При закрытие подразделения пфр


  1. Перевод и увольнение персонала
  2. Сообщение в налоговую
  3. Как и куда сдается отчетность
  4. Сверка расчетов до и после

При прекращении существования одного из подразделений (ОП) следует соблюсти ряд процедур: перевести или сократить персонал, сообщить о проведении ликвидации в ФНС, провести сверку расчетов. Один из ключевых моментов – сдача отчетности. Часть сдается обобщенно, другая — по месту расположения ОП, третья — комбинированно.

Существует несколько видов подразделений: представительство, филиал и прочие. Различия заключаются в правах и полномочиях, что отражается на составлении и передаче отчетов.

В зависимости от статуса они завершают работу по-разному. Обычное ОП не наделено собственными правами, не имеет счета, отдельного баланса и т.д., для прекращения его деятельности достаточно приказа руководителя. В ИФНС подается сообщение формы С-09-3-2 любым удобным способом, внесения изменений в ЕГРЮЛ или устав не требуется.

Филиал – территориально обособленное от основной организации подразделение, наделенное теми же или частью прав юридического лица. Часто имеет отдельный расчетный счет, имущество, руководителя, начисляет и выплачивает зарплату. Фактически филиал очень самостоятелен. Для его создания и ликвидации необходимо решение собственников (п. 1 статья 5 Закона об ООО). Данные о нем могут содержаться в уставе и обязательно заносятся в ЕГРЮЛ, поэтому, возможно, придется менять уставные документы и точно вносить изменения в ЕГРЮЛ.

Кстати! Налоговый кодекс не содержит определений филиала или представительства, только общее понятие обособленного подразделения (статья 11 НК). Конкретные определения даны в статье 55 Гражданского кодекса.

Представительство обладает более ограниченными функциями, хотя обладает правом на индивидуальное имущество, счет в банке и т.п., оно только представляет и защищает интересы компании. Например, принимает заявки, претензии клиентов, консультирует и т.д. Его ликвидация, как и филиала, требует решения участников общества и внесения изменений в ЕГРЮЛ и учредительные документы (если фигурировало в них).

НК обязывает регистрировать ОП, когда образованы стационарные рабочие места более чем на один месяц и их расположение отличается от основной организации. Даже здания, находящиеся рядом друг с другом на расстоянии в несколько метров, считаются территориально обособленными.

Что касается налогообложения, существуют следующие ограничения и особенности:

  • Компании, имеющие филиалы или представительства, не вправе применять УСН, при этом ограничение не распространяется на другие виды подразделений.
  • Когда филиал расположен на территории того же города, но подпадает под юрисдикцию другой инспекции, то регистрироваться надо в инспекции по месту нахождения, а вот подавать заявление на постановку на учет в качестве плательщика ЕНВД не нужно, декларацию тоже можно подавать в инспекцию, в которой он стоит на учете. Основание – пункт 2 статьи 346.28 НК РФ.
  • С 2020 года не нужно предоставлять декларации по транспортному и земельному налогам, ИФНС сама рассчитает налог и направит сообщения. Уплачивается налог по месту регистрации земельного участка или транспортного средства.
  • С 2020 года не сдаются авансовые расчеты по налогу на имущество, только декларация за год, причем с некоторыми особенностями (подробнее ниже).

Более подробно тему мы разбирали в другой статье. Юридические и организационные аспекты ликвидации читайте в материале «Закрытие обособленного подразделения».

Перевод и увольнение персонала

До осуществления ликвидации придется определиться, что делать с персоналом: переводить или увольнять. Пока сотрудники числятся, необходимо начислять заработную плату и сдавать отчетность.

    Если ОП находится в одной местности с компанией, то необходимо предложить сотрудникам аналогичные и другие вакансии, имеющиеся в этой местности. Работу в другом населенном пункте предложить нужно, только когда это предусмотрено трудовым, коллективным договором или соглашением. Не нашлось ничего подходящего, работник отказался от предложенных ему вакансий – увольняем по п. 7 части 1 статьи 77 ТК. При этом сотрудник получает выходное пособие в сумме двухнедельного среднего заработка (ст. 178 ТК РФ).

Важно! Проверьте трудовой договор – какое указано место работы. От этого зависит алгоритм увольнения или перевода.

  • ОП, расположенное в другом населенном пункте, проводит процедуру увольнения аналогично ликвидации:
    • предупреждение персонала не менее чем за два месяца до события;
    • при увольнении выплачивается выходное пособие;
    • до трудоустройства (на период, пока работники состоят на учете в центре занятости населения) финансовая поддержка – сохранение среднего заработка (не более чем три месяца и учитывая выходное пособие).
  • Конечно, можно с согласия работников перевести их в другой филиал, уволить по собственному желанию (к примеру, сотруднику предложили должность в другой компании) или соглашению сторон. Трудовой кодекс не запрещает это делать, главное, не оказывать давление и не вводить сотрудников в заблуждение. Когда все формальности соблюдены, деятельность прекращается.

    Сообщение в налоговую

    Процедура извещения инспекции о прекращении деятельности зависит от вида подразделения.

    Филиал или представительство:

      Проверяем, включены ли сведения в устав. Нет – переходим к пункту 2, да – вносим изменения в учредительные документы, заполняем и сдаем форму Р13001 для обновления ЕГРЮЛ, не забываем оплатить пошлину, если документы сдаются не в электронном виде через личный кабинет с ЭЦП.

    Обратите внимание! Когда в отношении налогоплательщика проводится или инициирована выездная налоговая проверка, то до ее окончания ОП не снимается с учета.

  • Заполняем сообщение формы С-09-3-2. Направить его можно через ЛК, почту, ТКС (оператора) или передать лично.
  • После принятия решение о ликвидации (выпуске приказа) подать сообщение и внести корректировки в реестр нужно в течение 3 дней.
  • Когда ликвидируется обычное ОП, достаточно издать приказ и подать сообщение. Срок аналогичный.

    Рекомендуется до завершения процедуры сдать все отчеты. После ликвидации передача станет невозможной, налоговый орган откажет в принятии документов, основываясь на снятии с учета налогоплательщика.

    Как и куда сдается отчетность

    Разберем этот вопрос применительно к виду налога или системе налогообложения, в каждом случае правила отличаются.

    Выше я писала, что рекомендуется сдавать отчеты заранее – до проведения ликвидации. Причина в технической невозможности инспекции принять документы после.

    Это не значит, что если не успели (забыли) сдать отчет, то поезд ушел. В случае с декларацией по ЕНВД необходимо отчитаться в ИФНС «головы», при этом указать ОКТМО закрытого ОП.

    Кстати! Оплатить налоги, пени и другие платежи в бюджет тоже желательно до ликвидации.

    Не забудьте подать в ФНС заявление о снятии с учета плательщика вмененного налога ЕНВД-3. Укажите причину – код 4 «иное». Срок – в течение 5 дней с даты прекращения деятельности.

    Если в одном городе находилось несколько подразделений, они состояли на учете в одной налоговой по выбору, а закрылось одно из них, снимают с учета только эту точку. В заявлении указывается код 4, в приложении — конкретный адрес, остальные продолжают работать и отчитываться как раньше.

    УСН и ЕСХН

    Декларации по единому налогу (УСН) и единому сельхозналогу (ЕСХН) сдаются в общем по всей организации.

    Налог на прибыль

    По НК компания, имеющая обособки, должна предоставлять декларации в целом по организации (включая данные подразделений) и отдельно по месту нахождения ОП (п. 1 статьи 289 НК РФ). При этом налог уплачивается в федеральный и региональный бюджет. Федеральная часть никак не разбивается, а вот региональная платится по каждому ОП. По нескольким подразделениям, расположенным в одном субъекте РФ, назначив одно ответственное, можно рассчитывать налог совместно, аналогично подавать декларации. Для этого в ИФНС направляется уведомление до 31 декабря года, предшествующего отчетному году.

    Если закрывается ответственное ОП, нужно не только уведомить инспекцию о его ликвидации, но и сообщить о выборе нового представителя, через которого будет происходить уплата налога и подача отчетности. При закрытии одного из нескольких подразделений сообщите только об изменении их количества (п. 2 статья 288 НК).

    Обратите внимание! Если компания на ОСНО закрыла последнее представительство (филиал) и не собирается открывать их в дальнейшем, то с 1 января следующего года, при условии подачи заявления до 31 декабря текущего, имеет право применять упрощенную систему налогообложения.

    Отчеты до момента ликвидации подаются по месту регистрации каждого ОП или ответственного (в зависимости от того было ли оно), после – по месту нахождения организации. Особенности заполнения реквизитов титульного и других листов декларации при закрытии смотрите в Порядке заполнения, утвержденном Приказом №ММВ-7-3/475@ от 23.09.2019 года – пункты 2.7, 2.8, 4.5, 10.1, 10.2 и другие.

    Как и при едином налоге на УСН, декларация подается в целом по компании. При этом в счет-фактуре или УПД указываются КПП и адреса подразделений. После прекращения их деятельности проследите за отсутствием ошибок в выставляемых документах.

    Транспортный, земельный, имущественный налоги

    Начиная с периодов 2020 года отменены расчеты по транспортному и земельному налогам. За прошлые периоды отчеты по-прежнему нужно подавать по месту регистрации имущества. Если имущество ликвидированного ОП выбыло позднее (продано, передано в погашение обязательств контрагентам и т.п.), то отчитаться придется организации, с указанием ОКТМО бывшего ОП.

    Если имущество осталось, то продолжаем по нему уплачивать налоги до момента выбытия. Аналогично стоит поступать с расчетами по налогу по имущество. Однако это справедливо только в отношении недвижимости.

    С движимым имуществом немного другая схема: согласно статье 384 НК РФ по ОП, не имеющему отдельного баланса, отчеты сдает головная организация.

    За налоговый период (год) с 2020 года есть возможность предоставлять единую декларацию по имуществу, расположенному в одном субъекте РФ, при условии что оно отвечает нескольким требованиям: база по налогу определяется исходя из среднегодовой стоимости, не установлены нормативы отчислений в местные бюджеты и налогоплательщик заявил о своем намерении до 1 марта отчетного года в налоговый орган субъекта, в котором состоит на учете по объектам недвижимости (п. 1.1 статья 386 НК).

    Расчет по страховым взносам сдается в общем по организации, если его подразделения не выделены на отдельный баланс и не обладают правами по расчету и выплате доходов сотрудникам.

    Важно! Наделение полномочиями на расчет и выплату вознаграждений в пользу физлиц требует подачи сообщения ИФНС о выбранном ОП в течение одного месяца со дня принятия соответствующего решения (пп. 7 п. 3.4 статьи 23 НК РФ).

    При наделении правом такого расчета (обязательно необходим расчетный счет в банке) РСВ сдается по месту нахождения ОП. Последний отчет подается с указанием кода 9 на титульном листе в строке «Лишение полномочий (закрытие) обособленного подразделения». В дальнейшем, если потребуется представить уточненные расчеты, они подаются организацией, но с кодом 9 и КПП недействующего ОП.

    Расчет сдается по месту регистрации подразделения только в случае, когда соблюдены все три условия:

    • Отдельный баланс.
    • Наделение полномочиями по расчету и выплате доходов физическим лицам.
    • Есть открытый расчетный счет в банке.

    Обратите внимание! Чтобы самостоятельно отчитываться, ОП должно встать на учет как страхователь в своем филиале ФСС.

    Действуют те же правила, как для РСВ: после закрытия отчетность подается «головой». Во всех остальных случаях расчет 4-ФСС сдается один за всех.

    2-НДФЛ и 6-НДФЛ

    Независимо от полномочий филиала, представительства или любого другого подразделения, расчет 6-НДФЛ и справки 2-НДФЛ сдаются по каждому отдельно. Точнее, сдавались до 2020 года. Начиная с 1 января 2020-го можно выбрать одно уполномоченное из нескольких ОП, если они находятся в границах одного муниципального образования. Уведомить об этом ИФНС нужно до 1 января того года, с начала которого будет действовать новый порядок.

    Необходимо известить инспекцию о закрытии ответственного подразделения, назначить новое. Если налогоплательщик применяет патент или ЕНВД, то подает справки и расчеты, уплачивает НДФЛ по месту ведения деятельности (п. 7 стать 226 НК).

    После ликвидации отчетность сдается головной организацией, при этом на титульном листе расчета указывается:

    • ОКТМО закрытого ОП.
    • В строчке «Форма реорганизации (ликвидации)» — 0 (по приложению № 4 к порядку заполнения).
    • ИНН/КПП реорганизованной организации — ИНН «головы» и КПП прекратившего работу подразделения.

    СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ

    После того как произошла ликвидация, все сведения предоставляет непосредственно организация.

    Сверка расчетов до и после

    Сверку проводить необязательно, но, учитывая запутанный процесс работы, особенности сдачи отчетов, уплаты налогов и взносов, так гораздо легче разобраться с платежами.

    Почему я рекомендую дублировать сверку и проводить ее до и после ликвидации? «До» всегда идут какие-то движения, ФНС может не успеть занести в программу представленные отчеты, и в сверке будут неполные данные.

    Важно! При перечислении налогов, кроме региональных, по закрытому ОП, нужно оплатить долг в инспекцию «головы», с указанием ОКТМО и КПП недействующего подразделения. С неверными реквизитами средства «зависнут» как невыясненные, придется писать заявление на уточнение.

    Обмен между инспекциями идет из рук вон плохо. Сведения теряются, передача затягивается, данные отправляются с ошибками. Поэтому, получив требование с недоимкой, имея на руках платежные поручения и уверенность в верности платежей, пишите ответ с приложением подтверждающих документов в ИФНС как можно быстрее.

    Если последует повторное требование или в худшем случае блокировка счета – подавайте жалобу начальнику инспекции, при отсутствии реакции – в вышестоящее Управление.

    "Зарплата", 2015, N 6

    • Какие документы нужно представить в фонды.
    • Как заполнить бланки.

    При закрытии обособленного подразделения его надо снять с учета в региональных отделениях ПФР и ФСС РФ.

    Речь идет о подразделениях компании, которые:

    • имеют отдельный баланс и расчетный счет;
    • начисляют выплаты и вознаграждения по трудовым или гражданско-правовым договорам;
    • самостоятельно выполняют обязанности страхователей: платят страховые взносы, подают отчетность во внебюджетные фонды - ПФР и ФСС РФ (ч. 11 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

    Уведомляем Пенсионный фонд

    При снятии с учета в Пенсионном фонде обособленное подразделение автоматически снимается с учета и в Фонде обязательного медицинского страхования (ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ).

    Заявление в ПФР

    Для того чтобы снять с учета обособленное подразделение, подготовьте два документа:

    • заявление о снятии с регистрационного учета;
    • копию приказа (решения) о прекращении деятельности обособленного подразделения.

    Об этом говорится в п. 18 Порядка, утвержденного Постановлением Правления ПФР от 13.10.2008 N 296п (далее - Порядок N 296п).

    Заявление. Форма заявления приведена в Приложении N 5 к Порядку N 296п. В нем нужно указать:

    • полное наименование организации в соответствии с учредительными документами;
    • ОГРН - основной государственный регистрационный номер, присвоенный при государственной регистрации юридического лица;
    • наименование и адрес местонахождения обособленного подразделения.

    Образец заполнения заявления приведен на с. 109.

    Копия приказа. Унифицированной формы приказа (решения) о прекращении деятельности обособленного подразделения нет. Оформляется в произвольной форме (см. образец на с. 107).

    Сроки подачи документов и ответа ПФР

    Срок подачи документов в отделение ПФР не установлен. Рекомендуем сначала завершить расчеты с работниками, начислить и перечислить взносы и "закрыть" текущий месяц.

    Отделение ПФР снимает компанию с учета по месту нахождения обособленного подразделения в течение пяти дней после получения документов (п. 18 Порядка N 296п). Обратите внимание: специалисты отделения ПФР не обязаны уведомлять компанию о снятии ее обособленного подразделения с учета.

    Уведомляем ФСС РФ

    Последовательность действий при снятии с учета в ФСС РФ установлена Административным регламентом, утвержденным Приказом Минтруда России от 25.10.2013 N 576н (далее - Регламент N 576н).

    Заявление в ФСС РФ

    Чтобы снять с учета обособленное подразделение, нужно подать в отделение ФСС РФ по месту его учета следующие документы:

    • заявление о снятии с регистрационного учета;
    • копии документов, на основании которых закрывается обособленное подразделение.

    Такой перечень приведен в п. 23 Порядка, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N 959н (далее - Порядок N 959н).

    Заявление. Форма заявления приведена в Приложении N 3 к Регламенту N 576н.

    В заявлении нужно указать сведения:

    • о головной компании: наименование, адрес;
    • об обособленном подразделении: наименование, адрес;
    • ИНН компании и КПП обособленного подразделения;
    • регистрационный номер.

    Образец заполнения смотрите на с. 110.

    Копии документов. Копии документов должны быть заверены (п. 15 Регламента N 576н).

    Пример. Документы в ПФР и ФСС РФ для снятия с учета обособленного подразделения

    ООО "Аквамарин" имеет обособленное подразделение в Казани. Компания решила закрыть его. Необходимо подготовить заявления в казанские отделения ПФР и ФСС РФ.

    Сведения о головной компании:

    • адрес: 107113, РФ, г. Москва, Песочный переулок, д. 2;
    • ИНН/КПП 7718000277/77180100;
    • ОГРН 1027746031962;
    • генеральный директор Галушкин Роберт Федорович (ИНН 780575577557);
    • телефон (499) 123-45-67.

    Сведения об обособленном подразделении:

    • адрес: 420075, РФ, Республика Татарстан, г. Казань, п. Дербышки, ул. Правды, д. 16;
    • ИНН/КПП 7718000277/166001002;
    • регистрационный номер в ПФР 013-508-121212;
    • регистрационный номер в ФСС 1606610155.

    Решение. Образцы заполнения заявлений показаны на с. 109 - 110.

    Приказ о прекращении деятельности обособленного подразделения

    Заявление в отделение ПФР

    Заявление в отделение ФСС РФ

    к Административному регламенту

    Фонда социального страхования

    по предоставлению государственной

    услуги по регистрации и снятию

    с регистрационного учета

    страхователей - юридических лиц

    по месту нахождения

    и социальной защиты

    от 25 октября 2013 г. N 576н

    При заполнении заявления в ПФР обратите внимание на реквизит "Код категории страхователя".

    Бланк заявления был утвержден в 2008 г. В то время действовала иная классификация страхователей.

    В настоящее время коды категорий страхователей по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию приведены в Приложении N 1 к Порядку заполнения формы РСВ-1 ПФР, утвержденному Постановлением Правления ПФР от 16.01.2014 N 2п.

    По мнению редакции, код страхователя нужно указывать в соответствии с ним. Однако рекомендуем уточнить этот нюанс в своем отделении ПФР.

    Действия отделения ФСС РФ

    Прежде чем снять с учета обособленное подразделение, специалисты регионального отделения Фонда социального страхования РФ могут провести выездную проверку и взыскать задолженность (п. 26 Порядка, утвержденного Постановлением ФСС РФ от 23.03.2004 N 27).

    Примечание. Читайте на сайте электронного журнала "Зарплата" (e.zarp.ru)

    Куда сдавать форму РСВ-1 ПФР и форму 4 - ФСС компании с обособленными подразделениями (2014, N 4).

    Отделение Фонда социального страхования РФ принимает решение о снятии обособленного подразделения с учета в течение 14 дней и сообщает об этом событии в отделение ФСС РФ, где зарегистрирована головная компания (п. п. 23 - 25 Порядка N 959н).

    Заключительная отчетность подразделения по взносам

    При закрытии подразделения нужно представить в фонды по месту его нахождения отчеты по страховым взносам:

    • в отделение ФСС РФ - форму 4 - ФСС;
    • в отделение ПФР - форму РСВ-1 ПФР.

    Отчетный период в данном случае - с 1 января по день представления расчета.

    Страховые взносы, подлежащие доплате на основании расчета, следует перечислить в течение 15 календарных дней со дня его представления (ч. 15 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

    Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

    При ликвидации организации сведения о застрахованных лицах по формам СЗВ-СТАЖ и СЗВ-М за последний отчетный период необходимо представить в территориальный орган ПФР в течение одного месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, но не позднее дня, когда в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (регистрирующий орган), будут представлены документы, необходимые для государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.

    Сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ и расчет по форме 6-НДФЛ за последний налоговый период должны быть представлены в налоговый орган до даты, когда в Единый государственный реестр юридических лиц будет внесена запись о прекращении юридического лица.

    Обоснование вывода:

    Согласно п. 3.5 ст. 55 НК РФ в целях исполнения обязанностей налогового агента по НДФЛ и в целях определения расчетного периода по страховым взносам даты начала и завершения налогового (расчетного) периода определяются с учетом положений, установленных этим пунктом.

    При прекращении организации путем ликвидации или реорганизации последним налоговым (расчетным) периодом для такой организации является период времени с начала календарного года до дня государственной регистрации прекращения организации в результате ликвидации или реорганизации. Эта норма действует с 19.08.2017, внесена Федеральным законом от 18.07.2017 N 173-ФЗ (смотрите также письма Минфина России от 08.02.2018 N 03-15-06/7435, УФНС России по г. Москве от 10.01.2018 N 13-11/001299@).

    1. Представление сведений о страховых взносах и страховом стаже

    Согласно п. 2 ст. 8, п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), постановлению Правления ПФР от 11.01.2017 N 3п страхователь обязан ежегодно представлять в орган ПФР по месту регистрации сведения о каждом работающем у него застрахованном лице по форме "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)". Сведения представляются не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены Законом N 27-ФЗ.

    В силу п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, постановления Правления ПФР от 01.02.2016 N 83п страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет в орган ПФР сведения о каждом работающем у него застрахованном лице по форме СЗВ-М.

    Пунктом 3 ст. 11 Закона N 27-ФЗ установлено, что при ликвидации страхователя - юридического лица он представляет сведения, предусмотренные п.п. 2-2.3 той же статьи, в течение одного месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, но не позднее дня представления в регистрирующий орган документов для государственной регистрации при ликвидации юридического лица*(1).

    Также обратим внимание на правило пп. "г" п. 1 ст. 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), в соответствии с которым при государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган, помимо прочих документов, представляется документ, подтверждающий представление в территориальный орган ПФР сведений в соответствии с п.п. 1-8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если такой документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется территориальным органом ПФР по межведомственному запросу в установленном порядке. Смотрите также "Вопрос: Необходимо ли обязательное представление в регистрирующий орган документа, подтверждающего представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии законодательством о персонифицированном учете и взносах на накопительную часть трудовой пенсии в отношении юридических лиц, прекращающих деятельность в результате реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения) или ликвидации? (официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", ноябрь 2014 г.)".

    Таким образом, ликвидируемая организация обязана представить в орган ПФР сведения о застрахованных лицах по формам СЗВ-СТАЖ и СЗВ-М в течение одного месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, но не позднее дня, когда в регистрирующий орган представлено заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (форма N Р16001, утвержденная приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@) и иные документы, предусмотренные п. 1 ст. 21 Закона N 129-ФЗ.

    Полагаем, что в этом случае в форме СЗВ-СТАЖ в качестве отчетного периода указывается календарный год, на который приходится дата представления этой формы. Соответственно, в форме СЗВ-М в качестве отчетного периода календарного года необходимо указать месяц, в котором эта форма представлена в территориальный орган ПФР.

    2. Представление сведений налоговым агентом

    Согласно п. 2 ст. 230 НК РФ, приказу ФНС России от 30.10.2015 N ММВ-7-11/485@, приказу ФНС России от 14.10.2015 N ММВ-7-11/450@ налоговые агенты обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета справку о доходах физического лица (форма 2-НДФЛ), а также расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ) за год, не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (то есть календарным годом - ст. 217 НК РФ).

    Особенности представления этих документов в связи с ликвидацией организации, являющейся налоговым агентом, НК РФ не предусматривает.

    Разъясняя вопрос о сроках представления этих форм при ликвидации налогового агента, контролирующие органы приходят к выводу о том, что ликвидируемая организация обязана представить сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ, расчет по форме 6-НДФЛ за период времени от начала года до дня завершения ликвидации этой организации. Этот вывод основывается на том, что в силу п. 3 ст. 55 НК РФ при прекращении организации путем ликвидации последним налоговым периодом для такой является период времени с 1 января календарного года, в котором прекращена организация, до дня государственной регистрации прекращения организации в результате ликвидации (смотрите, например, письмо ФНС России от 26.10.2011 N ЕД-4-3/17827@, "Вопрос: Наша организация ликвидируется в форме присоединения к другой организации. Нужно ли представлять сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ? (официальный сайт УФНС РФ по Воронежской области, раздел "Помощь налогоплательщику", август 2012 г.)").

    Как уже сказано выше, в настоящее время налоговый период (порядок определения даты его начала и окончания) для целей исполнения обязанностей налогового агента по НДФЛ установлен в п. 3.5 ст. 55 НК РФ. Со ссылкой на эту норму в письме УФНС России по г. Москве от 10.01.2018 N 13-11/001299@ "О представлении расчета по форме 6-НДФЛ в случае реорганизации" сказано, что до завершения ликвидации (реорганизации) организация представляет в налоговый орган по месту своего учета расчет по форме 6-НДФЛ за период времени от начала года до дня завершения ликвидации (реорганизации) организации.

    Ликвидация юридического лица влечет за собой прекращение его правоспособности (п. 3 ст. 49, п. 9 ст. 63 ГК РФ), а следовательно, прекращение обязанностей налогового агента. Поэтому мы полагаем, что ликвидируемая организация обязана представить в налоговый орган сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ и расчет по форме 6-НДФЛ за год, в котором состоялась ликвидация, в период до предполагаемой даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, с учетом того, что срок такой регистрации составляет не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (ст. 8 Закона N 129-ФЗ). Поскольку конкретная дата прекращения юридического лица при его ликвидации может быть определена лишь предположительно, эти формы целесообразно представить не позднее даты представления в регистрирующий орган документов, необходимых для завершения процедуры ликвидации.

    Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:

    - Энциклопедия решений. Налоговая отчетность ликвидируемых организаций;

    - Энциклопедия решений. Отчетность ликвидируемых организаций, представляемая в налоговые органы, ФСС и ПФР;

    - Энциклопедия решений. Государственная регистрация юридического лица в связи с ликвидацией

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Ерин Павел

    Контроль качества ответа:
    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    аудитор, член РСА Мельникова Елена

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

    *(1) При ликвидации страхователя - юридического лица (прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя) в случае применения процедуры банкротства сведения представляются до представления в арбитражный суд отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".

    Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

    18 июля 2018 12:35

    Граждане, выходящие на пенсию, часто сталкиваются с проблемой подтверждения стажа работы за 90-е годы прошлого века. Предприятия меняли собственников, многие закрывались и открывались новые. Были ситуации, когда работодатели исчезали вместе со всей документацией предприятия, оставляя своих работников без возможности подтвердить стаж работы и заработок, которые требуются для назначения пенсии. Что делать человеку, если трудовая книжка утеряна, предприятие ликвидировано, а отыскать документы в архивах - шансов практически нет? Консультирует Евгения Очертарова, главный специалист –эксперт отдела оценки пенсионных прав застрахованных лиц

    ОПФР по Бурятии.

    Евгения Григорьевна, какие периоды работы включаются в страховой стаж при назначении пенсии. И так ли важна сегодня трудовая книжка?

    С 2015 года при назначении пенсии периоды работы как до регистрации, так после регистрации гражданина в системе обязательного пенсионного страхования устанавливается по сведениям индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Вся информация хранится в Федеральной базе данных ПФР. До даты регистрации сведения о стаже были представлены работодателями по форме СЗВ-К на всех работающих граждан.

    По законодательству в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись гражданином, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд. К уплате страховых взносов приравниваются взносы на государственное социальное страхование до 1991 года, уплата единого социального налога и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности до 2002 года. Таким образом, полноту представленной информации о периодах работы и суммах уплаченных страховых взносов за каждый период работы граждане могут увидеть и проверить в выписке из индивидуального лицевого счета в Личном кабинете на сайте ПФР.

    А если человек понимает, что выписка содержит неполные сведения о трудовой деятельности, как можно восстановить пробелы?

    Если в выписке указаны неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, то их можно внести на основании подтверждающих документов. В этом случае во внимание принимается трудовая книжка, которая является документом, подтверждающим периоды работы до даты регистрации в системе обязательного пенсионного страхования. Если все записи в ней оформлены правильно, в соответствии с Инструкцией по заполнению трудовых книжек, то ни каких проблем с учетом стажа не возникнет.

    При отсутствии трудовой книжки, а также в тех случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные записи или отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение стажа принимаются справки от работодателя либо из архивного учреждения. Это могут быть выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы, удостоверения, письменные трудовые договоры и соглашения с отметками об их исполнении и иные документы, содержащие сведения о периодах работы.

    Следует отметить, смысл начинать поиск утраченных документов о каком-то периоде вашей работы будет только тогда, если вы точно знаете, что в этот период вы получали «белую» зарплату. Потому что при «серой» зарплате, распространенной в девяностых годах, работодатель не платил обязательные страховые платежи в ПФР, а это означает отсутствие у вас страхового стажа работы за этот период. Такие обстоятельства могут привести к назначению пенсии в меньшем размере, чем тот, на который рассчитывал заявитель. Поэтому очень важно не ждать наступления пенсионного возраста, а готовиться к выходу на пенсию заранее, до наступления права. В соответствии с действующим законодательством обязанность по предоставлению документов, необходимых для назначения, перерасчета пенсии, возложена на гражданина.

    Куда обращаться за справкой, если предприятие находится в другом регионе или оно ликвидировано?

    Если предприятие находится в другом регионе, для получения справки о периодах работы ехать к месту, где располагалась организация, не нужно. Помощь в истребовании нужных документов о стаже или справки о заработной плате вам окажут при необходимости специалисты ПФР. Для этого нужно обратиться в клиентскую службу с заявлением. Если предприятие ликвидировано, но у него остался правопреемник, справки о стаже и заработке должен выдать правопреемник. Если правопреемник отсутствует, тогда нужные документы необходимо разыскивать в архивах. В какой архив следует обращаться - эту информацию также вам предоставят специалисты ПФР.

    При обращении в архивное учреждение заявителю приходит ответ в виде архивной справки, реже архивной выписки или копии документа. В архивную справку о подтверждении трудового стажа включаются данные за то время, за которое имеются сведения в документах архива: приводится точное название должности, занимаемой гражданином, и период его работы. В качестве документов, подтверждающих страховой стаж, используются приказы по личному составу, по основной деятельности, лицевые счета и другие документы.

    Что делать, если организация ликвидирована, а в архивах нет документов этого предприятия?

    В этой ситуациисвой период работы на этом предприятии можно подтвердить только свидетельскими показаниями. Сведения о заработной плате свидетельскими показаниями не подтверждаются. По правилам, если архивы предприятия утрачены не по вине работника, периоды работы гражданина на этом предприятии могут устанавливаться на основании показаний не менее двух свидетелей, которые знают гражданина по совместной работе в этот период. Свидетели должны иметь документы, подтверждающие их работу у данного работодателя в период совместной работы с гражданином, за которого они свидетельствуют. Для этого гражданин должен написать заявление в орган ПФР по месту своего жительства с просьбой установить период работы по свидетельским показаниям, с указанием ФИО и адреса свидетелей. К заявлению приложить справку из архива об отсутствии у них документов ликвидированного предприятия, на котором работал гражданин. При этом длительность периода работы гражданина на предприятии, устанавливаемого на основании свидетельских показаний, не может быть больше половины страхового стажа, необходимого гражданину для назначения пенсии. Свидетельскими показаниями могут подтверждаться только периоды работы на территории РФ, имевшие место только до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица. Следовательно, для подтверждения иных периодов (например: военная служба, период ухода за ребенком-инвалидом, период проживания супругов военнослужащих и др.) этот способ неприменим.

    Зачастую, будущим пенсионерам и архивы не могут помочь, потому что, в частности, коммерческие организации в архивы просто документы не передавали. В таких случаях, если смысл обращения в суд?

    К сожалению, подобная ситуация встречается довольно часто. Именно в период с 1986 по 1995 годы документы о стаже и заработке работников коммерческих организаций чаще всего не передавались в архивы. Ситуация усугубляется тем, что законодательных актов о том, как следует поступать работнику в случае отсутствия документов о заработке в архивах, нет. Предусмотрены лишь процедуры подтверждения страхового стажа. А вот как подтвердить размер заработка - об этом нет нормативных документов. ПФР придерживается твердой позиции, что необходимые сведения о зарплате должны быть представлены работодателем либо архивным учреждением на основании данных лицевого счета, расчетно-платежных ведомостей и пр. Решить данную проблему довольно сложно. Но в отдельных случаях гражданину рекомендовано обращаться в суд с иском о требовании возмещения причиненного ущерба к должностному лицу (работодателю), не исполнившему свои обязанности по передаче документов в архив в период ликвидации предприятия.

    Краткое содержание:

    • «Как вы нам дороги»
    • Закрытие ПФР
    • Перспективы
    • Обсуждение


    Пока в Государственной думе горячо обсуждались поправки в Конституцию, на сайте РОИ была размещена инициатива № Ф 7762629, выдвинутая на федеральном уровне. Ее авторы предлагают ликвидировать Пенсионный фонд РФ. Услышав эту новость, далеко не все граждане поняли, что именно кроется за данной фразой, и как это может сказаться на действующих и будущих пенсионерах. Сейчас я попробую это объяснить.

    «Как вы нам дороги»

    Создатели инициативы указывают на то, что обслуживание большого количества отделений ПФР и содержание 122 000 работающих в них человек оплачивается в том числе и из пенсионных накоплений граждан, а средств из других источников недостаточно. Поэтому пенсии граждан теряют в размерах. Также указывается на некомпетентность многих сотрудников Пенсионного фонда, на большое количество нарушений с их стороны и множество установленных фактов коррупции, при работе с обращениями на получение и перерасчет пенсий.

    Помимо огромных трат на содержание самого себя, Пенсионному фонду часто припоминают скандалы, связанные с необоснованно большими тратами на командировки и корпоративы, дорогостоящими зданиями и задержанными за взятки высокопоставленными руководителями. Все это сильно диссонирует на фоне постоянных предложений лишить ту или иную группу пенсионеров очередной выплаты и скандала с январской индексацией, после которой некоторые граждане получили прибавку «в один рубль».

    Закрытие ПФР

    Инициатива предполагает поэтапное закрытие отделений ПФР – по мере того, как их функции будут передаваться расширяющимся для этого отделениям МФЦ. Также предполагается увеличение связанных с пенсионным обеспечением обращений, через портал Госуслуги. Счетами же граждан должны будут заняться банки.

    К слову, предложение полной ликвидации Пенсионного фонда, заучит не в первый раз. Уполномоченный при Президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов, год назад уже выдвигал такое предложение, называя ПФР непрозрачной, неэффективной и ненужной организацией. Тогда политик предлагал передать управление пенсиями Федеральному казначейству.

    Перспективы

    Я считаю, что инициаторы не учли многие важные нюансы. В первую очередь, касающиеся реализации. Расширение отделений МФЦ для полной передачи им функций ПФР потребует дополнительного набора персонала. А куда денутся работники закрытых ПФР? Скорее всего, именно они и займут эти новые места. То есть, будут работать те же самые люди, с теми же самыми навыками, просто поменяется табличка на входе. И на реализацию этого проекта наверняка уйдет немало денег.

    Кроме того, передача баз данных новой организации с их переносом на новую систему с большой долей вероятности может привести к потере части информации о пенсионных баллах и стаже граждан. Их восстановление – долгий и мучительный процесс, который, вероятно, ляжет на плечи самих граждан. Но и оставаться в современном своем виде ПФР, скорее всего, долго не сможет.

    Для сравнения: в Управлении социального обеспечения США, в два с лишним раза меньше сотрудников, а население в два с половиной раза больше. И они вполне профессионально справляются со своей задачей, несмотря на то что объемы выплат пенсий и пособий почти в 10 раз больше.

    Да, менять ситуацию действительно необходимо. Но, по моему мнению, предложенная инициатива этому не поможет. Вместо нее стоило бы начать с приведения в порядок баз данных, работы по устранению возможных сбоев и ошибок в них. Необходимо продумать способы защиты от потери стажа и баллов из-за ошибок на всех этапах. Основные проблемы известны, но эффективной системы их решения нет.

    По мере обучения новых специалистов штат уже имеющихся сотрудников следует сокращать до тех пор, пока он не достигнет приемлемых размеров. Один хорошо подготовленный сотрудник, работающий с нормальной системой, может заменить нескольких малоорганизованных, работающих «как принято».

    А что по этому поводу думаете вы? Согласны ли вы с автором инициативы или со мной или имеете другую точку зрения? Прошу принять участие в обсуждении публикации, в комментариях под ней. Спасибо за внимание.

    Читайте также: