Письмо пфр о применении финансовых санкций


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Пенсионного фонда России от 17 апреля 2020 г. N 11П-08-24/8051 “О применении финансовых санкций”

Пенсионный фонд Российской Федерации в связи с обращениями отделений ПФР по вопросу применения к страхователям финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон № 27-ФЗ), за непредставление сведений индивидуального (персонифицированного) учета в срок, установленный пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, сообщает следующее.

Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" с 4 по 30 апреля 2020 г. установлены нерабочие дни.

В связи с этим на территориях субъектов Российской Федерации приостановлена (ограничена) деятельность отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и форм собственности, а также индивидуальных предпринимателей.

Соответственно, в случае непредставления страхователями сведений индивидуального (персонифицированного) учета за отчетный период - март 2020 года, в срок, установленный пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, необходимо учитывать следующее.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в пункте 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 февраля 2019 г. N 11-П и пункте 4.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 мая 2012 г. № 12-П, по смыслу статей 49, 50, 52 - 54 и 64 Конституции Российской Федерации, принципы презумпции невиновности и виновной ответственности, т.е. наличия вины как необходимого элемента состава правонарушения (и, следовательно, основания привлечения к юридической ответственности), выражают общие принципы права при применении государственного принуждения в сфере публичной ответственности.

При этом общепризнанным принципом привлечения к ответственности во всех отраслях права служит наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения (пункт 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 января 2019 г. № 5-П).

Из указанных положений постановлений Конституционного Суда Российской Федерации следует, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.

Учитывая изложенное, полагаем возможным не привлекать страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона № 27-ФЗ, за нарушение срока представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета за отчетный период - март 2020 года.

Первый заместитель
Председателя Правления
Н.В. Петрова

Обзор документа

В связи с установлением нерабочих дней с 4 по 30 апреля 2020 г. ПФР считает возможным не привлекать к ответственности страхователей за нарушение срока представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета за март 2020 г.

  • Контакты
  • Политика конфиденциальности и обработки персональных данных
  • №06 Июнь 2018
  • №05 Май 2018
  • №04 Апрель 2018
  • №03 Март 2018
  • №02 Февраль 2018
  • №01 Январь 2018

  • №12 Декабрь 2017

  • №11 ноябрь 2017

  • №10 октябрь 2017

  • №09 сентябрь 2017

  • №8 август 2017

  • №7 июль 2017

  • №6 июнь 2017

  • №5 май 2017

  • №4 апрель 2017

  • №3 март 2017

  • №2 февраль 2017

  • №1 январь 2017

  • №12 декабрь 2016

  • №11 ноябрь 2016

  • №10 октябрь 2016

  • №09 сентябрь 2016

  • №08 август 2016

  • №07 июль 2016

  • №06 июнь 2016

  • №05 май 2016

  • №04 апрель 2016

  • №03 март 2016

  • №02 февраль 2016

  • №01 январь 2016

  • №12 декабрь 2015

  • №11 ноябрь 2015

  • №10 октябрь 2015

  • №09 сентябрь 2015

  • №08 август 2015

  • №07 июль 2015

  • №06 июнь 2015

  • №05 май 2015

  • №04 апрель 2015

  • №12 декабрь 2014

  • №03 март 2015

  • №02 февраль 2015

  • №01 январь 2015

  • №11 ноябрь 2014
  • Все номера журнала
  • Бухгалтерская отчетность
  • Налоговая отчетность
  • Отчетность в ПФР и ФСС РФ
  • Статистическая отчетность
  • Формы, образцы, шаблоны кадрового учета
  • Пошаговые инструкции по кадровым процедурам
  • Кадровое делопроизводство в таблицах и схемах
  • Государственная регистрация юридических лиц и ИП
  • Формы первичных документов
  • Образцы локальных нормативных актов
  • Учетная политика 2015
  • Положения по организации
  • Контакты
  • Политика конфиденциальности и обработки персональных данных
  • №06 Июнь 2018
  • №05 Май 2018
  • №04 Апрель 2018
  • №03 Март 2018
  • №02 Февраль 2018
  • №01 Январь 2018
  • №12 Декабрь 2017
  • №11 ноябрь 2017
  • №10 октябрь 2017
  • №09 сентябрь 2017
  • №8 август 2017
  • №7 июль 2017
  • №6 июнь 2017
  • №5 май 2017
  • №4 апрель 2017
  • №3 март 2017
  • №2 февраль 2017
  • №1 январь 2017
  • №12 декабрь 2016
  • №11 ноябрь 2016
  • №10 октябрь 2016
  • №09 сентябрь 2016
  • №08 август 2016
  • №07 июль 2016
  • №06 июнь 2016
  • №05 май 2016
  • №04 апрель 2016
  • №03 март 2016
  • №02 февраль 2016
  • №01 январь 2016
  • №12 декабрь 2015
  • №11 ноябрь 2015
  • №10 октябрь 2015
  • №09 сентябрь 2015
  • №08 август 2015
  • №07 июль 2015
  • №06 июнь 2015
  • №05 май 2015
  • №04 апрель 2015
  • №12 декабрь 2014
  • №03 март 2015
  • №02 февраль 2015
  • №01 январь 2015
  • №11 ноябрь 2014
  • Все номера журнала
  • Бухгалтерская отчетность
  • Налоговая отчетность
  • Отчетность в ПФР и ФСС РФ
  • Статистическая отчетность
  • Формы, образцы, шаблоны кадрового учета
  • Пошаговые инструкции по кадровым процедурам
  • Кадровое делопроизводство в таблицах и схемах
  • Государственная регистрация юридических лиц и ИП
  • Формы первичных документов
  • Образцы локальных нормативных актов
  • Учетная политика 2015
  • Положения по организации

Письмо Пенсионного фонда России
от 24 июля 2015 г. № ЛЧ-08-26/9960
"О применении финансовых санкций"

Пенсионный фонд Российской Федерации в связи с поступающими обращениями отделений ПФР в отношении применения штрафных санкций по нормам статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) и с учетом позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 N 17744/12 (далее - Постановление), сообщает следующее.

В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений (далее - индивидуальные сведения) либо представление неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к страхователю применяются финансовые санкции.

К числу сведений, которые страхователь обязан представлять, в частности, относятся суммы заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а также суммы начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то есть о выплатах, фактически включенных им в базу для начисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически им начисленных.

При этом согласно положениям статьи 11 Закона N 27-ФЗ сведения об уплачиваемых страховых взносах страхователи представляют на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

Как следует из Постановления , обязанности страхователя по представлению сведений о выплатах, не включенных им в базу для начисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, которые им не начислялись, Закон N 27-ФЗ не предусматривает.

В связи с этим представленные страхователем индивидуальные сведения, соответствующие данным бухгалтерского и кадрового учета, не могут быть признаны недостоверными, так как не нарушают нормы статьи 11 Закона N 27-ФЗ.

Таким образом, если факт неправильного определения базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование установлен при проведении выездной проверки, основания для применения к страхователю финансовых санкций по статье 17 Закона N 27-ФЗ за представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета у территориального органа ПФР отсутствуют.

При этом основания для привлечения страхователя к ответственности в соответствии с частью 3 указанной статьи возникают в случае, если в срок, указанный в акте выездной проверки, страхователем не представлены корректирующие индивидуальные сведения, содержащие данные о суммах выплат и иных вознаграждениях, подлежащих включению в базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, и начисленных страховых взносов, определенных органом контроля за уплатой страховых взносов в результате выездной проверки.

Первый заместитель
Председателя Правления

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 14 декабря 2004 г. N КА-09-25/13379

О ПРИМЕНЕНИИ ФИНАНСОВЫХ САНКЦИЙ

В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЕЙ 17 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

ОТ 01.04.1996 N 27-ФЗ

Пенсионный фонд Российской Федерации в связи с обращениями территориальных органов ПФР рассмотрел вопрос о применении финансовых санкций, предусмотренных частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", и сообщает.

В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами ПФР в судебном порядке.

Нормы, освобождающей от ответственности за указанные правонарушения, вышеназванным Федеральным законом не предусмотрено.

Однако на практике возникают ситуации, при которых:

страхователь самостоятельно выявил ошибку в представленных сведениях по персонифицированному учету и сообщил об этом территориальным органам ПФР;

при представлении страхователем индивидуальных сведений о застрахованных лицах в установленный частью 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (в редакции Федерального закона от 31.12.2002 N 198-ФЗ) срок - не позднее 1 марта года, следующего за расчетным периодом, территориальные органы ПФР обнаруживают ошибку и возвращают страхователю формы документов персонифицированного учета для ее исправления. После чего в предусмотренный пунктом 29 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 318 (в редакциях Постановлений Правительства Российской Федерации от 14.07.2003 N 422 и от 12.02.2004 N 73), 2-недельный срок страхователь представляет исправленные формы.

В указанных случаях следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.

Наличие ошибки формально образует состав нарушения Постановления Правления ПФР от 21.10.2002 N 122п "О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования и Инструкции по их заполнению".

Однако формальный подход к наложению штрафа недопустим.

Пункт 2.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2003 N 12-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 4, пункта 1 статьи 164, пунктов 1 и 4 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации и статьи 10 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" в связи с запросами Арбитражного суда Липецкой области, жалобами ООО "Папирус", ОАО "Дальневосточное морское пароходство" и ООО "Коммерческая компания "Балис" предусматривает, что при рассмотрении дел необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоприменителей.

Таким образом, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также если страхователь в 2-недельный срок исправил обнаруженные территориальным органом ПФР ошибки, Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.

Такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, снизить напряженность во взаимоотношениях между страхователями и органами ПФР, а также послужить дополнительной аргументацией при защите интересов ПФР.

Дата размещения статьи: 23.12.2014

В опубликованном Письме Пенсионный фонд РФ указывает на основания применения к банку финансовых санкций, если он направил с ошибками отчетность по форме РСВ-1 ПФР (далее - отчет) в установленный срок.

Случаи неприменения санкций к страхователю

По мнению Пенсионного фонда РФ (ПФР), если плательщик страховых взносов представит исправленный отчет РСВ-1 ПФР позднее установленного срока (при условии, что отчет с ошибкой был направлен вовремя), то к нему могут быть применены санкции по основаниям ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (далее - Закон N 27-ФЗ). Отметим, что этой статьей предусмотрены санкции в виде взыскания пяти процентов от суммы страховых взносов, подлежащих к уплате, за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах. Таким образом, обязанности страхователя по представлению сведений о выплатах, не включенных им в базу для исчисления взносов, Закон N 27-ФЗ не предусматривает. Такой вывод согласуется с судебной практикой (Постановление Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 N 17744/12 по делу N А62-1345/2012).
В Письме ПФР указывает на то, что страхователь не может быть привлечен к ответственности по основаниям ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, если он представил исправленный отчет позднее установленного срока. В этом случае к нему применяется ст. 17 Закона N 27-ФЗ.
Следует обратить внимание и на позицию судей. Они считают, что если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения, а также если он исправил обнаруженные фондом ошибки в двухнедельный срок, то ПФР не вправе применить к нему санкции, предусмотренные ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ (Определение ВАС РФ от 25.02.2013 N ВАС-1338/13 по делу N А63-12351/2011).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:


Вернуться на предыдущую страницу

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 350-84-16
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

В связи с распространением технологии "блокчейн" и расширением числа экономических субъектов, использующих криптовалюту, законопроектом предлагается признать цифровую валюту имуществом. Также предусматривается установление налоговой ответственности за неправомерное непредставление (несвоевременное представление) или представление отчета об операциях (гражданско-правовых сделках) с криптовалютой и об остатках указанной цифровой валюты, содержащего недостоверные сведения.




Цель законопроекта - на обеспечение стабильности функционирования государственной системы лицензирования пользования недрами и формирование единообразной правоприменительной практики. Предусматривается установление запрета на восстановление права пользования недрами в случае его прекращения, в том числе досрочного, а также срока пользования участком недр (срока действия лицензии), право пользования которым в установленном порядке прекращено, в том числе досрочно.




Законопроектом вносятся изменения, предусматривающие установление механизма ввода в гражданский оборот на территории Российской Федерации лекарственных препаратов для ветеринарного применения их производителями и хозяйствующими субъектами, осуществляющими ввоз в Российскую Федерацию лекарственных препаратов для ветеринарного применения.




Цель законопроекта - совершенствование законодательства РФ о некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранного агента, и структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций. Законопроектом в частности предусматривается запрет на регистрацию структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций в жилых помещениях, введение дополнительного основания для проведения внеплановой проверки и др.




Цель законопроекта - недопущение недобросовестной практики кредитных (некредитных) организаций, которая выражается в необоснованных отказах предоставления гражданам и субъектам МСП кредитных (в том числе ипотечных) каникул. Его принятие обеспечит правовыми гарантиями заемщиков на получение от кредитных (некредитных) организаций информации о причинах отказа в предоставлении кредитных и/или ипотечных каникул (иных случаях изменения условий кредитного договора (договора займа).

Дата размещения статьи: 23.12.2014

В опубликованном Письме Пенсионный фонд РФ указывает на основания применения к банку финансовых санкций, если он направил с ошибками отчетность по форме РСВ-1 ПФР (далее - отчет) в установленный срок.

Случаи неприменения санкций к страхователю

По мнению Пенсионного фонда РФ (ПФР), если плательщик страховых взносов представит исправленный отчет РСВ-1 ПФР позднее установленного срока (при условии, что отчет с ошибкой был направлен вовремя), то к нему могут быть применены санкции по основаниям ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (далее - Закон N 27-ФЗ). Отметим, что этой статьей предусмотрены санкции в виде взыскания пяти процентов от суммы страховых взносов, подлежащих к уплате, за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах. Таким образом, обязанности страхователя по представлению сведений о выплатах, не включенных им в базу для исчисления взносов, Закон N 27-ФЗ не предусматривает. Такой вывод согласуется с судебной практикой (Постановление Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 N 17744/12 по делу N А62-1345/2012).
В Письме ПФР указывает на то, что страхователь не может быть привлечен к ответственности по основаниям ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, если он представил исправленный отчет позднее установленного срока. В этом случае к нему применяется ст. 17 Закона N 27-ФЗ.
Следует обратить внимание и на позицию судей. Они считают, что если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения, а также если он исправил обнаруженные фондом ошибки в двухнедельный срок, то ПФР не вправе применить к нему санкции, предусмотренные ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ (Определение ВАС РФ от 25.02.2013 N ВАС-1338/13 по делу N А63-12351/2011).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:


Вернуться на предыдущую страницу

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 350-84-16
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

В связи с распространением технологии "блокчейн" и расширением числа экономических субъектов, использующих криптовалюту, законопроектом предлагается признать цифровую валюту имуществом. Также предусматривается установление налоговой ответственности за неправомерное непредставление (несвоевременное представление) или представление отчета об операциях (гражданско-правовых сделках) с криптовалютой и об остатках указанной цифровой валюты, содержащего недостоверные сведения.




Цель законопроекта - на обеспечение стабильности функционирования государственной системы лицензирования пользования недрами и формирование единообразной правоприменительной практики. Предусматривается установление запрета на восстановление права пользования недрами в случае его прекращения, в том числе досрочного, а также срока пользования участком недр (срока действия лицензии), право пользования которым в установленном порядке прекращено, в том числе досрочно.




Законопроектом вносятся изменения, предусматривающие установление механизма ввода в гражданский оборот на территории Российской Федерации лекарственных препаратов для ветеринарного применения их производителями и хозяйствующими субъектами, осуществляющими ввоз в Российскую Федерацию лекарственных препаратов для ветеринарного применения.




Цель законопроекта - совершенствование законодательства РФ о некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранного агента, и структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций. Законопроектом в частности предусматривается запрет на регистрацию структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций в жилых помещениях, введение дополнительного основания для проведения внеплановой проверки и др.




Цель законопроекта - недопущение недобросовестной практики кредитных (некредитных) организаций, которая выражается в необоснованных отказах предоставления гражданам и субъектам МСП кредитных (в том числе ипотечных) каникул. Его принятие обеспечит правовыми гарантиями заемщиков на получение от кредитных (некредитных) организаций информации о причинах отказа в предоставлении кредитных и/или ипотечных каникул (иных случаях изменения условий кредитного договора (договора займа).

01.11.2016 организация по каналам телекоммуникационной связи (далее – ТКС) сдала форму СЗВ-М за октябрь 2016 года. Из-за технического сбоя один работник оказался не включенным в отчет. 07.12.2016 был сдан отчет СЗВ-М на этого работника с типом формы “дополняющая”. 14.12.2017 Пенсионный фонд РФ составил акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и хочет привлечь организацию к ответственности за неполноту и недостоверность предоставленных сведений (по ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ). Акт датирован 14.12.2017, по почте отправлен 21.12.2017 (что подтверждает штамп на почтовом конверте). Акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования получен организацией 17 января 2018 года.
Дополняющие сведения были приняты без каких-либо ошибок и предупреждений, о чем есть протокол.
Не нарушены ли сроки составления акта?
Не нарушены ли сроки вручения акта (должен быть вручен лично или направлен по почте заказным письмом или по каналам ТКС в течение 5 дней с момента подписания)?
Нет ли нарушения в том, что акт отправлен заказным письмом, а не по каналам ТКС, учитывая то, что отчетность сдается в электронном виде, и если организация подаст “бумажный” отчет, ее оштрафуют?
Можно ли подать на акт возражения, которые приведут к отмене штрафа?

В соответствии с п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования” (далее – Закон № 27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая, в частности, лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения, предусмотренные п. 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ, предоставляются по форме СЗВ-М “Сведения о застрахованных лицах” (далее – форма СЗВ-М), утвержденной постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 № 83п и введенной в действие с 1 апреля 2016 года.

До 01.01.2017 срок представления сведений по ежемесячной форме СЗВ-М был установлен “не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем”.
Если в первичный отчет ошибочно не были включены сведения о работнике, то страхователю необходимо представить в отношении этого лица сведения по форме СЗВ-М с кодом “доп” – дополняющая форма.

Частью 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ определено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных, в том числе, п. 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ (по форме СЗВ-М), к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

При этом ст. 15 Закона 27-ФЗ предоставляет право страхователю дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом ПФР.

В рассматриваемой ситуации ошибка была выявлена страхователем и самостоятельно исправлена (была представлена дополняющая форма СЗВ-М) до момента ее обнаружения территориальным органом ПФР. Однако положения ст. 17 Закона № 27-ФЗ такие случаи не регламентируют.
Формально в данном случае страхователь совершил правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ.

Отметим, что данная норма (в отличие, например, от п. 2 ст. 126.1 НК РФ, применяемого в какой-то степени в сходных отношениях) не предусматривает освобождение страхователя от предусмотренной ей ответственности в случае, если им самостоятельно выявлены ошибки и представлены в орган ПФР уточненные сведения до момента, когда страхователь узнал об обнаружении органом ПФР недостоверности представленных им сведений.

В письме Пенсионного фонда РФ от 14.12.2004 № КА-09-25/13379 “О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ” указано о возможности неприменения финансовых санкций, предусмотренных ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету.

Такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, снизить напряженность во взаимоотношениях между страхователями и органами ПФР, а также послужить дополнительной аргументацией при защите интересов ПФР.

Приведенный выше подход ПФР поддерживается и судами (смотрите, например, определение ВАС РФ от 25.02.2013 № ВАС-1338/13). Первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, впоследствии исправленные обществом, не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством (определение Верховного Суда РФ от 03.02.2015 № 310-КГ14-7805).

Порядок ведения ПФР индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, детях, а также сведений о других категориях физических лиц для открытия индивидуального лицевого счета с целью предоставления государственных и муниципальных услуг, установлен Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н (вступившей в силу с 19.02.2017, далее – Инструкция).

Из абзаца 3 п. 39 Инструкции следует, что финансовые санкции к страхователю не применяются в случае, если страхователь при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФР самостоятельно представит в территориальный орган ПФР уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период.

Не применяются санкции также в случае, когда страхователь представляет уточненные (исправленные) индивидуальные сведения в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, направляемого страхователю территориальным органом ПФР в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона № 27-ФЗ (абзац 2 п. 39 Инструкции).

В постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2017 № 11АП-11057/17 была рассмотрена ситуация, аналогичная рассматриваемой нами.
Надо сказать, что суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Управление ПФР обоснованно привлекло страхователя к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ.

Однако суд апелляционной инстанции отменил это решение, ссылаясь, в том числе, на п. 39 Инструкции и на вышеупомянутое письмо ПФР от 14.12.2004 № КА-09-25/13379. Суд указал, что в ситуации, когда страхователь самостоятельно обнаружил ошибку и ее исправил, дополнив недостающие сведения персонифицированного учета в соответствии с порядком, установленным ст. 15 Закона № 27-ФЗ, оснований для привлечения к ответственности по ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ не возникает.

Суд также отметил, что по общему правилу, формальный подход к наложению штрафа недопустим; любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.

Аналогичные выводы представлены в постановлениях АС Поволжского округа от 11.12.2017 № Ф06-27663/17 по делу № А65-15614/2017, Дальневосточного округа от 10.04.2017 № Ф03-924/17 по делу № А16-1601/2016, Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2017 № 21АП-1907/17, от 05.05.2017 № 21АП-839/17, Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2017 № 06АП-4020/17, Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2017 № 16АП-1355/17.

Порядок проведения проверки правильности заполнения полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета установлен ст. 17 Закона № 27-ФЗ.

Согласно ч. 5 ст. 17 Закона № 27-ФЗ при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у ПФР, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

В силу ч. 6 ст. 17 Закона № 27-ФЗ при выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 17 Закона № 27-ФЗ, должностным лицом территориального органа ПФР, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом и лицом, совершившим такое правонарушение. Об отказе лица, совершившего правонарушение, подписать акт делается соответствующая запись в акте.

Акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма (ч. 7 ст. 17 Закона № 27-ФЗ).

При этом положениями ст. 17 Закона № 27-ФЗ не установлен срок для составления акта о выявлении правонарушения, а также не установлена зависимость способа передачи акта страхователю от способа представления страхователем сведений по форме СЗВ-М.

Таким образом, полагаем, что акт о выявлении правонарушения может быть передан страхователю любым из трех способов, перечисленных в ч. 7 ст. 17 Закона № 27-ФЗ.

Согласно ч. 8 ст. 17 Закона № 27-ФЗ лицо, совершившее правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий территориальный орган ПФР письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить к письменным возражениям документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своих возражений.

В рассматриваемом случае последним днем для направления акта по почте является 21 декабря 2017 года, датой вручения акта считается 29 декабря 2017 года.

Таким образом, последним днем для представления страхователем письменных возражений по акту является 29 января 2018 года.

Согласно ч. 9 ст. 17 Закона № 27-ФЗ акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа ПФР и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Территориальный орган ПФР извещает лицо, совершившее правонарушение, о времени и месте рассмотрения акта. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) территориального органа ПФР рассмотреть акт в отсутствие этого лица.

По результатам рассмотрения акта, а также приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) территориального органа ПФР выносит решение:
– о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;
– об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения (ч.ч. 10, 11 ст. 17 Закона № 27-ФЗ).

При этом лицо, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, вправе в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, обжаловать это решение в вышестоящий орган ПФР (ч. 14 ст. 17 Закона № 27-ФЗ).

В случае вынесения вышестоящим органом ПФР решения об отказе в удовлетворении жалобы страхователь вправе обжаловать это решение в арбитражный суд.

При привлечении к ответственности, установленной ст. 17 Закона № 27-ФЗ, могут быть учтены обстоятельства, смягчающие ответственность страхователя, и снижен размер взыскиваемого штрафа (смотрите решение АС Свердловской области от 05.09.2016 по делу № А60-31924/2016, решение АС Липецкой области от 16.02.2017 по делу № А36-12788/2016).

Ответ подготовил: Иванкова Ольга, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор, член Ассоциации “Содружество”
Контроль качества ответа: Королева Елена, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм

Читайте также: