Петиция о пенсионном возрасте в казахстане




Общественники собрали 53 тыс голосов против пенсионной реформы РК Эксклюзив


Редакция Total.kz публикует письмо-обращение к президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву

Противники закона о повышении пенсионного возраста женщин Казахстана решили достучаться до президента республики. 17 апреля глобальная общественная организация «Авааз» встретилась в акимате ВКО с государственным инспектором Администрации Президента РК Салимгереем Бекбергеновым, чтобы передать Нурсултану Назарбаеву петицию, под которой подписались более 50 тысяч казахстанцев. На данный момент число противников уже достигло 53 тысяч человек.

Общественники верят, что десятки тысяч голосов, несогласных с пенсионными реформами в Казахстане, изменят решение депутатов.

Стоит отметить, мажилисмены уже одобрили законопроект «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан». Население же в свою очередь все еще не теряет надежды, что возрастной ценз останется прежним.

Редакция Total.kz публикует письмо общественников, направленное президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву.

Обращение к Президенту Республики Казахстан

Нурсултану Абишевичу Назарбаеву

Уважаемый Нурсултан Абишевич!

Мы, граждане Республики Казахстан, просим Вас отправить на доработку законопроект о пенсионном обеспечении в Казахстане, одобренный на заседании правительства РК в апреле 2013 года. Мы призываем Вас отказаться от плана по увеличению пенсионного возраста женщин нашей страны с 58 до 63 лет. Принятие данного законопроекта серьезно ухудшит положение значительной части населения Казахстана и отрицательно повлияет на уровень жизни в нашей стране. Многие женщины всю жизнь трудились на благо Казахстана, работая в тяжелых и вредных условиях, и просто не в состоянии выполнять свои служебные обязанности в этом возрасте. По данным ООН, среди женщин Казахстана старше 55 лет наблюдается повышенный уровень безработицы, поскольку работодатели предпочитают принимать на работу более молодых сотрудников. Из-за того, что в суде почти невозможно доказать предвзятое отношение к возрасту при приеме на работу, многие одинокие женщины окажутся в крайне тяжелой ситуации. Именно поэтому более 45 тысяч граждан Казахстана всего за неделю поддержали нашу петицию, ставшую одной из крупнейших в истории страны, и адресованную лично Вам, как руководителю нашего государства.

Мы призываем Вас выступить против законопроекта о повышении пенсионного возраста для женщин с 58 до 63 лет, так как это не соответствует уровню и продолжительности жизни женщин Казахстана. Мы призываем Вас поддержать наших женщин, которые трудятся во благо страны, и не решать вопросы финансовой устойчивости и экономического развития за счет их эксплуатации. Уверены, что Вы проявите качества истинного лидера нации и прислушаетесь к мнению общественности.

Текст петиции размещен по следующему электронному адресу:

Мы считаем, что можно разработать альтернативные варианты реформирования пенсионной системы, которые не будут ущемлять права граждан нашей страны. Увеличение пенсионного возраста для женщин лишь ненадолго стабилизирует пенсионную систему Казахстана, ухудшив положение страны в долгосрочной перспективе в связи с падением уровня жизни и ростом социальной напряженности.

В связи со значимостью данной проблемы для всего общества мы организовали петицию против повышения пенсионного возраста женщин Казахстана совместно с Авааз (avaaz.org) - крупнейшим в мире сообществом по проведению онлайн кампаний, насчитывающим более 21 миллиона членов по всему миру. Деятельность Авааз направлена на то, чтобы сделать взгляды и ценности людей со всего мира определяющими в глобальном процессе принятия решений. Подписи, собранные в поддержку данной петиции, приложены к обращению.

Мы очень рассчитываем на Вашу помощь, Нурсултан Абишевич.

В последнее время в Казахстане все чаще говорят о снижении пенсионного возраста. И на это есть немало причин. Однако правительство не рассматривает этот вопрос. При этом пенсионная система в стране будет модернизирована.


В 60 лет на пенсию

Не так давно мажилисмены из фракции КНПК, озвучивая запрос на имя Премьер-Министра РК, подняли тему снижения пенсионного возраста для казахстанцев. Коммунисты считают, что в условиях надвигающейся второй волны COVID-19, роста рисков мутации коронавируса, появления других опасных штаммов вирусов важно уберечь пожилых людей, чей возраст и сопутствующие ему болезни выделяют их в особую группу риска. Для них необходимо создать условия для нормальной самоизоляции, а это возможно только в том случае, если отправить их на заслуженный отдых. Депутаты предложили определить для этого возраст в 60 лет. Причем для всех — и мужчин, и женщин.

Парламентарии считают, что эта мера будет способствовать не только обеспечению условий для сохранения жизни и здоровья старшего поколения, но в условиях экономического кризиса, неблагоприятных прогнозов по росту экономики и нарастающей безработицы положительно повлияет на рынок труда. В условиях пандемии именно предпенсионеры оказались самой незащищенной группой населения. Им и без того было трудно удержаться на рынке труда, а сейчас, когда безработица растет, это и вовсе станет нереально. Значительное число сокращений и увольнений придется именно на людей старше 50 лет, которым гораздо сложнее, чем молодежи, встроиться в меняющийся рынок труда. Снижение пенсионного возраста стало бы мерой социальной поддержки. Проще позволить людям выйти на заслуженный отдых, чем платить им пособия по безработице.

Напомним, что сейчас в Казахстане пенсионный возраст для мужчин наступает в 63 года, для женщин — в 59,5 года. В 2013 году приняли закон, предусматривающий поэтапное повышение возраста выхода на пенсию для женщин. В частности, ежегодно, вплоть до 2027 года, им добавляется по шесть месяцев. К тому времени все представительницы прекрасного пола будут выходить на заслуженный отдых в 63 года. Если доживут, конечно. Средняя продолжительность жизни в РК, согласно данным Министерства здравоохранения, составляет 72 года.

Правда, уйти на пенсию можно досрочно: мужчинам — в 55 лет, женщинам — в 51,5 года. Но для этого необходимо приобрести пенсионный аннуитет, то есть на своих счетах в ЕНПФ надо иметь 10,5 и 14 миллионов тенге соответственно. Как показывают расчеты Минтруда, не у всех работающих казахстанцев достаточный уровень накоплений, необходимый даже на приобретение жилья, не говоря уже о покупке пенсионного аннуитета.

В верхах, судя по всему, не собираются прислушиваться к депутатам. И на то есть свои аргументы. Так, по словам Министра труда и социальной защиты населения Биржана Нурымбетова, сегодня в Казахстане вопрос снижения пенсионного возраста не рассматривают. Да и такие решения не принимают в одночасье. Они должны базироваться на исследованиях, долгосрочных прогнозах с учетом экономических, демографических факторов, вопросов соотношения количества работающего населения и пенсионеров. Нужно учитывать и ситуацию на рынке труда, и динамику старения населения. К примеру, если 10 лет назад в стране соотношение пенсионеров к работающему населению составляло 20 процентов, то есть приходилось пять работающих на одного пенсионера, то сейчас этот показатель перевалил за 30 процентов. По статистике, доля граждан старше 65 лет сегодня составляет 7,7 процента от всего населения, тогда как пять лет назад этот показатель был 6,8 процента.

В стране увеличивается нагрузка на работающее население — трое работающих казахстанцев кормят себя и еще одного безработного. Казахстан — государство с самым высоким средним возрастом в Центральной Азии. Это около 30 лет. В дальнейшем, как заметил министр, в республике будет все больше пенсионеров. Чтобы их прокормить, нужно повышать эффективность труда и, возможно, повышать пенсионный возраст и налоги. К тому же во многих сферах продолжают работать специалисты, которые уже давно должны были выйти на заслуженный отдых, но их некем заменить. Поэтому высвобождение рабочих мест за счет снижения пенсионного возраста едва ли сможет кардинально изменить ситуацию на рынке труда.

Хотя, как отмечают специалисты, пенсионный возраст можно снизить, но для этого надо увеличить эффективность использования средств ЕНПФ. Почти половина средств фонда вложены в государственные ценные бумаги, что не является эффективным активом во время кризиса. Второй вариант, при котором предложения депутатов можно реализовать — если увеличить налоги, но облегчить их выплату и сделать понятнее систему налогообложения, а также сократить госаппарат.

От базовой к гарантированной

Отечественная пенсионная система пережила не одно реформирование. Казахстан первым среди стран СНГ начал модернизировать старую солидарную систему пенсионного обеспечения и перешел с 1998 года на накопительную.

Сегодняшняя пенсия вышедших на заслуженный отдых казахстанцев состоит из трех частей. Выплата складывается из базовой пенсии (так называемой «президентской»), которая назначается всем без исключения. Ее размер не зависит от трудового стажа и заработной платы. Вторая часть пенсионных выплат — солидарная, зависит от трудового стажа, накопленного до 1 января 1998 года, и последняя составляющая — накопительная — 10-процентные отчисления от заработной платы работника.

В Казахстане утверждена Концепция дальнейшей модернизации пенсионной системы до 2030 года. В соответствии с этим документом предусматривается переход от базовой пенсионной выплаты к минимальной гарантированной пенсии с 2028 года. Предполагается, что переход позволит оптимизировать механизм предоставления государственной гарантии, повысит уровень пенсионного обеспечения лиц с небольшим стажем участия в пенсионной системе, коэффициент замещения дохода пенсионными выплатами. В частности, предлагают установить минимальную гарантированную пенсию в размере 70 процентов от величины прожиточного минимума для лиц, имеющих стаж участия в пенсионной системе менее пяти лет. При пятилетнем стаже — 70 процентов от прожиточного минимума, а каждый год сверх пяти лет ее размер будет увеличиваться на два процента. Минимально гарантированную пенсию для состоявшихся получателей базовой пенсии рассчитывать планируют с учетом стажа участия в пенсионной системе, учтенного при исчислении размера базовой пенсии. При этом сохраняется право на пенсионные выплаты по возрасту при наличии не менее шести месяцев трудового стажа на 1 января 1998 года.

Для поддержания размеров солидарных пенсий (начисляется работавшим до 1998 года с минимальным трудовым стажем более шести месяцев) на приемлемом уровне в условиях действующего пенсионного законодательства их размеры будут ежегодно индексировать с опережением уровня инфляции на два процента.

Также предлагают установить минимальный размер пенсионной выплаты из ЕНПФ по аналогии с размерами выплат из страховых организаций при заключении договора пенсионного аннуитета, то есть в размере не ниже минимального размера пенсии, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете (в соответствии с изменениями, внесенными в Закон «О республиканском бюджете на 2020-2022 годы», с 1 апреля минимальная пенсия установлена в размере 40 441 тенге).

Пересмотрят коэффициенты текущей стоимости пенсионных накоплений для всех категорий граждан. Размер ежемесячной суммы пенсионных выплат из ЕНПФ рассчитывается как одна двенадцатая произведения суммы пенсионных накоплений на коэффициент их текущей стоимости в соответствующем возрасте получателя. При этом выплаты не дифференцируются для отдельных групп населения, к примеру, по инвалидности и по полу.

Кроме того, планируют ввести отдельные коэффициенты текущей стоимости пенсионных накоплений для работников, занятых на опасных производствах, а также инвалидов 1-й и 2-й групп (с разделением по полу), поскольку продолжительность жизни у них разная. В результате этого изменения срок пенсионных выплат для таких категорий населения будет относительно короче, чем для всех категорий граждан, соответственно сумма ежемесячных выплат будет выше.

С 2023 года предлагают ввести дополнительный условно-накопительный компонент за счет обязательных пенсионных взносов работодателей, поэтапно, по ставке, начиная с одного процента и доведя до пяти процентов к 2029 году. Работодатели будут перечислять обязательные пенсионные взносы, начисляемые от размера дохода работника, за счет собственных средств. При этом государственная гарантия по сохранности взносов с учетом уровня инфляции не распространяется на условно-накопительный компонент.

Правительство Казахстана подготовило проект указа Президента РК «О внесении изменений и дополнений в Концепцию дальнейшей модернизации пенсионной системы Республики Казахстан до 2030 года», где предусмотрены все вышеперечисленные новшества. Проект документа размещен на сайте «Открытые НПА» для публичного обсуждения, которое завершится 12 ноября 2020 года.

Чиновники считают, что, изменив базовую пенсию, решат проблему сразу трех поколений пенсионеров: тех, кто до 1998 года имел низкий доход; кто имел маленький стаж до 1 января 1998 года; тех, кто участвовал только в накопительной системе. Что касается солидарной части, то она будет функционировать до того времени, пока в Казахстане существует нынешнее поколение пенсионеров и тех, кто на 1 января 1998 год имел стаж не менее шести месяцев. После 2043 года, как подсчитали чиновники, солидарная пенсия не будет назначаться никому.

Будущая пенсия

Сумма, которую человек может получить за год из своих накоплений, строго фиксирована. К примеру, годовой фонд пенсионных выплат из ЕНПФ не должен превышать 30-кратный размер минимальной пенсии, установленной на соответствующий финансовый год. Есть методика расчета, согласно которой каждому возрасту пенсионера соответствует так называемый коэффициент текущей стоимости пенсионных накоплений. В 63 года — это 0,10467. Умножив сумму накоплений на это число, получаем сумму, которая будет выплачена в течение года.

Многие задаются вопросом: как долго я буду получать пенсию? В мировой практике есть такое понятие — «возраст дожития». Это срок, до которого растягиваются и выплачиваются накопленные пенсионные взносы человека. В Казахстане это 19 лет. Правда, как показывает статистика, фактический средний срок дожития у мужчин составляет шесть лет (хотя ряд социологов считает более достоверным три года), а у женщин — 11. Также подсчитано, что женщине, выходящей на пенсию с накоплениями четыре миллиона тенге, этих денег хватит ориентировочно на семь лет. Причем, если человек живет меньше, его деньги остаются родственникам, дольше — от государства он может получить лишь минимальную пенсию. И только инвалиды I и II групп имеют право получать выплаты бессрочно.

Лучшая система

Если брать лучшие пенсионные системы, то там налоговая нагрузка в 2-2,5 раза больше, чем в Казахстане. И только сингапурская модель позволяет сохранить налоговую нагрузку и даже ее немного снизить. Там есть только два вида отчислений — это индивидуальный подоходный налог и пенсионный взнос. Общая налоговая нагрузка на фонд оплаты труда на 10-20 процентов ниже, чем в Казахстане. Система выстроена так, что человек может распоряжаться своими накоплениями — на жилье, образование, медицину. (Что, впрочем, и планируют со следующего года внедрить в Казахстане.) Ставки меняются в зависимости от возраста — чем человек старее, тем меньше ставка. Но если перенять сингапурскую модель пенсионной системы, то возникнет необходимость внести изменения и в налоговую систему.

В свое время в Казахстане предлагали «инновационный» вариант решения пенсионного вопроса, который, как уверяли, не имеет аналогов в мире. В частности, предлагалось детям взять на себя решение финансовых проблем пенсионеров-родителей путем закрепления в законодательстве обязательных пенсионных взносов и таким образом перейти от накопительной пенсионной системы к семейной. Нынешние 10 процентов отчислять не в пенсионные фонды, а на открытые банковские счета родителей. По задумке молодые люди до 35 лет обязаны перечислять часть своих пенсионных накоплений собственным родителям. Первый ребенок — 15 лет, второй — 12 и третий — девять.

Мировые эксперты сходятся во мнении, что идеальной пенсионной системы в мире не существует. А рецепт обеспеченной старости для тех, кто сегодня работает — не ограничиваться обязательными пенсионными накоплениями, а использовать дополнительные способы сохранить и преумножить.

Казахстанцы должны сами решать, когда уходить на пенсию. По крайней мере, так считают депутаты. Коммунисты на этой неделе вновь выступили с громким предложением. Они заявили о необходимости снижения пенсионного возраста. И поводом для этого послужила пандемия.

Автор: Ардак Мауина

Революция 3.0: кто придет к власти в Кыргызстане?

В Нур-Султане устроили митинг в защиту животных

И смех и грех: почему казахстанцы требуют запретить показ фильма «Борат-2»

Айкын Конуров, депутат Мажилиса Парламента РК:

– В условиях надвигающейся второй волны COVID-19, роста рисков мутации коронавируса, появления других опасных штаммов вирусов особенно важно уберечь пожилых граждан, чей возраст и сопутствующие болезни выделяют их в группу риска. Сегодня, основываясь на мнении граждан, предлагаем снизить возраст выхода на пенсию наших граждан и определить его для женщин и мужчин с 60 лет.

Айкына Конурова тут же обвинили в популизме. Мол, народные коммунисты пытаются заработать очки перед выборами. Они уже предлагали списывать кредиты, теперь вот взялись за пенсии. Но если первую идею в правительстве игнорируют, то на второе предложение в Министерстве труда тут же дали ответ: раньше установленного возраста на заслуженный отдых никто не уйдет. По данным властей, количество пожилых людей в стране только увеличивается. А значит, и волноваться не о чем.

Но депутаты не унимаются. В интервью «Большим новостям» Конуров и вовсе заявил: пусть народ сам проголосует и решит, сколько лет трудиться, а когда уже пора на покой.

Гульнара Цейбович свой возраст не скрывает. Ей 52. Но именно эта деталь в резюме отпугивает работодателей. Многие хотят иметь дело только с молодыми. Если и берут, то предлагают небольшие деньги. Половина зарплаты у Гульнары сейчас уходит на продукты. Но приходится соглашаться на то, что есть. До пенсии еще 11 лет. Других источников дохода нет.

Гульнара Цейбович:

Прикреплена к двум агентствам, статус: няня и персонал люкс. И приходят на WhatsApp заявочки. И конкретно: до 45 лет, до 38, до 40, в общем. Очень редко, за все время, может, две-три заявки пришло: 50+. Но это уже кто действительно понимает, что человек после 50 лет более ответственен, более профессионален в своей работе. Очень часто, и да, очень обидно, что возрастной ценз. Очень они к нему придираются.

Совсем немного до пенсии осталось Ержану Чигирову. Еще восемь месяцев, и мужчина выйдет на заслуженный отдых. Впрочем, отдыхает он уже довольно давно. Ержан – безработный последние несколько лет. Он на своем опыте убедился, насколько не востребованы кадры предпенсионного возраста. Профессиональный телемастер и сварщик не нужен сейчас даже в качестве охранника.

Ержан Чигиров:

У меня друг покойный – скончался, он на углу жил раньше, – он мне говорил: «Пойдем к нам в охрану, будешь сидеть, сутки отсидишь, двое дома». Пошел я туда, туда меня тоже не приняли. Они посмотрели на меня: «Ну, ага, вы не сможете. А если там собака залает, что-то, бежать надо, вы как будете это?» Я пару месяцев ходил и понял, что меня не берут, и не стал ходить.

Пожилого мужчину обеспечивает сын. Если бы не он, Ержан остался бы нищим. Ведь последние месяцы он вообще не выходил из дома. Был в группе риска из-за коронавируса. Многие его знакомые того же возраста умерли, не сумев противостоять болезни.

То, что взрослому поколению угрожает опасность, знают в Парламенте. Там депутаты уже переживают из-за второй волны коронавируса. Поэтому предлагают разрешить раньше уходить на заслуженный отдых. И довести возраст выхода на пенсию до 60 лет. Как для мужчин, так и для женщин. Правда, у этой идеи не так уж много сторонников среди экономистов. Но депутат Айкын Конуров считает, решать не им.

Айкын Конуров, депутат Мажилиса Парламента РК:

– Раз уж у нас источником власти является народ, пусть народ проголосует и обозначит свою позицию по этому вопросу. Дело в том, что считать деньги народа в его же кармане – это некорректно. Когда особенно растут риски потери здоровья, потери жизни наших граждан, это очень неправильно. Я видел опрос на одном из сайтов, известных, популярных сайтов. 89% граждан, которые проголосовали, почти 7 тысяч с чем-то человек, они поддерживают нашу инициативу.

Коммунисты считают, что у их идеи много плюсов. К примеру, это отразится на рынке труда: освободится больше вакансий. Но экономисты не разделяют оптимизма. По их мнению, бюджет попросту не потянет снижения пенсионного возраста. И вся нагрузка ляжет на добросовестных налогоплательщиков. Эксперты уверены, в «красной партии» об этом хорошо знают. Но им хочется привлечь к себе внимание.

Арман Бейсембаев, экономист:

Пенсионеров обеспечивают работающие люди. Только так и никак иначе. И это приводит к тому, что у вас на одного пенсионера приходится все меньше и меньше работающих. Для того чтобы обеспечить какой-то достойный уровень жизни пенсионерам, на одного пенсионера должно приходиться не менее трех рабочих. Это надо воспринимать как: популистская мера, потому что впереди выборы. Надо пошуметь, надо что-то сказать. Надо понравиться народу, не более того.

В последнее время коммунисты вообще стали часто предлагать радикальные меры социальной поддержки. На одном заседании Мажилиса Конуров призвал списать кредиты, на другом – выдавать продукты по купонам. И вот потребовал снизить пенсионный возраст до 60 лет. Но парламентарий говорит, что уже привык к обвинениям в популизме. Однако он тут ни при чем. Каждый депутатский запрос готовится в интересах народа. И деньги на все эти идеи вполне можно найти.

Айкын Конуров, депутат Мажилиса Парламента РК:

Зачем выковыривать одни и те же бордюры? Хорошие бордюры, через два года их начинают менять. Ту же плитку, ту же брусчатку. Зачем делать помпезные ремонты в административных зданиях госорганов, когда они и так нормальные? Допустим, у нас в начале 90-х акимы ездили на «Нивах», и это считалось хорошо. Сегодня они могут позволить себе ездить на Land Cruiser 200, где комплект колес стоит почти 300 тысяч тенге. А нашим гражданам раздавали по 42 500. Где тут справедливость?

Сейчас в нашей стране мужчины выходят на пенсию в 63, для женщин этот возраст растет ежегодно. Пока не достигнет той же цифры. Начиная с 2018-го, прибавляется по полгода. В этом году возрастной рубеж у женщин составляет 59 с половиной лет. И к 2027-му сравняется с мужским.

Экономисты говорят, здравое зерно в снижении пенсионного возраста все же есть. Продолжительность жизни – главный аргумент, она стала заметно короче. Да и найти работу, когда тебе за 50, в Казахстане все сложнее. В основном приглашают подметать дворы и мыть полы.

Айдар Алибаев, экономист:

У нас у мужчин продолжительность жизни – 64-65 лет. И при этом представьте выход на пенсию в 63 года – ну это несерьезно. Это очень высокий возраст для такой продолжительности жизни. Но, на мой взгляд, как бы мы этого ни хотели, как бы мы ни были сторонниками снижения пенсионного возраста, власти на это сегодня не пойдут.

Как повышали пенсионный возраст, явно помнит экс-министр труда Серик Абденов. Семь лет назад в него летели яйца. А фраза бывшего чиновника ушла в народ.

Действующий министр труда дал понять, что пересматривать пенсионный возраст не будут. Меньше уже не получится. Пенсионеров становится больше. А работающих – наоборот.

Биржан Нурымбетов, министр труда и социальной защиты населения РК:

– И здесь учитывать должны и ситуацию на рынке труда, и динамику старения населения. К примеру, если 10 лет назад в стране соотношение пенсионеров к работающему населению составляло 20%, то есть пять человек на одного пенсионера, то сейчас уже этот показатель перевалил за 30%. Поэтому, учитывая все эти экономические и демографические факторы, те показатели, о которых я сказал, на сегодня в Казахстане вопрос снижения пенсионного возраста не рассматривается.

Население Казахстана стремительное стареет. Тех, кто старше 60, уже 2 миллиона. Порог в 65 лет перешагнули почти полтора миллиона человек. И с каждым годом пожилых людей в нашей республике будет все больше. Эксперты Фонда ООН считают, что создавать комфортные условия для бабушек и дедушек пора уже сейчас. Пока еще есть, для кого это делать.


Буквально за несколько дней под петицией об отмене Закона о повышении пенсионного возраста женщин Казахстана, которая размещена на сайте avaaz.org, свои подписи поставили более 62 000 человек. Теперь это одна из самых массовых петиций в истории РК! Для того, чтобы она принесла желаемый результат, нужно собрать 75 000 подписей. Потом петиция будет отправлена Президенту РК Н.А. Назарбаеву, Председателю Национального банка РК Г.А. Марченко, Министру труда и социальной защиты РК С.С. Абденову.

Выдержка из текста петиции, адресованной Нурсултану Назарбаеву: «Мы призываем Вас выступить против законопроекта о повышении пенсионного возраста для женщин с 58 до 63 лет, так как это не соответствует уровню и продолжительности жизни женщин Казахстана. Мы призываем Вас поддержать наших женщин, которые трудятся во благо страны, и не решать вопросы финансовой устойчивости и экономического развития за счет их эксплуатации. Надеемся, что Вы проявите качества истинного лидера нации и прислушаетесь к мнению общественности».

Вот один из немногих казахстанцев, кто не побоялся высказать всю правду о повышении пенсионного возраста женщин. Выступление председателя Карагандинского областного Совета ДПК «Ак жол» Айткожи Фазылова на встрече с министром труда и социальной защиты РК С.С. Абденовым (с одним из адресатов петиции). Обратите внимание на реакцию министра. Думаю, по доброй воле он этот закон не отменит.

На сайте avaaz.org объясняется, почему важно требовать отмены этого закона: «В апреле 2013 г. правительство Казахстана одобрило законопроект о повышении пенсионного возраста женщин с 58 до 63 лет поэтапно, начиная с января 2014 г. По заявлениям властей, это должно обеспечить равенство женщин с мужчинами и способствовать «устойчивому функционированию пенсионной системы» республики. Предлагая данные изменения, правительство ориентируется на развитые страны, где пенсионный возраст равен 67-68 годам.

Однако наши власти не учитывают или не хотят учесть, что в развитых странах, на которые они ссылаются, выше не только возраст выхода на пенсию, но и продолжительность жизни, пенсия и уровень жизни в целом. Учитывая, что средняя продолжительность жизни в Казахстане составляет 69 лет, власти, по сути, хотят сократить средний период выплаты пенсий нашим соотечественницам почти наполовину. Чиновники также не учитывают повышенный уровень безработицы среди женщин старше 55 лет, что снижает их шансы найти работу.

Мы считаем циничным и несправедливым решать вопросы финансовой устойчивости и экономического развития страны за счет населения. Эксплуатация пожилых женщин, всю жизнь проработавших на благо страны, противоречит принципам справедливости, на основе которых мы строим наше общество.

Мы убеждены, что повышение пенсионного возраста необходимо соотносить с уровнем потребительских цен, с повышением размера пенсии и продолжительности жизни, а не планами чиновников решить проблемы финансовой системы за счет женщин. Поддержите наших соотечественниц и подпишите петицию против увеличения пенсионного возраста. Если мы соберем необходимое число подписей, то передадим петицию президенту Казахстана Н.А. Назарбаеву, а также главе Национального Банка Г.А. Марченко и министру труда и социальной защиты С.С. Абденову».

Для того, чтобы подписать данную петицию, можно перейти по этой ССЫЛКЕ.

Почему эта петиция может сработать? Даю справку: «Авааз» (в переводе с фарси – «голос») – это глобальная общественная организация, основанная в 2007 году, занимающаяся организацией социально-политических кампаний по широкому кругу вопросов, в частности, изменению климата, правам человека, защите животных, коррупции, бедности и конфликтам. Насчитывает более 20 миллионов членов в 194 странах мира.

«Система создания общественных петиций Сообщества Авааз» – это новая интернет-платформа, которая дает людям по всему миру возможность запускать кампании подписания петиций и добиваться успеха на местном, национальном и международном уровнях.


Казахстан — единственная страна на постсоветском пространстве, где шахтеры не входят в льготный список и уходят на пенсию на 10–13 лет позже своих коллег из других государств, говорит бывший горняк Серик Жумадилов. Он автор петиции с требованием снизить пенсионный возраст для шахтеров, металлургов и нефтяников. О том, что 63 года – неподъемная планка для трудящихся на столь вредном производстве, представители профсоюзов и независимые работники безрезультатно говорят много лет.

«КАЖДЫЙ КАНДИДАТ В ДЕПУТАТЫ ОБЕЩАЛ ПОДНЯТЬ ВОПРОС»

- Люди спускаются на такую глубину, а там везде тяжелый ручной труд, один перфоратор весит 30 килограммов. Под землей холодный воздух, перепады, кессонная болезнь (опасное для жизни состояние, при котором происходит вспенивание крови из-за резкого понижения давления) из-за глубины. Мой отец проработал 22 года в шахте. У него ХОБЛ (хроническая обструктивная болезнь лёгких). У моего ровесника инвалидность, сто шагов делает - задыхается, - рассказывает Серик Жумадилов, автор петиции, требующей снизить пенсионный возраст для работников добывающей отрасли.

Жумадилов, потомственный горняк, в шахту попал из университета, когда его после участия в Декабрьских событиях в 1986 году, лишив офицерского звания и красного диплома, направили на Иртышский полиметаллический комбинат, где он начал работать сменным мастером на глубине 300–500 метров.

В горняках Жумадилов пробыл семь лет: в 1994 году ему предложили стать главой поселковой администрации, за два десятка лет он доработал до заместителя акима района. Все это время, говорит бывший госслужащий, он пытается поднять вопрос о снижении пенсионного возраста для работников добывающих предприятий.


- От этой системы, от этого беспредела я устал. 24 года [ей] отдал. Каждый кандидат в депутаты клятвенно обещал поднять вопрос, но как только садились в депутатское кресло, они об этом забывали, - говорит Жумадилов. - На сегодняшний день ни одна республика постсоветская для шахтеров пенсионный возраст не подняла. В той же России в 53 года уходят. Все мои ровесники, которые трудились на руднике, переезжали в Россию. Отрабатывали. Сейчас вернулись, получают российскую пенсию.

«63 ГОДА - ЭТО ПРОСТО НОНСЕНС»

До 1997 года по закону «О пенсионном обеспечении граждан» в Казахстане было несколько категорий людей, имевших право на льготы при выходе на пенсию. К ним относились работающие в особо тяжелых условиях: мужчины уходили в 50 лет, женщины - в 45.

В 1997 году Казахстан стал первой страной в СНГ, реформировавшей пенсионную систему. В то время наблюдались гиперинфляция, демографические проблемы - увеличение числа пенсионеров и сокращение рождаемости. Правительство приняло решение перейти на смешанную пенсионную систему, основой которой стал накопительный механизм, работающий по принципу «сколько заработал, столько и будешь получать». Были отменены льготы для людей, занятых на вредном производстве. Возраст выхода на пенсию резко увеличился.

Серик Жумадилов считает, что реформа особенно ударила по шахтерам.

- Горняк, который провел 25 лет под землей, отдал свое здоровье, начал получать среднереспубликанскую пенсию. Моих старших товарищей, работавших в забое по 10–20 лет, нет уже в живых. Невообразимо, что этих людей лишили пенсии, - говорит он.

Шахтеры, выдвигающие различные требования, в том числе и о снижении пенсионного возраста, не раз устраивали забастовки. После крупной стачки в Карагандинской области в декабре 2017 года была создана инициативная группа, в которую вошли представители министерства труда и социальной защиты. Несмотря на заявления о том, что «вопрос отрабатывается», в итоге пенсионный возраст снижен не был.


Учредитель общественного объединения «Шахтерская семья» Наталья Томилова говорит, что для людей таких профессий это равносильно приговору.

- Каждый понимает, что государство обрекает шахтеров на инвалидность. Потому что практически ни один шахтер не доходит до пенсионного возраста здоровым. 63 года - это просто нонсенс, - говорит Томилова.

Губительность условий работы в добывающей отрасли для здоровья горнякам иногда приходится доказывать в судебном порядке. В апреле Темиртауский городской суд рассматривал дело, ответчиком по которому выступала горнодобывающая компания «Арселор Миттал Темиртау». В судебном решении, в частности, отмечалось: «Истец, работая на предприятии ответчика во вредных условиях труда, получил профессиональное заболевание, вызванное производственной пылью. Ему установлена 3-я группа инвалидности и утрата профессиональной трудоспособности в размере 55 процентов. Факт причинения вреда здоровью истцу при исполнении им трудовых обязанностей установлен и сторонами не оспаривается».

Между тем, эксперты заявляют, что официальная статистика профессиональных заболеваний не отражает реальность в сторону занижения. К такому выводу в своем докладе в марте 2019 года, в частности, приходила профессор Медицинского университета Караганды Айгуль Аманбекова. Согласно ее исследованию, частота профессиональных заболеваний в Казахстане в разы ниже, чем в странах с лучшими и более безопасными условиями труда: в 25 раз ниже, чем в Дании; в 23 раза ниже, чем в США, а также в несколько раз ниже, чем в Финляндии, Японии и Германии.

Специалисты говорят, что часто работники сами скрывают болезнь из страха лишиться места. Наталья Томилова считает, что профильные ведомства также могут «маскировать» профессиональные заболевания, то есть полученные из-за условий труда, под общими заболеваниями.

ТАМОЖЕННИКИ И ДРУГИЕ

Представитель профсоюза «Аманат» Берик Жагипаров говорит, что тема снижения пенсионного возраста для горняков в Казахстане поднимается вскользь и без особых перспектив на развитие.

- Иногда бывает, что депутаты могут высказаться в поддержку, но именно по пенсионному возрасту ничего не говорится, из этого можно сделать вывод, что власти не намерены даже рассматривать этот вариант. Наверное, из-за того, что денег нет в бюджете.

Эти слова косвенно вновь подтвердили в министерстве труда и социальной защиты, в котором Азаттыку два года назад уже сообщали, что у ведомства нет планов работать над реформой по снижению пенсионного возраста для людей, занятых во вредных и опасных условиях труда. На пресс-конференции 9 октября, отвечая на вопрос корреспондента Азаттыка, глава Минтруда и соцзащиты Биржан Нурымбетов вновь ответил отрицательно.

- Снижение пенсионного возраста в целом для любых категорий граждан не рассматривается в Казахстане, - ответил министр. Он добавил, что по закону работающие во вредных условиях имеют возможность выйти на пенсию раньше, заключив договор пенсионного аннуитета, если у них на пенсионном счету есть достаточное количество средств (10-14 миллионов тенге).

- Также для работников, работающих на опасных и вредных производствах, есть еще специальное государственное пособие, - сказал Нурымбетов.

Серик Жумадилов, комментируя ответ министра, отмечает, что собрать такую сумму на пенсионном счету не под силу большинству шахтеров, а размер упомянутых министром пособий он называет «мизерным».

- Пособие только для тех, кто до 1998 года имеет 10 лет подземного стажа и размер всего 15 МРП (37 875 тенге) при достижении 55 лет, - отмечает Жумадилов. - А чтобы получить возмещение вреда, нужно очень постараться угробить свое здоровье. [И] получают возмещение единицы.

Жумадилов говорит, что рассчитывает на петицию, которую на сегодня подписали 1200 человек. Он надеется, что поддержавших обращение станет больше и он сможет «уверенно пойти» с ним в государственные структуры.


- Я бьюсь над этим вопросом, чтобы восстановилась справедливость, это бесчеловечно, абсурд. Как человек под землей может отработать [до] 63 лет? Они задыхаются, - говорит он.

В Казахстане некоторые категории граждан все еще имеют право на более ранний выход на пенсию: в том числе военнослужащие (а также сотрудники специальных и правоохранительных органов, фельдъегерской службы, бывшего государственного следственного комитета) по выслуге лет, и с помощью пенсионного аннуитета - если на пенсионном счету достаточно денег.

Год назад добиться этой привилегии удалось таможенникам. В ноябре 2019 года они выходили с плакатами «Минфин, верни заслуженную пенсию». В результате сотрудники таможенных органов были причислены к военным и с тех пор имеют право выходить на пенсию на 15 лет раньше горняков - в 48-летнем возрасте.

По данным комитета статистики за 2019 год, в сфере промышленности в Казахстане трудится 1,6 миллиона человек, из них 22 процента - во вредных и опасных условиях труда. В открытом доступе статистики о средней продолжительности жизни шахтеров в Казахстане нет. В Украине, по официальным данным, этот показатель составляет 52 с половиной года.


Хадиша АКАЕВА

Хадиша Акаева - репортер Азаттыка по Восточно-Казахстанской области. Выпускница университета имени Шакарима, специальность - журналистика. Периодически публикуется в казахстанских и центральноазиатских СМИ. Практиковалась в изданиях Армении и Грузии, специализирующихся на журналистских расследованиях.


Багдат АСЫЛБЕК

Багдат Асылбек - внештатный корреспондент Азаттыка в Алматы. Выпускник филологического факультета Западно-Казахстанского университета имени Махамбета Утемисова. Начинал карьеру в региональной газете «Диапазон», работал в различных республиканских СМИ.


В Казахстане приняли закон о бюджете на 2021-2023 годы. Он устанавливает размер минимальной зарплаты, расчётного месячного показателя и минимальной пенсии.

2 декабря 2020 года Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал Закон "О республиканском бюджете на 2021-2023 годы". Он вводится в действие с 1 января 2021 года.

В документе установлены размеры минимальной зарплаты, расчётного месячного показателя и минимальной пенсии, а также определены доходы и затраты бюджета.

Как повысятся пенсии и размер МРП

В следующем году в Казахстане повысят размер пенсионных выплат.

"Установить, что средства, направленные на пенсионные выплаты по возрасту и пенсионные выплаты за выслугу лет, предусмотрены с учётом повышения их размеров с 1 января 2021 года на семь процентов", – сказано в документе .

  • минимальный размер пенсии – 43 272 тенге;
  • минимальная базовая пенсионная выплата – 18 524 тенге;
  • минимальный размер заработной платы – 42 500 тенге;
  • месячный расчётный показатель – 2 917 тенге;
  • величина прожиточного минимума для исчисления социальных выплат – 34 302 тенге;
  • месячный размер денежной компенсации на оплату аренды и комуслуг военнослужащим и сотрудникам специальных государственных и правоохранительных органов, а также государственной фельдъегерской службы – 3 739 тенге (эта статья не касается солдат срочной службы).

Сколько регионы получат из республиканского бюджета

Основными донорами республиканского бюджета по-прежнему останутся четыре региона. Атырауская и Мангистауская области, а также города Нур-Султан и Алматы пополнят главную казну страны на 451 млрд тенге:

  • Атырауская область – 213 млрд тенге;
  • Алматы – 190 млрд тенге;
  • Нур-Султан – 34 млрд тенге;
  • Мангистауская область – 13 млрд тенге.

Из областных бюджетов в республиканскую казну должны поступить 200 млрд тенге.

В свою очередь республиканский бюджет выделит регионам 2,1 трлн тенге:

  • Акмолинской области – 144 млрд тенге;
  • Актюбинской – 110 млрд тенге;
  • Алматинской – 190 млрд тенге;
  • Восточно-Казахстанской – 217 млрд тенге;
  • Жамбылской – 193 млрд тенге;
  • Западно-Казахстанской – 75 млрд тенге;
  • Карагандинской – 134 млрд тенге;
  • Кызылординской – 176 млрд тенге;
  • Костанайской – 135 млрд тенге;
  • Павлодарской – 54 млрд тенге;
  • Северо-Казахстанской – 141 млрд тенге;
  • Туркестанской – 391 млрд тенге;
  • Шымкенту – 138 млрд тенге.

На что выделят деньги регионам

Трансферты из республиканского бюджета выделят регионам на реализацию 43 направлений, в числе которых:

  • субсидирование агропромышленного комплекса;
  • выплата АСП;
  • госзаказ для неправительственных организаций;
  • увеличение зарплат воспитателям, учителям, работникам здравоохранения и соцработникам;
  • подушевое финансирование в госшколах;
  • гранты для детей из многодетных и малообеспеченных семей;
  • покупку вакцин и медоборудования;
  • повышение стипендий студентам колледжей.

  1. Возмещение части расходов, понесённых субъектом агропромышленного комплекса, при инвестиционных вложениях.
  2. Субсидирование в рамках гарантирования и страхования займов субъектов агропромышленного комплекса.
  3. Субсидирование процентной ставки по кредитным и лизинговым обязательствам в рамках направления по финансовому оздоровлению субъектов агропромышленного комплекса.
  4. Субсидирование ставок вознаграждения при кредитовании, а также лизинге на приобретение сельскохозяйственных животных, техники и технологического оборудования.
  5. Субсидирование купонного вознаграждения по облигациям.
  6. Субсидирование стоимости пестицидов, биоагентов (энтомофагов), предназначенных для проведения обработки против вредных и особо опасных вредных организмов с численностью выше экономического порога вредоносности и карантинных объектов.
  7. Возмещение физическим и юридическим лицам затрат на закладку и выращивание уничтоженных плодово-ягодных культур, заражённых бактериальным ожогом плодовых.
  8. Выплату государственной адресной социальной помощи.
  9. Введение стандартов оказания специальных социальных услуг.
  10. Размещение государственного социального заказа в неправительственных организациях.
  11. Обеспечение прав и улучшение качества жизни инвалидов в Республике Казахстан.
  12. Услуги по замене и настройке речевых процессоров к кохлеарным имплантам.
  13. Субсидирование затрат работодателя на создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
  14. Установление доплат к заработной плате работников, предоставляющих специальные социальные услуги в государственных организациях социальной защиты населения.
  15. Увеличение оплаты труда педагогов организаций дошкольного образования.
  16. Доплату за проведение внеурочных мероприятий педагогам физической культуры государственных организаций дошкольного образования.
  17. Доплату за квалификационную категорию педагогам государственных организаций дошкольного образования.
  18. Реализацию подушевого финансирования в государственных организациях среднего образования.
  19. Увеличение оплаты труда педагогов государственных организаций образования, за исключением организаций дополнительного образования для взрослых.
  20. Доплату за квалификационную категорию педагогам государственных организаций образования, за исключением организаций дополнительного образования для взрослых.
  21. Доплату за проведение внеурочных мероприятий педагогам физической культуры государственных организаций среднего образования.
  22. Доплату за степень магистра методистам методических центров (кабинетов) государственных организаций среднего образования.
  23. Доплату за проведение внеурочных мероприятий педагогам физической культуры государственных организаций технического и профессионального, послесреднего образования.
  24. Приобретение оборудования для колледжей в рамках проекта "Жас маман".
  25. Увеличение оплаты труда педагогов государственных организаций технического и профессионального, послесреднего образования.
  26. Доплату за квалификационную категорию педагогам государственных организаций технического и профессионального, послесреднего образования.
  27. Размещение государственного образовательного заказа на подготовку специалистов с высшим образованием для детей из многодетных и малообеспеченных семей.
  28. Проведение медицинской организацией мероприятий, снижающих половое влечение, осуществляемых на основании решения суда.
  29. Материально-техническое оснащение организаций здравоохранения на местном уровне.
  30. Возмещение лизинговых платежей по санитарному транспорту, приобретённому на условиях финансового лизинга.
  31. Закуп вакцин и других иммунобиологических препаратов.
  32. Пропаганду здорового образа жизни.
  33. Реализацию мероприятий по профилактике и борьбе со СПИД.
  34. Увеличение размера государственной стипендии обучающимся в организациях технического и профессионального, послесреднего образования.
  35. Повышение заработной платы работников организаций в области здравоохранения местных исполнительных органов.
  36. Установление доплат к должностному окладу за особые условия труда в организациях культуры и архивных учреждениях управленческому и основному персоналу государственных организаций культуры и архивных учреждений.
  37. Увеличение оплаты труда педагогов государственных организаций среднего и дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта.
  38. Реализацию мероприятий по социальной и инженерной инфраструктуре в сельских населённых пунктах в рамках проекта "Ауыл – Ел бесігі".
  39. Предоставление государственных грантов молодым предпринимателям для реализации новых бизнес-идей в рамках Государственной программы поддержки и развития бизнеса "Дорожная карта бизнеса-2025".
  40. Субсидирование ставки вознаграждения и гарантирование по кредитам в рамках Государственной программы поддержки и развития бизнеса "Дорожная карта бизнеса-2025" и механизма кредитования приоритетных проектов.
  41. Финансирование приоритетных проектов транспортной инфраструктуры.
  42. Приобретение жилья коммунального жилищного фонда для социально уязвимых слоёв населения и (или) малообеспеченных многодетных семей.
  43. Приобретение жилья коммунального жилищного фонда для работающей молодёжи.

Каков лимит правительственного долга

В законе утверждён резерв Правительства Казахстана на 2021 год в 343 млрд тенге. Лимит правительственного долга – 18,1 трлн тенге.

Доходы бюджета на 2021 годы составят 11,2 трлн тенге:

  • по налоговым поступлениям – 6,6 трлн;
  • по неналоговым поступлениям – 286 млрд тенге;
  • поступлениям от продажи основного капитала – 3,5 млрд тенге;
  • поступлениям трансфертов – 4,3 трлн тенге.

Расходы бюджета – 13,7 трлн тенге. Поэтому дефицит бюджета составит минус 2,6 трлн тенге. Это 3,4% валового внутреннего продукта (ВВП) страны.

Сумма трансферта из Нацфонда составит 2,7 трлн тенге, плюс целевой трансферт в размере 1 трлн тенге пойдёт на цели, определённые Президентом Казахстана.

Закон вводится в действие с 1 января 2021 года.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Читайте также: