Проблема с отчетом пенсионного фонда

Отчет по форме СЗВ-ТД сдают в Пенсионный фонд все работодатели, привлекающие наемный персонал, но только по тем работникам, в отношении которых проведены кадровые мероприятия. Поскольку это новый вид отчетности, в процессе его подготовки и оформлении кадровики нередко допускают ошибки, особенно при заполнении табличной части формы, в которой отражаются основные сведения о кадровых событиях.

Перечень возможных ошибок с указанием кодов размещен в таблицах, прикрепленных к постановлению ПФР от 25.12.2019 № 730п «Об утверждении формы и формата сведений о трудовой деятельности зарегистрированного лица, а также порядка заполнения форм указанных сведений».

Отделение ПФР по Оренбургской области размещает для сведения страхователей перечень ошибок, наиболее часто допускаемых при сдаче в ПФР отчетности на региональной странице сайта ПФР.

Отвечаем на вопросы, поступающие от страхователей по заполнению формы СЗВ-ТД.

Вопрос: Получили протокол проверки с ошибкой 50, как её исправить.

Ответ: Ошибка 50, это грубая ошибка и исправить её можно только направив исправленную форму снова. При этом необходимо обратить внимание на индекс ошибки, отраженной в протоколе проверки. Например, 50.ВСБ.СТРАХОВАТЕЛЬ 1.2, означает, что ИНН организации или индивидуального предпринимателя не соответствует данным, указанным в базе ПФР.

Вопрос: Являюсь главой крестьянского фермерского хозяйства, должен ли я предоставить сведения по форме СЗВ-ТД на себя? Или отчетность предоставляется только на работников?

Ответ: Законодательством не предусмотрена обязанность глав КФХ (в том числе членов КФХ) предоставлять форму СЗВ-ТД в отношении себя. Форма СЗВ-ТД предоставляется только в отношении работников, с которыми заключены трудовые договоры.

Вопрос: В 2019 году организация заключала гражданско-правовые договоры с физическими лицами. Сведения о лицах, работающих по ГПД, передавались в ПФР в составе форм СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ. Должны ли предоставляться сведения по форме СЗВ-ТД на физических лицах, работающих по ГПД в 2020 году?

Ответ: Форма СЗВ-ТД не представляется на граждан, заключивших с организацией ГПД.

Вопрос: Здравствуйте! Я отправляла отчет СЗВ - ТД по уволенным сотрудникам без предыдущей записи приема или перевода. Как на данный момент исправить ошибку, отправить заново по всем, только уже со всеми соответствующими записями?

Ответ: Необходимо направить дополнительно отчет по каждому уволенному сотруднику и указать в нем только предыдущие события.

Вопрос: Если был подан отчет на 43 человека, а у 2 - ух оказались ошибки, новый корректирующий отчет подается только на 2 - ух ошибочных или также на 43, но с исправлениями

Ответ: Отчет подается только на двух.

Вопрос: Если работник написал заявление о том, чтобы оставить бумажную трудовую книжку, как правильно заполнить форму?

Ответ: В данном случае, необходимо предоставить на такого работника форму СЗВ-ТД, отразив в ней выбор формы ведения трудовой книжки, а также сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица по состоянию на 1 января 2020 года (если работник работал в Вашей организации на указанную дату).

Вопрос: Приказ об увольнении работника издан 25 сентября 2020 года, а дата увольнения - 3 октября 2020 года, когда сдавать отчет?

Ответ: Не позднее 26 сентября 2020 года, с учетом сроков, установленных в постановлении Правительства от 26.04.2020 № 590.

Вопрос: Если организация уже сдаёт по ЭДО другую отчётность, всё равно надо для СЗВ - ТД направить заявление на подключение к ЭДО ПФР?

Ответ: Да или вы можете воспользоваться сервисом по подготовке и направлению сведений, посредством использования «Кабинета страхователя» на официальном сайте ПФР.

Вопрос: Добрый день, ошибка 30 в СЗВ-ТД, не указаны статья, часть и пункт по которым был уволен сотрудник, данные приняты частично, нужно ли заново отправлять корректирующий отчет?

Ответ: Да, сведения нуждаются в уточнении.

Доводим до сведения работодателей, что все вопросы по заполнению и представлению форм отчетности ПФР вы можете задать по единому телефону горячей линии 88006000162.

Отделение напоминает работодателям о необходимости уведомления всех работников о ведении сведений о трудовой деятельности в электронном виде или по выбору работника продолжать вести трудовые книжки – 31 октября 2020 года является последним днем для уведомления. Рекомендуемая форма уведомления размещена на сайте Роструда.

Автор: Карине Ширинян, эксперт по финансовому законодательству

Часто страхователи при общении с чиновниками из региональных управлений ПФР сталкиваются с требованиями к отчетности, не предписанными законом. С какими именно, расскажут эксперты журнала «Актуальная бухгалтерия».

Требования сотрудников ПФР не всегда обоснованы нормами российского законодательства. Иногда это просто «так нам начальство сказало». Рассмотрим, что именно «говорило начальство» в регионах во время сдачи отчетности по страховым взносам и персонифицированному учету.

Первое, с чем сталкиваются компании, — необходимость совпадения сумм начисленных и уплаченных взносов. Чиновники говорят, что сумма уплаты не может быть больше начисления. Принимать формы в случае расхождений они не хотят. В правилах заполнения формы № СПВ-1 «Сведения о начисленных, уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица для установления трудовой пенсии» есть норма: суммы излишне уплаченных взносов не учитывают в реквизите «Уплачено» (п. 67 пост. Правления ПФР от 31.07.2006 № 192п). Как тогда поступать бухгалтеру при подготовке отчетности? Нужно сверять данные по каждому работнику, проверять, есть ли переплата. Это можно сделать с помощью программы, размещенной на сайте ПФР (www.pfrf.ru).

Еще одна проблема — чиновники не всегда готовы принять форму № РСВ-1, если информация об оплате не поступила в их базу данных. Они говорят, что, пока платеж не прошел, проверить информацию в форме они не могут. Даже если бухгалтер принесет платежку, при отсутствии цифр в базе расчет могут не принять. Это требование не имеет под собой никаких законных оснований. Можно столкнуться и с тем, что форму до проведения платежа в базе примут, а потом вызовут бухгалтера для дачи объяснений — откуда расхождения. Компании в таком случае могут начислить пени. Чтобы снять их, надо потратить лишнее время и усилия — чиновники по своей инициативе этого делать не будут.

В 2012 году были приняты изменения, связанные с льготниками-«упрощенцами». Их список расширен (п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Для применения льготы компании должны выполнять два условия — заниматься видом деятельности из льготного перечня и от него получать не менее 70 процентов доходов. Но на местах бухгалтеры таких компаний узнали о еще одном условии, не поименованном в законе. Чтобы использовать льготную ставку, надо в отчетном периоде получить прибыль. А если у фирмы убыток, то взносы якобы надо платить по полным ставкам. Такое требование незаконно, и его можно смело оспорить у проверяющих отчетность сотрудников управлений ПФР.

Введение сдачи отчетности по телекоммуникационным каналам связи должно было уменьшить количество бумаг, но создало новые проблемы. Случается, что компания, отправив отчетность по электронным каналам связи, ни отказа, ни подтверждения о принятии так и не получает. Это происходит уже не первый год. Что делать бухгалтеру, если отчет о доставке не получен? Если повезет, то он сможет дозвониться до инспектора и узнать, что все формы пришли в фонд. Если нет, отчета можно ждать месяцами. Или просто подъехать в фонд с флешкой или другим носителем, на котором будет вся отчетность. Иногда проверяющие идут навстречу компании и подгружают данные вручную.

Денис Корнилов, генеральный директор аудиторской компании «Бизнес-Студио»

Льгота для убыточных «упрощенцев»

Если у компании-«упрощенца» отсутствуют доходы, то подтвердить льготу (ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ) практически невозможно. Поэтому есть вероятность, что чиновники доначислят страховые взносы. Но это будет правомерно, если компания в течение года вообще не вела деятельность и не получала прибыль.

Если же по итогам года получен убыток, то применение льготы правомерно. Поскольку для целей налогообложения определяется только доля дохода по виду деятельности в общем объеме доходов, а не доля расходов. То есть итоговый финансовый результат не ставится законодателем в зависимость от применения льгот по страховым взносам.

Вероятна ситуация, при которой в течение 9 месяцев страхователь удовлетворяет всем критериям и подтверждает свою льготу, а по итогам года соотношение выручки по льготируемой деятельности к общей сумме доходов стало менее 70 процентов. Вряд ли законодатель хотел, чтобы взносы надо было пересчитывать во всех случаях с начала года. Но формулировка пункта 1.4 статьи 58 Закона № 212-ФЗ говорит о том, что пересчет следует произвести с начала отчетного (расчетного) периода, в котором допущено такое несоответствие. А поскольку началом расчетного периода является 1 января, пересчет придется выполнить с начала года.

Необходимо отметить, что вопрос утраты права, неполучения дохода или совмещения режимов налогообложения при одновременном применении льгот по страховым взносам недостаточно урегулирован в Законе № 212-ФЗ. Поэтому плательщику взносов скорее всего придется доказывать свою правоту в судебном порядке. Это непростая задача, поскольку судебная практика по данному вопросу не сформировалась. Однако ранее все неустранимые сомнения суды решали в пользу компаний (пост. ФАС ВВО от 24.01.2006 № А29-5146/2005а, от 17.01.2006 № А31-5498/19).

Олег Москвитин, адвокат Коллегии адвокатов «Муранов, Черняков и партнеры»

Нужно ли, чтобы начисленные и уплаченные взносы совпадали?

На наш взгляд, здесь два вопроса. Первый — можно ли указывать в столбце «Уплачено» формы № СПВ-1 сумму страховых взносов большую, чем прописана в столбце «Начислено»?

В пункте 67 Инструкции по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (утв. пост. правления ПФР от 31.07.2006 № 192п) говорится, что суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов в реквизите «Уплачено» формы № СПВ-1 не учитываются. В связи с этим если работодатель своевременно и надлежащим образом уплачивает страховые взносы, то содержание столбцов «Начислено» и «Уплачено» должно совпадать, а указание переплат в реквизите «Уплачено» не обосновано.

Второй вопрос заключается в том, есть ли у сотрудников Пенсионного фонда РФ право не принимать неверно заполненную, по их мнению, форму № СПВ-1? Как представляется, пенсионное законодательство напрямую их таким правом не наделяет. Поэтому даже та форма, в которой сумма уплаченных взносов выше начисленной, формально должна быть принята чиновниками.

Тем не менее это скорее всего лишь отсрочит споры страхователей и ПФР и не станет решением проблемы. Поэтому мы рекомендуем заполнять форму № СПВ-1 в соответствии с утвержденной инструкцией.


Автор: Татьяна Мокеева
Старший бухгалтер по расчету зарплаты

Несмотря на то, что налоговики с 2017 года взяли на себя контроль за пенсионными взносами, организации по-прежнему должны отчитываться и перед ПФР. Речь идет о персональных сведениях по застрахованным лицам. Рассмотрим, какие проблемы могут возникнуть у работодателей в связи со сдачей одной из таких форм — отчета СЗВ-М.

Что такое отчет СЗВ-М и кто должен его сдавать

В 2016 году была поставлена на паузу индексация пенсий для граждан, которые продолжают работать. Если же такой пенсионер принимает решение о завершении трудовой деятельности, то выплаты ему необходимо пересчитать. Обычная персонифицированная отчетность, сдаваемая один раз в год, для сбора такой информации, естественно, не подходит.

Именно по этой причине в 2016 году появился новый ежемесячный отчет — СЗВ-М (п. 2.2 ст. 11 закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном…», постановление Правления ПФР от 01.02.2016 № 83п). Отчет достаточно прост: кроме сведений об организации он включает в себя ФИО, ИНН и СНИЛС сотрудников. Речь идет о любых физических лицах, с которыми у работодателя есть действующие договоры, облагаемыми пенсионными взносами. Здесь важно учесть следующее:

  1. Имеются в виду не только трудовые отношения, но и выплаты по договорам ГПХ и т.п.
  2. Важно именно то, чтобы договор действовал в отчетном месяце. Были в это время выплаты или нет — значения не имеет.
  3. Если получатель дохода не подлежит обязательному пенсионному страхованию, то его не нужно включать в отчет. Это относится, например, к иностранным гражданам, кроме тех, которые перечислены в п. 1 ст. 7 закона от 12.12.2001 №167-ФЗ.

Следовательно, СЗВ-М должны обязательно сдавать все юридические лица. Ведь в любой организации, даже если она фактически не работает, есть хотя бы один штатный сотрудник — директор.

Ошибочным является мнение, когда директор компании (он же — единственный учредитель) полагает, что он может не заключать трудовой договор. Сдавать СЗВ-М необходимо и в такой ситуации ( письмо Минтруда РФ от 16.03.2018 № 17-4/10/В-1846).

А вот ИП, адвокаты и нотариусы, которые работают в одиночку, не обязаны отчитываться по этой форме: нулевой отчет СЗВ-М законом не предусмотрен.

Как принимается отчет СЗВ-М в ПФР?

Формат сдачи отчета зависит от количества физических лиц, включенных в него. Если их менее 25, то форму можно сдать «на бумаге». Если же застрахованных лиц больше, то допускается только электронный формат.

Срок сдачи СЗВ-М не зависит от формы — это 15 число месяца, следующего за отчетным. Иногда из-за простоты отчета его сдают раньше, а малые компании — даже в течение отчетного месяца (например, если бухгалтер собирается в отпуск). Но поступать таким образом нужно с осторожностью. Ведь до конца месяца может быть принят новый сотрудник, и тогда получится, что отчет сдан с ошибкой.

Почему ПФР может не принять СЗВ-М?

Наиболее распространенными ошибками при сдаче СЗВ-М «на бумаге» являются:

  1. Отсутствие или некорректность необходимых реквизитов работодателя (ИНН, регистрационный номер ПФР, подпись).
  2. Отсутствие части сведений о сотруднике (нет фамилии или имени, ИНН или СНИЛС).
  3. ФИО и СНИЛС не соответствуют друг другу по данным базы ПФ.

При электронном формате сдачи ошибки могут быть теми же, но к ним добавляется неверное имя или формат файла, либо некорректная электронная подпись.

Ошибки кодируются в зависимости от их «тяжести»:

    Код 10 и 20 — незначительные ошибки (например, отсутствие или опечатка в ИНН). Этот код не является критичным для пенсионного отчета, к тому же у некоторых сотрудников может и вообще не быть ИНН. При наличии таких ошибок отчет принимается.

Эксперты 1C-WiseAdvice советуют:

Если ИНН фактически есть, но его просто забыли включить в форму, ошибку необходимо устранить.

Отчет СЗВ-М приняли частично, что делать?

При исправлении ошибок, выявленных по отдельным сотрудникам, возможны несколько вариантов:

  1. Если кого-то из застрахованных лиц забыли включить в отчет, то нужно подать по ним отдельную форму с типом «доп».
  2. Если в отчет занесли лишних сотрудников (например, тех, кто уже уволен в прошлом периоде), то их включают в корректирующий отчет с типом «отмн».
  3. По тем работникам, в отношении которых допущены опечатки, придется подать две уточняющие формы: сначала аннулировать ошибочную запись («отмн»), а затем добавить правильную («доп»).

Как исходную, так и отменяющую/дополняющую отчетность необходимо сдать до 15 числа месяца, следующего за отчетным. В противном случае будет начислен штраф.

Последствия отказа в принятии отчета СЗВ-М

За нарушение срока сдачи СЗВ-М придется заплатить штраф — 500 руб. за каждое застрахованное лицо. Такое же наказание предусмотрено и за предоставление ошибочных сведений (ст. 17 закона № 27-ФЗ).

Кроме того, виновному должностному лицу придется заплатить от 300 до 500 руб. (ст. 15.33.2 КоАП РФ).

Если при проверке отчета выявлены ошибочные данные, а страхователь устранил их за пять раб. дней, то санкции к нему не применяются (п. 39 инструкции, утвержденной приказом Минтруда РФ от 21.12.2016 № 766н).

В этом же разделе инструкции предусмотрено право страхователя самостоятельно корректировать неверную информацию. Штрафы в таких ситуациях не применяются.

Однако, по мнению ПФ РФ, без штрафа можно исправить только ошибочные данные по тем сотрудникам, которые уже были в отчете. Если же работодатель «забыл» про кого-то из сотрудников, а затем сдал на него дополняющую форму, то наказания не избежать (письмо ПФ РФ от 28.03.2018 № 19-19/5602).

Судебная практика по данному вопросу неоднозначна. Есть решения как в пользу страхователей (постановление 2ААС от 21.05.2018 № 02АП-2626/2018), так и в пользу чиновников (постановление 14 ААС от 28.04.2018 № 14 АП-10424/2017).

Высшие судебные инстанции пока не высказали однозначного мнения по данному вопросу. Поэтому страхователю, который нашел «пропущенных» сотрудников, нужно быть готовым к уплате штрафа или к судебным тяжбам.

Как без проблем сдать отчеты в ПФ

Часто бухгалтеры легкомысленно относятся к сдаче СЗВ-М, особенно перед уходом в отпуск или увольнением. Ведь эта форма внешне проста и не связана напрямую с бухучетом и начислением налогов.

Однако из-за ошибок в ней компания может серьезно пострадать. Например, если численность сотрудников составляет 100 человек, то при просрочке или сдаче СЗВ-М с искажениями формата организацию оштрафуют на 50 тыс. руб. А для крупных компаний суммы санкций возрастают многократно.

Передав всю рутинную работу с учетом и отчетностью на аутсорсинг, вы можете сосредоточиться на своем бизнесе и не думать о проблемах с Пенсионным фондом и другими контролирующими органами.

Вывод

Все юридические лица, а также ИП с наемными работниками должны ежемесячно сдавать форму СЗВ-М.

Если отчет не принят отделением ПФР, то нужно исправить ошибки в пятидневный срок. Это позволит избежать штрафа.

Если же вы нашли ошибку самостоятельно, то в некоторых случаях, чтобы отбиться от санкций, придется идти в суд.

Часто страхователи при общении с чиновниками из региональных управлений ПФР сталкиваются с требованиями к отчетности, не предписанными законом. С какими именно, расскажут эксперты журнала «Актуальная бухгалтерия».

Требования сотрудников ПФР не всегда обоснованы нормами российского законодательства. Иногда это просто «так нам начальство сказало». Рассмотрим, что именно «говорило начальство» в регионах во время сдачи отчетности по страховым взносам и персонифицированному учету.

Первое, с чем сталкиваются компании, — необходимость совпадения сумм начисленных и уплаченных взносов. Чиновники говорят, что сумма уплаты не может быть больше начисления. Принимать формы в случае расхождений они не хотят. В правилах заполнения формы № СПВ-1 «Сведения о начисленных, уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица для установления трудовой пенсии» есть норма: суммы излишне уплаченных взносов не учитывают в реквизите «Уплачено» (п. 67 пост. Правления ПФР от 31.07.2006 № 192п). Как тогда поступать бухгалтеру при подготовке отчетности? Нужно сверять данные по каждому работнику, проверять, есть ли переплата. Это можно сделать с помощью программы, размещенной на сайте ПФР (www.pfrf.ru).

Еще одна проблема — чиновники не всегда готовы принять форму № РСВ-1, если информация об оплате не поступила в их базу данных. Они говорят, что, пока платеж не прошел, проверить информацию в форме они не могут. Даже если бухгалтер принесет платежку, при отсутствии цифр в базе расчет могут не принять. Это требование не имеет под собой никаких законных оснований. Можно столкнуться и с тем, что форму до проведения платежа в базе примут, а потом вызовут бухгалтера для дачи объяснений — откуда расхождения. Компании в таком случае могут начислить пени. Чтобы снять их, надо потратить лишнее время и усилия — чиновники по своей инициативе этого делать не будут.

В 2012 году были приняты изменения, связанные с льготниками-«упрощенцами». Их список расширен (п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Для применения льготы компании должны выполнять два условия — заниматься видом деятельности из льготного перечня и от него получать не менее 70 процентов доходов. Но на местах бухгалтеры таких компаний узнали о еще одном условии, не поименованном в законе. Чтобы использовать льготную ставку, надо в отчетном периоде получить прибыль. А если у фирмы убыток, то взносы якобы надо платить по полным ставкам. Такое требование незаконно, и его можно смело оспорить у проверяющих отчетность сотрудников управлений ПФР.

Введение сдачи отчетности по телекоммуникационным каналам связи должно было уменьшить количество бумаг, но создало новые проблемы. Случается, что компания, отправив отчетность по электронным каналам связи, ни отказа, ни подтверждения о принятии так и не получает. Это происходит уже не первый год. Что делать бухгалтеру, если отчет о доставке не получен? Если повезет, то он сможет дозвониться до инспектора и узнать, что все формы пришли в фонд. Если нет, отчета можно ждать месяцами. Или просто подъехать в фонд с флешкой или другим носителем, на котором будет вся отчетность. Иногда проверяющие идут навстречу компании и подгружают данные вручную.

Денис Корнилов, генеральный директор аудиторской компании «Бизнес-Студио»

Льгота для убыточных «упрощенцев»

Если у компании-«упрощенца» отсутствуют доходы, то подтвердить льготу (ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ) практически невозможно. Поэтому есть вероятность, что чиновники доначислят страховые взносы. Но это будет правомерно, если компания в течение года вообще не вела деятельность и не получала прибыль.

Если же по итогам года получен убыток, то применение льготы правомерно. Поскольку для целей налогообложения определяется только доля дохода по виду деятельности в общем объеме доходов, а не доля расходов. То есть итоговый финансовый результат не ставится законодателем в зависимость от применения льгот по страховым взносам.

Вероятна ситуация, при которой в течение 9 месяцев страхователь удовлетворяет всем критериям и подтверждает свою льготу, а по итогам года соотношение выручки по льготируемой деятельности к общей сумме доходов стало менее 70 процентов. Вряд ли законодатель хотел, чтобы взносы надо было пересчитывать во всех случаях с начала года. Но формулировка пункта 1.4 статьи 58 Закона № 212-ФЗ говорит о том, что пересчет следует произвести с начала отчетного (расчетного) периода, в котором допущено такое несоответствие. А поскольку началом расчетного периода является 1 января, пересчет придется выполнить с начала года.

Необходимо отметить, что вопрос утраты права, неполучения дохода или совмещения режимов налогообложения при одновременном применении льгот по страховым взносам недостаточно урегулирован в Законе № 212-ФЗ. Поэтому плательщику взносов скорее всего придется доказывать свою правоту в судебном порядке. Это непростая задача, поскольку судебная практика по данному вопросу не сформировалась. Однако ранее все неустранимые сомнения суды решали в пользу компаний (пост. ФАС ВВО от 24.01.2006 № А29-5146/2005а, от 17.01.2006 № А31-5498/19).

Олег Москвитин, адвокат Коллегии адвокатов «Муранов, Черняков и партнеры»

Нужно ли, чтобы начисленные и уплаченные взносы совпадали?

На наш взгляд, здесь два вопроса. Первый — можно ли указывать в столбце «Уплачено» формы № СПВ-1 сумму страховых взносов большую, чем прописана в столбце «Начислено»?

В пункте 67 Инструкции по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (утв. пост. правления ПФР от 31.07.2006 № 192п) говорится, что суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов в реквизите «Уплачено» формы № СПВ-1 не учитываются. В связи с этим если работодатель своевременно и надлежащим образом уплачивает страховые взносы, то содержание столбцов «Начислено» и «Уплачено» должно совпадать, а указание переплат в реквизите «Уплачено» не обосновано.

Второй вопрос заключается в том, есть ли у сотрудников Пенсионного фонда РФ право не принимать неверно заполненную, по их мнению, форму № СПВ-1? Как представляется, пенсионное законодательство напрямую их таким правом не наделяет. Поэтому даже та форма, в которой сумма уплаченных взносов выше начисленной, формально должна быть принята чиновниками.

Тем не менее это скорее всего лишь отсрочит споры страхователей и ПФР и не станет решением проблемы. Поэтому мы рекомендуем заполнять форму № СПВ-1 в соответствии с утвержденной инструкцией.

В системе персонифицированного учета в Пенсионном фонде России (ПФР) выявлены ошибки, ставшие причиной того, что некоторые граждане недополучили свои выплаты. Соответствующая информация представлена в отчете Счетной палаты по результатам проверки работы ПФР в 2017-2019 годах.

Как указывают аудиторы, чаще всего на одного и того же получателя пособия открывали два и более счетов, а также присваивали СНИЛС сразу нескольким гражданам.
«Нередко граждане ошибаются при заполнении анкет, при этом, если у заявителя на момент назначения пенсии имелось два или более счета, ее размер мог устанавливаться только на основании одного из них. Тем самым размер выплат сокращался», ‒ говорится в документе контрольного ведомства.

Кроме того, к необоснованному занижению пенсии могли привести и смена фамилии ‒ чаще всего это касается женщин, вышедших замуж. Как выяснила Счетная палата, очень часто Пенсионный фонд не указывал на лицевых счетах граждан данные о смене фамилии, что приводило к ошибкам при регистрации и появлению двойных лицевых счетов. Как указывается в отчете, за три года ПФР объединил счета 89,8 тысячи пенсионеров.

Финансовый аналитик Виталий Калугин допускает, что такие просчеты происходили не по злому умыслу сотрудников ПФР, а по техническим причинам. Но тем не менее из-за ошибок в расчетах российские пенсионеры за два года могли недополучить до трех миллиардов рублей.

По мнению экономиста, ошибки могут быть связаны с тем, что Пенсионный фонд не имеет такой же отлаженной информационной инфраструктуры, как, например, Федеральная налоговая служба (ФНС).

«Скорее всего, неточности при расчетах возникали не в крупных городах, где хорошо развита IT-инфраструктура, а в небольших населенных пунктах. Ошибки связаны с мелкими и средними городами, там где подслеповатый сотрудник что-то неверно вбил», ‒ предположил Калугин в беседе с информационным агентством Ura.ru.

Но не только двойные счета стали характерной ошибкой Пенсионного фонда: проверяя территориальные органы ПФР, Счетная палата выяснила, что они продолжают выплачивать пенсии даже после смерти граждан.

«В ходе аудита установлено, что на 1 января 2020 года из-за несвоевременного поступления сведений о смерти и снятия средств с банковского счета родственниками умершего пенсионера, переплаты пенсий только в двух территориальных органах фонда составили 377,035 млн рублей», ‒ говорится в отчете.

Как пояснил «Финансовой газете» руководитель отдела аналитических исследований Высшей школы управления финансами Михаил Коган, факт переплаты почти 400 млн говорит о необходимости дальнейшей цифровизации работы госорганов и создания единого реестра населения страны.

«Это позволит получить более целостное и своевременное представление об изменениях в жизни того или иного гражданина и создать базу для перехода к более адресной социальной помощи. О необходимости введения реестра не устает напоминать глава службы Алексей Кудрин, а ее финансирование может быть найдено в том числе за счет сокращения вот таких “лишних” трат, как в этом примере», ‒ заявил эксперт, отметив, что появление корректных и актуальных сведений позволило бы уменьшить дефицит Пенсионного фонда, который финансируется из федерального бюджета.

Действительно, в настоящее время, когда многие территориальные отделения Пенсионного фонда, по сути, не оснащены полноценной технологической инфраструктурой, когда нет единой базы и сотрудники дублируют информацию «на бумажках», подобные «ошибки» не должны вызывать удивления, считает Михаил Коган.

«Для государства доклад Счетной палаты демонстрирует потенциал повышения эффективности, который может быть реализован за счет перехода на “цифру” и единую информационную базу. А для граждан, которые могут потенциально столкнуться с проблемой недостаточного размера социальных льгот из-за ошибок в базе данных, к примеру из-за смены фамилии или места жительства, можно рекомендовать постоянно поддерживать в голове актуальную информацию об алгоритмах расчета и при возникновении таких подозрений не стесняться и обращаться за консультациями к сотрудникам ПФР», ‒ указывает аналитик Высшей школы управления финансами.

Когда статья была готова к публикации

Руководитель Центра правовой поддержки Финансового университета при Правительстве России Наталья Залюбовская согласилась с мнением финансового аналитика Виталия Калугина о том, что потери россиян от ошибок Пенсионного фонда могут достичь миллиардов рублей. Тем не менее она считает, что обязательства по выплате недополученных пенсий должно взять на себя правительство страны.

«Проблемы с Пенсионным фондом в России носят перманентный характер. И это еще раз доказывает, что бремя по выплате пенсий, видимо, все-таки ляжет целиком и полностью на правительство и бюджете страны», ‒ заявила она.

По мнению Залюбовской, чтобы исключить нарушения в будущем, необходимо провести аудит каждого пенсионера и заложить в бюджет средства по всем недоплатам.

Информационный массив почти на 156 млн человек – таких объемов достигла Система индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных ПФР гражданах. Причем их число планомерно растет: с 2017 года – более чем на 4,5 млн человек с учетом иностранных граждан, которые работают в России.

«Конечно, когда существует такой большой массив данных, то возникает проблема и необходимость совершенствования этой системы», – отметил на Коллегии аудитор Сергей Штогрин по итогам проверки в ПФР, отделениях по Москве, Московской и Саратовской областям, а также в Межрегиональном информационном центре Пенсионного фонда.

Для каждого участника Системы открыт Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица (ИЛСЗЛ). В нем представлены личные данные граждан от общих до профессиональных, включая электронную трудовую книжку с 2020 года. Как выяснилось, у одного человека может быть нескольких таких счетов с одним и тем же присвоенным номером (СНИЛС). При назначении пенсии это создает определенные проблемы. «В этом случае, – отметил аудитор, – счета должны объединяться, и пенсия начисляться исходя из взносов по всем счетам. Однако проверка показала, что так происходит не всегда и тогда пенсионные права граждан ущемляются. Нарушения пенсионных прав выявлены в 53% проверенных случаев. Фонд объединил счета почти 90 тысяч пенсионеров. Чтобы исключить нарушения, назначенные пенсии этих пенсионеров нужно дополнительно проверить и произвести соответствующие доплаты».

Есть недоработки и в анкете застрахованного лица, которую граждане должны заполнить для регистрации в Системе. В частности, она не соответствует требованиям к наличию фамилий при рождении и ИНН. «Сейчас ИНН присваивается практически при рождении. Поэтому, если в анкете будут эти строки, то будет легче идентифицировать соответствующее лицо», – считает Сергей Штогрин.

Кроме того, в самом ИЛСЗЛ Фонд не указывает сведения о правопреемниках застрахованного лица и долях распределения между ними средств пенсионных накоплений, что является нарушением Закона об индивидуальном учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Существует проблема с актуализацией данных системы. Из-за расхождения информации о гражданах в разных системах (ЗАГС, МВД, ФНС и прочее) изменения, которые происходят в жизни человека, не всегда своевременно отражаются на лицевом счете в Пенсионном фонде. Счетная палата предлагает наладить механизм межведомственного взаимодействия и провести сверку персонифицированной информации о гражданах по единому идентификатору (например, СНИЛС или ИНН).

Также предложено усовершенствовать механизм взаимодействия ПФР с налоговой службой. «Если сведения, которые передала налоговая служба, не прошли контроль ПФР, то они возвращаются назад в течение пяти дней. При этом время, за которое должны быть отработаны несоответствия налоговой службой, из-за которых пакет не был принят, не регламентировано», – констатировал аудитор.

Проверка сведений о стаже застрахованных в ПФР – еще одна задача, которую решает индивидуальный учет. Здесь Счетная палата вновь указала на недостатки существующей системы контроля, что может приводить к нарушению пенсионных прав граждан. Сведения о стаже сразу же отражаются на ИЛСЗЛ только, если система учета не выявляет ошибки в предоставленных работодателем отчетах. На практике число ошибок может достигать 4% от общего количества лиц, по которым представлены данные. Так, на счетах почти 13 тыс. застрахованных лиц до сих пор не отражены сведения за 2017 год, за 2018 год – у 27 тыс. лиц. «Если эти граждане обратятся за назначением пенсии, их пенсионные права на дату назначения будут учтены не в полном объеме. Для минимизации ошибок Счетная палата предлагает Фонду пересмотреть подход к проведению контроля отдельных форм отчетности, которые не содержат персонифицированных сведений», – сообщил Сергей Штогрин.

Проверка также выявила ошибки при оценке документов о заработке, несвоевременное отражение на ИЛСЗЛ сведений о взносах по ОПС, просрочку перерасчета и индексации страховой пенсии и ряд других нарушений, которые привели к нарушению пенсионных прав граждан. Впрочем, эти нарушения, как констатировал аудитор, «незамедлительно устранялись Фондом в ходе проверки. В этот период пенсионерам было доплачено около 3 млн рублей».

Кроме того, в 2017-2019 годах НПФ по решению судебных органов вернули 334 застрахованным лицам пенсионные накопления, незаконно переведенные в предыдущие годы из ПФР. Тем не менее, они потеряли в среднем 45 тыс. пенсионных накоплений из-за неурегулированности сроков передачи в доверительное управление пенсионных накоплений, возвращенных в ПФР по решению суда.

О результатах проверки Счетная палата проинформировала Президента, а также направила Правительству рекомендации по совершенствованию законодательства в сфере персонифицированного учета. По поручению главы государства Правительство уже подготовило План проверок назначенных пенсий по данным персонифицированного учета. Их проведет ПФР под контролем Минтруда России. Счетная палата в свою очередь проконтролирует исполнение Плана и полученные результаты.

Кроме того, Минтруд по рекомендациям Счетной палаты подготовил два законопроекта, устраняющие недостатки формирования счетов граждан, и регулирующие сроки передачи в доверительное управление пенсионных накоплений граждан, возвращенных в ПФР по решению суда.

Международный опыт

  • Счетная палата Республики Молдова
Отчет по результатам аудита соответствия назначения пенсий в Республике Молдова
(публикация: 21 декабря 2018 года)

Счетной палатой Республики Молдова проведена проверка правильности оформления, назначения и пересмотра некоторых категорий пенсий (по возрасту, досрочных, для государственных служащих, для бывших сотрудников силовых структур) путем оценки процедур внутреннего контроля в рассматриваемых учреждениях, а также соответствия данных, представленных работодателями и работниками, информации из других источников (интервьюирование, расчеты и сравнения, запросы на подтверждение информации от сторонних учреждений и получателей пенсионных пособий).

По результатам аудита были выявлены проблемы, оказывающие непосредственное влияние на получение права на пенсию и размер пособия. Так, например, наличие в нормативной базе противоречивых положений, касающихся назначения досрочной пенсии, дало возможность воспользоваться данным видом пособия только мужчинам. Кроме того, пенсии бывшим сотрудникам силовых структур были установлены Национальной кассой социального страхования на основании данных, рассчитанных работодателями. В некоторых случаях данные были некорректными, что привело к необоснованным расходам.
  • Главное контрольное управление Республики Колумбия
Аудит финансовой отчетности колумбийского пенсионного фонда COLPENSIONE
(публикация: июнь 2020 года)

По оценке Главного контрольного управления, отчетность Резервного фонда для выплаты пенсий по старости и Резервного фонда для выплаты пенсий по инвалидности, входящих в COLPENSIONES, не соответствуют ни общепризнанным правилам ведения финансовой отчетности, ни требованиям, предъявляемым самим контрольным ведомством. В данных случаях некорректный учет финансовых обязательств и некоторых статей доходов не позволил точно отразить финансовое состояние организаций по итогам отчетного периода.

В дополнение к анализу финансовой отчетности Главное контрольное управление оценило и другие аспекты деятельности COLPENSIONES, включая эффективность внутреннего финансового контроля, реализацию плана мероприятий постконфликтного урегулирования (исполнение обязательств правительства Колумбии в рамках мирного соглашения 2016 года с Революционными вооруженными силами Колумбии – FARC), соблюдение политики в области обеспечения прав инвалидов, гендерного равенства, а также устранение замечаний предшествующих проверок. Кроме того, в отчет вошли результаты проверки анонимных сообщений от граждан, полученных в отношении возможных нарушений в деятельности организации.
  • Государственное контрольное управление Соединенных Штатов Америки
Отчет «Пенсионное обеспечение. Женщины старшего возраста сообщают о том, что им предстоит столкнуться с финансово неопределенным будущим»
(публикация: июль 2020 г.)

ВОА изучил проблемы пенсионного обеспечения и финансовой безопасности женщин. Для этих целей было сформировано 14 фокус-групп. В ходе исследования каждая группа выразила обеспокоенность ростом расходов на здравоохранение. Было отмечено, что отсутствие образования в области управления финансами отрицательно сказалось на пенсионном обеспечении участниц исследования. Женщины во всех группах также приравнивали финансовую безопасность после выхода на пенсию к возможности сохранить свою независимость.

Число граждан старшего возраста в США постоянно растет, ввиду чего вопрос пенсионного обеспечения женщин актуален для большой части населения страны. Кроме того, исследования ВОА показали, что женщины чрезвычайно широко представлены в низкооплачиваемых профессиях, что сказывается на их пенсионном обеспечении. Но и на более высокооплачиваемой работе заработная плата у женщин ниже, чем у их коллег-мужчин. Женщины чаще увольняются, чтобы заботиться о членах семьи. В совокупности эти тенденции могут существенно повлиять на финансовую безопасность женщин после выхода на пенсию.

Устранение нарушений

Межрегиональный информационный центр ПФР (МИЦ ПФР) и Отделение ПФР по г. Москве и Московской области устранили нарушения и недостатки, выявленные в рамках проверки Счетной палаты. В частности, МИЦ ПФР привел в соответствие с требованиями Типового Положения Минэкономразвития внутренние документы. Для этого Центр утвердил новое Положение о контрактной службе. В нем отражены функциональные обязанности в части обоснования закупок и начальной (максимальной) цены контракта. Также МИЦ ПФР утвердил новые Полномочия и функциональные обязанности должностных лиц. Теперь они дополнены положениями о персональной ответственности работников контрактной службы. Решением Коллегии от 29 сентября 2020 года представление снято с контроля.

Одновременно отмечаем, что основную проверку исполнения пенсионного законодательства Счетная пала проведет в ПФР до конца 2020 года.

Читайте также: