Письмо минфина по уплате в пфр


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Минфина России и Министерства труда и социальной защиты РФ от 2 октября 2017 г. №№ 03-15-07/64023, 17-0/10/В-7610 О перерасчете территориальными органами ПФР неисполненных обязательств индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой, и т. д. по страховым взносам за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, в случае представления такими плательщиками сведений о доходах в налоговой отчетности с нарушением срока и передачи налоговыми органами данных в ПФР после формирования территориальными органами ПФР обязательств по страховым взносам

Минфин России совместно с Минтрудом России с целью урегулирования вопроса перерасчета территориальными органами ПФР неисполненных обязательств индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой, и т. д. (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам) по страховым взносам за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, в случае представления такими плательщиками сведений о доходах в налоговой отчетности с нарушением срока и передачи налоговыми органами данных в ПФР после формирования территориальными органами ПФР обязательств по страховым взносам, исчисленных в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ) в размере исходя из 8 МРОТ, сообщают следующее.

С 1 января 2017 г. полномочия по администрированию страховых взносов в государственные внебюджетные фонды переданы от органов государственных внебюджетных фондов налоговым органам.

Вместе с тем в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Федеральный закон № 250-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона № 250-ФЗ, то есть установленном Федеральным законом № 212-ФЗ.

Согласно части 11 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона № 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.

При этом порядок определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию для плательщиков страховых взносов, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, установлен положениями части 1.1 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ, в соответствии с которыми размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется исходя из величины дохода, фактически полученного ими за расчетный период.

Кроме того, нормы Федерального закона № 212-ФЗ не содержат запрета на перерасчет территориальными органами ПФР обязательств плательщиков страховых взносов, рассчитанных исходя из 8 МРОТ, при поступлении от налоговых органов информации о доходах плательщиков, представивших налоговую отчетность с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сроков, вне зависимости от того, в каком расчетном периоде данная информация поступила.

В связи с этим отказ территориальных органов ПФР в проведении перерасчета суммы страховых взносов, исчисленной исходя из 8 МРОТ, после получения из налоговых органов соответствующей информации о фактически полученном доходе плательщика, независимо от того, в каком расчетном периоде поступила упомянутая информация, нарушает право плательщиков страховых взносов на определение действительного размера страховых взносов, подлежащих уплате исходя из фактических результатов предпринимательской деятельности в соответствии с частью 1.1 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ.

В соответствии с частью 9 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с частью 8 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца.

Таким образом, по мере представления плательщиками страховых взносов налоговых деклараций сведения из них ежемесячно в установленные сроки направляются налоговыми органами в органы ПФР независимо от налогового периода, за который упомянутые декларации представлены, поскольку норма части 9 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ не содержит ограничения относительно периода, за который налоговыми органами направляются указанные сведения о доходах.

Необходимо также отметить, что применение положений части 11 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, определяемом исходя из 8 МРОТ, в случаях несвоевременного представления плательщиком налоговой отчетности, без учета его фактического дохода, означало бы придание этой норме значения меры ответственности за нарушение установленных сроков представления соответствующих налоговых деклараций, что не соответствует как предмету регулирования Федерального закона № 212-ФЗ, так и общим правилам применения мер ответственности за налоговые правонарушения и нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

На основании изложенного полагаем, что совокупное применение вышеприведенных норм Федерального закона № 212-ФЗ является достаточным основанием для проведения территориальными органами ПФР перерасчета обязательств плательщиков, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование исходя из фактически полученных доходов за периоды, истекшие до 1 января 2017 года.

При этом в целях обеспечения преемственности и непрерывности процедур взыскания налоговые органы в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» продолжают процедуру взыскания задолженности по страховым взносам, начиная с меры, следующей за мерой, примененной государственными внебюджетным фондами.

С учетом этого, в случае представления в налоговый орган плательщиком налоговой декларации за соответствующие расчетные периоды, за которые имеются суммы непогашенной недоимки по страховым взносам, исчисленным в фиксированном размере, определяемом исходя из 8 МРОТ, считаем, что принятие налоговым органом последующих мер взыскания следует осуществлять в срок не ранее 5 рабочих дней до даты истечения срока для принятия следующей меры взыскания, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс), но не позднее 1 рабочего дня до даты истечения срока для принятия следующей меры взыскания, установленной Кодексом.

Просим учитывать изложенное при формировании соответствующей правоприменительной практики.

Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
И.В. Трунин
Статс-секретарь -
заместитель Министра труда
и социальной защиты
Российской Федерации
А.Н. Пудов

Обзор документа

Разъяснения касаются перерасчета территориальными органами ПФР неисполненных обязательств ИП, адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой, и т. д. (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплат и иных вознаграждений физлицам) по страховым взносам за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017. Речь идет о ситуации, если они представили сведения о доходах в налоговой отчетности с нарушением срока и налоговые органы передали данные в ПФР после формирования территориальными органами ПФР обязательств по страховым взносам, исчисленных в размере исходя из 8 МРОТ.

Отказ территориальных органов ПФР в проведении перерасчета суммы страховых взносов, исчисленной исходя из 8 МРОТ, после получения из налоговых органов информации о фактически полученном доходе плательщика (независимо от того, в каком расчетном периоде поступила упомянутая информация) нарушает право плательщиков на определение действительного размера страховых взносов, подлежащих уплате исходя из фактических результатов предпринимательской деятельности.

По мере представления плательщиками страховых взносов налоговых деклараций сведения из них ежемесячно в установленные сроки направляются налоговыми органами в органы ПФР независимо от налогового периода, за который упомянутые декларации представлены.


Любовь Алексеевна, давайте вспомним все меры поддержки бизнеса в связи с коронавирусом, которые приняло государство и которые затрагивают процедуру уплаты взносов.

Начнем со снижения тарифов. Согласно закона от 01.04.2020 № 102-ФЗ, для малых и средних предприятий, начиная с начислений за апрель, снижается тариф страховых взносов – с 30% до 15% с выплат работникам, превышающим МРОТ. Выплаты работникам в размере менее и равном федеральному МРОТ — 12 130 рублей – облагаются по прежнему совокупному тарифу 30%, а вот та часть, которая превышает МРОТ, – по новому, сниженному до 15%. Соответственно, и облагаемую базу каждый месяц нужно расщеплять на две – до МРОТ и после - для применения разных тарифов.

Это относится только к пострадавшим отраслям или ко всем предприятиям малого бизнеса?

Вид деятельности предприятия, его ОКВЭД в данном случае не важны, главное, чтобы оно было внесено в Реестр МСП. Если предприятие внесено в Реестр после 1 апреля этого года, то снижение ставки для него начинается с месяца внесения.

Еще одна мера - снижение до 0% тарифов взносов с начислений за II квартал 2020 года. Распространяется на ИП и организации из реестра МСП, занятые в наиболее пострадавших от COVID сферах деятельности (перечень определен в постановлении Правительства от 03.04.2020 №434), социально ориентированные НКО (получателей господдержки), а также НКО и религиозные организации из спецреестра (который будет создан Минэкономразвития). Регламентируется законом от 08.06.2020 №172-ФЗ.

В этом случае плательщики должны начислить взносы, составить квартальную отчетность с 0% и заполнением третьего раздела (персональные сведения по застрахованным лицам). Налоговая служба «отгружает» информацию по льготным категориям в ПФР. А те, в свою очередь, потом получат трансферт из федерального бюджета для компенсации выпадающих доходов.

Тот же закон №172-ФЗ вводит уменьшение для ИП в сферах деятельности, пострадавших от COVID, фиксированного платежа на обязательное пенсионное страхование за 2020 год на размер 1 МРОТ.

Для малых и средних предприятий (включенных в единый реестр) в пострадавших отраслях и социально ориентированных НКО (по реестру, который будет составлен Минэкономразвития) сроки уплаты страховых взносов с выплат физическим лицам сдвигаются: за март-май – на 6 месяцев, за июнь-июль – на 4 месяца. Для индивидуальных предпринимателей сдвигается на 4 месяца срок уплаты взносов на ОПС за 2019 год с дохода, превышающего 300 000 рублей. В последующем им будет представлена годовая рассрочка по уплате этого платежа (постановление Правительства от 02.04.2020 №409). Заявлений подавать не надо, сроки сдвигаются автоматически.

Помимо этого, согласно постановлению Правительства № 409, отсрочка и рассрочка по уплате страховых взносов будут предоставлены плательщикам, осуществляющим отдельные виды экономической деятельности: авиаперевозки и деятельность аэропортов, культура, организация досуга и развлечений; физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт; турагентства и туристические организации; гостиничный бизнес; общественное питание; дополнительное образование; организация конференций и выставок; бытовые услуги населению (ремонт, стирка, химчистка, салоны красоты, парикмахерские).

Нужно подчеркнуть, что в ПП №409 фигурирует намного меньше видов деятельности, чем в ПП-434, которое относится к уплате налогов.

Каковы остальные изменения в порядке уплаты страховых взносов, не связанные с коронавирусом?

Федеральный закон от 29.09.2019 №325-ФЗ вводит дополнительные условия для предоставления обособленным подразделениям расчета по взносам. Если раньше было только требование о полномочиях по начислению выплат этим ОП, то добавилось наличие расчетного счета и фактическое осуществление выплат работникам. То есть теперь могут существовать два варианта:

1. обособленное подразделение наделено полномочиями начислять выплаты сотрудникам, у него открыт отдельный счет в банке, и компания сдает расчет по своему месту учета и месту учета подразделения с расчетным счетом.

2. ОП не наделено полномочиями начислять выплаты сотрудникам, не имеет отдельного счета в банке, и компания сдает один расчет на сотрудников головного офиса и подразделения по своему месту учета.

Представлять расчеты по взносам в электронном виде теперь обязаны все организации с численностью сотрудников более 10 человек (было - более 25). Впрочем, около 90% плательщиков и сейчас сдают их в электронном виде.

Для ИП введено уточнение расчета фиксированных платежей по взносам на ОПС в случае осуществления деятельности неполный месяц (пропорционально количеству календарных дней этого месяца).

Расскажите, пожалуйста, о новой форме расчета по страховым взносам, действующей с этого года.

Начиная с отчетности за I квартал, введена новая форма расчета по страховым взносам (утверждена приказом ФНС России от 18.09.2019 № ММВ-7-11/470@).

В отчете плательщики отражают сведения о начисленных выплатах и взносах. В отдельных разделах отражают информацию о соответствии критериям для применения пониженных тарифов и персональные сведения о застрахованных лицах.

Больше не нужно указывать сумму по начисленным взносам за квартал, только отдельно по месяцам.

Появилось, в частности, уточнение строк (030, 040, 050) со ссылкой непосредственно на статьи НК РФ, так как было много вопросов, надо ли указывать необлагаемые выплаты в расчете. Многие путали выплаты, которые не подлежат обложению, и выплаты, которые не признаются объектом обложения. Необлагаемые – это 422 статья НК РФ. Не признаются объектом обложения – п. 4-8 статьи 420 НК РФ.

Итак, в строке 30 подразделов 1.1 и 1.2 Приложения 1 Расчета отражается сумма начисленных выплат (ст. 420 НК РФ). В строке 40 – сумма, не подлежащая обложению (ст. 422 НК РФ).

Строка 30 - строка 40 = строка 50 – база для исчисления взносов, к которой применяется соответствующий тариф страховых взносов.

Напоминаем, что, согласно п. 4-6 ст. 420 НК РФ, не признаются объектом обложения страховыми взносами (и не отражаются в расчете) выплаты по договорам ГПХ, предметом которых является переход права собственности на имущество, а также связанным с передачей в пользование имущества – например, по договорам дарения, аренды, займа. Сюда же относятся выплаты в пользу иностранцев по трудовым договорам с российской организацией для работы в ее обособленном подразделении за пределами РФ, а также по договорам ГПХ в связи с их деятельностью за пределами РФ. Выплаты добровольцам (волонтерам) по возмещению их расходов, за исключением сумм на питание в размере сверх размера суточных по п. 1 ст.217 НК РФ.

Что касается сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами (ст. 422 НК РФ), то к их числу относятся: государственные пособия; компенсационные выплаты (суточные, командировочные и т.п.); выплаты, связанные с увольнением (за исключением компенсации за неиспользованный отпуск); материальная помощь; выплаты, связанные с медстрахованием (ДМС), медобеспечением, дополнительным пенсионным обеспечением или обучением работников. Наконец, стоимость проезда в отпуск работника организации на Крайнем Севере и членов его семьи.

Давайте напомним еще раз об ответственности плательщиков за нарушения, допущенные при представлении Расчета.

Контрольные соотношения показателей расчета по взносам можно сверить по письму ФНС от 07.02.2020 №БС-4-11/2002@. В расчете не может быть отрицательных значений.

В случае ошибки в персональных данных в разделе 3 Расчета (связан с формированием пенсионных прав, полностью отгружается в ПФР) надо заполнить два новых раздела 3. Один - с признаком «аннулирования» (если ошибка исключительно в персональных данных – СНИЛС, ИНН, ФИО), и второй - «исправленный».

Расчет считается не представленным (п. 7 ст. 431 НК РФ) в случае, если за весь период или за каждый из последних трех месяцев сведения по каждому физлицу о сумме выплат, базе для исчисления взносов и сумме взносов содержали ошибки. Либо сумма одноименных показателей по физлицам не соответствует этим же показателям в целом по плательщику. Либо в расчете указаны недостоверные персональные данные застрахованных лиц.

Это единственная отчетность, которая может вернуться к вам, хотя вы ее и загрузили. На исправление дается 5 дней.

Кроме того, стоит напомнить, что с 2019 года в случае не представления в установленный срок Расчета по страховым взносам налоговый орган в течение 10 дней по истечении данного срока принимает решение о приостановлении операций плательщика по его счетам в банке.



Важное обновление. Принят закон, в котором предусмотрен перенос крайней даты оплаты 1% от разницы, превышающей 300 000 рублей годового дохода, с 1 апреля на срок до 1 июля. Прочтите, пожалуйста, вот эту статью.

Если помните, то 6 октября 2015 года было опубликовано очень спорное письмо Минфина № 03-11-09/57011 о том, что теперь нельзя делать налоговый вычет из УСН 1%-го взноса в ПФР, который делается при превышении годовой выручки в 300 000 рублей. (для ИП на УСН 6%)

Грубо говоря, речь шла о том, что нельзя вычитать из налога по УСН 1%-й взнос в ПФР который делается от суммы превышающей 300 тыс. рублей в год для ИП на УСН 6%.

Если не знаете, что за 1%-й взнос в ПФР такой и как он оплачивается, то прочтите вот эту статью:

Так вот

Это злополучное было отозвано спустя 2 месяца. Это значит, что делаем этот вычет точно также, как и раньше.

Вот полный текст нового письма. В самом конце сказано, что письмо от 06.10.2015 № 03-11-09/57011 отзывается. С чем всех и поздравляю : )

P.S. Обратите внимание, что речь в письме идет про ИП на УСН 6% и ИП на ЕНВД

Министерство финансов Российской Федерации
Письмо от 07.12.2015 № 03-11-09/71357

В связи с поступающими запросами налогоплательщиков по вопросу о возможности отнесения страховых взносов, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 1% от суммы доходов, превышающих 300,0 тыс. руб., к страховым взносам, уплачиваемым в фиксированном размере, Министерство финансов Российской Федерации сообщает.

В соответствии с пунктом 3.1 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам , уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере.

Согласно пункту 2.1 статьи 346.32 Кодекса индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, также уменьшают сумму единого налога на вмененный доход, исчисленную за налоговый период, на уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере.

Указанные налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, вправе уменьшить сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы без применения ограничения в виде 50 процентов от суммы данного налога.

На основании пункта 2 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Частью 1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи Закона № 212-ФЗ.

В соответствии с частью 1.1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено данной статьей Закона № 212-ФЗ:

1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, — в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Закона № 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз;

2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, — в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Закона № 212-ФЗ, увеличенного в 12 раз, плюс 1,0 процента (1%) от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

Но при этом установлено, что максимальный размер взноса не может превышать размер, определяемый как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Закона № 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.Таким образом, в обоих случаях установлен фиксированный размер минимальной и максимальной суммы страхового взноса.

Учитывая изложенное, полагаем, что сумма страховых взносов, уплаченных в соответствии с частью 1.1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ, в целях применения упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может считаться фиксированным размером страховых взносов. В связи с этим индивидуальные предприниматели, не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, вправе уменьшать сумму налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы
налогообложения, и сумму единого налога на вмененный доход на сумму страховых взносов, уплаченных в указанном порядке.

В связи с изложенным, письмо Департамента налоговой и таможеннойполитики Минфина России от 06.10.2015 № 03-11-09/57011, направленное в ваш адрес отзывается.

Вопрос: О погашении недоимки по страховым взносам, установленным до 01.01.2017, и задолженности по уплате пеней (штрафов).

Ответ: Министерством финансов Российской Федерации рассмотрены вопросы о зачете сумм излишне уплаченных страховых взносов в счет недоимки по страховым взносам, которые были установлены Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), и сообщается следующее.

На основании частей 1, 3 и 4 статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Федеральный закон N 250-ФЗ) решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.

Указанное решение должно приниматься при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, и на следующий день после его принятия орган Пенсионного фонда Российской Федерации (орган Фонда социального страхования Российской Федерации) должен направить это решение в соответствующий налоговый орган.

Таким образом, при наличии у плательщика страховых взносов недоимки по страховым взносам и (или) задолженности по уплате соответствующих пеней, штрафов, возникших за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, органы Пенсионного фонда Российской Федерации, органы Фонда социального страхования Российской Федерации не вправе принимать решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за указанные отчетные (расчетные) периоды.

Федеральными законами N 250-ФЗ и от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Федеральный закон N 243-ФЗ) не определены полномочия органов Пенсионного фонда Российской Федерации, органов Фонда социального страхования Российской Федерации и налоговых органов по принятию решений о проведении зачета сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации в счет погашения недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 Федерального закона N 250-ФЗ и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.

Указанными федеральными законами не предусмотрены зачет сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, которые были установлены Федеральным законом N 212-ФЗ, соответствующих пеней и штрафов в счет погашения недоимки по страховым взносам, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс), и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, а также зачет сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, установленных Кодексом, в счет погашения недоимки по страховым взносам, которые были установлены Федеральным законом N 212-ФЗ, и задолженности по соответствующим пеням и штрафам.

Кроме того, Федеральным законом N 250-ФЗ не предусмотрена уплата процентов плательщикам страховых взносов за нарушение установленного срока возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, которые были установлены Федеральным законом N 212-ФЗ, соответствующих пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.

Несмотря на то что страховые взносы, которые были установлены Федеральным законом N 212-ФЗ, по своей социальной природе и предназначению не отличаются от страховых взносов, установленных Кодексом, они не являются предметом регулирования Кодекса.

Согласно подпункту 7 пункта 1 и пункту 2.1 статьи 32, статьям 33, 78, 79 Кодекса налоговые органы обязаны осуществлять зачет сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, страховых взносов, установленных Кодексом (пункт 3 статьи 8), соответствующих пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом. Должностные лица налоговых органов обязаны действовать в строгом соответствии с Кодексом и иными федеральными законами, реализовывая в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов.

В соответствии с общим правилом (пункты 1 и 14 статьи 78 Кодекса) сумма излишне уплаченного налога (сбора, пени, штрафа) подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату в установленном порядке. Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

Следует отметить, что статьями 78 и 79 Кодекса не предусмотрен зачет суммы излишне уплаченного (взысканного) налога (сбора, страховых взносов) в счет погашения недоимки по этому же налогу (сбору, страховым взносам).

Правила, установленные статьями 78 и 79 Кодекса, применяются в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов (пункт 3 статьи 8 Кодекса), соответствующих пеней и штрафов с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 1.1 и 6.1 статьи 78, пунктом 1.1 статьи 79 Кодекса.

При этом сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном указанной статьей. Возврат плательщику страховых взносов суммы излишне взысканных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, штрафам производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной задолженности по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в соответствии со статьей 78 Кодекса.

В связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, которые были установлены Федеральным законом N 212-ФЗ, с 1 января 2017 года между налоговыми органами и органами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации разграничены полномочия администраторов доходов бюджета в части контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) этих страховых взносов, проверки расчетов (уточненных расчетов), представленных за истекшие до 1 января 2017 года отчетные (расчетные) периоды по страховым взносам, взыскания недоимки по указанным страховым взносам, задолженности по соответствующим пеням и штрафам, а также принятия решений о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.

В соответствии со статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор дохода бюджета в пределах своих бюджетных полномочий принимает решения о зачете (уточнении) сумм излишне уплаченных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет соответствующие уведомления в орган Федерального казначейства. Бюджетные полномочия осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Учитывая изложенное, полагаем, что при наличии у плательщика страховых взносов недоимки по страховым взносам, задолженности по уплате соответствующих пеней, штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, возникших за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, указанные недоимка и задолженность подлежат уплате этим плательщиком или взысканию налоговым органом в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона N 243-ФЗ. Впредь до уплаты плательщиком страховых взносов указанных недоимки и задолженности либо их взыскания в установленном порядке отсутствует основание для принятия в соответствии со статьей 21 Федерального закона N 250-ФЗ органом Пенсионного фонда Российской Федерации (органом Фонда социального страхования Российской Федерации) решения о возврате указанному плательщику страховых взносов суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов (соответствующих пеней и штрафов) за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.

Вопрос: Об уплате ИП-пенсионером страховых взносов в ПФР и ФОМС за себя.

Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 21 февраля 2017 г. N 03-15-09/9884

Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с письмом рассмотрело обращение по вопросу отмены обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование для индивидуальных предпринимателей – пенсионеров, не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам, и сообщает следующее.
Согласно статье 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс) индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.
Исходя из положений пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса индивидуальные предприниматели уплачивают за себя страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование.
Главой 34 Налогового кодекса не предусмотрено освобождение плательщиков страховых взносов – индивидуальных предпринимателей, являющихся пенсионерами, от уплаты страховых взносов.
Уплата индивидуальными предпринимателями страховых взносов осуществляется независимо от возраста и вида осуществляемой деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 621-О-О предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др.
Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя.
Таким образом, уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование индивидуальным предпринимателем производится с момента приобретения статуса индивидуального предпринимателя и до момента исключения из ЕГРИП (Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей) в связи с прекращением деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Не предприняв действий по исключению из ЕГРИП, предприниматель сохраняет статус индивидуального предпринимателя и обязан уплачивать упомянутые страховые взносы.
Следует отметить, что своевременная и полная уплата страховых взносов является необходимым условием реализации в обязательном социальном страховании принципов устойчивости и автономности его финансовой системы, а также принципа солидарности, в частности, в несении бремени установленных законом обязательных расходов на осуществление обязательного социального страхования. Требование своевременной и полной уплаты страховых взносов отражает не только частные, но и определенные принципом солидарности публичные интересы.
Кроме того, отмена обязанности по уплате страховых взносов индивидуальных предпринимателей – пенсионеров может привести к злоупотреблениям по перерегистрации предпринимательской деятельности на таких лиц, что, с одной стороны, негативно отразится на собираемости страховых взносов и сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации, а с другой стороны, приведет к утрате адресного подхода при предоставлении такой преференции.
В связи с вышеизложенным предложение об отмене обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование для индивидуальных предпринимателей – пенсионеров за период, когда ими не осуществлялась предпринимательская деятельность при наличии статуса индивидуального предпринимателя, не может быть поддержано.

Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
И.В.ТРУНИН
21.02.2017

Читайте также: