Проблемы социальной защиты населения пособия пенсии

Немного в нашей стране найдется пенсионеров, которым выплачиваемой государством пенсии хватает на безбедную жизнь. Многие продолжают трудиться, чтобы заработать лишнюю копеечку. Получатели страховой пенсии могут рассчитывать и на заработную плату, и на пенсию, теряя лишь ее ежегодную индексацию. Адвокат Ольга АЛЕШИНА рассказывает, почему совсем иное развитие событий ждет тех, кто желает подработать, получая социальную пенсию.

Случай из жизни

Антонина Петровна на работу в своей жизни ходила недолго: вышла замуж, родила детей, муж неплохо зарабатывал, поэтому она долгие годы оставалась домохозяйкой. Когда подошел пенсионный возраст, ни стажа, ни баллов для назначения страховой пенсии не хватило — Антонине Петровне оформили социальную пенсию.

Как многие современные пенсионеры, она — активный пользователь интернета. На одном из сайтов увидела предложение попробовать свои силы в качестве автора. Уже первые ее статьи о секретах домашнего хозяйства вызвали интерес у читателей. От администрации сайта пенсионерке поступило предложение о постоянном сотрудничестве,
с выплатой полагающихся гонораров. Антонина Петровна отправила данные своих документов, после чего на ее карту регулярно стали поступать небольшие суммы.

Радости возрастной журналистки не было предела: у нее появилось новое интересное занятие, да к тому же приносящее пусть небольшую, но прибавку к пенсии. Однако через несколько месяцев в положенный день на карту «не пришла» пенсия. Подождав с неделю, обеспокоенная Антонина Петровна отправилась в Пенсионный фонд, чтобы сообщить им об ошибке и получить необходимые на жизнь деньги. Но в ПФР пенсионерку огорошили объяснением, что никакой ошибки нет и пенсия ей теперь не полагается, поскольку она работает — на том самом сайте.

Разберемся, законно ли Пенсионный фонд лишил Антонину Петровну социальной пенсии.

Социальная пенсия: кому полагается

Социальная пенсия — это один из видов государственной поддержки, полагающийся социально незащищенным слоям населения. Это выплаты
в связи с инвалидностью, потерей кормильца, а также социальная пенсия по старости (ст. 5 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ
«О государственном пенсионном обеспечении в РФ», далее — Закон
о госпенсиях).

Для назначения страховой пенсии по старости потенциальный пенсионер должен не только достичь пенсионного возраста
(в 2020 году мужчины — 61,5 года, женщины — 56,5 года), но
и отработать определенное количество лет и заработать требуемое количество пенсионных баллов (на 2020 год трудовой стаж — не менее 11 лет, ИПК — 18,6 балла).

Но у некоторых граждан не хватает стажа или баллов. Одни долгое время работали по серой схеме, получая минимальную зарплату, с которой работодатель перечислял крошечные страховые взносы; другие вообще трудились неофициально, без оформления каких-либо документов
и отчислений в ПФР; третьи, как Антонина Петровна, не работали, занимаясь домашним хозяйством и воспитанием детей.

Тем, кто не заработал страховую пенсию, назначается социальная пенсия по старости. Рассчитывать на нее могут мужчины, которым
в 2020 году исполнилось 66,5 года, и женщины 61,5 года. Данный возраст будет ежегодно увеличиваться, и по окончании пенсионной реформы
в 2028 году социальные выплаты будут полагаться мужчинам по достижении 70 лет, женщинам — 65 (п.п. 5 п. 1 ст. 11 Закона о госпенсиях).

Сколько платят

Размер социальной пенсии по старости на 2020 год составит всего
5653 рубля 72 копейки. Совершенно очевидно, что прожить на данную сумму невозможно. Законом предусмотрена доплата пенсионерам
с небольшой пенсией до уровня прожиточного минимума (ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).

На доплату могут рассчитывать те пожилые люди, пенсия которых меньше прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в регионе или по стране. Разброс величины ПМП по России достаточно большой: от
8016 рублей в Белгородской области до 19 000 рублей в Чукотском автономном округе. В целом по Российской Федерации ПМП на 2020 год установлен в размере 9311 рублей.

Если социальная пенсия меньше ПМП в регионе, а тот меньше общероссийского ПМП, то необходимо обращаться
в территориальное отделение Пенсионного фонда по месту своего проживания. Пенсионеру будет назначена федеральная социальная доплата к пенсии до величины в 9311 рублей в 2020 году.

Если региональный прожиточный минимум пенсионера превышает общероссийский, то полагается региональная социальная доплата до величины местного ПМП. За ее оформлением нужно обращаться уже
в органы социальной защиты населения по месту своего проживания.

Так, москвичу с маленькой пенсией будет производиться региональная доплата из местного бюджета до величины «московского» ПМП
в 12 578 рублей. Тем же, кто проживает в Татарстане, где прожиточный минимум составляет всего 8232 рубля, полагается федеральная доплата до общероссийского – до 9311 рублей.

Если начать работать

Закон устанавливает одно важное ограничение: социальная пенсия по старости не выплачивается тем ее получателям, которые работают или занимаются иной деятельностью, приносящей доход (п. 5 ст. 11 Закона
о госпенсиях). Таким образом, выплат лишаются те, кто работает по трудовому договору, договору подряда или комиссии, зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя.

При этом не имеет значения величина получаемого дохода. Даже заработок меньше 1000 рублей повлечет за собой потерю права на социальные выплаты. Логика законодателя такова, что если «социальный» пенсионер начал работать, то в поддержке государства он больше не нуждается. В этом случае он должен «дозарабатывать» недостающие до страховой пенсии стаж и баллы.

Важно! Социальная пенсия не выплачивается на период выполнения такой работы, на время которой гражданин подлежит обязательному социальному страхованию. Так, не будут лишаться социальных выплат пенсионеры, зарегистрированные в качестве самозанятых, поскольку страховые взносы в ПФР за них уплачиваться не должны.

Выплата пенсии приостанавливается только на период работы. После увольнения или прекращения оплачиваемой деятельности выплаты возобновляются. Оформлять пенсию «по новой» не требуется.

ПФР в автоматическом режиме начнет снова перечислять денежные средства после получения и обработки отчетов работодателя. Как правило, это занимает два-три месяца после увольнения. В этом случае будет доплачена пенсия за все периоды, в течение которых пенсионер уже не работал. Можно самостоятельно сообщить в территориальное отделение ПФР о прекращении работы путем подачи заявления, но возобновят выплаты только после получения отчетов работодателя.

Подводя итог

Таким образом, Пенсионный фонд совершенно правомерно прекратил выплаты социальной пенсии Антонине Петровне, поскольку получил данные о том, что она работает и за нее перечисляют страховые взносы. Для возобновления выплат нашей героине необходимо расторгнуть договор с администрацией сайта, с которым она сотрудничает.

Если же получающий социальную пенсию желает сохранить выплаты и подрабатывать, то выходы следующие: регистрироваться в качестве самозанятого, что предполагает сдачу налоговой отчетности, либо оформлять договор на кого-то из родственников или знакомых.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Газизова Ильвина Завилевна

В статье анализируются основные проблемы и политика социальной защиты населения, а также всевозможные мероприятия.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Газизова Ильвина Завилевна

Текст научной работы на тему «Политика и проблемы социальной защиты населения в России»

ПОЛИТИКА И ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ Газизова И.З.

Газизова Илъвина Завилевна - магистр,

кафедра экономической теории, Уфимский государственный авиационный технический университет, г. Уфа

Аннотация: в статье анализируются основные проблемы и политика социальной защиты населения, а также всевозможные мероприятия.

Ключевые слова: социальная поддержка населения, социальная политика, проблемы социальной поддержки, меры по повышению эффективности социальной помощи.

Всевозможные мероприятия, проводимые органами социальной защиты в рамках социальной политики в России и является социальной поддержкой населения. Эти мероприятия чаще всего ориентированы на определенные категории граждан, нуждающиеся в поддержке. Данные мероприятия проводятся в соответствии с законодательными и правовыми актами страны.

Проблемы социальной защиты и по сей день остаются актуальными, поскольку это связано с недостаточным финансированием данной сферы, пробелами в законодательстве и прочими аспектами, но несмотря на это положительная динамика все же наблюдается.

Под политикой социальной защиты 2018 г. нужно понимать систему законодательных актов, мер и норм, применяемые правительством для создания благоприятных жизненных условий для граждан, гарантии государственной поддержки на случай повышенных социальных рисков.

В социальных службах особое внимание уделяется нуждающимся инвалидам, безработным, детям-сиротам, пенсионерам, матерям-одиночкам, военным ветеранам и др. Для них положена всесторонняя помощь. Ее суть

разъясняется в ФЗ от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (ред. 01.01.2018):

«Государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном Законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров».

Удовлетворение острых нужд и улучшение финансового состояния граждан, повышение средней продолжительности их жизни, минимизация уровня заболеваемости, наркомании, подростковой преступности - является положительным результатом стараний социальных работников, так же необходимо совместными усилиями территориальных органов социальной защиты, с заинтересованными службами, решать вопросы организации домов ночного пребывания, а также социальных приютов и гостиниц. Минимизировать отказы в помощи людям, попавшие в экстренную ситуацию. Государство, в свою очередь, предпринимает необходимый комплекс мер, улучшающее материальное положение пенсионеров, семей с детьми, безработных и инвалидов.

Рассматривая проблему развития пенсионной системы, которая не ограничивается лишь вопросом выхода на пенсию, выдвигаются всевозможные предложения для ее развития, путем отмены пенсионных накоплений, перехода на добровольные накопления, стимулирующие в дальнейшем государство и т.п.

Правительство Российской Федерации планирует ввести некоторые меры по повышению эффективности социальной помощи населению до 2020 года:

1) Модернизация рынка труда. В стране, относительно, низкая безработица, что требует эффективных мер по задействованию имеющихся трудовых ресурсов, распределение их в точках экономического роста. Для этого необходимо обязательное снижение затрат на переезды к

новым местам работы, а также обеспечение доступности инфраструктуры на всей территории страны.

2) Поддержка семей с детьми. К примеру, касаемо материнского капитала, государство расширило сферы его применения, а так же сроки использования данной программы.

3) Ежемесячные пособия многодетным семьям, включая пособия и на жилищно-коммунальные услуги.

4) Предоставление жилья для многодетных семей и устранение очереди на участки.

Рассматривая социальную защиту военных пенсионеров в 2018 году предусматривает повышение выплат при возрастании понижающего коэффициента до 58%. По прогнозам, годовая выплата должна подняться на 12% (при инфляции 8%). Те граждане, которые во время несения военной службы получили ранения (травму) и имеют статус военного инвалида, также будут обеспечены пенсионной прибавкой. Размер последней составит 100% от величины пенсии.

С 1 января 2018 года люди, получившие группу инвалидности, претендуют на сопровождение. Данную услугу проводят социальные работники, сервисные службы социального обеспечения инвалидов. Так же новым направлением по реализации доступности услуг стало развитие диспетчерских пунктов связи для инвалидов по слуху. Так же активно принимаются обращения к экстренным службам, регистрации заявок на прием к доктору.

В 2018 году пересмотрены принципы социальной защиты детей и женщин. Правительство обещает:

• повышение ежемесячных пособий на 3-го родившегося ребенка;

• подтверждение права подростков на бесплатное обучение в вузах;

• увеличение размеров денежной помощи по факту рождения малыша, ухода за ним.

С 2018 года расширяется график проведения различных мероприятий, имеющих воспитательный, развивающий,

культурный, обучающий характер. В мероприятиях примут участие ребята из многодетных, неполных, неблагополучных семей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что имеется достаточное количество проблем в сфере социального обеспечения населения, однако государство предпринимает меры по их улучшению, основными задачами которых являются преодоление безработицы, финансовая поддержка многодетных семейств, гарантированное соблюдение прав взрослых граждан, детей, предоставление льгот, пособий и т. д. На данный момент государство акцентируется на социальной сфере жизни населения, что является немало важной чертой для всего населения страны.

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (ред. от 21.07.2014).

2. Послание президента РФ Федеральному собранию в 2016 году.

3. Закон о социальной поддержке отдельных категорий граждан от 27 декабря 2004 года № 68/2004. Постановление от 15 апреля 2014 года № 296 «О социальной поддержке населения».

4. Статья «О результатах анализа социально-экономических последствий реализации мер социальной поддержки населения субъектами Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ («Закон о монетизации льгот»)» аналитического центра при Правительстве РФ. Статья Д.А. Медведева от 2016 года «Социально-экономическое развитие — обретение новой динамики».


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 18.03.2017 2017-03-18

Статья просмотрена: 28150 раз

Библиографическое описание:

Кокшарова, Е. С. Проблемы социальной защиты населения / Е. С. Кокшарова, Ю. Е. Ковбасюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 11 (145). — С. 225-227. — URL: https://moluch.ru/archive/145/40764/ (дата обращения: 07.12.2020).

Социальной защите населения всегда отводится огромная роль. Чтобы развиваться и процветать государство должно воплощать в себе право и справедливость, поддержку своего населения. От состояния социальной сферы, эффективности проводимой государством политики в сфере социальной поддержки граждан зависит стабильность общества, его устойчивое развитие, а в итоге его национальная безопасность. В статье выделены имеющиеся проблемы социальной поддержки населения в России на современном этапе, а также обозначены меры повышения ее эффективности.

Ключевые слова: социальная поддержка населения, социальная политика, проблемы социальной поддержки, меры по повышению эффективности социальной помощи, приоритетные цели социальной защиты

Социальная поддержка населения — это всевозможные мероприятия, которые проводятся органами социальной защиты в рамках социальной политики в России. Такие мероприятия ориентированы на предоставление помощи отдельным категориям граждан, которые нуждаются в поддержке. Они проводятся в соответствии с законодательными и правовыми актами страны [4].

В Российской Федерации существует программа под названием: «Социальная поддержка граждан». В ней намечены основные ориентиры и задачи, которые необходимо выполнить до 2020 года. Прежде всего это выполнение обязательств нашей страны по социальной поддержке граждан. Второй задачей является обеспечение потребности граждан в социальном обслуживании. Следующей задачей служит создание благоприятных условий для функционирования института семьи. И последняя задача, которая стоит в данной программе — повышение значимости негосударственных некоммерческих организаций в предоставлении социальных услуг населению [9].

До настоящего времени в Российской Федерации не произошло формирования достаточно четких подходов к реформированию сложившейся системы социальной защиты. Необходимо отметить, что в системе, сложившейся в России, присутствует чрезвычайно высокая роль государства.

На текущий момент, основной проблемой государственной социальной поддержки населения в России является отсутствие единого Федерального закона, который мог бы полностью регулировать государственную поддержку российских семей. В настоящее время существует только проект такого Федерального закона: «Об основах государственной поддержки семьи в Российской Федерации», который устанавливает правовые основы государственной поддержки семьи, определяет цели, принципы и приоритеты государственной поддержки семьи как важного направления государственной социальной политики.

Невзирая на то, что в последнее время наше государство предприняло целый комплекс мер, которые могли бы улучшить материальное положение пенсионеров, семей с детьми, безработных и инвалидов, в области социального обеспечения все также имеется ряд острых наболевших проблем [5]. Следует особо отметить проблему, связанную с состоянием и перспективами развития пенсионной системы. Данные проблемы отнюдь не ограничиваются вопросами о возрасте выхода на пенсию. Выдвигаются различные предложения по развитию пенсионной системы путем отмены обязательных пенсионных накоплений, перехода на добровольные накопления, которые будет стимулировать государство и так далее [6, 23 с.]. Решение этих проблем зависит не только от состояния экономики страны, но и от новой концепции пенсионного обеспечения.

Следующей актуальной проблемой является оказание социальной поддержки людям, оказавшимся в сложных жизненных условиях. К таким людям можно отнести бездомных, беженцев, мигрантов и переселенцев. Для решения названной проблемы необходимо совместными усилиями территориальных органов социальной защиты с прочими заинтересованными службами решить вопросы организации домов ночного пребывания, а также социальных приютов и гостиниц. Необходимо минимизировать случаи отказа в помощи людям, которые попали в экстренную ситуацию [3].

Кроме этого в России присутствует проблема, которая связана с предоставления ряда мер социальной поддержки населению по категориальному признаку. То есть, в соответствии с имеющимся статусом гражданина, который определен как федеральным, так и региональным законодательством. Так, например, при таком подходе меры социальной поддержки предоставляются ветеранам труда, труженикам тыла, жертвам политических репрессий, а также отдельным категориям сельских специалистов и прочим. Предоставление иных мер социальной поддержки осуществляется с учетом нуждаемости, которая основывается на оценке доходов, имущества или потребности в жилье [1].

Большинство мер социальной поддержки финансируется из средств бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом наблюдается региональная дифференциация удельного веса мер социальной поддержки, предоставляемых за счет бюджетов субъектов Российской Федерации в общем числе предоставляемых мер социальной поддержки [2].

Также одной из проблем социальной поддержки населения можно выделить присутствие иждивенческого настроя у населения, а также отсутствие у некоторых граждан заинтересованности в улучшении собственного благосостояния [8].

Правительство Российской Федерации планирует ввести некоторые меры по повышению эффективности социальной помощи населению до 2020 года [10]:

Во-первых, это модернизация рынка труда. В нашей стране относительно низкая безработица. Это требует более эффективных мер по задействованию имеющихся трудовых ресурсов, распределение их в точках экономического роста. Чтобы добиться этого, необходимо снизить затраты на переезд к новым местам работы, а также обеспечить доступность инфраструктуры на всей территории страны [7].

Во-вторых, создание новых возможностей для развития отраслей человеческого капитала, а именно образования и здравоохранения.

В-третьих, оказание семьям с детьми интенсивную поддержку. Например, материнский капитал, который стал важным инструментом социальной политики. Правительство расширило сферы его применения и продлевает сроки реализации этой программы.

В-четвертых, продолжение выплат ежемесячных пособий многодетным семьям, включая дотации на жилищно-коммунальные услуги.

В-пятых, ликвидация очереди на земельные участки для многодетных семей или предоставление им жилья. Данную цель Правительство планирует выполнить за три года.

В-шестых, выработка комплексной программы помощи пожилым людям. Такая программа будет направлена на получение адекватной медицинской помощи. Необходимо обновить систему поддержки людей пожилого возраста, которая должна соответствовать запросам современного общества. Структура современной жизни должна обеспечивать и структуру жизни пожилых людей.

В-седьмых, модернизация системы здравоохранения, поскольку уровень ее развития определяет качество жизни любого гражданина. Данная задача достаточно сложна в исполнении. Как минимум это связано с большими затратами. Например, денежные средства, которые были вложены за последние годы в современное медицинское оборудование, по масштабу превышают все, что делалось ранее.

В-восьмых, четкие формулировки государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. В приоритете развитие первичной санитарной помощи, телемедицина, внедрение единой электронной карты пациента.

В-девятых, обеспечение доступности и качества лекарственных препаратов. Эта задача является наиболее значимой для государства. Необходимо, чтобы лекарственными препаратами могли воспользоваться даже малообеспеченные пациенты. Также необходимо увеличить эффективность системы контроля за качеством производимых препаратов, медикаментов и медицинской техники.

Помимо этого, 6 июня 2016 года вышел «План деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на 2016 год и плановый период до 2021 года», в котором были определены пять приоритетных целей, направленных на решение задач, поставленных перед государством.

  1. Достойный труд, справедливая зарплата.
  2. Достойная пенсия за продолжительный добросовестный труд.
  3. Улучшение демографической ситуации.
  4. Социальная защита приблизится к человеку.
  5. Государственная гражданская служба должна стать открытой и профессиональной.

Таким образом, можно сделать вывод, что в нашем государстве существует достаточное количество проблем, связанных с социальной поддержкой населения. Однако уже намечены пути решения данных проблем. Государство на данный момент делает акцент на социальной сфере нашей страны, ведь данная сфера для населения является самой важной. Оно дает человеку уверенность в своем государстве, чувство спокойности и желания развиваться и помогать своей стране «идти вперед».


Совокупность средств и мероприятий, направляемых на охрану прав граждан РФ, а также удовлетворение их социальных нужд называется социальной защитой населения России. Ее проблемы в 2020 по-прежнему остаются актуальными, что напрямую связано с недостаточным финансированием данной сферы, пробелами в законодательстве и прочими аспектами. Несмотря на трудности, можно наблюдать положительные изменения.

Проблемы социальной защиты населения России в 2020 году

Соцобеспечение появилось на территории России два века тому назад. Уже изначально оно подразумевало создание государственной системы, ответственной за обслуживание, а также материальную поддержку стариков, больных людей, больших семей. Финансирование происходило за счет поступлений из т. н. фондов потребления.

Наряду с пенсиями по старости и инвалидности, соцобеспечение предусматривало выдачу специальных пособий роженицам, ухаживающим за младенцами женщинам (до 1-го года), гражданам, внезапно потерявшим трудоспособность или кормильца. Были разработаны программы по созданию учреждений типа домов для престарелых, сиротских приютов. Со временем первоначальные функции системы соцобеспечения несколько трансформировались, хотя львиная доля ее элементов мигрировала в современный аппарат соцзащиты.

Под политикой социальной защиты 2020 г. нужно понимать систему законодательных актов, мер и норм, которые применяются правительством для создания благоприятных жизненных условий для граждан, гарантии государственной поддержки на случай повышенных социальных рисков. Последние означают опасность возникновения обстоятельств, которые потенциально могут нанести серьезный ущерб благополучию человека из-за не зависящих от него факторов:

  • увольнения;
  • потери кормильца;
  • инфляции;
  • необратимых последствий возрастных изменений;
  • получения травм;
  • возникновения психических или соматических патологий, провоцирующих стабильную/преходящую нетрудоспособность и т. д.

В 2020 году система социальной защиты населения будет опираться на целый комплекс принципов, среди которых адресность попечительства, уважение к личности каждого гражданина, гибкость, законность и др.

В особом внимании соцслужб нуждаются инвалиды, безработные, дети-сироты, пенсионеры, матери-одиночки, военные ветераны, неполные семейства и др. Им положена всесторонняя помощь. Ее суть разъясняется в ФЗ от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (ред. 01.01.2018):

«Государственная социальная помощь – предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном Законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров».

В РФ за данную сферу отвечает Министерство труда и соцзащиты. Ее стратегия осуществляется благодаря функционированию органов социальной защиты. В 2020 году по этому направлению действуют, например, такие организации, как Ассоциация соцслужб, Пенсионный фонд и др.

Положительным результатом стараний соцработников считается удовлетворение острых нужд и улучшение финансового состояния граждан, повышение средней продолжительности их жизни, минимизация уровня заболеваемости, наркомании, подростковой преступности и пр.

Изменения в системе социальной защиты в 2020 году

Социальная защита населения РФ в 2020 г. реализуется по-разному. Государство предоставляет одноразовые выплаты, регулярно начисляемые пособия, субсидии. Выдаются бесплатно школьные завтраки или обеды, гуманитарная помощь – поставка одежды, игрушек, продовольствия. Помощь, положенная очутившимся в затруднительном финансовом положении людям, осуществляется посредством применения средств из общих налоговых поступлений. Поддержка предусмотрена также для тех членов общества, реальная ежемесячная прибыль которых не соответствует параметрам действующей прожиточной нормы.

Помощь также может выражаться в прямом обслуживании лиц, лишившихся способности самостоятельно за собой ухаживать, подразумевает оказание врачебного (медсестринского), бытового, юридического сервиса на дому.

Предоставление услуг и привилегий гражданам на основе принципа распределения по потребностям называется социальной гарантией. Правительством РФ такими признаны, например:

  • безвозмездный медицинский сервис;
  • равноправный доступ к образованию;
  • закрепление обязательного зарплатного минимума;
  • пособия инвалидам, сиротам, неполным семействам;
  • выплата денег при рождении ребенка.

Особой вариацией гарантий являются льготы. Их назначают отдельным категориям населения – инвалидам, участникам военных операций, ветеранам труда, детям-сиротам и др. Льготники ежемесячно получают пенсии. Эти люди могут безвозмездно пользоваться общественным транспортом (автобусами, электричками, трамваями, троллейбусами), бесплатно получать некоторые медикаменты при необходимости, путевки на курорты (по показаниям).

Соцстрахованием называют государственную/частную систему предоставления денежной помощи. Она выделяется из специальных платежей (принудительных или добровольных), при соблюдении равновесия между масштабами (ценой) услуги и размерами осуществленного вклада. Финансы поступают из фондов, сформированных за счет взносов работодателей и работающих лиц, правительственных субсидий.

Выполнение программ соцзащиты осуществляется посредством соблюдения определенных принципов. Во-первых, это принцип сочетания мер государственной политики и актов благотворительности, которая опирается на общепринятые ценности гражданской солидарности, сочувствия, взаимовыручки. Во-вторых, это принцип «гибкости», который означает рациональную смену ключевых приоритетов социальной стратегии во время переломного периода, дефицита финансов.

Качественные изменения в социальной защите в 2020 году будут происходить регулярно, правительство планирует внедрение инновационных техник, способов оптимизации работы.

Социальная защита военных пенсионеров, инвалидов и детей в 2020 году

Социальная защита военных пенсионеров в 2020 году предусматривает повышение выплат при возрастании понижающего коэффициента до 58%. По прогнозам, годовая выплата должна подняться на 12% (при инфляции 8%). Те граждане, которые во время несения военной службы получили ранения (травму) и имеют статус военного инвалида, также будут обеспечены пенсионной прибавкой. Размер последней составит 100% от величины пенсии.

В сфере социальной защиты инвалидов в 2020 году также ожидаются положительные изменения. С 1 января люди, получившие группу инвалидности, могут претендовать на сопровождение. Это услуга будет оказываться соцработниками, сотрудниками сервисных служб по программе соцобеспечения инвалидов. Принципиально новым направлением работы по реализации доступности услуг станет развитие диспетчерских пунктов связи для инвалидов по слуху. Людям будет оказано активное содействие по поводу обращения к экстренным службам, регистрации заявок на прием к доктору.

В 2020 году принципы социальной защиты детей и женщин будут пересмотрены. Правительство обещает:

  • повышение ежемесячных пособий на 3-го родившегося ребенка;
  • подтверждение права подростков на бесплатное обучение в вузах;
  • увеличение размеров денежной помощи по факту рождения малыша, ухода за ним.

2018 год ознаменуется расширением графика проведения различных мероприятий, имеющих воспитательный, развивающий, культурный, обучающий характер. Для участия в подобных акциях будут массово привлекаться ребята из многодетных, неполных, неблагополучных семей.

Итак, социальная защита России в текущем 2020 году будет нацелена на реализацию необходимых условий для улучшения демографической обстановки и уровня жизни населения в целом. Первостепенными задачами данной стратегии являются преодоление безработицы, финансовая поддержка многодетных семейств, обеспечение справедливого доступа граждан к образованию, гарантия соблюдения прав взрослых граждан, детей, предоставление льгот и т. д.

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

09 января 2020 15:18

С 1 января 2020 года 77 тыс. севастопольских пенсионеров получают выплаты в повышенном размере. Индексация страховых пенсий неработающих пенсионеров произведена на 6,6%. Повышение затронуло получателей страховых пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца.

Повышения пенсий и социальных выплат, запланированные на 2020 год

Повышение ежемесячной денежной выплаты и набора социальных услуг для федеральных льготников пройдет с 1 февраля.

С 1 апреля будут проиндексированы социальные и государственные пенсии.

С 1 августа будет произведен перерасчет страховых пенсий работавшим в 2019 году пенсионерам, исходя из страховых взносов, уплаченных работодателями.

В то же время, работающие пенсионеры, как и прежде, будут получать страховую пенсию без учета сумм индексации. После прекращения трудовой деятельности выплата страховой пенсии будет осуществляться с учетом ранее проведенной индексации.

Региональная социальная доплата к пенсии сменит федеральную

Все неработающие пенсионеры, у которых ежемесячная общая сумма материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания, имеют право на установление ежемесячной социальной доплаты к пенсии.

Прожиточный минимум севастопольского пенсионера на 2020 год установлен в размере 9597 рублей. В связи с тем, что он превысил среднероссийский показатель (9 311 рублей), с 1 января 2020 года социальную доплату к пенсии будет выплачивать не Пенсионный фонд, а местные (региональные) органы социальной защиты населения. Т.е. ежемесячная социальная доплата к пенсии севастопольским пенсионерам будет не федеральной доплатой, которая ранее назначалась и выплачивалась Пенсионным фондом, а региональной доплатой, которая устанавливается и выплачивается Департаментом труда и социальной защиты населения города Севастополя.

При возникновении вопросов по установлению и выплате региональной социальной доплаты к пенсии разъяснения и консультации можно получить в районных управлениях труда и социальной защиты населения по месту жительства:

  • - Балаклавский район: ул. Урицкого, 2, тел.63-11-87, каб. 12;
  • - Гагаринский район: Пр. Октябрьской революции, 8, тел.42-22-56, каб. 105;
  • - Ленинский район: ул. Пушкина, 2, тел. 54-33-71, каб. 11;
  • - Нахимовский район (Корабельная): ул. Рабочая, 3, тел.49-22-34, каб. 3;
  • - Нахимовский район (Северная): ул. Леваневского, 24, тел.71-70-74, каб. 6.

Изменения в программе материнского семейного капитала

Размер материнского капитала проиндексирован и с 1 января 2020 года составляет 466 617 руб. В 2020 году большее количество семей получило право на ежемесячные выплаты из средств капитала в связи с тем, что введена 2-кратная величина прожиточного минимума трудоспособного населения для определения нуждаемости. В Севастополе она составляет 24 762 руб. на одного члена семьи. Размер самой ежемесячной выплаты тоже вырос и составил 12 094 руб.

Начиная с 1 января 2018 года, выплата предоставляется нуждающимся семьям при рождении или усыновлении 2-го ребенка до достижения им 3-летнего возраста.

Родители могут обращаться с заявлением на назначение выплаты либо на продление ее с 1,5-летнего возраста ребенка до двух, а потом до трех лет в территориальные органы Пенсионного фонда либо через Личный кабинет гражданина на сайте ПФР.

Изменения для работающих граждан: электронная трудовая книжка и «крымский» стаж

С 2020 года в России в связи с изменениями в Трудовом кодексе РФ вводятся электронные трудовые книжки. Эти нововведения коснутся более 12 тысяч работодателей г. Севастополя.

У всех работающих граждан есть возможность выбора - перейти только лишь на цифровую трудовую книжку или оставить бумажный вариант. Во втором случае бумажную трудовую книжку продолжат вести одновременно с электронной.

У электронной трудовой есть свои преимущества - это удобный и быстрый доступ работников к информации о своей трудовой деятельности. Сведения не нужно будет запрашивать в отделе кадров, а в любой момент можно получить в личном кабинете на сайте ПФР или портале государственных услуг, а также в клиентской службе Пенсионного фонда либо офисе МФЦ.

Оператором новой информационной системы, в которой с нового года будет вестись учет трудовой деятельности россиян, является Пенсионный фонд России.

За работодателем закреплена обязанность ежемесячно предоставлять в ПФР сведения о приеме или увольнении с работы, профессии, должности, переводе с одной должности на другую и других изменениях на каждого своего работника. Первая отчетная кампания для работодателей продлится до 15 февраля 2020 года.

Кроме того, в течение 2020-2021 годов севастопольские работодатели будут формировать и передавать в Пенсионный фонд сведения, необходимые для внесения на лицевые счета севастопольцев, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Крыма или на территории г. Севастополя, о периодах трудовой деятельности до их регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, т. е. до 2015 года.

Сведения будут предоставляться работодателями в отношении работающих у них сотрудников. Индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой адвокаты, нотариусы, иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями, информацию о периодах своей трудовой деятельности будут представлять самостоятельно.

Право выхода на пенсию в 2020 году

В 2020 году право на страховую пенсию наступит у женщин, родившихся во втором полугодии 1964 года – в возрасте 55,5 лет, мужчин – во втором полугодии 1959 года – в 60,5 лет. Помимо возраста им необходимо будет иметь не менее 18,6 пенсионных коэффициентов, не менее 11 лет стажа.

Для назначения пенсии по инвалидности возраст не имеет значения, она оформляется с момента установления инвалидности.

Напомним, в Российской Федерации с прошлого года началось постепенное повышение общеустановленного возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости и пенсии по государственному обеспечению. Изменения происходят поэтапно в течение переходного периода, который составит 10 лет и завершится в 2028 году.

Виды социальных пособий, их целевое назначение, законодательные акты, определяющие их применение

Социальные пособия — денежные выплаты гражданам из числа социально уязвимых групп населения, предоставляемые на основе проверки нуждаемости.

доставление денежных сумм за счет средств соответствующих бюджетов Российской Федерации — имеют строго целевое назначение.

Одни из них назначаются в целях замещения утраченного заработка по причинам, признаваемым уважительными, другие — в целях социальной поддержки отдельных групп населения. К числу первых относятся пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице и другие выплаты в аналогичных случаях. Другие включают единовременные выплаты детям и женщинам, пособия семьям, воспитывающим детей, пособия на погребение и иные подобные по своему целевому назначению выплаты.

Статьей 38 Конституции РФ провозглашено, что материнство и детство находятся под защитой государства, а ст. 39, что каждому іражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом, в то же время поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Конкретные виды социальных пособий и их целевое назначение закреплены в соответствующих государственных законодательных актах и нормативно-правовых документах.

Как было отмечено выше, социальные пособия в условиях ограниченности бюджетных средств, выделяемых на эти цели, предоставляются прежде всего тем іражданам, у которых среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, исчисляемого дифференцированно для различных категорий граждан и регионов страны.

  • первоочередной прием детей в дошкольные учреждения (размер платы, взимаемой с родителей, установлен не выше 10% затрат на содержание ребенка в этом учреждении);
  • бесплатное или по сниженным ценам питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча либо иных внебюджетных отчислений;
  • бесплатное обеспечение школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения за счет средств всеобуча либо иных внебюджетных средств;
  • один день в месяц для бесплатного посещения музеев и выставок.
  • Федеральным законом от 12 января 1995 г. «О ветеранах» с последующими изменениями и дополнениями (сегодня он действует в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ) предусмотрены меры, направленные на создание условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие ветеранов, предоставляющих им дополнительные права и гарантирующие им льготы по:

    • пенсионному обеспечению, налогообложению, выплате пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    • получению, приобретению, строительству и содержанию жилых помещений;
    • оплате коммунально-бытовых услуг и торговому обслуживанию;
    • медицинскому, протезно-ортопедическому обслуживанию, санаторно-курортному лечению, обеспечению лекарствами и изделиями медицинского назначения;
    • обеспечению транспортными средствами и оплате проезда;
    • трудоустройству, обучению, переподготовке и улучшению условий труда;
    • пользованию услугами связи, культурно-зрелищных и спортивно-оздоровительных учреждений;
    • получению услуг учреждений социального обслуживания, социальной и юридической помощи.

    Пособия многодетным семьям, детям, женщинам, воспитывающим малолетних детей, ветеранам и инвалидам, пособия по болезни и временной потере трудоспособности и в связи с другими острыми социальными обстоятельствами призваны играть свою

    роль в преодолении малообеспеченности семей и поддержании уровня их благосостояния, позволяющего удовлетворять насущные потребности.

    Особое место в решении проблем социальной поддержки граждан занимают государственные гарантии и выплаты безработным. В соответствии с Федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации», принятым 19 декабря 1991 г. (с дополнениями и изменениями от 15 июня 1992 г. и от 20 апреля 1996 г.), предусмотрены:

    • выплаты пособия по безработице;
    • выплаты стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;
    • возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
    • возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости.

    Пособие по временной нетрудоспособности в размере 60—100% заработка в зависимости от непрерывного трудового стажа, но не выше определенной суммы за полный календарный месяц регламентируется постановлениями Правительства РФ.

    Возмещение стоимости услуг на погребение умерших работавших граждан и умерших несовершеннолетних членов семей работающих граждан предусмотрено Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями.

    Трудовые гарантии женщинам и гражданам с семейными обязанностями, пособия семьям с детьми регламентированы соответствующими статьями Трудового кодекса РФ и принятыми в их развитие федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

    Стипендии и отдельные гарантии для обучающихся установлены Федеральным законом от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», отдельные статьи которого были изменены и дополнены в последующие годы.

    Одним из важнейших аспектов осуществления политики в области предоставления социальных пособий и социальной защиты населения является определение источников средств на их выплату. Решению этих проблем призваны служить целевые бюджетные

    ассигнования и средства внебюджетных социальных фондов, причем последние играют ведущую роль в финансовом обеспечении мер по поддержке населения.

    Внебюджетные фонды как источник средств, расходуемых на социальную защиту

    Государственное социальное страхование и обеспечение осуществляются за счет средств, аккумулируемых во внебюджетных фондах Российской Федерации. К их числу относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

    Средства фондов социальной поддержки населения формируются за счет страховых взносов работодателей, отчислений от индивидуальных трудовых доходов граждан, доходов от предпринимательской деятельности предприятий, добровольных взносов граждан и благотворительных организаций.

    Тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд РФ установлены для работодателей в размере 28% (для работодателей, занятых в сельском хозяйстве — 20%) средств, израсходованных на оплату труда в денежной или натуральной форме. Для индивидуальных предпринимателей, в том числе иностранных граждан и лиц без гражданства, — в размере 20% дохода от предпринимательской либо иной деятельности. Отчисления в Фонд социального страхования РФ для работодателей и граждан — 4,0% выплат, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования. Тариф отчислений в федеральный бюджет на цели обеспечения мер в области занятости населения установлен для работодателей в размере 1,5% выплат, начисленных в пользу работников по всем основаниям. В Фонд обязательного медицинского страхования РФ все работающие вносят 3,6% облагаемой базы. От уплаты страховых взносов в Фонд освобождаются организации, которые оказывают услуги и проводят работы в пользу инвалидов I, II и III групп, общероссийские общественные организации инвалидов, индивидуальные предприниматели, являющиеся инвалидами.

    Реализация государственной политики в области обязательного социального страхования осуществляется федеральными и территориальными Фондами, представляющими собой некоммерческие финансово-кредитные учреждения.

    Средства Фонда социального страхования РФ направляются на:

    • выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, пособий при рождении ребенка и по уходу за ним до достижения возраста 1,5 лет, а также социальные пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
    • оплату дополнительных выходных шей по уходу за ребен- ком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет;
    • оплату санаторно-курортных путевок для работников и их детей, а также на лечебное (диетическое) питание;
    • частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этими видами деятельности;
    • частичную оплату путевок в детские оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан;
    • частичное содержание детско-юношеских спортивных школ;
    • оплату проезда к месту лечения и обратно;
    • создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях;
    • осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда.

    Средства Пенсионного фонда РФ направляются на:

    • выплату в соответствии с действующими на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы России;
    • выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше
    1. лет;
    • оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
    • финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и его органов;
    • другие мероприятия, связанные с деятельностью Пенсионного фонда РФ.

    За счет средств, аккумулируемых в федеральном бюджете на цели в области занятости населения, осуществляются:

    • мероприятия по профессиональной ориентации, профессиональной подготовке и переподготовке безработных граждан, включая содержание (аренду) учебных заведений и выплату стипендий обучающимся по направлению органов службы занятости;
    • организация общественных работ;
    • выплаты пособий по безработице, компенсации материальных затрат безработных граждан в связи с их добровольным переездом в другую местность, материальная и иная помощь членам семьи безработного, находящимся на его иждивении, а также другим гражданам, потерявшим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного законом срока его выплаты, оплата периода временной нетрудоспособности безработным гражданам;
    • возмещение затрат Пенсионного фонда РФ в связи с назначением безработным досрочных пенсий;
    • мероприятия по сохранению, созданию дополнительных или новых рабочих мест, по созданию специализированных рабочих мест (производств) для граждан, особо нуждающихся в социальной защите, по развитию предпринимательской деятельности безработных граждан;
    • расходы по анализу рынка труда в связи с разработкой баланса трудовых ресурсов и программ занятости, включая мероприятия по социальной защищенности различных групп населения;
    • создание и содержание информационных систем рынка рабочей силы;
    • организация международного сотрудничества в решении проблем занятости населения, включая вопросы трудовой деятельности граждан России за рубежом и иностранных граждан на территории Российской Федерации.

    Фонд медицинского страхования РФ направляет свои средства прежде всего на оказание населению бесплатной медицинской помощи. Гражданам России бесплатно предоставляются следующие виды медицинской помощи:

    • скорая медицинская помощь при состояниях, угрожающих жизни и здоровью гражданина и окружающих его лиц;
    • амбулаторно-поликлиническая помощь, включая проведение мероприятий по профилактике, диагностике и лечению заболеваний как в поликлинике, так и на дому;
    • стационарная помощь (при острых заболеваниях и обострениях хронических болезней, отравлениях и травмах, требуюших

    интенсивной терапии, круглосуточного медицинского наблюдения и изоляции по эпидемиологическим показаниям, при патологии беременности, родах и абортах, при плановой госпитализации в целях проведения лечения и реабилитации, требующих стационарного режима);

  • бесплатная лекарственная помошь при оказании скорой и стационарной помощи в соответствии с перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.
  • Как свидетельствует практика социальной поддержки населения на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ, средства внебюджетных социальных фондов в существенной мере дополняются ассигнованиями на цели социальной помощи нуждающимся в ней гражданам средствами благотворительных и общественных некоммерческих организаций.

    Выводы

    1. Социальная защита и социальная поддержка граждан, представляющая собой систему общественных отношений по обеспечению социально-экономических прав и гарантий гражданам, оказавшимся в силу объективных обстоятельств в тяжелом материальном положении, — важная составная часть социальной политики государства.
    2. Регулирование системы мер в области поддержки населения относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов и осуществляется в соответствии с действующим законодательством Федерации и нормативными правовыми актами Правительства РФ, органов управления субъектов Федерации и муниципальных органов.
    3. Поддержка и защита населения осуществляются в соответствии с программами на долгосрочную перспективу и текущими задачами и основываются на социальных стандартах — требованиях, которые общество предъявляет к уровню и качеству жизни населения. Минимальные государственные стандарты разрабатываются и утверждаются применительно к основным сферам жизнедеятельности населения: образование, здравоохранение, социальное обеспечение, культура, жилищно-коммунальное хозяйство, труд и занятость и т.п.
    4. Социальная поддержка и помощь населению в рыночных условиях предоставляются как на безвозмездной основе вне зависимости от социально-экономического положения граждан, так и на основе проверки нуждаемости. При этом предпочтение отдается второму принципу.

  • Основной формой социальной зашиты населения являются социальные трансферты — передача населению государственными и негосударственными организациями ресурсов в денежной и натуральной формах. Среди них: пособия, пенсии, стипендии и другие виды вспомоществования.
  • Существенное место в социальной поддержке населения занимают обязательное, добровольное и корпоративное страхование. Фонды страхования формируются за счет субсидий государства, взносов застрахованных и работодателей.
  • Государственное социальное страхование и обеспечение осуществляется за счет средств, аккумулируемых во внебюджетных фондах Российской Федерации (пенсионном, социального страхования, фонде обязательного медицинского страхования, средств из бюджетов всех уровней, направляемых на решение проблем занятости и поддержку безработных граждан).

    1. Основными видами социальных пособий гражданам являются: пособие по беременности и родам, пособие в связи с рождением ребенка, пособие по уходу за малолетними детьми, пособие многодетным семьям, пособия по безработице, пособия ветеранам и инвалидам, пособия в связи с временной нетрудоспособностью, частичное возмещение стоимости ритуальных услуг и т.п.

    Вопросы для самопроверки

    1. Охарактеризуйте основные социально-экономические факторы, определяющие систему социальной защиты населения.
    2. Расшифруйте термин «социальные стандарты». Каковы их понятие, условия применения и решаемые задачи?
    3. Определите понятие «минимальные социальные стандарты» и охарактеризуйте их системы в области доходов населения, оплаты труда, социальных выплат, социальных услуг и социального обслуживания. Каковы государственные социальные стандарты в области здравоохранения, образования, культуры, социального обслуживания населения и жилищно-коммунального обслуживания?
    4. В чем состоят общие основы формирования и использования средств, направляемых на социальное вспомоществование гражданам?
    5. Дайте понятие социальных трансфертов и охарактеризуйте основные их виды (основные формы предоставления социальной поддержки).
    6. В чем состоит существо реформ в области социальной защиты, предусмотренных Федеральным законом от 24 августа 2004 г. № 122?

    1. Определите понятие «социальное страхование». Каковы его основные формы?
    2. Каковы основные виды социальных пособий и их целевое назначение?
    3. Охарактеризуйте внебюджетные социальные фонды, источники их формирования и целевое назначение.

    Читайте также: