Предвыборные программы о пенсиях


В пенсионной системе России постоянно происходят изменения. Проведение кардинальных реформ – редкое явление, а вот небольшие корректировки – почти ежегодное. В правительстве и Госдуме готовят новые поправки в пенсионное законодательство.

Перечень изменений, которые произойдут с 1 января 2021 года

Российским пенсионерам придется перейти на электронные трудовые книжки

С 1 января 2021 года российских пенсионеров ждут 4 изменения. Индексация пенсионных выплат – привычная мера, ожидаемая каждым гражданином, вышедшим на заслуженный отдых. Но помимо нее будет еще 3 новшества.


1 изменение – индексация пенсий

Неработающим российским пенсионерам с 1 января 2020 года сделают прибавку. Повышение пенсии – ежегодная мера: в следующем году индексация составит 6.3%. При этом прогнозируемый Центробанком уровень инфляции равен около 4%. Так, неработающие пенсионеры в среднем будут получать 17 444 рублей.

— Это почти в полтора раза превысит инфляцию — по прогнозам, в этом году она составит 3,7-4 процента. То есть, пенсия в среднем увеличится на тысячу рублей, — рассказала заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Елена Бибикова.

Социальные пенсии увеличатся с 1 апреля. Правда, прибавка составит 2.6%.

— Социальная пенсия повышается также ежегодно — на величину прогнозного индекса роста прожиточного минимума пенсионера. Пока это 2,6 процента, но показатель ещё может быть скорректирован, — напомнила Елена Бибикова.

В 2021 году несколько рублей в августе добавят к пенсии работающим пенсионерам. Им будут частично зачтены новые трудовые права, страховые взносы, уплачиваемые их работодателями в течение 2020 года. Но прибавка может составить не более 296,58 рублей. Полная индексация пенсии проводится лишь в том случае, если пенсионер официально уволился.

Ветеранам боевых действий и инвалидам каждый месяц выплачивают пособия. В 2021 году они будут увеличены с 1 февраля. Размер прибавки рассчитают на основании ИПЦ (индекс потребительских цен) за прошлый год.

2 изменение – повышение возраста выхода на пенсию

В рамках пенсионной реформы запланирована такая мера в 2021 году. Продолжится действие льготного периода, когда россияне могут выходить на пенсию на 6 месяцев ранее нового срока. Воспользоваться правом смогут женщины 1965 г.р. и мужчины 1960 г.р.

Российским пенсионерам придется перейти на электронные трудовые книжки


3 изменение – трудовой стаж «оцифруют»

В 2021 году российских пенсионеров полностью переведут на ЭТК (электронная трудовая книжка). Новым работникам перестанут выдавать бумажные аналоги. Для уже работающих пенсионеров будут действовать и электронные, и бумажные трудовые книжки. В ЭТК внесут только новые записи, поэтому важно не потерять бумажные носители. В противном случае сложно будет доказать наличие стажа, придется навещать бывших работодателей, собирать справки.

Пенсионерам надо подать в Пенсионный фонд заявку, чтобы в ЭТК внести абсолютно все данные, — сообщил Михаил Мишустин.

4 изменение – корректировка системы накоплений

Реформа, давно ожидаемая экспертами. Система накоплений была заморожена еще 7 лет назад. Все эти годы россияне могут копить только виртуальные пенсионные баллы. Годом ранее Минфином и Центробанком была представлена новая концепция – гарантированный пенсионный план. Он подразумевает самостоятельное откладывание из заработной платы 1 – 6 процентов ежемесячно.

— Законопроект непростой. Было несколько вариантов концепции, в последнем это исключительно добровольный формат, — пояснял недавно Антон Дроздов, бывший глава ПФР, а ныне замминистра финансов.

С 1 января 2019 года на территории Российской Федерации начала действовать пенсионная реформа 2019-2024 годов. Цель нововведений: постепенное повышение уровня пенсионных выплат, чтобы к 2024 году её уровень превысил уровень инфляции. Такое решение вызвало широкий общественный резонанс, прошли массовые митинги по многим городам России, где люди выражали своё недовольство начавшейся реформой. Не все граждане понимают истинную суть изменений пенсионного законодательства. Попробуем разобраться в этом вопросе вместе.

Цель проводимой реформы и её этапы

Приоритетной причиной изменений законодательной базы послужила нехватка денежных средств в Пенсионном фонде. Восполнив возникший дефицит финансовых ресурсов, можно будет производить достойные выплаты пенсий, сопоставимых с размером заработной платы.

Основная цель, достижение которой выделил в своём обращении к Правительству Президент, это планомерное постепенное увеличение уровня гарантированных пенсионных выплат. Самым первым изменением, принятым на обсуждении в Государственной Думе, стал законопроект о возможности увеличения возрастного порога выхода на пенсию: мужское население - 65 лет, женское-60 лет.

Такое увеличение является начальным этапом всей проводимой реформы и остальные её планируемые корректировки довольно внушительны. Несколько из них уже были озвучены и начали частично реализовываться. Это:

  • Реверсирование порядка преждевременного назначения пенсии для определённых категорий работающих граждан льготных специальностей;
  • Редактирование условий индексирования пенсий;
  • Введение такого термина, как «лица предпенсионного возраста» и разработка законопроекта, исключающего дискриминацию людей, попавших в данную возрастную группу;
  • Упразднение части накопительной пенсии и замещение её добровольной накопительной пенсией (гарантированный пенсионный продукт).

Итоговое оформление заключительной редакции проводимой реорганизации в настоящее время ещё не сконструировано, т.к. периодически заносятся дополнения и диверсификации. В этот законопроект внёс существенную поправку и В.В.Путин, итогом которого стало уменьшение возраста выхода на заслуженный отдых женщинам с первоначальных 63 лет до 60. В дальнейшем по настоянию Президента были отредактированы алгоритмы индексирования пенсионных средств для малообеспеченных граждан страны, т.е. им стали производить доплату сверх установленного прожиточного минимума.

Тенденция реверсирования пенсионного возраста представлена следующим образом:

Рекомендации Президента России по смягчению вносимых перемен

В своём заявлении к жителям России в августе 2018 года Владимир Владимирович внёс предложения по ослаблению итоговых преобразований пенсионной реформы 2019-2024 годов:

  • Снизить предполагаемый возраст выхода женщин на заслуженный отдых. Он посоветовал сделать выбор на регламентной возрастной отметке 60 лет, а не 63, как было предложено ранее.
  • Ввести привилегированные пенсии матерям, воспитывающим трёх или четырёх ребятишек. Женщины, воспитывающие трёх детей, могут оформить документы на пенсию в 57 лет, а матери, имеющие четырех детей, соответственно, 56 лет.

Необходимо иметь в виду, что подобные изменения не относятся к женщинам, имеющих пятерых и более детей, т.к. они уже относятся к льготникам, выходящим на пенсию в возрасте 50 лет при условии не менее 15 лет страхового стажа трудовой деятельности. Это регламентируется Федеральным законом № 400-ФЗ от 28.12.2013 года. «О страховых пенсиях».

  • Для тех несостоявшихся пенсионеров, которые должны были регистрировать назначение пенсии в 2019-2020 годах по утратившему свою силу закону, дать разрешение на оформление документов на полгода раньше необходимого срока.
  • Предусмотреть вероятность довременного оформления пенсии при продолжительной трудовой деятельности. Женщины, заработавшие страховой стаж не менее 37 лет, а мужчины, заработавшие страховой стаж 42 года, имеют право выйти на пенсию на 2 года ранее прописанного в законе срока (вместо 40 и 45 предложенных ранее).
  • Ввести дополнительные меры, гарантирующие поддержку для граждан предпенсионного возраста( т.е. за 5 лет до предстоящего выхода на пенсию):
  • ответственность (вплоть до уголовной) работодателей за увольнение или отказ в приеме на работу по причине возраста;
  • программы поощрения работодателей на прием и сохранение на работе граждан, попадающих под эту категорию;
  • курсы по повышению квалификации, получению дополнительной специальности, профессиональной переподготовке;
  • увеличение наивысшего размера пособия потерявшим работу гражданам;
  • предоставление двух оплачиваемых дней в течение года для прохождения периодического медицинского осмотра;
  • предоставление всех федеральных льгот (в том числе по уплате имущественных налогов), а также льготы, установленные органами местного самоуправления при достижении женщинами и мужчинами возраста 55/60 лет.

Все названые предложения были представлены на рассмотрение в Государственную Думу в качестве поправок. На заседании в сентябре 2018 года депутаты единодушно приняли все рекомендованные Президентом меры по смягчению реорганизации пенсионного законодательства. В октябре этот закон подписан Президентом.

Льготный выход на пенсию отдельных категорий трудящихся

В 2019 году были вписаны корректировки в Закон № 350-ФЗ от 03.10.2018 года, которые видоизменяют условия для оформления пенсии льготным категориям граждан. Эти перемены касаются медицинских, педагогических категорий, работников творческих профессий. До декабря 2018 года пенсионные назначения перечисленным работникам производились при отработке определенного количества лет в данной профессии. С 2019 года обратиться за назначением пенсии можно по истечении периода отсрочки, который будет увеличиваться ежегодно. Следует заметить, что возрастные данные по профессиональному стажу остались без изменений. Кроме того, закон не дискриминирует и не ограничивает род трудовой деятельности в течение периода отсроченных действий. Человек может продолжить трудовую карьеру на прежнем месте, поменять сферу деятельности или уйти на заслуженный отдых.

Замена накопительных пенсионных начислений с 2020 года

Уже с 2020 года Правительство РФ планирует аннулировать накопительную долю трудовой пенсии, которая утратила свою эффективность, и сменить её добровольной накопительной составляющей пенсии, получившей название «гарантированный пенсионный продукт», которую разработало и предложило Министерство финансов. Он предусматривает непринудительные вспомогательные отчисления граждан, которыми они смогут воспользоваться при выходе на заслуженный отдых.

В общих чертах теория внедрения этого продукта заключается в следующем:

  • Человек добровольно подтверждает своё согласие на отчисление из своего дохода на гарантированный пенсионный продукт. Размер взносов будет варьироваться от 1 до 6% (здесь гражданин сам устанавливает приемлемую для себя ставку).
  • Государство со своей стороны обеспечивает целостность перечисленных средств, а также предоставляет возможность получения налоговых вычетов на сумму перечисленных взносов.
  • В исключительных случаях можно будет вывести свои пенсионные сбережения, не дожидаясь наступления пенсионного возраста (в случае тяжелого заболевания, получения инвалидности и т.п.).

Индексирование пенсии в 2019-2024 годах

По поручению Президента пенсии в России до 2024 года должны индексироваться со скоростью, превышающей индекс роста цен (т.е. инфляцию). По предварительным подсчётам Министерства экономразвития всё проходит именно так, как и было запланировано. В целях борьбы с неофициальными выплатами «серой» заработной платы несколько лет назад введены новые названия оценочного фактора - пенсионный коэффициент переименован в индивидуальный коэффициент (балл), размер которого установили фиксированным, вне зависимости от прогнозного уровня обесценивания. Поэтому очень важно в современных условиях иметь официальную «белую» зарплату, которая позволит при достижении определённого возраста получать достойную пенсию, а не довольствоваться минималкой. При расчёте суммы пенсии учитывается несколько основных параметров: достижение установленного возраста, необходимое количество балов, определенный стаж.

Последние новости и изменения в пенсионной реформе

Пенсионные реорганизационные мероприятия, запланированные на период 2019-2024 годов, не довольствуются только вышеупомянутыми реконструкциями. Структура развития пенсионной системы пополняется и корректируется. Уже в течение 2019 года было выдвинуто огромное количество разнообразных предложений, которые имеют право на существование в рамках осуществляемой реформы.

  • По поручению В. Путина была видоизменена схема индексирования пенсий, к которым может быть начислена социальная доплата до величины прожиточного минимума в регионе проживания пенсионера. Из-за наличия такой доплаты пенсионеры не получали никакой прибавки в результате ежегодных индексаций и фактически продолжали получать «минималку». Теперь эта проблема решена, а пенсии индексируются сверх ПМП.
  • Введена единая методика расчета ПМП — действовать она начнет уже с 1 января 2020 года. Теперь в субъектах страны не смогут необоснованно занижать значения прожиточного минимума — он должен будет расти с таким же темпом, как расчет федеральный.
  • Обсуждается вопрос разморозки индексации пенсий для работающих инвалидов. Оценить целесообразность такого изменения еще весной 2019 года поручил Минтруду глава Правительства Д. Медведев. Однако, никакого решения по этому вопросу еще не приняли.
  • Для негосударственных пенсий будет снижен пенсионный возраст (до 55 лет женщинам и 60 — мужчинам). Соответствующий законопроект уже разработали и планируют принять к концу 2019 года.
  • ПФР предложил изменить порядок выплаты пенсионных накоплений. По действующему законодательству право на единовременную выплату накоплений имеют граждане, у которых рассчитанная накопительная пенсия составляет менее 5% от общей суммы пенсии. ПФР предлагает изменить эту границу и установить ее равной 20% от прожиточного минимума пенсионера.

Положительные и отрицательные стороны проводимой реформы

Действующий до недавнего времени возрастной порог выхода на пенсию был внедрён в первой половине 20 века, поэтому соответствовал действительности того периода. В то время на каждого человека пенсионного возраста приходилось примерно четверо работоспособного возраста. За несколько десятилетий число пенсионеров увеличилось. И теперь на одного пенсионера приходится 2,3 трудоспособных гражданина, а в ближайшее время эта цифра грозит ещё более сократиться. С этим нужно было что-то делать, поэтому возникла необходимость в кардинальном пересмотре действующего законодательства, регламентирующего начисление пенсий. Принятие нововведения вызвало много разногласий даже среди депутатов, было много дискуссий, споров, альтернативных вариантов. Но, в конце концов, политики смогли прийти к согласованности и вынести на обсуждение принятый в последствии законодательный правовой документ.

Споры и разномыслия возникли и среди граждан России. Мнения разделились. Многие высказывались за принятие нового закона, приводили аргументированные доводы в правильности подобного решения. Другая часть возражала и приводила свои аргументы против реформы. И в адрес Президента страны было написано множество жалоб и претензий. И проанализировав все письма и обращения россиян, В.Путин счёл правильным и необходимым лично (пусть и с экранов телевизоров) объяснить людям причины столь противоречивого решения. Он смог доступно и объективно разъяснить причины принятого решения.

И всё-таки, несмотря на то, что такое нововведение вызвало огромный резонанс и негативный отклик со стороны более чем 90% населения, преимущества ее внедрения всё же есть:

  • Уменьшение дефицита пенсионного фонда страны. Как уже было сказано, принятию реформы способствовали демографические факторы. Увеличив пенсионный возраст, тем самым увеличив количество трудоспособного населения, поднимется пенсионный фонд России, который на данный момент находится в убыточном состоянии и пенсии финансируются из федерального бюджета.
  • Повышение уровня пенсий. Глава Счетной палаты гарантирует, что благодаря принятию нового закона, увеличение размера пенсионных выплат будет иметь тенденцию к увеличению порядка 30%.
  • Увеличение объёма средств федерального бюджета. Так как теперь меньше средств будут тратиться на пенсии, то соответственно в федеральной казне будет значительно больше располагаемых средств.

Преимущества касаются в основном государственных интересов, а вот недостатки реформы граждане ощутят на собственном опыте:

  • Проблемы с трудоустройством. Людям, возраст которых на несколько лет не дотягивает до пенсионного, будет тяжело трудоустроится, так как работодатели отдают предпочтение более молодым специалистам. И хотя государство разработало ряд мер против такой дискриминации, но как показывает практика, проблема трудоустройства все же есть. Конечно, работодатель не назовёт настоящую причину отказа в трудоустройстве, потому что это запрещено законом и можно понести за это ответственность.
  • Снижение доходов населения. На данный момент существует множество работающих пенсионеров, которые получают пенсионные выплаты и заработную плату. С введением законопроекта, работающих пенсионеров станет значительно меньше, что уменьшит уровень доходов их семей.

Новый кабмин в смысле решения проблем пенсий оказывается еще слабее предыдщего





«Пенсионная гильотина» — пугающая фраза, которую последние дни вынуждены разучивать пожилые люди. Сразу несколько экспертов и телеграм-каналах сообщили о готовящейся в недрах Пенсионного фонда России новом этапе реформы, которая призвана «почистить» списки персонифицированного учета.

Поводом для появления подобных слухов стал доклад Счетной палаты, которая выявила грубейшие нарушения в системе учета пенсионеров. Персонифицированные счета зачастую задваивались, и в то же время на разных людей открывался один СНИЛС.

Про «пенсионную гильотину» громко заговорили еще и потому, что новость о ней появилась вскоре после сообщений об очередной заморозке накопительной части пенсии до 2023 года.

Член общественного совета при Уполномоченном по правам ребенка при президенте России, юрист Вячеслав Егоров убежден, что правительство необдуманными пенсионными реформами лишь настраивает людей против власти.

— Сильно сомневаюсь, что продление заморозки накопительной пенсии устроит людей, так как граждане сами решали, как поступить со средствами для будущей пенсии. Они могли либо перечислять средства на страховую часть, либо одновременно со страховой частью перечислять деньги на накопительную.

После заморозки все взносы идут только в государственный пенсионный фонд, тем самым формируя лишь страховую часть пенсии. Накоплений, соответственно, нет. В связи с этим людям просто становится тревожно за свое будущее, они не знают, какая пенсия их ждет после выхода на покой.

И здесь возникает риск того, что граждане вместо государственного пенсионного фонда начнут выбирать различные негосударственные пенсионные фонды. А это, в свою очередь, тоже вызывает тревогу, поскольку негосударственные пенсионные фонды могут обанкротиться и граждане вообще потеряют все свои средства.

Продлив заморозку накопительной части, правительство лишь еще больше настраивает население против себя, нагнетает и без того тяжелое положение в стране. Не думаю, что это разумный шаг со стороны власти.

Независимый эксперт по финансовым рынкам Алексей Бушуев считает, что нынешняя пенсионная система в России в таком глубоком кризисе, что любая ее попытка реформирования будет неудачной.

«СП»: — Как вы думаете, почему сегодня тема пенсионной реформы приобрела такое особенно острое звучание? Выборы грядут?

— Знаете, для меня как для экономиста тема пенсий в финансах — это как теорема Ферма в математике. Над доказательством теоремы бьются с момента открытия, над темой пенсий страсти кипят с момента их возникновения.

Вспомнить того же капитана Копейкина из «Мертвых душ». «Решать проблему пенсий - это как идти по канату, держа на плечах двух дерущихся детей» — сказал когда-то уважаемый государственный финансист.

С одной стороны пенсионеры — это самая активная часть избирателей, с другой стороны дефицит пенсионного фонда из-за демографической ямы, эха войны и кризиса на столько серьезен, что просто махнуть рукой - «забирайте, государство не обеднеет» невозможно: цена приближается к триллиону рублей.

«СП»: — Но ведь в России за столько лет реформирования так и не выработана удовлетворяющая и граждан, и государства система пенсионного обеспечения. Почему?

— В 90-е прогрессивной идеей считалось, что пора отойти от системы, когда пенсия платится всем без сильной зависимости от того сколько человек зарабатывал. Кто как зарабатывал, тот так и будет получать. Звучали мысли отказаться от всеобщего пенсионного обеспечения и оставить пенсии только госслужащим. Но вовремя вспомнили кто регулярно ходит на выборы, да и инфляция была такая, что никакие накопительные программы не могли заинтересовать граждан.

Со стабилизацией денежной системы улеглась и инфляция. Тут можно спорить, но шторм начала девяностых когда инфляция измерялась сотнями процентов никак не сравним с текущей ситуацией. И возникла мысль — пора. Даже рекламу запускали — софинансирование накопительной части. Мол, вкладывайте дополнительно, государство удвоит ваш вклад.

Но население старело, плюс эхо войны и дефицит пенсионного фонда заставил лихорадочно искать выход. И он таки был найден — 6% от заработной платы, которые должны идти в страховую часть пенсии с 2014 направлялись, что называется в общий котел. Правительство за 5 лет должно было решить проблему. Ситуация такова, что отправленной весной финансовой части правительства, которая провалила эту задачу впору задавать вопрос — «Вы это все уже 6 лет наблюдали? Вы почему раньше вопрос не решали?».

«СП»: — Сначала очередная заморозка накопительной части пенсии, теперь слухи о «пенсионной гильотине», пусть и преувеличенные. Чего реально ждать рядовому россиянину — пенсионеру или тому, кто уже подумывает о будущей пенсии?

— Решение Госдумы продолжить замораживание накопительной части пенсии однозначно подрывает доверие к накопительной части. Но будем реалистами, а было ли оно? Данные опросов показывают, что вера в накопительную часть и была не великой и растворилась довольно быстро.

Тут важнее смотреть, как именно будет решаться вопрос с дефицитом Пенсионного фонда РФ и с пенсионной системой в целом.

Радикальные перемены назрели, и перезрели. Решение пенсионной проблемы будет ярким маркером, чтобы смотреть на то, как и какие действия в финансах и госуправлении будут приниматься в ближайшие время, стиль власти.

«СП»: — Правительство само себя загнало в тупик, когда вынуждено выбирать из двух зол: довести Пенсионный фонд до дефолта или пенсионеров — до смуты?

— Да уж, принятое решение нельзя назвать виртуозным или подготовленным. Это скорее выбор меньшего из двух зол перед лицом неизбежности. Но определенный оптимизм внушает то, что в погоне за популизмом не врубили печатный станок и финансовый блок хоть и очень неуклюже, но держать баланс. Не просто идти по канату, когда у тебя на плечах двое дерущихся детей. Но раз уж пошел — надо что-то предпринимать. Может перестать нервно дергаться, а попытаться успокоить детей?

МОСКВА, 9 июля. /ТАСС/. Российская партия пенсионеров за справедливость (РППС) приняла в субботу на съезде предвыборную программу под названием "Путь дела. Программа, написанная народом", ориентированную на защиту прав и интересов населения страны.

"В основу своей политической платформы мы ставим проведение разумной социальной политики в стране, консервативной социальной политики в условиях перемен, чтобы социально незащищенные слои населения - пенсионеры, многодетные семьи, инвалиды, малоимущие граждане - не страдали", - заявил на съезде лидер РППС Евгений Артюх. Он подчеркнул, что его партия "является форпостом для сохранения конституционного тезиса о том, что РФ - социальное государство".

В сфере ЖКХ

В сфере ЖКХ партия предлагает поэтапный переход к экономически обоснованным тарифам и снижение для социально незащищенных групп граждан предельного уровня платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги с 22% до 10% от их доходов.

Кроме этого, партия выступает за избавление населения от "ипотечного рабства" путем увеличения объемов строительства многоквартирных домов, в которых цена договора найма будет доступна пенсионерам и социально незащищенным группам населения.

РППС также считает необходимым введение для этих категорий людей нулевых пеней в течение полугода за несвоевременную оплату ЖКХ.

Паспорт здоровья

Партия предлагает в своей предвыборной программе введение "паспорта здоровья пенсионера", который бы обеспечивал ежегодную медицинскую помощь в размере 50 тыс. рублей, включая платную стоматологию и другие виды платных услуг.

Кроме этого, РППС считает необходимым увеличение объема денежных средств на закупку лекарственных препаратов по расширенному перечню бесплатных лекарств, предоставляемых льготникам, а также адресные субсидии на операции, не входящие в общероссийский перечень льготных медицинских услуг.

Дать пенсионеру возможность зарабатывать

В предвыборной программе партия призывает "не мешать пенсионеру законно зарабатывать".

В связи с этим они планируют совершенствовать законодательство и хотят "создать условия по беспрепятственной реализации произведенной сельхозпродукции, полностью декриминализировать рынки и иные места реализации сельскохозяйственной продукции".

В программе также предлагается обязательное снижение ставки земельного налога на 95% для пенсионеров, являющихся собственниками земельных участков и использующих их для производства сельхозпродукции.

"Пенсионеры - созидатели экономического благополучия страны", - утверждается в документе.

О пенсиях

Как отмечается в предвыборной программе, общественность должна быть максимально вовлечена в обсуждение пенсионной реформы, начало которой запланировано на 2016 год.

РППС выступает также за развитие "продуманной и понятной для каждого гражданина системы пенсионных накоплений - добровольных, обязательных или через софинансирование". Отдельно в программе сказано, что партия выступает против резкого изменения возраста выхода на пенсию для граждан России. "Пенсия - не милость государства, а средства, заработанные честным трудом!" - подчеркивается в предвыборном документе партии.

Оценка Артюха

Как заявил лидер РППС, шансы партии на выборах "очень высокие". Он уверен, что этому "благоволит социально- экономическая обстановка в стране". "В России более 50 млн пенсионеров, и партия должна быть представлена в Госдуме 7-го созыва для выражения интересов этих людей", - подчеркнул Артюх.

Выборы в Госдуму пройдут 18 сентября по смешанной системе: 225 депутатов будут избираться по партийным спискам, 225 - по одномандатным округам. 17 июня президент РФ Владимир Путин подписал указ о назначении выборов, в тот же день документ был опубликован. С этого момента в России официально началась избирательная кампания. Выборы заксобраний пройдут в 39 регионах страны, в семи субъектах состоятся прямые выборы высших должностных лиц.

Общие положения

Мир стареет, растет продолжительность жизни, пожилых людей становится больше. Это глобальное явление касается и нашей страны. Во многих городах и поселках России пенсионеры составляют треть жителей. К 2040 году лица пожилого возраста будут составлять 40 процентов населения страны.

Огромные потрясения в нашей стране в начале 90-х годов XX века стали для многих личной трагедией. Россия потеряла свое былое могущество и величие, а уровень жизни народа резко ухудшился, в первую очередь, его самых социально незащищенных групп: детей, молодежи, пожилых людей и людей с ограниченными возможностями.

Изменения в институтах и механизмах власти привели к резкому сокращению ответственности государства за решение социальных проблем. Реализованные на практике методы приватизации, сложившаяся в стране система экономических отношений обусловили концентрацию общественного богатства в руках узкого слоя собственников. Расцвели бюрократия, безответственность, коррупция, воровство. Появилось общество с размытыми ориентирами и извращенными морально-нравственными ценностями, слабыми гражданскими институтами. Это не может оставлять равнодушными никого из наших сограждан.

В последнее десятилетие в России стали происходить преобразования, позволяющие надеяться на возрождение великой страны, укрепление государства, реальное становление и развитие гражданского общества. Заметно выросли доходы и пенсии граждан. Растет рождаемость и продолжительность жизни. Стало больше порядка на улицах. Магазины наполнились товарами. Улучшается качество жизни населения. Появилась возможность свободно перемещаться по миру. Проводятся политические преобразования. С ростом материального благополучия возрастают ожидания порядка и справедливости.

Однако налицо и серьезные проблемы. Низкий уровень обслуживания населения и хаос в сфере ЖКХ. Болезненные, малопонятные людям реформы в образовании и здравоохранении. Постоянный рост цен на продукты, услуги ЖКХ и предметы первой необходимости. Коррупция, мошенничество, низкое качество товаров народного потребления и продуктов питания. В обществе культивируется дух насилия, потребительства, праздного времяпровождения и прожигания жизни. Продолжает стремительно увеличиваться разрыв между доходами бедных и богатых. Звучит много обещаний, но мало что меняется к лучшему. Падает доверие к власти.

Наши ценности

семейное благополучие, озабоченность и переживания о будущем детей и внуков;

сохранение морально-нравственных устоев в обществе;

патриотизм, любовь к нашей многострадальной Родине;

сильное государство, суверенитет и независимость;

преемственность поколений, связь времен, уважение к пожилым людям;

уважение национального, религиозного и культурного многообразия российского народа;

здоровый образ жизни и активное долголетие.

Мы народная партия. Основу партии составляют люди с большим жизненным опытом, пенсионеры. Пожилой - значит поживший, умудренный, опытный, носитель социального оптимизма. В пенсионный возраст вступили дети отцов-победителей. Это поколение образованных, активных людей, выросших и реализовавших себя в послевоенное время, жившее в период рассвета великой страны - Советского Союза. Но мы не партия, построенная по геронтологическому признаку.

Мы объединяем в своих рядах всех граждан России, разделяющих наши ценности и согласных с нашей стратегической целью. Людей пожилых, среднего возраста, молодых людей, готовых отстаивать эту нашу общественную позицию через участие в работе государственных федеральных, региональных и муниципальных представительных органов власти и различных общественных институтов новой России.

Мы хотим активно участвовать в создании новой России: сильной, свободной, богатой и счастливой.

Мы считаем, что самым главным критерием развития государства является достойный уровень жизни его граждан и, в первую очередь, детей, молодежи и пожилых людей. В современной, называющей себя цивилизованной стране, не должно быть потерянных поколений. В любом сознательном возрасте наш человек должен чувствовать себя важной частицей того большого общественного социума, на процветание которого работают все государственные институты, и иметь реальные возможности влиять на его дальнейшее развитие.

Мы будем поддерживать начатые в стране и обществе позитивные преобразования, имея в конечном итоге общей стратегической целью создание сильного, социально ориентированного, демократического государства. Именно это мы считаем сегодня важнейшей общенациональной целью. Партия пенсионеров России ставит перед собой главную задачу - повсеместно и ежечасно добиваться реализации этой важнейшей цели.

Мы не хотим повторения хаоса и потрясений 90-х годов.

Мы намерены участвовать в выдвижении своих представителей и сторонников в выборные органы власти всех уровней, влиять на формирование общественного мнения при принятии решений по широкому спектру вопросов, особенно социальной политики, сотрудничая с единомышленниками, ведя открытый диалог со своими оппонентами.

Мы стремимся объединить в своих рядах всех граждан страны, заинтересованных в достижении этих целей и видящих завтрашнюю Россию как современное, сильное демократическое государство с развитым гражданским обществом, в котором основным приоритетом является достойная жизнь граждан нашей страны: всех и каждого.

Задачи партии

Для реализации своих программных целей партия пенсионеров России ставит перед собой следующие задачи:

- совершенствование федеративного устройства России, расширение сферы влияния, полномочий и возможностей региональной и местной уровней власти, создание условий для развития реального местного самоуправления, более справедливое распределение бюджетных доходов между федеральным центром, регионами и муниципальными образованиями;

- продолжение политических преобразований, направленных на развитие институтов демократии, усиление роли и повышение эффективности деятельности общественных организаций, создание действенных механизмов их взаимодействия с властью по принципу: "власть для человека, а не человек для власти";

- развитие рыночной экономики, ориентированной на сильную социальную политику; эффективное государственное регулирование, устранение административных барьеров на пути развития малого и среднего бизнеса, создание условий для предпринимательской деятельности и вывода секторов экономики из теневой сферы;

- искоренение бедности и нищеты, создание адресной и эффективной системы социальной поддержки малоимущих, одиноких престарелых пенсионеров, создание небольших домов ветеранов и мобильной социальной помощи на селе, развитие системы опекунства, поддержка молодежных волонтерских движений помощи пожилым людям;

- существенное сокращение разрыва между бедными и богатыми, введение прогрессивной шкалы подоходного налога, "богатые должны платить больше";

- введение статуса "Дети войны" для граждан страны, родившихся в период с 1928 по 1945 годы;

- повышение качества жизни российской семьи - обеспечение доступным и качественным образованием, медицинским обслуживанием, жильем, достойной заработной платой для родителей, пропаганда традиционных семейных ценностей, борьба с ростом бездуховности, алкоголизмом, наркоманией, родительской безответственностью;

- улучшение системы пенсионного обеспечения граждан, обеспечение ее сбалансированности, более полного учета стажа работы и уровня заработной платы, повышение эффективности использования накопительной части пенсии, формирование в обществе культуры создания пенсионных накоплений через систему негосударственных пенсионных фондов и личных сбережений, предоставление гражданам права и свободы самостоятельного выбора возраста выхода на пенсию;

- внесение корректив в реформу системы здравоохранения, создание условий для обеспечения качественной медицинской помощью и лекарствами всех нуждающихся, в первую очередь инвалидов и лиц пожилого возраста, создание региональных геронтологических центров;

- препятствовать пропаганде в средствах массовой информации и Интернете культа насилия, жестокости, сексуальной распущенности, стяжательству, вседозволенности, существенно ограничить распространение эротических изданий и передач;

- наведение порядка в сфере ЖКХ: прекратить необоснованный рост тарифов, сделать систему платежей справедливой, прозрачной и понятной для всех групп населения;

- оказание государственной поддержки созданию и функционированию университетов пожилого человека на базе школ и вузов, организация компьютерного "всеобуча" для лиц пожилого возраста;

- принятие государственной программы поддержки трудоустройства, переподготовки и занятости людей предпенсионного и пенсионного возрастов, мотивации работодателей по приему их на работу, введение в практику проведения "ярмарок вакансий для пенсионеров" на региональном и городском уровнях;

- формирование в обществе культуры здорового образа жизни и активного долголетия, содействие созданию центров досуга, клубов по интересам, кружков творчества, спортивных секций для людей, проведение творческих фестивалей, смотров, спартакиад, олимпиад для людей старшего поколения.

Мы отдаем себе отчет в том, что в настоящей программе отражены далеко не все проблемы, волнующие наших сограждан, что многое из изложенного надо еще осмысливать, уточнять и дополнять. Этому должны служить дискуссии внутри партии, постоянный диалог с единомышленниками и оппонентами, изучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта решения социальных проблем политическими средствами.


В правительстве пообещали найти и выделить до конца текущего года почти 100 млрд рублей на выплаты российским старикам. По словам чиновников, деньги пойдут на уравнивание пенсий и прожиточного минимума пенсионеров. И это, оказывается, не единственный «подарок» от кабмина – как сообщается, в начале следующего года выплаты по старости могут быть проиндексированы даже выше, чем по уровню инфляции. То, что официальная инфляция, по прогнозам властей, не должна даже превысить 4% – совершенно другой вопрос.

Помогут ли такие шаги справиться со снижением реальных пенсий, которые падают начиная с 2014 года, остается загадкой. Но уже сейчас понятно, что указанные шаги нацелены на электорат – повышение пенсий произойдет в аккурат перед президентскими выборами, назначенными на весну 2018 года. Щедрыми, правда, предвыборные подарки властей тоже не назовешь, ведь если учитывать размер средней пенсии, среднестатистическая прибавка окажется в пределах 600 рублей. Хватит этого лишь на недорогие продукты российского производства, главными потребителями которых как раз и являются пенсионеры.

Предвыборные подарки

Перед весенними президентскими выборами чиновники решили «задобрить» представителей главного электорального кластера, пообещав пенсионерам очередную прибавку к их весьма скромным пенсиям. Первое, что пообещал руководитель ПФР Антон Дроздов – это выделение из госбюджета почти 100 млрд рублей и распределение их между малоимущими пенсионерами 69 субъектов федерации. Как сообщается, на эти деньги в Фонде планируют поднять пенсии малоимущих пенсионеров до установленного рубежа бедности – прожиточного минимума для стариков. Напомним, сегодня он составляет 8,5 тыс. рублей. На доплаты могут рассчитывать около 4 млн стариков чья пенсия, собственно, ниже этого предела. Чиновник отметил, что объем выделяемых на эти цели средств из года в год снижается, что есть прямым доказательством повышения благосостояния пенсионеров.


Вторым подарком, касающимся уже всех пенсионеров, должно стать инициируемое Фондом повышение пенсий на 4,5%. Такие шаги принимаются в рамках стратегии реального роста пенсий, которого старики не видели последние 3 года. Вполне логично, что для реального роста повышение должно превышать инфляционные показатели. И 4,5-процентное повышение как раз таким критериям соответствует, ведь прогнозируемая инфляция должна составить около 3,5-3,7%. Средства на такое повышение будут взяты в первую очередь из нефтегазовых доходов, которые, как известно, превзошли прогнозируемые показатели и принесли в казну «лишние» деньги. Их, как и положено в демократическом государстве, власть решила пустить на социальные обязательства.

Правда, прибавку едва ли можно назвать существенной. Если исходить из средней пенсии по стране в 13,7 тыс. рублей, прибавка должна составить около 616 рублей. Чем ниже пенсия, естественно, тем ниже прибавка. Другой вопрос – будет ли реально ощутима для стариков разница между показателями роста цен и прибавкой? Ведь именно эта разница и будет являться реальным ростом пенсий. Так, если прогнозы Минэка сбудутся, то инфляция составит 3,7%, и тогда реальные пенсии вырастут на 0,8 п.п. Может ли такой рост покрыть продуктовую инфляцию, которая за последние 3 года превысила 30%?! Вопрос риторический.

Впрочем, в Совфеде не видят нечего сенсационного в решениях ПФР и правительства. Как утверждает глава комитета по соцполитике Валерий Рязанский, в таких инициативах нет ничего нового: и повышение пенсий до прожиточного минимума, и индексация – не более чем требования закона, которые обязательны к выполнению. Так что по сути, это тот минимум, который власти обязаны сделать для пенсионеров. И вкладывать в это электоральный смысл отнюдь не обязательно.

Положительные решения

Впрочем, найти позитив в этом всем не так и трудно. Известно, что пенсионеры – это главный предвыборный электорат, независимо от статуса и масштабов выборов. Для них это целое событие и прибавка к пенсии в этот момент станет приятным бонусом за электоральную активность. Естественно, это сыграет на руку властям, которые наверняка получат политические дивиденды. Политические предпочтения стариков понятны и так – нынешнего президента среди них, по данным социологии, поддерживают 76% пенсионеров. А небольшая прибавка может посодействовать активности тех, кто в этот раз решил отказаться от голосования и заставит их прийти на участок. Плюс, некоторые даже нашли преимущества для экономики.

Например, руководитель «Центра развития» Валерий Миронов, которого цитирует «Газета.ru», называет пенсионеров главными потребителями недорогой российской продукции ­­– одежды, продуктов питания, обуви и т.д. Прибавка наверняка повысит покупательную способность стариков, а это значит, что отечественный производитель получит больше выручки. В условиях импортозамещения, по мнению эксперта, это единственно верная политика. Напомним, что это будут уже не первые предвыборные бонусы ­– в январе пенсионеры уже получили по 5 тыс. рублей единовременных выплат, которые были обещаны им еще осенью, перед парламентскими выборами, в качестве компенсации за отсутствие индексации. Обещание, как мы знаем, сработало.


Мало того что в парламент прошли те, кто и должен был пройти, так еще и статистика поправилась. По данным мониторинга ВШЭ, выплаты единовременной помощи одномоментно подняли размер реальных пенсионных выплат на более чем 39%! Но даже пресловутые 5 тыс. рублей не спасли пенсии от падения – с учетом их, снижение за последние 3 года составило почти 7%. Все это, по мнению экономистов, оставляет стариков в числе тех демографических групп населения, которые больше других подвержены риску оказаться за гранью нищеты.

Отметим, что работающие пенсионеры также получили с начала августа прибавку к пенсии, которая рассчитывалась индивидуально для каждого пенсионера, исходя из сделанных за него отчислений в ПФР. Однако эта прибавка, как известно, была ограничена 3-мя пенсионными баллами или 222 рублями в реальном выражении.

Россия – не для стариков

Между тем экономические аналитики уверены, что российская пенсионная система остро нуждается в стабилизации. Но на нее совсем неспособны точечные шаги властей – изменений требует вся солидарная система выплат. И если они и помогут дотянуть пенсии до уровня прожиточного минимума, сложно сказать, как сильно это повысит уровень жизни самих пенсионеров. Очевидно, эти показатели останутся в пределах статистической погрешности. Если же не предпринять вообще никаких радикальных шагов, как уверяют эксперты, пенсионную систему ждет коллапс – уже совсем скоро количество пенсионеров сравняется с количеством экономически активных граждан. И тогда стариков уже будет попросту нечем и некому кормить.


Следствия сокращения доли работающих уже наблюдаются сегодня – в России наблюдается снижение коэффициента замещения доходов при окончании трудовой деятельности. Как мы помним, Международная организация труда нижним пределом коэффициента замещения считает 40% – не ниже этого объема от зарплаты должна составлять пенсия. Что в РФ? Еще в 2016 году мы практически приблизились к среднестатистическому минимуму – тогда коэффициент составил почти 38%… чтоб к 2017 упасть до 32%. С учетом ожидаемого роста армии стариков (в ближайшие 5-7 лет число пенсионеров вырастет на 5 млн человек) этот показатель будет падать и дальше в конечном итоге опустившись даже ниже 25%.

Поэтому пенсионная система как никогда требует реформирования. На кону стоит финансовое благополучие четверти населения всей страны, и если не сосредоточиться на этом, Россию могут ожидать новые потрясения. Хотя, как мы уже заметили, терпение российских стариков сродни героизму. А купить их благосклонность, как оказывается, не так уж и дорого.

Читайте также: