Повышению эффективности инвестиционной деятельности негосударственного пенсионного фонда

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 10:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучить инвестиционную стратегию, деятельность, а так же функции институционального инвестора, как Пенсионный Фонд РФ.
А также задачи исследования работы: проанализировать доходность и риски ПФ, оценить эффективность инвестиционной деятельности фонда. В связи со стремительным развитием институционального инвестора в современных условиях особенности их деятельности привлекают все большее внимание.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..5
1 Понятие и сущность инвестиционной стратегии институционального инвестора……………..……………………………………………………..……..6
1.1 Понятие институционального инвестора ……………………………….…..6
1.2 Виды институционального инвестора в РФ………………………..………..7
1.3Возможности и ограничения инвестиционной деятельности институционального инвестора.…………………………………………….….10
2 Анализ инвестиционной деятельности Пенсионного Фонда РФ…………..17
2.1 Характеристика Пенсионного Фонда РФ как инвестора……………….…17
2.2 Анализ доходности и рисков Пенсионного Фонда …………………….…19
2.3 Оценка эффективности инвестиционной деятельности Пенсионного Фонда РФ……………………………………………..………………………..…22
3 Обеспечения повышения эффективности инвестиционной деятельности Пенсионного Фонда РФ…………………………………………………………27
3.1 Пути к совершенствованию управления инвестициями………………….27
Заключение………………………………………………………………….……31
Список использованных источников………………………………………..…32

Работа содержит 1 файл

Копия ДФП.doc

Курсовая работа содержит 40 страниц, в том числе 1 таблицу, 26 источников, 4 приложения.

В данной курсовой работе изложены понятие и сущность инвестиционной стратегии институционального инвестора - Пенсионного фонда РФ, как участника инвестиционного рынка. В теоретической части работы рассмотрено понятие, виды, возможности и ограничения инвестиционной деятельности институционального инвестора. Проведен анализ оценки эффективности инвестиционной деятельности Пенсионного Фонда РФ, рассмотрены показатели доходности и рисков ПФ РФ.

Курсовой работой предусмотрено обеспечения повышения эффективности инвестиционной деятельности Пенсионного Фонда РФ, что позволит сбалансировать пенсионную систему, повысить ее устойчивость, снизить зависимость от бюджетных вливаний, будет способствовать софинансированию и повышению инвестиционной деятельности.

1 Понятие и сущность инвестиционной стратегии институционального инвестора…… ………..……………………………………………………..……. .6

1.1 Понятие институционального инвестора … …………………………….…..6

1.2 Виды институционального инвестора в РФ………………………..………..7

1.3Возможности и ограничения инвестиционной деятельности институционального инвестора.…………………………………………….…. 10

2 Анализ инвестиционной деятельности Пенсионного Фонда РФ…………..17

2.1 Характеристика Пенсионного Фонда РФ как инвестора……………….…17

2.2 Анализ доходности и рисков Пенсионного Фонда …………………….…19

2.3 Оценка эффективности инвестиционной деятельности Пенсионного Фонда РФ……………………………………………..……………………… ..…22

3 Обеспечения повышения эффективности инвестиционной деятельности Пенсионного Фонда РФ…………………………………………………………27

3.1 Пути к совершенствованию управления инвестициями………………….27

Список использованных источников………………………………………..…32

Приложение А – Классификация институциональных инвесторов по общим характеристикам ………………………………………………………………..34

Приложение Б – Расчет доходности инвестирования средств пенсионных накоплений (IV квартал 2008, 2009, 2010 гг.). ………………………………. 35

Приложение В – Расчет коэффициентов эффективности управления инвестиционным портфелем «Внешэкономбанк».. ………………………..… 38

Приложение Г - Анализ доходности управляющих компаний в 2008-2010 гг. (по данным ПФР) ………………………………………………………………..39

Система инвестирования и доверительного управления активами является одной из инфраструктурных основ российского финансового рынка. Она призвана выполнять основные функции финансового посредничества по трансформации сбережений в инвестиции, повышению эффективности финансовых ресурсов; а на более высоком уровне – способствует увеличению мощности отечественного финансового рынка и расширению его емкости.

Долгосрочный аспект функционирования системы инвестиций несет на себе важнейшую социальную миссию по повышению благосостояния граждан через участие в росте национальной экономики. И поскольку это участие реализуется через инвестиционные механизмы, происходит необходимый для экономики процесс эффективного распределения средств и вовлечения их в финансовый оборот.

Краткосрочный аспект работы рынка инвестиций связан с его возможностью аккумулировать и эффективно распределять средства институциональных инвесторов, направляя их на повышение мощности и ликвидности экономики, а также способствовать решению социальных обязательств. Институциональные участники рынка доверительного управления активами – страховые компании, НПФ, ПФР способны выступить важным источником среднесрочного финансирования, поскольку их инвестиционные горизонты традиционно больше, чем у спекулянтов, а отношение к риску – весьма консервативное.

К 2020 году российский рынок инвестиций должен значительно повысить свой вес по отношению к ВВП страны, а также являться важнейшим инфраструктурным звеном в финансовой системе РФ [1].

Объект исследования институциональные инвесторы - ПФ РФ.

Предметом исследования по данной теме являются анализ деятельность Пенсионного Фонда, как институционального инвестора и участника инвестиционного рынка.

Целью данной работы является изучить инвестиционную стратегию, деятельность, а так же функции институционального инвестора, как Пенсионный Фонд РФ.

А также задачи исследования работы: проанализировать доходность и риски ПФ, оценить эффективность инвестиционной деятельности фонда. В связи со стремительным развитием институционального инвестора в современных условиях особенности их деятельности привлекают все большее внимание.

В данной работе на основе изучения статей периодической печати, публикаций специалистов в области ПФ делается попытка анализа инвестиционной деятельности и финансового состояния. Используются законодательные, нормативно-правовые документы, касающиеся ПФ, опубликованные в учебной литературе, в периодических изданиях, таких как «Пенсия», «Рынок Ценных Бумаг», «Финансы и кредит» и других.

1. Понятие и сущность инвестиционной стратегии институционального инвестора.

    1. Понятие институционального инвестора.

Одной из главных особенностей современной экономики развитых стран является ведущая роль финансовой системы, которая проявляется не только в обеспечении условий роста и прогрессивных сдвигов в отраслевой структуре, а и в динамике деловых циклов.

Институциональные инвесторы выполняют важные функции, трансформируя свободные средства бизнеса и сбережения домохозяйств в инвестиции. При этом изменения ситуации на финансовом ринке становятся одним из главных показателей роста или спада в экономике.

Институциональный инвестор - это юридическое лицо, которое выступает в роли держателя денежных средств (взносов, паев и т.д.) и осуществляющее их вложение в ценные бумаги, недвижимое имущество, в том числе права на недвижимое имущество с целью извлечения прибыли. К таким инвесторам относятся инвестиционные и пенсионные фонды, страховые организации и кредитные союзы (банки), депозитные институты и т.д [2].

Фактически институциональные инвесторы являются катализаторами финансового рынка. Их назначение заключается в совмещении интересов частных инвесторов и предпринимателей. Таким образом, обеспечивается эффективное накопление капитала и перемещение денежных средств от собственников к заемщикам (в роли заемщиков выступают предприятия, выпускающие на рынок акции). Институциональные инвесторы занимаются перераспределением временно свободных ресурсов, они оценивают возможные риски и минимизируют их негативные последствия.

С одной стороны, институциональные инвесторы ничего не производят, и поэтому иногда неспециалисты склонны видеть в них некую искусственную структуру, чье назначение заключается исключительно в выкачивании денег. Однако отсутствие институциональных инвесторов приводит к застою производства, к проблемам производственных компаний и застоя в процессе экономического развития. Дело в том, что институциональные инвесторы способны оперативно реагировать на потребности производственного рынка. То есть, развитие предприятий часто зависит от возможности получения денег для совершенствования производства, внедрения новых технологий и т.д. Институциональные инвесторы дают такую возможность [3].

С помощью подобных финансово-кредитных институтов появляется экономия на транзакционных издержках (поиск и обработка информации), которые становятся все более существенными в современной экономике. Можно сказать, что институциональные инвесторы концентрируют информационные потоки, а в результате повышается степень определенности экономической среды. Кроме того, институциональные инвесторы являются важным макроэкономическим регулятором, так как они трансформируют сбережения субъектов хозяйствования в инвестиции.

Частный инвестор не способен оперировать такими суммами, которыми располагает институциональный инвестор (за редким исключением). Более того, предприятию, выпустившему акции, проще иметь дело с институциональным инвестором, чем с множеством частных инвесторов - ускоряется процесс вливания средств в производство, ускоряется реорганизация производства, появляется возможность получения дополнительной прибыли [4].

Так для российских институциональных инвесторов в последнее время создаются более благоприятные условия. В феврале нынешнего года институциональные инвесторы (в том числе ВЭБ и Пенсионный фонд РФ) были допущены к приобретению инфраструктурных облигаций, а с другой стороны таким инвесторам разрешено инвестирование только в госбумаги или в ипотечные бумаги с государственными гарантиями. Вот поэтому такие меры повышают эффективность и надежность вложений государственной пенсионной системы.

    1. Виды институционального инвестора в РФ.

В последние десятилетия на инвестиционном рынке важную роль стали играть специализированные небанковские финансовые институты - страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные компании и др. Эти организации, наряду с банками, обычно относят к институциональным инвесторам [5].

Система институционального инвестирования является в настоящее время достаточно разветвленной и нуждается в определенной классификации (Приложение А), по общим характеристикам:

1. Институциональные инвесторы банковского типа.

Кредитно-сберегательные институциональные инвесторы (коммерческие банки, ипотечные банки и т.д.)

Кредитно-финансовый институт, выступающий в роли держателя акций, организация, основной целью которой является инвестирование собственных средств или средств других компаний, которыми она владеет в качестве доверенного лица.

Понятие кредитной организации определено в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности».

Кредитная организация — юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании лицензии Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные федеральным законом.

Кредитная организация может быть образована на основе любой формы собственности как хозяйственное общество, т. е. коммерческий банк может быть создан в форме открытого акционерного общества, закрытого акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью.

В России различают два типа кредитных организаций: коммерческий банк; небанковская кредитная организация.

Коммерческий банк — это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять определенные банковские операции.

Основные операции, которые выполняет коммерческий банк, — это привлечение капитала, его размещение на выгодных условиях, а также оказание ряда услуг клиентам.

Федеральный закон запрещает коммерческим банкам заниматься производственной, страховой и торговой деятельностью.

Коммерческий банк, как и любое предприятие, учреждение, имеет определенную структуру управления. Высшим органом управления является собрание акционеров, которое собирается один раз в год и рассматривает вопросы в пределах своей компетенции [6].

Небанковская кредитная организация выполняет ограниченный круг операций. Кроме коммерческих банков и небанковских кредитных организаций на территории России могут быть зарегистрированы иностранные банки.

Мировой опыт показывает, что финансовые интересы лиц пенсионного возраста наилучшим образом обеспечиваются, если в комплексе пенсионного страхования наряду с распределительной развивается и накопительная система, в которой пенсионные взносы используются для инвестирования в финансовые активы. Общая сумма таких активов будет увеличиваться благодаря приросту, полученному на фондовом рынке.

Инвестиционная политика американских пенсионных фондов строится на принципах надежности, доходности и ликвидности, особое внимание уделяется диверсификации вложений как по типу ценных бумаг или кредитно-денежных инструментов, так и внутри каждого вида инвестиций. Структура инвестиций пенсионных фондов традиционно складывается из государственных ценных бумаг, акций и облигаций корпораций, долей паевых фондов и др. инструментов кредитного рынка. При профессиональном управлении активами инвестиционный доход накопительных пенсионных систем будет превышать доход по банковским вкладам.

Для развивающихся стран эталоном является чилийская модель пенсионной реформы, однако необходимо учитывать, что преобразования по времени совпали с бумом фондового рынка, который и обусловил высокий уровень рентабельности пенсионных фондов.

Опыт Мексики представляет большой интерес для России, тем более, что объемы накопительных пенсионных резервов вполне сопоставимы с отечественными. Вместе с тем, в отличие от нашей страны, пенсионные резервы полностью аккумулируются и инвестируются по накопительному принципу, разрешенными являются только национальные государственные и корпоративные облигации и иностранная валюта.

Для успешной реализации накопительных схем необходима экономическая и политическая стабильность, наличие развитой финансовой инфраструктуры, широкий набор финансовых инструментов, а также жесткий контроль со стороны государства, пресекающий злоупотребления и гарантирующий выплаты в соответствии с условиями конкретных пенсионных планов, высокий и устойчивый уровень доверия населения к пенсионной накопительной системе. К сожалению, на современном этапе в нашей стране пока не созданы все необходимые условия для успешного перехода к накопительной пенсионной системе.

Отечественная государственная пенсионная модель в значительной степени базируется на распределительных схемах и выполняет в основном социальную функцию. По накопительному принципу построены негосударственные пенсионные системы. Их инвестиционная составляющая играет первоочередную роль в обеспечении самих пенсионных программ, в то же время пенсионные фонды служат мощным источником «длинных» денег для национальной экономики. С увеличением числа пенсионных накопительных систем, будет расти и их вклад в экономику страны.

Важнейшей задачей любого негосударственного фонда (НПФ) является сохранение и приумножение пенсионных резервов и от того, куда они вкладываются, зависит полученный результат. Анализ деятельности показывает, что НПФ предпочитают размещать свои пенсионные резервы и собственные средства в акции предприятий, векселя и другие ценные бумаги. Следует отметить, что доля акций в структуре пенсионных вложений относительно высокая (около 60%).

В последние годы стал активно развиваться рынок облигаций. Рассмотрим его преимущества. Облигации обеспечивают высокую оперативность управления инвестиционным портфелем за счет возможности реализации бумаг на вторичном рынке; участие в финансировании первоклассных заемщиков; улучшение качества инвестиционного портфеля за счет эффективной диверсификации.

Проблемой развития рынка корпоративных облигаций является длительный срок подготовки проспекта эмиссии и его регистрации, что не позволяет гибко реагировать на конъюнктуру и предлагать интересную структуру облигаций и их высокую доходность потенциальным инвесторам в момент размещения выпуска. Усложняет процедуру и налог на операции с ценными бумагами, уплачиваемый эмитентом до регистрации проспекта независимо от результатов размещения. Размещение в корпоративные облигации осуществляется через управляющие компании, имеющие, как правило, свои предпочтения.

Следует отметить, что региональные НПФ большое внимание уделяют инвестированию в муниципальные облигации, которые дают большую доходность и обладают потенциалом для роста.

Для удержания средств пенсионных резервов в регионе возможен также выпуск облигаций местных предприятий. Они могут быть интересны в плане сохранения инвестиций, поскольку обеспечением являются реальные активы: оборудование, недвижимость, товары и т.д.

Анализ истории возникновения НПФ показывает, что крупнейшие из них создавались российскими корпорациями, поэтому большая доля накопленных пенсионных средств вкладывалась в ценные бумаги материнской компании.

В настоящее время реализуется новый подход к управлению пенсионными средствами, он предполагает соблюдение принципов, которые обеспечат устойчивость всей накопительной системы, в частности:

  • вложение средств в рыночные инструменты с низким несистематическим риском;
  • размещение активов в расчете на получение дивидендного, купонного дохода или дохода от прироста стоимости актива;
  • инвестирование средств в финансовые инструменты с целью снижения риска потерь;
  • максимизация прибыли в период роста рынка и минимизация потерь в случае падения рынка.

Структура инвестиционного портфеля управляющей компании, должна удовлетворять следующим требованиям:

  • максимальная доля одного или группы связанных эмитентов в инвестиционном портфеле не должна превышать 5 %, за исключением государственных ценных бумаг РФ;
  • депозиты в кредитной организации и ценные бумаги, эмитированные ей, не должны в сумме превышать 10 % инвестиционного портфеля;
  • максимальная доля в инвестиционном портфеле ценных бумаг, эмитированных аффилированными компаниями управляющей компании и специализированного депозитария, не должна превышать 5 %;
  • максимальная доля в инвестиционном портфеле акций одного эмитента не должна превышать 10 % его капитализации;
  • максимальная доля в инвестиционном портфеле облигаций одного эмитента не должна превышать 10 % совокупного объема находящихся в обращении облигаций данного эмитента, за исключением государственных ценных бумаг РФ;
  • максимальная доля в совокупном инвестиционном портфеле ценных бумаг одного эмитента не должна превышать 30 % совокупного объема находящихся в обращении ценных бумаг данного эмитента, за исключением государственных ценных бумаг РФ.

Установление столь жестких ограничений существенно усложняет задачу формирования портфеля и эффективного управления активами. Следует отметить, что каждое ограничение сокращает количество степеней свободы портфельного менеджера.

Поскольку главной целью управления пенсионными резервами является сохранение капитала от инфляции и получение стабильного дохода при максимальной надежности вложений, то основным ориентиром для управляющего служит показатель инфляции.

Инвестиционная стратегия управления пенсионными резервами ориентирована на достижение стабильного дохода выше уровня инфляции за счет проведения активных операций с государственными, субфедеральными и корпоративными облигациями наиболее надежных эмитентов, а также высоколиквидными акциями крупных российских предприятий. Стратегия подразумевает работу по двум направлениям: с облигационной и с корпоративной частью фонда. Допускается проведение краткосрочных спекуляций с постоянным контролем рисков. В основу контроля положен принцип сохранения стоимости портфеля на уровне не ниже лимита потерь, определяемого на каждый отчетный период. При неблагоприятной конъюнктуре рынка акций средства переводятся в облигации.

Страховые резервы в НПФ создаются для обеспечения безусловного выполнения ими обязательств. Основные финансовые обязательства НПФ - сохранение и прирост пенсионных резервов, а также выплата негосударственных пенсий. У ряда пенсионных фондов существуют также обязательств по гарантированной величине прироста пенсионных резервов, которая может быть увязана с темпами инфляции, процентом доходности вкладов в Сбербанке РФ (по избранному виду вклада) и т. д.

Каждый фонд сталкивается с определенным набором рисков, возможные последствия которых необходимо компенсировать. Риски НПФ, обусловленные негативным действием финансово-экономических, демографических и других факторов, можно трактовать как вероятность невыполнения обязательств.

Условно риски НПФ классифицируются на две группы:

  • риски неправильной оценки обязательств и, соответственно, неправильного формирования структуры и величины пенсионных резервов. К ним относятся финансово-экономические (колебания инфляции, изменение доходности на финансовых рынках) и демографические риски (резкое изменение числа участников пенсионного возраста и продолжительности их жизни). Наличие таких рисков приводит к ошибкам в задании актуарной доходности, в использовании таблиц продолжительности жизни при расчете обязательств и т. д.;
  • риски управления инвестиционным портфелем фонда (инвестиционные риски). К этой группе относится падение курса ценных бумаг, неплатежеспособность эмитентов ценных бумаг с фиксированным сроком погашения, неплатежеспособность компаний по управлению активами, паевых инвестиционных фондов и банков, в которых размещена часть пенсионных средств, падение доходности ценных бумаг с фиксированной доходностью, неблагоприятное изменение курса иностранных валют, снижение цен на недвижимость, неудачные инвестиционные решения и др.

В результате фонд может не выполнить свои обязательства по гарантированной величине прироста пенсионных резервов за год или получить убытки от инвестиционной деятельности. Обязательства станут больше пенсионных резервов фонда, что приведет к его финансовой неустойчивости.

Для НПФ страховой резерв является частью пенсионного резерва, временно свободной от обязательств. Фактически, страховой резерв предназначен для покрытия возможного актуарного дефицита, возникающего при определении соотношения современной стоимости обязательств фонда и современной стоимости соответствующего инвестиционного портфеля без учета величины размещенного страхового резерва, и обеспечивает выполнение обязательств НПФ перед вкладчиками и участниками в менее удачные периоды.

Риски потерять активы в процентном выражении определяются следующим образом:

  1. группа риска - безрисковые вложения - до 10%.
  2. группа риска - вложения минимального риска -10-25%.
  3. группа риска - вложения повышенного риска - 25-50%.
  4. группа риска - рискованные вложения -свыше 50%.

Для объектов инвестирования 2 и 3 групп (вложения минимального и вложения повышенного риска) коэффициент риска определяется как среднеарифметическая величина интервальных нормативов рисков для данной категории, максимальное значение норматива для 1 группы и минимальное значение норматива для 4 группы. Соответственно риски по направлениям примут следующие значения:

Разумеется, такой способ задания коэффициента риска портфеля и определения необходимой величины страхового резерва на его покрытие не свободен от недостатков. Например, характер отнесения того или иного объекта инвестирования к определенной группе риска субъективен. Фонды отражают свой вариант ранжирования вложений по степени риска в Плане размещения пенсионных резервов. Мнения по ранжированию могут разделиться, могут быть поставлены под сомнение конкретные числовые значения риска инвестирования по направлениям, приведенные в Плане размещения. Тем не менее, этот способ приводит к достаточно убедительным практическим результатам, а его применение не нарушает общности используемого подхода.

Практика показывает, что при осторожной, консервативной инвестиционной политике достаточно диверсифицированный инвестиционный портфель имеет коэффициент риска 15-20%. Необходимый страховой резерв, рассчитанный с учетом такого риска, приближается к максимально допустимой величине.

При этом подходе размещение пенсионных резервов даже в так называемые безрисковые объекты все же имеет риск потери активов до 10%. Поэтому минимальный размер страхового резерва должен быть не менее 10% от суммы резерва покрытия пенсионных обязательств. Нижний предел размера страхового резерва «нейтрализует» риски потери пенсионных сумм на счетах вкладчиков при размещении всех пенсионных резервов в безрисковые объекты инвестирования.

Максимальный размер страхового резерва - 25% от суммы пенсионных резервов. Это соответствует нижней границе лимитного норматива для 3 категории (вложения повышенного риска). Понятно, что для инвестиционного портфеля с коэффициентом риска более 0,25 создать страховой резерв, полностью покрывающий риск потери активов, не представляется возможным. Поскольку указанный норматив нарушать нельзя, то в этом случае целесообразно изменить структуру инвестиционного портфеля. Таким образом, задача формирования страхового резерва при определенных условиях связана с задачей управления структурой инвестиционного портфеля НПФ.

Этапы и конкретный алгоритм формирования страхового резерва представляют методический и технологический интерес. Данный процесс происходит, как правило, при распределении инвестиционного дохода, полученного за год. Доход распределяется на несколько частей, в том числе на пополнение имущества для обеспечения уставной деятельности, на пенсионные счета (что увеличивает обязательства фонда) и в страховой резерв. Необходимую величину страхового резерва определяют риск инвестиционного портфеля и обязательства фонда.

Принцип формирования страхового резерва во многом обусловливает клиентская политика НПФ. Она может быть направлена на реализацию гарантированных обязательств по величине прироста пенсионных резервов или на компенсацию инфляции путем соответствующего прироста сумм, накопленных на пенсионных счетах. Могут быть взяты обязательства по начислению инвестиционного дохода с заданной доходностью, например не ниже уровня вкладов в Сбербанке РФ и т. д. При всех этих вариантах клиентской политики формирование страхового резерва производится по остаточному принципу после начислений соответствующего дохода на пенсионные счета. Отчисления в страховой резерв в таком случае ничем не обоснованы и могут быть как больше, так и меньше необходимой величины. Иногда на эти цели даже расходуется уже сформированный страховой резерв, что снижает финансовую устойчивость фонда. Следует отметить, что величина страхового резерва не может опускаться ниже нормативного предела. Часть дохода, предназначенная для начисления на пенсионные счета, может определяться по остаточному принципу, а размер страхового резерва устанавливаться, исходя из других критериев (например, для компенсации рисков). Разумеется, в реальности используют сочетание указанных принципов.

Принятие гарантированных обязательств по доходности сумм на пенсионных счетах не ниже ставки Сбербанка по одному из срочных вкладов было довольно распространено в первые годы развития НПФ в нашей стране. Сейчас наличие гарантированных обязательств по доходности встречается все реже. Однако следует учесть, что фонд должен стремиться (хотя формально и не обязан) к тому, чтобы доходность начисления на пенсионные счета была не ниже уровня инфляции. В этом случае в течение длительного периода сохраняется покупательная способность накоплений и пенсий.

Дальнейшие действия сводятся к распределению между пенсионными счетами и страховым резервом остатка инвестиционного дохода. Затем производится вычисление необходимого страхового резерва. Обязательства фонда для использования в расчете страхового резерва должны включать в себя и рассчитанную величину гарантированных обязательств фонда по начислению инвестиционного дохода за последний год.

Рассмотрим два возможных случая соотношения фактического и необходимого страхового резерва:

  • фактический страховой резерв меньше необходимой величины, в этом случае производятся обязательные отчисления в страховой резерв до требуемого уровня в пределах остатка инвестиционного дохода;
  • фактический страховой резерв больше необходимой величины, в этом случае величина превышения и остаток могут распределяться по пенсионным счетам НПФ и в страховой резерв.

Мерой успеха инвестиционной стратегии НПФ является выполнение обязательств перед вкладчиками и участниками. При управлении инвестиционным портфелем НПФ инвестор не может свободно задавать риск портфеля, последний зависит от величины резерва покрытия обязательств фонда и от величины страхового резерва. Доходность портфеля должна быть достаточной для выполнения обязательств. К каждому моменту выплаты пенсии необходимо иметь нужное количество средств в ликвидной форме. Все это следует учесть в инвестиционной стратегии.

В течение года сформированный страховой резерв практически не меняется, а обязательства и инвестиционный портфель меняются часто (поступают взносы, проводятся выплаты пенсий, производятся покупки и продажи активов).

НПФ, как правило, имеет консервативную стратегию управления активами. Однако он может придерживаться инвестиционной тактики, заключающейся в периодическом изменении риска портфеля в зависимости от ситуации на рынке. Так, при растущем рынке акций фонд может увеличить долю акций в портфеле, что повысит суммарный риск портфеля. Где предел допустимого риска в этом случае, каким критерием руководствоваться фонду?

НПФ может позволить себе инвестировать средства в активы с большей доходностью, рискуя потерять определенную сумму, которую компенсирует страховой резерв, вложенный в консервативные направления.

Проблема обеспечения надежности и финансовой устойчивости НПФ чрезвычайно важна и актуальна. Рассмотренные подходы к формированию страхового резерва и управлению структурой инвестиционного портфеля НПФ в определенной степени помогут в решении этой важнейшей проблемы.


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 31.12.2019 2019-12-31

Статья просмотрена: 249 раз

Библиографическое описание:

Паплаускас, Д. А. Инвестиционная деятельность пенсионных фондов Российской Федерации / Д. А. Паплаускас. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 52 (290). — С. 389-391. — URL: https://moluch.ru/archive/290/65929/ (дата обращения: 06.12.2020).

Ключевые слова: инвестиционная деятельность, инвестиции, Пенсионный Фонд РФ, государственные фонды.

The article discusses the main issues and tasks of investment activities of state funds of the Russian Federation on the example of the Pension Fund of the Russian Federation. The Pension Fund of the Russian Federation manages the money resources of the population, which are also their pension savings. An assessment is given of the activities of the Pension Fund of the Russian Federation and other state funds on the basis of ranking by income level and integrated rating by a set of indicators reflecting the results of their activities. Based on the results, state funds with leading data were identified.

Keywords: investment activities, investments, Pension Fund of the Russian Federation, state funds.

Пенсионные Фонды в Российской Федерации представляют собой сложный механизм, воздействующий на социальное и экономическое состояние населения страны, а также поддержание политической деятельности. Пенсионные накопления граждан РФ преобразуются в финансовые ресурсы, которые аккумулируются в государственных Фондах России и инвестируются в экономику государства. В том числе, выходя на пенсию — граждане РФ имеют право на ежемесячные выплаты с перспективой индексации сравнимо выше инфляции по расчёту за один календарный год.

С 2019 года в силу вступил закон, по которому женщины уходят на пенсию по достижению возраста 60 лет, а мужчины по достижению возраста 65 лет. Уже с 2002 года Пенсионная система в РФ терпела изменения, так она была смешанной (накопительная и страховая пенсия), но с 2014 года накопительная часть была заморожена.

На современном этапе с появлением нового предельного возраста выхода на пенсию вопрос о реформах с накоплением пенсионных средств по–прежнему актуален. Прежде всего, население интересуется тем, каким образом и в каком объёме пенсионные выплаты будут увеличиваться. Этот вопрос является очень спорным.

Доходы пенсионных фондов от инвестиционной деятельности являются одной из основных статей доходной части данных структур. Для того, чтобы доходность можно было увеличить следует увеличить и сроки вложения пенсионных накоплений и предложить инновационные механизмы в этом аспекте, что поможет в улучшении отраслей экономики РФ, и в то же время повысит величину пенсионных накоплений граждан. То есть, на современном этапе развития рыночной системы: вложение в реальный сектор экономики денежных средств пенсионных фондов, путём обеспечения дешёвого кредита населению, малому и среднему бизнесу — выглядит квазиоптимально.

Создание накопительной части будущих пенсионеров может быть реализовано как в государственных Фондах, так и в негосударственных. Прежде всего, гражданам дано право выбора — куда именно будет перечисляться денежные средства накопительной пенсии, что даёт данной системе больше экономической гибкости.

Однако большая часть граждан РФ предпочитает инвестировать будущие накопления в государственный Пенсионный Фонд России. Рассмотрим процент доходности в Пенсионном Фонде России за 2018 год, так с 2018 года процент составил лишь 2,68 % годовых, что сравнительно ниже инфляции, которая на тот год составила 11,4 %. В 2018 году, например, доход негосударственного Пенсионного Фонда «Внешэкономбанк» составил 13 % по отношению к уровню цен в 13,2 %.

Но все же доходы негосударственных Пенсионных Фондов на 2018 год выше государственных, что вызывает массу вопросов к эффективности инвестиционной деятельности основной части денежных средств граждан РФ.

Таким образом, я считаю, что вопрос выбора надежного и выгодного для гражданина Пенсионного Фонда очень важен. Сравнение эффективности инвестиционной деятельности негосударственных и государственных Фондов проводилось с помощью рэнкинга.

Рэнкинг отражает данные государственных и негосударственных Пенсионных Фондов по их итогам управления накоплениями граждан и помогает определить их место в связи с этими данными. Здесь присутствуют данные о доходах населения, которые показаны в процентах годовых. В итоге из 59 пенсионных фондов мы выбрали 10 фондов, которые на момент отбора имели высокую доходность за последние 10 лет накопительной пенсии.

Так, наиболее эффективная компания «НПФ Сбербанк», накопительная часть в этом пенсионном фонде составила 165,84 %, но рассматривая 2009 и 2011 года, можем сказать, что доходность была отрицательной [6].

По итогам 2016 года, который считается сверхприбыльным для российского фондового рынка, доходность НПФ составила в среднем около 11 %. У ВЭБа средняя доходность по портфелю государственных ценных бумаг и по расширенному инвестиционному портфелю составила в том же году 10.53 %. В 1 полугодии 2017 доходность ВЭБа опустилась до 8.8 % годовых. 20 из 66 НПФ показывают инвестиционный результат ниже ВЭБа, но в среднем по отрасли продолжают опережать его. Разрыв между доходностью ПФР и НПФ сокращается и глобальной разницы по этому показателю сейчас нет. В силу низкой инфляции в 2017–2018 годах, и частным и государственному пенсионным фондам, скорее всего, удастся опередить её [7].

Еще один аргумент в пользу НПФ — обещанная реализация в 2019 году идеи индивидуального пенсионного капитала (ИПК). Напомню, она предусматривает переход от обязательного пенсионного страхования (ОПС) к добровольной системе. Сейчас реформа по созданию ИПК отложена на неопределенное время. Однако, велика вероятность, что растущий дефицит пенсионного фонда заставит к этой идее вернуться.

Источники, которыми мы пользовались стали открытые данные пенсионных фондов, которые являются отчетностью об инвестировании накоплений.

На основе агрегирования показателей, составлены отдельно два ранжированных списка по причине больших различий по объему привлеченных средств населения частными управляющими компаниями.

С 1 января 2019 года индексация страховых пенсий составляет 7,05 %, что выше показателя прогнозной инфляции по итогам 2018 года. Размер фиксированной выплаты после индексации увеличится до 5334,2 рубля в месяц, стоимость пенсионного коэффициента — до 87,24 рубля. В результате индексации страховая пенсия по старости выросла в среднем по России на 1 тыс. рублей, а ее среднегодовой размер составляет 15,4 тыс. рублей.

Прибавка к пенсии у каждого пенсионера индивидуальна в зависимости от размера получаемой пенсии. Для того чтобы узнать, на сколько с 1 января 2019 года повысится пенсия, необходимо размер получаемой пенсии умножить на 0,0705 (7,05 %).

Пример: если страховая пенсия по инвалидности неработающего пенсионера составляет 9137 рублей. После индексации с 1 января пенсия увеличится на 644 рубля и составит 9781 рубль.

Пример: страховая пенсия по старости неработающего пенсионера составляет 15437 рублей. После индексации с 1 января пенсия увеличится на 1088 рубля и составит 16525 рублей [7].

Однако степень доходов и надежности пенсионных фондов нельзя оценивать на основе экономических и математических моделей, так как существуют многочисленные плюсы и минусы участия пенсионера в том или ином пенсионном фонде.

Таким образом, следует выделить следующие аспекты:

  1. Требуется увеличение прибыли Государственного Пенсионного Фонда РФ от инвестиционной деятельности, что позволит сократить объём трансферта из федерального бюджета на погашение нужд данной структуры. В качестве примера, который успешно реализован стоит учитывать Пенсионный Фонд Норвегии. За период с 1998 по 2019 среднегодовая доходность Норвежского фонда составила 5,9 % годовых. При текущей капитализации — получаем прибыль в $60 миллиардов ежегодно.
  2. Выведя ПФР на независимую от федерального бюджета финансовую систему — удастся перераспределить выделяемые государством денежные средства в размере 3.3 трлн рублей на иные государственные нужды.
  3. Обладая финансовой стабильностью и независимостью ПФР способен принимать участие в поддержке малого и среднего бизнеса, о котором я упомянул выше. Реализовать это можно через такой инструмент, как дешёвый кредит, который будет незначительно выше уровня инфляции, но гораздо ниже средней ставки кредитования, предлагаемых коммерческими банками.
  4. Стоит учесть и социальное значение ПФР. Является ли материнский капитал успешным инструментом, влияющим на демографические показатели государства? Не стоит забывать, что данное положение выделено в качестве Национального проекта. Однако, за январь-октябрь 2019 года естественная убыль населения России, то есть превышение числа умерших над числом родившихся, составила 259,6 тыс. человек, что наталкивает на вывод о недееспособности этих механизмов. Возможно, стоит рассмотреть вариант разработки системы ипотечного кредитования по выгодным для населения условиям?

т. 21, вып. 35, сентябрь 2015

Получена: 04.03.2015

Одобрена: 13.06.2015

Доступна онлайн: 07.10.2015

Страницы: 36-44

Спасская Н.В. кандидат экономических наук, доцент кафедры теории и истории экономики, Орловский государственный университет, г. Орёл, Российская Федерация
spasskayanv12@mail.ru

Такмакова Е.В. кандидат экономических наук, доцент кафедры прикладных экономических дисциплин, Орловский государственный университет, г. Орёл, Российская Федерация
takmakovae@mail.ru

Стеценко А.В. кандидат экономических наук, доцент кафедры прикладных экономических дисциплин, Орловский государственный университет, г. Орёл, Российская Федерация
sava4@mail.ru

Предмет. В статье исследованы основные тенденции и проблемы развития негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации.
Цели и задачи. Цель исследования - анализ основных показателей функционирования НПФ, их доходности и современных проблем развития. Задачи исследования: анализ показателей системы негосударственного пенсионного обеспечения в РФ; определение состава и структуры совокупного инвестиционного портфеля НПФ; исследование темпов прироста индексов пенсионных накоплений; сравнение средней невзвешенной и накопленной доходности НПФ, инвестиционных портфелей ВЭБ и инфляции, выявление основных проблем современного этапа функционирования НПФ в РФ.
Методология. В настоящей работе с помощью приемов логических методов анализа, конкретизации определены различные аспекты функционирования НПФ в современных условиях.
Результаты. При исследовании развития систем государственного и негосударственного пенсионного обеспечения в форме НПФ в РФ установлено сохранение тенденции к увеличению количества застрахованных лиц, отказавшихся от формирования накопительной части трудовой пенсии в Пенсионном фонде РФ и выбравших негосударственные пенсионные фонды. Анализ совокупного инвестиционного портфеля НПФ показал, что он является консервативным, поскольку в нем преобладают активы пониженного риска. Средняя невзвешенная доходность НПФ в 2013 г. выше потребительской инфляции и итогов предыдущего года. Накопленная доходность НПФ также фондов превосходит темпы инфляции и доходность ГУК "Внешэкономбанк". Современный этап развития негосударственных пенсионных фондов в РФ связан с рядом сложностей административного регулирования, которые потребуют новых подходов к их функционированию.
Выводы. Средняя невзвешенная и накопленная доходность НПФ превышает темпы инфляции и доходность ГУК "Внешэкономбанк", что делает их привлекательными для инвестирования накопительной части пенсии. Однако вновь принятые нормативные акты существенно затруднят их деятельность в ближайшей перспективе. Выводы, полученные авторами, могут быть использованы в дальнейших исследованиях роли НПФ в системе пенсионного обеспечения РФ.

Ключевые слова: пенсионное страхование, государственная управляющая компания, негосударственные пенсионные фонды, инвестирование средств пенсионных накоплений

Список литературы:

  1. Авдеев М.А., Рубинштейн Е.Д. Анализ доходности негосударственных пенсионных фондов // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2013. № 9. С. 164–167.
  2. Аликов Р.С. Инвестирование накоплений негосударственными пенсионными фондами // Банковское право. 2007. № 4. С. 24–30.
  3. Довгая О.В., Городилова А.Ю. О доходности накопительной части трудовой пенсии в негосударственном пенсионном фонде // Финансы. 2011. № 3. С. 57–60.
  4. Михайлов Л., Сычева Л. Инвестирование пенсионных накоплений и пенсионных резервов // Экономико-политическая ситуация в России. 2009. № 11. С. 60–66.
  5. Хмыров В.В. Цели, принципы и функции риск-менеджмента в негосударственном пенсионном фонде // Бизнес в законе. 2012. № 3. С. 256–260.
  6. Рекундаль О.И. Система поддержки принятия решения при инвестировании средств пенсионных накоплений // Современные проблемы науки и образования. 2013. URL: Link.
  7. Линев И.В. Инвестирование пенсионных накоплений в объекты государственно-частного партнерства // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. 2014. № 11. С. 28–38.
  8. Рогачев И.А. Проблемы формирования инвестиционного портфеля при инвестировании пенсионных накоплений // Вопросы экономических наук. 2006. № 6. С. 287–289.
  9. Апиков Р.С. Инвестирование накоплений негосударственными пенсионными фондами // Банковское право. 2007. № 4. С. 24–30.
  10. Селиверстов С.П. Проблемы инвестирования и эффективности доверительного управления средствами пенсионных накоплений в сфере обязательного пенсионного страхования // Государственный аудит. Право. Экономика. 2010. № 2. С. 64–74.
  11. Корчагин Д.М. Параметрический анализ применимости современных теорий управления портфелем для инвестирования средств пенсионных накоплений // Экономические науки. 2011. № 80. С. 167–170.
  12. Партин И. Ограниченность возможностей инвестирования средств пенсионных накоплений // Человек и труд. 2007. № 6. С. 51–53.
  13. Добромыслов К.В. Совершенствование механизма инвестирования пенсионных накоплений // Финансы. 2007. № 12. С. 56–58.
  14. Пряжникова О.Н., Семеко Г.В. Пенсионная система России и проблемы инвестирования пенсионных накоплений // Экономические и социальные проблемы России. 2005. № 1. С. 84–105.
  15. Скребенков Н. Социальный контроль в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений в Российской Федерации // Предпринимательство. 2007. № 2. С. 61–67.
  16. Боровой М.В. Доходность инвестирования пенсионных накоплений // Российское предпринимательство. 2010. № 1–2. С. 17–23.
  17. Мельников Р.М. Совершенствование механизма регулирования рисков инвестирования пенсионных накоплений // Финансы. 2014. № 8. С. 47–53.
  18. Сесина Ю.Е. Оптимизация пенсионного обеспечения граждан за счет формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений // Экономика и предпринимательство. 2014. № 6. С. 121–123.
  19. Сергеев А.А. Защита средств негосударственных пенсионных фондов: правовые механизмы и проблемы их совершенствования // Социальное и пенсионное право. 2013. № 3. С. 48–52.
  20. Головченко А.В. Особенности инвестиционной политики негосударственных пенсионных фондов // Современная экономика: проблемы и решения. 2012. № 9. С. 95–103.

Читайте также: