Приоритетные направления пенсионного обеспечения

Правительством РФ утверждена Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации.

Реализация Стратегии будет осуществляться по следующим основным направлениям:

совершенствование тарифно-бюджетной политики;

реформирование института досрочных пенсий;

реформирование института накопительной составляющей пенсионной системы;

развитие корпоративного пенсионного обеспечения;

совершенствование формирования пенсионных прав в распределительной составляющей пенсионной системы;

совершенствование системы управления обязательным пенсионным страхованием;

развитие международного сотрудничества в сфере пенсионного обеспечения.

Стратегию предполагается реализовать в 3 этапа.

В рамках первого этапа (по 2013 год включительно) предлагается, в частности:

установление дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда и на отдельных видах работ;

введение специальной оценки условий труда, по результатам которой соответствующие работодатели освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ по дополнительным тарифам;

изменение тарифной политики в отношении самозанятых граждан в целях более полного обеспечения их пенсионных прав;

законодательная регламентация (с введением с 2014 года) перераспределения тарифа страховых взносов для застрахованных лиц, которые не осуществили выбор в пользу формирования средств пенсионных накоплений в управляющей компании или негосударственном пенсионном фонде, - направление 2 процентов указанного тарифа на накопительную составляющую и 4 процентов тарифа страховых взносов на распределительную составляющую пенсионной системы с сохранением на прежнем уровне в размере 6 процентов тарифа страховых взносов на накопительную составляющую для застрахованных лиц, которые осуществили выбор в пользу формирования средств пенсионных накоплений в управляющей компании или негосударственном пенсионном фонде, и с предоставлением им права самостоятельного выбора варианта формирования пенсионных прав: в размере 6 процентов тарифа страховых взносов на накопительную составляющую пенсионной системы или 2 процентов тарифа страховых взносов на накопительную составляющую и 4 процентов тарифа страховых взносов на распределительную составляющую пенсионной системы;

повышение требований к минимальному размеру собственных средств негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих формирование и инвестирование пенсионных накоплений, и качеству составляющих их активов;

создание многоуровневой системы гарантий сохранности средств накопительной составляющей, включая системы объединенных гарантийных фондов.

В рамках второго этапа (2014 - 2015 годы) предлагается, в числе прочего:

совершенствование системы персонифицированного учета граждан в сфере обязательного пенсионного страхования;

совершенствование организационно-правовой формы негосударственных пенсионных фондов;

формирование единой системы актуарного оценивания, включая стандартизацию актуарной деятельности;

комплексное преобразование системы досрочных пенсий с установлением нового механизма формирования и реализации социальных прав застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда и на отдельных видах работ;

установление правовых основ создания и функционирования корпоративных пенсионных систем.

В рамках третьего этапа (2016 - 2030 годы) предлагается:

предоставление самозанятым гражданам права выбора варианта формирования и реализации пенсионных прав;

определение дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда, с учетом необходимости обеспечения всего досрочного периода получения ими трудовой пенсии;

стимулирование дополнительного платежа из заработной платы в пенсионную систему для работников с учетом уровня их доходов и возраста.

На постоянной основе предлагается:

расширение перечня финансовых инструментов инвестирования пенсионных накоплений;

повышение уровня облагаемого страховыми взносами заработка с учетом темпов роста средней заработной платы в Российской Федерации;

поэтапное приведение размера страхового взноса, уплачиваемого самозанятыми категориями граждан, в соответствие с уровнем производимых им пенсионных выплат;

оптимизация механизма преференций по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации отдельными категориями страхователей;

повышение транспарентности институтов, участвующих в формировании пенсионных накоплений (совершенствование порядка раскрытия информации);

стимулирование добровольного формирования гражданами пенсионных накоплений и содействие развитию добровольных (корпоративных и частных) пенсионных систем;

расширение охвата населения корпоративным пенсионным обеспечением;

совершенствование системы государственного контроля за формированием средств пенсионных накоплений;

принятие мер по синхронизации обязательного пенсионного страхования с другими видами обязательного социального страхования.

По мнению разработчиков Стратегии, реализация предлагаемых мер позволит обеспечить достойный уровень пенсий гражданам на основе принципа социальной справедливости. Будет создана понятная и прозрачная пенсионная система, позволяющая гражданам выбирать наиболее приемлемую для них пенсионную стратегию.

При этом предусматривается:

достижение коэффициента замещения трудовой пенсией по старости до 40 процентов утраченного заработка при нормативном страховом стаже и средней заработной плате;

достижение приемлемого уровня пенсий для среднего класса за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах;

обеспечение среднего размера трудовой пенсии по старости на уровне 2,5 - 3 прожиточных минимумов пенсионера;

достижение максимально возможной сбалансированности пенсионной системы.

Больше документов и разъяснений по коронавирусу и антикризисным мерам - в системе КонсультантПлюс.






С точки зрения Всемирного Банка существует три основных варианта реформы:

Первый вариант заключается в реформировании распределительной системы.

Второй состоит в быстром и практически полном переходе к обязательной системе.

Третий - постепенный переход к многоуровневой системе, представляющей сочетание распределительного и накопительного принципа, которое будет зависеть от условий и в стране и ограничений в плане финансирования перехода.

Реформирование только распределительной системы, за несколькими существующими исключениями, многие из необходимых изменений могут быть достигнуты реформами распределительной системы т.е. изменением параметров пенсионной системы, пенсионный возраст, нормативы начисления, продолжительность периода, внимание при расчете пенсий, индексация, и т.д.). Евдокимова Т.С. Риски накопительной пенсионной системы //Финансы. - 2006. -№ 9. - С.60-62. Участие в комплексной реформе распределительной системы непривлекательны с политической точки зрения, - к тому времени, когда можно будет пожинать фискальные экономические плоды реформы, политик, принимавший соответствующее решения «со сцены»; проведение продолжительных приростных изменений создает проблемы последовательности. Политики не могут гарантировать, что предлагаемая парадигмы реформы будет долгосрочной и последовательной (т.е., что система поставлена на долгосрочную финансовую основу).Возможно, более результативной стратегией при реформировании распределительной системы является использование "изменение парадигмы", т.е., применение рамок, меняющих привычное понятийное поле.

Полный переход к накопительной системе в принципе, решает все те проблемы, которые не способна решить только реформе распределительной системы, включая использование квази-накопительных счетов. Вопросы, связанные с мотивацией, большинство связанных с распределением, а не сбережений, справедливости по отношению к разным поколениям, формированием капитала. Однако, полный переход к накопительной системе влечет за собой три проблемы.

Первая - уплата государственных долговых обязательств не только существующим пенсионерам, но и тем, кто уже заработал право на пенсию в рамках распределительной системы. Вторая - позволит ли финансовая инфраструктура, регулятивный механизм. Третья - способность открыто и адекватно реагировать на риски, связанные с колебаниями финансового рынка. Эти же три проблемы имеют значение и при переходе к многоуровневой системе.

Переход к полностью накопительной системе все же может быть целесообразен при наличии определенных условий: скрытый долг в унаследованной распределительной системе относительно невелик, а доверие к реформе распределительной системы невысоки, потенциальные поступления от приватизации достаточно высоки для того, чтобы покрыть издержки переходного периода. Трудности, наблюдаемые только при реформировании распределительной системы или при создании полностью накопительной системы, вынуждают поставить вопрос о третьем концептуальном подходе к реформе; решении о создании многоуровневой, или многокомпонентной системы, в которой одним из компонентов будет распределительный, и еще один - четко обозначенный, отдельно накопительный. Многоуровневая система, обязательная или на контрактной основе существует в странах, лидирующих в этой области - Австрии, Дании, Нидерландах, Соединенном Королевстве. Главные вопросы связаны с последствиями такого перехода к реформе сточки зрения экономики благосостояния.

Многоуровневость позволит стране, проводящей реформу, разграничить отклонения к уменьшению бедности и замещению дохода.

Первую проблему можно решить через относительно небольшой распределительный компонент или выплату пенсий гражданам из общих налоговых поступлений. Второй - обязательные накопительные пенсии, при размере взносов от 10 до 13 процентов.

К сожалению, большинство стран, как и Россия проводящих реформирование, главный акцент делают на обеспечение относительно высокого коэффициента заработной платы, в результате чего на распределительный компонент возлагаются две функции - борьба с бедностью и замещение дохода.

Многоуровневый подход приносит наибольшие экономические выгоды, связываемые с накопительной системой. Хотя часть косвенного пенсионного долга является явной и требует погашения, выгоды от сокращения искажений на рынке труда, относительное соблюдение соответствующих положений, роста совокупных сбережений станут компенсирующим фактором. Пенсионная реформа провоцирует параллельные реформы в других областях экономики, такие как макроэкономическая стабилизация, комплексная либерализация, реформа государственного сектора и развитие институционального потенциала.

Многоуровневый подход содержит и инструмент, помогающий ослабить стороны связанные с глобализацией. Большинство людей получают свой доход от работы, и заинтересованы в основном в повышении оплаты труда и стабильности занятости. Какие-либо негативные последствия, связанные с попыткой достичь эти цели, или с высоким налогообложением капитала, обычно в расчет не принимаются. Переход к накопительной пенсионной системе расширяет перспективы граждан, дает им возможность лучше уяснить роль капитала и доходности. Это особенно важно в ситуации, когда работники считают, что глобализация сказывается на уровне их заработной платы, но не в полной мере осознают ее важности

Несмотря на то, что в российской пенсионной системе активно формируется многоукладная система, ее формирование имеет стихийный и плохо управляемый характер.

Является большой ошибкой распространенная точка зрения на то, как Россия выйдет из экономического кризиса. После выхода из экономического кризиса будет лишь можно повысить абсолютные размеры, но значительно труднее изменить правила пенсионного обеспечения, в чем, собственно, и состоит смысл пенсионной реформы. Хмыз О.В. Модернизация финансового рынка и пенсионная реформа //Финансы. - 2006. - № 1. -С. 55-58.Осуществление пенсионных реформ во всем мире, как правило, происходит в сложные периоды. Фрагментарные реформы в области пенсионного обеспечения проводят в это время и в России, хотя осуществляются они без достаточно ясного представления о последствиях, касающихся характера развития пенсионной системы в целом.

Таким образом, необходимость реформы в России и определение ее приоритетов в период с 2001 по 2010 гг. обусловлены изменением социально-экономических условий после ее принятия и особенно после финансового кризиса августа 1998 года.

Как и ожидалось, в ходе реформ возникли проблемы, которые обнародованы в докладе Всемирного банка.

Проблемы, связанные с:

· Пенсионным возрастом - объем поступлений в пенсионную систему с каждым разом снижается, а пенсионеров тем временем становится больше.

· Нехватка средств для рационального функционирования накопительной системы.

Для успешной работы накопительного механизма, планируемого в рамках реформирования, необходимо иметь развитую структуру фондовых и финансовых рынков. В России же нет даже бесперебойного рынка государственных ценных бумаг. Чтобы компенсировать неразвитость фондового рынка. Таким образом, на сегодняшний деньосновным источником финансирования взносов остаются налоговые отчисления, которых не хватает. Более того, размеры взносов практически никак не связаны с размером пенсий,а значит, стимулов для их отчисления у населения нет.

Для укрепления связи между размерами взносов и пенсиями необходимо повысить пенсионный возраст, а во-вторых, включить пенсионную формулу в фактически ожидаемую продолжительность жизни.

Спасти реформу от провала могли бы и частные пенсионные фонды, а также инвестирование пенсионных активов за рубеж.

Осторожность или некоторое воздержание от инвестиций в негосударственный пенсионный фонд в России в данный момент может быть полностью оправданным и объясняется как ограниченным количеством акций предприятий, доступных населению, так и недостаточной проработанностью специализированного законодательства о торговле ценными бумагами и инвестировании. Мы живем во времена быстрых экономических перемен. Понятия частной собственности, реституции, приватизации, акционерного капитала, фондовой биржи, торговли акциями и многие другие еще совсем недавно не были общеупотребительными. По мере перехода к рыночной экономике индивидуальные инвесторы стали участвовать в приватизации и торгах, но все еще недостаточное количество индивидуальных вкладчиков (составляющих значительную долю субъектов рынка в развитых странах) дерзнули играть на фондовой бирже, являющейся источником дохода и любимым занятием жителей развитых государств. Червяков И.В. Состояние и перспективы налогообложения негосударственных пенсионных фондов: вопросы и ответы //Финансы. - 2005. - №1. - С. 33 - 37.Государство не может гарантировать прибыль или даже сохранение покупательной способности пенсионных накоплений, управляемых частными компаниями. По закону они обязаны страховать только профессиональную ответственность, а при падении котировок финансовых рынков или кризисе ответственность не несут. Риск можно минимизировать только ограничением структуры портфеля. Следовательно, консервативный инвестор выберет государственную инвестиционную компанию, а желающий получать высокий доход и согласный рискнуть средствами частную.

В целом можно сделать вывод, что при проведении реформ в пенсионной системе придется столкнуться еще со многими проблемами несовершенства Российского Законодательства, а также различных проблем социально-экономического характера. Не смотря на это, перспективы в проведении и реализации реформ есть.

Заключение

Пенсионная система России является составной частью государственного социального страхования. Эта система имеет всеобъемлющий характер и включает страхование по старости, инвалидности, потере кормильца, временной нетрудоспособности, беременности и родам, на случай безработицы и медицинское страхование. Пенсионное обеспечение базируется на общенациональном законодательстве, его финансирование осуществляется на основе обязательных страховых взносов работодателей, работников и само занятого населения, а также ассигнований из федерального бюджета.

Основные принципы пенсионного обеспечения у нас в стране сегодня соответствуют международной практике и не требуют какой-либо ломки, однако организация пенсионной системы, ее механизмы должны быть адаптированы к сегодняшней реальности.

Первый шаг в организации новой для России, но успешно действующей в развитых странах пенсионной системе был сделан в 1991 году с созданием Пенсионного фонда РФ: бюджет пенсионной системы отделен от бюджета государства. Временно свободные средства Пенсионного фонда могут капитализироваться и доходы направляться на создание ресурсов при ухудшении экономической и демографической ситуаций.

Пенсионное обеспечение остается в числе главных социальных гарантий граждан России, а пенсионная система РФ представляет собой многозвенный комплекс государственных органов социальной защиты, ответственных за назначение и выплату пенсий и органов Пенсионного фонда России (ПФРФ).Страховая природа пенсионных выплат, осуществляемых через систему ПФР, существенно изменила природу многих сторон деятельности пенсионной системы учета пенсионных прав. Вместо ранее применявшихся методик учета трудового стажа в ПФР уже с 1997 года внедрена система индивидуального (персонифицированного) учета, где фиксируются все платежи, сделанные работодателями в интересах своих работников.

Две попытки преобразования пенсионного законодательства и на его основе - пенсионной практики, предпринятая в 1994 - 1995 гг. и в 1997 - 1998 гг. успехом не увенчались из-за нестабильности экономической ситуации в стране и серьезных финансовых потрясений. И только после относительной стабилизации экономической обстановки и поворота экономики к подъему стало возможным решительное обновление и реформирование пенсионной системы.

В настоящее время для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования предусматривается создание Пенсионным фондом России резерва, который должен обеспечить безусловное выполнение обязательств по выплате пенсий перед нынешними пенсионерами. По закону "Об обязательном пенсионном страховании" государство несет полную ответственность за выплату пенсий гражданам, в том числе субсидиарную ответственность за деятельность Пенсионного фонда России и отвечает по его обязательствам перед застрахованными лицами.

Краткое содержание:

Последние новости из Госдумы снова подняли тему об увеличении военных пенсий с 1 января 2021 года. По данным Пенсионного Фонда РФ, прибавка запланирована для нескольких категорий бывших госслужащих. В 2020 году Агентство стратегических инициатив подготовило для рассмотрения Госдумой законопроект о повышении пенсий на 5-10%. Давайте более подробно разберёмся в этом вопросе: кому положена индексация и на сколько повысят выплаты.

Будет ли увеличена военная пенсия с 1 января 2021 года

В 2020 году премьер-министр России М. В. Мишустин получил письмо от главы АСИ Чупшевой с предложением поднять военную пенсию. Информационное агенство ТАСС обнародовало содержание документа:

«Чтобы поднять пенсии и зарплаты госслужащим до указанного уровня, а также категориям граждан, попадающим под указы главы государства, потребуется 0,5 млрд. Рублей. Эти меры позволят улучшить оптовую и розничную торговлю».

Инициативу поддержал только 1 член профильного комитета Совета Федерации. Поэтому пока рано говорить каким категориям предусмотрены выплаты.

Какая ожидается пенсия военнослужащих в России в 2021 году

В 20 году планировалось поднять военные пенсии на 3,8 — 4,3%. Но индексацию снизили до 3%, объяснив, что уровень инфляции был ниже, чем ожидалось. Также была нарушена законодательная норма, предусматривающая ежегодную индексацию пенсий на 2% от текущего уровня инфляции. Обещанная отмена понижающего коэффициента на 2% была приостановлена, а выплаты заморожены минимум до конца 2021 года.

Если рекомендация главы АСИ не будет утверждена постановлением Правительства РФ, то в 2021 году военный пенсионер может надеяться лишь на индексацию в 4 квартале.

Какая надбавка положена работающим военным пенсионерам в Москве и других регионах России

В российской Конституции закреплён закон об обязательной индексации пенсий. Во время работы над поправками, глава рабочей группы рассказала о планах ввести прибавку работающим пенсионерам. Ещё в 2019 году Владимир Путин назвал это наиболее приоритетным направлением.

Сейчас идёт юридический спор по поводу индексации. Соответствующую статью в Конституции могут скорректировать. Пока нет информации, индексация пенсии будет производиться для всех пенсионеров или отдельных категорий.


Какая ситуация сейчас. Последние новости

В связи с эпидемиологической обстановкой в России, некоторые планы, связанные с пенсионными выплатами, пришлось отложить. Ещё во 2 квартале 2020 года специалисты сообщили о недополучении в ПФР 1,6 млрд. Рублей. После продления карантина, эта цифра увеличилась в несколько раз. Продукты и товары первой необходимости подорожали, поэтому реальный показатель инфляции не может приравниваться к запланированному. Предполагается, что на пенсионные выплаты будет выделено 40% доходов федерального бюджета.

Глава ПФР Антон Дроздов заявил, что если случится рост инфляции, то власти предпримут меры по увеличению размера индексации.

Подведём итог

Пенсионерам стоит ожидать стандартную прибавку в октябре 2021 года. Она составит примерно 3 процента. Но понижающий коэффициент увеличится до 76,66 процентов.

Изменения могут произойти в случае:

  • Постановления правительства РФ перенести срок индексации на другое время.
  • Увеличения ставки индексации, если статистика Росстата покажет выше уровень инфляции, чем запланированный в бюджете.
  • Принятия законопроекта от Агентства стратегических инициатив.
  • Решения отменить ограничение индексации для работающих военных пенсионеров.

Доброго здоровьица Вам и

До новых встреч на сайте 9111. ру!


Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 15.10.2020 2020-10-15

Статья просмотрена: 106 раз

Библиографическое описание:

Чванова, О. В. Мероприятия по совершенствованию системы пенсионного обеспечения в РФ / О. В. Чванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 42 (332). — С. 257-258. — URL: https://moluch.ru/archive/332/74185/ (дата обращения: 07.12.2020).

Автор рассматривает круг основных проблем в системе пенсионного обеспечения РФ, определяет мероприятия по совершенствованию системы пенсионного обеспечения Российской Федерации.

Совершенствованию системы пенсионного обеспечения в РФ уделяется в настоящее время много времени, однако реформирование данной отрасти не должно сводится лишь к изменениям системы расчета и формирования пенсионных накоплений, повышением пенсионного возраста и т. д. [1] Совершенствование пенсионной системы, должно проводится в комплексе мероприятий направленных на упразднение причин, задерживающих развитие пенсионных реформ в полной мере. Основные мероприятия должны быть следующего характера:

− проведение мероприятий по снижению уровня неофициальной заработной платы, то есть население страны, должно быть заинтересовано в получении легальной «белой» заработной платы, с которой взымаются страховые взносы;

− совершенствование информационных технологий в сфере пенсионного обеспечения. Данные технологии должны быть направлены не только на взаимодействие с населением, но и другими организациями, такими как Фонд социального страхования, Федеральный фонд ОМС и т. д.;

− повышение уровня надзора и осуществление профилактических мероприятий по выявлению и искоренению коррупции в пенсионной системе РФ.

Рассмотрим подробнее каждое из названных мероприятий:

1. Мероприятия по снижению уровня неофициальной заработной платы у населения.

Несмотря на довольно негативные последствия теневой занятости, многие работодатели вынуждают работников прибегать к такому виду оплаты труда, даже если сам работник этого не хочет [2]. Из-за высокой безработицы граждане конкурируют за свободные рабочие места, а работодатели, в свою очередь, пользуются данной ситуацией. Рост неофициальной заработной платы приводит к росту цен, отсутствия стабильности в экономики, а также уменьшению заработной платы [3].

В связи с этим необходимо усилить контроль соответствующих ведомств с целью устранения нарушений налогового законодательства. Необходимо также усилить разъяснительную и агитационную работу по поводу необходимости в «белой» заработной плате, а также в перечислении страховых взносов в бюджет.

2. Совершенствование информационных технологий в сфере пенсионного обеспечения. В настоящее время у каждого фонда (ПФР, ФСС, ФФОМС) создана своя информационная система, так как функции данных учреждений сопрягаются, по сути у них должна быть единая информационная база. Данная база должна включать данные социальных учреждений, а также взаимодействовать с населением и организациями страны.

Данные должны быть синхронизированы, отшлифованы и очищены от сторонней информации. Данная база позволит человеку по умолчанию пользоваться своими социальными правами, без доказывания их в суде.

Совершенствование системы предоставления услуг ПФР должно происходить по многим направлениям, также совершенствуется взаимодействие с МФЦ, чтобы человек мог получить все услуги за один визит.

Очень важным остается, на данный момент, вопрос о единых стандартах предоставления государственных услуг клиентам ПФР.

Также необходимо постоянно увеличивать долю услуг через лицевые счета сайта Пенсионного фонда и через портал государственных услуг. Необходимо развивать услуги, которые будут оказываться без заявления гражданина, а по данным которые имеются в ПФР.

3. Повышение уровня надзора и осуществление профилактических мероприятий по выявлению и искоренению коррупции в пенсионной системе РФ.

Для борьбы с коррупцией в системе ПФР необходимо определить структурные подразделения, которые будут заниматься противодействием коррупции. Во всех Управлениях пенсионной системы необходимо создать отделы организации и надзора за системами безопасности, на которые будет возложена координация мероприятий по предупреждению коррупции, а также контроль за их выполнением.

Необходимо разработать и принять положение о порядке обработки информации, в котором будет содержаться признаки коррупции в деятельности пенсионной системы РФ и его сотрудников. В соответствии с этим документом необходимо определить порядок регистрации жалоб, писем и обращений граждан, а также юридических лиц, содержащих сведения о возможной коррупционной деятельности сотрудников пенсионной системы.

В ПФР необходимо провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и иных документов пенсионной системы, с целью выявить коррупционные факторы.

Пенсионный фонд России также должен проверить своевременность и полноту выполнения процедур по ключевым направлениям деятельности Пенсионного фонда, в том числе:

− контрольные мероприятия по контролю за деятельностью региональных органов ПФР по назначению и выплате пенсий;

− руководство мероприятиями по обеспечению функционирования региональных органов ПФР в сфере государственной поддержки семей, имеющих право на получение материнского (семейного) капитала;

− контрольные мероприятия по проверке своевременного и полного выполнения процедур управления страховыми премиями;

− разработка и реализация административных положений по предоставлению государственных услуг в ПФР, а также анализ и оценку качества их реализации;

− совершенствование межведомственного электронного взаимодействия в системе ПФР [3].

Любые действия ПФР по предупреждению коррупции в системе Пенсионного фонда Российской Федерации должны согласовываться с правоохранительными органами и другими государственными органами [3].

Таким образом, необходимо найти пути улучшения функционирования пенсионной системы с качественной точки зрения, заложить основы и условия для увеличения продолжительности трудовой деятельности граждан, обеспечить условия для их достойной жизни.

В предстоящем десятилетии практически все промышленно развитые страны, включая Россию, столкнутся с проблемой серьезного старения населения. Ожидается, что проблемы увеличения расходов, связанных со старением населения (пенсии, медицинское обслуживание, медицинский уход на долгосрочной основе) вызовут напряжение в бюджетах стран, которые в большинстве случаев уже имеют значительный государственный долг.

Прогноз численности населения, подготовленный Центром демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН показывает, что численность население страны к 2025 г. может снизиться на 8 млн. чел. ( в 2005 г. численность населения РФ составляла 143465 тыс. чел.). При этом угрожающим фактом является то, что снижение будет происходить в основном в группах трудоспособного населения, т.е. от 20 до 60 лет. Это обстоятельство в ближайшем будущем может резко сократить число лиц трудоспособного возраста, уплачивающих пенсионные взносы.

В 2002 г. в России вступил в действие федеральный закон № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в который затем были внесены изменения и дополнения 29 мая, 31 декабря 2002 г. 23 декабря 2003 г., в соответствии с которым была введена смешанная пенсионная система, сочетающая в себе распределительную и накопительную части, вместо старой распределительной.

Суть реформы заключается в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности работников за обеспечение своей старости, а также в повышении ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника. Существовавшая ранее система назначения пенсий не давала работнику возможности заработать нормальную пенсию, она лишь перераспределяла средства между группами с различным уровнем доходов и из одних регионов в другие. Тогда как новая пенсионная модель в значительно большей мере является страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их зарплат и уплачиваемых пенсионных взносов.

Основными направлениями проведения пенсионной реформы являются:

- завершение формирования нормативной правовой базы обеспечения проведения пенсионной реформы. Совершенствование законодательства Российской Федерации в части регулирования, в том числе:

- профессиональных пенсионных систем в Российской Федерации;

- особенностей финансирования выплат накопительной части трудовой пенсии, сформированной в негосударственных пенсионных фондах;

-прав застрахованных лиц на добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.

Также предстоит повысить уровень пенсионного обеспечения с тем, чтобы в среднесрочной перспективе размеры социальных пенсий полностью обеспечивали прожиточный минимум пенсионеру, и соответственно были бы повышены базовые части трудовых пенсий;

-разработка мер по развитию механизмов обязательного пенсионного страхования, дополнительного пенсионного обеспечения и добровольного пенсионного страхования, в том числе путем:

-повышения привлекательности негосударственных организаций в сфере обязательного пенсионного страхования за счет расширения предлагаемых ими форм пенсионных продуктов;

-уточнения правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации и негосударственных пенсионных фондов;

-развития институциональной основы актуарной деятельности.

При построении эффективной пенсионной системы актуальными являются следующие вопросы: установление пенсионного возраста, финансовая устойчивость пенсионной системы, и в частности контроль над эффективностью предлагаемых реформ и над целевым расходованием средств Пенсионного фонда. Охват большинства населения, и в частности, обеспечение достойного уровня жизни пенсионеров и др.

Коэффициент финансовой устойчивости пенсионной системы также является низким, поскольку ситуация и перспективы пенсионного обеспечения крайне сложные. После снижения с 1 января 2005 г. размера единого социального налога (ЕСН), направляемого на пенсионное обеспечение, с 28% до 20% от размера заработной платы, серьезные трудности испытывает бюджет Пенсионного фонда России. По прогнозам Департамента бюджета Пенсионного фонда дефицит бюджета Пенсионного фонда возрастет с 250 млрд. руб. в 2010 г. до 540 млрд. руб. в 2020 г., т. е. более чем в два раза.

В числе первоочередных мер по сокращению дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ необходимо проводить разумную тарифную политику. Следует от единого социального налога перейти к ежегодному установлению тарифов страховых взносов, размер которых позволял бы покрыть все расходы, связанные с выплатой страховой части трудовой пенсии. Вопрос о возможном повышении пенсионного возраста был официально закрыт, тогда как реформирование льготных пенсий благодаря лоббистским усилиям работодателей отложено на неопределенную перспективу (приложение 5).

Для обеспечения нормального уровня жизни пенсионеров предлагается, в связи с необходимостью защиты от инфляции, начислять пенсию, исходя из коэффициента замещения и из размера средней пенсии за год. Перерасчет при этом необходимо производить регулярно. Считается необходимым врачам, учителям и военнослужащим устанавливать более высокие коэффициенты замещения, это будет способствовать повышению престижа этих профессий.

Пенсионная реформа — долгосрочная программа, и результат можно получить не через год и не через два. Скорее всего, через поколение.

Заключение

В своей работе я рассмотрела социально-экономическую сущность Пенсионного фонда России (ПФР), анализ и оценку деятельности Пенсионного фонда РФ и основные направления развития ПФР.

Из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной работе все стороны проблемы Пенсионного обеспечения РФ.

Остаются дискуссионными следующие вопросы: какова должна быть структура пенсионной системы, какими институтами она должна быть представлена, каким образом должны быть распределены полномочия между ними, как выбрать наиболее оптимальный вариант финансирования переходного этапа формирования новой пенсионной системы. Кроме того, недостаточно проработан вопрос об экономических и социальных особенностях регионов России, которые необходимо учитывать при реформировании пенсионной системы.

Список использованной литературы:

1. Конституция РФ (1993);

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации;

3. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»

4. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ //КонсультантПлюс. Законодательство. ВерсияПроф (Электронный ресурс)/АО «Консультант Плюс». М., 2001. Последние изменения и дополнения 01.03.2009

5. Федеральный закон от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» измен. и дополнения от 17.11.2004г.

6. Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для накопительной части трудовой пенсии в РФ» (с измени. И дополнениями от 02.02.2006г.)

7. Федеральный закон от 29.06.2004 № 58-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» (с измен. и дополнениями от 18.01.2006г.)

8. Федеральный закон от 21.07.2007 № 182-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годы»

9. Положение Федерального закона от 15.12.2001 №166 –ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (с измен. и дополнениями от 21.12.2006г. )

10. Постановление Верховного совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 2122-1 (с измен. и дополнениями от 05.08.2000г.)

11. Постановление Правления ПФР от 15.09.2003 № 130п;

12. Проект Бюджетной стратегии РФ на период до 2023 года// Министерство финансов РФ, 2008. 73 с.

13. Программа социально-экономического развития РФ на период 2006-2008 годы: утверждена распоряжением Правительства РФ от 19.01.2006г. №38-р.

14. В.П. Климович «Финансы. Денежное обращение и кредит» 2-е издание 2006г. (стр. 147-150);

15. Г.Б. Поляк «Финансы. Денежное обращение. Кредит» 2-е издание 2003г. (стр. 256-267);

16. Л.А. Дробозина «Финансы. Денежное обращение. Кредит» 1997г. (стр. 258-260);

17. Финансы №5 (2007г. Стр. 47-51) авторы: В.В. Ильин, Н.А. Сердюкова;

18. Финансы и кредит №3 (январь 2009) автор Н. Сердюкова;

19. Финансы и кредит №7 февраль 2009г стр. 62-66 автор И. Биткина;

24. КонсультантПлюс (электронный ресурс);

25. Гарант (электронный ресурс)

26. Российская газета №52 (26 марта 2009 стр. 4)автор И. Невинная;

27. Российская газета №67 (16 апреля 2009 стр. 6) автор: И. Невинная;

28. Экономика и жизнь № 46 (ноябрь 2007 стр. 6) автор Е. Комаристая;

29. Экономика и жизнь №33 (август 2008 стр. 7) автор Б. Косырев;

История развития пенсионного обеспечения

В современных условиях пенсионная система в РФ испытывает существенные проблемы так как является несовершенной, прежде всего это связано с дефицитом бюджета Пенсионного фонда, данные проблемы требуют глубокого анализа и выработки соответствующих управленческих решений.

Что такое пенсионное обеспечение и его роль в России?

Российская Федерация согласно 7 статьи Конституции РФ, является социальным государством. Поэтому вопросы пенсионного обеспечения, здравоохранения и социальных гарантий должны являться первостепенными.

Пенсионное обеспечение это «одна из важнейших государственных социальных гарантий, так как оно непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособных граждан, как правило, составляющих свыше 25 – 30 % населения любой страны, и косвенно – все трудоспособное население».

Пенсионная система России, в современном виде «включает в себя отношения по формированию, назначению и выплате следующих видов пенсий: пенсии по государственному пенсионному обеспечению, трудовой пенсии, негосударственной пенсии».

Пенсионное обеспечение — совокупность правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материальной поддержки в виде пенсии.

Как можно заметить, проанализировав мнения различных авторов, относительно понятия и сущности системы пенсионного обеспечения, данный термин тесно связан, как с правом, так и с экономикой, что обусловлено особенностью регулирования его экономико – правовых отношений как в области финансов, так и в области правового обеспечения пенсиями населения.

Уровень обеспеченности пенсионеров – один из важнейших показателей качества жизни населения. Качество жизни является конечной целью деятельности отдельного индивида и государства. Крайне низкие пенсии, как и их отсутствие, ставят под угрозу социально-экономическую стабильность государства.

Пенсионное страхование и обеспечение на сегодняшний день играет не маловажную роль в формировании будущих пенсий и обеспечение финансовой стабильности населения РФ в будущих периодах. Поэтому важно совершенствовать пенсионную систему, а для этого необходимо знать все ее проблемы и слабые места. Страхование играет важную первостепенную социальную роль — обеспечивая защиту личных и имущественных интересов физических и юридических лиц, посредством формирования и управления страховым фондом.

Страховые компании принимают на себя обязательства в форме аннуитетов, на которые их клиенты могут претендовать в связи с покрытием будущих непредвиденных расходов. К таким продуктам, в частности и относятся пенсионное страхование и страхование жизни. Пенсионное страхование, выполняя свою работу, обеспечивает население выплатами в виде пенсий при достижении пенсионного возраста или по инвалидности. Главная задача пенсионного страхования — сохранить от обесценивания и увеличить размеры пенсионных накоплений его вкладчиков.

История развития пенсионного обеспечения

Пенсионное обеспечение при Петре 1

Впервые государственный документ «Устав Морского Русского Военного Флота», прописывающий пенсионное обеспечение для больных и престарелых воинов, был подписан 13 января 1720 г. Петром I. В случае смерти офицера его жене и детям предусматривалось содержание, оно должно было выплачиваться всем иждивенцам, имевших доход меньше того, что получал погибший кормилец. Первую пенсионную реформу в России провела Екатерина II, в результате которой появилось понятие стаж – срок выслуги не менее 20 лет, она же определила денежное содержание из государственной казны только для отставников военной службы. Что фактически аналогично нынешней выслуги для военнослужащих и иных сотрудников силовых органов при выходе на пенсию. Также сотрудникам, которые увольняются со службы по положительным основаниям, выплачивается выходное пособие.

Пенсионное обеспечение в СССР

Пенсионное обеспечение по старости в России является наследством, полученным от СССР. Несмотря на сложную экономическую и политическую ситуацию того периода, международную изоляцию, впервые пенсионное обеспечение было введено в стране в январе 1928 года, т.е. уже через 10 лет после социалистической революции. Следует отметить, что эта система социальной защиты относилась только к работникам текстильной промышленности. Именно к этому времени относится и установление пенсионного возраста, который для мужчин составил 60 лет, а для женщин – 55 лет.

В дальнейшем социальная защита престарелого населения, не смотря на огромные финансовые вложения государства в развитие промышленности, индустриализацию страны получила развитие. Например, только за 1928- 1932 годы было построено около 1,5 тыс. крупных объектов промышленности, ряд тракторных заводов: в Волгограде, Челябинске, Харькове, Нижнем Тагиле, автомобильные заводы ГАЗ и ЗИС, металлургические заводы в городах Магнитогорск, Липецк, Челябинск, Новокузнецк, Норильск, Свердловск (Уралмаш), построена крупнейшая в мире электростанция Днепрогэс, появились новые отрасли промышленности: машиностроения, тракторная, автомобильная, авиационная, тяжелого машиностроения, станкостроительная, химическая. Список может быть продолжен. В 1933 — 1937годы были построены еще 4,5 тыс., а в 1938-1941 годы еще 3.0 тыс. крупных промышленных предприятий. Всего же за предвоенные годы было построено (за 13 лет – фактически с нуля) 9 тыс. крупных предприятий, что позволило СССР победить практически всю Европу в 1941-1945 гг. Через четыре года после первого опыта пенсионного обеспечения по старости, в 1932 году, государство пошло на всеобщее пенсионное обеспечение рабочих и служащих других отраслей народного хозяйства, достигших по старости пенсионного возраста.

Таким образом, с конца 19 века по всей Европе были введены пенсии для всех. Но в нашей стране еще почти 100 лет — ни до революции, ни после ее не было. Пенсии для всех рабочих и служащих ввели только в 1937. Крестьяне будут жить без пенсий вплоть до 1964 года. В 1964 году пенсии по старости были установлены и для колхозников, хотя возраст выхода на пенсию был установлен на 5 лет выше, чем для рабочих и служащих. Но в 1968 году было установлено общее равенство возрастного выхода на пенсию по старости для всех граждан страны: 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.

В течение всего периода существования СССР пенсионное обеспечение по старости изменялось, но только в части улучшения пенсионного обеспечения, повышения выплачиваемых пенсий, а не их снижения, тем более вопрос увеличения возрастного ценза выхода на пенсию по старости даже не обсуждался.

Государственное пенсионное обеспечение в России после распада СССР

После распада СССР пенсионные выплаты по старости сохранили свою преемственность, но система организации управления финансами пенсионного обеспечения претерпела значительные изменения. В декабре 1990 года для управления финансами пенсионного обеспечения был образован Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР). Вновь образованный орган управления финансами пенсионного назначения Российской Федерации представлял собой самостоятельный внебюджетный орган, который аккумулировал денежные средства, поступающие для выплаты пенсий. Поступающие в ПФР средства не входят в государственный бюджет и не должны расходоваться на другие цели, кроме выплат пенсий.

Современная модель российского пенсионного страхования сложилась в результате реформирования системы государственного пенсионного обеспечения, которая направлена на обеспечение долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы РФ.

Переход к распределительно-накопительному механизму начисления пенсий позволил учитывать не только стаж работы будущего пенсионера, и суммы взносов, которые были начислены и уплачены работодателем, но и самих застрахованных лиц. На трудовые пенсии приходится в настоящее время более 91 % всех пенсионных выплат, а в расходах бюджета выплаты страховой части трудовых пенсий превышают 72%.

Пенсионная система Российской Федерации в настоящее время находится в «непростом» положении – в состоянии реформирования. Предложенные перемены не радуют большинство россиян, хотя они и необходимы для того чтобы решить ряд современных проблем пенсионного обеспечения. Поиск путей их решения является главной задачей, которая стоит перед социальной сферой.

Современные направления изменения системы пенсионного обеспечения в РФ

Одним из ключевых направлений государственной политики, которое наиболее широко обсуждается общественностью, безусловно, является изменения в системе пенсионного обеспечения. В течение последних нескольких лет велись громкие дискуссии, рассматривались варианты модернизации существующей системы и разрабатывался соответствующий проект изменений в правовом регулировании. В итоге, 28 декабря 2013 г. были введены два новых закона: №400 –ФЗ «О страховой пенсии» и № 424-ФЗ «О накопительной пенсии», согласно которым пенсия стала складываться из социальной и накопительной составляющей, рассчитываемой по определенным коэффициентам, которые в итоге выражаются в совокупности баллов. В результате размер пенсии граждан напрямую стал зависеть от количества страхового стажа и величины страховых взносов, уплаченных в ПРФ. Также согласно новым правилам, чем позже гражданин выйдет на пенсию после достижения пенсионного возраста, тем больше будет размер его пенсии. Целью данных преобразований являлось, прежде всего, повышение доходности Пенсионного Фонда России (далее – ПФР) и его способности отвечать по своим обязательствам. К тому же, данная реформа была нацелена на стимулирование трудовой деятельности граждан и повышения объёмов страховых выплат, поступающих в ПФР.

Наконец, последние изменения коснулись пенсионного возраста. Согласно Федеральному закону от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», вводится поэтапное повышение пенсионного возраста с 60 до 65 лет для мужчин и с 55 до 60 лет для женщин, повышение возраста, необходимого для получения социальной пенсии соответственно на пять лет. Также повышаются требования к размеру стажа и выслуги лет, вводятся некоторые другие ужесточения (например, установление минимального возраста, дающего права на назначение пенсии на основании стажа педагогической деятельности). С 1 января 2019 г. данные изменения вступили в силу. Окончательно они будут реализованы к 2024 г.

Характеристика и описание изменений в пенсионной системе Российской Федерации с 2015 по 2019 (плановый) годы представлена в таблице 1.

Таблица 1 — Характеристика и описание изменений в пенсионной системе Российской Федерации с 2015 по 2019 (плановый) годы

Год Изменения
2015 В ходе реформирования системы пенсионного обеспечения, начавшегося с 2015 года, возникли проблемы с наполнением бюджета Фонда, которые связаны с направлением части, перечисляемых в виде взносов, финансовых средств на формирование накопительной пенсии в накопительный пенсионный фонд. Это привело к резкому уменьшению поступлений предназначенных для выплаты страховых пенсий и вызвало дефицит пенсионного бюджета. Главное достоинство реформы, начатой в 2015 году, состоит в том, что новые положения пенсионного законодательства, по мнению их авторов, позволят сбалансировать бюджет Пенсионного фонда. Сбалансированность его состоит в экономии финансовых средств госбюджета, направляемых в пенсионный бюджет для финансирования государственных пенсионных программ и произведения доплат тем пенсионерам, размер пенсии у которых оказался ниже прожиточного минимума, установленного в регионе проживания.
2016 В качестве меры, направленной на решение финансовых проблем в сфере пенсионного обеспечения, согласно с требованиями, изложенными в Федеральном законе от 14.12.2015 года № 383, Правительством было принято решение о продлении моратория на формирование накопительной пенсии до конца 2016-го года.
2017 В 2017 году в России пенсионное обеспечение граждан вновь претерпело ряд изменений, касающихся повышения суммы выплат и условий назначения пенсии для отдельных категорий получателей. С 2017 года снова начали действовать приостановленные положения законодательства, касающиеся индексации пенсионного обеспечения. С пенсионными выплатами для военных пенсионеров дело обстоит немного сложнее: предполагалось, что пенсия таким гражданам увеличится, однако конкретная величина повышения неизвестна. С 1 января 2017 года вступил в силу закон, предусматривающий повышение пенсионного возраста для чиновников до 63 и 65 лет, и в связи с возрастающим дефицитом бюджета в Правительстве стали активно обсуждать тему увеличения возраста выхода на пенсию для остальных граждан.
2018 – 2019 (плановый) Позже Правительство пришло к выводу, что направлять часть страховых взносов на накопления не выгодно вовсе для государственного бюджета, в следствие чего мораторий продлили до 2019 года. Таким образом, 6% которые направлялись в негосударственные фонды, теперь идут на пополнение бюджета, предназначенного на выплату страховых пенсий, что должно, по мнению Правительства, стабилизировать положение в сфере пенсионного обеспечения населения.

С 2019 г. в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», принятых изменений в сфере назначения и выплаты пенсий в федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» вступила в силу новая конструкция пенсионных и предпенсионных правил, предусматривающая:

— поэтапное повышение возраста, по достижении которого будет назначаться страховая пенсия по старости,

— сохранение льгот по досрочному выходу на пенсию;

— изменение порядка индексации пенсий и трансферта Пенсионному фонду;

— разграничение предпенсионного и пенсионного возраста;

— расширение перечня доходов бюджета Пенсионного фонда за счет средств, изымаемых у коррупционеров.

Эти правила, прежде всего, затронут распределительный элемент обязательного пенсионного страхования, но любое изменение должно учитывать принцип социальной справедливости для существующих и будущих пенсионеров, а также влияние пенсионной системы на экономическую динамику. Повышение пенсионного возраста является одним из основных инструментов, используемых в ряде стран для поддержания сбалансированности и устойчивости пенсионной системы. Согласно прогноза Министерства экономического развития РФ на период до 2024 года повышение пенсионного возраста приведет к увеличению численности экономически активного населения к 2024 году на 1,8 млн. человек, а в 2019 г. прирост занятых оценивается в 137,2 тыс. чел. при сокращении количества пенсионеров на 331,9 тыс. чел. Сокращение количества коснется только получателей страховой пенсии, количество получателей государственного пенсионного обеспечения, наоборот, увеличится в 2019 г. на 2,5 % .

Увеличение количества занятых предпенсионных возрастов в экономике в совокупности с индексацией заработной платы работников бюджетной сферы, увеличением фонда заработной платы на 2019-2021 гг., продлением моратория на направление страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, отказом от индексации для работающих пенсионеров повлияют на структуру доходов бюджета Пенсионного фонда на 2019-2021 гг. Если в 2016 г. на долю страховых взносов которых приходилось 54,4% в общем объеме доходов, то к 2021 г. планируется увеличение до 64,5 % доходов бюджета Пенсионного фонда. Если доля трансфертов федерального бюджета РФ в структуре доходов бюджета Пенсионного фонда составляла в 2016 г. 44,0 %, что соответствует 3,9% ВВП, то ожидается, что к 2021 г. межбюджетные трансферты должны сократиться до 35,6 % в структуре доходов бюджета Пенсионного фонда, т.е. до 2,8% ВВП.

В результате, реализация новых правил позволяет добиться выполнения двух задач: роста размеров пенсий и снижения зависимости от трансфертов федерального бюджета, что обеспечит определенную сбалансированность бюджета Пенсионного фонда. Но учитывая встроенность функционирования пенсионной системы в общую социально-экономическую динамику развития России, нельзя исключать долгосрочные риски от введения новых пенсионных и предпенсионных правил, в числе которых можно отметить такие, как различия в ожидаемой продолжительностью жизни между мужчинами и женщинами, изменение структуры занятости, состояние рынка труда, снижение реальных доходов населения, изменение системы социальной поддержки, падение доверия к социальной политике государства. Определенные бюджетные риски устойчивости пенсионной системы создают теневая занятость, сокращение количества организаций-плательщиков взносов в ПФР при некомпенсируемом увеличении уровня самозанятости при низком уровне страховых взносов самозанятого населения, не сопоставимом с размерами будущей пенсии. В этой связи необходимо отметить, что заявленный долгосрочный рост уровня пенсионного обеспечения граждан, возможность индексации размеров пенсий выше уровня инфляции в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», адаптация пенсионной системы к новым демографическим условиям могут быть реализованы в условиях функционирования эффективной пенсионной системы.

Таким образом, пенсионное обеспечение в России уже на протяжении нескольких десятилетий находится в процессе формирования и глубокого реформирования. Ключевой целью эффективной пенсионной системы является обеспечение достойного уровня пенсионного обеспечения на основе взаимодействия социальных, демографических и экономических критериев выполнения пенсионных обязательств.

Читайте также: