Проект госдумы о повышении пенсионного возраста

Краткое содержание:

Пенсионная реформа в России, принятая в 2018 году, за два года так и не получила полноценной поддержки у населения страны. В условиях экономического кризиса, разразившегося из-за эпидемии, депутаты рассматривают вопрос о возвращении к прежнему пенсионному возрасту, что значительно облегчило бы жизнь предпенсионеров, массово остающихся без рабы в разгар эпидемии в 2020 году.

Депутаты рассматривают вариант возвращения старого пенсионного возраста в России в 2020 году

Новая пенсионная реформа предполагает повышение пенсионного возраста для женщин с 55 до 60 лет и для мужчин с 60 до 65 лет соответственно. Чтобы жители страны привыкли к изменениям, реализация реформы по плану должна была занять 10 лет — до 2028 года включительно. В 2020 году на пенсию выйти могут женщины, достигшие возраста 55,5 лет и мужчины в 60,5 лет, т.е. отработать «лишних» по реформе придется всего полгода.

Коррективы в планы правительства внесла эпидемия коронавируса, оставившая людей зрелого возраста практически без средств к существованию. Предпенсионеров и пенсионеров массово отправляют на режим самоизоляции, и данная мера профилактики является самой эффективной защитой от дальнейшего распространения болезни.

Ввиду самоизоляции многие люди пожилого возраста остались вовсе без работы, так как далеко не все работодатели готовы «ждать» сотрудника. Помочь гражданам справиться с возникшими трудностями депутаты решили по своему — вернуть старый пенсионный возраст, чтобы «закрыть тему раз и навсегда».

С подобной инициативой выступили парламентарии от партии «Справедливая Россия». Такого же мнения придерживаются некоторые депутаты местных советов, не раз призывающие федеральное правительство рассмотреть спорную тему.

Поддержки большинства депутатов инициативы пока не имеют, но активные разговоры на данную тему вселяют надежду в россиян, которым идея трудовой деятельности до 65 лет не понравилась изначально.

Причиной отмены пенсионной реформы депутаты называют уход в отставку правительства, при котором и началась реализация новой программы. С помощью новых законодательных инициатив власть может вернуть доверие населения страны, считают парламентарии.


Экономисты предлагают плавающий пенсионный возраст в России

Специалисты из Высшей школы экономики предлагают законодательным образом закрепить в стране совершенно новую систему пенсионного обеспечения, которую используют во многих европейских странах. «Плавающий» пенсионный возраст предполагает выход на пенсию каждого гражданина страны сугубо по его личному желанию.

Система работает эффективно в западных странах. Нижний порог пенсионного возраста устанавливается государством, но он не обязывает человека отправляться на заслуженный отдых. Если стажа недостаточно или пенсионные отчисления в последнее время оставляют желать лучшего, будущий пенсионер продолжает свою трудовую деятельность, чтобы получать повышенную пенсию.

Такая модель пенсионного законодательства позволит установить в обществе некую справедливость, о потере которой жители говорили на митингах после принятия пенсионной реформы 2018 года. Те, кто боится не доработать до пенсии из-за состояния здоровья, на заслуженный отдых уйти смогут раньше. Те же, кто чувствуют в себе силы и возможности, трудиться будут гораздо дольше, чем установлено законом.

Безработные предпенсионеры могут выйти на пенсию досрочно

Пока в правительстве не комментируют многочисленные предложения по изменению пенсионного законодательства в России. Реальный вопрос, который действительно рассматривает власть в условиях эпидемии, — это возможность досрочного выхода на пенсию тем предпенсионерам, которые оказались из-за режима самоизоляции безработными.

Пор закону, обратиться в Пенсионный Фонд для оформления пенсии могут жители со статусом предпенсионера, которым работать до заслуженного отдыха осталось всего два года, но они потеряли работу без возможности устроиться на новую.

Подкрепить свое право на пенсию в данном случае нужно справкой из Службы занятости, которая и рекомендует Пенсионному Фонду начислить пожилому человеку пенсию, так как работу ему найти действительно не могут.

Из-за эпидемии срок досрочного выхода на пенсию уже в 2020 году могут увеличить, и составит он после принятия соответствующего законопроекта три года.

Комитет по труду отметил ряд противоречий в документе

Москва. 19 июля. INTERFAX.RU - Госдума в четверг рассмотрит в первом чтении правительственный законопроект об изменениях в пенсионное законодательство, в том числе по повышению пенсионного возраста. Докладчиком от правительства РФ выступит министр труда и социальной защиты Максим Топилин.

Правительственный проект закона, предусматривающий изменения в пенсионной системе России, внесен в Госдуму 16 июня.

Реализация предлагаемых в нем мер позволит создать условия для повышения уровня пенсионного обеспечения граждан с учетом адаптации пенсионной системы к новым демографическим условиям, в том числе с учетом увеличения продолжительности жизни, а также - для ежегодной индексации пенсий выше уровня инфляции при сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы РФ в целом, говорится в пояснительной записке к законопроекту.

В ней также подробно излагаются доводы правительства в поддержку повышения планки выхода на пенсию с нынешних 55 и 60 лет для женщин и мужчин до 63 и 65 лет соответственно.

Замечания комитета

Комитет по труду в целом рекомендовал данный проект закона к принятию в первом чтении, но в своем заключении указал на ряд правовых пробелов, противоречий и коллизионных норм.

В частности, "у комитета возникает вопрос относительно объективности предложенных границ пенсионного возраста", отмечается в заключении.

Комитет в связи с этим считает необходимым провести дополнительные исследования и представить научное обоснование реального возраста утраты трудоспособности большинством работников.

Кроме того, в заключении указывается, что "в материалах к законопроекту отсутствует прогноз его влияния на состояние рынка труда в РФ, хотя вместе с тем, очевидно, что реализация положений законопроекта окажет на него прямое воздействие".

Комитет отмечает, что "без принятия дополнительных мер при реализации предложенных норм велика вероятность снижения уровня жизни граждан предпенсионного возраста, прежде всего из-за возможного уменьшения их доходов".

"Кроме того, необходимо иметь в виду, что с правом на назначение пенсии связан целый ряд дополнительных материальных прав в налоговой, жилищной, социальной сфере, которые в случае повышения возраста выхода на пенсию также будут предоставляться гражданам в более поздние сроки", - говорится в документе.

В целях минимизации негативных последствий реализации законопроекта комитет считает необходимым принять ряд мер, в частности, "разработать комплексную программу мер по содействию занятости и защите трудовых прав граждан предпенсионного возраста, а также недопущению роста молодежной безработицы".

В заключение комитета также вошло замечание о сравнительной жесткости предлагаемого правительством варианта повышения пенсионного возраста.

"Законопроектом не предусматривается каких-либо смягчающих условий введения нового правового регулирования, например, установления гибких границ пенсионного обеспечения путем предоставления гражданам права на более ранний выход на пенсию с одновременным пропорциональным снижением ее размера", - указывается в документе.

Законопроект

Авторы пояснительной записки к законопроекту подчеркивают, что пенсионеры в первые годы пенсии обычно продолжают работать, и "граждане от 60 до 64 лет - это достаточно активные в экономическом и социальном плане люди, продолжающие осуществлять трудовую деятельность". Согласно документу, работает каждый третий россиянин пенсионного возраста (30%).

Сближение пенсионного возраста мужчин и женщин объясняется, в частности, "необходимостью обеспечения гендерного равенства", "изменением статуса женщины в обществе" и задачей повысить пенсии женщинам.

Согласно вносимым в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" изменениям предлагается с 1 января 2019 года поэтапно, с шагом в один год, повысить нормативный пенсионный возраст для мужчин с 60 до 65 лет и для женщин с 55 до 63 лет (с переходным периодом на 5 лет и на 8 лет соответственно).

Следовательно, мужчины 1959 года рождения и женщины 1964 года рождения получат право выйти на страховую пенсию по старости в 2020-м году - в возрасте соответственно 61 года и 56 лет, мужчины 1960 года рождения и женщины 1965 года рождения в 2022-м году - в возрасте соответственно 62 лет и 57 лет и т.д. Таким образом, в 2019, 2021, 2023, 2025 и 2027 годах назначение органами Пенсионного фонда Российской Федерации страховых пенсий по старости в связи с достижением общеустановленного пенсионного возраста производиться не будет, а в 2029, 2031 и 2033 годах указанный вид пенсии будет назначаться только мужчинам.

Также пенсионный возраст предлагается увеличить с учетом переходного периода для некоторых категорий работников, выходящих на пенсию досрочно.

Во-первых, для лиц, проработавших не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющих страховой стаж не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, предусматривается повышение льготного пенсионного возраста с 55 до 60 и с 50 до 58 лет (соответственно мужчины и женщины).

Во-вторых, предлагается отложить срок назначения страховой пенсии по старости педагогическим, медицинским и творческим работникам. Для данных категорий лиц требования к специальному стажу будут сохранены, однако срок назначения пенсии предполагается исчислять с учетом общих подходов к темпам повышения пенсионного возраста, увеличивая его поэтапно по одному году в год на 8 лет как для мужчин, так и для женщин с переходным периодом с 2019 по 2026 годы.

Что касается граждан, которые выработают необходимый стаж на работах с вредными, тяжелыми условиями труда (список № 1, список № 2 и др.), то для них институт досрочных пенсий сохраняется без каких-либо изменений.

Вместе с тем, сохранение условий назначения пенсии не будет распространяться на лиц, проработавших на указанных работах неполный срок (не менее половины установленного срока). Страховая пенсия указанным гражданам, как и ранее, будет назначаться с уменьшением нормативного пенсионного возраста, однако применяться при этом будет нормативный возраст, действующий с учетом переходных положений на момент приобретения права на досрочную пенсию, т.е. фактический возраст выхода на страховую пенсию указанных лиц увеличится.

Одновременно законопроектом синхронизируется с полугода до года темп повышения пенсионного возраста лицам, в отношении которых требования к возрасту при назначении страховой пенсии по старости уже были увеличены с 1 января 2017 года (лица, замещающие государственные должности Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, федеральные гражданские служащие и др.).

Возраст, с которого назначается социальная пенсия по старости лицам, не приобретшим права на назначение страховой пенсии, предлагается поэтапно, с шагом в один год, повысить до 70/68 лет (для мужчин и женщин соответственно). Повышение пенсионного возраста до 60/58 лет также коснется граждан из числа малочисленных народов Севера, которым одновременно с этим больше не будет предоставлено право на получение установленной пенсии в период выполнения работы, т.е. по аналогии с обычной социальной пенсией по старости.

Увеличение пенсионного возраста не затронет граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных или техногенных катастроф. Указанным гражданам пенсия, как и ранее, будет назначаться с уменьшением нормативного пенсионного возраста, зафиксированного по состоянию на 31 декабря 2018 года. Например, гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости будет назначаться с уменьшением возраста от 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

В то же время, лицам, работающим в районах Крайнего Севера и уже приобретшим на 1 января 2019 года весь необходимый специальный и общий страховой стаж, но не достигшим на указанную дату возраста 55/50 лет для мужчин и женщин соответственно, возраст выхода на досрочную страховую пенсию будет увеличен.

Все четыре фракции Госдумы определили свою позицию в связи с предстоящим 19 июля голосованием в первом чтении по законопроекту, которым вносятся изменения в пенсионное законодательство.

Президиум фракции "Единая Россия" принял решение о консолидированном голосовании за принятие законопроекта. Это было сделано согласно ранее принятому решению президиума Генсовета партии.

Между тем, по данным агентства, не все входящие во фракцию депутаты - речь, прежде всего, о беспартийных одномандатниках - готовы подчиниться этой установке, что некоторые из них и подтвердили "Интерфаксу". Те, кто не готов отдать свой голос "за" повышение пенсионного возраста, могут не участвовать в голосовании, воздержаться или нажать на кнопку "против".

Представители оппозиционных фракций Госдумы - КПРФ, ЛДПР и "Справедливой России" заявляют о готовности проголосовать против принятия правительственного законопроекта.

Юрий Горлин: «Предпосылки могут возникнуть только через 20 лет»

В январе исполнится два года с начала пенсионной реформы. Ее принятие было спорным, неоднозначным и уж точно непопулярным у населения. Повышение пенсионного возраста не раз критиковали, указывая, что проблему дефицита Пенсионного фонда оно не решит, а эффект увеличения пенсий действующих пенсионеров (в среднем на 1 тысячу на протяжении нескольких лет) быстро пройдет. В последнее время пенсионную систему ругают все чаще, а власти все чаще обещают ее усовершенствовать, изменить, подправить. Такие обещания заставляют население понервничать: что опять «нахимичат» с пенсиями? О том, в каком состоянии находится пенсионная система России и что ее ждет в будущем, «МК» поговорил с одним из ведущих экспертов в этой области, заместителем директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрием ГОРЛИНЫМ.


— Через десять лет размер пенсий в России опять начнет снижаться, если правительство не примет новых мер для повышения финансовой устойчивости пенсионной системы. К такому выводу вы пришли в своем недавнем исследовании «Факторы роста уровня пенсионного обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективе». Значит ли это, что повышение пенсионного возраста не помогло системно повысить доходы пенсионеров?

— В связи с повышением пенсионного возраста на период 2019–2024 годов были законодательно утверждены размеры индексации пенсий, которые существенно превышают инфляцию. Если уровень инфляции в этот период прогнозируется в пределах 4%, то размер индексации составляет 5,5–7%. Без повышения пенсионного возраста такой рост пенсий вряд ли был бы возможен.

Наши же расчеты, приведенные в докладе, показывают, что даже без принятия новых дополнительных мер уровень пенсий в реальном выражении будет неуклонно увеличиваться и после 2024 года, то есть их рост будет превышать инфляцию при условии хотя бы минимального, но главное, устойчивого экономического роста. Поэтому нельзя утверждать, что повышение пенсионного возраста не помогло увеличить доходы пенсионеров.


— Одним из главных позитивных последствий поднятия пенсионного возраста называлась возможность повысить коэффициент замещения (уровень пенсий по отношению к зарплатам). В вашем исследовании подсчитано, что, благодаря переходу к более позднему выходу на пенсию, этот показатель останется на уровне 2018 года (34%) до 2030 года, а потом начнет снижаться и через 30 лет может составить только 27%. Означает ли это, что в ближайшем будущем пенсионный возраст поднимут снова?

— Когда в 2018 году на уровне правительства и президента обсуждался и обосновывался вопрос повышения пенсионного возраста, то, насколько я помню, о коэффициенте замещения как целевом показателе не говорилось. Гарантировались ускоренная индексация страховых пенсий, обеспечивающая их ежегодное увеличение для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей, и достижение к 2024 году среднего размера такой пенсии в 20 тысяч рублей в месяц. За горизонтом 2024 года говорилось о ежегодном увеличении страховых пенсий выше инфляции.

Хочу обратить внимание, что в общественном сознании имеет место смешение понятий «коэффициент замещения» и «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты». Это разные показатели. Коэффициент замещения — это отношение размера пенсии на момент ее назначения к величине зарплаты, зафиксированной непосредственно перед выходом на пенсию. При расчете этого показателя, как правило, принимается средняя по стране зарплата и продолжительный трудовой стаж — 30–35 лет. Согласно нашим оценкам, коэффициент замещения уже сейчас в России составляет около 40% и будет сохраняться на этом уровне до середины 2040-х годов. Отмечу, что величина показателя «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты», как правило, примерно на 5–10 процентных пунктов меньше величины коэффициента замещения.

— Так все-таки повышение возраста выхода на заслуженный отдых решило пенсионные проблемы страны или нет?

— Я бы предостерег от упрощенного представления о том, что повышение пенсионного возраста должно раз и навсегда решить все пенсионные проблемы. Это, конечно, облегчило ситуацию, по крайней мере, купировало накопившиеся проблемы и создало заделы на будущее. По нашим прогнозам, благодаря повышению пенсионного возраста соотношение пенсий и зарплат действительно удастся сохранить на уровне 34% до 2030 года. Если гипотетически рассматривать дальнейшую динамику этого показателя в рамках инерционного сценария (без принятия дополнительных мер), то после 2030 года она будет понижательной. Это обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, будет продолжаться старение населения, а прогнозируемые изменения на рынке труда будут вести к относительному росту нестандартных форм занятости и размыванию фонда оплаты труда как базы пенсионных взносов. Во-вторых, постепенно исчерпывается эффект увеличения пенсий работникам, имеющим стаж до 1991 года, обеспеченный проведенной в 2010 году их валоризацией (разовая переоценка пенсионных прав граждан. — «МК»). В-третьих, отвлечение 6% страховых взносов на формирование накопительной пенсии в период до 2014 года, учитывая их пониженную доходность в сравнении с индексацией страховой пенсии, обусловили относительное снижение размеров пенсий. В-четвертых, предоставление льгот по страховым взносам не компенсировалось адекватным образом за счет трансфертов федерального бюджета. Собственно, чтобы противостоять этим негативным с точки зрения уровня пенсий тенденциям, и необходимы меры по совершенствованию пенсионной системы, рассматриваемые в нашем докладе. И среди этих мер, начало реализации которых не выходит за пределы 2035 года, дальнейшего повышения пенсионного возраста не заложено.

— Но решение на этот счет принимаете не вы, а правительство. Сколько лет, на ваш взгляд, можно не беспокоиться о новом повышении пенсионного возраста?

— Думаю, что в ближайшие как минимум 15 лет демографические и социальные условия вряд ли позволят вернуться к вопросу повышения пенсионного возраста. Если же в результате развития медицины, улучшения условий проживания средняя продолжительность жизни и период здоровой активной жизни будут расти, а пенсионная система будет в этом нуждаться, то, возможно, за горизонтом 2040-х годов появятся какие-то предпосылки для еще большего повышения пенсионного возраста. Но пока что это чисто гипотетическая возможность. При этом надо отметить, что во многих развитых странах люди уже сейчас выходят на пенсию в 67 лет и вопрос увеличения этой планки обсуждается. В нашем докладе обосновывается, что условно с 2030 года целесообразно начать повышать трудовой стаж, необходимый для получения страховой пенсии по старости, например, по 1 году в год до 30 лет. Это одна из мер, которая позволяет обеспечить рост пенсий не только выше инфляции, но и относительно заработной платы.


— Каков в целом потенциал реформирования пенсионной системы в ближайшие годы? Какие меры помогут финансовой устойчивости пенсионной системы? К каким нововведениям готовиться будущим пенсионерам и бизнесу, который платит за сотрудников страховые взносы?

— В нашем исследовании мы определили исчерпывающий перечень факторов, за счет которых может быть повышен уровень пенсий, как в абсолютном выражении, так и по отношению к зарплатам. Во-первых, это соотношение численности лиц, за которых уплачиваются взносы, и численности пенсионеров. Во-вторых, размер эффективной ставки страховых взносов. В-третьих, уровень бюджетного трансферта, который предоставляется страховой пенсионной системе, соотнесенный с доходами от страховых взносов. Это три источника и три составные части, за счет которых могут расти пенсии. Все меры, которые могли бы содействовать более позитивной динамике пенсий, должны быть направлены на улучшение этих факторов. Такими мерами могли бы быть: повышение трудового стажа, легализация неформально занятых, обеление «конвертных» зарплат, изменение порядка формирования и выплаты пенсий работающим пенсионерам. Росту пенсий в абсолютном выражении способствовали бы также повышение доли фонда оплаты труда в ВВП, общего уровня заработных плат и снижение характерного для России высокого уровня зарплатного неравенства.

— С критикой пенсионной системы не так давно выступил в Госдуме Сергей Миронов. Он призвал вернуться к выплатам пенсий из бюджета, а нынешнюю систему страхования назвал «людоедской», поскольку она отнимает у россиян 22% доходов. Считаете ли вы пенсионную систему в нынешнем виде неэффективной?

— Я не могу согласиться с позицией депутата Миронова. Пенсионную систему, которая обеспечивает стабильные и регулярные выплаты 40 миллионам пенсионеров, являющиеся для многих из них единственным источником денежного дохода, нельзя назвать неэффективной. Ставка страховых взносов в 22% тоже не может быть признана высокой, потому что во многих странах (если учитывать взносы не только работодателей, но и работников) она выше. В совокупности с большим уровнем доходов граждан, меньшей нелегальной занятостью, более высоким пенсионным возрастом и стажем, требуемым для назначения пенсии, это действительно обеспечивает более высокий доход пенсионеров в этих странах. Чудес ведь не бывает — раз доходов больше, а расходов меньше, то и пенсии выше. Это чистая арифметика.

— Сейчас часто можно услышать мнение, что нынешним 20–30-летним не стоит надеяться на государственную пенсию: ее либо отменят вовсе, либо она будет совсем мизерная. А вы как думаете?

— Если говорить о поколении 20-летних, то они начнут выходить на пенсию только в 2060–2065 годах, а мы в нашем прогнозе так далеко не заглядываем — он ограничен 2050 годом. Но если будет реализована большая часть мер, о которых я говорил выше, то для нынешних 35-летних к 2050 году в принципе обеспечивается соотношение пенсий и зарплат на уровне 40%, а коэффициент замещения на уровне 50%. Это подтверждается нашими расчетами.

— Каковы перспективы развития накопительной компоненты пенсий? Старая государственная система накопительной пенсии себя изжила, а новая — гарантированный пенсионный план — так и не внедрилась.

— Бесспорно, было бы очень хорошо, чтобы люди имели возможность формировать пенсионные накопления, которые могли бы служить дополнительным источником дохода при выходе на пенсию. Но пока я не вижу каких-то значимых предпосылок для позитивных изменений. Проблема в том, что в России пока нет объективных условий для того, чтобы накопительный компонент мог активно развиваться. Во-первых, потому что у подавляющей части работников уровень доходов таков, что они не могут постоянно, на протяжении десятилетий отчислять на свою пенсию хотя бы условные 6% от своей зарплаты. Во-вторых, качество работы пенсионных фондов в условиях экономической турбулентности не позволяет обеспечить эффективность пенсионных накоплений в долгосрочном периоде с точки зрения интересов будущих пенсионеров. Это показала история предыдущих 15 лет. По нашим оценкам, в среднем доходность пенсионных накоплений за этот период была практически в полтора раза ниже инфляции. На купирование проблем в целом ряде крупных НПФ пришлось потратить сотни миллиардов рублей. В-третьих, необходимым условием для развития пенсионных накоплений является достаточно высокий уровень доверия к соответствующим финансовым институтам. Пока что они вряд ли могут похвастаться таким доверием, им нужна длительная «история успеха», чтобы его заработать.

Вообще у российской пенсионной системы есть потенциал для развития и совершенствования, но, учитывая инерционность пенсионных процессов и целесообразность постепенной — небольшими «шагами» — реализации соответствующих мер, необходимы их заблаговременная детальная проработка и широкое общественное обсуждение. Тем более что пенсии — это институт, основанный на общественном договоре.


Правительственный законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» предполагает повышение пенсионного возраста для мужчин до 65 лет и для женщин до 63. За принятие законопроекта на пленарном заседании Госдумы проголосовали 328 депутатов, против —104, воздержавшихся не было. Против проголосовали КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия». РБК следил за трансляцией заседания на сайте нижней палаты парламента.

«Рост пенсий, которого никогда не было в истории»

Все средства, полученные от повышения пенсионного возраста, пойдут на увеличение пенсий неработающим пенсионерам, сообщил министр труда и социальной защиты Максим Топилин, представляя законопроект в Госдуме. По расчетам властей, благодаря реформе пенсии будут расти в среднем на 1 тыс. руб. в год, в 2019 году их размер должен превысить 15 тыс. руб. (средняя пенсия по старости на 1 января 2018 года составляла 14,2 тыс. руб.). ​«Когда я говорю «в среднем», это очень важно, потому что конкретная прибавка каждому пенсионеру будет соответствовать его пенсии, будет пропорциональный рост», — отметил Топилин. Если смягчить предложенные параметры изменения пенсионного возраста, обеспечить обещанные параметры роста пенсий не удастся, подчеркивали ранее в Минтруде.


Топилин в четверг также заявил, что к 2024 году соотношение пенсии неработающего пенсионера достигнет 200% прожиточного минимума пенсионера. По его словам, сейчас оно составляет 163–164%. При этом Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы, принятая правительством в 2012 году, ставила задачу обеспечить к 2030 году средний размер пенсии по старости на уровне не менее 250% прожиточного минимума пенсионера.

«В 2019 году индексация составит 7%. Это более чем в два раза выше, чем уровень инфляции за 2018 год. То есть будет реальный рост пенсий такой, которого никогда не было в истории Российской Федерации. Человек получит 1 тыс. руб. при средней пенсии, которая составляет 14,4 тыс. руб.», — добавил Топилин.

​«Комитет по бюджету подтверждает, что те возможности, которые предложены сегодня, то решение, которое предлагает правительство, оно реально позволяет обеспечить задачу выплаты пенсий в два раза выше темпов инфляции», — сказал глава комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров на пленарном заседании. Если возраст выхода на пенсию не увеличить, трансферт из федерального бюджета в Пенсионный фонд в период 2024–2026 годов только для поддержания текущего размера пенсий мог бы возрасти до 5 трлн руб., следует из заключения комитета.

«Внуки не простят»

Фракции КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» проголосовали против принятия законопроекта в первом чтении. «Не принимайте этот закон, вам дети и внуки не простят», — сказал лидер КПРФ Геннадий Зюганов на пленарном заседании в ходе выступления лидеров фракций. По его мнению, правительственный законопроект является «ударом под дых» стабильности страны.

Лидер «Справедливой России» Сергей Миронов заявил, что большинство россиян против повышения пенсионного возраста. «Как может та самая Государственная дума, депутатов которой избирал народ, который сейчас протестует, в том числе и у стен Думы, проголосовать за этот законопроект?» — спросил он.

Миронов добавил, что рост продолжительности жизни, на который ссылается правительство, произошел из-за снижения детской смертности, но показатель ожидаемого периода жизни на пенсии не изменился за последние полвека.

Лидер ЛДПР Владимир Жириновский заявил, что во фракции «будут против закона голосовать». «Потому что мы проявляем солидарность с гражданами, которых обманула власть», — сказал политик.

Время для поправок

Ключевое второе чтение законопроекта о повышении пенсионного возраста состоится осенью. Спикер Госдумы Вячеслав Володин на пленарном заседании заявил, что срок принятия поправок будет продлен до 24 сентября (ранее планировалось до 18 августа). Ко второму чтению в законопроекте будут, в частности, зафиксированы параметры индексации пенсий для обеспечения их роста выше инфляции, обещал Топилин. Ко второму же чтению Минтруд представит и программу повышения квалификации для граждан предпенсионного возраста, сказал он на заседании. Правительство планирует направить на финансирование указанной программы около 5 млрд руб. ежегодно.

В текущей версии законопроекта не содержится механизма увеличения размера пенсий выше уровня инфляции, отметила Счетная палата в своем заключении.

Свои предложения по корректировке пенсионной реформы представили ранее партия «Единая Россия» и Общероссийский народный фронт. Единороссы, в частности, предложили закрепить в законодательстве понятие «предпенсионный возраст» и обязать работодателей уведомлять Роструд об увольнении пожилых сотрудников. Народный фронт, в свою очередь, выступил за увеличение переходного периода реформы в 1,5 раза, до 14 лет для мужчин и до 23 лет для женщин. А ЛДПР внесет поправку, предполагающую повышение возраста выхода на пенсию для женщин до 60 лет (вместо 63 лет), заявлял глава комитета по труду и соцполитике Ярослав Нилов.

В 2013 году пенсионный возраст, который на тот момент составлял 65 лет, привязали к средней ожидаемой продолжительности жизни. В результате к 2018 году возраст выхода на пенсию в стране составил 66 лет и четыре месяца. С 2007 года был предусмотрен ранний выход на пенсию — условиями для него были возраст не менее 55 лет и выплаты пенсионных взносов в течение 30 лет. В 2012 году действие этого правила приостановили, а в 2015 году вновь запустили, изменив условия: теперь на раннюю пенсию могут рассчитывать люди не моложе 60 лет при условии выплат взносов в течение 40 лет.

Реакция регионов

Отказаться от рассмотрения пенсионной реформы на заседании предлагал депутат от КПРФ Николай Коломейцев: он просил снять законопроект с повестки. Однако 104 депутата проголосовали за то, чтобы отклонить предложение, лишь один высказался за.


Ликвидация «разрыва»

Премьер-министр Дмитрий Медведев объявил об увеличении пенсионного возраста 14 июня, через два дня законопроект был внесен в Госдуму. Правительство предлагает увеличить возраст выхода на пенсию для мужчин на пять лет, а для женщин на восемь лет. Переходный период пенсионной реформы начнется с 2019-го и продлится до 2028 года для мужчин (десять лет) и до 2034 года для женщин (16 лет). Темп повышения составит плюс один год каждый год.

Правительство решилось на повышение пенсионного возраста из-за демографической ситуации: доля пенсионеров растет, а доля работающих граждан, за которых отчисляются взносы в пенсионную систему, сокращается. Если не повысить пенсионный возраст, разрыв между пенсионерами и работающими с каждым годом будет расти и может привести к «разбалансировке пенсионной системы вплоть до того, что государство не сможет исполнять свои социальные обязательства», предупреждал Медведев.

Согласно правительственному законопроекту пенсионный возраст будет также увеличен для педагогов, медицинских и творческих работников, имеющих право выйти на пенсию досрочно. Для этих категорий работников возраст выхода на пенсию будет повышен на восемь лет. Для граждан, работающих в районах Крайнего Севера, пенсионный возраст планируется увеличить с 55 до 60 лет для мужчин и с 50 до 58 лет для женщин.

Право на досрочные пенсии сохранится без каких-либо изменений у работников, занятых на вредном и опасном производстве, у женщин с пятью и более детьми, у пострадавших при аварии в Чернобыле и у других категорий, имеющих социальные льготы. Гражданам с большим стажем работы (40 лет для женщин и 45 — для мужчин) правительство предлагает дать возможность выйти на пенсию на два года раньше.​


МОСКВА, 27 сентября. /ТАСС/. Госдума приняла в четверг на пленарном заседании в третьем, окончательном чтении правительственный законопроект об изменении пенсионного законодательства, которым устанавливается увеличение пенсионного возраста на пять лет: с 60 до 65 лет - для мужчин, с 55 до 60 лет - для женщин. За документ проголосовали 332 депутата, против - 83, воздержавшихся нет.

Правительственный законопроект внесли в Госдуму в июне. К второму чтению его скорректировали в соответствии с поправками, внесенными президентом РФ Владимиром Путиным. В частности, он предложил установить возраст выхода на пенсию 60 лет для женщин, а не 63, как изначально предлагал кабмин. Также с изначально предложенного сокращается на три года стаж, дающий право на досрочный выход на пенсию: для мужчин с планировавшихся 45 до 42 лет, для женщин - с 40 до 37 лет.

Помимо этого, предоставляется право досрочно выходить на пенсию для многодетных матерей в зависимости от количества рожденных женщиной детей, а также сохраняются действующие нормы для получения накопительной пенсии: она будет выплачиваться женщинам по достижению ими 55 лет, мужчинам - 60, причем предусмотрена возможность единовременной выплаты. Эта норма была предложена депутатами и сенаторами от "Единой России".

Ход рассмотрения законопроекта

Первоначальная редакция внесенного правительством законопроекта была принята Госдумой в первом чтении 19 июля. Тогда в поддержку инициативы проголосовали только представители конституционного большинства. Все оппозиционные фракции (КПРФ, ЛДПР, "Справедливая Россия") выступили против.

29 августа в телеобращении к гражданам Путин озвучил ряд норм, призванных смягчить предложенный правительством законопроект. Соответствующий пакет поправок к пенсионному законопроекту правительства наряду с изменениями в Налоговый и Уголовный кодексы РФ президент внес в Госдуму 6 сентября. 25 сентября палата приняла по инициативе президента еще один важный закон в рамках пенсионного пакета, который вводит штрафы до 200 тыс. рублей за отказ в приеме на работу или увольнение лиц предпенсионного возраста. Под предпенсионным возрастом понимается "возрастной период продолжительностью до пяти лет, предшествующий назначению лицу страховой пенсии по старости".

В среду, 26 сентября, Госдума рассмотрела основной законопроект о пенсионных изменениях во втором чтении. Поправки президента поддержали все думские фракции, включая КПРФ, которая признала, что эти коррективы улучшают правительственный вариант текста. По словам спикера Госдумы Вячеслава Володина, инициативы президента объединили депутатский корпус, так как "целью реформы должна стать реализация задачи по повышению уровня жизни пенсионеров". Тем не менее коммунисты выступили против принятия самого проекта закона. В поддержку документа в целом проголосовали 326 парламентариев из зарегистрировавшихся в начале пленарного заседания, 59 - против, один депутат воздержался.

Совершенствование пенсионного законодательства

Предложения по доработке правительственного законопроекта исходили не только от депутатов Госдумы, но и от их региональных коллег, представителей бизнеса, общественных организаций и профсоюзов. Всего в Думу поступило более 300 поправок. Их сведением занималась специально созданная в Госдуме рабочая группа по совершенствованию пенсионного законодательства. Как заявил Володин, группа продолжит работу после принятия пенсионного пакета законов и будет "изучать правоприменительную практику, получая обратную связь от граждан, чтобы законы работали эффективно на результат".

"Сегодня средняя пенсия порядка 14 тыс. [рублей]… И если только мы с вами не будем повышать пенсию темпами выше, чем инфляция, то 46,5 млн человек будут жить очень бедно", - предупредил спикер сразу после голосования по законопроекту. "У них зарплата намного меньше, чем зарплата депутатов Государственной думы, у них пенсия меньше, чем наша с вами пенсия", - напомнил он. "И наша с вами задача - сделать все для того, чтобы пенсия у наших пенсионеров росла, росла быстро, и эта как раз задача решена через принятие закона, который получил поддержку 332 депутатов", - подчеркнул Володин, обратив внимание, что количество поддержавших законопроект стало больше по сравнению с предыдущими чтениями.

Председатель Госдумы указал, что рост пенсий будет уже в этом году, в следующем он продолжится, в ближайшее время средний размер пенсий составит уже 20 тыс. рублей. "Мы с вами приняли Конвенцию 102 (Международной организации труда - прим. ТАСС), минимум уже будет 40% от той зарплаты, с которой человек уходит", - отметил он.

"Это крайне важное решение, которое люди ждали очень долго. Не надо нам сейчас вводить в заблуждение огромное количество людей. Сегодня решение коснулось 46,5 млн человек, и об этом надо говорить", - призвал политик, реагируя на критику в адрес закона со стороны оппозиции.

"Это возраст дряхлости!": депутаты спорят о пенсионной реформе

Депутаты Госдумы приняли в первом чтении законопроект о повышении пенсионного возраста. Во время заседания вспомнили политических лидеров от Отто фон Бисмарка до Владимира Путина, а единственным единороссом, проголосовавшим против реформы, оказалась Наталья Поклонская.

Первое большое обсуждение самой масштабной реформы последних лет - повышения пенсионного возраста - вызвало интерес даже вне стен Госдумы. Утром 19 июля перед зданием парламента на Охотном ряду состоялась стихийная акция протеста, в которой участвовали несколько десятков человек.

Седой мужчина в очках незлобно ругался с полицейским, доказывая тому, что в восемь утра к Госдуме приехали несколько автозаков "запугивать народ". Полицейский отмахивался и говорил, что в городе достаточно правонарушений, и не стоит все принимать на свой счет.

"Нам делить нечего"

Несколько человек принесли с собой красные карточки, которые обещали показать правительству, членам "Единой России" и Владимиру Путину. Один из протестующих держал в руках листок с десятком восклицательных знаков - "потому что слова уже кончились". Мужчина, однако, признал, что пришел на акцию скорее "для очистки совести" - в том, что параметры реформы изменят, он усомнился.

Большинство из пришедших на стихийный пикет представляли профсоюзы и левые движения. Участники держали в руках плакаты с надписями "Повышение пенсионного возраста - путь на кладбище", "Трясти не пенсионеров, а олигархов", "Путин! Как дожить до пенсии?". Еще один транспарант призывал отправить на "урановые рудники" премьера Дмитрия Медведева, главу Счетной палаты Алексея Кудрина и руководителя минфина Антона Силуанова.

  • "Вы подставляете президента". Как в Госдуме обсуждали пенсионную реформу
  • Счетная палата назвала три недостатка проекта пенсионной реформы
  • Кадыров, Минниханов и Полтавченко тайно поддержали повышение пенсионного возраста

Лидер "Левого фронта" Сергей Удальцов с удовольствием раздавал интервью и обещал, что недовольные создадут "доску позора" и список "врагов народа" - туда, по его словам, попадут те депутаты, которые поддержат "антинародную реформу".

При этом коммунистов и представителей "Справедливой России", которые перед заседанием вышли пообщаться с митингующими, он похвалил. "И [Сергей] Митрохин сегодня с нами! Нам сегодня делить нечего", - кричал Удальцов.

Сергей Митрохин на акции протеста представлял "Яблоко", хотя сейчас находится с партией в конфликте - недавно его полномочия в качестве главы московского отделения партии были приостановлены. Пришел к Думе и бывший кандидат в президенты Максим Сурайкин, лидер "Коммунистов России".

Полиция с участниками пикетов вела себя подчеркнуто корректно и только раз попросила "не мешать проходу граждан".

Общаться с митингующими вышли некоторые депутаты. Представители КПРФ пообещали добиваться отмены реформы вопреки противодействию "Единой России". Олег Шеин из "Справедливой России" объяснял Би-би-си, что ход реформы напрямую увязан с массовыми протестами. В том, что о повышении пенсионного возраста пока не высказывался Владимир Путин, Шеин увидел позитивный момент: "Он оставляет себе пространство для маневра".

Автор фото, Anton Novodezhin/TASS

Впервые за долгое время в зале пленарных заседаний растянули плакат

Реформа без президента

Однако молчание Путина, который за месяц ни разу не рассказал о своем отношении к пенсионному возрасту, понравилось не всем депутатам. В самом начале заседания представитель КПРФ Олег Смолин безуспешно потребовал отложить обсуждение законопроекта "до определения позиции президента России по этому вопросу". "Этот вопрос не может рассматриваться без такого ключевого участника, как президент России", - настаивал коммунист.

Вспомнил он и о высказывании Путина 13-летней давности - в 2005 году президент обещал, что пенсионный возраст не будет повышен, пока он остается главой государства. "Мы окажемся в нелепом положении, если будет наложено вето", - предположил коммунист.

Председатель Госдумы Вячеслав Володин за предложенную формулировку Смолина отчитал: "Такой формулировки нет, зачем вы пытаетесь нарушить регламентные нормы?"

С первым докладом выступил министр труда Максим Топилин. Он мало отличался от его же речи двумя днями ранее на заседании комитета по труду, социальной политике и ветеранам. Топилин рассказывал о преимуществах предложенных правительством мер, обещал щедрую индексацию и в то же время доказывал, почему пришлось пойти на этот шаг.

Министр рассказывал, что в Европе пенсионный возраст повышали резко. То есть в России, подразумевал Топилин, пенсионная реформа, объявленная месяц назад и уже дошедшая до первого чтения в парламенте, проходит плавно и размеренно.

Как и ранее, министр старался не называть пенсионную реформу реформой. Вместо этого он использовал выражение "изменение параметров пенсионной системы". Ранее телеканал "Дождь" сообщал со ссылкой на неназванные источники, что партии "Единая Россия" и чиновникам рекомендовали не использовать слово реформа, которое может вызвать у населения неприятные аналогии с реформами 1990-х годов.

Затем выступил глава профильного комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов. Его речь можно охарактеризовать его же фразой "каждый прав по-своему", которую депутат от ЛДПР произнес в конце заседания. Нилов отметил, что законопроект "жесткий", но комитет в целом его поддержал. Руководитель комитета добавил, что лично он против реформы.

"Человек мечтает работать"

Одним из самых ярких стало выступление главы комитета по здоровью единоросса Дмитрия Морозова. Он сходу заявил, что рассматриваемый законопроект это не изменение пенсионной системы, а "новая страница в современной жизни".

"Что хочет человек, чем он живет, о чем он мечтает - о пенсии? Он хочет жить и работать, быть компетентным, востребованным, быть в памяти и рассудке, быть здоровым и так лет до ста", - говорил депутат с трибуны так, как будто повышение пенсионного возраста гарантирует россиянам именно такой образ жизни.

Глава комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров говорил о том, что главная ценность - это человеческая жизнь, и она стала длиннее. В солидарной пенсионной системе это означает, что пенсионный возраст тоже надо повысить, объяснял логику депутат.

Макаров вспомнил, что в СССР пенсия считалась выплатами в связи с "дряхлостью". "Мы готовы согласиться, что 55 или 60 лет - это дряхлость?" - спрашивал глава комитета у коллег.

"Забить гол президенту"

Имя Владимира Путина упоминалось не только в начале заседания. Лидер КПРФ Геннадий Зюганов посчитал президента жертвой идей правительства, а депутатов, которые собираются голосовать за законопроект, упрекнул в попытке "навсегда разрушить путинское большинство". "Пока мы радовались успехам наших футболистов, правительство решило забить гол всей стране, и одновременно забили два гола президенту. Это удар под дых стабильности".

Коммунисты обозначали свою позицию не только в выступлениях - члены фракции принесли на заседание транспаранты против пенсионной реформы, которые вывесили перед трибуной.

Лидер КПРФ назвал предлагаемую индексацию пенсий "жалкой тысячей" (правительство утверждает, что средняя пенсия будет расти на тысячу рублей в год, то есть средний пенсионер будет получать на 12 тысяч рублей в год больше).

Кульминацией выступления Зюганова стало напоминание о том, как началась революция в России. "В феврале 1917 года никто не ждал, что будет февральская революция. Но бабы взбунтовались, когда им не хватило хлеба, началась февральская революция, и через 10 дней пала 1000-летняя монархия. Надо знать историю и помнить, чтобы вносить такой закон".

Лидер ЛДПР Владимир Жириновский кричал с трибуны о том, что "решения принимает один человек в Кремле". А сложилась такая система, продолжал он, потому, что большевики "убили царя" и вместо самодержавия сделали однопартийную систему, которая действует и сегодня - очевидно, имея в виду "Единую Россию". Лидер ЛДПР выступил категорически против революции и отчитал коммунистов за плакаты с лозунгами против пенсионной реформы, развешанными в здании Госдумы.

Автор фото, Anton Novoderzhkin/TASS

Некоторые депутаты решили просто не прийти на заседание

Депутаты и чиновники нашли и настоящего автора нынешней пенсионной системы. Министр труда Максим Топилин рассказал, что на самом деле Россия пытается уйти от наследия немецкого канцлера Отто фон Бисмарка. "Существующая пенсионная система сделана по образу немецкой, которая была введена еще Бисмарком", - сказал министр.

Его идею повторил единоросс Андрей Макаров, глава комитета по бюджету и налогам: "Принцип солидарной пенсионной системы состоит в том, что плата за тех, кто работает сегодня - это сегодняшние пенсии пенсионерам. Это придумал Бисмарк для середины XIX века, потому что продолжительность в Германии жизни тогда была около 40 лет".

Жириновский эмоционально отреагировал и на выступление справоросса Олега Нилова, предложившего взять деньги на пенсионную реформу в теневой экономике. "Примерно 10 млн различных мажоров, извините, проституток, наркоманов, алкоголиков, тунеядцев и так далее", - горячился Нилов. Жириновский заявил, что никаких проституток, наркоманов и алкоголиков в России нет. Позже Нилов попросил заменить в протоколе слово "проститутки" на "женщины пониженной социальной ответственности".

Простые депутаты о президенте говорили менее охотно. Члены "Справедливой России", ЛДПР и КПРФ, которые не поддерживают реформу, упрекали Топилина в том, что власть "обманывает народ", а "полунищих пенсионеров пытаются обобрать", но кто именно виноват в происходящем, не уточняли.

Партийное спокойствие

Члены "Единой России", которая публично поддерживает планы правительства, вели себя значительно сдержаннее. Но оказалось, что за внешним спокойствием кроется внутренний конфликт. Как сообщили "Ведомости", на обсуждение реформы по разным причинам не явились восемь единороссов. По данным "Дождя", в их числе заместитель секретаря генерального совета "Единой России" Сергей Железняк, который формально взял больничный. Источники канала объяснили отсутствие депутата тем, что он не захотел голосовать за повышение пенсионного возраста. Собеседники "Дождя" утверждают, что теперь ему может грозить отставка с партийного поста.

Выступавшие единороссы избегали употребления выражения "пенсионная реформа", что было довольно просто, так как формат обсуждения разрешал говорить им "этот законопроект" или просто "вопрос номер два".

Ранее сообщалось, что государственным СМИ и чиновникам рекомендовали не употреблять слово "реформа", чтобы избежать ассоциаций с 1990-ми. Публично единороссы это отрицали.

Космонавт Максим Сураев сказал Би-би-си, что в партии ему никто не запрещал слово "реформа", но сам он предпочитает другие формулировки - "реконструкция", "модернизация" или "настройка пенсионной системы". "Но главное, не как это будет называться, а как это будет воплощаться", - подытожил космонавт-единоросс.

Глава думского комитета по охране здоровья Андрей Исаев также уверил Би-би-си, что никаких рекомендаций по слову "реформа" ему не поступало. Но отдельно подчеркнул, что нынешний законопроект - это и не реформа вовсе. "В данном случае речь идет об изменении параметров пенсионной системы. Реформа - это другое, это изменение формулы, изменение других вопросов. Содержательно обсуждался закон об изменении параметров пенсионной системы", - ответил он.

Автор фото, Anton Novoderzhkin/TASS

Бывший прокурор Крыма оказалась единственным депутатом от фракции "Единая Россия", кто проголосовал против

Наряду с восемью членами фракции, решившими под тем или иным предлогом манкировать голосованием, один депутат-единоросс прямо выступил против. "Диссидентом" оказалась экс-прокурор Крыма Наталья Поклонская, известная защитой Николая II. После голосования Поклонская быстро исчезла из поля зрения журналистов, в ее приемной сказали, что не знают, где она.

Позже пресс-служба Поклонской распространила комментарий депутата: "Парламент - то место, где мы обсуждаем вопросы. И фракция "Единая Россия" даёт возможность принимать решение демократично. Я убеждена, что пенсионная реформа необходима. Но к сожалению, предложенный проект закона содержит нововведения с которыми я не согласна и их не поддерживаю. Поэтому ко второму чтению мной готовятся поправки и надеюсь они будут приняты и учтены".

Депутат Вячеслав Лысаков, накануне решавший в своем Фейсбуке дилемму, проголосовать ли ему против законопроекта, как того велит сердце, или проголосовать за и попробовать что-то изменить, выбрал второй вариант. Правда, пояснить Би-би-си мотивы своего выбора он отказался, сославшись на то, что ему надо "разгребать бумаги".

Читайте также: