Проблемы назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Веревкин Иван Евгеньевич

В статье рассмотрены теоретические основы, касающиеся назначения и выплаты пенсии по случаю потери кормильца. Помимо этого, особое внимание будет уделено проблемам , возникающим во время назначения данного вида пенсии, а также будут предложены пути их разрешения.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Веревкин Иван Евгеньевич

PROBLEMS ARISING IN THE APPOINTMENT AND PAYMENT OF SURVIVOR'S PENSION

In this article, the theoretical bases concerning appointment and payment of pension on the occasion of loss of the breadwinner will be analyzed. In addition, special attention will be paid to the problems arising during the appointment of this type of pension, as well as ways to solve them will be proposed.

Текст научной работы на тему «Проблемы пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца»

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ЧЕТВЕРТЫЙ выпуск

ТРУДОВОЕ ПРАВО; ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УДК 349.3

Веревкин Иван Евгеньевич Уральский государственный юридический университет

Институт прокуратуры Екатеринбург, Россия Verevivan0602@gmail. com Verevkin Ivan Ural State Law University Institute of Prosecution Russia, Ekaterinburg

«ПРОБЛЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПО СЛУЧАЮ

ПОТЕРИ КОРМИЛЬЦА» Аннотация: в статье рассмотрены теоретические основы, касающиеся назначения и выплаты пенсии по случаю потери кормильца. Помимо этого, особое внимание будет уделено проблемам, возникающим во время назначения данного вида пенсии, а также будут предложены пути их разрешения. Ключевые слова: пенсия по потере кормильца, пенсионное обеспечение, иждивение, проблемы, назначение пенсии.

«PROBLEMS ARISING IN THE APPOINTMENT AND PAYMENT OF

SURVIVOR'S PENSION» Annotation: in this article, the theoretical bases concerning appointment and payment of pension on the occasion of loss of the breadwinner will be analyzed. In addition, special attention will be paid to the problems arising during the appointment of this type of pension, as well as ways to solve them will be proposed. Key words: survivor's pension, pension provision, dependents, problems, pension assignment.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации [1] каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В Российской Федерации основным видом пенсионного обеспечения детей является пенсия по случаю потери кормильца. Пенсия по потере кормильца - это ежемесячная денежная выплата, которая предназначена для материального обеспечения нетрудоспособных граждан, потерявших кормильца, связанных с ним отношением родства, свойства и фактического иждивения.

Из вышеизложенного определения можно выделить существенные признаки, которые характерны для данного вида социального обеспечения:

- Ежемесячная, то есть пенсия по потере кормильца - является систематической выплатой;

- Денежная выплата - данная пенсия не может существовать в натуральной форме;

- Данная форма обеспечения устанавливается и гарантируется государством, а также исходит от него;

- Назначается гражданам, которые не имеют собственного дохода, являются нетрудоспособными;

- Главной целью данной выплаты является компенсация нетрудоспособным членам семьи заработной платы, вознаграждений и иных выплат кормильца, утраченных в связи с его смертью.

Законодательство Российской Федерации выделяет четыре разновидности данной пенсии, которые устанавливаются для граждан. Дифференциация проводится по нормативно-правовым актам, которые устанавливают основания ее получения:

- Страховая пенсия по потере кормильца [4];

- Социальные пенсии по случаю потери кормильца [2];

- Пенсии по случаю потери кормильца семьям военнослужащих [6];

- «ежемесячное возмещение» в связи с гибелью судьи [5].

Говоря в теоретическом ключе о данной социальной выплате, нельзя не сказать о гражданах, которые имеют право получать данную пенсию: супруг; кровные родственники - дети, родители, братья/сестры; некровные родственники (усыновители, усыновленные).

Однако, теория зачастую расходится с практикой и появляются различные правовые коллизии и пробелы. Так, например, на практике зачастую присутствуют фактические семейные отношения между другими родственниками, не указанными в Федеральных законах. Примером таких отношений могут являться отношения между племянниками, тетями и дядями. Представляется, что выполнение семейных обязанностей, независимо от того, кто их выполняет, должно признаваться в качестве естественного основания для возникновения правовых последствий в области пенсионного обеспечения в случае смерти фактического кормильца [10]. Поэтому, необходимо провести подробный анализ норм, касающихся назначения пенсий по потере кормильца, а также производных пенсий и внести соответствующие пункты, которые будут устанавливать особый порядок. При этом некоторые ситуации будут разбираться подробно и появится возможность назначения пенсии лицам, которые на сегодняшний день не закреплены в нормативно-правовых актах.

По общему правилу, право на пенсию по потере кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Однако, данное правило порождает достаточное количество проблем, связанных с иждивением.

Рассмотрим случаи, когда у мужчины появляется ребенок от женщины, с которой у него нет никаких законных отношений. Мужчина отказывается признавать ребенка. Вскоре он погибает. Данная ситуация наглядно иллюстрирует основную и самую масштабную проблему, касающуюся пенсий по случаю потери кормильца.

Проблема заключается в том, что факт отцовства после гибели мужчины практически невозможно доказать в исковом производстве суда. Столкнувшись

с такой ситуацией, суд оставит заявление без рассмотрения. Следовательно, ребенок останется без материальной поддержки государства.

В конце 2016 года по инициативе Совета Федерации в первом чтении в Государственной Думе РФ был принят проект Федерального Закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»» [7]. Авторы данного законопроекта предлагали внести поправки, согласно которым расширяется круг лиц, имеющих основание на получение пенсии по случаю потери кормильца. Предлагалось, наряду с детьми, потерявшими одного или обоих родителей и детьми умершей одинокой матери, включить в данный круг детей, в свидетельстве о рождении которых в графах «отец» и «мать» сведения отсутствуют [9].

Обоснование данного законопроекта заключалось в том, что поскольку имеется право на пенсию по случаю потери кормильца-родителя, абсолютно неважно, каким образом он их потерял. Анализируя данную позицию, можно прийти к выводу, что подтверждение факта смерти (предоставление свидетельства о смерти) не может являться основанием отказа назначения пенсии, поскольку, если в официальных документах нет информации о родителях (родителе), должно презюмироваться их отсутствие.

Однако, данный проект в настоящее время не действует, так как не был принят. Его посчитали экономически невыгодным. Связанно это с расширенным толкованием, так как под вышеуказанные формулировки попадают не только дети, никогда не имевшие ни одного из родителей, но также и дети, юридически имеющие лишь одного родителя (дети матерей-одиночек, так как согласно положениям законопроекта, такие дети «лишились» отца), а представителей данной категории в Российской Федерации достаточно много.

Говоря о вышеупомянутой проблеме, не оправданно искусственно расширять понятие «потери кормильца», а создать иную социальную выплату, назначаемую данной специфической группе детей.

Нельзя не вспомнить также проблему, связанную с судебным процессом. Согласно ст. 81 ФЗ «Об исполнительном производстве» [3] судебный пристав-исполнитель по судебному решению направляет в банк постановление о наложении ареста на денежные средства и драгоценные металлы должника, находящиеся в банке. В свою очередь банк незамедлительно исполняет данное постановление и на счета налагается арест. Проблема заключается в том, что даже если на данный счет приходит пенсия по потери кормильца, средства которого являются единственным источником дохода его все равно арестуют.

Считается необходимым внести норму, которая бы законодательно запретила судебным-приставам исполнителям накладывать арест на счет, на который происходит начисление пенсии по случаю потери кормильца, поскольку ребенок не должен ограничиваться в данных денежных средствах.

Таким образом, на основе вышесказанного, можно уверено говорить о том, что законодательно пенсии по потери кормильца урегулированы достаточно ясно. Однако, несмотря на это, в практике встречаются моменты, когда при назначении и выплаты пенсии по потери кормильца возникают коллизии и проблемы, которые необходимо решать на законодательном уровне.

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

2. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" // Российская газета, N 247, 20.12.2001.

3. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 17.10.2019) "Об исполнительном производстве" // "Парламентская газета", N 131, 10.10.2007.

4. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 06.03.2019) "О страховых пенсиях" // Российская газета, N 296, 31.12.2013.

5. Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 02.08.2019) "О статусе судей в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.10.2019) // "Российская газета", N 170, 29.07.1992.

6. Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 30.04.2019) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" // Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 04.03.1993, N 9, ст. 328.

7. Проект федерального закона N 22435-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (внесен членом СФ В. И. Матвиенко) (принят в первом чтении 21.12.2016).

8. Право социального обеспечения: учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. В. Григорьев, В. Ш. Шайхатдинов. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. 428 с.

9. Азарова Е. Г. Пенсионное обеспечение детей, потерявших кормильца: особенности правового регулирования // Журнал российского права. 2017. № 8 (248) // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pensionnoe-obespechenie-detey-poteryavshih-kormiltsa-osobennosti-pravovogo-regulirovaniya (дата обращения: 18.11.2019).

10. Аракчеев В. С. Основания и условия пенсионного обеспечения в России // Вестн. Том. гос. ун-та. 2004. № 283 // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovaniya-i-usloviya-pensionnogo-obespecheniya-v-rossii (дата обращения: 28.11.2019).

11. Аракчеев В. С. Цели и задачи права социального обеспечения России // Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2016. №2 (20) // URL:

2.3. Актуальные проблемы правового регулирования страховых пенсий по случаю потери кормильца в РФ и рекомендации по преодолению выявленных проблем

Законодательство Российской Федерации, регулирующая назначение страховых пенсий по случаю потери кормильца, называет следующие категории лиц, которые имеют право на получение данной пенсии:

- члены семьи, неспособные выполнять трудовые обязанности, если их содержание полностью обеспечивалось со стороны умершего гражданина (не влияет длительность стажа страхования кормильца, время и факторы, вызвавшие его уход из жизни);

- дети, внуки, родные братья и сестры гражданина, не достигшие совершеннолетия (или до 23 лет при прохождении ими очного обучения);

- дети, внуки, родные братья и сестры умершего гражданина, получившие инвалидность до наступления совершеннолетия (причем у братьев и сестер отсутствуют родители, которые могут их обеспечить);

- отец, мать и супруг кормильца при достижении возраста выхода на пенсию или имеющие инвалидность;

- дедушка и бабушка, если они относятся к пенсионерам или инвалидам, и отсутствуют другие лица, ответственные за их содержание;

- супруг и родители, не обладающие трудоспособностью, причем они не относились к иждивенцам умершего, однако спустя какое-то время лишились материального обеспечения;

- совершеннолетние близкие родственники, если они не трудоустроены и осуществляют уход за другими родственниками умершего гражданина, если им не исполнилось 14 лет.

Благодаря вспомогательным репродуктивным технологиям (далее — ВРТ), включающим использование криоконсервированных гамет (половых клеток), тканей репродуктивных органов или эмбрионов, в конце ХХ в. стало возможным зачатие ребенка после смерти его генетического родителя (посмертная репродукция). Оговорим с самого начала, что дата зачатия в случае рождения ребенка в результате применения ВРТ определяется датой (временем) проведения процедуры инсеминации женщины или переноса эмбриона в полость матки (о дате зачатия еще будет сказано). В отдельных государствах (Германии, Дании, Франции, Швейцарии, Швеции) посмертная репродукция была запрещена 30 , а в ряде государств (Бельгии, Великобритании, Израиле, Нидерландах, США и др.) она осуществляется легально. Возможности для посмертной репродукции имеются и в России 31 . Первое сообщение о рождении ребенка через 9 лет после смерти его отца поступило из Екатеринбурга в 2005 г 32 .

В связи с этим возникает проблема назначения страховой пенсии по потери кормильца после смерти гражданина, но еще до рождения его ребенка. Тут можно сказать, что он мог бы быть потенциальным кормильцем еще народившегося ребенка, а значит, этот ребенок имеет право на страховую пенсию по потери кормильца. Но данная правовая ситуация законодательством не урегулирована.

Принципиальная позиция государства по вопросу о допустимости посмертной репродукции зависит от разнообразных обстоятельств, в том числе исторического характера. Так, Израиль является первопроходцем в сфере посмертной репродукции, кульминацией которой стало рождение в 2011 г. ребенка, зачатого после смерти его генетической матери. Положительное отношение Израиля к посмертной репродукции объясняют травмой, нанесенной еврейскому народу трагедией Холокоста, и настойчивым проведением благоприятной для деторождения (пронаталистской) демографической политики 33 . Противоположную (отрицательную) позицию занимает Германия 34 .

Такая позиция порождена бескомпромиссным преодолением нацистского прошлого c его концепцией «расовой гигиены» (Rassenhygiene) и бесчеловечными медико-биологическими опытами над людьми, охватившими и сферу репродукции.

Посмертная репродукция поставила серьезные и ранее неизвестные проблемы, среди них и юридические. Из последних рассмотрим порядок установления происхождения ребенка, зачатого после смерти родителя, и возможность наследования таким ребенком имущества этого родителя.

Установление происхождения ребенка от умершего до его зачатия родителя. В соответствии с законодательством тех государств, в которых посмертная репродукция не только практикуется, но и тщательно урегулирована, ключевое условие ее осуществления и последующего установления происхождения ребенка от лица, предоставившего свой генетический материал, но умершего ранее зачатия ребенка, состоит в согласии этого лица на посмертное использование ВРТ. Форма такого согласия, как правило, должна быть письменной. В отсутствие письменного волеизъявления согласие, например в Израиле, может быть установлено судом. Дело в том, что прижизненная криоконсервация генетического материала (гамет, эмбрионов) сама по себе совсем не обязательно свидетельствует о намерении прибегнуть к посмертной репродукции: в одних случаях при сдаче генетического материала и создании эмбрионов планируется только их прижизненное использование в целях рождения ребенка, в других — имеются в виду оба варианта репродукции (прижизненная, а в случае ее неудачи — посмертная) или прямо ставится задача посмертного зачатия с учетом ожидаемого или вероятного ухода из жизни лица, которое стремится к рождению у него ребенка.

Особая ситуация складывается, если сперма не была сдана, а мужчина уже скончался или, находясь в предсмертной коме, не в состоянии выразить своего согласия на извлечение у него спермы. В таких случаях, к примеру, в Новой Зеландии и Израиле суд может дать необходимое разрешение пережившему супругу или партнеру, исходя из предполагаемого желания больного или только что умершего мужчины, зачать ребенка после своей смерти 35 . Его желание согласно Руководству Генерального прокурора Израиля 2003 г. по посмертной репродукции может устанавливаться судом на основании поведения или свидетельств членов семьи и друзей. Если же мужчина явно возражал против того, чтобы иметь ребенка или использовать ВРТ, судам рекомендуется отказывать в подобных требованиях. Такие требования, разумеется, рассматриваются судами незамедлительно.

Для большей определенности при посмертном установлении воли человека в отношении посмертной репродукции (согласия или его отсутствия, выявления лица, управомоченного распоряжаться генетическим материалом умершего) израильский адвокат Ирит Розенблюм предложил так называемое биологическое завещание 36 , которое могут составить израильские военнослужащие с учетом риска их гибели или ранения, исключающего возможность иметь детей. Автор этой идеи исходит в том числе из того, что замороженные гаметы и эмбрионы являются объектами права собственности, но этот важный и непростой вопрос здесь придется опустить.

Часть 1 ст. 68 российского Закона об основах охраны здоровья допускает использование тела, органов и тканей умершего в медицинских, научных и учебных целях при наличии его письменного прижизненного волеизъявления о возможности такого использования, удостоверенного нотариально. Однако прижизненно предоставленные гаметы и уже существующие ко дню смерти эмбрионы этой формулировкой не охватываются. Форма информированного добровольного согласия на применение ВРТ, утвержденная приказом Минздрава России № 107н, случай смерти участника программы не выделяет. В порядке же проведения ВРТ оговаривается только, что после проведении экстракорпорального оплодотворения (далее — ЭКО) решение о дальнейшей тактике (донорство, криоконсервация, утилизация) в отношении лишних половых клеток (эмбрионов) принимает лицо, которому принадлежат данные половые клетки (эмбрионы), с оформлением письменного согласия и договора о донорстве и криоконсервации с указанием срока их хранения. Таким образом, в России согласие лиц, уже предоставивших свой генетический материал, именно на посмертную репродукцию как ее необходимое условие прямо не предусмотрено, нет указаний и на судебный порядок его установления и разрешения посмертной репродукции.

Установление происхождения детей, рожденных в результате посмертного использования ВРТ, за рубежом регулируется особо. Запись умершего в качестве родителя ребенка в случае посмертного зачатия, помимо согласия умершего на посмертное использование его генетического материала, обусловлена его письменным согласием быть родителем такого ребенка. Такое условие содержат, например, одобренный в большинстве штатов США Единообразный закон об установлении происхождения детей (Uniform Parentage Act) и Закон Великобритании об оплодотворении и эмбриологии человека (Human fertilization and Embriology Act 2008). Последний предусматривает запись умершего мужчины отцом ребенка даже тогда, когда женщине после смерти указанного мужчины, но с его согласия (причем письменного) быть записанным отцом ребенка был имплантирован эмбрион, созданный с использованием донорской спермы, т. е. когда умерший генетическим родителем ребенка не является. Запись об отцовстве умершего мужчины в обоих случаях (и при генетическом происхождении ребенка от умершего, и при использовании при указанных условиях спермы донора) производится, если мать ребенка укажет на него в письменном виде не позднее 42 дней (не позднее 21 дня в Шотландии) с даты рождения ребенка. Супружеский статус родителей при этом значения не имеет.

Такой подход соответствует теории намерения (intention), лежащей в основании возникновения родительских прав в случаях применения ВРТ 37 . В отсутствие письменного согласия на запись отцом ребенка намерение умершего быть его родителем, как указывается в комментарии к Единообразному наследственному кодексу США (Uniform Probate Code), включающему положения об установлении происхождения детей, может быть подтверждено иными убедительными доказательствами.

В России, если генетические родители в браке между собой не состоят, происхождение ребенка от умершего до его зачатия отца (если только он не был просто донором спермы) может быть установлено в судебном порядке по модели, применяемой в случае рождения ребенка женщиной, не состоящей в браке, на основании генетической связи между ребенком и его умершим родителем (ст. 48 СК РФ). Что касается супругов, то на основании п. 4 ст. 51 СК РФ один из специалистов высказал следующее мнение: письменного согласия лиц, состоящих в браке, на применение метода искусственного оплодотворения или на имплантацию эмбриона и прижизненного начала репродуктивной программы достаточно для записи супругов родителями ребенка, зачатого после смерти родителя. Это суждение представляется ошибочным. Дело в том, что к моменту рождения ребенка брак супругов, давших согласие на применение ВРТ, уже прекращен. Срок рождения ребенка после смерти отца для записи об отцовстве на основании документа, подтверждающего супружеские отношения родителей, ограничен в СК РФ во всех случаях 300 днями со дня смерти отца, а запись о матери, умершей ранее зачатия ребенка, с учетом порядка совершения такой записи не может быть произведена, на наш взгляд, иначе, как на основании решения суда.

Хотя установление происхождения ребенка от его умершей ранее зачатия генетической матери, причем как состоявшей, так и не состоявшей в браке с отцом, в случае применения метода суррогатного материнства в судебном порядке возможно, в России широко известны иные варианты установления материнства при этом методе вспомогательной репродукции: на запись в качестве матери детей, зачатых с использованием донорских яйцеклеток и спермы умершего мужчины, претендуют с переменным успехом инициаторы посмертного зачатия — матери умерших, т. е. бабушки детей по отцовской линии.

В Израиле родителями, потерявшими сына, было найдено гораздо более мудрое решение: они подыскали одинокую женщину, желавшую иметь ребенка и согласную его зачать с использованием спермы не анонимного донора, а их умершего сына. В результате ребенок будет воспитываться своей родной (генетической) матерью, причем находящейся в возрасте, естественном для материнства, и знать ее родственников, а также знать своего умершего отца и его родственный круг, включая дедушку и бабушку. Все это создает более благоприятную для развития ребенка эмоциональную обстановку, обеспечивает ему поддержку родственников и по материнской, и по отцовской линии и сближает условия его жизни с обычными условиями жизни ребенка, зачатого при жизни родителя. К настоящему моменту имеются сведения о трех таких знаменательных случаях.

Таким образом, в России установление происхождения ребенка в случае его посмертного зачатия независимо от того, кто участвует в программе ВРТ — супруги или лица, не состоящие в браке, пока надлежаще не урегулировано, необходимость специального прижизненного согласия лица, предоставившего свой генетический материал (сперму, яйцеклетки) для оплодотворения, быть записанным родителем зачатого после его смерти ребенка не предусмотрена.

Весьма спорной и дискуссионной проблемой в юридической среде, считается проблема определения начала жизни, поскольку момент начала жизни является юридическим фактом, порождающим систему правоотношений по её охране, атак же именно момент начала жизни обуславливает возникновение правоспособности. Однако, с медицинской точки зрения момент оплодотворения яйцеклетки становиться моментом, с которого и берет начало развитие человека. В связи с данным медицинским определением возникают дискуссионные вопросы среди ученых цивилистов. Стоит отметить, что российское законодательство, как и законодательства большинства зарубежных стран берет под свою защиту права человека лишь с момента его рождения. Но, несмотря на это необходимо отметить, появление тенденций по защите прав ребенка с момента появления зародыша. Так, ст. УК Испании 1995 г. предусматривает уголовную ответственность за причинение плоду повреждения или травмы, нанесшей серьёзный вред развитию или вызвавший серьёзный физический или психический недостаток. Уголовный кодекс Польши 1997 г. причисляет преступлениям прерывание беременности, когда плод достиг способности к самостоятельной жизни вне организма матери. В связи с преобразованием кодекса законов о здравоохранении законодатель Франции в январе 2000 г. провозгласил, что жизнь человеческого существа должна охраняться с момента первых признаков е появления.

Конгресс США с 1975 г. в законодательном порядке установил границы статуса, той жизни на которую распространяется все права человека, и признал статус новой жизни и личности за оплодотворённой яйцеклеткой. В марте 2004 г. Сенат США принял закон о не рожденных жертвах насилия, согласно которому если жертвой преступления становиться беременная женщина, то пострадавшей считается не только она, но и её не рожденный ребенок. При этом признаётся, что эмбрион или плод является субъектом защиты федерального законодательства и обладает правами, ка любой гражданин США.

В связи со всё большим распространением данного направления в законодательстве зарубежных государств, в нашей стране также всё чаще высказываются мнения о необходимости правовой защиты жизни и здоровья человека с момента его зачатия. Депутаты всё чаще предлагают внести соответствующие поправки в гражданское законодательство, в которых устанавливалось возникновение правоспособности гражданина с момента его зачатия, а не момента рождения.

Ряд международно-правовых актов, ратифицированных Российской Федерацией, дают правовую основу для подобных изменений в законодательстве. Согласно, Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН, провозглашается, что «ребёнок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения».

Исходя из вышесказанного становиться очевидными существующие противоречия норм международно-правовых документов и российского законодательства. Так, в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные нормы и принципы международного права, выступают в качестве составной части правовой системы Российской Федерации. В случае, когда международными договорами установлено иное, чем законодательством Российской Федерации, то применению подлежат нормы международного права.

Отсюда вытекает необходимость российского законодателя принять во внимание предложение российских юристов и перенять опыт зарубежных коллег, по созданию соответствующих правовых норм, обеспечивающих защиту жизни и здоровья человека до наступления юридического факта его рождения.

Таким образом, считаю необходимом для обеспечения защиты прав еще неродивщегося ребенка, но уже потерявшего потенциального биологического кормильца, изложить п. 2 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в следующей редакции:

«2. Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются:

1) дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей;

2) один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на страховую пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с пунктом 1 настоящей части, и не работают;

3) родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами;

4) дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать.

5) дети, зачатые при жизни умершего кормильца, но рожденные в течении трехсот дней до его смерти;

6) дети, зачатые путем экстракорпорального оплодотворения с письменного, нотариально удостоверенного согласия умершего кормильца».




Что такое пенсия

Условия назначения пенсии по потере кормильца

Эксперт выделяет три вида пенсии по потере кормильца. У каждой свои условия назначения:

1. Страховая.

Она рассчитана на нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца. На эту пенсию могут претендовать практически все, кто был иждивенцем: несовершеннолетние родственники кормильца (сестры, дети, братья и внуки). Их материально обеспечение может продолжает до 23 лет при условии, если кто-то будет получать очное образование.

- Также на такую пенсию имеют право близкие родственники кормильца, получившие инвалидность до 18 лет, - говорит Татьяна.

Чтобы получить страховую пенсию по потере кормильца, следует обратиться в местное отделение Пенсионного фонда РФ. Заявление можно подать также через МФЦ, либо направить его "Почтой России". Сделать это может как сам иждивенец, так и его представитель.

Для подачи заявления соберите следующий пакет документов: паспорт или свидетельство о рождении, документы, подтверждающие наличие родственных отношений, трудовую книжку, свидетельство о смерти кормильца.

Среди обязательных условий назначения страховой пенсии по потере кормильца:

  • наличие страхового стажа у кормильца;
  • его смерть;
  • нахождение лиц на иждивении кормильца.

Обращение рассмотрят в течение 10 рабочих дней. Саму такую пенсию назначат со дня смерти кормильца, если обращение было подано не позднее года с этого момента. Если срок превышен, то пенсия выплачивается на 1 год раньше дня, когда было отправлено такое заявление.

2. Государственная.

Здесь власти выплачивают деньги нетрудоспособным членам семьи погибших военных, космонавтов, а также тех, кто пострадал вследствие техногенных или радиационных катастроф.

Порядок подачи заявления на такую пенсию - такой же, как и в случае выше. Условия же следующие:

  • гибель военнослужащего при прохождении призывной военной службы или наступление смерти вследствие полученного ранения, контузии или заболевания на момент прохождения службы;
  • гибель, связанная с получением лучевой болезни или инвалидности;
  • гибель космонавта-испытателя, инструктора космонавта испытателя, космонавта исследователя. Или кандидата на вышеперечисленные должности, смерть которого связана с выполнением либо подготовкой космического полета.

Социальная.

Эти выплаты, связанные с потерей кормильца, ориентированы на нетрудоспособных граждан, проживающих в России. Пенсию могут получать инвалиды 1,2 и 3 группы, в том числе инвалиды с детства и дети инвалиды.

- Социальная пенсия по потери кормильца устанавливается детям до 18 лет, а проходящим обучение в образовательных учреждениях на очной форме обучения - до 23 лет, - добавляет Шадрина.

Заявление подается так же, как и в предыдущих случаях.

Размер пенсии по потере кормильца

Размер ежемесячного пособия по потере кормильца с 1 февраля 2020 года по 31 января 2021 года составляет 2 457,6 рублей. Оно выплачивается в случае, если кормилец был военным или сотрудником ОВД, пожарным, участником ЧС или ликвидации стихийных последствий, сотрудником УИС, а также служащим налоговой полиции.

Деньги поступают до 18-летнего возраста, а если человек до 18 лет стал инвалидом, то вне зависимости от возраста. Также они поступают до 23 лет, если родственники кормильца находятся на очном обучении.

Социальная пенсия по потере кормильца с 1 апреля этого года до 31 марта 2021-го следующая:

  • 5653,72 рублей - если ребенок потерял одного родителя;
  • 11 307,47 рублей - если ребенок потерял обоих, либо родители были неизвестны, или детей воспитывала умершая мать в одиночку.

В некоторых регионах нашей страны также есть местные коэффициенты, которые могут увеличить эту пенсию. Кроме того, сумма может меняться с учетом индексации.

В целом, на размер пенсии по потере кормильца влияют причина смерти, страховое или социальное обеспечение, служебный статус и так далее.

Среди существующих социально-правовых проблем отдельного внимания заслуживают вопросы пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Как известно, Конституция Российской Федерации [32] (ч. 1 ст. 39) гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту. В соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации равенство прав граждан гарантируется без какой-либо дискриминации.

Среди норм Конституции Российской Федерации, на которой основывается законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, следует назвать, прежде всего, норму ч. 2 ст. 7, в которой в качестве одной из основ конституционного строя закреплено, что в России обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, и норму ч. 1 ст. 38, согласно которой материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

В связи с поступающими многочисленными обращениями членов семей погибших (умерших) военнослужащих (пенсионеров) Министерства обороны Российской Федерации в адрес отделов социального обеспечения военных комиссариатов субъектов Российской Федерации по вопросам выплаты пенсий по случаю потери кормильца на детей, достигших 18-летнего возраста и продолжающих обучение в образовательных учреждениях, возникает существенная, на наш взгляд, необходимость рассмотреть данные вопросы.

В соответствии со ст. 29 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» [33] (далее - Закон) независимо от нахождения на иждивении кормильца пенсия назначается: нетрудоспособным детям, к которым относятся дети, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а проходящие обучение в образовательных организациях по очной форме (за исключением образовательных организаций, обучение в которых связано с поступлением на военную службу или службу в органах внутренних дел), - до окончания обучения, но не долее чем до достижения ими 23-летнего возраста.

Рассмотрим конкретный случай. Дочь умершего пенсионера Министерства обороны Российской Федерации получала пенсию по случаю потери кормильца. При поступлении в техникум на очное отделение право на продолжение выплаты пенсии по случаю потери кормильца за ней сохранялось на основании справки, выданной из учебного заведения. Следует отметить, что указанная гражданка обучалась по специальности «Программное обеспечение» на очном отделении и одновременно по специальности «Юриспруденция», но уже на заочном отделении. Под образовательными организациями в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [34] понимаются некоммерческие организации, осуществляющие на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

Документом, подтверждающим обучение лица в образовательном учреждении, является справка, выданная данным учреждением. В качестве документа, удостоверяющего, что лицо в возрасте старше 18 лет, которому назначена пенсия по случаю потери кормильца, обучается по очной форме в образовательном учреждении, предъявляется справка этого учреждения. После окончания учебы (в рассматриваемом случае) на очном отделении по специальности «Программное обеспечение», не достигнув возраста 23 лет, гражданка продолжила обучение по специальности «Юриспруденция», переведясь с заочного отделения на очное. Следует отметить, что право на получение пенсии по случаю потери кормильца дает только очная форма обучения. В том случае, если гражданин сменил форму обучения с очной на заочную или вечернюю, он теряет право на получение пенсии по случаю потери кормильца. Из-за отсутствия статуса обучающегося не выплачивается пенсия по случаю потери кормильца в период между окончанием одного образовательного учреждения и поступлением в другое. В рассматриваемом случае все казалось ясным и понятным. Возобновление учебы на очном отделении по специальности «Юриспруденция» на основании справки, выданной образовательным учреждением, и приобретение вновь статуса обучающегося дает право на получение указанной пенсии.

Применяя норму Закона, предусматривающую право обучающихся на пенсию по случаю потери кормильца, необходимо иметь в виду, что данная норма сформулирована с учетом положений законодательства Российской Федерации об образовании.

В соответствии с ФЗ Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», с учетом потребностей и возможностей личности, образовательные программы могут осваиваться в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной, заочной; в форме семейного образования, самообразования.

Допускается сочетание различных форм получения образования. Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт. Однако, как было отмечено выше, право на пенсию по случаю потери кормильца имеют лица, обучающиеся только по очной форме. Правовых оснований для назначения и выплаты пенсии по случаю потери кормильца обучающимся в учебных заведениях по очно-заочной, заочной форме не имеется.

Установление пенсии по случаю потери кормильца производится независимо от организационно-правовой формы образовательного учреждения.

Совершеннолетние дети будут обладателями права на получение пенсии по случаю потери кормильца только лишь до окончания образовательного учреждения, но все равно не дольше чем до достижения ими 23-летнего возраста. Это означает, что если право на получение пенсии по случаю потери кормильца перешло к совершеннолетнему ребенку, обучающемуся по очной форме обучения какого-либо вуза, ему необходимо воспользоваться своим правом на получение пенсии по случаю потери кормильца до достижения 23 лет, в противном случае это право он потеряет вовсе, даже несмотря на то, что будет продолжать обучаться в данном учебном заведении [35] .

На наш взгляд, указание в Законе именно 23-летнего возраста в качестве предельного срока для обладания ребенком правом на дополнительные меры государственной поддержки не случайно. В соответствии с ФЗ Российской Федерации «Об образовании в Российской федерации» в настоящее время сложилась система образовательных программ различных вида, уровня и (или) направленности.

При этом на освоение каждой из ступеней общего или профессионального образования отводится определенный срок, который считается достаточным для любого нормального ребенка, чтобы освоить соответствующую образовательную программу и успешно пройти государственную (итоговую) аттестацию. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяются ФЗ Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» и типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или соответствующим государственным образовательным стандартом.

В настоящее время нередки случаи, когда лица, претендующие на получение пенсии по случаю потери кормильца, проходят обучение за пределами территории Российской Федерации в иностранном образовательном учреждении[36].

Конституционный Суд Российской Федерации рассмотрел дело о проверке конституционности п. «а» ч. 3 ст. 29 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (Постановление от 27 ноября 2009 г. N 18-П [37] ). Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданки Н.С. Лапы, студентки очного отделения Университета прикладных наук Кеми-Торнио (Финляндия), которой военным комиссариатом было отказано в удовлетворении заявления о продлении ей до окончания обучения выплаты пенсии по случаю потери кормильца, которую она до достижения возраста 18 лет получала в связи с гибелью отца, проходившего военную службу по контракту. Полагая, что данный отказ является незаконным, заявительница обратилась в суд, которым в удовлетворении ее исковых требований к военному комиссариату Мурманской области о возобновлении выплаты указанной пенсии было отказано.

Разрешая дело, суды общей юрисдикции исходили из того, что совершеннолетние дети умершего (погибшего) кормильца, обучающиеся в иностранных учебных заведениях, имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца только в том случае, если они были направлены на учебу российским образовательным учреждением на основании прямого договора, заключенного в соответствии с международным договором Российской Федерации, и это подтверждается справкой, выданной российским образовательным учреждением; если же такие лица обучаются в иностранных учебных заведениях самостоятельно, т.е. без направления на учебу в соответствии с международным договором Российской Федерации, то по достижении 18 лет они утрачивают право на получение данной пенсии [38] .

Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривая дело, указал, что согласно ст. 29 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) военнослужащих и приравненных к ним лиц, состоявшие на их иждивении.

Это в полной мере согласуется с положениями международно-правовых актов в области социального обеспечения. Так, в соответствии с подп. «h» п. 1 ст. 1 Конвенции МОТ «О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца» 1967 г. N 128 (Российской Федерацией не ратифицирована) термин «ребенок» может охватывать не только лиц, не достигших возраста окончания обязательного школьного образования, но и перешагнувших данный возрастной рубеж - при условии, что они проходят курс ученичества или продолжают учебу.

Предоставляя таким детям возможность получать пенсию по случаю потери кормильца, п. «а» ч. 3 ст. 29 названного Закона указывает только на форму получения образования (т.е. очную), но не уточняет тип образовательного учреждения, место его расположения (на территории Российской Федерации или за ее пределами), уровень получаемого образования, способ поступления в образовательное учреждение (самостоятельно либо по направлению на учебу) и т.д. Исключение сделано лишь в отношении образовательных учреждений, обучающиеся в которых считаются состоящими на военной службе или на службе в органах внутренних дел, т.е. заключили контракт о прохождении военной (правоохранительной) службы и получают денежное довольствие, а также продовольственное и иное обеспечение в соответствии с действующим законодательством.

Представляется, что вышеуказанное является существенным пробелом в законодательстве.

Отнесение к числу нетрудоспособных членов семьи умершего (погибшего) военнослужащего, проходившего военную службу по контракту, имеющих право на получение пенсии по случаю потери кормильца его совершеннолетних детей, обучающихся в образовательных учреждениях с отрывом от производства, обусловлено тем, что эти дети, лишившись необходимого материального содержания, для завершения процесса обучения нуждаются в поддержке со стороны государства: специфика организации учебного процесса в рамках названной формы получения образования существенно ограничивает возможности приобретения данной категорией лиц постоянного источника средств к существованию за счет самостоятельной трудовой деятельности; при освоении лицом образовательной программы по очной форме - в отличие от обучения по очно-заочной (вечерней) и заочной формам - устанавливается максимальный объем аудиторной учебной нагрузки, что предполагает обучение в качестве основного вида деятельности данного лица.

Таким образом, пенсия по случаю потери кормильца, выплачиваемая обучающимся в образовательных учреждениях с отрывом от производства совершеннолетним детям умершего (погибшего) военнослужащего, проходившего военную службу по контракту, представляет собой особую меру социальной поддержки, целью которой является создание благоприятных условий для реализации указанной категорией лиц конституционного права на образование[39].

Законодательство Российской Федерации в области образования не ограничивает возможность реализации права выбора образовательного учреждения только российскими образовательными учреждениями, что в полной мере соответствует требованиям международно-правовых актов, в частности Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах [40] , из ст. 13 которого вытекает запрет умаления свободы выбора образовательного учреждения.

Кроме того, Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации (ч. 2 ст. 27), не содержит каких-либо ограничений в отношении выбора страны выезда и времени пребывания за границей, а также целей выезда, в числе которых может быть и получение образования (включая профессиональное).

Таким образом, реализация гражданином Российской Федерации права выбора образовательного учреждения предполагает возможность обучения как в российском, так и в иностранном учебном заведении.

В силу ст. 105 ФЗ Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» осуществляется направление обучающихся, педагогических и научных работников российских организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в иностранные образовательные организации, которое включает в себя предоставление обучающимся специальных стипендий для обучения за рубежом, а также прием иностранных обучающихся, педагогических и научных работников в российские организации, осуществляющие образовательную деятельность, в целях обучения, повышения квалификации и совершенствования научной и образовательной деятельности, в том числе в рамках международного академического обмена.

Приведенное законоположение, по своему буквальному смыслу, не препятствует самостоятельному поступлению российских граждан в иностранные образовательные учреждения и обучению в них, в том числе при отсутствии соответствующего международного договора Российской Федерации о сотрудничестве в области образования, и как таковое не вступает в какое-либо противоречие с конституционными предписаниями. Иное его истолкование означало бы такое ограничение конституционного права на образование, включая право выбора образовательного учреждения, которое не имеет объективного и разумного оправдания и не отвечает конституционно значимым целям, перечисленным в ст. 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации.

Кроме того, данное законоположение, как регулирующее отношения в сфере образования, не может применяться к отношениям, урегулированным пенсионным законодательством, что исключает возможность его истолкования как устанавливающего в качестве условия приобретения права на получение пенсии по случаю потери кормильца обучающимися в иностранных образовательных учреждениях совершеннолетними детьми умерших (погибших) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, наличие договора, на основании которого они были направлены на учебу в иностранные образовательные учреждения, и тем самым ограничивающего право тех из них, кто самостоятельно (без направления на учебу) поступил в иностранное образовательное учреждение и обучается в нем, на получение названной пенсии.

Пункт «а» ч. 3 ст. 29 Закона № 4468-1 Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» также не связывает право достигших 18 лет и обучающихся в иностранных образовательных учреждениях детей умерших (погибших) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, на получение пенсии по случаю потери кормильца со способом поступления в образовательное учреждение, расположенное на территории другого государства.

Лишение тех из них, кто самостоятельно (без направления на учебу) поступил в иностранное образовательное учреждение и получает в нем образование в очной форме, - в отличие от лиц, направленных на учебу в иностранные образовательные учреждения в соответствии с международным договором Российской Федерации, - права на получение пенсии по случаю потери кормильца до окончания обучения, но не долее чем до достижения возраста 23 лет, означало бы установление необоснованных различий в условиях приобретения права на получение пенсии по случаю потери кормильца лицами, относящимися к одной и той же категории (обучающиеся в иностранных образовательных учреждениях совершеннолетние дети умерших (погибших) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту), исключительно в зависимости от способа поступления в иностранное образовательное учреждение. Такого рода различия не имеют объективного и разумного оправдания и несовместимы с требованиями ст. 19 (ч. ч. 1 и 2) и ст. 39 (ч. 1) Конституции Российской Федерации.

Читайте также: