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Стрепетова А.Д.

Текст научной работы на тему «Сотрудники Пенсионного фонда России как объект стратегического кадрового менеджмента»

СОТРУДНИКИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИИ КАК ОБЪЕКТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО КАДРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Аспирант кафедры социологии

post graduate student of sociology

South Russion Institute of Management

В статье анализируется применение основных кадровых технологий в системе стратегического кадрового менеджмента Пенсионного фонда России. Определены меры возможного совершенствования системы кадрового менеджмента Пенсионного фонда России.

Ключевые слова: Пенсионный Фонд России; персонал государственных учреждений; кадровый менеджмент

Application of the main personnel technologies in the system of strategic personnel management of Pension Fund of the Russian Federation is analyzed in the article. Measures of possible improvement of personnel management system of Pension Fund of the Russian Federation are defined.

Keywords: Pension Fund of the Russian Federation; personnel of public institutions; personnel management.

В условиях социально-экономических реформ, происходящих в Российской Федерации на протяжении последних нескольких десятилетий, управленческая деятельность значительно усложняется.

Эти изменения обусловливают актуальность и повышенное внимание к развитию стратегического кадрового менеджмента, особенно в развитии кадрового потенциала сотрудников государственных органов и организаций.

Современное понимание предмета кадрового менеджмента связано с управлением кадровыми процессами и кадровыми состояниями, необходимым для формирования, развития и сохранения комплементарных задачам организации индивидуальных и групповых компетенций [2].

Под кадрами же понимают совокупность работников предприятия, которая описывается социально-психологической, профессиональной, квалификационной, полово-возрастной и другими структурными характеристиками. В категорию кадры включают не всех сотрудников предприятия, а только обладающих определенной профессиональной подготовкой. При этом зачастую происходит подмена понятий кадры и персонал. Персонал предприятия включает абсолютно всех сотрудников организации не зависимо от их квалификации. Он характеризует их способность к труду. Персонал предприятия базируется не столько на социально-трудовых отношениях, сколько на социально-психологических взаимоотношениях людей в процессе производства, так как он представляет собой сумму индивидуальных особенностей людей.[1]

С этим сложно не согласиться, поскольку кадровый менеджмент касается все организации без исключения вне зависимости от их организационно-правовой формы, и зачастую деятельность по кадровому планированию в организациях осуществляется не вполне компетентными сотрудниками поверхностно - как в коммерческой среде, так и в

государственных организациях. Грамотная же система и стратегического, и тактического кадрового менеджмента должна выстраиваться на основе анализа практики применения стратегического кадрового планирования, обобщенного опыта кадровых служб отечественных и зарубежных организаций.

Необходимый для эффективного менеджмента анализ условий и факторов детерминации профессиональной деятельности сотрудников организации предполагает выделение организационных, групповых (формальных и неформальных) и личностных характеристик, определяющих успех различных персонал-категорий (особенно топ-менеджеров) и организации в целом. Наряду с этим, на повестку дня «выдвигается» потребность в качественной дифференциации организационных детерминант, включающей исследование экономических, психолого-педагогических и юридических условий, способствующих или препятствующих эффективному поведению персонала. Причем технологии анализа интенций и деятельности «создателей» перечисленных условий (топ-менеджеров) можно отнести к элементам организационной стратегии. [2]

В. М. Голянич, Е. И. Кудрявцева выделяют ключевые системные кадровые технологии, применение которых возможно в любой сфере профессиональной деятельности:

1. дифференцированная система вознаграждений (грейдовая система оплаты труда), включая систему публичного признания заслуг и достижений;

2. оценка индивидуального вклада на основании оценки профессионально значимых специфических для организации критериев профессиональной оценки — моделей компетенций;

3. технология планирования карьеры и планов индивидуального развития (реализации потенциала), основанная на оценке по компетенциям сотрудников всех уровней по системе 360°;

4. развитие механизмов обратной связи, особенно в направлении «снизу вверх», создание системы открытых обсуждений организационных проблем;

5. создание проектных групп по разработке и реализации текущих организационных, перспективных и профессиональных проектов, развитию системы организационных знаний.[3]

Рассмотрим указанные технологии на примере кадрового менеджмента Пенсионного Фонда России.

В соответствии с Постановлением ВС РФ от 27.12.1991 N 2122-1 (ред. от 05.08.2000) «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» (вместе с «Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России)», «Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)») пенсионный фонд Российской Федерации (России) образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Положением о Пенсионном фонде России, а работники системы ПФР приравниваются по условиям медицинского и бытового обслуживания к работникам аппарата соответствующих органов исполнительной власти.

При этом, являясь сотрудниками государственного учреждения, работники системы ПФР младшего и среднего звена первоначально сталкиваются с проблемой низкого материального вознаграждения, несмотря на наличие дифференцированной система вознаграждений, включающей систему публичного признания заслуг и достижений,

которую выделяют вышеуказанные ученые.

Так, размер оклада специалиста отделения ПФР в соответствии с Постановлением Правления ПФ РФ от 20.06.2007 N 145п (ред. от 05.11.2008) «Об оплате труда работников территориальных органов ПФР и ИЦПУ» составляет 2310 рублей.

Согласно этому постановлению работникам территориальных органов ПФР и ИЦПУ выплачивают:

- ежемесячную надбавку к должностному окладу за высокую квалификацию в размере до 30 процентов;

- ежемесячную надбавку к должностному окладу за особые условия и специальный режим работы;

- ежемесячную надбавку за сложность и напряженность труда в следующих размерах: работникам отделений ПФР и ИЦПУ - 1,8 должностного оклада; работникам управлений ПФР, отделов ПФР, центров ПФР, включая управления ПФР (отделы ПФР, центры ПФР), входящие в состав (структуру) отделения ПФР, - 1,4 должностного оклада;

- ежемесячную надбавку к должностному окладу за выслугу лет в следующих размерах:

при стаже работы: от 1 до 5 лет - 10 процентов;

свыше 5 до 10 лет - 15 процентов;

свыше 10 до 15 лет - 20 процентов;

свыше 15 лет - 30 процентов;

- ежемесячные процентные надбавки к должностному окладу работникам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и работникам структурных подразделений по защите государственной тайны системы Пенсионного фонда Российской Федерации за стаж работы в указанных структурных подразделениях;

- премии по результатам работы, порядок выплаты которых определяется с учетом обеспечения выполнения задач и функций

территориального органа ПФР и ИЦПУ, исполнения работником своих должностных обязанностей (размеры премий определяются по результатам деятельности работника и максимальными размерами не ограничиваются);

- единовременную выплату при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, выплачиваемую за счет средств фонда оплаты труда;

- материальную помощь, выплачиваемую за счет средств фонда оплаты труда;

- ежемесячную надбавку к должностному окладу за фактическое время работы на территории Чеченской Республики в размере 100 процентов (Данная надбавка выплачивается работникам территориальных органов ПФР, находящихся на территории Чеченской Республики);

- ежемесячную надбавку к должностному окладу за выполнение дополнительных обязанностей в качестве членов Правления ПФР в размере 50 процентов (данная надбавка устанавливается управляющим отделениями ПФР, которые являются членами Правления ПФР).

Кроме того, при наличии экономии фонда оплаты труда могут выплачиваться премии: к юбилейным, памятным, праздничным датам, в связи с присуждением почетных званий, с награждением государственными и ведомственными наградами, а также другие единовременные (разовые) премии.

Казалось бы, законодатель определил широкий круг возможных материальных поощрений, однако при расчёте имеющихся надбавок к окладу заработная плата молодого специалиста управления ПФР (стаж от 1 до 5 лет) будет выглядеть следующим образом:

+ (надбавка к должностному окладу за особые условия и специальный режим работы (60% х 2310 руб.))

+ надбавка за сложность и напряженность труда (1,2 х 2310 руб.)

+ надбавка к должностному окладу за выслугу лет (10% х 2310 руб.)

+ надбавка к должностному окладу за допуск к государственной тайне (1,5 х 2310 руб.)

Очевидно, что заработная плата сотрудников государственных учреждений не может конкурировать с размером оплаты труда работников коммерческих структур (при этом заработная плата специалиста 2 разряда отделения ПФР будет еще меньше, чем в приведенном примере).

Помимо финансовых вознаграждений, законодатель выделил иные поощрения. В соответствии с Постановлением Правления ПФР от 24 октября 2005 г. N 39пл «О поощрениях Пенсионного фонда Российской Федерации» учреждены такие награды Пенсионного фонда Российской Федерации как:

- нагрудный знак «Отличник Пенсионного фонда Российской Федерации»;

- Благодарность Председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации.

Технология планирования карьеры и планов индивидуального развития в ПФР реализуется через проведение аттестации.

Система проведения аттестации сотрудников в ПФР представляет собой совокупность трех элементов: индивидуальные планы развития, личные цели и метод стандартных оценок.

Индивидуальный план развития - это оценка работником ПФР своей работы и его рекомендации по совершенствованию профессиональной деятельности для достижения лучших результатов. Личные цели - это поставленные для работника задачи на период аттестации. Указанные цели включаются в личный план и должны быть достаточно определенными, поддающимися измерению и относимыми к задачам, поставленным перед организацией.

Метод стандартных оценок, используемый в ПФР, представляет собой оценку отдельных аспектов работы сотрудника по стандартной шкале в течение аттестационного периода.

Несмотря на то, что в настоящее время определяющим фактором является материальная мотивация персонала, не менее важным являются возможность карьерного роста, личностное развитие и надежность организации.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что в кадровом менеджменте ПРФ ключевые кадровые технологии не применяются, а, в случае с системой вознаграждений, можно говорить о неэффективном применении имеющейся технологии.

Для реализации ключевых целей кадрового менеджмента ПФР (удержание достаточного количества сотрудников необходимой квалификации, повышение потенциала персонала) мыслится необходимой реализация следующих мер:

- Повышение уровня материального вознаграждения, способного, если не составить конкуренцию размеру заработной платы в коммерческих организациях, то уменьшить существующий между ними разрыв в величине, ведь очевидно, что люди, обладающие высокими профессиональными навыками, не готовы к низкому материальному вознаграждению;

- Разработка политики воспитания корпоративного духа с целью стимулирования сотрудников воспринимать цель организации в качестве своей собственной;

- Разработка критериев для количественного определения цели;

- Применение зарубежного опыта: интересен опыт применения форм "гибкой компенсации" (cafeteria plan), которые широко распространены на Западе. В соответствии с указанной схемой каждый сотрудник самостоятельно может определить, какие льготы он получает от

своей организации (различные программы страхования, бесплатные туристические путевки, абонементы в фитнес-клубы);

- Разработка и внедрение механизмов обратной связи от сотрудников ПФР нижестоящих уровней вышестоящим.

1. Гелета И.В., Емтыль А. А. Кадровый менеджмент в современных условиях: цифрование процесса управления. //«Инновации в науке»: сборник статей по материалам ХХХ1 международной научно-практической конференции. (31 марта 2014 г.) № 3 (28) Часть I. Новосибирск: Изд. «СибАК», 2014. С. 15 - 22.

2. Голянич В.М. Управление персоналом как направление научно-образовательной и эмпирико- прикладной деятельности: методологические основания и перспективы развития // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. 2012. Т. 3. Вып. 3 (7). С.94 - 115.

3. Голянич В.М., Кудрявцева Е.И. Инновационные технологии в кадровом менеджменте // Управленческое консультирование. — 2013. — № 2(50). — С. 5—16.

На сегодняшний день Пенсионный Фонд является крупнейшей по размеру ресурсов внебюджетной организацией. Она занимается выплатами пенсий, целевым сбором и работой со страховыми взносами, а помимо этого контролирует налоговые органы фонда. Как в любой другой организации, в ПФ РФ есть свои доходы и расходы. Первые складываются из добровольных и страховых взносов граждан. Расходы — отдельная статья и она достаточно обширная. В нее входят средства на материально-техническое, финансовое обеспечение организации, деньги на разные выплаты и пенсии гражданам. Последний момент — начисление и выплата разных видов пенсий. Это основное направление деятельности ПФ. Рассмотрим, какая средняя зарплата у работников Пенсионного Фонда РФ в 2020 году.


Средняя зарплата

В 2018 году происходили массовые сокращения в штате сотрудников ПФ, его численность в целом по стране снизилась примерно на 12 000 человек. Благодаря таким мерам заработная плата оставшимся сотрудникам увеличится примерно на 10000 рублей в месяц.

Когда молодой начинающий специалист устраивается на работу в Пенсионный Фонд, он может рассчитывать только на минимальную заработную плату. Ожидается повышение зарплат в 2019-2020 годах. Это предполагается сделать опять-таки за счет сокращения штата.

Планируется поднять зарплаты сотрудников ПФР еще на 15%. На данный момент средняя зарплата в ПФ составляет от 12000 до 200 000 рублей, в зависимости от занимаемой должности. Конечно, речь не идет о руководителях ПФР, их среднемесячные доходы исчисляются сотнями тысяч и составляют 200-400 тысяч рублей в зависимости от региона.

Сокращение штата

В штат Пенсионного Фонда по всей стране входит порядка 121670 человек. Глобальное сокращение штата Фонда произошло в 2018 году из-за того, что в Правительстве обратили внимание на непомерные и бессмысленные расходы на содержание ПФР.

К таким расходам относились не только затраты на оплату труда сотрудникам, но и на содержание зданий, на которые не жалели денежных средств. Решено было сократить штат, увеличить зарплаты оставшимся сотрудникам, а часть зданий Фонда передать под центры, в которых будут обучаться новым специальностям граждане предпенсионного возраста.

В состав ПФР входят такие подразделения, как финансово-экономический и юридический отделы, отдел по социальным выплатам и кадры. Наиболее широко распространенная должность в ПФР — это специалист по назначению пенсий. Такой человек работает с клиентами, консультирует их. Постоянное взаимодействие с гражданами — его основная задача. Следовательно, все претенденты на такую должность должны обладать необходимым уровнем коммуникабельности, уважением, вежливостью и, кончено, высоким уровнем стрессоустойчивости.

От чего зависит уровень зарплаты?


Многих интересует, сколько платят в Пенсионном Фонде, и от чего это зависит. Заработная плата сотрудников ПФР зависит от следующих факторов:

  1. Должность — это самый первый и главный аспект, влияющий на размер заработка.
  2. Опыт работы. Как уже упоминалось, новый сотрудник, делающий свои первые шаги в ПФР, не сможет получать более 11 280 рублей. После того, как сотрудник отработает в Фонде 2 года, зарплата увеличивается сразу до 15-18 тысяч.
  3. Тип Фонда. Если брать для сравнения негосударственные пенсионные фонды, то в них зарплата сотрудника может составлять 60 тысяч, в то время как на такой же должности в государственном фонде человек получает 15-20 тысяч.
  4. Регион России. Этот фактор так же накладывает отпечаток на уровень зарплат, ведь минимальная з/п сильно разнится по регионам РФ. Лидерами по зарплатам стали Москва и область, Санкт-Петербург, Ямало-Ненецкий АО. Замыкает список по уровню зарплат Саратовская область.
  5. Наличие дополнительных бонусов и льгот. Все это может несколько увеличить заработную плату сотрудника, хотя особых льгот и бонусов не предусмотрено. Обычно при размещении вакансий работодатель указывает в качестве поощрений наличие соцпакета, стабильной зарплаты, дополнительный отпуск, шанс дополнительно обучиться из средств работодателя или быстрый карьерный рост. Считается, что этого вполне достаточно для привлечения новых сотрудников. Из материальных поощрений можно выделить только годовую или квартальную премию, но такое премирование не может затронуть всех сотрудников, ведь размер выделяемых на это средств зависит от экономии денег фонда. Иногда в состав зарплаты входит надбавка за выслугу лет, за ученую степень или за награды, полученные за личные достижения.

Когда рядовой сотрудник ПФР выходит на пенсию, он так же не может рассчитывать на какие-то крупные выплаты. Обычно ему назначается пенсия в минимальном размере — 8726 рублей. Для сравнения — пенсия руководителя ПФР составит 120 тысяч рублей.

Рекомендуем эти статьи:

Преимущества и недостатки работы в ПФР


К достоинствам работы в государственном фонде можно отнести: официальную заработную плату, отпуск в количестве 36 дней, нормированный рабочий день. Недостатков же отмечается несколько больше, и к их числу относятся:

  1. Тот самый рабочий день, который должен был быть нормированным, по факту оказывается совсем другим: задерживаться на работе приходится постоянно, равно как выходить на работу в выходные, праздничные дни и даже ночью.
  2. Невысокая зарплата. Это становится причиной постоянной смены кадров. 80% бывших сотрудников фонда заявляют, что это стало основной причиной их увольнения.
  3. Постоянное общение с клиентами, подчас недовольными, очень утомляет — это так же отметили бывшие сотрудники. Не каждый человек сможет работать в режиме постоянного общения — личного, телефонного, письменного.
  4. Сложности с выполнением планов. Особенно на это жалуются специалисты по взысканию задолженностей.

В 2019 году планируется дальнейшая работа по увеличению зарплат сотрудникам. Это связано, в первую очередь, с тем, что на оставшихся после сокращения людей сильно увеличилась нагрузка.

Предполагается, что ПФР должен сам обеспечивать своих сотрудников, но, как и прежде 40% средств на это приходится брать из федерального бюджета. Из-за этого до 2023 года планируется сократить еще 8% сотрудников. Так же в руководстве фонда отмечают, что сокращение не отразится на нагрузке оставшегося коллектива благодаря цифровизации работы фонда и запуску сервиса электронных услуг.

Пенсионному фонду предстоят сокращения и реорганизация, вопрос в том, будет ли от них толк





Пенсионный фонд России ждут масштабные сокращения. Об этом рассказала вице-премьер Татьяна Голикова, комментируя назначение экс-министра труда и социальной политики Максима Топилина на пост главы фонда.

По словам Голиковой, сокращения, прежде всего, будут связаны с процессом цифровизации ПФР. Правительство недавно начало анализ информационных систем фонда, чтобы их оптимизировать и сделать получение услуг гражданами более удобным.

«Не все получается, но мы должны это сделать», — отметила вице-премьер. Она не исключила, что изменения затронут территориальные отделения ПФР, хотя не уточнила, сколько именно сотрудников может быть сокращено. Но в результате на структуру Пенсионного фонда «можно будет посмотреть другими глазами».

Нельзя исключать, что под сокращениями из-за цифровизации Голикова подразумевает грядущие чистки, которые готовятся в ПФР. За последний год в фонде произошло немало скандалов. Так, летом 2019 года по подозрению в получении взятки был задержан заместитель председателя правления ПФР Алексей Иванов. По версии следствия, Иванов получил за «совершение действий в пользу компании „Техносерв“ и общее покровительство» взятку в размере не менее 4,4 млн руб. Экс-зам Пенсионного фонда вину признал, дал показания против соучастников и «раскаялся в содеянном».

Еще одно громкое уголовное дело уже в новом году заведено в отношении управляющего отделением ПФ Красноярского края Дениса Майбороды. Правоохранители заподозрили его в получении 10-процентного «отката» за обеспечение победы коммерческой фирмы в аукционе на право заключения госконтракта на покупку нового здания ПФР по максимальной стоимости 130 млн. рублей.

Да и вообще, к Пенсионному фонду накопилось немало вопросов. Например, еще в 2018 году президент Владимир Путин во время ежегодного послания раскритиковал Фонд за «дворцы», в которых находятся его отделения в разных городах РФ. По словам президента, недвижимость ПФР оценивается в 120 миллиардов рублей. Правда, он добавил тогда, что просто продать все эти здания и пустить деньги на выплату пенсий было бы неэффективно, поскольку их «хватит только на 6 дней». Да и в ПФР ответили, что их здания — не дворцы, а «обычные офисы», которые построены по нормативам, и в них идет прием населения.

Некоторые СМИ уже написали о том, что ПФР, возможно, ждет переезд в менее роскошные апартаменты, так что у Топилина появится еще один фронт работ.

Наконец, новому министру предстоит разобраться со сложной внутренней структурой ПФР. Как рассказал «СП» доктор экономических наук, независимый эксперт по социальной политике Андрей Гудков, систему персонального учета внутри ПФР необходимо превратить в единый государственный банк социальной информации, интегрировав ее с базами данных других ведомств.

Однако принципиальный момент в том, что такая единая служба должна финансироваться из государственных средств. Сейчас же есть подозрения, что цифровизация происходит за счет пенсионеров, что недопустимо.

«Не должен застрахованный по старости оплачивать труд работников, занимающихся проблемами, например, начисления и выплаты материнского капитала», — утверждает Гудков.

В общем, поводов для чисток и изменений в Пенсионном фонде более чем достаточно. Вопрос в том, будет ли проводить их идеолог пенсионной реформы и повышения пенсионного возраста Максим Топилин, и входит ли это в список поставленных ему задач в принципе. Некоторые эксперты считают, что это возможно, например, автор Telegram-канала «Политджойстик», политтехнолог Марат Баширов написал, что при Топилине ПФР может выйти из «роли статиста» и «стать помощником в реализации задач, которые поставил президент».

Однако другие специалисты очень сомневаются в такой оценке. По мнению директора Центра политологических исследований Павла Салина, оптимизация возможна, но задача провести масштабные чистки или вскрыть злоупотребления в ПФР перед Топилиным не стоит. Хотя контроль над Пенсионным фондом и его огромными денежными потоками может быть усилен.

— Что касается процедурной деятельности ПФР, интерес правоохранителей к ней сохраняется. В прошлом году арестовали замглаву Фонда, который как раз отвечал за цифровизацию. Но он не входил в команду Антона Дроздова, а был делегирован со стороны, поэтому к тогдашнему главе ПФР, видимо, критических претензий не возникло. Бенефициарами этих злоупотреблений при цифровизации, видимо, выступала не команда Дроздова, а кто-то еще.

После прихода Максима Топилина в ПФР, вероятнее всего, последуют кадровые перестановки. Просто потому, что сейчас мы видим в правительстве и госструктурах тренд на кадровое усиление за счет выходцев из силовой среды. Возможно, и в Пенсионном фонде произойдет то же самое. На денежные потоки расставляют все больше силовиков, чтобы они тщательно следили за их распределением. Это было и раньше, но сейчас процесс набирает обороты. А ПФР — это очень большие денежные потоки.

Поэтому перестановки возможны, но чистками в полном смысле слова я бы их не назвал. И вряд ли их будут подавать в таком ключе. Процесс будет происходить более спокойно и последовательно. В любом случае, для рядовых граждан от этого ничего не изменится.

«СП»: — Почему?

— Во-первых, потому что на место прежних бенефициаров придут новые. А во-вторых, потому что сам функционал Пенсионного фонда не предусматривает принятия решений, которые могли бы кардинально повлиять на судьбу граждан, даже пенсионеров, в худшую или лучшую сторону. Эти решения принимаются в других кабинетах. Пенсионный фонд — это всего лишь большая касса, куда направляются деньги, а потом оттуда расходуются. Поэтому, по какому бы сценарию изменения ни пошли, если они вообще будут проходить, для россиян ничего не изменится.

«СП»: — То есть речи о том, что ПФР может стать более независимым органом, не идет?

— Конечно. Никто сейчас структуре, которая распоряжается финансами, тем более такими колоссальными, большей независимости предоставлять не будет. Более того, даже ту самостоятельность, которая была у ПФР, скорее всего, немного подрежут.

Хотя структурные изменения возможны. Напомню, что раньше лоббировали идею объединения ПФР с другими небюджетными фондами, но Дроздов ее успешно блокировал. Возможно, сейчас ей попытаются дать второе дыхание. Хотя с учетом того, что руководство ПФР поменялась, а главная цель этого предложения была именно в том, чтобы убрать Дроздова, может быть, в этом уже и нет нужды.

Директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Алексей Зубец также сомневается в том, что в ПФР грядут изменения. По мнению политолога, власть считает работу Пенсионного фонда вполне эффективной, а раз так, то и принципиальных реформ там не нужно.

— Не думаю, что Топилину будет поставлена задача проводить чистку. Вряд ли стоит ждать серьезных изменений. Дроздов в последние годы вложил много сил, чтобы оптимизировать работу ПФР в том, что касается IT. Он сделал примерно то же самое, что Мишустин сделал в Налоговой службе, по крайней мере, во внутренней структуре.

Конечно, многое нужно сделать в части взаимодействия с населением. Это, прежде всего, облегчение бизнес-процессов и документооборота, связанного с оформлением пенсий. Есть также проблема с людьми, которые приехали из-за границы, и должны подтверждать свой стаж за пределами России.

Так что Топилин будет просто поддерживать работу Пенсионного фонда, решать эти проблемы, что-то оптимизировать, но вряд ли нас ждут чистки. ПФР — достаточно эффективная структура, и для Топилина перемещение в нее — это, скорее, повышение, чем понижение.

«СП»: — В самом деле?

— До этого он курировал Фонд социального страхования и Пенсионный фонд, но, несмотря на это, ПФР общался с правительством напрямую. Министерство труда было для него декоративной надстройкой. А сейчас Топилин получил в свое распоряжение десятки тысяч сотрудников и огромные деньги, которыми распоряжается ПФР. Дроздов же, скорее всего, пал жертвой коррупционных скандалов, и теперь отправился на должность заместителя министра финансов.

| Пенсионная реформа в России, последние новости:

Юрий Горлин: «Предпосылки могут возникнуть только через 20 лет»

В январе исполнится два года с начала пенсионной реформы. Ее принятие было спорным, неоднозначным и уж точно непопулярным у населения. Повышение пенсионного возраста не раз критиковали, указывая, что проблему дефицита Пенсионного фонда оно не решит, а эффект увеличения пенсий действующих пенсионеров (в среднем на 1 тысячу на протяжении нескольких лет) быстро пройдет. В последнее время пенсионную систему ругают все чаще, а власти все чаще обещают ее усовершенствовать, изменить, подправить. Такие обещания заставляют население понервничать: что опять «нахимичат» с пенсиями? О том, в каком состоянии находится пенсионная система России и что ее ждет в будущем, «МК» поговорил с одним из ведущих экспертов в этой области, заместителем директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрием ГОРЛИНЫМ.


— Через десять лет размер пенсий в России опять начнет снижаться, если правительство не примет новых мер для повышения финансовой устойчивости пенсионной системы. К такому выводу вы пришли в своем недавнем исследовании «Факторы роста уровня пенсионного обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективе». Значит ли это, что повышение пенсионного возраста не помогло системно повысить доходы пенсионеров?

— В связи с повышением пенсионного возраста на период 2019–2024 годов были законодательно утверждены размеры индексации пенсий, которые существенно превышают инфляцию. Если уровень инфляции в этот период прогнозируется в пределах 4%, то размер индексации составляет 5,5–7%. Без повышения пенсионного возраста такой рост пенсий вряд ли был бы возможен.

Наши же расчеты, приведенные в докладе, показывают, что даже без принятия новых дополнительных мер уровень пенсий в реальном выражении будет неуклонно увеличиваться и после 2024 года, то есть их рост будет превышать инфляцию при условии хотя бы минимального, но главное, устойчивого экономического роста. Поэтому нельзя утверждать, что повышение пенсионного возраста не помогло увеличить доходы пенсионеров.


— Одним из главных позитивных последствий поднятия пенсионного возраста называлась возможность повысить коэффициент замещения (уровень пенсий по отношению к зарплатам). В вашем исследовании подсчитано, что, благодаря переходу к более позднему выходу на пенсию, этот показатель останется на уровне 2018 года (34%) до 2030 года, а потом начнет снижаться и через 30 лет может составить только 27%. Означает ли это, что в ближайшем будущем пенсионный возраст поднимут снова?

— Когда в 2018 году на уровне правительства и президента обсуждался и обосновывался вопрос повышения пенсионного возраста, то, насколько я помню, о коэффициенте замещения как целевом показателе не говорилось. Гарантировались ускоренная индексация страховых пенсий, обеспечивающая их ежегодное увеличение для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей, и достижение к 2024 году среднего размера такой пенсии в 20 тысяч рублей в месяц. За горизонтом 2024 года говорилось о ежегодном увеличении страховых пенсий выше инфляции.

Хочу обратить внимание, что в общественном сознании имеет место смешение понятий «коэффициент замещения» и «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты». Это разные показатели. Коэффициент замещения — это отношение размера пенсии на момент ее назначения к величине зарплаты, зафиксированной непосредственно перед выходом на пенсию. При расчете этого показателя, как правило, принимается средняя по стране зарплата и продолжительный трудовой стаж — 30–35 лет. Согласно нашим оценкам, коэффициент замещения уже сейчас в России составляет около 40% и будет сохраняться на этом уровне до середины 2040-х годов. Отмечу, что величина показателя «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты», как правило, примерно на 5–10 процентных пунктов меньше величины коэффициента замещения.

— Так все-таки повышение возраста выхода на заслуженный отдых решило пенсионные проблемы страны или нет?

— Я бы предостерег от упрощенного представления о том, что повышение пенсионного возраста должно раз и навсегда решить все пенсионные проблемы. Это, конечно, облегчило ситуацию, по крайней мере, купировало накопившиеся проблемы и создало заделы на будущее. По нашим прогнозам, благодаря повышению пенсионного возраста соотношение пенсий и зарплат действительно удастся сохранить на уровне 34% до 2030 года. Если гипотетически рассматривать дальнейшую динамику этого показателя в рамках инерционного сценария (без принятия дополнительных мер), то после 2030 года она будет понижательной. Это обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, будет продолжаться старение населения, а прогнозируемые изменения на рынке труда будут вести к относительному росту нестандартных форм занятости и размыванию фонда оплаты труда как базы пенсионных взносов. Во-вторых, постепенно исчерпывается эффект увеличения пенсий работникам, имеющим стаж до 1991 года, обеспеченный проведенной в 2010 году их валоризацией (разовая переоценка пенсионных прав граждан. — «МК»). В-третьих, отвлечение 6% страховых взносов на формирование накопительной пенсии в период до 2014 года, учитывая их пониженную доходность в сравнении с индексацией страховой пенсии, обусловили относительное снижение размеров пенсий. В-четвертых, предоставление льгот по страховым взносам не компенсировалось адекватным образом за счет трансфертов федерального бюджета. Собственно, чтобы противостоять этим негативным с точки зрения уровня пенсий тенденциям, и необходимы меры по совершенствованию пенсионной системы, рассматриваемые в нашем докладе. И среди этих мер, начало реализации которых не выходит за пределы 2035 года, дальнейшего повышения пенсионного возраста не заложено.

— Но решение на этот счет принимаете не вы, а правительство. Сколько лет, на ваш взгляд, можно не беспокоиться о новом повышении пенсионного возраста?

— Думаю, что в ближайшие как минимум 15 лет демографические и социальные условия вряд ли позволят вернуться к вопросу повышения пенсионного возраста. Если же в результате развития медицины, улучшения условий проживания средняя продолжительность жизни и период здоровой активной жизни будут расти, а пенсионная система будет в этом нуждаться, то, возможно, за горизонтом 2040-х годов появятся какие-то предпосылки для еще большего повышения пенсионного возраста. Но пока что это чисто гипотетическая возможность. При этом надо отметить, что во многих развитых странах люди уже сейчас выходят на пенсию в 67 лет и вопрос увеличения этой планки обсуждается. В нашем докладе обосновывается, что условно с 2030 года целесообразно начать повышать трудовой стаж, необходимый для получения страховой пенсии по старости, например, по 1 году в год до 30 лет. Это одна из мер, которая позволяет обеспечить рост пенсий не только выше инфляции, но и относительно заработной платы.


— Каков в целом потенциал реформирования пенсионной системы в ближайшие годы? Какие меры помогут финансовой устойчивости пенсионной системы? К каким нововведениям готовиться будущим пенсионерам и бизнесу, который платит за сотрудников страховые взносы?

— В нашем исследовании мы определили исчерпывающий перечень факторов, за счет которых может быть повышен уровень пенсий, как в абсолютном выражении, так и по отношению к зарплатам. Во-первых, это соотношение численности лиц, за которых уплачиваются взносы, и численности пенсионеров. Во-вторых, размер эффективной ставки страховых взносов. В-третьих, уровень бюджетного трансферта, который предоставляется страховой пенсионной системе, соотнесенный с доходами от страховых взносов. Это три источника и три составные части, за счет которых могут расти пенсии. Все меры, которые могли бы содействовать более позитивной динамике пенсий, должны быть направлены на улучшение этих факторов. Такими мерами могли бы быть: повышение трудового стажа, легализация неформально занятых, обеление «конвертных» зарплат, изменение порядка формирования и выплаты пенсий работающим пенсионерам. Росту пенсий в абсолютном выражении способствовали бы также повышение доли фонда оплаты труда в ВВП, общего уровня заработных плат и снижение характерного для России высокого уровня зарплатного неравенства.

— С критикой пенсионной системы не так давно выступил в Госдуме Сергей Миронов. Он призвал вернуться к выплатам пенсий из бюджета, а нынешнюю систему страхования назвал «людоедской», поскольку она отнимает у россиян 22% доходов. Считаете ли вы пенсионную систему в нынешнем виде неэффективной?

— Я не могу согласиться с позицией депутата Миронова. Пенсионную систему, которая обеспечивает стабильные и регулярные выплаты 40 миллионам пенсионеров, являющиеся для многих из них единственным источником денежного дохода, нельзя назвать неэффективной. Ставка страховых взносов в 22% тоже не может быть признана высокой, потому что во многих странах (если учитывать взносы не только работодателей, но и работников) она выше. В совокупности с большим уровнем доходов граждан, меньшей нелегальной занятостью, более высоким пенсионным возрастом и стажем, требуемым для назначения пенсии, это действительно обеспечивает более высокий доход пенсионеров в этих странах. Чудес ведь не бывает — раз доходов больше, а расходов меньше, то и пенсии выше. Это чистая арифметика.

— Сейчас часто можно услышать мнение, что нынешним 20–30-летним не стоит надеяться на государственную пенсию: ее либо отменят вовсе, либо она будет совсем мизерная. А вы как думаете?

— Если говорить о поколении 20-летних, то они начнут выходить на пенсию только в 2060–2065 годах, а мы в нашем прогнозе так далеко не заглядываем — он ограничен 2050 годом. Но если будет реализована большая часть мер, о которых я говорил выше, то для нынешних 35-летних к 2050 году в принципе обеспечивается соотношение пенсий и зарплат на уровне 40%, а коэффициент замещения на уровне 50%. Это подтверждается нашими расчетами.

— Каковы перспективы развития накопительной компоненты пенсий? Старая государственная система накопительной пенсии себя изжила, а новая — гарантированный пенсионный план — так и не внедрилась.

— Бесспорно, было бы очень хорошо, чтобы люди имели возможность формировать пенсионные накопления, которые могли бы служить дополнительным источником дохода при выходе на пенсию. Но пока я не вижу каких-то значимых предпосылок для позитивных изменений. Проблема в том, что в России пока нет объективных условий для того, чтобы накопительный компонент мог активно развиваться. Во-первых, потому что у подавляющей части работников уровень доходов таков, что они не могут постоянно, на протяжении десятилетий отчислять на свою пенсию хотя бы условные 6% от своей зарплаты. Во-вторых, качество работы пенсионных фондов в условиях экономической турбулентности не позволяет обеспечить эффективность пенсионных накоплений в долгосрочном периоде с точки зрения интересов будущих пенсионеров. Это показала история предыдущих 15 лет. По нашим оценкам, в среднем доходность пенсионных накоплений за этот период была практически в полтора раза ниже инфляции. На купирование проблем в целом ряде крупных НПФ пришлось потратить сотни миллиардов рублей. В-третьих, необходимым условием для развития пенсионных накоплений является достаточно высокий уровень доверия к соответствующим финансовым институтам. Пока что они вряд ли могут похвастаться таким доверием, им нужна длительная «история успеха», чтобы его заработать.

Вообще у российской пенсионной системы есть потенциал для развития и совершенствования, но, учитывая инерционность пенсионных процессов и целесообразность постепенной — небольшими «шагами» — реализации соответствующих мер, необходимы их заблаговременная детальная проработка и широкое общественное обсуждение. Тем более что пенсии — это институт, основанный на общественном договоре.

Читайте также: