Проблемы пенсионного обеспечения семей потерявших кормильца

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Веревкин Иван Евгеньевич

В статье рассмотрены теоретические основы, касающиеся назначения и выплаты пенсии по случаю потери кормильца. Помимо этого, особое внимание будет уделено проблемам , возникающим во время назначения данного вида пенсии, а также будут предложены пути их разрешения.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Веревкин Иван Евгеньевич

PROBLEMS ARISING IN THE APPOINTMENT AND PAYMENT OF SURVIVOR'S PENSION

In this article, the theoretical bases concerning appointment and payment of pension on the occasion of loss of the breadwinner will be analyzed. In addition, special attention will be paid to the problems arising during the appointment of this type of pension, as well as ways to solve them will be proposed.

Текст научной работы на тему «Проблемы пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца»

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ЧЕТВЕРТЫЙ выпуск

ТРУДОВОЕ ПРАВО; ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УДК 349.3

Веревкин Иван Евгеньевич Уральский государственный юридический университет

Институт прокуратуры Екатеринбург, Россия Verevivan0602@gmail. com Verevkin Ivan Ural State Law University Institute of Prosecution Russia, Ekaterinburg

«ПРОБЛЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПО СЛУЧАЮ

ПОТЕРИ КОРМИЛЬЦА» Аннотация: в статье рассмотрены теоретические основы, касающиеся назначения и выплаты пенсии по случаю потери кормильца. Помимо этого, особое внимание будет уделено проблемам, возникающим во время назначения данного вида пенсии, а также будут предложены пути их разрешения. Ключевые слова: пенсия по потере кормильца, пенсионное обеспечение, иждивение, проблемы, назначение пенсии.

«PROBLEMS ARISING IN THE APPOINTMENT AND PAYMENT OF

SURVIVOR'S PENSION» Annotation: in this article, the theoretical bases concerning appointment and payment of pension on the occasion of loss of the breadwinner will be analyzed. In addition, special attention will be paid to the problems arising during the appointment of this type of pension, as well as ways to solve them will be proposed. Key words: survivor's pension, pension provision, dependents, problems, pension assignment.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации [1] каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В Российской Федерации основным видом пенсионного обеспечения детей является пенсия по случаю потери кормильца. Пенсия по потере кормильца - это ежемесячная денежная выплата, которая предназначена для материального обеспечения нетрудоспособных граждан, потерявших кормильца, связанных с ним отношением родства, свойства и фактического иждивения.

Из вышеизложенного определения можно выделить существенные признаки, которые характерны для данного вида социального обеспечения:

- Ежемесячная, то есть пенсия по потере кормильца - является систематической выплатой;

- Денежная выплата - данная пенсия не может существовать в натуральной форме;

- Данная форма обеспечения устанавливается и гарантируется государством, а также исходит от него;

- Назначается гражданам, которые не имеют собственного дохода, являются нетрудоспособными;

- Главной целью данной выплаты является компенсация нетрудоспособным членам семьи заработной платы, вознаграждений и иных выплат кормильца, утраченных в связи с его смертью.

Законодательство Российской Федерации выделяет четыре разновидности данной пенсии, которые устанавливаются для граждан. Дифференциация проводится по нормативно-правовым актам, которые устанавливают основания ее получения:

- Страховая пенсия по потере кормильца [4];

- Социальные пенсии по случаю потери кормильца [2];

- Пенсии по случаю потери кормильца семьям военнослужащих [6];

- «ежемесячное возмещение» в связи с гибелью судьи [5].

Говоря в теоретическом ключе о данной социальной выплате, нельзя не сказать о гражданах, которые имеют право получать данную пенсию: супруг; кровные родственники - дети, родители, братья/сестры; некровные родственники (усыновители, усыновленные).

Однако, теория зачастую расходится с практикой и появляются различные правовые коллизии и пробелы. Так, например, на практике зачастую присутствуют фактические семейные отношения между другими родственниками, не указанными в Федеральных законах. Примером таких отношений могут являться отношения между племянниками, тетями и дядями. Представляется, что выполнение семейных обязанностей, независимо от того, кто их выполняет, должно признаваться в качестве естественного основания для возникновения правовых последствий в области пенсионного обеспечения в случае смерти фактического кормильца [10]. Поэтому, необходимо провести подробный анализ норм, касающихся назначения пенсий по потере кормильца, а также производных пенсий и внести соответствующие пункты, которые будут устанавливать особый порядок. При этом некоторые ситуации будут разбираться подробно и появится возможность назначения пенсии лицам, которые на сегодняшний день не закреплены в нормативно-правовых актах.

По общему правилу, право на пенсию по потере кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Однако, данное правило порождает достаточное количество проблем, связанных с иждивением.

Рассмотрим случаи, когда у мужчины появляется ребенок от женщины, с которой у него нет никаких законных отношений. Мужчина отказывается признавать ребенка. Вскоре он погибает. Данная ситуация наглядно иллюстрирует основную и самую масштабную проблему, касающуюся пенсий по случаю потери кормильца.

Проблема заключается в том, что факт отцовства после гибели мужчины практически невозможно доказать в исковом производстве суда. Столкнувшись

с такой ситуацией, суд оставит заявление без рассмотрения. Следовательно, ребенок останется без материальной поддержки государства.

В конце 2016 года по инициативе Совета Федерации в первом чтении в Государственной Думе РФ был принят проект Федерального Закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»» [7]. Авторы данного законопроекта предлагали внести поправки, согласно которым расширяется круг лиц, имеющих основание на получение пенсии по случаю потери кормильца. Предлагалось, наряду с детьми, потерявшими одного или обоих родителей и детьми умершей одинокой матери, включить в данный круг детей, в свидетельстве о рождении которых в графах «отец» и «мать» сведения отсутствуют [9].

Обоснование данного законопроекта заключалось в том, что поскольку имеется право на пенсию по случаю потери кормильца-родителя, абсолютно неважно, каким образом он их потерял. Анализируя данную позицию, можно прийти к выводу, что подтверждение факта смерти (предоставление свидетельства о смерти) не может являться основанием отказа назначения пенсии, поскольку, если в официальных документах нет информации о родителях (родителе), должно презюмироваться их отсутствие.

Однако, данный проект в настоящее время не действует, так как не был принят. Его посчитали экономически невыгодным. Связанно это с расширенным толкованием, так как под вышеуказанные формулировки попадают не только дети, никогда не имевшие ни одного из родителей, но также и дети, юридически имеющие лишь одного родителя (дети матерей-одиночек, так как согласно положениям законопроекта, такие дети «лишились» отца), а представителей данной категории в Российской Федерации достаточно много.

Говоря о вышеупомянутой проблеме, не оправданно искусственно расширять понятие «потери кормильца», а создать иную социальную выплату, назначаемую данной специфической группе детей.

Нельзя не вспомнить также проблему, связанную с судебным процессом. Согласно ст. 81 ФЗ «Об исполнительном производстве» [3] судебный пристав-исполнитель по судебному решению направляет в банк постановление о наложении ареста на денежные средства и драгоценные металлы должника, находящиеся в банке. В свою очередь банк незамедлительно исполняет данное постановление и на счета налагается арест. Проблема заключается в том, что даже если на данный счет приходит пенсия по потери кормильца, средства которого являются единственным источником дохода его все равно арестуют.

Считается необходимым внести норму, которая бы законодательно запретила судебным-приставам исполнителям накладывать арест на счет, на который происходит начисление пенсии по случаю потери кормильца, поскольку ребенок не должен ограничиваться в данных денежных средствах.

Таким образом, на основе вышесказанного, можно уверено говорить о том, что законодательно пенсии по потери кормильца урегулированы достаточно ясно. Однако, несмотря на это, в практике встречаются моменты, когда при назначении и выплаты пенсии по потери кормильца возникают коллизии и проблемы, которые необходимо решать на законодательном уровне.

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

2. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" // Российская газета, N 247, 20.12.2001.

3. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 17.10.2019) "Об исполнительном производстве" // "Парламентская газета", N 131, 10.10.2007.

4. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 06.03.2019) "О страховых пенсиях" // Российская газета, N 296, 31.12.2013.

5. Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 02.08.2019) "О статусе судей в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.10.2019) // "Российская газета", N 170, 29.07.1992.

6. Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 30.04.2019) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" // Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 04.03.1993, N 9, ст. 328.

7. Проект федерального закона N 22435-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (внесен членом СФ В. И. Матвиенко) (принят в первом чтении 21.12.2016).

8. Право социального обеспечения: учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. В. Григорьев, В. Ш. Шайхатдинов. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. 428 с.

9. Азарова Е. Г. Пенсионное обеспечение детей, потерявших кормильца: особенности правового регулирования // Журнал российского права. 2017. № 8 (248) // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pensionnoe-obespechenie-detey-poteryavshih-kormiltsa-osobennosti-pravovogo-regulirovaniya (дата обращения: 18.11.2019).

10. Аракчеев В. С. Основания и условия пенсионного обеспечения в России // Вестн. Том. гос. ун-та. 2004. № 283 // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovaniya-i-usloviya-pensionnogo-obespecheniya-v-rossii (дата обращения: 28.11.2019).

11. Аракчеев В. С. Цели и задачи права социального обеспечения России // Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2016. №2 (20) // URL:

Среди существующих социально-правовых проблем отдельного внимания заслуживают вопросы пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Как известно, Конституция Российской Федерации [32] (ч. 1 ст. 39) гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту. В соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации равенство прав граждан гарантируется без какой-либо дискриминации.

Среди норм Конституции Российской Федерации, на которой основывается законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, следует назвать, прежде всего, норму ч. 2 ст. 7, в которой в качестве одной из основ конституционного строя закреплено, что в России обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, и норму ч. 1 ст. 38, согласно которой материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

В связи с поступающими многочисленными обращениями членов семей погибших (умерших) военнослужащих (пенсионеров) Министерства обороны Российской Федерации в адрес отделов социального обеспечения военных комиссариатов субъектов Российской Федерации по вопросам выплаты пенсий по случаю потери кормильца на детей, достигших 18-летнего возраста и продолжающих обучение в образовательных учреждениях, возникает существенная, на наш взгляд, необходимость рассмотреть данные вопросы.

В соответствии со ст. 29 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» [33] (далее - Закон) независимо от нахождения на иждивении кормильца пенсия назначается: нетрудоспособным детям, к которым относятся дети, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а проходящие обучение в образовательных организациях по очной форме (за исключением образовательных организаций, обучение в которых связано с поступлением на военную службу или службу в органах внутренних дел), - до окончания обучения, но не долее чем до достижения ими 23-летнего возраста.

Рассмотрим конкретный случай. Дочь умершего пенсионера Министерства обороны Российской Федерации получала пенсию по случаю потери кормильца. При поступлении в техникум на очное отделение право на продолжение выплаты пенсии по случаю потери кормильца за ней сохранялось на основании справки, выданной из учебного заведения. Следует отметить, что указанная гражданка обучалась по специальности «Программное обеспечение» на очном отделении и одновременно по специальности «Юриспруденция», но уже на заочном отделении. Под образовательными организациями в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [34] понимаются некоммерческие организации, осуществляющие на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

Документом, подтверждающим обучение лица в образовательном учреждении, является справка, выданная данным учреждением. В качестве документа, удостоверяющего, что лицо в возрасте старше 18 лет, которому назначена пенсия по случаю потери кормильца, обучается по очной форме в образовательном учреждении, предъявляется справка этого учреждения. После окончания учебы (в рассматриваемом случае) на очном отделении по специальности «Программное обеспечение», не достигнув возраста 23 лет, гражданка продолжила обучение по специальности «Юриспруденция», переведясь с заочного отделения на очное. Следует отметить, что право на получение пенсии по случаю потери кормильца дает только очная форма обучения. В том случае, если гражданин сменил форму обучения с очной на заочную или вечернюю, он теряет право на получение пенсии по случаю потери кормильца. Из-за отсутствия статуса обучающегося не выплачивается пенсия по случаю потери кормильца в период между окончанием одного образовательного учреждения и поступлением в другое. В рассматриваемом случае все казалось ясным и понятным. Возобновление учебы на очном отделении по специальности «Юриспруденция» на основании справки, выданной образовательным учреждением, и приобретение вновь статуса обучающегося дает право на получение указанной пенсии.

Применяя норму Закона, предусматривающую право обучающихся на пенсию по случаю потери кормильца, необходимо иметь в виду, что данная норма сформулирована с учетом положений законодательства Российской Федерации об образовании.

В соответствии с ФЗ Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», с учетом потребностей и возможностей личности, образовательные программы могут осваиваться в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной, заочной; в форме семейного образования, самообразования.

Допускается сочетание различных форм получения образования. Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт. Однако, как было отмечено выше, право на пенсию по случаю потери кормильца имеют лица, обучающиеся только по очной форме. Правовых оснований для назначения и выплаты пенсии по случаю потери кормильца обучающимся в учебных заведениях по очно-заочной, заочной форме не имеется.

Установление пенсии по случаю потери кормильца производится независимо от организационно-правовой формы образовательного учреждения.

Совершеннолетние дети будут обладателями права на получение пенсии по случаю потери кормильца только лишь до окончания образовательного учреждения, но все равно не дольше чем до достижения ими 23-летнего возраста. Это означает, что если право на получение пенсии по случаю потери кормильца перешло к совершеннолетнему ребенку, обучающемуся по очной форме обучения какого-либо вуза, ему необходимо воспользоваться своим правом на получение пенсии по случаю потери кормильца до достижения 23 лет, в противном случае это право он потеряет вовсе, даже несмотря на то, что будет продолжать обучаться в данном учебном заведении [35] .

На наш взгляд, указание в Законе именно 23-летнего возраста в качестве предельного срока для обладания ребенком правом на дополнительные меры государственной поддержки не случайно. В соответствии с ФЗ Российской Федерации «Об образовании в Российской федерации» в настоящее время сложилась система образовательных программ различных вида, уровня и (или) направленности.

При этом на освоение каждой из ступеней общего или профессионального образования отводится определенный срок, который считается достаточным для любого нормального ребенка, чтобы освоить соответствующую образовательную программу и успешно пройти государственную (итоговую) аттестацию. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяются ФЗ Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» и типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или соответствующим государственным образовательным стандартом.

В настоящее время нередки случаи, когда лица, претендующие на получение пенсии по случаю потери кормильца, проходят обучение за пределами территории Российской Федерации в иностранном образовательном учреждении[36].

Конституционный Суд Российской Федерации рассмотрел дело о проверке конституционности п. «а» ч. 3 ст. 29 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (Постановление от 27 ноября 2009 г. N 18-П [37] ). Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданки Н.С. Лапы, студентки очного отделения Университета прикладных наук Кеми-Торнио (Финляндия), которой военным комиссариатом было отказано в удовлетворении заявления о продлении ей до окончания обучения выплаты пенсии по случаю потери кормильца, которую она до достижения возраста 18 лет получала в связи с гибелью отца, проходившего военную службу по контракту. Полагая, что данный отказ является незаконным, заявительница обратилась в суд, которым в удовлетворении ее исковых требований к военному комиссариату Мурманской области о возобновлении выплаты указанной пенсии было отказано.

Разрешая дело, суды общей юрисдикции исходили из того, что совершеннолетние дети умершего (погибшего) кормильца, обучающиеся в иностранных учебных заведениях, имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца только в том случае, если они были направлены на учебу российским образовательным учреждением на основании прямого договора, заключенного в соответствии с международным договором Российской Федерации, и это подтверждается справкой, выданной российским образовательным учреждением; если же такие лица обучаются в иностранных учебных заведениях самостоятельно, т.е. без направления на учебу в соответствии с международным договором Российской Федерации, то по достижении 18 лет они утрачивают право на получение данной пенсии [38] .

Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривая дело, указал, что согласно ст. 29 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) военнослужащих и приравненных к ним лиц, состоявшие на их иждивении.

Это в полной мере согласуется с положениями международно-правовых актов в области социального обеспечения. Так, в соответствии с подп. «h» п. 1 ст. 1 Конвенции МОТ «О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца» 1967 г. N 128 (Российской Федерацией не ратифицирована) термин «ребенок» может охватывать не только лиц, не достигших возраста окончания обязательного школьного образования, но и перешагнувших данный возрастной рубеж - при условии, что они проходят курс ученичества или продолжают учебу.

Предоставляя таким детям возможность получать пенсию по случаю потери кормильца, п. «а» ч. 3 ст. 29 названного Закона указывает только на форму получения образования (т.е. очную), но не уточняет тип образовательного учреждения, место его расположения (на территории Российской Федерации или за ее пределами), уровень получаемого образования, способ поступления в образовательное учреждение (самостоятельно либо по направлению на учебу) и т.д. Исключение сделано лишь в отношении образовательных учреждений, обучающиеся в которых считаются состоящими на военной службе или на службе в органах внутренних дел, т.е. заключили контракт о прохождении военной (правоохранительной) службы и получают денежное довольствие, а также продовольственное и иное обеспечение в соответствии с действующим законодательством.

Представляется, что вышеуказанное является существенным пробелом в законодательстве.

Отнесение к числу нетрудоспособных членов семьи умершего (погибшего) военнослужащего, проходившего военную службу по контракту, имеющих право на получение пенсии по случаю потери кормильца его совершеннолетних детей, обучающихся в образовательных учреждениях с отрывом от производства, обусловлено тем, что эти дети, лишившись необходимого материального содержания, для завершения процесса обучения нуждаются в поддержке со стороны государства: специфика организации учебного процесса в рамках названной формы получения образования существенно ограничивает возможности приобретения данной категорией лиц постоянного источника средств к существованию за счет самостоятельной трудовой деятельности; при освоении лицом образовательной программы по очной форме - в отличие от обучения по очно-заочной (вечерней) и заочной формам - устанавливается максимальный объем аудиторной учебной нагрузки, что предполагает обучение в качестве основного вида деятельности данного лица.

Таким образом, пенсия по случаю потери кормильца, выплачиваемая обучающимся в образовательных учреждениях с отрывом от производства совершеннолетним детям умершего (погибшего) военнослужащего, проходившего военную службу по контракту, представляет собой особую меру социальной поддержки, целью которой является создание благоприятных условий для реализации указанной категорией лиц конституционного права на образование[39].

Законодательство Российской Федерации в области образования не ограничивает возможность реализации права выбора образовательного учреждения только российскими образовательными учреждениями, что в полной мере соответствует требованиям международно-правовых актов, в частности Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах [40] , из ст. 13 которого вытекает запрет умаления свободы выбора образовательного учреждения.

Кроме того, Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации (ч. 2 ст. 27), не содержит каких-либо ограничений в отношении выбора страны выезда и времени пребывания за границей, а также целей выезда, в числе которых может быть и получение образования (включая профессиональное).

Таким образом, реализация гражданином Российской Федерации права выбора образовательного учреждения предполагает возможность обучения как в российском, так и в иностранном учебном заведении.

В силу ст. 105 ФЗ Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» осуществляется направление обучающихся, педагогических и научных работников российских организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в иностранные образовательные организации, которое включает в себя предоставление обучающимся специальных стипендий для обучения за рубежом, а также прием иностранных обучающихся, педагогических и научных работников в российские организации, осуществляющие образовательную деятельность, в целях обучения, повышения квалификации и совершенствования научной и образовательной деятельности, в том числе в рамках международного академического обмена.

Приведенное законоположение, по своему буквальному смыслу, не препятствует самостоятельному поступлению российских граждан в иностранные образовательные учреждения и обучению в них, в том числе при отсутствии соответствующего международного договора Российской Федерации о сотрудничестве в области образования, и как таковое не вступает в какое-либо противоречие с конституционными предписаниями. Иное его истолкование означало бы такое ограничение конституционного права на образование, включая право выбора образовательного учреждения, которое не имеет объективного и разумного оправдания и не отвечает конституционно значимым целям, перечисленным в ст. 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации.

Кроме того, данное законоположение, как регулирующее отношения в сфере образования, не может применяться к отношениям, урегулированным пенсионным законодательством, что исключает возможность его истолкования как устанавливающего в качестве условия приобретения права на получение пенсии по случаю потери кормильца обучающимися в иностранных образовательных учреждениях совершеннолетними детьми умерших (погибших) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, наличие договора, на основании которого они были направлены на учебу в иностранные образовательные учреждения, и тем самым ограничивающего право тех из них, кто самостоятельно (без направления на учебу) поступил в иностранное образовательное учреждение и обучается в нем, на получение названной пенсии.

Пункт «а» ч. 3 ст. 29 Закона № 4468-1 Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» также не связывает право достигших 18 лет и обучающихся в иностранных образовательных учреждениях детей умерших (погибших) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, на получение пенсии по случаю потери кормильца со способом поступления в образовательное учреждение, расположенное на территории другого государства.

Лишение тех из них, кто самостоятельно (без направления на учебу) поступил в иностранное образовательное учреждение и получает в нем образование в очной форме, - в отличие от лиц, направленных на учебу в иностранные образовательные учреждения в соответствии с международным договором Российской Федерации, - права на получение пенсии по случаю потери кормильца до окончания обучения, но не долее чем до достижения возраста 23 лет, означало бы установление необоснованных различий в условиях приобретения права на получение пенсии по случаю потери кормильца лицами, относящимися к одной и той же категории (обучающиеся в иностранных образовательных учреждениях совершеннолетние дети умерших (погибших) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту), исключительно в зависимости от способа поступления в иностранное образовательное учреждение. Такого рода различия не имеют объективного и разумного оправдания и несовместимы с требованиями ст. 19 (ч. ч. 1 и 2) и ст. 39 (ч. 1) Конституции Российской Федерации.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 12:10, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить и систематизировать вопросы пенсионного обеспечения семей по случаю потери кормильца.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие пенсии по случаю потери кормильца и основания назначения таких пенсий;
- проанализировать специфику назначения пенсий гражданам потерявшим кормильца;

Содержание

Глава I. Общие положения и основания пенсионного обеспечения семей по случаю потери кормильца 5
1.1 Понятие пенсии по случаю потери кормильца 5
1.2 Потеря кормильца как условие пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца 9
1.3 Иждивение и другие необходимые условия для назначения пенсии по случаю потери кормильца 12
Глава 2. Правовое регулирование обеспечения семей пенсиями по случаю потери кормильца 22
2.1 Обеспечение семей трудовыми пенсиями по случаю потери кормильца
2.2 Структура, размер и порядок начисления трудовой пенсии по случаю потери кормильца 25
2.3 Обеспечение семей государственными и социальными пенсиями по случаю потери кормильца 32
Глава 3. Правовые проблемы пенсионного обеспечения семей потерявших кормильца 49
Заключение 60
Список литературы 65
Приложения 72

Прикрепленные файлы: 1 файл

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА.doc

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Пенсионное обеспечение семей потерявших кормильца

Глава I. Общие положения и основания пенсионного обеспечения семей по случаю потери кормильца 5

1.1 Понятие пенсии по случаю потери кормильца 5

1.2 Потеря кормильца как условие пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца 9

1.3 Иждивение и другие необходимые условия для назначения пенсии по случаю потери кормильца 12

Глава 2. Правовое регулирование обеспечения семей пенсиями по случаю потери кормильца 22

2.1 Обеспечение семей трудовыми пенсиями по случаю потери кормильца

2.2 Структура, размер и порядок начисления трудовой пенсии по случаю потери кормильца 25

2.3 Обеспечение семей государственными и социальными пенсиями по случаю потери кормильца 32

Глава 3. Правовые проблемы пенсионного обеспечения семей потерявших кормильца 49

Список литературы 65

Актуальность темы исследования. Потеря кормильца для членов его семьи и лиц, находящихся на его иждивении, оборачивается не только болью утраты близкого человека, но и потерей одного из основных источников доходов. Е. Е. Мачульская и К. Н. Гусов, определяют факт потери кормильца как смерть или безвестное отсутствие гражданина. Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. Именно поэтому государство должно включать данных лиц в программу пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца. От того, насколько слаженно функционирует в государстве данная система, зависит уровень благосостояния многих граждан. Пенсии по случаю потери кормильца характеризуют проявление заботы государства о конкретном человеке, попавшем в трудное положение. Всё это и обуславливает актуальность выбранной темы курсового исследования

Объектом исследования являются нормы права, регулирующие отношения по поводу назначения и выплаты пенсий по случаю потери кормильца.

Предметом исследования являются отношения по поводу назначения и выплаты пенсий по случаю потери кормильца.

Цель исследования – изучить и систематизировать вопросы пенсионного обеспечения семей по случаю потери кормильца.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть понятие пенсии по случаю потери кормильца и основания назначения таких пенсий;

- проанализировать специфику назначения пенсий гражданам потерявшим кормильца;

-выявить проблемы при назначении пенсий семьям потерявших кормильца;

- в заключение работы подвести итоги проделанному исследованию.

Методологической базой исследования является всеобщий диалектический метод познания, а также общие, специальные и частноправовые методы исследования: анализ, синтез, системный подход, конкретно-социологический, статистический, формально-юридический, сравнительно-правовой.

Теоретическую основу исследования составили труды отечественных ученых, а также публикации в периодических изданиях, затрагивающие различные аспекты исследуемой проблемы. В работе использованы работы многих современных исследователей: Братчиковой Н.В., М.Л Захарова, Э.Г. Тучковой, Буяновой М.О., Кондратьевой З.А., Кобзевой С. И., Мачулъской Е.Е., Горбачевой Ж.А. и тд.

Научная новизна работы заключается в том, что на основе тщательного анализа всех нормативно-правовых актов, действующих на сегодняшний день в сфере пенсионного обеспечения с учетом последних изменений и дополнений их редакций, было проведено одно из первых комплексное исследование правового регулирования пенсионного обеспечение семей потерявших кормильца.

Теоретическая значимость данного исследования состоит в обобщении научного знания по данной проблеме. Собранный и проанализированный материал позволяет сделать обобщенные выводы и отследить факты, которые, несомненно, интересны и полезны для правового обеспечения деятельности юристов-практиков.

Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в практической деятельности.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.

Глава I. Общие положения и основания пенсионного обеспечения семей по случаю потери кормильца

1.1 Понятие пенсии по случаю потери кормильца

Среди видов социального обеспечения основное место занимают пенсии. Понятие «пенсия» происходит от латинского слова pensio - платеж. Но это не всякий платеж, а платеж гражданину, т.е. физическому лицу, в связи с наступлением определенных обстоятельств в жизни - достижения соответствующего возраста, наступления инвалидности, смерти кормильца, а иногда в связи с длительной соответствующей профессиональной деятельностью.

Пенсия по случаю потери кормильца - это ежемесячная выплата, назначаемая за счет средств ПФР нетрудоспособным иждивенцам умершего (безвестно отсутствующего) кормильца в качестве частичного возмещения помощи, которая служила для них постоянным и основным источником средств существования1.

Среди элементов конструкции юридического состава права на пенсионное обеспечение в связи с потерей кормильца в данном определении содержатся только следующие элементы: алиментарный характер пенсионных выплат; ежемесячная периодичность пенсионных выплат; источник финансирования пенсионных выплат.

Действительно, пенсия по случаю потери кормильца есть одна из форм денежных выплат, но не единственная. Поэтому следует найти такие ее черты или признаки, которые позволили бы определить специфичность этого вида выплат. Они, как правило, содержатся в правовых нормах, определяющих природу данного вида платежа, и состоят в следующем.

В свою очередь учёные Захаров М.Л. и Тучкова Э.Г. определяют пенсию как ежемесячную периодическую выплату, которая предназначена для материального обеспечения нетрудоспособных граждан, потерявших кормильца2. Подобной же позиции в определении понятия пенсии придерживаются Харин К.С.3 и Беребина О.П.4. В данном случае определение содержит указание на назначение пенсионных выплат (материальное обеспечение определенных категорий граждан) и ежемесячную периодичность пенсионных выплат.

Названные авторы, выделяя в качестве основания приобретения права на пенсионное обеспечение такие личные обстоятельства, как нетрудоспособность граждан, потерявших кормильца, косвенно сужают понятие пенсии до понятия трудовой пенсии, что возможно только при одном условии - при отсутствии права на социальную пенсию.

В зависимости от причины смерти кормильца законодательством разграничиваются общие основания для пенсионного обеспечения и основания для семей военнослужащих.

Пенсия на общих основаниях назначается, если смерть кормильца наступила вследствие трудового увечья, профессионального или общего заболевания.

Государственная пенсия начисляется, если погибший гражданин был военнослужащим; либо гражданином, который пострадал от радиационных или техногенных катастроф; либо космонавтом.

Таким образом, пенсия по потере кормильца бывает трудовая и государственная.

При определении права семьи на пенсию по случаю потери кормильца необходимо отметить следующее: в юридическом составе, влекущем возникновение правоотношения в связи с назначением этой пенсии, выделяются юридические факты, относящиеся соответственно к самому умершему кормильцу и к членам его семьи. Поэтому право семьи на пенсию по случаю потери кормильца является как бы производным от права на пенсию самого кормильца.

Теряя кормильца, иждивенцы лишаются и его заработка или иного трудового дохода, долю которого получали или вправе были получать при его жизни. Пенсия для нетрудоспособных членов семьи играет ту же социально-экономическую роль, какую раньше играл или мог играть доход кормильца - роль источника (или одного из источников) средств их существования.

В то же время, очевидно, что человек может содержать кого-либо на иждивении, если сам имеет определенный доход. Получение же этого дохода опосредуется определенными обстоятельствами, такими, например, как наличие трудоспособности и возможность применять ее на оплачиваемой работе. Значит, лица, имеющие кормильца, могут лишиться источника средств существования и при его жизни, когда кормилец лишился своего дохода либо когда этот доход существенно сократился. Например, работник, на иждивении которого находятся несовершеннолетние дети, вследствие тяжелой болезни признается инвалидом I группы, оставляет работу и переходит на пенсию, которая существенно ниже заработка. Престарелый или инвалид, имеющий иждивенцев, помещается в дом-интернат на полное государственное обеспечение.

Во всех подобных случаях лицо, являвшееся кормильцем, физически продолжает существовать, юридически обязано содержать других лиц, однако либо практически не имеет возможности выполнять эту обязанность, либо эта возможность существенно ограничивается.

Закономерно поставить вопрос, нельзя ли во всех этих и подобных случаях ввести для иждивенцев пенсионное обеспечение, соответствующее по условиям и размерам пенсии по случаю потери кормильца, поскольку кормилец, будучи трудоспособным, участвует (обязан участвовать) в общественном производстве, это гарантирует ему пенсионное обеспечение при нетрудоспособности. Следовательно, утрата источника средств существования в виде заработка заменяется новым источником дохода, компенсирующим заработок (пенсией по старости или по инвалидности, пособием по временной нетрудоспособности). Поэтому, с юридической точки зрения, правомерно требовать от такого лица выполнения обязанности содержать своих иждивенцев.

Несмотря на кажущуюся непривычность предложения о расширении содержания потери кормильца за счет ситуаций, связанных с утратой трудоспособности последнего, напомним, что такое решение существовало в истории советского пенсионного права. Согласно Декрету 1921 г. нетрудоспособным членам семейств рабочих, служащих и красноармейцев при полной инвалидности главы семьи были установлены пенсии в размере пенсий по случаю потери кормильца, которые назначались сверх пенсии, причитающейся полному инвалиду лично5. «Следовательно, - писал Астрахан Е.И., - на одну семью выплачивалось уже две пенсии: одна - на самого инвалида из числа рабочих и служащих, а другая - на нетрудоспособных членов его семьи». Таким образом, основанием назначения самостоятельной пенсии выступало реальное прекращение факта иждивенства, т.е. потеря кормильца в социально-экономическом значении этого слова. «Указанная своеобразная правовая норма, - пишет далее Астрахан Е.И., - уже не повторялась в последующем законодательстве». Однако теперь при наличии у неработающего инвалида I и II группы нетрудоспособных членов семьи - иждивенцев пенсия инвалиду назначается с надбавкой»6.

При помощи пенсии по случаю потери кормильца государство возмещает в семейном бюджете ту часть денежного дохода умершего, которую он до смерти вносил или мог вносить на содержание своих нетрудоспособных иждивенцев. То есть, с юридической точки зрения, к государству «переходит» та обязанность по содержанию определенных категорий граждан, которая ранее возлагалась на отдельное лицо - кормильца7.

При назначении пенсии органы социальной защиты решают вопросы: об отнесении обратившихся лиц к членам семьи умершего кормильца; о признании их нетрудоспособными; об их иждивении.

Оценка размеров фактической помощи умершего кормильца производится органами по назначению пенсий на основании имеющихся документов (например, квитанций о почтовых переводах). При отсутствии документов факт иждивения может устанавливаться судом.

Продолжительность иждивения, как правило, значения не имеет. Исключение предусмотрено для отчима и мачехи: они приобретают право на пенсию, если воспитывали или содержали умершего пасынка или падчерицу не менее пяти лет.

Итак, пенсия по случаю потери кормильца - это ежемесячная выплата, которая назначается лицу пожизненно либо на длительный срок в связи с потерей кормильца.

Субъектом пенсионного правоотношения по случаю потери кормильца является семья в целом, но сначала определяется право на нее каждого члена семьи в отдельности.

1.2 Потеря кормильца как условие пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца

Читайте также: