Проблемы пенсионного обеспечения и его реформирование

Из-за перемен, произошедших в конце восьмидесятых и начале девяностых годов, правительству России потребовалось реформировать пенсионную систему (ПС), которая действовала в Советском Союзе, и адаптировать ее к условиям рыночной экономики.

Советская ПС предусматривала предоставление пенсий за счет денег из госказны, тогда как в новых реалиях она оказалась нежизнеспособной. По этой причине правительство разработало масштабный план, соответственно с которым ПС должна была постепенно реформироваться до 2025 г.

Бесплатно по России

Этапы

Процесс реформирования ПС в России можно поделить на 4 основных этапа.

Развитие с 1990 года до первой реформы

В девяностых правительство приняло несколько законодательных актов, которые были направлены на то, чтобы сформировать систему обязательного пенсионного страхования (ОПС). Становление сегодняшней ПС РФ на данном этапе, в свою очередь, можно поделить на несколько важных стадий

Вступление в силу ФЗ «О пенсионном обеспечении в РСФСР» от 20 ноября 1990 г

Суть его состояла в том, чтобы ввести ОПС сотрудников организаций. Это позволило бы создать пенсионные фонды, которые гарантируют предоставление пенсионных выплат россиянам за счет взносов, совершаемых работодателем.


Таким образом, правительство надеялось подчеркнуть идею солидарности людей разного возраста, гарантировать нормальную старость людям. Уплачивать взносы нужно было обязательно. Нормы и условия совершения отчислений в фонды регламентировались государством.

Вступление в силу ФЗ «О правилах расчета и повышения пенсионных выплат» от 21 июля 1997 г. номер 113

Обусловлены изменения были тем, что зарплаты начали планомерно увеличивать. Это позволило увеличить и пенсионные выплаты. Однако после принятия данного закона пенсионное обеспечение стало зависеть от ИПК (индивидуального пенсионного коэффициента).

Пенсии рассчитывались по формуле, в которой в качестве параметров выступали:

  • величина заработной платы в процентах;
  • наработанный стаж;
  • средняя зарплата гражданина;
  • средняя заработная плата по России.

Принятие решающих Федеральных законов

  • «О государственных пенсиях» от 15 декабря 2001 г. номер 166;
  • «Об ОПС» от 15 декабря 2001 г. номер 167;
  • «О трудовых пенсионных выплатах» от 17 декабря 2001 г. номер 173;
  • «Об инвестициях в накопительную часть пенсионного обеспечения» от 24 июля 2002 г. номер 111.

Главная цель принятия перечисленных законов – повышение уровня жизни россиян посредством увеличения пенсий. Соответственно с данными законопроектами, пенсии должны были быть расширены за счет накопительной части. Теперь пенсионное обеспечение стало зависеть лишь от зарплаты и объема взносов в фонд, а не от рабочего стажа.

Принятие ФЗ «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. номер 400

Данный законопроект дал возможность назначать страховые выплаты россиянам, застрахованным соответственно с законодательным актом 2001 г., вне зависимости от накопительной пенсии. Страховые пенсии предназначались для россиян, которые имели проблемы со здоровьем, потеряли работоспособность, лишились кормильца.

Реформа 2015 года

С 1992 г. демографическая обстановка в России стала ухудшаться, что спровоцировало уменьшение числа работоспособных граждан. В подобных условиях правительству приходилось за счет бюджетных средств отчислять деньги в ПФР, чтобы полностью удовлетворить нужды по покрытию выплат пенсионерам. Для решения проблемы с недостатком денег правительство запланировало проведение долгосрочной пенсионной реформы.

Основным изменением стало введение страхового стажа, который позволял россиянам быть уверенными в том, что в пожилом возрасте они обязательно получать хотя бы минимальные выплаты. Однако при этом для оформления трудового пенсионного обеспечения стало необходимо наработать установленный законодательно стаж.


Еще одним изменением 2015 г. являются пенсионные баллы (ПБ), которые россияне должны были копить, будучи официально трудоустроенными. Число ПБ стало зависеть от объема взносов в ПФР, которые осуществлял наниматель.

Сторонники измененной системы подсчета пенсионного обеспечения полагали, что она достаточно эффективна для всех россиян, заботящихся о собственной старости. Однако были и те, кто не поддерживал изменения, указывал на их существенные минусы.

Так, показатель обязательного стажа начал постепенно повышаться. До 2015 г. он равнялся 5 годам, тогда как к 2024 г. он станет равен минимум 15 годам. Аналогично дело обстояло и с ПБ – в 2015 г. минимально необходимое их количество равнялось 6.6, а к 2025 г. должно стать равно 30.

Реформа 2017

В 2016-2017 гг. стали выдвигаться инициативы об увеличении возраста выхода на пенсию в Российской Федерации. Некоторые из них были согласованы с правительством и утверждены ФЗ «Об изменении некоторых законодательных актов» от 23 мая 2016 г. номер 143.

Сначала данные нововведения отразились на сотрудниках государственных структур, возраст выхода на пенсию которых в 2017 г. повысили на полгода. Тогда он стал равняться 55.5 годам для женщин и 60.5 годам для мужчин. Плановое увеличение возраста правительство намеревалось проводить поэтапно.

Еще одно изменение 2017 г. – повышение отчислений в ПФР для самозанятых граждан. Если россиянин занимался предпринимательством, он должен был своевременно ознакомиться со сведениями, касающимися величины обязательных отчислений. Также с 2017 г. администрировать страховые отчисления стала ФНС. ПФР продолжил администрировать отчисления, сделанные до 2017 г., и добровольные взносы.

Кроме того, в том же году повысилась фиксированная выплата (из-за февральской и апрельской индексаций). Это привело к тому, что размер минимального пенсионного обеспечения увеличился. Гарантированное увеличение назначалось автоматически, без участия россиян. Государственные пенсии повысились на 2.6 процента.

Пенсионная реформа 2019 года

Последние изменения произошли в текущем году — начался новый этап реформирования ПС РФ, на котором возраст выхода на пенсию будет постепенно повышаться (с 55 до 60 лет для женщин, с 60 до 65 лет для мужчин).


Нововведения касаются большей части россиян, однако предусмотрены определенные льготы для людей, занимающих должности из установленного законодательно специального перечня (врачи, актеры, учителя). Также льготные условия действуют для тех, кто живет в северных регионах; матерей с минимум 3 детьми; граждан, стаж которых превышает 42 года (для мужчин) или 37 лет (для женщин).

Изменения пока не затронули тех, кто работает на вредных производствах. Кроме того, реформа не распространяется на вопросы, связанные с пенсиями работников силовых структур, служащих армии и чиновников.

Их пенсионные права регламентируются отдельными законопроектами. По этой причине многие СМИ описывали данную ситуацию так, будто для перечисленных групп граждан пенсионный возраст вовсе не увеличивается, что расходится с действительностью.

Планируется, что увеличение возраста выхода на пенсию даст возможность перенаправить частично освободившийся бюджет ПФР на повышение пенсионных выплат (примерно на 1000 руб. в год). По факту, это повышение уровня жизни пожилых россиян за счет людей, не достигших пенсионного возраста.

Законодательной базой реформы считается законопроект об улучшении пенсионного законодательства (Государственная Дума приняла закон в окончательном чтении 27.09.2018 г.). Совет Федерации одобрил закон 03.10.2018 г. Тогда же Владимир Путин подписал закон.

Сегодня увеличение пенсионного возраста из-за старения населения считается общемировой тенденцией, осуществляется почти в каждой стране.

Новая реформа, разумеется, скажется и на других сторонах общественной жизни в Российской Федерации (ситуация на рынке труда, занятость, реализация национальных проектов и даже семейный уклад).

Пока что большая часть россиян отрицательно воспринимает реформу. Те, кто поддерживает изменения, считают, что данная реформа необходима для развития России в долгосрочной перспективе.

Что представляет собой пенсионная система сегодня

Сегодня российская ПС делится на 3 категории:

  1. Государственные пенсии. Государственной структурой, которая отвечает за назначение пенсионного обеспечения, считается ПФР. Государственная пенсия предоставляется россиянам из российской казны, распределяется среди людей, относящихся к определенным категориям граждан.
  2. ОПС. Сюда относятся выплаты из ПФР либо НПФ. Назначаются большей части трудоустроенных граждан по достижении ими определенного возраста.
  3. Негосударственные пенсии. Сюда относятся выплаты из НПФ. Назначены такие выплаты могут быть гражданину, который заключил договор с негосударственным фондом для обеспечения повышенного уровня жизни на пенсии. Отчисления делаются непосредственно физлицом. При этом любая фирма может гарантировать своим работникам негосударственную пенсию, заключив договор с НПФ.

Окажется ли эффективна пенсионная реформа – покажет время. Возможно, повышение пенсионного возраста приведет к положительным для российских граждан изменениям в будущем.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть интересное видео по теме:

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Совина Наталия Константиновна

В данной статье дается оценка качества и эффективности пенсионного обеспечения в Российской Федерации в настоящее время. В системе пенсионного обеспечения определены проблемы , которые являются и причиной социальной напряженности в обществе, и проведен их аналитический обзор. Среди них самой главной оказалась та, что непосредственно связана с государственным социальным внебюджетным фондом « Пенсионный фонд Российской Федерации ». А именно: дефицит бюджета Пенсионного фонда России. Исходя из этого, и предложены наилучшие варианты пути совершенствования пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Среди проанализированных решений уже определенных проблем оказалась реформа повышения пенсионного возраста, которая уже реализуется в настоящее время. Другие пути совершенствования пенсионного обеспечения также проанализированы и обобщены.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Совина Наталия Константиновна

Problems and ways to improve pension support in THE Russian Federation

This article assesses the quality and effectiveness of pension coverage in the Russian Federation at present. The pension system identifies problems that are the cause of social tension in the society, and their analytical review has been carried out. Among them, the most important was the one directly connected with the state social extra-budgetary fund “ Pension Fund of the Russian Federation ”. Namely: the budget deficit of the Pension Fund of Russia. Based on this, the best options for improving the provision of pensions in the Russian Federation were proposed. Among the analyzed solutions to already identified problems was the reform of raising the retirement age, which is already being implemented now. Other ways to improve pensions are also analyzed and summarized.

Текст научной работы на тему «Проблемы и пути совершенствования пенсионного обеспечения в Российской Федерации»

Проблемы и пути совершенствования пенсионного обеспечения в Российской

Problems and ways to improve pension support in THE Russian Federation

Совина Наталия Константиновна

Студент 2 курса Факультет гуманитарных наук Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

Российская Федерация, Нижний Новгород e-mail: sovinank@std. mininuniver.ru

Sovina Nataliya Konstantinovna

Student 2 term Faculty Humanities Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University Russian Federation, Nizhny Novgorod e-mail: sovinank@std. mininuniver.ru

В данной статье дается оценка качества и эффективности пенсионного обеспечения в Российской Федерации в настоящее время. В системе пенсионного обеспечения определены проблемы, которые являются и причиной социальной напряженности в обществе, и проведен их аналитический обзор. Среди них самой главной оказалась та, что непосредственно связана с государственным социальным внебюджетным фондом «Пенсионный фонд Российской Федерации». А именно: дефицит бюджета Пенсионного фонда России. Исходя из этого, и предложены наилучшие варианты пути совершенствования пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Среди проанализированных решений уже определенных проблем оказалась реформа повышения пенсионного возраста, которая уже реализуется в настоящее время. Другие пути совершенствования пенсионного обеспечения также проанализированы и обобщены.

This article assesses the quality and effectiveness of pension coverage in the Russian Federation at present. The pension system identifies problems that are the cause of social tension in the society, and their analytical review has been carried out. Among them, the most important was the one directly connected with the state social extra-budgetary fund "Pension Fund of the Russian Federation". Namely: the budget deficit of the Pension Fund of Russia. Based on this, the best options for improving the provision of pensions in the Russian Federation were proposed. Among the analyzed solutions to already identified problems was the reform of raising the retirement age, which is already being implemented now. Other ways to improve pensions are also analyzed and summarized.

Ключевые слова: пенсионное обеспечение, проблема, пути совершенствования, Пенсионный фонд Российской Федерации.

Key words: pension provision, problem, ways to improve, Pension Fund of the Russian Federation.

В Российской Федерации в условиях перехода к рыночной экономике главным институтом защиты человека теперь является пенсионное обеспечение. Ввиду этого наблюдается социальная напряженность в обществе. Причина такого явления: существенные проблемы в системе пенсионного обеспечения, которая остается неизменной на протяжении нескольких лет, для чего и необходимо разработать пути его совершенствования. В этом и состоит актуальность данной работы.

Цель состоит в том, чтобы предложить наилучшее решение проблем пенсионного обеспечения, для чего в статье проведен аналитический обзор основных проблем, а также обобщены наиболее эффективные пути совершенствования пенсионного обеспечения.

В качестве аналитической базы исследования использованы статистические материалы Росстата, а также научные работы и Федеральные Законы на данную тему.

Но, прежде чем перейти к анализу пенсионного обеспечения Российской Федерации, стоит обратиться к опыту других государств. За последние два десятилетия в большинстве развитых стран произошло повышение пенсионного возраста, в некоторых из них такое явление имело место дважды.

Так, во всех странах - республиках бывшего СССР (кроме Узбекистана и России) после 1990 г. Пенсионный возраст или уже был повышен, или его повышение происходит в настоящее время. В Армении пенсионный возраст как для мужчин, так и для женщин составляет сейчас 63 года. В Таджикистане и Киргизии в 63 года на пенсию выходят мужчины и в 58 лет - женщины, в Азербайджане - в 63 года и 60 лет соответственно. В Казахстане пенсионный возраст для мужчин составляет 60 лет, а для женщин - 58 лет, но к 2027 году он будет повышен как для мужчин, так и для женщин до 63 лет. В Белоруссии с 2017 года общеустановленный пенсионный возраст ежегодно повышается на 6 месяцев до достижения возраста мужчинами 63 года, женщинами 58 лет [2, с. 86].

К тому же основной фактор, решающий повышение пенсионного возраста - «проблема одновременного решения двух противоречивых задач: обеспечения приемлемого уровня пенсий и нагрузки пенсионной системы на экономику» [2, с. 86]. То есть, с одной стороны, пенсионная реформа увеличивает число работоспособного населения, а соответственно, и налоговые отчисления с их доходов, которые, между прочим, являются фундаментом пенсионного обеспечения. А с другой стороны, снижается количество пенсионеров, а значит, и нагрузка на экономику государства.

При этом, как бы положительно не звучали данные выводы, не стоит забывать о том, что повышение пенсионного возраста не проходит без негативной реакции со стороны населения. Часто под влиянием граждан государства правительство было вынуждено проводить повышение пенсионного возраста следующими способами:

1. Осуществление реформы в более щадящем режиме. К примеру, «во Франции власти были вынуждены ввести другие условия выхода на пенсию многодетных и родителей детей-инвалидов» [2 с. 89].

2. Проведение реформы более медленными темпами. В Германии пенсионный возраст повышался по одному месяцу в год, в США - по два месяца в год, в Канаде - по три месяца в год [2 с. 88].

3. Откладывание реформы. В Казахстане правительство приняло решение отложить реформу на четыре года [2 с. 89].

Получается, что при принятии реформы не берут во внимание такой фактор, как продолжительность жизни. Однако это не так. В связи с развитием процессов демократизации общества и увеличением в общей численности населения доли пожилых все же продолжительность жизни влияет на пенсионное обеспечение. Только не реальная, а ожидаемая. По данным Всемирной организации здравоохранения, ожидаемая продолжительность жизни в странах ЕС гораздо выше, чем в Российской Федерации. Можно предположить, что именно это и стало причиной столь позднего повышения пенсионного возраста в нашей стране, так как данный законопроект несколько раз оказывался на рассмотрении, однако постоянно откладывался. Какие же проблемы стали причиной реформации пенсионного обеспечения конкретно в Российской Федерации?

Самой главной проблемой, из которой вытекают и все второстепенные, является дефицит бюджета Пенсионного Фонда России (далее - ПФР).

ПФР - государственный социальный внебюджетный фонд, основная цель которого «управление финансами пенсионного обеспечения» [3, с. 299]. Согласно статье 17 Федерального Закона (далее - ФЗ) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», бюджет ПФР формируется, по большинству, за счет средств федерального бюджета, а также страховых и добровольных взносов, средств пенсионных

накоплений застрахованных лиц, которым назначена срочная пенсионная выплата [7]. Исходя из данных ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», ясно, что бюджет ПФР принят с дефицитом в 59,4 млрд рублей [8].

Причиной этого является следующая проблема пенсионного обеспечения - ухудшение демографической ситуации: на 2019 год соотношение трудоспособного населения к нетрудоспособному составляет около 2:1. Для сравнения, в 2009 году ситуация была немного лучше - 3:1. Дело в том, что уже несколько лет наблюдается естественная убыль среди населения РФ, например, в 2018 году она составила около 244 тыс. человек [6]. Большая часть - трудоспособная от 20 до 40 лет. А число пенсионеров, выходящих на пенсию, на протяжении нескольких лет стабильно колеблется вокруг цифры 500 тыс. в год. Подтверждением этого является и статистика соотношения пенсионных взносов и выплат. За 2017 год от страхователей в бюджет ПФР перечислены средства в размере 4481,9 млрд рублей в то время, как фонд выплатил пенсии населению размером в 7167,2 млрд рублей [6]. Расходы фонда по данному критерию на 2685,3 млрд рублей больше, чем размер поступлений от страхователей.

Из этого вытекает следующая проблема - функционирование масштабного сектора теневой и неформальной экономики. На 2018 год размер теневой экономики составлял 20% от валового внутреннего продукта (далее - ВВП) [6]. Это значит, что 1/5 часть организаций, являющихся официально не зарегистрированными, не производит налоговых отчислений, в т.ч. и в ПФР, что приводит не только к проблемам пенсионного обеспечения, но и к ухудшению экономического развития Российской Федерации.

Еще одной причиной дефицита ПФР и проблемой пенсионного обеспечения является высокая инфляция и низкая доходность от инвестирования пенсионных накоплений. Данная проблема состоит в том, что ликвидации дефицита в бюджете ПФР можно достичь только путем сохранения и, при возможности, увеличения пенсионных накоплений, чтобы уменьшить размер государственных дотаций. А это возможно только при уровне доходности пенсионных накоплений как минимум на 5-6% выше уровня инфляции [5, с. 53].

Немаловажной проблемой является и финансовая безграмотность населения. Не все знают, что с 2014 года действует законопроект о моратории на перевод накопительной части пенсии (6%) в Негосударственный пенсионный фонд (далее - НПФ). Главной задачей НПФ является обеспечение гарантий социальной защищенности и стабильности общества, а также формирование долгосрочного инвестиционного ресурса [1, с.46]. Стоит сказать, что и те, кто знает о данном нововведении, не спешат перечислять средства в НПФ. Причиной этому является недоверие негосударственным организациям. По статистике лишь 26% доверяют НПФ [1, с. 46]. Этому есть объяснение: некоторые НПФ до проведения реформ по ужесточению требований со стороны законодательства Российской Федерации и Центрального банка создавались как офшорные и выводили пенсионные накопления за границу. Именно поэтому население Российской Федерации считает, что государственный фонд надежнее.

Последней в данной статье, но не по важности является проблема тенденции увеличения функций, выполняемых ПФР. Помимо основных направлений его деятельности существуют и те, что напрямую не связаны с главной целью Пенсионного фонда РФ. Среди них: назначение и осуществление социальных выплат и доплат отдельным категориям граждан; ведение регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи; выдача сертификатов и выплат материнского капитала; администрирование средство, поступающих по обязательному медицинскому страхованию и т.д. [4, с. 262]. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что увеличение нагрузки на ПФР отрицательно влияют на эффективность выполнения главной функции - финансирование пенсионного обеспечения граждан. Потому для наиболее качественного исполнения

всех функций ПФР необходимо обеспечить предоставление дополнительных человеческих и материальных ресурсов.

Для решения данных проблем возможны несколько путей совершенствования.

1. Увеличение поступлений в ПФР [9, с. 121].

Такое решение сможет покрыть дефицит бюджета ПФР. Однако нет гарантий, что подобное усовершенствование не окажет неблагоприятное влияние на соотношение численность плательщиков пенсионных взносов и пенсионеров из-за уменьшения численности занятых в народном хозяйстве.

2. Реформирование системы пенсионного обеспечения:

Касательно активного внедрения НПФ в обиход населения необходимы следующие этапы реформирования:

a. Разработка схем обязательных пенсионных взносов работающего населения, которые будут накапливаться в НПФ;

b. Внесение добровольных пенсионных сбережений населения в НПФ.

К сожалению, реализация этих двух этапов зависит от финансовой стабильности экономики, т.к. не все граждане Российской Федерации имеют достаточно средств, чтобы отчислять часть из них в НПФ, а также от уровня финансовой грамотности населения.

Что касается решения проблемы теневого сектора, государству необходимо проводить активную политику в сфере занятости по созданию свободных мест, а также поощрения малого бизнеса.

3. Реформа повышения пенсионного возраста.

Как было сказано ранее, в Российской Федерации в последние несколько лет наблюдается ухудшение демографической ситуации, что является причиной самой главной проблемы пенсионного обеспечения -дефицита бюджета ПФР. Именно поэтому была поддержана реформа повышения пенсионного возраста. Теперь пенсионный возраст для женщин - 60 лет, а для мужчин - 65, что на 5 лет больше прежнего. Данная реформа сейчас находится в стадии реализации. Уже с 2019 года началось постепенное повышение пенсионного возраста. Рассмотрим положительные и отрицательные стороны данного усовершенствования.

Против такой реформы высказалось достаточно большое число человек: более 200 тыс. человек в период с 14 июля по 7 ноября 2018 года по всей стране выходили на протесты, митинги, демонстрации. Однако тенденция повышения пенсионного возраста наблюдается во многих странах. Разве что стоит учесть: в этих странах иные стандарты медицинского обслуживания и уровень жизни также гораздо выше [4, с. 261]. Потому, по мнению экономистов, данная реформа имеет место быть лишь с существенным пакетом экономических и даже политических реформ.

Подводя итог всему вышесказанному, необходимо отметить, что в системе пенсионного обеспечения РФ достаточное количество проблем. Однако все они имеют свое решение: от увеличения поступлений до повышения пенсионного возраста, которое активно внедряется в нашу жизнь уже сейчас. Государство должно проводить активную политику в сфере занятости, поощрении малого бизнеса, разрабатывать действенные механизмы делегирования полномочий региональных, государственных структур гражданского общества, повышать открытость и прозрачность информационного обеспечения. И тогда не только пенсионное обеспечение будет на высшем уровне, но и уровень жизни населения Российской Федерации.

Список используемой литературы:

1. Галимова И.В. Пенсионное обеспечение населения России / И.В. Галимова // Инновационная наука. -2016. - №5. - С. 45-46.

2. Горлин Ю.М., Гришина Е.Е., Ляшок В.Ю., Федоров В.В. Повышение пенсионного возраста: опыт зарубежных стран и оценка эффектов для России / Ю.М. Горлин, Е.Е. Гришина, В.Ю. Ляшок, В.В. Федоров // Финансовый журнал / Financial Journal. - 2017. - №6. С. 85-97.

3. Матвеев Д. А. Проблемы Пенсионного фонда России / Д.А. Матвеев // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 299-301.

4. Прохоренко Ю.И., Русских А.В. Проблемы пенсионного обеспечения в Российской Федерации // Ученые заметки ТОГУ. - 2016. - Том 7. - №1. - С.259-263.

5. Разумовская Т.В., Евтушенко Е.А. Основные проблемы государственного пенсионного обеспечения в РФ / Т.В. Разумовская, Е.А. Евтушенко // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. - 2016. - №1. С.52-59.

6. Россия в цифрах. 2019: Крат.стат.сб. / М.: Росстат, 2019. - 549 с.

7. Федеральный закон от 11 декабря 2018 года №462-ФЗ «О внесении изменений в статью 33-3 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2018. -№51. - ст. 7859.

8. Федеральный закон от 28 ноября 2018 года №432-Ф3 «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» // СЗ РФ. - 2018. - №49. - ст. 7504.

9. Чирг Д.Н., Чермит З.А. Пенсионное обеспечение в Российской Федерации, проблемы и пути его совершенствования / Д.Н. Чирг, З.А. Чермит // Сборник научных статей факультета экономики, управления и бизнеса. - 2016. - С. 120-122.


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 16.12.2015 2015-12-16

Статья просмотрена: 9746 раз

Библиографическое описание:

Тесленко, М. О. Проблемы и перспективы пенсионной реформы в Российской Федерации / М. О. Тесленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 601-604. — URL: https://moluch.ru/archive/104/24446/ (дата обращения: 07.12.2020).

Реализация пенсионной реформы является одной из главных задач нашей страны. От того, насколько качественно будет решена данная задача, будет зависеть решение комплекса проблем макроэкономического плана. В ряде мировых стран система построения пенсионной системы существенно влияет на такой показатель как уровень сбережений, а следовательно и на масштабы инвестиционного процесса.

Пенсионная система России до внедрения реформы была построена по принципу распределения. Долгое время считалось, что данной системе не может быть никакой замены, что производить обеспечение жизни пожилого населения является возможным только за счёт перераспределения ВВП между поколениями.

Но фактически два десятилетия назад очевидность эффективности распределительной системы была поставлена под явное сомнение фактически во всем мире. Во многих мировых странах пенсионная система базируется на принципе накопления. В некоторых странах система накопления сочетается с системой распределения.

Стоит отметить, что пенсионная система является основным базовым показателем стабильного социального развития общества, т. к. она затрагивает интересы в первую очередь нетрудоспособного населения (более 25–30 %) любой страны, а косвенно затрагивает интересы фактически всего трудоспособного населения. В настоящее время в нашей стране проживает свыше 40 млн. престарелых, членов семей потерявших кормильца и инвалидов.

Вопрос о глобальном изучении пенсионной реформы в России в настоящее время весьма актуален. Введенные новшества в пенсионной системе несут в себе задачи, которые предполагают решить накопившиеся проблемы ранее действовавшей пенсионной системы. Главными проблемами являются рост уровня пенсионного обеспечения граждан, достижение финансовой сбалансированности пенсионной системы и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в систему.

С 2015 года в Российской Федерации действует новый порядок назначения пенсий. Перед людьми, которые производили разработку новой пенсионной формулы, ставились следующие задачи:

 обеспечить гарантию стабильного и приемлемого уровня пенсионного обеспечения населения;

 создать необходимые условия для достижения финансовой сбалансированности пенсионной системы, в том числе в части страховых пенсий;

 сохранить приемлемый размер страховой нагрузки на работодателей и на федеральный бюджет;

 обеспечить гражданам гарантии пенсионного обеспечения на уровне не ниже величины прожиточного минимума пенсионера;

 увеличить роль трудового стажа при расчете размера пенсии и формировании пенсионных прав.

Принципиально изменились правила формирования страховой части пенсии. Накопительная часть будет формироваться на прежних условиях.

При расчете страховой части пенсии было введено понятие «годовой пенсионный коэффициент», который показывает соотношение между фактическим официальным размером заработной платы работника и максимальной величиной зарплаты, с которой работодателем уплачиваются страховые взносы в Пенсионный Фонд России. Следовательно, чем выше зарплата, тем выше данный коэффициент. Максимальное его годовое значение равняется 10. Перед выходом человека на пенсию все эго коэффициенты суммируются. Полученная величина умножается на показатель «стоимость пенсионного коэффициента», которую каждый год будет рассчитывать правительство РФ исходя из экономической ситуации в стране и поступлений в Пенсионный Фонд.

Министр Труда и соцзащиты Максим Топилин подчеркнул, что при введении новых правил обязательным остается принцип сохранения пенсионных прав. [1] Тоесть все пенсионные права, сформированные до 2015 года остались сохранены, и уменьшены быть не могут.

Трудовая пенсия по старости становится разделена на две самостоятельные части — страховую и накопительную.

По мнению экспертов «Российской Газеты», ФЗ «О страховых пенсиях» показывает россиянам выгоду в более позднем выходе на пенсию, поскольку согласно новой формуле расчёта пенсий, выходить на пенсии по старости в положенный срок не очень выгодно. К примеру, если женщина выйдет на пенсию на пять лет позже — в 60, то размер ее страховой пенсии вырастет в 1,5 раза; на 8 лет — 1,9 раза.

Особое негативное влияние на формирование пенсионных обязательств оказывают неформальная занятость или «серые зарплаты». По данным исследований ученых РАНХиГС, которые исследования ведут с 2001 года, в настоящее время примерно каждый девятый россиянин (11,9 %) занят только на теневом рынке труда. В целом же доля трудоспособного населения, которое использует теневые схемы трудоустройства достигает 41 %. Это около 22,5 млн. экономически активных граждан РФ. По подсчетам специалистов, в этом случае неуплата страховых взносов оценивается на сумму в 311 миллиардов рублей. Данная ситуация имеет отрицательное влияние для бюджета России, так как происходит существенное снижение налогооблагаемой базы. Это отражается не только на бюджете страны, но и на самих участниках неформальных взаимоотношений, выражаясь в полной незащищенности их трудовых прав. В подобной ситуации происходит снижение коэффициента замещения пенсией утраченного заработка, возникает необходимость роста страховых взносов или трансфертов из федерального бюджета. Сегодня коэффициент замещения заработка трудовой пенсией по старости составляет в среднем по стране 36,2 %. При сохранении нынешних правил в пенсионной системе к 2030 году он упадет до 25 %, к 2040 году будет еще меньше. [2]

Для сравнения рассмотрим показатели коэффициента замещения в странах с развитой рыночной экономикой (таблица 1).

Коэффициенты замещения (среднемесячная пенсия в % к среднемесячному заработку) в странах с развитой рыночной экономикой, 2014г.

Страна

Коэффициент замещения в 2014 г., %

Несмотря на то, что победа сборной России на чемпионате мира по футболу над сборной Саудовской Аравии затмила информационную бомбу пенсионной реформы, чемпионат мира через месяц закончится, а пенсионная реформа останется.

Общество забурлило и будет бурлить усилиями СМИ по известной схеме прохождения информационных волн: 3 дня, 3 недели, 3 месяца. То есть первые 3 дня будут передовицы и топы, потом на 3 недели новость уходит на вторые и третьи страницы газет, где пережёвывается пережёванное, а потом вовсе уходит в конец газеты, периодически напоминая о себе остаточной волной информационных вбросов. После этого срока новость уходит из объективов СМИ и перестаёт существовать для граждан.

На самом деле весь шум вокруг пенсионной реформы с самого начала построен на массе умолчаний, манипуляций и мифов. Проблема отодвигания срока выхода на пенсию совершенно ложная и заслоняет собой реальные проблемы. Давайте попробуем рассмотреть их по порядку.

1. Признаёте ли вы как факт значительное расхождение у наших современников паспортного и биологического возраста? Не секрет, что наши люди в 60 лет выглядят так, как наши родители выглядели в 55, а наши дедушки и бабушки — в 50. Сдвиг на 10 лет биологического возраста по отношению к паспортному очевиден. Страна полна молодыми и привлекательными пенсионерками, которые стесняются своего пенсионного возраста и вызывают удивление окружающих, а так же активными и моложавыми пенсионерами, которые являются мужчинами в самом расцвете сил и активно стараются избежать статуса и образа жизни пенсионера.

Я подчеркну специально — все крики о том, что люди якобы не доживут до нового пенсионного порога, работают лишь в том случае, если речь идёт о пьющих и ведущих крайне нездоровый образ жизни индивидуумах. Те же, кто не пьёт, не курит и следит за питанием и весом, избегая сладкого, острого и жирного, и не забывают о спорте и прогулках, выглядят и чувствуют себя вполне молодыми. Уж во всяком случае, пожилыми они себя считать не желают. Разумеется, есть случаи смертей и в 52 года, но это никак не связано с темой изношенности организма на работе.

То есть омоложение современного человека есть биологический факт. Наши же границы пенсионного возраста устанавливались в 30-е годы. Мои вышедшие на пенсию в начале 70-х дедушка и бабушка, прошедшие войну, в свои 55 и 60 были разрушенными стариками с букетом тяжёлых болезней, доживали усилиями врачей и больниц. Дед после трёх инфарктов умер в 67, бабушка — в 77, но благодаря уходу детей и постоянному лечению.

Посмотрите на нынешних 60-летних. Они выглядят на 50 лет. В 70 выглядят на 60. Прежний пенсионный возраст стал анахронизмом.

2. В СССР с 1917 по 1928 годы пенсий по старости вообще никто не получал. После 1928 года лишь работники нескольких отраслей получили право на пенсии. С 1937 года идея пенсий пришла в колхозы, там создавались фонды помощи пенсионерам по возрасту. Размеры пенсий были очень маленькими, серьёзное повышение первый раз случилось при Хрущёве. То есть даже в СССР пенсионная тема была принята к рассмотрению относительно недавно и существовала, пока у государства были возможности финансирования пенсионеров.

3. Причины разрушения нынешних пенсионных порядков лежат, прежде всего, в демографии и структуре общественного производства. Проблема алкоголизации населения была озвучена академиком Ф.Г. Угловым в начале 80-х, но расчётно-аналитическая база использовалась за весь ХХ век, где скачок наступил в 60-х с ростом по нулевые. Это сильно ударило по демографии, увеличив смертность. Демографическая яма эпохи Ельцина суммировалась с прошлой тенденцией и привела к проблеме соотношения работающих и неработающих членов общества — при существующей технологической базе и производительности труда. Армия моложавых пенсионеров в Европе, включая и Россию, по численности уже превышает количество работающих. Производительность же труда не позволяет оставить прежнюю пенсионную систему без изменений. Для неё у государства просто нет денег. Россия принадлежит к таким странам.

4. Пенсионная реформа крайне болезненна, ибо носит конфискационный характер. Как ни молоды нынешние пенсионеры, а так или иначе здоровье уже начинает предъявлять ограничения. У кого-то шалит давление, выносливость уже не та. Да и вообще люди терять не любят, они любят получать. Отнимать всегда тяжелее, чем держать постоянный уровень, каким бы невысоким он ни был.

5. Уже сейчас мы имеем картину, когда работает две трети пенсионеров. Тут много причин. Как основная — невозможность прожить на мизерную пенсию, так и нежелание прекращать трудовую деятельность, и общее состояние организма, вполне активное — многие пенсионеры такие подвижные, что дадут фору молодым. Типичный пример — современная фирма, бухгалтер-пенсионер, совмещающая должность уборщицы. Военные отставники, работающие охранниками. Судьи, до 70 лет не покидающие профессии. Работали бы и дальше, но закон не позволяет. В муниципалитетах много тех, кому и под, и за 70. Вполне справляются и уходить на покой не желают. И не только по материальным причинам — очень не хотят терять связь с социумом.

6. Об увеличении пенсионного возраста все давно всё знали. Это не оказалось новостью. Знали, что Владимир Путин это сделает после выборов, только не знали, когда, ибо делать это давно уже нужно. Знали, что Медведев для этого и оставлен, знали, что налоги поднимутся, что цены продолжат расти. Всё это — следствие прежней структуры экономики, где преобладают сырьевые отрасли и отстают обрабатывающие. Стране предстоят перемены — просто деньги на них за рубежом брать уже не получится. Придётся находить у себя и ужиматься.

Все это знали, и своим голосованием за Путина именно на это и давали согласие. И не надо притворяться, что этого не было, и говорить, что это не так. Все в принципе были готовы. Никто на чудо и не надеялся. Просто не хотелось так вот сразу. Хотелось ещё потянуть. Все всё понимали и понимают. Никаких других способов оттащить страну от нефтегазовой зависимости путём массированных инвестиций в создание нового облика экономики не существует. Путин начал то, на что его толкали все эти годы — структурные реформы в экономике с целью снять Россию с нефтегазовой иглы, из-за которой все современные наши беды и возникли. Но ломка из-за смены укладов и условий жизни неизбежна.

Таким образом, мотивация увеличения пенсионного возраста есть, и она достаточно сильная: от отсутствия денег в казне по причине проблем демографии, структуры экономики и производительности труда до субъективных самоощущений уходящих на пенсию людей. Продолжительность жизни растёт (ели не пить и не получать инвалидность). Логично, что сдвигается и пенсионный порог.

Вся проблема современных пенсионеров не в том, что они не в состоянии физически работать лишние 3−4 года, как их к этому побуждает государство. Вполне в состоянии и даже рады бы были этому. Не этот факт является причиной общественного возмущения пенсионной реформой правительства.

Причиной беспокойства и возмущения является невозможность трудоустроиться лицам предпенсионного возраста. Люди готовы работать, но где? Рынок труда таков, что там уже в 40 лет не найти работы. В 45 и подавно линия критического отсечения. Пенсия в таком случае просто помогает людям хоть как-то существовать. На скромную пенсию можно прожить две недели из четырёх. Если найти какую-то подработку, можно протянуть месяц. Шиковать не придётся, но покушать можно и даже оплатить ЖКХ. Пенсия сейчас — это просто разновидность пособия по безработице.

Таким образом, то, что выглядело как проблема пенсионной реформы, превращается в проблему состояния рынка труда. На этот рынок вышла дополнительная армия несостоявшихся пенсионеров. Они вступили в конкуренцию с молодыми. Выиграть эту конкуренцию они не смогут, но зарплаты у молодых уменьшатся. Соответственно уменьшатся налоги и снизится покупательская способность у самых активных покупательских возрастных групп. На одном сэкономим, на другом потеряем, и ещё неизвестно, что будет больше — потери или экономия.

Наш Минфин реагирует рефлексами и видит проблему лишь в первом приближении — казну после экономии расходной статьи. Ибо доходы падают, а расходы растут. И надо немедленно урезать расходы, чтобы не обанкротиться. Самые близкие статьи — социальные. Косвенные и вторичные последствия их сокращения Минфин не просчитывал и не ставил такой задачи — в казне сегодня нет денег, а вести дискуссии можно бесконечно. Надо действовать немедленно, пока не случилось худшего. Вот Минфин и действует.

Проблема трудоустройства лиц предпенсионного возраста — это главная наша национальная проблема. Безработица уменьшается на подъёме экономики, а его ещё надо оплатить и дождаться. Рынок труда переживает революционные изменения. Там скоро уже и 25−30-летние станут лишними — так быстро меняемся структура требуемых навыков и компетенций.

Роботизация, цифровизация, автоматизация ведут не только к росту производительности труда и его удешевлению, но и к росту огромной массы лишних людей. И возраст этих людей совершено разный. От 25 до 65. Не все могут работать биржевыми маклерами и юристами по использованию криптовалюты. Умирает профессия банковского клерка. Уже даже не все программисты востребованы рынком. Что говорить о людях, которым 55 и 60? Как их защитить от безысходности?

На глазах умирает ценность вузовского диплома. Через 5 лет после получения он безнадёжно устаревает морально. Растут значения всяких тренингов и курсов усовершенствования и повышения квалификации. Но деньги компаний на эти статьи пошли под нож первыми в эпоху кризиса. Процесс же переподготовки из периодического превращается в постоянный. Где и кому искать на это деньги — неясно. Можно сокрушаться как угодно, но это объективная реальность мира, меняющего технологические уклады.

Таким образом, тема пенсионной реформы затмевает собой более обширную и глубокую тему — тему глубокой реформы рынка труда и роли государства в этой реформе. Пока никаких признаков осознания этой проблемы чиновничество не обнаруживает и реагирует сугубо реактивно: есть проблема — реагируем, нет проблемы — ждём дальше. Проблему же чиновники видят только тогда, когда она с лозунгами и транспарантами собирается под окнами и начинает угрожать революцией. Как правило, на этом этапе уже всякая реакция запоздала и заведомо неэффективна.

Политические риски решения по пенсиям колоссальны. Плохо уже было всем, реально хуже станет завтра, а лучше будет ещё не скоро. Против реформы было раньше 80% населения, сейчас 92%. 8 триллионов по майским указам Путина ещё надо найти, вложить и дождаться отдачи. Образно говоря, картошку надо посадить и ждать, когда вырастет, а за это время питаться чем придётся. Терпеть никто не хочет, все ищут способа отложить решение. Но это ни к чему не приведёт, проблемы только углубятся. Если картошку съесть, завтра кушать будет нечего. Это как решиться на операцию, когда хирург выглядит жестоким, потому что после операции точно будет довольно долго больно и плохо, а вот то, что в результате больной получит улучшение — так это будет очень не скоро. Хотя это не повод откладывать назревшую операцию.

Все попытки оппозиции заставить правительство отложить пенсионную реформу являются попытками уговорить хирурга не вырезать больному воспалённый аппендицит. Можно операцию и отложить, но лучше от этого решения точно не станет. Мы должны сейчас говорить не о том, как отложить пенсионную реформу, а о том, чем занять отложенных пенсионеров. А также тех, кому до пенсии ещё 20 лет. Как создать для них рабочие места. Это одна очень крупная социальная группа с одной общей проблемой. Чему их учить, на какой базе, за чей счёт, где трудоустраивать и какую роль во всём это должно сыграть социально ориентированное государство, каким Россия является по Конституции — вот главный вопрос. Эта проблема намного сложнее проблемы пенсий.

Любые другие попытки раздуть скандал по поводу увеличения пенсионного возраста являются подлогом и отвлечением от настоящей проблемы, какой является несоответствие структуры рынка труда и структуры общественного производства в период смены технологических укладов и структурных изменений. Проблема пенсионной реформы — лишь малая часть большой проблемы изменений на рынке труда и способности социальных институтов адаптировать общество к этим изменениям. За эту проблему мы даже не брались. Именно это и должно стать предметом дискуссии всех по-настоящему ответственных политических сил и авторитетных экспертов.

Илл. Эверетт Шинн. Безработные (1908)

Специально для ИА REGNUM

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Читайте также: