Плановые периоды пенсионного фонда

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

03 декабря 2019 10:08

Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон о бюджете Пенсионного фонда на трехлетний период 2020 –2022 годов.

В соответствии с документом, доходы бюджета в следующем году составят 8 923,9 млрд рублей и по сравнению с 2019 годом увеличатся на 3,1%, или 269,8 млрд рублей. Расходы бюджета вырастут на 3,4% и составят 9 042,3 млрд рублей, что на 298,5 млрд рублей выше уровня 2019 года.

Объем дефицита бюджета ПФР в 2020 году составит 118,4 млрд рублей с учетом дефицита по распределительной части в размере 123,0 млрд рублей и профицита по накопительной части в размере 4,6 млрд рублей.

Дефицит обеспечивается за счет привлечения остатков средств бюджета ПФР по состоянию на 1 января 2020 года, образовавшихся в результате их неполного использования.

Профицит бюджета Фонда по накопительной составляющей на 2020 год образуется в связи с уменьшением передачи средств пенсионных накоплений в НПФ, что обусловлено снижением количества заявлений застрахованных лиц о переходе из ПФР в НПФ.

На 2022 год профицит планируется в размере 18,5 млрд рублей и образуется в связи с поступлением в бюджет Фонда доходов от инвестирования, перечисленных управляющими компаниями, в большем объеме по сравнению с 2021 годом, что является следствием выхода на пенсию женщин 1967 года рождения.

В трехлетнем периоде предусмотрено ежегодное уменьшение зависимости ПФР от федерального бюджета. Доля трансферта на обязательное пенсионное страхование в общей сумме трансфертов снижается с 29,8 % в 2020 году до 24,9% в 2022 году. При этом объем страховых взносов в общем объеме доходов увеличивается с 62,9% в 2020 году до 66,2% в 2022 году. Поступление взносов на выплату пенсий прогнозируется в 2020 году на уровне 5,6 трлн рублей с ростом до 6,4 трлн рублей к 2022 году.

В бюджете ПФР предусмотрены дальнейшие меры по индексации пенсий и пособий. В частности, индексация опережающими рост инфляции темпами. В следующем году страховые пенсии неработающих пенсионеров будут проиндексированы на 6,6%, что обеспечит рост выплат в среднем на тысячу рублей в месяц. Индексация пройдет с 1 января, на месяц раньше определенного законом о страховых пенсиях срока.

В результате средний размер страховой пенсии неработающих пенсионеров вырастет в 2020 году до 16,4 тыс. рублей. У участников и инвалидов ВОВ. получающих две пенсии и повышенные социальные выплаты, средний доход вырастет до 46,5 тыс. и 39,9 тыс. рублей соответственно.

Пенсии по государственному обеспечению с 1 апреля планируется проиндексировать на 7% в соответствии с ростом прожиточного минимума пенсионера в 2020 году. Повышение коснется почти 4 млн работающих и неработающих пенсионеров. На выплату пенсий по государственному обеспечению в следующем году предусмотрено 584,4 млрд рублей.

Ежемесячная денежная выплата и набор социальных услуг, предоставляемые 15 млн граждан, у которых есть право на льготы и меры социальной поддержки в соответствии с федеральными законами, с 1 февраля будут проиндексированы на 3,8%. Расходы бюджета на финансовое обеспечение ежемесячной денежной выплаты составят 423 млрд рублей.

Повышения пенсий и пособий в следующем году будут реализованы с учетом нового механизма индексации сверх прожиточного минимума, который обеспечивает повышение выплат, даже если пенсионеру установлена социальная доплата, компенсирующая разрыв между доходами пенсионера и ПМП.

В бюджете также учтены повышенные выплаты сельским пенсионерам, проработавшим не менее 30 лет на селе, с учетом 25-процентной прибавки к фиксированной выплате. Список профессий и должностей работников сельского хозяйства, имеющих право на прибавку, был расширен в середине 2019-го постановлением Правительства. В 2020 году Пенсионный фонд продолжит устанавливать повышенную пенсию всем жителям села, которые обратятся за ней при наличии соответствующего права.

Для пенсионеров, которые работали в 2019 году, в бюджете предусмотрено беззаявительное повышение с 1 августа страховых пенсий в соответствии с приобретенными пенсионными коэффициентами.

Бюджет ПФР учитывает новые льготы по досрочному выходу на пенсию, включая назначение пенсии на полгода раньше нового пенсионного возраста, а также досрочное назначение пенсии многодетным мамам и работникам, имеющим высокий стаж.

В трехлетнем бюджете ПФР учтено возобновление ежегодной индексации материнского капитала по уровню инфляции. В 2020 году размер капитала планируется увеличить до 466,6 тыс. рублей. Точный размер индексации будет определен по итогам 2019 года. Общие расходы на предоставление материнского капитала с учетом проиндексированного размера в следующем году составят 316,2 млрд рублей.

В расходах Фонда также учтена повышенная компенсационная выплата в размере 10 тыс. рублей в месяц родителям и опекунам, ухаживающим за детьми-инвалидами и инвалидами с детства первой группы. Расходы на компенсационные выплаты в 2020 году запланированы в сумме 64,3 млрд рублей.

Таким образом, все расходы по социальным и пенсионным обязательствам ПФР финансово обеспечены и учтены в бюджете Фонда.

Собственные обязательства перед гражданами Российской Федерации Пенсионный фонд России (ПФР) исполняет посредством денег, которые имеются в бюджете данной государственной структуры. По этой причине процессы, связанные с формированием и расходованием бюджета ПФР, считаются самыми значимыми процедурами в его деятельности.

Как формируется бюджет Пенсионного фонда

Бесплатно по России


Бюджет фонда согласуется в высших законодательных органах государственной власти.

Алгоритм следующий:

  1. Направление подготовленного проекта в Государственную Думу Федерального Собрания России.
  2. Рассмотрение проекта Госдумой Российской Федерации.
  3. Издание законопроекта «О бюджете Пенсионного фонда РФ на …» (в случае принятия проекта). Изданный закон включает в себя основные статьи и дополнения.
  4. Утверждение законопроекта Советом Федерации (Верхняя парламентская палата РФ). Лишь после этого закон начинает действовать.

Тексты всех одобренных законопроектов размещены в публичном доступе. Найти их можно как на веб-портале фонда, так и на интернет-сайте Госдумы. Любой человек может прочитать их.

Если после формирования бюджета его нужно изменить (подобное происходит достаточно часто, к примеру, во время финансового кризиса), в Государственную Думу отправляется проект спланированных корректив. После этого производится внесение корректив в изданный законопроект (по вышеописанному алгоритму).

Что говорит закон о бюджете ПФР РФ

Основной закон, регламентирующий порядок формирования ПФР в 2019 году – ФЗ номер 363 от 5 декабря 2017 г. «О бюджете ПФР на 2019 г.». В него входит 8 статей:

  1. Ключевые характеристики бюджета ПФР на 2019 г. и на плановый период 2020-2021 гг.
  2. Основные администраторы доходов бюджета ПФР и основные администраторы источников финансирования дефицита бюджета ПФР.
  3. Внутренние финансовые источники для бюджета фонда.
  4. Бюджетные ассигнования бюджета фонда на 2019 г. и на плановый период 2020-2021 гг.
  5. Межбюджетные трансферты в ПФР.
  6. Особенности применения бюджетных ассигнований по обеспечению работы ПФР.
  7. Особенности применения бюджетных ассигнований бюджета ПФР в области социальной политики.
  8. Особенности реализации бюджетных средств фонда в 2019 г.

Доходы

Формирование бюджета фонда осуществляется благодаря:

  • взносам по страхованию;
  • деньгам из государственной казны;
  • пеням и другим денежным санкциям;
  • прибыли от распределения (вложения) временно свободных финансов обязательного пенсионного страхования (ОПС);
  • добровольным взносам физлиц и фирм, которые уплачивают их не в качестве страхователей либо застрахованных граждан;
  • деньгам из резервного фонда;
  • денежным суммам, сформированным из накоплений застрахованных граждан, которым полагается срочная пенсия;
  • другим источникам, которые не запрещены законами РФ.

Страховые взносы по ОПС

Фирмы-наниматели – основные участники ОПС РФ. Взносы на ОПС, уплачиваемые ими в фонд с зарплат и других вознаграждений сотрудников, формируют пенсионное обеспечение граждан и позволяют выплачивать пенсии тем, кто уже достиг пожилого возраста.

ПФР считается администратором взносов на ОПС и ОМС. Плательщиками взносов по страхованию считаются:

  • граждане, которые производят выплаты и предоставляют другие вознаграждения физлицам;
  • компании;
  • ИП;
  • физлица, которые не являются ИП;
  • самозанятые граждане (работники адвокатур, нотариальных контор, которые занимаются частной практикой, а также арбитражные управляющие).

Трансферты из федерального бюджета

Трансферт – это перевод средств из одного бюджета в другой. Трансферты в ПФР из государственной казны предназначены для:

  • возмещения затрат, связанных с исполнением задач общенационального значения, когда своих средств ПФР не хватает;
  • устранения горизонтальных диспропорций между бюджетами. Трансферты способствуют разрешению определенных социальных проблем, возникающих при финансовых спадах в субъектах РФ;
  • усиления налогового потенциала субъектов РФ.

Можно выделить 3 типа межбюджетных трансфертов:

  1. Бюджетный кредит. Особенный тип материального обеспечения затрат бюджета, при котором деньги предоставляются ПФР на возмездной основе.
  2. Дотация. Государственные деньги, выделяемые безвозмездно и безвозвратно. Предоставление дотации осуществляется лишь в том случае, если средств бюджета ПФР не хватает для выполнения функций данной государственной структуры.
  3. Субвенция. Государственные деньги, предоставляемые ПФР на выполнение каких-то конкретных задач. Обычно субвенции предоставляются при внедрении определенных государственных программ.
  4. Субсидия. Деньги, предоставляемые бюджету ПФР на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Дотации, субвенции и субсидии характеризуются безвозмездностью и безвозвратностью. Отличие субсидий и субвенций от дотаций заключается в их целевой направленности. Субвенции и субсидии разграничены по объемам финансирования.

Расходы

Бюджетные средства фонда позволяют данной государственной структуре:

  • выплачивать страховое пенсионное обеспечение;
  • осуществлять социальные выплаты. Здесь имеются в виду доплаты льготникам, выплаты по уходу за лицами с инвалидностью и неработоспособными россиянами, компенсационные выплаты гражданам, проживающим в северных регионах, вложения в разные региональные программы;
  • выполнять другие функции и операции, которые связаны с перемещением пенсионных начислений (со счетов ПФР на балансы негосударственных фондов, УК);
  • выплачивать государственное пенсионное обеспечение (выплаты определенным группам россиян за выслугу лет – госслужащие, военнослужащие, космонавты, летчики-испытатели). Также сюда относятся компенсационные выплаты гражданам, которые пострадали при выполнении воинского долга;
  • расходовать деньги по программе маткапитала.

Бюджет 2019 года

Глава РФ Владимир Путин 28.11.2018 утвердил законопроект о бюджете фонда на 2019 г. Доходы фонда в 2019 г. будут равны 8.612 триллионам рублей, расходы – 8.635 триллионам рублей, что превышает показатели 2018 г. на 358.2 миллиарда рублей по доходам и на 115.9 миллиарда рублей по расходам. Соответственно с законопроектом, тариф взносов по страхованию в 2019 г. будет равен 22 процентам в пределах облагаемой взносами базы и 10 процентам сверх нее.


Дефицит бюджетных средств фонда будет равен 23 миллиардам рублей. Как было отмечено в заключении профильного комитета по социальной политике, выпадающие доходы будут компенсированы благодаря межбюджетным трансфертам, поступающим из государственной казны. В 2019 г. объем подобных межбюджетных трансфертов составит 54.6 миллиардов рублей.

Для материального обеспечения выплаты пенсий, пособий и иных социальных выплат запланировано провести межбюджетных трансфертов из казны на 3.3 триллиона рублей.

К сожалению, дефицит бюджетных средств – гораздо более частая ситуация, нежели профицит. Так дело обстоит не только в России, но и в большей части других стран. Обычно профицит достигается при экономической ситуации, которая близка к идеальной, что, разумеется, происходит нечасто.

Краткое содержание:

Подробнее о проекте бюджета Пенсионного фонда России на 2021 год.

Сегодня, 28 октября, Госдума в первом чтении обсудит проект бюджета Пенсионного фонда России на 2021−2023 годы. Вместе с тем федеральную медиаповестку всколыхнуло сообщение, что на фоне данных о рекордной «дыре» в бюджете Пенсионного фонда РФ в 2021 году он запланировал многомиллионные траты на новые офисы — как строительство, так и покупку. ИА REGNUM проанализировало проект бюджета ПФР, и выяснились интересные детали.


О расходах и доходах ПФР

На 2021 год прогнозируемый общий объём доходов ПФР определён в размере 9 101 837 695,4 тыс. рублей (около 9,1 трлн рублей), из который 9 032 299 402,3 тыс. рублей не связаны «с формированием средств для финансирования накопительной пенсии». Общий объём расходов в законопроекте указан на уровне «9 596 683 229,6 тыс. рублей, из них 9 567 504 841,1 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии». Дефицит составит 494 845 534,2 тыс. рублей.

При дефиците 494,84 млрд рублей для ПФР в 2021 году предусмотрены межбюджетные трансферты из федерального бюджета в размере 3 344,96 млрд рублей (3,34 трлн рублей).

Также в проекте бюджета учтены средства пенсионных накоплений, поступившие от негосударственных пенсионных фондов, — 35,53 млрд рублей.

В пояснительной записке к законопроекту уточняется, что при формировании доходной части «учтено сохранение на весь период «моратория» на направление страховых взносов на финансирование накопительной пенсии».

Для справки: по прогнозу из проекта бюджета ПФР, при численности пенсионеров на начало 2020 года — 43 552,7 тыс. человек, к началу 2021 года их число сократится на 261,7 тыс. человек, до 43 253,1 тыс. человек.

Траты, которые возмутили общественность

В проекте бюджета ПФР есть ряд трат, которые вызывают критику общественности.

Так, в следующем году фонд продолжит строительство и реконструкцию 13 зданий сметной стоимостью более 2,698 млрд рублей — в Крыму, Санкт-Петербурге, Ленинградской, Московской областях, Мордовии, Краснодарском, Приморском краях и Севастополе. Например, для УПФР №7 Москвы и Подмосковья вместо арендуемых помещений запланировано построить новое здание общей площадью 7700 кв. м. Помимо этого, планируется потратить более 706 млн рублей на покупку зданий и помещений общей площадью 9473,8 кв. м для ОПФР по Свердловской области, Центров по выплате пенсий и обработке информации ОПФР в Крыму и Курганской области.

В планируемых тратах ПФР аудиторы Счётной палаты РФ уже выявили потенциальные проблемы.

«Проверка показала, что по причине невыполнения в 2020 году подрядчиком условий государственного контракта от 6 июня 2019 г. №49 по выполнению инженерных изысканий и осуществлению подготовки проектной и рабочей документации имеется риск незавершения строительства в 2021—2022 годах по объекту «Строительство здания УПФР в г. Керчи Республики Крым» сметной стоимостью 172 306,0 тыс. рублей», — отмечается в заключении аудиторов.

Помимо этого, СП РФ обнаружило, что из-за несвоевременного использования проектно-сметной документации, разработанной до 2015 года, произошло удорожание «объектов за счёт дополнительных расходов на её корректировку». Так, в 2021 году на эту корректировку планируют потратить более 48,54 млн рублей.

Тратить средства фонда планируется не только на новые здания и помещения, но и на обучение работников, на что запланировано свыше 115,17 млн рублей. Ещё 10,2 млн рублей планируется потратить на международное сотрудничество, и 1,1 млрд рублей определены как траты на некие мероприятия, в число которых входит информационно-разъяснительная работа среди граждан «о совершенствовании пенсионной системы» и разных услугах.

В сопроводительных документах к законопроекту указано, что эти траты сформированы «с учётом дополнительного финансирования информационно-разъяснительной работы в части формирования и ведения сведений о трудовой деятельности работников в электронном виде», на что определено 0,3 млрд рублей.

Для справки: на начало января 2020 года вложения ПФР в недвижимость и ещё недостроенные объекты составила 3,734 млрд рублей. Общие расходы фонда на финансовое и материально-техническое обеспечение его деятельности, включая терруправления, прогнозируются в размере 124,34 млрд рублей.

Замечания Счётной палаты и претензии к регионам

Заключение Счётной палаты РФ к проекту бюджета ПФР — довольно занимательный документ. Например, аудиторы отметили, что в 18 регионах размер прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в 2021 году останется без изменений. При этом в 15 регионах показатель не меняется уже третий год.

«В пяти субъектах Российской Федерации (Липецкая область, Республика Дагестан, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Омская область) размер ПМП остается без изменений с 2018 года, в 10 субъектах Российской Федерации (Воронежская область, Республика Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия-Алания, Ставропольский край, Волгоградская область, Республика Башкортостан, Республика Мордовия, Пензенская область, Саратовская область) — с 2019 года, в трёх субъектах Российской Федерации (Смоленская область, Свердловская область, г. Севастополь) — с 2020 года», — отмечается в заключении.

Более того, аудиторы напомнили, что, если ПМП в регионе «не меняется в течение нескольких лет, это может привести к уменьшению размера пенсионных выплат в очередном году по сравнению с текущим годом».

СП приводит данные, что в 2020 году ПМП на уровне предыдущего года остался в 24 регионах, из которых в девяти показатель не менялся с 2018 года. В итоге в 24 регионах «общее увеличение пенсионных выплат у 96,4% получателей ФСД составило от 0 до 10 рублей».

ФСД или федеральная доплата к пенсии — это та доплата, которую получают неработающие пенсионеры, чей совокупный доход ниже регионального прожиточного минимума. Доплата «подтягивает» доход до минимума по региону.

Напомним, с 2021 года меняется методика расчёта прожиточного минимума. Новую методику предложило Минтруда России. Она предполагает использование не стоимости потребительской корзины, а уровня доходов большинства граждан (среднедушевой медианный доход).

Резюмируя новый подход к расчёту прожиточного минимума, в том числе ПМП, который стартует с 2021 года, аудиторы заявили, что «изменения не гарантируют ежегодное увеличение ПМП» и «ежегодный стабильный рост материального обеспечения граждан, являющихся получателями социальных доплат к пенсии, не будет обеспечен».

Минтруд РФ тут же поспешил заверить, что это вовсе не так, и СП РФ при расчётах явно использовала данные прошлых лет.

Поживём — увидим.

Между тем, по данным из проекта бюджета, с учётом запланированных индексаций средний размер пенсий на конец 2021 года составит 15 781,97 против 15 032,95 рубля на конец 2020 года, то есть рост запланирован на 752 рубля. Что касается социальной пенсии, то за 2021 год её рост прогнозируется на 2,6% — на 252 рубля (с 9,86 до 10,12 тыс. рублей).

В сопроводительном письме председателя комитета по бюджету и налогам Андрея Макарова («Единая Россия») отмечается, что поправки ко второму чтению проекта закона «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» направляются в комитет до 9 ноября 2020 года.

Закупки ПФР и его управлений

Пока же бюджет на 2021 год не принят, можно оценить траты ПФР и его подразделений, которые были произведены с момента объявления пандемии коронавируса в мире, который ударил по экономикам всех стран, в том числе и России.

Самые крупные закупки касались информационных сервисов. К примеру, на услуги по предоставлению вычислительных ресурсов, каналов связи для функционирования государственной информсистемы социального обеспечения планировалось потратить более 3,249 млрд рублей. Но определение поставщика было приостановлено по жалобе — по требованию контрольного органа. 22 октября ФАС РФ выдал ПФР предписание устранить недочёты в документации. Жалоба потенциального участника была частично признана обоснованной, и в действиях заказчика было установлено нарушение Закона о контрактной системе.

Примечательно: в этом тендере на момент приостановки по жалобе была подана единственная заявка — от ПАО «Мегафон» с предложением цены контракта равной начальной.

На 30 сентября 2020 года по 50% доли в ПАО «Мегафон» принадлежат ООО «АФ Телеком Холдинг» и ООО «ЮэСэМ Телеком». При этом в первом обществе 100% доли с 2018 года принадлежит второму ООО (доля заложена в Сбербанке). Компания «ЮэСэМ Телеком» была создана в 2018 году, её собственники — ООО «Холдинговая компания ЮЭСЭМ» (80%), Антон Черепенников — 10% (с 21 октября 2020 года) и 10% с этой же даты у директора Владимира Стрешинского. Небольшую долю также имеет Глеб Костиков.

Владельцами ООО «Холдинговая компания ЮЭСЭМ» являются миллиардер Алишер Усманов (49%), Владимир Стрешинский (3%), Владимир Скоч (30%) и пять иностранных компаний, зарегистрированных на Кипре, Британских Виргинских островах и острове Мэн.

Возвращаясь к тендерам Пенсионного фонда. В июне 2020 года госзаказчик подписал контракт на техобслуживание и ремонт оборудования компонентов подсистемы «Инфраструктурное обеспечение» АИС ПФР-2 в территориальных органах на сумму 496 044 840,88 рубля. При этом в протоколе оценки трёх заявок компания, признанная победителем — ООО «Эдвансед трансформейшн консалтинг» (принадлежит АО «Группа Эйти»), выражала готовность выполнить работу за 184 422 663,36 рубля. К этапу подписания контракта сумма почему-то трансформировалась в начальную цену тендера, то есть на 300 млн рублей больше.

Для справки: ООО «Эдвансед трансформейшн консалтинг», по открытым данным, — активный участник гостендеров. К примеру, за фирмой числится исполнение как минимум 384 госконтрактов на сумму 12,793 млрд рублей. Среди заказчиков — Росреестр, структуры МВД, Сбербанк, Ростелеком.

В этот же период была проведена парочка тендеров ПФР в сфере ИТ — на общую сумму более 800 млн рублей.

Ещё один любопытный тендер касается выполнения работ по капитальному ремонту административного здания. Его начальная цена превышала 404 млн рублей. Заказчик — Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области. В базе госзакупок в карточке торгов есть отметка, что «определение поставщика заблокировано по результатам внеплановой проверки». А по другому тендеру с тем же заказчиком и с аналогичной начальной ценой закупка все-таки состоялась. Победителем признали ООО «Стройжилпром», с которым подписали контракт на 372 089 104,91 рубля, но через некоторое время появились данные о его расторжении — «односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством».

Или вот ещё одна занятная закупка. Особенно в свете ситуации в экономике и огромного дефицита бюджета самого ПФР.

В сентябре 2020 года фонд объявил о готовности купить партию легковых, грузовых и грузопассажирских автомобилей на сумму 272 982 089,32 рубля. Поставщиком стал единственный участник — ООО «Автомир-тендер», которое занимается оптовой торговлей автомобилями и уже неоднократно было поставщиком ПФР и иных госзаказчиков.

Также в сентябре 2019 года ПФР для Центра по выплате пенсий и обработке информации в Алтайском крае купил за 56 185 800 рублей десять нежилых помещений — здание с земельным участком общей площадью 2 553,9 кв. м на улице Чернышевского, 281 б в Барнауле. На сайте агентств недвижимости данное здание фигурирует как бизнес-центр 2014 года постройки. Уточняется, что в нём есть столовая, супермаркет, а арендная ставка составляет от 3840 до 4800 рублей за кв. м в год.

А в Карелии для нужд аналогичного центра планировали купить здание за 73 982 000 рублей, но не было подано ни одной заявки.



Госдума приняла в I чтении проект бюджета ПФР на 2013 г и плановый период 2014 и 2015 гг

МОСКВА, 24 ноя — ПРАЙМ. Госдума приняла во втором чтении проекты бюджетов Пенсионного фонда России (ПФР), Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) и Фонда социального страхования (ФСС) на 2021-2023 годы. Третье чтение запланировано на 26 ноября.

Пенсионный фонд

Согласно документу, бюджет Пенсионного фонда (ПФР) на 2021 год сформирован по доходам в сумме 9 триллионов 101,84 миллиарда рублей (7,9% ВВП), по расходам – 9 триллионов 596,68 миллиарда рублей (8,3% ВВП), то есть с дефицитом 494,84 млрд рублей.

При этом доходы, не связанные с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, планируются уровне 9 триллионов 32,3 миллиарда рублей, расходы – 9 триллионов 567,5 миллиарда рублей.

В ПФР рассказали, как изменятся пенсии россиян до 2023 года

На 2022 год доходы ПРФ планируются на уровне 10 триллионов 15,14 миллиарда рублей, расходы – 10 триллионов 109,97 миллиарда рублей; на 2023 год – 10 триллионов 565,2 миллиарда и 10 триллионов 512,7 миллиарда соответственно.

Таким образом, если в 2022 году бюджет Пенсионного фонда еще планируется с дефицитом 94,83 миллиарда рублей, то уже на следующий год ожидается профицит в 52,5 миллиарда рублей.

При формировании доходной части бюджета ПФР учтено сохранение на весь период моратория на направление страховых взносов на финансирование накопительной пенсии.

При этом предполагается индексация страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней. С 1 января 2021 года планируется индексация на 6,3%, что в 1,7 раза выше уровня инфляции за 2020 год. В 2022 году пенсия будет проиндексирована на 5,9% (в 1,6 раза выше инфляции за 2021 год), в 2023 году – на 5,6% (в 1,4 раза выше инфляции за 2022 год).

Индексация социальных пенсий и других выплат, увеличение которых зависит от роста социальных пенсий, планируется с 1 апреля ежегодно по прогнозному индексу роста прожиточного минимума пенсионера за предыдущий год: 2021 год – 2,6%, 2022 год – 8,5%, 2023 год – 0,9%.

В ПФР опровергли сообщения о риске приостановки выплаты пенсий

Среднегодовой размер страховой пенсии в РФ увеличится с 16 209 рублей в 2021 году до 17 736 рублей в 2023 году. Страховая пенсия по старости неработающих пенсионеров вырастет с 17 443 рублей до 19 294 рублей соответственно. Социальная пенсия увеличится с 10 058 до 11 057 рублей, накопительная пенсия — с 1 018 рублей до 2 012 рублей, срочная пенсионная выплата — с 2 101 до 2 510 рублей.

По данным Счетной палаты РФ, отношение среднегодового размера пенсии к уровню зарплаты в стране будет снижаться и составит в 2021 году 32,9%, в 2022 году – 32,6%, в 2023 году – 32,1%.

Фонд соцстрахования

Доходы бюджета фонда социального страхования (ФСС) на 2021 год планируются на уровне 815,663 миллиарда рублей, на 2022 год — 922,457 миллиарда, на 2023 год – 984,314 миллиарда, а расходы – 833,293 миллиарда, 863,085 миллиарда и 893,227 миллиарда соответственно.

Таким образом, бюджет фонда на 2021 год сформирован с дефицитом 17,63 миллиарда рублей, а на 2022 и 2023 годы уже с профицитом — в 59,373 миллиарда и 91,087 миллиарда рублей соответственно. Ежегодное увеличение доходов бюджета ФСС в целом по отношению к предыдущему году обусловлено повышением прогнозируемого фонда заработной платы.

Счетная палата проверила исполнение бюджета в ФСС и ФОМС

В этот трехлетний период ФСС из федерального бюджета будут предоставляться межбюджетные трансферты на компенсацию выпадающих доходов в связи с применением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством для отдельных категорий плательщиков.

На 2021 год их объем определен в 95,932 миллиарда рублей, на 2022 год – 102,555 миллиарда, на 2023 год – 109,74 миллиарда рублей.

Кроме того, фонду будет предоставлен межбюджетный трансферт из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, который в 2021 году составит около 13,3 миллиарда рублей, в 2022 году — 12,9 миллиарда, в 2023 году — 12,2 миллиарда рублей. Этот объем средств определен с учетом стоимости родового сертификата в 12 тысяч рублей.

Фонд ОМС

Доходы бюджета фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) на 2021 год планируются в объеме 2 триллиона 533,8 миллиарда рублей, расходы — 2 триллиона 545,4 миллиарда рублей, на 2022 год — 2 триллиона 656,5 миллиарда и 2,658 триллиона рублей соответственно.

В 2023 году доходы ожидаются на уровне 2 триллиона 798 миллиардов 770 миллионов 963,5 тысячи рублей, а расходы — 2 триллиона 798 миллиардов 771 миллион 437,4 тысячи рублей.

Таким образом, бюджет фонда сформирован с дефицитом в 2021 году в размере 11,6 миллиарда рублей, в 2022 году – 1,5 миллиарда рублей, в 2023 году – 473,9 тысячи рублей.

В бюджете фонда предусмотрена субвенция для распределения по субъектам РФ на 2021 год в размере около 2,277 триллиона рублей, на 2022 год – 2,384 триллиона, на 2023 год – 2,519 триллиона рублей. По сравнению с предыдущим годом прирост субвенции в 2021 году составит 2,3%, в 2022 году — 4,7%, в 2023 году — 5,6%.

За счет субвенций обеспечивается реализация базовой программы ОМС, в рамках которой оказывается первичная медико-санитарная, скорая (за исключением санитарно-авиационной эвакуации) и специализированная медицинская помощь.

ФОМС: по итогам первого полугодия на лечение COVID-19 были потрачены 44,2 млрд рублей

Законопроектом предлагается зарезервировать в бюджете ФОМС средства нормированного страхового запаса на 2021 год в сумме 143,3 миллиарда рублей, на 2022 год — 150,2 миллиарда, на 2023 год — 157,1 миллиарда.

Из бюджета ФОМС предполагается предоставление межбюджетных трансфертов бюджету Фонда социального страхования РФ на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период, а также проведение профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни.

На 2021 год они запланированы в сумме 13,3 миллиарда рублей, на 2022 год — 12,9 миллиарда, на 2023 год — 12,2 миллиарда.


Трансферт из федерального бюджета Пенсионному фонду России в 2021 году составит 3,53 трлн руб. и сформирует 38% всех доходов фонда, следует из проекта бюджета ПФР на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов (документ есть в распоряжении РБК; его подлинность подтвердил источник, близкий к правительству). Проект будет рассмотрен 15 сентября на правительственной трехсторонней комиссии с участием профсоюзов и работодателей, а уже 16 сентября — вынесен на заседание правительства.

Сокращение федеральной поддержки

В июне, когда составлялись бюджетные проектировки на следующий год, потребность Пенсионного фонда в межбюджетном трансферте оценивалась значительно выше — 4,12 трлн руб., или 42,6% общих доходов. Экономия на трансферте станет возможна в первую очередь за счет резкого увеличения дефицита бюджета ПФР в 2021 году (295 млрд руб. по сравнению с планировавшимся в июне профицитом около 13 млрд руб.), который фонд покроет своими накоплениями — переходящими остатками 2020 года. Второй фактор, который позволит сократить трансферт относительно июньских проектировок, — улучшение прогноза собственных доходов ПФР от социальных взносов с зарплат работников (+171 млрд руб.).

Снижение прогнозируемого размера межбюджетного трансферта заложено и на 2022 год (до 3,86 трлн руб.), и на 2023 год (до 4 трлн руб.), следует из проекта бюджета ПФР. Таким образом, доля трансферта из федерального бюджета в общих доходах фонда в 2022–2023 годах будет держаться на уровне 38%. Ранее предполагалось, что в 2022 и 2023 годах федеральный трансферт бюджету ПФР составит 4,3 трлн руб. ежегодно.

Уменьшение трансферта из федерального бюджета связано с увеличением суммы переходящих остатков, а также с изменением прогнозных макроэкономических показателей, уточнили РБК в пресс-службе ПФР. Превышение расходов над доходами, как и в предыдущие годы, носит технический характер, а именно объясняется наличием остатка средств бюджета ПФР по итогам года, добавили в фонде. Иными словами, если бы у Пенсионного фонда не было остатков на счетах, федеральный бюджет автоматически увеличил бы сумму трансферта. «Пересмотр межбюджетного трансферта Пенсионному фонду связан с уточнением макропрогноза Минэкономразвития, который лег в основу бюджета на ближайшую трехлетку, а также с уточнением прогнозов по остаткам средств бюджета ПФР на 1 января 2021 года», — подтвердили в пресс-службе Минфина России.

Сколько составит трансферт Пенсионному фонду из федерального бюджета в текущем году, пока неизвестно (поправки в бюджет ПФР 2020 года еще не представлены). Действующим законом о бюджете ПФР трансферт установлен на уровне 3,2 трлн руб., но, вероятно, эта сумма увеличится в связи с антикризисными решениями правительства. По состоянию на 4 сентября федеральный бюджет уже перечислил Пенсионному фонду 2,86 трлн руб.

Минэкономразвития в обновленном макропрогнозе повысило ожидания насчет величины фонда зарплат в стране — в среднем на 1 трлн руб. ежегодно по сравнению с июньским прогнозом. Согласно последним оценкам министерства, зарплатный фонд в 2021 году составит 27,87 трлн руб. (рост на 7% по сравнению с 2020 годом), в 2022-м — 29,77 трлн руб. и в 2023 году — 31,85 трлн руб. Это дало Пенсионному фонду основание пересмотреть в сторону увеличения оценку поступлений страховых взносов от работодателей и, соответственно, запросить меньше средств из федерального бюджета.

В составе трансферта из федерального бюджета Пенсионному фонду около 45% приходится на ту часть средств, которые госбюджет передает ПФР на исполнение обязательств федерального правительства (то есть федеральный центр назначил ПФР администратором различных социальных программ, таких как материнский капитал или меры социальной поддержки, и передал ему на это средства). Остальная часть, примерно 1,9 трлн руб. в 2021 году, это, по сути, софинансирование обязательств ПФР по выплате страховых пенсий.

Улучшение макропрогноза

Новый официальный прогноз Минэкономразвития предполагает, что падение ВВП России из-за пандемии COVID-19 и весеннего обвала цен на нефть составит 3,9% вместо ожидавшихся 4,8%. В 2021 году восстановительный рост ВВП достигнет 3,3%, в 2022-м — 3,4%, в 2023 году — 3%. Инфляция на конец 2020 года ожидается на уровне 3,8%, в 2021 году цены вырастут на 3,7%, а в 2022–2023 годах инфляция вернется к целевому значению Центробанка (4%).

Реальные зарплаты россиян, по прогнозу министерства, сохранят положительные темпы роста — 1,5% в 2020 году и 2,2% в 2021 году. Уровень безработицы по итогам текущего года подскочит до 5,7% от рабочей силы после 4,6% в 2019 году и опустится ниже 5% в 2022 году. Реальные располагаемые денежные доходы населения упадут на 3% в 2020 году и на столько же возрастут в 2021 году.

Крупнейший дефицит с 2015 года

Вместе с сокращением объема передаваемых средств федерального бюджета существенно вырос ожидаемый дефицит бюджета ПФР в 2021 году — до 295 млрд руб. Это будет крупнейший показатель с 2015 года, когда дефицит достиг 543,7 млрд руб. Дефицит в 2021 году будет покрыт за счет использования остатков Пенсионного фонда на счетах Казначейства (335 млрд руб.).

В 2019 году бюджет ПФР был профицитным (+153,9 млрд руб.), благодаря чему остатки на его счетах на 1 января 2020 года выросли до 343 млрд руб. В 2020 году действующим законом о бюджете ПФР запланирован дефицит в 209,2 млрд руб.

В 2022 году дефицит бюджета ПФР составит 94,8 млрд руб., в 2023 году ожидается профицит бюджета ПФР на уровне 52,5 млрд руб., следует из документа. Общие доходы Пенсионного фонда в 2021 году ожидаются на уровне 9,28 трлн руб., в 2022 году они возрастут до 9,97 трлн руб., в 2023 году — до 10,524 трлн руб.

На параметры бюджета Пенсионного фонда повлияли антикризисные меры правительства по поддержке бизнеса во время пандемического кризиса, которые было решено закрепить бессрочно. Речь идет о снижении общего тарифа страховых взносов с 30 до 15% с зарплат выше МРОТ для малого и среднего бизнеса (ставка взносов в Пенсионный фонд сократилась с 22 до 10% от зарплаты), а также о понижении ставки пенсионных взносов для ИT-компаний, которые будут платить 6% c зарплат сотрудников в ПФР. В итоге выпадающие доходы ПФР от пониженных ставок взносов оцениваются в 477,7 млрд руб. в 2021 году с последующим ростом до 510,3 млрд руб. в 2022 году и до 545,85 млрд руб. в 2023 году (эти выпадающие доходы компенсирует федеральный бюджет).

Несбалансированность российской пенсионной системы означает, что она всегда будет нуждаться во внешней подпитке, отмечает заведующий лабораторией развития пенсионной системы НИУ ВШЭ Евгений Якушев. «Сейчас пенсионная система не сможет выполнить все свои обязательства без финансирования из федерального бюджета. Это означает, что существует внутренний «пенсионный долг», который нигде ничем не закреплен», — заметил он. Выпадающие доходы ПФР возникли из-за снижения ставок страховых взносов, политика правительства направлена на ослабление нагрузки на ФОТ ради стимулирования экономики и ускорения темпов экономического роста, однако эти ожидания из-за регулярных кризисов не подтверждаются, а дефицит ПФР остается, отметил он.

Рост размера пенсий и материнского капитала

В 2021–2023 годах страховые пенсии по старости для неработающих пенсионеров будут повышены с 1 января в параметрах, закрепленных законом о пенсионной реформе. В 2021 году индексация составит 6,3%, в 2022-м — 5,9%, в 2023 году — 5,6%. Для работающих пенсионеров ежегодное повышение страховой пенсии отменено с 2016 года.

Среднегодовой размер страховой пенсии неработающих пенсионеров в 2021 году, по оценке ПФР, составит 17 443 руб., в 2022-м — 18 369 руб., в 2023 году достигнет 19 294 руб., следует из проекта бюджета фонда. Однако с поправкой на инфляцию реальный размер пенсии по старости ожидается в 2021 году на уровне 16 837 руб., в 2022-м — 17 679 руб., в 2023 году — 18 552 руб.

По прогнозу ПФР на начало 2021 года, в России будет 43,25 млн пенсионеров (с учетом военных пенсионеров и получателей социальной пенсии), на начало 2022 года — 42,99 млн.

В проекте бюджета ПФР представлен и прогнозный размер материнского капитала, который после индексации на прогнозный уровень инфляции в 2021 году составит 483 882 руб. на первого ребенка и 639 432 руб. на второго ребенка.

В 2022 году маткапитал на первого ребенка возрастет до 503 237 руб., а на второго — до 665 009 руб.

В 2023 году российским семьям будет выплачиваться маткапитал в размере 523 367 руб. на первого ребенка и 691 609 руб. на второго ребенка.

Читайте также: