Порядок осуществления пенсионного обеспечения

В настоящее время отсутствует единый государственный орган, который осуществлял бы пенсионное обеспечение всех граждан в стране. Это обусловлено тем, что до сих пор нет единой федеральной системы государственных пенсий. (Причины такого положения дел были изложены ранее.)

Пенсионным обеспечением управляют несколько министерств и ведомств – в зависимости от круга лиц, подлежащих обеспечению пенсиями. Например, к ним относятся: ПФР, Минздравсоцразвития России (ранее – Минтруд РФ), Минобороны России, МВД России, Минюст России и др.[187]

Непосредственное обеспечение пенсиями подавляющего большинства граждан осуществляется местными органами ПФР.

В нормативных правовых актах, регулирующих отношения по установлению пенсий, содержатся указания на то, как и каким образом осуществляются процедура обращения граждан за назначением пенсии, ее перерасчеты, перевод с одной пенсии на другую, выплата пенсии, ее индексация.

Для каждого вида пенсий существует «свой» набор документов, необходимых для их назначения[188].

К заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости, должны быть приложены документы:

♦ удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству;

♦ удостоверяющие стаж, выдаваемые работодателями или архивными учреждениями;

♦ подтверждающие размер среднемесячного заработка за 2000–2001 г. или 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности. (Они требуется от тех лиц, которые имели такой заработок.)

В необходимых случаях прилагаются документы: о нетрудоспособных членах семьи (с учетом требований, предъявляемых к документам определенных категорий нетрудоспособных членов семьи, для подтверждения права на установление повышенной БЧ трудовой пенсии по старости); о месте пребывания или фактического проживания на территории Российской Федерации, подтверждающие место постоянного жительства гражданина Российской Федерации за пределами территории России; об изменении фамилии, имени, отчества; об установлении инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности и др.

К заявлению гражданина, обратившегося за назначением досрочной трудовой пенсии по старости, в отдельных случаях прилагаются документы:

♦ подтверждающие стаж на соответствующих видах работ, связанных с особыми условиями труда, с работой и проживанием в районах с неблагоприятными природно-климатическими условиями: с медико-биологическими факторами, характеризующими личность человека;

♦ о рождении ребенка;

♦ воспитании ребенка до восьми лет;

♦ признании его инвалидом детства или ребенком-инвалидом;

♦ признании инвалидом вследствие военной травмы;

♦ признании инвалидом по зрению, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени. (До 1 января 2004 г. представляется документ об установлении I группы инвалидности по зрению.);

♦ наличии соответствующего заболевания (лилипутам и диспропорциональным карликам);

♦ работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.

К заявлению лица, обратившегося за назначением трудовой пенсии по инвалидности, должны быть приложены документы:

♦ удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству;

♦ об инвалидности и о степени ограничения способности к трудовой деятельности. (До 1 января 2004 г. представляется документ о группе инвалидности.);

♦ о страховом стаже;

♦ о среднемесячном заработке за 2000–2001 гг. или 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности.

В отдельных случаях прилагаются документы: о нетрудоспособных членах семьи; подтверждающие наличие нетрудоспособных членов семьи на иждивении; о месте пребывания или фактического проживания на территории России; подтверждающие место постоянного жительства гражданина Российской Федерации за пределами территории России; об изменении фамилии, имени, отчества.

К заявлению лица, обратившегося за назначением трудовой пенсии по случаю потери кормильца, прилагаются документы:

♦ удостоверяющие личность, возраст, место жительства;

♦ об их гражданстве;

♦ о смерти кормильца;

♦ среднемесячном заработке умершего кормильца за 2000–2001 гг. или 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности;

♦ подтверждающие родственные отношения с умершим кормильцем.

Иногда требуются дополнительные документы, удостоверяющие личность и полномочия законного представителя (усыновителя, опекуна, попечителя), а также подтверждающие: нахождение нетрудоспособного члена семьи на иждивении умершего кормильца; факт нахождения пасынка (падчерицы) на воспитании и содержании умершего (умершей) отчима (мачехи); статус умершей в качестве одинокой матери; факт обучения лица, на которое назначается пенсия, по очной форме в образовательном учреждении; факт ухода за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет, со стороны нетрудоспособного члена семьи; наличие детей, братьев, сестер или внуков умершего кормильца, за которыми осуществляется уход, права на пенсию по случаю потери кормильца; у других получателей пенсии по случаю потери кормильца, установленных в связи со смертью этого кормильца; факт смерти другого родителя; инвалидность лица, которому назначается пенсия; безвестное отсутствие или объявление кормильца умершим; утрата источника средств к существованию; место пребывания или фактического проживания на территории Российской Федерации; место постоянного жительства гражданина России за пределами территории России.

Порядок обращения за установлением пенсий по бюджетной пенсионной системе и набор требуемых документов установлен такой же, как и для трудовых пенсий.

Пенсионное обеспечение по обязательному пенсионному страхованию призвано гарантировать защиту интересов граждан страны. Однако, в связи с неоднократным проведением реформ, система ОПС и механизм ее функционирования для многих кроют множество вопросов. Попробуем разобраться и ответить на них.

Обязательное страховое обеспечение — что это

Обязательное страховое обеспечение по ОПС представляет собой непосредственно осуществление выплат, полагаемых гражданам в рамках страховой пенсионной системы. В свою очередь, страховая пенсионная система – это система мер, создаваемых государством, для финансовой поддержки людей после прекращения получения ими заработка и при наличии оснований для получения страхового обеспечения.

Подробнее об особенностях обязательного пенсионного страхования можно узнать здесь .

Таким образом, понятия страховой пенсионной системы и обязательного страхового обеспечения различны. Их разница заключается в том, что:

  • Страховая пенсионная система является более широким понятием, которое охватывает весь процесс формирования и распределения средств, предназначенных для поддержки населения.
  • Обязательное страховое обеспечение касается только этапа выплат в рамках всей системы.

К обеспечению по бюджетной пенсионной системе относятся следующие выплаты:

  • пенсии по возрасту, инвалидности , потери кормильца ;
  • накопительная часть;
  • выплаты к пенсии (срочная и фиксированная);
  • социальное погребение отдельных категорий умерших пенсионеров.

Как работает эта система

Система пенсионного страхования представляет собой вид долгосрочного страхования, при котором страхователем (гражданином) производятся отчисления в специальный фонд, а из него страховщик (ПФ) выплачивает полагающиеся пенсии.

Основными участниками такой системы являются:

  • Страховщики – государственные и негосударственные пенсионные фонды. Негосударственные представляют собой частные организации, деятельность которых регулируется правовыми стандартами.
  • Страхователи – являются физическими лицами, ИП и организациями, которые осуществляют платежи страховщикам.
  • Застрахованные – лица, которым полагается обеспечение в рамках данной системы.

Для того, чтобы получать выплаты при возникновении таких оснований, с заработка застрахованных работающих граждан в ПФ каждый месяц перечисляют 22% налога. Он оплачивается с любого дохода (премий, поощрений и т.д.), кроме социальных доплат.

Данная ставка состоит из 2 частей. Одна из них – солидарная, идет на выплату фиксированного объема пенсии. Вторая – индивидуальная, накапливается на личном счете ( СНИЛС ).

ВАЖНО! По номеру СНИЛС человек может получить информацию о своих индивидуальных накоплениях.

Таким образом, алгоритм функционирования данной системы можно представить следующим образом:

  • Все компании, после своей регистрации, в обязательном порядке регистрируются в органе ПФ.
  • При устройстве на работу и подписании соответствующих бумаг, человек получает статус застрахованного и может в будущем претендовать на получение компенсации ОПС.
  • Организации ежемесячно оплачивают обязательные взносы за всех сотрудников.
  • Перечисленные деньги учитываются на лицевых счетах работников и затем информация по этим данным используется для расчета пенсии.
  • При наступлении оснований для получения выплаты, граждане обращаются в ПФ с пакетом необходимых документов.

При этом ОПС выполняет следующие функции:

  • Инвестиционную. Имеющиеся в фондах средства используются для получения дополнительного дохода.
  • Аккумулирующую. Все деньги, оплачиваемые из разных источников, собираются в бюджете ПФ.
  • Регулирующую. С помощью ПФ происходит четкое распределение полученных средств.
  • Гарантийную. При выполнении всех условий, гражданам гарантируется финансовая поддержка при наступлении определенных ситуаций.

Структура пенсионного страхования в Российской Федерации

Всего в нашей стране существует три разновидности обеспечения граждан пенсиями:

  • Государственное пенсионное обеспечение. Не относится к страховому обеспечению и выплачивается госслужащим, военным, участникам ВОВ, и другим категориям граждан, включая нетрудоспособных и обеспечивается за счет федерального бюджета.
  • Обязательное страхование. Финансируется благодаря осуществлению взносов работающих граждан. Выплачивается также и иностранцам, проживающим в нашей стране и ведущим здесь трудовую деятельность.
  • Дополнительное (негосударственное). Обеспечивается частными организациями, за счет получения взносов на основании заключенных с клиентами договоров и инвестиционного дохода.

Таким образом, структура пенсионного страхования включает в себя обязательное и дополнительное страхование. Обязательное страхование обеспечивает гражданам получение следующих выплат:

  • Фиксированной. Она положена всем, у кого есть минимальный трудовой стаж, который в 2020 году составляет 11 лет. Ежегодно он будет увеличиваться до достижения 15 лет.
  • Страховой. Зависит от объема выплаченных работников налогов в ПФ.
  • Накопительной. Накопления могут осуществляться только у лиц, старше 1967 года рождения.

При этом, люди, рожденные после 1967 года могут самостоятельно выбирать: либо им рассчитывать только на страховое пособие, либо формировать страховую и накопительную часть пенсии в НПФ.

Накопительную часть можно разместить в понравившемся не пенсионном фонде. Это позволит получить дополнительный инвестиционный доход. Однако, перед подписанием договора следует взвесить все плюсы и минусы и изучить репутацию организации.

Правовое регулирование

Основным законом, регулирующим систему обязательного пенсионного страхования в области права в РФ, является ФЗ №167-ФЗ. В нем даны основные понятия и прописаны права и обязанности главных действующих сторон, определены основания для получения обеспечения.

За правовое регулирование обязательного пенсионного страхования также отвечают:

  • Конституция страны;
  • ФЗ № 165-ФЗ;
  • ФЗ № 212-ФЗ;
  • ФЗ № 173-ФЗ;
  • ФЗ № 27-ФЗ.

Виды страхового обеспечения по ОПС

Основным видом обеспечения по ОПС является страховая пенсия , представляющая собой ежемесячную финансовую поддержку – компенсацию дохода после прекращения работы и выхода на пенсию. Получать ее могут после смерти застрахованного его нетрудоспособные родственники.

ВАЖНО! Некоторые категории граждан имеют право получить данную поддержку досрочно. Для этого необходим специальный опыт работы (в сложных условиях) и его определенная продолжительность.

Данная выплата бывает трех видов: по возрасту, при получении инвалидности и смерти кормильца. Разберемся, в чем разница между ними.

По старости (трудовая)

Данная компенсация положена при достижении конкретного возраста. В 2020 году продолжается постепенное увеличение возраста выхода на пенсию. Однако, благодаря действующей льготе, как и в прошлом году, женщины получат обеспечение при достижении 55,5 лет, а мужчины – при 60,5.

У граждан, имеющих право на преждевременное получение поддержки, возраст остался прежним. Это касается, например, спасателей, шахтеров и других работников, ведущих деятельность в трудных условиях.

ВАЖНО! Не коснулись изменения и учителей, врачей и других сотрудников, которые выходят на пенсию в зависимости от продолжительности стажа.

Для того, чтобы получать компенсацию, необходимо соответствовать следующим условиям: иметь стаж не меньше 11 лет и накопить хотя бы 18,6 пенсионных баллов.

По инвалидности

Данный вид пенсии выплачивается при выполнении двух условий:

  • наличие любой группы инвалидности;
  • наличие любого стажа.

Размер данной выплаты различен и зависит от следующих факторов:

  • группы;
  • времени работы;
  • суммы перечисленных налогов;
  • количества людей, находящихся на попечении;
  • места проживания.

По потере кормильца

Данный вид поддержки предназначен семьям, потерявшим близкого, который содержал семью и имел хотя бы минимальный стаж работы.

ВАЖНО! Расчет данного вида выплаты основывается на основании суммы произведенных отчислений и накопленных баллов.

В некоторых ситуациях, при наличии очень маленького стажа, семьям погибшего возможно будет выгоднее получать социальную пенсию, нежели страховую. При наличии большого опыта работы, наоборот страховые выплаты будут ощутимо больше.

Однако, право на такую компенсацию имеют далеко не все родственники, а именно:

  • родные и приемные дети до 18 лет;
  • внуки, сестры и братья до того же возраста, но только при возможности доказать финансовую зависимость от усопшего;
  • оставшийся супруг при наличии пенсионного возраста или невозможности работать;
  • родители-пенсионеры;
  • дедушка и бабушка, если их дети умерли.

Как учитываются взносы на ОПС

Учет взносов на ОПС в России осуществляется с использованием специального номера – СНИЛС. Он присваивается каждому гражданину и через него происходит учет всех оплаченных взносов. По информации данного счета и происходит расчет причитающейся выплаты.

Правила оплаты взносов имеют отличия для работодателей и работающих на себя (ИП). В первом случае имеется обязанность оплатить налог за своих работников до 15 числа месяца, следующего за расчетным. ИП производят взносы по итогам целого года и производят до 30 июня следующего года.

Таким образом, пенсионное обеспечение по обязательному пенсионному страхованию представляет собой финансовую поддержку граждан при наступлении определенных событий и выполнении ими установленных требований. Выплаты осуществляются за счет средств, аккумулирующихся ПФ за счет платежей всех застрахованных.

Видео по теме статьи

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

Структура

  • Генеральная прокуратура
  • Прокуратуры субъектов
  • Главная военная прокуратура
  • gvp.gov.ru

О Генпрокуратуре России

  • История органов прокуратуры
  • Виртуальный музей

Документы

  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ

Правовое просвещение

Контакты

  • Порядок обращения граждан
  • График приема
  • Уведомления об экстремизме
  • Статусы уведомлений
  • Рус
  • Eng

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Порядок назначения и выплаты пенсий

Прокуратура республики (Чеченская Республика). 13 марта 2020

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).

Право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Страховая пенсия по инвалидности устанавливается на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, или документов, поступивших от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы.

Право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении.

Установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение.

Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера.

Выплата страховой пенсии на территории Российской Федерации, включая ее доставку, производится за текущий месяц.

Удержания из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производятся на основании исполнительных документов, решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям, излишне выплаченных пенсионеру, решений судов о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера, установленных в судебном порядке.

Решения об установлении или отказе в установлении страховой пенсии, о выплате этой пенсии, об удержаниях из указанной пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм страховой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган, либо в суд.

Законы и нормативные акты, касающиеся назначения пенсий после 01.01.2015

  • № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" - Федеральный закон о страховых пенсиях от 28.12.2013 г. - устанавливает порядок, условия назначения, структуру и методику расчета страховых пенсий и их выплат после 01.01.2015 г.
  • № 385-ФЗ Об отмене индексации пенсий работающим пенсионерам .
  • № 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" (О повышении пенсионного возраста)
  • № 424-ФЗ "О накопительной пенсии " - Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. "О накопительной пенсии" - устанавливает основания приобретения и порядок реализации права застрахованных лиц на накопительную пенсию.
  • № 422-ФЗ О гарантировании прав при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений - Федеральный закон об обеспечении прав и законных интересов застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений.
  • № 166-ФЗ О государственном пенсионном обеспечении в Российской федерации - устанавливает основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения.
  • Постановление Правительства № 1015 от 02.10.2014 - Об утверждении правил подсчета и подтверждениястрахового стажа для установления страховых пенсий.
  • Постановление Правительства№ 665от 16.07. 2014- О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых производится досрочное назначение страховых пенсий по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
  • Постановление Правления Пенсионного фонда Росии № 374п от 17.09.2014 - О составе сведений, содержащихся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, представляемых посредством информационной системы "личный кабинет застрахованного лица".
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 884нг. Москва "Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
  • Приказ Минтруда РФ от 28 ноября 2014 г. N 958н "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению".
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 885н г. Москва "Об утверждении Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии".
  • Правила установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - Постановление Правительства N 249г от 18 марта 2015 г.

Законы и нормативные акты, касающиеся назначения пенсий до 01.01.2015

  • № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" - устанавливал порядок, условия назначения, структуру и расчет страховых пенсий и порядок их выплат до 01.01.2015 г.
  • Закон РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации"- устанавливал порядок, условия назначения, структуру и расчет пенсий, а также порядок их выплат до 01.01.2002 г.
  • Закон о государственных пенсиях в СССР от 14 июля 1956 г. - закон, устанавливавший порядок и размер пенсий в СССР.

Утверждение локальных нормативных актов
Документы, необходимые для назначения пенсии


Прежде чем рассматривать конкретные вопросы, касающиеся пенсионного обеспечения граждан, необходимо в общем виде представить себе систему законодательных актов, действующих в данной сфере, и основные вопросы, которые ими регулируются.

Основные законодательные акты, регламентирующие пенсионное обеспечение в Российской Федерации:

1) Конституция Российской Федерации (действующая редакция на 01.01.2009) — в редакции Указов Президента Российской Федерации от 09.01.1996 N 20, от 10.02.1996 N 173, от 09.06.2001 N 679, от 25.07.2003 N 841, Федеральных конституционных законов от 25.03.2004 N 1-ФКЗ, от 14.10.2005 N 6-ФКЗ, от 12.07.2006 N 2-ФКЗ, от 30.12.2006 N 6-ФКЗ, от 21.07.2007 N 5-ФКЗ, Законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ;

2) Трудовой кодекс Российской Федерации (далее — ТК РФ);

3) Налоговый кодекс Российской Федерации (далее — НК РФ);

4) Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее — Закон N 166-ФЗ);

5) Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон N 167-ФЗ);

6) Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — Закон N 27-ФЗ);

7) Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее — Закон N 4468-1);

8) Федеральный закон от 06.03.2001 N 21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации» (далее — Закон N 21-ФЗ);

9) Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон N 173-ФЗ);

10) Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее — Закон N 165-ФЗ);

11) Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ « О негосударственных пенсионных фондах » (далее — Закон N 75-ФЗ);

12) Федеральный закон от 24.07.2002 N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (далее — Закон N 111-ФЗ).

Конституция РФ является основным законом Российской Федерации. Статья 7 устанавливает, что в Российской Федерации создаются условия, обеспечивающие достойную жизнь, в том числе развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные меры социальной защиты.

Законом N 167-ФЗ устанавливаются обязательные организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. Правовое регулирование отношений данного Закона направлено на создание правовых, экономических и организационных мер, обеспечивающих компенсацию заработка гражданам, которую они получают до установления им трудовой пенсии .

Действие Закона N 27-ФЗ распространяется на те категории граждан, в отношении которых действует законодательство об обязательном пенсионном страховании, к ним относятся:

1) физические лица — граждане Российской Федерации, осуществляющие трудовую деятельность;

2) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие выплаты физическим лицам.

Закон устанавливает в отношении перечисленных категорий граждан организационные основы и принципы учета этих граждан. Основной целью индивидуального (персонифицированного) учета является создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами каждого застрахованного лица.

В соответствии с Законом N 166-ФЗ пенсия по государственному пенсионному обеспечению выплачивается:

1) федеральным государственным служащим;

3) участникам Великой Отечественной войны;

4) гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

5) гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;

6) нетрудоспособным гражданам.

Закон устанавливает четыре вида пенсий:

1) пенсия за выслугу лет;

2) пенсия по старости;

3) пенсия по инвалидности;

4) социальная пенсия.

Статья 1 Закона N 4468-1 устанавливает перечень категорий лиц, которым в соответствии с законом может быть установлена пенсия.

К ним относятся лица, проходившие военную службу в Вооруженных Силах РФ и объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств:

1) в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов;

2) по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин;

3) офицерского состава, прапорщики и мичманы, проходившие военную службу в воинских формированиях СССР;

4) рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего СССР;

5) в государственной противопожарной службе;

6) в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

7) в органах уголовно-исполнительной системы.

Члены семей перечисленных категорий лиц имеют право на получение пенсии в порядке, установленном законом.

Закон N 21-ФЗ устанавливает порядок пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации и выезжающих за ее пределы.

Закон N 173-ФЗ устанавливает порядок реализации прав граждан РФ на трудовые пенсии.

Закон предусматривает три разновидности трудовой пенсии:

1) трудовая пенсия по старости;

2) трудовая пенсия по инвалидности;

3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Право на выплату трудовой пенсии по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Условиями для назначения трудовой пенсии по инвалидности являются:

1) наступление инвалидности;

2) определенное медицинскими показаниями ограничение способности к трудовой деятельности III, II или I степени.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца выплачивается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца.

Закон N 165-ФЗ дополняет пенсионное законодательство в части обеспечения трудоспособных граждан России в период их временной нетрудоспособности.

К страховым случаям в соответствии с указанным правовым актом относятся:

1) необходимость получения медицинской помощи;

2) временная нетрудоспособность;

3) трудовое увечье и профессиональное заболевание;

6) наступление старости;

7) потеря кормильца;

8) признание безработным;

9) смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Закон N 75-ФЗ регламентирует создание негосударственных пенсионных фондов и регулирует их деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию.

Закон N 111-ФЗ регулирует отношения по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений для финансирования выплаты накопительной части трудовой пенсии.

НК РФ в ст. 213.1 устанавливает особенности определения налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами. В гл. 24 НК РФ содержатся положения, регламентирующие налогообложение в сфере обязательного пенсионного страхования.

ТК РФ устанавливает порядок исчисления стажа работы, необходимого для определения страхового стажа, который дает право на трудовую пенсию.

Социальная политика государства обязывает поддерживать своих граждан материально, когда сами граждане не могут по объективным причинам обеспечить себя в силу утраты трудоспособности по возрасту, болезни, увечью и т.д. Ввиду чего разработана система пенсионных выплат, а также механизм их назначения и оформления.

Какие виды пенсий существуют в России? В чем их особенности? Рассмотрим эти вопросы в данной статье.

Классификация пенсий по формам и видам

Действующее пенсионное законодательство РФ регламентирует назначение разных форм пенсионного обеспечения, каждая из которых включает несколько самостоятельных видов пенсий. Так выделяют:

  • Обязательное пенсионное страхование;
  • Государственное пенсионное обеспечение;
  • Негосударственное пенсионное обеспечение.


Обязательное пенсионное страхование

Данная форма пенсионного обеспечения регулируется нормами Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 167-ФЗ. Указанным актом определены категории лиц, которые могут претендовать на получение пенсии, а также условия ее назначения.

Данный вид пенсионного обеспечения носит массовый характер. Такой мерой социальной поддержки государство пытается компенсировать заработок, который граждане получали до наступления оснований для оформления пенсии.

Видами пенсионного обеспечения данной формы являются пенсии:

Потенциальными получателями пенсии являются застрахованные лица, в числе которых могут быть:

  • россияне по гражданской принадлежности;
  • иностранцы или апатриды, проживающие постоянно либо временно в России;
  • иностранцы или апатриды, проживающие в стране временно.

При этом они должны входить в одну из категорий граждан:

  1. Работающие. При этом учитывается работа по трудовому договору или контракту; по гражданско-правовому договору; по договору авторского заказа, а равно при наличии статуса автора произведения. Не исключено и получение пенсии лицом, трудящимся за пределами страны, при условии, что таковой добровольно уплачивает страховые взносы;
  2. Самозанятые с источником дохода от своей деятельности (нотариус, адвокат, ИП и т.д.);
  3. Члены крестьянско-фермерских хозяйств;
  4. Члены семейных (родовых) общин малочисленных народов Сибири, Севера и Дальнего Востока, основное занятие которых – традиционные отрасли хозяйства;
  5. Священнослужители и ряд иных категорий, которые являются участниками пенсионных правоотношений в соответствии с положениями Федерального закона РФ № 167 от 15.12.2001.

Система обязательного пенсионного страхования, действовавшая до 2015 года

Пенсионное обеспечение, которое существовало до 2015 года регулировалось Федеральным законом «О трудовых пенсиях» от 17.12.2001 №173-ФЗ и было представлено сугубо трудовыми пенсиями. С 2015 года эти пенсии именуются страховыми. В трудовые пенсии входили базовая, страховая и накопительная части.

Основным видом назначаемых пенсий была трудовая по старости, которая полагалась гражданам, чей возраст достиг возраста 55 для лиц женского пола и 60 лет для лиц мужского пола. На момент достижения возраста лицо необходимо было наработать 5 и более лет стажа, при его отсутствии право на трудовую пенсию у лица отсутствовало.

Назначение и оформление страховых пенсий в рамках обязательного пенсионного страхования

В результате изменения пенсионного законодательства, были пересмотрены условия и порядок назначения пенсий, но как и прежде, пенсионные выплаты по старости назначаются бессрочно. Возрастной минимум, установленный для обоих полов, остался прежним, но теперь граждане должны также одновременно иметь:

  • страховой стаж ко дню достижения пенсионного возраста 8 лет и более (на 2017 год);
  • пенсионный коэффициент 11,4 балла (на 2017 год).

Ввиду резкого увеличения необходимого страхового стажа для пенсии и пенсионного коэффициента, законодательно предусмотрено поэтапное увеличение требуемого страхового стажа с 5 до 15 лет и пенсионного коэффициента с 6 до 30 баллов ежегодно на 1 год и 2,4 балла соответственно для лиц, которые достигнут пенсионного возраста с 2015 по 2024 год.

Пример: гражданке Л. в 2020 году исполняется 55 лет. Для получения пенсии по старости требуется, чтобы наработанный ей страховой стаж составлял 10 лет, а ее пенсионный коэффициент составлял 18,6. К моменту вступления в силу изменений пенсионного законодательства в 2015 году ее стаж составлял 5 лет при коэффициенте 6,6 и, в случае достижения пенсионного возраста к 2015 году, ей бы полагалась пенсия по возрасту, после указанной даты даже при достижении требуемого возраста, право на данный вид пенсии у нее отсутствует. Таким образом, за период с 2015 по 2020 гражданка Л. должна наработать еще 5 лет страхового стажа и 12 баллов, либо продолжать трудовую деятельность с отчислениями в ПФР и далее, пока не будет соответствовать критериям, прописанным в законе.

Особенности назначения досрочных пенсий

Досрочные пенсии по старости назначаются в случае осуществления трудовой деятельности, которая признаются опасной для жизни и здоровья согласно законодательству. Перечень таких работ огромный и содержится в нескольких списках, утвержденных правительством и ряде других нормативно-правовых актов. Для каждого вида работ предусмотрены свои условия по возрасту выхода на пенсию, стажа работы и т.д.

Правом досрочной пенсии по старости обладают также женщины, у которых имеется 5 и более детей при соблюдении условий по продолжительности их воспитания либо по продолжительности трудовой деятельности, люди с некоторыми видами заболеваний (карлики, лилипуты) и групп инвалидности, работники Крайнего Севера или мест, которые к нему приравниваются и т.д. Для каждой из категорий установлен индивидуальный минимально необходимый срок как трудового, так и страхового стажа, а также возраст, с которого может начаться выплата пенсии.

Назначение и оформление накопительных пенсий в рамках обязательного пенсионного страхования

Накопительная пенсия не является обязательной, она формируется только при условии, что будущий пенсионер письменно обратился в управляющую компанию (Внешэкономбанк) или в один из негосударственных пенсионных фондов. Данное пенсионное обеспечение регулируется Федеральным законом «О накопительной пенсии» от 28.12.2013 № 424-ФЗ.

Работодатель из обязательных к отчислению на пенсию 22% отчисляет 16% в обязательную страховую пенсию и 6% направляет в накопительную. Для этого в выбранной организации (УК или НПФ) открывается индивидуальный счет, куда и зачисляются взносы без учета взимаемой комиссии. При выходе на заслуженную пенсию, та сумма, которая скопилась в накопительной части, будет разделена на несколько равных долей и выплачена пенсионеру в течение нескольких месяцев.

Фактически лицо инвестирует свои средства в расчете получить прибыль от вложений и тем самым заработать себе прибавку к пенсии. Данная система работает по принципу вклада в банк под определенный процент, который теоретически должен покрывать инфляцию и давать возможность заработать больше. Ежегодно организация должна отчитываться о вкладах застрахованных лиц, но практика показывает, что далеко не во всех случаях инвестиции приносят желаемую прибыль и даже, напротив, являются убыточными. Государство не принимает на себя обязанность индексировать накопительные пенсии.

Государственное пенсионное обеспечение

Данная форма регулируется Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ. Меры, отраженные в нем, разработаны и приняты с целью:

  • компенсировать гражданам заработок (доходы), который утрачен из-за прекращения государственной гражданской службы при достижении выслуги лет при выходе на страховую пенсию по возрасту;
  • компенсировать заработок гражданам, которые являлись космонавтами, входили в летно-испытательный состав;
  • компенсировать вред здоровью, причиненный при несении военной службы, катастрофах техногенного и радиационного характера, в случае инвалидности или потери кормильца;
  • обеспечения существования нетрудоспособных граждан.

Согласно статье 5 указанного выше нормативно-правового акта, выделяют следующие виды пенсий:

В отличие от обязательного пенсионного страхования при государственном пенсионном обеспечении не имеет значения страховой стаж. Выплаты данного вида финансируются федеральным бюджетом и причитаются только строго оговоренным законом категориям субъектов, не являющихся застрахованными и не подлежащих обязательному страхованию как таковому.

Негосударственное пенсионное обеспечение

Данная форма - меры, которые разработаны и приняты государством с целью компенсировать получателям пенсии заработок (вознаграждение), которые они имели до того момента как была установлено негосударственное пенсионное обеспечение. Основываются данные правоотношения на договоре между НПФ и вкладчиком – потенциальным пенсионером и регулируются Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах» от 07.05.1998 № 75-ФЗ.

Негосударственное пенсионное обеспечение возможно только будущий получатель пенсии самостоятельно заключает договор с НПФ и регулярно производит пенсионные взносы.

Видами пенсионного обеспечения данной формы являются пенсии:

  • по старости;
  • по инвалидности;
  • по случаю потери кормильца;
  • устанавливаемые по иным основаниям, прописанным в законе или пенсионном договоре.

Заключение

С начала 2000-х годов активно реформировалась российская пенсионная система, таким образом решая острые экономические и демографические проблемы. Был принят ряд нормативных актов, призванных регулировать обязательное пенсионное страхование в государстве, при котором назначение и размеры пенсий стали напрямую зависеть от уплаты страховых взносов в ПФР. В то же время государство не могло отказаться от гарантированного пенсионного обеспечения граждан за счет своего бюджета. Таким образом к 2017 году сложились формы пенсионного обеспечения, о которых шла речь в данной статье.

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

Читайте также: