Проблемы персонифицированного учета пфр

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

03 мая 2018 05:23

Вопрос 1. Указываются ли коды территориальных условий труда при отражении в форме СЗВ-СТАЖ периодов работы застрахованного лица, но договору гражданско-правового характера в районах Крайнего Севера, а также в местности, приравненных к районам Крайнего Севера?

Правила отражения в форме СЗВ-СТАЖ периода работы застрахованного лица гражданско-правового договора, в районах Крайнего Севера или местностях, приравненных к указанным районам, содержатся в Порядке заполнения формы «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)», формы «Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для пеням индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)», формы «Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (C3R-KOPP)», формы «Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат н иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)».

В соответствен с 6.6.11 Порядка в случае, если страхователь в сведениях по форме СЗВ-СТАЖ одновременно укажет код территориальных условий труда в коды работы застрахованного лица в рамках гражданско-правового договора, то такие сведения при приеме и проверке не будут квалифицированы как содержащие ошибку.

Вопрос 2. На основании каких документов кадрового учета страхователь должен заполнять сведения о периоде работы формы СЗВ-СТАЖ на застрахованных лиц, с которыми заключены:

- договоры гражданско-правового характера на выполнение работ, оказание услуг;

- договоры авторского заказа, договора об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению нравами на коллективной основе.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»2, страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) по форме и форматам, утвержденным Пенсионным фондом Российской Федерации.

Сведения о страховом стаже застрахованного лица представляются страхователями по форме СЗВ-СТАЖ, утвержденной постановлением Правления ПФР от 11 января 2017 г. № 3п.

При заполнении формы СЗВ-СТАЖ на застрахованных лиц, с которыми организацией были заключены гражданско-правовые договоры, сведения о страховом стаже формируются на основании данных, содержащихся в договоре и факта начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на суммы выплат по договору.

Вопрос 3. Должны ли главы КФХ представлять отчетность по форме СЗВ-СТАЖ в отношении себя, членов КФХ?

В соответствии со статьей 11 Федерального закона 16 27-ФЗ страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе, о сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, сумме начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в составе расчета по страховым взносам (далее - Расчет) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Информационное взаимодействия между ПФР и ФНС России осуществляется в соответствии с Соглашением об информационном взаимодействии Федеральной налоговой службы н Пенсионного фонда Российской Федерации, Порядком обмена информацией

территориальных отделений Пенсионного фонда Российской Федерации с управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации и Форматами, используемыми при взаимодействии налоговых органов с органами ПФР в части регулярного обмена информацией (далее - форматы).

В соответствии с форматами, ФНС России передает в ПФР информацию из Расчета по каждому члену КФХ, в том числе даты начала и окончания членства застрахованного лица в КФХ. Указанные данные будут использованы для учета на индивидуальном лицевом счете периода работы застрахованного лица.

В этой связи, представление главами КФХ формы СЗВ-СТАЖ не требуется.

Вопрос 4. Какие документы или информацию необходимо передать в территориальный орган ПФР по новому месту регистрации дли привлечения страхователя к ответственности за правонарушения, установленные статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ, и совершенные им по прежнему месту регистрации?

Правонарушение считается выявленным, в случае если составлен Акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

В случае если после изменения страхователем места регистрации, территориальным органом ПФР по его старому месту регистрации выявлены ошибки и (или) несоответствия между сведениями, представленными страхователем, и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, необходимо направлять информацию о выявленном правонарушении с приложением документов, подтверждающих факт указанного правонарушения (например, копия протокола проверки, квитанции о приеме, и т.д.), в территориальный орган ПФР по новому месту регистрации страхователя с целью инициирования процедуры привлечения страхователя к ответственности и взыскания финансовых санкций.

Вопрос 5. Следует ли применять финансовые санкции по Федеральному закону № 27-ФЗ к страхователям, которые не представили формы РСВ-1 с указанием в Разделе 6 тех застрахованных лиц, на которых ими представлены формы СЗВ-М?

Статьей 13 Федерального закона от 12 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»3 определено Право ПФР осуществлять проверки документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, требовать и получать у страхователей необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок.

Кроме того, в соответствии со статьей 16 Федерального закона № 27-ФЗ органы ПФР обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений.

В случае выявления несоответствий в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета согласно часто 5 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ страхователю направляется уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений.

При этом необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных липах, утвержденной приказом Минтруда, в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.

В случае непредставления страхователем в пятидневный срок исправленных сведений следует проводить оценку применения финансовых санкций в соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ в редакции, действовавшей до 1 января 2017 г., и редакции, действующей с 1 января 2017 г., и применять финансовые санкции в меньшем размере, данная позиция применима в отношении сведений раздела 6 формы РСВ-1 ПФР.

Вместе с тем, в случае непредставления страхователем корректирующих индивидуальных сведений в течение указанного срока, отделения ПФР вправе привлечь должностное лицо к административной ответственности, установленной статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопрос 6. Имеет ли право территориальный орган ПФР требовать от организации информацию о Перечне рабочих мест, наименований профессий и должностей, занятость на которых дает право застрахованным лицам на досрочное назначение страховой пенсии, а также протоколов сверки Перечня и формы СЗВ-СТАЖ в ходе отчетной компании?

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, сведения о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ - СТАЖ, утвержденной постановлением Правления ПФР.

Форма отчетности содержит в себе информацию, отражающую данные о периоде работы застрахованного лица в условиях, дающие право на досрочное назначение пенсии в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых взносах» по рабочим местам с особыми условиями труда

При этом подпункт 11 пункт 2 статья 11 Федерального закона № 27 - ФЗ предусматривает обязанность предоставления документов, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости (введена с 1 января 217 года).

Кроме того, в рамках полномочий, предоставленных страховщику – Пенсионному фонду Российской Федерации Федеральным законом № 167-ФЗ, территориальные органы ПФР обязаны осуществлять контроль за представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, а также вправе проводить у страхователей проверки документов, связанных с представлением сведений индивидуального(персонифицированного) учета застрахованных лиц, требовать и получать у страхователей необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок.

Таким образом, требование о предоставлении в территориальные органы ПФР необходимых документов, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не противоречит действующему законодательству Российской Федерация.

Вопрос 7. Должен ли страхователь, имеющий несколько учредителей, одни из которых выбран руководителем, при отсутствии трудовых отношений с каждым из них, а также вознаграждений, представлять сведения персонифицированного учета в орган ПФР, в частности форму СЗВ-М и форму СЗВ-СТАЖ?

В соответствии с пунктами 2 и 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователями в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их учета представляются:

- сведения о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ- СТАЖ-ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом,

- сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М - ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (месяцем).

Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона № 167-ФЗ, застрахованными признаются лица, работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг.

При этом статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что трудовые отношения, которые возникают в результате избрания и назначения на должность, характеризуются как трудовые отношения на основании трудового договора.

Таким образом, работодатель, зарегистрированный в Пенсионном фонде Российской Федерации в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию, обязан представлять отчетность по индивидуальному (персонифицированному) учету по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ в отношении застрахованных лиц, состоящих с данной организации в трудовых отношениях, в том числе на руководителя организации.

Вопрос 8. Нужно ли привлекать страхователя к ответственности за

нарушение норм Федерального закона № 27-ФЗ в случае, когда трудовые отношения возникают со дня фактического допущения работника (помощника члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы) к работе до заключения трудового договора?

Пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ установлено, что страхователь (работодатель) ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг) по форме «Сведения о застрахованных лицах» (СЗВ-М).

В соответствии с пунктом 6 статьи 38 Федерального закона от 08 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» прием на работу помощника члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы может быть оформлен со дня фактического начала исполнения им своих обязанностей, если об этом содержится указание в представлении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, но не ранее дня начала осуществления членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы своих полномочий.

При этом согласно пункту 24 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, страхователь представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору, или заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации в качестве страхователя в установленные законодательством сроки.

Индивидуальные сведения представляются на основании приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного лица.

В этой связи, страхователь обязан внести соответствующие изменения в первичную учетную документацию по учету кадров и представить сведения по форме СЗВ-М за все предшествующие отчетные периоды с даты начала фактического выполнения работником трудовых обязанностей, не позднее законодательно установленного срока для представления сведений за отчетный период, в котором издано распоряжение о приеме на работу.

Учитывая изложенное, при представлении сведений с типом формы «дополняющая» на помощников членов Совета Федерации в указанные сроки финансовые санкции к такому страхователю не применяются.

Вопрос 9. Привлекать ли к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерация об административных правонарушениях, уволившихся руководителей организаций?

В соответствии со статьей 2.4 КоАП административной ответственности подлежит - должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполненная своих служебных обязанностей.

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Следовательно, руководитель организации, допустивший нарушение установленных законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования порядка и сроков представления сведений (документов) в органы ПФР, является субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 15.33.2 КоАП.

В обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2006 г. отмечается, что прекращение трудовых отношений с руководителем организации, осуществлявшим организационно распорядительные функции, не исключает возможности возбуждения производства по делу об административном правонарушении в отношении этого лица и привлечения его к административной ответственности, так как правонарушение было допущено им в период исполнения служебных обязанностей.

Таким образом, поскольку на момент совершения правонарушения, предусмотренного статьей 15.33.2 КоАП, указанное лицо являлось субъектом правонарушения, оно может быть привлечено к административной ответственности вне зависимости от того, что к моменту возбуждения дела такое лицо утратило статус руководителя организации и перестало осуществлять организационно-распорядительные функции.

Дополнительно сообщаем, что для установления должностного лица, подлежащего привлечению к административной ответственности, в Методических рекомендациях по организации работы территориальных органов ПФР по применению статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рекомендовано использовать, в

частности, выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).

При этом в распоряжении территориальных органов ПФР находится, поступившие из налоговых органов, выписки из ЕГРЮЛ, как до внесения изменений в сведения о физических лицах, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица, так и после их внесения.

"Налоговый вестник", 2011, N 10

Статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ установлено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд РФ. Как показала арбитражная практика, во многих случаях желание сотрудников ПФР наложить штраф на плательщиков взносов у судей поддержки не находит.

Так, например, 25 февраля 2010 г. учреждение представило в ПФР по телекоммуникационным каналам электронной связи сведения индивидуального (персонифицированного) учета за расчетный период 2009 г., в которых была допущена ошибка относительно 18 работающих в учреждении лиц, о чем ПФР и сообщил страхователю. Исправленные индивидуальные сведения были представлены только 27 апреля 2010 г. За это учреждение было оштрафовано на 848 637 руб.

Однако арбитражный суд установил, что специалисты ПФР сведения не приняли в связи с тем, что были допущены ошибки, а информация о том, что сведения не приняты, до учреждения доведена не была.

Тем не менее согласно Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.03.1997 N 318, индивидуальные сведения, представленные страхователем, подлежат регистрации в журнале приема документов от страхователей в день представления сведений. Однако в журнале есть данные только о дате представления корректирующих сведений - 27.04.2010.

Суд решил, что, поскольку 27 апреля 2010 г. учреждением были представлены корректирующие сведения, а первоначальные сведения были представлены 25 февраля 2010 г., т.е. в установленный Законом срок, штраф наложен необоснованно.

Суд особо подчеркнул, что формальный подход к наложению штрафа недопустим. Данная правовая позиция изложена в Письме Пенсионного фонда РФ от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ".

ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 31.05.2011 N Ф03-1880/2011 данное решение оставил в силе, а ВАС РФ в Определении от 30.06.2011 N ВАС-8836/11 также согласился с таким выводом, заявив, что непредставление в положенный срок корректирующих индивидуальных сведений не образует состав правонарушения, предусмотренного ст. 17 Закона N 27-ФЗ. Аналогичное решение принял и ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 07.06.2011 по делу N А19-22258/10.

Яснее всего об этом споре высказался ФАС Уральского округа, который в Постановлении от 09.08.2011 по делу N А76-232/2011 заявил, что сведения, представленные с ошибками, несвоевременно сданными не являются. Пришлось судам разбираться, кому из индивидуальных предпринимателей необходимо подавать сведения.

В ст. 1 Закона N 27-ФЗ даны определения понятия "страхователь" и "физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы". Так, к страхователям относятся в т.ч. индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы.

Физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, являются индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные детективы, занимающиеся частной практикой, нотариусы и иные категории граждан, уплачивающих страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Индивидуальный предприниматель может быть отнесен к категории страхователей только в том случае, если он осуществляет прием на работу по трудовому договору, а также заключает договоры гражданско-правового характера, за вознаграждения по которым в силу законодательства Российской Федерации начисляются страховые взносы.

ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 18.05.2011 по делу N А58-6253/2010 решил, что предприниматель, не имеющий наемных работников, сведения персонифицированного учета в ПФР подавать не должен.

Нередко случается, что в ходе камеральной проверки ПФР обнаруживает расхождения между данными формы АДВ-11 "Ведомость уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование" и декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. В этом случае ПФР предлагает организациям представить корректирующие формы сведений персонифицированного учета или уточненную декларацию по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

ФАС Восточно-Сибирского округа рассмотрел случай, когда организация это требование не выполнила, а ПФР оштрафовал ее на основании абз. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ.

Однако суд решил, что ПФР сделал вывод о недостоверности сведений лишь на основании сравнения этих сведений с данными декларации, что является необоснованным, поскольку ПФР не доказал наличие в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного абз. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ.

ПФР должен выяснить, какие сведения и о каких конкретно лицах неполно представлены и в чем заключается недостоверность представленных сведений. Несоответствие сумм, указанных в декларации и ведомости по форме АДВ-11, само по себе не является достаточным основанием для вывода о представлении обществом недостоверных сведений, необходимых для осуществления персонифицированного учета (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.06.2010 по делу N А58-7201/09).

Аналогичное решение вынес ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 15.07.2011 по делу N А27-16478/2010.

Интересный казус случился в г. Омске. Управление ПФР оштрафовало ООО на 2044 руб. за еще не сданные сведения. При этом расчет суммы штрафа был произведен исходя из суммы страховых взносов, которыми ПФР располагал на момент вынесения решения о привлечении ООО к ответственности.

Уже после принятия решения о привлечении ООО к ответственности и направления в его адрес требования ПФР получил по каналам связи из органа ФНС России сведения о страховых взносах на обязательное пенсионное страхование за 2009 г. Из этих сведений следовало, что штраф был рассчитан в заниженном размере. Полагая, что обязанность по уплате штрафа изменилась, ПФР направил в адрес ООО уточненное требование с предложением уплатить в добровольном порядке штраф в размере 3137 руб.

Однако арбитражный суд решил, что оснований для взыскания дополнительных 1093 руб. у ПФР нет. Ведь решение о привлечении к ответственности является первичным по отношению к требованию, следовательно, требование об уплате санкции не может быть выставлено на сумму, превышающую размер штрафа, указанного в решении о привлечении к ответственности.

ООО допустило правонарушение 1 марта 2010 г., а Пенсионный фонд на дату принятия решения о привлечении ООО к ответственности (24.05.2010) вполне мог принять меры для точного расчета суммы штрафа. Однако штраф в размере 1093 руб. в решении о привлечении к ответственности не был указан (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09.06.2011 по делу N А46-15227/2010).

Иногда размер штрафа играет с ПФР злую шутку. Так, ООО отказалось добровольно заплатить штраф в сумме 70 руб. Видимо, из-за незначительности суммы ПФР не удосужился основательно подготовиться к данному спору в суде.

И вот совершенно неожиданно Фонду в иске было отказано. Суд установил, что решение ПФР в нарушение ст. 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) не содержит описания совершенного правонарушения, в нем не указаны конкретные сведения, за непредставление которых наложен штраф, не указано, как установлены обстоятельства совершенного правонарушения, какие нормы Закона нарушены обществом, отсутствует расчет суммы штрафа.

А далее Фонду был предъявлен встречный иск о взыскании с него судебных расходов на оплату юридической помощи в сумме 3000 руб., на оплату государственной пошлины в сумме 6000 руб., почтовых расходов. Суд пожалел ПФР и ограничился только взысканием с него 2000 руб. (Постановление ФАС Поволжского округа от 01.07.2011 по делу N А12-21741/2010).

Если срок опоздания при сдаче сведений был незначительным, можно попытаться убедить судей в том, что к такому правонарушению можно проявить и снисхождение.

Дело в том, что согласно п. 4 ст. 44 Закона N 212-ФЗ судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, устанавливаются обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, которые учитываются при привлечении к ответственности.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании.

Поэтому при привлечении страхователей к ответственности на основании этих Законов применяется процедура привлечения к ответственности, установленная Законом N 212-ФЗ.

Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения, предусмотрен п. 1 ст. 44 Закона N 212-ФЗ и не является исчерпывающим.

ФАС Поволжского округа в Постановлении от 24.12.2010 по делу N А65-16221/2010 согласился с решением суда первой инстанции, который признал двухдневное опоздание со сдачей сведений обстоятельством, смягчающим ответственность, и снизил размер штрафа в 10 раз - с 1 млн до 100 тыс. руб.

ФАС Северо-Западного округа признал смягчающими вину обстоятельствами не только незначительный срок опоздания со сдачей сведений, но и совершение данного правонарушения впервые. В результате штраф был уменьшен с 69 до 6 тыс. руб. (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.07.2011 по делу N А56-56291/2010).

Возник спор и по поводу того, в какой территориальный орган ПФР следует сдавать сведения в случае изменения юридического адреса. Так ООО до 21 января 2010 г. было зарегистрировано в Перми. В связи с переездом в Чебоксары оно снялось с учета в Управлении ПФР г. Перми. Тем не менее в Перми ООО оштрафовали за непредставление сведений за 2009 г.

Однако арбитражный суд решил, что в данном случае сведения надлежало представить в территориальный орган ПФР, расположенный по новому месту регистрации ООО в г. Чебоксары, поэтому в наложении штрафа на ООО отказал (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 08.08.2011 по делу N А79-9305/2010).

А вот случай, который не делает чести сотрудникам ПФР.

ООО получило копию искового заявления управления ПФР в арбитражный суд о взыскании с ООО штрафа за несвоевременную сдачу сведений персонифицированного учета.

После этого ООО направило руководителю ПФР письмо, в котором, сославшись на соблюдение сроков представления сведений, просило отозвать исковое заявление, направленное в суд, а также информировать об этом прокуратуру, куда ранее по данному факту были ошибочно представлены сведения о нем как о страхователе-нарушителе.

В ответ на обращение ООО орган ПФР сообщил об ошибочном применении к нему мер ответственности вследствие сбоя в работе программного продукта, обещал применить к своим работникам, допустившим нарушения, меры дисциплинарного взыскания, подготовить отказ от искового заявления и письмо в прокуратуру об ошибочном представлении сведений. Между тем ПФР не предпринял мер, направленных на устранение допущенных им нарушений, и необоснованное предъявление иска в суд. В результате суд первой инстанции в отсутствие ООО наложил на него штраф в размере 15 тыс. руб., ООО пришлось обращаться в суд кассационной инстанции, который и установил, что сведения были сданы в ПФР 20 февраля 2009 г., что подтверждается протоколом к ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с отметкой сотрудника и штампом ПФР о его принятии.

Представитель ПФР при этом заявил, что своевременно представленные сведения из-за сбоя в работе программного продукта государственного учреждения не сохранились, в связи с чем Фонд ошибочно применил к страхователю меры ответственности, предусмотренные законодательством.

Постановлением ФАС Поволжского округа от 22.12.2010 по делу N А55-38452/2009 решение суда первой инстанции было отменено, а ООО возвращена госпошлина, уплаченная при рассмотрении дела.

#M12293 0 9017661 0 0 0 0 0 0 0 249627278 Статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ #S установлено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд РФ. Как показала арбитражная практика, во многих случаях желание сотрудников ПФР наложить штраф на плательщиков взносов у судей поддержки не находит.

Так, например, 25 февраля 2010 года учреждение представило в ПФР по телекоммуникационным каналам электронной связи сведения индивидуального (персонифицированного) учета за расчетный период 2009 года, в которых была допущена ошибка относительно 18 работающих в учреждении лиц, о чем ПФР и сообщил страхователю. Исправленные индивидуальные сведения были представлены только 27 апреля 2010 года. За это учреждение было оштрафовано на 848 637 руб.

Однако арбитражный суд установил, что специалисты ПФР сведения не приняли в связи с тем, что были допущены ошибки, а информация о том, что сведения не приняты, до учреждения доведена не была.

Тем не менее, согласно Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утв. постановлением Правительства РФ от 15.03.1997 N 318, индивидуальные сведения, представленные страхователем, подлежат регистрации в журнале приема документов от страхователей в день представления сведений. Однако в журнале есть данные только о дате представления корректирующих сведений - 27.04.2010.

Суд решил, что, поскольку 27 апреля 2010 года учреждением были представлены корректирующие сведения, а первоначальные сведения были представлены 25 февраля 2010 года, т.е. в установленный законом срок, штраф наложен необоснованно.

Суд особо подчеркнул, что формальный подход к наложению штрафа недопустим. Данная правовая позиция изложена в #M12293 1 902010338 2060764903 3797444626 2851215321 2005302996 3079987330 3154 24258 1094338247 письме Пенсионного фонда РФ от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ" #S .

ФАС Дальневосточного округа в постановлении от 31.05.2011 N Ф03-1880/2011 данное решение оставил в силе, а ВАС РФ в определении от 30.06.2011 N ВАС-8836/11 также согласился с таким выводом, заявив, что непредставление в положенный срок корректирующих индивидуальных сведений не образует состав правонарушения, предусмотренного #M12293 2 9017661 0 0 0 0 0 0 0 249627278 ст. 17 Закона N 27-ФЗ #S . Аналогичное решение принял и ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 07.06.2011 N А19-22258/10.

Яснее всего об этом споре высказался ФАС Уральского округа, который в постановлении от 09.08.2011 N А76-232/2011 заявил, что сведения, представленные с ошибками, несвоевременно сданными не являются. Пришлось судам разбираться, кому из индивидуальных предпринимателей необходимо подавать сведения.

В #M12293 0 9017661 0 0 0 0 0 0 0 206635606 статье 1 Закона N 27-ФЗ #S даны определения понятия "страхователь" и "физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы". Так, к страхователям относятся в т.ч. индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы.

Физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, являются индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы и иные категории граждан, уплачивающих страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с #M12291 901806801 Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" #S .

Индивидуальный предприниматель может быть отнесен к категории страхователей только в том случае, если он осуществляет прием на работу по трудовому договору, а также заключает договоры гражданско-правового характера, за вознаграждения по которым в силу законодательства Российской Федерации начисляются страховые взносы.

ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 18.05.2011 N А58-6253/2010 решил, что предприниматель, не имеющий наемных работников, сведения персонифицированного учета в ПФР подавать не должен.

Нередко случается, что в ходе камеральной проверки ПФР обнаруживает расхождения между данными формы АДВ-11 "Ведомость уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование" и декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. В этом случае ПФР предлагает организациям представить корректирующие формы сведений персонифицированного учета или уточненную декларацию по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

ФАС Восточно-Сибирского округа рассмотрел случай, когда организация это требование не выполнила, а ПФР оштрафовал ее на основании #M12293 1 9017661 0 0 0 0 0 0 0 249627278 абз. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ #S .

Однако суд решил, что ПФР сделал вывод о недостоверности сведений лишь на основании сравнения этих сведений с данными декларации, что является необоснованным, поскольку ПФР не доказал наличие в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного #M12293 2 9017661 0 0 0 0 0 0 0 249627278 п. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ #S .

ПФР должен выяснить, какие сведения и о каких конкретно лицах неполно представлены и в чем заключается недостоверность представленных сведений. Несоответствие сумм, указанных в декларации и ведомости по форме АДВ-11, само по себе не является достаточным основанием для вывода о представлении обществом недостоверных сведений, необходимых для осуществления персонифицированного учета (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.06.2010 N А58-7201/09).

Аналогичное решение вынес ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 15.07.2011 N А27-16478/2010.

Интересный казус случился в г. Омске. Управление ПФР оштрафовало ООО на 2044 руб. за еще не сданные сведения. При этом расчет суммы штрафа был произведен исходя из суммы страховых взносов, которыми ПФР располагал на момент вынесения решения о привлечении ООО к ответственности.

Уже после принятия решения о привлечении ООО к ответственности и направления в его адрес требования ПФР получил по каналам связи из органа ФНС России сведения о страховых взносах на обязательное пенсионное страхование за 2009 год. Из этих сведений следовало, что штраф был рассчитан в заниженном размере. Полагая, что обязанность по уплате штрафа изменилась, ПФР направил в адрес ООО уточненное требование с предложением уплатить в добровольном порядке штраф в размере 3137 руб.

Однако арбитражный суд решил, что оснований для взыскания дополнительных 1093 руб. у ПФР нет. Ведь решение о привлечении к ответственности является первичным по отношению к требованию, следовательно, требование об уплате санкции не может быть выставлено на сумму, превышающую размер штрафа, указанного в решении о привлечении к ответственности.

ООО допустило правонарушение 1 марта 2010 года, а Пенсионный фонд на дату принятия решения о привлечении ООО к ответственности (24.05.2010) вполне мог принять меры для точного расчета суммы штрафа. Однако штраф в размере 1093 руб. в решении о привлечении к ответственности не был указан (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09.06.2011 N А46-15227/2010).

Иногда размер штрафа играет с ПФР злую шутку. Так, ООО отказалось добровольно заплатить штраф в сумме 70 руб. Видимо, из-за незначительности суммы ПФР не удосужился основательно подготовиться к данному спору в суде.

И вот совершенно неожиданно Фонду в иске было отказано. Суд установил, что решение ПФР в нарушение #M12293 3 902167485 0 0 0 0 0 0 0 296420038 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ #S "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее -Закон N 212-ФЗ) не содержит описания совершенного правонарушения, в нем не указаны конкретные сведения, за непредставление которых наложен штраф, не указано , как установлены обстоятельства совершенного правонарушения, какие нормы закона нарушены обществом, отсутствует расчет суммы штрафа.

А далее фонду был предъявлен встречный иск о взыскании с него судебных расходов на оплату юридической помощи в сумме 3000 руб., на оплату государственной пошлины в сумме 6000 руб., почтовых расходов. Суд пожалел ПФР и ограничился только взысканием с него 2000 руб. (постановление ФАС Поволжского округа от 01.07.2011 N А12-21741/2010).

Если срок опоздания при сдаче сведений был незначительным, можно попытаться убедить судей в том, что к такому правонарушению можно проявить и снисхождение.

Дело в том, что согласно #M12293 4 902167485 0 0 0 0 0 0 0 296878795 п. 4 ст. 44 Закона N 212-ФЗ #S судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, устанавливаются обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, которые учитываются при привлечении к ответственности.

В соответствии со #M12293 5 901806801 0 0 0 0 0 0 0 206701143 ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" #S Закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании.

Поэтому при привлечении страхователей к ответственности на основании этих Законов применяется процедура привлечения к ответственности, установленная #M12293 6 902167485 0 0 0 0 0 0 0 206504532 Законом N 212-ФЗ #S .

Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения, предусмотрен #M12293 7 902167485 0 0 0 0 0 0 0 296878795 п. 1 ст. 44 Закона N 212-ФЗ #S и не является исчерпывающим.

ФАС Поволжского округа в постановлении от 24.12.2010 N А65-16221/2010 согласился с решением суда первой инстанции, который признал двухдневное опоздание со сдачей сведений обстоятельством, смягчающим ответственность, и снизил размер штрафа в 10 раз с 1 млн до 100 тыс. руб.

ФАС Северо-Западного округа признал смягчающими вину обстоятельствами не только незначительный срок опоздания со сдачей сведений, но и совершение данного правонарушения впервые. В результате штраф был уменьшен с 69 до 6 тыс. руб. (постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.07.2011 N А56-56291/2010).

Возник спор и по поводу того, в какой территориальный орган ПФР следует сдавать сведения в случае изменения юридического адреса. Так ООО до 21 января 2010 года было зарегистрировано в Перми. В связи с переездом в Чебоксары оно снялось с учета в Управлении ПФР г. Перми. Тем не менее в Перми ООО оштрафовали за непредставление сведений за 2009 год.

Однако арбитражный суд решил, что в данном случае сведения надлежало представить в территориальный орган ПФР, расположенный по новому месту регистрации ООО в г. Чебоксары, поэтому в наложении штрафа на ООО отказал (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 08.08.2011 N А79-9305/2010).

А вот случай, который не делает чести сотрудникам ПФР.

ООО получило копию искового заявления управления ПФР в арбитражный суд о взыскании с ООО штрафа за несвоевременную сдачу сведений персонифицированного учета.

После этого ООО направило руководителю ПФР письмо, в котором, сославшись на соблюдение сроков представления сведений, просило отозвать исковое заявление, направленное в суд, а также информировать об этом прокуратуру, куда ранее по данному факту были ошибочно представлены сведения о нем как о страхователе-нарушителе.

В ответ на обращение ООО орган ПФР сообщил об ошибочном применении к нему мер ответственности вследствие сбоя в работе программного продукта, обещал применить к своим работникам, допустившим нарушения, меры дисциплинарного взыскания, подготовить отказ от искового заявления и письмо в прокуратуру об ошибочном представлении сведений. Между тем ПФР не предпринял мер, направленных на устранение допущенных им нарушений, и необоснованное предъявление иска в суд. В результате суд первой инстанции в отсутствие ООО наложил на него штраф в размере 15 тыс. руб. ООО пришлось обращаться в суд кассационной инстанции, который и установил, что сведения были сданы в ПФР 20 февраля 2009 года, что подтверждается протоколом к ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с отметкой сотрудника и штампом ПФР о его принятии.

Представитель ПФР при этом заявил, что своевременно представленные сведения из-за сбоя в работе программного продукта государственного учреждения не сохранились, в связи с чем Фонд ошибочно применил к страхователю меры ответственности, предусмотренные законодательством.

Постановлением ФАС Поволжского округа от 22.12.2010 N А55-38452/2009 решение суда первой инстанции было отменено, а ООО возвращена госпошлина, уплаченная при рассмотрении дела.

Читайте также: