Помощь в метро пенсионерам

Г-н Собянин, никто не удивился вашим новым распоряжениям с приостановлением бесплатного проезда в общественном транспорте для москвичей старше 65 лет и граждан, страдающих хроническими заболеваниями.

Естественно вы и члены вашей семьи в городском транспорте не ездят, и вам не понятно, что вы сейчас сделали. Поймите, наконец, что отключение карт москвича для проезда - не мера борьбы с заболеванием, это мера борьбы с пожилыми людьми.

Объясняю в деталях:
во-первых, вы своей оптимизацией медицины (вместе с г-жой Скворцовой) довели ситуацию до того, что ни в одной поликлинике нет всех врачей, они разбросаны по разным учреждениям до которых, как правило, надо ехать на городском транспорте, а то и не на одном. Даже молодым людям это не всегда просто, если человек болен.

Отключив пожилых людей от проездных, вы лишаете их элементарной врачебной помощи.

Конечно, сейчас вы придумаете пропуска, которые они смогут брать, но вы не знаете какое количество пожилых людей - одинокие, к другим дети не приходят (не приезжают) и эти люди, зачастую, не могут справиться с придуманной вами системой пропусков. Да и те, кто могут, не всегда делают это запросто. Таким образом, вы подрываете здоровье людей, вводя их в стрессовое состояние.

Во-вторых, не все пожилые москвичи едут на транспорте на другой конец города на "посиделки с друзьями" или чайку попить. Многие люди, в связи с ограниченной подвижностью, едут на транспорте одну - две остановки до ближайшего магазина или аптеки.

Вы опять прикроетесь тем, что заработали соц. службы и волонтёры доставят по звонку домой продукты и лекарства. Но почему вы считаете, что все хотят, что бы к ним приходили чужие люди? Чтобы эти чужие люди приносили им что-либо домой?

Сергей Семёнович, эти люди, при наших пенсиях, которых на туалетную бумагу не хватит, ищут продукты подешевле, лекарства - подешевле. Им нужен тот товар, к которому привыкли они, лекарства тех фирм, которые они привыкли покупать. Ни один соц. работник или волонтер не будет выискивать, к примеру, молоко на 5 - 7 рублей дешевле, а возьмёт то, которое попадется под руку, покупать фрукты и овощи нужного сорта и качества (и так далее).

И почему вы считаете допустимым, что в условиях нестабильности пожилой человек должен открывать дверь посторонним? Вы уверены, что в эту дверь позвонят именно волонтёры?

Вы говорите, что увеличивается количество заболевших, при этом все врачи говорят, что в этот сезон всегда растёт количество заболевших ОРВИ, ОРЗ и гриппом и этот год - не исключение. При этом, проплачивая мед. учреждениям 200 тысяч рублей за одного заболевшего новомодным заболеванием, все понимают, что поставить можно любой диагноз, так же как все понимают, что мед. учреждения поставят нужный. Тесты тоже не дают 100% опознавания, и часто оказываются не верны.
Вы уверены, что медики (а точнее руководство мед. учреждений !) не вводят в зазблужбение вас, Сергей Семёнович?

Сергей Семёнович, вы выросли в СССР, где всех нас учили уважать старших. Эти люди, не "отработанный материал", среди них много полных сил, желаний, жизни. Много людей с огромными знаниями и опытом. Среди них много людей с именами и заслугами. И их вы тоже "вытесняете на обочину".

Общество, в котором нет преемственности поколений, нет передачи опыта и внимательного отношения к старшим, существовать не сможет. Да и вы сами, Сергей Семёнович, уверенно приближаетесь к означенному возрасту. 65 + это, люди вашего поколения. Просто представьте себя на их месте. Представьте, что то, что вы делаете с ними, проделывают с вами - человеком деятельным, который не может сидеть на диване и смотреть в потолок, которому постоянно надо двигаться. Долго вы протянете в таком режиме, который придумали для них? - А ведь начинать всегда надо с себя, Сергей Семёнович, чтобы показать пример. Но вас наоборот, почему-то, никакие ограничения, придуманные вами, не касаются.

Судя по всем принимаемым вами мерам, становится понятно, что сделать шаги, которые реально могли бы снизить рост заболеваемости, вы не в состоянии. У вас нет понимания жизни людей (их жизнедеятельности), нет (да и не должно быть) медицинского опыта, как и у вашей команды. У вас очень непрофессиональная команда в которой, похоже, работают "эффективные менеджеры" чьи придумки направлены исключительно на создание виртуальных процессов управления, а не люди, способные улавливать настроение и понимать нужды народа, Сергей Семёнович!
И то, что вы сейчас делаете, только положит огромную часть людей и без того незащищенных, а никак не иначе. Они уже нервничают от объявленных вами мер и, поверьте, здоровья им это не прибавляет. Если вы добиваетесь именно их скорейшего "ухода", то продолжайте отключать проездные и запирать их по домам, а если вы, действительно, думаете о людях, то остановите ваш собственный беспредел!

Также просьба к читателям пенсионного возраста, НО не достигшим 65 лет и не имеющим подтверждённые хронические заболевания, напишите пожалуйста (начиная с 9 числа), работают ли проездные у вас, или тоже отключены?

Служба помощи маломобильным пассажирам появилась в метро еще в 2013 году. Сейчас ее сотрудники помогают не только людям с инвалидностью, но и сопровождают школьные группы, женщин с маленькими детьми и иностранцев. «Афиша Daily» рассказывает об особенностях работы главных помощников метро.

В октябре 2013 года в московском метро появились люди в красно-желтых жилетах с надписью «Центр обеспечения мобильности пассажиров» на спине. ЦОМП — служба помощи пассажирам с ограниченными возможностями передвижения. Под это описание, по версии инспекторов центра, подходят как люди с особенностями слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата, так и пенсионеры, женщины с маленькими детьми, школьники, а также иностранцы.

Чтобы вас сопроводили с одной станции на другую, проводили на аэроэкспресс или встретили на вокзале, достаточно оставить заявку на сайте, в мобильном приложении метро или по телефонам: 8 495 622 73 41 и 8 800 250 73 41.

«Афиша Daily» спустилась под землю, чтобы узнать, как работают и отдыхают сотрудники одной из самых востребованных служб метро.

Евгений Кузнецов

46 лет, инспектор

Я попал на эту работу достаточно оригинальным способом. До этого я был по сути дела фрилансером, водил экскурсии по Москве. Но два года назад решил найти постоянное место работы. Я знал про службу с момента ее появления. Мне нравится помогать людям плюс я бывал за границей, видел подобные службы в Германии и Чехии. Решил, что мне это место понравится, в итоге не пожалел.

В центре пять участков, включая МЦК. Мой базируется на «Чкаловской». Мы работаем два через два по 12 часов. В смене в зависимости от ситуации может быть от 20 до 30 человек. В день бывает по 5–8 заявок. По выходным обычно меньше, но количество заявок постоянно растет. В этом есть и наша заслуга: мы передаем людям визитки, они рассказывают о нас знакомым.

Каждый новый сотрудник проходит специальную подготовку. Для нас постоянно проводят психологические и практические тренинги. Рассказывают, как общаться с пассажирами. Например, сказать незрячему человеку «Посмотрите» — совершенно нормально, ведь он смотрит руками, тросточкой, слухом. Как поступать в тех или иных ситуациях, бывает, нужно ограждать от агрессивно настроенных пассажиров — многие маломобильные люди не хотят спускаться в метро из-за большого скопления народа. Считаю, что мы — одна большая команда, а потому наше обучение проходит совместно, через обмен опытом друг с другом. Теория теорией, но практика прежде всего.

Мы помогаем разным пассажирам. Обычно уже вечером накануне рабочего дня понятно, сколько будет заявок и от кого: дети-инвалиды, инвалиды-колясочники, организованные группы детей или кто-то еще. Так мы успеваем просчитать маршрут, чтобы не спешить. Ведь наша главная задача — обеспечить максимальную безопасность граждан, которых мы сопровождаем. У нас много постоянных клиентов, которых знаем и которые нас ждут. Многие говорят, что им стало невероятно удобно передвигаться в метро. Колясочники «летают» с нами. Незрячие — «бегают», ощущая себя полноценными людьми. Я бы никогда никого не назвал неполноценным. Просто это люди, которым нужны наша помощь и поддержка, в том числе моральная. Не секрет, что хороший инспектор — хороший психолог.

Была замечательная история. Я встречал незрячую пассажирку на Казанском вокзале. Ей нужно было попасть в библиотеку ВОС (Всероссийское общество слепых), она говорит: «А давайте бегом!» Я удивляюсь: «Как бегом?» А она: «Натурально бегом!» — объяснила, что обычно не успевает на экспресс и вынуждена еще три–четыре часа ждать следующего, чтобы не ехать в переполненной электричке. В итоге мы сходили в библиотеку и вернулись на Казанский за десять минут до отправления экспресса, хотя совсем не бежали. Женщина осталась очень довольна. А я просто знаю все закоулки, выходы и переходы, потому что очень люблю Москву и с детства интересовался городом и метрополитеном.

Помимо сопровождения мы всем помогаем ориентироваться в метро. Оно ведь огромное, запутаться в нем нетрудно. Информационная поддержка иной раз помогает отрегулировать пассажиропоток. Тем более у нас скоро чемпионат мира по футболу. Во время Кубка конфедераций я по-английски говорил в мегафон, куда идти людям. У нас даже курсы есть по английскому. Один сотрудник не знал языка, зато когда выучил элементарные фразы и однажды помог англоговорящим иностранцам, сказал: «Мне так прикольно было, что я помог людям».

Недавно на основе нашего центра запустили экскурсионный проект. Это рассказ об истории нашего самого красивого в мире метро для людей, которые физически не могут в него спуститься. Прежде всего, речь об инвалидах-колясочниках. Наша цель — сделать так, чтобы инвалиды ощущали себя полноценными людьми, жителями города, страны. Чтобы они могли увидеть всю красоту нашей подземки.

Мы провели уже две экскурсии. Знакомим в первую очередь с самыми красивыми и выдающимися станциями, памятниками архитектуры мирового значения. Рассказываем про историю строительства, архитектурные особенности и просто интересные факты из жизни метро. Вот вы знаете, почему Арбатско-Покровская линия так называется? Где на ней станция «Покровская»? Дело в том, что между «Курской» и «Площадью революции» планировали еще одну станцию — «Покровские Ворота» или «Покровский бульвар», но она так и не была построена. Хотя задел под станцию оставили, долгое время она носила служебное название «Хмельницкая». Похожая история со станцией «Спартак», которая была готова уже к 1976 году, но простояла почти сорок лет без отделки и была открыта только в 2014 году. Ее называли станцией-призраком.

Можно знать наизусть десять книжек, но если не будете рассказывать от души, вы не будете экскурсоводом. Заученный текст — это не экскурсия. Невозможно узнать метро, если не ездишь на нем каждый день. Я с детства этим интересуюсь. Плюс уже много лет без машины — продал ее за ненадобностью. Если не брать экстраординарные ситуации, всегда до минут могу рассчитать, где и во сколько окажусь.

Работа в ЦОМП дает мне моральное удовлетворение. Я помогаю людям. Мне кажется, это замечательно, что люди, может быть, неполноценные физически, психологически чувствуют себя абсолютно полноценными. Мы делаем добро. (Смеется.)

Елена Ярцева

51 год, инспектор

Четыре года назад я работала в центре социальной помощи и думала найти новое место работы. Мне больше хотелось заниматься со взрослыми, чем с пенсионерами. В этот светлый момент все должности психологов, а я по образованию как раз психолог, сократили. Еду с работы, расстроенная, поднимаю глаза и вижу объявление о наборе в службу помощи маломобильным пассажирам. Так и получилось, что ЦОМП меня сам нашел.

Так как я уже работала психологом в соцслужбе, меня прикрепили к старшему и проводили инструктаж на месте. Несколько дней мы стояли на станции с более опытными товарищами и предлагали помощь пассажирам. Помню, в первый самостоятельный рабочий день очень болели ноги и спина, а еще голова кружилась от потока людей. Когда работаешь в паре с кем-то, можешь отвлечься, а тут — встала и высматриваешь клиентов, подходишь, рекламируешь службу, предлагаешь помощь. Но все равно раньше было проще — мы не водили школьные группы. Постепенно услуг стало больше, и теперь заявки — основной вид нашей деятельности.

На нашем участке 28 человек. Мы постоянно набираем народ, потому что количество заявок увеличивается с каждым днем: две — это минимум и бывает крайне редко, обычно пять-шесть. Иногда прямо бегать приходится, зато физическую форму поддерживаешь.

Я работаю с разными пассажирами. Самое тяжелое — все-таки не злиться на людей. Для этого нужно иметь что-то для себя, например, хобби. Я рисую природу, правда, непрофессионально. Еще для нас проводят тренинги периодически, чтобы мы отдохнули. Людей ведь много, некоторые бегут и ничего не видят, даже толкнуть могут.

У нас бывают любопытные пассажиры. Вообще мне очень нравятся пенсионеры. Они такие интересные! Их, наверное, мало кто слушает, а мы пока едем, общаемся с ними. Бывают потрясающие истории. Боже мой, просто книжку писать можно! У нас часто бабушка ездила, а потом оказалось, что она — одна из трех веселых официанток из «Карнавальной ночи». Подарила мне фотографию с автографом. В другой раз детская группа не просто спасибо сказала, а нарисовала нам картину. На ней мы в жилетах сопровождаем их. Так приятно было. Вообще работа приносит удовлетворение. Например, недавно у нас появилась новая категория пассажиров — люди с фобиями. С ними работают специально отобранные психологи. Приятно видеть, как человек преодолевает себя и понимает, что он на это способен. Массу положительных эмоций получаешь.

Я рада, что сменила работу и попала сюда. Здесь есть движение. Люди меняются: детишки, пенсионеры, средний возраст, мужчины, женщины, да кто угодно. Хорошо, что есть разнообразие. А ведь мне, до того как попала сюда, в голову не приходило, что можно работать в метро. Метро — это город в городе. У нас много всего: масса служб, соревнования между ними, совместные экскурсии, КВН. Все тесно общаются, особенно на участке. Мы с девчонками, то есть с тетеньками моего возраста, дружим: встречаемся в выходные, ходим в кафе, иногда в театр. Но с последним сложнее, потому что нужно подгадать, чтобы выходной день был.

Раньше думала, что в метро работают какие-то злыдни. А оказалось, что это хорошие, душевные люди, которые всегда помогут. Не знаю, как в других службах, но в нашей — только веселые и человеколюбивые. Другие не задерживаются. Бывает, придут, поработают неделю и уходят. А те, кто остаются, — супер!

Вячеслав Корягин

42 года, инспектор

Я работаю здесь полтора года. До этого около десяти лет занимался торговлей. На самом деле я всегда понимал, что торговля немного не мое, и подсознательно искал работу, которая будет больше удовлетворять мои потребности, отвечать моим запросам. У меня педагогическое образование, люблю работать с людьми. Торговля немного с этим связана, но морального удовлетворения я не получал.

Мой первый рабочий день был практически перед самым Новым годом, 27 декабря. Сначала каждый сотрудник проходит инструктаж. В первый день знакомится с условиями труда на участке, документацией. Волнительным был первый день после стажировки — я водил незрячего человека. Переживал, как любой на моем месте, но все прошло нормально.

Нас постоянно чему-нибудь учат. При этом обучение часто проходит в игровой, квестовой форме. Это делают для того, чтобы человек, столкнувшись с ситуацией, знал, как реагировать. Ну и для душевного спокойствия самого инспектора. Ситуации разные бывают, а правильно вести себя могут далеко не все. Нам ведь нужно не просто человека перевести из одного пункта в другой, а сделать это максимально безопасно и комфортно.

В течение двух месяцев каждый проходит обучение по английскому языку. Это тоже круто и интересно. У нас замечательный преподавательский состав. Я плохо знал английский, а здесь подтянул его и продолжил обучение с удовольствием. Мы уже работали с болельщиками и спортсменами из других стран во время Кубка конфедераций. Я познакомился с чилийцами и австралийцами, очень позитивные люди. Было приятно не только понять, о чем они спрашивают, но и суметь им ответить.

У нас 12 категорий пассажиров, которым мы оказываем помощь, но если коротко — это инвалиды (дети-инвалиды, инвалиды по зрению или слуху, колясочники), временно маломобильные, мамы с колясками, иностранные граждане, которым тяжело ориентироваться в метрополитене, пожилые люди и группы школьников. Мне со всеми легко общаться. Я считаю, зацикливаться на одной группе — непрофессионально. Инспектор должен со всеми находить общий язык — это его работа.

Мне нравится моя работа. Во-первых, она дает ощущение стабильности. Когда я работал в торговле, в маленькой организации, у меня не было уверенности в завтрашнем дне. Во-вторых, здесь отличный коллектив, суперская команда. Сейчас в метрополитене работают более 52 тысяч человек. За время работы я участвовал в КВН и интеллектуальной викторине наподобие «Что? Где? Когда?». Это супер вообще! Мы тесно общаемся в коллективе, иногда видимся после работы. Вот будет лето, будем ездить по России.

Когда я заканчиваю рабочий день, у меня непередаваемое чувство: «Сегодня я помог пятерым людям». Вообще много историй было. Но основная происходит, когда смотришь в счастливые и благодарные глаза людей. Качественная и правильно выполненная работа — главная награда.

Серафима Прокофьева

23 года, инспектор-оператор

О службе я узнала три года назад от старшей сестры, она первая начала здесь работать. На тот момент я уже училась в институте на педагога-психолога в Смоленске, сама я из Смоленской области. Так как меня увлекает психология, я решила поработать здесь и переехала в Москву. Но учебу не бросила, учусь заочно, уже на пятом курсе.

Первые несколько месяцев я работала инспектором. Меня обучал сотрудник, который давно работал в метро. Он рассказал мне обо всех нюансах и тонкостях. Было приятно, но волнительно — в моем городе нет метро. А Москва большая, здесь столько эмоций. Когда почувствовала, что справлюсь со всем одна, меня отправили на самостоятельное сопровождение. Помню, мне нужно было проводить инвалида по зрению с «Киевской» до «Краснопресненской». Я хорошо знала этого человека, так как уже помогала ему. Пока ехали, разговорились, и я даже забыла, что это не просто поездка, а работа. А потом оборачиваюсь и вижу, что за мной наблюдает старший инспектор. Сразу думаю, что же я там наговорила, что сделала не так. Но в итоге все было хорошо.

Через несколько месяцев работы инспектором я решила попробовать себя в чем-то новом и стала оператором. С компьютером у меня тоже хорошо получается работать. Операторы, как и инспекторы, работают два через два. Одни принимают заявки пассажиров, другие — общаются с инспекторами. Моя задача — отслеживать работу инспекторов на моем участке. Всего у нас четыре участка плюс МЦК, но там отдельная служба. Я передаю им заявки, заранее просчитав, чтобы они везде успели. У нас есть специальные программы для расчета времени, но иногда мне даже не нужно ими пользоваться — в голове понимаю, сколько займет поездка, когда час пик, когда бывают пробки перед эскалатором. В сложных ситуациях операторам помогает логист, он наш мозг. Он же просчитывает время и решает, сотрудникам какого участка будет удобнее забрать пассажира с определенной станции.

Все это делается, чтобы мы могли обслужить максимальное количество пассажиров. Сегодня я передала 28 заявок, но знаю, что в течение дня появятся еще. Бывают дни, когда мы выполняем по 35 заявок. Иногда нам приходится помещать людей в лист ожидания. Если кто-то отменяет заявку, мы их берем. Заявки выполняет разное количество инспекторов — например, для инвалида по зрению будет достаточно одного, а для группы школьников нужны сразу четверо. В среднем у каждого инспектора выходит по пять заявок в день, если это будни. В выходные — чуть меньше.

Есть пассажиры, фамилии которых на слуху. Мы сразу понимаем, куда и когда они могут заказать сопровождение. Некоторых я сама встречаю в метро, когда еду на работу или с работы. Как-то раз ко мне подошла женщина, которую я сопровождала, чтобы поздороваться. Я смотрю, лицо знакомое, а кто это, вспомнить не могу, только глазами хлопаю. После этого случая каждый раз, заходя в метро, думаю, кого могу встретить сегодня. Мир стал теснее. Помню, мне было приятно, когда один наш частый пассажир сказал, что благодаря нашей службе устроился на работу: «Если бы не служба, я бы на работу не ездил». Я рада, что мы к этому причастны.

Для сотрудников службы регулярно проводят обучение. Я как раз приехала с психологического тренинга, на котором нам рассказывали, как лучше взаимодействовать с людьми. Там же мы обсуждали стандарт, который вводится в связи с FIFA. Недавно я проходила компьютерные курсы, две недели изучали программу Excel. Еще у нас регулярно проводятся всевозможные соревнования — по бегу, лыжам, плаванию, стрельбе. По плаванию наш центр занял третье место, я горжусь этим. Недавно я стала лучшим стрелком центра — у нас есть подземный тир в переходе на «Смоленской», где сотрудники могут тренироваться. По лыжам соревнования были — у меня медаль где-то лежит. У нас многие тренируются. Я в свободное время хожу в зал, рисую, больше всего мне нравится рисовать природу, пейзажи, цветы, читаю, стараюсь больше времени на улице проводить.

Я не жалею, что переехала в Москву. Тут возможностей больше. Жизнь интереснее, насыщеннее. Общение развивает, получаешь новую информацию и применяешь ее в своей жизни. Москва — это же столица. Мой папа тоже в Москву приезжал, подрабатывал. А когда вернулся, сказал, что рад, что дома тихо: у нас затишный райончик в Смоленской области. Но у меня сейчас такое время, когда я хочу получать информацию от жизни, поэтому я здесь.


Подержите меня за руку

Марта Ертушова, мама двоих детей, однажды случайно увидела, как на эскалаторе инспектора в форме помогают женщине перевозить ребенка в коляске. "Поинтересовалась, что это за служба и как можно воспользоваться ее услугами.

Оказалось, что все очень просто. Подаешь заявку по телефону или через сайт mosmetro.ru, сообщив, когда вас нужно встретить в подземке и куда именно помочь доехать". Буквально на следующий день Марта решила проверить, как это работает. Зашла на сайт, нашла телефон и договорилась о проводниках. "Возле входа в метро меня ждали двое мужчин в точно назначенное время, - рассказывает женщина. - Они были в той самой форме. Помогли мне спустить коляску с годовалой дочерью и проехали со мной весь путь, помогая в вагонах. Впервые я не боялась, что повторится жуткая история: однажды двери вагона начали закрываться, когда я еще не успела затащить коляску. Ее детали только захрустели! Хорошо, что дети были у меня на руках".

Между тем сотрудники центра помогают передвигаться в подземке даже людям, которые испытывают фобии - страх перед эскалаторами, боязнь замкнутого пространства. "Я не маломобильная, но обращаюсь за помощью, когда нужно спуститься на эскалаторе на "Курской", - делится своей историей другая москвичка, Вероника. - Мне просто нужен человек, который подержал бы меня за руку, когда спускаюсь под землю, чтобы не началась паническая атака. Со стороны может выглядеть глупостью, но кто знаком с такими фобиями, тот меня поймет".

Город для всех

Этот центр в столичной подземке работает уже более семи лет. В его штате трудятся 380 инспекторов. У всех образование не ниже среднего профессионального (социальный или медицинский работник, психолог, педагог) и опыт соответствующей работы. С начала этого года сопровождение ЦОМП по метро заказали уже более 20 тысяч пассажиров. В день каждый сотрудник выполняет по пять-семь заявок. Но если раньше жители города могли заказать сопровождение только с 7.00 до 20.00, хотя метро открывается в 5.30 утра и закрывается в час ночи, то теперь центр работает в течение всего рабочего дня подземки. На необходимость изменения графика обратили внимание столичных властей общественные организации.



В начале ноября Лида Мониава, соучредитель фонда "Дом с маяком", написала письмо начальнику московского метро Виктору Козловскому о том, что у инвалидов должна быть возможность пользоваться метро после 20.00. "Как мы можем говорить о возможности инвалидов жить полноценной жизнью, если у нас нет доступного транспорта, доступного города. В такой ситуации человек с инвалидностью попросту заперт у себя в квартире и почти никуда не выходит. Но он же имеет право и должен жить как все", - рассказала "РГ" Мониава. Она и сама сталкивалась с этой проблемой, возвращаясь с 12-летним ребенком в инвалидном кресле с прогулки позже 20.00: "Мы поехали вечером гулять на Воробьевы горы. Туда - на метро, а обратно пришлось добираться на трех автобусах. Обычный человек может в такой ситуации поймать такси. Мне же и это не под силу. Ведь чтобы проехать на такси, надо несколько раз переложить тяжелого Колю, а тяжеленную коляску еще разобрать - собрать, а затем поднять - опустить. Вот я и задала в своем письме руководителю метрополитена вопрос: почему нам с Колей нельзя ездить в метро после 20.00 вечера?"

Руководитель департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов поддержал предложение по изменению графика работы центра. И уже в первый день - 16 ноября - с раннего утра инспектора помогали инвалидам и маломобильным людям. Самых первых встретили в 5.45, а до 7.30 выполнили уже 9 заявок.


Специальные возможности

При необходимости инспектора помогут добраться и до вокзала, электрички, аэропорта, больницы, школы - сопровождают по всему маршруту. Елена вместе с мамой и двумя маленьким детьми возвращались в столицу из Ростова-на-Дону. Когда до прибытия на Казанский вокзал оставалось чуть больше часа, женщины решили позвонить в центр. "Мы знали, что нужно оставлять заявку хотя бы за день, но оператор сказал, что нам повезло и свободная бригада есть. Когда поезд прибыл, ребята были на перроне, зашли прямо в вагон и помогли маме с детьми выйти. Затем проводили нас в метро до конечной станции, а там до дома нам всего две минуты хода", - рассказала она.

Помог центр и Юлии Филимоновой с четырехлетним ребенком добраться до аэропорта. "Из-за пробок решила ехать на "Аэроэкспрессе", - рассказала она. - Маленький ребенок и два чемодана. Поняла, что далеко не уеду. Позвонила за два дня в службу. В условное время меня встретили, взяли вещи и проводили, оберегая меня с ребенком от толпы в метро. Особенно ощутима помощь была на Кольцевой линии, где очень много людей".



Что такое доступная среда в столице, лучше всего видно на примере Московского центрального кольца, хотя инспектора работают и по его маршруту. Рельефные надписи и указатели позволяют пользоваться этим кольцом и инвалидам по зрению. Удобные пандусы и лифты, с помощью которых можно подняться на перрон, есть на каждой станции.

Наземный транспорт сейчас также приспособлен для маломобильных граждан. Автобусы, электробусы и трамваи с низким уровнем пола и местами для людей с инвалидностью и пожилых людей, креплениями для инвалидных колясок, с маршрутными указателями с увеличенным шрифтом. Но и тут помощь инспекторов центра бывает нелишней. Правда, работают они пока не на всех маршрутах, а только на N64, 818, т43, т65. Но к 2023 году зоной действия сотрудников центра будет почти вся Москва.

Заявку на сопровождение можно оформить по телефонам "горячей линии": 8 (495) 622-73-41, 8(800) 250-73-41, через мобильное приложение или на сайте "Метро Москвы". Для этого нужно указать ФИО, дату поездки, время начала поездки (время встречи), начальный пункт отправления, пункт назначения, место встречи, маршрут следования, характер помощи, наличие багажа, его вес, тип коляски, дополнительные сведения. С проводником, кстати, люди вне зависимости от физического состояния могут комфортно и спокойно не только передвигаться по городу, но и посетить, например, Третьяковскую галерею и музей имени Пушкина - с ними метро заключило соглашения.


Метро вполне заслуженно считается одним из самых удобных способов передвижения по Москве.


Однако стоимость проезда в метрополитене достаточно высока для некоторых категорий населения, поэтому для них существуют определенные льготы.

Доступ к льготам

Льготные условия пользования метро определяются местными законодательными актами.

Суть таких льгот может заключаться в:

  1. Праве бесплатного проезда.
  2. Освобождение от платы в определенных случаях, например, при поездках в медучреждения.
  3. Отмене платы для людей с определенной региональной регистрацией.

Для оформления права на преференцию требуется сбор определенного пакета документации, составление заявление и подача всех бумаг в уполномоченные органы. После проверки документов пенсионерам Москвы выдается социальная карточка.

Пенсионерам предоставляется право совершения бесплатных поездок в медорганизации на общественном транспорте и по пригородным маршрутам, сюда входят и электрички. Ветераны пользуются услугами транспорта муниципальной принадлежности на бесплатной основе.

Преференции для пенсионеров из Подмосковья


В сентябре 2018 года был введен льготный проезд на метро для пенсионеров Подмосковья. Это касается людей, достигших 60-летнего порога. Основанием для получения льготы является социальная карточка, выданная человеку, проживающему в столичной области.

Для ее получения придется предоставить паспорт, трудовую книжку, некоторые виды справок, а также подтвердить наличие полиса пенсионного страхования. Потребуются еще несколько фотографий.

На практике использование преференции выглядит следующим образом:

  1. Карточку предъявляют в кассах метро, при этом пенсионер получает разовый билет бесплатно.
  2. При первом приобретении билета кассир перекодирует карточку, чтобы человек мог ездить на электричках без оплаты.
  3. Услуга доступна на любом вокзале в Москве или Подмосковье.
  4. Перепрошивка карточки занимает меньше минуты.

Таким правом могут воспользоваться 1,6 миллиона москвичей и 1,2 миллиона граждан, проживающих в Подмосковье.

На период изготовления соцкарточки в Подмосковье выдаются специальные справки, на основании которых выдается единоразовый безденежный билет в кассе.

Лимиты по льготному проезду


При проезде льготных категорий людей, проживающих в столице и Подмосковье на общественном транспорте, предусмотрены некоторые ограничения:

  1. Нельзя повторно пройти через турникет или погасить бесплатный билет валидатором в течение 7 минут после предыдущего прохода либо использования устройства.
  2. На 7 минут блокируются устройства контроля в метро.
  3. Не разрешается пользоваться льготой больше 20 раз за сутки в трех и менее устройствах гашения билетов или контроля при проезде в метрополитене, на троллейбусе, трамвае или автобусе Москвы.

Предоставленные пенсионерам преференции не действуют на услуги частных фирм-перевозчиков, включая такси и маршрутки.

Пенсионеры, являющиеся ветеранами ВОВ, вправе передвигаться на общественном транспорте бесплатно.

Льготы такого рода предоставляются ветеранам труда и пенсионерам по инвалидности. Для всех остальных граждан пожилого возраста преференции и прочие нюансы соцпомощи определяются местными властями.

Выводы

Пенсионеры Москвы могут получить льготу на пользование метро. Такая же преференция предоставляется жителям столичной области пожилого возраста. Воспользоваться льготой можно с помощью социальной карточки.

В столичном регионе будут введены льготы для некоторых категорий граждан в виде бесплатного проезда на пригородных электричках, в метро и общественном транспорте Москвы.

Электрички

С 1 августа 2018 года все пенсионеры Подмосковья и Москвы получат право на бесплатный проезд в пригородных электропоездах (кроме скорых и скоростных поездов повышенной комфортности). Помимо пенсионеров, бесплатным проездом смогут воспользоваться:

  • лица, награждённые знаком «Почётный донор»
  • дети из многодетных семей до 18 лет (обучающиеся — до 23 лет)
  • один из родителей, который является единственным в многодетной семье
  • один опекун (попечитель), приёмный родитель, патронатный воспитатель, воспитывающий ребёнка-сироту
  • родители, иные законные представители детей-инвалидов
  • один из родителей инвалида с детства, обучающегося до 23 лет.

Тем, у кого есть социальная карта жителя Московской области, для получения льготы необходимо её перекодировать. Перевыпуск не нужен. С 1 августа перекодировать карту можно в кассах на всех железнодорожных вокзалах Москвы (в том числе Белорусском) и 10 станциях в Подмосковье: «Одинцово», «Подольск», «Лобня», «Нара», «Железнодорожная», «Домодедово», «Мытищи», «Сергиев Посад», «Павшино» и «Люберцы».


С 15 августа перекодировать соцкарту можно будет в кассах на всех железнодорожных станциях Московской области. Процесс перекодировки занимает 5-10 секунд.

Тем, у кого социальной карты нет, следует обратиться в МФЦ (Центр услуг «Мои Документы») с заявлением, паспортом и подтверждающим льготу документом. На время изготовления карты в МФЦ выдадут справку для получения разовых безденежных билетов в железнодорожных кассах.

Метро и наземный транспорт Москвы

С 1 сентября 2018 года все граждане, достигшие 60 лет и живущие в Московской области, получат право бесплатного проезда в метро и наземном транспорте Москвы (автобус, троллейбус, трамвай).

Для этого необходимо с 1 сентября обратиться для перекодировки социальной карты в любое управление социальной защиты Московской области независимо от места жительства. Также перекодировать карту можно будет на специальных стойках в станциях метро, на которых есть возможность входа с вокзалов РЖД.

Жителям Подмосковья, которым исполнится 60 лет после 1 сентября, также придётся обращаться в управление социальной защиты населения по месту жительства для перевыпуска или перекодировки социальной карты.

Тем, у кого социальной карты нет, следует обратиться в МФЦ с заявлением и паспортом. Срок изготовления карты — 30 дней, на это время пенсионерам будут выдавать единый социальный билет с правом бесплатного проезда со сроком действия 45 дней.

Перед выборами губернатор частично вернул то, что отобрал три года назад

Напомним, что о введении льготы по бесплатному проезду на общественном транспорте в Москве для всех жителей области старше 60 лет губернатор Подмосковья Андрей ВОРОБЬЁВ объявил 5 июля. Он заявил, что это решение было принято по просьбам «людей старшего поколения, которые говорят, как для них важен бесплатные проезд в Москве». По подсчётам чиновников, эта мера коснётся около 1,4 млн человек.

Очевидно, что таким образом губернатор за месяц до выборов старается склонить на свою сторону население региона в возрасте 60+ — одну из самых активных категорий на любых выборах. Ведь до этого три года Воробьёв не обращал внимания на просьбы «людей старшего поколения» не отбирать эти льготы. Остались без внимания и митинги.

Теперь же просто в удачный для себя момент вернул то, что ранее отобрал. Однако вернул не полностью: пенсионерки в возрасте 55-59 лет бесплатно ездить на общественном транспорте Москвы не смогут.

Кроме того, остаётся вопрос, насколько долгосрочным окажется введение льготы. Не отнимут ли её спустя несколько месяцев, сославшись на необходимость экономии бюджетных средств или другую причину?


Одной из мер социальной поддержки незащищенных слоев населения является льготный проезд в Московском метрополитене, в 2020 году он продолжает действовать на прежних условиях.

Воспользоваться бесплатной услугой позволяет социальная карта. Ее можно оформить в отделе соцзащиты по месту жительства или в Центре госуслуг.

Категории льготников

Право на льготный проезд в московском метро установлено:

  1. для участников и инвалидов ВОВ;
  2. членов их семей;
  3. инвалидов всех групп;
  4. детей-инвалидов и сирот;
  5. членов многодетных семей;
  6. детей до семилетнего возраста;
  7. организованных групп учащихся в период школьных каникул;
  8. членов городской дружины.

Надо отметить, что провозить бесплатно можно лишь одного ребенка до семи лет. Если детей несколько, льгота касается только одного из них. Остальным нужно покупать билеты.

Принятие Закона города Москвы в 2004 году лишило права на бесплатный проезд в метро:

  • военных пенсионеров;
  • ветеранов труда;
  • пенсионеров, не включенных в льготную категорию.

Для обеспечения льготников бесплатным проездом из городского бюджета перевозчикам ежегодно компенсировались расходы на сумму свыше 4 млрд. руб.

Они увеличивались также за счет того, что правом бесплатного проезда незаконно пользовались члены семей льготников. В итоге, из-за нехватки средств список льготных категорий городских жителей пришлось сократить.

Получение социальной карты

Льготный проезд в метро для пенсионеров в Москве, начиная с 2005 года, контролируется с помощью автоматизированной системы.

Социальная карта москвича (СКМ) предоставляет возможность бесплатного проезда на всех видах общественного транспорта в городе.

Она имеет вид пластиковой карты и действует вместе с документом, подтверждающим право на льготу.


Социальная карта москвича

В основную категорию льготников, кроме пенсионеров, входят студенты и школьники, которым предоставляются скидки.

Они могут оплатить льготный проездной через круглосуточные терминалы или автоматизированные кассы «Мосгортранса».

Пакет документов

Социальную карту москвича можно оформить в районном отделении соцзащиты после представления необходимых документов:

  1. паспорта с заявлением на получение СКМ;
  2. пенсионного удостоверения и СНИЛС;
  3. фотографии нужного размера в черно-белом формате;
  4. документа, удостоверяющего право на льготу;
  5. медицинского полиса;
  6. сберкнижки (для региональных льготников);
  7. справка с места учебы (необходима для школьников и студентов);
  8. паспорт или свидетельство о рождении (для учащегося).

Пенсионеры силовых структур обязаны представить также справку о доходах за последние 3 месяца.

Для тех из них, кто не достиг пенсионного возраста, социальная карта дает возможность бесплатного проезда:

  • по Москве и области, если доход ниже уровня двукратного прожиточного минимума;
  • только по Москве, если доход превышает эту величину.

Порядок оформления

Процедура оформления социальной карты достаточно проста:

  1. с помощью сотрудника учреждения заполняется анкета;
  2. школьники старше 14 лет могут подавать заявку самостоятельно;
  3. для младших школьников социальную карту заказывают родители или законный представитель;
  4. с анкетой подается подготовленный пакет необходимых документов;
  5. претенденту на льготу выдается временный социальный билет с 30-дневным сроком действия;
  6. готовую социальную карту можно получить через полмесяца в том же учреждении, куда была подана заявка;
  7. одновременно выдается ПИН-конверт, позволяющий получить доступ к персональному банковскому счету.

Карточка выдается бесплатно. За месяц до истечения срока ее действия нужно обратиться по месту получения с заявлением о необходимости замены.

Пользоваться социальной картой может лишь ее владелец. Если выяснится, что картой воспользовался не законный держатель, ее заблокируют.


Покупка билета в Московском метрополитене

Разблокировка СКМ займет две недели, а официальный владелец будет вынужден возместить затраты на изготовление.

По Московской области штраф составляет 1000 рублей. В то же время, возможно использование карты льготника с инвалидностью 1 группы лицом, сопровождающим его в поездке.

Стоимость проезда

Для школьников и студентов тарифы на проезд в метро по социальной карте составляют:

  • 395 руб. – на 1 месяц;
  • 1185 руб. – на 3 месяца.

Пополнить баланс СКМ можно через банковские терминалы или личный кабинет на портале госуслуг.

Возможен льготный проезд в метро без социальной карты при помощи различных платежных средств:

  1. при использовании Samsung Pay тариф составляет 42 руб.;
  2. для Apple Pay – 42 руб.

Удобным и выгодным платежным средством является карта «Тройка».

Для нее действуют почти все существующие тарифы столичного метро, установленные в 2020 г. С ними можно будет ознакомиться на официальном сайте.


Льготный проезд пенсионера в метро Москвы

Во время оплаты электронное считывающее устройство автоматически выберет оптимальный тариф:

  • если действуют безлимитные тарифы, они автоматически включаются;
  • при пересадке в течение полутора часов после оплаты на другой вид транспорта, включается более экономный тариф «90 минут»;
  • если предстоит большое число поездок, самым выгодным считается тариф «Единый».

Тарифные планы по карте «Тройка» подорожали в 2020 г.:

  1. цена 1 поездки – 38 руб.;
  2. вариант «90 минут» — 59 руб.;
  3. «Единый» на 30 дней – 2170 руб.;
  4. «Единый» на 90 дней – 5430 руб.;
  5. отменены непопулярные тарифы на 20 и 40 поездок.

Нет необходимости носить с собой карту «Тройка». Она представляет собой наручный аксессуар с встроенным в него электронным чипом, что очень удобно. Пластиковую карточку можно получить в кассе, оставив залог 50 руб.

Льготный проезд для жителей Подмосковья

С сентября прошлого года стал возможным льготный проезд в метро для жителей Подмосковья.

Благодаря введению этой льготы более 2,5 млн. подмосковных пенсионеров смогут чаще навещать своих родственников или просто ездить на отдых в столицу.

Для оформления льготы необходима перекодировка социальной карты, что можно сделать в любом отделении соцзащиты, независимо от места проживания, или на некоторых станциях метро.


Станция Московского метрополитена

Для жителей Подмосковья, которые до сих пор не оформили социальную карту, ее изготовят в течение месяца в любом многофункциональном центре Москвы.

Для льготных категорий граждан в Москве и области существуют ограничения в пользовании социальной картой:

  • после прохождения через турникет он блокируется на 7 минут;
  • запрещается также проход в метро более 20 раз в течение дня;
  • транспортные льготы не распространяются на такси и частные маршрутки.

Иногда происходит сбой в работе СКМ. Если она не сработала:

  1. следует проверить ее на другом турникете;
  2. проверить срок действия в кассе метро;
  3. заменить карту в течение 3 дней.

На период замены СКМ выдается временный билет, он работает так же, как и социальная карта.

Заключение

Несомненно, для социально незащищенных слоев населения возможность льготного проезда является большим подспорьем, так как транспортные расходы занимают весомую часть семейного бюджета. Кроме того, метро – один из самых удобных видов транспорта.

Федеральные органы регулируют предоставление скидок на железнодорожные и авиаперевозки.

Региональным властям предоставлено право определять льготы на местные виды транспорта.

Читайте также: