План реорганизации структуры пфр от 26 08


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Постановление Пенсионного фонда России от 26 августа 2020 г. № 603п “Об утверждении Временного порядка предоставления государственных услуг Пенсионного фонда Российской Федерации”

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июня 2020 г. N 848 "Об особенностях предоставления государственных и муниципальных услуг в 2020 году" (Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 13.06.2020) Правление Пенсионного фонда Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Временный порядок предоставления государственных услуг Пенсионного фонда Российской Федерации.

2. Настоящее постановление действует до 1 января 2021 года.

Председатель М. Топилин

Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 сентября 2020 г.

Утвержден
постановлением Правления
Пенсионного фонда
Российской Федерации
от 26 августа 2020 г.
N 603п

Временный порядок предоставления государственных услуг Пенсионного фонда Российской Федерации

1. Временный порядок предоставления государственных услуг Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Временный порядок) в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) устанавливает особенности организации предоставления территориальными органами ПФР в 2020 году следующих государственных услуг ПФР:

по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению;

по выплате страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению;

по установлению ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации;

по осуществлению компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами;

по установлению федеральной социальной доплаты к пенсии;

по осуществлению ежемесячных выплат лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами или инвалидами с детства I группы;

по информированию граждан о предоставлении государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг;

по выдаче гражданам справок о размере пенсий (иных выплат); по информированию граждан об отнесении к категории граждан предпенсионного возраста.

2. Предоставление государственных услуг ПФР в помещениях территориальных органов ПФР исходя из текущей санитарно-эпидемиологической обстановки на соответствующей территории субъекта Российской Федерации может быть организовано по предварительной записи гражданина.

3. В целях предоставления указанных государственных услуг ПФР граждане могут обращаться в территориальные органы ПФР в дистанционной форме, в том числе посредством телефонной связи, по электронной почте.

Заявление о предоставлении государственной услуги ПФР, поданное в порядке дистанционного взаимодействия, при наличии возможности у гражданина может содержать графический образ его собственноручной подписи и ее расшифровки.

В случае обращения граждан посредством телефонной связи идентификация осуществляется путем проверки предоставленных гражданином, в том числе посредством дистанционного взаимодействия, сведений о себе (фамилии, имени, отчества (при наличии), серии и номера документа, удостоверяющего личность, страхового номера индивидуального лицевого счета), а также путем установления кодового слова (секретного кода либо секретного вопроса и ответа), состоящего из букв и (или) цифр.

Согласие гражданина на предоставление государственной услуги по телефону оформляется актом с указанием информации о дате и способе получения согласия, наименовании выплат, в отношении которых получено согласие (при наличии права на установление разных выплат).

Акт подписывается должностным лицом территориального органа ПФР и приобщается в выплатное дело.

Заявление о предоставлении государственной услуги ПФР формируется на основании акта посредством программного обеспечения ПФР. При этом не требуются составление и подписание таких заявлений гражданином.

Проверка паспортных данных осуществляется в том числе с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия.

4. Территориальный орган ПФР оказывает содействие гражданину в истребовании документов, необходимых для предоставления государственных услуг, обязанность по представлению которых в соответствии с частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4179; 2020, N 31, ст. 5027) возложена на него, путем направления соответствующих запросов.

5. Установление и выплата пенсий и иных социальных выплат осуществляются на основании сведений (документов), имеющихся в распоряжении территориальных органов ПФР, в том числе сведений индивидуального (персонифицированного) учета, поступающих в порядке межведомственного информационного взаимодействия из государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а также имеющихся в федеральных государственных информационных системах, в том числе Федеральном реестре инвалидов, Едином реестре записей актов гражданского состояния, Единой государственной информационной системе социального обеспечения.

6. В случае назначения пенсии на основании имеющихся в распоряжении территориального органа ПФР сведений (документов) гражданин уведомляется о принятом решении и о возможности представления дополнительных документов, обязанность по представлению которых возложена на него, и о перерасчете размера пенсии со дня назначения пенсии.

При поступлении документов (сведений), запрошенных территориальным органом ПФР при оказании содействия гражданину, при представлении пенсионером документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, подтверждающих обстоятельства, имевшие место до дня назначения пенсии, влекущих увеличение размера пенсии, производится перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии без истребования заявления о перерасчете размера страховой пенсии со дня ее назначения. При этом оформляется акт, в котором отражаются обоснования и фактические обстоятельства произведенного со дня назначения пенсии перерасчета. Акт подписывается должностным лицом территориального органа ПФР и приобщается в выплатное дело. При этом пенсионер извещается о произведенном перерасчете размера пенсии.

При перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии пенсионеру производится доплата сумм пенсии за прошедшее время, определенная с учетом полученных им за соответствующий временной период сумм пенсии и федеральной социальной доплаты.

7. В целях продления выплаты пенсий и иных социальных выплат территориальный орган ПФР запрашивает сведения и документы, необходимые для принятия решения, в соответствии с нормативными правовыми актами в порядке межведомственного информационного взаимодействия в отношении следующих пенсий (выплат):

пенсий по случаю потери кормильца при достижении получателем возраста 18 лет - на срок до 1 октября 2020 года;

пенсий, доставка которых осуществляется по желанию пенсионера на основании доверенности в порядке, установленном частью 19 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6965; 2018, N 47, ст. 7130), а также социальных пенсий, выплачиваемых по фактическому месту жительства в соответствии с пунктом 14.1 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 г. N 885н (зарегистрирован Минюстом России 31 декабря 2014 г., регистрационный N 35495), с изменениями, внесенными приказами Минтруда России от 27 января 2016 г. N 24н (зарегистрирован Минюстом России 20 февраля 2016 г., регистрационный N 41179), от 28 августа 2017 г. N 638н (зарегистрирован Минюстом России 18 октября 2017 г., регистрационный N 48595), от 13 февраля 2018 г. N 94н (зарегистрирован Минюстом России 14 мая 2018 г., регистрационный N 51077), от 5 декабря 2018 г. N 767н (зарегистрирован Минюстом России 24 января 2019 г., регистрационный N 53549), от 28 января 2019 г. N 43н (зарегистрирован Минюстом России 20 февраля 2019 г., регистрационный N 53850), от 25 декабря 2019 г. N 830н (зарегистрирован Минюстом России 25 февраля 2020 г. регистрационный N 57595) - до 1 января 2021 года;

пенсий и ежемесячной денежной выплаты лицам, признанным инвалидами, в соответствии с Временным порядком признания лица инвалидом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2020 г. N 467 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 15, ст. 2318);

повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии за нетрудоспособного члена семьи после достижения им возраста 18 лет - до 1 октября 2020 года.

8. Продление выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой

пенсии лицам, проживающим по фактическому месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, до 1 января 2021 года осуществляется путем:

уточнения факта регистрации по месту жительства (месту пребывания) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях посредством системы межведомственного электронного взаимодействия;

в случае отсутствия информации о регистрации по месту жительства (месту пребывания) в районах Крайнего Севера территориальный орган ПФР уточняет факт работы гражданина по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета и организовывает взаимодействие со страхователем в части уточнения факта работы на конкретной территории либо осуществляет взаимодействие с гражданином посредством проводной телефонной связи (местной телефонной связи) в целях уточнения нахождения гражданина по месту фактического проживания, в том числе с использованием кодового слова;

составления акта, предусмотренного пунктом 3 настоящего Временного порядка.

9. Назначение ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, и ежемесячных выплат лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы, осуществляется на основании заявления трудоспособного гражданина, представленного в электронной форме, а также согласия гражданина на осуществление за ним ухода конкретным лицом, полученного посредством телефонной связи и оформленного соответствующим актом, предусмотренным пунктом 3 настоящего Временного порядка.

10. Возобновление осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, и ежемесячных выплат лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы, осуществляется на основании установленного посредством телефонной связи (электронной почты) факта продолжения осуществления ухода за соответствующим нетрудоспособным лицом (ребенком-инвалидом, инвалидом с детства I группы). Установление данного факта оформляется актом, предусмотренным пунктом 3 настоящего Временного порядка.

Обзор документа

ПФР установил особенности предоставления своих госуслуг в 2020 г., обусловленные пандемией.

Так, в зависимости от текущей эпидобстановки прием граждан в помещениях ведомства может быть организован по предварительной записи.

Обратиться за получением госуслуги можно в дистанционной форме, в т. ч. по телефону или электронной почте. Прописан порядок идентификации гражданина в этих случаях. К примеру, паспортные данные проверяются через СМЭВ.

Пенсия может назначаться на основании сведений, которые имеются в распоряжении органа ПФР или содержатся в госинформсистемах. Гражданин уведомляется о принятом решении и о возможности представления дополнительных документов.

Постановление действует до 1 января 2021 г.


В соответствии со стратегией долгосрочного развития пенсионной системы и соответствующими рекомендациями Пенсионного фонда РФ Отделение ПФР
по Кировской области (далее — Отделение) разработало концепцию развития и совершенствования деятельности ведомства на основе создания Центра обработки информации.

Николай Владимирович ПАСЫНКОВ,
управляющий Отделением Пенсионного фонда по Кировской области

До начала реализации концепции развития и совершенствования деятельности Отделения в его состав входило 40 территориальных органов (26 управлений ПФР, 14 отделов ПФР) и Центр по выплате пенсий. Последний функционировал в области с 1975 года (тогда он назывался Центр по выплате пенсий и пособий) и, так же как и территориальные органы, имел статус юридического лица. Сотрудники Отделения провели анализ эффективности деятельности пенсионной службы, имеющей указанную структуру, и определили преимущества централизованного ведения информационной базы данных с использованием возможностей ПТК «Pension-Смоленск» на современной платформе DВ-2. Необходимо отметить, что централизация была обусловлена внешними и внутренними предпосылками.

К внешним можно отнести развитие на региональном уровне технологий по получению и представлению услуг в электронном виде и обработке информации, поступающей в электронном виде с ЭП, а также постоянное совершенствование технологий, обеспечивающих комфортные для клиентов и партнерских организаций условия получения информации, представления отчетности, обмена данными. Внутренние предпосылки заключались в неравномерном распределении нагрузки между территориальными органами ПФР по объемам обработки поступающей информации, а также в недостатке квалифицированных кадров в районах области. За централизацию говорило наличие Центра по выплате пенсий (отдельного юридического лица) и техническая готовность мультисервисной сетевой инфраструктуры Отделения, серверного парка и хранилищ данных.

Этапы оптимизации

В апреле 2013 года Отделение обратилось в ПФР с предложением об участии в проекте по созданию Центра обработки информации на базе существующего Центра по выплате пенсий ПФР в Кировской области. После получения согласования началась подготовка необходимых документов и разработка технологий. Оптимизация структуры и деятельности Отделения ПФР по Кировской области проводилась в течение годов в три этапа:

этап — с 11 августа 2015 года создание двух межрайонных управлений ПФР за счет реорганизации 11 управлений (отделов) и присоединение к Управлению ПФР в городе Кирове одного из районных управлений;

этап — со 2 марта 2016 года переименование Центра по выплате пенсий в Центр по выплате пенсий и обработке информации, с 1 апреля 2016 года создание трех межрайонных управлений (за счет реорганизации 12 территориальных органов);

этап — с 30 декабря 2016 года создание четырех межрайонных управлений (за счет реорганизации 15 территориальных органов).

Пенсионный процесс

После преобразований структуры Отделения в регионе создано девять межрайонных управлений ПФР (далее — МРУ) и одно Управление ПФР в городе Кирове — все они являются юридическими лицами. На 1 января 2017 года в области проживает 440 тысяч пенсионеров. Численность пенсионеров, обслуживаемых в МРУ, колеблется от 19,2 тысячи до 53,6 тысячи человек. Пенсионный процесс в настоящее время разделен на три уровня.

На первом уровне осуществляются заблаговременная работа по назначению пенсии, прием и правовая оценка документов для установления пенсий и иных выплат, формируется макет выплатного дела.

На втором уровне МРУ обрабатывают документы, принимают решения об установлении пенсий и других выплат. Центр ПФР осуществляет контроль за правильностью и обоснованностью принятых на уровне МРУ решений, начисление сумм пенсий и иных выплат, проводит массовые операции по перерасчетам, корректировкам, индексациям пенсий и иных выплат, формирует доставочные документы и передает их в электронном виде организациям — доставщикам пенсий.

Кроме того, центр ведет региональные сегменты федеральных регистров получателей ЕДВ (ежемесячная денежная выплата), ФСД (федеральная социальная доплата) и т. д. В связи с передачей администрирования страховых взносов ФНС планируется осуществлять прием данных от налоговых органов.

Центр осуществляет информационный обмен в электронном виде с организациями-партнерами (ФССП, ГНС, ЗАГС и др.) по всем направлениям деятельности в соответствии с законодательством и соглашениями по обмену информацией, учет удержаний из пенсий, прием и обработку договоров от негосударственных пенсионных фондов.

На третьем уровне Отделение производит перечисление средств на выплату пенсий и иных выплат организациям-доставщикам, обеспечивает методическое сопровождение пенсионного процесса в программном комплексе по назначению и выплате пенсий и ведет контроль за деятельностью подведомственных территориальных органов.

Итоги оптимизации

Таким образом, в период проведения оптимизации:

создана единая база получателей пенсий и иных выплат, массовые операции осуществляются в целом по региону в автоматизированном режиме. Единая информационная единица (электронный лицевой счет) содержит персональные данные застрахованного лица, исходные данные для установления пенсий и иных выплат, сведения о доставке, отличительные признаки категорий получателей и весь набор выплат, на которые имеет право застрахованное лицо;

сближены две основные технологии: назначение пенсий и ведение персонифицированного учета;

осуществлены централизованное управление финансовыми потоками и контроль за ними (составление бухгалтерских и статистических отчетов);

внедрен электронный документооборот с организациями различных ведомств. Происходит интеграция государственных услуг, взаимодействие с МФЦ;

в укрупненных МРУ введены ставки специалистов по защите информации и усилен контроль за сохранностью конфиденциальных информационных ресурсов. В результате системой безопасности охвачена вся АИС региона;

проведены различные мероприятия по повышению эффективности труда работников.

Оптимизация структуры пенсионной службы в области и сокращение штатов по системе ПФР проведены одновременно. По состоянию на 1 января 2017 года процесс реорганизации территориальных органов завершен. Создана новая организационно-технологическая модель Отделения. Итоги проведения оптимизации следующие:

централизация информационного взаимодействия с участниками пенсионного процесса и оптимизация технологических процессов;

оперативное взаимодействие с партнерами, более качественная обработка информации, поступающей от организаций;

выравнивание нагрузки между уровнями системы и специалистами при распределении функций, повышение качества оказания государственных услуг населению;

оперативность принимаемых технических решений и их единообразное применение по всей области, более оперативное выявление и устранение ошибок в базе данных ПТК;

ведение региональной базы данных и разнесение принятой информации в ПТК СПУ в Центре ПФР, осуществление различных выборок и формирование отчетности;

экономический эффект за счет реорганизации У(О)ПФР и лишения их права юридического лица, сокращение служб: финансово-экономической, кадровой, юридической и других;

снижение коррупционных рисков за счет исключения непосредственного контакта специалистов, обрабатывающих документы, с обращающимися в органы ПФР гражданами.

Отделение планирует продолжить работу по совершенствованию деятельности и активно участвует в реализации таких проектов, как:

1) технология ведения и хранения пенсионной документации в электронном виде (письмо ПФР от 15 июля 2014 года № СА-25-24/8922) (город Вятские Поляны);

2) внедрение технологии электронного хранилища в части ведения электронных выплатных дел без дублирования на бумажных носителях в территориальных органах ПФР (распоряжение Правления ПФР от 26 октября 2016 года № 565р).


Министерство труда и социальной защиты предложило изменить организационно-правовую форму трех государственных внебюджетных фондов и предоставить Пенсионному фонду России (ПФР), Федеральному фонду обязательного медицинского страхования (ФОМС) и Фонду социального страхования (ФСС) статус публично-правовых компаний (ППК). Об этом РБК сообщили три источника, знакомых с предложениями министерства, которые были направлены в правительство.

Курирующая эту сферу вице-премьер Татьяна Голикова дала поручение до 1 апреля внести в правительство предложения о правовом статусе внебюджетных фондов. Все три фонда функционируют на одной законодательной основе и поэтому к ним необходим единый подход, указала вице-премьер. «Нам важно обсудить, как минимум концептуально, и окончательно определиться со статусом государственных внебюджетных фондов, с их ролью в системе социального страхования и с дальнейшей, надеюсь, на многие годы, их работой», — заявила она на коллегии Минтруда в середине апреля. По словам Голиковой, во втором квартале года предстоит обсуждение предложений министерства с экспертами.

В правительстве ранее обсуждалась идея преобразовать ПФР в публично-правовую компанию, сообщили источники РБК в конце декабря 2017 года. Позднее в интервью РБК председатель ПФР Антон Дроздов говорил, что публично-правовая компания рассматривается как один из возможных вариантов преобразования Пенсионного фонда. Кроме ППК анализировалась форма некоммерческой организации, а также казенного учреждения, отметил он.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков назвал предложение Минтруда рабочей инициативой. «Это идеологически новая история, поэтому я предлагаю обращаться в кабинет министров за разъяснениями», — сказал он журналистам в четверг, 23 мая.

В пресс-службе Минтруда во вторник, 21 мая, отказались представить комментарий. РБК направил запрос в секретариат Татьяны Голиковой, а также в пресс-службы ПФР, ФОМС и ФСС.

Зачем менять статус внебюджетных фондов

Установление правового статуса внебюджетных фондов создаст возможность, чтобы в дальнейшем объединить ПФР, ФОМС и ФСС в единый государственный социальный фонд, отмечают два источника РБК. За объединение в единую структуру выступала Голикова, занимавшая должность председателя Счетной палаты.

«Объединенный фонд обязательного социального страхования должен представлять уникальную управленческую структуру, находящуюся не в государственной, а в публичной собственности», — заявила Голикова в январе 2018 года. Это позволит построить управление новым социально-страховым фондом по принципу социального партнерства, повысить прозрачность его деятельности и обеспечить высокий уровень доверия со стороны населения, сказала она. Объединение также позволит сократить административные расходы и траты на информатизацию фондов. Заняв пост социального вице-премьера в мае 2018 года, она не отказалась от этой инициативы. «Мне кажется, что это правильная постановка задачи», — подчеркнула вице-премьер в интервью РБК.

Определение правового статуса — это предпосылка к созданию мегарегулятора из объединенных фондов в единой организационно-правовой форме, который возьмет на себя весь комплекс социального страхования, полагает партнер компании НАФКО Павел Иккерт. Установление правового статуса кодифицирует в одном документе все законы и постановления, которые принимались в отношении социальных фондов. «То есть то, что было создано начиная с 1990-х годов, сотни положений и актов будут приведены в унифицированный вид, что впоследствии облегчит работу единого социального фонда», — пояснил Иккерт.

Какой правовой статус у фондов сейчас

Сегодня внебюджетными фондами фактически управляют профильные министерства, а федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» (1999 год) определяет социальные фонды как форму социальной защиты, пояснил РБК первый директор Федерального фонда ОМС (в 1993–1998 годах) профессор Владимир Гришин. «Фактически внебюджетные фонды работают как государственные учреждения», — отметил он.

У Пенсионного фонда сейчас нет единого учредительного документа, в котором были бы закреплены все его фактические полномочия и организационно-правовая форма. Проект федерального закона, гармонизирующий все законодательные акты и уточняющий правовой статус ПФР, должен был быть подготовлен и внесен в правительство еще в марте 2014 года, следует из графика стратегии развития пенсионной системы, но документ так и не был разработан.


Что изменит новый статус социальных фондов

Функционал публично-правовой компании регулируется отдельным законом или указом президента, что даст возможность установить особый порядок работы социальных фондов, пояснил один из собеседников РБК.

При этом необходимо решить вопрос о форме собственности на средства бюджета социальных фондов, в том числе на пенсии.

«Сейчас мы находимся в той парадигме, что пенсии — это государственные средства, которые являются частью бюджета фонда, а этот бюджет является частью бюджетной системы России, и все это гарантируется государством. Поэтому с точки зрения статуса фонда если мы входим в публично-правовую компанию, то отношения с государством должны быть перестроены», — отмечал ранее Дроздов.

Исходя из закона статус публично-правовой компании позволил бы внебюджетным фондам свободнее распоряжаться средствами: наращивать резервы, инвестировать и размещать свободные деньги в активах для получения дополнительной прибыли. У Пенсионного фонда, например, по итогам 2017 года были переходящие остатки (временно свободные средства) на 234,2 млрд руб.

«Изменение статуса внебюджетного фонда на ППК в то же время означает, что будет поставлен вопрос о том, кто будет ею руководить», — подчеркнул собеседник РБК. Генеральный директор ППК, согласно закону, назначается на должность решением правительства.

Переход к публично-правовой форме позволит перевести управление фондами на трехстороннюю основу — с участием государства, представителей профсоюзов и работодателей, заметил секретарь комитета РСПП по развитию пенсионных систем и соцстрахованию Вячеслав Батаев.

Публичный статус социальных фондов давно напрашивался; главное, чтобы на деле и работодатели, и профсоюзы имели реальную возможность принимать участие в управлении фондами, голосовать по решениям, имели реальные рычаги влияния», — сказал РБК Батаев. «В любом случае на первом месте основа управления должна быть трехсторонняя», — сказал РБК председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков.

Что такое публично-правовая компания

Возможность создания ППК появилась в 2016 году. Публично-правовая компания — это некоммерческая организация с правом инвестировать свободные деньги на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности, следует из закона «О публично-правовых компаниях». ППК вправе приобретать активы, открывать банковские счета и заключать договоры банковского счета и вклада, создавать филиалы, коммерческие и некоммерческие организации. Такая компания может формировать свой резервный фонд. В законе также прописана возможность осуществления напрямую президентом России различных полномочий в отношении публично-правовых компаний.

Пенсионному фонду предстоят сокращения и реорганизация, вопрос в том, будет ли от них толк





Пенсионный фонд России ждут масштабные сокращения. Об этом рассказала вице-премьер Татьяна Голикова, комментируя назначение экс-министра труда и социальной политики Максима Топилина на пост главы фонда.

По словам Голиковой, сокращения, прежде всего, будут связаны с процессом цифровизации ПФР. Правительство недавно начало анализ информационных систем фонда, чтобы их оптимизировать и сделать получение услуг гражданами более удобным.

«Не все получается, но мы должны это сделать», — отметила вице-премьер. Она не исключила, что изменения затронут территориальные отделения ПФР, хотя не уточнила, сколько именно сотрудников может быть сокращено. Но в результате на структуру Пенсионного фонда «можно будет посмотреть другими глазами».

Нельзя исключать, что под сокращениями из-за цифровизации Голикова подразумевает грядущие чистки, которые готовятся в ПФР. За последний год в фонде произошло немало скандалов. Так, летом 2019 года по подозрению в получении взятки был задержан заместитель председателя правления ПФР Алексей Иванов. По версии следствия, Иванов получил за «совершение действий в пользу компании „Техносерв“ и общее покровительство» взятку в размере не менее 4,4 млн руб. Экс-зам Пенсионного фонда вину признал, дал показания против соучастников и «раскаялся в содеянном».

Еще одно громкое уголовное дело уже в новом году заведено в отношении управляющего отделением ПФ Красноярского края Дениса Майбороды. Правоохранители заподозрили его в получении 10-процентного «отката» за обеспечение победы коммерческой фирмы в аукционе на право заключения госконтракта на покупку нового здания ПФР по максимальной стоимости 130 млн. рублей.

Да и вообще, к Пенсионному фонду накопилось немало вопросов. Например, еще в 2018 году президент Владимир Путин во время ежегодного послания раскритиковал Фонд за «дворцы», в которых находятся его отделения в разных городах РФ. По словам президента, недвижимость ПФР оценивается в 120 миллиардов рублей. Правда, он добавил тогда, что просто продать все эти здания и пустить деньги на выплату пенсий было бы неэффективно, поскольку их «хватит только на 6 дней». Да и в ПФР ответили, что их здания — не дворцы, а «обычные офисы», которые построены по нормативам, и в них идет прием населения.

Некоторые СМИ уже написали о том, что ПФР, возможно, ждет переезд в менее роскошные апартаменты, так что у Топилина появится еще один фронт работ.

Наконец, новому министру предстоит разобраться со сложной внутренней структурой ПФР. Как рассказал «СП» доктор экономических наук, независимый эксперт по социальной политике Андрей Гудков, систему персонального учета внутри ПФР необходимо превратить в единый государственный банк социальной информации, интегрировав ее с базами данных других ведомств.

Однако принципиальный момент в том, что такая единая служба должна финансироваться из государственных средств. Сейчас же есть подозрения, что цифровизация происходит за счет пенсионеров, что недопустимо.

«Не должен застрахованный по старости оплачивать труд работников, занимающихся проблемами, например, начисления и выплаты материнского капитала», — утверждает Гудков.

В общем, поводов для чисток и изменений в Пенсионном фонде более чем достаточно. Вопрос в том, будет ли проводить их идеолог пенсионной реформы и повышения пенсионного возраста Максим Топилин, и входит ли это в список поставленных ему задач в принципе. Некоторые эксперты считают, что это возможно, например, автор Telegram-канала «Политджойстик», политтехнолог Марат Баширов написал, что при Топилине ПФР может выйти из «роли статиста» и «стать помощником в реализации задач, которые поставил президент».

Однако другие специалисты очень сомневаются в такой оценке. По мнению директора Центра политологических исследований Павла Салина, оптимизация возможна, но задача провести масштабные чистки или вскрыть злоупотребления в ПФР перед Топилиным не стоит. Хотя контроль над Пенсионным фондом и его огромными денежными потоками может быть усилен.

— Что касается процедурной деятельности ПФР, интерес правоохранителей к ней сохраняется. В прошлом году арестовали замглаву Фонда, который как раз отвечал за цифровизацию. Но он не входил в команду Антона Дроздова, а был делегирован со стороны, поэтому к тогдашнему главе ПФР, видимо, критических претензий не возникло. Бенефициарами этих злоупотреблений при цифровизации, видимо, выступала не команда Дроздова, а кто-то еще.

После прихода Максима Топилина в ПФР, вероятнее всего, последуют кадровые перестановки. Просто потому, что сейчас мы видим в правительстве и госструктурах тренд на кадровое усиление за счет выходцев из силовой среды. Возможно, и в Пенсионном фонде произойдет то же самое. На денежные потоки расставляют все больше силовиков, чтобы они тщательно следили за их распределением. Это было и раньше, но сейчас процесс набирает обороты. А ПФР — это очень большие денежные потоки.

Поэтому перестановки возможны, но чистками в полном смысле слова я бы их не назвал. И вряд ли их будут подавать в таком ключе. Процесс будет происходить более спокойно и последовательно. В любом случае, для рядовых граждан от этого ничего не изменится.

«СП»: — Почему?

— Во-первых, потому что на место прежних бенефициаров придут новые. А во-вторых, потому что сам функционал Пенсионного фонда не предусматривает принятия решений, которые могли бы кардинально повлиять на судьбу граждан, даже пенсионеров, в худшую или лучшую сторону. Эти решения принимаются в других кабинетах. Пенсионный фонд — это всего лишь большая касса, куда направляются деньги, а потом оттуда расходуются. Поэтому, по какому бы сценарию изменения ни пошли, если они вообще будут проходить, для россиян ничего не изменится.

«СП»: — То есть речи о том, что ПФР может стать более независимым органом, не идет?

— Конечно. Никто сейчас структуре, которая распоряжается финансами, тем более такими колоссальными, большей независимости предоставлять не будет. Более того, даже ту самостоятельность, которая была у ПФР, скорее всего, немного подрежут.

Хотя структурные изменения возможны. Напомню, что раньше лоббировали идею объединения ПФР с другими небюджетными фондами, но Дроздов ее успешно блокировал. Возможно, сейчас ей попытаются дать второе дыхание. Хотя с учетом того, что руководство ПФР поменялась, а главная цель этого предложения была именно в том, чтобы убрать Дроздова, может быть, в этом уже и нет нужды.

Директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Алексей Зубец также сомневается в том, что в ПФР грядут изменения. По мнению политолога, власть считает работу Пенсионного фонда вполне эффективной, а раз так, то и принципиальных реформ там не нужно.

— Не думаю, что Топилину будет поставлена задача проводить чистку. Вряд ли стоит ждать серьезных изменений. Дроздов в последние годы вложил много сил, чтобы оптимизировать работу ПФР в том, что касается IT. Он сделал примерно то же самое, что Мишустин сделал в Налоговой службе, по крайней мере, во внутренней структуре.

Конечно, многое нужно сделать в части взаимодействия с населением. Это, прежде всего, облегчение бизнес-процессов и документооборота, связанного с оформлением пенсий. Есть также проблема с людьми, которые приехали из-за границы, и должны подтверждать свой стаж за пределами России.

Так что Топилин будет просто поддерживать работу Пенсионного фонда, решать эти проблемы, что-то оптимизировать, но вряд ли нас ждут чистки. ПФР — достаточно эффективная структура, и для Топилина перемещение в нее — это, скорее, повышение, чем понижение.

«СП»: — В самом деле?

— До этого он курировал Фонд социального страхования и Пенсионный фонд, но, несмотря на это, ПФР общался с правительством напрямую. Министерство труда было для него декоративной надстройкой. А сейчас Топилин получил в свое распоряжение десятки тысяч сотрудников и огромные деньги, которыми распоряжается ПФР. Дроздов же, скорее всего, пал жертвой коррупционных скандалов, и теперь отправился на должность заместителя министра финансов.

| Пенсионная реформа в России, последние новости:


В период кризиса работникам бюджетной сферы сложнее всего, так как для экономии бюджета их сокращают в первую очередь. Действительно, в некоторых государственных организациях в докризисные годы штат был ранее раздут, а теперь правительство избавляется от излишка кадров. Разберемся, каких новостей ждать о Пенсионном фонде в 2020 году, будут ли сокращения, и как изменится работа этой государственной организации.

Реорганизация фонда

О том, что грядет сокращение сотрудников ПФР, стало известно еще в конце 2014 года. В 2015 году, согласно принятому тогда проекту, уволили 10% трудящихся в Пенсионом фонде. Это было самым началом процесса реорганизации этой государственной структуры. Дело в том, что ПФР уже который год имеет дефицитный бюджет, а содержать при такой ситуации большой штат сотрудников тяжело и неоправданно. В связи с этим был создан план реорганизации фонда в течение ближайших лет.

В 2020 году массовых сокращений не ожидается. Из штата уберут сравнительно небольшое количество должностей. Рядовых сотрудников районных отделений увольнения коснутся в последнюю очередь, основная масса штатных единиц будет убрана из управлений. Многие клиенты ПФР обеспокоены, что очередей станет больше, но на самом деле это не так. Специалистов, работающих с гражданами, увольнять в ближайшие годы не собираются.

Фонд начнет работать по большей части с физическими лицами, бизнесмены будут отчитываться в налоговой. В планах на предстоящий год стоит расформирование одного из самых крупных отделов и сокращение более шестнадцати тысяч специалистов. Распущено будет подразделение, занимающееся администрированием уплаты взносов во внебюджетные фонды. С начала следующего года трудиться над этим станет налоговая инспекция, а не ПФР. Соответствующие законодательные акты уже подписаны.

Какие изменения внесены в действующие кодексы

В начале июля 2020 года было издано несколько федеральных законов:

  • № 243 – об изменениях Налогового кодекса в части администрирования страховых взносов;
  • № 250 – об изменении положений законодательных актов (части первой и второй Налогового кодекса);
  • № 346 – о внесении поправок в Бюджетный кодекс (исправлены будут 46 и часть вторая статьи 47).

Закон вступил в силу с начала 2017 года, так как на передачу полномочий необходимо большое количество времени. Ранее работой с ведением учета страховых взносов занималось почти 16 тысяч человек. Все они попадут под сокращение, но у квалифицированных сотрудников будет возможность получить новую работу:

  • в Пенсионном фонде на другой должности;
  • в налоговой инспекции (в созданном аналогичном отделении).

Резкого увеличения числа безработных по стране из-за новой инициативы не предвидится. Однако получить новое место в большинстве регионов можно будет только по итогам аттестации. Неквалифицированных сотрудников не примут на аналогичное рабочее место. Процедура проверки знаний необходима для того, чтобы повысить эффективность фонда. Согласно данным последних проверок, часть работников не выполняет свои обязанности в полном объеме.

Почему необходимо сократить служащих

Правительство, проводя сокращение в ПФР, преследует сразу несколько целей:

  • уменьшает расходы фонда на заработную плату;
  • укрепляет платежную дисциплину предпринимателей;
  • проводит оптимизацию работы организации;
  • делает проще порядок отчетности для предпринимателей.

Среди них первоочередная цель – изменение порядка отчетов для предпринимателей и ужесточение контроля за внесением средств во внебюджетные фонды. Известно, что каждый пятый владелец общества с ограниченной ответственностью не платит взносы даже по решению суда. В связи с этим наполняемость ПФР нельзя назвать эффективной. Дело в том, что в настоящее время взносам во внебюджетные фонды не присужден статус налоговых и ответственность за неуплату их меньше.

Ликвидируя отдел администрирования и передавая его полномочия налоговой, правительство переводит статус платежей в иную отрасль законодательного права. Ответственность за неисполнение своих обязанностей по ней окажется серьезнее.

Положительным моментом станет и снижение затрат на заработную плату специалистов фондов. Теперь работать будут только квалифицированные сотрудники, а сокращение их численности не только снизит нагрузку на бюджет, но и позволит своевременно индексировать оклады. По итогам двух лет (2016 и 2017) пойдет под сокращение около 20% служащих фонда.

Где будут сдавать отчетность бизнесмены

Одним из преимуществ обновленного Налогового кодекса является то, что на предпринимателей снизится нагрузка по количеству проверяющих. Им не нужно будет выдерживать регулярные проверки со стороны ПФР, а достаточно будет лишь отчитываться перед налоговиками.

С одной стороны, решение вопросов по взносам по принципу одного окна в ФНС – положительный момент. С другой же, представители бизнеса опасаются, что сроки проверок отныне будут существенно увеличены. Ранее представители ПФР проводили камеральную проверку в срок до десяти дней, тогда как налоговики работали с документами в течение месяца. Это значительно затрудняло работу российских компаний.

Депутаты на опасения бизнесменов отвечают, что сокращение работников Пенсионного фонда и делегирование их обязанностей налоговой службе будет проведено максимально незаметно для бизнеса. В ФНС специалистов станет больше, поэтому увеличения сроков обработки данных не предвидится. Дополнительно, в течение ближайших трех лет, будут введены новые бланки отчетности (более простые) и программы для обработки данных.

Бизнесменам стоит опасаться введения более жестоких мер за несвоевременную оплату взносов. Министерство юстиции уже подготовило пакет поправок в Уголовный кодекс, которые разработаны аналогично пунктам о неуплате налогов.

Как отреагировали на эту новость специалисты ПФР

Против инициативы властей выступают представители Министерства труда и руководящий состав Пенсионного фонда. Они не видят оснований для передачи полномочий налоговой службе. Основные аргументы противников инициативы:

  • все отчеты проходят быструю камеральную проверку;
  • большинство плательщиков сдают документы в электронном виде, что очень удобно как для специалистов, так и для бизнесменов;
  • высокие показатели собираемости (это утверждение было опровергнуто последними данными);
  • отлаженная система.

Ни один из этих аргументов в правительстве не посчитали весомым. Возможность сдавать отчетность удаленно существует и в ФНС. Взносы в бюджет и в фонды взаимосвязаны между собой. Если проводить их администрирование в одном месте, любые ошибки и недоплаты будут находиться быстрее.

Несколько лет назад ФНС уже занималось пенсионным отчислениями. Тогда ведомство не справлялось с нагрузкой, и эффективность его не была велика. Сейчас планируется создать на базе налоговой службы новый отдел, который будет отвечать за страховые отчисления. Это должно оптимизировать работу по сборам во все внебюджетные фонды.

Стоит отметить, что сокращение штатов из-за новой инициативы планируется провести в других фондах (медицинского и социального страхования). Сотрудники этих организаций отнеслись к новым законопроектам спокойнее, нежели работники ПФР. Последние уверены, что сократят специалистов, работающих с населением, а не управленцев.

Внимание! В рамках нашего сайта вы совершенно бесплатно можете получить консультацию нашего корпоративного юриста. Все, что необходимо сделать, это оставить ваш вопрос в форме ниже. Обращайтесь!

Читайте также: