Порошенко и пенсионный возраст


Такой неприглядный сценарий был заложен еще в 2017 году в рамках пенсионной реформы, предполагавшей повышение пенсионного возраста и трудового стажа, необходимого для выхода на заслуженный отдых.

В постановлении правительства Украины № 1098 говорится, что в 60 лет в 2020 году выйти на пенсию могут те, кто имеет не менее 27 лет стажа. Если есть от 17 до 27 лет стажа, придется работать до 63 лет, а от 15 до 17 лет — 65 лет.

Плюс 75 тысяч нищих и более


Однако в постановлении правительства и эта норма была прописана как временная мера, действующая до 1 января 2021 года. Следовательно, более 75 тысяч украинцев, получавших социальную пенсию в текущем году, лишатся и этого мизерного источника средств к существованию. Многие из них, стоит отметить, ранее усердно работали, но либо без официального оформления, либо за границей, так как вследствие деиндустриализации и закрытия предприятий нормальной официальной работы на родине найти не могли.

И количество таких людей будет нарастать с каждым годом, как снежный ком. Если сейчас на пенсию выходят люди еще советского поколения, у которых был какой-нибудь стаж до 1990-х годов, то следующее поколение не имеет, как правило, и его.

Как говорит руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин, сейчас из 22 миллионов трудоспособного населения Украины Единый социальный взнос (ЕСВ), то есть отчисления в Пенсионный фонд, платят лишь 11 миллионов. Остальные же трудоустроены либо неофициально, либо за пределами Украины. И большую часть из них ожидает такая же судьба, особенно учитывая, что требуемый трудовой стаж будет повышаться. К 2028-му году он должен составлять уже 35 лет.

Как прогнозирует Пендзин, в такой ситуации люди, чтобы выжить, будут вынуждены жить под мостами и побираться на свалках — если нет родственников, которые смогут кормить.

Коллапс государственного Пенсионного фонда

Возможно, более светлое будущее ожидает тех украинцев, которые все-таки нашли официальную работу на родине и смогут к 2028 году накопить 35 лет стажа? Однако и здесь, увы, все не так радужно. На данный момент дефицит в Пенсионном фонде составляет более 200 миллиардов гривен. «Дыру» в фонде закрывают из госбюджета, у которого в приоритете стоят выплаты международным кредиторам.


Его слова можно считать своеобразным «ободряющим» посылом тем украинцам, кто все-таки работает официально в надежде заработать себе 35-летний стаж в будущем.

В то же время заместитель Федерации профсоюзов Украины Александр Шубин считает премьер-министра большим оптимистом относительно сроков, так как, по его подсчетам, уже через пять лет Украина не сможет платить пенсии. Такой печальный сценарий является не только следствием демографии, но и естественным результатом майдана, шестую годовщину которого как раз отмечают в эти дни.

Пресловутый «безвиз» наряду с массовым закрытием предприятий отправил за пределы страны миллионы трудоспособных украинцев. И теперь около 8 миллионов граждан Украины работают, а их работодатели делают отчисления в Пенсионный фонд, но не Украины, а Польши или Италии.

Однако, даже если Украина вообще не сможет платить пенсии, это не будет означать отмену пенсионных отчислений ныне работающих украинцев. Это означало бы увольнение тысяч чиновников, которые «без пропитания не могут», а Государственный пенсионный фонд, в принципе, может работать и сугубо на себя. Поэтому он в любом случае останется, как и обязательные отчисления в него.

Частные пенсионные фонды с признаками аферы

В качестве дополнительной альтернативы ныне действующей пенсионной системе в Кабмине продвигают концепцию накопительной трехуровневой пенсионной системы. Соответствующий законопроект, по словам депутата от «Евросолидарности» Алексея Гончаренко, на днях согласовал Кабмин. Правительство предлагает Верховной Раде ввести три профессиональных пенсионных программы для молодых работников, которым сейчас менее 35 лет:

1. Право на получение пенсионных выплат после 50 лет при наличии страхового стажа от 25 лет — работодателям придется дополнительно к 22% ЕСВ платить еще 15%;

2. Право на получение пенсии после 55 лет и наличия страхового стажа от 30 лет — 7% отчислений дополнительно к ЕСВ для работодателей;

3. Возможность вступить в негосударственный пенсионный фонд с получением пенсионных выплат по достижении 55 лет. При этом дополнительные отчисления, помимо ЕСВ, — от 3% по согласованию с работниками.

Таким образом, согласно плану, на Украине должна будет заработать трехуровневая пенсионная система (для тех, кто младше 35 лет):

1-й уровень — государственная солидарная система (действует и сейчас);

2-й уровень — государственная накопительная система (попытаются запустить);

3-й уровень — частные пенсионные фонды (уже существуют на Украине, но не пользуются особой популярностью из-за недоверия граждан).


Резко критикует Украину за пассивность в этом вопросе и USAID.

«После 14 лет существования системы негосударственного пенсионного обеспечения в Украине (3-й уровень) оказалось, что это неудачный эксперимент. Неудачный с точки зрения охвата физических лиц, общей суммы накопленных активов, расходов и реальных показателей деятельности, а также, самое главное, результатов», — резюмировали в USAID в апреле этого года.

Возможно, запугивание граждан вероятной отменой государственных пенсий вызвано и этим фактором. Народный депутат из фракции «Слуга народа» Галина Янченко в эфире «Украины 24» недавно говорила, что нынешние 30-летние украинцы могут даже не надеяться, что после достижения пенсионного возраста будут получать пенсии, поэтому им пора задуматься о накопительной системе.

«Мне 32 года, и я думаю, что моему поколению пенсия, на которую можно выжить, уже не светит», — заявила депутат, призвав аудиторию взглянуть на пенсионеров стран Западной Европы, которые живут хорошо, и всё благодаря накопительной пенсионной системе.

В данном контексте можно вспомнить, что картинки со счастливыми немецкими пенсионерами распространялись еще шесть лет назад на майдане, который через год почти в три раза сократил реальные пенсии за счет девальвации.

По сути, частные пенсионные фонды — это частные банки, предлагающие долгосрочные вклады с выплатой через 20-30 лет. И то, что граждане Украины не спешат нести в них свои сбережения, вызвано осознанием нестабильности политической и экономической ситуации в стране.

Многие к тому же регулярно видят пикеты обманутых вкладчиков и подозревают очередную аферу и в системе частных пенсионных фондов. Все-таки украинские банкиры-аферисты нередко успевают ограбить вкладчиков и за год-два существования банка, что уж говорить о периоде в 20-30 лет, когда истечет даже срок давности. Достаточно представить себе такого вкладчика, который вложил бы свои средства в частный пенсионный фонд в 1996 году, когда средняя зарплата была 126 гривен, в надежде получить в 2020-м «огромную пенсию» в 150 гривен с учетом процентов и той малой вероятности, что эта контора до сих пор бы сохранилась.


«Должны быть инструменты для инвестиций. У нас в стране их нет. У нас фондового рынка как такого нет. Единственное, куда можно вкладывать деньги сегодня, — это, наверное, ОВГЗ», — говорит Александр Паращий, аналитик инвестиционной компании Concorde Capital, рассказывая о приоритетных инвестициях украинских частных пенсионных фондов.

На Украине уже есть свежие прецеденты обмана вкладчиков таких фондов. В 2007 году Нацбанк Украины сформировал для своих сотрудников отдельный пенсионный фонд, в который они переводили 3% своих зарплат, чтобы получить дополнительную пенсию со временем. Эти средства НБУ вкладывал в «прибыльные предприятия». В итоге вложенные средства испарились вскоре после победы Евромайдана — в 2015 году.

Пропало в общей сложности около миллиарда гривен. И пропали они потому, что экономические «гении» государственного Нацбанка вкладывали эти средства исключительно в убыточные предприятия (как правило, неликвидные частные банки). В целом же в этой схеме просматриваются все признаки аферы, в результате которой пострадали около 13 тысяч рядовых сотрудников НБУ.

Накопительная система и частные пенсионные фонды, возможно, актуальны в стабильных странах с низким уровнем коррупции, не испытывавших экономических и политических потрясений десятилетиями, но не в Афганистане, Ливии, Украине или Молдавии. В условиях этих стран любые финансовые обязательства с отсрочкой в 20-30 лет напоминают сказку о том, как Ходжа Насреддин взял у шаха деньги, обязуясь через 20 лет научить осла говорить по-человечески.

«Всё равно за эти 20 лет либо шах умрет, либо осел, либо я», — решил Насреддин, подсказав тем самым принцип действий и для многих аферистов из частных пенсионных фондов в нестабильных коррумпированных странах.

Транш для Украины МВФ обуславливает увеличением пенсионного возраста и земельной реформой. Если эти требования выполнят, власть в стране пошатнется.


Уходя на праздники, украинцы не особенно надеялись на добрые экономические вести в новом году, но и начинать его с плохих оказались не готовы. Неприятным сюрпризом стал попавший в прессу проект меморандума сотрудничества с МВФ. Для продолжения плодотворной работы с фондом Украине нужно повысить пенсионный возраст, сократить количество госслужащих и бюджетников, отменить «упрощенку» и открыть земельный рынок.

Проект предусматривает 12 пунктов, которые должны выполнить украинские власти, из них семь — новые. Хоть это всего лишь проект, надежды на откат назад мало. Украинцы уже привыкли, что их уведомляют о важных договоренностях задним числом. В общем, есть две новости — с какой начнем?

Если начать с «условно хорошей», то это монетизация субсидий. С чем кушать сие блюдо народ еще не понял, но по привычке, не ожидая ничего приятного от родной власти, приготовился к неважному послевкусию. Суть монетизации в получении адресной компенсации по затратам на услуги ЖКХ, когда каждый сам сможет со своего счета распоряжаться начисленной ему помощью государства. Пускать ли ему средства на оплату счетов поставщика услуги, либо потратить на утепление дома и приобретение энергосберегающих технологий, теоретически, люди будут решать самостоятельно.

Возможно, этим пунктом специалисты МВФ пытаются бороться с коррупцией украинских чиновников и в зародыше пресечь черные схемы и махинации с субсидиями. Принять решение о монетизации субсидий кабинет министров должен до конца января 2017-го.

Все остальные новшества от международных кредиторов украинцы воспринимают как однозначно плохие, даже отвратительные. Негативные последствия новых требований меморандума могут толкнуть людей на отчаянные шаги. Все громче звучит мысль, что, может, «а ну его этот МВФ вместе с нашей властью»? Может, стоит пойти другим путем? Ведь предлагаемый путь в Европу может оказаться дольше и тернистей, чем сорокалетнее блуждание народа израилева по пустыне, да и в проводниках, говорят многие, явно не Моисей.

Одной из самых проблемных воспринимается пенсионная реформа. Установлен новый срок — конец марта 2017 года. Действующий проект меморандума предусматривал принятие закона о пенсионной реформе до конца декабря прошлого года. Этого не произошло, поэтому МВФ ужесточил требования.

Предусматривается постепенное повышение пенсионного возраста: для мужчин — на четыре месяца каждый год, начиная с июля 2017, для женщин — на шесть месяцев после 2021, до тех пор, пока для обеих категорий пенсионный возраст не достигнет 63 лет — в 2027 году. Это при среднестатистической продолжительности жизни в Украине на уровне 71,4 года: мужчины живут 66,2 года, женщины 76,1 года. То, что половину жизни мужчине приходится платить налоги в пенсионный фонд чтобы, дай бог, годика три насладиться сомнительными прелестями государственной пенсии, кажется большинству населения, по меньшей мере, «нерентабельным» и неразумным. Сейчас в стране мужчины уходят на пенсию в 60 лет, женщины — в 58.

Пенсионная реформа вообще вызывает много вопросов. Какая это, собственно, реформа, если из всех реформаций там только повышение возраста? Размеры пенсий, льготы либо другие привилегии — вне обсуждений. По мнению многих предпринимателей, пенсионный фонд — это черная дыра, засасывающая их перечисления неизвестно куда.

«Я вообще не знаю чем пенсионный фонд занимается и куда профукивает бюджет с отчислений? — пишет в своем блоге известный украинский адвокат Владимир Корбут. — Я уже второй год смотрю, что Пенсионный фонд Украины мог бы владеть 14% акций Майкрософт, 7% акций APPLE, и понемногу HTC, SAMSUNG, LG — от 3-х до 12% как минимум. И получать дивиденды на каждого пенсионера. Пенсионный фонд — это инвестиционный инструмент, а не растычка по долгам черт знает где. Хочу возглавить Пенсионный Фонд!»

Адвокат считает, что разумный работодатель, если он хочет проявить реальную заботу о своем работнике, просто обязан выдавать зарплату на руки, без отчислений на призрачную пенсию. Пусть и в конверте, но сейчас. «Зачем обманывать? Я своим сотрудникам говорю честно: смотри на свою бабушку — и не делай так. Не верь в государство, пока ты не владеешь долей государства. Пусть и 0001%, но долей. Не проси в старости, унижено оббивая пороги в очереди собесов и жэков», — отмечает Корбут.

В принципе, такая позиция все больше становится популярной, в отличие от прошлых лет, когда накопление трудового стажа считалось в народе вторым вопросом после размера зарплаты.

Рынок земли. Законопроект о торговле землей сельскохозяйственного назначения должен быть внесен в Раду тоже до конца марта. Вопрос также из разряда «категорических». Сторонников этой реформы крайне мало, а в народе вообще звучат истерические ноты несогласия по этому поводу. Учитывая, что после праздников зал Верховной рады оказался полупустым, у самих депутатов есть сомнения в возможности мобилизовать резервы для принятия такого количества законов по принципиально спорным проблемам в течение всего двух месяцев.

Создание единого реестра получателей социальных выплат необходимо для верификации выплат и устранения «мертвых душ». С принятием этого закона украинские депутаты могут не торопиться до конца июня. А вот принять все необходимые документы для работы антикоррупционных судов требуют оперативно. Не снимают в МВФ и требование по расширению полномочий Антикоррупционного бюро. Украина обязалась предоставить этому ведомству новые полномочия еще прошлой осенью, но депутаты так и не выполнили этот пункт.

Не забыл МВФ о ситуации вокруг «ПриватБанка». Уже до конца января Украина должна выбрать международную компанию с хорошей репутацией для проведения аудита национализированного финучереждения. Аудиторы должны проверить, не было ли нарушений в отчетности банка за период в шесть месяцев до национализации. И еще один пункт: до конца июня Кабмин должен выбрать международного аудитора для проверки того, как акционеры «ПриватБанка» выполняют условия реструктуризации.

Цена же вопроса, то есть то, что Киев получит, выполнив требования МВФ, — мизерная. В фонде уже подтверждают, что в ближайшее время Украине перечислят очередной, четвертый транш. Его, правда, сократили до 1 миллиарда долларов, ранее шла речь о сумме на триста миллионов больше. Но, по словам Порошенко в интервью нескольким телеканалам, ему удалось убедить на форуме в Давосе директора-распорядителя МВФ Кристин Лагард, что Украина должна в ближайшее время получить следующий транш в размере 1,7 миллиарда долларов и еще некий кредит — непонятно от кого — в 7 миллиардов. Официальных подтверждений с озвучкой конкретных сумм и графиков кредитования никто, кроме Порошенко, пока не слышал, но, несмотря на это, украинский президент заявляет, что результаты сотрудничества с МВФ просто замечательные.

«Соавтором значительной части наших реформ и нашего успеха является МВФ. Горжусь, что в это сложное время экономической и финансовой стабилизации мы имеем отличное сотрудничество со всей командой МВФ и приобретаем многообещающие результаты», — отметил Петр Порошенко, комментируя результаты переговоров с Кристин Лагард.

По мнению народного депутата, председателя Всеукраинского объединения малого и среднего бизнеса «Фортеця» Оксаны Продан, требования МВФ логичны. «Не стоит забывать, Международный Валютный Фонд — это не общественная и не благотворительная организация, а кредитор, который увидев увеличение рисков невозврата, может снизить планируемые объемы кредитования, — сказала она в интервью телеканалу „Интер“, — и ужесточить условия тоже может. Так что нам нужно быть готовым и к более жестким требованиям». По ее мнению, даже если Украина выберет другой путь развития и найдет других кредиторов, поддержкой такой уважаемой организации не стоит пренебрегать.

А вот независимый харьковский социолог Олег Пухарцев считает сотрудничество с МВФ губительным для Украины. «Это международные рейдеры. С их посыла украинцы получили сплошной деструктив. Коммунальный шок с восьмикратным повышением цены газа и платежек за тепло, в некоторых случаях не имеющих даже теоретических шансов быть оплаченными, потому что не с чего, зарплаты и пенсии меньше ежемесячных счетов за коммуналку не редкость, — поделился своим мнением с „Росбалтом“ Пухарцев. — Предприниматели пока не очень громко, между собой, но уже прикидывают, что, пожалуй, лучше и дешевле отдать небольшую часть прибыли на поддержку акций протеста и недовольства, чтобы сменить неустраивающую власть, чем отдать ей сегодня большую половину и иметь все возможности завтра сдохнуть как бизнесмен».

По мнению эксперта, в стране сложилась ситуация, когда карьера президента Порошенко может прерваться досрочно. И если ему не выразят недоверие граждане Украины, вполне возможно, «помогут» уйти в отставку западные кураторы, назначив на его место нового ставленника. Пробные информационные вбросы с «неожиданными» кандидатами на пост главы государства уже обкатывают общественную реакцию.

«Народ перестал стремиться в Европу с прежним энтузиазмом, прозрели по дороге. Если и двигаться туда, то не всей страной, а так, денег заработать и вернуться, — рассказывает корреспонденту „Росбалта“ представитель малого бизнеса из Днепра Олег Михнев. — Но и в Россию народ не хочет. Я раньше лелеял надежду на „братское воссоединение“, но сейчас, как взгляну на людей из ДНР и ЛНР, так и вздрогну. Очень многие хотели быть с русскими, а они их предали. Слава богу на нашу область не перекинулось. Когда еще эта война кончится и чем?»

Так и застыли украинцы между Европой и Азией с грустной думой. Налево пойдешь, направо пойдешь — результат один. Уж лучше на своем месте, дома.


Порошенко одобрил


Глава государства Петр Порошенко накануне одобрил скандальную пенсионную реформу, подписав закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий".

Президент заявил, что с подписанием документа в обществе по отношению к пенсионерам восстанавливается справедливость.

"Хочу поздравить всех пенсионеров, потому что восстанавливается справедливость. Причем подчеркиваю, что Закон предусматривает не только сейчас повышение, потому что всегда пенсионерам пытались повысить выплаты перед выборами. Мы это делаем сейчас, и осовременивание пенсий заложено как эффективно работающий механизм на постоянной основе", — заявил Порошенко.

Как отметил глава государства, "когда-нибудь мы все будем пенсионерами".

По его словам, сейчас важно сделать все возможное, чтобы украинские пенсионеры быстрее получили перерасчет пенсий.

"Сколько нас пугали, что мы не сможем провести пенсионную реформу без повышения пенсионного возраста. Мы совместно нашли оптимальный механизм. И, кстати, хотел бы отдельно подчеркнуть, аргументация наша была настолько убедительной, что ее подержало и международное сообщество", — подытожил Порошенко.

На подписание президентом пенсионной реформы отреагировал и премьер-министр Владимир Гройсман, заявив, что обещал повысить пенсии.

"Как я и обещал, все пенсионеры уже в октябре получат новые увеличенные пенсии! Спасибо каждому за поддержку!" — заявил премьер.

Реакция в обществе


Пользователи сети бурно отреагировали на одобрение Порошенко реформы. Так, в комментариях к посту президента о подписании закона в Facebook блогеры и обычные граждане оставили множество негативных комментариев.

"Печально как…. если мы теперь Европа, то почему наши пенсионеры не живут так, как пенсионеры в Европе?", "А как быть с пенсиями экс-переселенцев, которым посчастливилось избавиться от статуса переселенца, приобрести недвижимость на подконтрольной территории и зарегистрировать место жительства? Но вместо повышения осовременивания пенсии их с 01 августа 2017 года вообще лишили, издевательски приходят отписки об обращении в суд, а суды затягиваются до 1 года. Как и на что жить. ", "А миллионы вы лишили пенсии, тех, которые не имели возможности работать легально в 90-х годах, так как большинство предприятий закрылось и люди выживали на базарах. Почему вы об этом молчите. " — сокрушаются пользователи соцсети.

Политический аналитик Дмитрий Корнейчук назвал подписание Порошенко реформы пенсионным геноцидом.

"Порошенко подписал закон о пенсионном геноциде. Считаю, что это достойный результат Майдана. За это же там стояли?" - написал Корнейчук на своей странице в Facebook.

По мнению экспертов, реформа приведет к увеличению пенсионного возраста и сокращению числа получателей пенсий, а многие граждане вообще рискуют остаться без пенсий.

Суть и последствия

Верховная Рада, посулив в очередной раз улучшение качества жизни, одобрила пенсионную реформу 3 октября. За соответствующий законопроект проголосовали 288 народных депутатов.

Закон предусматривает повышение пенсий для 9 миллионов человек с октября, а также отмену налогообложения пенсий для работающих граждан.


Реформа предусматривает повышение соцвыплат пенсионерам как минимум до 1452 грн и повышение необходимого страхового стажа до 35 лет в 2028 году.

Теперь для выхода на пенсию в 60 лет будет необходимо 25 лет стажа в 2018 году и с каждым годом на 12 месяцев больше, вплоть до 35 лет в 2028 году. Для выхода на пенсию в 63 года — от 15 до 25 лет стажа в 2018 году, и также с каждым годом на 12 месяцев больше, до 25-35 лет в 2028 году. Для выхода на пенсию в 65 лет — 15 лет страхового стажа в 2019 году, и с каждым годом верхний предел на 12 месяцев больше, до 15-24 лет в 2028 году.

Согласно документу, льготный трудовой стаж для чернобыльцев, врачей и педагогов, досрочный выход на пенсию для них невозможен. Исключение сделано только для военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов.

Заместитель министра социальной политики Украины Николай Шамбир заявил, что украинцы смогут купить неограниченное количество страхового стажа для выхода на пенсию.

"На сегодняшний день минимальный страховой взнос составляет 704 гривни в месяц — это 22% от минимальной зарплаты в 3200 гривен, но для докупки стажа эта сумма умножается на 2", — сказал Шамбир.

По его словам, стоимость покупки одного года страхового стажа составит около 17 000 гривен.

Напомним, всего в Украине насчитывается около 12 миллионов пенсионеров.

Автор фото, UNIAN

Средняя пенсия на Украине в начале 2018 года не дотягивала и до 90 долларов

В то время как в России готовятся к старту пенсионной реформы, Украина за последние восемь лет пережила одно реальное и одно "скрытое" повышение пенсионного возраста. Реформы не пользовались особой популярностью в обществе и так и не привели к существенному росту пенсий.

Би-би-си объясняет, почему реформа так и не решила проблем с дефицитом Пенсионного фонда и как на Украине удалось избежать массовых "пенсионных протестов".

Как Украина повышала пенсионный возраст?

В июле 2011 года на Украине приняли решение о постепенном повышении пенсионного возраста для женщин. В течение десяти лет он должен был вырасти с 55 до 60 лет.

Разговоры о необходимости изменений в пенсионной системе начались еще в 2010 году, в первые месяцы президентства Виктора Януковича.

Однако провести это решение через Верховную раду властям удалось не сразу.

Правительство Николая Азарова было вынуждено несколько раз переносить рассмотрение законопроекта о повышении пенсионного возраста и проводить дополнительные консультации с потенциальными союзниками в парламенте, а также вести разъяснительные кампании в регионах, включавшие встречи с населением и публикации в местных СМИ.

Автор фото, UNIAN

Решение правительства Николая Азарова о повышении пенсионного возраста затронуло только украинских женщин

Но члены правительства упорно стояли на своем - альтернативы повышению пенсионного возраста нет.

По их словам, реформа позволила бы смягчить последствия старения населения Украины. Кроме того, среди целей реформы называли:

  • уменьшение дефицита Пенсионного фонда - по оценкам правительства, в 2011 году его размер составлял 30,1 млрд грн (или 15% совокупных доходов фонда)
  • удовлетворения требований Международного валютного фонда для предоставления Киеву очередного кредита

Выдвигались также аргументы о необходимости достижения гендерного баланса в пенсионном вопросе. Чиновники указывали, что нет причин для того, чтобы женщины и мужчины выходили на пенсию в разном возрасте.

Заложенные в 2011 году изменения продолжают реализовываться до сих пор. Сейчас пенсионный возраст для украинских женщин составляет 58 с половиной лет. Женщины, родившиеся позже 1 апреля 1961 года, уйдут на пенсию в 60 лет.

Как на этот шаг отреагировало украинское общество?

Соцопросы, которые проводились летом 2011 года, показывали, что порядка 85% украинцев негативно относятся к повышению пенсионного возраста.

Противостояла этой реформе и парламентская оппозиция. Обсуждение окончательного решения по этому поводу в парламенте продолжалось более восьми часов и закончилось глубокой ночью.

Тем не менее массовых пенсионных протестов на Украине не было: на митинги против реформы возле Верховной рады и здания администрации президента собирались несколько сотен участников.

Эксперты объясняли это несколькими причинами. Украинские профсоюзы традиционно являются слишком зависимыми от работодателей, чтобы инициировать массовые акции протеста. Сыграло роль и то, что итоговое решение было принято в начале июля 2011 года, когда начался сезон отпусков.

Кроме того, реформа затрагивала лишь часть будущих пенсионеров, о повышении пенсионного возраста для мужчин речи не шло.

Автор фото, UNIAN

Протесты против пенсионной реформы на Украине не были массовыми, а больше всех пострадал от нее в имиджевом плане глава социального блока правительства Сергей Тигипко

Наконец, летом 2011 года украинская оппозиция была деморализована. В июне 2011 года в Киеве начался суд над ее лидером - экс-премьер-министром и участником президентских выборов Юлией Тимошенко. В этих обстоятельствах оппозиционеры не сумели мобилизовать своих сторонников на массовый протест против пенсионных нововведений.

Оппозиция пыталась отменить пенсионную реформу: несколько раз на обсуждение парламента выносились законопроекты, отменяющие повышение пенсионного возраста, но ни один из них не собрал необходимого количества депутатских голосов.

Не увенчались успехом и попытки оспорить пенсионную реформу в Конституционном и Высшем административном судах Украины.

Главным проигравшим в результате проведения пенсионной реформы стал не президент Виктор Янукович или правящая Партия регионов, а вице-премьер, министр социальной политики Сергей Тигипко, который был главным публичным лоббистом этого шага.

Впрочем, на тот момент Тигипко уже договорился о своем вхождении в руководство Партии регионов и анонсировал роспуск собственной партии "Сильная Украина".

В 2014 году после побега из страны президента Виктора Януковича вчерашние оппозиционеры заявили, что не собираются отменять пенсионную реформу, начатую предшественниками.

"Мы никаких популистских решений принимать не будем в связи с тем, что государственная казна пуста. Не может стоять на повестке дня такой вопрос, как отмена пенсионной реформы и других решений, потому что это будет ложь, а людям мы лгать не будем", - заявил в феврале 2014 года новый премьер-министр Арсений Яценюк.

Закончилась ли на этом пенсионная реформа?

Нет. Преобразования пенсионной системы, ликвидация сверхвысокого дефицита Пенсионного фонда и демографические вызовы обсуждались украинским правительством и дальше. Более того, в числе требований МВФ к Киеву все так же указывалось дальнейшее повышение пенсионного возраста украинцев.

В итоге в октябре 2017 года Верховная рада проголосовала за правительственный проект изменений пенсионной системы, которую сам премьер Владимир Гройсман называл "осовремениванием пенсий".

Основой концепции Гройсмана стало введение прогрессивного страхового стажа, необходимого для выхода на пенсию.

Автор фото, UNIAN

Новые правила вступили в силу в этом году. Их суть такова: если по достижении 60-летнего возраста человек не имеет 25 лет официального трудового стажа, он будет вынужден выйти на пенсию в 63 года. Если же у него нет и 15 лет стажа, то пенсии ему придется ждать еще дольше - до 65 лет.

Планку минимального страхового стажа, необходимого для выхода на пенсию, будут ежегодно поднимать, и в 2028 году она составит 35 лет.

В то же время для тех будущих пенсионеров, у которых не набирается необходимого для выхода на пенсию стажа, правительство предусмотрело возможность докупить его. Стоимость одного года стажа рассчитывается от размера минимальной зарплаты и на сегодня составляет почти 20 тысяч гривен (около 715 долларов). Вырученные таким образом средства пойдут в Пенсионный фонд - то есть, на выплату пенсий.

Министр социальной политики Украины Андрей Рева называл правительственное решение "новинкой в мировой практике".

"Если я работаю 35 лет, я должен иметь возможность в 60 лет уйти на пенсию. А мой коллега работает 15 лет. Почему мы должны вместе уйти на пенсию в 60 лет? Я больше работал, значит, моя рабочая сила больше износилась, поэтому я должен уйти раньше… А он не работал так интенсивно - значит, уйдет позже", - объяснял Рева это нововведение.

Оппоненты этого решения называли его "скрытым повышением пенсионного возраста" и говорили, что сильнее всего оно ударит по поколению 60-70-х годов рождения, которые зачастую не имели официального стажа на протяжении кризисных лет после распада СССР.

Как отнеслось украинское общество к последним пенсионным новациям?

Социологические исследования, которые проводились летом прошлого года, показали, что 75-86% украинцев не поддерживают повышение минимального страхового стажа для выхода на пенсию.

В оппозиционной фракции "Батькивщина" одобренное украинским парламентом решение назвали "псевдореформой" и "пенсионным геноцидом", а также заявили о намерении оспорить его в судебном порядке.

В то же время в мае этого года 18% участников опроса компании GfK Ukraine назвали повышение стажа среди самых заметных и удачных реформ, проведенных украинской властью. Правда, 44% участников того же опроса не смогли назвать ни одной успешной реформы.

Послы "Большой семерки" и представители Всемирного банка положительно оценивали пенсионные нововведения украинского правительства.

Смогла ли реформа решить проблемы пенсионной системы?

В украинском правительстве говорят, что прошлогодние нововведения позволили ликвидировать дисбаланс в пенсионной системе и повысить выплаты самым малообеспеченным гражданам страны.

Но это не совсем так. В гривнах пенсии выросли, но в долларовом выражении - снизились.

На начало этого года размер средней пенсии украинцев составлял 88,5 долларов, или же чуть меньше трети средней зарплаты по стране. Это значительно меньше, чем в "домайданные" 2013-2014 годы (184 доллара, или 45% от зарплаты и 190 долларов, или 44% от зарплаты соответственно).

Впрочем, размер пенсий постепенно растет. Для сравнения: в 2017 году, до начала второго витка пенсионного реформы, размер пенсии в долларовом выражении составил 67 долларов, или 26% от средней зарплаты.

Размер дефицита Пенсионного фонда Украины на 2018 год составляет примерно 140 млрд гривен (около 5 млрд долларов). А это уже около 40% доходов фонда (в 2011-м году - 15%).

Эксперты упоминают и о "скрытом" дефиците Пенсионного фонда - средствах, не выплаченных пенсионерам, проживающим на неподконтрольных Киеву территориях Донбасса.

Осенью 2014 года правительство Украины приостановило пенсионные выплаты этим людям. Во-первых, заявили тогда в Киеве, не существует безопасного способа доставить наличные средства на территорию самопровозглашенных республик Донбасса (украинские банки там не работают). Во-вторых, утверждали в правительстве, нет гарантии, что эти средства попадут в руки пенсионеров, а не "террористов", как в Киеве называют руководителей ДНР и ЛНР.

Автор фото, Getty Images

Украина выплачивает пенсии лишь тем пенсионерам Донецкой и Луганской областей, которые зарегистрированы на контролируемой правительством территории

Приостановка Киевом выплаты пенсий вызвала неоднозначную реакцию украинского общества, а свое неодобрение по поводу этой меры выразили Мониторинговая миссия ООН по правам человека и Human Right Watch.

Пока что деньги, которые должны были быть потрачены на эти выплаты, проходят в отчетности Пенсионного фонда Украины как "сэкономленные средства". В 2016 году размер такой "экономии" составил 13,5 млрд грн (около 500 млн долларов).

Дальнейшее повышение пенсионного возраста на официальном уровне на Украине пока не обсуждается, однако, говорит министр социальной политики Андрей Рева, "по прогнозам демографов, через десять лет нам придется снова возвращаться к этому вопросу".


Пенсионеров с небольшим трудовым стажем уже со следующего года могут оставить вообще без денег.

На этапе запуска пенсионной реформы в 2017 году были обновлены нормы стажа для выхода на пенсию. Так, чтобы выйти на заслуженный отдых в 60 лет, нужно иметь не менее 27 лет стажа. Если вы можете подтвердить стаж в 17-27 лет, то время выхода на пенсию — в 63 года, если 15-17 лет - в 65 лет.

Но тогда же установили переходной период до 1 января 2021 года. Если стажа не хватало до выхода на заслуженный отдых в 60 лет, назначалась так называемая социальная пенсия. Ее человек получал до достижения 65 лет (если было хотя бы 15 лет стажа) или дольше (если стаж был меньше).

Со следующего года все эти выплаты отменяются.

"Человек, который за всю жизнь не заработал нужного стажа, рискует вообще остаться без денег и жить на улице, без средств к существованию", – говорит руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

В Украине, по состоянию на 2020 год, социальные пенсии получают порядка 75,3 тысячи человек. То есть речь идет о десятках тысяч стариков, которые уже с нового года могут остаться без копейки.

"Но это только вершина айсберга. Многие украинцы сейчас работают без оформления, многие – за заработках за границей. Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ платят только 11 млн, то есть половина. Это значит, что в будущем уже миллионы граждан не будут получать пенсий", – отмечает Пендзин.

В целом же это тревожный звонок о грядущих проблемах с выплатами пенсий. Впервые в истории Украины люди остаются без права на выплаты на старости лет. Весьма многозначительное событие с учетом заявления Шмыгаля о том, что в будущем на пенсии денег не будет.

"Страна" разбиралась, почему в Украине появится армия пенсионеров без пенсий.

Как будут отменять социальную пенсию

В постановлении Кабмина №1098, принятом еще в 2017 году, когда запускалась пенсионная реформа, были изменены нормы страхового стажа для выхода на пенсию, а также прописано, что делать с гражданами, не имеющими нужного стажа.

Для них предусматривалась временная социальная пенсия.

Размеры таких пенсий – разные. Они привязаны к прожиточному минимуму для нетрудоспособных лиц (на сегодня – 1712 гривен в месяц, а с 1 декабря 2020 года будет 1769 гривен).

"Размер выплаты определяется следующим образом: берется средний доход семьи на человека и, если он меньше прожиточного минимума, то оплачивается разница. Скажем, если получается тысяча гривен в месяц, то пенсия - 712 гривен. Если дохода вообще нет, человек получает 1712 гривен. Эту сумму платят до тех пор, пока пенсионер не выйдет на "заработанную пенсию". К примеру, если есть стаж 15 лет, и человек ушел на заслуженный отдых в 60 лет (хотя, согласно нормам по стажу, имеет право выйти на пенсию лишь в 65 лет), ему платят социальную пенсию 5 лет. А при достижении им 65 лет начинают платить ту пенсию, которую человек заработал", – пояснил Пендзин.

Если человек не имеет стажа даже в 15 лет, он продолжает получать социальную пенсию.

При этом есть ограничения. Помощь не выплачивается, если средний доход семьи превышает прожиточный минимум на каждого, человек в течение 12 месяцев до обращения за выплатами приобрел земельный участок, квартиру, дом, авто, строительные материалы или оплатил услуги более чем на 50 тысяч гривен.

Не дают денег также, если пенсионер продолжает работать или по результатам "выборочного обследования" материально-технических условий обнаружилось, что он имеет дополнительные источники дохода, скажем сдает жилье, выращивает и продает скот или сельскохозяйственную продукцию и прочее.

Но это сейчас. С начала 2021 года схема меняется – вы будете получать лишь свою, заработанную и подтвержденную стажем пенсию.

"То есть, если человек с 15 годами стажа выйдет на пенсию в 60 лет, хотя имеет право на выплаты лишь с 65 лет, то пять лет ему ничего не будут платить. И только с 65 лет пойдут начисления", – пояснил Пендзин.

А если нет даже 15 лет стажа, то рассчитывать на пенсию вообще не приходится.

"В теории можно докупить стаж – 22 тысячи гривен за год. Но, во-первых, докупить реально год-два, а не десять. Во-вторых, если у вас есть такие деньги, зачем вообще пенсия", – отмечает Пендзин.

600 гривен в месяц или ничего

По словам заместителя главы Федерации профсоюзов Украины Александра Шубина, проблема заложена даже не в самом постановлении Кабмина №1098 – он прописывает лишь порядок начисления и выплаты временной помощи.

"Проблема – в законе о пенсионном обеспечении. Именно в нем обозначен переходной период до 31 декабря 2020 года. Чтобы решить этот вопрос, нужно либо еще продлевать переходной период, либо переписывать пенсионное законодательство, но на это власти вряд ли пойдут», – говорит Шубин. Он считает, что профсоюзы уже давно пытаются привлечь внимание властей к этой проблеме, и в правительстве обещали продлить переходной период. Но пока этого не сделали. "Мы понимаем, что до даты "Ч" осталось немногим больше месяца. Так что проблема, когда тысячи пенсионеров останутся без средств к существованию, вполне реальна", – отмечает Шубин.

В Минсоцполитики утверждают: люди без денег не останутся. Советник министра Николай Шамбир пояснял: социальные пенсии отменят, но вместо них тем, у кого нет необходимого минимального стажа, станут выплачивать государственную помощь.

Начисления будут проходить не через Пенсионный фонд, а через соцслужбу.

Но сумма такой помощи будет мизерной.

"Тем, кто старше 65 лет, предложат 30% от прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц, на сегодня это меньше 600 гривен в месяц. Прожить на такие деньги попросту нереально. Хуже всего придется пенсионерам до 65 лет – им вообще ничего не будут платить", – отмечает Шубин.

Пенсионеры без пенсий

На сегодняшний день социальные пенсии получают больше 75 тысяч украинцев. То есть вообще без средств к существованию могут остаться десятки тысяч граждан.

И с каждым годом проблема будет обостряться.

Во-первых, планируется повышение необходимого для пенсии страхового стажа. Если сейчас это 27 лет, то к 2028 году будет уже 35 лет. Заработать их, даже если всю жизнь честно трудиться, не так просто.

Во-вторых, многие украинцы работают без оформления – на родине или за границей. Следовательно, ЕСВ не отчисляют и стаж им не набегает.

"Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ перечисляют только 11 млн. Что будет с пенсиями остальных 11 млн человек – вопрос открытый", – говорит Пенздин.

"Те, кто сейчас работает неофициально, на пенсии вообще могут не рассчитывать", – полагает Шубин.

По его словам, в такой ситуации люди, чтобы выжить, будут вынуждены работать до последних дней жизни. "Или жить под мостами и побираться на свалках, если нет родственников, которые могут докормить", – добавил Пендзин.

По словам экономиста Алексея Куща, фактически "отменяя" пенсии для части населения, власти преследуют сразу несколько целей.

Во-первых, снять нагрузку с и без того дефицитного Пенсионного фонда. Во-вторых, примирить общество с тотальной фискализацией.

"Уже сейчас власти озвучивают идеи обложить налогом деньги заробитчан и ввести нулевые декларации для всех, чтобы люди заполняли декларации и платили налоги, если их реальные доходы не совпадают с официальными. Но пока все это вызывает резкий негатив среди украинцев. Если пенсии "десоциализируют", и мы увидим стариков, которые попросту окажутся на улице без средств к существованию, государство может вернуть социальные пенсии, и этим аргументировать жесткую фискализацию для всех остальных граждан", – считает Кущ.

Читайте также: