Правовые основы деятельности негосударственных пенсионных фондов





Тема 4.5. Взаимодействие Пенсионного фонда РФ

1. Понятие и правовые основы деятельности НПФ в РФ

2. Особенности взаимодействия ПФР с НПФ в РФ

Негосударственный пенсионный фонд (далее – НПФ) – это организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование.

НПФ вправе осуществлять деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению со дня, следующего за днем принятия Центральным банком Российской Федерации (далее – ЦБ РФ) решения о предоставлении лицензии, а деятельность по обязательному пенсионному страхованию со дня, следующего за днем внесения НПФ в реестр негосударственных пенсионных фондов Государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов».

В качестве юридического лица, после получения лицензии, НПФ должен быть внесен ФНС России в ЕГРЮЛ.

НПФ может быть образован только в организационно-правовой форме акционерного общества.

Минимальный размер уставного капитала НПФ на момент регистрации организации должен составлять не менее 120 миллионов рублей, а с 01 января 2020 года - не менее 150 миллионов рублей. При этом минимальный размер собственных средств НПФ должен составлять не менее 150 миллионов рублей, а с 01 января 2020 года - не менее 200 миллионов рублей.

НПФ в России, в соответствии с уставом, выполняет следующие функции:

1. разрабатывает правила фонда;

2. заключает пенсионные договоры и договоры об обязательном пенсионном страховании;

3. аккумулирует пенсионные взносы и средства пенсионных накоплений;

4. ведет пенсионные счета негосударственного пенсионного обеспечения;

5. информирует вкладчиков, участников и застрахованных лиц о состоянии указанных счетов;

6. определяет инвестиционную стратегию при размещении средств пенсионных резервов и инвестировании средств пенсионных накоплений;

7. формирует пенсионные резервы, организует размещение средств пенсионных резервов и размещает пенсионные резервы;

8. организует инвестирование средств пенсионных накоплений;

9. заключает договоры с управляющими компаниями, специализированными депозитариями, другими субъектами и участниками отношений по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию;

10. принимает меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, для обеспечения сохранности средств фонда, находящихся в распоряжении управляющей компании (управляющих компаний), с которой (которыми) расторгается (прекращается) договор доверительного управления;

11. ведет в установленном порядке бухгалтерский и налоговый учет;

12. ведет обособленный учет средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений;

13. осуществляет актуарные расчеты;

14. производит назначение и осуществляет выплаты негосударственных пенсий участникам;

15. производит назначение и выплату накопительной пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты или единовременной выплаты застрахованным лицам либо выплаты их правопреемникам в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О накопительной пенсии» и Федеральным законом «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений»;

16. осуществляет выплаты выкупных сумм вкладчикам и (или) участникам (их правопреемникам) или перевод выкупных сумм в другой НПФ, перевод средств пенсионных накоплений в случае перехода застрахованного лица в другой фонд или Пенсионный фонд Российской Федерации, а также перевод средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, с учетом результата их инвестирования, в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с уведомлением Пенсионного фонда Российской Федерации о передаче средств (части средств) материнского (семейного) капитала в связи с отказом застрахованного лица от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной пенсии или в случае смерти застрахованного лица до назначения накопительной пенсии или срочной пенсионной выплаты;

17. принимает меры по обеспечению полной и своевременной уплаты вкладчиками пенсионных взносов;

18. предоставляет информацию о своей деятельности в порядке, установленном ЦБ РФ;

19. формирует выплатной резерв для осуществления выплаты накопительной пенсии.

Субъектами отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию являются НПФ, Пенсионный фонд Российской Федерации, специализированные депозитарии, управляющие компании, вкладчики, участники, застрахованные лица и страхователи.

Участником правоотношений является физическое лицо, которому в соответствии с заключенным между вкладчиком и НПФ пенсионным договором должны производиться или производятся выплаты негосударственной пенсии. При этом участник может выступать вкладчиком в свою пользу.

Вкладчик – это физическое или юридическое лицо, являющееся стороной пенсионного договора и уплачивающее пенсионные взносы.

Указанные правоотношения возникают на основании договора негосударственного пенсионного обеспечения - соглашения между НПФ и вкладчиком НПФ, в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в НПФ, а НПФ обязуется выплачивать участнику (участникам) НПФ негосударственную пенсию.

Негосударственная пенсия – это денежные средства, регулярно выплачиваемые участнику в соответствии с условиями пенсионного договора

Застрахованное лицо - физическое лицо, заключившее договор об обязательном пенсионном страховании, вправе не чаще одного раза в год заключать новый договор об обязательном пенсионном страховании с другим НПФ или подавать заявление о переходе в ПФР.

Право на получение негосударственной пенсии по пенсионным договорам приобретают мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, если иной возраст и (или) иные основания, дающие право на получение негосударственной пенсии, не установлены пенсионными договорами. Пенсионными договорами может быть установлен возраст, дающий право на получение негосударственной пенсии, превышающий указанный возраст, но он не может быть выше возраста, установленного ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», по достижении которого участники приобретают право на страховую пенсию по старости – мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет.

Негосударственные пенсионные фонды в Российской Федерации начали осуществлять деятельность в 1992 году на основании Указа Президента РФ от 16.01.1992 № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах». В силу этого их правовое поле и, соответственно, отношение к ним граждан носило временный характер. После распада СССР граждане с недоверием относились к подобной частной организации, поэтому развитие законодательной базы деятельности НПФ замедлилось.

Правовую основу деятельности НПФ в России составляют:

·Конституция РФ, устанавливающая право граждан на пенсионное обеспечение,

·Гражданский кодекс РФ, определяющий понятия «некоммерческие организации» и «фонды» и устанавливающий общий порядок изменения устава и ликвидации любых фондов,

·Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»,

·Указ Президента РФ от 16.09.1992 № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах»,

·Постановление Правительства РФ от 05.12.2003 № 735 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию».

Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» регулирует правовые, экономические и социальные отношения, возникающие при создании негосударственных пенсионных фондов, осуществлении ими деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, в том числе по досрочному негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию, реорганизации и ликвидации указанных фондов, а также устанавливает основные принципы государственного контроля за их деятельностью.

Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» входит в комплекс пенсионного законодательства, а поэтому на порядок деятельности НПФ распространяется законодательство об обязательном пенсионном страховании. В частности, можно выделить:

- Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

- Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

- Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

- Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Порядок создания НПФ, его правовой статус как юридического лица, регулируется не только Законом № 75-ФЗ, но и нормами ГК РФ.

В целях защиты прав и интересов участников и застрахованных лиц, иных заинтересованных лиц и государства государственное регулирование деятельности НПФ в области негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования, надзор и контроль за указанной деятельностью осуществляет Минтрудом России и ЦБ РФ.

Минтруд России осуществляет государственное регулирование деятельности НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию в части правоотношений между НПФ и участниками негосударственного пенсионного фонда, застрахованными лицами и их правопреемниками, а также в части правоотношений, субъектом которых является Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 16 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» органы ПФР имеют право получать ежегодно от НФП сведения, касающиеся пенсионных прав застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию. При этом органы ПФР обязаны предоставлять НПФ по их запросам информацию, необходимую для назначения накопительной пенсии, а также иных выплат за счет средств пенсионных накоплений.

При выявлении ПФР нарушений требований федеральных законов или принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов ЦБ РФ, направляется информационное письмо в ЦБ РФ. В соответствии с полученной информацией ЦБ РФ вправе направить предписание об устранении нарушения, запретить фонду своим предписанием проведение всех или части операций, применить иные меры ответственности, в т.ч. аннулировать у него лицензию и назначить в НПФ временную администрацию.

Кроме того, в соответствии с приказом существовавшего ранее Министерства здравоохранения и социального развития РФ (правопреемник – Минтруд России) от 24.03.2010 № 181н установлен порядок взаимодействия негосударственных пенсионных фондов с ПФР при обращениях граждан за установлением накопительной части трудовой пенсии в установленный срок. В частности, определены требования к составлению такого уведомления, а также сроки его направления в Пенсионный фонд РФ. В уведомлении в обязательном порядке должны содержаться, в частности: полное наименование фонда с указанием ОПФ и ИНН, ФИО лица, обратившегося за установлением накопительной части трудовой пенсии, номер его страхового свидетельства, реквизиты заявления об установлении накопительной части трудовой пенсии. Одно уведомление может содержать сведения о нескольких застрахованных лицах. Уведомление должно быть направлено в ПФР не позднее 5 дней со дня установления застрахованному лицу накопительной части страховой пенсии.

Вопросы по лекции

1. Какую деятельность вправе осуществлять НПФ в России?

2. Какие органы осуществляют контроль и надзор за деятельность НПФ?

3. По каким вопросам взаимодействуют ПФР и НПФ?

Ответы оцениваются максимально оценкой «5» (отлично).

Каждый ответ на вопрос оценивается максимально оценкой «5» (отлично).

Критерии оценивания ответа на вопрос по лекции.

«5» (отлично) – за глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, в котором обучающийся свободно и уверенно ориентируется; за умение практически применять теоретические знания, высказывать и обосновывать свои суждения; за грамотное и логичное изложение ответа.

«4» (хорошо) – если обучающийся полно освоил учебный материал, владеет научно-понятийным аппаратом, ориентируется в изученном материале, осознанно применяет теоретические знания на практике, грамотно излагает ответ, но содержание и форма ответа имеют отдельные неточности.

«3» (удовлетворительно) – если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности в применении теоретических знаний при ответе на практико-ориентированные вопросы; не умеет доказательно обосновать собственные суждения.

«2» (неудовлетворительно) – если обучающийся имеет разрозненные, бессистемные знания, допускает ошибки в определении базовых понятий, искажает их смысл; не может практически применять теоретические знания.

Основные законы, регламентирующие деятельность негосударственных пенсионных фондов

Федеральный закон от 7 мая 1998 года №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»
Федеральный закон от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»
Федеральный закон от 24 июля 2001 года №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»


Что такое негосударственный пенсионный фонд?

Негосударственный пенсионный фонд это особая некоммерческая организация, задачей которой является формирование пенсий граждан.
При создании фонда его учредители передают фонду имущество – вклад учредителя, которое становится собственностью фонда. По своим обязательствам фонд отвечает всем переданным ему имуществом.

Гарантии исполнения негосударственным пенсионным фондом своих обязательств

Гарантом исполнения негосударственным пенсионным фондом своих обязательств в первую очередь служит совокупный вклад учредителей. Его размер установлен законодательными требованиями и не может составлять менее 30 миллионов рублей.
Также фондом для обеспечения обязательств перед участниками создается страховой резерв, который не может быть менее 5% от размера пенсионных резервов фонда.
Ежегодно в негосударственном пенсионном фонде проводится независимая аудиторская проверка
Деятельность фонда подлежит ежегодному независимому оцениванию актуарием.
Результаты аудиторской проверки и актуарного оценивания представляются федеральному органом, осуществляющим надзор и контроль – Федеральной службе по финансовым рынкам Российской Федерации.

Виды деятельности негосударственного пенсионного фонда

Негосударственные пенсионные фонды могут заниматься только тремя исключительными видами деятельности:
— деятельностью по негосударственному пенсионному обеспечению граждан;
— деятельностью в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию;
— деятельностью в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию (этим видом деятельности негосударственные пенсионные фонды занимаются крайне редко, поскольку правовая база по созданию профессиональных пенсионных систем в Российской Федерации еще в недостаточной степени разработана).
Каждый из видов деятельности негосударственный пенсионный фонд может осуществлять в отдельности, вне зависимости от того, осуществляются ли им остальные два.

Лицензирование видов деятельности негосударственного пенсионного фонда

Каждый из видов деятельности фонда лицензируется
Лицензии фонду выдаются уполномоченным федеральным органом, осуществляющим надзор и контроль над негосударственными пенсионными фондами – Федеральной службой по финансовым рынкам Российской Федерации (ФСФР РФ).
В случае выявления нарушений в процессе деятельности фонда данные о приостановке, аннулировании, а так же возобновлении действия лицензий негосударственных пенсионных фондов ФСФР РФ размещает на своем сайте (http://www.fcsm.ru), публикует в средствах массовой информации.


Правила фонда

Негосударственные пенсионные фонды должны осуществлять свою деятельность в соответствии с документами, определяющими порядок и условия исполнения фондом своих обязательств — правилами фонда.
Правила фонда составляются отдельно на каждый вид его деятельности.
Деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению граждан регулируются «пенсионными правилами фонда», при деятельности в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию – «страховыми правилами фонда».
Правила фонда регистрируются в уполномоченном федеральном органе — Федеральной службе по финансовым рынкам Российской Федерации. Также проходят регистрацию любые изменения, которые вносятся в уже существующие правила.

Деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению граждан

Деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению граждан к государственной трудовой пенсии гражданина не имеет никакого отношения. Поэтому его еще называют дополнительным пенсионным обеспечением. Этот вид деятельности осуществляется исключительно на добровольных началах.
Механизм формирования дополнительной пенсии показан на рис. №1 и заключается в следующем:
Вкладчик (физическое или юридическое лицо) заключает с негосударственным пенсионным фондом пенсионный договор и уплачивает в фонд денежные средства – пенсионные взносы.
Пенсионные взносы уплачиваются в пользу участника – физического лица, которому в соответствии с пенсионным договором должны производится выплаты негосударственной пенсии.
Вкладчик и участник могут быть одним и тем же физическим лицом. В случае если вкладчик — юридическое лицо, обычно заключается так называемый «солидарный пенсионный договор», предусматривающий выплату пенсий сразу нескольким участникам.
С целью сохранения денег вкладчиков от инфляционных процессов фонд размещает их в различные финансовые инструменты. Фонды осуществляют размещение средств как самостоятельно, так и через управляющие компании.
Для того чтобы обеспечить сохранность, доходность, ликвидность и надежность размещения пенсионных средств Правительством Российской Федерации законодательно установлен перечень финансовых инструментов, разрешенных для вложений денег вкладчиков негосударственных пенсионных фондов (Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2007 года №63).
За счет этих средств, при наступлении пенсионных оснований у участника (достижение пенсионного возраста, инвалидность), фонд производит ему выплату дополнительных негосударственных пенсий.

Что нужно знать, заключая договор дополнительного пенсионного обеспечения с негосударственным пенсионным фондом

Прежде всего, потенциальный вкладчик должен изучить пенсионные правила фонда и выбрать описанную в них пенсионную схему, которая определяет порядок уплаты пенсионных взносов и выплат негосударственных пенсий.
По классификации схемы бывают с установленным размером взносов или с установленным размером выплат.
Также пенсионные схемы подразделяются на страховые и сберегательные. Существуют также сберегательно – страховые схемы.
Страховые схемы предусматривают пожизненную выплату пенсий. Наследование накопленной вкладчиком суммы не предусмотрено.
Сберегательные схемы предусматривают выплату пенсий в течение ряда лет и предусматривают наследование. Выплаты могут производиться как в течение ряда лет, так и до исчерпания средств на счете участника.
Сберегательно – страховые схемы предусматривают последовательное применение двух схем: на этапе накопления применяется сберегательная схема, на этапе выплат пенсий — страховая.
По условиям финансирования схемы могут быть фондируемые, нефондируемые и частично-фондируемые
Практически все схемы, заключаемые с физическими лицами – фондируемые, то есть для выполнения обязательств негосударственным пенсионным фондом создаются определенные фонды, основа которых -пенсионные взносы участника.
Нефондируемые или частично-фондируемые схемы используются вкладчиками – юридическими лицами.

Прекращение отношений с негосударственным пенсионным фондом

Прекращение отношений между вкладчиком (участником) фонда обычно наступают вследствие выполнения негосударственным пенсионным фондом своих обязательств по выплате участнику дополнительных негосударственных пенсий, но могут быть прерваны по инициативе вкладчика или участника путем расторжения пенсионного договора.
При расторжении пенсионного договора фонд обязан выплатить вкладчику или участнику выкупную сумму или перевести ее в другой негосударственный пенсионный фонд.
Условия расчета, выплат или перевода выкупных сумм должны содержаться в правилах фонда и пенсионном договоре.
При заключении пенсионного договора на эти условия необходимо обращать повышенное внимание, поскольку единого требования к расчету и условиям выплат выкупных суммам законодательно не установлено, и фонды в этом вопросе самостоятельно определяют методику расчета и сроки выплат.


Деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию

Этот вид деятельности имеет непосредственное отношение к государственной трудовой пенсии.
Смысл обязательного пенсионного страхования показан на рис. 2 и заключается в том, что каждый раз, выплачивая заработную плату, работодатель перечисляет государству за своих работников единый социальный налог. Его часть — 20% от фонда оплаты труда идет на формирование государственной трудовой пенсии каждого работающего россиянина в следующем соотношении: базовая часть (6% от фонда оплаты труда), страховая часть(8% от фонда оплаты труда) и накопительная часть (сегодня это 6% от фонда оплаты труда).
Оказывать влияние на отчисления, производимые на формирование базовой и страховой части пенсии граждане не могут, поскольку Пенсионным фондом Российской Федерации они направляются на выплату нынешним пенсионерам.
Особенность накопительной части, заключается в том, что они идут на выплату тому застрахованному, в пользу которого они перечислены. Застрахованному лицу дано право «распоряжаться» этими средствами. Гражданину дано право выбора – оставить ли эти средства в Пенсионном фонде Российской Федерации или перевести их в негосударственный пенсионный фонд, который будет отвечать за формирование и инвестирование накопительной части его трудовой пенсии.
В случае принятия решения в пользу негосударственного пенсионного фонда застрахованное лицо заключает с фондом, договор об обязательном пенсионном страховании.
Помимо договора необходимо оформить еще один документ – заявление о переводе накопительной части пенсии. Это можно сделать лично, обратившись в Пенсионный фонд Российской Федерации, направив заявление по почте, предварительно заверив свою подпись у нотариуса или воспользовавшись услугами трансферагента.
Как правило, негосударственные пенсионные фонды, выступающие страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, являются трансферагентами и бесплатно оказывают такие услуги застрахованному лицу.
После того как заявление и договор об обязательном пенсионном страховании поступят в Пенсионный фонд Российской Федерации, пенсионные накопления гражданина будут направлены в выбранный им негосударственный пенсионный фонд.
Заключенный договор об обязательном пенсионном страховании начнет действовать с момента поступления средств на счет застрахованного лица в негосударственном пенсионном фонде.
Чтобы пенсионные накопления не обесценились к моменту выхода на пенсию их необходимо инвестировать. Инвестирование средств пенсионных накоплений негосударственными пенсионными фондами происходит на тех же принципах, что и размещение пенсионных резервов, но рамки по инвестированию пенсионных накоплений более жесткие.
Инвестирование происходит только через управляющую компанию.
Ужесточен перечень финансовых инструментов для инвестирования пенсионных накоплений в сторону их большей надежности. Их перечень утвержден Федеральным законом от 24 июля 2001 года №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».
При наступлении у застрахованного лица пенсионных оснований (приобретения права на получение государственной трудовой пенсии) негосударственный пенсионный фонд назначает и ежемесячно выплачивает застрахованному лицу накопительную часть трудовой пенсии.


Что нужно знать для заключения договора об обязательном пенсионном страховании с негосударственным пенсионным фондом

Договор об обязательном пенсионном страховании, к сожалению, может быть заключен не каждым гражданином Российской Федерации.
В настоящее время правом на формирование накопительной части трудовой пенсии имеют граждане России, как мужчины, так и женщины 1967 года рождения и моложе.
Однако в период с 2002 до 2005 года формирование накопительной части пенсии производилось для мужчин 1953 года рождения и моложе, а так же женщин 1957 года рождения и моложе. Отчисления составляли 2% от фонда оплаты труда.
Начиная с 2005 года, новые поступления за счет единого социального налога на накопительные счета этих граждан не предусмотрены. Но они, также как и граждане 1967 года рождения и моложе, могут распорядиться уже имеющимися на их пенсионном счете деньгами.
Если гражданином сделан выбор в пользу негосударственного пенсионного фонда, то это не означает, что его пенсионные накопления останутся в этом фонде навсегда. Застрахованному лицу дано право изменить свое решение, «перейти» в другой негосударственный пенсионный фонд или вернуть свои пенсионные накопления в Пенсионный фонд Российской федерации.
В случае смерти гражданина до назначения ему трудовой пенсии предусмотрена выплата накопленных средств его правопреемникам, которых при заключении договора можно сразу указать. Если правопреемники в договоре не указаны, наследование пенсионных накоплений застрахованного происходит в соответствии с общими положениями о наследстве законодательства Российской федерации.
Негосударственный пенсионный фонд обязан ежегодно не позднее 1 сентября направлять застрахованным лицам информацию о состоянии их пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии и результатах инвестирования средств пенсионных накоплений.

Собственное имущество негосударственного пенсионного фонда

Потенциальным вкладчикам и застрахованным лицам негосударственных пенсионных фондов необходимо знать, что собственное имущество фонда подразделяется на имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда, а так же пенсионные резервы и пенсионные накопления.
То есть при заключении договоров с негосударственным пенсионным фондом и передаче ему пенсионных взносов и/или пенсионных накоплений необходимо понимать, что эти средства становятся собственностью фонда. При этом у фонда перед вкладчиками, участниками и застрахованными лицами возникают обязательства по выплате пенсий или выкупных сумм.
Использовать на свое содержание пенсионные резервы и пенсионные накопления фонду запрещено. На них не может быть обращено взыскание по долгам фонда.
Законодательством четко оговариваются предельные суммы, которые фонд может использовать на свое содержание– не более 15% от полученного дохода при размещении пенсионных резервов и инвестирования пенсионных накоплений, не более 3% от сумм пенсионных взносов.

Если говорить в целом о негосударственных пенсионных фондах Российской Федерации, можно сказать, что их деятельность сводится к следующему: обязательное пенсионное обеспечение (ОПС), негосударственное пенсионное обеспечение (НПО), профессиональное пенсионное страхование (ППС). Рассмотрим подробнее принципы работы негосударственных пенсионных фондов Российской Федерации, виды их деятельности и оказываемых услуг.

Негосударственные пенсионные фонды выступают страховщиками по обязательному пенсионному страхованию. Данные организации аккумулируют взносы застрахованных граждан, направленные на накопительную часть пенсии и занимаются их инвестированием черед управляющие компании. Когда гражданин после долгих лет трудовой деятельности выходит на отдых, то ему назначается трудовая пенсия, выплатой которой занимается негосударственный пенсионный фонд. Если вы приняли решение доверить НПФ управление накопительной частью своих пенсионных накоплений, понадобится заключить договор с данным фондом.


Пенсионные фонды, которые не принадлежат государству, занимаются негосударственным пенсионным обеспечением, а если говорить детальней, то их деятельность представлена:

  • Сбором взносов;
  • Размещением пенсионных накоплений;
  • Непосредственной выплатой пенсий.

Данный вид деятельности ведется по договорам об НПО, по условиям которых вкладчики уплачивают пенсионные взносы, причем речь идет как об организациях, так и о частных лицах. Данные пенсионные отчисления негосударственные фонды инвестируют, а когда застрахованный гражданин официально заканчивает трудовую деятельность по возрасту, то ему будут назначена дополнительная негосударственная пенсия.

Чтобы работа НПФ в области профессионального пенсионного страхования была полноценной, необходимо создание особой пенсионной системы для граждан, осуществляющих свою трудовую деятельность во вредных или опасных условиях. На сегодняшний день в нашей стране данной системы еще не имеется, и по этой причине НПФ фактически не занимаются профессиональным пенсионным страхованием систематически. Но это не создает препятствий негосударственным пенсионным фондам предоставлять услуги по обеспечению дополнительными пенсиями граждан, которые работают в опасных или вредных условиях. Это достигается с помощью специально разработанных программ негосударственного пенсионного обеспечения.

Что это значит для застрахованного лица? Это означает, что деньги, собранные для негосударственных пенсий, не будут тратиться на выплаты пенсионного обеспечения действующим пенсионерам. Данный принцип работы повышает прозрачность финансовой структуры негосударственных пенсионных фондов.

  1. Законодательная база деятельности НПФ
  2. Насколько выгодно переводить накопления в НПФ
  3. Принципы работы негосударственного пенсионного фонда
  4. Гарантии надежности функционирования НПФ
  5. Где могут размещаться активы негосударственных пенсионных фондов
  6. Как перевести пенсию в НПФ

Законодательная база деятельности НПФ

Действующее законодательство РФ обеспечивает и гарантирует высокий уровень надежности негосударственных пенсионных фондов. Состав и структура активов фонда имеют строгий регламент. Для соблюдения интересов потребителей, были приняты следующие меры:

  1. Фонд не имеет права принимать поручительство за третьих лиц.
  2. Фонд не вправе заниматься выпуском ценных бумаг.
  3. Не имеет право отдавать в залог средства пенсионных накоплений и резервов.
  4. Фонд не имеет права выступать учредителем организаций в том случае, если это предполагает полную имущественную ответственность.

Пенсионные резервы и накопления не вправе быть взысканы по долговым обязательствам, но это ограничение не имеет отношение к долгам фондов перед застрахованными лицами или участниками. Вдобавок, к ним не могут быть применены меры по обеспечению заявленных требований, и к ним относится арест имущества.

Насколько выгодно переводить накопления в НПФ

Если разбирать понятие негосударственного пенсионного фонда, то под ним следует понимать некоммерческую организацию, которая занимается социальным обеспечением. НПФ имеет специальную организационно-правовую форму, созданную для более качественного осуществления ее деятельности. Принцип работы НПФ аналогичный Пенсионному фонду РФ.


Основная деятельность НПФ заключается в следующем:

  1. аккумуляции пенсионных накоплений застрахованных граждан;
  2. их инвестирование в строго регламентированные законодательством виды активов;
  3. учет накоплений;
  4. назначение и выплата накопительной части пенсионных средств.

В 1992 году начинается история негосударственных пенсионных фондов в нашей стране. Через два года, в 1994 году в стране уже было зарегистрировано порядка 350 организаций, в аббревиатуре которых значилось НПФ. До 2007 года число негосударственных пенсионных фондов было примерно на одном уровне, но с годами законодательная база становилась более жесткой, и количество НПФ существенно сократилось. Ряд НПФ приняли решение слиться с более сильными представителями пенсионного рынка. Некоторым пришлось самоликвидироваться.

Принципы работы негосударственного пенсионного фонда

Обращаясь к заглавию нашей статьи необходимо отметить, что принципы работы негосударственных пенсионных фондов Российской Федерации представлены тремя главными составляющими:

  • НПФ представляет собой некоммерческую организацию. Говоря доступным языком, это дает потребителю гарантию, что учредители фонда никогда и ни при каких обстоятельствах не могут получить денежную прибыль от деятельности пенсионного фонда.
  • Инвестирование пенсионных накоплений безопасное. Под этим подразумевается, что все финансовые средства, инвестированием которых занимается НПФ, не только возвратятся назад, но и принесут дополнительный доход. Согласно действующему законодательству НПФ не вправе выдавать кредиты другим предприятиям. Но инвестировать активы в облигации и акции на фондовых рынках им можно.
  • Защита пенсионных сбережений. Под данным принципом подразумевается то, что никакие третьи лица, и государство в том числе, ни при каких обстоятельствах не имеют права стать обладателями пенсионных накоплений фонда. НПФ наделены правом собственности на пенсионные накопления застрахованных лиц. Их первоочередная и прямая обязанность –обеспечение выплаты пенсионного обеспечения своим потребителям.

Итак, никакие третьи лица, даже прибегая к помощи судебных органов власти, не вправе претендовать на денежные накопления, которые аккумулируются в НПФ.

Гарантии надежности функционирования НПФ

Многих граждан интересует, что гарантирует надежность НПФ? Работа НПФ относится к социально-ответственной деятельности, и это подразумевает максимально высокие требования к надежности таких организаций и контролю за их функционированием. Это включает следующие меры:

  • Постоянный контроль. Контролируют деятельность НПФ Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) и Министерство труда РФ.
  • Специально созданный депозитарий НПФ осуществляет вневедомственный контроль над соблюдением законодательством в вопросах инвестиционного портфеля.
  • Управление НПФ осуществляется Советом Фонда, и его формирование происходит в соответствии с Уставом. Разработкой и утверждением правил занимается Совет Фонда, и на их основании осуществляется деятельность организации. Данные Правила регистрируют соответствующие контролирующие органы.

Где могут размещаться активы негосударственных пенсионных фондов

НПФ вправе инвестировать пенсионные накопления застрахованных лиц лишь для получения дополнительной прибыли. В нашей стране НПФ относят к краткосрочным инвесторам. Пенсионный фонд, занимаясь размещением пенсионных резервов, не имеет права вложить свыше 20% средств в один объект. Вдобавок, доля средств, которые размещены в ценных бумагах без признанных котировок, тоже не должна быть более 20% от общего объема резервных средств.

У НПФ нет прав вкладывать свыше 50% резервных пенсионных средств в упомянутые ниже активы:

  1. Векселя
  2. Федеральные госбумаги
  3. Корпоративные облигации и акции
  4. Ценные бумаги субъектов РФ
  5. Недвижимое имущество
  6. Банковские вклады

На деятельность НПФ, связанную с инвестированием пенсионных накоплений, накладываются ограничения по степени риска. К примеру, в объекты, где риск потери денежных средств превышает 50%, негосударственный пенсионный фонд вправе вложить сумму, которая не превышает 10% резервных средств. В случае если риски потери находятся в пределе от 25%-50%, то НПФ может вложить уже до 20% резервов.

Если обратиться к Налоговому кодексу РФ, то в нем сказано об обеспечении граждан, которые накапливают дополнительную пенсию, некоторыми льготами. К примеру, не облагаются налогом пенсии, которые негосударственные пенсионные фонды выплачивают своим потребителям. Вдобавок, с дохода, поступающего на именной счет вкладчика в НПФ, тоже не понадобится уплачивать налоги.

Когда вкладчик, у которого имеется счет в НПФ, изъявляет желание сменить место жительства и выезжает заграницу, то дополнительное пенсионное обеспечение, которое выплачивается ему НПФ, он, так или иначе, получит. Этот момент никак не зависит от смены места проживания или гражданства вкладчика. Но здесь имеется небольшая тонкость: проживающие за пределами Российской Федерации пенсионеры обязаны ежегодно подтверждать стандартным свидетельством тот факт, что они находится в добром здравии.


Если супружеская пара развелась, то за вкладчиком в полной мере сохраняются пенсионные накопления, и даже в судебном порядке в пользу третьих лиц их невозможно взыскать.

Если вкладчик скончался, то его пенсионные накопления тоже не пропадут – их в порядке наследования получают родственники.

Как перевести пенсию в НПФ

Если гражданин решил копить свою дополнительную часть пенсии, то задачу можно решить в два этапа:

  1. Подыскать подходящий негосударственный пенсионный фонд, после чего подписать с ним договор. К данному вопросу следует подойти с максимальной ответственностью.
  2. Заполнить заявление о переходе в НПФ и направить его в ПФ России.

В Пенсионный фонд РФ отправить заявление о переходе в НПФ можно несколькими способами:

  1. По месту регистрации через отделение Пенсионного фонда;
  2. Через почту России. Но для этого понадобится заверить у нотариуса написанное заявление. Если гражданин выбрал второй способ отправки документа, то датой подачи заявления будет считаться дата на штемпеле.

Если обратиться к Закону о пенсионной системе, то, начиная с 2014 года, накопительная часть пенсионного обеспечения снижается с 6% до 2%.

Срок, в который пенсия будет переведена в НПФ, напрямую связана с датой подачи соответствующего заявления, и именно по этой причине до окончания года необходимо выбрать НПФ для заключения договора или отдать предпочтение государственному ПФ.

Для российских граждан НПФ представляют собой полезную и удобную структуру, которая дает возможность без посторонней помощи накопить желаемое пенсионное обеспечение. Это гарантированный и стабильный способ не только сохранить, но и увеличить накопления, из которых будет в дальнейшем выплачиваться дополнительная часть трудовой пенсии. Граждане могут спокойно доверять свои средства в НПФ, так как их работа жестко регулируется действующим законодательством. Вдобавок, их деятельность постоянно контролируется, поэтому сохранность вложенных денег гарантируется государством. Для граждан РФ НПФ дают возможность спокойно и уверенно ждать приближения пенсионного возраста.

Читайте также: