Профсоюзы о повышении пенсионного возраста

Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) выступила против повышения пенсионного возраста, начала в регионах акции протеста, а также направила Дмитрию Медведеву свои предложения по пенсионной реформе. Председатель ФНПР Михаил Шмаков заявил, что пенсионный вопрос нельзя решить, не решив проблем зарплаты и производительности труда.

— Профсоюзы против повышения пенсионного возраста или все-таки за, но при условии долгого переходного периода?

— Мы против законопроекта в той редакции, в какой он сейчас сформулирован правительством. В нем нет ничего, кроме простого предложения: давайте поднимем возраст. Все остальное — это какие-то рассказы «на пальцах» о том, что будет с экономикой, с повышением пенсий, с рабочими местами. Вместо рассказов должен быть пакет законопроектов, чтобы решать проблему в комплексе.

— Но уже все, включая противников повышения возраста, признали, что действующая пенсионная система исчерпала весь свой ресурс .

— Как система — да. Но, к примеру, никакого дефицита Пенсионного фонда (ПФР) нет для того, чтобы он выполнял свои обязательства по государственному пенсионному страхованию. У фонда достаточно средств, чтобы выплачивать сегодняшние пенсии. Можно даже повышать выплаты, если вернуть фонду 6% страховых взносов, которые предназначались для накопительных пенсий, но уже четвертый год заморожены решением правительства.

— Разве можно повышать пенсии сегодняшним пенсионерам за счет денег, которые персонально накапливаются для пенсионеров будущих?

— В обязательном государственном пенсионном страховании не может быть накопительного элемента. Это тема для обсуждения, которая тоже важна в контексте повышения возраста.

— Часть россиян перечисляла накопительные взносы в негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

— И в некоторых НПФ эти деньги уже успели раствориться. Но значительная часть граждан никак не распорядилась накопительной частью. Средства поступали в ВЭБ, где, надеюсь, сохранились.

— По-вашему, эти «размороженные» деньги обеспечат россиян достойной пенсией?

— Достойные пенсии бывают при достойных зарплатах. Потому что страховые взносы в ПФР зависят от величины заработков.

— Достойные зарплаты нужно платить «в белую». Почему профсоюзы и предприниматели мирятся с тем, что в стране в тени работают, по разным оценкам, от 10 млн до 20 млн граждан?

— Это обязанность правительства создавать условия, в которых невозможна была бы теневая, а по сути криминальная, занятость.

— Кроме того, достойные зарплаты бывают при высокой производительности труда.

— Если кто-то считает, что у нас низкая производительность, то это спекуляции. Если исходить из наших зарплат, которые низкие, то наша производительность самая высокая в мире: за такие деньги такой объем работ не выполняется в развитых странах. Если же считать по количеству произведенного продукта, то она низкая. Но мы с вами не в XIX веке, где производительность определялась мышечной силой работника. Сегодня все решают технологии. Смена технологии, организация труда — это забота предпринимателей, менеджеров. А их решения в свою очередь зависят от общей стратегии развития экономики.

— Стратегия вещь долгосрочная, а пенсии надо платить каждый месяц.

— На каждый месяц деньги пока есть. А зарплату можно повысить и с помощью краткосрочных мер. Мы уже приравняли минимальную зарплату к прожиточному минимуму. Теперь надо пересматривать прожиточный минимум, в основе которого лежит минимальная потребительская корзина, которая вводилась в 1992 году всего на восемь месяцев для преодоления кризиса. Значит, нужно пересматривать и корзину. Таких предложений у нас несколько десятков, о которых мы и сообщили Дмитрию Медведеву, а также в Российскую трехстороннюю комиссию. К примеру, проблема занятости уже сейчас стоит остро. Повышение пенсионного возраста может спровоцировать такой рост безработицы, что потребуется возрождать страховой Фонд занятости для выплаты пособий. Поэтому мы и настаиваем на комплексном решении пенсионной проблемы, которая зависит от массы аспектов. А когда мы детально обсудим все эти аспекты, то может оказаться, что и нет никакой необходимости в повышении возраста.

— Но Дума настроена принять правительственный проект в первом чтении 19 июля. Значит, повышение возраста неизбежно.

— В Думе не раз случалось, когда депутаты принимали какой-нибудь закон в первом чтении, а потом тихо «хоронили» его в архиве. Профсоюзные акции протеста против правительственного закона уже начались. Профсоюзная сторона в региональных трехсторонних комиссиях будет выступать против, и это может подействовать на региональных депутатов, которые должны прислать в Москву свои отзывы перед первым чтением.

— А если не подействует?

— Если все губернаторы, все мэры, депутаты всех уровней поддержат правительственный вариант пенсионной реформы, что ж… Им всем предстоят выборы, а выборы у нас каждый сентябрь.

Виктор Хамраев
корреспондент газеты "Коммерсантъ"


Профсоюзы России выступили против правительственного законопроекта о повышении пенсионного возраста. Об этом РБК сообщил председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности Иван Мохначук по итогам заседания профсоюзной стороны РТК (Российская трехсторонняя комиссия: правительство — бизнес — профсоюзы). Позицию профсоюзов подтвердил РБК секретарь Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Александр Шершуков. В заседании профсоюзных представителей 15 июня участвовал министр труда и социальной защиты Максим Топилин.

«Общая консолидированная позиция всех профсоюзов России, входящих и не входящих в ФНПР, независимых и не состоящих в никаких объединениях, категорически против данного законопроекта», — заявил РБК Мохначук, принявший участие в заседании.

В 2013 году пенсионный возраст, который на тот момент составлял 65 лет, привязали к средней ожидаемой продолжительности жизни. В результате к 2018 году возраст выхода на пенсию в стране составил 66 лет и четыре месяца. С 2007 года был предусмотрен ранний выход на пенсию — условиями для него были возраст не менее 55 лет и выплаты пенсионных взносов в течение 30 лет. В 2012 году действие этого правила приостановили, а в 2015 году вновь запустили, изменив условия: теперь на раннюю пенсию могут рассчитывать люди не моложе 60 лет при условии выплат взносов в течение 40 лет.

По его словам, Топилин в разговоре с представителями профсоюзов подчеркнул, что цель повышения пенсионного возраста — увеличение уровня благосостояния пенсионеров. «Станет лучше сегодняшним неработающим пенсионерам и тем пенсионерам, которые будут уходить на пенсию, даже работающим, с учетом растяжки во времени. Пенсия будет больше в среднем на 1000 руб.», — пересказал Мохначук аргументацию министра. Средняя пенсия по старости на 1 января 2018 года составляла 14,2 тыс. руб.

В 2013 году пенсионный возраст, который на тот момент составлял 65 лет, привязали к средней ожидаемой продолжительности жизни. В результате к 2018 году возраст выхода на пенсию в стране составил 66 лет и четыре месяца. С 2007 года был предусмотрен ранний выход на пенсию — условиями для него были возраст не менее 55 лет и выплаты пенсионных взносов в течение 30 лет. В 2012 году действие этого правила приостановили, а в 2015 году вновь запустили, изменив условия: теперь на раннюю пенсию могут рассчитывать люди не моложе 60 лет при условии выплат взносов в течение 40 лет.

В субботу, 16 июня, в Белом доме состоится заседание РТК с участием всех сторон — представителей организаций работодателей, представителей профсоюзов, а позицию правительства в РТК представляют ​социальный вице-премьер и министр труда.

Как будет повышаться пенсионный возраст

В четверг, 14 июня, глава правительства Дмитрий Медведев объявил о повышении пенсионного возраста для мужчин до 65 лет и до 63 лет для женщин (сейчас 60 и 55 соответственно). «Начать его предлагается с 2019 года, чтобы пошагово достичь выхода на пенсию в 65 лет для мужчин в 2028 году и в 63 года для женщин в 2034 году», — заявил он. По словам премьер-министра, увеличение срока выхода на пенсию позволит «направить дополнительные средства на увеличение пенсий сверх уровня инфляции».


Повышение затронет мужчин 1959 года рождения и младше и женщин 1964 года и младше. Например, мужчины 1959 года рождения и женщины 1964 года рождения получат право выхода на пенсию в 2020 году — в возрасте 61 года и 56 лет (при действующих правилах они бы вышли на пенсию в 2019 году). Мужчины, родившиеся в 1960 году, и женщины 1965 года рождения смогут уйти на пенсию в 2022 году — в возрасте, соответственно, 62 и 57 лет и так далее (каждые два года пенсионный возраст увеличивается на один год).

Для нынешних пенсионеров «никакие правила не меняются». «Благодаря программе увеличения трудоспособного возраста их пенсии будут расти ориентировочно на тысячу рублей», — подчеркнул Медведев в четверг. Глава правительства обратился к профсоюзам и организациям работодателей с просьбой оперативно организовать проведение необходимых процедур, чтобы ​«в кратчайшие сроки» состоялось заседание РТК.

Пенсионный возраст, согласно правительственным предложениям, увеличится и для некоторых категорий, которые имеют право выйти на пенсию досрочно. Граждане, работающие в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним районах, смогут выйти на пенсию в 60 и 58 лет (для мужчин и женщин соответственно). Сейчас их пенсионный возраст составляет 55 и 50 лет.

Возраст возникновения права на досрочную пенсию на те же пять и восемь лет повысится для педагогических, медицинских и творческих работников. Профсоюзы медиков и педагогов уже выступили против инициативы правительства повысить досрочный пенсионный возраст учителям и врачам. «Врачи и учителя — это экстремальные в интеллектуальном отношении виды деятельности, — указал в разговоре с РБК сопредседатель Гильдии защиты медработников Виктор Колкутин. — Они просто выжигают мозг, если человек работает добросовестно. Повышение пенсионного возраста приведет к падению качества работы». Но бастовать врачи не выйдут, уверен Колкутин.

Социальную пенсию по старости, которую получают граждане, не имеющие необходимого стажа работы, тоже отодвинут — с 65/60 лет для мужчин и женщин до 70/68 лет. В 2018 году для назначения социальной пенсии необходимо иметь минимум девять лет стажа и 13,8 пенсионных балла. Требования к минимальному размеру стажа и пенсионного коэффициента достигнут максимума к 2025 году, когда страховая пенсия по старости будет назначаться при наличии 15 лет стажа и 30 пенсионных баллов.

Профсоюзы отказались поддержать законопроект о повышении пенсионного возраста на совещании Российской трехсторонней комиссии по социально-трудовым отношениям (РТК), которое состоялось 15 июня 2018 года.

Позиция Профсоюзов о повышении пенсионного возраста

На совещании профсоюзные лидеры единогласно заявили, что не поддерживают предложенный правительством законопроект о повышении пенсионного возраста в России.

Профсоюзы уже давно настаивали на том, чтобы дискуссия на эту тему велась в широком общественном поле. Однако в предыдущие годы вице-премьер по социальной политике Ольга Голодец уверяла, что никаких обсуждений и законопроектов правительство на эту тему не готовит.

Газета «Солидарность» отметила, что Законопроект все члены РТК увидели впервые лишь утром 15 июня. На вопрос, откуда такая срочность и почему нельзя обсудить его спокойно, министр труда Максим Топилин, присутствующий на заседании, ответил, что если сейчас не повысить пенсионный возраст, то уже «через несколько лет у нас не будет возможности индексировать пенсии».

Топилин неоднократно ссылался на европейский опыт, напоминал, что в европейских странах уже был повышен пенсионный возраст. На что ему возразили, что там эта тема обсуждалась около десяти лет, причем сначала там озаботились увеличением количества рабочих мест на 50% для пожилых людей, и только после того, как почти удалось этого добиться, – повысили возраст выхода на пенсию.

— Вы наплодите безработицу! – воскликнул председатель Российского профсоюза работников атомной энергетики и промышленности Игорь Фомичев после того, как министр труда пояснил, что никаких программ по обеспечению работой тех, кому за пятьдесят лет, нет и не планируется.

Если Правительство не разработает программы по обеспечению работой граждан кому за пятьдесят, то увеличение пенсионного возраста приведет к увеличению количества безработных, которые после биржи будут уходить на пенсию, с более меньшей пенсией, так как уже сегодня работодатели стараются не брать на работу работников в возрасте пятидесяти лет.

Проверки профсоюзной инспекции труда отмечают, что нарушения пятидесятилетних работников в основном касаются порядка приема и увольнения, процедуры сокращения и уклонения от надлежащего оформления трудовых договоров, а также условий труда на рабочем месте.

Максим Топилин заверил, что принятие законопроекта позволит существенно повысить размер пенсий, в первую очередь – нынешним пенсионерам. К 2030 году она должна равняться 2,5 прожиточного минимума. Однако профсоюзные лидеры обратили внимание на то, что в предложенном законопроекте нет нормы о размерах возмещения утраченного заработка.

До сих пор не ратифицирована 102-я Конвенция Международной организации труда (МОТ) «О минимальных нормах соцобеспечения», в которой признано, что возмещение утраченного в связи с выходом на пенсию заработка должно быть на уровне не ниже 40%.

«Общая консолидированная позиция всех профсоюзов России, входящих и не входящих в ФНПР, независимых и не состоящих в никаких объединениях, категорически против данного законопроекта», — заявил Иван Мохначук, председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности, принявший участие в заседании.

Правительство РФ о повышении пенсионного возраста

Напомним, что правительство 15 июня 2018 года одобрило концепцию повышения пенсионного возраста. Так, женщинам предлагают уходить на пенсию в 63 года (на 8 лет позже, чем сейчас), а мужчинам – в 65 лет (на 5 лет позже).

Повышение начнется с 2019 года и продлится до 2028 года для мужчин и до 2034 года для женщин. Планка пенсионного возраста будет ежегодно подниматься на один год. ​

Для тех, кто должен был выходить на пенсию в ближайшие годы, вводятся особые правила. Мужчины, родившиеся в 1959 году и женщины 1964 года рождения смогут уйти на заслуженный отдых в 61 и 56 лет соответственно. Мужчины 1960 года рождения и женщины 1965 года рождения смогут выйти на пенсию в возрасте 62 и 57 лет.

Граждане, успевшие наработать большой трудовой стаж, — 40 лет для женщин и 45 лет для мужчин — смогут выйти на пенсию на два года раньше общеустановленного пенсионного возраста в условиях его повышения.

Правительство намерено сохранить существующие льготы на досрочные пенсии для ряда категорий. Это относится к работникам на вредных и опасных производствах, к женщинам, которые имеют пять и более детей, к одному из родителей-опекунов инвалидов с детства, к чернобыльцам и некоторым другим.

Останутся прежними требования к стажу педагогов, медицинских и творческих работников. Сейчас для получения права на досрочную пенсию им необходимо выработать специальный стаж от 15 до 30 лет в зависимости от конкретной категории. При этом возраст выхода на пенсию будет исчисляться с учетом общих подходов к темпам повышения пенсионного возраста.

Пенсионный возраст граждан, работавших в особых климатических условиях, будут пошагово увеличивать до 60 лет для мужчин и 58 для женщин.

Действующих пенсионеров, заверил Дмитрий Медведев, изменения никак не затронут. «Благодаря программе увеличения трудоспособного возраста их пенсии будут расти ориентировочно на 1 тысячу рублей в год. Кроме того, они, как и раньше, будут получать все положенные им иные социальные выплаты», — заявил премьер.

Председатель Государственной Думы о пенсионной реформе

В Государственной Думе ожидают, что , 16 июня, Правительство РФ внесет на рассмотрение депутатов законопроект о пенсионной реформе. Как отметил Председатель ГД Вячеслав Володин, целью реформы должна стать реализация задачи по повышению уровня жизни пенсионеров.

«Мы считаем, что реформа необходима. Если не принимать никаких решений, то неизбежно произойдет фактическое снижение пенсий. Мы этого допустить не можем», — сказал Вячеслав Володин.

Руководство «Единой России» о пенсионной реформе

«То, что пенсионная реформа назрела, в этом нет сомнений. Это необходимо. Самое важное в этой пенсионной реформе — это увеличение материального состояния наших пенсионеров. Вот это самое важное. Любая реформа должна привести к увеличению материального благосостояния», — сказал Неверов.

Первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Андрей Исаев напомнил, что в настоящее время число пенсионеров возрастает, что увеличивает нагрузку на работающих.

«Надо искать пути для того, чтобы реализовать важную задачу — обеспечить достойную жизнь наших пенсионеров, обеспечить реальное увеличение пенсий. Правительство намерено внести в Государственную думу предложения по реформе. Когда это предложение поступит, мы будем внимательно его изучать и рассматривать», — сказал Исаев журналистам.

Он также подчеркнул, что Госдума при рассмотрении данного законопроекта будет соблюдать все регламенты и законодательные сроки.

«Законопроект будет обсуждаться месяц до первого чтения. Он будет обсуждаться более месяца до второго чтения. Мы выслушаем позицию сторон российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Я знаю, что они предполагают их выразить в самое ближайшее время. Мы будем советоваться с союзом пенсионером России, с общественными организациями, с экспертами. Одним словом, будет всестороннее широкое обсуждение», — добавил он.

Песков: президент не участвует в проработке вопроса о пенсионном возрасте

Песков прокомментировал ТАСС обещание Владимира Путина, данное им в 2005 году, что в его бытность президентом пенсионный возраст повышен не будет:

— Важно вспомнить, что все-таки это было 13 лет назад. Конечно же, происходят изменения и с точки зрения демографии, и с точки зрения уровня развития экономики, и с точки зрения международной конъюнктуры — а ни одна страна не существует в вакууме, — и с точки зрения улучшения показателей по продолжительности жизни.

Песков добавил, что президент не участвует в проработке вопроса о повышении пенсионного возраста.

«Тема, связанная с пенсионной реформой, прорабатывается в правительстве РФ, — подчеркнул Песков. — Президент не принимает участия в этой проработке». По словам представителя Кремля, после правительства эту тему будут обсуждать эксперты, а также законодатели. «Давайте все-таки дождемся, когда в результате этой экспертной проработки будут проявляться уже окончательные очертания этой реформы», — призвал Песков.

Если информация оказалась полезной, оставляем комментарии, делимся ссылкой на эту статью в своих социальных сетях. Спасибо!


Глава объединения профсоюзов «Соцпроф» Сергей Вострецов поделился информацией о том, что по результатам совещания круглого стола в нижней палате парламента до 9 июля в Госдуме будет создана рабочая группа с участием профсоюзов для обсуждения законопроекта о повышении пенсионного возраста. Вострецов подчеркнул, что профсоюзам достаточно и одного депутата, чтобы выработать предложения по реформе пенсионного законодательства и внести их на рассмотрение Госдумы. «Однако лучше было бы, если бы это была межфракционная группа, куда вошли бы представители всех профсоюзных объединений, которые представлены сегодня в России», – отметил он.

Эту идею поддержали и в думских фракциях, и в профсоюзных объединениях. «Вчера руководитель Федерации независимых профсоюзов (ФНПР) Михаил Шмаков был в Госдуме и поддержал идею создания рабочей группы. Поэтому я думаю, мы идем параллельными путями навстречу», – отметил руководитель «Соцпрофа».

Вострецов вместе с тем отметил: «Договариваться есть смысл только тогда, когда есть реалистичные конкретные предложения. Если будут лозунги и популизм – это одно, если есть какие-то конкретные законодательные инициативы, расчеты и статистика, если люди занимались делом – это другое».

«Мы оттягивали эту реформу насколько могли, но пришли к тому, что уже дальше оттягивать нельзя, – подчеркивает Вострецов. – Надо принимать решение: либо повышать пенсионный возраст, либо искать иные источники дохода, наполнения пенсионного бюджета. Потому что от того, что мы будем говорить «халва, халва», во рту слаще не станет. Когда мы не сможем не то, что индексировать, а возможно платить пенсию в том объеме, который есть уже, не то, что повышать, тогда поздно будет. Поэтому не от хорошей жизни правительство пошло на реформу».

Говоря о причинах сложившейся ситуации, Вострецов назвал ее отголоском системы, существовавшей во времена СССР. Он думает, что профсоюзы поддержат пенсионную реформу. «Если они хотят сохранить государство, хотят сохранить стабильность государства, то конечно они не захотят идти по пути безответственной политической деятельности», – уверен профсоюзный лидер.

Кажется весьма странным тот факт, что профсоюзные объединения хотят в очередной раз наступить на грабли, уготованные буржуазной властью: попытаться договориться на условиях буржуазии. Мысль о том, что “профсоюзы поддержат пенсионную реформу” многих приводит просто в ужас, так как профсоюзы обязаны поддерживать права трудящихся, права рабочего класса в первую очередь. Вместо этого происходит увод рабочих от протеста.

Право решать вопрос жизни и смерти пожилых людей возрасте 55-60 лет соответственно отдаётся на откуп таким лидерам «желтых профсоюзов», которые говорят, что надо сохранить буржуазное государство и уходить от безответственной политической деятельности.

Удивительно, что «профсоюзы» не поднимают вопрос об иных источниках наполнения пенсионного бюджета, таких как введение шкалы прогрессивного налогообложения, как во всех капиталистических странах мира. Во Франции, например, капиталисты платят 56,8% в бюджет государства, в США – 39%, Австралии – 50%. А в РФ — «плоская» шкала налогообложения: и бедные, и олигархи платят одинаково.

Трудящимся нужно знать, что «желтые профсоюзы» — термин, встречающийся в литературе для обозначения профсоюзов, лидеры которых, вопреки коренным интересам рабочего класса, проводят политику классового сотрудничества рабочих и предпринимателей.

В сегодняшней России создание

«желтых» профсоюзов является одним из самых распространенных методов борьбы работодателей против интересов трудящихся.

Если вы видите, что профсоюз на вашем предприятии занимается чем угодно, только не защитой прав работников: совместно с директором организует «конкурсы профессионального мастерства», раздает грамоты и подарки, никогда не спрашивает рабочих об их проблемах и не занимается их решением, скорее всего, перед вами — «желтые».

Если председатель профсоюза сам является одним из менеджеров, женой/кумом/сватом/братом генерального директора; если заключение коллективного договора проходит за закрытыми дверями, без обсуждения с коллективом, а условия соглашения лишь дублируют нормы Трудового кодекса, наконец, если работников в профсоюз загоняют мастера и начальники, стоит задуматься: «А нужен ли нам ТАКОЙ профсоюз?».

Задача настоящих профсоюзов — борьба за улучшение условий труда работников, опирающаяся на их солидарность и коллективные действия.

Несмотря на прописанное в Конституции РФ право на пенсионное обеспечение граждан к 55 и 60 годам соответственно женщинам и мужчинам, капиталисты лишают трудящихся этого права, что по факту является признанием права власть имущих проводить политику геноцида пожилого населения.

С учетом инфляции, качества продуктов питания и бешеных цен на медикаменты – всё делается для того, чтобы никто не дожил до пенсии, а те счастливчики, которые выдержат марафонскую дистанцию и доживут, то недолго там задерживались.

Повышение пенсионного возраста увеличит не суммы отчислений, а безработицу, нищету, снижение рождаемости и рост смертности. Ведь количество рабочих мест остается прежним, а то и уменьшается каждый год. А по статистике до 50% молодых людей в возрасте от 20 до 35 лет являются безработными.

Нужно не ухудшать правила игры для трудящихся, а решать проблемы — расширять производство, делать его больше высокотехнологичным, повышать качество продуктов, делать жизнь людей лучше, а не закручивать гайки год за годом.

А это возможно только тогда, когда власть будет принадлежать рабочему классу. Для этого надо включаться в классовую борьбу и отстаивать свои интересы, повышать сознательность окружающих. Агитируйте и просвещайте людей вокруг себя.







Версия для печати

В решении Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений по итогам обсуждения законопроекта о повышении пенсионного возраста отмечается, что сторона, представляющая общероссийские объединения профсоюзов, не поддерживает проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий».

Профсоюзы считают, что главный резерв для пополнения пенсионного фонда – это повышение зарплат и вывод бизнеса из тени. РТК ежегодно рассматривала бюджет Пенсионного фонда, и всегда утверждалось, что дефицита по страховой части нет.

Сторона комиссии, представляющая сторону работодателей, концептуально поддерживает проект федерального закона и считает необходимым:

  • провести детальную оценку влияния предлагаемых мер на экономику, рисков и последствий реализации законопроекта для рынка труда, системы защиты от безработицы, включая пособия по безработице и переподготовку лиц старших возрастов;
  • предоставить актуальные расчеты и детальные статистические показатели, которые легли в основу законопроекта и подтверждают сбалансированность пенсионной системы в перспективе;
  • оценить бюджетные расходы на минимизацию рисков;
  • предоставить информацию о мерах, которые будут реализовываться в целях нивелирования рисков;
  • активизировать реформирование института досрочных пенсий, в том числе с учетом развития системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения и создания системы страхования профессиональных рисков, ускорить рассмотрение соответствующего законопроекта.

Глава РСПП и координатор стороны работодателей Александр Шохин выразил надежду, что ко второму чтению законопроекта в Госдуме будут даны ответы на все поставленные сейчас вопросы. Также Шохин отметил, что нужно и дальше реформировать систему корпоративных и накопительных пенсий.

Глава ФНПР Михаил Шмаков высказал некоторые предложения по изменению пенсионной системы. В частности, предложения правительства, по его мнению, можно было бы вводить не с 2019 года, а с 2020, чтобы было время для спокойного обсуждения. Шмаков считает, что нужно отказаться от накопительной системы, все имеющиеся в настоящее время средства направить в солидарную систему, а индивидуальный пенсионный капитал должен формироваться только на добровольной основе.

Кроме того, Шмаков отметил, что хотя в ближайшее время планируется ратифицировать 102-ю Конвенцию Международной организации труда (МОТ) «О минимальных нормах соцобеспечения», в которой признано, что возмещение утраченного в связи с выходом на пенсию заработка должно быть на уровне не ниже 40%, из нее изъята часть, касающаяся страхования от безработицы. Профсоюзы считают, что эту конвенцию следует ратифицировать полностью. Глава ФНПР уверен, что те, кто не уплачивает страховые взносы, не должны рассчитывать на страховую пенсию в принципе, а только на социальную.

Шмаков предложил координатору РТК Татьяне Голиковой собрать еще одно заседание РТК перед вторым чтением законопроекта в Госдуме, чтобы понять, какие предложения были учтены. Также он напомнил о давнишнем предложении перевести управление Фондом социального страхования на трехстороннюю основу. Профлидер также высказал предложение о выведении Росстата из подчинения правительству под президентское подчинение.

- Нам нужна объективная информация, а не подстроенные расчеты, – сказал Шмаков. И в завершение своего выступления глава ФНПР предложил пересмотреть закон о забастовках, потому что в настоящее время забастовки в России практически невозможны. Однако, чтобы добиться реализации своих прав, работники должны иметь возможность прибегать и к таким мерам, как забастовки.

Согласно опросу РОМИР, уже 92% россиян не поддерживают планы по повышению пенсионного возраста. Профсоюзы выступают категорически против любого повышения пенсионного возраста, считая такую меру не только антисоциальной, но и вредной для экономики, о чем председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков написал в письме премьер-министру страны Дмитрию Медведеву.

14 июня правительство одобрило концепцию повышения пенсионного возраста. Мы собрали все, что известно на сегодня о повышении пенсионного возраста в России, и сделали об этом карточки.

Подробнее о том, почему в России нельзя повышать пенсионный возраст, читайте в статье «Пособие для скептика».

Краткое содержание:

То, что раньше была очевидно теперь стало ясно на цифрах. В данном случае я говорю о повышении пенсионного возраста. Было совершенно очевидно, что главной целью было сокращение числа пенсионеров.

Но нам упорно толкали мысль, что главная задача - ускоренно повышение пенсий. Но время удивительный проявитель истины и рано или поздно, скрытое становится явным.

Так случилось и с числом пенсионеров из-за повышения пенсионного возраста.

Теперь это документально подтвердила Счетная палата под руководством Алексея Кудрина. Уж что-что, а считать Кудрин умеет. И в этом плане я ему вполне доверяю.

Счетная палат подготовила свое заключение на проект бюджета Пенсионного фонда на 2022 - 2023 года.

Это довольно большой документ и в нем самой разной информации.

Первое, что меня поразило, так это изменение числа пенсионеров по годам.

Вот эта весьма неприятная для властей табличка

За 3 года число обычных пенсионеров уменьшится с 39,8 млн. чел. в 2020 году до 38,5 млн. чел. Т.е. на 1,3 млн. за 3 года. Но это еще можно понять. Пенсионный возраст повысили, значит кто-то просто до нее не доживет.

Но как можно понять данные строкой ниже.

Число пенсионеров по гос. обеспечению вырастет с 3 998 тыс. до 4049 тыс.!

Несмотря на то, что пенсионный возраст у чиновников повышают, но число пенсионеров при этом растет.

Если с ростом числа военных пенсионеров я еще морально готов согласиться, то вот с ростом числа пенсионеров чиновников - никак.

При этом нам постоянно говорят о сокращении числа чиновников, оптимизации штата, переход на цифру и прочие умные слова. А по факту получается, что обычных пенсионеров с каждым годом становится все меньше, а чиновников пенсионеров - все больше.

Естественно, что эти данные Вы не найдете на первых полосах СМИ. И понятно почему. Эти данные весьма неудобные для власти, т.к. разбивают один из мифов пенсионной реформы.

При повышении пенсионного возраста Силуанов обещал пенсионерам путешествия. Посчитал изменения пенсии в долларах и "прослезился"

Решил сегодня написать пост про пенсионную реформу и пенсии. Всегда полезно посмотреть назад свежим взглядом и адекватно оценить то, что происходило раньше.

Кто бы что ни говорил, а я считаю повышение пенсионного возраста - главной ошибкой властей за последние годы. Дело не в том, что его вообще не надо было повышать.

В других странах возраст начинали повышать через много лет после объявления об этом. Но у нас это сделали в первый же год после принятия закона. В результате у меня срок до выхода на пенсию в одночасье увеличился более чем в 2 раза. Было 4 года, а стало 9 лет.


Наши власти не лыком шиты и рассказывали нам "сказки" про то, как пенсионеры заживут припеваючи с новыми пенсиями. Причем не только заживут, но еще и смогут путешествовать.

Вот перл, который выдал Антон Силуанов в эфире передачи Владимира Соловьева в мае 2018 года

Кстати, ведущие СМИ, как-то не заметили этот тезис первого вице-премьера, на тот момент.

Но давайте посмотрим на факты, а не на слова.

Средняя пенсия в долларах в 2018 году

Вот данные недалекого прошлого

Средняя пенсия в 2018 году составила - 13 345 руб.

Курс доллара на момент выступления Силуанова - 62 руб./долл.

Итого средняя пенсия в долларах в 2018 году была

= 13 345 / 62 = 215,24 $

Средняя пенсия в долларах в 2020 году

Средняя пенсия в 2020 году - 14 924 руб.

Курс доллара - 76 руб./долл.

Итого средняя пенсия в долларах в 2020 году

= 14 924 / 76 = 196,36 $

Так что возможности пенсионеров путешествовать только ухудшились, по сравнению с 2018 году.

Не хочется называть А.Силуанова "господином соврамши", но по факту получается именно так.

Все это конечно весьма печально. Нам навязали повышение пенсионного возраста, которое для миллионов граждан стало очень болезненным в финансовом плане. А по сути для действующих пенсионеров мало что изменилось в лучшую сторону.

Юрий Горлин: «Предпосылки могут возникнуть только через 20 лет»

В январе исполнится два года с начала пенсионной реформы. Ее принятие было спорным, неоднозначным и уж точно непопулярным у населения. Повышение пенсионного возраста не раз критиковали, указывая, что проблему дефицита Пенсионного фонда оно не решит, а эффект увеличения пенсий действующих пенсионеров (в среднем на 1 тысячу на протяжении нескольких лет) быстро пройдет. В последнее время пенсионную систему ругают все чаще, а власти все чаще обещают ее усовершенствовать, изменить, подправить. Такие обещания заставляют население понервничать: что опять «нахимичат» с пенсиями? О том, в каком состоянии находится пенсионная система России и что ее ждет в будущем, «МК» поговорил с одним из ведущих экспертов в этой области, заместителем директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрием ГОРЛИНЫМ.


— Через десять лет размер пенсий в России опять начнет снижаться, если правительство не примет новых мер для повышения финансовой устойчивости пенсионной системы. К такому выводу вы пришли в своем недавнем исследовании «Факторы роста уровня пенсионного обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективе». Значит ли это, что повышение пенсионного возраста не помогло системно повысить доходы пенсионеров?

— В связи с повышением пенсионного возраста на период 2019–2024 годов были законодательно утверждены размеры индексации пенсий, которые существенно превышают инфляцию. Если уровень инфляции в этот период прогнозируется в пределах 4%, то размер индексации составляет 5,5–7%. Без повышения пенсионного возраста такой рост пенсий вряд ли был бы возможен.

Наши же расчеты, приведенные в докладе, показывают, что даже без принятия новых дополнительных мер уровень пенсий в реальном выражении будет неуклонно увеличиваться и после 2024 года, то есть их рост будет превышать инфляцию при условии хотя бы минимального, но главное, устойчивого экономического роста. Поэтому нельзя утверждать, что повышение пенсионного возраста не помогло увеличить доходы пенсионеров.


— Одним из главных позитивных последствий поднятия пенсионного возраста называлась возможность повысить коэффициент замещения (уровень пенсий по отношению к зарплатам). В вашем исследовании подсчитано, что, благодаря переходу к более позднему выходу на пенсию, этот показатель останется на уровне 2018 года (34%) до 2030 года, а потом начнет снижаться и через 30 лет может составить только 27%. Означает ли это, что в ближайшем будущем пенсионный возраст поднимут снова?

— Когда в 2018 году на уровне правительства и президента обсуждался и обосновывался вопрос повышения пенсионного возраста, то, насколько я помню, о коэффициенте замещения как целевом показателе не говорилось. Гарантировались ускоренная индексация страховых пенсий, обеспечивающая их ежегодное увеличение для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей, и достижение к 2024 году среднего размера такой пенсии в 20 тысяч рублей в месяц. За горизонтом 2024 года говорилось о ежегодном увеличении страховых пенсий выше инфляции.

Хочу обратить внимание, что в общественном сознании имеет место смешение понятий «коэффициент замещения» и «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты». Это разные показатели. Коэффициент замещения — это отношение размера пенсии на момент ее назначения к величине зарплаты, зафиксированной непосредственно перед выходом на пенсию. При расчете этого показателя, как правило, принимается средняя по стране зарплата и продолжительный трудовой стаж — 30–35 лет. Согласно нашим оценкам, коэффициент замещения уже сейчас в России составляет около 40% и будет сохраняться на этом уровне до середины 2040-х годов. Отмечу, что величина показателя «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты», как правило, примерно на 5–10 процентных пунктов меньше величины коэффициента замещения.

— Так все-таки повышение возраста выхода на заслуженный отдых решило пенсионные проблемы страны или нет?

— Я бы предостерег от упрощенного представления о том, что повышение пенсионного возраста должно раз и навсегда решить все пенсионные проблемы. Это, конечно, облегчило ситуацию, по крайней мере, купировало накопившиеся проблемы и создало заделы на будущее. По нашим прогнозам, благодаря повышению пенсионного возраста соотношение пенсий и зарплат действительно удастся сохранить на уровне 34% до 2030 года. Если гипотетически рассматривать дальнейшую динамику этого показателя в рамках инерционного сценария (без принятия дополнительных мер), то после 2030 года она будет понижательной. Это обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, будет продолжаться старение населения, а прогнозируемые изменения на рынке труда будут вести к относительному росту нестандартных форм занятости и размыванию фонда оплаты труда как базы пенсионных взносов. Во-вторых, постепенно исчерпывается эффект увеличения пенсий работникам, имеющим стаж до 1991 года, обеспеченный проведенной в 2010 году их валоризацией (разовая переоценка пенсионных прав граждан. — «МК»). В-третьих, отвлечение 6% страховых взносов на формирование накопительной пенсии в период до 2014 года, учитывая их пониженную доходность в сравнении с индексацией страховой пенсии, обусловили относительное снижение размеров пенсий. В-четвертых, предоставление льгот по страховым взносам не компенсировалось адекватным образом за счет трансфертов федерального бюджета. Собственно, чтобы противостоять этим негативным с точки зрения уровня пенсий тенденциям, и необходимы меры по совершенствованию пенсионной системы, рассматриваемые в нашем докладе. И среди этих мер, начало реализации которых не выходит за пределы 2035 года, дальнейшего повышения пенсионного возраста не заложено.

— Но решение на этот счет принимаете не вы, а правительство. Сколько лет, на ваш взгляд, можно не беспокоиться о новом повышении пенсионного возраста?

— Думаю, что в ближайшие как минимум 15 лет демографические и социальные условия вряд ли позволят вернуться к вопросу повышения пенсионного возраста. Если же в результате развития медицины, улучшения условий проживания средняя продолжительность жизни и период здоровой активной жизни будут расти, а пенсионная система будет в этом нуждаться, то, возможно, за горизонтом 2040-х годов появятся какие-то предпосылки для еще большего повышения пенсионного возраста. Но пока что это чисто гипотетическая возможность. При этом надо отметить, что во многих развитых странах люди уже сейчас выходят на пенсию в 67 лет и вопрос увеличения этой планки обсуждается. В нашем докладе обосновывается, что условно с 2030 года целесообразно начать повышать трудовой стаж, необходимый для получения страховой пенсии по старости, например, по 1 году в год до 30 лет. Это одна из мер, которая позволяет обеспечить рост пенсий не только выше инфляции, но и относительно заработной платы.


— Каков в целом потенциал реформирования пенсионной системы в ближайшие годы? Какие меры помогут финансовой устойчивости пенсионной системы? К каким нововведениям готовиться будущим пенсионерам и бизнесу, который платит за сотрудников страховые взносы?

— В нашем исследовании мы определили исчерпывающий перечень факторов, за счет которых может быть повышен уровень пенсий, как в абсолютном выражении, так и по отношению к зарплатам. Во-первых, это соотношение численности лиц, за которых уплачиваются взносы, и численности пенсионеров. Во-вторых, размер эффективной ставки страховых взносов. В-третьих, уровень бюджетного трансферта, который предоставляется страховой пенсионной системе, соотнесенный с доходами от страховых взносов. Это три источника и три составные части, за счет которых могут расти пенсии. Все меры, которые могли бы содействовать более позитивной динамике пенсий, должны быть направлены на улучшение этих факторов. Такими мерами могли бы быть: повышение трудового стажа, легализация неформально занятых, обеление «конвертных» зарплат, изменение порядка формирования и выплаты пенсий работающим пенсионерам. Росту пенсий в абсолютном выражении способствовали бы также повышение доли фонда оплаты труда в ВВП, общего уровня заработных плат и снижение характерного для России высокого уровня зарплатного неравенства.

— С критикой пенсионной системы не так давно выступил в Госдуме Сергей Миронов. Он призвал вернуться к выплатам пенсий из бюджета, а нынешнюю систему страхования назвал «людоедской», поскольку она отнимает у россиян 22% доходов. Считаете ли вы пенсионную систему в нынешнем виде неэффективной?

— Я не могу согласиться с позицией депутата Миронова. Пенсионную систему, которая обеспечивает стабильные и регулярные выплаты 40 миллионам пенсионеров, являющиеся для многих из них единственным источником денежного дохода, нельзя назвать неэффективной. Ставка страховых взносов в 22% тоже не может быть признана высокой, потому что во многих странах (если учитывать взносы не только работодателей, но и работников) она выше. В совокупности с большим уровнем доходов граждан, меньшей нелегальной занятостью, более высоким пенсионным возрастом и стажем, требуемым для назначения пенсии, это действительно обеспечивает более высокий доход пенсионеров в этих странах. Чудес ведь не бывает — раз доходов больше, а расходов меньше, то и пенсии выше. Это чистая арифметика.

— Сейчас часто можно услышать мнение, что нынешним 20–30-летним не стоит надеяться на государственную пенсию: ее либо отменят вовсе, либо она будет совсем мизерная. А вы как думаете?

— Если говорить о поколении 20-летних, то они начнут выходить на пенсию только в 2060–2065 годах, а мы в нашем прогнозе так далеко не заглядываем — он ограничен 2050 годом. Но если будет реализована большая часть мер, о которых я говорил выше, то для нынешних 35-летних к 2050 году в принципе обеспечивается соотношение пенсий и зарплат на уровне 40%, а коэффициент замещения на уровне 50%. Это подтверждается нашими расчетами.

— Каковы перспективы развития накопительной компоненты пенсий? Старая государственная система накопительной пенсии себя изжила, а новая — гарантированный пенсионный план — так и не внедрилась.

— Бесспорно, было бы очень хорошо, чтобы люди имели возможность формировать пенсионные накопления, которые могли бы служить дополнительным источником дохода при выходе на пенсию. Но пока я не вижу каких-то значимых предпосылок для позитивных изменений. Проблема в том, что в России пока нет объективных условий для того, чтобы накопительный компонент мог активно развиваться. Во-первых, потому что у подавляющей части работников уровень доходов таков, что они не могут постоянно, на протяжении десятилетий отчислять на свою пенсию хотя бы условные 6% от своей зарплаты. Во-вторых, качество работы пенсионных фондов в условиях экономической турбулентности не позволяет обеспечить эффективность пенсионных накоплений в долгосрочном периоде с точки зрения интересов будущих пенсионеров. Это показала история предыдущих 15 лет. По нашим оценкам, в среднем доходность пенсионных накоплений за этот период была практически в полтора раза ниже инфляции. На купирование проблем в целом ряде крупных НПФ пришлось потратить сотни миллиардов рублей. В-третьих, необходимым условием для развития пенсионных накоплений является достаточно высокий уровень доверия к соответствующим финансовым институтам. Пока что они вряд ли могут похвастаться таким доверием, им нужна длительная «история успеха», чтобы его заработать.

Вообще у российской пенсионной системы есть потенциал для развития и совершенствования, но, учитывая инерционность пенсионных процессов и целесообразность постепенной — небольшими «шагами» — реализации соответствующих мер, необходимы их заблаговременная детальная проработка и широкое общественное обсуждение. Тем более что пенсии — это институт, основанный на общественном договоре.

Читайте также: