Повышение пенсии в казахстане с 1 декабря


Иллюстративное фото: NUR.KZ/Петр Карандашов

Согласно утверждаемому на данный момент законопроекту «О республиканском бюджете» со следующего года МРП и базовая пенсия в Казахстане увеличатся на 5%. Какие это суммы, узнали журналисты Нурфин.

В начале осени по традиции выходит Закон «О республиканском бюджете», из которого мы узнаем размеры минимальной пенсии, прожиточного минимума и месячного расчетного показателя.

На данный момент законопроект, касающийся следующего года, уже утверждается и находится в открытом доступе. Мы посчитали, насколько велики изменения.

Пенсия

Минимальный размер государственной базовой пенсии с 1 января 2021 года планируют увеличить на 5% - с 17 641 до 18 524 тенге. Базовая пенсия выплачивается каждому казахстанцу, при этом она может быть и больше, в зависимости от рабочего стажа.


Пособие по рождению ребенка 2020 в Казахстане

Минимальный размер солидарной пенсии возможно увеличился на 7% - с 40 441 до 43 272 тенге. Солидарную пенсию получают все пенсионеры, которые хотя бы полгода работали до 1998 года. Она также увеличивается в зависимости от стажа.

Пенсионеры получают эти две составляющие вместе. То есть с 2021 года казахстанцы, имеющие рабочий стаж в советское время и в девяностые годы, могут минимум получать 61 796 тенге.

Прожиточный минимум

Базовая пенсия, как многие государственные пособия, зависит от прожиточного минимума. Планируется, что со следующего года он вырастет на 5% - с 32 668 до 34 302 тенге.

Например, пособия по инвалидности могут измениться таким образом:


Пособие по инвалидности в Казахстане в 2020 году

Инвалиды I группы получают 1,92 ПМ, на данный момент это 62 723 тенге, а с 2021 года будет 65 860 тенге.

Человек, получивший во взрослом возрасте II группу инвалидности, должен получать 1,53 ПМ. С апреля 2020 года это 49 983 тенге, а планируется 52 483 тенге.

III группа инвалидности у взрослого человека предполагает пособие в размере 1,04 ПМ. На данный момент это 33 975 тенге, а будет 35 675 тенге.

Черта бедности в Казахстане равна 70% от ПМ. Теперь она может подняться с 22 868 до 24 011 тенге.


Пособия в РК: изменения 2020 года

Месячный расчетный показатель

МРП с 1 января 2021 года планируется увеличить также на 5% - с 2 778 до 2 917 тенге.

Вместе с размером МРП меняются размеры штрафов и платежей в государственный бюджет. А также некоторые государственные пособия. Например, по уходу за ребенком до одного года.

За первенца неработающая мама получает 5,76 МРП. С апреля 2020 года это было 16 002 тенге, а с 2021 года возможно будет 16 802 тенге.

За второго ребенка положено 6,81 МРП. На данный момент это 18 919 тенге, а планируется 19 865 тенге.

За третьего ребенка – 7,85 МРП. 21 808 тенге на данный момент или 22 899 тенге с 2021 года.


Базовая пенсия в Казахстане: подробности реформы

За четвертого и последующих малышей – по 8,9 МРП или 24 725 тенге в месяц на данный момент. С 2021 года эта выплата может увеличиться до 25 962 тенге.

Для работающих мам ничего не изменится, потому что соцвыплаты по уходу за ребенком зависят от средней зарплаты женщины. Максимальная зарплата, которая берется в расчет равна семи минимальным зарплатам, установленным в стране.

А минимальную зарплату, к слову, увеличивать не собираются и планируют оставить на прежнем уровне – 42 500 тенге. К слову, это будет уже третий год без изменений этого показателя.

Отметим, что окончательно закон «О республиканском бюджете" должны утвердить 4 сентября, а изменения вступят в силу 1 января 2021 года.

Это уже предусмотрено в проекте закона «О республиканском бюджете на 2021-2023 годы», который представило министерство финансов.



В частности, планируют установить с 1 января 2021 года сразу несколько минимальных планок: пенсия – 43 272 тенге (сейчас это 40 441), государственная базовая пенсионная выплата – 18 524 тенге, месячный расчетный показатель (для исчисления пособий, соцвыплат, а также штрафных санкций, налогов и других платежей) – 2 917 тенге, прожиточный минимум (для расчета размеров базовых соцвыплат) – 34 302 тенге. Минимальный размер зарплаты в проекте на том же уровне – 42 500 тенге.

В этом документе говорится, что пенсии по возрасту и за выслугу лет также с 1 января 2021 года подрастут на семь процентов.

Проект закона на публичном обсуждении будет находиться до 4 сентября.

* плащи кожаные муж., жен., дубленки муж., полушубок из овчины нов. Тел.: 28-11-63, 8-777-741-57-81.
* туфли фирменные полуспорт., немного б/у, р. 43, 6500 тг, полуботинки "Империал", р. 39, 2500 тг, полуботинки "Zara-Man", р. 40, 3500 тг. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65.
* туфли муж. фирмы "Ralf Ringer", цвет рыжий, р. 42-43, 15000 тг. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65.
* шубы: норка, блэкглама, длинная, р. 50, нов.; автоледи, норка, цвет серый, р. 48, нов. Тел.: 39-24-57, 8-701-540-26-62.
* ботинки лыжные, р. 38, 2000 тг. Тел.: 50-43-87, 8-705-264-33-68.
* брюки муж., 650 тг; ткань на юбки, брюки (шерсть, полушерсть), 300-500 тг/м. Тел. 22-45-90.
* брюки теплые для зимней рыбалки, р. 54, рост 175; плащ накидка из комплекта химзащиты, нов. Тел. 8-705-562-29-35.
* валенки серые новые, р. 29, 4000 тг. Тел.: 56-14-11, 8-777-524-42-63.
* валенки новые на резиновой подошве, р. 42-47, 2000-4000 тг; валенки б/у, подшитые, 2000-3000 тг. Тел.: 26-33-76, 8-705-169-98-67.
* вещи женские, подростковые. Тел. 26-04-23.
* вещи детские от года до 3 лет, женские вещи, недорого. Тел.: 26-78-23, 8-705-766-24-16, 8-707-624-99-10.
* воротники (песец, енот), 52 см, полусапожки жен. осенние, р. 36. Тел. 8-701-769-42-77.
* дубленку жен., р. 48, 30000 тг, дубленку муж., р. 46, 25000 тг, хор. сост. Тел.: 39-35-39, 8-702-763-91-00.
* дубленки из овчины, полушубки рабочие, сапоги яловые, р. 43-44, воротники (цигейка, енот, норка). Тел.: 26-33-76, 8-705-169-98-67.
* дубленку короткую с капюшоном, жен., р. 46, б/у один год, шубу цигейковую, р. 54, 10000 тг, куртку кожан., р. 44, плащ жен. нов. и б/у, шапку норковую жен. и др. вещи, хор. сост., недорого. Тел.: 50-87-37, 8-705-544-58-30, 8-747-594-78-42.
* дубленки муж., натур., р. 52; сапоги резиновые яловые, сапоги полуспорт муж., р. 44, натур. мех; сапоги жен. замшев. натур., р. 39-40. Тел.: 8-747-648-18-91, 8-777-509-77-07.
* комплекты спецодежды "Пингвин" с эл. подогревом (жилет и шапочки), 60Вт, 12В, до +40 градусов для водителей, рыбаков, продавцов по 6000 тг, торг. Тел. 8-777-302-58-65.
* костюмы, дубленки, р. 54-56, рост 184-186. Тел.: 8-705-570-00-29, 8-702-797-72-19.
* куртку с капюшоном муж., цвет синий, р. 54, 15000 тг; сапоги кожаные жен., р. 39, 10000 тг, дубленку и рубашки муж., р. 54-56, отл. сост. или меняю на продукты питания. Тел. 8-777-538-90-35.
* макинтош муж., нов., цвет темно-синий, р. 48-50, 25 тыс. тг. Тел.: 56-14-11, 8-777-524-42-63.
* мех норки (чулок) корич., мех для реставрации. Тел.: 56-02-53, 8-705-761-75-17.
* платье свадебное, р. 44-46, фата и перчатки в подарок. Тел.: 56-97-95, 8-775-867-08-76.
* плащ жен., р. 48, нов., цвет бежевый. Тел. 8-777-972-03-15.
* пуховик для девочки 8-11 лет, туфли, р. 32-34, платье нарядное, шапку норковую, отл. сост. Тел. 50-61-04.
* сапоги резиновые скороходы, р. 28,5 (43-44). Тел. 26-21-57.
* спецодежду "Пингвин" с эл. подогревом, 15000 тг, унты, р. 42, 10000 тг; полушубок, б/у и ватник нов., недорого. Тел. 8-705-668-81-43.
* сюртук муж., натур. мягкая кожа, р. XL, цвет черный, 55000 тг, торг. Тел. 8-777-302-58-65.
* тапочки молдавские, р. 23,5, 24. Тел. 50-18-02.
* туфли модельные черные, р. 37,5, 4500 тг. Тел.: 50-43-87, 8-705-264-33-68.
* туфли муж., нов., р. 42, 4000 тг. Тел.: 56-14-11, 8-777-524-42-63.
* фуфайки новые теплые, р. 54, 8000-10000 тг. Тел.: 26-33-76, 8-705-169-98-67.
* шапки муж. из натур. кожи, цвет корич., отл. сост., р. 56-57, 3000 тг. Тел.: 56-14-11, 8-777-524-42-63.
* шапки норковые муж., шубу искусствен. для девочки 5-6 лет, недорого. Тел.: 56-02-53, 8-705-761-75-17.
* шапки норковые жен., р. 57-58, нов., шапку сурчиную муж., р. 55-57, шапки цигейковые дет.; сапоги жен., р. 38, детские, р. 34-35, нов. Тел. 50-18-02.
* шапку-ушанку цигейковую, цвет черный, р. 56-57, 2500 тг. Тел.: 56-14-11, 8-777-524-42-63.
* шляпу норковую жен., цвет корич., р. 56, б/у, 3000 тг. Тел.: 56-14-11, 8-777-524-42-63.
* шляпы муж. демисезонные, серая и синяя, р. 56-57, по 3000 тг. Тел.: 56-14-11, 8-777-524-42-63.
* шубу норковую голубую, отл. сост., р. 48-50, 85 тыс. тг. Тел.: 56-14-11, 8-777-524-42-63.
* шубу каракулевую с капюшоном, цвет корич., р. 48-50, 25 тыс. тг. Тел.: 56-14-11, 8-777-524-42-63.
* шубу нутриевую с капюшоном, р. 50-52, отл. сост. Тел.: 56-97-95, 8-775-867-08-76.
* шубу нутриевую нов., пальто осенние, 2 шт., пальто кожаное зимнее. Тел.: 8-775-723-22-67, 8-777-508-98-21.
* шубу (енот), р. 50, отл. сост., 40000 тг. Тел.: 53-19-78, 8-701-460-29-77.
* шубу цигейковую черную муж., нов., р. 50-52, 50 тыс. тг; шубу из овчины черную, р. 50-52, б/у, цена договор. Тел.: 56-14-11, 8-777-524-42-63.
* шубу цигейковую, р. 52-54, плащи жен., р. 52-54, нов., 10000 тг, б/у цена договор., шапку жен., нов., 5000 тг, торг. Тел.: 50-87-37, 8-705-544-58-30, 8-747-594-78-42.
* шубу цигейковую цельнокроеную, цвет черный, жен., р. 52-54, б/у. Тел.: 56-97-95, 8-775-867-08-76.


Закон "О республиканском бюджете на 2020-2022 годы" предусматривает повышение пенсий и пособий. Об этом сообщает Zakon.kz.

Изменений в размере минимальной заработной платы (МЗП) не предвидится – ее размер останется прежним и составит 42 500 тенге. Минимальная базовая пенсионная выплата увеличится на 800 тенге – 16 839 тенге. Минимальный размер пенсии с нового года повысится на 2 528 тенге – 38 636 тенге.

Пенсионные выплаты по возрасту увеличатся на семь процентов, базовая пенсионная выплата, которая выплачивается в зависимости от трудового стажа человека, будет расти вместе с ростом прожиточного минимума. С 2020 года она увеличится на пять процентов.

По документу, ожидается повышение прожиточного минимума на 1500 тенге – 31 183 тенге. МРП с 2525 тенге вырастет до 2651 тенге, что в соответственно приведет к росту государственных социальных пособий по инвалидности, по случаю потери кормильца, по возрасту, спецпособий для лиц, занятых на работах с особо вредными и тяжелыми условиями труда, детских пособий (единовременных и по уходу за ребенком до года), а также пособий многодетным семьям и родителям.


Кроме того, увеличатся пособия беременным, безработным и инвалидам.

Закон предусматривает усиление связи между стажем работы и размером соцвыплат. Например, при стаже участия до 71 месяца включительно — пять лет и 11 месяцев — сохранятся действующие коэффициенты стажа участия, а за каждый последующий полный год сверх пяти лет коэффициент будет повышаться на 2 процента.

Так, инвалид второй группы, делавший отчисления в госфонд 7 лет при среднемесячном доходе 100 тысяч тенге, получит выплату в 31 080 тенге.

К ней прибавится выплата госсоцпособия по инвалидности. Для инвалида второй группы она составит 47 710 тенге. Таким образом, общая сумма выплаты составит 78 790 тенге.


Пособия по инвалидности увеличатся следующим образом:

  • инвалидам от общего заболевания I группы будут выплачивать 59 872 тенге (1,92 от прожиточного минимума);
  • инвалидам II группы — 47 710 тенге (1,53 ПМ);
  • инвалидам III группы — 32 431 тенге (1,04 ПМ).

Также пособия инвалидам детства с 16 лет I группы - до 59 872 тенге (1,92 ПМ), II группы — 49 581 тенге (1,59 ПМ), III группы — 37 420 тенге (1,20 ПМ). Дети-инвалиды до 16 лет будут получать 43 657 тенге.

Единовременное пособие по случаю рождения ребенка тоже вырастут: на первого, второго и третьего ребенка — до 100 738 тенге (38 МРП), на четвертого — до 167 013 тенге (63 МРП).

Ежемесячные пособия по уходу за ребенком до года для неработающих женщин составят: на первого — 15 270 тенге (5,76 МРП), на второго — 18 054 тенге (6,81 МРП), на третьего — 20 811 тенге (7,85 МРП), на четвертого и более — 23 594 тенге (8,9 МРП).


Вместе с тем согласно законопроекту по вопросам обязательного социального страхования, социального обеспечения и государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения, семьям с четырьмя детьми будут выплачивать 42 500 тенге в месяц, с пятью — 53 125 тенге, с шестью — 63 750 тенге, с семью и более детьми — 73 375 тенге. Эти выплаты не будут зависеть от уровня дохода семьи.

Месячный размер денежной компенсации на содержание жилища и оплату коммунальных услуг военнослужащим (кроме военнослужащих срочной службы) и сотрудникам специальных государственных и правоохранительных органов, государственной фельдъегерской службы составит 3 739 тенге.


Раздел Афиша «Куда сходить в Актау?» календарь городских событий


В Казахстане приняли закон о бюджете на 2021-2023 годы. Он устанавливает размер минимальной зарплаты, расчётного месячного показателя и минимальной пенсии.

2 декабря 2020 года Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал Закон "О республиканском бюджете на 2021-2023 годы". Он вводится в действие с 1 января 2021 года.

В документе установлены размеры минимальной зарплаты, расчётного месячного показателя и минимальной пенсии, а также определены доходы и затраты бюджета.

Как повысятся пенсии и размер МРП

В следующем году в Казахстане повысят размер пенсионных выплат.

"Установить, что средства, направленные на пенсионные выплаты по возрасту и пенсионные выплаты за выслугу лет, предусмотрены с учётом повышения их размеров с 1 января 2021 года на семь процентов", – сказано в документе .

  • минимальный размер пенсии – 43 272 тенге;
  • минимальная базовая пенсионная выплата – 18 524 тенге;
  • минимальный размер заработной платы – 42 500 тенге;
  • месячный расчётный показатель – 2 917 тенге;
  • величина прожиточного минимума для исчисления социальных выплат – 34 302 тенге;
  • месячный размер денежной компенсации на оплату аренды и комуслуг военнослужащим и сотрудникам специальных государственных и правоохранительных органов, а также государственной фельдъегерской службы – 3 739 тенге (эта статья не касается солдат срочной службы).

Сколько регионы получат из республиканского бюджета

Основными донорами республиканского бюджета по-прежнему останутся четыре региона. Атырауская и Мангистауская области, а также города Нур-Султан и Алматы пополнят главную казну страны на 451 млрд тенге:

  • Атырауская область – 213 млрд тенге;
  • Алматы – 190 млрд тенге;
  • Нур-Султан – 34 млрд тенге;
  • Мангистауская область – 13 млрд тенге.

Из областных бюджетов в республиканскую казну должны поступить 200 млрд тенге.

В свою очередь республиканский бюджет выделит регионам 2,1 трлн тенге:

  • Акмолинской области – 144 млрд тенге;
  • Актюбинской – 110 млрд тенге;
  • Алматинской – 190 млрд тенге;
  • Восточно-Казахстанской – 217 млрд тенге;
  • Жамбылской – 193 млрд тенге;
  • Западно-Казахстанской – 75 млрд тенге;
  • Карагандинской – 134 млрд тенге;
  • Кызылординской – 176 млрд тенге;
  • Костанайской – 135 млрд тенге;
  • Павлодарской – 54 млрд тенге;
  • Северо-Казахстанской – 141 млрд тенге;
  • Туркестанской – 391 млрд тенге;
  • Шымкенту – 138 млрд тенге.

На что выделят деньги регионам

Трансферты из республиканского бюджета выделят регионам на реализацию 43 направлений, в числе которых:

  • субсидирование агропромышленного комплекса;
  • выплата АСП;
  • госзаказ для неправительственных организаций;
  • увеличение зарплат воспитателям, учителям, работникам здравоохранения и соцработникам;
  • подушевое финансирование в госшколах;
  • гранты для детей из многодетных и малообеспеченных семей;
  • покупку вакцин и медоборудования;
  • повышение стипендий студентам колледжей.

  1. Возмещение части расходов, понесённых субъектом агропромышленного комплекса, при инвестиционных вложениях.
  2. Субсидирование в рамках гарантирования и страхования займов субъектов агропромышленного комплекса.
  3. Субсидирование процентной ставки по кредитным и лизинговым обязательствам в рамках направления по финансовому оздоровлению субъектов агропромышленного комплекса.
  4. Субсидирование ставок вознаграждения при кредитовании, а также лизинге на приобретение сельскохозяйственных животных, техники и технологического оборудования.
  5. Субсидирование купонного вознаграждения по облигациям.
  6. Субсидирование стоимости пестицидов, биоагентов (энтомофагов), предназначенных для проведения обработки против вредных и особо опасных вредных организмов с численностью выше экономического порога вредоносности и карантинных объектов.
  7. Возмещение физическим и юридическим лицам затрат на закладку и выращивание уничтоженных плодово-ягодных культур, заражённых бактериальным ожогом плодовых.
  8. Выплату государственной адресной социальной помощи.
  9. Введение стандартов оказания специальных социальных услуг.
  10. Размещение государственного социального заказа в неправительственных организациях.
  11. Обеспечение прав и улучшение качества жизни инвалидов в Республике Казахстан.
  12. Услуги по замене и настройке речевых процессоров к кохлеарным имплантам.
  13. Субсидирование затрат работодателя на создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
  14. Установление доплат к заработной плате работников, предоставляющих специальные социальные услуги в государственных организациях социальной защиты населения.
  15. Увеличение оплаты труда педагогов организаций дошкольного образования.
  16. Доплату за проведение внеурочных мероприятий педагогам физической культуры государственных организаций дошкольного образования.
  17. Доплату за квалификационную категорию педагогам государственных организаций дошкольного образования.
  18. Реализацию подушевого финансирования в государственных организациях среднего образования.
  19. Увеличение оплаты труда педагогов государственных организаций образования, за исключением организаций дополнительного образования для взрослых.
  20. Доплату за квалификационную категорию педагогам государственных организаций образования, за исключением организаций дополнительного образования для взрослых.
  21. Доплату за проведение внеурочных мероприятий педагогам физической культуры государственных организаций среднего образования.
  22. Доплату за степень магистра методистам методических центров (кабинетов) государственных организаций среднего образования.
  23. Доплату за проведение внеурочных мероприятий педагогам физической культуры государственных организаций технического и профессионального, послесреднего образования.
  24. Приобретение оборудования для колледжей в рамках проекта "Жас маман".
  25. Увеличение оплаты труда педагогов государственных организаций технического и профессионального, послесреднего образования.
  26. Доплату за квалификационную категорию педагогам государственных организаций технического и профессионального, послесреднего образования.
  27. Размещение государственного образовательного заказа на подготовку специалистов с высшим образованием для детей из многодетных и малообеспеченных семей.
  28. Проведение медицинской организацией мероприятий, снижающих половое влечение, осуществляемых на основании решения суда.
  29. Материально-техническое оснащение организаций здравоохранения на местном уровне.
  30. Возмещение лизинговых платежей по санитарному транспорту, приобретённому на условиях финансового лизинга.
  31. Закуп вакцин и других иммунобиологических препаратов.
  32. Пропаганду здорового образа жизни.
  33. Реализацию мероприятий по профилактике и борьбе со СПИД.
  34. Увеличение размера государственной стипендии обучающимся в организациях технического и профессионального, послесреднего образования.
  35. Повышение заработной платы работников организаций в области здравоохранения местных исполнительных органов.
  36. Установление доплат к должностному окладу за особые условия труда в организациях культуры и архивных учреждениях управленческому и основному персоналу государственных организаций культуры и архивных учреждений.
  37. Увеличение оплаты труда педагогов государственных организаций среднего и дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта.
  38. Реализацию мероприятий по социальной и инженерной инфраструктуре в сельских населённых пунктах в рамках проекта "Ауыл – Ел бесігі".
  39. Предоставление государственных грантов молодым предпринимателям для реализации новых бизнес-идей в рамках Государственной программы поддержки и развития бизнеса "Дорожная карта бизнеса-2025".
  40. Субсидирование ставки вознаграждения и гарантирование по кредитам в рамках Государственной программы поддержки и развития бизнеса "Дорожная карта бизнеса-2025" и механизма кредитования приоритетных проектов.
  41. Финансирование приоритетных проектов транспортной инфраструктуры.
  42. Приобретение жилья коммунального жилищного фонда для социально уязвимых слоёв населения и (или) малообеспеченных многодетных семей.
  43. Приобретение жилья коммунального жилищного фонда для работающей молодёжи.

Каков лимит правительственного долга

В законе утверждён резерв Правительства Казахстана на 2021 год в 343 млрд тенге. Лимит правительственного долга – 18,1 трлн тенге.

Доходы бюджета на 2021 годы составят 11,2 трлн тенге:

  • по налоговым поступлениям – 6,6 трлн;
  • по неналоговым поступлениям – 286 млрд тенге;
  • поступлениям от продажи основного капитала – 3,5 млрд тенге;
  • поступлениям трансфертов – 4,3 трлн тенге.

Расходы бюджета – 13,7 трлн тенге. Поэтому дефицит бюджета составит минус 2,6 трлн тенге. Это 3,4% валового внутреннего продукта (ВВП) страны.

Сумма трансферта из Нацфонда составит 2,7 трлн тенге, плюс целевой трансферт в размере 1 трлн тенге пойдёт на цели, определённые Президентом Казахстана.

Закон вводится в действие с 1 января 2021 года.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

В последнее время в Казахстане все чаще говорят о снижении пенсионного возраста. И на это есть немало причин. Однако правительство не рассматривает этот вопрос. При этом пенсионная система в стране будет модернизирована.


В 60 лет на пенсию

Не так давно мажилисмены из фракции КНПК, озвучивая запрос на имя Премьер-Министра РК, подняли тему снижения пенсионного возраста для казахстанцев. Коммунисты считают, что в условиях надвигающейся второй волны COVID-19, роста рисков мутации коронавируса, появления других опасных штаммов вирусов важно уберечь пожилых людей, чей возраст и сопутствующие ему болезни выделяют их в особую группу риска. Для них необходимо создать условия для нормальной самоизоляции, а это возможно только в том случае, если отправить их на заслуженный отдых. Депутаты предложили определить для этого возраст в 60 лет. Причем для всех — и мужчин, и женщин.

Парламентарии считают, что эта мера будет способствовать не только обеспечению условий для сохранения жизни и здоровья старшего поколения, но в условиях экономического кризиса, неблагоприятных прогнозов по росту экономики и нарастающей безработицы положительно повлияет на рынок труда. В условиях пандемии именно предпенсионеры оказались самой незащищенной группой населения. Им и без того было трудно удержаться на рынке труда, а сейчас, когда безработица растет, это и вовсе станет нереально. Значительное число сокращений и увольнений придется именно на людей старше 50 лет, которым гораздо сложнее, чем молодежи, встроиться в меняющийся рынок труда. Снижение пенсионного возраста стало бы мерой социальной поддержки. Проще позволить людям выйти на заслуженный отдых, чем платить им пособия по безработице.

Напомним, что сейчас в Казахстане пенсионный возраст для мужчин наступает в 63 года, для женщин — в 59,5 года. В 2013 году приняли закон, предусматривающий поэтапное повышение возраста выхода на пенсию для женщин. В частности, ежегодно, вплоть до 2027 года, им добавляется по шесть месяцев. К тому времени все представительницы прекрасного пола будут выходить на заслуженный отдых в 63 года. Если доживут, конечно. Средняя продолжительность жизни в РК, согласно данным Министерства здравоохранения, составляет 72 года.

Правда, уйти на пенсию можно досрочно: мужчинам — в 55 лет, женщинам — в 51,5 года. Но для этого необходимо приобрести пенсионный аннуитет, то есть на своих счетах в ЕНПФ надо иметь 10,5 и 14 миллионов тенге соответственно. Как показывают расчеты Минтруда, не у всех работающих казахстанцев достаточный уровень накоплений, необходимый даже на приобретение жилья, не говоря уже о покупке пенсионного аннуитета.

В верхах, судя по всему, не собираются прислушиваться к депутатам. И на то есть свои аргументы. Так, по словам Министра труда и социальной защиты населения Биржана Нурымбетова, сегодня в Казахстане вопрос снижения пенсионного возраста не рассматривают. Да и такие решения не принимают в одночасье. Они должны базироваться на исследованиях, долгосрочных прогнозах с учетом экономических, демографических факторов, вопросов соотношения количества работающего населения и пенсионеров. Нужно учитывать и ситуацию на рынке труда, и динамику старения населения. К примеру, если 10 лет назад в стране соотношение пенсионеров к работающему населению составляло 20 процентов, то есть приходилось пять работающих на одного пенсионера, то сейчас этот показатель перевалил за 30 процентов. По статистике, доля граждан старше 65 лет сегодня составляет 7,7 процента от всего населения, тогда как пять лет назад этот показатель был 6,8 процента.

В стране увеличивается нагрузка на работающее население — трое работающих казахстанцев кормят себя и еще одного безработного. Казахстан — государство с самым высоким средним возрастом в Центральной Азии. Это около 30 лет. В дальнейшем, как заметил министр, в республике будет все больше пенсионеров. Чтобы их прокормить, нужно повышать эффективность труда и, возможно, повышать пенсионный возраст и налоги. К тому же во многих сферах продолжают работать специалисты, которые уже давно должны были выйти на заслуженный отдых, но их некем заменить. Поэтому высвобождение рабочих мест за счет снижения пенсионного возраста едва ли сможет кардинально изменить ситуацию на рынке труда.

Хотя, как отмечают специалисты, пенсионный возраст можно снизить, но для этого надо увеличить эффективность использования средств ЕНПФ. Почти половина средств фонда вложены в государственные ценные бумаги, что не является эффективным активом во время кризиса. Второй вариант, при котором предложения депутатов можно реализовать — если увеличить налоги, но облегчить их выплату и сделать понятнее систему налогообложения, а также сократить госаппарат.

От базовой к гарантированной

Отечественная пенсионная система пережила не одно реформирование. Казахстан первым среди стран СНГ начал модернизировать старую солидарную систему пенсионного обеспечения и перешел с 1998 года на накопительную.

Сегодняшняя пенсия вышедших на заслуженный отдых казахстанцев состоит из трех частей. Выплата складывается из базовой пенсии (так называемой «президентской»), которая назначается всем без исключения. Ее размер не зависит от трудового стажа и заработной платы. Вторая часть пенсионных выплат — солидарная, зависит от трудового стажа, накопленного до 1 января 1998 года, и последняя составляющая — накопительная — 10-процентные отчисления от заработной платы работника.

В Казахстане утверждена Концепция дальнейшей модернизации пенсионной системы до 2030 года. В соответствии с этим документом предусматривается переход от базовой пенсионной выплаты к минимальной гарантированной пенсии с 2028 года. Предполагается, что переход позволит оптимизировать механизм предоставления государственной гарантии, повысит уровень пенсионного обеспечения лиц с небольшим стажем участия в пенсионной системе, коэффициент замещения дохода пенсионными выплатами. В частности, предлагают установить минимальную гарантированную пенсию в размере 70 процентов от величины прожиточного минимума для лиц, имеющих стаж участия в пенсионной системе менее пяти лет. При пятилетнем стаже — 70 процентов от прожиточного минимума, а каждый год сверх пяти лет ее размер будет увеличиваться на два процента. Минимально гарантированную пенсию для состоявшихся получателей базовой пенсии рассчитывать планируют с учетом стажа участия в пенсионной системе, учтенного при исчислении размера базовой пенсии. При этом сохраняется право на пенсионные выплаты по возрасту при наличии не менее шести месяцев трудового стажа на 1 января 1998 года.

Для поддержания размеров солидарных пенсий (начисляется работавшим до 1998 года с минимальным трудовым стажем более шести месяцев) на приемлемом уровне в условиях действующего пенсионного законодательства их размеры будут ежегодно индексировать с опережением уровня инфляции на два процента.

Также предлагают установить минимальный размер пенсионной выплаты из ЕНПФ по аналогии с размерами выплат из страховых организаций при заключении договора пенсионного аннуитета, то есть в размере не ниже минимального размера пенсии, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете (в соответствии с изменениями, внесенными в Закон «О республиканском бюджете на 2020-2022 годы», с 1 апреля минимальная пенсия установлена в размере 40 441 тенге).

Пересмотрят коэффициенты текущей стоимости пенсионных накоплений для всех категорий граждан. Размер ежемесячной суммы пенсионных выплат из ЕНПФ рассчитывается как одна двенадцатая произведения суммы пенсионных накоплений на коэффициент их текущей стоимости в соответствующем возрасте получателя. При этом выплаты не дифференцируются для отдельных групп населения, к примеру, по инвалидности и по полу.

Кроме того, планируют ввести отдельные коэффициенты текущей стоимости пенсионных накоплений для работников, занятых на опасных производствах, а также инвалидов 1-й и 2-й групп (с разделением по полу), поскольку продолжительность жизни у них разная. В результате этого изменения срок пенсионных выплат для таких категорий населения будет относительно короче, чем для всех категорий граждан, соответственно сумма ежемесячных выплат будет выше.

С 2023 года предлагают ввести дополнительный условно-накопительный компонент за счет обязательных пенсионных взносов работодателей, поэтапно, по ставке, начиная с одного процента и доведя до пяти процентов к 2029 году. Работодатели будут перечислять обязательные пенсионные взносы, начисляемые от размера дохода работника, за счет собственных средств. При этом государственная гарантия по сохранности взносов с учетом уровня инфляции не распространяется на условно-накопительный компонент.

Правительство Казахстана подготовило проект указа Президента РК «О внесении изменений и дополнений в Концепцию дальнейшей модернизации пенсионной системы Республики Казахстан до 2030 года», где предусмотрены все вышеперечисленные новшества. Проект документа размещен на сайте «Открытые НПА» для публичного обсуждения, которое завершится 12 ноября 2020 года.

Чиновники считают, что, изменив базовую пенсию, решат проблему сразу трех поколений пенсионеров: тех, кто до 1998 года имел низкий доход; кто имел маленький стаж до 1 января 1998 года; тех, кто участвовал только в накопительной системе. Что касается солидарной части, то она будет функционировать до того времени, пока в Казахстане существует нынешнее поколение пенсионеров и тех, кто на 1 января 1998 год имел стаж не менее шести месяцев. После 2043 года, как подсчитали чиновники, солидарная пенсия не будет назначаться никому.

Будущая пенсия

Сумма, которую человек может получить за год из своих накоплений, строго фиксирована. К примеру, годовой фонд пенсионных выплат из ЕНПФ не должен превышать 30-кратный размер минимальной пенсии, установленной на соответствующий финансовый год. Есть методика расчета, согласно которой каждому возрасту пенсионера соответствует так называемый коэффициент текущей стоимости пенсионных накоплений. В 63 года — это 0,10467. Умножив сумму накоплений на это число, получаем сумму, которая будет выплачена в течение года.

Многие задаются вопросом: как долго я буду получать пенсию? В мировой практике есть такое понятие — «возраст дожития». Это срок, до которого растягиваются и выплачиваются накопленные пенсионные взносы человека. В Казахстане это 19 лет. Правда, как показывает статистика, фактический средний срок дожития у мужчин составляет шесть лет (хотя ряд социологов считает более достоверным три года), а у женщин — 11. Также подсчитано, что женщине, выходящей на пенсию с накоплениями четыре миллиона тенге, этих денег хватит ориентировочно на семь лет. Причем, если человек живет меньше, его деньги остаются родственникам, дольше — от государства он может получить лишь минимальную пенсию. И только инвалиды I и II групп имеют право получать выплаты бессрочно.

Лучшая система

Если брать лучшие пенсионные системы, то там налоговая нагрузка в 2-2,5 раза больше, чем в Казахстане. И только сингапурская модель позволяет сохранить налоговую нагрузку и даже ее немного снизить. Там есть только два вида отчислений — это индивидуальный подоходный налог и пенсионный взнос. Общая налоговая нагрузка на фонд оплаты труда на 10-20 процентов ниже, чем в Казахстане. Система выстроена так, что человек может распоряжаться своими накоплениями — на жилье, образование, медицину. (Что, впрочем, и планируют со следующего года внедрить в Казахстане.) Ставки меняются в зависимости от возраста — чем человек старее, тем меньше ставка. Но если перенять сингапурскую модель пенсионной системы, то возникнет необходимость внести изменения и в налоговую систему.

В свое время в Казахстане предлагали «инновационный» вариант решения пенсионного вопроса, который, как уверяли, не имеет аналогов в мире. В частности, предлагалось детям взять на себя решение финансовых проблем пенсионеров-родителей путем закрепления в законодательстве обязательных пенсионных взносов и таким образом перейти от накопительной пенсионной системы к семейной. Нынешние 10 процентов отчислять не в пенсионные фонды, а на открытые банковские счета родителей. По задумке молодые люди до 35 лет обязаны перечислять часть своих пенсионных накоплений собственным родителям. Первый ребенок — 15 лет, второй — 12 и третий — девять.

Мировые эксперты сходятся во мнении, что идеальной пенсионной системы в мире не существует. А рецепт обеспеченной старости для тех, кто сегодня работает — не ограничиваться обязательными пенсионными накоплениями, а использовать дополнительные способы сохранить и преумножить.

С 1 января 2020 года будет произведен перерасчет пенсий и пособий в соответствии с Законом РК «О республиканском бюджете на 2020-2022 годы» и постановлением правительства РК «О повышении размера пенсионных выплат», передает otyrar.kz.


Закон «О республиканском бюджете на 2020-2022 годы» подписан президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым 4 декабря 2019 года.

Кому и на сколько эти выплаты увеличатся в будущем году?

Пенсии по возрасту, назначенные до января 2020-го, подлежат повышению на 7 процентов от получаемого размера пенсии. Например, размер пенсии до повышения составлял 57900 тенге, с 1 января 2020 года он будет равен 61953 тенге.

Минимальный размер пенсии увеличится с 36108 тенге до 38636 тенге.

Для граждан, которые первично обратятся за назначением пенсии в 2020 году, максимальный доход (заработная плата) для исчисления размера не может превышать 46-кратного месячного расчетного показателя — 121 946 тенге. К примеру, если фактический доход составил более 180 тыс тенге, то для исчисления пенсии будет принят доход 121 946 тенге.

С 1 января 2020 года устанавливаются:

— месячный расчетный показатель (МРП) — 2651 тенге;

— прожиточный минимум (ПМ) — 31183 тенге;

— минимальный размер базовой пенсионной выплаты составит 16839 тенге;

— минимальная пенсия (для назначаемых в 2018 году) — 38636 тенге;

— минимальная зарплата — 42500 тенге.

Повышение государственных социальных пособий по инвалидности, по случаю потери кормильца, по возрасту, госспецпособий для лиц, занятых на работах с особо вредными и тяжелыми условиями труда, детских пособий (единовременных и по уходу за ребенком до года), а также пособий многодетным семьям и родителям (опекунам, попечителям) предусмотрено с учетом изменения размера месячного расчетного показателя (МРП) и прожиточного минимума (ПМ).

Пособия участникам войны

Специальное государственное пособие инвалидам и участникам Великой Отечественной войны составит 42416 тенге (16 МРП).

Лицам, приравненным к инвалидам Великой Отечественной войны, — 20016 тенге (7,55 МРП).

Лицам, приравненным к участникам Великой Отечественной войны, —16 410 тенге (6,19 МРП).

Вдовам воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны, — 11877 тенге (4,48 МРП).

Женам (мужьям) инвалидов и участников войны, умерших в послевоенное время и признанных при жизни инвалидами, которые не вступили в повторный брак, — 6787 тенге (2,56 МРП).

Пособия труженикам тыла — 5647 тенге (2,13 МРП).

Героям Советского Союза, кавалерам ордена Славы трех степеней, являющимся участниками войны, ежемесячно будет выплачиваться 367 509 тенге (138,63 МРП).

Лицам, удостоенным званий «Халық қаһарманы» и «Қазақстанның Еңбек Ері» размер ежемесячного пособия составит 138,63 месячного расчетного показателя — 367 509 тенге.

Героям Социалистического Труда, являющимся участниками войны, — 197 898 тенге (74,65 МРП).

Жертвам политических репрессий — 2837 тенге (1,07 МРП).

Персональным пенсионерам — 2837 тенге (1,07 МРП).

Пособия по инвалидности. Инвалидам от общего заболевания: I группы — 59 872 тенге (1,92 ПМ), II группы — 47 710 тенге (1,53 ПМ), III группы — 32 431 тенге (1,04 ПМ).

Инвалидам детства с 16 лет:

— I группы — 59 872 тенге (1,92 ПМ);

— II группы — 49 581 тенге (1,59 ПМ);

— III группы — 37 420 тенге (1,20 ПМ);

— детям-инвалидам до 16 лет — 43 657 тенге (1,40 ПМ).

Пособия за работу в особых условиях

Пособие для получателей по списку №1 (лицам, работавшим на предприятиях с особо вредными условиями труда), составляющее 9,42 МРП, увеличится до 24973 тенге.

Для получателей по списку №2 — до 22216 тенге (8,38 МРП).

Пособия по случаю потери кормильца

При отсутствии одного из родителей детям или нетрудоспособным членам семьи будет выплачиваться ежемесячно:

— на одного — 26 818 тенге (0,86 ПМ);

— на двоих — 46 463 тенге (1,49 ПМ);

— на троих — 57 689 тенге (1,85 ПМ);

— на четверых — 61 119 тенге (1,96 ПМ);

— на пятерых — 63 302 тенге (2,03 ПМ);

— на шестерых и более — 65 797 тенге (2,11 ПМ).

Круглые сироты будут получать по 36 796 тенге (1,18 ПМ) на каждого.

Детские пособия. Единовременное пособие по случаю рождения ребенка увеличится:

— на первого, второго и третьего ребенка — до 100 738 тенге (38,0 МРП);

— на четвертого — до 167 013 тенге (63,0 МРП).

Ежемесячные пособия по уходу за ребенком до года для неработающих женщин составят:

— на первого — 15 270 тенге (5,76 МРП);

— на второго — 18 054 тенге (6,81 МРП);

— на третьего — 20 811 тенге (7,85 МРП);

— на четвертого и более — 23 594 тенге (8,9 МРП).

Воспитывающим ребенка-инвалида — 43 657 тенге (1,4 ПМ).

Пособие по уходу за инвалидом I группы с детства — 43 657 тенге (1,4 ПМ).

Пособия многодетным матерям

Для многодетных матерей, награжденных подвесками «Алтын алқа» (семь и более детей), а также «Күмiс алқа» (шесть и более детей), ежемесячное пособие увеличится до 16 967 тенге (6,4 МРП).

Пособия на погребение

Пособие на погребение — 41621 тенге (15,7 МРП).

Пособие на погребение инвалидов и участников Великой Отечественной войны — 97027 тенге (36,6 МРП).

С 1 января 2020 года вводится новый вид государственного пособия многодетным семьям, имеющим 4 и более несовершеннолетних детей (до достижения 18-летнего возраста) или студентов очной формы обучения в возрасте до 23 лет.

Данное пособие будет назначаться вне зависимости от доходов семьи, в дифференцированных размерах в зависимости от количества детей в семье из средств республиканского бюджета:

4 детей — 42 496 тенге(16,03 МРП);

5 детей — 53 127 тенге(20,04 МРП);

6 детей — 63 757 тенге(24,05 МРП);

7 и более детей — 74 388 тенге(28,06 МРП).

Семьям, которые в настоящее время являются получателями специального государственного пособия как многодетная семья, соответственно, это семьи, которым оно назначено до 2018 года, переход на новое пособие будет осуществлен автоматически, без их обращения в ЦОН.

Назначение нового пособия будет осуществляться с даты подачи заявления в 2020 году. Процесс приема документов не ограничен никакими сроками.

Дети, которые после достижения 18 лет продолжают обучение, ежегодно должны предоставлять в ЦОН по месту жительства справку об учебе.

Читайте также: