Правовое регулирование негосударственного пенсионного обеспечения в россии


Следует отметить, что уровень пенсионного обеспечения оказывает влияние на продолжительность жизни, образ жизни пожилых людей, инвалидов, их участие в различных сферах жизнедеятельности общества. Одновременно повышается и социальная ответственность государства за принимаемые в пенсионной сфере решения и требует анализа всех сторон жизни лиц пожилого возраста [4].

Социальная политика государства является наиболее важной частью внутренней политики в целом. От того, как складывается ситуация в социальном секторе, зависят уровень развития общества и эффективность проводимой социальной и демографической политики государства.

В основу современной системы государственного пенсионного обеспечения России положен так называемый договор поколений: когда сегодняшние работающие обеспечивают сегодняшних пенсионеров за счет отчислений в государственный пенсионный фонд, осуществляемых из фонда заработной платы предприятий, а также сумм, получаемых гражданами. Причин для создания российской пенсионной системы с собственной независимой финансовой основой было несколько. Первая - возродить и реализовать на практике обязательное пенсионное страхование, вторая - повысить уровень реальных доходов пенсионеров, третья - не допустить утечки средств, предназначенных для пенсионного обеспечения граждан, работавших и живших в России, на выплату пенсий тем, кто жил и работал за ее пределами, в других союзных республиках [2].

Таким образом, основополагающая идея российского пенсионного закона состояла в том, чтобы в стране заработала эффективная система обязательного пенсионного страхования, обеспечивающая достойный уровень жизни людей, выбывающих из общественного сектора производства в силу наступления старости. Суть такой системы заключается в следующем:

  1. каждый гражданин, работающий по найму (по трудовому договору), подлежит обязательному социальному пенсионному страхованию независимо от его желания и желания работодателя;
  2. все условия и нормы уплаты соответствующих страховых взносов, так же как условия и нормы пенсионного обеспечения, определяются государством. Они не могут быть изменены по соглашению сторон трудового договора, по решению президента и правительства [3].

Проанализируем статьи Конституции РФ с положениями о пенсионном обеспечении:

1) пенсионеры из числа застрахованных не иждивенцы общества, а люди, заработавшие пенсию;

2) пенсионные взносы должны взиматься в размерах, обеспечивающих возможность предоставлению человека такую пенсию, которая обеспечивает достойную его жизнь в пенсионный период;

3) уровень пенсий должен находиться в неразрывной связи со страховым стажем и заработком, из расчета которого уплачивались взносы;

4) страховые фонды не при каких обстоятельствах и ни кем не могут расходоваться на иные цели, кроме пенсионного обеспечения застрахованных и их семей, и тем более изыматься из данного фонда, в том числе и временно;

5) деятельность всей системы обязательного пенсионного страхования должна находиться под контролем и наблюдением застрахованных и страхователей, а так же парламента;

6) государство призвано гарантировать осуществление установленной им системы обязательного пенсионного страхования [1].

В нашей стране более 38 млн пенсионеров, причем большинство из них получают пенсию по данному закону. Пенсия (от латинского pensio - «платеж») - регулярная и, как правило, пожизненная денежная выплата гражданам со стороны государства или иных субъектов в установленном законом случаях (при достижении определенного возраста, наступлении инвалидности, в случае потери кормильца, а также за выслугу лет и особые заслуги перед государством) [3].

Как видим, пенсионное обеспечение является формой материального обеспечения граждан со стороны государства. Основаниями для пенсионного обеспечения по российскому законодательству являются: достижение соответствующего пенсионного возраста, наступление инвалидности, а для нетрудоспособных членов семьи - потеря кормильца, для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся - длительное выполнение определенной профессиональной деятельности [1].

Пенсии в России установлены государственные и негосударственные. Государственные пенсии выплачиваются гражданам из государственных фондов социального обеспечения. В связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, засчитываемой в общий трудовой стаж, назначаются пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсии [5]. Негосударственная пенсия выплачивается гражданам из негосударственных (коммерческих) пенсионных фондов и носит дополнительный характер по отношению к государственной пенсии, хотя в последнее время институт негосударственной пенсии все более обосабливается в отдельную категорию социальных выплат, не зависящую от государственных пенсий [3].

Происходящие в России демографические изменения, постоянно увеличивавшие нагрузку на пенсионную систему, в последние годы стабилизировались. Это связано с тем, что удельный вес пенсионеров в общей численности населения страны, в последние годы неуклонно возраставший, начал снижаться из-за увеличения рождаемости и снижения смертности россиян.

Экономические трудности и неблагоприятные экономические тенденции вместе с нерациональным построением системы государственного пенсионного обеспечения приводят к систематическому падению жизненного уровня пенсионеров и их семей. Критическая ситуация пенсионного обеспечения российских граждан настоятельно требовала коренных реформ, в ходе которых были бы пересмотрены все основные принципы функционирования пенсионного обеспечения. Первым шагом в этом направлении явилась одобренная Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 1995 г. № 790 «Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации». Указанная Концепция была развита и дополнена в «Программе пенсионной реформы в Российской Федерации», одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1998 г. № 463 [3].

В долгосрочной перспективе в качестве альтернативы действующей распределительной системе предлагается смешанная система пенсионного обеспечения, которая включает в себя:

1) государственное пенсионное страхование;

2) государственное пенсионное обеспечение для отдельных категорий граждан, а также для лиц, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхованию - за счет средств федерального бюджета (базовая пенсия);

3) дополнительное пенсионное страхование (обеспечение), осуществляемое за счет добровольных взносов работодателей и работников, а в случаях, установленным законодательством Российской Федерации - обязательных страховых взносов [3].

Основой дополнительного пенсионного обеспечения должны стать негосударственные пенсии. Негосударственное пенсионное обеспечение в пенсионной системе рассматривается как дополнительное по отношению к государственному и может осуществляться в форме так называемых дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных организаций, отраслей экономики или в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в страховых компаниях или негосударственных пенсионных фондах.

В последние годы важная роль отводится негосударственным пенсионным фондам (НПФ), которые имеют двойственный характер [2, 4]. Во-первых, они рассматриваются как важный социальный институт, призванный решать задачи по улучшению материального положения нетрудоспособных членов общества. Негосударственные пенсионные фонды представляют возможность людям иметь более высокие доходы в старости, чем тот минимум, который способно будет обеспечивать государство. Именно НПФ предстоит занять эту нишу, чтобы работники имели возможность либо самостоятельно вложить в фонды дополнительные деньги, либо через своих представителей - профсоюзы - заключить такие коллективные договоры на предприятиях, чтобы эти взносы делал работодатель.

Во-вторых, НПФ выступают в роли специфических институтов финансового посредничества, аккумулирующих сбережения широких слоев населения для осуществления долгосрочных инвестиций. Небольшой размер минимальных пенсионных взносов при длительном сроке пенсионных платежей позволяет привлекать сбережения лиц с невысокими доходами, а также денежные средства работодателей. Неликвидность активов НПФ и длительный срок большинства пенсионных схем позволяют этим институтам направлять аккумулированные средства на цели долгосрочного инвестирования, активно участвовать в финансировании программ с низкой доходностью, высокой надежностью и длительным сроком реализации. Практически ни один из других финансовых инвесторов не имеет конкурентных преимуществ перед НПФ в данном сегменте рынка долгосрочных инвестиций, так как их деятельность ограничена более жесткими требованиями ликвидности активов [3].

Отметим, что формирование системы НПФ в России начиналось неблагоприятно: отсутствовали необходимые нормативные документы, негативно действовали инфляция, тяжелое финансовое положение предприятий, неустойчивость фондового рынка, политическая нестабильность и неопределенность. Первый в России Негосударственный пенсионный фонд был создан в ноябре 1991 г., через 7 лет их стало 280.

Рассмотрим механизм их функционирования. За каждое застрахованное лицо, работающее в особых условиях труда, работодатель уплачивает страховые взносы по дополнительному тарифу, которые перечисляются в уполномоченные негосударственные пенсионные фонды. При этом необходимо обеспечить контроль со стороны Пенсионного фонда Российской Федерации в рамках персонифицированного учета плательщиков взносов и негосударственных пенсионных фондов.

Для лиц, работающих в особых условиях труда, которые не обслуживаются ни одним из уполномоченных негосударственных пенсионных фондов, страховые взносы должны будут уплачиваться в Пенсионный фонд Российской Федерации по повышенным тарифам. Эти взносы планировалось размещать на специальный счет в рамках накопительной системы.

Предложенный выше подход к организации профессионального пенсионного страхования связан с внедрением системы персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования на всей территории Российской Федерации, функционирование которой началось в 2000 г. Сам Закон о персонифицированном учете был принят 20 марта 1996 г. Он направлен на создание условий для назначения пенсий в соответствии с трудовым вкладом, обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке, развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов. Персонифицированный учет застрахованных лиц позволяет создать механизм саморегулирования при сборе страховых взносов: поскольку при назначении пенсии будут использоваться данные этого учета, работники будут заинтересованы в своевременном перечислении страховых взносов работодателями и будут сами контролировать этот процесс, чтобы данные о взносах соответствовали заработку и были учтены в пенсионном фонде.

Закон рассматривает перечень обязанностей всех субъектов в сфере пенсионирования. Так, государство в лице Пенсионного фонда России принимает на себя обязательства открыть индивидуальный лицевой счет и выдать страховое свидетельство каждому застрахованному, обеспечить защиту сведений.

Работодатели, помимо финансового участия в формировании Пенсионного фонда России, обязаны предоставлять сведения обо всех работающих по трудовому договору, за которых они выплачивают страховые взносы, получать страховые свидетельства и выдавать их под роспись застрахованным лицам, передавать бесплатно каждому работнику копию сведений, поданных о нем в соответствующие отделения Пенсионного фонда России, контролировать соответствие реквизитов страхового свидетельства реквизитам документов, удостоверяющих личность работника.

Перечень сведений, которые обязан предоставить работодатель, содержат период деятельности, включаемый в специальный трудовой стаж, сумму заработка, на который начислялись страховые взносы, сумму начисленных страховых взносов, на которые они не начислялись, и др.

Согласно Закону застрахованное лицо обязано пройти регистрацию в органах Пенсионного фонда Российской Федерации; получить страховое свидетельство, хранить его и предъявлять по требованию уполномоченных на то лиц; заявлять в случае изменения сведений, находящихся на его индивидуальном лицевом счете, а также при утере страхового свидетельства; представлять по требованию органов Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие сведения, подлежащие включению на его индивидуальный лицевой счет [7]. Достоинством данного Закона являются перспективы дифференциации пенсионного обеспечения в зависимости от трудового вклада.

С 1 февраля 1998 г. вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 113 «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий». В связи с принятием данного Закона пенсии для неработающих пенсионеров стали исчисляться с применением индивидуального коэффициента пенсионера. Индивидуальный коэффициент пенсионера - это размер пенсии, выраженный в процентах к среднемесячной заработной плате в стране. Он определяется путем умножения размера пенсии в процентах, получающегося в зависимости от продолжительности трудового стажа на отношение среднемесячного заработка за установленный период, из которого исчисляется пенсия, к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период. Иными словами, ИКП - соотношение заработка, из которого исчисляется пенсия, к средней заработной плате в стране в год его получения. Указанное соотношение будет применяться не только при назначении пенсий, но и при их перерасчете в связи с повышением индекса цен. Это позволило преодолеть недостатки существующего механизма пересмотра размера пенсий в связи с их индексацией [3].

В заключение отметим, что пенсионное обеспечение в России существует около четырех веков, за последние полвека государство стало уделять больше внимания пенсионной системе: произошло повышение пенсий, помимо страховой части пенсии, появилась накопительная часть. Наряду с государственными пенсионными фондами образовались негосударственные пенсионные фонды, все большую популярность получают профессиональные пенсионные системы.

Рецензенты:

Силин А.Н., д.соц.н., профессор кафедры маркетинга и муниципального управления, ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г. Тюмень;

Хайруллина Н.Г., д.соц.н., профессор кафедры социологии. ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г. Тюмень.

Сейчас страна работает с двумя системами пенсионного обеспечения граждан. Такой шаг стал необходимостью из-за увеличения количества действующих пенсионеров по отношению к другим категориям трудоспособного населения. Негосударственный вариант был создан ещё в 1992, соответствующим указом Президента. В период со сложной экономической обстановкой такие указы имели силу закона.

Негосударственное пенсионное обеспечение — что это такое

Бесплатно по России

Реализуется при заключении договоров с Негосударственными Пенсионными Фондами или НПФ. Дополняет систему с поддержкой, действующей со стороны государства.

На протяжении определённого времени гражданин сам перечисляет конкретные сумму в пользу того или иного учреждения. Финансовая деятельность фонда обеспечивает прирост сумм или инвестиционный доход. Это общее правило, которое действует для всех заключённых договоров.

Для формирования компенсационных пакетов для текущих сотрудников негосударственные пенсионные накопления становятся очень важным фактором.

Благодаря возможности инвестировать собственные средства достигают сразу нескольких результатов:

Центробанк и НФ утверждают целый свод правил, согласно которым должны работать НПФ вне зависимости от масштабов и сфер деятельности. Отдельно описываются основные и дополнительные причины для выплат.


Разница между государственной пенсией и негосударственной

Рассматриваемый вид обеспечения имеет следующие отличительные черты:

  • Право при необходимости расторгнуть договор, вернуть все деньги себе.
  • Суммы, периодичность уплаты по взносам определяется самостоятельно клиентами.
  • Необязательные начисления по страховому стажу.

Тонкости договоров НПО – на что обратить внимание при подписании

К выбору НПФ надо подходить очень внимательно.

Самые важные факторы в данном случае следующие:

  1. Опыт.
  2. Репутация компании.
  3. Показатели доходности от инвестирования пенсионных накоплений.

Сайт Банка России и самих НПФ содержит обычно исчерпывающую информацию относительно особенностей работы конкретных учреждений.

Первый шаг – изучение всех правил и выбор схемы, по которой будут происходить отчисления в пользу гражданина. Чаще всего устанавливают размер конкретных взносов или выплат. Схемы бывают страховыми и сберегательными. Есть комбинированные варианты, когда принимаются оба решения сразу, последовательно.

В случае смерти гражданина предусмотрена выплата средств тем, кто относится к законным правопреемникам. При заключении договора можно сразу указать тех, кто представляет данную категорию. Если эта информация отсутствует в соглашении – организуют процесс унаследования, согласно общим правилам.

Информация о состоянии пенсионных счетов направляется ежегодно, максимум до 1 сентября. Сообщается о результатах инвестиционных действий.

Как выплачиваются НПФ накопленные средства

Чтобы назначить негосударственную пенсию – надо обратиться с заявлением к представителям соответствующего учреждения. Список конкретных документов-дополнений отличается в зависимости от того, где обслуживают того или иного гражданина.

Негосударственную выплату назначают в тот же день, когда гражданин обратился за ней. Перечисление денег начинается максимум спустя 30 суток после первого обращения.

Что касается размера будущей пенсии, то его определяют сразу несколько факторов:

  • Сумма, накопленная к моменту оформления пенсии.
  • Пенсионная схема, указанная в договоре.
  • Правила выбранного фонда.

Если по итогам года учреждению удалось получить более высокий доход – значит, увеличивается и размер обеспечения для гражданина.

Когда сумму назначили – гражданину направляют соответствующее уведомление. В документе перечисляют не только сумму, но и сроки для выплаты компенсации.

Для перечисления средств используют один из указанных способов:

  1. Почтовый перевод.
  2. Банковская карта с определённым номером.
  3. Номер счёта в банковском учреждении.

Можно ли оформить досрочную пенсию, если состоишь в НПФ

Само обеспечение на пенсии назначают, если выполняется хотя бы одно условие:

  • Наступление оснований, указанных в договоре.
  • Письменное заявление со стороны клиента о появившемся праве на выплату пособия.

Есть ситуации, когда деньги начинают перечислять досрочно. То есть – ранее возраста, установленного согласно общим правилам. Контролирующие органы проводят специальную оценку, чтобы точно удостовериться в наличии опасных и вредных условий труда на той или иной должности. Эта процедура заменяет аттестацию по рабочим местам, которую проводили ранее.

Условиям труда присваивают один из классов опасности, когда оценка заканчивается. Третий и четвёртый класс – самые опасные, за них компенсация идёт в любом случае, часто повышенная.

Чтобы обеспечить подчинённых средствами, работодателей наделяют следующими правами:

  1. Дополнительное перечисление денег в негосударственные фонды.
  2. Уплата страховых взносов в зависимости от установленного класса опасности, по повышенным тарифам.

В случае с первым решением не обойтись без письменного согласия и подтверждения со стороны сотрудника. Размер взносов устанавливает законодательство.

Есть две возможные ситуации:

  • 2% для сотрудников с вредными условиями труда.
  • 4%, если трудовые условия повышенной опасности.

Пенсионная система у работодателя может включать саму возможность гражданина лично обеспечивать будущее. В этом случае на взносы идёт часть заработной платы. Но обязательно предварительно уведомлять вторую сторону.

Накопленные суммы инвестируются в какое-либо направление, когда достигают определённых пределов, установленных компанией. То есть – формируется инвестиционный портфель, который и приносит прибыль вкладчикам. Так вложенные деньги получат дополнительную защиту от инфляции. А сама пенсия действительно станет больше.

Полезное видео

Что выбрать НПФ или ПФР? Узнайте из видео:

Заключение

Единственный недостаток – невозможно полностью контролировать существующий инвестиционный портфель. Но некоторые компании соглашаются давать вкладчику полную информацию относительно того, что происходит с его вложениями. Поэтому такой недостаток часто считают относительным.






Динамичный рост финансового рынка обуславливает формирование и развитие процесса финансового посредничества как комплексного явления в связи с усложнением инвестиционной составляющей большинства секторов экономики. Одной из форм финансового посредничества является деятельность институциональных инвесторов, функциональной задачей которых является, прежде всего, обеспечение клиентов финансовыми продуктами и услугами с большей степенью эффективности, нежели непосредственное участие таких клиентов в операциях финансового рынка без привлечения услуг финансовых посредников. Современная отечественная нормативно-правовая база законодательно не закрепляет определение понятия институциональных инвесторов в силу отсутствия единого универсального подхода к содержанию вопроса об институциональных инвесторах.

В то время как система институциональных инвесторов, включающая формы и виды финансовых взаимосвязей, а также принципы и механизм их взаимодействия, клиентов институциональных инвесторов и государственных структур, органически вливается в существующее рыночное пространство, способствуя развитию коллективных инвестиций. Ряд исследователей рассматривают систему институциональных инвесторов как совокупность финансовых институтов различного назначения, общей чертой которых является инвестирование средств от лица данного института в различные активы с целью получения доходов по этим средствам.

Согласно Указу Президента РФ «Об утверждении Комплексной программы мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров» развитие системы форм коллективного инвестирования предполагает активное участие таких институциональных инвесторов как:

· паевые инвестиционные фонды (открытые и интервальные, а также закрытые срочные);

· акционерные инвестиционные фонды;

· негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

Обезличенные денежные средства, аккумулированные в фондах институциональных инвесторов и предназначенные для целей инвестирования, вверяются в доверительное управление управляющих компаний с целью минимизации риска обесценения инвестиционных вложений и получения дохода по ним. Все большую актуальность на сегодняшний день в сфере коллективного инвестирования приобретают негосударственные пенсионные фонды (НПФ), дуалистическая природа которых, с одной стороны, усложняет разрешение задач по формированию фондами финансовых ресурсов, предназначенных по существу для реализации обязательств по негосударственному пенсионному обеспечению с возложением части ответственности государства за социально-экономический баланс поколений, с другой стороны, накладывает отпечаток рыночного характера финансово-экономических связей по инвестированию средств активов.

Дуализм института негосударственных пенсионных фондов определен целями и задачами деятельности НПФ, статусная позиция которых носит некоммерческий характер, в то время как сам процесс инвестирования активов посредством управляющих компаний подразумевает эффективное использование инструментов рыночного механизма хозяйствования.

Специфические особенности деятельности НПФ обусловлены одновременным участием фондов в двух полярных сферах пенсионного обеспечения: обязательном пенсионном страховании и негосударственном пенсионном обеспечении (добровольном, дополнительном). Согласно ст. 5 федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страховщиками в системе обязательного пенсионного страхования наряду с Пенсионным фондом Российской Федерации могут являться негосударственные пенсионные фонды, пределы осуществления полномочий страховщика которыми устанавливаются федеральным законом. В частности, пределы осуществления полномочий НПФ в качестве страховщика законодатель устанавливает нормами ст. 13 федерального закона, в которой изложены права и обязанности страховщика в лице Пенсионного фонда Российской Федерации.

Особая организационно-правовая форма НПФ закрепляется за фондами положениями федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах», в соответствии с которыми НПФ признаются некоммерческими организациями социального обеспечения, исключительными видами деятельности которых является деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда, а также деятельность страховщика по обязательному пенсионному страхованию и деятельность страховщика по профессиональному пенсионному страхованию. В соответствии со ст. 118 части I ГК РФ фондами признаются не имеющие членства некоммерческие организации, учрежденные гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующие социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Так, имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд, в свою очередь, не отвечает по обязательствам своих учредителей. Также нормами ГК РФ не запрещается фондам осуществлять предпринимательскую деятельность, доходы от которой служат для целей, ради которых создан фонд. Долгосрочный характер инвестирования средств НПФ и социальная нагрузка, возложенная на фонды, предопределяют неотъемлемую составляющую их деятельности такую, как надежность.

Надежность заключается в сохранность вверенных средств вкладчиков и страхователей фонда, и их прирост в процессе капитализации пенсионных резервов и пенсионных накоплений. Вкладчиками выступают физические или юридические лица, производящие уплату пенсионных взносов по пенсионным договорам в системе негосударственного пенсионного обеспечения.

Таким образом, совокупность пенсионных взносов формирует целевые фонды денежных средств в части размещения пенсионных резервов, система пенсионных взносов, тем самым, является правоприменительной исключительно в отношении механизма реализации негосударственного пенсионного обеспечения. Объем страховых взносов, аккумулированных в НПФ, формирует пенсионные накопления, функциональным назначением которых является формирование накопительной части трудовой пенсии в системе обязательного пенсионного страхования. Пенсионные накопления включают также средства взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, поступивших в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», и средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, направленные на формирование накопительной части трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Средства фонда, полученные в соответствии с договорами о создании профессиональной пенсионной системы, входят в состав пенсионных накоплений, находящихся в собственности НПФ для целей их инвестирования посредством привлечения услуг управляющих компаний. К сожалению, действующим законодательством на сегодняшний день не предусмотрена отдельная правовая база, посвященная особенностям организации профессиональной пенсионной системы, а отдельные нормы лишь отражены в Федеральном законе «О негосударственных пенсионных фондах». В законе отсутствует характеристика субъектов отношений системы профессионального пенсионного страхования, название платежей, вносимых страхователями (именно так будем именовать клиентов НПФ в силу формирования последними пенсионных накоплений за счет аккумулированных денежных средств, в состав которых включаются взносы по профессиональному пенсионному страхованию).

Таким образом, при анализе объемов изменения пенсионных накоплений необходимо помнить о включенных в их состав средствах, полученных по договорам о создании профессиональной пенсионной системы. Помимо всего прочего, надежность НПФ должна обеспечиваться и в отношении выплат участникам и застрахованным лицам. Участниками выступают физические лица, в пользу которого должны производиться выплаты негосударственной пенсии в соответствии с условиями пенсионного договора, заключенного между НПФ и вкладчиком.

Надежность (гарантия выплат) в краткосрочной перспективе для НПФ выступает показателем его способности отвечать по своим текущим обязательствам, что предопределяется его платежеспособностью как самостоятельного юридического лица за счет собственных средств (части дохода от размещения пенсионных резервов и пенсионных накоплений) либо за счет средств учредителей. В более отдаленной перспективе, носящей долгосрочный характер, надежность НПФ определяется финансовой устойчивостью фонда.

Под финансовой устойчивостью НПФ понимается такое соотношение источников финансирования собственного имущества фонда и их использование, при котором фонд в достаточной степени гарантирует выполнение своих обязательств перед участниками и застрахованными лицами, а также имеет возможность развиваться и финансировать собственную уставную деятельность в долгосрочной перспективе.

Успешное функционирование НПФ напрямую зависит от дохода, получаемого в результате размещения пенсионных резервов и пенсионных накоплений, в то время как наличие этого дохода отнюдь не гарантируется в связи с сопровождающимися финансовыми рисками. Таким образом, представляется весьма сложным обеспечить надежность НПФ в силу объективных условий функционирования рынка и изменяющейся демографической структуры общества.

Динамичное развитие накопительной системы в идеологическом плане возможно лишь при непрерывном воспроизводственном процессе в рамках перманентного социально-экономического роста, развития финансового и фондового рынков страны. Надежность системы негосударственного пенсионного обеспечения, обеспечивается, с одной стороны, принятием мер государственного регулятора в отношении деятельности НПФ, с другой стороны, стратегии пруденциального инвестора НПФ, способного к качественному осмыслению и применению инструментов финансового рынка.

При этом негарантированный рост экономики, и тем более негарантированная стабильность индикаторов фондового рынка, находящихся в тесной зависимости от национального и международного рынков, усиливают роль государственного регулятора в урегулировании вопросов дальнейшего формирования и развития накопительной системы страны.

Однако, как показывает практика прошлых лет, регулятивная функция государственных органов на сегодняшний день сведена к ограничительной политике в сфере инвестирования пенсионных резервов и пенсионных накоплений.

Государственное регулирование деятельности НПФ на сегодняшний день сводится к соблюдению требований негосударственными пенсионными фондами, предъявляемыми макрорегулятором в лице Банка России.

Лицензия на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию предоставляется Банком России без ограничения срока ее действия. Одним из первоочередных требований к осуществлению деятельности фондом является минимальный размер собственных средств, который должен составлять не менее 150 миллионов рублей, а с 1 января 2020 года - не менее 200 миллионов рублей. Установление подобного требования со стороны государственного регулятора должно обеспечить исключение из системы небольших фондов, не способных осуществлять эффективно свои функции и, напротив, возложение за - дач по инвестированию средств на крупные НПФ, с достаточным объемом собственных средств.

Библиографическая ссылка на статью:
Борцова Т.С. Правовое регулирование негосударственных пенсионных фондов // Политика, государство и право. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2015/06/3060 (дата обращения: 11.09.2020).

Институты обязательного и добровольного пенсионного страхования являются важной частью формирования пенсионной системы современной России. Особое место принадлежит негосударственным пенсионным фондам. Значимость российских негосударственных пенсионных фондов (НПФ) за прошедшие несколько лет в системе негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования значительно возросла и продолжает развиваться 3.

Негосударственные пенсионные фонды играют значительную роль в развитии пенсионной системы России. Негосударственный пенсионный фонд – организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение и обязательное пенсионное страхование.

Негосударственные пенсионные фонды осуществляют финансовую деятельность и потому выступают субъектами финансового рынка страны. НПФ выступают в качестве коллективных инвесторов. Федеральный закон № 111-ФЗ определяет объекты инвестирования, также требования к содержанию инвестиционного портфеля.

Деятельность негосударственных пенсионных фондов регулируется специальным уполномоченным федеральным органом, который следит за финансовыми рынками в целом. Так как НПФ является коллективным инвестором, то сейчас функция контроля и надзора находится в ведение Департамента коллективных инвестиций и доверительного управления Центрального Банка РФ.

Кроме того, НПФ входят в число активных участников финансового рынка. Как коллективный инвестор, НПФ аккумулируют средства вкладчиков для осуществления портфельных инвестиций. В отличие от инвестиционных фондов, основной задачей НПФ является увеличение и сохранение пенсионных сбережений населения, а значит минимизация рисков для участников и вкладчиков.

Федеральный закон № 111-ФЗ [3, 4] содержит информацию об активах, в которые разрешено инвестировать НПФ, а также требования к структуре инвестиционного портфеля фондов.

Государственные ценные бумаги субъектов РФ – такие ценные бумаги, которые выпускаются от имени субъекта РФ. Эмитентом бумаг выступает орган исполнительной власти субъекта.

Муниципальные облигации - облигации, выпускаемые городскими, местными властями в виде займа под муниципальную собственность с целью финансирования различных проектов [3, 6-7].

Федеральный закон № 111-ФЗ содержит требования к структуре инвестиционного портфеля (табл.).

Таблица – Требования к структуре инвестиционного портфеля

Структура инвестиционного портфеля

Максимальная доля в инвестиционном портфеле

Пенсионные резервы не допускаются к размещению в казначейские обязательства РФ и ее субъектов, а также в производные ценные бумаги, ценные бумаги управляющей компании, депозитария, аудитора и актуария НПФ, фьючерсы, в любые займы (кредиты), интеллектуальную собственность и многое другое.

За исполнением всех этих требований следит государство в лице ЦБ РФ.

Основным принципом в работе НПФ является безопасное инвестирование. Средства, инвестируемые НПФ, вернутся обратно и принесут дополнительный доход. Однако, фонды не имеют права кредитовать другие организации, но могут инвестировать свои активы в акции и облигации на фондовых рынках.

НПФ имеет право инвестировать пенсионные средства только с целью получения дополнительного дохода. Для размещения пенсионных резервов существует ограничение – пенсионный фонд не может вложить более 20% средств в один объект. Также, доля средств, которые были размещены в ценных бумагах без признанных котировок, не может превышать 20% от общего объема резервных средств. Негосударственные пенсионные фонды не имеют права вкладывать в выпущенные учредителями фонда ценные бумаги более 30% размещенных резервов.

Помимо данных ограничений на инвестиционную деятельность фондов накладываются также и ограничения по степени риска. Например, если риск потери средств составляет более 50%, НПФ имеет право вложить не более 10% резервных средств. Если же риск потерь составляет 25-50%, процент доступных для вложения резервов, увеличивается до 20.

В совокупном инвестиционном портфеле НПФ в 2013 году основную долю активов составили государственные ценные бумаги (43,98% от общего портфеля), на втором месте – облигации российских эмитентов с долей в 31,82%. Меньшей популярностью пользуются ценные бумаги международных финансовых организаций, акции российских эмитентов, ценные бумаги субъектов РФ.

Популярность государственных ценных бумаг объясняется важными преимуществами по сравнению с другими ценными бумагами:

1) высокий уровень надежности для вложенных средств и минимальный риск потерь;

2) льготное налогообложение, часто на ценные бумаги государства отсутствуют налоги на операции с ними.

Сравнивая структуру инвестиционного портфеля 2013 года с 2012 и 2011 годами можно отметить, что тенденция инвестирования в государственные ценные бумаги сохраняется, не смотря на то, что с годами объем инвестиций становится меньше.

Рассмотрим инвестиционную политику, а в частности пенсионные накопления, двух крупных негосударственных пенсионных фондов: НПФ Лукойл-Гарант и НПФ Газфонд.

Большую долю в структуре объектов инвестирования двух НПФ занимают банковские депозиты и корпоративные облигации. Доля ценных бумаг государства мала, несмотря на то, что они являются более надежными и контролируемыми инструментами инвестирования, и менее зависимы от реакции финансового рынка на те или иные события [5, 6, 9].

Банковские депозиты привлекательны для НПФ тем, что их доходность выше, чем у облигаций, а также отсутствует риск волатильности. Такое выгодное сочетание надежности и доходности подталкивает НПФ инвестировать в банковские депозиты.

Для НПФ различные депозиты являются одним из наиболее значимых инструментов вложения пенсионных средств, в том числе и на длительные сроки, так как это дает возможность «пенсионному капиталу» работать для будущих пенсионеров.

В связи с развитием и преобразованием пенсионной системы России появляется необходимость нахождения ориентиров для инвестиционной деятельности негосударственных пенсионных фондов.

Библиографический список

  1. Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ “О негосударственных пенсионных фондах” (с изменениями и дополнениями). [Ресурс – информационно-правовой портал Гарант]. Режим доступа: http://base.garant.ru/12111456/
  2. Федеральный закон от 29.07.1998 № 136-ФЗ (ред. от 14.06.2012) “Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг” (29 июля 1998 г.). [Ресурс - КонсультантПлюс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131175/
  3. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями). [Ресурс – информационно-правовой портал Гарант]. Режим доступа: http://base.garant.ru/184744/9/#block_900
  4. Рыманов А. Ю. Оценка эффективности проектов государственно-частного партнерства // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2014. – № 13 (349). – С. 29-31.
  5. Институты коллективного инвестирования в РФ: ПИФы, ОФБУ,НПФ : учеб. пособие / Л. П. Давиденко [и др.]. Санкт-Петербург : Издательство С.-Петерб. гос. университета экономики и финансов, 2008. – 134 с.
  6. Бочарова И.Ю. Бенчмаркинг в корпоративном управлении //Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2012. № 8. С. 31-39.
  7. Бончик, Вл.М. Негосударственные пенсионные фонды. Финансовая устойчивость и актуарные расчеты / В. М. Бончик. – Москва : Дашков и Ко, 2014. – 202 с.
  8. Долина, О.Н. Негосударственные пенсионные фонды в пенсионной системе Российской Федерации / О. Н. Долина. – Москва : Адвансед Солюшнз, 2010. – 203 с.
  9. Хоминок, А.Н. Негосударственные пенсионные фонды в России / А. Н. Хоминок ; Смол. ин-т экономики С.-Петерб. акад. упр. и экономики. – Смоленск : Маджента, 2009. – 380 с.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Читайте также: