Правовое регулирование пенсионного обеспечения судей


Рубрика: Спецвыпуск

Дата публикации: 01.04.2016 2016-04-01

Статья просмотрена: 2628 раз

Библиографическое описание:

Нефедова, Е. Д. Правовое регулирование пенсионного обеспечения судей Верховного Суда Российской Федерации / Е. Д. Нефедова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6.6 (110.6). — С. 86-89. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27482/ (дата обращения: 07.12.2020).

В статье акцентируется внимание на анализе теоретических и практических вопросов правового регулирования пенсионного обеспечения судей Верховного Суда Российской Федерации. Подчеркивается низкая степень разработанности данного правового аспекта. Предлагается восполнить пробелы в праве путем принятия нового законопроекта «О ежемесячном пожизненном содержании судей Российской Федерации» и внесения изменений в ранее принятые нормативно-правовые акты.

Ключевые слова: пенсионное обеспечение, судебная система, судья, правовой статус, отставка, стаж.

Интерес исследования темы обусловлен тем, что пенсионное обеспечение в нашей стране служит одним из многих видов социального обеспечения. А непосредственно право на его реализацию относится к числу важнейших социальных прав, закрепленных как в Конституции Российской Федерации, так и другими нормативно правовыми актами. В условиях реформирования пенсионной системы РФ напрямую происходит нарушение данного права граждан, носит это явление гипермассовый характер, что вынуждает не только обычных граждан, но и такую категорию лиц, как судьи Верховного Суда Российской Федерации (далее ВС РФ), использовать все способы защиты для его восстановления [14].

Государственная защита признается самостоятельным и генерирующим правом, рассматриваемым в общей системе гарантий как «гарантия гарантий», которое призвано создать условия для реализации конституционного права судьи, включая и его право на пенсию [4, с. 49].

Одной из гарантий независимости судьи, в соответствие со ст. 9 Федерального Закона от 26.06.1992 N 3132–1 (ред. от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015) "О статусе судей в Российской Федерации", является заслуженный уровень социального обеспечения судей, включая пенсионное обеспечение по возрасту [1, ст. 19].

С одной стороны, существует довольно много законов, затрагивающих вопросы социального обеспечения судей, но все же, думается, этого недостаточно для полного регулирования данного аспекта. Так как частые нарушения, допускаемые в процессе реализации прав судей ВС РФ на пенсионное обеспечение, обусловливаются совершенно различными факторами.

Стоит отметить правовой статус судей, связанный напрямую с осуществлением ими властно-публичной деятельности — отправлением правосудия, и это является решающим моментом в возникновении правоотношений по социальному обеспечению. Правовое закрепление элементов статуса судей — носителей судебной власти нашло себя в Конституции РФ [3, с. 152]. Большое значение в вопросах пенсионного обеспечения судей уделяется основаниям прекращения полномочий судьи, а также соблюдению требований, предъявляемых Законом о статусе судей к судьям, пребывающим в отставке.

Цель настоящего исследования заключается в анализе теоретических и практических вопросов правового регулирования пенсионного обеспечения судей Российской Федерации, а также обосновании необходимости дальнейшего совершенствования законодательства в этой сфере. Для реализации данной цели, на наш взгляд, требуется: анализ и выявление основных элементов, составляющих правовой статус судьи как субъекта права социального обеспечения; установление правовой природы ежемесячного пожизненного содержания судьи и определение места ежемесячного пожизненного содержания судьи в системе иных пенсионных выплат и возникающих в связи с его назначением правоотношений, гарантируемых российским законодательством; установление связи между обладанием статусом судьи в отставке и исследование оснований, по которым судьи выходят на пенсию; подтверждение необходимости поправок и изменений в правовые акты РФ, регулирующие основы социально-правового статуса судьи, основания и порядок пенсионного обеспечения в целом, так и ежемесячного пожизненного содержания судей, в частности; необходимость принятия Федерального закона «О ежемесячном пожизненном содержании судей Российской Федерации», в целях улучшения и облегчения регулирования данного спорного аспекта [13, с. 5].

Федеральное законодательство устанавливает право на пенсионное обеспечение таким категориям судей ВС РФ как судье, отставка которого прекращена, и судье, пребывающему в отставке.

ФЗ «О статусе судей» закрепляет, что тому судье, который пребывает в отставке, выплачивается пенсия на общих основаниях. А вот, пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере восьмидесяти процентов заработной платы работающего по соответствующей должности судьи [7, п. 5 ст. 15]. Что касается судей, у которых отставка прекращена, то они имеют право лишь на пенсионное обеспечение в рамках, определенных законодательством Российской Федерации [1, ст. 15].

Из-за данной ссылки возникает еще одна проблема.

Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" устанавливает, что в базу для начисления страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, суммы денежного содержания и другие выплаты, которые получают федеральные и мировые судьи — не включаются [6, ст. 9].

Из этого явствует следующее, что не подлежит включению в стаж судебной работы, в общий страховой стаж на общих основаниях весь период работы гражданина судьей, тем самым нарушая положения Конституции РФ [7, с. 19].

Наряду с этим отметим, получается, по меньшей мере, путаница, разве "судьи, отставка которых прекращена", — не являются носителями судебной власти РФ? Ответ на этот вопрос оказался на поверхности, если у судьи прекращена отставка в связи с повторным избранием на должность, то он будет являться полноправным носителем статуса судьи ВС РФ, а вот если произошло прекращение отставки по таким основаниям как: невыполнение требований, предъявляемых к отставному судье (например, он избран депутатом в какой-либо законодательный орган, либо занимается предпринимательской деятельность и др., либо совершил дисциплинарный проступок, умаляющий авторитет судебной власти РФ), то нет. Прекращение отставки по этим и другим основаниям осуществляется решением квалификационной коллегии по месту прежней работы или постоянного жительства лица, а также Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации.

Как показывает статистика работы квалификационных коллегий судей, только за период 2003 г. — 2015 г. из корпуса действующих судей перешло в ранг судей в отставке свыше двенадцати с половиной тысяч граждан [8]. В годичном эквиваленте количество удаленных или ушедших в отставку судей разделяются следующим образом: 2003 г. — 2190 судей; 2004 г. — 2988 судей; 2005 г. — 1485 судей; 2006 г. — 864 судьи; 2007 г. — 1164 судьи; 2008 г. — 1213 судей; 2009 г. — 1103 судьи; 2010 г. — 1270 судей; 2011 г. — 1352 судьи; 2012 г. — 1113; 2013 г. — 1028; 2014 г. — 1132; 2015 г. — 1279. Если сравнивать с общей штатной численностью судейского корпуса РФ, которая не превышает 30 тыс. судейских должностей, число судей в отставке в 12,5 тыс. человек остается достаточно объемным.

Отметим и правовой статус судьи в отставке. Судьи ВС РФ, которые продолжают свою деятельность, должны быть в полной мере уверены, что их гражданские права обеспечены государством, это, в некоторой степени, означает само отношение к осуществлению правосудия судьями, ведь независимым может быть по праву только тот судья, который уверен в своем будущем. Как отмечают В. А. Макарова и С. А. Самсонов, «…нужно обеспечить согласованность нормативных правовых актов… необходимо создать гарантии со стороны государства, которые позволят этим актам эффективно работать и обяжут всех субъектов подчиняться им» [12, с. 92].

Это относится не только к такому социальному слою общества как судейский корпус, это касается и всех граждан нашей страны, и, вследствие чего, вопрос отставки судьи, как значимый фактор для общества, переходит из разряда казусных в разряд предельно значимых, требующих особого внимания и правового регулирования.

Следует отметить, и еще один важный аспект проблемы статуса судьи в отставке — в последнее время в судах все чаще стали рассматриваться споры, одной из сторон которых, выступают судьи в отставке, либо бывшие судьями в отставке, отставка которых прекращена [15, с. 9]. Предметом прений, как правило, являются разногласия по поводу обеспечения их гражданских и трудовых прав. Парадокс заключается лишь в одном, это явление судебного разбирательства, в котором бывший судья судится с государством, носителем, чьей власти он был.

К сожалению, глубокое исследование правового статуса гражданина, который носит звание судьи в отставке, не проводилось правоведами, ни нашло отражения в редких публикациях, в которых лишь слегка затрагивается тема правового положения судьи в отставке [9, с. 12].

Но на некоторые вопросы попытался ответить Ермошин Г. Т. — профессор кафедры конституционного и муниципального права Российской академии правосудия, говоря о том что, «законодательство Российской Федерации, предусматривает различное пенсионное обеспечение типичных категорий граждан, а также должностных лиц различных государственных структур, например органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, и членов их семей», но вопросы пенсионного обеспечения судей остаются и по сегодняшний день не урегулированными [10, с. 68].

С. В. Кобылинская, кандидат юридических наук, доцент кафедры земельного, трудового и экологического права Куб ГАУ, подчеркивает, «что, право социального обеспечения, являясь сложным системным образованием, не застраховано от внутренних противоречий и дефектов. Динамика общественных отношений и ошибки правотворческих органов во многом обуславливают количественный и качественный характер логико-структурных дефектов или, иными словами пробелов в праве» [11, с. 29].

Отдельные вопросы пенсионного обеспечения отдельных категорий работников рассматривались Бубновой М. О., Горбань Ж. А., Гусейновым К. Н., Кондратьевой З. А., Мирельской Е. Е., Тальковой Э. Г., Шайхатдиновым В. Ш. и многими другими исследователями юридических наук, а также проводились некоторые философские и экономические исследования в данной области, которые были в дальнейшем опубликованы в виде статей, монографий, диссертаций, учебников и пособий.

По нашему мнению, залог социальной стабильности в обществе — это устойчиво функционирующая пенсионная система, если она функционирует неудовлетворительно, то это порождает опасную социальную напряжённость в российском обществе.

Необходимо рассмотреть вопрос о разработке проекта Федерального закона «О ежемесячном пожизненном содержании судей Российской Федерации». Действующий в настоящее время Федеральный закон «О статусе судей» является комплексным нормативным правовым актом, в рамках которого не находят отражения все те вопросы, законодательное регулирование которых необходимо для полноценной реализации права на пенсионное обеспечение судей. Принимаемые в порядке ведомственного нормотворчества инструкции и иные акты не могут содержать ответы на вопросы, касающиеся установления пенсионных прав, поскольку, в силу положений Конституции Российской Федерации, должен быть единственный закон, а не множество законодательных актов [7, п. 2 ст. 39]. Следует отметить, что необходима выработка единых требований к существующей дифференциации в государственном пенсионном обеспечении с обязательным включением вопросов, посвященных пенсионному обеспечению судей.

Далее, думается, необходимо исключить некоторые положения п. 5 ст. 15 ФЗ «О статусе судей», например, о том, что пребывающему в отставке судье выплачивается пенсия на общих основаниях [1]. Либо, следует внести небольшое дополнение в п. 5 ст. 15 ФЗ «О статусе судей» о том, что при назначении судье пенсии на общих основаниях, период работы в качестве судьи включается в период страхового стажа, необходимого для получения пенсии по старости на общих основаниях. Также, предлагается упразднить Комиссии по установлению стажа судебной работы и назначению ежемесячного пожизненного содержания судьи, и учредить единую комиссию, действующую на территории субъекта РФ.

С учетом всех изложенных предложений по совершенствованию действующего законодательства, требуется внесение изменений в нормативные положения Закона о статусе судей, Закона об органах судейского сообщества, а также возникает необходимость в принятии самостоятельного Федерального закона «О ежемесячном пожизненном содержании судей Российской Федерации».

По нашему мнению, данные формулировки нормативных актов будут способствовать увеличению социальной справедливости при решении вопроса о предоставлении льготного пенсионного обеспечения судьям, а также являться стимулом для работы в должности судьи. А возможность назначения ежемесячного пожизненного содержания лицам, не проработавшим в должности судьи требуемого количества лет, будет исключена.

Безусловно, проблемы в правовом регулировании пенсионного обеспечения судей должны быть решены путем планомерной законотворческой работы, в том числе, путем издания унифицированного нормативного правового акта, регулирующего вопросы пенсионного обеспечения лиц, занимающих государственные должности. К сожалению, предпосылок для принятия такого закона в настоящее время пока недостаточно, единый концептуальный подход к решению вопросов пенсионного обеспечения указанных субъектов права социального обеспечения отсутствует. Однако, высокая общественная значимость деятельности, осуществляемой публичными субъектами, высокий статус, которому лица, занимающие государственные должности, в том числе судьи Российской Федерации, должны соответствовать, соблюдение обширного перечня требований, условий и ограничений, — требуют адекватного перечисленным условиям их деятельности социального, в том числе, пенсионного обеспечения.

  1. Федеральный Закон «О статусе судей в Российской Федерации»: текст от 26.06.1992 г. № 3132–1 (с изм. и доп.) // Российская газета. — 1992. — № 170.
  2. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»: текст от 15.12.2001 г. — № 166-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 51. — Ст. 48.
  3. Петрухина И. Л. Судебная власть. — М. — 2003. — С. 152.
  4. Васильева А. С.О некоторых вопросах пенсионного обеспечения судей в Российской Федерации // Судебный вестник. — Екатеринбург. — 2004. — № 2. С. 49.
  5. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»: текст от 15.12.2001 г. — № 167 ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2001.–№ 51. — Ст. 48.
  6. Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации»: текст от 24.07.2009 ?. — № 212-ФЗ. — Ст. 9.
  7. Конституция Российской Федерации // Российская газета. — 1993 ?. — № 237.
  8. Отчеты Высшей квалификационной коллегии судей РФ за период 2003–2015 гг. // Вестник ВККС РФ. — 2010. — № 2; — 2011. — № 2;
  9. Большова А. Г. Дискриминация судей в отставке прописана в Законе о статусе судей // Российская газета. — 2008. — С. 12.
  10. Ермошин Г. Т. Право судьи на пенсионное обеспечение // Российская юстиция. — 2011. — № 8. С. — 68.
  11. Кобылинская С. В. Законодательная деятельность субъектов Российской Федерации в сфере социального обеспечения. // Трудовое и социальное право Ежеквартальный научно-практический журнал. — 2014. — №2. — С. 29.
  12. Макарова В. А., Самсонов С. А. К вопросу о совершенствовании российского трудовогозаконодательства // Материалы XII Международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире». — СПб, Информационный издательский учебно-научный центр «Стратегия будущего». — 2015. — С. 91–97.
  13. Марченко К. О. Комментарий к Федеральному конституционному закону «О судебной системе РФ». — 2000. — С. 5.
  14. Сапфирова А. А. Способы защиты трудовых прав, свобод и правовых интересов в сфере труда внесудебными органами государства // Трудовое право. — 2008. — № 8. — С. 80–88. 15. Сидоренко Е. Н. Комментарий к пенсионному законодательству Российской Федерации. — 2003. — С. 9.

В Российской Федерации законодательством установлена серьезная система требований при назначении судьи, будь то федеральный или мировой. Эта должность обладает специальным социальным и правовым статусом, имеет высокий авторитет и признание среди общественных масс. Им даруется широкий перечень государственных прав и социальных гарантий, включая независимость и неприкосновенность. Особенности и специфика не могли не найти свое отражение в вопросе пенсионного обеспечения данной категории граждан.
О том, какая пенсия ждет представителей системы правосудия после ухода в отставку и каков порядок ее начисления, расскажет данная статья.

  • 1 Закон о пенсионном обеспечении судей — основные положения
    • 1.1 Какая пенсия у судей в отставке?
    • 1.2 Пенсионное обеспечение военных судей
    • 1.3 Пожизненное пенсионное обеспечение судей
  • 2 Пенсионное обеспечение судей по инвалидности
    • 2.1 Пенсионное обеспечение судей Конституционного суда РФ
    • 2.2 Похожее

Закон о пенсионном обеспечении судей — основные положения

Правовое регулирование пенсионного обеспечения судей контролируется преимущественно нормами Закона от 1992 г. № 3231. Для удобства в обращении к источнику можно искать по главам нужную правовую норму. Порядок и условия начисления пенсионных выплат прописывает ст. 15.
Правовая природа пенсионного обеспечения у судей складывается так, что при уходе в отставку перед ними стоит выбор: оформить трудовую пенсию на общих для всех правилах или пребывать на пожизненном содержании. По данным практики, мало кто выбор делает в пользу первого, имея право на второе.

Регулярность выплат при всех случаях одинакова – они ежемесячные, различны лишь основания приобретения и размер начисляемых государством денежных средств. Кроме этого, после ухода из судебной системы и трудоустройства на госслужбу, у гражданина появляется возможность получить пенсию на льготных правилах, так как стаж работы в судах включается при начислении в общий.

Какая пенсия у судей в отставке?

Пенсия судей в отставке напрямую зависит от количества отработанных в судебной системе лет. Пенсионное обеспечение судей в отставке производится в соответствии со следующими, определенными законом правилами:

  • Если служащий осуществлял свою трудовую деятельность более 20 лет, то он может рассчитывать на пенсию в виде 4/5 от крайнего заработка плюс один процент за отработанный сверху каждый год;
  • Если же стаж меньше 20, а возраст выхода на заслуженный отдых уже достигнут, то расчет пенсии осуществляется, ориентируясь на пропорционально отработанные годы. Для женщин этот возраст определяется в 50, а для представителей мужского рода – 55.

В вопросе материального обеспечения после отставки судьи при расчете во внимание принимается юридический стаж. Это труд в адвокатских конторах, прокуратуре, следственных органах, а также просто работа юристом.

Пенсионное обеспечение военных судей

Вопрос назначения пенсии военным представителям правосудия освещает федеральное законодательство от 1999 г. № 1. Согласно его положениям им также предоставляется выбор: получать выплату на общих правилах или рассчитывать на пожизненное содержание. Содержание пожизненное, дарованное государством, производится по общим для судебных должностей основаниям: размер, возраст – все критерии аналогичные. Для представителей подобного рода службы определяющим исчисление пенсионных выплат стажем будет являться срок трудовой активности равным минимум 15 годам.

Пожизненное пенсионное обеспечение судей

Для приобретения данной льготы бывший служитель судебных инстанций подает в судебный департамент соответствующие документы:

  • Заявление;
  • Паспорт;
  • Трудовую книжку;
  • Бумаги, свидетельствующие об имеющихся регалиях.

В течение 15 дней вопрос решается, при положительном результате содержание назначается с начала следующего месяца. Сделав выбор в пользу специальной профессиональной льготы, гражданин не имеет права воспользоваться уже выплатами, носящими общий характер для всех.

Пенсионное обеспечение судей по инвалидности

Инвалидность – это редкий страховой случай, при котором пострадавший наиболее нуждается в льготах и компенсациях со стороны законодателя. По общему правилу, служащий не может получать трудовую выплату и содержание вместе, одновременно. Но при инвалидности такое возможно и зачастую действует на практике, т.е. одновременно начисляется и пожизненное обеспечение и выплата в связи с инвалидностью. Начисление соответствующих выплат будет иметь место только после предоставления медицинского свидетельства, подтверждающего факт инвалидности.

Пенсионное обеспечение судей Конституционного суда РФ

Вопрос в отношении служителей Конституционного суда регулирует Постановление от 1995 г. № 425. Принцип пенсионного обеспечения данной категории тот же: устанавливаются аналогичные сроки, те же основания к приобретению права на пенсию. Имеется особенность – минимальное количество лет, отработанных в Конституционном суде, не должно быть меньше 15 для назначения ежемесячной выплаты. Размер соответствующего денежного пособия будет рассчитан согласно стандартной схеме.

Таким образом, представители судебной системы и после ухода в отставку находятся под высокой защитой государства. Закон предусматривает особые условия поддержки пенсионеров, посвятивших большую часть жизни правосудию.

Похожее

Чтобы отправить сотрудника в командировку, необходимо предоставить специальные документы. С 2017 года процедура отправки сотрудника…

Сама процедура оформления совместителей имеет несколько особенностей. Например, такая работа реализуется лишь в то время,…

Не только поощрения могут заработать работники, но и за свои проступки могут понести наказание. Муниципальных…

Право на пенсионное обеспечение имеет каждый гражданин Российской Федерации. Работодатели ежемесячно перечисляют средства в Пенсионный…

Равноправие между полами в работе имеет свои границы. Женский организм не способен подвергаться нагрузкам мужского…

Работа подростков имеет ряд специфических особенностей, соблюдение которых является прямой обязанностью работодателя. В данном случае,…


Судьи имеют свои привилегии. Многие считают, что и пенсию служители закона должны получать особую, но это далеко не так.

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Согласно российскому законодательству, бывшим судьям начисляются обычные страховые пенсионные выплаты. Но всем известно, что, выйдя на пенсию, многие из служителей Фемиды имеют достаточно хорошее обеспечение. Так в чем же подвох?

Правовое регулирование

Особенности пенсионного обеспечения судей состоят в том, что многие привилегии в этом вопросе назначаются только при достаточно большом трудовом стаже.

Вышедший на пенсию или ушедший с занимаемой должности бывший судья, согласно законодательству, может обеспечиваться одной из ниже представленных пенсионных программ, а именно:

  • получать пенсионные выплаты на равных условиях, что и все граждане РФ (права регулируются федеральными законами от 28 декабря 2013 г. № 400 и от 04 июня 2011 г. № 126);
  • оформить т. н. страховое пенсионное обеспечение по выслуге (регулируются такие выплаты Постановлением ПРФ от 22 сентября 1993 г. и Законом РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-І);
  • претендовать на содержание пожизненное (в соответствии с Законом РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-І).

На что именно заслужил блюститель закона в процессе своей работы в судебных инстанциях, зависит от многих обстоятельств, которые в основном базируются на фактах, приведших к его увольнению или отставке из занимаемой должности.

Льготы и гарантии

Пенсия, которая приравнивается к выплатам и начислениям простых граждан РФ, производится судьям, которые имеют общий стаж, не доходящий до 10-ти лет, если они ушли с должностей, не достигнув пенсионного возраста (при этом последующая работа не связана с юриспруденцией).

При достижении ими необходимой возрастной границы пенсионные выплаты будут осуществляться согласно законодательству.

Так как за период судейства страховые отчисления не осуществлялись, подсчет стажа будет производиться согласно со ст. 1, 2 Федерального Закона от 4 июня 2011 г. № 126.

Пенсионное обеспечение оформить по выслуге имеют право, согласно с действующим законодательством, судьи, которые достигли определенного возраста, пребывая на службе в органах внутренних дел, и при этом имеют достаточное количество проработанного времени.

Начиная с января 2012 года, в трудовой стаж судей зачисляют:

  • службу в армии;
  • время в профучебных заведениях;
  • службу в органах МВД и других государственных ведомствах.

Первые два вышеуказанных аспекта подходят в большинстве случаев тем, кто не имеет достаточного стажа работы судьей, для оформления пожизненного пенсионного содержания (ППС).

Условия досрочной пенсии вы найдете тут.

Кто имеет право на такое содержание?

Пожизненное пенсионное содержание (ППС) – это то, что многие из нас слышали и понимают как пожизненные выплаты, которые получают все бывшие судьи. Но это не совсем так.

Рассмотрим один из примеров:

Петров А. П. проработал на должности судьи в течение 24-х лет. У Игнатенко М. И. накопилось общего юридического стажа 26 лет, но она только 15 лет проработала на должности судьи. Получают ли они права на пожизненные ежемесячные пенсионные выплаты?

Согласно законодательству, претендовать на такие начисления могут отставные судьи, арбитры, которые ранее имеют стаж работы в государственных органах.

Но основным условием для получения ППС является:

  • пребывание на судейской должности на протяжении 20-ти лет;
  • достижение 50-летнего (для женщин) и 55-летнего (для мужчин) возраста при пребывании на должности судьи, но при этом не может быть стаж меньше, чем 20 лет;
  • работа судьей в течение менее 20-ти лет, если при этом общий юридический стаж превышает 25 лет, а пенсионный возраст составляет 55 лет – для женщин и 60 лет – для мужчин.

Становится ясно, что и Петров А. П. и Иванова М. И. имеют право претендовать на рассмотрение своего заявления о начислении ППС. Они могут подавать пакет документов на комиссионное заседание о назначении им содержания пожизненно.

При определении общего стажа для начисления пожизненного пенсионного содержания учитываются следующие годы работы:

  • на должностях арбитров, судей в российских структурах любой категории;
  • на должностях, где юридическое образование является основным (адвокат, прокурор, его заместитель или помощник);
  • в аппаратном составе судейских органов на других должностях, а также в структурах государственной юстиции.

В случае полного двадцатилетнего судейского стажа работы содержание назначается в независимости от возраста.

При низком стаже ППС может быть назначено только после достижения определенной возрастной границы: для женского пола она равняется 55 годам, а 60 – для мужского.

Не распространяется право на получение пожизненного содержания на:

  • судей в отставке, которые были отозваны с занимаемой должности согласно действующему на то время законодательству;
  • судей, которые независимо от стажа работы совершили преступление;
  • при смене гражданства.

Для судей, которые назначаются на должность, время на других должностях, которые шли перед судейством, включается в судейский стаж, только если общий стаж в качестве служителей закона будет не менее 5 лет.

Исключением являются ситуации, при которых прекращение работы на должности судьи связано с досрочной остановкой полномочий.

Пенсионное обеспечение судей в РФ в 2020 году

Назначение и выплата пенсионных начислений служителям Фемиды, начиная с 2020 года, немного изменилось, согласно с Федеральным Законом от 23 мая 2020 г. № 143-ФЗ, как и для многих госслужащих.

В первую очередь это касается пенсионного возраста для судей с 01.01.2017. Начиная со вступления в силу ФЗ, ежегодно этот показатель будет возрастать на 6 месяцев. Так, до 2026 года для мужчин такой возраст достигнет 65 лет, а для женщин – 63 года.

Кроме основного возрастного показателя, увеличивается:

  • граница предельного возраста пребывания на государственной службе – с 60 до 65 лет;
  • на 5 лет – показатель минимального стажа, необходимого, чтобы получить пенсию по выслуге лет. И теперь он составит 25 лет.

Напомним, что изменения касаются всех, кто не получил пенсию до 01.01.2017. Пенсионное обеспечение судей в РФ до этой даты будет происходить по старой схеме.

Минусы корпоративной пенсии вы найдете тут.

Платят ли алименты с пенсии по возрасту? Смотрите здесь.

Условия и порядок назначения

Назначения производятся Пенсионным Фондом РФ.

Вся процедура может быть разделена на такие основные этапы:

подготовка документов, необходимых для обращения о начислении пенсии;

  • обращение в органы ПФ;
  • прием документов и их рассмотрение работниками ПФ;
  • решение о размере назначения пенсии.

Судьи, которые претендуют на начисление ППС, обращаются в инстанции по месту своего труда.

Если это по каким-то причинам невозможно, то обращение направляется в Судебный департамент.

Для того чтобы такая пенсия была присвоена, необходимо подготовить пакет документов:

  • заявление от судьи про назначение ППС;
  • паспортные данные;
  • документы (трудовая книжка, решение об отставке), которые указывают на рабочий стаж в судействе или стаж общий юридический;
  • документы, которые подтверждают факт присвоения очередного звания, степени, класса и т. д.;
  • справка о назначенных ранее пенсионных выплатах (необходима для судей, которые уже находятся на пенсионном обеспечении).

Бланки заявлений:

Все предоставленные документы рассматриваются комиссией не более 15 дней.

Окончательное решение выносится не позднее этого срока, а начисления по ППС начинают выплачивать не позднее следующего месяца. Исключением могут стать случаи, когда судья уже перебывал на пенсии и получал свои выплаты.

Это происходит по письменному заявлению в ПФ инициатора. В этом случае пенсионные выплаты должны быть прекращены. После их остановки со следующего месяца начинаются начисления ППС.

Структура и размер выплат

Государственные пенсии, а также ППС определяются, исходя из оснований получаемых денежных начислений.

Для судей исчисления будут на том же уровне. Во внимание при расчете также будет браться и продолжительность судейства.

Расчет для ППС или государственной пенсии происходит в таком соотношении:

  • для тех, кто не имеет 20-летнего судейского стажа, но достиг граничного возрастного порога, расчет производится по отношению к общему стажу судейства пропорционально;
  • четыре пятых части от общей суммы заработной платы для тех претендентов, кто отработал 20 лет или не менее чем 10 лет в качестве судьи и имеет 25-летний стаж юридической деятельности;
  • когда же общий судейский стаж превышает 20-летний показатель, то к четырем пятым частям от заработной платы начисляется еще и 1-процентная надбавка за каждый отработанный после 20 лет стажа год.

Важно заметить, что пожизненное пенсионное обеспечение не может быть назначено совместно с другими пенсионными начислениями или совмещаться с действующей должностью судьи.

Исключение составляют государственные пенсионные начисления для инвалидов, которые назначаются после потери трудоспособности в результате полученной травмы при исполнении служебных обязательств.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • 8 (800) 700 95 53

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

В Российской Федерации законодательством установлена серьезная система требований при назначении судьи, будь то федеральный или мировой. Эта должность обладает специальным социальным и правовым статусом, имеет высокий авторитет и признание среди общественных масс. Им даруется широкий перечень государственных прав и социальных гарантий, включая независимость и неприкосновенность. Особенности и специфика не могли не найти свое отражение в вопросе пенсионного обеспечения данной категории граждан.
О том, какая пенсия ждет представителей системы правосудия после ухода в отставку и каков порядок ее начисления, расскажет данная статья.

  • 1 Закон о пенсионном обеспечении судей — основные положения
    • 1.1 Какая пенсия у судей в отставке?
    • 1.2 Пенсионное обеспечение военных судей
    • 1.3 Пожизненное пенсионное обеспечение судей
  • 2 Пенсионное обеспечение судей по инвалидности
    • 2.1 Пенсионное обеспечение судей Конституционного суда РФ
    • 2.2 Похожее

Закон о пенсионном обеспечении судей — основные положения

Правовое регулирование пенсионного обеспечения судей контролируется преимущественно нормами Закона от 1992 г. № 3231. Для удобства в обращении к источнику можно искать по главам нужную правовую норму. Порядок и условия начисления пенсионных выплат прописывает ст. 15.
Правовая природа пенсионного обеспечения у судей складывается так, что при уходе в отставку перед ними стоит выбор: оформить трудовую пенсию на общих для всех правилах или пребывать на пожизненном содержании. По данным практики, мало кто выбор делает в пользу первого, имея право на второе.

Регулярность выплат при всех случаях одинакова – они ежемесячные, различны лишь основания приобретения и размер начисляемых государством денежных средств. Кроме этого, после ухода из судебной системы и трудоустройства на госслужбу, у гражданина появляется возможность получить пенсию на льготных правилах, так как стаж работы в судах включается при начислении в общий.

Какая пенсия у судей в отставке?

Пенсия судей в отставке напрямую зависит от количества отработанных в судебной системе лет. Пенсионное обеспечение судей в отставке производится в соответствии со следующими, определенными законом правилами:

  • Если служащий осуществлял свою трудовую деятельность более 20 лет, то он может рассчитывать на пенсию в виде 4/5 от крайнего заработка плюс один процент за отработанный сверху каждый год;
  • Если же стаж меньше 20, а возраст выхода на заслуженный отдых уже достигнут, то расчет пенсии осуществляется, ориентируясь на пропорционально отработанные годы. Для женщин этот возраст определяется в 50, а для представителей мужского рода – 55.

В вопросе материального обеспечения после отставки судьи при расчете во внимание принимается юридический стаж. Это труд в адвокатских конторах, прокуратуре, следственных органах, а также просто работа юристом.

Пенсионное обеспечение военных судей

Вопрос назначения пенсии военным представителям правосудия освещает федеральное законодательство от 1999 г. № 1. Согласно его положениям им также предоставляется выбор: получать выплату на общих правилах или рассчитывать на пожизненное содержание. Содержание пожизненное, дарованное государством, производится по общим для судебных должностей основаниям: размер, возраст – все критерии аналогичные. Для представителей подобного рода службы определяющим исчисление пенсионных выплат стажем будет являться срок трудовой активности равным минимум 15 годам.

Пожизненное пенсионное обеспечение судей

Для приобретения данной льготы бывший служитель судебных инстанций подает в судебный департамент соответствующие документы:

  • Заявление;
  • Паспорт;
  • Трудовую книжку;
  • Бумаги, свидетельствующие об имеющихся регалиях.

В течение 15 дней вопрос решается, при положительном результате содержание назначается с начала следующего месяца. Сделав выбор в пользу специальной профессиональной льготы, гражданин не имеет права воспользоваться уже выплатами, носящими общий характер для всех.

Пенсионное обеспечение судей по инвалидности

Инвалидность – это редкий страховой случай, при котором пострадавший наиболее нуждается в льготах и компенсациях со стороны законодателя. По общему правилу, служащий не может получать трудовую выплату и содержание вместе, одновременно. Но при инвалидности такое возможно и зачастую действует на практике, т.е. одновременно начисляется и пожизненное обеспечение и выплата в связи с инвалидностью. Начисление соответствующих выплат будет иметь место только после предоставления медицинского свидетельства, подтверждающего факт инвалидности.

Пенсионное обеспечение судей Конституционного суда РФ

Вопрос в отношении служителей Конституционного суда регулирует Постановление от 1995 г. № 425. Принцип пенсионного обеспечения данной категории тот же: устанавливаются аналогичные сроки, те же основания к приобретению права на пенсию. Имеется особенность – минимальное количество лет, отработанных в Конституционном суде, не должно быть меньше 15 для назначения ежемесячной выплаты. Размер соответствующего денежного пособия будет рассчитан согласно стандартной схеме.

Таким образом, представители судебной системы и после ухода в отставку находятся под высокой защитой государства. Закон предусматривает особые условия поддержки пенсионеров, посвятивших большую часть жизни правосудию.

Похожее

Чтобы отправить сотрудника в командировку, необходимо предоставить специальные документы. С 2017 года процедура отправки сотрудника…

Сама процедура оформления совместителей имеет несколько особенностей. Например, такая работа реализуется лишь в то время,…

Не только поощрения могут заработать работники, но и за свои проступки могут понести наказание. Муниципальных…

Право на пенсионное обеспечение имеет каждый гражданин Российской Федерации. Работодатели ежемесячно перечисляют средства в Пенсионный…

Равноправие между полами в работе имеет свои границы. Женский организм не способен подвергаться нагрузкам мужского…

Работа подростков имеет ряд специфических особенностей, соблюдение которых является прямой обязанностью работодателя. В данном случае,…

Читайте также: