Правовое положение задачи и функции пенсионного фонда российской федерации

СПРАВКА
о статусе Пенсионного фонда Российской Федерации

Организационно-правовая форма Пенсионного фонда Российской Федерации

Пенсионный фонд Российской Федерации был образован в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РСФСР.

Указанным постановлением был определен статус Пенсионного фонда Российской Федерации как самостоятельного кредитно-финансового учреждения, осуществляющего свою деятельность применительно к Закону РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» и подотчетного Верховному Совету РСФСР (в соответствии с постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 958 «О передаче в ведение совета Министров – Правительства Российской Федерации организаций и учреждений» было установлено, что Пенсионный фонд Российской Федерации находится в ведении Совета Министров – Правительства Российской Федерации и ему подотчетен).

В постановлении Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1 также закреплялось положение о том, что денежные средства Фонда не входят в состав республиканского бюджета РСФСР, других бюджетов и фондов и изъятию не подлежат. Позднее данная норма предусматривалась во всех нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации.

Таким образом, средства, предназначенные для пенсионного обеспечения, были выделены из состава государственного бюджета в самостоятельный бюджет Пенсионного фонда РСФСР (оставаясь при этом государственной собственностью).

Следует отметить, что данным постановлением устанавливался также размер взносов на социальное страхование, обязательных для уплаты всеми предприятиями и организациями независимо от форм собственности и подчиненности.

В рамках системы, действовавшей ранее, когда средства, предназначенные на финансирование выплаты государственных пенсий, входили в состав государственного бюджета, было возможно заимствование этих средств на другие государственные нужды (помимо пенсионных выплат), что негативно сказывалось на финансовой устойчивости пенсионной системы, то есть способности Пенсионного фонда сохранять существующий уровень платежеспособности при возможных неблагоприятных внешних и внутренних воздействиях на финансовые потоки.

С установлением автономности пенсионного бюджета доходы Фонда перестали входить в бюджеты других уровней, был сделан шаг к страховым принципам и повышению эффективности деятельности системы государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации, а также заложены основы достижения долгосрочной финансовой устойчивости этой системы.

В течение периода, длившегося с момента образования Фонда и до 1 января 1992 года, Пенсионный фонд РСФСР осуществлял свою деятельность на основании Временного положения о Пенсионном фонде РСФСР и Порядка уплаты страховых взносов предприятиями, организациями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР, утвержденных постановлением Верховного Совета РСФСР от 30 января 1991 г. № 556-1, в которых были закреплены положения, аналогичные положениям постановления Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1.

С 1 января 1992 года в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» были введены в действие Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) и Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России).

Указанные документы также содержали положения о статусе Пенсионного фонда Российской Федерации, согласно которым Пенсионный фонд Российской Федерации являлся самостоятельным финансово-кредитным учреждением, а его денежные средства находились в государственной собственности Российской Федерации и не входили в состав бюджетов, других фондов и не подлежали изъятию.

На Пенсионный фонд Российской Федерации были возложены обязанности по обеспечению сбора и аккумуляции страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий.

Согласно вышеупомянутым нормативным правовым актам Пенсионный фонд Российской Федерации осуществлял функции, связанные исключительно с финансовой составляющей пенсионной системы (сбор страховых взносов, их аккумуляция, контроль за поступлением и расходованием средств и др.).

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществлял финансирование выплаты пенсий, а функции по назначению и выплате пенсий выполнялись органами социальной защиты населения.

В связи с этим следует упомянуть Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 1993 г. № 787 «Об управлении пенсионным обеспечением в Российской Федерации», согласно которому вмешательство Пенсионного фонда Российской Федерации и его отделений в оперативную деятельность органов социальной защиты населения и передача ему функций по назначению и выплате пенсий считались недопустимыми.

Вместе с тем имела место ситуация, когда Пенсионный фонд Российской Федерации осуществлял не только финансирование, но также и назначение и выплату государственных пенсий (в рамках единой пенсионной службы). Первоначально единая пенсионная служба в порядке эксперимента в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 6 июля 1992 г. № 3209-1 была создана в Московской области на базе отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Московской области с передачей в его состав подразделений Главного управления социальной защиты населения Московской области и подведомственных ему служб в городах и районах Московской области, занимавшихся назначением (перерасчетом) и выплатой пенсий и пособий. Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 11 мая 1993 г. № 4940-1 результаты эксперимента были одобрены и решено подготовить, в том числе с участием Правительства Российской Федерации, предложения об организации в Российской Федерации единой федеральной службы пенсионного обеспечения и внести их на рассмотрение Верховного Совета Российской Федерации.

Позднее Указом Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 г. № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» за Пенсионным фондом Российской Федерации были закреплены полномочия по выплате государственных пенсий.

Следует отметить, что данный Указ Президента Российской Федерации являлся предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации и был признан не противоречащим Конституции Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 25 июня 2001 г. № 9-П по данному вопросу указал на то, что Пенсионный фонд Российской Федерации выполняет, по сути, функции страховщика, осуществляющего оперативное управление средствами обязательного (государственного) пенсионного страхования, и обеспечивает назначение и своевременную выплату государственных пенсий. Следовательно, Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий.

Издание Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 г. № 1709 заложило основу для формирования нынешнего статуса Пенсионного фонда Российской Федерации как страховщика по обязательному пенсионному страхованию.

С 1 января 2002 года в Российской Федерации началась реализация пенсионной реформы. В этих целях был принят ряд законодательных актов, направленных на преобразование пенсионной системы. Данные документы затронули, в том числе, и вопросы статуса Пенсионного фонда Российской Федерации.

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ установил, что Пенсионный фонд Российской Федерации является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, и определил организационно-правовую форму Пенсионного фонда Российской Федерации как юридического лица – «государственное учреждение». Согласно статье 5 Федерального закона ПФР и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

При этом Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1, действует в части, не противоречащей данному Федеральному закону.

Следует отметить, что наличие централизованной системы является отличительными признаком Пенсионного фонда Российской Федерации по сравнению, например, с системой обязательного медицинского страхования, в которой территориальные фонды обязательного медицинского страхования входят в структуру органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Система Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов имеет трехуровневую структуру:

центральный аппарат (Исполнительная дирекция ПФР, Ревизионная комиссия ПФР);

отделения ПФР в субъектах Российской Федерации;

управления (самостоятельные отделы) ПФР в городах (районах).

Руководство Пенсионным фондом Российской Федерации в соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) осуществляет Правление ПФР, которое также утверждает положения о территориальных органах Фонда, являющихся юридическими лицами.







До 1991 г. в России практически не существовало самостоятель­ного бюджета пенсионной системы и средства на выплату пенсий выделялись из государственного бюджета.

Пенсионный фонд РФ (далее сокращенно — ПФР) был образо­ван постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. в связи с принятием Закона РФ от 20 ноября 1990 г. «О госу­дарственных пенсиях в Российской Федерации» (с 1 января 2002 г. утратил силу), которым предусматривалось, что финансирование выплаты пенсии осуществляется ПФР. Положение о нем утвержде­но постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. Поскольку обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется при непосредственном участии ПФР, то . правовой основой его деятельности является Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». ПФР образован в целях государственного управления финанса­ми пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Он являет­ся самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осущест­вляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации. Фонд выполняет отдельные банковские операции в порядке, уста­новленном действующим на территории Российской Федерации за­конодательством о банках и банковской деятельности. Его денежные средства находятся в государственной собствен­ности Российской Федерации. Они не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

  1. Целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов, предусмотренных Положением;
  2. Организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
  3. Капитализацию средств фонда, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
  4. Контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;
  5. Организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в фонд;
  6. Межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции фонда;
  7. Участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;
  8. Проведение научно-исследовательской работы в области обязательного пенсионного страхования;
  9. Разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.

ПФР может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан. Средства ПФР формируются за счет:

· средств федерального бюджета;

· сумм пеней и иных финансовых санкций;

· доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

· добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;

· иных источников, не запрещенных законодательством РФ. Средства ПФР направляются на:

· выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственны­ми и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации;

· оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

· финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности фонда и его органов;

· другие мероприятия, связанные с деятельностью фонда. Руководство ПФР осуществляется правлением фонда и его постоянно действующим исполнительным органом — исполнительной дирекцией.

В состав правления ПФР входят по должности председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и испол­нительный директор ПФР, а также управляющие отделений ПФР. В состав правления ПФР могут входить представители обществен­ных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защи­той интересов пенсионеров, инвалидов и детей.

В работе правления ПФР могут принимать участие с правом со­вещательного голоса управляющие отделениями ПФР по республи­кам в составе Российской Федерации, руководители министерств и ведомств РФ, Центрального банка РФ.

· несет ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции фонда;

· определяет перспективные и текущие задачи фонда;

· утверждает бюджет, сметы расходов (включая фонд оплаты труда) фонда и его органов, отчеты об их исполнении, а также его структуру и штаты;

· назначает и освобождает от должности исполнительного директора и его заместителей, председателя ревизионной комиссии фонда и руководителей его отделений;

· утверждает положения об исполнительной дирекции, ревизионной комиссии и региональных органах фонда;

· издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности фонда;

· решает другие вопросы, отнесенные к его компетенции. Правление ПФР возглавляет председатель, который назначается и освобождается от должности Президентом РФ.

Для осуществления контроля деятельности исполнительной ди­рекции ПФР и его региональных органов образуется ревизионная комиссия.

Предприятия, организации, учреждения, в том числе банки, обязаны представлять управлениям ПФР в районах и городах, реви­зионной комиссии необходимые документы и сведения, относя­щиеся к деятельности фонда, за исключением сведений, составляю­щих коммерческую тайну, перечень которых устанавливается зако­нодательством.

Работники системы ПФР приравниваются по условиям меди­цинского и бытового обслуживания к работникам аппарата соответ­ствующих органов исполнительной власти.

Работники ПФР в районах и городах подлежат обязательному государственному личному страхованию и имеют право на возмеще­ние причиненного им ущерба в порядке и на условиях, установлен­ных для сотрудников Государственной налоговой службы РФ.

ПФР является юридическим лицом, имеет печать с изображени­ем Государственного герба РФ и своим наименованием.

Пенсионный фонд – самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее государственное управление финансами пенсионного обеспечения в стране.

Пенсионный фонд РФ образован 22 декабря 1990 года посредством выделения из Фонда государственного социального страхования СССР. Учредителем Пенсионного фонда РФ являлся Верховный Совет РСФСР. Пенсионный фонд РФ подконтролен и подотчетен Государственной Думе Российской Федерации, которая утверждает и годовой бюджет Пенсионного фонда РФ, и отчет о его исполнении.

Пенсионный фонд РФ выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном действующим на территории Российской Федерации законодательством о банках и банковской деятельности.

Пенсионный фонд РФ и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Через Пенсионный фонд РФ проходит значительная часть финансовых ресурсов в стране. Формированию доходной базы Пенсионного фонд РФ отведено ключевое место в российской системе государственного социального страхования: в общей совокупности страховых начислений на оплату труда.

Задачи Пенсионного фонда РФ:

1. целевой сбор и аккумуляция страховых взносов;

2. финансирование выплаты государственных пенсий в Российской Федерации;

3. организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

4. капитализация средств Пенсионного фонда РФ, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

5. контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в Пенсионный фонд РФ страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;

6. организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, а также организация и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;

7. межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения;

8. участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;

9. изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в Пенсионный фонд РФ страховых взносов и внесение в органы законодательной власти предложений по ее совершенствованию;

10. проведение научно - исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;

11. проведение разъяснительной работы среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда РФ.

Пенсионный фонд РФ может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

Работа Пенсионного фонда РФ проявляется в выполнении ряда функций.

Функции Пенсионного фонда РФ:

1. Фискальная – аккумулирование денежных средств граждан страны для финансирования государственных мероприятий пенсионного обеспечения.

2. Перераспределительная – обеспечение граждан страны, нуждающихся в материальной поддержке, государственными пенсиями по старости, инвалидности, потери кормильца, за выслугу лет, а так же дополнительным пенсионным обеспечением.

3. Контрольная – отображение сложившихся в стране условий функционирования государственной пенсионной системы и уровня материальной поддержки пенсионеров.

Работа Пенсионного фонда РФ, как финансового института, состоит в перераспределении финансовых средств из источников, установленных российским законодательством, на проведение мероприятий государственного пенсионного страхования.

Средства Пенсионного фонда РФ формируются за счет:

1. взносов работодателей по единому социальному налогу;

2. взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью по единому социальному налогу;

3. страховых взносов иных категорий работающих граждан;

4. ассигнований из федерального бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий отдельным категориям граждан;

5. средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;

6. доходов от эмиссии ценных бумаг;

7. добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

8. доходов от капитализации средств Пенсионного фонда РФ и других поступлений.

Средства Пенсионного фонда РФ направляются на:

1. выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий;

2. оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

3. доставка и пересылка пенсий;

4. финансовое и материально - техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда РФ и его органов;

5. другие мероприятия, связанные с деятельностью Пенсионного фонда РФ.

Организационная структура Пенсионного Фонда РФ: Правление Пенсионного фонда РФ; Исполнительная дирекция; Отделения Пенсионного фонда РФ по субъектам Российской Федерации; Уполномоченные Пенсионного фонда РФ в городах и районах.

Руководство Пенсионным фондом РФ осуществляется правлением Пенсионного фонда РФ и его постоянно действующим исполнительным органом - исполнительной дирекцией.

В состав правления Пенсионного фонда РФ входят по должности председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор Пенсионного фонда РФ, управляющие всеми отделениями фонда по территории России, руководители министерств и ведомств Российской Федерации, Банка России. В состав правления могут входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей.

Правление Пенсионного фонда РФ, на которое возложена основная функция по управлению пенсионным обеспечением в России:

1. несет ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции Пенсионного фонда РФ;

2. определяет перспективные и текущие задачи Пенсионного фонда РФ;

3. утверждает бюджет, сметы расходов (включая фонд оплаты труда) структурных органов Пенсионного фонда РФ, отчеты об их исполнении, а также их структуру и штаты;

4. назначает и освобождает от должности исполнительного директора и его заместителей, председателя ревизионной комиссии ПФР и руководителей отделений Пенсионного фонда РФ;

5. утверждает положения об исполнительной дирекции, ревизионной комиссии и региональных органах Пенсионного фонда РФ;

6. издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности Пенсионного фонда РФ;

7. решает другие вопросы, отнесенные к компетенции Пенсионного фонда РФ.

Правление Пенсионного фонда РФ возглавляет председатель, который назначается и освобождается от должности Государственной Думой Российской Федерации.


В России в 2019 году проживает более 146 миллионов человек (с учетом Крыма и Севастополя). Из них более 40 миллионов это пенсионеры, то есть получатели материальных выплат – пенсии.

По официальным прогнозам число нетрудоспособных граждан будет увеличиваться, в то время как процент работающего населения падать.

Бесплатно по России

Под пенсионерами, в первую очередь, понимают лиц преклонного возраста – тех, кто в силу своих лет уже не может осуществлять трудовую функцию. Их, действительно, большинство. Однако выплаты также получают инвалиды всех возрастов – их почти 11 миллионов человек. Кроме этого, существует пенсия по потере кормильца, на которую вправе рассчитывать несовершеннолетние и студенты (при определенных условиях).

Задача по обеспечению выплат всем этим категориям населения лежит на Пенсионном фонде России. Однако его организационные функции не сводятся лишь к назначению и выплате пенсий. Они намного шире, как и задачи, стоящие перед ПФР. О функциях и назначении пенсионного фонда и пойдет речь в статье далее.

Что такое Пенсионный фонд РФ

Пенсионный фонд России представляет самостоятельную, обособленную от органов государственной власти организацию, основным назначением которой является управление денежными средствами, аккумулирующимися на его счетах в рамках системы обязательного пенсионного страхования.

Деньги, которыми заведует данная структура, являются собственностью государства, однако они не входят в часть бюджетов какого-либо уровня. В этой связи ПФР, а также ФСС (соцстрах) и ФОМС (обязательное медицинское страхование) называют внебюджетными фондами.

Отделения организации присутствуют в каждом регионе и городе страны, при этом имеет довольно сложную вертикальную структуру. Разберем ее в иерархическом порядке, начиная с руководящих органов.

Центральный аппарат

Включает в себя Правление ПФР, являющееся основным распорядительным органом фонда. Оно состоит из Председателя и его заместителей, курирующих работу по отдельным направлениям деятельности. Кроме этого, в состав Центрального аппарата входит Ревизионная комиссия, осуществляющая внутренний аудит, и информационный центр, ответственный за функционирование и администрирование системы персонифицированного учета.

Немаловажную роль в деятельности ПФР отведено Исполнительной дирекции, которая обеспечивает контроль работы территориальных подразделений фонда на местах.


Окружные управления

В структуре ПФР восемь окружных управлений, по числу федеральных округов страны. Их задачей является координация деятельности территориальных отделений на местах.

Региональные отделения

ПФР России имеет управления в 84 регионах Российской Федерации. Они, в свою очередь, координируют работу клиентских подразделений, которые, как правило, имеются в каждом муниципалитете. Именно сюда обращаются граждане при решении вопросов о назначении им пенсионных выплат.

История создания

Пенсионного фонда как такового не существовало до 1990 года. Это объясняется существовавшей при СССР социально-экономической системой. По сути, единственным работодателем во времена Советского Союза было само государства в лице его различных и многочисленных структур. Частных предприятий не было и даже знаменитые кооперативы, которые появились во времена перестройки, не обладали многими признаками обособленной коммерческой организации.

В этой связи для выплаты пенсии не было необходимости в каком-либо посреднике между пенсионером и государством, которые и обеспечивало материальное обеспечение гражданам пенсионного возраста напрямую из бюджета.

В период распада Союза ССР на фоне краха сложившейся социально-экономической системы и всеобщего кризиса, охватившего все сферы жизни общества и государства, последнее заявило о невозможности исполнения своих социальных обязательств. В этой связи был сформирован Пенсионный фонд России, наполнение которого не было непосредственного связано с бюджетом страны. Это произошло в 1990 году.

В период становления рыночных отношений, на протяжении 90-х годов прошлого века, Пенсионный фонд России испытывал постоянный дефицит средств, последствиями которого были периодические перебои с выплатами пенсий. Для его покрытия ПФР использовал практику привлечения заемных средств, в том числе и в коммерческих структурах. В последующие года ситуация стабилизировалась на фоне улучшения экономической обстановки в стране.


В 2002 была проведена крупная реформа системы пенсионного обеспечения, которая осуществила переход ее на страховые принципы.

В 2019 году Правительство РФ приняло решение о повышении возраста выхода на пенсию. Реформа будет проходить поэтапно и завершится в 2028 году.

Роль и назначение ПФР

Пенсионный фонд России является ведущей и крупнейшей организацией, входящей в сферу социального обеспечения РФ. ПФР играет ведущую роль в функционировании системы обязательного пенсионного страхования, за счет чего миллионы россиян получают выплаты, обеспечивающие их материальные потребности.

Кроме этого, назначением и задачами ПФР являются:

  • обеспечение контроля поступления страховых взносов;
  • аккумуляция денежных средств, поступающих в фонд;
  • изыскания дополнительных источников поступления денег.

На данный момент задачи, стоящие перед ПФР, выполняются фондом в полном объеме.

Из каких средств формируется фонд

Основой современной пенсионной системы РФ является принцип солидарности поколений. Это означает, что денежные средства, которые выплачиваются ПФР в качестве материального обеспечения пенсионеров, поступают, преимущественно, за счет взносов ныне работающих граждан. Им же будет выплачиваться пенсия за счет взносов последующих поколений.

Данный принцип имеет определенные изъяны, к примеру, стремительное увеличение числа граждан пенсионного возраста относительно количества работающих, однако действенной альтернативы ему пока что нет.

Итак, основным источников средств, за счет которых формируется фонд, являются страховые взносы. В соответствии с законом их платят работодатели за своих сотрудников.

Какой-либо единой, фиксированной суммы страховых взносов в данном случае не предусмотрено, поскольку она зависит непосредственно от уровня заработной платы работников составляя 22% от нее.

Перечисленные средства конвертируются в ИПК, параметр которого влияет на возможность получения страховой пенсии в будущем, а также на ее размер.

Важно! Индивидуальные предприниматели, хоть и являются физическими лицами, однако обязаны перечислять взносы сами за себя за своих сотрудников (при наличии) в самостоятельном порядке.

За неисполнение обязанностей по уплате страховых взносов для организаций-работодателей предусмотрены штрафные санкции.

Кроме страховых взносов, которые и формируют подавляющая часть бюджета фонда, финансирование последнего происходит также из следующих источников:

  • добровольные переводы граждан (в дополнение к обязательным взносам);
  • перечисления из бюджета Российской Федерации.

Функции Пенсионного фонда

К основным функциям следует отнести:

  • администрирование системы персонифицированного учета;
  • выплата пенсий и пособий застрахованным гражданам;
  • формирование бюджета фонда за счет сбора страховых взносов;
  • установление права на материнский капитал, а также контроль расходования данных средств на целевые нужды;
  • участие в программе государственного софинансирования пенсий. На данный момент действие ее приостановлено.

Личный кабинет на сайте ПФР

В целях обеспечения большей доступности предоставляемых фондом услуг на сайте ПФР присутствует возможность создания личного кабинета. Единственным условием для этого является наличие подтвержденной учетной записи на портале «Госуслуги», поскольку доступ к электронным сервисам ПФР осуществляется через ЕСИА.


Личный кабинет на сайте ПФР предоставляет следующие возможности:

  • получение информации о состоянии лицевого счета;
  • получение справок для предоставления по месту требования;
  • подача заявления на выдачу пенсии или заявки на распоряжение средствами материнского капитала;
  • возможность смены негосударственного пенсионного фонда.

Функционал личного кабинета на сайте ПФР расширяется с течением времени.

Негосударственные пенсионные фонды

Кроме ПФР, который является государственной структурой, существует достаточно большое количество частных пенсионных фондов. Их основной задачей является привлечение средств граждан и инвестирование их в различные экономически выгодные проекты, за счет чего клиенты НПФ получат доход, что значительно увеличит размер пенсии, часть которой будет выплачиваться этим фондом.

Стать клиентом негосударственного пенсионного фонда можно, заключив с последним соответствующий договор. В этом случае часть страховых взносов будет направляться на счета НПФ. Кроме этого, гражданин вправе в добровольном порядке перечислять денежные средства в выбранный фонд для формирования негосударственной, дополнительной пенсии.

Пенсионный фонд России является одной из крупнейших организаций в России, основной задачей которой является обеспечение бесперебойных выплат денежных средств пенсионерам. Кроме этого, ПФР осуществляет деятельность по администрированию страховых взносов, что и является основным источником его финансирования.

Полезное видео

Еще больше об истории Пенсионного фонда смотрите в видео:

Положение об управлении ПФР (государственном учрежде­нии) утверждено постановлением правления ПФР от 21 сентября 2005 г.

Управление является юридическим лицом, входит в структуру ПФР и непосредственно подчиняется отделению ПФР.

Финансирование расходов на содержание управления осущест­вляется ПФР через отделение.

- выявление, регистрацию и учет страхователей в установлен­ном порядке в соответствии с действующим законодательством;

- ведение государственного банка данных по всем категориям страхователей, в том числе по физическим лицам, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию;

- организацию работы по учету средств, поступающих по обя­зательному пенсионному страхованию;

- организацию работы по целевому использованию средств обязательного пенсионного страхования, а также контроль за их использованием;

- организацию работы по реализации прав застрахованных лиц, связанных с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений;

- организацию и хранение документов индивидуального (пер­сонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования;

- выполнение мероприятий по гражданской обороне и моби­лизационной подготовке в соответствии с действующим законо­дательством РФ;

- проверку документов страхователей, связанных с назначени­ем (перерасчетом) и выплатой пенсий, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц;

- представление интересов застрахованных лиц перед страхо­вателями;

- осуществление взыскания в судебном порядке пеней и не­доимок по страховым взносам;

- ведение учета страховых взносов физических лиц, добро­вольно вступивших в правоотношения по обязательному пенси­онному страхованию;

- ведение специальной части индивидуального лицевого счета в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом;

- своевременный учет в соответствующих разделах специаль­
ной части индивидуального лицевого счета страховых взносов,
поступивших на накопительную часть трудовой пенсии.

Руководство управлением осуществляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности при­казом управляющего отделением.

Отдел персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями и застрахованными лицами.Отдел персони­фицированного учета и взаимодействия со страхователями и за­страхованными лицами (далее — отдел ПУ и ВСЗЛ) является структурным подразделением управления ПФР(государственно­го учреждения) и находится в непосредственном подчинении заместителя начальника управления ПФР.

Структуру и штат отдела ПУ и ВСЗЛ утверждает отделение ПФР.

Распределение обязанностей между работниками отдела ПУ и ВСЗЛ осуществляется начальником отдела по согласованию с на­чальником управления ПФРи (или) его заместителем.

Основными функциями отдела являются:

1) регистрация всех категорий страхователей, в том числе само­стоятельно уплачивающих страховые взносы, и лиц, добровольно вступивших в правоотношения с ПФР по обязательному пенси­онному страхованию;

2) сбор и обработка представляемых страхователями, в том числе лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ак­туализация индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, включая адресную часть), проверка качества представленных страхователями индивидуальных сведений (входной контроль) и их достоверности (в части заработка и уплаченных страховых взносов);

3) использование информационной базы персонифицирован­ного учета:

- для назначения, перерасчета, индексации и корректировки размеров трудовой пенсии;

- разработки проекта бюджета управления ПФРна очередной финансовый год;

- информирования застрахованных лиц о состоянии их инди­видуальных лицевых счетов;

- представления сведений о страхователях и застрахованных лицах по запросам сторонних организаций;

4) обработка в программно-техническом комплексе системы
индивидуального (персонифицированного) учета (далее — ПТК
СПУ) сведений индивидуального (персонифицированного) учета

- составление планов-графиков обработки документов персо­нифицированного учета;

- обработка документов персонифицированного учета, их контроль и ввод в информационную систему, печать исходящих документов, обработка протоколов ошибок и формирование па­кета обработанных документов;

- формирование и изготовление страховых свидетельств обя­зательного пенсионного страхования;

- обеспечение консультативной помощи страхователям в части правил заполнения форм документов персонифицированного учета;

- подготовка установленной отчетности;

5) проведение в необходимых случаях проверок документов, связанных с представлением сведений индивидуального (персо­нифицированного) учета застрахованных лиц;

6) осуществление оперативного учета поступающих сумм стра­ховых взносов на обязательное пенсионное страхование и про­гнозирования ожидаемого поступления страховых взносов, пеней и штрафов;

7) хранение документов индивидуального (персонифициро­ванного) учета.

Отдел оценки пенсионных прав застрахованных лиц.Отдел оценки пенсионных прав застрахованных лиц (далее — отдел) является структурным подразделением управления ПФР (госу­дарственного учреждения) и находится в подчинении начальника управления ПФР и его заместителя, курирующего вопросы пен­сионного обеспечения.

Структура и штатная численность отдела утверждаются управ­ляющим отделением ПФР.

В задачи отдела входит обеспечение достоверности све­дений индивидуального (персонифицированного) учета, содер­жащих данные о пенсионных правах застрахованных лиц; свое­временное и правильное проведение работ по оценке индивиду­альных сведений о трудовом стаже застрахованных лиц за период до регистрации в системе обязательного пенсионного страхова­ния.

Функциями отдела являются:

- осуществление работы по оценке индивидуальных сведений о трудовом стаже за период до регистрации в качестве застрахо­ванного лица;

- проведение правовой оценки индивидуальных сведений за­страхованных лиц по общему трудовому стажу, стажу на соот­ветствующих видах работ, стажу отдельных категорий застрахо­ванных лиц (творческих работников, лиц свободных профессий, самозанятого населения, членов крестьянских [фермерских] хо-

зяйств), а также их заработка в соответствии с нормативными правовыми актами;

- проведение работы по оценке пенсионных прав застрахован­ных лиц путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал одновременно с назначением им трудовой пенсии;

- представление сведений по вопросам оценки пенсионных прав (конвертации) застрахованных лиц по запросам отделения ПФР;

- проведение документальных проверок индивидуальных све­дений застрахованных лиц о стаже на соответствующих видах работ, в ходе которых устанавливаются достоверность и достаточ­ность (полнота) юридически значимой информации для назна­чения (перерасчета) пенсий, содержащейся в индивидуальных сведениях застрахованных лиц.

Отдел назначения и перерасчета пенсий.Отдел назначения и перерасчета пенсий (далее — отдел) является структурным под­разделением управления ПФР и находится в подчинении заме­стителя начальника управления, курирующего это направление деятельности.

Задачи отдела: своевременное и правильное назначение и перерасчет государственных и трудовых пенсий на основе дан­ных индивидуального (персонифицированного) учета, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, социальных посо­бий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, и других выплат, отнесенных законодательством к ком­петенции ПФР.

Распределение обязанностей между работниками отдела осу­ществляется начальником отдела.

В состав отдела входят:

- клиентская служба со специализацией;

- операторы, ведущие прием документов (например, на новое назначение пенсии; на перерасчет пенсии или других выплат, прибывших/выбывших пенсионеров);

- группа обработки пенсионной документации;

- группа дооформления пенсионной документации;

- группа по контролю за назначением (перерасчетом) пенсий и других выплат;

- группа по работе с действующими и архивными пенсионны­ми делами.

Основные функции отдела:

- обеспечение правильного и своевременного назначения
(перерасчета) пенсий и других выплат, отнесенных законодатель­
ством к компетенции ПФР, в соответствии с действующим за­
конодательством;

- оценка содержащихся в документах сведений, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного учета), а так­же правильности оформления документов;

- контроль правильности назначения (перерасчета) пенсий и других выплат;

- рассмотрение жалоб, заявлений и предложений граждан и организаций по вопросам пенсионного обеспечения, принятие соответствующих мер;

- анализ причин возникновения жалоб с целью их устране­ния;

- содействие гражданам в истребовании документов, необхо­димых для назначения (перерасчета) пенсий и других выплат.

Отдел социальных выплат.Отдел социальных выплат (да­лее — отдел) является структурным подразделением управления ПФР (государственного учреждения) и находится в подчинении заместителя начальника управления, курирующего это направле­ние деятельности.

- своевременное и правильное назначение ежемесячной де­нежной выплаты (ЕДВ), дополнительного ежемесячного матери­ального обеспечения (ДЕМО), материнского (семейного) капи­тала и других социальных выплат в соответствии с действующим законодательством;

- контроль правильности назначения ЕДВ, ДЕМО, материн­ского (семейного) капитала и других социальных выплат;

Отдел выплаты пенсий.Отдел выплаты пенсий (далее — от­дел) является структурным подразделением управления ПФРи находится в непосредственном подчинении заместителя началь­ника управления ПФР.

В число задач отдела входит:

- осуществление работы по выплате и доставке пенсий, ЕДВ, ДЕМО и других выплат, отнесенных законодательством к компе­тенции ПФР;

- контроль за своевременностью и правильностью выплаты и доставки пенсий, ЕДВ, ДЕМО и других выплат, отнесенных за­конодательством к компетенции управления ПФР.

- ведение базы данных пенсионеров, получающих пенсию, ЕДВ, ДЕМО и другие выплаты;

- формирование и подготовка выплатной документации;

- подведение итогов выплаты пенсий, ЕДВ, ДЕМО и других выплат;

- контроль за правильностью сведений, содержащихся в базе данных пенсионеров и выплатных документах;

- корректировка базы данных по итогам выплаты пенсий и других выплат за отчетный период;

- проведение массовых перерасчетов пенсий и других вы­плат.

Общие задачи и функции структурных подразделений управлений Пенсионного фонда РФ.Задачи и функции органов Пенсионного фонда РФ на всех уровнях во многом аналогичны. К ним относятся:

- прием граждан, рассмотрение их предложений, заявлений и жалоб по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда, принятие по ним соответствующих мер;

- разъяснительная работа среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР;

- оказание правовой помощи работодателям, осуществляющим представление граждан к назначению (перерасчету) трудовых пенсий;

- организация работы по назначению (перерасчету) пенсий, выплате пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, ежемесячных де­нежных выплат отдельным категориям граждан РФ и других со­циальных выплат, ведению базы данных по пенсионерам;

- организация и ведение индивидуального (персонифицирован­ного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным за­коном от 1 апреля 1996 г. «Об индивидуальном (персонифицирован­ном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;

- обобщение практики применения законодательства о пен­сиях, о выплате социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, об уплате взносов в ПФР, а также подготовка соответствующих предложений по его совершенствованию;

- организация и ведение справочно-кодификационной работы по законодательству;

- представительство в суде и арбитражном суде при рассмо­трении вопросов пенсионного обеспечения и пенсионного стра­хования, взыскания пеней и недоимок по страховым взносам;

- ведение информационных баз данных по всем категориям страхователей и застрахованных лиц, обеспечение их полноты и достоверности;

- проведение консультаций страхователей, застрахованных лиц по вопросам правильности оформления заявлений о выборе ин­вестиционного портфеля, оформления пакета документов для передачи (возврата) средств пенсионных накоплений застрахован­ного лица в негосударственный пенсионный фонд и обратно;

- подготовка и проведение совещаний, семинаров со страхо­вателями по вопросам деятельности ПФР.

Дата добавления: 2015-12-07 ; просмотров: 4442 | Нарушение авторских прав

Читайте также: