Правовое регулирование накопительной пенсии

Для большинства россиян вопросы, связанные с их будущим пенсионным обеспечением, стоят довольно остро и это и неудивительно, поскольку только уже действующих пенсионеров в стране насчитывается более 40 миллионов и имеющиеся проблемы практически у всех на слуху.

Однако больше всего трудоспособные граждане задаются вопросом о том, как получать именно достойную пенсию в старости, особенно видя пример старшего поколения, уровень пенсионного обеспечения которого весьма невысок. Для них предусмотрена возможность самостоятельно формировать источники материальных средств в форме накопительной пенсии, о которой речь пойдет далее.

Бесплатно по России

Понятие накопительной пенсии

Впервые понятие «накопительная пенсия» было введено в 2002 году в ходе масштабного реформирования пенсионной системы в Российской Федерации. В соответствии с первоначальной редакцией Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании» от 15.12.2001 года № 167-ФЗ соответствующие отчисления являлись частью единого социального налога, уплата которого была обязательной. Первоначально формировать накопительную часть пенсии могли практические все трудящиеся граждане.

Следует отметить, что такая практика существовала крайне недолго и уже в 2005 году в законодательство были внесены изменения, согласно которым накопительную пенсию могли формировать посредством страховых взносов только граждане, родившиеся в 1967 году или позже. При этом работники более старшего возраста могли копить себе на достойное материальное обеспечение в старости, участвуя в программах добровольного пенсионного страхования.

На сегодняшний день действующее законодательство предполагает возможность участия граждан в формировании подобного рода накоплений, однако по факту на данный момент это право ограничено. Дело в том, что в 2014 году, на фоне значительных экономических сложностей и связанным с ними дефицитом средств в государственном пенсионном фонде, был объявлен мораторий на соответствующие отчисления. Это предполагает то, что все денежные средства со страховых взносов и иных источников будут направляться только на страховую часть пенсии, что по факту означает возможность для государственного пенсионного фонда исполнить свои обязательства перед ныне живущими пенсионерами.

Изначально предполагалось, что данный запрет будет временным, однако впоследствии Правительство каждый год принимало соответствующее решение о его продлении.

В конце 2018 года было определено, что заморозка накопительной пенсии будет продлена вплоть до 2021 года включительно.

Несмотря на негативный информационный фон, сложившийся вокруг ситуации с мораторием, Правительство уверяет, что данная процедура не затронет самих пенсионных накоплений, которые уже сформированы. Иными словами, об изъятии данных денежных средств речи не идет.

Как формируется выплата

Вопросы, связанные с порядком формирования и выплатой накопительной пенсии, имеют довольно жесткое нормативное регулирование. При этом порядок ее начисления предполагает ряд особенностей и отличий по сравнению с выплатами страховой пенсии. Разберем эти тонкости более подробно

Основания назначения

В соответствии с действующим законодательством право на получение данного вида обеспечения возникает в момент достижения пенсионного возраста. Тут же следует отметить, что если по тем или иным причинам гражданин утратил трудоспособность раньше установленного срока либо имеет определенные льготы, связанные с возможностью выхода на пенсию досрочно, то накопительную часть он может получать также раньше.

Возможность выбора организации, где будет формироваться пенсия

Граждане могут самостоятельно определять, какая организация будет аккумулировать их накопления. Так, средства могут находиться в государственном пенсионном фонде или в негосударственных фондах. Последние же привлекательны тем, что за счет осуществления инвестиционной деятельности граждане могут рассчитывать на значительную прибавку к своей пенсии за включение в нее данного вида дохода.

Накопления входят в наследственную массу

Если гражданин, формирующий накопительную часть, умирает раньше, чем у него возникло право на материальное обеспечение по старости, то аккумулированные на счетах в ПФР или НПФ средства становятся частью наследственной массы. Иными словами, на них могут рассчитывать наследники.

Из чего и как формируется выплата

Существует несколько источников формирования накопительной пенсии:

  1. Страховые взносы. В соответствии с российским законодательством за каждого наемного работника работодатель уплачивает взносы в пенсионный фонд. Их размер составляет 22% от заработной платы. Однако если гражданин изъявил желание формировать накопительную часть, то 6% от нее будет направляться на нее. Оставшиеся же 16 в счет страховой пенсии и солидарного тарифа. С 2014 года страховые взносы полностью направляются на формирование страховой пенсии в связи с действием моратория, речь о котором шла выше.
  2. Средства материнского капитала. Одной из форм распоряжения материнским капиталом является направление его средств на пенсионный счет женщины.
  3. Участие в программесофинансирования пенсий. В рамках действия данной госпрограммы граждане могли внести на свой счет в ПФР определенную денежную сумму, а государство удваивало ее. Программа полностью прекратила свое действие в 2015 году, просуществовав около 7 лет. О возможности ее возобновления на данный момент речи не идет.
  4. Добровольные перечисления. Граждане по своей инициативе вправе самостоятельно вносить личные денежные средства на накопительный счет.

Размер накопительной пенсии

Для расчета накопительной пенсии используется следующая формула:


НП = ПН/Т, где:

НП – накопительная пенсия.

ПН – общая сумма пенсионных накоплений.

Т – период дожития.

Так называемый «период дожития» вызывает наибольшее количество вопросов у будущих пенсионеров. Он рассчитывается исходя из ожидаемой продолжительности жизни в конкретный год. Так, в 2019 году период дожития составляет 252 месяца. В предыдущие периоды значение этого параметра несколько отличались от нынешнего.

Зная же период дожития, а также накопленную сумму, можно рассчитать размер дополнительного пенсионного обеспечения.

Пример

Гражданка Иванова к моменту выхода на пенсию скопила в счет накопительной пенсии 800 тысяч рублей. Соответственно, выйдя на заслуженный отдых в 2019 году, можно рассчитать:

800000/252 = 3174,60. То есть, ежемесячно гражданка Иванова будет получать 3174,60 рубля как накопительную часть пенсионного обеспечения.

Как узнать размер накоплений и где они находятся

Узнать размер накоплений довольно просто. Сделать это можно, зайдя на сайт ПФР или негосударственного пенсионного фонда. Такая информация содержится в личных кабинетах.

Чтобы получить доступ к личному кабинету на сайте государственного пенсионного фонда, необходимо иметь подтвержденный аккаунт в ЕСИА (на портале «Госуслуги»).

Кроме этого, с данной же целью или в тех случаях, когда местонахождение сбережений неизвестно, гражданин может обратиться в отделение государственного пенсионного фонда по месту жительства, где он получит всю информацию, касающуюся данного вопроса.

Полезное видео

Как можно получить накопительную пенсии? Смотрите в видео-сюжете:

Краткое содержание:

В 2021 года выплата накопительной части пенсии россиянам может проводиться по новому стандарту. Такое предложением выдвинули инициаторы, выступающие за увеличение пороговой суммы на личном счету пенсионера. Именно от этой величины зависит размер ежемесячных добавок к основной пенсии.

Нормативы накопительной части пенсии россиян

По существующим нормативам накопительную пенсию могут получать только те граждане, которые рассчитывают на ее объем не менее 5% от страхового начисления. На территории России все еще работает система для накопительных пенсий общего типа, хотя в действительности пользуются ее очень небольшое количество граждан по сравнению с общим процентом пожилых людей в стране. Причина кроется в том, что львиная доля накоплений по этой части формировалась в 2021 году.


После того как официальную силу обрел мораторий, обязательные отчисления для перевода на индивидуальный счет перестали работать. По действующему законодательству гражданин может рассчитывать на один из трех следующих сценариев:

  • бессрочный;
  • срочный;
  • разовый.

В народе бессрочную выплату называют пожизненной, так как деньги в таком формате выплачиваются определенный промежуток времени. Все накопления делят по месяцам, причем каждый год значение меняется. Пока оно составляет 258 месяцев. Оформление этого вида пособия полагается только в ситуациях, когда ежемесячная выплата оказывается больше 5% от пенсии страхового типа.

Причины для обновления пенсионных выплат в 2021 году

В случае срочных выплат упор делается на возможность разделить деньги на меньшее количество месяцев, но и тут есть своя загвоздка. Для выбора срока нельзя опираться на интервал меньше, чем 120 месяцев. При таком раскладе деньги будут передаваться только в указанный гражданином временной период.


Одним из самых часто встречающихся вариантов считается разовая выплата. Она проводится только того, когда размер накоплений так и не дотягивает до уровня хотя бы в 5% от страховой пенсии. В этом случае гражданин получает сразу одним махом все деньги. Именно этот сценарий вызывает у специалистов больше всего вопросов. Сложность в том, что пенсионный прожиточный минимум приравнивается к сумме около 9 тыс. рублей.

Накопительная пенсия бессрочная пенсия стартует от 450 рублей. Если учитывать, что усредненная пенсия составляет в стране около 15 тыс. рублей, то и доплата составит 750 рублей на регулярной основе. Из этого следует, что рассчитывать на достойное финансовое обеспечение не получится. Законодатели на регулярном основании стараются выдвигать предложения, чтобы улучшить ситуацию.

Как предлагается делать накопительные выплаты

Идеи поступают разные, но самой свежей признана инициатива Министерства труда. Здесь выступают за то, чтобы разрешить гражданам получать деньги за один раз, если добавка окажется менее 20% от МРОТ. При таком подходе ежемесячно гражданин сможет рассчитывать на 2,4 тыс. рублей. Это уже более солидная сумма, которая сможет финансово поддержать пожилого человека.

Ратуют в Министерстве труда и за то, чтобы минимальный капитал подняли с отметки в 200 тыс. до 625 тыс. рублей, но тут есть загвоздка.

Из-за того, что накопительная часть пенсии перестала действовать уже давно, переход к предложенной схеме предусматривает уменьшение денежного объема, который попадает под управление НПФ. Это негативно скажется на работе негосударственных фондов, которым придется брать за основу работы вложения краткосрочного и ликвидного действия. Указанные действия снижают инвестиционный доход.

Доброго здоровьица Вам и

До новых встреч на сайте 9111. ру!

Накопительная пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости, исчисленная исходя из суммы средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день назначения накопительной пенсии (п. 1ст. 3 Закона о накопительной)

Право на накопительную пенсию имеют лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", именуемые застрахованными лицами (ст. 4 Закона о накопительной пенсии).

Перечень застрахованных лиц установлен в ч. 1 ст. 7 "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Застрахованными лицами являются:

- постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане или лица без гражданства, иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), временно пребывающие на территории РФ, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года:

работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг), по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства;

самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой);

являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

работающие за пределами территории РФ в случае уплаты страховых взносов в соответствии со ст. 29 Закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", если иное не предусмотрено международным договором РФ;

являющиеся членами семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с Законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

В последнем случае речь идет о лицах, добровольно вступающих в отношения пенсионного страхования, категории которых перечислены в п. 1 ст. 29 Закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в том числе:

граждане РФ, работающие за пределами территории РФ, в целях уплаты страховых взносов в ПФР за себя;

физические лица в целях уплаты страховых взносов за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем в соответствии с Законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и Законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования";

застрахованные лица, осуществляющие в качестве страхователей уплату страховых взносов в фиксированном размере, в части, превышающей этот размер;

физические лица в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в соответствии с Законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений";

физические лица в целях уплаты страховых взносов в ПФР за себя, постоянно или временно проживающие на территории РФ, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование, в соответствии с Законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Условия назначения:

Как следует из ч. 1 ст. 6, накопительная пенсия по старости назначается при соблюдении следующих условий:

1) гражданин является застрахованным лицом, имеющим право на страховую пенсию по старости, в том числе досрочно, в соответствии с Законом "О страховых пенсиях", где установлены следующие условия назначения страховой пенсии по старости:

достижение мужчинами возраста 60 лет, а женщинами - 55 лет;

наличие не менее 15 лет страхового стажа

- наличие средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица. При этом размер накопительной пенсии должен составлять более 5% по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, и размера накопительной пенсии, рассчитанной по состоянию на день назначения накопительной пенсии. В противном случае застрахованные лица имеют право на получение указанных средств в виде единовременной выплаты. (ч.1 ст.6 Закона о накопительной пенсии).

Размер накопительной пенсии определяется по формуле:

где НП - размер накопительной пенсии;

ПН - сумма средств пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная пенсия.

Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии, применяемого для расчета размера накопительной пенсии (ч.1 ст. 7 Закона о накопительной пенсии).

До 1 января 2016 года ожидаемый период выплаты накопительной пенсии, применяемый для расчета размера накопительной пенсии, устанавливается продолжительностью 19 лет (228 месяцев). С 1 января 2016 года продолжительность ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии ежегодно определяется федеральным законом на основании официальных статистических данных о продолжительности жизни получателей накопительной пенсии в соответствии с методикой оценки ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии, утверждаемой Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 17 Закона о накопительной пенсии).

При назначении накопительной пенсии позднее приобретения права на указанную пенсию ожидаемый период выплаты накопительной пенсии сокращается на 12 месяцев за каждый полный год (12 месяцев), истекший со дня приобретения права на назначение указанной пенсии. При этом ожидаемый период выплаты накопительной пенсии, применяемый для расчета размера накопительной пенсии, не может составлять с 2015 года менее 168 месяцев.

Дата добавления: 2016-05-05 ; просмотров: 5225 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ







Для описания основных правовых и экономических параметров пенсионной системы в Российской Федерации, а также пенсионного обеспечения работников бюджетной сферы остановимся на наиболее существенных и системообразующих ее характеристиках. Согласно Федеральному закону от 4. 10. 2010 г. №258-ФЗ «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда РФ за 2009 г.», прибыль вышеуказанного бюджета от размещения средств Пенсионного фонда РФ, сформированных благодаря суммам страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, и прибыль от временного размещения Пенсионным фондом РФ средств, образованных благодаря суммам страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, а также прибыль от реализации (погашения) активов, которые приобретены благодаря средствам пенсионных накоплений, составили отрицательные значения (-137 883,2 и -1 524 714,8 тыс. рублей соответственно).

Это свидетельствует о том, что накопительная система пенсионного обеспечения, реализуемая через управление пенсионными накопления граждан государством, далека от результативности, в противоположность управлению негосударственными фондами. Соответственно Федеральному закону от 6. 10. 2011 г. №258-ФЗ «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда РФ за 2010 г.», ситуация с доходами от размещения средств Пенсионного фонда РФ, образованных благодаря суммам страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, существенным образом улучшилась, впрочем в устройстве доходов Пенсионного фонда РФ более 57 процентов - безвозмездные поступления, а 28 процентов - средства федерального бюджета, которые направлены на погашение дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ. В области пенсионного обеспечения можно говорить о социальных правах граждан только лишь в пределах начисления общей фиксированной базовой величины трудовой пенсии по старости, в качестве источника которой выступают средства федерального бюджета.

Страховая часть пенсии обусловлена заработной платой гражданина и порядочности его работодателя, накопительная - рациональной политикой управляющей компании. В то же время руководство накопительной частью через государственную компанию также не охватывает система социальных прав, и целесообразность размещения накоплений не может оспариваться в судебном порядке. На сегодняшний день на уровне исполнительных органов власти осуществляется рассмотрение нескольких вариантов решения данной проблемы и улучшения пенсионной системы. В частности, Министерство труда и социальной защиты разработало проект стратегии развития пенсионной системы РФ до 2030. Соглашаясь, что в пределах пенсионной системы не удалось достичь требуемого международными стандартами коэффициента замещения, экспертами Минтруда высказано мнение, что инерционный ход развития пенсионной системы (сбережение действующей модели) в обстоятельствах современного пенсионного законодательства непременно станет причиной следующих социально - экономических последствий:

невозможность поддерживать размер пенсий на социально приемлемом уровне и увеличение количества низкодоходных групп в числе пенсионеров;

недостаточность методов и механизмов образования допустимого уровня пенсионных прав для средне- и высокодоходных категорий граждан;

отсутствие у работодателя мотивирования для принятия мер, которые направлены на совершенствование условий труда;

трансферт из федерального бюджета в пенсионную систему, как минимум до 2030 г. будет более 2 процентов валового внутреннего продукта.

Вышеуказанные последствия могут оказать неблагоприятное воздействие на уровень гарантирования социальных прав граждан в России. Имеющие место в данный период проблемы нельзя решить в пределах существующей системы пенсионного обеспечения. Это обусловлено целым рядом факторов как внешней, так и внутренней в отношении к системе пенсионного обеспечения природы. Также необходимо отметить возможность свернуть накопительную систему, что обсуждалось на конференции «Накопительное и добровольное пенсионное обеспечение 2012: новый период». В процессе обсуждения директор Департамента корпоративного управления Министерства экономического развития РФ высказал точку зрения, что если 6 процентов взносов, которые сегодня направляются на финансирование накопительной части пенсий, будут отменены и направлены необходимые денежные средства на распределительную часть, то в течение двух - трех лет дефицит бюджета Пенсионного фонда РФ будет залатан, но в будущем дефицит еще более возрастет. В связи с этим с позиции гарантирования социальных прав граждан необходимо акцентировать внимание на проекте изменений в законодательстве, предполагающем право гражданина на отказ от накопительной составляющей пенсии и перевод своих накоплений в распределительную систему, утратив при этом право на перевод своих накоплений в негосударственные пенсионные фонды и обратно.

Принимая во внимание характер накопительной части пенсионных взносов и то обстоятельство, что величину этих накоплений, по нашему мнению, изначально не гарантирует государство, а, соответственно, не может быть обеспечена в пределах социальных прав граждан, полагаем, что при передаче вышеуказанных накоплений в распределительную систему характер накоплений будет изменен, и государственное функционирование, направленное на их распределение, может полностью считаться функционированием, направленным на обеспечение социальных прав граждан. Вышеизложенной стратегией развития пенсионной системы предусматриваются следующие направления ее осуществления:

усовершенствование тарифно-бюджетной политики;

модернизация системы досрочных пенсий, направленная на переложение обязанностей по их финансированию на работодателей;

реформы в институте накопительной части пенсионной системы в направлении ее трансформирования в систему добровольного пенсионного страхования в пределах гражданско-правовых взаимоотношений;

развитие корпоративного пенсионного обеспечения;

усовершенствование системы формирования пенсионных прав;

усовершенствование системы руководства обязательным пенсионным страхованием;

развитие международного взаимодействия в области пенсионного обеспечения.

Следует отметить также, что тем или иным изменениям в системе соцзащиты, которой, как полагаем, должна быть свойственна достаточная степень приспособляемости, в определенных обстоятельствах необходимо дать правовую оценку относительно согласованности подобных изменений с установленными Конституцией РФ и международными правовыми актами социальными правами граждан.

Право на соцобеспечение, частью которого, с точки зрения большей части ученых, выступает право на пенсию в размере, не ниже определенного уровня прожиточного минимума, обеспечивает в России начисление, выплата и индексация общего установленного базового размера трудовой пенсии по возрасту, который, не учитывая надбавки на сегодняшний день равен 3 278, 59 руб. Вследствие этого, по нашему мнению, нельзя говорить о том, что в этой области обеспечение социальных прав граждан реализуется в полной мере. Как уже подчеркивалось, обеспечение социальных прав государством непосредственно обусловлено уровнем его экономического развития. Европейские государства, которые приняли на себя значительную часть социальных гарантий, но не имеющие достаточную экономическую мощь, в результате встретились с огромными проблемами в социальной области. В России, экономическая стабильность которой на сегодняшний день непосредственно обусловлена спросом на энергоносители, увеличение размера социальных гарантий является возможным в обстоятельствах диверсификации экономики. 16. 06. 2009 г. вступил в действие Федеральный закон РФ от 3. 03. 2009 г. №101-ФЗ «О ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3. 05. 1996 г.». Ратификация дает возможность надеяться на приближение России к «социальным стандартам уровня и качества жизни, за которые ответственно государство».

Рассчитывать вместе с тем на фактическую реализацию принципов, сформулированных в вышеуказанном международно-правовом документе, впрочем, не стоит. В действительности, набор социальных гарантий полностью отвечает утвержденному в Европе, а вот их размер, учитывая все возможные индексации, ему не отвечает. По справедливому замечанию О. Понятовской, «даже ратифицировав Социальную хартию, еще рано почивать на лаврах».

Особенности социальных прав, по нашему мнению, заключается в том, что соответствующие им обязанности государства значительно обширнее, нежели в случае с другими правами. В число данных обязанностей включены не только и не столько непосредственное предоставление тех или прочих благ, а образование всей государственной политики с целью достижения такого уровня экономического постоянства, при котором непосредственное гарантирование социальных прав граждан станет возможным с минимальным риском для национальной экономики. И это, в свой черед, выступит в качестве условия недопущения значительного ограничения социальных прав. Следовательно, говорить о социальном государстве можно только в том случае, когда государство имеет достаточно мощный экономический потенциал, позволяющий не ограничивать социальные права граждан в обстоятельствах неблагоприятной экономической ситуации. В нашем государстве реализация этой задачи осуществляется благодаря созданию отдельных «подушек безопасности» из сверхприбылей от продаж энергоресурсов. Вместе с тем, подобную политику можно оправдать только в случае признания ее временной природы - до формирования поистине конкурентоспособной и устойчивой экономической и финансовой системы.

Ниже приведены нормативные правовые акты, регулирую­щие действие пенсионной системы Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993), в которой закреплено право каждо­го тражданина на пенсионное обеспечение, т.е. предоставление ему средств к существованию.

от 24.07.2009 № 213-ФЭ «О внесении изменений в отдель­ные законодательные акты Российской Федерации и призна­нии утратившими силу отдельных законодательных актов (по­ложений законодательных актов) Российской Федерации в свя­зи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обя­зательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 213-ФЭ) — направлен на развитие системы обязательного социального страхования и повышение уровня пенсионного обеспечения граждан, вносит изменения в порядок финансиро­вания выплат и предусматривает переход от ЕСН к страховым взносам;

от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования

Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного ме­дицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ) — устанавливает порядок уплаты, исчисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и меры ответственности за нарушения порядка их уплаты;

от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взно­сах на накопительную часть трудовой пенсии и государствен­ной поддержке формирования пенсионных накоплений» (да­лее — Закон № 56“ФЗ) — закладывает основы самостоятельного участия каждого человека в формировании своего пенсионного обеспечения;

от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» — устанавливает основания возникновения и порядок реализации права государственных гражданских служащих на пенсию за выслугу лет;

от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»;

от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Россий­ской Федерации» (далее — Закон о трудовых пенсиях) — ре­гулирует условия и нормы предоставления трудовых пенсий в связи с уплатой взносов по обязательному пенсионному стра­хованию;

от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон об обязательном пенсионном страховании) — устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования, определяет правовое положение его субъектов —- федеральных органов государственной власти, страхователей, страховщиков и застрахованных лии;

от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее — Закон о пенсионном обеспечении) — регулирует условия и нормы предо­ставления пенсионного обеспечения за счет средств федераль­ного бюджета военнослужащим, федеральным государственным гражданским служащим, «чернобыльцам», а также лицам, кото­рые не приобрели права на трудовую пенсию;

от 27.11.2001 № 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» — определяет условия, порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии работникам граж­данской авиации, а также порядок финансового обеспечения расходов на выплату указанной доплаты;

от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной по­мощи» — устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим се­мьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан;

от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного соци­ального страхования» (далее — Закон № 165-ФЗ) — определяет правовое положение субъектов обязательного социального стра­хования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязатель­ного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования;

от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифи­цированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» — устанавливает правовую основу и принципы ор­ганизации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пен­сионном страховании (далее — Закон № 27-ФЗ);

от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» — регулирует отношения, связанные с погребением умершего;

от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной си­стемы, и членов их семей» (далее — Закон № 4468-1) — определяет порядок назначения и выплаты пенсии военнослужащим и членам их семей.

Приказы Минздравсоцразвития России:

от 12.03.2010 № 141н/53н «О внесении изменений в Пере­чень документов, необходимых для установления трудовой пен­сии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению»;

от 14.12.2009 № 987н «Об утверждении Инструкции о по­рядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах»;

от 30.09.2009 № 805н «Об утверждении Правил обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты»;

от 27.02.2002 № 16/19п «Об утверждении Перечня докумен­тов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению».



Информационные буклеты Пенсионного фонда России

МОСКВА, 18 ноя – ПРАЙМ, Валерия Княгинина. Минтруд попросил Пенсионный фонд (ПФР) проработать возможность выплаты накопительной пенсии ежемесячно и пожизненно. Смысл предложения в том, чтобы не растягивать выплаты по накопительной пенсии на слишком большой срок. Накопленные мелкие суммы будут передавать владельцам единоразово, а регулярные выплаты оставят только тем, у кого имеются существенные накопления.

Минтруд поручил проработать варианты выплаты накопительной части пенсии

Опрошенные эксперты "Прайм" видят в возможном нововведении больше пользы для пенсионеров, чем вреда. Но и слишком богатыми такая идея точно никого не сделает.

Сейчас пожизненная накопительная пенсия выплачивается тем, у кого на счете достаточно денег, чтобы ежемесячные выплаты составляли более 5% от общего размера совокупных пенсионных выплат. Если объем накоплений меньше, их выплачивают единовременно. Теперь же предлагается выплачивать накопления единовременно, если они не превышают 20% от МРОТ.

По подсчетам "Коммерсанта", чтобы россиянин с пенсией в 15 тысяч рублей в месяц смог получать пожизненную накопительную пенсию, ему будет необходимо иметь на счете почти 200 тысяч рублей. Меньшие суммы будут выплачиваться единовременно.

В ПФР рассказали, как изменятся пенсии россиян до 2023 года

Поправка Минтруда позволит изымать все средства с накопительного счета сразу практически при любом размере пенсии, поскольку в среднем по стране страховая часть и так дает больше 95% дохода пенсионеру, считает Валерий Емельянов из "Фридом Финанс". Он объясняет это тем, что с 2015 года действует заморозка накопительной части, и она уже 5 лет не пополняется. Ранее накопленные средства реинвестируются с доходностью, близкой к банковским депозитам, но у большинства граждан там порядка 200 тысяч, на которые создать полноценный пенсионный капитал, нельзя. Таким образом, поправка Минтруда, признает очевидное: накопительная пенсия как источник ренты не работает.

СГЛАДИТЬ ПЕРЕХОД

Согласно ратифицированной в 2018 году конвенции Международной организации труда пенсия должна составлять не менее 40% от утраченной зарплаты. Однако последние четверть века соотношение средних пенсий и зарплат в России находится на уровне 30%, и эта цифра уменьшается, напомнил глава Центра анализа НПФ "Сафмар" Евгений Биезбардис.

Получить всю сумму сразу – до 200 тысяч рублей и израсходовать их на свои нужды пенсионерам может быть выгоднее, чем получать по частям весь период дожития, считает ректор Российского государственного социального университета, член Общественной Палаты РФ Наталья Починок.

В момент выхода на пенсию человек теряет существенную часть своих доходов – порядка 60% — от того, что он получал ранее. И единоразовая выплата накопительной пенсии "на руки" может сгладить этот переход, объясняет она.

"Получив всю сумму сразу, человек может выгоднее ее потратить или положить на депозит, чем получать по чуть-чуть весь период дожиться в течение 258 месяцев", — считает эксперт.

Она также отмечает, что не так важен сам порог – 20% от МРОТ или 5% от общего размера совокупных пенсионных выплат, сколько решение самого гражданина о том, как ему использовать накопительную часть пенсии.

"Было бы правильнее предоставить человеку право при выходе на пенсию самому принимать решение — получить эту сумму единовременно, либо получать регулярные выплаты весь срок дожития, безусловно, установив предел – 20 процентов от МРОТ или больше", — считает Починок.

ИЩИ, КОМУ ВЫГОДНО

Если эта идея воплотится в реальность, выиграет подавляющее большинство будущих пенсионеров, которые успели накопить на своих счетах не более 600 тысяч рублей, считает Емельянов.

"Преимущественно это жители регионов и частично москвичи, которые до 2015 года имели зарплаты ниже средней по городу. Поправка направлена на то, чтобы отдать людям досрочно их пенсионный капитал, порезанный в ходе последней реформы", — объясняет он.

При этом в условном минусе окажутся в основном те, у кого доходы превышали лимит, облагаемый базовыми пенсионными взносами. На начало 2015 года речь шла о зарплате 711 тысяч рублей в год до вычета налогов, или 51,5 тысяч рублей в месяц на руки. Если человек имел доход выше или около этой планки на протяжении 2010-2015 годов, то он рискует попасть на получение помесячной ренты вместо всей суммы сразу добавляет он.

Подобные изменения выгодны и самому государству, которому чуть меньше придется тратиться на пенсии. Сохранней будет и Фонд национального благосостояния, добавляет Биезбардис. Он объясняет это тем, что россияне повысят свой коэффициент замещения за счет собственных же пенсионных накоплений. Более того, эксперт не исключает, что и при расчете доплаты для доведения пенсии до прожиточного минимума пенсионера также начнут учитывать единовременные выплаты.

Эксперт рассказал, кому сейчас положена вторая пенсия

Он также напоминает, что пенсионные фонды – это институциональные инвесторы, которые приносят на фондовый рынок и инвестируют в российские ценные бумаги около 5 млрд рублей. Инициатива может привести к сокращению этих инвестиций, так как средства будут выплачиваться клиентам по максимуму, и, соответственно, изыматься из обращения на рынке.

ЭФФЕКТ "ЗАПЛАТКИ"

Другие опрошенные "Прайм" эксперты видят в предлагаемом усовершенствовании пенсионной системе больше негатива, чем позитива. Они считают, что за этим может последовать падение регулярных ежемесячных доходов пенсионеров и затем снижение роли накопительной пенсии.

"Очевидно, что данная инициатива – это попытка возродить утраченное доверие граждан к пенсионной системе государства. Дискриминация выплат по размеру накоплений — мера социальная, но, очевидно, имеющая обратный̆ эффект", — считает генеральный директор "БКС Страхование жизни" Андрей Дроздов.

По его мнению, граждане, которые могут накопить больше чем 20% МРОТ — а именно они являются существенными донорами пенсионной̆ системы — будут воспринимать это, как дискриминацию.

Дроздов не исключает, что данная инициатива преследует благую цель, но по факту это очередная "заплатка", которая может еще больше подорвать доверие к существующей пенсионной̆ системе. "Реальный̆ эффект будет минимальный, поскольку будущие выплаты де-факто обесцениваются инфляцией̆, доходность НПФ ниже, чем у депозитов", — считает он.

"Очередные попытки "усовершенствовать" пенсионную систему пугают. Изначально инициатива выглядит положительной — помогать единовременными выплатами тем, у кого накопительная часть пенсии совсем низкая. Но государство уже очень здорово "помогло" с накопительной частью, дважды подвергнув ее заморозке. Откуда там взяться большим объемам средств", — возмущается старший аналитик ИАЦ "Альпари" Анна Бодрова. При этом она добавляет, что это не окончательный вид инициативы Минтруда, потому что пенсионная система до сих пор, вследствие множества реформ, так и не пришла в какой-то стройный и понятный вид.

В любом случае, для многих граждан сам факт выплаты от государства относительно крупной суммы на руки натолкнет на мысль, что на старость нужно копить дополнительно. Многие захотят проверить, сколько накопилось денег на их счете, зададутся вопросом, почему так мало, как его можно пополнять, какие есть частные пенсионные программы, резюмирует Емельянов.

Читайте также: