Положение о дополнительном пенсионном страховании

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ в наименование настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ
"О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений"

С изменениями и дополнениями от:

27 июля 2010 г., 11 июля 2011 г., 28 июля 2012 г., 12 марта, 21 июля, 4 ноября 2014 г., 4 июня, 27 декабря 2018 г., 1 апреля, 1 октября 2019 г.

Принят Государственной Думой 18 апреля 2008 года

Одобрен Советом Федерации 25 апреля 2008 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

30 апреля 2008 г.

Принятый Федеральный закон направлен на стимулирование формирования пенсионных накоплений и повышение уровня пенсионного обеспечения граждан посредством развития дополнительных форм пенсионного страхования.

Гражданам предоставляется возможность вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. Размер дополнительного страхового взноса будет определяться застрахованным лицом самостоятельно. Уплата взноса может осуществляться через работодателя либо через кредитные организации. Работодателям также предоставляется возможность уплачивать взносы в пользу своих работников.

Предусмотрено софинансирование из федерального бюджета пенсионных накоплений граждан. Лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в период с 1 октября 2008 года до 1 октября 2013 года, будут получать средства из федерального бюджета на накопительную часть трудовой пенсии в том же размере, в котором будут уплачивать дополнительные страховые взносы, но не более 12 000 рублей в год. Лицам, достигшим пенсионного возраста и не обратившимся за назначением пенсии, из федерального бюджета будет доплачиваться 4-кратная сумма внесенных дополнительных страховых взносов, но не более 48 000 рублей в год. При этом размер дополнительного страхового взноса, уплаченного гражданином, должен быть не менее 2 000 рублей в год. Государственная поддержка формирования пенсионных накоплений будет осуществляться в течение 10 лет начиная с года, следующего за годом уплаты застрахованными лицами дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.

В целях обеспечения сохранности сумм дополнительных страховых взносов предусмотрено их инвестирование.

Федеральный закон вступает в силу с 1 октября 2008 года, за исключением отдельных его положений, для которых установлен иной срок вступления в силу.

Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений"

Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 6 мая 2008 г. N 95, в Собрании законодательства Российской Федерации от 5 мая 2008 г. N 18 ст. 1943

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 1 апреля 2019 г. N 48-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 536-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.

Федеральный закон от 4 июня 2018 г. N 138-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 июня 2018 г.

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 345-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений, вступающих в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 33-ФЗ

Изменения вступает в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.


  1. Дополнительный страховой взнос на накопительную пенсию (далее – ДСВ) – индивидуально возмездный платеж, уплачиваемый за счет собственных средств застрахованным лицом, исчисляемый, удерживаемый и перечисляемый работодателем либо уплачиваемый застрахованным лицом самостоятельно на условиях и в порядке, которые установлены Федеральным законом № 56-ФЗ.

В соответствии с законодательством работник может уплачивать ДСВ на накопительную пенсию самостоятельно либо доверить их уплату своему работодателю, путем удержания из зарплаты. Для этого работник представляет в бухгалтерию работодателя заявление, в котором указывает размер ДСВ в твердой денежной сумме или в процентах от базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, который нужно у него удерживать ежемесячно из зарплаты. Указанные заявления хранятся в бухгалтерии. Если работник желает прекратить выплату или изменить размер уплачиваемой им суммы ДСВ, он вновь представляет в бухгалтерию заявление. Работодатель, получивший заявление от работника об уплате ДСВ, осуществляет исчисление, удержание и перечисление ДСВ, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем подачи такого заявления. Также с 1-го числа месяца, следующего за месяцем подачи работником заявления о прекращении либо возобновлении уплаты ДСВ, работодатель соответственно прекращает либо возобновляет исчисление, удержание и перечисление ДСВ.

  1. Взнос работодателя – это средства работодателя, уплачиваемые им в пользу застрахованного лица на условиях и в порядке, которые установлены Федеральным законом № 56-ФЗ.

Взносы работодателя, уплаченные в пользу застрахованных лиц, включаются в состав средств пенсионных накоплений застрахованных лиц и отражаются на специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, точно также как и ДСВ, которые самостоятельно уплачивают застрахованные лица,( в том числе участники Программы государственного софинансирования) и средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, направленные на формирование накопительной пенсии, а также результаты от их инвестирования.

Работодатель может принять решение отчислять дополнительные взносы из своих средств в пользу работников, уплачивающих ДСВ (взносы работодателя), тем самым повышая уровень будущего пенсионного обеспечения работников. Такое решение работодатель оформляет отдельным приказом или путем включения соответствующих положений в коллективный либо трудовой договор.

В случае прекращения трудовых правоотношений и (или) правоотношений по соответствующим гражданско-правовым договорам с застрахованным лицом уплата взносов работодателя в пользу данного работника прекращается со дня прекращения указанных правоотношений.

ВАЖНО! Взносы работодателя, включенные в состав пенсионных накоплений застрахованных лиц, в пользу которых уплачены такие взносы, не участвуют в Программе государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений (не софинансируются государством)!

Сегодня взносы работодателя, направленные на увеличение пенсионного капитала своих работников, для многих предприятий и компаний стали частью соцпакета, и служат дополнительной мотивацией.

Вместе с тем уплата взносов работодателя в пользу работников и самому работодателю дает ряд дополнительных преимуществ:

    он освобождается от уплаты страховых взносов в размере уплаченного им взноса, но не более 12 000 рублей в год на одного работника;

суммы взносов работодателя включаются в состав расходов работодателя на оплату труда, учитываемых при налогообложении прибыли.

ВАЖНО! Работодатели должны перечислять в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации отдельными платежами и оформлять отдельные платежные поручения в отношении:

    взносов работодателя (уплачиваемых из средств работодателя) в пользу застрахованных лиц, уплачивающих ДСВ, при этом необходимо указывать код бюджетной классификации 392 1 02 02041 06 1200 160;

ДСВ (согласно представленному работником в бухгалтерию работодателя заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты ДСВ), при этом необходимо указывать код бюджетной классификации 392 1 02 02041 06 1100 160.

Информация в реквизитах платежных поручений заполняется в соответствии с Правилами указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н.

Узнать реквизиты и сформировать квитанцию на уплату страховых взносов можно на нашем электронном сервисе.


В России все привыкли слышать, что пенсия у пожилых людей мизерная, едва достигающая прожиточного минимума. Это действительно так, в нашей стране размер пенсионных выплат составляет всего около половины от среднего заработка работающих граждан. Но не каждый знает, что существуют дополнительные меры, помогающие гражданам после выхода на пенсию поддерживать свое благосостояние.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 302-76-93. Это быстро и бесплатно !

Что это такое?

Практически всем известно о существовании негосударственных пенсионных фондов.

Чем занимается данная организация? Есть ли риск при вступлении?

Дополнительное пенсионное страхование – это взносы работающего населения для обеспечения дополнительных выплат к обязательной пенсии по достижении пенсионного возраста.

Денежные средства перечисляются нескольким организациям, не относящимся к государственным учреждениям, но строго их контролирующим:

  • НПФ (негосударственный пенсионный фонд);
  • страховые компании.
к оглавлению ↑

Преимущества вкладов в НПФ

  1. увеличение пенсионного накопления;
  2. возможность расторжения договора с негосударственной организацией;
  3. не обязательно иметь трудовой стаж;
  4. переход накопленных денег по наследству.

Но есть в данной системе и некоторые особенности:

  • сохраняется риск потерять некоторое количество денежных средств за счет неудачных инвестиций НПФ;
  • для получения существенной доплаты к обязательной пенсии, вступление в программу дополнительного страхования следует осуществить не позднее чем в 35 лет.

Видео о том, что такое накопительная пенсия в НПФ:

Кратко о его деятельности

  1. Негосударственный фонд принимает взносы от населения, сумма и периодичность которых зависит сугубо от договоренности между гражданином и организацией.
  2. Полученные средства фонд инвестирует в ценные акции, депозиты и другие объекты с возможностью получения процентов от суммы вложений.
  3. По достижении пенсионного возраста или расторжения договора гражданин получает свои накопленные средства.

Обязательное или добавочное?

На данный момент существует два вида пенсионного страхования. Но они не взаимозаменяемы, а взаимодополняемы.

Обязательное страхование – это внесение денежных средств в обязательном порядке. Дополнительное – по желанию гражданина.

В №167-ФЗ указано, что каждый гражданин имеет право получать обязательное страховое обеспечение.

Пенсионные выплаты осуществляются на основании денежных взносов, отчисляемых ежемесячно руководством организации, в которой работает гражданин.

Осуществление обязательных страховых выплат наступает в нескольких случаях:

  • пенсионный возраст;
  • недееспособность, полученная в результате травм и болезней (временная);
  • потеря кормильца;
  • погребение умершего.

Подробнее о системе обязательного пенсионного страхования читайте здесь, а в этой статье рассказано о субъектах ОПС.

Дополнительное пенсионное обеспечение (ДПО) регламентируется №75-ФЗ. Данная форма страхования имеет достаточно преимуществ, но в России еще не установилась на стабильном уровне. Все из-за того, что граждане сомнительно относятся к негосударственным организациям, по незнанию считая их мошенниками.

Следует учитывать, что НПФ строго контролируется государством, поэтому риск вложений минимален.

Цели НПФ:

  1. накопление денежных средств для обеспечения гражданам достойной и благополучной старости;
  2. проведение пенсионных нововведений, на основе которых население сможет грамотно распределять ресурсы в пользу будущей пенсии;
  3. инвестирование средств и развитие экономики страны.
к оглавлению ↑

Вспомогательные взносы в ПФ рабочего и размер тарифа

Рабочие, которые каждую смену сталкиваются с опасными для жизни или же несущими вред здоровью условиями, могут рассчитывать на дополнительные взносы в Пенсионный Фонд от работодателя.

Существует несколько правил для начисления дополнительных тарифов:

  • особенности рабочего места перечислены №175-ФЗ и №212-ФЗ.
  • Официально признана вредность и опасность условий труда.

Комиссия по признанию условий работы выявляет несколько категорий:

  1. опасные;
  2. вредные;
  3. допустимые;
  4. оптимальные.

Внесение дополнительного процента денежных средств работодателем осуществляется только в первых двух категориях. Для признания условий труда вредными и опасными требуется проведение анализа специальной комиссией, которая проводится раз в 5 лет.

Кто может воспользоваться услугами накопления?

Каждый работающий гражданин имеет право вложить свои средства на пенсионное страхование в НПФ. Причем независимо, каков у трудящегося рабочий стаж и размер заработной платы. В договоре с негосударственной организацией четко указана сумма и сроки внесения денежных средств.

Как это сделать?

Воспользоваться накопительной суммой дополнительного пенсионного обеспечения можно только по достижении пенсионного возраста, в том числе и досрочного.

В №360-ФЗ указаны порядки и формы выдачи пенсионных накоплений:

  • как единовременное пособие;
  • в качестве срочной выплаты;
  • по договору, при достижении пенсионного возраста с указанной периодичностью (ежемесячно, ежеквартально).

В первом случае единовременная выплата осуществляется за счет всех накопленных средств и выдается только при страховых случаях или при минимальной пенсии по старости (полном отсутствии). Потребуется определенный пакет документов с указанием причин для перечисления денежных средств.

Срочные выплаты определяются сроками договора (но не менее 10 лет со дня вступления в НПФ).

В обычных случаях выплаты осуществляются не менее чем через 234 месяца и начисляются гражданину ежемесячно или ежеквартально.

Использовать ли услуги негосударственного пенсионного фонда или же оставаться верным государственным учреждениям, – личный выбор каждого гражданина. С помощью НПФ возможно своими средствами, без полагательства на работодателя, обеспечить безбедную старость.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

Уровень финансового благосостояния отечественных пенсионеров оставляет желать лучшего. В том числе именно поэтому государство законодательно предусмотрело дополнительные инструменты накопления гражданами их будущего ежемесячного дохода.

Одним из них и стало добровольное страхование в системе пенсионного обеспечения РФ. Рассмотрим, что же это такое, чем оно отличается от страхования, являющегося обязанностью граждан и их работодателей, и каким образом реализуется на практике.

Бесплатно по России

Что такое добровольное пенсионное страхование

Понятие добровольного пенсионного страхования не раскрывается действующим законодательством. Лишь в некоторых нормативных документах (например, Налоговом кодексе) фигурирует термин негосударственное пенсионное обеспечение (далее также НПО), что на практике является синонимичным понятием.

Простыми словами, под ним понимается вступление в добровольные договорные отношения с негосударственным пенсионным фондом по формированию дополнительной к государственной пенсии. После заключения такого договора у гражданина или его работодателя появляется обязанность в течение определенного периода времени вносить платежи в размере, установленным договором.

Все перечисленные в добровольном порядке средств в дальнейшем будут формировать дополнительную пенсию. Также указанные финансы могут быть перемещены из одной управляющей организации в другую либо получены гражданином или его наследниками.


Кроме НПФ программы добровольного пенсионного страхования предлагаются и страховыми компаниями. В этом случае заключается договор страхования, а застрахованное лицо или страхователь вносит периодические платежи в счет будущей пенсии.

Разница между добровольным и обязательным

Основные различия двух этих видов страхования заложены в самом их наименовании. Обязательное подразумевает обязанность гражданина или его работодателя осуществлять взносы в ПФР на будущее государственное пособие пожилого гражданина. Решение о добровольном страховании принимается самим лицом или его работодателем, государство оставляет возможность использования данного инструмента на усмотрение самих этих лиц.

В рамках НПО лицо, вступающее в договорные отношения с фондом, имеет возможность по своему усмотрению определить:

  • размер платежей;
  • длительность их перечисления;
  • периодичность внесения;
  • схему формирования (правила наследования, период начала выплат и т.п.).

Правила НПО устанавливаются управляющими компаниями самостоятельно, но должны подчиняться Типовым страховым правилам, утвержденным Центробанком. Указанные правила НПФ регистрируются в Банке России, а при внесении в них изменений регистрации подлежат и они.

Роль государства в формировании НПО заключается в установлении общих законодательных норм и регулировании деятельности НПФ. Непосредственного участия в формировании негосударственных пенсий власти не принимают, поскольку оно является лишь дополнительным к обязательному страхованию.

Цели и функции добровольного страхования

Основная цель добровольного пенсионного страхования заключается в формировании дополнительного дохода после прекращения гражданином трудовой деятельности в силу возраста. НПО позволяет иметь дополнительный источник ежемесячного дохода наряду с государственным обеспечением. Также этот инструмент позволяет обеспечить гражданину более достойное финансовое состояние в старости.

В качестве одной из функций НПО также можно привести инвестирование средств, т.е. их вложение с целью получения прибыли. Так, некоторые программы НПО подразумевают не только возможность перевода накопленных таким образом средств в другие фонды, но и получение их в дальнейшее личное распоряжение. При грамотном выборе фонда у его вкладчиков имеется возможность накопить определенную сумму, а также приумножить ее в случае финансово грамотной деятельности НПФ.

Рассматриваемый вид страхования также позволяет реализовать возможность граждан, которые трудятся на вредных или опасных работах, выйти на пенсию ранее установленного законом срока. Досрочное НПО позволяет гражданам получать гарантированный ежемесячный доход до наступления права на выплаты со стороны государства, прекратив при этом свою трудовую деятельность.

Еще одна функция – предоставление дополнительных социальных гарантий работникам со стороны работодателя. Так, коллективным договором между организацией и ее сотрудниками может быть предусмотрена обязанность работодателя дополнительно застраховать сотрудников в рамках НПО. Таким образом, работодатель может заинтересовать граждан во вступлении с ним в трудовые отношения, а работник – получить дополнительные гарантии.

Субъекты добровольного страхования

В рамках договора НПО в отношения вступает несколько категорий лиц, т.е. субъектов этих правоотношений:

  1. Негосударственный пенсионный фонд – организация, которая оказывает рассматриваемую услугу, принимая взносы, инвестируя их в различные проекты и сферы, и выплачивая негосударственные пенсии действующим пенсионерам или иным лицам, имеющим на это право в соответствии с условиями договора.
  2. Вкладчики – лица, осуществляющие внесением регулярных платежей в счет формирования НПО. В качестве этих лиц могут выступать сами граждане, а также их работодатели. Категория последнего не имеет значения, в этом качестве могут выступать как организации, так и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица. Эти лица всегда выступают второй стороной договора НПО.
  3. Участники – те граждане, в интересах которых осуществляются взносы в рамках НПО, т.е. по сути, будущие получатели выплат негосударственной пенсии. В случае внесения взносов гражданином от своего имени и в своих интересах, он одновременно будет являться и участником и вкладчиком.

В качестве самостоятельных субъектов правоотношений по НПО могут выступать управляющие компании, осуществляющие непосредственное инвестирование накапливаемых средств.


Тонкости договора о ДС

Содержание договора рассматриваемого вида ДС устанавливается каждым фондом самостоятельно с учетом норм законодательства. С формой такого документа предварительно до его заключения или визита в офис компании всегда можно ознакомиться на официальном сайте того или иного НПФ.

При этом типовая форма этого документа в ближайшем будущем планируется утвердить Указанием Центробанка, в настоящее время рассматривается и обсуждается его проект.

Итак, на что стоит обратить особое внимание в договоре о ДС:

  1. Выбранная пенсионная схема. Каждый НПФ предлагает различные схемы формирования и выплаты негосударственной пенсии в части порядка внесения взносов, получения сумм накопления участником или его правопреемником, времени назначения НПО. В самом тексте договора, как правило, лишь указывается номер такой схемы, расшифровка же ее приведена в Правилах конкретного фонда.
  2. Основания возникновения права на получение ежемесячных выплат в рамках НПО.
  3. Правила внесения взносов (их размер, периодичность, протяженность времени внесения).
  4. Период действия договора.

Рассматриваемый договор касается очень важной сферы, поэтому подлежит тщательному изучению целиком. Это касается не только озвученных моментов, но и всех остальных разделов, будь то права и обязанности сторон, их ответственность, тонкости правопреемства и др.

Программы ДС у НПФ

Каждый НПФ помимо обязательного страхования предлагает программы НПО. Причем принимать участие в такой программе можно также по различным схемам, утверждаемым внутренними правилами фонда. В каждом из них перечень различен. ГАЗФОНД, например, предлагает 7 возможных схем участия, в НПФ «Транснефть» таковых схем уже 10.

В каждом случае они подлежат индивидуальному изучению в зависимости от конкретной ситуации, целях вкладчиков и участников.

Различия этих схем заключается в следующих критериях:

  • длительность осуществления пенсионных выплат;
  • время наступления права участника на получение ежемесячного дохода в рамках НПО;
  • уровень участия в программе работодателя и сотрудника;
  • размеры взносов, длительность и периодичность их внесения.

Полный перечень программ и схем конкретного фонда должен быть приведен в его пенсионных правилах, утверждаемых Советом директоров. Любому гражданину должен быть предоставлен свободный доступ для ознакомления с ними.

В заключение отметим, что добровольное страхование в рамках НПО позволяет гражданам самостоятельно сформировать дополнительный источник дохода в пожилом возрасте. ДС служит не только увеличению будущего дохода пенсионера, но может рассматриваться как инвестиция или дополнительная гарантия работнику со стороны работодателя. При заключении договора необходимо ответственно выбрать схему формирования и выплаты НПО.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть интересное видео по теме:

Понятие и цели дополнительного пенсионного страхования

Пенсионная реформа, проведенная в 2001г., не привела к существенному повышению пенсий и улучшению благосостояния пенсионеров. Средний уровень трудовых пенсий ненамного превышает величину прожиточного минимума в целом по России. Индексация не соответствует уровню инфляции. По расчетам специалистов, существует устойчивая тенденция к дальнейшему снижению уровня трудовых пенсий.

В целях стимулирования формирования пенсионных накоплений и повышения уровня пенсионного обеспечения граждан государство создает механизм уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и обеспечивает поддержку формирования пенсионных накоплений. Основа правового регулирования дополнительного пенсионного страхования заложена Федеральным законом от 30.04.2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Государственная поддержка заключается в уплате дополнительных взносов на софинансирование пенсионных накоплений за счет средств Фонда национального благосостояния, образованного в составе федерального бюджета. Взносы перечисляются в бюджет ПФР в пользу застрахованного лица, вносящего в добровольном порядке дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии. Работодатель также может платить добровольные взносы на счет застрахованного лица.

Реализация права на дополнительное пенсионное страхование

Реализовать право на НЧ трудовой пенсии с учетом дополнительных взносов можно будет с 1 января 2009 года.

Дополнительное пенсионное страхование осуществляется на основании заявления застрахованного лица, которое может подаваться в территориальный орган ПФР лично гражданином по месту жительства или через работодателя.

Заявление также может быть подано иным способом, при этом установление личности и проверка подлинности подписи гражданина осуществляются в соответствии с п.4 ст.32 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

В заявлении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, страховой номер индивидуального лицевого счета, место жительства. Форма заявления и инструкция по его заполнению утверждены ПФР.

Работодатель обязан в течение трех рабочих дней передать полученные заявления в территориальный орган ПФР по месту своей регистрации в качестве страхователя. Если среднесписочная численность работников превышает 100 человек, то работодатели представляют полученные заявления в территориальный орган ПФР в электронной форме, который должен рассмотреть их не позднее 10 рабочих дней и известить гражданина о принятом решении.

При отсутствии у гражданина индивидуального лицевого счета одновременно с подачей заявления представляются сведения, необходимые для регистрации в качестве застрахованного лица. Персональные данные застрахованных лиц, связанные с уплатой дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя и взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, являются государственным информационным ресурсом, а ПФР выполняет функции его оператора.

Финансирование дополнительных пенсионных накоплений

Застрахованный гражданин самостоятельно определяет размер дополнительного страхового взноса на НЧ трудовой пенсии. В заявлении об уплате дополнительных взносов, подаваемом работодателю, должен быть указан их размер в твердой сумме или в процентах. Застрахованный гражданин имеет право в любое время изменить их размер.

В случае увольнения работника или прекращения гражданско-правового договора о выполнении работ или оказания услуг перечисление взносов прекращается автоматически.

Дополнительные страховые взносы на НЧ трудовой пенсии включаются в состав пенсионных накоплений застрахованного лица.

При самостоятельной уплате дополнительных страховых взносов застрахованное лицо не позднее 20 дней со дня окончания квартала должно представлять в территориальный орган ПФР копии платежных документов с отметками кредитной организации.

Исчисление дополнительных страховых взносов на НЧ трудовой пенсии производится работодателем ежемесячно отдельно в отношении каждого застрахованного лица. Изменение размеров взносов, прекращение либо возобновление их уплаты производится по заявлению застрахованного лица с 1-го числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления.

Работодатель имеет право производить уплату взносов на НЧ трудовой пенсии сверх дополнительных взносов работника. Соответствующее положение может включаться в коллективный или трудовой договор. Размер взносов работодателя рассчитывается ежемесячно в отношении каждого работника, в пользу которого они уплачиваются.

Дополнительные страховые взносы на НЧ трудовой пенсии и взносы работодателя перечисляются в бюджет ПФР в порядке и сроки, которые установлены Федеральным законом от 15.12.2007 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Дополнительные страховые взносы на НЧ трудовой пенсии и взносы работодателя зачисляются на отдельные банковские счета ПФР.

Одновременно с перечислением дополнительных страховых взносов на НЧ трудовой пенсии работодатель формирует реестр застрахованных лиц (работников), в котором должны содержаться следующие сведения:

  • общая сумма перечисляемых средств, в том числе дополнительные страховые взносы работника и работодателя;
  • номер платежного поручения и дата его исполнения;
  • фамилия, имя, отчество и страховой номер ИЛС работника;
  • сумма дополнительных страховых взносов на НЧ трудовой пенсии работника;
  • сумма взносов работодателя, уплачиваемых в пользу работника.

Указанные сведения должны быть заверены кредитной организацией, через которую осуществлялось перечисление дополнительных страховых взносов на НЧ трудовой пенсии.

Реестры застрахованных лиц представляются работодателем в территориальный орган ПФР не позднее 20 дней со дня окончания квартала, в течение которого производились перечисления. Форма реестра и порядок его представления утверждены ПФР.

Работодатель обязан информировать работника о произведенных в его пользу перечислениях.

Поступившие в ПФР суммы страховых взносов до их отражения в специальной части ИЛС застрахованного лица инвестируются в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

Суммы страховых взносов, отраженные в специальной части ИЛС, передаются управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам для инвестирования не позднее трех месяцев со дня получения территориальным органом ПФР реестров застрахованных лиц либо копий платежных документов за истекший квартал.

Застрахованные лица вправе выбрать инвестиционный портфель (управляющую компанию) либо перевести средства пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд в соответствии с Федеральными законами от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и 07.05.1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Мужчины 1953-1966 года рождения и женщины 1957-1966 года рождения, в пользу которых страховые взносы на НЧ трудовой пенсии уплачивались с 2002 по 2004 год, также имеют право выбрать инвестиционного портфеля (управляющей компании) либо перевести средства пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд (НПФ).

ПФР производит перевод средств пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд или управляющей компании не позднее трех месяцев со дня получения заявления застрахованного лица.

Государственная поддержка формирования пенсионных накоплений

Право на получение государственной поддержки формирования пенсионных накоплений имеют застрахованные лица, вступившие в правоотношения по уплате дополнительных страховых взносов на НЧ трудовой пенсии в период с 1 октября 2008 года до 1 октября 2013 года.

Право на получение государственной поддержки приобретают застрахованные лица, которые уплатили в предыдущем календарном году дополнительные страховые взносы на НЧ трудовой пенсии в сумме не менее 2000 руб.

Размер взноса на софинансирование пенсионных накоплений определяется исходя из суммы дополнительных страховых взносов, уплаченной застрахованным лицом за истекший календарный год, но не может превышать 12000 руб. в год. Если застрахованное лицо достигло пенсионного возраста, но не обратилось за назначением ни одной из частей трудовой пенсии, то размер государственной поддержки определяется исходя из суммы дополнительных страховых взносов, внесенной застрахованным лицом за истекший календарный год и увеличенной в четыре раза, но не может превышать 48000 руб. в год.

Размер взноса на софинансирование пенсионных накоплений рассчитывается ПФР в отношении каждого застрахованного лица на основании данных индивидуального персонифицированного учета. Взносы на софинансирование включаются в состав пенсионных накоплений застрахованных лиц.

До 20 апреля года, следующего за годом уплаты дополнительных страховых взносов на НЧ трудовой пенсии, ПФР направляет заявку о переводе из федерального бюджета необходимой суммы. Указанный перевод должен быть произведен в течение 10 дней со дня получения заявки.

Средства федерального бюджета, поступившие в бюджет ПФР, передаются управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам не позднее 15 мая года их получения.

Государственная поддержка осуществляется в течение 10 лет с года, следующего за годом начала уплаты застрахованными лицами дополнительных страховых взносов на НЧ трудовой пенсии.

Пенсионное страхование является разновидностью долгосрочного страхования, которое подразумевает, что гражданин на протяжении некоторого периода времени регулярно делает страховые взносы, а страховщик, в свою очередь, обязуется в будущем выплачивать пенсию. Обязательное пенсионное страхование представляет собой систему, на основании которой размер пенсии определяется трудовым стажем страхователя, а также размером пенсионных отчислений.



Система пенсионного страхования предполагает формирование у каждого гражданина страховой пенсии и пенсионных накоплений (последние являются добровольными). Вариант пенсионного обеспечения каждый гражданин выбирает для себя самостоятельно.

Закон, регулирующий обязательное пенсионное страхование

В настоящее время именно 167 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании», который был издан в декабре 2001 года, определяет существующую пенсионную систему. В соответствии с ним, начиная с 2002 года, была изменена система пенсионного обеспечения, а гражданам России необходимо было стать застрахованными лицами. Сейчас для учета пенсионных и социальных прав открывается лицевой счет и устанавливается страховой номер индивидуального лицевого счета, или СНИЛС. Именно на этот счет работодатель ежемесячно (одновременно с начислением заработной платы) переводит сумму обязательного страхового взноса, которая и формирует будущую пенсию.

Функции обязательного пенсионного страхования

Обязательное пенсионное страхование является способом защиты граждан от возникающих рисков, связанных с наступлением нетрудоспособного возраста. В роли страховщика в данной системе выступает Пенсионный фонд РФ.

Современная система пенсионного страхования, определенная 167 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании», выполняет две основные функции:

  • социальную функцию;
  • стимулирующую функцию.

Социальное предназначение системы состоит в том, чтобы обеспечить достойный уровень жизни нетрудоспособным гражданам. Эта функция реализовывается не только через выплату фиксированного пособия, но также через регулярное увеличение страховой пенсии и предусмотренные социальные надбавки нуждающимся.

Суть стимулирующей функции состоит в том, что гражданин может самостоятельно влиять на размер своей будущей пенсии. При ее расчете учитывается трудовой стаж, а также размеры страховых взносов, уплачиваемых в течение жизни.


Договор пенсионного страхования

Данный договор представляет собой соглашение между Пенсионным фондом и застрахованным гражданином, которое и устанавливает обязанность фонда выплачивать пенсию при наступлении страхового случая, а именно, по достижении гражданином пенсионного возраста.

Договор пенсионного страхования содержит следующую информацию:

  • Личную информацию о гражданине;
  • Права и обязанности обеих сторон (фонда и застрахованного лица);
  • Механизм и правила учета поступающих от гражданина взносов, а также регламент и порядок выплаты пособия в случае наступления страхового случая;
  • Порядок выплаты накоплений в случае смерти застрахованного лица его наследникам/правопреемникам;
  • Ответственность обеих сторон в случае несоблюдения обязательств;
  • Порядок внесения изменений и корректировок в подписанный договор.

Страховщиком может выступать как Пенсионный фонд, так и негосударственные фонды. Ежегодно гражданин имеет право сменить страховщика, написав заявление. Смена может быть осуществлена через пять лет либо в следующем году (досрочный переход). Второй вариант, как правило, предполагает определенные потери накоплений.

Таким образом, закон «Об обязательном пенсионном страховании» определил, что каждый гражданин имеет право обратиться в региональное подразделение Пенсионного фонда и получить страховое свидетельство с номером индивидуального лицевого счета. На данный счет производятся отчисления страховых взносов в размере 8–26 % от заработной платы. Изменяемый процент позволяет каждому гражданину самостоятельно определять особенности своего пенсионного обеспечения и влиять на размер будущей пенсии.

РАЗЛИЧНЫЕ ВАРИАНТЫ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИХ ОТЛИЧИЯ

Негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) является дополнительным видом обеспечения граждан пенсионного возраста. К его особенностям относится: добровольный характер уплаты взносов; возможность получать выплату без наличия страхового стажа; возможность назначения пенсионного обеспечения досрочно.

В отличие от обязательного пенсионного страхования в рамках негосударственного обеспечения можно выделить ряд преимуществ последнего: самостоятельно оплачивать взносы; устанавливать периодичность и срок выплаты; возможность расторгнуть договор и вернуть накопленные сбережения; наследовать правопреемниками в любое время.

Немаловажной отличительной чертой системы негосударственного пенсионного обеспечения является также отсутствие необходимости иметь определенное количество страхового стажа.

Согласно закона, «О негосударственных пенсионных фондах» договор должен содержать следующие пункты:

  • основные данные сторон (наименование, личные данные);
  • сведения о предмете договора;
  • права и обязанности сторон;
  • порядок внесения пенсионных взносов;
  • вид пенсионной схемы;
  • положения о порядке выплаты негосударственных пенсий;
  • ответственность сторон за неисполнение своих обязательств;
  • сроки действия и прекращения договора;
  • порядок и условия изменения или расторжения договора;
  • порядок решения споров;
  • реквизиты сторон.

КОРПОРАТИВНАЯ ПЕНСИЯ

Перечисление пенсионных взносов в НПФ, осуществляемое организациями в пользу своих сотрудников, называется корпоративным пенсионным обеспечением. Условия формирования такой пенсии отражаются страхователем в коллективном договоре, а также в трудовом договоре, заключаемом с сотрудником.

Как правило, вкладчиком в данном случае является работодатель и за счет его средств происходит формирование корпоративной пенсии. Однако существуют варианты участия и самого работника в таких накоплениях. Учет взносов в таком случае ведется раздельно.

Плюсы корпоративного пенсионного обеспечения для работника очевидны, но и для работодателя участие в такой системе дает ряд преимуществ:

  • уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль;
  • увеличение рабочих мест для молодого поколения;
  • повышение лояльности сотрудников;
  • привлечение ценных кадров с рынка труда;
  • наличие приоритета при выходе на международные рынки и привлечении иностранных инвестиций.

КАК ПРОИСХОДИТ НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ?

Непосредственно процесс дополнительного пенсионного обеспечения выглядит следующим образом:

  • Гражданин обращается в выбранный им НПФ для заключения договора, в соответствии с которым будет осуществляться уплата взносов, а позднее и выплата пенсии.
  • Специалисты фонда предлагают к рассмотрению несколько пенсионных схем.
  • По выбранному варианту пенсионной программы заключается соответствующий договор, где указываются все условия формирования дополнительной пенсии.
  • Осуществляется первый платеж согласно срокам выбранной схемы.
  • При достижении определенного возраста или выполнении иных условий, указанных в договоре, назначается выплата.

Стоит отметить, что гражданин может заключить договор дополнительного пенсионного обеспечения, как в пользу третьих лиц, так и в свою пользу. В последнем варианте он становится одновременно и участником и, соответственно, приобретает права и обязанности обоих сторон.

ПЕНСИОННЫЕ СХЕМЫ НПФ

Несмотря на большое разнообразие пенсионных схем, можно выделить несколько в зависимости от тех или иных параметров:

1 - От вида открываемого счета для учета накоплений:

  • солидарные (открытие счета в пользу группы определенных лиц) – в данном случае список участников фонда заранее известен, но в момент зачисления суммы не распределяются по каждому конкретному лицу. Так происходит весь период накопления, после чего в момент назначения пенсии открывается именной счет, и необходимая сумма переводится уже на индивидуальный счет;
  • индивидуальные (открытие именного счета) - такой подход подразумевает учет взносов и начисление дохода по индивидуальной схеме.

2 - От срока пенсионных выплат:

  • срочные - выплачиваются в течение срока, предусмотренного договором;
  • пожизненные - уплата происходит с момента наступления оснований и продолжается всю жизнь.

Единственное ограничение данной схемы может быть связано с исчерпанием средств на счете участника.

3 - От числа вкладчиков:

  • с единственным лицом , уплачивающим взносы - им может быть страхователь или физическое лицо;
  • паритетные схемы - подразумевают участие в накоплении и работодателя, и сотрудника.

При этом можно выделить два общих правила, применяемых к пенсионным схемам:

  • возможность в любой момент расторгнуть договор и получить выкупную сумму;
  • наличие у вкладчика права изменить существующий вариант пенсионной программы.

ДОГОВОР ДОСРОЧНОГО НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Основным условием выплаты негосударственной пенсии является наличие специальной оценки условий труда, по результатам которой эти условия будут приняты вредными и опасными. По итогам проведения такой оценки может быть установлен один из четырех классов опасности:

  • оптимальный;
  • допустимый;
  • вредный;
  • опасный.

Последние два варианта обязывают работодателя обеспечить своим сотрудникам право на досрочное пенсионное обеспечение:

  • в форме обязательного пенсионного страхования
  • или негосударственного обеспечения.

Содержание договора досрочного НПО так же, как и состав его участников, и требований, предъявляемых к ним, идентичен обычному пенсионному договору, заключаемому с негосударственным фондом. Последние также предлагает различные варианты пенсионных программ на выбор.

Но стоит отметить, что размер взноса, уплачиваемого ежемесячно, напрямую зависит от класса условий труда:

  • при вредном классе он не может быть ниже 2 % от уровня дохода сотрудника;
  • при опасном классе — не ниже 4 % всех выплат и вознаграждений работника.

Для того, чтобы стать участником досрочного НПО гражданину необходимо выбрать один из следующих вариантов:

  • включение в трудовой договор пункта о присоединении к пенсионной программе;
  • или заключение отдельного соглашения с работодателем.

КАК ПОЛУЧИТЬ НЕГОСУДАРСТВЕННУЮ ПЕНСИЮ?

Для получения негосударственной пенсии необходимо выполнение двух условий:

  • наступление пенсионных оснований, предусмотренных договором;
  • наличие заявления от участника о выплате ему пенсионного обеспечения.

Выплата негосударственной пенсии осуществляется ежемесячно в рублях путем перечисления на расчетный счет получателя согласно реквизитам открытого им вклада или по номеру пластиковой карты.

В некоторых фондах предусмотрена индексация первоначальной суммы пенсии в зависимости от величины дохода, полученного фондом за предыдущий год.

РАЗМЕР И УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЫПЛАТ

Размер негосударственной пенсии устанавливается по одному из двух вариантов:

  • определяется самостоятельно вкладчиком при составлении договора;
  • рассчитывается фондом на момент назначения выплаты.

При первом варианте размер выплаты напрямую зависит от выбранной пенсионной схемы. В таком случае эта сумма не может быть ниже установленной договором при условии выполнения всех его условий к данному моменту.

При втором варианте сумма к выплате рассчитывается, исходя из накопленных к моменту выхода на пенсию денежных средств на индивидуальном счете путем ее деления на количество лет, определяющих период дожития, согласно действующего законодательства. Для получения ежемесячной суммы необходимо результат разделить на количество календарных месяцев в году.

При изменении персональных данных или смены реквизитов получателя пенсии необходимо своевременно уведомлять НПФ о данных обстоятельствах во избежание задержек выплаты.

Следует учитывать, что негосударственных пенсионных фондов сейчас существует значительное число. Многие из которых, по сути, являются завуалированными финансовыми пирамидами. Как показывает юридическая практика, граждане часто подписывают договора с фондами, будучи введенными в заблуждение сотрудниками банков, обещающими, что так легче получить кредит. Либо в офисах фальшивых потенциальных работодателей, которые во время записи на собеседование сразу же предупреждают, чтобы соискатель взял с собой СНИЛС.

МЫ ГОТОВЫ ПРЕДЛОЖИТЬ ВАМ СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ ПОМОЩИ:

В ДОСУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ

Расторжение договора с НПФ

Расторжение договора с НПФ, если вы подписали его, будучи введенным в заблуждение.

Экспертиза договора с НПФ

Экспертиза договора, предложенного НПФ с указанием всех возможных «подводных камней» и рисков.

Правовое заключение

Правовое заключение с проектом договора, и перечнем положительно зарекомендовавших себя НПФ, если вы в процессе выбора.

Выезд на переговоры в НПФ

Выезд на переговоры в НПФ, при возникновении разногласий сторон.

В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ

Подача искового заявления

Подготовим и подадим исковое заявление в суд.

Подача искового заявления с представительством

Подготовим и подадим исковое заявление в суд. Наш представитель разово выйдет в суд для защиты ваших интересов.

Решение «под ключ»

Полное представление интересов работника в суде до вынесения решения по делу, в не зависимости от количества выходов в суд и количества подготовленных необходимых документов.

Читайте также: