Помощь на детей для пенсионеров в украине

В 2020 году размер выплаты при рождении ребенка остался на прежнем уровне, установленном еще 1 июля 2014 года. Единый размер пособия на первого, второго и следующего ребенка составляет 41280 грн. Данная сумма не зависит от количества детей в семье и выплачивается в течение 3-х лет.

  1. Какие документы необходимы для получения пособия на ребенка в 2020 в Украине?
  2. Размер пособия на ребенка в 2020 в Украине
    1. Отмена соц. помощи по уходу за ребенком до трех лет
    2. Начисление социальных выплат на детей одиноким матерям в Украине
    3. Как рассчитывается размер соц. выплат на ребенка в Украине в случае опеки
    4. Помощь на детей, над которыми установлена опека или попечительство
    5. Помощь на детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки
    6. Какие выплаты положены детям-инвалидам в Украине в 2020 году
  3. Особенности соц. выплат на временно оккупированных территориях Украины

В госбюджете страны заложены необходимые средства для выплаты «детских» своевременно и в полном объеме. При этом в 2020 году в Украине могут увеличить размер помощи при рождении ребенка. На данный момент на денежную поддержку от государства могут рассчитывать родители, которые в течение 1 года с момента родов подали заявление на соцвыплаты.

Кроме того, с 2020 года у жителей крупных городов Украины может появиться возможность подать заявление на оформление помощи при рождении ребенка в электронном виде через онлайн-сервис «е-Малятко».

Какие документы необходимы для получения пособия на ребенка в 2020 в Украине?

Подать необходимые документы в Управление труда и соцзащиты населения для назначения соц. выплат на ребенка в Украине 2020 по месту жительства требуется в течение 12 месяцев со дня его рождения. Документы подает один из родителей либо усыновителей. Перечень необходимых документов следующий:

  • Оригинал и копия паспорта лица, которое оформляет пособие.
  • Заявление в произвольной форме.
  • Оригинал и копия свидетельства о рождении малыша.
  • Банковские реквизиты, куда будут перечисляться ежемесячно средства.
  • Копия решения суда об усыновлении (при необходимости).

В некоторых случаях сотрудники социальных служб могут потребовать дополнительные документы, например, справку о составе семьи, однако родителям необязательно их предоставлять, так как законом это не предусмотрено. Уточнить детали при возникновении каких-либо спорных ситуаций Вы можете на горячей правительственной линии по номеру 0-800-50-73-09.

Не рекомендуем затягивать с постановкой ребенка на очередь в сад, так как в последнее время наблюдается перегруженность дошкольных детских заведений и не все желающие успевают устроить своих чад. Более подробно о записи ребенка в электронную очередь в садик можно прочитать здесь.

Размер пособия на ребенка в 2020 в Украине

С 01.07.2014 установлена фиксированная сумма выплаты при рождении малыша. Теперь не учитывается количество несовершеннолетних детей в семье, также не важен размер прожиточного минимума. Размер выплат аналогичен и в случае усыновления малыша.

Общий размер пособия на ребенка в 2020 году в Украине составляет 41 280 грн. Однако эту сумму родители получают не сразу. Одноразовую выплату в размере 10 320 грн родители получают на свой счет через несколько месяцев после подачи необходимого пакета документов в социальные службы. Оставшаяся сумма 30 960 грн разбивается на 36 равных частей по 860 грн. Такую помощь каждый месяц будет получать семья в течение трех лет.

Отмена соц. помощи по уходу за ребенком до трех лет

С 01.07.2014 было отменено пособие по уходу за ребенком по достижении им 3-летнего возраста. Ранее минимальный размер такого пособия составлял 130 гривен. В некоторых случаях эта сумма могла быть увеличена исходя из среднего дохода всех членов семьи. Сейчас же принято считать, что эти 130 гривен вошли в ежемесячный размер выплат, то есть в 860 гривен.

Обратите внимание, что новорожденного ребенка согласно законодательству необходимо прописать в течении 3 месяцев. В противном случае придется заплатить штраф за нарушение. Почитать более подробно о прописке в Украине вы можете в этой статье.

Начисление социальных выплат на детей одиноким матерям в Украине

Все граждане, получающие государственную помощь, как матери-одиночки, должны подать соответствующий пакет документов, в том числе и справку о доходах, в социальные службы по месту жительства.

Помощь на детей одиноким матерям предоставляется в размере, равном разнице между 100% прожиточного минимума для ребенка соответствующего возраста и среднемесячным совокупным доходом семьи в расчете на одно лицо за предыдущие шесть месяцев.

Размер прожиточного минимума при расчете помощи на детей одиноким матерям представлен в таблице ниже:

на детей возрастом с 1 января с 1 июля с 1 декабря
до 6 лет 1779 грн 1859 грн 1921 грн
с 6 до 18 лет 2218 грн 2318 грн 2395 грн
с 18 до 23 лет (студенты ВУЗов на дневной форме) 2102 грн 2197 грн 2270 грн

Временная государственная помощь детям, родители которых уклоняются от уплаты алиментов предоставляется в размере, равном разнице между 50% прожиточного минимума для ребенка соответствующего возраста и среднемесячным совокупным доходом семьи в расчете на одно лицо за предыдущие 6 месяцев.

Как рассчитывается размер соц. выплат на ребенка в Украине в случае опеки

В случае когда над ребенком установлено опекунство либо попечительство, ежемесячная помощь детям до шести лет предоставляется таким образом:

Помощь на детей, над которыми установлена опека или попечительство

на детей возрастом с 1 января с 1 июля с 1 декабря
до 6 лет 3558 грн 3718 грн 3842 грн
с 6 до 18 лет 4436 грн 4636 грн 4790 грн

Размер пособия неодинаков, так как зависит от размера прожиточного минимума. Сумма соц. выплаты на ребенка в Украине 2020 равна двум прожиточным минимумам исходя из его возраста. Выплачивается пособие до совершеннолетия опекаемого.

В случае опеки над ребенком, ему также может начисляться пенсия по инвалидности, алименты, государственная помощь, стипендии. Размер пособия в таком случае будет меньше и вычисляется как разница между двумя установленными прожиточными минимумами (в соответствии с возрастом опекаемого) и размерами алиментов, гос. помощи, пенсии, стипендий.

Если вы только задумываетесь над оформлением опеки над ребенком, то вам будет полезно изучить эту статью с советами и рекомендациями. Ознакомившись с ней вы избежите многих неприятностей.

Помощь на детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки

на детей возрастом с 1 января с 1 июля с 1 декабря
до 6 лет 3252 грн 3398 грн 3558 грн
с 6 до 18 лет 4054 грн 4236 грн 4436 грн
с 18 до 23 лет 3842 грн 4014 грн 4204 грн

Какие выплаты положены детям-инвалидам в Украине в 2020 году

Сумма выплаты на ребенка-инвалида в Украине 2020 устанавливается в соответствии с законопроектом «О государственной соц. помощи детям-инвалидам и инвалидам с детства». Размер пособия зависит от прожиточного минимума, установленного для нетрудоспособных граждан:

  • инвалидам с детства I группы - 100% прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность;
  • инвалидам с детства II группы - 80%;
  • инвалидам с детства III группы - 60%;
  • на детей-инвалидов в возрасте до 18 лет - 70%;

Кроме этого, к выплатам указанным выше, устанавливаются надбавки на уход за ними:

  • инвалидам с детства, отнесенным к подгруппе А I группы - 75% прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность;
  • инвалидам с детства, отнесенным к подгруппе Б I группы - 50%;
  • одиноким инвалидам с детства II и III групп - 15%;
  • детям-инвалидам подгруппы А в возрасте до 6 лет - прожиточный минимум для детей до 6 лет;
  • детям-инвалидам подгруппы А в возрасте от 6 лет до 18 лет - прожиточный минимум для детей от 6 лет до 18 лет;
  • детям-инвалидам в возрасте до 6 лет - 50% прожиточного минимума для детей до 6 лет;
  • детям-инвалидам в возрасте от 6 лет до 18 лет - 50% прожиточного минимума для детей от 6 лет до 18 лет.

В таблице указаны размеры выплат с учетом надбавок, т.е сумма основной выплаты плюс сумма надбавки в случаях, перечисленных выше:

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ 01.01.2020 (грн) 01.07.2020 (грн) 01.12.2020 (грн)
инвалидам с детства І группы 1497,00 1564,00 1638,00
инвалидам с детства II группы 1197,60 1251,20 1310,40
инвалидам с детства III группы 898,20 938,40 982,80
для детей-инвалидов в возрасте до 18 лет 1047,90 1094,80 1146,60
инвалидам с детства І группы подгруппы А с надбавкой на уход 2619,75 2737 2866,5
инвалидам с детства І группы подгруппы Б с надбавкой на уход 2245,50 2346 2447
инвалидам с детства II группы с надбавкой на уход 1424,15 1485,8 1556,1
инвалидам с детства ІІІ группы с надбавкой на уход 1122,75 1173 1228,5
для детей-инвалидов подгруппы А до 6 лет с надбавкой на уход 2674,65 2794,35 2926,57
для детей-инвалидов подгруппы А от 6 до 18 лет с надбавкой на уход 3075,88 3213,55 3365,60
для детей-инвалидов до 6 лет с надбавкой на уход 2439,00 2548,16 2668,73
для детей-инвалидов от 6 до 18 лет с надбавкой на уход 3041,99 3178,14 3328,51

Существует отдельная схема выплат для инвалидов с детства и детей-инвалидов, которые находятся на полном государственном содержании в домах-интернатах и других подобных заведениях. В таких случаях инвалиды с детства получают 25% от социальной помощи, дети-инвалиды - 50%, а остальная сумма идет на счет заведения, которое их содержит. Если ребенок-инвалид является сиротой, то на его банковский счет выплачивается 100% соц помощи.

Особенности соц. выплат на временно оккупированных территориях Украины

Следующая информация будет полезна для семей, проживающих в зоне антитеррористической операции. Так, если родитель, оформивший на себя выплаты, был вынужден покинуть место проживания, находящееся в зоне АТО, и не имеет возможности осуществить регистрацию родившегося ребенка по месту прописки, то нужно обратиться в орган соцзащиты по месту фактического проживания. После этого компетентные органы обследуют условия в месте проживания семьи и УТСЗН примет решение о предоставлении помощи в связи с рождением ребенка.

Что касается Крыма, то ситуация остается неизменной. Те дети, которые родились в Республике Крым до 2015 года имеют право на все пособия, которые были оформлены в Украине. А вот женщины, которые родили ребенка в течение и после 2015 года, уже должны оформлять материнский капитал в соответствующих органах Российской Федерации.

На территориях, самопровозглашенных ЛНР и ДНР, выплата пособий при рождении ребенка не осуществляется. Это объясняется невозможностью ведения деятельности украинских социальных служб в этих регионах. Кроме этого, невозможно получить право на выплаты, если свидетельство о рождении выдано ЛНР или ДНР, потому что все документы, выданные этими организациями, являются недействительными за пределами контролируемых ими территорий. В данных образованиях осуществляется собственная система соц. выплат.

Вы - молодая мама, которой общение нужно как воздух❓ Хочется посоветоваться с другими мамами или поделиться своим успешным опытом воспитания❓

Чат mamanimo - то место, где вы подзарядитесь энергией, успокоитесь и получите ответы на все сложные вопросы: https://t.me/mamanimo✅

Поделитесь своими чувствами, советами и рекомендациями в нашем чате для молодых мам и убедитесь, что вы – хорошая мать, и «все так делают»❗️

С 2015 по 2018 годы в Украине были серьезно пересмотрены социальные стандарты. Это привело к тому, что некоторые существующие льготные категории граждан получили дополнительные бонусы от государства. А также, к появлению новых бенефициаров.

Помимо расширения категорий были пересмотрены и размеры льгот, а также их натуральное выражение. В результате, многие граждане даже не в курсе, что могут получить скидку на коммунальные или им положены денежные выплаты. Разберемся в этом вопросе и узнаем о всех новинках.

Льготы инвалидам


Кому положены

Законом предусмотрено 5 категорий граждан, которые могут претендовать на льготы по инвалидности:

  • инвалиды 1 группы А;
  • инвалиды 1 группы Б;
  • инвалиды 2 группы;
  • инвалиды 3 группы;
  • дети-инвалиды.

С марта 2018 года вступили в силу поправки, согласно которым инвалидам первой группы больше не нужно проходить ежегодную комиссию МСЭ. Статус присваивается пожизненно. То же касается и детей инвалидов.

Для остальных категорий граждан потребуется регулярное подтверждение того, что их состояние здоровья не улучшилось.

Виды льгот

В зависимости от группы инвалидности государством предусмотрены различные варианты социальной помощи. Наименьший пакет льгот у инвалидов третьей группы. Также следует отметить, что лица с более высокой степенью наследуют все льготы предыдущей.

Рассмотрим, какие привилегии предусмотрены для инвалидов в 2019 году:

1 группа 2 группа 1 группа
При амбулаторном лечении бесплатные лекарства по рецепту врача, если размер пенсии не превышает минималку Те же права Те же права
При амбулаторном лечении в любом случае 50% скидки на лекарства по рецепту врача Те же права Те же права
Льготы на приобретение очков, протезов, прочих специальных устройств Те же права Те же права
Бесплатные путевки на курорт, при наличии медицинского заключения Те же права Те же права
50% скидка на ЖД билеты, автобусы и речной транспорт с 1 октября по 15 мая, такая же скидка предусмотрена для 1 сопровождающего Те же права Те же права
Бесплатный проезд в городском транспорте, кроме метро, 1 сопровождающий также едет бесплатно Те же права Те же права
Право на первоочередное улучшение жилищных условий при наличии оснований Те же права Нет
Инвалиды по зрению могут бесплатно использовать радио трансляторы Те же права Нет

Следует отличать льготы от субсидий. Первые предполагают получение определенных скидок на услуги, вплоть до безоплатного получения. Вторые направлены на снижение финансовой нагрузки лиц, которые получают доход на уровне прожиточного минимума.

С 1 мая 2019 года принят закон, который временно ограничивает права лиц на социальную помощь от государства. Речь идет о том, что лица, имеющие льготы, теряют их при оформлении субсидии.

Быстрые деньги от государства. Положенные вам льготы, о которых вы даже не подозревали

Разберемся, что выгоднее, льготы или субсидия. Для этого подсчитаем какую сумму государство готово компенсировать. Делается это по следующей формуле:

  • среднемесячный доходы семьи/количество членов семьи/прожиточный минимум/2х15%;
  • полученное в процентах значение умножается на среднемесячный доход семьи, что и составляет сумму компенсации.

Рассмотрим конкретный пример:

  • состав семьи – 2 взрослых человека;
  • средний доход за месяц – 7800 грн.

Подставив значения в формулу, получим:

  • 7800/2/1853/2х15%=15,8%;
  • 7800х15,8= 1231,24 грн.

Учитывая, что средняя платежка за коммунальные составляет 1000-1500 грн., размера субсидии вполне хватит для погашения задолженности по коммунальным.

С другой стороны, субсидии начисляются только в пределах установленных государством норм, при их превышении доплату лица обязаны делать за собственные средства.

В указанном примере предполагается, что площадь квартиры не превышает 37 кв. м. (13,56 на человека+10 на семью), а потребление коммунальных услуг осталось в пределах:

  • 1.4171 Гкал тепла (37х0,0383);
  • 4 куб. метра газа;
  • 4 куб. метра холодной воды, 7,2 кум. метра при наличии центральной подачи горячей воды (по 2 и 3,6 куб. м. на 1 человека);
  • 7,2 куб. метра на водоотведение (3,6 куб. м. на 1 человека).

Касательно электроэнергии вопрос регулируется отдельными нормативно-правовыми актами. В среднем показатель не должен превышать 150 кВт на квартиру или 450 кВт, если используется электроотопление.

Претендовать на получение субсидии могут те, кто платит 15% и более процентов за коммунальные от суммы среднемесячного дохода на семью. Тема эта обширна и нельзя однозначно сказать, что выгоднее: субсидии или же льготы. При этом наличие прав на льготы значения не имеет.

Чтобы однозначно разобраться в вопросе, следует проконсультироваться со специалистом управления социальной защиты населения.

Что касается выплат, положенных инвалидам, ничего не поменялось. Речь все также идет о пенсии по инвалидности, которая к концу 2019 года составит 1638 грн. На такую сумму может претендовать только первая группа, для других установлены следующие показатели:

  • 2 группа – 1474,2 грн.
  • 3 группа – 819 грн.

По оплате счетов ЖКХ для инвалидов не предусмотрено льгот. Исключение составляют случаи, когда лицу присваивается первая группа инвалидности из-за участия в боевых действиях.

Государство предоставляет 100% скидку на оплату СДПТ, воды, газа и света, в пределах средних норм потребления (те же, что и для субсидий).

Как получить

Льготы полагаются сразу же после присвоения статуса инвалида. Чтобы его получить, необходимо выполнить следующие действия:

  • проконсультироваться с терапевтом районной поликлиники;
  • получить назначение на прохождение комиссии МСЭ;
  • предоставить комиссии копии паспорта, трудовой книжки, амбулаторной карты, заявление, характеристику с места работы или учебы, акт Н1, если инвалидность произошла вследствие производственной травмы;
  • получить справку об инвалидности.

На практике не редко бывают случаи, когда МСЭ признает человека инвалидом третьей группы вместо назначения второй. В случае несогласия с решением, его можно обжаловать в течение 1 месяца.

Со справкой и паспортом следует обратится в управление социальной защиты. После обработки данных ОСМД, ЖЭКам и поставщикам коммунальных услуг поступит информация о том, что лицо имеет льготу и начисления коммунальных должны происходить с ее учетом.

Льготы участникам боевых действий и участникам АТО


Кому положены

Согласно действующему законодательству к участникам боевых действий относятся военнослужащие, которые проходили срочную или контрактную службу в горячих точках и фактически принимали участие в вооруженных столкновениях.

Те же правила относятся и к участникам АТО. Для получения льгот обязательным условием является нахождение на линии фронта. Штабным работникам и прочим военнослужащим, которые не принимали фактического участия в конфликте льготы не положены.

Факт подтверждается выпиской из части, в которой служило лицо. В документе указываются годы службы, звание и характеристика.

Поскольку в 2014 году произошел конфликт, перевернувший историю современной Украины, появилось понятие «участник АТО». Фактически оно тождественно закрепленному в законодательстве термину УБД. Отличие в том, что расширен перечень лиц, которые могут претендовать на льготы.

К ним относятся:

  • военнослужащие регулярной армии;
  • служащие национальной гвардии;
  • участники добровольческих батальонов;
  • сотрудники СБУ и МВД.

Для этого необходимо подтвердить, что лицо находилось в АТО более 30 дней или принимало непосредственное участие в бою.

Виды льгот

Полный исчерпывающий перечень закреплен в Законе Украины «О статусе ветеранов войны»:

  • бесплатная юридическая помощь;
  • первоочередное обеспечение жильем в случае, если лицо имеет право на улучшение жилищных условий;
  • бесплатный проезд в городском и пригородном транспорте;
  • 75% скидка на коммунальные платежи;
  • бесплатный проезд на самолете, корабле или поезде 1 раз в два года, или ежегодно со скидкой 50%;
  • бесплатные лекарства по рецепту лечащего врача;
  • бесплатные путевки в санаторий 1 раз в год.

Более подробно проконсультироваться по вопросам льгот можно в районном департаменте социальной политики и защиты населения.

Как получить

Процедура получения достаточно проста:

  • обратится в госдепартамент по делам ветеранов войны и участников АТО, запись по телефонам (044) 281-08-50, (044) 281-08-48);
  • предоставить паспорт, копии приказов о назначении, выписки из части;
  • дождаться решения комиссии и получить удостоверение.

При наличии необходимых документов процедура занимает не больше недели времени. Пользоваться льготами можно с момента получения удостоверения.

При этом, лицо обязано уведомить коммунальные службы об изменении своего правового статуса либо обратится в управление социальной защиты, чтобы специалисты конторы передали данные коммунальщикам.

Льготы детям войны


Кому положены

Закон Украины «О социальной защите детей войны» определяет, что к данной категории относятся все лица, которым к 09.05.1945 не исполнилось 18 лет. Не сложно подсчитать, что самому молодому представителю данной категории сейчас 74 года.

Впервые вопрос льгот для данной категории был рассмотрен в 2004 году и на тот момент принятые меры были актуальны. Пересмотр нормативно-правового акта последний раз проводился в 2018 году, но каких-либо серьезных изменений внесено не было.

Виды льгот

По закону детям войны положены следующие льготы:

  • преимущественное право на рабочее место при сокращении;
  • возможность использовать отпуск на свое усмотрение в удобное время года;
  • помощь в случае временной нетрудоспособности в размере 100% оклада;
  • право на получение земельного участка вне очереди;
  • скидка 25% на коммунальные;
  • бесплатное лечение в военных госпиталях.

Фактически, кроме двух последних пунктов у детей войны льгот нет. В 2019 году ситуация по вопросу также не будет пересматриваться.

Как получить

Согласно действующему законодательству статус положен по рождению. Чтобы подтвердить его документально, достаточно обратиться в районном департаменте социальной политики и защиты населения.

Помимо оформления необходимых бумаг, есть возможность получить консультацию и узнать, как использовать льготы на практике. Поскольку к ним законом предусмотрены определенные оговорки.

Льготы чернобыльцам


Кому положены

Помимо тех, кто принимал непосредственное участие в ликвидации аварии на ЧАЭС, к чернобыльцам относятся:

  • лица, получившие лучевую болезнь;
  • работники предприятий по утилизации ядерных отходов;
  • ликвидаторы других аварий, связанных с выбросами радиации;
  • сотрудники полигонов ядерного вооружения;
  • лица, проживающие в непосредственной близости от радиоактивных объектов не мене 4 лет.

Законодательством определено 4 группы чернобыльцев. С учетом тяжести полученных травм представителей первой группы уже не осталось в живых.

Ко второй группе относятся те, кто работал в зоне отчуждения с момента аварии по 1987 год. К третьей – эта же категория, при условии, что на объект прибыли с июня 1986.

Четвертая группа – жители городов, пострадавших от излучения, при условии, что они проживали в них с 1989 или ранее.

Виды льгот

В 2014 году правительство отменило практически все льготы чернобыльцам. В 2018 Конституционный Суд признал решение незаконным и восстановил положения предыдущего закона.

Проблема оказалась в том, что в бюджете не было денег для реализации программы помощи чернобыльцам. Ситуацию обещали исправить и заложили средства в бюджет 2019 года. Но чиновники и государственные учреждения неохотно идут на предоставление льгот.

По состоянию на 2019 год чернобыльцам положено:

  • 50% скидка на коммунальные;
  • 25% компенсации на питание, предусмотренной Приказом Минсоцполитики № 111 от 25.01.2017;
  • бесплатные лекарства по рецепту лечащего врача;
  • обеспечение детей местами в садиках и школах;
  • первоочередное бесплатное медицинское обслуживание;
  • первоочередное предоставление земельных участков под строительство;
  • отсутствие налога на землю.

Поскольку вопрос постоянно находится в стадии обсуждения, исчерпывающую информацию по нему можно получить в районном отделении департамента социальной защиты.

Как получить

11 июля 2018 года Кабинет Министров принял постановление, которым учредил региональные комиссии по вопросам лиц, принимавших участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.

Теперь для получения статуса достаточно предоставить паспорт, документ, подтверждающий пребывание в зоне отчуждения, и заполненный бланк установленного образца указанной комиссии.

После рассмотрения заявления лицу выдается свидетельство о том, что он является чернобыльцем. С дня получения документа можно пользоваться всеми льготами.

Льготы пенсионерам


Кому положены

При достижении женщинами 55 лет, а мужчинами 60 – указанные лица считаются пенсионерами. Никаких других оснований, кроме достижения установленного законом возраста, законом не предусмотрено.

Виды льгот

Кроме бесплатного проезда в общественном транспорте пенсионерам льгот не полагается. Тем не менее, если на оплату коммунальных услуг они тратят более 15% от дохода, то могут претендовать на субсидию.

С 1 октября 2019 года процедура будет реализована через безналичный банковский расчет. Фактически, деньги сразу же будут поступать на счет коммунальных предприятий, а пенсионеру останется доплатить разницу, если такая будет.

Как получить

С 2017 года в Украине введена новая система пенсионных удостоверений. Теперь вместо бумажного свидетельства можно сразу оформить пластиковый аналог.

Этот вариант окрестили – ID-карта пенсионера. Удобен тем, что можно снимать пенсию без дополнительных кредитных карт.

Для получения достаточно обратится в пенсионный фонд и предоставить паспорт, а также копию трудовой книжки. После проведения сверки документов выдается удостоверение и насчитывается пенсия.


В целом же можно отметить, что в Украине действует достаточно много льгот, но большая их часть закреплена на бумаге. Как отмечают правозащитные организации, этот вопрос требует серьезного пересмотра.

С другой стороны, многие лица, которые претендуют на льготы, подтверждают свои права в судебном порядке, если стандартными методами не удается достичь. желаемого результата.

Мы уверены, что деньги должен получить любой, кому они понадобились. Поэтому имеет большое значение, чтобы у каждого человека была возможность получить краткосрочный кредит. Быстро, без лишних документов, поручителей и не выходя из дому.

2 июня Верховная Рада приняла в повторном чтении закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения социальных гарантий для отдельных категорий лиц" (№ 2494). В частности, этим законопроектом усиливаются соцгарантии детям под опекой и одиноким пенсионерам 80+. Но означает ли это улучшение, если даже в сопроводительном документе к законопроекту говорится, что некоторые нововведения могут негативно восприниматься обществом? Об этом в материале 112.ua



Ирина Шостак


Ирина Шостак

2 июня Верховная Рада приняла в повторном чтении закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения социальных гарантий для отдельных категорий лиц" (№ 2494). В частности, этим законопроектом усиливаются соцгарантии детям под опекой и одиноким пенсионерам 80+. Но означает ли это улучшение, если даже в сопроводительном документе к законопроекту говорится, что некоторые нововведения могут негативно восприниматься обществом? Об этом в материале 112.ua

2 июня Верховная Рада Украины проголосовала за проект закона № 2494 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины", который касается детей-сирот, одиноких матерей, малообеспеченных семей и одиноких людей, достигших 80-летнего возраста. Новый закон должен изменить подход к оказанию помощи малообеспеченным. Решение поддержали 239 народных депутатов.

В частности, предусматривается:

  1. повышение социальных гарантий для детей, находящихся под опекой или попечительством, в том числе для детей с инвалидностью;
  2. унификация принципов предоставления помощи на детей одиноким матерям и малообеспеченным семьям;
  3. адресный подход для назначения государственных социальных пособий;
  4. введение государственной социальной помощи на уход одиноким лицам, которые достигли 80-летнего возраста и нуждающимся в постоянном постороннем уходе.

В общем, закон предлагает существенно расширить полномочия Кабинета министров Украины относительно решения вопросов, касающихся соцпомощи.

Что изменится для малоимущих семей?

Первое, что следует отметить, — теперь соцслужбы должны не только рассчитывать сумму выплат, но и стимулировать малообеспеченные семьи быстрее приобретать "экономическую самостоятельность".

"Закон декларирует, что социальной помощью теперь будет считаться не только денежная помощь социально незащищенным семьям, а и содействие их занятости и экономической самостоятельности. Такое изменение должно быть внесено в закон "О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям", — говорит адвокат, к. ю. н., учредитель юридического Телеграм-канала "Адвокат права" Денис Головин.

По его словам, сегодня порядок расчета среднемесячного совокупного дохода семьи прописан в законе: для расчета суммируют доходы всех членов семьи за полгода и делят на 6 (при этом не учитываются выплаты на усыновленных детей, денежное обеспечение военнослужащих, находящихся в зоне военных действий и некоторые другие доходы). А если полученная сумма меньше установленного прожиточного минимума, разницу выплачивают в виде социальной помощи.

По новому закону предполагается, что размер государственной социальной помощи малообеспеченным семьям будет определяться как разница между прожиточным минимумом для семьи и ее среднемесячным совокупным доходом (до стабилизации экономического положения в Украине размер государственной социальной помощи определяется с учетом уровня обеспечения прожиточного минимума). Порядок назначения, условия выплаты и основания для прекращения выплаты государственной социальной помощи, перечень документов, необходимых для назначения помощи малообеспеченным семьям и лицам с инвалидностью с детства и детям с инвалидностью, будет устанавливаться Кабинетом министров Украины (сейчас это зафиксировано в соответствующих законах) .

Еще одно из нововведений, которое и может вызвать определенные беспокойства — пока малообеспеченная семья получает деньги из госбюджета, будет проводиться проверка ее имущественного положения (порядок проведения таких проверок должен определить Кабмин).

"Проще говоря, предполагается жесткая процедура проверки социально-имущественного положения малообеспеченной семьи во время оказания соответствующей государственной социальной помощи , при этом порядок проведения такой усиленной проверки будет определяться не законом, а подзаконным актом правительства", — объясняет Денис Головин.

Соцпомощь неработающим трудоспособным лицам

Законом внесены изменения в закон Украины "О занятости населения", которыми расширен круг лиц, требующих дополнительного содействия в трудоустройстве, в частности, дополнен перечень неработающими трудоспособными лицами из числа членов малообеспеченных семей, которые получают государственную социальную помощь малообеспеченным семьям.

К таким относятся лица трудоспособного возраста из числа членов малообеспеченной семьи, которые по состоянию здоровья способны к активной работе и не работают, не проходят военную службу, не занимаются предпринимательской деятельностью или профессиональной независимой деятельностью, не получают образование по дневной форме в учреждениях общего среднего, профессионального (профессионально-технического), профессионального предвысшего, высшего образования.

"Трудоспособные, но не работающие — это, например, люди, которые работают без официального трудоустройства, выпускники вузов, которые не могут устроиться на первую работу, люди предпенсионного возраста, которых чаще всего отказываются трудоустраивать официально, домохозяйки и т. п.", — отмечает адвокат Денис Головин.

Согласно принятому закону, семьи, где есть неработающие трудоспособные лица, могут обращаться за соцпомощью (ранее таким семьям государственная помощь не назначалась). Решения по таким вопросам будут принимать госадминистрации или исполкомы. Однако, как отмечает адвокат, сначала представители этих учреждений нанесут визит в такую семью и составят "Акт обследования материально-бытовых условий" — если семья будет признана нуждающейся, социальная помощь может быть назначена: "Не исключено, что в меньшем размере, чем для тех семей, где все трудоспособные члены работают, но все-таки шанс получить такую помощь появится".

Неработающим людям трудоспособного возраста, получающим соцпомощь, также будут помогать трудоустроиться или зарабатывать самостоятельно. В частности, таких людей планируется отнести к категории граждан, "имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству".

Также, с целью содействия экономической самостоятельности малообеспеченной семьи, неработающему трудоспособному лицу из числа членов такой семьи, желающему осуществлять предпринимательскую деятельность, по рекомендации государственной службы занятости может быть оказана помощь на обретение экономической самостоятельности малообеспеченной семьи за счет средств государственного бюджета (деньги, которые можно будет использовать как стартовый капитал для своего бизнеса).

Для получения "помощи на получение экономической самостоятельности" нужно будет получить рекомендацию службы занятости. Следует также отметить, что это будет не благотворительная помощь из бюджета, а беспроцентный кредит — после того как материальное положение семьи улучшится, деньги придется вернуть. Более подробный порядок предоставления помощи на приобретение экономической самостоятельности и возврата этих денег должен разработать Кабмин.

"В сопроводительном документе к законопроекту, который называется "Прогноз влияния… на ключевые интересы заинтересованных сторон" отмечается, что сразу после введения таких новшеств неработающие трудоспособные люди могут быть недовольны такими требованиями к ним. Однако в долгосрочной перспективе, когда их материальное положение улучшится, эффект от нововведений будет положительным", — добавляет Денис Головин.

Повышение соцгарантий для детей

Поскольку увеличение выплат на программы по обеспечению детей – приоритет Министерства социальной политики в Бюджете 2020 года (об этом министр Юлия Соколовская заявила в ходе презентации проекта Бюджета-2020 ко второму чтению), законом предусматривается увеличение размера помощи на детей, над которыми установлена опека или попечительство , которая назначается согласно закону Украины "О государственной помощи семьям с детьми", с 2 до 2,5 прожиточных минимумов для детей до 6 лет (4 447,50 грн) и детей от 6 до 18 лет (5 545 грн), а на детей с инвалидностью - до 3,5 прожиточных минимумов: для детей до 6 лет – 6 226,50 грн, а от 6 до 18 лет — 7 763 грн.

В случае если на ребенка (на ребенка с инвалидностью) выплачиваются пенсия, алименты, стипендия, государственная помощь (кроме государственной социальной помощи, выплачиваемой на детей с инвалидностью, в соответствии с законодательством), размер пособия на ребенка, над которым установлена опека или попечительство, определяется как разница между 2,5 прожиточными минимумами (для ребенка с инвалидностью, над которым установлена опека или попечительство, ― 3,5 прожиточных минимума) для ребенка соответствующего возраста и размером назначенных пенсии, алиментов, стипендии, государственной помощи.

Предыдущая редакция закона предусматривала, что помощь на детей, над которыми установлена опека или попечительство, предоставляется в размере, который составляет два прожиточных минимума для ребенка соответствующего возраста.

"Причем, судя по тексту законодательного акта, появится еще одна возможность усыновить ребенка: кроме сирот и детей, чьи родители лишены родительских прав, можно усыновить ребенка, если его родители дали на это согласие (сейчас такие дети в основном воспитываются в интернатах)", — добавляет Денис Головин.

Адвокат также отмечает, что вместе с тем отменяется повышение на 10% уровня обеспечения прожиточного минимума для каждого ребенка (для ребенка с инвалидностью – на 20%), также отменяется повышение размера государственной социальной помощи на каждого ребенка в возрасте до 13 лет на 250 гривен, на каждого ребенка в возрасте от 13 до 18 лет - на 500 гривен: "Отмена уровня обеспечения прожиточного минимума для каждого ребенка из малообеспеченной семьи и отмена повышения размера государственной социальной помощи — уменьшение размеров помощи, что противоречит статье 22 Конституции Украины, которой не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод при принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы".

Также определяется помощь при рождении первого и каждого следующего ребенка — 41 280 гривен. Выплата помощи осуществляется одноразово в сумме 10 320 гривен, остальная сумма помощи выплачивается в течение следующих 36 месяцев равными частями в порядке, установленном Кабинетом министров Украины.

Помощь одиноким матерям

При определении права на назначение помощи на детей одиноким матерям, согласно этому закону, будут применяться условия, установленные для назначения государственной социальной помощи малообеспеченным семьям в порядке, утвержденном Кабинетом министров Украины (происходит унификация принципов предоставления помощи на детей одиноким матерям и малообеспеченным семьям ).

По словам адвоката Дениса Головина, помощь одиноким матерям будет уменьшена: "Предлагается рассчитывать соцпомощь таким семьям на тех же условиях, что и для других малообеспеченных семей. То есть при определении среднемесячного дохода будут плюсоваться все виды соцпомощи и будет выплачиваться лишь разница между фактическим доходом и прожиточным минимумом".

Стоит заметить, что сегодня помощь на детей одиноким матерям назначается независимо от других видов помощи, предусмотренных законом "О государственной помощи семьям с детьми".

"В сопроводительном документе к законопроекту, который называется "Прогноз влияния… на ключевые интересы заинтересованных сторон" указывается, что в краткосрочной перспективе такое нововведение негативно повлияет на семьи матерей-одиночек. Однако в долгосрочной перспективе это принесет положительный эффект, считают авторы законопроекта. Каким образом — не уточняется", — добавляет адвокат.

Помощь на уход одиноким лицам 80+

Этим законом расширяется круг лиц, которым может быть оказана государственная социальная помощь на уход. Сегодня такой вид соцпомощи назначается одиноким малообеспеченным пенсионерам, одиноким лицам с инвалидностью вследствие войны II и III группы, если врачебно-консультативная комиссия вынесет заключение, что человек нуждается в постороннем уходе. А также всем лицам с инвалидностью вследствие войны I группы.

Предлагается предоставление социальной помощи (в размере 40% прожиточного минимума для лиц, которые потеряли работоспособность, за счет средств Государственного бюджета Украины) одиноким лицам, которые достигли 80-летнего возраста по заключению врачебно-консультативной комиссии о необходимости в постоянном постороннем уходе.

40% прожиточного минимума – 655 грн – будут выделяться дополнительно к 500 грн доплат пенсионерам, которые граждане получают по ранее внедренной программе.

По мнению адвоката Дениса Головина, новый закон является антисоциальным и чреват дополнительными осложнениями для граждан в получении социальных выплат: " Дело в том, что фактически на Кабмин возложено регулирование размеров, условий и оснований выплат указанной социальной помощи. При этом такое регулирование возможно только законом. Функции Кабмина направлены в основном на выполнение закона, а закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины" их безосновательно расширяет".

По словам адвоката, получение соцвыплат, во-первых, усложнится, а во-вторых, фактически уменьшится по некоторым видам, ведь поднимая один показатель в формуле выплат, законодатель отменяет другой.

Также эксперт обращает внимание на вопросы оказания соцпомощи одиноким лицам 80-летнего возраста, замечая, что получить заключение ВКК (врачебно-консультативной комиссии) о нуждаемости в постоянном постороннем уходе может оказаться довольно сложной процедурой: "Интересно, что у нас в стране есть 80-летние пенсионеры, которым вообще не нужна помощь. Конечно, родителям коррупционеров и олигархов она может и не нужна. Но другие 99%? А для этого еще и ВКК пройти. А как это сделать с нашим уровнем коррупции? Я уже молчу, что это физически 80-летним будет сложно", — добавляет эксперт.

Читайте также: