Положение об архиве пенсионного фонда

Обращаться в архив можно как через официальный сайт архива (там обычно есть раздел «отправить запрос в архив» или просто указан адрес электронной почты). Также можно отправить запрос обычным или заказным письмом.

Если Вы зашли на сайт архива, то там обычно есть готовые формы заявлений. Если Вы отправляете письмо «собственного сочинения» по e-мail или почтой России, то Вам необходимо указать в нём следующее:

1. фамилию, имя, отчество на данный момент;

3. адрес, по которому высылать справку;

4. e-мail или телефон для связи. Иногда при поиске запрашиваемой информации работникам архива требуется что-то уточнить. Если человек указывает в письме только почтовый адрес, вероятность того, что он получит отрицательный ответ возрастает в разы. Например, человек присылает в Сырцовский городской архив запрос о наличии документов организации с названием «ПОС». Интернет «расшифровать» аббревиатуру не смог, в названиях фондов данного архива она не фигурировала. Если бы человек указал в письме e-мail или телефон для связи, то ему бы позвонили и спросили что это за организация, где находилась, чем занималась, чтобы порекомендовать, куда конкретно можно обратиться, чтобы найти её документы. И тогда работникам архива стало бы понятно, что «ПОС» - это Производственное Объединение Сталеваров, документы которого находятся в областном архиве на улице Кошечкина, а не Потребительское Общество г. Сырцовска, документы которого сгорели при пожаре. Поскольку был указан только почтовый адрес, бывший работник «ПОС» получил из архива справку, что документов организации с названием «ПОС» у них нет и общую рекомендацию: «Вам следует обратиться либо по прежнему месту работы, либо в организацию-правопреемник, либо в другой архив вашего города (области)»;

5. максимально точное название организации, в которой Вы работали (в случае утраты трудовой книжки). Если есть трудовая книжка, то писать, как написано в трудовой. При указании не используйте аббревиатуры или «народные» названия организации;

6. можно дополнительно указать адрес места работы, если Вы его помните;

8. период работы. Постарайтесь указать его как можно точнее.

У каждого человека есть события в жизни, которые он обычно хорошо помнит и может определить с помощью других документов. Например, свадьба, рождение ребёнка, получение диплома, покупка квартиры и т.п. «У сестры свадьба была, как раз в столовой, где я завхозом работал, отмечали». В свидетельстве о браке сестры 1996 год стоит, значит, в столовой гражданин работал в этом году точно. Можно вспомнить, кто управлял страной в период, когда Вы работали, какие события в стране и в мире происходили. Например, только устроился на работу в пекарню, а тут война Афганская война началась.

Чем чётче Вы напишите даты работы, тем лучше. Фонды крупных предприятий и организаций, которые просуществовали 20 и более лет могут насчитывать более тысячи дел, которые в течение месяца (стандартный срок исполнения запроса) архивист и физически не сможет полистно просмотреть, и технически (в крупных архивах архивисты выполняют по норме 8 справок в день) не имеет возможности уделить максимальное внимание заявке, в которой написано, к примеру, «работал в 70-80-е годы».

9. для женщины важно указать фамилию в период работы, а также период декретного отпуска. Если Вы вышли на работу сразу после родов, так об этом и пишите. Если «сидели в декрете», но не помните 1,5 года или 3, просто укажите годы рождения детей.

К запросу необходимо при наличии трудовой книжки приложить копии ТОЛЬКО её 1-й страницы, где написаны Ваши фамилии, имя, отчество и листы, где указаны организации, о которых говорится в Вашем письме. НЕ НАДО ВЫСЫЛАТЬ КОПИЮ ВСЕЙ ТРУДОВОЙ КНИЖКИ!

Если Вы пересылаете страницы в отсканированном виде, то НЕ АРХИВИРУЙТЕ их! Пусть лучше будет несколько файлов к письму. На компьютерах в архивах может быть установлена отличная от Вашей версия WINDOWS, или не окажется подходящей программы, для открытия электронного архива. В результате, отправленный Вами файл просто не смогут прочитать. Лучший формат для файлов – pdf.

КАК НЕ НАДО ПИСАТЬ:

1. При обращении в государственные и муниципальные архивы не стоит выискивать в интернете статьи юридических документов и писать грозные фразы «В соответствии со статьёй такой-то закона такого-то вы обязаны предоставить мне справку». Ссылки такого типа лучше оставить для частных организаций и предприятий, хранящих документы. Государственные и муниципальные архивы работают в соответствии с законодательством РФ, независимо от социального статуса, юридической и литературной грамотности адресата. Письмо бабушки из глухой деревни и письмо депутата имеют для работников архива одинаковой значение. Разница лишь в очерёдности исполнения, а не в качестве, как многие думают. Если в архив документы интересующей Вас организации не были сданы, то даже если о них будет спрашивать лично Президент России, ответ будет отрицательный. Сожжённые или выброшенные на свалку, затопленные при прорыве труб документы организаций не восстановятся и не прибегут в архив укладываться на полки, даже если о них придёт запрос из прокуратуры. И это надо понимать!

2. не нужно высылать ксерокопии паспорта или указывать его номер, серию и место выдачи. Эта информация нужна только в случае заключения с архивом договора на выполнение платных услуг. Социальные запросы, к которым относятся справки о стаже и заработной плате, выполняются БЕСПЛАТНО, так что паспортные данные в данном случае не нужны.

3. «Мне нужна справка для оформления пенсии. Я работал в вашем городе сантехником. На каком предприятии и в каком году не помню. Я инвалид, страдаю расстройством памяти. Справку из психоневрологического диспансера прилагаю».

Как бы ни было жаль такого человека, никакой справки, кроме отрицательной, получить он не сможет, по той простой причине, что никаких баз данных по людям об их стаже и зарплате в архивах нет. Их вообще, в принципе, быть не может, поскольку документы как минимум до середины 90-х существовали исключительно в бумажном и даже не в печатном, а в рукописном варианте, который не всегда распознается при сканировании. Сведения о трудовой деятельности граждан есть только в Пенсионных фондах, при условии их официального трудоустройства, но только с 1997 года.

4. «Справка должна содержать данные такие-то и должна быть заверена подписью директора и главного бухгалтера». Во-первых, у каждого архива своя форма справки, во-вторых, архивисты и без Вас знают как правильно делать справки, в третьих нужно различать справки, предоставленные коммерческой фирмой и государственным (муниципальным) архивом. В фирме справку составляет бухгалтер, в архиве – архивист. Поэтому ответственность за представленные в архивной справке данные несёт архивист, а не бухгалтер архива.

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 18 января 2011 года N АД-25-25/286

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АРХИВНОЕ АГЕНТСТВО

от 14 января 2011 года N 7/41-А

Об информационном взаимодействии между отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации и органами управления архивным делом субъектов Российской Федерации


В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" федеральные органы исполнительной власти, органы государственных внебюджетных фондов, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местные администрации и иные органы местного самоуправления обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги, в том числе в электронной форме. При предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляется взаимодействие органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, а также иных государственных органов и организаций.

Кроме того, Федеральным законом от 27.07.2010 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" внесены изменения в Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", касающиеся обязанности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, государственных и муниципальных организаций, в которых должны находиться в соответствии с требованиями нормативных правовых актов документы, необходимые для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии, представлять названные документы в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. При этом указанные документы могут быть представлены на бумажных носителях либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

В настоящее время в ряде регионов проводится работа по информационному взаимодействию между отделениями ПФР и органами управления архивным делом субъекта Российской Федерации путем заключения соответствующих соглашений (Челябинская обл., Ярославская обл., Белгородская обл. и др.).

Внедрение практики обмена электронными документами между отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации и органами управления архивным делом субъектов Российской Федерации упростит получение заявителями государственных услуг, сделает обслуживание населения более качественным и доступным, сократит сроки исполнения запросов.

Для решения данной задачи ПФР и Росархив разработали Примерное соглашение об информационном взаимодействии между отделением ПФР и органом управления архивным делом субъекта Российской Федерации, в котором определены основные направления выполнения данной работы.

Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральное архивное агентство рекомендуют следующее.

1. Заключить соглашение об информационном взаимодействии между отделением ПФР и органом управления архивным делом субъекта Российской Федерации. При этом необходимо руководствоваться Примерным соглашением об информационном взаимодействии между отделением ПФР и органом управления архивным делом субъекта Российской Федерации.

2. Организовать информационное взаимодействие между отделением ПФР и органом управления архивным делом субъекта Российской Федерации в целях обмена юридически значимыми документами социально-правового характера в электронной форме для установления и выплаты пенсий и других социальных выплат.

Обращаем внимание, что перечень вопросов информационного взаимодействия, включаемый в соглашение, может быть расширен в зависимости от особенностей региона.

Председатель
Правления Пенсионного фонда
Российской Федерации
А.В.Дроздов

Руководитель
Федерального архивного агентства
А.Н.Артизов

Святая святых каждой организации – это не кабинет генерального директора, а архивные фонды, в которых среди прочих хранятся документы, необходимые для начисления пенсий.

Важность правильного хранения документов персонифицированного учета очевидна для руководства, но на деле появляется ряд проблемных ситуаций, которые возникают вследствие несоблюдения сроков хранения документов.

С 2002 года в деятельности больших и малых организаций добавилась трудоемкая работа, связанная с подготовкой целого массива персональной информации, и причиной тому стала проводимая в нашей стране пенсионная реформа.

Перед руководителями компаний возникла новая задача: как эффективно организовать работу уникального в своем роде архива документов индивидуального (персонифицированного) учета, которые являются основным носителем данных для обеспечения пенсионных прав граждан.

Документы персонифицированного учета являются столь же важной частью документального фонда организации, как, например, и документы бухгалтерской отчетности. В российской практике нередки случаи возбуждения судебных дел на основании исков бывших сотрудников предприятий, которые по причине халатного отношения компаний к вопросам хранения документов не смогли получить доступ к сведениям социальной значимости.

Буквы закона

Для эффективной работы системы персонифицированного учета (в том числе в архиве организации) в первую очередь необходимо вооружиться следующими законами:

Важно: обратите внимание на изменения, внесенные в законодательство об индивидуальном (персонифицированном) учете с 1 января 2012 г., которые затронули отдельные положения принятых ранее федеральных законов и приказа Министерства финансов, касающегося бюджетной классификации РФ.

Технологическая основа

Пенсионная реформа, которая в этом году отпразднует 10-летний мини-юбилей, основана на модели, организованной по страховому принципу. Это значит, что в отличие от старой системы обеспечения пенсионных прав граждан начисление пенсии определяется не только стажем работы, но и размером заработной платы и пенсионных взносов.

В качестве технологической базы настоящей пенсионной системы выступает обслуживание индивидуального лицевого счета, включающего персональные данные, которые служат основой для будущих начислений пенсии.

Страхователи (юридические лица) играют роль поставщиков информации о застрахованном лице (работнике) в архивы территориальных органов Пенсионного фонда РФ. Полученные сведения с заданной законом периодичностью аккумулируются на лицевом счете застрахованного лица (сотрудника организации).

Важно помнить о том, что взаимодействие в отношении пенсионных прав осуществляется не только по линии страхователь – Пенсионный фонд, но и страхователь – застрахованное лицо: компания обязана бесплатно предоставить каждому сотруднику копию сведений, направляемых в социальные органы (ст. 15 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

Если вы являетесь индивидуальным предпринимателем или ведете частную практику (адвокат, нотариус, частный детектив и др.), то законом предусмотрена прямая схема внесения страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, не сталкиваются с таким колоссальным объемом информации, необходимой для обеспечения пенсионных прав, как юридические лица. Однако это не освобождает их от незнания основных правил ведения документации персонифицированного учета, включая сроки хранения документов.

Путь документов

Итак, первоначальным источником информации, которая впоследствии вносится в базу данных, необходимую для составления отчетности по персонифицированному учету, является сотрудник. Образно говоря, с него сканируется персональная информация (см. закон «О персональных данных»), которая заносится в личную карточку работника.

Срок хранения этого документа, данные которого учитываются при формировании отчетных форм для ПФР, составляет 75 лет. Этот документ может понадобиться в том случае, если информация о работнике, включая его трудовой стаж, по каким-то причинам была утеряна из электронных баз данных организации или Пенсионного фонда.

Вторая группа документов, имеющая отношение к персонифицированному учету, это расчетные и платежные ведомости по заработной плате, а также лицевой счет сотрудника. Они необходимы в ситуации, когда требуется подтвердить размер и сроки выплаты денежных средств работнику организации. Несмотря на то что ведомости и лицевой счет являются видами бухгалтерских документов, типовым перечнем установлены сроки хранения 75 лет, как и для дел по личному составу.

Все эти документы живут в непосредственной связи с документами персонифицированного учета, однако непосредственные формы отчетности организации перед ПФР являются отдельным документальным потоком.

В сроки, установленные законодательством РФ, организация (или физические лица, уплачивающие страховые взносы самостоятельно), обязаны предоставить документы персонифицированного учета в территориальные органы Пенсионного фонда (на ежеквартальной основе, но не позднее 20 дней по окончании квартала, см. Федеральный закон от 24.07.2009 №212-ФЗ). Важно отметить, что это могут быть сведения, представленные как в бумажном, так и электронном виде по каналам связи. Если в вашей компании работает более 50 человек, то закон не оставляет вам выбора: документы персонифицированного учета должны быть представлены в электронной форме. При этом страхователям с численностью меньше 50 человек не запрещается подавать расчеты в электронном виде (ч. 10 ст. 15 закона №212-ФЗ).

Независимо от того, в каком формате были поданы документы, закон предусматривает единые сроки их хранения. Срок хранения документов органами Пенсионного фонда зависит от того вида данных, которые в них записаны. Документы, содержащие информацию о страховых взносах и страховом стаже, остаются на хранении не менее 6 лет с момента назначения пенсии. Срок хранения для всех остальных документов составляет не менее 3 лет (см. Инструкцию о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах № 987н).

Интересная ситуация может возникнуть в случае уничтожения документов персонифицированного учета после окончания сроков их хранения. Через 3-6 лет возникает необходимость уничтожения документов, которая, согласно закону, может быть проведена только после ознакомления застрахованного лица с информацией, содержащейся в его лицевом счете, и вручения ему указанных сведений.

Весь этот поток документов, который генерируется в компании и поступает в Пенсионный фонд, в итоге аккумулируется на лицевом счете, который имеет статус документа (не просто информации), на основании которого принимаются правовые решения в отношении пенсионных прав граждан.

Потенциальная проблема с хранением данных на лицевом счете застрахованного лица связана с возможностью вносить дополнительные изменения, что может поставить под сомнение подлинность некоторых сведений. Даже если неверной окажется одна запись, то вся информация, хранящаяся на лицевом счету сотрудника, может оказаться недействительной. Поэтому в данной ситуации остро встает вопрос о недопущении несанкционарованного доступа к базам данных. Срок хранения информации на индивидуальном лицевом счете не ограничен фиксированным промежутком времени. Он хранится в течение всей жизни застрахованного лица (см. ст. 6 Федеральный закон № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»), а после смерти на протяжении срока, предусмотренного порядком хранения пенсионных дел.

Автор: Наталья Храмцовская

Министерство здравоохранения и социального развития РФ утвердило приказом от 14 декабря 2009 г. № 987н новую инструкцию «О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах». Она будет применяться «с даты признания утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 15 марта 1997 г. № 318 «О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования» (п.2 приказа).

В данном случае, интересно было узнать, как планируется использовать электронные документы при ведении индивидуального (персонифицированного) учета, какие сроки хранения установлены для этих документов, – а также посмотреть, что изменилось у государственных органов в подходах к данным вопросам за двенадцать лет.

Уже начало документа порадовало – в определении «индивидуального лицевого счета застрахованного лица» указано, что это документ, «хранящийся в форме записи на машинных носителях информации». Чуть ли не впервые в российских нормативных документах признано, что запись в базе данных является документом, со всеми вытекающими из этого последствиями.

«Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах» (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2009 г. № 987н)

2. Понятия, используемые в настоящей Инструкции, означают следующее:

г) «индивидуальный лицевой счет застрахованного лица» – документ, хранящийся в форме записи на машинных носителях информации, допускающей обработку с помощью средств вычислительной техники в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации, содержащий предусмотренные настоящей Инструкцией сведения о застрахованном лице, включенные в информационные ресурсы Пенсионного фонда Российской Федерации;

Для сравнения, приведу цитату из соответствующего документа 1997 года:

«Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования» (Утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 1997 г. № 318)

2. Понятия, используемые в настоящей Инструкции, означают следующее:
«лицевой счет» – индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, хранящийся в форме записи на машинных носителях информации, которую возможно обработать с помощью средств вычислительной техники в органах Пенсионного фонда Российской Федерации, содержащий предусмотренные настоящей Инструкцией сведения о застрахованном лице, включенные в информационные ресурсы Пенсионного фонда Российской Федерации;

В отношении требований к обеспечению сохранности документов страхователями изменений не произошло – они обязаны хранить документы «в соответствии с правилами, установленными для хранения документов бухгалтерского учета и отчетности». Тем самым ещё раз подтверждена позиция государства о том, что ответственность за обеспечения сохранности сведений персонифицированного учета оно берет на себя.

«Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах» (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2009 г. № 987н)

47. Копии сведений, представляемых страхователями в территориальный орган фонда для индивидуального (персонифицированного) учета, хранятся у страхователей, в том числе у физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, в соответствии с правилами, установленными для хранения документов бухгалтерского учета и отчетности.

Для сравнения: «Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования» (Утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 1997 г. № 318)

42. Копии сведений о страховом стаже, заработной плате (доходе), начисленных и уплаченных страховых взносах застрахованных лиц, представленных в территориальный орган страхователем, хранятся у страхователя в соответствии с правилами, установленными для хранения документов бухгалтерского учета и отчетности.

Предусмотрено, что предоставление сведений в Пенсионный фонд возможно как в письменной, т.е. бумажной форме, так и в электронной форме (п.57 Инструкции Минздвавсоцразвития). Это повторение пункта 53 Инструкции 1997 года. Однако в отношении сдачи данных в электронной форме произошли существенные изменения:

«Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования» (Утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 1997 г. № 318)

54. Индивидуальные сведения о застрахованных лицах, предусмотренные настоящей Инструкцией, могут представляться в электронной форме при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений. В этом случае юридическая сила представленных документов должна подтверждаться электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вопрос о возможности и порядке представления информации в электронной форме решается территориальным органом совместно с конкретными страхователями и оформляется соглашением об обмене электронными документами в системе электронного документооборота.

До настоящего времени сдача отчетности в электронной форме осуществлялась на основе соглашения сторон, т.е. работодатель имел возможность самостоятельно решить, будет ли он сдавать отчетность в электронном виде, или принесет все данные на бумаге. Однако, с вступлением в силу положений закона Федерального закона от 24 июля 2009 года № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (подпункт б) пункта 3 статьи 12), при сдаче отчетности о 50 и более застрахованных лицах сдавать её придется только в электронном виде. Эти положения вступают в силу с 1 января 2011 года.

Правда, в Инструкции предусмотрительно уточняется, что под электронной формой в данном случае понимается сдача документов «на магнитных носителях или по каналам связи». Правила предоставления отчетности будут теперь регулироваться не соглашениями об обмене электронными документами, а нормативными документами Пенсионного фонда.

Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2009 г. № 987н)

58. Индивидуальные сведения, предусмотренные настоящей Инструкцией, могут представляться в электронной форме (на магнитных носителях или по каналам связи) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений. В этом случае юридическая сила представленных документов должна подтверждаться электронной цифровой подписью в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 1 «Об электронной цифровой подписи».

С 1 января 2011 г. страхователь при представлении индивидуальных сведений о 50 и более работающих у него застрахованных лицах (включая заключивших соглашения гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период представляет их в электронной форме в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 1 «Об электронной цифровой подписи». Форма представления индивидуальных сведений в электронной форме определяется Пенсионным фондом Российской Федерации.

Ну, а теперь о самом интересном: о сроках хранения документов, от которых зависит, какая пенсия будет назначена гражданину при достижении им пенсионного возраста. Здесь, по сравнению с Инструкцией 1997 года, произошли существенные изменения, и срок хранения этих документов фактически значительно увеличен.

Было: «Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования» (Утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 1997 г. № 318)

55. Документы, содержащие сведения о страховых взносах и трудовом (страховом) стаже, представленные страхователями и застрахованными лицами для целей персонифицированного учета в письменной форме, а также документы в электронной форме, юридическая сила которых подтверждена электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, хранятся в органах Пенсионного фонда Российской Федерации не менее 6 лет с даты отражения сведений, содержащихся в указанных документах, в лицевом счете застрахованного лица.

Документы, содержащие иные сведения, полученные от страхователей и застрахованных лиц для целей персонифицированного учета в указанных формах, хранятся в органах Пенсионного фонда Российской Федерации не менее 3 лет.

56. Уничтожение документов персонифицированного учета, содержащих сведения о страховых взносах и трудовом (страховом) стаже, по истечении срока их хранения производится после ознакомления застрахованного лица со сведениями, содержащимися в его лицевом счете за соответствующий период, и вручения ему выписки из лицевого счета.

Порядок ознакомления застрахованного лица со сведениями, содержащимися в его лицевом счете, хранения и уничтожения документов персонифицированного учета определяется Пенсионным фондом Российской Федерации.

Стало: «Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах» (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2009 г. № 987н)

59. Документы, содержащие сведения о страховых взносах и трудовом (страховом) стаже, представленные страхователями и застрахованными лицами для целей индивидуального (персонифицированного) учета в письменной форме, а также документы в электронной форме, юридическая сила которых подтверждена электронной цифровой подписью в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. №1 «Об электронной цифровой подписи», хранятся в территориальных органах фонда не менее 6 лет с даты назначения трудовой пенсии застрахованному лицу.

60. Уничтожение документов индивидуального (персонифицированного) учета, содержащих сведения о страховых взносах и трудовом (страховом) стаже, по истечении срока их хранения производится после ознакомления застрахованного лица со сведениями, содержащимися в его лицевом счете за соответствующий период, и вручения ему указанных сведений.

Как видим, теперь документы персонифицированного учета Пенсионный фонд обязан хранить до назначения застрахованному лицу пенсии, и ещё шесть лет после этого. Кроме того, фонду придется позаботиться о том, чтобы тщательно задокументировать факт «ознакомления застрахованного лица со сведениями, содержащимися в его лицевом счете», поскольку только после этого действа он имеет право уничтожить документы!

Учитывая, что речь идет не только о документах на бумажных носителях, но и об электронных документах, подписанных ЭЦП, Пенсионному фонду придется придумать и реализовать процедуры, которые позволят обеспечить сохранность электронных документов и возможность перепроверки ЭЦП на протяжении всего срока хранения. По моим оценкам, этот срок может превысить 30-40 лет.

Стоит также отметить, что в ст. 477 действующего «Перечня типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения» (утв. руководителем Росархива 6 октября 2000 г.) и в ст. 898 проекта перечня «Типовых управленческих архивных документов, образующихся в деятельности государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и учреждений, организаций, предприятий, с указанием сроков хранения» установлены единые сроки хранения для всех документов персонифицированного учета во всех организациях – 5 лет, в следующей формулировке:

«Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения» (утв. руководителем Росархива 6 октября 2000 г.)

Ст.477 Документы (описи документов, листок исправлений, приложение к сопроводительной ведомости) по персонифицированному учету работников – 5 лет

Как видим, если для страхователей данный пункт Перечня приводит верные данные о сроках хранения, то для Пенсионного фонда указанные в Перечне сроки хранения неверны (причем не только для вновь установленных сроков хранения, но и для тех, что были установлены в 1997 году, и действуют до сих пор).

понедельник, 13 апреля 2020 г.

Новый перечень: Сроки хранения документов персонифицированного учета

Те, кто сталкивался с необходимостью устанавливать сроки хранения тех или иных документов, знают, что это порой весьма нетривиальная задача, особенно в тех случаях, когда изменяются установленные в законодательстве требования к хранению документов. Такие изменения необходимо отслеживать при обновлении перечней.

Сказанное в полной мере относится к документам персонифицированного учёта, и радует, что в новом «Перечне типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения», утвержденном приказом Росархива от 20 декабря 2019 года №236, были учтены новые нормы законодательства в отношении документов этой группы.

Отмечу, что сроки хранения этих документов - вопрос актуальный, поскольку с принятием федерального закона от 16 декабря 2019 года №439-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде» и федерального закона от 16 декабря 2019 года №436-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» у нас в стране появился новый комплекс документов, связанных с ведением Пенсионным Фондом РФ учёта сведений о трудовой деятельности граждан.

Федеральный закон от 1.04.1996 №27-Ф «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»

индивидуальный (персонифицированный) учёт - организация и ведение учета сведений о каждом зарегистрированном лице для обеспечения реализации его прав в системе обязательного пенсионного страхования, сведений о трудовой деятельности для обеспечения возможности использования данных сведений при его трудоустройстве, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) исполнения государственных и муниципальных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета в качестве идентификатора сведений о физическом лице;

До 1 апреля 2019 года:

Федеральный закон от 1.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»

Статья 8. Общие правила представления сведений о застрахованных лицах и порядок хранения этих сведений

3. Копии указанных сведений, представляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации для индивидуального (персонифицированного) учета, хранятся у страхователей. Хранение указанных копий страхователями должно осуществляться по правилам, установленным для хранения документов бухгалтерского учета и отчетности

4. Срок хранения органами Пенсионного фонда Российской Федерации документов в письменной форме, а также документов в электронной форме, юридическая сила которых подтверждена электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, содержащих сведения о страховых взносах и страховом стаже и представляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации страхователями, для целей индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования составляет не менее шести лет.

Срок хранения органами Пенсионного фонда Российской Федерации документов в вышеуказанных формах, содержащих иные сведения, составляет не менее трех лет.

После 1 апреля 2019 года:

Федеральный закон от 1.04.1996 №27-ФЗ (ред. от 16.12.2019) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»

Статья 8. Общие правила представления сведений о застрахованных лицах и порядок хранения этих сведений

3. Копии указанных сведений, представляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации для индивидуального (персонифицированного) учета, хранятся у страхователей. Хранение указанных копий страхователями должно осуществляться по правилам, установленным для хранения документов бухгалтерского учета и отчетности.

4. Срок хранения органами Пенсионного фонда Российской Федерации документов, содержащих сведения индивидуального (персонифицированного) учета, в письменной форме составляет не менее шести лет, а указанных документов в электронной форме, юридическая сила которых подтверждена электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, - не менее семидесяти пяти лет.

Мой комментарий: Обратите внимание, что изначально сроки хранения одних и тех же документов различались в зависимости от того, кто их хранит; при этом для страхователей срок хранения не был установлен явно, а был привязан к срокам хранения бухгалтерской и финансовой отчетности.

Согласно статье 29 федерального закона от 6 декабря 2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.

Но вот сроки хранения тех же документов в Пенсионном фонде были изменены. До 1 апреля 2019 года для бумажных и электронных документов, содержащих сведения о страховых взносах и страховом стаже, срок хранения был не менее 6 лет; а для документов, содержащих иные сведения - не менее трёх лет. С 1 апреля 2019 года срок хранения электронных документов увеличился до 75 лет. Между тем, не было разъяснено, что делать с документами прежних лет - распространяются ли на них новые сроки хранения или нет?

Теперь давайте посмотрим, какие сроки хранения для этих же видов документов установлены в новом «Перечне типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения», утвержденном приказом Росархива от 20 декабря 2019 года №236.

В Перечне документы персонифицированного учета упомянуты всего в двух статьях:

Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения (утв. приказом Росархива от 20 декабря 2019 года №236)

620. Документы (описи документов, листок исправлений, приложение к сопроводительной ведомости) по персонифицированному учету работников - 5 лет

624. Сведения, представляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации для индивидуального (персонифицированного) учета:
а) у страхователей; - 5 лет
б) в Пенсионном фонде Российской Федерации - 6 лет. В электронной форме - 75 лет

Итак, в данном случае сроки хранения в Перечне установлены совершенно правильно, в точном соответствии с действующим законодательством. Неясно, однако, что Пенсионный фонд должен делать с электронными документами прежних лет. Если исходить из того, что в отсутствие прямых указаний на иное законы обратной силы не имеют, то Пенсионный фонд может совершенно спокойно уничтожить документы прежних лет.

Однако это ещё не все документы персонифицированного учёта, и в следующем посте речь пойдёт и других видах документов такого рода.

Зарегистрирован в Минюсте РФ 31 декабря 2009 г.

Регистрационный N 15913

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167 ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 51, ст. 4832; 2003, N 1, ст. 13; 2007, N 30, ст. 3754; 2008, N 18, ст. 1942; 2009, N 30, ст. 3739) и с подпунктом 5.2.100.87 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2898; 2005, N 2, ст. 162; 2006, N 19, ст. 2080; 2008, N 11 ст. 1036; N 15, ст. 1555; N 23, ст. 2713; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5618; 2009, N 2, ст. 244; N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 12, ст. 1427, 1434; N 33, ст. 4083, 4088; N 43, ст. 5064, N 45, ст.5350) приказываю:

Утвердить Порядок формирования, использования, хранения, приема и передачи документов в электронной форме в Пенсионном фонде Российской Федерации согласно приложению.

Министр Т. Голикова

Порядок формирования, использования, хранения, приема и передачи документов в электронной форме в Пенсионном фонде Российской Федерации

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок, разработанный с учетом требований федеральных законов от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 127; 2007, N 46, ст. 5554), от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448) и от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451), определяет правила формирования, использования, хранения, приема и передачи документов в электронной форме с подтверждением электронной цифровой подписью (далее - ЭЦП) в установленной сфере деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР), между ПФР, с одной стороны, и организациями, с которыми ПФР или его территориальными органами заключены соглашения об информационном обмене документами в электронной форме, в том числе с государственными органами, органами местного самоуправления, страхователями, организациями, осуществляющими доставку пенсий, кредитными организациями, негосударственными пенсионными фондами с другой стороны, за исключением Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, подведомственных ему федеральных служб, федерального агентства, а также координируемых Министерством государственных внебюджетных фондов (далее - участники информационного взаимодействия).

2. Документ в электронной форме признается имеющим равную юридическую силу с документом, составленным на бумажном носителе, заверенным собственноручной подписью уполномоченного представителя участника информационного взаимодействия, оттиском печати участника информационного взаимодействия, при соблюдении требований Федерального закона от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи".

3. Участники информационного взаимодействия обеспечивают подтверждение полномочий лиц, имеющих право подписывать документ в электронной форме ЭЦП.

4. Участники информационного взаимодействия обязаны соблюдать конфиденциальность сведений, содержащихся в документах в электронной форме, обеспечивать защиту конфиденциальных сведений от несанкционированного доступа в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

II. Формирование документов в электронной форме

5. Документы в электронной форме создаются с применением информационных технологий в соответствии с утвержденными участниками информационного взаимодействия форматами.

6. Формат документа в электронной форме определяет способ отражения реквизитов утвержденной в установленном порядке формы этого документа, тип используемых файлов (XML, ASCII, DBF, иные типы), используемые графические образы, а также отражает дополнительные технологические особенности обработки документа в электронной форме.

7. Форматы документов в электронной форме утверждаются участниками информационного взаимодействия.

III. Обработка и хранение документов в электронной форме

8. При учете, использовании, хранении, уничтожении документов в электронной форме осуществляется их обработка с применением информационных технологий.

9. При обработке документов в электронной форме участники информационного взаимодействия обеспечивают перевод данных, содержащихся в документах, графических образов в информационные базы данных. При этом содержание обрабатываемых документов может дополнительно копироваться и преобразовываться (архивироваться) при условии сохранения в копии исходного документа подлинности заверяющей его ЭЦП.

10. Хранение документов в электронной форме осуществляется на машинных носителях информации в течение срока, определенного законодательством Российской Федерации, а в случаях, не установленных законодательством, в соответствии с соглашениями, заключенными между участниками информационного взаимодействия.

11. Участники информационного взаимодействия обеспечивают целостность информации, защиту ее от искажений и несанкционированного доступа, сохранность ЭЦП на протяжении установленного срока хранения.

IV. Прием и передача документов в электронной форме

12. Прием и передача документов в электронной форме осуществляются участниками информационного взаимодействия по каналам связи и на машинных носителях информации. При этом участники информационного взаимодействия обязаны использовать средства, обеспечивающие защиту информации от несанкционированного доступа методом шифрования, гарантирующие достоверность информации на основе применения ЭЦП, достаточные для обеспечения конфиденциальности информационного взаимодействия участников информационного взаимодействия, а также для подтверждения авторства, целостности и подлинности электронного документа.

13. Для обеспечения конфиденциальности и подлинности передаваемых и получаемых документов в электронной форме участники информационного взаимодействия обязаны использовать средства криптографической защиты (шифровальные средства) и средства ЭЦП, сертифицированные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на деятельность в сфере защиты информации.

14. Перечень документов в электронной форме, которыми обмениваются участники информационного взаимодействия, сроки и периодичность их представления должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

15. Представление документов в электронной форме с нарушением формата, отсутствием подлинной ЭЦП являются основанием для отказа в приеме такого документа или пакета документов.

Читайте также: