Положение о пенсионной схеме

Из-за перемен, произошедших в конце восьмидесятых и начале девяностых годов, правительству России потребовалось реформировать пенсионную систему (ПС), которая действовала в Советском Союзе, и адаптировать ее к условиям рыночной экономики.

Советская ПС предусматривала предоставление пенсий за счет денег из госказны, тогда как в новых реалиях она оказалась нежизнеспособной. По этой причине правительство разработало масштабный план, соответственно с которым ПС должна была постепенно реформироваться до 2025 г.

Бесплатно по России

Этапы

Процесс реформирования ПС в России можно поделить на 4 основных этапа.

Развитие с 1990 года до первой реформы

В девяностых правительство приняло несколько законодательных актов, которые были направлены на то, чтобы сформировать систему обязательного пенсионного страхования (ОПС). Становление сегодняшней ПС РФ на данном этапе, в свою очередь, можно поделить на несколько важных стадий

Вступление в силу ФЗ «О пенсионном обеспечении в РСФСР» от 20 ноября 1990 г

Суть его состояла в том, чтобы ввести ОПС сотрудников организаций. Это позволило бы создать пенсионные фонды, которые гарантируют предоставление пенсионных выплат россиянам за счет взносов, совершаемых работодателем.


Таким образом, правительство надеялось подчеркнуть идею солидарности людей разного возраста, гарантировать нормальную старость людям. Уплачивать взносы нужно было обязательно. Нормы и условия совершения отчислений в фонды регламентировались государством.

Вступление в силу ФЗ «О правилах расчета и повышения пенсионных выплат» от 21 июля 1997 г. номер 113

Обусловлены изменения были тем, что зарплаты начали планомерно увеличивать. Это позволило увеличить и пенсионные выплаты. Однако после принятия данного закона пенсионное обеспечение стало зависеть от ИПК (индивидуального пенсионного коэффициента).

Пенсии рассчитывались по формуле, в которой в качестве параметров выступали:

  • величина заработной платы в процентах;
  • наработанный стаж;
  • средняя зарплата гражданина;
  • средняя заработная плата по России.

Принятие решающих Федеральных законов

  • «О государственных пенсиях» от 15 декабря 2001 г. номер 166;
  • «Об ОПС» от 15 декабря 2001 г. номер 167;
  • «О трудовых пенсионных выплатах» от 17 декабря 2001 г. номер 173;
  • «Об инвестициях в накопительную часть пенсионного обеспечения» от 24 июля 2002 г. номер 111.

Главная цель принятия перечисленных законов – повышение уровня жизни россиян посредством увеличения пенсий. Соответственно с данными законопроектами, пенсии должны были быть расширены за счет накопительной части. Теперь пенсионное обеспечение стало зависеть лишь от зарплаты и объема взносов в фонд, а не от рабочего стажа.

Принятие ФЗ «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. номер 400

Данный законопроект дал возможность назначать страховые выплаты россиянам, застрахованным соответственно с законодательным актом 2001 г., вне зависимости от накопительной пенсии. Страховые пенсии предназначались для россиян, которые имели проблемы со здоровьем, потеряли работоспособность, лишились кормильца.

Реформа 2015 года

С 1992 г. демографическая обстановка в России стала ухудшаться, что спровоцировало уменьшение числа работоспособных граждан. В подобных условиях правительству приходилось за счет бюджетных средств отчислять деньги в ПФР, чтобы полностью удовлетворить нужды по покрытию выплат пенсионерам. Для решения проблемы с недостатком денег правительство запланировало проведение долгосрочной пенсионной реформы.

Основным изменением стало введение страхового стажа, который позволял россиянам быть уверенными в том, что в пожилом возрасте они обязательно получать хотя бы минимальные выплаты. Однако при этом для оформления трудового пенсионного обеспечения стало необходимо наработать установленный законодательно стаж.


Еще одним изменением 2015 г. являются пенсионные баллы (ПБ), которые россияне должны были копить, будучи официально трудоустроенными. Число ПБ стало зависеть от объема взносов в ПФР, которые осуществлял наниматель.

Сторонники измененной системы подсчета пенсионного обеспечения полагали, что она достаточно эффективна для всех россиян, заботящихся о собственной старости. Однако были и те, кто не поддерживал изменения, указывал на их существенные минусы.

Так, показатель обязательного стажа начал постепенно повышаться. До 2015 г. он равнялся 5 годам, тогда как к 2024 г. он станет равен минимум 15 годам. Аналогично дело обстояло и с ПБ – в 2015 г. минимально необходимое их количество равнялось 6.6, а к 2025 г. должно стать равно 30.

Реформа 2017

В 2016-2017 гг. стали выдвигаться инициативы об увеличении возраста выхода на пенсию в Российской Федерации. Некоторые из них были согласованы с правительством и утверждены ФЗ «Об изменении некоторых законодательных актов» от 23 мая 2016 г. номер 143.

Сначала данные нововведения отразились на сотрудниках государственных структур, возраст выхода на пенсию которых в 2017 г. повысили на полгода. Тогда он стал равняться 55.5 годам для женщин и 60.5 годам для мужчин. Плановое увеличение возраста правительство намеревалось проводить поэтапно.

Еще одно изменение 2017 г. – повышение отчислений в ПФР для самозанятых граждан. Если россиянин занимался предпринимательством, он должен был своевременно ознакомиться со сведениями, касающимися величины обязательных отчислений. Также с 2017 г. администрировать страховые отчисления стала ФНС. ПФР продолжил администрировать отчисления, сделанные до 2017 г., и добровольные взносы.

Кроме того, в том же году повысилась фиксированная выплата (из-за февральской и апрельской индексаций). Это привело к тому, что размер минимального пенсионного обеспечения увеличился. Гарантированное увеличение назначалось автоматически, без участия россиян. Государственные пенсии повысились на 2.6 процента.

Пенсионная реформа 2019 года

Последние изменения произошли в текущем году — начался новый этап реформирования ПС РФ, на котором возраст выхода на пенсию будет постепенно повышаться (с 55 до 60 лет для женщин, с 60 до 65 лет для мужчин).


Нововведения касаются большей части россиян, однако предусмотрены определенные льготы для людей, занимающих должности из установленного законодательно специального перечня (врачи, актеры, учителя). Также льготные условия действуют для тех, кто живет в северных регионах; матерей с минимум 3 детьми; граждан, стаж которых превышает 42 года (для мужчин) или 37 лет (для женщин).

Изменения пока не затронули тех, кто работает на вредных производствах. Кроме того, реформа не распространяется на вопросы, связанные с пенсиями работников силовых структур, служащих армии и чиновников.

Их пенсионные права регламентируются отдельными законопроектами. По этой причине многие СМИ описывали данную ситуацию так, будто для перечисленных групп граждан пенсионный возраст вовсе не увеличивается, что расходится с действительностью.

Планируется, что увеличение возраста выхода на пенсию даст возможность перенаправить частично освободившийся бюджет ПФР на повышение пенсионных выплат (примерно на 1000 руб. в год). По факту, это повышение уровня жизни пожилых россиян за счет людей, не достигших пенсионного возраста.

Законодательной базой реформы считается законопроект об улучшении пенсионного законодательства (Государственная Дума приняла закон в окончательном чтении 27.09.2018 г.). Совет Федерации одобрил закон 03.10.2018 г. Тогда же Владимир Путин подписал закон.

Сегодня увеличение пенсионного возраста из-за старения населения считается общемировой тенденцией, осуществляется почти в каждой стране.

Новая реформа, разумеется, скажется и на других сторонах общественной жизни в Российской Федерации (ситуация на рынке труда, занятость, реализация национальных проектов и даже семейный уклад).

Пока что большая часть россиян отрицательно воспринимает реформу. Те, кто поддерживает изменения, считают, что данная реформа необходима для развития России в долгосрочной перспективе.

Что представляет собой пенсионная система сегодня

Сегодня российская ПС делится на 3 категории:

  1. Государственные пенсии. Государственной структурой, которая отвечает за назначение пенсионного обеспечения, считается ПФР. Государственная пенсия предоставляется россиянам из российской казны, распределяется среди людей, относящихся к определенным категориям граждан.
  2. ОПС. Сюда относятся выплаты из ПФР либо НПФ. Назначаются большей части трудоустроенных граждан по достижении ими определенного возраста.
  3. Негосударственные пенсии. Сюда относятся выплаты из НПФ. Назначены такие выплаты могут быть гражданину, который заключил договор с негосударственным фондом для обеспечения повышенного уровня жизни на пенсии. Отчисления делаются непосредственно физлицом. При этом любая фирма может гарантировать своим работникам негосударственную пенсию, заключив договор с НПФ.

Окажется ли эффективна пенсионная реформа – покажет время. Возможно, повышение пенсионного возраста приведет к положительным для российских граждан изменениям в будущем.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть интересное видео по теме:

Из-за перемен, произошедших в конце восьмидесятых и начале девяностых годов, правительству России потребовалось реформировать пенсионную систему (ПС), которая действовала в Советском Союзе, и адаптировать ее к условиям рыночной экономики.

Советская ПС предусматривала предоставление пенсий за счет денег из госказны, тогда как в новых реалиях она оказалась нежизнеспособной. По этой причине правительство разработало масштабный план, соответственно с которым ПС должна была постепенно реформироваться до 2025 г.

Бесплатно по России

Этапы

Процесс реформирования ПС в России можно поделить на 4 основных этапа.

Развитие с 1990 года до первой реформы

В девяностых правительство приняло несколько законодательных актов, которые были направлены на то, чтобы сформировать систему обязательного пенсионного страхования (ОПС). Становление сегодняшней ПС РФ на данном этапе, в свою очередь, можно поделить на несколько важных стадий

Вступление в силу ФЗ «О пенсионном обеспечении в РСФСР» от 20 ноября 1990 г

Суть его состояла в том, чтобы ввести ОПС сотрудников организаций. Это позволило бы создать пенсионные фонды, которые гарантируют предоставление пенсионных выплат россиянам за счет взносов, совершаемых работодателем.


Таким образом, правительство надеялось подчеркнуть идею солидарности людей разного возраста, гарантировать нормальную старость людям. Уплачивать взносы нужно было обязательно. Нормы и условия совершения отчислений в фонды регламентировались государством.

Вступление в силу ФЗ «О правилах расчета и повышения пенсионных выплат» от 21 июля 1997 г. номер 113

Обусловлены изменения были тем, что зарплаты начали планомерно увеличивать. Это позволило увеличить и пенсионные выплаты. Однако после принятия данного закона пенсионное обеспечение стало зависеть от ИПК (индивидуального пенсионного коэффициента).

Пенсии рассчитывались по формуле, в которой в качестве параметров выступали:

  • величина заработной платы в процентах;
  • наработанный стаж;
  • средняя зарплата гражданина;
  • средняя заработная плата по России.

Принятие решающих Федеральных законов

  • «О государственных пенсиях» от 15 декабря 2001 г. номер 166;
  • «Об ОПС» от 15 декабря 2001 г. номер 167;
  • «О трудовых пенсионных выплатах» от 17 декабря 2001 г. номер 173;
  • «Об инвестициях в накопительную часть пенсионного обеспечения» от 24 июля 2002 г. номер 111.

Главная цель принятия перечисленных законов – повышение уровня жизни россиян посредством увеличения пенсий. Соответственно с данными законопроектами, пенсии должны были быть расширены за счет накопительной части. Теперь пенсионное обеспечение стало зависеть лишь от зарплаты и объема взносов в фонд, а не от рабочего стажа.

Принятие ФЗ «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. номер 400

Данный законопроект дал возможность назначать страховые выплаты россиянам, застрахованным соответственно с законодательным актом 2001 г., вне зависимости от накопительной пенсии. Страховые пенсии предназначались для россиян, которые имели проблемы со здоровьем, потеряли работоспособность, лишились кормильца.

Реформа 2015 года

С 1992 г. демографическая обстановка в России стала ухудшаться, что спровоцировало уменьшение числа работоспособных граждан. В подобных условиях правительству приходилось за счет бюджетных средств отчислять деньги в ПФР, чтобы полностью удовлетворить нужды по покрытию выплат пенсионерам. Для решения проблемы с недостатком денег правительство запланировало проведение долгосрочной пенсионной реформы.

Основным изменением стало введение страхового стажа, который позволял россиянам быть уверенными в том, что в пожилом возрасте они обязательно получать хотя бы минимальные выплаты. Однако при этом для оформления трудового пенсионного обеспечения стало необходимо наработать установленный законодательно стаж.


Еще одним изменением 2015 г. являются пенсионные баллы (ПБ), которые россияне должны были копить, будучи официально трудоустроенными. Число ПБ стало зависеть от объема взносов в ПФР, которые осуществлял наниматель.

Сторонники измененной системы подсчета пенсионного обеспечения полагали, что она достаточно эффективна для всех россиян, заботящихся о собственной старости. Однако были и те, кто не поддерживал изменения, указывал на их существенные минусы.

Так, показатель обязательного стажа начал постепенно повышаться. До 2015 г. он равнялся 5 годам, тогда как к 2024 г. он станет равен минимум 15 годам. Аналогично дело обстояло и с ПБ – в 2015 г. минимально необходимое их количество равнялось 6.6, а к 2025 г. должно стать равно 30.

Реформа 2017

В 2016-2017 гг. стали выдвигаться инициативы об увеличении возраста выхода на пенсию в Российской Федерации. Некоторые из них были согласованы с правительством и утверждены ФЗ «Об изменении некоторых законодательных актов» от 23 мая 2016 г. номер 143.

Сначала данные нововведения отразились на сотрудниках государственных структур, возраст выхода на пенсию которых в 2017 г. повысили на полгода. Тогда он стал равняться 55.5 годам для женщин и 60.5 годам для мужчин. Плановое увеличение возраста правительство намеревалось проводить поэтапно.

Еще одно изменение 2017 г. – повышение отчислений в ПФР для самозанятых граждан. Если россиянин занимался предпринимательством, он должен был своевременно ознакомиться со сведениями, касающимися величины обязательных отчислений. Также с 2017 г. администрировать страховые отчисления стала ФНС. ПФР продолжил администрировать отчисления, сделанные до 2017 г., и добровольные взносы.

Кроме того, в том же году повысилась фиксированная выплата (из-за февральской и апрельской индексаций). Это привело к тому, что размер минимального пенсионного обеспечения увеличился. Гарантированное увеличение назначалось автоматически, без участия россиян. Государственные пенсии повысились на 2.6 процента.

Пенсионная реформа 2019 года

Последние изменения произошли в текущем году — начался новый этап реформирования ПС РФ, на котором возраст выхода на пенсию будет постепенно повышаться (с 55 до 60 лет для женщин, с 60 до 65 лет для мужчин).


Нововведения касаются большей части россиян, однако предусмотрены определенные льготы для людей, занимающих должности из установленного законодательно специального перечня (врачи, актеры, учителя). Также льготные условия действуют для тех, кто живет в северных регионах; матерей с минимум 3 детьми; граждан, стаж которых превышает 42 года (для мужчин) или 37 лет (для женщин).

Изменения пока не затронули тех, кто работает на вредных производствах. Кроме того, реформа не распространяется на вопросы, связанные с пенсиями работников силовых структур, служащих армии и чиновников.

Их пенсионные права регламентируются отдельными законопроектами. По этой причине многие СМИ описывали данную ситуацию так, будто для перечисленных групп граждан пенсионный возраст вовсе не увеличивается, что расходится с действительностью.

Планируется, что увеличение возраста выхода на пенсию даст возможность перенаправить частично освободившийся бюджет ПФР на повышение пенсионных выплат (примерно на 1000 руб. в год). По факту, это повышение уровня жизни пожилых россиян за счет людей, не достигших пенсионного возраста.

Законодательной базой реформы считается законопроект об улучшении пенсионного законодательства (Государственная Дума приняла закон в окончательном чтении 27.09.2018 г.). Совет Федерации одобрил закон 03.10.2018 г. Тогда же Владимир Путин подписал закон.

Сегодня увеличение пенсионного возраста из-за старения населения считается общемировой тенденцией, осуществляется почти в каждой стране.

Новая реформа, разумеется, скажется и на других сторонах общественной жизни в Российской Федерации (ситуация на рынке труда, занятость, реализация национальных проектов и даже семейный уклад).

Пока что большая часть россиян отрицательно воспринимает реформу. Те, кто поддерживает изменения, считают, что данная реформа необходима для развития России в долгосрочной перспективе.

Что представляет собой пенсионная система сегодня

Сегодня российская ПС делится на 3 категории:

  1. Государственные пенсии. Государственной структурой, которая отвечает за назначение пенсионного обеспечения, считается ПФР. Государственная пенсия предоставляется россиянам из российской казны, распределяется среди людей, относящихся к определенным категориям граждан.
  2. ОПС. Сюда относятся выплаты из ПФР либо НПФ. Назначаются большей части трудоустроенных граждан по достижении ими определенного возраста.
  3. Негосударственные пенсии. Сюда относятся выплаты из НПФ. Назначены такие выплаты могут быть гражданину, который заключил договор с негосударственным фондом для обеспечения повышенного уровня жизни на пенсии. Отчисления делаются непосредственно физлицом. При этом любая фирма может гарантировать своим работникам негосударственную пенсию, заключив договор с НПФ.

Окажется ли эффективна пенсионная реформа – покажет время. Возможно, повышение пенсионного возраста приведет к положительным для российских граждан изменениям в будущем.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть интересное видео по теме:

РАЗЛИЧНЫЕ ВАРИАНТЫ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИХ ОТЛИЧИЯ

Негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) является дополнительным видом обеспечения граждан пенсионного возраста. К его особенностям относится: добровольный характер уплаты взносов; возможность получать выплату без наличия страхового стажа; возможность назначения пенсионного обеспечения досрочно.

В отличие от обязательного пенсионного страхования в рамках негосударственного обеспечения можно выделить ряд преимуществ последнего: самостоятельно оплачивать взносы; устанавливать периодичность и срок выплаты; возможность расторгнуть договор и вернуть накопленные сбережения; наследовать правопреемниками в любое время.

Немаловажной отличительной чертой системы негосударственного пенсионного обеспечения является также отсутствие необходимости иметь определенное количество страхового стажа.

Согласно закона, «О негосударственных пенсионных фондах» договор должен содержать следующие пункты:

  • основные данные сторон (наименование, личные данные);
  • сведения о предмете договора;
  • права и обязанности сторон;
  • порядок внесения пенсионных взносов;
  • вид пенсионной схемы;
  • положения о порядке выплаты негосударственных пенсий;
  • ответственность сторон за неисполнение своих обязательств;
  • сроки действия и прекращения договора;
  • порядок и условия изменения или расторжения договора;
  • порядок решения споров;
  • реквизиты сторон.

КОРПОРАТИВНАЯ ПЕНСИЯ

Перечисление пенсионных взносов в НПФ, осуществляемое организациями в пользу своих сотрудников, называется корпоративным пенсионным обеспечением. Условия формирования такой пенсии отражаются страхователем в коллективном договоре, а также в трудовом договоре, заключаемом с сотрудником.

Как правило, вкладчиком в данном случае является работодатель и за счет его средств происходит формирование корпоративной пенсии. Однако существуют варианты участия и самого работника в таких накоплениях. Учет взносов в таком случае ведется раздельно.

Плюсы корпоративного пенсионного обеспечения для работника очевидны, но и для работодателя участие в такой системе дает ряд преимуществ:

  • уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль;
  • увеличение рабочих мест для молодого поколения;
  • повышение лояльности сотрудников;
  • привлечение ценных кадров с рынка труда;
  • наличие приоритета при выходе на международные рынки и привлечении иностранных инвестиций.

КАК ПРОИСХОДИТ НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ?

Непосредственно процесс дополнительного пенсионного обеспечения выглядит следующим образом:

  • Гражданин обращается в выбранный им НПФ для заключения договора, в соответствии с которым будет осуществляться уплата взносов, а позднее и выплата пенсии.
  • Специалисты фонда предлагают к рассмотрению несколько пенсионных схем.
  • По выбранному варианту пенсионной программы заключается соответствующий договор, где указываются все условия формирования дополнительной пенсии.
  • Осуществляется первый платеж согласно срокам выбранной схемы.
  • При достижении определенного возраста или выполнении иных условий, указанных в договоре, назначается выплата.

Стоит отметить, что гражданин может заключить договор дополнительного пенсионного обеспечения, как в пользу третьих лиц, так и в свою пользу. В последнем варианте он становится одновременно и участником и, соответственно, приобретает права и обязанности обоих сторон.

ПЕНСИОННЫЕ СХЕМЫ НПФ

Несмотря на большое разнообразие пенсионных схем, можно выделить несколько в зависимости от тех или иных параметров:

1 - От вида открываемого счета для учета накоплений:

  • солидарные (открытие счета в пользу группы определенных лиц) – в данном случае список участников фонда заранее известен, но в момент зачисления суммы не распределяются по каждому конкретному лицу. Так происходит весь период накопления, после чего в момент назначения пенсии открывается именной счет, и необходимая сумма переводится уже на индивидуальный счет;
  • индивидуальные (открытие именного счета) - такой подход подразумевает учет взносов и начисление дохода по индивидуальной схеме.

2 - От срока пенсионных выплат:

  • срочные - выплачиваются в течение срока, предусмотренного договором;
  • пожизненные - уплата происходит с момента наступления оснований и продолжается всю жизнь.

Единственное ограничение данной схемы может быть связано с исчерпанием средств на счете участника.

3 - От числа вкладчиков:

  • с единственным лицом , уплачивающим взносы - им может быть страхователь или физическое лицо;
  • паритетные схемы - подразумевают участие в накоплении и работодателя, и сотрудника.

При этом можно выделить два общих правила, применяемых к пенсионным схемам:

  • возможность в любой момент расторгнуть договор и получить выкупную сумму;
  • наличие у вкладчика права изменить существующий вариант пенсионной программы.

ДОГОВОР ДОСРОЧНОГО НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Основным условием выплаты негосударственной пенсии является наличие специальной оценки условий труда, по результатам которой эти условия будут приняты вредными и опасными. По итогам проведения такой оценки может быть установлен один из четырех классов опасности:

  • оптимальный;
  • допустимый;
  • вредный;
  • опасный.

Последние два варианта обязывают работодателя обеспечить своим сотрудникам право на досрочное пенсионное обеспечение:

  • в форме обязательного пенсионного страхования
  • или негосударственного обеспечения.

Содержание договора досрочного НПО так же, как и состав его участников, и требований, предъявляемых к ним, идентичен обычному пенсионному договору, заключаемому с негосударственным фондом. Последние также предлагает различные варианты пенсионных программ на выбор.

Но стоит отметить, что размер взноса, уплачиваемого ежемесячно, напрямую зависит от класса условий труда:

  • при вредном классе он не может быть ниже 2 % от уровня дохода сотрудника;
  • при опасном классе — не ниже 4 % всех выплат и вознаграждений работника.

Для того, чтобы стать участником досрочного НПО гражданину необходимо выбрать один из следующих вариантов:

  • включение в трудовой договор пункта о присоединении к пенсионной программе;
  • или заключение отдельного соглашения с работодателем.

КАК ПОЛУЧИТЬ НЕГОСУДАРСТВЕННУЮ ПЕНСИЮ?

Для получения негосударственной пенсии необходимо выполнение двух условий:

  • наступление пенсионных оснований, предусмотренных договором;
  • наличие заявления от участника о выплате ему пенсионного обеспечения.

Выплата негосударственной пенсии осуществляется ежемесячно в рублях путем перечисления на расчетный счет получателя согласно реквизитам открытого им вклада или по номеру пластиковой карты.

В некоторых фондах предусмотрена индексация первоначальной суммы пенсии в зависимости от величины дохода, полученного фондом за предыдущий год.

РАЗМЕР И УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЫПЛАТ

Размер негосударственной пенсии устанавливается по одному из двух вариантов:

  • определяется самостоятельно вкладчиком при составлении договора;
  • рассчитывается фондом на момент назначения выплаты.

При первом варианте размер выплаты напрямую зависит от выбранной пенсионной схемы. В таком случае эта сумма не может быть ниже установленной договором при условии выполнения всех его условий к данному моменту.

При втором варианте сумма к выплате рассчитывается, исходя из накопленных к моменту выхода на пенсию денежных средств на индивидуальном счете путем ее деления на количество лет, определяющих период дожития, согласно действующего законодательства. Для получения ежемесячной суммы необходимо результат разделить на количество календарных месяцев в году.

При изменении персональных данных или смены реквизитов получателя пенсии необходимо своевременно уведомлять НПФ о данных обстоятельствах во избежание задержек выплаты.

Следует учитывать, что негосударственных пенсионных фондов сейчас существует значительное число. Многие из которых, по сути, являются завуалированными финансовыми пирамидами. Как показывает юридическая практика, граждане часто подписывают договора с фондами, будучи введенными в заблуждение сотрудниками банков, обещающими, что так легче получить кредит. Либо в офисах фальшивых потенциальных работодателей, которые во время записи на собеседование сразу же предупреждают, чтобы соискатель взял с собой СНИЛС.

МЫ ГОТОВЫ ПРЕДЛОЖИТЬ ВАМ СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ ПОМОЩИ:

В ДОСУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ

Расторжение договора с НПФ

Расторжение договора с НПФ, если вы подписали его, будучи введенным в заблуждение.

Экспертиза договора с НПФ

Экспертиза договора, предложенного НПФ с указанием всех возможных «подводных камней» и рисков.

Правовое заключение

Правовое заключение с проектом договора, и перечнем положительно зарекомендовавших себя НПФ, если вы в процессе выбора.

Выезд на переговоры в НПФ

Выезд на переговоры в НПФ, при возникновении разногласий сторон.

В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ

Подача искового заявления

Подготовим и подадим исковое заявление в суд.

Подача искового заявления с представительством

Подготовим и подадим исковое заявление в суд. Наш представитель разово выйдет в суд для защиты ваших интересов.

Решение «под ключ»

Полное представление интересов работника в суде до вынесения решения по делу, в не зависимости от количества выходов в суд и количества подготовленных необходимых документов.

Мы рассмотрели множество функциональных и системных отличий и критериев существующих схем добровольного пенсионного обеспечения. Какие они бывают, по каким параметрам разделяются и в чем их системные отличия. Но с основными пенсионными схемами мы ознакомимся сегодня, и классифицируются они по следующим видам:

  • ПС с установленными (фиксированными) размерами взносов — “Defined contribution plans — DC plans”;
  • ПС с установленным (фиксированными) выплатами — “Defined benefit plans — DB plans”;
  • Смешанные ПС (с установленными взносами и выплатами).

Пенсионные схемы с установленными взносами

В схеме с установленными взносами вкладчик сам определяет, сколько денежных средств и с какой периодичностью он будет перечислять в фонд. Далее в зависимости от накопленной суммы будет определён размер негосударственной пенсии.

При наступлении пенсионных оснований или завершения оговорённого периода накопления пенсионных взносов, клиент вправе выбрать какую пенсию он хочет получать — пожизненную или срочную, то есть распорядиться её на своё усмотрение. После этого специалисты НПФ рассчитают её размер, исходя из предпочтений клиента и накопившихся на счёте средств + дополнительный доход от инвестиционной деятельности фонда.


Пенсионные схемы с установленными выплатами

В схеме с установленными выплатами, вкладчик исходит из того, какую негосударственных пенсию он хотел бы получать ежемесячно/ежеквартально/раз в год в будущем при наступлении пенсионных оснований. Эти условия включаются в договор. Исходя из них, специалисты НПФ рассчитают сумму, которую нужно накопить к достижению пенсионного возраста и размер взносов, необходимы для этого.

В схеме с фиксированными взносами, пенсионный капитал растёт в зависимости от взносов и рынка. В схеме с фиксированными выплатами сумма пенсионных выплат определяется заранее. Иными словами, будущий пенсионер знает, сколько средств он будет получать. Плательщик взносов (работодатель, сам работник) вносит суммы, которые ежегодно корректируются на уровень инвестиционного дохода.

При такой ПС ежемесячные или ежегодные взносы должны пересматриваться актуарием ежегодно на основании очень сложной системы оценивания. Фактически сумма пенсии зависит от продолжительности жизни пенсионера. Как правило при такой схеме, размер взносов увеличивается, когда стоимость активов на рынке падает.


С одной стороны схемы с установленными выплатами могут казаться более привлекательными, чем схемы с установленными взносами, где окончательная сумма накопленных активов зависит от инвестиционного дохода за длительное время. Однако, в наше время трудно спрогнозировать развитие рынка, которое может повлиять на финансовое положение плательщика взносов и его возможность их осуществлять в полном объёме.

Так как взносы по схеме DB увеличивают регулярно, а по схеме DC они фиксированные и назначены исходя из финансовых возможностей плательщика им лично.

Виды платежей пенсионных схем

ПС по программе ДПС подразделяются на единовременные или срочные. В зависимости от программы взносы могут уплачиваться ежегодно, ежеквартально или ежемесячно. По достижению пенсионного возраста выплаты пенсионеру могут производиться раз в месяц, квартал, полугодие. В течении оговорённого срока или пожизненно. Такое страхование называется пенсионным страхованием с выплатой ануитетов.

Пенсионные схемы с ануитетными платежами

Ануитетные платежи — не единовременные выплаты, а периодически фиксированные платежи (с оговорёнными одинаковыми суммами, производимые через определённый промежуток времени). Рассчитанные на определённый период времени. Тем самым клиент убирает риск пережить свой капитал, но в таком случае наследники ни чего не получат


Так же пенсионные схемы делятся по источнику финансирования:

  • Солидарные пенсионные счета (в формировании участвует работодатель и работник совместно);
  • Индивидуальные пенсионные счета (формирует человек за счёт личных средств).

Все, дорогие друзья, на этом мы заканчиваем изучение пенсионных систем и их классификацию в том виде, в котором они существуют на данный момент, конечно, если будут изменения, дополнения или нововведения, я Вас буду о них информировать.

Негосударственный пенсионный фонд осуществляет свою деятельность на основании:

Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О негосударственных пенсионных фондах",

других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ,

а также нормативных актов Банка России,

Устава и Правил НПФ.

Негосударственный пенсионный фонд в соответствии с Уставом НПФ выполняет следующие функции:

разрабатывает Правила НПФ;

заключает Пенсионные договоры и Договоры об обязательном пенсионном страховании;

аккумулирует пенсионные взносы и средства пенсионных накоплений;

информирует вкладчиков, участников и застрахованных лиц о состоянии пенсионных счетов;

заключает договоры с иными организациями об оказании услуг по организационному, информационному и техническому обеспечению деятельности НПФ;

определяет инвестиционную стратегию при размещении средств пенсионных резервов и инвестировании средств пенсионных накоплений;

формирует пенсионные резервы, организует размещение средств пенсионных резервов и размещает пенсионные резервы;

организует инвестирование средств пенсионных накоплений;

заключает договоры с управляющими компаниями, специализированными депозитариями, другими субъектами и участниками отношений по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию;

рассматривает отчеты управляющей компании (управляющих компаний) и специализированного депозитария о финансовых результатах деятельности по размещению средств пенсионных резервов и инвестированию средств пенсионных накоплений;

расторгает договоры с управляющей компанией (управляющими компаниями) и специализированным депозитарием по основаниям, предусмотренным Федеральным законом № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах";

принимает меры, предусмотренные законодательством РФ, для обеспечения сохранности средств НПФ, находящихся в распоряжении управляющей компании, с которой расторгается договор доверительного управления;

ведет в установленном порядке бухгалтерский и налоговый учет;

ведет обособленный учет средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений;

осуществляет актуарные расчеты;

производит назначение и осуществляет выплаты негосударственных пенсий участникам НПФ;

производит назначение и выплату накопительной пенсии и/или срочной пенсионной выплаты или единовременной выплаты застрахованным лицам либо выплаты их правопреемникам в соответствии с Федеральным законом № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", Федеральным законом № 424-ФЗ "О накопительной пенсии" и Федеральным законом № 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений";

осуществляет выплаты выкупных сумм вкладчикам и/или участникам (их правопреемникам) или перевод выкупных сумм в другой НПФ, перевод средств пенсионных накоплений в случае перехода застрахованного лица в другой НПФ или Пенсионный фонд РФ, а также перевод средств материнского капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, с учетом результата их инвестирования, в Пенсионный фонд РФ в соответствии с уведомлением Пенсионного фонда РФ о передаче средств материнского капитала в связи с отказом застрахованного лица от направления средств материнского капитала на формирование накопительной пенсии или в случае смерти застрахованного лица до назначения накопительной пенсии или срочной пенсионной выплаты;

принимает меры по обеспечению полной и своевременной уплаты вкладчиками пенсионных взносов в НПФ;

предоставляет информацию о своей деятельности в порядке, установленном Банком России;

формирует выплатной резерв для осуществления выплаты накопительной пенсии в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений";

осуществляет иные функции, связанные с деятельностью по негосударственному пенсионному обеспечению, включая досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательному пенсионному страхованию.

НПФ вправе самостоятельно осуществлять ведение пенсионных счетов либо заключать договоры на оказание услуг по ведению пенсионных счетов с иными организациями.

Правила негосударственного пенсионного фонда

Правила негосударственного пенсионного фонда:

разрабатываются негосударственным пенсионным фондом в соответствии с законодательством РФ,

утверждаются советом директоров (наблюдательным советом) НПФ и

регистрируются в порядке, установленном Банком России.

Пенсионные правила НПФ

Пенсионные правила НПФ, определяющие порядок и условия исполнения негосударственным пенсионным фондом обязательств по Пенсионным договорам, должны содержать:

перечень видов пенсионных схем, применяемых НПФ, и их описание;

положения об ответственности НПФ перед вкладчиками и участниками и условиях возникновения и прекращения обязательств НПФ;

порядок и условия внесения пенсионных взносов в НПФ;

положения о направлениях и порядке размещения средств пенсионных резервов;

порядок ведения пенсионных счетов негосударственного пенсионного обеспечения и информирования об их состоянии вкладчиков и участников НПФ;

перечень пенсионных оснований;

порядок и условия назначения и выплаты негосударственных пенсий;

порядок заключения, изменения или прекращения пенсионного договора, договора доверительного управления и договора об оказании услуг специализированного депозитария;

перечень прав и обязанностей вкладчиков, участников и негосударственного пенсионного фонда;

порядок формирования пенсионных резервов;

порядок расчета выкупной суммы;

порядок предоставления вкладчикам и участникам информации об управляющей компании (управляющих компаниях) и о специализированном депозитарии, с которыми НПФ заключил договоры согласно требованиям Федерального закона № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах";

описание методики осуществления актуарных расчетов обязательств НПФ;

порядок определения размера оплаты услуг НПФ, управляющей компании и специализированного депозитария;

порядок и условия внесения изменений и дополнений в пенсионные правила НПФ, включая порядок уведомления вкладчиков и участников через средства массовой информации.

Пенсионные правила НПФ, определяющие порядок и условия исполнения негосударственным пенсионным фондом обязательств по пенсионным договорам досрочного негосударственного пенсионного обеспечения:

разрабатываются на основе типовых правил досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, утверждаемых Банком России

по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения.

данные пенсионные правила НПФ помимо указанных выше порядка и условий, содержат:

порядок уплаты пенсионных взносов работодателем в пользу работников и

информацию о периодичности такой уплаты в размере не ниже размера, предусмотренного Федеральным законом № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".

Страховые правила НПФ

Страховые правила НПФ, определяющие порядок и условия исполнения негосударственным пенсионным фондом обязательств по договорам об обязательном пенсионном страховании, должны содержать:

положения об ответственности НПФ перед застрахованными лицами и условиях возникновения и прекращения обязательств НПФ;

порядок инвестирования средств пенсионных накоплений;

порядок ведения пенсионных счетов накопительной пенсии и информирования об их состоянии застрахованных лиц;

порядок заключения, изменения или прекращения договора об обязательном пенсионном страховании, договора доверительного управления и договора об оказании услуг специализированного депозитария;

порядок перевода средств пенсионных накоплений застрахованного лица в другой НПФ или Пенсионный фонд РФ;

перечень прав и обязанностей застрахованных лиц и НПФ;

порядок формирования средств пенсионных накоплений;

порядок предоставления застрахованным лицам информации об управляющей компании (управляющих компаниях) и о специализированном депозитарии, с которыми фонд заключил договоры согласно требованиям Федерального закона № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах";

порядок и условия внесения изменений и дополнений в страховые правила НПФ, включая порядок уведомления застрахованных лиц через средства массовой информации;

перечень пенсионных оснований;

порядок и условия назначения, выплаты и доставки накопительной пенсии застрахованному лицу, осуществления срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты застрахованному лицу, порядок осуществления выплат правопреемникам застрахованного лица;

порядок определения размера постоянной части вознаграждения НПФ и размера переменной части вознаграждения НПФ.

Типовые страховые правила НПФ утверждаются Банком России

Страховые правила НПФ должны также предусматривать возможность установления срочной пенсионной выплаты.

Изменения правил НПФ

Изменения, вносимые в правила НПФ:

вводятся в действие после их регистрации в установленном порядке в Банке России;

изменения, вносимые в Пенсионные правила НПФ, не распространяются на заключенные ранее пенсионные договоры;

изменения, вносимые в Страховые правила НПФ, не распространяются на заключенные ранее пенсионные договоры об обязательном пенсионном страховании, за исключением случаев изменения законодательства РФ о негосударственных пенсионных фондах, накопительной пенсии и об инвестировании средств пенсионных накоплений для финансирования накопительной пенсии;

внесение изменений в условия пенсионного договора оформляется дополнительным соглашением к этому пенсионному договору;

ранее действовавшие условия, закрепленные в заключенных НПФ пенсионных договорах, сохраняют силу до полного их исполнения, если сторонами не будет оговорено иное.

Пенсионные основания

Пенсионными основаниями в пенсионных договорах НПФ являются:

пенсионные основания, установленные на момент заключения указанных пенсионных договоров законодательством РФ;

пенсионными договорами могут быть установлены дополнительные основания для приобретения участником НПФ права на получение негосударственной пенсии.

Пенсионными основаниями в пенсионных договорах об обязательном пенсионном страховании являются:

  • пенсионные основания, установленные на момент заключения указанных пенсионных договоров законодательством РФ.

Требования к пенсионным схемам НПФ

Требования к пенсионным схемам НПФ, применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения:

в соответствии с Федеральным законом № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах",

определяются нормативными актами Банка России.

Пенсионный договор НПФ

Пенсионный договор НПФ должен содержать:

наименование сторон пенсионного договора;

сведения о предмете пенсионного договора;

положения о правах и об обязанностях сторон пенсионного договора;

положения о порядке и об условиях внесения в НПФ пенсионных взносов;

вид пенсионной схемы;

положения о порядке выплаты негосударственных пенсий;

положения об ответственности сторон за неисполнение своих обязательств;

сроки действия и прекращения пенсионного договора;

положения о порядке и об условиях изменения и расторжения пенсионного договора;

положения о порядке урегулирования споров;

реквизиты сторон пенсионного договора.

Пенсионным договором могут быть предусмотрены другие положения, не противоречащие законодательству РФ.

Читайте также: