При ликвидации ооо задолженность перед пфр

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

При ликвидации организации сведения о застрахованных лицах по формам СЗВ-СТАЖ и СЗВ-М за последний отчетный период необходимо представить в территориальный орган ПФР в течение одного месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, но не позднее дня, когда в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (регистрирующий орган), будут представлены документы, необходимые для государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.

Сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ и расчет по форме 6-НДФЛ за последний налоговый период должны быть представлены в налоговый орган до даты, когда в Единый государственный реестр юридических лиц будет внесена запись о прекращении юридического лица.

Обоснование вывода:

Согласно п. 3.5 ст. 55 НК РФ в целях исполнения обязанностей налогового агента по НДФЛ и в целях определения расчетного периода по страховым взносам даты начала и завершения налогового (расчетного) периода определяются с учетом положений, установленных этим пунктом.

При прекращении организации путем ликвидации или реорганизации последним налоговым (расчетным) периодом для такой организации является период времени с начала календарного года до дня государственной регистрации прекращения организации в результате ликвидации или реорганизации. Эта норма действует с 19.08.2017, внесена Федеральным законом от 18.07.2017 N 173-ФЗ (смотрите также письма Минфина России от 08.02.2018 N 03-15-06/7435, УФНС России по г. Москве от 10.01.2018 N 13-11/001299@).

1. Представление сведений о страховых взносах и страховом стаже

Согласно п. 2 ст. 8, п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), постановлению Правления ПФР от 11.01.2017 N 3п страхователь обязан ежегодно представлять в орган ПФР по месту регистрации сведения о каждом работающем у него застрахованном лице по форме "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)". Сведения представляются не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены Законом N 27-ФЗ.

В силу п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, постановления Правления ПФР от 01.02.2016 N 83п страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет в орган ПФР сведения о каждом работающем у него застрахованном лице по форме СЗВ-М.

Пунктом 3 ст. 11 Закона N 27-ФЗ установлено, что при ликвидации страхователя - юридического лица он представляет сведения, предусмотренные п.п. 2-2.3 той же статьи, в течение одного месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, но не позднее дня представления в регистрирующий орган документов для государственной регистрации при ликвидации юридического лица*(1).

Также обратим внимание на правило пп. "г" п. 1 ст. 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), в соответствии с которым при государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган, помимо прочих документов, представляется документ, подтверждающий представление в территориальный орган ПФР сведений в соответствии с п.п. 1-8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если такой документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется территориальным органом ПФР по межведомственному запросу в установленном порядке. Смотрите также "Вопрос: Необходимо ли обязательное представление в регистрирующий орган документа, подтверждающего представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии законодательством о персонифицированном учете и взносах на накопительную часть трудовой пенсии в отношении юридических лиц, прекращающих деятельность в результате реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения) или ликвидации? (официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", ноябрь 2014 г.)".

Таким образом, ликвидируемая организация обязана представить в орган ПФР сведения о застрахованных лицах по формам СЗВ-СТАЖ и СЗВ-М в течение одного месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, но не позднее дня, когда в регистрирующий орган представлено заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (форма N Р16001, утвержденная приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@) и иные документы, предусмотренные п. 1 ст. 21 Закона N 129-ФЗ.

Полагаем, что в этом случае в форме СЗВ-СТАЖ в качестве отчетного периода указывается календарный год, на который приходится дата представления этой формы. Соответственно, в форме СЗВ-М в качестве отчетного периода календарного года необходимо указать месяц, в котором эта форма представлена в территориальный орган ПФР.

2. Представление сведений налоговым агентом

Согласно п. 2 ст. 230 НК РФ, приказу ФНС России от 30.10.2015 N ММВ-7-11/485@, приказу ФНС России от 14.10.2015 N ММВ-7-11/450@ налоговые агенты обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета справку о доходах физического лица (форма 2-НДФЛ), а также расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ) за год, не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (то есть календарным годом - ст. 217 НК РФ).

Особенности представления этих документов в связи с ликвидацией организации, являющейся налоговым агентом, НК РФ не предусматривает.

Разъясняя вопрос о сроках представления этих форм при ликвидации налогового агента, контролирующие органы приходят к выводу о том, что ликвидируемая организация обязана представить сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ, расчет по форме 6-НДФЛ за период времени от начала года до дня завершения ликвидации этой организации. Этот вывод основывается на том, что в силу п. 3 ст. 55 НК РФ при прекращении организации путем ликвидации последним налоговым периодом для такой является период времени с 1 января календарного года, в котором прекращена организация, до дня государственной регистрации прекращения организации в результате ликвидации (смотрите, например, письмо ФНС России от 26.10.2011 N ЕД-4-3/17827@, "Вопрос: Наша организация ликвидируется в форме присоединения к другой организации. Нужно ли представлять сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ? (официальный сайт УФНС РФ по Воронежской области, раздел "Помощь налогоплательщику", август 2012 г.)").

Как уже сказано выше, в настоящее время налоговый период (порядок определения даты его начала и окончания) для целей исполнения обязанностей налогового агента по НДФЛ установлен в п. 3.5 ст. 55 НК РФ. Со ссылкой на эту норму в письме УФНС России по г. Москве от 10.01.2018 N 13-11/001299@ "О представлении расчета по форме 6-НДФЛ в случае реорганизации" сказано, что до завершения ликвидации (реорганизации) организация представляет в налоговый орган по месту своего учета расчет по форме 6-НДФЛ за период времени от начала года до дня завершения ликвидации (реорганизации) организации.

Ликвидация юридического лица влечет за собой прекращение его правоспособности (п. 3 ст. 49, п. 9 ст. 63 ГК РФ), а следовательно, прекращение обязанностей налогового агента. Поэтому мы полагаем, что ликвидируемая организация обязана представить в налоговый орган сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ и расчет по форме 6-НДФЛ за год, в котором состоялась ликвидация, в период до предполагаемой даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, с учетом того, что срок такой регистрации составляет не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (ст. 8 Закона N 129-ФЗ). Поскольку конкретная дата прекращения юридического лица при его ликвидации может быть определена лишь предположительно, эти формы целесообразно представить не позднее даты представления в регистрирующий орган документов, необходимых для завершения процедуры ликвидации.

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:

- Энциклопедия решений. Налоговая отчетность ликвидируемых организаций;

- Энциклопедия решений. Отчетность ликвидируемых организаций, представляемая в налоговые органы, ФСС и ПФР;

- Энциклопедия решений. Государственная регистрация юридического лица в связи с ликвидацией

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) При ликвидации страхователя - юридического лица (прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя) в случае применения процедуры банкротства сведения представляются до представления в арбитражный суд отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".


  • Как уведомить ПФР о ликвидации ООО
  • Как получить справку из ПФР
  • Какие сведения содержит справка из ПФР

Как уведомить ПФР о ликвидации ООО

До 01.01.2015 организации и предприятия при проведении процедуры ликвидации обязаны были сообщать об этом в ПФР и другие фонды в течение 3 суток со дня принятия указанного решения (п. 3 ст. 28 закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Однако затем законом «О внесении изменений …» от 28.06.2014 № 188-ФЗ указанный пункт из статьи был исключен.

Важно! С 01.01.2017 данный закон отменен, а вопросы исчисления и уплаты страховых взносов регулируются главой 34 Налогового кодекса РФ.

Вывод! Таким образом, уведомлять ПФР о начале процедуры ликвидации ООО на сегодняшний день необязательно, хотя некоторые предприятия все же направляют указанное письмо на добровольной основе.

Составляют уведомление в свободной форме на бланке ООО и включают в него следующие сведения:

  1. Название и адрес территориального управления ПФР.
  2. Наименование документа: «Уведомление».
  3. Текст письма, содержащий информацию:
    • о реквизитах решения, в котором излагается обоснованность и необходимость ликвидации;
    • реквизитах ООО (ИНН, ОГРН, страховом номере).
  4. Список приложений.

Подписывает документ от имени предприятия ликвидатор либо председатель ликвидационной комиссии с проставлением печати (при наличии).

О порядке ликвидации ООО читайте путеводитель по корпоративным процедурам КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.

Как получить справку из ПФР

Важно! Для регистрации ликвидации юрлица нужна не справка об отсутствии задолженности по платежам, а документ, подтверждающий предоставление в ПФР данных о застрахованных лицах. Указанные сведения ликвидируемое ООО должно предоставить в течение 1 месяца со дня утверждения промежуточного баланса (абз. 5 п. 2 ст. 9, п. 3 ст. 11 закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете. » от 01.04.1996 N 27-ФЗ).

Обязанности по получению этого документа по состоянию на 2020 год нет, поскольку указанная информация может быть получена регистрирующим органом в рамках межведомственного взаимодействия с ПФР (постановление Правительства РФ «О порядке представления в регистрирующий орган иными государственными органами сведений в электронной форме…» от 22.12.2011 № 1092).

Однако получение такой справки обезопасит от отказа в регистрации ликвидации ООО.

Вывод! Таким образом, хотя на законодательном уровне в отношении предприятий, находящихся в процессе ликвидации, не установлено прямой обязанности получать справку из ПФР, получить и представить ее можно во избежание возникновения различных спорных ситуаций (определение ВАС по делу № А57-2671/2013).

Получить справку из ПФР можно, обратившись туда лично с необходимым письменным запросом либо воспользовавшись электронным сервисом «Предварительный заказ документов/справок ПФР».

Какие сведения содержит справка из ПФР

Указанная справка является доказательством того, что предприятием все необходимые сведения были представлены. Документ имеет унифицированную форму и содержит в себе следующие данные (письмо ФСС РФ от 08.04.2015 № 02-09-11/06-4987):

  1. Наименование предприятия, в отношении которого справка выдана.
  2. ИНН, КПП, адрес регистрации фирмы.
  3. Число, по состоянию на которое вносятся данные.
  4. Сведения о том, что организация сдала необходимые сведения.

Подписывается указанная справка ответственным должностным лицом и обязательно заверяется печатью.

Важно! Данная форма применяется в части, соответствующей действующему законодательству.

Итак, при ликвидации ООО до 2015 года в обязательном порядке требовалось представление справки из ПФР о том, что указанное предприятие исполнило все обязательства по уплате налогов и сборов. По состоянию на 2020 год необходимости в представлении такого документа нет. Документ, подтверждающий предоставление в ПФР данных о застрахованных лицах налоговая получает в рамках межведомственного взаимодействия.

«Первоочередным» кандидатом на проведение налоговой проверки являются те организации, которые решили ликвидироваться. Поскольку вместе с ликвидируемыми фирмами могут исчезнуть и значительные суммы неуплаченных налогов, налоговая инспекция должна организовать проверку очень оперативно. По регламенту к моменту утверждения промежуточного ликвидационного баланса налогоплательщик уже обязан иметь на руках и копию решения инспекции, и требование об уплате всех налогов и санкций.

На основании статьи 23 НК РФ организация обязана письменно сообщить в налоговую инспекцию о своей ликвидации в течение трех дней с момента принятия соответствующего решения. Данное уведомление необходимо составить по форме, которая утверждена постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 года №439 - Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица.

К документу необходимо приложить копии постановления суда о ликвидации организации или решения учредителей о создании ликвидационной комиссии.

В соответствии с пунктом 1 статьи 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый не представленный документ.

Получив уведомление, налоговая инспекция начинает проверять ликвидируемую организацию.

Налоговая проверка проводится на основании решения руководителя налоговых органов или его заместителя, в котором указывается причина, по которой проводится контрольное мероприятие - ликвидация налогоплательщика.

Статьей 89 НК РФ налоговые инспекторы не вправе проводить две выездные проверки по одним и тем же налогам в течение одного календарного года, однако, это ограничение не распространяется на проверки организаций, прекращающих свою деятельность.

Выездная проверка не может длиться больше двух месяцев, но чаще всего налоговые инспекторы, проверяющие ликвидируемую организацию, в такие сроки не укладываются.

Обратите внимание!

Налоговой проверки при ликвидации организаций можно избежать, для этого необходимо доказать, что в течение последних трех лет оно не занималось предпринимательской деятельностью. Для этого необходимо взять справку из банка, которая подтверждает, что денежные средства не поступали на счета и не перечислялись с них.

На основании актов сверки с налоговыми органами и актов документальной проверки расчетов определяется сумма задолженности организации.

На основании пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги.

В случае неисполнения обязанности по уплате налогов в сроки, которые установлены законодательством о налогах и сборах, согласно статье 75 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить пени на сумму недоимки.

Следовательно, ликвидационная комиссия обязана представлять в налоговый орган декларации по каждому из налогов, подлежащих уплате в бюджет до момента ликвидации организации.

С момента принятия решения о ликвидации организации все расходы производятся за счет собственных средств. Расчеты с новыми кредиторами по обязательствам, возникшим после принятия решения о ликвидации, покрываются вне очереди.

В случае если организация реализовала какие-либо активы, то у нее возникает обязанность по уплате налогов (налог на прибыль, НДС). Если до продажи активов организация не имела задолженности перед бюджетом и уже начала рассчитываться со своими контрагентами, то теперь вновь появляется обязанность по уплате налогов.

Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации

Если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 49 НК РФ установлено, что обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.

В случае если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленных законодательством РФ (пункт 2 статьи 49 НК РФ). При этом очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством РФ (пункт 3 статьи 49 НК РФ).

Таким образом, обязанности по уплате налогов и сборов ликвидируемой организации исполняются ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, а в случае, если указанных средств недостаточно, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленных законодательством РФ.

Очередность удовлетворения требований кредиторов установлена статьей 64 Гражданского кодекса.

Порядок погашения налоговой задолженности ликвидируемой организации установлен пунктом 4 статьи 49 НК РФ. *

*4. Если ликвидируемая организация имеет суммы излишне уплаченных этой организацией налогов или сборов и (или) пеней, штрафов, то указанные суммы подлежат зачету в счет погашения задолженности ликвидируемой организации по налогам, сборам (пеням, штрафам) налоговым органом в порядке, установленном главой 12 настоящего Кодекса, не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика-организации.

Подлежащая зачету сумма излишне уплаченных налогов и сборов (пеней, штрафов) распределяется по бюджетам и (или) внебюджетным фондам пропорционально общим суммам задолженности по налогам и сборам (пеням, штрафам) перед соответствующими бюджетами и (или) внебюджетными фондами.

При отсутствии у ликвидируемой организации задолженности по исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также по уплате пеней и штрафов сумма излишне уплаченных этой организацией налогов и сборов (пеней, штрафов) подлежит возврату этой организации не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика-организации.

Если ликвидируемая организация имеет суммы излишне взысканных налогов или сборов, а также пеней и штрафов, то указанные суммы подлежат возврату налогоплательщику-организации в порядке, установленном главой 12 настоящего Кодекса, не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика-организации.

Из положений абзаца 2 и 3 пункта 4 статьи 49 Налогового кодекса следует, что сумма излишне уплаченного налога распределяется по бюджетам и внебюджетным фондам, пропорционально общим суммам задолженности по другим налогам ликвидируемой организации перед соответствующими бюджетами и внебюджетными фондами. В случае отсутствия у ликвидируемой организации задолженности по исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также по уплате пеней и штрафов сумма излишне уплаченных этой организацией налогов и сборов (пеней, штрафов) подлежит возврату этой организации не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика-организации.

Следовательно, при наличии у ликвидируемой организации недоимки по налогам в бюджеты другого уровня сумма излишне уплаченного в федеральный бюджет налога возврату ликвидируемой организации не подлежит.

Пунктом 5 статьи 78 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.*

*Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.

Сколько ООО может находиться в статусе ликвидации? Кто должен оплачивать долг перед ПФР? Какова ответственность руководителя ликвидационной комиссии?

Ответы юристов


1) Конкретного срока законодательством не предусмотрено.

2) Долги перед ПФР оплачивает само общество, а если денежных средств не хватает, то следует выходить в суд для признания Общества банкротом (см. п. 4 ст. 62 Гражданского кодекса РФ).

3) В силу п. 2 ст. 64.1 Гражданского кодекса РФ, члены ликвидационной комиссии (ликвидатор) по требованию учредителей (участников) ликвидированного юридического лица или по требованию его кредиторов ообязаны возместить убытки, причиненные ими учредителям (участникам) ликвидированного юридического лица или его кредиторам, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 53.1 настоящего Кодекса.

Вопрос № 17179842


В центре реабилитации для несовершеннолетних обязали руководителя быть ответственной за жизнь и здоровье работников старше 65 лет, которые не хотят уходить на вынужденный больничный из-за карантина, правомерно ли это?

Ответы юристов


Анастасия! Это просто деликтные обязательства (создание условий, внимание, контроль за t и за симптомами), т.е. это не в буквальном смысле.

А если просто банально тромб оторвется у бабушки (не приведи Господь), Вас что посадить?

Вопрос № 13580531


Кто отвечает за работу МУП Управляющая Компания в администрации города?

Ответы юристов


непонятно В чём суть вашего вопроса Какая конкретно ответственность этих организаций в этой части вас интересует Вообще надзирает прокуратура района а со всеми вопросами нужно обращаться за исключением коммунальных платежей в администрацию района.


Ответственность за МУП несет администрация города Краснодар в лице главы города Краснодар. Можете обращаться непосредственно к нему.

Вопрос № 17765874


У общественной организации есть задолженность по штрафам в бюджет и отсутствуют средства на уплату. Может ли ответственность быть возложена на руководителя лично?

Ответы юристов


Этот вопрос достаточно подробно рассмотрен, с соответствующими раскладами, например, по этому адресу: https://advokatanet.ru/blog/show/otvetstvennost-rukovoditelya-predpriyatiya-za-dolgi-pered-byudzhetom/

Вопрос № 17767397


Хотела бы уточнить, то речь идет не о налогах. НКО оштрафовали за несдачу отчетов, денег выплатить штраф на балансе нет и взять их неоткуда. Интересует, есть ли риск, что взыскивать будут лично с руководителя.

Ответы юристов


При определенных обстоятельствах могут.

Какой там размер штрафов? Т.е. итоговая сумма?

Вопрос № 17767445


Общая сумма порядка 300 000 руб.

Вопрос № 11528619


Пожалуйста какой статьей и какого кодекса регламентируется ответственность руководителя предприятия за подчиненных в случае причинения подчиненными денежного ущерба третьим лицам.

Ответы юристов


Руководитель вообще не будет нести ответственность, отвечать будет непосредственный причинитель материального ущерба.


В данном случае может быть применима статья 1078 Гражданского кодекса Российской Федерации. Всего хорошего удачи вам.


За вред, причиненный работником отвечает в соответствии со статьей 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации работодатель (не руководитель). В том случае возмещает, если вред причинен работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

статья 1068. Ответственность юридического лица или гражданина за вред, причиненный его работником

1. Юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

Применительно к правилам, предусмотренным настоящей главой, работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ.

2. Хозяйственные товарищества и производственные кооперативы возмещают вред, причиненный их участниками (членами) при осуществлении последними предпринимательской, производственной или иной деятельности товарищества или кооператива.

Прекращение деятельности, последующее закрытие предприятия означает предстоящее увольнение сотрудников, поэтому ликвидация ООО в ПФР контролируется достаточно жестко. Прежде чем подавать пакет документов на фирму в налоговую службу требуется полный расчет по предусмотренным законодательством РФ платежам во внебюджетные фонды, в том числе в Пенсионный фонд по месту регистрации.

Кого требуется уведомить о ликвидации ООО

Первоочередным требованием после принятия решения о необходимости закрытия фирмы является уведомление контролирующих органов о предстоящем мероприятии. Порядок предписывает срок в 3 дня, в течение которого руководство предприятия обязано подать информацию в следующие инстанции:

Федеральная налоговая служба (ФНС);

Пенсионный фонд России (ПФР);

Федеральная служба страхования (ФСС);

Иные лица, участвующие в деятельности компании (например, профсоюз).

Обращаться необходимо по месту регистрации юридического лица. Форма уведомления для налоговой P15001. Она утверждена приказом ФНС №ММВ-7-6/25 от 25.01.12. В ПФР допускается подача заявления в свободной форме, но только при наличии в нем пунктов: кодов ОКАТО, ИНН, КПП. Это нужно для точной идентификации предприятия.

Какой формы заявление о закрытии фирмы подается

В зависимости от количества участников ООО, подлежащего закрытию, одного заявления может оказаться недостаточным. Если в организации несколько учредителей, то придется созывать собрание и составлять протокол с фиксацией в нем общего решения. Вместе с этим подписывается протокол о назначении и составе ликвидационной комиссии. Причем вся документация в обязательном порядке заверяется нотариальным образом, чтобы этим подтвердить достоверность подписей.

Тот же порядок соблюдается при подготовке к ликвидации АО: проводится собрание, где принимается решение, ведется протокол, назначаются ликвидаторы. При единственном участнике его заявление должно содержать информацию о лице и группе лиц, которые в дальнейшем будут заниматься вопросами составления ликвидационного баланса, работой по задолженностям.

В любом случае формируется целый пакет документов, передаваемых в контролирующие органы на рассмотрение, подготовку выездных проверок. Заблаговременный характер его передачи в ФНС, ПФР и ФСС предусмотрен для обеспечения полноценного контроля над процедурой ликвидации. Благодаря этому минимизируется вероятность нарушения прав сотрудников и государственных органов.

Какую отчетность сдают в ПФР

Сдача отчетов во внебюджетные фонды сильно зависит от особенностей деятельности предприятия, в основном от наличия в его штате наемных сотрудников. Проще всего если на момент ликвидации организация деятельность не вела, работников не имела, только на практике такое встречается относительно редко.

В обычной ситуации, когда закрывается предприятие с привлечением наемного труда, все документы по закрытию подаются только после увольнения сотрудников, начисления им заработной платы, выходных пособий, иных компенсаций и уплаты налогов. После этого формируются следующие документы:

Заявление по форме P16001;

При закрытии юридического лица по окончании отчетного года требуется расчет РСВ-1;

При ликвидации организации до завершения отчетного периода необходимо подать заявление до последнего дня.

На титульном листе отчета обязательна надпись: «Прекращение деятельности». В течение 15 дней с момента, как подана отчетность в ПФР, требуется перечислить взносы. Более подробно процедура изложена в ч. 15 ст. 15 ФЗ-212 от 29.07.2009.

Понятие последней бухгалтерской отчетности ООО

После принятия решения о ликвидации ООО или иной организации бухгалтерии придется применять особые нормы формирования и подачи отчетности. Они предусмотрены ст. 17 ФЗ-402 «О бухгалтерском учете».

Основным моментом здесь является разделение всей отчетности на две части:

С 1 января текущего года до момента составления ликвидационного баланса;

С даты утверждения баланса до внесения записи в ЕГРЮЛ о ликвидации фирмы.

Второй период принято называть «последней бухгалтерской отчетностью» (согласно п. 4 ст. 17 ФЗ-402). Несмотря на наличие в нормативной документации описания порядка ее составления, таковая обязанность не предусмотрена, что позволяет относиться к процессу как к «акту доброй воли».

Если внимательно разобраться, то даже сформированную отчетность «последнего» этапа просто некуда подавать. Ведь занимается подготовкой предприятия к закрытию комиссия, не являющаяся по закону экономическим субъектом, поэтому требование предъявлять не к кому.

Процедура расчета с ПФР

После получения Пенсионным фондом всех причитающихся взносов выдается справка об отсутствии задолженности, что позволяет продолжить закрытие предприятия. Документ является основой для отсутствия претензий, которые могут возникнуть впоследствии.

Целью подачи уведомления о ликвидации фирмы, помимо налоговой службы, еще и в ПФР является снятие с учета организации, в качестве работодателя, обязанного платить взносы за каждого наемного работника. Все, что нужно от предприятия при ликвидации, это обеспечить увольнение в рамках законодательства, выплатить задолженности по зарплате и начислить необходимые налоги со взносами во внебюджетные фонды.

Со стороны Пенсионного фонда может быть проведена проверка в отношении юр. лица, позволяющая оценить правильность расчета взносов и своевременность их перечисления. Чаще всего это происходит из-за регулярных задержек в перечислении задолженности. На практике таким предприятиям лучше сразу обратиться за помощью к квалифицированным специалистам, профессионально работающим в сфере ликвидации компаний. Это снизит неизбежные издержки.

Можно ли закрыть ООО с долгами

Юристам часто задают вопросы о том, как закрыть предприятие с долгами перед ФНС, ПФР, ФСС, кредиторами. Здесь все зависит от конкретной ситуации, но выход найдется в любой ситуации (при наличии компетентной поддержки).

Наиболее простым путем считается объявление банкротства, только этому могут сильно воспрепятствовать кредиторы. Они имеют право подать исковое заявление в суд, где при наличии веских аргументов могут доказать неправомерность принятия такого решения. Так что перед тем, как уведомить контрагентов о банкротстве, стоит оценить активы на предмет достаточности для погашения долгов в случае реализации всего имеющегося на балансе имущества.

Приоритет погашения задолженностей установлен следующий:

Обязательства, возникшие до момента сообщения о ликвидации;

Расчет наемных сотрудников;

Погашение долгов по начисленным налогами и взносам во внебюджетные фонды;

Иные требования, возникшие после уведомления о банкротстве.

В обычном порядке, как закрывается фирма без долгов, предварительно понадобится составить промежуточный ликвидационный баланс. Его состояние и покажет истинное положение предприятия. Если все предъявленные претензии кредиторов в совокупности с начисленными взносами превышают размер активов, тогда предпочтительно объявлять о банкротстве.

Юридические последствия закрытия предприятия

Независимо от того, какая форма ликвидации компании выбрана, закрытие юридического лица приводит к целому перечню последствий. Причем влияет эта процедура не только на само ликвидируемое предприятие, кредиторов, работников, а еще и на организации, ранее сотрудничавшие с ним.

Для дебиторов начинается достаточно сложная пока, ведь потребуется погасить кредиты не по заранее согласованному графику, а незамедлительно. В результате приходится брать дополнительные займы, иногда это приводит к нарушению деятельностью других фирм, вплоть до их закрытия из-за убыточности.

Кредиторы весьма обоснованно опасаются не получить назад выданные займы или оплату за товар, взятый «под реализацию». При манипулировании с реквизитами организации на практике должник может скрыться благодаря смене региона регистрации, наименования предприятия, смене иных реквизитов.

Что делать после снятия с учета в ФНС

Получение выписки из ЕГЮЛ, содержащей запись о ликвидации юридического лица, не ставит точку в обязательства бывших учредителей/владельцев фирмы. Понадобится провести еще как минимум несколько мероприятий:

Закрытие банковского счета. Причем после этого в течение 7 дней владелец обязан уведомить об этом ФНС и фонды.

В Архивный фонд РФ передаются личные дела наемного персонала, а если ранее был заключен договор, то и вся остальная документация, подлежащая хранению.

Передаваемые в архив документы надо специальным образом подготовить (отсортировать и подшить с обязательной нумерацией и внутренней описью). Срок хранения некоторых документов может составлять до 75 лет. Хотя основная масса имеет ограниченный срок в 10 лет, но и его следует обеспечить. Еще потребуется уничтожить печать организации (все экземпляры). Только так можно гарантировать исключение фактов их использования в неблаговидных целях.

Когда задолженность компании становится слишком велика и ее собственникам не видится путей для выхода из кризиса, они вправе закрыть ООО и ликвидировать бизнес. Но позаботиться о ликвидации могут и уполномоченные инстанции, запустив процесс принудительной ликвидации или банкротства юрлица.

  • Можно ли ликвидировать ООО с долгами
  • Кто имеет право стать инициатором
  • Способы ликвидации
    • Добровольная
    • Ликвидация в порядке банкротства
    • Принудительная
    • Альтернативная

Можно ли ликвидировать ООО с долгами

Причинами образования долгов в ООО могут быть хозяйственные и административные проблемы, межличностные конфликты, возникновение форс-мажоров.

Нередко, когда компания утрачивает ресурсы для того, чтобы справиться с погашением задолженности перед кредиторами, она принимает решение о своей ликвидации. И может сделать это на вполне законных основаниях.

Задолженность у ООО может накопиться перед следующими субъектами:

  1. Физическими лицами, которым был причинен имущественный вред, вред жизни и здоровью в результате деятельности компании.
  2. Сотрудниками компании в части невыплаченных сумм за неиспользованный отпуск, в виде заработной платы или выходных пособий.
  3. Задолженность перед бюджетом по налогам или перед внебюджетными фондами (ПФР или ФСС).
  4. Задолженности перед банками-кредиторами.
  5. Долги перед прочими организациями и партнерами.
  6. Задолженность перед учредителями общества (если в перечне долгов компании есть только долги перед собственниками, то их целесообразно списать).

Независимо от причины образования задолженности ООО может быть ликвидировано.

Кто имеет право стать инициатором

Инициаторами ликвидации компании могут стать:

  1. Ее учредители или единственный собственник.
  2. Кредиторы компании в лице граждан, финансовых учреждений и компаний.
  3. Уполномоченные органы в лице ФНС или прокуратуры.

Если у собственников бизнеса есть множество вариантов для прекращения деятельности, то у кредиторов должника и уполномоченных органов ограничен перечень таких способов. Они могут только инициировать процедуру банкротства должника или добиться его принудительной ликвидации в судебном порядке.

Способы ликвидации

Для ликвидации ООО с долгами можно воспользоваться одним из следующих вариантов:

  1. Пройти процесс добровольной ликвидации.
  2. Ликвидироваться в порядке банкротства по своей инициативе.
  3. Дождаться принудительной ликвидации по решению суда или через банкротство.
  4. Использовать альтернативную ликвидацию (реорганизацию и другие способы).

Далее эти способы будут рассмотрены более подробно.

Добровольная

Добровольная ликвидация – наиболее предпочтительный вариант для компании. Для того чтобы им воспользоваться, у ООО должно иметься достаточно средств для погашения задолженности и должны отсутствовать признаки финансовой несостоятельности.

Данный процесс достаточно длительный и занимает не менее полугода, но после его завершения собственники компании могут навсегда снять с себя обязательства фирмы.

Баланс передается в ФНС. Процедура добровольной ликвидации ООО предполагает прохождение следующих этапов:

  1. Проводится проверка на предмет наличия и соответствия требованиям всей имеющейся отчетной, бухгалтерской и финансовой документации. На протяжении всей ликвидационной процедуры к лицу будет повышенное внимание со стороны проверяющих инстанций.
  2. Созывается собрание учредителей для отбора членов ликвидационной комиссии. По результатам обязательно готовится протокол.
  3. Заполняются формы заявления на ликвидацию и уведомления о начале ликвидации.
  4. В течение 3 дней протокол собрания учредителей и заявление о ликвидации передается в ФНС по месту налогового учета компании.
  5. Сообщается о ликвидации во внебюджетные фонды: ПФР и ФСС.
  6. Публикуются данные о ликвидации в «Вестнике госрегистрации». Порядок и срок предоставления требований не может быть менее 60 дней.
  7. Каждый кредитор получает уведомление о закрытии ООО, отправленное заказным письмом.
  8. Вероятно, юрлицо будет ожидать выездная проверка от ФНС. В рамках проверки будут анализироваться финансовые потоки и документация за последние 3 года.
  9. После окончания сроков предоставления требований готовится реестр кредиторов для погашения долгов.
  10. Проводится инвентаризация, составляется и утверждается промежуточный баланс.
  11. Ликвидационный баланс вместе с подтверждением оплаты госпошлины передается в Налоговую инспекцию.
  12. Сведения о работе ликвидационной комиссии вносятся в ЕГРЮЛ.
  13. Погашаются требования кредиторов (при необходимости для этого продается имущество должника).
  14. Организуется собрание по результатам процедуры для утверждения заключительного баланса.
  15. Через 5 дней в ЕГРЮЛ вносится отметка о ликвидации компании.

Но эксперты рекомендуют по возможности выплачивать кредиторскую задолженность перед стартом ликвидации. Тогда собственники могут быть уверены, что кредиторы не инициируют в дальнейшем процедуру банкротства.

Ликвидация в порядке банкротства

Банкротство организации – один из вариантов ликвидироваться, предварительно решив проблему с долгами. Производство по делу о признании компании финансово несостоятельной может вестись в упрощенном или стандартном варианте. Последний способ используется при наличии долгов свыше 300 тыс. р. и инициации процесса банкротства со стороны кредиторов или Налоговой инспекции. Он является достаточно затратным финансово и с точки зрения времени на прохождение процедуры.

Упрощенная процедура банкротства предполагает инициацию добровольной ликвидации компании при наличии задолженности свыше 300 тыс. р. или при превышении суммы долга размера активов компании по результатам подготовки промежуточного баланса.

Когда должник объявлен банкротом, он ликвидируется, даже если не вся задолженность была списана.

Полная процедура банкротства невыгодна должнику по нескольким причинам: на нее уйдет больше времени из-за введения этапов наблюдения, финансового оздоровления или внешнего управления. Также конкурсный управляющий, который будет назначен по инициативе кредиторов, может действовать в их пользу, и тогда у должника будут высоки риски привлечения к субсидиарной ответственности.

Принудительная

Этот способ представляет собой самый неблагоприятный вариант развития событий для компании.

Решение о принудительной ликвидации принимается в судебном порядке. Оно может быть принято на основании поступившего в суд заявления от государственной инстанции или одного из учредителей. Чаще всего подобное решение может быть принято в отношении фирм-однодневок, оформленных на фиктивное лицо, или в отношении «отсутствующих должников» (которые своевременно не отчитывались в налоговую инспекцию и не совершали никаких операций).

Доводить до автоматической ликвидации фирмы также нежелательно: учредителей могут заставить заплатить штраф за весь период, пока они не сдавали отчетность. Такая задолженность не списывается при ликвидации и учредителей могут привлечь к ответственности. Также собственников могут дисквалифицировать и тогда они не смогут открывать новый бизнес в течение 3 лет и более.

Альтернативная

Существует несколько способов альтернативной ликвидации. Она может иметь форму реорганизации, продажи бизнеса.

«Продажа» ООО с долгами новому собственнику, который берет на себя все долговые обязательства, выступает одной из форм ликвидации. Такие схемы по номинальной смене руководства компании весьма распространены. Но они не гарантируют отсутствия претензий со стороны контролирующих инстанций к бывшим собственникам.

Таким образом, ООО с долгами допускается официально закрыть. Наиболее предпочтительным вариантом для решения проблемы с задолженностью для руководства компании выступает добровольная ликвидация. Если они понимают, что не смогут погасить долги самостоятельно, то могут воспользоваться процедурой признания финансовой несостоятельности. Также компании с долгами может грозить принудительная ликвидация.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Читайте также: