Принцип солидарности в пенсионном обеспечении

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

06 февраля 2019 13:49

Формирование пенсии по обязательному пенсионному страхованию (ОПС) происходит за счет страховых взносов, которые работодатели (страхователи) уплачивают в период трудовой деятельности за своих работников, а самозанятые лица – сами за себя. Общий тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составляет 22 %, из них 16 % - индивидуальный тариф, 6% - солидарный тариф.

Индивидуальный тариф – средства, которые учитываются на индивидуальном лицевом счёте (ИЛС) гражданина и формируют фонд его будущей пенсии.

Солидарный тариф предназначен для формирования в масштабах всей страны денежных средств, необходимых для фиксированной выплаты пенсионерам. Когда настанет время молодым выходить на пенсию, она будет выплачиваться страховыми взносами их детей. В этом и заключается принцип солидарности поколений, а система, при которой страховые взносы работающего поколения идут на выплату текущих пенсий, - солидарной.

В этом году, как и в предыдущем, все страховые взносы, уплаченные работодателем в рамках обязательного пенсионного страхования, идут на формирование страховой пенсии. Так называемая «заморозка» пенсионных накоплений (речь идет о прекращении перечисления работодателями страховых взносов на накопительную пенсию), во-первых, не уменьшает пенсионные права граждан, во-вторых, никоим образом не влияет ни на право, ни на возможность граждан получать свои пенсионные накопления.

Те страховые взносы (индивидуальный тариф, составляющий 16% из 22-х, оставшиеся 6% «идут» на фиксированную выплату – аналог базовой части пенсии), которые работодатели уплачивают от общего фонда оплаты труда в счет будущих пенсий своих работников, в соответствии с принимаемым законом направляются на формирование страховой пенсии. Взамен формирования пенсионных накоплений гражданам начисляется большее количество пенсионных коэффициентов, стоимость которых ежегодно индексируется. Таким образом, застрахованные лица не теряют в размере отчислений на будущую пенсию: они просто идут в другую «копилку». Так формируется будущая страховая пенсия нынешних работников. При этом страховые взносы, поступившие от работодателей, идут на выплату пенсий «действующим» пенсионерам

Также стоит обратить внимание, что ограничение в перечислении страховых взносов только на страховую пенсию действует в отношении поступления новых взносов на накопительную пенсию от работодателя в рамках обязательного пенсионного страхования. Все сформированные ранее пенсионные накопления сохранены и продолжают «работать»: они могут инвестироваться с целью получения дохода и управляются сегодня ГУК («Внешэкономбанк»), частной УК или НПФ в зависимости от выбора гражданина.

Выплата средств пенсионных накоплений, если они были сформированы, производится, когда гражданин уже является пенсионером или имеет право на назначение страховой пенсии. Она может быть произведена в виде единовременной выплаты, срочной пенсионной выплаты (для участников Программы государственного софинансирования пенсий) и накопительной пенсии, которая выплачивается пожизненно. За выплатой средств пенсионных накоплений с соответствующим заявлением необходимо обращаться к своему страховщику (ПФР или НПФ). Если пенсионные накопления формировались через ПФР, то заявление может быть подано в территориальный орган ПФР или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) одновременно с заявлением о назначении страховой пенсии, в том числе и в электронном виде через «Личный кабинет гражданина» на сайте ПФР www.pfrf.ru.

Напомним, чтобы войти в «Личный кабинет» необходимо иметь подтвержденную учетную запись в ЕСИА (единая система идентификации и аутентификации) на портале госуслуг. Если Вы уже зарегистрированы, используйте Ваши логин и пароль. Обращаем внимание, что во всех клиентских службах территориальных органов ПФР Калининградской области, а также офисах МФЦ, отделениях Почты России или «Ростелекома» можно получить подтвержденную запись в ЕСИА.

Суббота, 26.12.2009, 14:36:00

Сейчас как никогда велика необходимость разъяснительной работы по поводу пенсионной реформы. О том, как проводится эта работа, "НП" беседует с В.И. Вьюницким, секретарем Президиума Союза пенсионеров России, советником Фонда социального страхования РФ

Принцип солидарности поколений -
лучшее, что было придумано

В преддверии следующего этапа пенсионной реформы, который наступает с приходом нового 2010 года, возникает необходимость широкой разъяснительной работы среди людей пожилого возраста.
О том, как она проводится , "НП" беседует с В.И. Вьюницким, секретарем Президиума Союза пенсионеров России.
Владимир Иванович занимает должность советника Фонда социального страхования РФ, но на вопросы, связанные с пенсионной реформой, согласился ответить в качестве общественного деятеля


"НП": С чем связано, на ваш взгляд, введение понятия "валоризация"?

Вьюницкий: Необходимость нового этапа реформы назрела давно. Предыдущие шаги в этом направлении, сделанные в 1998-2001 году, имели право на существование, но главным их недостатком было обесценивание вклада того поколения, которое, собственно, сформировало национальное богатство в советские времена.
Напомню норму 113 Федерального закона, принятого в 1998 году: человек имел право на пенсию с учетом индивидуального коэффициента, который мог составлять только 75% от его оклада. Затем коэффициенты выросли, но все равно имели жесткие ограничения. Подчеркиваю - по состоянию на 2001 год.
Например, моя зарплата была раз в десять выше того, что я мог получить с выходом на пенсию. Я платил налоги и отчисления в полном объеме, а в итоге государство начислило мне лишь одну десятую часть от того, на что я рассчитывал и что заработал. Среди высокооплачиваемых работников советского времени были серьезные профессионалы - научные работники, специалисты высокого класса во всех отраслях, руководители производства и т.д. - одним словом, люди, многого добившиеся благодаря трудолюбию и таланту, и многое сделавшие для страны. В конце прошлого века работников, получавших зарплату выше средней, было порядка 70% от всего количества трудящихся. И для всех них такое решение было абсолютно несправедливое.
Хорошо, что сейчас государство берет на себя обязательство эту несправедливость хотя бы частично компенсировать. Это вызывает положительное отношение у пенсионеров.

"НП": Вы помогаете пенсионерам разобраться в новой системе начисления пенсий?

Вьюницкий: Сейчас важно помочь людям разобраться, какие они получат прибавки к пенсии. Ведь озвучены средние цифры, а конкретно каждый получит свои надбавки. В настоящее время мы этим в Союзе пенсионеров России занимаемся: объясняем людям, как будут пересчитываться их пенсии, чтобы не возникли, скажем так, ситуации обманутых ожиданий. Чтобы человек знал, на что рассчитывать, что он получит. В конечном счете прибавку получат все. Вопрос в ее размере.
Разъяснительную работу ведем совместно с Пенсионным фондом - с ним у нас существует соглашение о сотрудничестве.
Очень показателен пример Москвы. Вы помните, этой осенью городские власти решили подкорректировать доплату к пенсии. Прибавку, которая называется "лужковская", попытались вернуть - вычесть у работающих пенсионеров. Резонанс был достаточно громкий. Хотя перерасчет затронул относительно небольшую группу - 200 тысяч из 2 миллионов московских пенсионеров, или одну десятую этой категории. Люди были обижены.
Вот мы и не хотим возникновения подобной ситуации, которая может возникнуть, если человек получит прибавку намного меньше, чем рассчитывал.
По этому вопросу выработана совместная программа с Пенсионным фондом, наш председатель Валерий Рязанский - депутат Госдумы - постоянно встречается с руководством ПФР. Так что работа налажена.
Активисты Союза пенсионеров работают в общественных приемных ПФР в Москве и в регионах. Рассматриваем тестовые примеры, стандартные жизненные ситуации. Наши активисты уже разобрались в нововведениях и могут объяснить людям, как все будет рассчитываться.
Валоризация - дело хорошее, но чтобы она не привела к негативным психологическим последствиям, нужно ее тщательно подготовить и провести. Мы, как общественная организация, стараемся в этом помочь государству. Ведь в данном случае - это наше общее дело.

"НП": Что вы думаете по поводу программы софинансирования?

Вьюницкий: Что касается той части пенсионной реформы, которая связана с софинансированием, - здесь, скорее, речь уже идет о более молодых. Потому что сегодня нам уже участвовать в этой программе поздно.
Хотя я работаю по-прежнему, мне и моим ровесникам приходится рассчитывать на принцип солидарности поколений: платят молодые, а получают те, кто пенсию уже заработал.
" НП": В Европе, например, 20 лет назад одного пенсионера
"содержали" примерно три работника,
сегодня на одного работают двое,
а через 50 лет будет два пенсионера на одного работающего


В общем, ничего разумнее того, что было сделано в бисмарковской Германии, до сих пор не придумано. Ведь если пенсию только и исключительно перевести на накопительные рельсы, как сделали в Чили, - эта система становится очень уязвима. Пенсионная система сама по себе консервативна, и все новшества нужно вводить очень осторожно.
"НП": Рейхсканцлер германской империи Отто Бисмарк
добился введения целой серии социальных законов
в 1881-89 гг.:
о страховании рабочих на случай болезни и на случай увечья,
о пенсиях по старости и инвалидности

Консервативность пенсионной системы базируется на том, что поколение детей должно кормить родителей. И кормить по определенным правилам. Правила в виде пенсионного законодательства устанавливает государство. Всякий работающий платит какие-то средства, вносит в общий котел.
При этом допустим страховой резерв на случай демографических колебаний в виде пенсионных накоплений. Просто он должен быть разумно вмонтирован в систему. Соучастие самого работника в этой системе тоже возможно и даже нужно. Мы сейчас делаем следующий шаг, о котором уже упоминалось, - введение программы софинансирования.
Фактически речь идет не о новой реформе, а о новом этапе реформы. Все те шаги, которые предпринимаются сегодня, были предусмотрены законодательством 2001 года. Возможность участия работника в накоплении своей пенсии сейчас реализуется. В этом году введены новые нормы, оформленные законодательно, и молодые поколения могут дополнительно копить себе на старость. Но это не избавляет их от необходимости делать отчисления на пенсии нынешних стариков.
Платит у нас не сам застрахованный, за него делает взносы работодатель, но все равно сохраняется принцип: отчисления с каждого молодого, ныне работающего, в пользу старших поколений, которые уже вышли на пенсию, должны осуществляться.
Есть еще один важный момент. Он затрагивает основы нравственной системы ценностей. Если мы разрушим принцип солидарности поколений в пенсионном обеспечении, это будет, как в старой сказочке, когда живых стариков отвозили умирать на санках в лес. Все-таки старшее поколение - это не просто хранители мудрости.
Всего через несколько десятилетий - уже к 2030-40-му году - нынешние молодые люди достигнут старшего возраста и будут составлять большинство населения в мире, в том числе и в нашей стране. К тому же - это будет большинство электората. Такой фактор любая власть должна принимать во внимание.

"НП": Расскажите, пожалуйста, об общественных приемных.

Вьюницкий: Общественные приемные - это давняя форма сотрудничества Союза пенсионеров и Пенсионного фонда РФ. Мы их стали создавать в 2001 году, когда начался первый этап пенсионной реформы. Тогда возникла необходимость объяснять новое законодательство. Наши активисты вместе со специалистами ПФР находились в приемных, беседовали с приходящими пенсионерами. И с теми, кто уже получает пенсию, и будущими: все объясняли, кого и в какой мере коснется реформа.
С тех пор общественные приемные постоянно действуют. Существует и выездная форма работы, отправляемся в отдаленные районы с разъяснительной работой.
Чисто по-человечески пенсионеру проще поговорить со своим ровесником, - а наши активисты тоже пенсионного возраста, - чем с молодым. Проще найти общий язык.
Бывает и так: формально человек приходит с вопросом, а на деле ему нужно душу кому-то излить. И, конечно, все проблемы и тяготы его лучше поймет человек, который находится в сходной ситуации.

При перепечатке ссылка на журнал «Новый пенсионер» обязательна

Продолжаем говорить про пенсии. Сегодня обсудим, какие виды пенсионных систем есть и как они работают.

Виды пенсионных систем

Пенсионные системы бывают двух видов: распределительная и накопительная.

Накопительная пенсионная система

Суть уже заложена в названии: пока человек работает, он делает отчисления со своей зарплаты или это делает за него работодатель. Эти средства не тратятся на выплаты текущим пенсионерам, а учитываются на отдельном счету, инвестируются и приносят доход.

Плюс системы - на нее мало влияет снижение рождаемости, рост продолжительности жизни и, как следствие, рост числа пенсионеров. Сколько человек сам накопил, столько и будет получать. Демографическая ситуация его мало волнует.

  • в такой системе беззащитными оказываются те, кто сам не может накопить на пенсию: инвалиды, люди с маленьким стажем, многодетные матери и т.п. Также уязвимы и их родственники, на которых возлагается нагрузка по их обеспечению. Всем этим людям остается только ждать милости от государства
  • размер пенсии сильно зависит от выбранной инвестиционной стратегии. Про доходность НПФ уже была статья, и ситуация там не радужная
  • все положительные эффекты от внедрения накопительной системы чувствуются далеко не сразу. Ведь существующим пенсионерам, которые не затронуты накопительной системой, все равно необходимо платить пенсии. Это увеличивает нагрузку на госбюджет (или заставляет государство увеличить пенсионные отчисления).

Распределительная система

Распределительная система работает по принципу солидарности или взаимопомощи поколений. Поэтому ее еще называют солидарной. Работающие люди с помощью своих отчислений обеспечивают жизнь пенсионеров. Т. е. каждое поколение получает пенсии за счет следующего. При этом уплаченные взносы не инвестируются, а идут на выплату текущих пенсий.

Плюс распределительной системы - пенсии получают и те, кто сам не смог своими отчислениями обеспечить себе пенсии.

Минус –зависимость от демографической ситуации. Система зависит от соотношения доходов(а именно от количества плательщиков и размера отчислений) и расходов, то есть от количества пенсионеров и размера выплат. Изменение любого из этих чисел неизбежно сказывается на балансе всей системы. Если рождаемость падает, а продолжительность жизни растет, текущих отчислений перестает хватать на выплаты пенсий. Об этой проблеме еще в 1994 году писал Всемирный банк в своем докладе «Предупреждение всемирного кризиса старения» (Averting the Old Age Crisis).

Какая модель наиболее гуманна?

Накопительная, где каждый сам за себя, или солидарная, где и взносы, и пенсии равномерно распределяются между людьми? Да, накопительная система хороша тем, что ваши взносы только ваши. Если они есть, и если их достаточно. А если нет - то это только ваша проблема. Хотите вы такой схемы для себя? И помните, что при такой системе, если ваши родители не накопили себе на пенсию, - это тоже ваши проблемы. Если ваша жена родила нескольких детей, и из-за этого ее отчислений не хватит на нормальную пенсию - это тоже будет ваша проблема. А у жены тоже есть родители, и если и они по каким-то причинам не накопили на пенсию, то угадайте, чья это проблема? Не много приходится на одного человека? Получается, что накопительная система хороша для здоровых холостых людей без малообеспеченных родителей. Сурово, но так. Остальным выгоднее солидарная система, в которой их могут хотя бы подстраховать от чрезмерной нагрузки.

У нас в России пенсионная система распределительная. , поэтому дальше давайте говорить про распределительную систему.

Почему выгодно иметь много людей с большими (и белыми) доходами?

Давайте рассмотрим на примерах.

Иван получает ежемесячно зарплату 130 500 рублей. Зарплата у Ивана белая, то есть работодатель исправно делает отчисления в ПФР. И не только туда, но сейчас не об этом.

Взносы в ПФР рассчитываются с зарплаты до вычета НДФЛ. У Ивана это 1 800 000 рублей в год.

Считаем, сколько денег идет с его дохода в ПФР.

Предельная сумма, с которой уплачивается 22% взносов, - 1 021 000 рублей.

То есть с этой суммы Иван платит в ПФР 224 620 рублей.

А что с остальными доходами?

С суммы дохода выше 1 021 000 рублей в год уплачиваются пенсионные взносы по ставке 10%.

То есть (1 800 000 - 1 021 000) * 10% = 779 000 * 10% = 77 900 рублей.

Итого с зарплаты Ивана в ПФР отчисляется 224 620 + 77 900 = 302 520 рублей взносов в год.

Или в среднем 25 210 рублей в месяц.

Средний размер пенсии в 2017 году составил 13 800 рублей.

То есть фактически отчислений Ивана хватает на пенсии 2 пенсионерам.

Василий. Ежемесячная зарплата до налогов 15 000 рублей в месяц или 180 000 рублей в год.

Считаем, сколько денег идет с его дохода в ПФР.

180 000 * 22% = 39 600 рублей в год.

Или 3 300 рублей в месяц.

То есть чтобы выплатить среднюю пенсию одному пенсионеру нужны отчисления 4 работников с зарплатой 15 000 рублей.

Что немаловажно, при таких отчислениях в ПФР средств Василия не хватило бы даже для финансирования его собственной минимальной пенсии в будущем.

Стоит напомнить так же, что индивидуальные предприниматели (ИП) в 2018 году перечисляют в ПФР 26545 руб в год при доходах менее 300 тыс. руб. Если доходы ИП превышают 300 тыс. руб, до добавляется еще 1%. Но общая сумма пенсионных начислений все равно довольно маленькая. Если ИП заработал 1 млн. руб, то в ПФР он заплатит 33545 руб. Ситуация еще более плачевная чем у Василия. Пенсию ИП будут выплачивать "вскладчину" другие участники солидарной системы.

Вывод 1

При солидарной системе распределяются не только выплаты между всеми пенсионерами, но и взносы между работающими. Каждый обеспечивает столько пенсионеров, сколько может. Кто-то может обеспечить четверть пенсии, кто-то 2 и даже больше, а пенсии при этом получают все. Благодаря такой системе снижается нагрузка на людей с небольшими доходами.

Так, Василий из примера не смог бы содержать родителей. Ему распределительная система выгодна, т.к. при ней его родители получают в среднем 27 000 р. на двоих, при том, что Василий платит взносов 3 300 рублей.

Вывод 2

При распределительной системе обществу выгодно, чтобы максимальное число людей получали высокие доходы. И при этом платили все налоги и взносы. Так, Иван из примера своими отчислениями с зарплаты в 150 000 рублей (до уплаты НДФЛ) содержит 2 пенсионеров вне зависимости от того, есть у него родители или нет. При накопительной системе личные доходы были бы личной выгодой или проблемой каждого отдельного человека.

Вывод 3

Однако наилучший эффект достигается от одновременной работы распределительной и накопительной систем. Причем именно добровольной накопительной, когда человек сам решает, сколько он будет откладывать денег на пенсию и куда. Именно благодаря одновременному использованию обоих систем европейские и американские пенсионеры и получают высокие выплаты в размере 58-83% от предыдущих доходов.

Достигнув преклонного возраста, человек обычно отправляется на заслуженный отдых и получает пенсию. Для подавляющего большинства людей пенсия — основной источник дохода в старости. В разных странах пенсия формируется по-разному.



Какие типы пенсионной системы существуют?

Распределительная или солидарная пенсия

Система работает по принципу солидарности поколений: работающее поколение платит за тех, кто уже вышел на пенсию. Большой плюс солидарной системы — государство может обеспечить приемлемый уровень пенсии тем, кто не смог бы сам скопить на старость, например, многодетным мамам, у которых нет большого стажа работы.

Распределительная пенсия является основной во многих странах, но из-за увеличения продолжительности жизни и постепенного старения населения, она перестает справляться с поставленной задачей. Тех, кто работает и делает отчисления в общий «пенсионный котел», становится все меньше. А пенсионеров — все больше.

Поэтому большинство развитых стран были вынуждены реформировать пенсионные системы, чтобы сохранить достойный размер пенсий для своих граждан.

Накопительная пенсия


Эта система противоположна распределительной: в ней пенсионеру платят не другие люди, а он сам копит себе на пенсию, пока работает. В течение жизни человек или его работодатель делает отчисления с его зарплаты, эти деньги инвестируются и приносят доход. Именно на них человек живет на пенсии.

Плюс в том, что на такую систему меньше влияют демографические тенденции. Даже наоборот: поскольку люди остаются активными и работоспособными до преклонных лет, они могут дольше копить и в результате сформировать себе пенсию большего размера.

Минус — люди с низким доходом не смогут откладывать достаточно денег и окажутся на пенсии в крайне уязвимом положении. В таком случае, скорее всего, только государство сможет обеспечить им достойную старость.

Смешанная пенсия

Во многих странах пенсионная система смешанная — распределительно-накопительная. Сами граждане или их работодатели делают отчисления в пенсионный фонд страны, часть этих денег идет на выплаты нынешним пенсионерам, а другая часть — на их собственную будущую пенсию.

Какая пенсионная система в России?

В России была попытка создать смешанную пенсионную систему. С 2002 по 2014 год обязательные пенсионные взносы работодателей разделяли на части. Например, с 2010 года 16% от зарплаты каждого работника (1967 года рождения и моложе) уходили в бюджет Пенсионного фонда России (ПФР), а затем на выплаты нынешним пенсионерам. А 6% шли на индивидуальный пенсионный счет человека.

Этот счет каждый мог пополнять и сам. Если личные взносы достигали 2000 рублей в год, государство вносило на счет человека такую же сумму (но не больше 12 000 рублей за год). Это называлось софинансированием пенсии . Так формировались личные пенсионные накопления.

Но со временем разрыв между взносами, которые делают работодатели, и выплатами, которые идут пенсионерам, увеличивался. И с 2014 года правительство «заморозило» накопительную часть пенсии. Новые взносы работодателей ее не пополняют — все идет в «общий котел» ПФР. Таким образом, пенсионная система снова стала распределительной.

При этом те пенсионные накопления, которые уже были сделаны, остаются на индивидуальных счетах россиян. Люди, как прежде, могут делать добровольные взносы и самостоятельно пополнять эти счета.

Кроме того, владельцы пенсионных накоплений могут сами решать, кому доверить управление этими деньгами. Ведь от того, насколько удачно будут вложены пенсионные накопления и какой инвестиционный доход они принесут, будет зависеть размер будущей пенсии человека.

По закону, можно перевести свои пенсионные накопления в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) или оставить в ПФР. У ПФР есть несколько уполномоченных управляющих компаний (УК), которые предлагают разные инвестиционные стратегии. Можно выбрать любую из них.

Подробнее о том, как устроена пенсионная система, вы можете прочитать здесь .

Какой будет моя пенсия?

Если вы родились в 1966 году и раньше и самостоятельно не вступили в программу государственного софинансирования пенсий , то вся ваша пенсия будет только страховой.

Если же вы родились в 1967 году или позже и до 2014 года успели хотя бы немного поработать, то ваша будущая государственная пенсия складывается из двух частей — страховой и накопительной.

Страховая часть пенсии зависит от трудового стажа и заработка. Ее рассчитывает и назначает Пенсионный фонд России (ПФР), когда вы выходите на пенсию. Для расчета используют пенсионные баллы — за каждый год работы вам начисляют определенное количество баллов. От того, какая сумма баллов у вас наберется к моменту выхода на пенсию, и будет зависеть размер страховой части пенсии.

Вторая часть — накопительная — зависит от того, какую сумму взносов на ваш индивидуальный пенсионный счет успел перечислить работодатель и сколько денег вы сами на него внесли. А также от того, насколько успешно фонд или УК инвестируют ваши деньги.

Если вас не устраивает размер инвестиционного дохода, который заработал ваш фонд или УК, вы можете перевести свои пенсионные накопления: из ПФР в НПФ или обратно, а также из одного НПФ в другой. Точно так же можно поменять управляющую компанию, оставшись в Пенсионном фонде России. Как это сделать без потерь, читайте в тексте о смене пенсионного фонда.

Подробнее о том, как формируется пенсия, можно прочитать на сайте ПФР .

Также на сайте ПФР есть специальный калькулятор , где можно прикинуть, какая пенсия у вас будет.

  • Темы
  • Исследования
  • Колонки
  • Тесты
  • Подкасты
  • Книги
    • Списки литературы
    • Фрагменты
  • Картотеки
  • .

Подготовленный Минтрудом и Пенсионным фондом (ПФР) проект стратегии пенсионной реформы вызвал массу споров. Против усечения накопительной компоненты пенсии высказались эксперты и работодатели, со Стратегией не согласен экономический блок правительства. Владимир Путин поручил правительству провести широкое обсуждение реформы. Дискуссии прошли в Открытом правительстве, НИУ ВШЭ, РСПП, на этой неделе будут обсуждения в Общественной палате, с профсоюзами и т.д.

Крайне негативное заключение на проект реформы опубликовал в минувшую пятницу Комитет гражданских инициатив Алексея Кудрина. С неприятием предложенной пенсионной стратегии выступил Центр стратегических разработок.

В выступлении Андрея Пудова повторены основные положения, с которыми выступают вице-премьер Ольга Голодец, министр труда Максим Топилин и председатель ПФР Антон Дроздов. Это акцент на развитии солидарной части пенсии, примат задачи снижения ее дефицита, перевод накопительных пенсий на добровольную основу.

Проект Стратегии содержит несколько принципиальных разделов, суть которых заключается в том, чтобы определить основные целевые ориентиры, основные позиции, связанные с развитием пенсионной системы до 2030-го года. Основные направления – это:

Проблемы и цели

Сейчас достигнут достаточно высокий средний размер пенсии – 9,7 тыс. руб. Соотношение прожиточного минимума пенсионера с пенсией достигло 179%, а коэффициент замещения – 36,8%. Но остается нерешенным ряд существенных проблем, требующих оперативного и долгосрочного решения.

Это, в первую очередь, проблема отсутствия достаточных страховых источников для поддержания коэффициента замещения трудовой пенсии в долгосрочной перспективе на социально-приемлемом уровне.

Есть высокие риски, связанные с сохранностью накопительного элемента, обусловленные неразвитостью финансовых институтов.

И, наконец, проблема сохранения досрочных пенсий в солидарной системе без достаточного источника покрытия. Сегодня тарифов страхового взноса для этой сферы не существует. Работодатели [чьи работники имеют право на досрочную пенсию – прим. OPEC.ru] платят абсолютно такой же размер страхового взноса, как и те, чьи рабочие места не обременены условиями вредности.


Конечно, в качестве целевого ориентира мы определяем задачу гарантировать социально-приемлемый уровень пенсионного обеспечения. Его индикатор – пенсионные выплаты на уровне не меньше 2,5 -3 прожиточных минимумов пенсионера, или не менее 40 % среднемесячного заработка при среднем нормативном стаже, учитывая всю продолжительность трудовой деятельности. Необходимо формирование дополнительных пенсий для среднего класса на основе корпоративных и добровольных пенсионных систем.

Следующими целевыми ориентирами является обеспечение долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы и её сбалансированности, удержание на приемлемом уровне пенсионной нагрузки на экономику страны, чтобы работодатели могли платить взносы в полном объеме, не уходя в тень.

В краткосрочной перспективе намечается решение, сформированное в виде проекта федерального закона, устанавливающего тарифы страховых взносов для работодателей, оплачивающих взносы за лиц, занятых работой во вредных, тяжелых и опасных условиях труда. Мы предполагаем, что тариф по спискам № 1 и 2 составит в 2013 году 4% и 2% соответственно, в 2014 – 6% и 4%, а в 2015 –9% и 6%.

Вторым пунктом данного проекта ФЗ предлагается изменение подходов к обеспеченности пенсионных прав самозанятых лиц, к которым отнесены индивидуальные предприниматели, фермеры, адвокаты и нотариусы. Для них предполагается постепенное повышение уровня фиксированного платежа. Сейчас они платят взносы лишь с одного МРОТа (26 %) – это за год около 14 тыс. руб. Получается, данная категория обеспечивает лишь 1/10-ю часть своей будущей пенсии. Эти взносы не покрывают даже фиксированную базовую часть пенсии. Поэтому предлагается уже в краткосрочной перспективе для этих категорий начиная с 2013 года довести платеж до 2 МРОТов, в 2014 году – 2,5 МРОТа, а в 2015 г. – 3. По актуарным расчётам Пенсионного фонда, чтобы самозанятые в течении трудовой деятельности обеспечили возможность получения трудовой пенсии хотя бы на уровне прожиточного минимума пенсионера (а это гарантировано государством), оплата взносов должна составлять не меньше 2,8 МРОТов.

Этим же законопроектом предполагается сохранить для основной категории работодателей нынешнюю льготную ставку 22+10%, не повышая его до 26% с 2014 года. Если не вносить никаких поправок, с 2014 года тариф должен был бы вернуться на уровень 26%. В Стратегии мы предполагаем возможность сохранения тарифа на данном уровне.

Кроме того, на краткосрочную перспективу мы предлагаем доведение ожидаемого периода выплата пенсий до расчётного, т.е. реально актуарно обоснованного сегодня по данным Росстата, Минэкономразвития и Пенсионного фонда. Он составляет 21,4 года, а по текущему законодательству – лишь 18 лет. Если в законодательстве ничего не менять, в 2013 году он достигнет 19. Предлагается продолжить поэтапный рост этого показателя, доведя его 2014 года до 20, а в 2015 году – до 21 года. В этом случае он даже не дотянется до расчётного показателя 21,4 в краткосрочном периоде.

Досрочные пенсии

На среднесрочную перспективу проектом пенсионной Стратегии предусмотрено дальнейшее реформирование института досрочных пенсий. Важно предоставить работодателю возможность выбора платежа при наличии соглашения с работником. Это индивидуально-трудовой договор, в нем будет предусмотрено на уровне тарифных отраслевых соглашений согласование с работником и профсоюзами платежей за труд с вредными условиями в добровольную пенсионную систему на индивидуально-лицевые счета. Платеж будет производиться в корпоративную пенсионную систему. За 2013–2014 года должен быть разработан и принят пакет законов, предусматривающий формирование полноценного сегмента корпоративного пенсионного обеспечения.

В отношении досрочных пенсий мы предлагаем новый порядок для лиц, которые будут начинать формировать пенсионные права после принятия законодательства о корпоративном пенсионном обеспечении. Институт формирования прав за работу во вредных условиях труда нужно перевести из института обязательного пенсионного страхования в социальное страхование. И страховать возможность досрочной утраты профессиональной трудоспособности теми, кто занят работой во вредных условиях. Соответствующие наработки есть у фонда социального страхования, они осуществлялись еще по заказу министерства здравоохранения и социального развития. Данный вид страхования не должен замыкаться на фонд соцстрахования. Здесь могут быть задействованы и страховые компании. Они подтвердили возможность участия в данном виде страхования и обещали помочь в разработке основных подходов, актуарных обоснованиях, расчете тарифа страховых взносов, риска страховых случаев. Этому законопроекту предстоит сложная, но, думаю, хорошая жизнь, и мы еще будем обсуждать его с вами.

Следующий блок вопросов, который мы отразили в стратегии – это реформа накопительной составляющей пенсионной системы. В настоящее время лица моложе 1967 года рождения уплачивают накопительный взнос в размере 6%. Мы предлагаем в краткосрочной перспективе (год не обозначили) перевести в страховую часть пенсии 4%, а оставшиеся 2%, по выбору застрахованного лица, направлять в солидарную или в добровольно-накопительную систему. Это можно будет делать на условиях законопроекта о корпоративном пенсионном обеспечении. Здесь будут развиваться и финансовые институты, и финансовые инструменты, на этот рынок, по нашему мнению, должны быть допущены страховые компании и кредитные организации.

Накопительная система и гарантии

Не буду останавливаться на рисках, которые сегодня несет накопительная составляющая трудовой пенсии, на структуре активов пенсионных накоплений. К сожалению, несмотря на многочисленные усилия, этот институт должного развития так и не получил. К сожалению, до сих пор не появился закон, который обеспечивает гарантию сохранности пенсионных накоплений даже в номинальном выражении. Он еще в стадии проработки, хотя выплаты Пенсионным фондом уже осуществляются. Для справки скажу, что из 600 тыс. пенсий, назначенных Пенсионным фондом в этом году, лишь около тысячи содержат накопительную часть. И всего 500 – срочную часть накопительной пенсии. Всё остальное – это единовременные выплаты. Это показывает, что у большинства из тех, кто сформировал свои пенсионные права на текущую дату, накопительные пенсии не превысили 5%-ого порога от совокупного размера трудовой пенсии.

Следующий вопрос, решение которого, согласно Стратегии, предстоит в среднесрочной перспективе (мы будем его обсуждать с общественностью), – это вопрос совершенствования подхода к расчету пенсионных прав застрахованных лиц. Иначе говоря, совершенствование и формирование новой пенсионной формулы. Сегодняшняя формула напрямую связана лишь с объемом пенсионных накоплений, поступивших и учитываемых ПФР. А в знаменателе формулы — ожидаемый период получения трудовой пенсии. Но тут тоже есть вопросы к тому, что ожидаемый период выплаты одинаков для страховой и накопительной части пенсии. Хотя подход к их регулированию в действующем законодательстве разный. В страховой части пенсии ПФР учитывает страховые взносы, а в накопительной – только фактически поступившие страховые взносы. То есть может начисляться бОльшая сумма, а оплачиваться за застрахованное лицо –меньшая. В правах по накопительной части учитывается только меньший размер уплаченных страховых взносов. Мы видим, что необходимо эту формулу совершенствовать в зависимости от размера пенсии, от продолжительности трудового стажа, срока выхода на пенсию.

Целевым ориентиром на первом этапе мы считаем нормативный стаж в 30 лет. По данным ПФР, в настоящее время средний показатель трудового стажа при выходе на пенсию составляет 32 года. Поэтапно нужно довести его до более высоко размера. В проектной версии мы её называем – 40 лет, но это надо обсуждать. Первый этап –это 30-летний трудовой стаж. В перспективе мы говорим о необходимости учета при выплате пенсии совокупного дохода, получаемого пенсионерами. У нас есть высокодоходная группа лиц, которая продолжает трудовую деятельность. Если будет реализован новый подход к пенсионной формуле, нужно учитывать доход работающего пенсионера. Это должно обуславливать размер пенсии.

Безусловно, в качестве целевого ориентира мы оставляем обеспечение в рамках новой формулы минимальных гарантий не ниже величины прожиточного минимума. Но это должно сопрягаться с обеспечением актуарной сбалансированности пенсионной системы.

По вопросам системы управления обязательным пенсионным страхованием скажу лишь, что мы видим необходимость создания единого информационного поля: в рамках уже действующей модели межведомственного оборота нужно создать возможность учёта застрахованных лиц. Это должна быть единая информационная система социальных прав застрахованных: фонд социального страхования и ПФР собирают схожие данные о социальных правах, их аккумуляции и учёта. Также на среднесрочную перспективу остается вопрос совершенствования правового статуса ПФР.

Кстати, о самозанятых. Эта тема вчера обсуждалась в РСПП. Для них можно сделать даже отдельную пенсионную формулу. Правда, высказывались позиции в пользу добровольного участия самозанятых в системе обязательного пенсионного страхования. Но мировой тренд все-таки к расширению охвата лиц обязательным пенсионным страхованием. Поэтому, мне кажется, уходить на добровольность для этого круга лиц было бы не совсем обосновано. Лучше создавать механизмы, которые стимулируют данную категорию застрахованных лиц участвовать в формировании своих пенсионных прав. Конституция гарантирует всем пенсию при достижении определённого возраста. И нужно, чтобы они участвовали в солидарной системе.

Резюме

Принцип, который мы называем в качестве определяющего – это все-таки принцип солидарности. Именно на этом построен первый уровень пенсионной системы. Система должна развиваться на трёхуровневой модели. Первый – это как раз уровень, который гарантирует обязательства государства в рамках госпенсии на уровне до 40% коэффициента замещения при нормативно-трудовом стаже, учитывая заработок за всю продолжительность трудовой деятельности. Второй уровень – это корпоративные пенсии, формированные за счёт средств работодателя при соответствующем стимулировании. Третий уровень – добровольный. В совокупности 1- 3 уровни должны коэффициент замещения на уровне 60-70%. Но, конечно, основной акцент Стратегии – это, безусловно, минимальные гарантии, т.е. прожиточный минимум пенсионера и коэффициент замещения в 40% при тех параметрах трудового стажа, которые я назвал.

Это позволит нам улучшить сбалансированность пенсионной системы к 2030 году. Никто не говорит, что бюджет будет полностью сбалансирован, это было бы слишком оптимистично. Мы расширим охват населения обязательным пенсионным страхованием и выполним задачу стимулировать выход на пенсию в более позднем возрасте, имея в виду модель пенсионной формулы, когда размер пенсии зависит от длительности трудового стажа. В этом случае человек будет прямо заинтересован в том, чтобы продолжать трудовой деятельность более долго, получая более высокий размер пенсии при увеличенном трудовом стаже.


  1. Что такое пенсия и как она возникла?

Пенсионная реформа стала темой №1 в современной России. Эмоций вокруг нее много, а понимания происходящего мало, тем более, что специалисты по пенсионному обеспечению либо в общественной дискуссии не участвуют, либо только запутывают спорящих, потому что занимают сервильную проправительственную позицию. Придется самим заняться ликбезом в области пенсионного обеспечения.

Логично начать с самого главного: что же такое пенсия? «Современный экономический словарь» Б.А. Райзберга, Л.Ш. Лозовского и Е.Б. Стародубцева сообщает: «пенсия (от латинского pensio – платеж) денежное обеспечение, регулярные денежные выплаты, предоставляемые гражданам при достижении определенного возраста, в связи с инвалидностью, при потере кормильца и в других предусмотренных законом случаях»[1].

История пенсионного обеспечения начинается в Новое время с переходом стран Западной Европы к обществам урбанистического и индустриального типа[2]. До этого, в обществах традиционных (и сейчас, там, где таковые сохранились) обеспечением стариков и инвалидов, не способных работать и себя содержать, занимались либо семья, либо общины – родовая, соседская, поземельная, церковная. Индустриализация привела к массовому переселению людей в города, разрушению патриархальных семей, а развитие капитализма, как прекрасно показал Маркс, разрушило сельскохозяйственные крестьянские и городские цеховые общины. Появилась проблема необеспеченной старости значительных слоев населения. Попытки решить ее, создавая союзы взаимопомощи, нечто вроде частных, локальных пенсионных фондов, несколько сняли остроту проблемы, но она все равно осталась. Требовались системы пенсионного обеспечения в общенациональных масштабах. Первая такая система возникла в Германской империи при канцлере Отто фон Бисмарке, затем немецкая модель стала перениматься другими странами (естественно, везде приобретая национальные особенности), пока пенсионные системы не появились во всех экономически развитых странах.

  1. Накопительная пенсионная система

Существуют различные виды пенсионных систем. Всех их можно разделить на два типа. Разумеется, это абстракции, потому что все реальные пенсионные системы носят смешанный характер, но такие абстракции всегда полезны для понимания сути дела.

Любая классификация производится по определенному основанию. В нашем случае основанием выступает адресат пенсионного обеспечения – отдельное лицо или все сограждане старшего возраста, имеющие по закону право на определенный вид пенсии. Иначе говоря, либо речь идет об обеспечении лицом в старости лишь самого себя, либо – об обеспечении других сограждан.

Первая тип получил название накопительной пенсионной системы, второй – солидарной.

Сущность накопительной состоит в том, что работник или его работодатель регулярно отчисляют в фонд часть зарплаты или дохода. Там деньги собираются на индивидуальном счету и этой суммой распоряжаются профессиональные инвесторы, цель которых – приумножить капитал клиента фонда. При возникновении оговоренных обстоятельств (старость, инвалидность, потеря кормильца и т.д.) клиент начинает регулярно получать выплаты со своего счета. Все, как если бы человек положил деньги на счет в банке (вплоть до наследования накоплений в случае, если человек не доживет до оговоренного случая) за исключением трех нюансов:

1) государственный пенсионный фонд дает гарантию выплаты пенсий, а банк может разориться (частный фонд тоже может разориться, но он и предлагает пенсии побольше)

2) при возникновении оговоренных обстоятельств человек не может взять и снять всю сумму: смысл в том, что человек будет получать денежные выплаты до конца жизни[3].

3) деньги в фонд может отчислять не сам работник, а его работодатель.

Элементы накопительной системы есть практически во всех странах, но предпочтение ей отдают в таких странах как США, где сильны традиции либертианских экономических взглядов.

  1. Солидарные пенсионные системы. Пенсионное страхование

Сущность солидарной пенсионной системы – принцип солидарности, то есть взаимопомощи поколений. Его можно сформулировать так: «пока мы работаем, мы платим за сограждан старшего возраста, когда мы работать не сможем, другое поколение работающих будет платить за нас». С точки зрения эволюции общественной нравственности, естественно, солидарная система представляет собой гораздо более высокую ступень. Она распространена в странах государственного, «социального» капитализма или в странах реального социализма.

Но солидарная система также имеет две разновидности или подтипа – это государственное и страховое пенсионное обеспечение (соответственно пенсии в этих системах именуются пенсиями по гособеспечению или страховыми пенсиями). Первоначально возник второй подтип. Собственно, пенсионная система бисмарковской Германии была страховой. Потом – первый подтип, например, пенсии в СССР были пенсиями по гособеспечению.

Разница между ними – в источнике финансирования.

Страховые пенсии выплачиваются из страховых взносов работников и/или их работодателей по принципу страховой премии. Поясним на примере, как работает этот механизм. Как известно, если вы застраховались на случай угона вашего автомобиля и автомобиль у вас, действительно, угнали (то есть произошел «страховой случай»), то вы получите возмещение (страховую премию) – из средств тех застрахованных у того же страховщика лиц, которые тоже выплачивали страховые взносы, но им посчастливилось и воры обошли их транспортные средства стороной. Выгода – в том, что всем гарантировано возмещение убытка, причем, каждый пострадавший выплатит в страховой фонд гораздо меньшую сумму, чем получит при страховом случае. Разумеется, все остальные, у кого автомобили не угонят, потеряют свои деньги, которые они уже выплатили в страховой фонд. Но и они не останутся «в накладе». Во-первых, они получили «психологическую выгоду» – чувство уверенности, что угон их автомобиля не повлечет за собой непоправимый удар по семейному бюджету. И во-вторых, все застрахованные жертвы угонщиков, получив «страховку», приобретают новые автомобили, в результате рынок автомобилей развивается, цены на машины, запчасти и т.д. падают. Это ощущается всеми, в том числе и теми участниками страхования, у кого не произошел «страховой случай».

При пенсионном страховании (возьмем для удобства одни лишь пенсии по старости) страховой случай наступает у всех, кто достиг пенсионного возраста (то есть ущерб здесь – утеря прежнего уровня работоспособности в связи со старостью). Эти люди получат пожизненные пенсии из пенсионного страхового фонда, где собраны финансы, поступавшие и от них самих, и от до сих пор работающих сограждан и, наконец, от тех, кто платил страховые взносы до смерти, но не дожил до пенсионного возраста. Последние подобны тем застрахованным автомобилистам, у которых не угнали их автомобили (иначе говоря, это люди, у которых страховой случай не наступил). Итак, все разговоры «пенсионера Навального» из youtube о том, что если человек не доживет до пенсии, то его взносы «украл» пенсионный фонд, бессмысленны (о чем в своем ролике красноречиво сказал Б.Ю. Кагарлицкий). С таким же успехом застраховавшийся автомобилист может голосить, что он платил в страховую компанию взносы 10 лет, а машину у него так и не украли, так пусть возвращают денежки! Любое лицо, страхуясь от какого-либо случая, берет на себя риск – в обмен на гарантию возмещения ущерба. Работающий человек, становясь клиентом пенсионного фонда, и выплачивая ему взносы (лично и через работодателя) надеется, что он доживет до пенсии. Но даже если и не доживет, все равно он не потратит деньги зря и все равно ему было выгодно платить пенсионные взносы. Во-первых, благодаря этому общество становилось гуманнее по отношению к старикам, и вообще стабильнее и солидарнее, что улучшает качество жизни любого гражданина этого общества. И во-вторых, забота о его собственных родителях или родственниках старшего возраста распределялась на всех граждан, а не ложилась только его плечи. Допустим, такой не доживший до пенсии гражданин жил с матерью-пенсионеркой. Он ежемесячно отчислял в пенсионный фонд со своей зарплаты в 15 000 рублей 22%, то есть 3 300 рублей и его мать ежемесячно получала из пенсионного фонда среднюю пенсию 14 100 рублей. Очевидно, он не смог бы тратить на нее столько, не будь он участником пенсионного страхования. Жульничество российского государства с повышением пенсионного возраста состоит в другом: оно через законы о пенсионном обеспечении и пенсионном фонде уже заключило договор с гражданами, гарантируя им, что они выйдут на пенсию и станут получать выплаты с определённого возраста (женщины с 55, мужчины – с 60 лет). И вдруг оказывается, что страховой случай переносится на 8 и 5 лет соответственно. Это все равно как если бы вы застраховали автомобиль, попали бы в аварию, пришли за «страховкой», а вам бы сказали: а мы теперь только после двух аварий выплачиваем, но ту же сумму, что и раньше, потому что денег в фонде не хватает.

Однако вернемся к типологии солидарных пенсий. Перед нами распределение заботы о согражданах старшего общества на все общество и это в конечном итоге это выгодно всем: и самим пожилым людям, и их работающим младшим родственникам, и детям работающих (на которых тратятся деньги, сэкономленные благодаря пенсионной системе) и даже тем работающим, у которых нет старших родственников – они наслаждаются благами жизни в обществе, где снижена напряженность между поколениями. Такая страховая пенсионная система, как мы уже говорили – огромное социальное достижение. Но она имеет и свои недостатки. «Чистая» страховая пенсионная система финансируется из взносов граждан и их работодателей. Государство здесь выступает лишь как гарант получения работающими пенсий в будущем и выплат пенсионных взносов работодателями в настоящем. Но само государство туда свои средства не вкладывает. А значит, если наступает неблагоприятная демографическая ситуация – количество работающих падает, а количество пенсионеров растет, такая пенсионная система начинает переживать кризис. Можно спорить, действительно ли наша пенсионная система сейчас в таком кризисе или государство подсовывает населению фальсифицированные данные о продолжительности жизни и количестве работающих и пенсионеров, но сама уязвимость такой системы очевидна.

Кроме того, в случае идеальной, беспримесной страховой системы, пенсии получают только те, кто выплачивал взносы, то есть те, кто работал. А как же быть с инвалидами, безработными или просто теми, кто по каким-либо причинам не работал на предприятии или в фирме (пример – домохозяйки)?

Поэтому передовые социальные государства Запада сейчас переходят к другой системе (конечно, сохраняя как элемент и пенсионное страхование и даже накопительные пенсии).

  1. Пенсии по гособеспечению

Другая система – это первый подтип солидарной пенсионной системы. Мы уже говорили, что различие их состоит в источнике финансирования. В случае пенсионного страхования источник – взносы застрахованных работающих граждан и их работодателей. В случае государственного пенсионного обеспечения источник – госбюджет. Это значит, что для получения такой пенсии (ее называют пенсия по гособеспечению) граждане не платят специального пенсионного взноса, они платят обычные налоги, а по достижении пенсионного возраста они начинают получать от государства регулярные фиксированные (иногда одинаковые у всех) пожизненные денежные выплаты – только на том основании, что они – граждане этого государства. Казалось бы, какая разница? Ведь госбюджет формируется из налогов, а значит схема та же, что и с пенсионным фондом. Но разница все же есть. Во-первых, размер индивидуального налога может быть меньше пенсионного взноса и, во-вторых, бюджет государства формируется и из других источников, скажем, в случае России – это доходов от продажи нефти и газа за рубеж.

Такие пенсии появились уже давно, но как правило, они распространялись лишь на государственных служащих и членов их семей (так было, например, в царской России). В настоящее время в социальных государствах Европы мы наблюдаем переход к социальной или государственной пенсии не только для служащих государства, но и для членов гражданского общества. Ярким примером является здесь Дания, пенсионная система которой по надежности лидирует во всем мире. Естественно, в Датском королевстве существуют и накопительные, и страховые пенсии, но основа национальной пенсионной системы – так называемая социальная пенсия нулевого уровня. Она состоит из двух частей. Первая – базовая социальная пенсия, которая является ежемесячной государственной выплатой, не зависящей ни от стажа, ни от уровня заработка. На нее могут рассчитывать все граждане, достигшие пенсионного возраста (65 и 67 лет в зависимости от года рождения) и прожившие в стране не менее 3 лет. Она одинакова для всех получателей и равна 61 152 датские кроны (около 10 800 долл. США) в год. Вторая часть – целевая, она предназначена тем пенсионерам, которые материально нуждаются. Ее цель – довести их уровень благосостояния до прожиточного минимума[4]. В Норвегии есть подобная гарантийная часть пенсии, аналоги существуют и в других страх севера Европы.

Кстати, у нас в СССР также была повсеместно распространена пенсия по гособепечению. Можно спорить о том, хватало ли советской пенсии на жизнь и справедливую ли сумму получали разные категории населения, но нельзя отрицать одно: это были государственные выплаты, а не страховые взносы лишь перераспределенные государством. Советские пенсии финансировались из так называемых общественных фондов потребления, формируемых за счет доходов от предприятий.

По нашему глубокому убеждению, переход от госпенсий к пенсионному страхованию, который произошел в РФ при президенте Путине – это явный шаг назад, социальный регресс. Государство сняло с себя бремя заботы об огромных массах населения. Пенсии по гособеспечению в РФ сохранились, но соответствующий закон[5] гарантирует их лишь нетрудоспособным гражданам, участникам ВОВ, пострадавшим при Чернобыльской аварии, космонавтам, военнослужащим и (. ) чиновникам федерального уровня и членам их семей в случае утери кормильца. Госпенсии получают и силовики, но по отдельному закону.

Те, у кого вообще нет трудового стажа, могут рассчитывать на минимальную социальную пенсию от государства, но она мизерная.

Нам представляется, что левые силы в настоящих условиях должны бороться не только за отмену законопроекта о повышении пенсионного возраста, но и о введении в России достойных пенсий по гособеспечению, по аналогу с североевропейскими социальными пенсиями нулевого уровня. Деньги на это может дать введение прогрессивного налога.

Читайте также: