Приказ о проведении ревизии в органе пфр


Тема: Контрольно-ревизионная работа в органах ПФР

I. Общие понятия контрольно — ревизионной работы в ПФР

Контрольно - ревизионная работа в органах ПФР осуществляется органами внутреннего (ведомственного) контроля ПФР:

1. Ревизионной комиссией ПФР (далее РК ПФР), действующая на основании Положения, утвержденного постановлением Правления ПФР ;

2. Контрольно - ревизионными отделами (управлениями) отделений ПФР (далее КРО), действующие на основании Положения, утвержденного постановлением Правления ПФР от 01.01.2001 №40.

Органы внутреннего (ведомственного) контроля в пределах своей компетенции осуществляют государственный финансовый контроль путем проведения ревизий и проверок.

1.Ревизия — система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, обоснованности и эффективности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством РФ и нормативными актами возложена ответственность за их осуществление.

2. Комплексная ревизия — ревизия всех сторон финансово - хозяйственной деятельности ревизуемой организации, включая встречные проверки в организациях, осуществляющих доставку пенсий, использующих средства бюджета ПФР, и у страхователей.

3. Проверка — контрольные действия, в процессе которых устанавливается законность, обоснованность и эффективность хозяйственных и финансовых операций по одному или нескольким взаимосвязанным направлениям финансово-хозяйственной деятельности проверяемой организации.

4. Встречная проверка - контрольные действия по проверке использования средств бюджета ПФР сведений персонифицированного учета идругих данныз для назначения (перерасчета) пенсий в организациях, осуществляющих доставку пенсий, использующих средства бюджета ПФР, и у страхователей.

Ревизуемые (проверяемые) организации:

1. Исполнительная дирекция ПФР;

2. Информационный центр персонифицированного учета;

3. Территориальные органы ПФР (отделения, управления, отделы, центры;

4. Организации, осуществляющие доставку пенсий;

5. Организации, использующие средства бюджета ПФР;

7. Организации, с которыми заключены соглашения о взаимном удостоверении подписей.

II. Цель и основные задачи ревизии и проверки.

Целью ревизии (проверки) является осуществление контроля за деятельностью органов ПФР по исполнению ими бюджета ПФР и организации пенсионного обеспечения, а также за прохождением средств бюджета ПФР до получателей пенсий и других социальных выплат.

Основными задачами ревизии (проверки) являются:

а) при ревизии органов ПФР:

- проверка работы по исполнению доходной части бюджета ПФР, организации персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах, формированию средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий и обеспечению прав застрахованных лиц;

- ревизия операций по исполнению расходной части бюджета ПФР на выплату государственных пенсий и других социальных выплат;

- проверка правильности назначения (перерасчета) и прекращения выплаты пенсий и других социальных выплат, правильности формирования доставочных (выплатных) документов;

- ревизия расходов на содержание органов ПФР;

- проверка правильности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.

б) при проверках в организациях, осуществляющих доставку пенсий,- контроль за целевым использованием средств бюджета ПФР, правильностью и своевременностью выплаты пенсий и других социальных выплат, достоверностью отчетности о выплаченных суммах.

в) при проверках в организациях, использующих средства бюджета ПФР — контроль правомерности, целевого и эффективного использования средств бюджета ПФР, сохранности имущества, приобретенного за счет этих средств.

г) при проверках страхователей — контроль за достоверностью сведений персонифицированного учета, а также достоверностью других документов о стаже, в т. ч. с особыми условиями труда, и заработной плате застрахованных лиц.

д) при проверках в организациях, с которыми заключены соглашения о взаимном удостоверении подписей,- контроль за соблюдением порядка работы по приему, регистрации, обработке и хранению заявлений застрахованных лиц.

III. Организация и проведение ревизий и проверок

В соответствии с возложенными задачами на органы внутреннего (ведомственного) контроля ПФР комплексные ревизии финансово-хозяйственной деятельности территориальных органов ПФР, проверки в организациях, осуществляющих доставку пенсий, и у страхователей проводятся с периодичностью один раз в два года.

Ревизии (проверки) могут быть плановыми и внеплановыми.

Плановые ревизии (проверки) проводятся в соответствии с планами проведения ревизий (проверок), утвержденными для РК ПФР - Правлением ПФР, для КРО - управляющим отделением ПФР.

Внеплановые ревизии (проверки) проводятся:

1. РК ПФР — по поручениям Председателя Правления ПФР, заместителей председателя Правления ПФР, правоохранительных и иных уполномоченных государственных, обращениям Исполнительного директора ПФР, руководителей структурных подразделений Исполнительной дирекции ПФР и территориальных органов ПФР.

2. КРО - по поручениям управляющих отделениями ПФР и РК ПФР.

Сроки проведения ревизии (проверки), состав ревизионной группы и ее руководитель определяются Председателем РК ПФР, начальником КРО отделения с учетом объема предстоящих работ и особенностей ревизуемой организации.

При проведении комплексных ревизий финансово - хозяйственной деятельности территориальных органов ПФР обязательной проверке подлежат следующие основные вопросы.

1. Исполнение доходной части бюджета ПФР:

- работа территориальных органов ПФР по выполнению плановых показателей доходной части бюджета и повышению собираемости страховых взносов;

- организация персонифицированного учета сведений застрахованных лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, применение финансовых санкций за непредставление в установленные сроки
, а также представление неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета;

- полнота принятия мер по начислению пеней за несвоевременное перечисление страховых взносов;

- полнота и своевременность направления требований об уплате задолженности по страховым взносам, пеням, штрафам и финансовым санкциям, предъявления в судебные органы исковых заявлений по направленным и не исполненным требованиям;

- полнота и своевременность принятия мер по взысканию со страхователей сумм их задолженности перед ПФР во внесудебном порядке;

- организация работы, связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий и по обеспечению прав застрахованных лиц при формировании накопительной части трудовой пенсии.

2. Исполнение расходной части бюджета ПФР:

- работа в территориальных органов ПФР по исполнению плановых показателей расходной части бюджета;

- соблюдение порядка финансирования расходов на выплату пенсий и иных социальных выплат различным категориям получателей;

- планирование расходов бюджета ПФР и использование средств на выплату пенсий и других социальных выплат, достоверности отчетности о расходах на выплату пенсий и иных социальных выплат;

- правильность и своевременность расчетов за услуги по доставке пенсий с организациям, осуществляющими выплату (доставку) пенсий;

- организация работы по реализации ФЗ о 29.12.2006 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

3. Организация работы по пенсионному обеспечению:

- правильность назначения, перерасчета и выплаты пенсий территориальным органом ПФР различным категориям получателей пенсий;

- обоснованность формирования территориальным органом ПФР доставочных документов на выплату пенсий и других социальных выплат, правильность и обоснованность начисленных в них сумм;

- своевременность прекращения выплаты пенсий по всем основаниям;

- правильность установления и выплаты ежемесячных денежных выплат (ЕДВ), дополнительного ежемесячного материального обеспечения (ДЕМО) и др. выплат.

Также обязательной проверке подлежит вопрос по исполнению смет расходов на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности.

Члены контрольно-ревизионной группы (ревизор) исходя из программы ревизии определяют необходимость и возможность применения тех и иных контрольных действий, приемов и способов получения информации, обеспечивающих достоверную оценку.

Должностные лица ревизуемой организации обязаны содействовать членам контрольно-ревизионной группы (ревизору) в проведении ревизии и предъявлять материалы и документы на бумажных носителях и в электронной форме, относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности ревизуемой организации, а также давать пояснения как в устной, так и в письменной форме по вопросам, относящимся к ревизии. По окончанию ревизии ознакомиться с актом, подписать его, а при необходимости представить в письменной форме объяснения или замечания по этому акту.

IV. Оформление результатов ревизии (проверки)

Результаты комплексной ревизии оформляются актами ревизий (проверок) по направлениям ее проведения в территориальных органах ПФР и актами встречных проверок организаций, осуществляющих доставку пенсий, использующих средства бюджета ПФР и страхователей, которые подписываются ревизорами, руководителем и ответственными работниками ревизуемой организации, а также сводным актом, который подписывается руководителем ревизионной группы, руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) ревизуемой организации.

Результаты тематической проверки оформляются актом проверки, который подписывается руководителем ревизионной группы (ревизором), а при необходимости и членами ревизионной группы, руководителем и ответственными работниками ревизуемой организации.

Один экземпляр оформленного и подписанного акта ревизии (проверки) вручается руководителю ревизуемой организации или лицу, им уполномоченному, под роспись в получении с указанием даты получения.

Перед подписанием акта ревизии члены ревизионной группы предоставляют возможность представителям ревизуемой организации в согласованные сроки ознакомиться с содержанием акта ревизии.

В случае отказа должностных лиц ревизуемой организации подписать или получить акт ревизии руководитель ревизионной группы (ревизор) в конце акта производит запись об их ознакомлении с актом и отказе от подписи или получения акта.

Акт ревизии состоит из вводной и описательной частей.

Вводная часть акта ревизии должна содержать следующую информацию:

- наименование темы ревизии;

- дату и место составления акта ревизии;

- кем и на каком основании проведена ревизия;

- полное наименование и реквизиты организации, Положение о ней, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

- ведомственная принадлежность и наименование вышестоящей организации и иная необходимая информация, относящиеся к предмету ревизии.

Описательная часть акта ревизии должна состоять из разделов в соответствии с вопросами, указанными в программе ревизии.

В акте ревизии ревизующие должны соблюдать объективность и обоснованность, четкость, лаконичность, доступность и системность изложения.

Результаты ревизии излагаются в акте на основе проверенных данных и фактов, подтвержденных документами и объяснениями должностных материально ответственных лиц.

Описание фактов нарушений, выявленных в ходе ревизии, должно содержать следующую обязательную информацию: какие законодательные или нормативно - правовые акты нарушены, кем, за какой период, когда и в чем выразились нарушения, размер документально подтвержденного ущерба и другие последствия этих нарушений.

В акте не допускается включение различного рода выводов, предложений и фактов, не подтвержденных документами или результатами проверок, сведений из материалов правоохранительных органов и ссылок на показания, данные следственным органам.

Результаты ревизий доводятся РК ПФР до Председателя Правления ПФР и КРО до управляющего отделением ПФР, которые в течении 30-дневного срока выносят решение по устранению выявленных нарушений и недостатков по привлечению виновных лиц к ответственности.

Материалы ревизий, выявивших нарушения, за которые законодательством предусмотрена уголовная ответственность, направляются по указанию руководителя в правоохранительные органы.

РК ПФР и КРО отделений обеспечивают контроль за устранением выявленных ревизиями нарушений и недостатков и при необходимости вносят предложения руководителю соответствующего органа ПФР о принятии дополнительных мер по реализации материалов ревизий.

Зарегистрировано Минюстом России 23 июля 2013 г.
Регистрационный N 29126

В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52 (ч. I), ст. 6228; 2011, N 29, ст. 4291; N 48, ст. 6730; 2012, N 50 (ч. IV), ст. 6954; N 53 (ч. I), ст. 7605), Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2013 N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1670) Правление Пенсионного фонда Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на назначение на должности в Пенсионном фонде Российской Федерации, и работниками Пенсионного фонда Российской Федерации, и соблюдения работниками Пенсионного фонда Российской Федерации требований к служебному поведению.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации А.В.Дроздова.

Председатель А. Дроздов

Прим. ред.: постановление опубликовано в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 38, 23.09.2013.

Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на назначение на должности в Пенсионном фонде Российской Федерации, и работниками Пенсионного фонда Российской Федерации, и соблюдения работниками Пенсионного фонда Российской Федерации требований к служебному поведению

1. Настоящим Положением определяется порядок осуществления проверки:

а) достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на назначение на должности в Пенсионном фонде Российской Федерации (далее - ПФР), территориальных органах ПФР (далее - граждане), работниками ПФР и его территориальных органов (далее - работники ПФР);

б) достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами при назначении на должности в ПФР в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - сведения, представляемые гражданами в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации);

в) соблюдения работниками ПФР ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - требования к служебному поведению).

2. Проверка, предусмотренная подпунктами "б" и "в" пункта 1 настоящего Положения, осуществляется, соответственно, в отношении граждан, претендующих на назначение на любые должности в ПФР и его территориальных органах.

3. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых работником ПФР, занимающим должность, не предусмотренную перечнем должностей, при назначении на которые работники ПФР обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее - Перечень должностей ПФР), и претендующим на назначение на должность в ПФР, предусмотренную Перечнем должностей ПФР, осуществляется в порядке, установленном настоящим Положением.

4. Проверка, предусмотренная пунктом 1 настоящего Положения, осуществляется по решению работодателя либо уполномоченного им должностного лица:

Департаментом обеспечения безопасности и внутреннего контроля - в отношении граждан, претендующих на назначение на должности, включенные в Перечень должностей ПФР и назначение на которые осуществляется распоряжением (постановлением) Правления ПФР, а также работников ПФР, занимающих указанные должности;

ответственными за профилактику коррупционных и иных правонарушений подразделениями (работниками) территориальных органов ПФР - в отношении граждан, претендующих на назначение на должности, включенные в Перечень должностей ПФР и назначение на которые осуществляется приказом руководителя соответствующего территориального органа ПФР, а также работников территориальных органов ПФР, занимающих указанные должности.

Решение принимается в отношении каждого гражданина или работника ПФР отдельно и оформляется в письменной форме.

5. Основанием для осуществления проверки, предусмотренной пунктом 1 настоящего Положения, является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке:

а) правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами;

б) Департаментом обеспечения безопасности и внутреннего контроля и ответственными за профилактику коррупционных и иных правонарушений подразделениями (работниками) территориальных органов ПФР;

в) постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями;

г) Общественной палатой Российской Федерации;

д) общероссийскими средствами массовой информации.

6. Информация анонимного характера не может служить основанием для проверки.

7. Проверка осуществляется в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проверки может быть продлен до 90 дней лицами, принявшими решение о ее проведении в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения.

8. Департамент обеспечения безопасности и внутреннего контроля осуществляет проверку:

б) путем подготовки предложений Председателю Правления ПФР о направлении запросов в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-разыскной деятельности в соответствии с частью третьей статьи 7 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", кредитные организации, налоговые органы и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

в) путем направления запросов в установленном порядке (кроме запросов, касающихся осуществления оперативно-разыскной деятельности или ее результатов) в органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных государственных органов (кроме запросов в налоговые органы и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Федеральную службу по финансовому мониторингу), органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения, организации (кроме запросов в кредитные организации) и общественные объединения (далее - государственные органы и организации) об имеющихся у них сведениях: о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина или работника ПФР, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; о достоверности и полноте сведений, представленных гражданином в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации; о соблюдении работником ПФР требований к служебному поведению.

9. Ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений подразделения (работники) территориальных органов ПФР осуществляют проверку, предусмотренную подпунктом "а" пункта 8 настоящего Положения.

Проверку, предусмотренную подпунктами "б" и "в" пункта 8 настоящего Положения, в интересах территориальных органов ПФР осуществляет Департамент обеспечения безопасности и внутреннего контроля.

10. При осуществлении проверки, предусмотренной подпунктом "а" пункта 8 настоящего Положения, работники Департамента обеспечения безопасности и внутреннего контроля вправе:

а) проводить беседу с гражданином или работником ПФР;
б) изучать представленные гражданином или работником ПФР сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и дополнительные материалы;
в) получать от гражданина или работника ПФР пояснения по представленным им сведениям о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и материалам;
г) направлять в установленном порядке запросы, предусмотренные подпунктом "в" пункта 8 настоящего Положения;
д) наводить справки у физических лиц и получать от них информацию с их согласия;
е) осуществлять анализ сведений, полученных на основании указанных в подпункте "б" пункта 8 настоящего Положения запросов.

11. Ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений подразделения (работники) территориальных органов ПФР при осуществлении проверки, предусмотренной подпунктом "а" пункта 8, обладают правами, указанными в подпунктах "а" - "в", "д" - "е" пункта 10 настоящего Положения.

12. В запросе, предусмотренном подпунктом "г" пункта 10 настоящего Положения, указываются:

а) фамилия, имя, отчество руководителя государственного органа или организации, в которые направляется запрос;
б) нормативный правовой акт, на основании которого направляется запрос;
в) фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место регистрации, жительства и (или) пребывания, должность и место работы гражданина или работника ПФР, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера которых проверяются, гражданина, представившего сведения в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, полнота и достоверность которых проверяются, либо работника ПФР, в отношении которого имеются сведения о несоблюдении им требований к служебному поведению;
г) содержание и объем сведений, подлежащих проверке;
д) срок представления запрашиваемых сведений;
е) фамилия, инициалы и номер телефона работника ПФР, подготовившего запрос;
ж) другие необходимые сведения;
з) при направлении запроса в налоговые органы также указывается идентификационный номер налогоплательщика.

13. В запросе о проведении оперативно-разыскных мероприятий, помимо сведений, перечисленных в пункте 12 настоящего Положения, указываются сведения, послужившие основанием для проверки, государственные органы и организации, в которые направлялись (направлены) запросы, и вопросы, которые в них ставились, дается ссылка на соответствующие положения Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".

14. Начальник Департамента обеспечения безопасности и внутреннего контроля обеспечивает:

а) уведомление в письменной форме работника ПФР о начале в отношении него проверки и разъяснение ему содержания подпункта "б" настоящего пункта - в течение двух рабочих дней со дня получения соответствующего решения;

б) проведение в случае обращения работника ПФР беседы с ним, в ходе которой он должен быть проинформирован о том, какие сведения, представляемые им в соответствии с настоящим Положением, и соблюдение каких требований к служебному поведению подлежат проверке, - в течение семи рабочих дней со дня обращения работника ПФР, а при наличии уважительной причины - в срок, согласованный с работником ПФР.

15. Руководитель территориального органа ПФР обеспечивает:

а) уведомление в письменной форме работника территориального органа ПФР о начале в отношении него проверки и разъяснение ему содержания подпункта "б" настоящего пункта - в течение двух рабочих дней со дня получения соответствующего решения;

б) проведение в случае обращения работника территориального органа ПФР беседы с ним, в ходе которой он должен быть проинформирован о том, какие сведения, представляемые им в соответствии с настоящим Положением, и соблюдение каких требований к служебному поведению подлежат проверке, - в течение семи рабочих дней со дня обращения работника территориального органа ПФР, а при наличии уважительной причины - в срок, согласованный с работником территориального органа ПФР.

16. По окончании проверки Департамент обеспечения безопасности и внутреннего контроля (руководитель территориального органа ПФР) обязан ознакомить работника ПФР (работника территориального органа ПФР) с результатами проверки с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

17. Работник ПФР вправе:

а) давать пояснения в письменной форме: в ходе проверки; по вопросам, указанным в подпункте "б" пункта 14 и подпункте "б" пункта 15 настоящего Положения; по результатам проверки;
б) представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения в письменной форме;
в) обращаться в Департамент обеспечения безопасности и внутреннего контроля, к руководителю соответствующего территориального органа ПФР с подлежащим удовлетворению ходатайством о проведении с ним беседы по вопросам, указанным в подпункте "б" пункта 14 и подпункте "б" пункта 15 настоящего Положения.

18. Пояснения, указанные в пункте 17 настоящего Положения, приобщаются к материалам проверки.

19. На период проведения проверки работник ПФР может быть отстранен от исполнения должностных обязанностей на срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Указанный срок может быть продлен до 90 дней лицом, принявшим решение о проведении проверки в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения.

На период отстранения работника ПФР от исполнения должностных обязанностей средний месячный заработок сохраняется.

20. Департаментом обеспечения безопасности и внутреннего контроля, ответственным за профилактику коррупционных и иных правонарушений, подразделением (работником) территориального органа ПФР представляются лицу, принявшему решение о проведении проверки в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения, результаты проверки. При этом вместе с результатами проверки представляется одно из следующих предложений:

а) о назначении гражданина на должность в ПФР;
б) об отказе гражданину в назначении на должность в ПФР;
в) о представлении результатов проверки в Комиссию по соблюдению работниками ПФР требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

21. Сведения о результатах проверки с письменного согласия лица, принявшего решение о ее проведении, предоставляются Департаментом обеспечения безопасности и внутреннего контроля ПФР, ответственным за профилактику коррупционных и иных правонарушений, подразделением (работником) территориального органа ПФР с одновременным уведомлением об этом гражданина или работника ПФР, в отношении которых проводилась проверка, правоохранительным и налоговым органам, постоянно действующим руководящим органам политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями, и Общественной палате Российской Федерации, предоставившим информацию, явившуюся основанием для проведения проверки, с соблюдением законодательства Российской Федерации о персональных данных и государственной тайне.

22. При установлении в ходе проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков преступления или административного правонарушения, материалы об этом представляются в государственные органы в соответствии с их компетенцией.

23. Материалы проверки хранятся в Департаменте обеспечения безопасности и внутреннего контроля, ответственном за профилактику коррупционных и иных правонарушений, подразделении территориального органа ПФР или у лица, принявшего решение о проведении проверки в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения, в течение трех лет со дня ее окончания, после чего передаются в архив.

Свинцова Татьяна, юрисконсульт ГУ-УПФР Усть-Калманского района Алтайского края

Журнал «Кадровое дело» № 7 июль 2010

Работодатели тесно взаимодействуют с Пенсионным фондом: уплачивают страховые взносы, сдают по ним отчетность, представляют персонифицированные сведения о работниках. Раньше специалисты ПФР, приходя в организацию с проверкой, основное внимание уделяли изучению сведений о трудовом стаже и заработке сотрудников. Но с 2010 года ситуация изменилась. В связи с отменой ЕСН проверяющие из Пенсионного фонда контролируют также и правильность уплаты страховых взносов. И это стало приоритетным направлением проверок ПФР.

Проверки по новым правилам

До 1 января 2010 года сумма, которую работодатель уплачивал на финансирование базовой части трудовой пенсии работника, была одной из составляющих ЕСН и контролировалась налоговиками. Взносы на страховую и накопительную части пенсии были также предметом администрирования ФНС России, а территориальные органы ПФР взыскивали лишь недоимки по этим взносам, а также пени и штрафы.

Вместе с отменой ЕСН вступил в силу Федеральный закон № 212-ФЗ*, в соответствии с которым изменились функции проверяющих из Пенсионного фонда. Сейчас они имеют право проверять страхователей (организации, индивидуальных предпринимателей) не только в части индивидуального (персонифицированного) учета, но и по вопросам начисления и уплаты страховых взносов, а также отчетности по ним. Под прицел сотрудников ПФР попадают не только пенсионные отчисления, но и взносы в фонды медицинского страхования (п. 1 ст. 3 Закона № 212-ФЗ). Если по результатам проверки выявятся нарушения, проверяющие могут взыскать с работодателя неуплаченные средства, пени и штрафы.

Если говорить о функции по проверке данных, связанных с персонифицированным учетом застрахованных лиц (документов о стаже и заработке сотрудников), то проверяя такие сведения, специалисты Пенсионного фонда пока руководствуются методическими рекомендациями ПФР, выпущенными в 2002 году**. Таким образом, при проверке Пенсионного фонда работодатель должен быть готов к ревизии, охватывающей и уплату взносов, и правильность оформления необходимых документов.

Пенсионный фонд и Фонд социального страхования будут проводить совместные проверки работодателей и должны ежегодно составлять совместные планы их проведения (п. 3 ст. 33 Закона № 212-ФЗ).

Камеральные и выездные проверки

Камеральные проверки посвящены ревизии расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам, но в ходе такой проверки могут исследоваться и документы персонифицированного учета работодателя. Камеральные проверки проводятся без специального разрешения руководителя территориального органа ПФР и без выезда проверяющих в компанию – только на основании расчетов и документов страхователя, которые имеются у Пенсионного фонда. О такой проверке организация может даже не знать – акт*** о ней составляется, только если в документах компании будут обнаружены ошибки или противоречия, свидетельствующие о нарушении законодательства (ст. 34 Закона № 212-ФЗ). До составления акта проверяющие в письменной форме сообщат работодателю о недочетах, а он должен будет в течение пяти дней исправить ошибки или дать по ним пояснение. Камеральная проверка расчета по страховым взносам может проводиться в течение трех месяцев с момента представления этого расчета (п. 2 ст. 34 Закона № 212-ФЗ). Выездная проверка проводится на территории организации.

Организация включается в план выездных проверок, если с момента последней такой же проверки прошло не менее трех лет (п. 10 ст. 35 Закона № 212-ФЗ).

Если камеральная проверка в большей степени касается данных бухгалтерского учета, при выездной проверке исследованию подвергаются также многие документы кадровой службы организации (перечислены в таблице на стр. 43). Специалисты территориального органа ПФР рассматривают их в рамках общей ревизии, чтобы оценить достоверность сведений о трудовом стаже и зарплате персонала, которые представляет работодатель (п. 7 ст. 35 Закона № 212-ФЗ).

Примерный перечень документов, которые может потребовать Пенсионный фонд при проверке*

Для выявления работников, имеющих и не имеющих страховые пенсионные свидетельства

Для проверки сведений о стаже работников

Для проверки индивидуальных сведений о выплатах, начисленных работникам

– список внештатных работников;

– список сотрудников, работающих по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг;

– информация о страховых свидетельствах государственного пенсионного страхования, имеющихся у работников;

– договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг (с актами приема-сдачи работ);

– приказы (о приеме на работу, прекращении трудового договора)

– Приказы о приеме на работу, переводе на другую работу, предоставлении отпуска, прекращении трудового договора;

– табели учета рабочего времени;

– акты о приемке работ, выполненных по трудовому договору, заключенному на время выполнения определенной работы;

– документы, подтверждающие дополнительные показатели (факторы) занятости во вредных условиях труда;

– списки сотрудников, выходящих на пенсию в текущем году и в ближайшие два года;

– трудовые книжки работников

– Расчетные, расчетно-платежные, платежные ведомости;

– лицевые счета работников;

– личные карточки налогоплательщика

По продолжительности выездная проверка не должна превышать двух месяцев (если проверяют филиал или представительство компании – одного месяца). Основанием для такой проверки является решение руководителя отделения ПФР по месту нахождения организации, которую будут инспектировать. Рассмотрим правила выездной проверки подробнее.


Как проходит выездная проверка

Закон не обязывает проверяющих Пенсионного фонда сообщать работодателям о планируемой ревизии, поэтому выездная проверка вполне может стать для компании неожиданностью. Чтобы вы могли удостовериться в полномочиях контролеров, сначала они должны предъявить вам решение о проведении проверки и свои служебные удостоверения (ст. 36 Закона № 212-ФЗ). Затем проверяющие, как правило, вручают уполномоченному лицу работодателя – обычно генеральному директору или главному бухгалтеру – письменное требование о представлении документов, где перечислены все бумаги, нужные для проверки. Их надо передать проверяющим в виде копий, которые заверил генеральный директор, его заместитель или другой уполномоченный сотрудник. Если это необходимо, у вас могут попросить и подлинники. На подготовку всех бумаг работодателю отводится 10 дней со дня вручения требования (п. 5 ст. 37 Закона № 212-ФЗ). Как правило, всегда просят предъявить учредительные документы компании (устав). Другие бумаги, которые могут понадобиться специалистам ПФР, представлены в таблице на стр. 43.

Если по каким-то причинам вы не можете представить документы в 10-дневный срок, следует сообщить об этом проверяющим письменно и с указа¬нием обстоятельств – тогда срок может быть продлен (п. 6 ст. 37 Закона № 212-ФЗ).

В течение двух месяцев проверяющие будут тщательно исследовать ваши документы и расчеты, сверяя их со своими данными. Заметим, что специалисты фонда имеют право проверять работу организации только за три календарных года, предшествующих году проверки (п. 9 ст. 35 Закона № 212-ФЗ). При необходимости выездная проверка приостанавливается на срок до шести, а в отдельных случаях до девяти месяцев. Такое решение принимает руководитель отделения ПФР, назначивший ревизию. Например, это может понадобиться, если работодатель не успевает в краткие сроки собрать все нужные документы.

Если при оценке пенсионных прав сотрудников в крупной компании их индивидуальные сведения вызовут сомнения, то проверка может проводиться сплошным порядком (п. 7 Методических рекомендаций ПФР).

Что проверяют в отделе кадров

Большой блок выездной проверки ПФР – ревизия данных о стаже и заработке сотрудников – проходит в кадровой службе организации. Если персонал вашей компании составляет не более 30 человек, то индивидуальные сведения будут проверять по всем работникам. В организациях с большей численностью персонала ревизия может быть выборочной – проверяются не менее 7 процентов от общего числа работающих. Причем выборка должна включать все категории работников организации (руководители, специалисты, рабочие) со всеми видами заработной платы (повременная, в процентах от выручки, долях от прибыли, на основе тарифных ставок и т. д).

Сначала проверяют индивидуальные сведения работников, выходящих на пенсию или достигающих пенсионного возраста в течение ближайших двух лет, причем особое внимание уделяют тем, кто имеет право на льготную пенсию. Затем проверяющие изучают сведения об остальных сотрудниках. После того как по спискам работников будет установлена их фактическая численность на момент проверки, специалисты ПФР приступят к выяснению, у кого из сотрудников есть пенсионные свидетельства, а кто не имеет этого документа. Для этого они изучат штатное расписание, приказы о приеме и увольнении, трудовые и гражданско-правовые договоры, а в итоге составят списки работников, имеющих и не имеющих страховые свидетельства.

Чтобы проверить сведения о трудовом стаже персонала, сотрудники пенсионного фонда рассмотрят первичные документы по учету кадров – приказы о приеме, переводе и увольнении, штатное расписание, график отпусков, личные карточки, табели учета рабочего времени, а также трудовые книжки. Если в организации есть работники, у которых идет специальный стаж (например, педагогический, медицинский, за вредные условия труда), проверяющие обратят внимание на правильный подсчет и оформление именно этого стажа. Результаты проверки сведений о стаже и заработке персонала будут отражены в общем акте проверки ПФР.

Комментарий бухгалтера

Ирина ВОЛЧУГОВА, бухгалтер ООО «Ново-Строй» (г. Иркутск):

– Расчет в Пенсионный фонд по начисленным и уплаченным страховым взносам с 1 января 2010 года организации готовят по новой форме – РСВ-1 ПФР*. В этом расчете отражаются взносы на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование. Поскольку расчет основывается на данных бухгалтерского учета, его готовит бухгалтерия. О том, как заполнять форму расчета, подскажет рекомендуемый порядок, который размещен на сайте Пенсионного фонда (www.pfrf.ru) в разделе «Работодателям». Представлять расчет в ПФР нужно ежеквартально, до первого числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом. Первый раз мы сдавали такой отчет до 1 мая 2010 года (за I квартал 2010 г.). Следующий предстоит подготовить и представить в ПФР до 2 августа (1-е число – выходной). В эти же сроки кадровики должны сдать и отчетность по персонифицированному учету за первое полугодие 2010 года**. По новым правилам в этом году два отчетных периода для представления сведений персонифицированного учета: полугодие и календарный год. Сведения по итогам 2010 года нужно представить в ПФР до 1 февраля 2011 года.

* Утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 12 ноября 2009 г. № 894н.

** Часть 12 ст. 37 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ.

Последствия проверки

Сразу после того как выездная проверка будет завершена, контролеры напишут справку о проведенной проверке. Затем им дается два месяца на то, чтобы составить акт проверки. Его должны подписать как проверяющие, так и уполномоченный сотрудник организации, которую инспектировали. Если он откажется подписать акт, на документе сделают соответствующую отметку. В течение пяти дней после подписания акта его должны вручить под роспись уполномоченному сотруднику проверяемой организации.

Решение о привлечении к ответственности по результатам проверки ПФР вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его работодателю (ст. 39 Закона № 212-ФЗ).

Работодатель может и не согласиться с выводами проверяющих, которые зафиксированы в акте. Тогда он вправе написать возражения и в течение 15 дней со дня получения акта представить их в отделение Пенсионного фонда, которое проводило проверку. Лучше будет, если к возражениям приложить документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность выводов и претензий плательщика страховых взносов (ст. 38 Закона № 212-ФЗ). Когда истечет срок на обжалование акта, руководитель отделения ПФР в течение 10 дней вынесет решение по результатам проверки и установит, есть ли в действиях работодателя признаки правонарушений. Если они имеются, фонд может привлечь организацию к ответственности. В решении руководителя ПФР указывается размер выявленной недоимки и пеней, а также штраф, который организация должна будет уплатить в Пенсионный фонд (ст. 39 Закона № 212-ФЗ).

* Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ).

* Методические рекомендации по организации и проведению документальной проверки достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования (утверждены постановлением Правления ПФР от 30 января 2002 г. № 11п).

** Формы документов, которые составляются при проверке ПФР, утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. № 957н «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов».

Читайте также: