Письмо министерства здравоохранения и социального развития рф пенсионному фонду

Приказ
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 2 мая 2012 г. N 435н г. Москва
"Об утверждении порядка предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации в негосударственный пенсионный фонд информации, необходимой негосударственным пенсионным фондам для назначения накопительной части трудовой пенсии, а также иных выплат за счет средств пенсионных накоплений"

Зарегистрирован в Минюсте РФ 18 июня 2012 г. Регистрационный N 24612

В соответствии с частью второй статьи 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 14, ст. 1401; 2003, N 1, ст. 13; 2005, N 19, ст. 1755; 2008, N 18, ст. 1942; 2009, N 30, ст. 3739, N 52, ст. 6454; 2010, N 49, ст. 6409; 2011, N 49, ст. 7037) и подпунктом 1 пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2003 г. N 669 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, надзор и контроль за указанной деятельностью" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 45, ст. 4388; 2006, N 2, ст. 226; 2007, N 12, ст. 1414; 2010, N 4, ст. 407; N 42, ст. 5386; 2011, N 36, ст. 5148) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации в негосударственный пенсионный фонд информации, необходимой негосударственным пенсионным фондам для назначения накопительной части трудовой пенсии, а также иных выплат за счет средств пенсионных накоплений.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 июля 2012 года.

Министр Т. Голикова

Порядок предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации в негосударственный пенсионный фонд информации, необходимой негосударственным пенсионным фондам для назначения накопительной части трудовой пенсии, а также иных выплат за счет средств пенсионных накоплений

1. Настоящий Порядок определяет правила и сроки предоставления территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации (Пенсионным фондом Российской Федерации) информации, необходимой негосударственным пенсионным фондам для назначения накопительной части трудовой пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений, а также перечень указанной информации.

2. Перечень информации, необходимой негосударственным пенсионным фондам для назначения накопительной части трудовой пенсии, а также иных выплат за счет средств пенсионных накоплений, включает:

сведения о факте и дате установления застрахованному лицу страховой части трудовой пенсии по старости либо о размере страховой части трудовой пенсии по старости застрахованного лица;

сведения о праве застрахованного лица на трудовую пенсию по старости, а при наличии оснований, установленных в статьях 27, 27.1, 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4920; 2003, N 1, ст. 13; 2004, N 27, ст. 2711; 2005, N 8, ст. 605; 2006, N 23, ст. 2384; 2008, N 30, ст. 3612; 2009, N 1, ст. 27; N 30, ст. 3739), - и о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и дате возникновения указанных прав (приобретения необходимого страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ и достижения соответствующего возраста);

сведения о получении застрахованным лицом трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца, пенсии по государственному пенсионному обеспечению и дате установления указанных прав, а также об отсутствии у него права на установление трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого страхового стажа;

сведения о размере дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица до 1 июля 2012 года, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений и дохода от инвестирования указанных взносов;

сведения о размере средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, дохода от их инвестирования.

3. Информация, указанная в абзацах втором - четвертом пункта 2 настоящего Порядка, представляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Информация, указанная в абзацах пятом и шестом пункта 2 настоящего Порядка, представляется Пенсионным фондом Российской Федерации.

Информация предоставляется по запросу негосударственного пенсионного фонда, направленному в Пенсионный фонд Российской Федерации либо в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий пенсионное обеспечение застрахованного лица, либо в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства (пребывания, фактического проживания застрахованного лица) в электронном виде в соответствии с Порядком электронного документооборота между негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, и Пенсионным фондом Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2006 г. N 883 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 февраля 2007 г., N 8887), либо в письменной форме на бумажном носителе.

4. В запросе негосударственного пенсионного фонда указываются:

фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) застрахованного лица, в отношении которого необходимо представить информацию;

номер страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования застрахованного лица;

перечень необходимой информации из числа предусмотренной пунктом 2 настоящего Порядка.

Запрос в письменной форме на бумажном носителе должен быть составлен на бланке негосударственного пенсионного фонда, заверен печатью и подписан руководителем негосударственного пенсионного фонда либо руководителем обособленного подразделения негосударственного пенсионного фонда.

5. Информация, указанная в пункте 2 настоящего Порядка, представляется в негосударственный пенсионный фонд на основании сведений, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (Пенсионного фонда Российской Федерации), на дату поступления запроса негосударственного пенсионного фонда в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня его поступления.

Письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ
от 12 августа 2010 г. N 2622-19

Департамент развития социального страхования по вопросам начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на различные выплаты сообщает.

Согласно части I статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организациями в пользу физических лиц, в частности, по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в п. 2 части первой ст. 5 Федерального закона N 212-ФЗ).

О кооперативных выплатах

В соответствии со статьей 24 Закона от 19.06.1992 N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" доходы потребительского общества, полученные от его предпринимательской деятельности, после внесения обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации направляются в фонды потребительского общества, для осуществления, в частности, кооперативных выплат. Размер кооперативных выплат, определяемый общим собранием потребительского общества, не должен превышать 20 процентов от доходов потребительского общества.

Статьей 11 Закона от 19.06.1992 N 3085-1 определено, что пайщики потребительского общества имеют право получать кооперативные выплаты в соответствии с решением общего собрания потребительского общества. В связи с тем, что кооперативные выплаты учредителям общества (в т.ч. являющимся пайщиками) производятся не на основании трудовых или гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а на основании решения общего собрания участников потребительского общества, такие вознаграждения не являются объектом обложения страховыми взносами.

Также не облагаются страховыми взносами на основании части первой статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ данные выплаты, производимые учредителям общества, являющимся работниками организации.

Таким образом, для целей исчисления страховых взносов следует разграничивать выплаты, связанные с исполнением физическими лицами своих трудовых обязанностей, от выплат, связанных с получением доли, прибыли (дохода) потребительского общества.

О выплатах к праздникам и юбилейным датам

Выплаты в той или иной форме в связи с праздничными и юбилейными датами, производимые организацией в пользу физических лиц, с которыми не заключены трудовые и гражданско-правовые договоры на выполнение работ, оказание услуг страховыми взносами не облагаются в соответствии с частью первой статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ.

Вознаграждения в связи с праздничными и юбилейными датами, выплачиваемые работникам организации признаются объектом обложения страховыми взносами как выплаты, производимые в рамках трудовых отношений.

При этом положения Федерального закона N 212-ФЗ не увязывают возникновение объекта обложения страховыми взносами с учетом организацией выплат в пользу работников в целях налогообложения прибыли.

О подарках и выплатах процентов работнику-заимодавцу

Частью третьей статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ определено, что не относятся к объекту обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения, производимые, в частности, в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права).

Согласно пункту 1 статьи 572 Гражданского кодекса РФ (далее - Гражданский кодекс), по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.

Договор дарения в соответствии с гражданским законодательством относится к договорам, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (ст. 574 Гражданского кодекса).

Порядок заключения договоров дарения определен статьей 574 главы 32 "Дарение" Гражданского кодекса.

Таким образом, в случае передачи подарка работнику по договору дарения у организации объекта обложения страховыми взносами на основании части третьей статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ не возникает. Согласно статье 807 Гражданского кодекса по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги "или долгие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.

Таким образом, получаемые работником проценты по договору займа с работодателем, не признаются объектом обложения страховыми взносами.

О снижении тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для организаций потребительской кооперации

Проводимая реформа пенсионной системы и системы социального и медицинского страхования определила переход от налогового к страховому принципу формирования доходов пенсионной системы и системы социального и медицинского страхования, то есть замена ЕСН страховыми взносами - это смена механизма для формирования фондов начисления различных социальных выплат и пенсий.

При этом следует учитывать, что страховые взносы - это платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, назначением которых является обеспечение права гражданина на получение страхового обеспечения по обязательному пенсионному, социальному и медицинскому страхованию.

Размер выплат будущей пенсии напрямую зависит от суммы учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

На размер пособии на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством влияет тариф страховых взносов, зачисляемых в Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования.

Снижение тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, без одновременного изменения объема финансируемых обязательств приведет к дефициту бюджетов государственных внебюджетных фондов и будет противоречить страховым принципам системы.

В связи с изложенным, вопрос о снижении тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для организаций потребительской кооперации, по нашему мнению, должен решаться исходя из возможностей финансирования выпадающих доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Заместитель директора
департамента министерства
здравоохранения и
социального развития РФ

Даны разъяснения по вопросам обложения страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды отдельных выплат.

Так, указанные взносы не начисляются на кооперативные выплаты пайщикам потребительского общества, суммы подарков работникам и выплачиваемые им проценты по договору займа с работодателем.

Облагаются страховыми взносами выплаты работникам в связи с праздничными и юбилейными датами (независимо от их учета при налогообложении прибыли). Исключение составляют случаи, когда такие выплаты производятся посторонним лицам (с которыми не заключены трудовые или гражданско-правовые договоры).

Приведена позиция Минздравсоцразвития России по вопросу снижения тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для организаций потребкооперации. При его решении следует учитывать возможности компенсации указанным фондам выпадающих доходов.

Письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 августа 2010 г. N 2622-19

Текст письма опубликован в журнале "Нормативные Акты для бухгалтера" от 21 сентября 2010 г. N 18, в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 21 сентября 2010 г. N 18, в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 5 октября 2010 г. N 37

  • Контакты
  • Политика конфиденциальности и обработки персональных данных
  • №06 Июнь 2018
  • №05 Май 2018
  • №04 Апрель 2018
  • №03 Март 2018
  • №02 Февраль 2018
  • №01 Январь 2018

  • №12 Декабрь 2017

  • №11 ноябрь 2017

  • №10 октябрь 2017

  • №09 сентябрь 2017

  • №8 август 2017

  • №7 июль 2017

  • №6 июнь 2017

  • №5 май 2017

  • №4 апрель 2017

  • №3 март 2017

  • №2 февраль 2017

  • №1 январь 2017

  • №12 декабрь 2016

  • №11 ноябрь 2016

  • №10 октябрь 2016

  • №09 сентябрь 2016

  • №08 август 2016

  • №07 июль 2016

  • №06 июнь 2016

  • №05 май 2016

  • №04 апрель 2016

  • №03 март 2016

  • №02 февраль 2016

  • №01 январь 2016

  • №12 декабрь 2015

  • №11 ноябрь 2015

  • №10 октябрь 2015

  • №09 сентябрь 2015

  • №08 август 2015

  • №07 июль 2015

  • №06 июнь 2015

  • №05 май 2015

  • №04 апрель 2015

  • №12 декабрь 2014

  • №03 март 2015

  • №02 февраль 2015

  • №01 январь 2015

  • №11 ноябрь 2014
  • Все номера журнала
  • Бухгалтерская отчетность
  • Налоговая отчетность
  • Отчетность в ПФР и ФСС РФ
  • Статистическая отчетность
  • Формы, образцы, шаблоны кадрового учета
  • Пошаговые инструкции по кадровым процедурам
  • Кадровое делопроизводство в таблицах и схемах
  • Государственная регистрация юридических лиц и ИП
  • Формы первичных документов
  • Образцы локальных нормативных актов
  • Учетная политика 2015
  • Положения по организации
  • Контакты
  • Политика конфиденциальности и обработки персональных данных
  • №06 Июнь 2018
  • №05 Май 2018
  • №04 Апрель 2018
  • №03 Март 2018
  • №02 Февраль 2018
  • №01 Январь 2018
  • №12 Декабрь 2017
  • №11 ноябрь 2017
  • №10 октябрь 2017
  • №09 сентябрь 2017
  • №8 август 2017
  • №7 июль 2017
  • №6 июнь 2017
  • №5 май 2017
  • №4 апрель 2017
  • №3 март 2017
  • №2 февраль 2017
  • №1 январь 2017
  • №12 декабрь 2016
  • №11 ноябрь 2016
  • №10 октябрь 2016
  • №09 сентябрь 2016
  • №08 август 2016
  • №07 июль 2016
  • №06 июнь 2016
  • №05 май 2016
  • №04 апрель 2016
  • №03 март 2016
  • №02 февраль 2016
  • №01 январь 2016
  • №12 декабрь 2015
  • №11 ноябрь 2015
  • №10 октябрь 2015
  • №09 сентябрь 2015
  • №08 август 2015
  • №07 июль 2015
  • №06 июнь 2015
  • №05 май 2015
  • №04 апрель 2015
  • №12 декабрь 2014
  • №03 март 2015
  • №02 февраль 2015
  • №01 январь 2015
  • №11 ноябрь 2014
  • Все номера журнала
  • Бухгалтерская отчетность
  • Налоговая отчетность
  • Отчетность в ПФР и ФСС РФ
  • Статистическая отчетность
  • Формы, образцы, шаблоны кадрового учета
  • Пошаговые инструкции по кадровым процедурам
  • Кадровое делопроизводство в таблицах и схемах
  • Государственная регистрация юридических лиц и ИП
  • Формы первичных документов
  • Образцы локальных нормативных актов
  • Учетная политика 2015
  • Положения по организации

Письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ
от 16 сентября 2011 г. № 3344-19

Департамент развития социального страхования и государственного обеспечения рассмотрел запрос Пенсионного фонда Российской Федерации от 08.08.2011 N БГ-30-12/8970 о применении пониженных тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды организацией, применявшей упрощенную систему налогообложения и перешедшей на общую систему налогообложения, и сообщает свое мнение.

В соответствии со статьей 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих деятельность в производственной и социальной сферах, установлен пониженный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 18 процентов при общем совокупном тарифе в государственные внебюджетные фонды в размере 26 процентов.

Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями регулируется главой 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс).

Пунктом 3 статьи 346.13 главы 26.2 Налогового кодекса определено, что налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения, если иное не предусмотрено данной статьей.

При этом, исходя из положений главы 26.2 Налогового кодекса, если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика превысили установленную величину и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям главы 26.2 Налогового кодекса, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.

В соответствии с вышеизложенным, по мнению Департамента, с учетом положений Налогового кодекса плательщик страховых взносов теряет право на применение пониженного тарифа страховых взносов с начала того квартала, в котором он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения.

При этом суммы страховых взносов подлежат перерасчету с начислением пеней в случае, если плательщик неправомерно применял пониженные тарифы страховых взносов, утратив при этом право на применение упрощенной системы налогообложения.

Департамент развития социального страхования и государственного обеспечения по вопросам начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на выплаты работникам сообщает.

Частью первой статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212−ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Федеральный закон N 212−ФЗ) определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

1. Пособие по уходу за ребенком до 3−х лет

На основании Указа Президента Российской Федерации от 30.05.1994 N 1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан» (далее — Указ N 1110) матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях с организациями, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, производится ежемесячная компенсационная выплата в размере 50 рублей.

Указанную выплату работодатель производит в силу обязательного предписания, закрепленного в Указе N 1110, независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, то есть такая выплата производится вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения.

Учитывая изложенное, суммы ежемесячной компенсационной выплаты в соответствии с Указом N 1110 не признаются объектом обложения страховыми взносами на основании положений статьи 7 Федерального закона N 212−ФЗ.

2. Об оплате за обучение работников

2.1. Пунктом 12 части первой статьи 9 Федерального закона N 212−ФЗ определено, что не подлежат обложению страховыми взносами суммы платы за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, в том числе за профессиональную подготовку и переподготовку работников.

Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд согласно статье 196 Трудового кодекса РФ определяет работодатель.

Работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости — в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Оплата обучения работника, проводимого по инициативе работодателя, с целью более эффективного выполнения им трудовых обязанностей, вне зависимости от формы такого обучения, не подлежит обложению страховыми взносами на основании статьи 9 Федерального закона N 212−ФЗ.

Что касается уплаты членских взносов и сумм за получение аттестатов бухгалтеров в организацию, оказывающую образовательные услуги, то следует иметь в виду, что указанные взносы не являются оплатой обучения работников, а признаются выплатой в пользу работников в рамках трудовых отношений с работодателем и, следовательно, подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

2.2. В соответствии со статьей 198 Трудового кодекса РФ работодатель-организация имеет право заключать с лицом, ищущим работу, ученический договор на профессиональное обучение.

Оплата обучения, производимая работодателем в рамках ученического договора, который не является трудовым договором или гражданско-правовым договором на выполнение работ, оказание услуг, не облагается страховыми взносами.

3. Компенсация за жилье при переезде, стоимость спецодежды, смывающих и обезвреживающих средств сверх норм, стоимость молока сверх норм

В соответствии с подпунктом «и» пункта 2 части первой статьи 9 Федерального закона N 212−ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность.

Компенсация найма жилья, выплачиваемая работнику, переехавшему в другой город для работы в филиале организации, не подпадает под действие подпункта «и» пункта 2 части третьей статьи 9 Федерального закона N 212−ФЗ, поскольку данной нормой Федерального закона N 212−ФЗ предусмотрено освобождение от обложения страховыми взносами сумм возмещения расходов работника только по переезду.

Следовательно, суммы такой компенсации подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Статьей 221 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.

Нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты утверждены приказами Минздравсоцразвития России, постановлениями Минтруда России.

Нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств, порядок и условия их выдачи утверждены Постановлением Минтруда России от 04.07.2003 N 45 (далее — Постановление N 45).

Учитывая изложенное, на стоимость смывающих и обезвреживающих средств, выдаваемых работникам в порядке и в пределах норм, установленных Постановлением N 45, страховые взносы не начисляются.

Стоимость смывающих и обезвреживающих средств, выданных работнику сверх указанных норм, подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Стоимость спецодежды сверх установленных норм, полученной работниками в связи с исполнением трудовых обязанностей во временное пользование, а не в собственность, не признается объектом обложения страховыми взносами.

Согласно статье 222 Трудового кодекса РФ на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты.

Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Нормы и условия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 45н (далее — Нормы и условия выдачи молока).

В соответствии с пунктом 13 Норм и условий выдачи молока при отсутствии у работодателя данных о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда или невыполнении им перечисленных в этом пункте требований сохраняется порядок бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, действовавший до вступления в силу Приказа Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 45н.

Таким образом, согласно подпункту «и» пункта 2 части первой статьи 9 Федерального закона N 212−ФЗ не начисляются страховые взносы на стоимость молока, выдаваемого работникам, и компенсационные выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, в соответствии с Нормами и условиями выдачи молока, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 45н.

На стоимость молока сверх норм страховые взносы начисляются в общеустановленном порядке.

При этом положения Федерального закона N 212−ФЗ не увязывают возникновение объекта обложения страховыми взносами с учетом организацией выплат в пользу работников в целях налогообложения прибыли.

4. Оплата питания

Учитывая норму части первой статьи 7 Федерального закона N 212−ФЗ, к объекту обложения страховыми взносами, по нашему мнению, относятся все выплаты в пользу работников, произведенные в рамках трудовых правоотношений, в том числе предусмотренные коллективным договором.

Статьей 9 Федерального закона N 212−ФЗ установлен перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Оплата стоимости питания работников в вышеуказанной статье не поименована и, следовательно, подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

5. Определение стоимости товаров, выдаваемых работникам

Частью шестой статьи 8 Федерального закона N 212−ФЗ предусмотрено, что при расчете базы для начисления страховых взносов выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их цен, указанных сторонами договора, а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) — исходя из государственных регулируемых розничных цен.

При этом в стоимость товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, а для подакцизных товаров и соответствующая сумма акцизов.

Согласно данной норме, если организация-работодатель приобретает в пользу работников товары (работы, услуги), цены (тарифы) на которые не регулируются государством, то указанные стороны договора при начислении страховых взносов на сумму этих товаров (работ, услуг) должны учитывать, чью стоимость следует рассчитывать исходя из цен приобретения таких товаров (работ, услуг) (включая налог на добавленную стоимость и акцизы).

6. Выплаты членам совета директоров

В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Федерального закона от 08.02.1998 N 14−ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» по решению общего собрания участников общества членам совета директоров (наблюдательного совета) общества в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждения и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением указанных обязанностей. Размеры указанных вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением общего собрания участников общества.

В связи с тем, что вознаграждения членам совета директоров общества производятся не на основании трудовых или гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а на основании решения общего собрания участников общества, такие вознаграждения не являются объектом обложения страховыми взносами.

7. Командировочные расходы

Согласно части второй статьи 9 Федерального закона N 212−ФЗ к расходам на командировки работников, не облагаемых страховыми взносами, относятся, в частности, фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, а также расходы по найму жилого помещения.

Расходы работника в командировке по оплате проезда на такси от аэропорта до гостиницы страховыми взносами не облагаются только в случае их экономического обоснования и документального подтверждения.

На стоимость проживания командированного работника в гостинице, цена номера в которой включает стоимость завтрака (подтверждаемая данными прайс-листа гостиницы), страховые взносы не начисляются.

Что касается оплаты за один и тот же день командировки размещения командированного работника в двух отелях, находящихся в разных городах, то на оплату за одновременное размещение во втором отеле страховые взносы не будут начисляться только в случае экономического обоснования и документального подтверждения такого расхода.

Заместитель директора
Департамента развития социального страхования
и государственного обеспечения
Министерства здравоохранения
и социального развития РФ
Л.А. Котова

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 29 мая 2006 г. N ГБ-09-26/5677

О НАПРАВЛЕНИИ ПИСЕМ

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Пенсионный фонд Российской Федерации в дополнение к письму ПФР от 15.05.2006 N ГБ-09-26/5117 "О направлении определения Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 2006 года N 38-О" для сведения и использования в работе по защите интересов ПФР направляет письма Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19.05.2006 N 1389-19 по вопросу применения пунктов 7 и 9 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2005 N 176, и от 19.05.2006 N 1391-19 по вопросу толкования пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.04.2005 N 176.

По вопросу применения пунктов 7 и 9 Правил отмечаем следующее.

Разъяснения Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, изложенные в письме от 19.05.2006 N 1389-19, соответствуют ранее направленным в адрес территориальных органов ПФР письмом ПФР от 15.05.2006 N ГБ-09-26/5117 разъяснениям, содержащимся в письме Минздравсоцразвития России от 29.03.2006 N 1647-Пр.

Вместе с тем обращаем внимание, что Министерством приведен примерный перечень документов, подтверждающих период пребывания пенсионера в иных местах, где ему были предоставлены услуги по организации отдыха. Так, в соответствии с разъяснениями Минздравсоцразвития России к таким документам можно отнести: любые виды справок о нахождении (прохождении) на лечении (отдыхе); туристические и экскурсионные путевки, ваучер, справку о стоимости туристической путевки; свидетельства о регистрации по месту пребывания; справки о нахождении на отдыхе (о предоставлении услуг отдыха), выданные муниципальными учреждениями (сельскими администрациями, исполнительными комитетами сельских Советов либо другими органами местного самоуправления) и др.

ПФР подчеркивает, что на основании позиции Минздравсоцразвития России в случае возникновения у территориальных органов ПФР трудностей при оценке представленных пенсионером документов на предмет достаточности для доказывания юридического факта пребывания (нахождения) в месте отдыха (оздоровления) органам ПФР необходимо разъяснить пенсионеру о его праве на обращение в судебный орган для установления данного факта в порядке особого производства. Так, в соответствии со статьей 267 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.

Одновременно обращаем внимание, что Минздравсоцразвития России отмечено, что территориальным органам ПФР необходимо принять все исчерпывающие меры, чтобы минимизировать вынесение отказных решений в выплате пенсионерам компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно.

По вопросу толкования пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.04.2005 N 176 - "правоотношения, возникшие после 01.01.2005" сообщаем следующее.

Согласно разъяснениям, изложенным в письме Минздравсоцразвития России от 19.05.2006 N 1391-19, под правоотношениями, возникшими после 01.01.2005, следует понимать факт проезда пенсионера к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно в период с 01.01.2005, а не момент обращения пенсионера за компенсацией стоимости такого проезда в период после 01.01.2005, независимо от даты совершения им проезда.

На правоотношения, возникшие до 01.01.2005 (когда имел место факт проезда к месту отдыха и обратно), положения статьи 34 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и Постановления Правительства Российской Федерации от 01.04.2005 N 176 не распространяются, в том числе и в случаях, когда обращение пенсионера за выплатой компенсации имело место после этой даты.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

от 19 мая 2006 г. N 1389-19

Департамент развития социального страхования и государственного обеспечения Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации рассмотрел письма Пенсионного фонда Российской Федерации от 13.12.2005 N КА-09-27/13691, от 17.01.2006 N КА-09-27/349 о компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно и сообщает, что при рассмотрении данного вопроса следует руководствоваться следующим.

Как неоднократно разъяснялось, статьей 34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон от 19 февраля 1993 г.) предусмотрена компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года.

Таким образом, законодатель установил следующие существенные условия, наличие которых является обязательным для выплаты компенсации:

- выезд за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в которых проживает пенсионер,

- целенаправленный (а не любая желаемая поездка) выезд к месту отдыха и обратно.

В целях реализации положений статьи 34 Закона от 19 февраля 1993 г. Правительство Российской Федерации в рамках полномочий, предусмотренных данной статьей, 1 апреля 2005 г. приняло Постановление N 176 "Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно" (далее - Постановление от 1 апреля 2005 г.), которым устанавливается порядок, размер и условия выплаты компенсации.

В принятом Постановлении предусмотрено представление (наличие) документов, подтверждающих указанные выше факты, а именно:

1) проездных документов, являющихся подтверждением выезда пенсионера за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;

2) документов (путевки, курсовки или иного документа), являющихся основаниями для пребывания пенсионера в санатории, профилактории, доме отдыха, на туристической базе или в ином месте, где предоставляются услуги по организации отдыха (оздоровления).

Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденные Постановлением от 1 апреля 2005 г. (далее - Правила), устанавливают перечень документов (пункты 7 и 9), подтверждающих факт пребывания в местах отдыха, а не выбранную форму отдыха.

При этом следует отметить, что предусмотренный Правилами перечень документов, подтверждающих пребывание пенсионера в местах отдыха, таких, как указано выше, не является исчерпывающим.

К рассмотрению могут быть приняты любые документы, подтверждающие факт отдыха пенсионера в местах, где ему были предоставлены услуги по организации отдыха (независимо от того, кем - физическим или юридическим лицом - такие услуги предоставляются), а также документы, подтверждающие нахождение пенсионера в местах отдыха, организованного им самостоятельно.

Анализ поступивших в министерство документов, представленных пенсионерами в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, позволяет сделать вывод о том, что к документам, подтверждающим период пребывания в иных местах, где пенсионеру были предоставлены услуги по организации отдыха, можно отнести:

- любые виды справок о нахождении (прохождении) на лечении (отдыхе), выданные, например, медико-социальными реабилитационными центрами (и другими видами центров реабилитации), медико-профилактическими центрами, геронтологическими центрами, клиниками, больницами, лечебницами, санаториями, пансионатами, лечебными, лечебно-профилактическими и лечебно-оздоровительными учреждениями;

- туристические и экскурсионные путевки, ваучер, справка о стоимости туристической путевки;

- свидетельства о регистрации по месту пребывания;

- справки о нахождении на отдыхе (о предоставлении услуг отдыха), выданные муниципальными учреждениями (сельскими администрациями, исполнительными комитетами сельских Советов либо другими органами местного самоуправления), и др.

Пенсионный фонд Российской Федерации обязан принять представленный пенсионером документ, оценить его с точки зрения содержащихся в нем сведений и их достаточности для доказывания юридического факта выезда к месту отдыха (оздоровления).

В том случае, если пенсионер не имеет возможности получить документ, подтверждающий предоставление ему соответствующих услуг, либо документ, подтверждающий его отдых, самостоятельно, ему необходимо разъяснить, что он вправе обратиться в судебный орган с исковым заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение (факта нахождения в месте отдыха) в порядке особого производства.

Что касается разъяснений, данных в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за II квартал 2005 г. (по гражданским делам), утвержденным Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 10 августа 2005 г., по реализации Постановления от 1 апреля 2005 г., то следует отметить, что они не отличаются от позиции, изложенной выше. В разъяснении, в частности, указывается, что пенсионеры имеют право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно и в том случае, если отдых осуществлялся не в месте, где предоставляются услуги по организации отдыха, то есть речь идет об организации отдыха, а не порядке его подтверждения.

Данный вопрос явился предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации Определением от 2 февраля 2006 г. N 38-О по запросу Думы Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа о проверке конституционности положений пунктов 7 и 9 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, указал, что нормативные положения, содержащиеся в пунктах 7 и 9 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, не могут рассматриваться как исключающие возможность возмещения проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях пенсионерам - получателям трудовых пенсий по старости и инвалидности расходов на оплату стоимости проезда к любому месту, избранному ими для проведения отдыха, в том числе самостоятельно организованного, при наличии доказательств, подтверждающих нахождение (период пребывания) пенсионера в этом месте отдыха.

Одновременно сообщаем, что в тех случаях, когда судебные органы выносят решения о взыскании с территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации сумм компенсаций расходов пенсионеров по оплате проезда к месту отдыха и обратно без наличия у пенсионеров каких-либо документов, подтверждающих их пребывание в местах предоставления услуг по организации отдыха, то такие судебные решения следует обжаловать в установленном законом порядке.

С учетом изложенного необходимо принять все исчерпывающие меры, чтобы минимизировать вынесение отказных решений в выплате пенсионерам компенсации расходов на оплату стоимости проезда.

развития социального страхования

и государственного обеспечения

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

от 19 мая 2006 г. N 1391-19

Департамент развития социального страхования и государственного обеспечения с участием Департамента бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел письмо Пенсионного фонда Российской Федерации от 23 августа 2005 г. N ГБ-09-15/8847 о проблеме компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно и сообщает следующее.

Статьей 26 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены изменения в Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон от 19.02.1993 N 4520-1), вступившие в силу с 1 января 2005 г., согласно которым гарантии компенсации, установленные Законом от 19.02.1993 N 4520-1 в отношении неработающих пенсионеров, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В целях реализации положений статьи 34 Закона от 19.02.1993 N 4520-1 (в редакции Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) Правительство Российской Федерации в рамках полномочий, предусмотренных данной статьей, 1 апреля 2005 г. приняло Постановление N 176 "Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно" (далее - Постановление от 01.04.2005 N 176).

В соответствии с пунктом 4 Постановления от 01.04.2005 N 176 оно распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.

В связи с этим начиная с 2005 года в федеральном законе о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий год предусматривается компенсация расходов на указанные цели в сумме, соответствующей объему средств, передаваемых Пенсионному фонду Российской Федерации из федерального бюджета.

Пунктом 3 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных Постановлением от 01.04.2005, определены две формы реализации правоотношений, возникающих по поводу проезда пенсионера к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно:

предоставление проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно;

возмещение фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно.

В этой связи основанием возникновения правоотношений в первом случае будет являться обращение пенсионера, желающего выехать к месту отдыха, за предоставлением проездных документов, во втором случае - факт проезда пенсионера к месту отдыха и обратно.

Положения статьи 34 Закона от 19.02.1993 N 4520-1 и Постановления от 01.04.2005 N 176, как указано выше, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.

Из этого следует, что компенсация в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно может быть осуществлена только в том случае, если имел место юридический факт проезда пенсионера к месту отдыха и обратно после 1 января 2005 года, а не момент обращения за компенсацией после указанной даты, независимо от даты проезда.

На правоотношения, возникшие до 1 января 2005 г. (когда имел место факт проезда к месту отдыха и обратно), положения статьи 34 Закона от 19.02.1993 N 4520-1 и Постановления от 01.04.2005 N 176 не распространяются, в том числе и в случаях, когда обращение пенсионера за выплатой компенсации вследствие таких правоотношений произошло после этой даты.

Читайте также: