Проекты в системе пенсионного обеспечения в рф

В данном разделе размещены проекты нормативно-правовых актов Пенсионного фонда Российской Федерации, для проведения независимой экспертизы на коррупциогенность в соответствии с п. 4.1. Правил подготовки нормативно правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997г. № 1009.

Замечания и предложения просим направлять по юридическому адресу: ул. Шаболовка, дом 4, г. Москва, 119991, и по адресу электронной почты: expert@100.pfr.ru

О внесении изменений в Правила внутреннего трудового распорядка Пенсионного фонда Российской Федерации, утвержденные постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 14 января 2019 г. № 4п

О признании утратившим силу постановления Правления ПФР

от 25 декабря 2015 г. № 525п

Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему от граждан анкет в целях регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе по приему от зарегистрированных лиц заявлений об изменении анкетных данных, содержащихся в индивидуальном лицевом счете, или о выдаче документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета

Об утверждении Административного регламента предоставления

Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по информированию зарегистрированных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования согласно федеральным законам «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации»

Об утверждении Типовой формы соглашения об информационном взаимодействии между кредитными организациями или единым институтом развития в жилищной сфере, предоставившими кредит (заем), и территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации

О внесении изменений в Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами государственной услуги по рассмотрению заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, утвержденный постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 24 июня 2019 г. № 364п

О внесении изменений в Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами государственной услуги по выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденный постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации

от 31 мая 2019 г. № 312п

О внесении изменений в Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему от застрахованных лиц заявлений о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», утвержденный постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации

от 12 февраля 2019 г. № 38п

О внесении изменений в Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему от страхователей реестров застрахованных лиц о перечислении дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», утвержденный постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации

от 3 апреля 2019 г. № 198п

Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему заявлений для размещения сведений о транспортном средстве, управляемом инвалидом, или транспортном средстве, перевозящем инвалида и (или) ребенка-инвалида, в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр инвалидов»

О внесении изменений в Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по осуществлению компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, утвержденный постановлением Правления ПФР от 18ноября 2019 г. № 595п

О внесении изменений в Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по осуществлению ежемесячных выплат лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами или инвалидами с детства I группы, утвержденный постановлением Правления ПФР от 30 апреля 2019 г. № 269п

О внесении изменений в Порядок осуществления корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет, утвержденный постановлением Правления ПФР от 15 октября 209 г. № 519п

О признании утратившими силу постановления Правления ПФР

от 02 ноября 2007 г. № 275п и постановления Правления ПФР

от 25 мая 2011 г. № 156п

Об утверждении Порядка уведомления негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим деятельность по обязательному пенсионному страхованию, Пенсионного фонда Российской Федерации об обращении застрахованного лица за назначением накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты, обращении правопреемников умершего застрахованного лица за выплатой средств пенсионных накоплений, обращении застрахованных лиц о распределении средств пенсионных накоплений, установлении накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты застрахованным лицам

О внесении изменения в постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 06 июня 2018 г. № 293п

О внесении изменений в административные регламенты, утвержденные постановлениями Правления Пенсионного фонда Российской Федерации

Об утверждении Временного порядка предоставления государственных услуг Пенсионного фонда Российской Федерации

О внесении изменений в Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденный постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 19 августа 2019 г. № 414п

О признании утратившим силу постановления Правления

Пенсионного фонда Российской Федерации

от 03 февраля 2003 г. № 15п

О признании утратившими силу постановлений Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 26 января 2016 г. № 33п и от 12 декабря 2016 г. №1115п

О внесении изменения в постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 28 июля 2008 г. № 225п

О внесении изменений в постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 6 декабря 2018 г. № 507п

О внесении изменения в Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему от граждан анкет в целях регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе по приему от зарегистрированных лиц заявлений об изменении анкетных данных, содержащихся в индивидуальном лицевом счете, или о выдаче документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, утвержденный постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 21 мая 2020 г. № 291п

Об утверждении форматов сведений, используемых при обмене информацией между негосударственным пенсионным фондом и Пенсионным фондом Российской Федерации

Об утверждении форматов данных, используемых при формировании и ведении федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов»

Об утверждении Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на назначение на должности в Пенсионном фонде Российской Федерации, и работниками, замещающими должности в Пенсионном фонде Российской Федерации, а также соблюдения работниками Пенсионного фонда Российской Федерации требований к служебному поведению

О Комиссии Пенсионного фонда Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов

О Комиссиях территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов

Проект постановления Правления ПФР «О внесении изменений в постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. № 730п»

Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по выдаче свидетельства пенсионера

О внесении изменений в Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами государственной услуги по рассмотрению заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, утвержденный постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 24 июня 2019 г. № 364п

Об утверждении Порядка признания безнадежными к взысканию и списания финансовых санкций за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах, а также за несоблюдение страхователем порядка представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в форме электронных документов

О внесении изменений в постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 сентября 2019 г. № 485п

Об утверждении форм и форматов электронных документов, размещаемых в Единой государственной информационной системе социального обеспечения

История развития пенсионного обеспечения

В современных условиях пенсионная система в РФ испытывает существенные проблемы так как является несовершенной, прежде всего это связано с дефицитом бюджета Пенсионного фонда, данные проблемы требуют глубокого анализа и выработки соответствующих управленческих решений.

Что такое пенсионное обеспечение и его роль в России?

Российская Федерация согласно 7 статьи Конституции РФ, является социальным государством. Поэтому вопросы пенсионного обеспечения, здравоохранения и социальных гарантий должны являться первостепенными.

Пенсионное обеспечение это «одна из важнейших государственных социальных гарантий, так как оно непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособных граждан, как правило, составляющих свыше 25 – 30 % населения любой страны, и косвенно – все трудоспособное население».

Пенсионная система России, в современном виде «включает в себя отношения по формированию, назначению и выплате следующих видов пенсий: пенсии по государственному пенсионному обеспечению, трудовой пенсии, негосударственной пенсии».

Пенсионное обеспечение — совокупность правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материальной поддержки в виде пенсии.

Как можно заметить, проанализировав мнения различных авторов, относительно понятия и сущности системы пенсионного обеспечения, данный термин тесно связан, как с правом, так и с экономикой, что обусловлено особенностью регулирования его экономико – правовых отношений как в области финансов, так и в области правового обеспечения пенсиями населения.

Уровень обеспеченности пенсионеров – один из важнейших показателей качества жизни населения. Качество жизни является конечной целью деятельности отдельного индивида и государства. Крайне низкие пенсии, как и их отсутствие, ставят под угрозу социально-экономическую стабильность государства.

Пенсионное страхование и обеспечение на сегодняшний день играет не маловажную роль в формировании будущих пенсий и обеспечение финансовой стабильности населения РФ в будущих периодах. Поэтому важно совершенствовать пенсионную систему, а для этого необходимо знать все ее проблемы и слабые места. Страхование играет важную первостепенную социальную роль — обеспечивая защиту личных и имущественных интересов физических и юридических лиц, посредством формирования и управления страховым фондом.

Страховые компании принимают на себя обязательства в форме аннуитетов, на которые их клиенты могут претендовать в связи с покрытием будущих непредвиденных расходов. К таким продуктам, в частности и относятся пенсионное страхование и страхование жизни. Пенсионное страхование, выполняя свою работу, обеспечивает население выплатами в виде пенсий при достижении пенсионного возраста или по инвалидности. Главная задача пенсионного страхования — сохранить от обесценивания и увеличить размеры пенсионных накоплений его вкладчиков.

История развития пенсионного обеспечения

Пенсионное обеспечение при Петре 1

Впервые государственный документ «Устав Морского Русского Военного Флота», прописывающий пенсионное обеспечение для больных и престарелых воинов, был подписан 13 января 1720 г. Петром I. В случае смерти офицера его жене и детям предусматривалось содержание, оно должно было выплачиваться всем иждивенцам, имевших доход меньше того, что получал погибший кормилец. Первую пенсионную реформу в России провела Екатерина II, в результате которой появилось понятие стаж – срок выслуги не менее 20 лет, она же определила денежное содержание из государственной казны только для отставников военной службы. Что фактически аналогично нынешней выслуги для военнослужащих и иных сотрудников силовых органов при выходе на пенсию. Также сотрудникам, которые увольняются со службы по положительным основаниям, выплачивается выходное пособие.

Пенсионное обеспечение в СССР

Пенсионное обеспечение по старости в России является наследством, полученным от СССР. Несмотря на сложную экономическую и политическую ситуацию того периода, международную изоляцию, впервые пенсионное обеспечение было введено в стране в январе 1928 года, т.е. уже через 10 лет после социалистической революции. Следует отметить, что эта система социальной защиты относилась только к работникам текстильной промышленности. Именно к этому времени относится и установление пенсионного возраста, который для мужчин составил 60 лет, а для женщин – 55 лет.

В дальнейшем социальная защита престарелого населения, не смотря на огромные финансовые вложения государства в развитие промышленности, индустриализацию страны получила развитие. Например, только за 1928- 1932 годы было построено около 1,5 тыс. крупных объектов промышленности, ряд тракторных заводов: в Волгограде, Челябинске, Харькове, Нижнем Тагиле, автомобильные заводы ГАЗ и ЗИС, металлургические заводы в городах Магнитогорск, Липецк, Челябинск, Новокузнецк, Норильск, Свердловск (Уралмаш), построена крупнейшая в мире электростанция Днепрогэс, появились новые отрасли промышленности: машиностроения, тракторная, автомобильная, авиационная, тяжелого машиностроения, станкостроительная, химическая. Список может быть продолжен. В 1933 — 1937годы были построены еще 4,5 тыс., а в 1938-1941 годы еще 3.0 тыс. крупных промышленных предприятий. Всего же за предвоенные годы было построено (за 13 лет – фактически с нуля) 9 тыс. крупных предприятий, что позволило СССР победить практически всю Европу в 1941-1945 гг. Через четыре года после первого опыта пенсионного обеспечения по старости, в 1932 году, государство пошло на всеобщее пенсионное обеспечение рабочих и служащих других отраслей народного хозяйства, достигших по старости пенсионного возраста.

Таким образом, с конца 19 века по всей Европе были введены пенсии для всех. Но в нашей стране еще почти 100 лет — ни до революции, ни после ее не было. Пенсии для всех рабочих и служащих ввели только в 1937. Крестьяне будут жить без пенсий вплоть до 1964 года. В 1964 году пенсии по старости были установлены и для колхозников, хотя возраст выхода на пенсию был установлен на 5 лет выше, чем для рабочих и служащих. Но в 1968 году было установлено общее равенство возрастного выхода на пенсию по старости для всех граждан страны: 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.

В течение всего периода существования СССР пенсионное обеспечение по старости изменялось, но только в части улучшения пенсионного обеспечения, повышения выплачиваемых пенсий, а не их снижения, тем более вопрос увеличения возрастного ценза выхода на пенсию по старости даже не обсуждался.

Государственное пенсионное обеспечение в России после распада СССР

После распада СССР пенсионные выплаты по старости сохранили свою преемственность, но система организации управления финансами пенсионного обеспечения претерпела значительные изменения. В декабре 1990 года для управления финансами пенсионного обеспечения был образован Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР). Вновь образованный орган управления финансами пенсионного назначения Российской Федерации представлял собой самостоятельный внебюджетный орган, который аккумулировал денежные средства, поступающие для выплаты пенсий. Поступающие в ПФР средства не входят в государственный бюджет и не должны расходоваться на другие цели, кроме выплат пенсий.

Современная модель российского пенсионного страхования сложилась в результате реформирования системы государственного пенсионного обеспечения, которая направлена на обеспечение долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы РФ.

Переход к распределительно-накопительному механизму начисления пенсий позволил учитывать не только стаж работы будущего пенсионера, и суммы взносов, которые были начислены и уплачены работодателем, но и самих застрахованных лиц. На трудовые пенсии приходится в настоящее время более 91 % всех пенсионных выплат, а в расходах бюджета выплаты страховой части трудовых пенсий превышают 72%.

Пенсионная система Российской Федерации в настоящее время находится в «непростом» положении – в состоянии реформирования. Предложенные перемены не радуют большинство россиян, хотя они и необходимы для того чтобы решить ряд современных проблем пенсионного обеспечения. Поиск путей их решения является главной задачей, которая стоит перед социальной сферой.

Современные направления изменения системы пенсионного обеспечения в РФ

Одним из ключевых направлений государственной политики, которое наиболее широко обсуждается общественностью, безусловно, является изменения в системе пенсионного обеспечения. В течение последних нескольких лет велись громкие дискуссии, рассматривались варианты модернизации существующей системы и разрабатывался соответствующий проект изменений в правовом регулировании. В итоге, 28 декабря 2013 г. были введены два новых закона: №400 –ФЗ «О страховой пенсии» и № 424-ФЗ «О накопительной пенсии», согласно которым пенсия стала складываться из социальной и накопительной составляющей, рассчитываемой по определенным коэффициентам, которые в итоге выражаются в совокупности баллов. В результате размер пенсии граждан напрямую стал зависеть от количества страхового стажа и величины страховых взносов, уплаченных в ПРФ. Также согласно новым правилам, чем позже гражданин выйдет на пенсию после достижения пенсионного возраста, тем больше будет размер его пенсии. Целью данных преобразований являлось, прежде всего, повышение доходности Пенсионного Фонда России (далее – ПФР) и его способности отвечать по своим обязательствам. К тому же, данная реформа была нацелена на стимулирование трудовой деятельности граждан и повышения объёмов страховых выплат, поступающих в ПФР.

Наконец, последние изменения коснулись пенсионного возраста. Согласно Федеральному закону от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», вводится поэтапное повышение пенсионного возраста с 60 до 65 лет для мужчин и с 55 до 60 лет для женщин, повышение возраста, необходимого для получения социальной пенсии соответственно на пять лет. Также повышаются требования к размеру стажа и выслуги лет, вводятся некоторые другие ужесточения (например, установление минимального возраста, дающего права на назначение пенсии на основании стажа педагогической деятельности). С 1 января 2019 г. данные изменения вступили в силу. Окончательно они будут реализованы к 2024 г.

Характеристика и описание изменений в пенсионной системе Российской Федерации с 2015 по 2019 (плановый) годы представлена в таблице 1.

Таблица 1 — Характеристика и описание изменений в пенсионной системе Российской Федерации с 2015 по 2019 (плановый) годы

Год Изменения
2015 В ходе реформирования системы пенсионного обеспечения, начавшегося с 2015 года, возникли проблемы с наполнением бюджета Фонда, которые связаны с направлением части, перечисляемых в виде взносов, финансовых средств на формирование накопительной пенсии в накопительный пенсионный фонд. Это привело к резкому уменьшению поступлений предназначенных для выплаты страховых пенсий и вызвало дефицит пенсионного бюджета. Главное достоинство реформы, начатой в 2015 году, состоит в том, что новые положения пенсионного законодательства, по мнению их авторов, позволят сбалансировать бюджет Пенсионного фонда. Сбалансированность его состоит в экономии финансовых средств госбюджета, направляемых в пенсионный бюджет для финансирования государственных пенсионных программ и произведения доплат тем пенсионерам, размер пенсии у которых оказался ниже прожиточного минимума, установленного в регионе проживания.
2016 В качестве меры, направленной на решение финансовых проблем в сфере пенсионного обеспечения, согласно с требованиями, изложенными в Федеральном законе от 14.12.2015 года № 383, Правительством было принято решение о продлении моратория на формирование накопительной пенсии до конца 2016-го года.
2017 В 2017 году в России пенсионное обеспечение граждан вновь претерпело ряд изменений, касающихся повышения суммы выплат и условий назначения пенсии для отдельных категорий получателей. С 2017 года снова начали действовать приостановленные положения законодательства, касающиеся индексации пенсионного обеспечения. С пенсионными выплатами для военных пенсионеров дело обстоит немного сложнее: предполагалось, что пенсия таким гражданам увеличится, однако конкретная величина повышения неизвестна. С 1 января 2017 года вступил в силу закон, предусматривающий повышение пенсионного возраста для чиновников до 63 и 65 лет, и в связи с возрастающим дефицитом бюджета в Правительстве стали активно обсуждать тему увеличения возраста выхода на пенсию для остальных граждан.
2018 – 2019 (плановый) Позже Правительство пришло к выводу, что направлять часть страховых взносов на накопления не выгодно вовсе для государственного бюджета, в следствие чего мораторий продлили до 2019 года. Таким образом, 6% которые направлялись в негосударственные фонды, теперь идут на пополнение бюджета, предназначенного на выплату страховых пенсий, что должно, по мнению Правительства, стабилизировать положение в сфере пенсионного обеспечения населения.

С 2019 г. в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», принятых изменений в сфере назначения и выплаты пенсий в федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» вступила в силу новая конструкция пенсионных и предпенсионных правил, предусматривающая:

— поэтапное повышение возраста, по достижении которого будет назначаться страховая пенсия по старости,

— сохранение льгот по досрочному выходу на пенсию;

— изменение порядка индексации пенсий и трансферта Пенсионному фонду;

— разграничение предпенсионного и пенсионного возраста;

— расширение перечня доходов бюджета Пенсионного фонда за счет средств, изымаемых у коррупционеров.

Эти правила, прежде всего, затронут распределительный элемент обязательного пенсионного страхования, но любое изменение должно учитывать принцип социальной справедливости для существующих и будущих пенсионеров, а также влияние пенсионной системы на экономическую динамику. Повышение пенсионного возраста является одним из основных инструментов, используемых в ряде стран для поддержания сбалансированности и устойчивости пенсионной системы. Согласно прогноза Министерства экономического развития РФ на период до 2024 года повышение пенсионного возраста приведет к увеличению численности экономически активного населения к 2024 году на 1,8 млн. человек, а в 2019 г. прирост занятых оценивается в 137,2 тыс. чел. при сокращении количества пенсионеров на 331,9 тыс. чел. Сокращение количества коснется только получателей страховой пенсии, количество получателей государственного пенсионного обеспечения, наоборот, увеличится в 2019 г. на 2,5 % .

Увеличение количества занятых предпенсионных возрастов в экономике в совокупности с индексацией заработной платы работников бюджетной сферы, увеличением фонда заработной платы на 2019-2021 гг., продлением моратория на направление страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, отказом от индексации для работающих пенсионеров повлияют на структуру доходов бюджета Пенсионного фонда на 2019-2021 гг. Если в 2016 г. на долю страховых взносов которых приходилось 54,4% в общем объеме доходов, то к 2021 г. планируется увеличение до 64,5 % доходов бюджета Пенсионного фонда. Если доля трансфертов федерального бюджета РФ в структуре доходов бюджета Пенсионного фонда составляла в 2016 г. 44,0 %, что соответствует 3,9% ВВП, то ожидается, что к 2021 г. межбюджетные трансферты должны сократиться до 35,6 % в структуре доходов бюджета Пенсионного фонда, т.е. до 2,8% ВВП.

В результате, реализация новых правил позволяет добиться выполнения двух задач: роста размеров пенсий и снижения зависимости от трансфертов федерального бюджета, что обеспечит определенную сбалансированность бюджета Пенсионного фонда. Но учитывая встроенность функционирования пенсионной системы в общую социально-экономическую динамику развития России, нельзя исключать долгосрочные риски от введения новых пенсионных и предпенсионных правил, в числе которых можно отметить такие, как различия в ожидаемой продолжительностью жизни между мужчинами и женщинами, изменение структуры занятости, состояние рынка труда, снижение реальных доходов населения, изменение системы социальной поддержки, падение доверия к социальной политике государства. Определенные бюджетные риски устойчивости пенсионной системы создают теневая занятость, сокращение количества организаций-плательщиков взносов в ПФР при некомпенсируемом увеличении уровня самозанятости при низком уровне страховых взносов самозанятого населения, не сопоставимом с размерами будущей пенсии. В этой связи необходимо отметить, что заявленный долгосрочный рост уровня пенсионного обеспечения граждан, возможность индексации размеров пенсий выше уровня инфляции в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», адаптация пенсионной системы к новым демографическим условиям могут быть реализованы в условиях функционирования эффективной пенсионной системы.

Таким образом, пенсионное обеспечение в России уже на протяжении нескольких десятилетий находится в процессе формирования и глубокого реформирования. Ключевой целью эффективной пенсионной системы является обеспечение достойного уровня пенсионного обеспечения на основе взаимодействия социальных, демографических и экономических критериев выполнения пенсионных обязательств.


Совершенствования функционирования пенсионной системы в настоящее время требует особого внимания, но выбор самого подхода к реформированию и совершенствованию этой системы должен не ограничиваться лишь изменениями системы расчета и формирования пенсионных накоплений, повышения уровня пенсионного возраста и т.д. К решению проблем пенсионной системы и пенсионного обеспечения необходимо подходить комплексно. В рамках проведенных исследований и оценки проблем организации пенсионного обеспечения в Российской Федерации, предлагаются следующие пути совершенствования функционирования пенсионной системы:

- комплексная и координационная работа различных ведомств по снижению уровня неофициальной заработной платы работников, а также мотивация населения к необходимости осуществления страховых отчислений;

- развитие уровня информатизации и совершенствование информационных систем и технологий в области пенсионного обеспечения, в т.ч. во взаимодействии Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Федерального фонда ОМС;

- повышение уровня контроля и проведение профилактических мероприятий, направленных на выявление и устранение коррупции в территориальных органах Пенсионного фонда РФ;

- повышение эффективности использования пенсионных накоплений граждан.

Рассмотрим более подробно каждое из предлагаемых мероприятий.

  1. Комплексная и координационная работа различных ведомств по снижению уровня неофициальной заработной платы работников, а также мотивация населения к необходимости осуществления страховых отчислений. В целях повышения уровня доходов бюджета Пенсионного фонда РФ, необходимо решать проблему с «серыми» зарплатами граждан. Дело в том, что основа будущей пенсии – страховые взносы работодателя, которые он ежемесячно уплачивает за своих сотрудников в Пенсионный фонд России. Эти взносы учитываются на индивидуальных лицевых счетах работников и формируют их пенсионные права. В будущем уплаченные страховые взносы определят размер пенсии граждан, так как чем больше накопленная сумма страховых взносов, тем выше размер устанавливаемой выплаты страховой пенсии. При «серых» схемах оплаты труда страховые взносы либо уплачиваются в минимальном размере, либо не уплачиваются совсем. Соглашаясь на зарплату в конверте, каждый лишает себя не только будущей пенсии, но и прав социальной защиты: нет гарантий оплаты отпуска, листа нетрудоспособности, в том числе по беременности и родам, и многое другое. Каждый должен знать, что можно и нужно контролировать своего работодателя.

Легализация трудоустройства необходима для каждого гражданина, ведь благодаря этому есть возможность заявить о получении имущественных и социальных вычетах, а также обеспечить себя пенсией и социальным пакетом. Прежде, чем устроиться на работу с неофициальной оплатой труда, работник должен задуматься о последствиях для себя:

- отсутствие возможности получать страховые выплаты и пенсионные сбережения;

- обречение работника на получение минимальной пенсии, несмотря на длительные годы трудового стажа;

- лишение возможности получить ипотеку и малопроцентный кредит.

Организации и предприятия в свою очередь получают следующие негативные результаты:

- обязательные выездные проверки экономической деятельности предприятия, которые могут выявить неофициальные выплаты;

- применение к нарушителям штрафов и пеней за не уплату необходимых налогов;

- начисление достаточно больших налогов к штрафовому взносу, которые работодатель обязан погасить.

Несмотря на достаточно негативные последствия теневого трудоустройства, множество работодателей заставляют своих сотрудников прибегать к такому виду оплаты труда, даже если работник этого не желает. В связи с высокой безработицей, происходит большая конкуренция среди граждан за свободные рабочие места, поэтому работодатели этим пользуются. Именно это тянет за собой итоги для формирования доходов населения в виде роста цен, падением экономики, недостатка стабильности, а также маленьким заработным платам.

В связи с чем, необходимо усиль инспекционную работу соответствующих ведомств по устранению нарушений налогового законодательства. Также необходимо усилить профилактическую и агитационную работу по формированию необходимости осуществления социальных отчислений для населения.

Что касается самого Пенсионного фонда и его отделений в субъектах РФ, для адекватного понимания финансового состояния ПФР, в том числе причины и действительную величину дефицита его бюджета, по нашему мнению, необходимо чётко разделить затраты ПФР на четыре принципиально различающиеся части, источники финансирования которых не могут быть сходны, поскольку несходны те функции ПФР, на исполнения которых направляются соответствующие затраты.

Во-первых, это затраты ПФР на пенсии по старости, назначенные по общеустановленным условиям. В РФ на 2018 год это достижение возраста в 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, наличие минимального трудового стажа 9 лет и 13,8 пенсионных балла и рассчитанной по стандартным методикам. Именно выплаты по этой и только этой части пенсии, формируются из поступлений в бюджет ПФР, которые вносят все работодатели, имеющие наёмных работников, в размере 22% и 10% от ФОТ, а также выплаты индивидуальных предпринимателей. Это так называемая «страховая пенсия по старости». Сюда же относится та часть пенсии иной категории лиц, которая соответствует упомянутым стандартам условиям.

Во-вторых, затраты на выплаты пенсий работавшим гражданам, когда сроки выхода на пенсию отличаются от общеустановленных, размеры выплат исчисляются по иным, отличным от общепринятых, критериям и методикам. Например, пенсии военным и приравненным к ним лицам, «работникам Севера», судьям, государственным и муниципальным служащим, врачам, работавшим в сельской местности, депутаты разных уровней и т.д.

В-третьих, затраты на прочие пенсии и выплаты. Их характерной особенностью являются, либо полное отсутствие связи с фактом трудовой деятельности, либо она крайне слабая и условная. Сюда относятся, например, пенсии в связи с потерей кормильца, инвалидам, и с детства и по стрости, социальные пенсии лицам не делавших, по каким-либо причинам, пенсионные взносы, иные социальные выплаты различного толка, например, многодетным матерям, выплаты участникам боевых действий, затраты на программу государственного софинансирования пенсионных накоплений, выплаты лицам имеющим особые заслуги пред государством и т.д. Здесь же и прочие виды платежей гражданам осуществляемых через ПФР, такие как «материнский капитал» или единовременный платёж в 5000 рублей произведённый решением правительства в 2017 году большей части пенсионеров по возрасту.

В четвёртых, затраты на функционирование пенсионного фонда России.

Более детальный анализ всех видов затрат должен быть проведен соответствующими компетентными органами в целях их оптимизации и снижения.

  1. Развитие уровня информатизации и совершенствование информационных систем и технологий в области пенсионного обеспечения, в т.ч. во взаимодействии Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Федерального фонда ОМС. В целях развития уровня информатизации и совершенствование информационных систем и технологий в области пенсионного обеспечения, в т.ч. во взаимодействии Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Федерального фонда ОМС, в первую очередь, необходимо начать воплощать в жизнь закон об основах обязательного социального страхования. Проблема состоит в том, что в России существует три фонда — Пенсионный, Фонд социального страхования и Федеральный фонд ОМС — взаимосвязь между которыми очень слаба.

Достаточно сказать, что у каждого из фондов своя информационная система, и они очень плохо сопрягаются. По идее, должна быть создана единая информсистема — банк социальной информации. Этот банк данным должен, с одной стороны, сопрягаться с информацией других государственных социальных учреждений, а с другой со страховыми компаниями, обществами, обществами взаимного страхования.

Информация должна синхронизироваться, уточняться очищаться. В итоге, если у человека есть социальные права — они должны отстаиваться по умолчанию, без необходимости доказывать их в судах.

Возьмём, к примеру, Фонд социального страхования, который раньше имел мощнейшую систему предупреждения заболеваемости. Такая система позволяет сократить расходы на лечение, продлить жизнь и продлить рабочий период. А продленный рабочий период — это дополнительные взносы в систему пенсионного обеспечения. Сейчас все обстоит иначе, Фонд социального страхования работает в большей части на периферии, отменили систему санаторно-курортного лечения, систему рационального питания на предприятиях, что в целом ведет к ухудшению здоровья и трудоспособности граждан.

Совершенствование системы услуг ПФР должно проходить по нескольким направлениям, включая улучшение взаимодействия с МФЦ, чтобы человек мог получать все услуги за одно посещение, а также необходима реализация единых стандартов оказания государственных услуг в клиентских службах ПФР. Постоянно необходимо увеличить долю услуг, предоставляемых через личные кабинеты на сайте Пенсионного фонда и портале Государственных услуг, и развивать проактивное оказание услуг, которое в том числе предусматривает беззаявительное назначение выплат по сведениям, имеющимся у ПФР.

Необходимо прорабатывать пути совершенствования функционирования пенсионной системы именно с качественной точки зрения, создавать базу и условия повышения продолжительности трудовой деятельности граждан, обеспечивать условия их достойного существования.

  1. Повышение уровня контроля и проведение профилактических мероприятий, направленных на выявление и устранение коррупции в территориальных органах Пенсионного фонда РФ.

Пенсионный фонд России и его территориальные подразделения на регулярной основе должны реализовать комплекс мер по противодействию коррупционным проявлениям в системе Пенсионного фонда Российской Федерации.

В целях осуществления деятельности по профилактике коррупционных проявлений в системе ПФР необходимо определить структурные подразделения, занимающиеся вопросами противодействия коррупции. Во всех территориальных Управлениях ПФР по федеральным округам необходимо создать отделы организации и контроля систем безопасности, на которые должны быть возложены задачи координации мероприятий по профилактике коррупции, а также контроль за их исполнением.

Необходимо разработать и утвердить положения о порядке обработки информации, содержащей признаки коррупционных проявлений в деятельности ПФР и его работников. В соответствии с данными документами, необходимо определить порядок регистрации поступающих в адрес ПФР и его территориальных органов обращений, писем и жалоб граждан, а также юридических лиц, содержащих информацию о возможных коррупционных проявлениях в действиях сотрудников ПФР.

В ПФР необходимо реализовать проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов и иных документов Пенсионного фонда Российской Федерации в целях выявления коррупционных факторов.

Пенсионным фондом России также необходимо осуществлять проверку своевременной и полной реализации процедур по ключевым функциональным направлениям деятельности Пенсионного фонда, в том числе:

- контрольные мероприятия по проверке деятельности территориальных органов ПФР при назначении и выплате пенсий;

- контрольные мероприятия по проверке деятельности территориальных органов ПФР в сфере государственной поддержки семей, имеющих право на получение материнского (семейного) капитала;

- контрольные мероприятия по проверке своевременной и полной реализации процедур по администрированию страховых взносов;

- разработка и внедрение административных регламентов по предоставлению государственных услуг ПФР, а также анализ и оценка качества их исполнения;

- совершенствование межведомственного электронного взаимодействия в системе ПФР.

Вся деятельность ПФР по профилактике коррупционных проявлений в системе Пенсионного фонда Российской Федерации должна координироваться с правоохранительными и иными государственными органами.

  1. Повышение эффективности использования пенсионных накоплений граждан. Необходимо поднять все вопросы, связанные с затратами на создание пенсионной системы, за период реформирования пенсионной системы в России огромные деньги населения были размещены в различных банках. И часть денег была потеряна. Очень большие средства тратятся на строительство зданий и сооружений Пенсионного фонда, которые в дальнейшем необходимо содержать. Пенсионная система в современных условиях позволяет абсолютно безнаказанно выводить деньги в частный сектор, что развязывает руки негосударственным пенсионным фондам, управляющим компаниям, депозитариям.

Государство должно четко устанавливать величину гарантий и ответственность, которые сможет взять на себя в ходе пенсионного обеспечения жителей страны, сформировав им условия для образования их пенсионных накоплений в границах частно-государственного партнерства, как с привлечением работодателей, так и самих граждан страны.

Происходящие в настоящее время реформы пенсионной системы имеет ряд негативных моментов, при этом негативные моменты можно было избежать, включая петиции, выступления, митинги против пенсионной реформы, будь продолжительность жизни в России выше, а для этого нужно правильно распределять ресурсы страны (денежные, природные, научные). После рационального распределения ресурсов, экономическое состояние начнет улучшаться: вырастут зарплаты, пенсии, пособия для инвалидов, матерей-одиночек и т.д., качество государственной медицины и образования. Главным тормозом для экономического роста является сырьевая экономика страны. Доля объема экспорта сырья составляет 60%, а импортом завозится уже готовая продукция, сделанная из сырья и материалов России, которая продается в разы дороже.

Считаем необходимым проработать вопрос об эффективности использования пенсионных накоплений граждан, инвестировать средства в развитие крупнейших федеральных проектов, которые в будущем вернут эти средства в бюджет с отдачей. Так, например если на средства бюджета ПФ РФ построить дорогу от Санкт-Петербурга до Владивостока, то будет развиваться и сельское хозяйство, и придорожное строительство, и торговля, и сфера автотранспортных услуг, гостиничный бизнес и т.д. Будет развиваться экономика всех тех территорий, где пройдёт эта дорога. Соответственно произойдет увеличение количества рабочих мест, работникам будут платить заработные платы, а следовательно увеличатся и социальные отчисления.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что текущее состояние российской пенсионной системы свидетельствует, что социальные целевые ориентиры пенсионной реформы неразрывно связаны и взаимообусловлены макроэкономической ситуацией в стране в долгосрочной перспективе. Соответственно, в целях обеспечения эффективности пенсионной реформы каждая законодательная реформа и весь комплекс реформаторских мер должны быть адаптированы и согласованы с рядом факторов.

- пенсионный фонд является государственной внебюджетной организацией, основная цель которой заключается в управлении средствами, составляющими бюджет пенсионной системы, его основной целью является обеспечение уровнем заработанным человеком жизненных благ с помощью накопления и перераспределения денежных средств, поэтому данный фонд оказывает несомненное влияние на экономику страны;

- на сегодняшний день в структуре Пенсионного фонда РФ - 84 Отделения Пенсионного фонда в субъектах РФ, включая ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также 2460 клиентских служб в территориальных органах ПФР.

- бюджет Пенсионного фонда РФ на протяжении анализируемого периода являлся дефицитным, при этом можно отметить ежегодное снижение дефицита, связанное, как с общим увеличением его доходной части, так и со снижением отдельных видов расходов;

- система формирования и выплат пенсионных накоплений на протяжении последних нескольких десятилетий подверглась глубокому реформирования, продолжающемуся и по настоящее время.

Читайте также: