Программа для хора с пенсионерами


В то же время, многие пожилые люди, прошедшие длительный путь социализации, имеющие за плечами бытовой, профессиональный, культурный опыт, обладают достаточно большим потенциалом, охотно участвуют в различных видах общественной деятельности, духовной жизни общества, в т.ч. и досуговых коллективах. При этом пожилые люди ищут такую форму активности, которая адекватна их психовозрастным, физическим, коммуникативным потребностям, духовному настрою. Определенный процент пожилых людей приходит в досуговые коллективы - хоры ветеранов, в которых ищут и находят взаимопонимание, общаются, занимаются общественной и творческой работой, как внутри, так и во внешней среде, стремятся к активности и самовыражению.

Хор пожилых людей является одной из приемлемых форм коллективной художественной деятельности, т.к. «пение для пожилых - это возвращение в давно забытую юность, причастность к распространению духовных ценностей» (Ю. Эварс). К этому хотелось бы добавить, что хоровые коллективы пожилых людей представляют возможности социально-культурной активности внутри коллектива и во внешней среде, являются базой реализации накопленного жизненного опыта, распространения духовных, нравственных ценностей, свойственных представителям старшего поколения.

Пожилые люди, вновь прибывшие в хоровой коллектив, часто не имеют музыкальной подготовки. Однако работа с хоровым коллективом подразумевает наличие у него участников развитых узкоспециальных знаний, умений, навыков, в т.ч. и музыкальных способностей. В музыкально-педагогической практике под основными музыкальными способностями подразумеваются следующие компоненты: музыкальный слух, чувство ритма и музыкальная память.

На наш взгляд, музыкальные способности в данном возрасте наиболее полно можно сохранить и развить средствами народно-хорового искусства, обладающего широкими потенциальными возможностями. Это достаточно сложный процесс, спецификой которого в нашей работе стало освоение песенного материала одновременно на практическом и теоретическом уровнях. Приском и теоретическом уровнях одновременно на практишего поколения развития музыкальных способностей предельно приближенной к инте этом учитывались следующие положения: необходимость систематичности проведения репетиционно-концертной деятельности коллектива в сочетании индивидуальных и групповых занятий.

Избирая образцы народных песен, мы исходили из того, что музыка должна быть яркой, образной, предельно приближенной к интересам людей старшего поколения, чтобы обогащать их в познавательном и эмоциональном отношении. Произведения, включенные в программу хора ветеранов должны быть доступными для восприятия и исполнения. Художественные образы - выражать близкие участникам хора чувства и мысли. Воспитание на материале подлинного народного песенного искусства дает людям старшего поколения возможность познать богатство национальной культуры, красоту родного языка, своеобразие и закономерности строения национальной мелодики. Источник репертуара следует искать, прежде всего, в песенных образцах с ярко выраженным игровым началом, танцем, шуткой и.т.д. Эмоциональный отклик вызывают у людей старшего поколения и песни с задушевным характером. Основу песенного репертуара составляют песни, построенные на многократном повторении секундовых, терцовых, квартовых попевок-формул; календарные песни с небольшим диапазоном; лирические песни.

За полтора года занятий в хоре «Ветеран» Городского дома культуры «Россия» г. Пыть-Ях, ХМАО, Тюменская обл., участники эксперимента достигли в преобладающем большинстве высокого уровня развития музыкальных способностей, т.к. в основе занятий лежал синкретизм народно-хорового исполнительства, основные характеристики которого отвечают психолого-возрастным особенностям людей старшего поколения.

Работа представлена на научную электронную конференцию «Старение и общество» 15-20 августа 2005 г. Поступила в редакцию 27.07.2005

Особенности голосового аппарата у людей пожилого возраста. Важность любительского хора для досуга пожилых, приобщения к культуре, выраженной в материальной и духовной форме. Комплекс вокальных упражнений на формирование ровности звучания, четкой дикции.

Рубрика Музыка
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 23.03.2017
Размер файла 62,1 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Иркутский областной музыкальный колледж им. Фредерика Шопена

на тему: "Комплекс вокальных упражнений для работы с пожилыми людьми в любительском хоре"

Выполнила студентка III курса

Специальности хоровое дирижирование

Преподаватель: Михед Ирина Владимировна

  • 1. Особенности голосового аппарата у людей пожилого возраста
  • 2. Важность любительского хора для досуга пожилых
  • 3. Комплекс вокальных упражнений
  • Вывод

1. Особенности голосового аппарата у людей пожилого возраста

Голосовой аппарат человека состоит из трёх основных частей:

1) Дыхательный аппарат;

2) Гортань с голосовыми связками;

3) Резонансная область.

Органом, в котором возникает звук, является гортань. Полость гортани кроме голосовых связок выстлана слизистой оболочкой, образованной реснитчатым эпителием с большим количеством бокаловидных клеток, а голосовые связки покрыты многослойным плоским неороговевающим эпителием. Передняя и задняя части задней поверхности надгортанника также покрыты многослойным плоским неороговевающим эпителием, большая часть задней - реснитчатым эпителием.

Полость гортани подразделяется на три отдела:

– верхний - преддверие гортани;

– средний суженный - собственно голосовой аппарат;

– нижний - подголосовая полость.

С возрастом изменения в гортани и голосе связаны с морфологическими, биохимическими, нервно-мышечными и корковыми факторами. С возрастом происходит образование асбестовых и зерновое перерождение в хрящах гортани. С возрастом увеличивается распространение плоского эпителия на голосовых складках. Развивающаяся атрофия слизистых желез вестибулярного отдела объясняет появляющуюся сухость слизистой гортани и снижение ее защитной способности, в вестибулярных складках развивается жировая ткань. Голосовые складки в старческом возрасте не эластичны, много соединительной ткани, голос ломающийся, дребезжащий, теряет половую дифференцировку. На старение голоса влияют атрофические и дегенеративные процессы в глотке, гортани и легких. хор пожилой культура вокальный

Функциональные изменения голоса в старости заключаются в потере грудного голоса быстрой перемене высоты и окраски голоса, падении силы голоса. Возникает дрожание, детонирование голоса, зависящее от центрального изменения силы нервного импульса. Верхняя граница голоса у мужчин повышается, а у женщин понижается. Физиологические периоды изменения голоса чаще всего не требуют медикаментозной коррекции. Но для пожилых людей, поющих в любительском хоре, необходимо проведение фониатрического осмотра.

Полость гортани: А (вход в гортань); Б (вид сбоку в разрезе). 1 - голосовая щель; 2 - голосовая складка; 3 - подголосовая полость;4 - желудочек гортани; 5 - четырехугольная мембрана; 6 - голосовая связка

Смело можно сделать вывод, что в связи с изменением голосового аппарата пожилых людей, произведения, исполняемые любительским хором не должны иметь широкий диапазон и наличие более 2 голос в партиях.

2. Важность любительского хора для досуга пожилых

Хотелось бы обратить внимание о досуге пожилых людей, что именно они ищут в этом времяпрепровождении.

Досуг-часть не рабочего времени, которая остается у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей. От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, развитие и совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие человека, его удовлетворенность своим временем.

Культурно-досуговая деятельность - это процесс приобщения к культуре, выраженный в материальной и духовной форме. Коллективные формы проведения досуга помогают отвлечься от насущных проблем, снять напряженность, найти единомышленников, найти методы творческого самовыражения, почувствовать физическое и психологическое удовлетворение. Как раз наличие этих факторов наблюдается в любительском хоре.

3. Комплекс вокальных упражнений

Ниже представлены несколько видов вокальных упражнений, которые пожилые люди будут выполнять с удовольствием. Также важно пояснять, для чего мы делаем то или иное упражнение.

1. Работа над дыханием

1. Огромную роль в звукообразовании играет правильное певческое дыхание. С целью закрепления правильного дыхания с людьми пожилого возраста проводятся упражнения по дифференциации ротового и носового вдоха и выдоха. Данные упражнения способствуют также тренировке ритма речевого дыхания с обязательной паузой после вдоха:

-?Вдох и выдох через нос;

-?Вдох через нос, выдох через рот;

-?Вдох через рот, выдох через нос;

-?Вдох и выдох через рот.

2. Упражнение "Толстяк"

Необходимо надуть щеки и удержать воздух в течение 15 секунд.

2. Упражнения на формирование позиции, ровности звучания, четкой дикции

1. Распеваем в 1 октаве. Необходимо пропеть скороговорки на один звук. Делаем три повтора, ускоряя с каждым разом. Данное упражнение позволяет нам работать над дикцией и развитии звука.

2. Данное упражнение также позволяет работать над дикцией. Особое внимание уделяем силе звука.

3. Поем трезвучие на слог "лё". Затем делимся на три группы, где каждая держит свой звук. Данное упражнение позволяет нам учиться слышать друг друга и работать в ансамбле.

4. Данное упражнение исполняется на один звук. Учимся работать над динамикой. Необходимо делать плавное crescendo и diminuendo.

5. Не стесняемся артикулировать и широко открывать рот. Язык положить на нижнюю челюсть. Данное упражнение также помогает раскрепоститься и поднимает настроение, что очень важно в любительскои хоре.

6. Канон на русскую народную песню "Во поле береза стояла". Певцы учатся слушать каждый голос, уступая другим группам проведение темы. также проверяется внимание на дирижерский жест руководителя. Дирижеру необходимо показывать снятия для хора. Шаг канона можно менять.

7. Данное упражнение доказывает, что пожилой возраст- это не приговор. Пенсионеры тоже умеют быть ритмичными и раскрепощенными. Можно добавить движения в виде хлопков.

Вывод

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Востребованность любительского музицирования, его место в общественной жизни. Особенности работы со студенческим любительским хором. Методики развития вокальных и ансамблевых навыков. Специфические особенности вокально-хоровой работы с певцами-любителями.

курсовая работа [2,7 M], добавлен 20.05.2017

Гигиена голоса, основные недостатки начинающего певца. Некоторые правила выполнения вокальных упражнений, диафрагмальное дыхание, проверка работы дыхательных мышц. Выполнение упражнений на снятие тонуса с голоса и зажатости артикуляционного аппарата.

реферат [18,4 K], добавлен 11.11.2010

Изучение системы вокальных упражнений как важнейшего инструмента формирования и развития вокальных навыков у учащихся младших классов детских музыкальных школ. Характеристика детского голоса. Методика воспитания вокально-речевой и эмоциональной культуры.

дипломная работа [539,4 K], добавлен 06.05.2017

Взаимосвязь дикции хора и орфоэпии при донесении до слушателей поэтического текста. Специфические особенности хоровой дикции. Правила и приёмы артикуляции при вокально-хоровой дикции. Условия для создания дикционного ансамбля. Соотношение слова и музыки.

доклад [15,5 K], добавлен 27.09.2011

Характеристика работы в вокальном ансамбле. Процесс развития вокального слуха школьников в вокальном ансамбле на начальном этапе. Система вокальных упражнений по развитию вокально-хоровых навыков. Принципы подбора упражнений и распевание ансамбля.

реферат [38,5 K], добавлен 03.03.2011


  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к началу текста
  • вернуться к подобным работам
  • Рубрики
  • По алфавиту
  • Закачать файл
  • Заказать работу
  • Вебмастеру
  • Продать
  • весь список подобных работ
  • скачать работу можно здесь
  • сколько стоит заказать работу?

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Директор МАУ ТМР

«Центр культуры и досуга «Вернисаж»

____________ С.В. Горецкая

« 01 » _ января 2019 г.

руководитель клубного формирования

«Центр культуры и досуга «Вернисаж»

д. Железный Перебор, 2019 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Как сделать свою жизнь интересной, насыщенной? Есть масса способов. Немногим счастливчикам удаётся найти себя в любимой работе. Другие занимаются спортом. Третьи с упоением отдаются искусству.

Вокальный ансамбль является одним из предметов, входящих в специальный цикл дирижерско-хоровых дисциплин, цель которого – повышение качества подготовки специалистов и расширение возможностей использования их в развитии музыкальной культуры общества.

Ансамблевое пение, как и хоровое, – наиболее распространенная форма музыкального воспитания. В условиях современной жизни ансамблевое пение приобрело довольно широкую популярность, поэтому профессиональная подготовка певцов и руководителей вокальных ансамблей является одной из актуальных задач обучения молодых специалистов, оканчивающих дирижерско-хоровые отделения музыкальных училищ.

Вокальный ансамбль является промежуточным звеном между сольным и хоровым пением. В отличие от хоровых занятий каждому певцу вокального ансамбля можно уделить индивидуальное внимание, что помогает достичь большей результативности в этой форме работы.

Участие пожилых людей в самодеятельных певческих коллективах не только разнообразит их жизнь, но и приносит пользу здоровью.

Во время пения тело начинает вибрировать. При хорошо поставленном голосе вибрирует все тело. Вибрация охватывает в том числе и внутренние органы, оказывая благотворное, целительное воздействие на каждый из них.

Ансамблевое пение положительно влияет на обмен веществ. Пение – активный умственно-физический процесс, а основа пения – дыхание. Часто во время дыхательных упражнений (каждое хоровое занятие мы начинаем с дыхательной гимнастики) у недавно пришедшего артиста хора начинает кружиться голова. Это связано с активным поступлением кислорода и притоком крови к органам.

Ансамбль – это эмоциональное единение душ . Исполнение произведения в едином эмоциональном порыве, на единой волне усиливает его влияние, как на слушателей, так и на самих артистов ансамбля. Каждый умножает энергию музыки, проводя ее через свое тело, свое восприятие, свой опыт и свои травмы.

Ансамблевым пением занимаются в удовольствие и исключительно по собственному желанию. Ансамбль – это коллектив, а каждый – равноправный участник. Занимаясь в ансамбле, пожилые люди отдыхают от повседневных обязанностей. Любое занятие сопровождают позитивные мысли, хорошее настроение, прекрасный жизненный тонус.

реализуется с 2019 года;

краткосрочная (1 год);

Целевая группапожилые люди и инвалиды в возрасте от 55 лет, не утратившие способность к самообслуживанию.

развитие музыкально-певческих, вокальных навыков;

содействовать развитию художественного вкуса, творческих способностей личности;

поддержание творческой активности пожилых людей;

преодоление социальной изоляции граждан старшего поколения, установление новых контактов, укрепление ощущений собственной значимости, собственного достоинства;

нахождение новой формы работы с пожилыми людьми.

улучшение общего состояния здоровья, поддержание здорового образа жизни и активного долголетия;

создание условий для удовлетворения духовных и культурных потребностей граждан пожилого возраста;

формирование новых интересов и помощь в освоении новых видов социально-культурной деятельности, позволяющих заполнить досуг, расширить музыкальный кругозор, адаптироваться к меняющемуся миру;

повышение общего тонуса и улучшение психо-эмоционального состояния;

сохранение и развитие человеческого потенциала;

развитие творческих способностей и возможности для выступления на сцене;

воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке;

воспитание чувства коллективизма, товарищества, формирование ансамблевых качеств;

воспитание чувства сопричастности к прекрасному.

В основе реализации программы лежат следующие принципы :

Обучение всех граждан пожилого возраста без отбора;

Методика вокальной работы строится на понимании физиологических механизмов звукообразования в различных голосовых регистрах и позволяет педагогу произвольно управлять творческим процессом;

Основу репертуара составляют высокохудожественные произведения композиторов-классиков, современных композиторов, народная песня.

По окончанию обучения участники ансамбля должны:

иметь представление о ансамблевом исполнении;

применять практические навыки вокального и ансамблевого исполнения;

слышать друг друга и понимать форму музыкального произведения;

исполнять свою партию, следуя замыслу и трактовке педагога;

вести здоровый образ жизни.

Режимные моменты:

Программа предполагает групповые занятия с ансамблем и солистами индивидуально.

Состав вокального ансамбля 7 человек.

Занятия ансамбля проводятся с гражданами пожилого возраста один раз в неделю по два часа (45мин.+ 45 мин), и 1раз по одному часу (45 мин.), между занятиями следует делать перерыв для отдыха 10 минут.

Специальное время следует уделять на занятиях ансамбля расши рению музыкального кругозора участников коллектива, формиро ванию их слушательской культуры. Эта задача решается не только в процессе ознакомления с произведением и его разучивания, прослушиваний музыкальных произведений в записи, но и на основе коллективных посещений концертов и музыкальных спек таклей .

Репертуар вокального ансамбля:

Репертуар коллектива очень разнообразен и рассчитан на зрителя любого возраста. Это и нежные лирические песни, и откликающиеся в сердце военно-патриотические, и веселые шуточные, и душевные народные, и задорные плясовые.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Специфика учебного процесса МБОУ СШ № 31 обладает особыми возможностями дифференцированного подхода к детям для выявления учёта их особенностей к различным видам искусства. Основные положения и принципы программы базируются на общепринятом в современном музыкальном образовании положении о детских музыкальных учебных заведениях массового профиля ДМШ и ДШИ, призванных дать детям общее музыкальное развитие.

Деятельности творческого хорового коллектива «Фантазия» относится к образовательной области «Искусство», предметом изучения которой является хоровая и вокальная музыка «Новое – это хорошо забытое старое». Возрождение и развитие пения в России позволяет сохранить русские традиции и лучшие образцы мировой вокально – хоровой музыки.

Неотменную актуальность существования и деятельности коллектива подтверждает высокая потребность общества (учащихся, родителей, окружающих их людей) в хорошей музыке: русской, народной, классической, музыке различных стилей и направлений, различных эпох.

Образовательная программа направлена на развитие у детей общих и специальных музыкальных способностей, музыкального мышления для того, чтобы на этой базе формировать подготовленного слушателя и любителя музыки, способного к наслаждению музыкальным искусством и к различным видам деятельности в нём.

ПРОГРАММА ПРЕДУСМАТРИВАЕТ:

  • организацию творческой деятельности обучающихся путём проведения творческих мероприятий (конкурсов, мастер - классов, олимпиад, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.) и участия в них;
  • организацию посещений обучающимися учреждений культуры и организаций (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);
  • эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;
  • построение содержания с учётом индивидуального развития детей, а также особенностей культурно - регионального компонента.

НОВИЗНА данной программы учебного предмета состоит в том, что она:

учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена на:

  • выявление одарённых детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;
  • формирование у обучающихся комплекса знаний, умений и навыков;
  • приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;
  • создание условий для образования, воспитания и развития учащихся;
  • развитие индивидуальных способностей ученика;
  • приобретение обучающимися опыта концертной деятельности;
  • подготовку одарённых детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

АКТУАЛЬНОСЬ данной программы заключается в том, что она:

обеспечивает преемственность программы и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ:

  • создание условий для развития музыкальных и творческих способностей обучающихся;
  • развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
  • создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности обучающегося;
  • приобщение к общечеловеческим ценностям;
  • интеллектуальное и духовное развитие личности обучающегося;
  • расширение общего музыкального кругозора.

Программа модифицированная.

ЦЕЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ: оптимальное индивидуальное эстетическое, интеллектуальное и певческое развитие каждого обучающегося в процессе обучения пению.

Такая цель предполагает необходимость решения целого ряда ЗАДАЧ :

  1. формирование художественного вкуса;
  2. воспитание культуры общения. Воспитание коллектива;
  3. задачи специального развития:
  • формирование навыков певческой установки;
  • разностороннее развитие вокально – хорового слуха;
  • накопление музыкально – звуковых представлений;
  • развитие мышления певца;
  • формирование музыкальной памяти;
  • формирование стереотипа координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкость, полётность, вибраторность, мягкость с оптимальной для каждого силой, при условии сохранения индивидуальности звучания детского здорового голоса);
  • формирование навыков певческой эмоциональности, певческой выразительности;
  • формирование хоровых навыков (пение без сопровождения, многоголосное пение);
  1. задачи формирования личностных нравственных качеств:
  • высоких нравственных качеств (отношение к людям, природе);
  • развитие эстетического вкуса.

ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ОСОБЕННОСТЬ программы:

  • минимум содержания программы обеспечивает целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе обучения музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков;
  • обобщает накопленный опыт предыдущих лет и отражает новые тенденции современной педагогики ;
  • программа ориентирована на учебные планы нового поколения;
  • формы работы позволяют преподавателю осуществлять работу с обучающимися с учётом их индивидуальных возможностей;
  • помогает выявлению и развитию творческих задатков обучающихся;
  • предполагает творческий подход преподавателя к задачам развития индивидуальных музыкальных способностей ученика;
  • выявляет и развивает одарённых детей в области музыкального искусства.

Для соблюдения разнообразных учебных и воспитательных задач, их последовательности взаимодействия предполагается фиксация комплексного метода в учебном документе. Таким документом является индивидуальный план учащегося. Составление целесообразного индивидуального плана для каждого ученика есть одно из условий обеспечивающих успешность занятий.

В настоящей программе сохранены традиции, сложившиеся в музыкальном образовании, где опора ставится на научные знания и практический опыт, накопленные в области музыкальной педагогики, но сопоставленные с конкретными условиями общеобразовательного учреждения – МБОУ СШ № 31.

Возраст детей , участвующих в реализации программы, от 7 до 17 лет. Младший школьный возраст – 7-11 лет. Развитие психики детей этого возраста осуществляется главным образом на основе ведущей деятельности – учения. Учение для младшего школьника выступает как важная общественная деятельность, которая носит коммуникативный характер. В процессе учебной деятельности младший школьник не только усваивает знания, умения, навыки, но и учится ставить перед собой учебные задачи (цели), находить способы усвоения и применения знаний, контролировать и оценивать свои действия. Новообразованием младшего школьного возраста являются произвольность психических явлений, внутренний план действий, рефлексия.

Подростковый возраст от 11-12 до 14-15 лет. Переход от детства к взрослости составляет главный смысл и специфическое различие этого этапа. Подростковый период считается «кризисным», такая оценка обусловлена многими качествами сдвига в развитии подростка. Именно в этом возрасте происходят интенсивные и кардинальные изменения в организации ребёнка на пути к биологической зрелости и полового созревания. Анатомо-физиологические сдвиги в развитии подростка продолжаются психологические новообразования: чувство взрослости, развитие интереса к противоположному полу, пробуждение определённых романтических чувств. Характерными новообразованиями подросткового возраста есть стремление к самообразованию и самовоспитанию, полная определённость склонностей и профессиональных интересов.

Старший школьный возраст – 15-17 лет (ранняя юность). Главное психологическое приобретение ранней юности – это открытие своего внутреннего мира, внутреннего «Я». Главным измерением времени в самосознании является будущее, к которому он (она) себя готовит. Ведущая деятельность в этом возрасте – учено-профессиональная, в процессе которой формируется такие новообразования, как мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечта и идеалы. Старший школьный возраст – начальная стадия физической зрелости и одновременно стадия завершения полового развития.

Программа адаптирована на разновозрастные группы в независимости от степени подготовки.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы – 1 год.

Форма занятий : индивидуально-групповая.

Режим занятий для одной группы: 2 часа в неделю.

Результатом освоения данной программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в области музыкального исполнительства:

  • Знания художественно – эстетических особенностей вокального исполнительства;
  • Навыки пения в ансамбле, хоре;
  • Навыки эмоционального создания художественного образа в произведении;
  • Навыки правильного звукоизвлечения.

Результатом освоения учебного предмета является:

  • Наличие у обучающихся интереса к музыкальному искусству, коллективному музыкальному исполнительству;
  • Сформировать комплекс исполнительских знаний;
  • Знание жанров и стилей исполняемого репертуара;
  • Элементарное знание строения голосового аппарата;
  • Навыки пения сидя, стоя;
  • Навык пения без сопровождения;
  • Наличие навыков репетиционно – концертной работы.

Формы организации деятельности учащихся на занятии:

  1. индивидуальная;
  2. индивидуально – групповая;
  3. ансамблевая.

Прогнозируемые результаты за год обучения :

  • освоение нотной грамоты;
  • развитие слуха;
  • развитие голоса;
  • развитие координации слуха и голоса;
  • развитие и укрепление певческого дыхания;
  • развитие навыков выразительного исполнения произведений, умение обеспечить единство текста и музыки, чистоты интонации.
  • освоение вокальных и музыкальных понятий и терминов;
  • выравнивание звучания голоса по всему диапазону;
  • выполнение упражнений, обеспечивающих закрепление простейших приёмов вокальной техники, включая гаммаобразные построения;
  • развитие гармонического слуха;
  • умение держать строй;
  • развитие навыков осмысленно выполнять более сложные исполнительские задачи.
  • развитие подвижности голоса, расширение диапазона без форсировки и напряжения;
  • развитие дыхания;
  • ощущение высокой певческой позиции и опоры звука;
  • культура звука, развитие вокального слуха;
  • развитие музыкально - образного мышления;
  • умение выполнять задачи, включая музыкальное и смысловое интонирование, эмоциональность исполнения произведений, а также развитие навыков публичных выступлений.

Формы проведения занятий:

  1. занятие – игра;
  2. сказка;
  3. репетиция;
  4. конкурс;
  5. творческая встреча;
  6. концерт;
  7. праздник;
  8. фестиваль;
  9. консультация;
  10. турнир;
  11. викторина.

Необходимое материально-техническое обеспечение : кабинет с хорошей акустикой, инструмент (фортепиано), стулья (по количеству детей), зеркало, DVD и CD аппаратура.

Программа дополнительного образования "Хоровое пение". Рассчитана на 1 год.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная программа "Хоровое пение"»

Пояснительная записка

В связи с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и концепции «Духовно-нравственного воспитания» возникла необходимость создания программ нового уровня. Определены новые подходы и принципы построения обучения, которые требуют постановку новых целей и задач (особенно воспитательного значения), а соответственно получение результата нового качества. В базисный учебный план общеобразовательной школы в рамках вариативной части введена внеурочная деятельность. Все направления реализуют требования ФГОС.

Настоящая программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с основными положениями ФГОС НОО второго поколения (утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373).

Реализация программы хорового кружка осуществляется на основании нормативно-правовых документов:

1.Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образования в Российской Федерации», принято в соответствии с ч.3 ст.30 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.СанПиН 2.4.2. 2821 – 10, утвержденные постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993.

3.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 года № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373».

4.Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

5. программы «Хоровой класс» Попова В.С., М.: Советский композитор, 1988.

6.Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ _______ (в новой редакции), утвержденной приказом по МАОУ ______ от ______________ № ___.

7.Учебного плана начального общего образования на 2017-2018 учебный год, утвержденного приказом по МАОУ СШ №8 от _____________ № ____.

Программа направлена на выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте. Способствует приобретению детьми определенного комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих исполнять вокально-хоровые произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями. Вырабатывает у детей опыт творческой деятельности. Воспитывает учащихся культурным ценностям народов мира и Российской Федерации.

Восприятие искусства через пение – важный элемент эстетического развития ребёнка. Отражая действительность и выполняя познавательную функцию, текст песни и мелодия воздействуют на людей, воспитывают человека, формируют его взгляды, чувства. Таким образом, пение способствует формированию общей культуры личности: развивает наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления, фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой певческой деятельности; учит анализировать музыкальные произведения; воспитывает чувство патриотизма, сочувствия, отзывчивости, доброты.

Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.

Новизна программы. Особенность программы в том, что она разработана для детей общеобразовательной школы, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности. Новизна программы в том, то в ней представлена структура педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся последовательности, сопровождающая систему практических занятий.

Актуальность программы.

Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование.

Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана эта программа.

Педагогическая целесообразность программы

В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает немаловажную задачу – оздоровительную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать ребенка к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из фактора улучшения речи. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции. Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.

Цель программы:

привить интерес у обучающегося к музыкальному искусству, хоровому исполнительству.

Задачи программы:

а) совершенствовать музыкальное восприятие, умение анализировать и сравнивать;

б) развивать ладо-тональный, тембровый слух, музыкальную память;

в) развивать певческий голос, добиваться стройности звучания, единства в манере пения.

Формирование знаний, умений, вокально-хоровых навыков.

Развитие способностей к сочувствию, сопереживанию, состраданию, к эмоциональной отзывчивости;

Хорошо организованная работа хора способствует сплочению детей в единый дружный коллектив, выявляя их творческую активность. В осуществлении этих задач и заключается художественно – воспитательное значение данной программы.

Организационные условия реализации программы

Исходя из возрастных особенностей кружковцев, хоровом коллективе организованы следующие группы хорового пения:

первая (1-2 классы);

вторая (3-4 классы);

третья (5-11 классы).

Исходя из задач коллектива, занятия проводятся следующим образом:

первая группа – 1 раз в неделю по 1 часу;

вторая группа – 1 раз в неделю по 1 часу;

третья группа – 1 раза в неделю по 2 часа.

Формы проведения занятий: индивидуальные (постановка голоса), мелкогрупповые, групповые, крупногрупповые (сводная репетиция).

Каждое занятие кружка является комплексным, так как оно включает в себя различные виды музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, игру на ДМИ, музыкально-ритмические движения).

Основные показатели эффективности реализации данной образовательной программы:

- высокий уровень мотивации кружковцев к вокально-хоровому исполнительству;

- профессиональное самоопределение одаренных детей в области музыкально-хорового образования;

- творческая самореализация воспитанников, участие вокально-хоровых коллективов в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертно-массовых мероприятиях.

В кабинете музыки, где проходят занятия, должно быть достаточное количество стульев, удобных для пения сидя, доска с нотными линейками, шкафы для учебных пособий, наглядный материал, видео- и аудиопособия, методический материал, детские музыкальные инструменты (ДМИ), фонограммы, магнитофон, фортепиано.

Предметные результаты программы

Реализация программы должна обеспечить:

- развитие музыкальных способностей и творческих качеств учащихся ;

- развитие общих способностей: памяти, внимания, воли, воображения, мышления;

- развитие навыка пения по нотам;

- умение осознанно применять навыки академического звукообразования для музыкального образа в зависимости от его эмоционально – нравственного содержания;

- навыки исполнения двух, трехголосных произведений, среди которых могут быть народные песни, сочинения композиторов – классиков, произведения современных композиторов, произведения духовной музыки с аккомпанементом и a cappella;

- формирования желания продолжить заниматься пением в хоре, как в художественной самодеятельности, так и продолжая обучаться в профессиональном учреждении;

- способность взаимодействовать с окружением в соответствии с принятыми нормами и способность понимать чувства и потребности других людей.

В результате обучения хоровому пению ученик должен знать и понимать:

- специфику певческого искусства;

- основные жанры народной и профессиональной хоровой музыки;

- многообразие музыкальных образов и способов их развития.

- эмоционально – образно воспринимать и выразительно исполнять хоровые и вокальные произведения;

- исполнять свою партию в хоре, в том числе с ориентацией на нотную запись;

- устанавливать взаимосвязи между различными видами искусства на уровне общих идей, художественных образов.

Метапредметные результаты

Личностные результаты:

• формирование и развитие художественного вкуса, интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

• формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе разучивания хоровых произведений (народных и композиторских);

• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре разных народов на основе знакомства с музыкальными произведениями разных стран и эпох;

• формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных форм, стилей, эмоциональной окраски;

• овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путём ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

• развитие мотивации к учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения посредством раскрытия связи между музыкой и жизнью, воздействия музыки на человека;

• формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе освоения музыкальных произведений, их коллективного обсуждения;

• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, связанных с исполнительской деятельностью (концерты, репетиции, плановые занятия и т.д.);

• формирование установки на безопасный здоровый образ жизни посредством развития представления о гармонии в человеке физического и духовного начал;

• формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.

Учащиеся получат возможность:

• удовлетворять потребность в культурно - досуговой деятельности, духовно обогащающей личность.

Универсальные учебные действия (УУД)

Познавательные:

Учащиеся научатся:

• логическим действиям сравнения, анализа, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• применять методы наблюдения, экспериментирования (например, при моделировании различных исполнительских схем хорового произведения);

• рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха исполнительской деятельности;

• адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения;

Учащиеся получат возможность:

• научиться реализовывать собственные творческие замыслы, подготавливая своё выступление и выступая перед зрителями;

• удовлетворять потребность в культурно - досуговой деятельности, интеллектуально обогащающей личность, расширяющей и углубляющей знания о данной предметной области.

Регулятивные:

Учащиеся научатся:

• планировать, контролировать и оценивать собственные действия по разучиванию и исполнению хоровых произведений ;

• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

• выделять критерии оценки исполнения произведения, а также пользоваться на практике этими критериями;

• мобилизовать силы и волевую саморегуляцию в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

Учащиеся получат возможность научиться:

• формулировать задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе совместной исполнительской деятельности;

• действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счёт умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учётом имеющихся условий.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

• слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

• понимать композиционные особенности произведения и учитывать их при построении разных вариантов исполнительской интерпретации;

• использовать речевые средства (а при необходимости и средства информационных технологий) для решения коммуникативных и познавательных задач (например, при обсуждении особенностей исполнения народных песен);

• опыту общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.

Учащиеся получат возможность:

• совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на приобретённый в ходе хоровых занятий и выступлений сценический опыт публичного исполнения музыкальных произведений.

Формы и режим занятий:

- участие в конкурсах, фестивалях;

- посещение концертов, музыкальных спектаклей.

Каждое занятие строится по схеме:

- настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием;

- работа над произведениями;

Принципы и методы работы:

В основе ансамблевого пения лежат следующие педагогические принципы:

- единство технического и художественно-эстетического развития учащихся;

- постепенность и последовательность в овладении мастерством эстрадного пения;

- использование ассоциативного мышления в игровых формах работы с детьми;

- принцип эмоционального положительного фона обучения;

- индивидуальный подход к учащемуся.

1.Метод-демонстрация (прослушивание лучших образцов исполнения, использование наглядных пособий, личный пример);

2.Словесный метод (беседа, рассказ, обсуждение, сообщение задач);

3.Метод разучивания (по элементам, по частям, в целом виде);

4.Метод анализа (все выступления в процессе обучения учеников желательно снимать на видеокамеру и совместно с ними анализировать, выявлять ошибки, подчеркивать лучшие моменты выступления.

Критерии определения оценки

Основными критериями определения оценки учащихся являются:

- уровень сформированности вокально-исполнительских навыков;

- степень выразительности исполнения;

- проявление совместной творческой активности;

- умение слышать участников ансамбля (хора) и не выделяться из общего звучания.

При этом также учитывается участие учащегося в концертной деятельности, конкурсах и фестивалях.

Выпускники, проявившие особые способности и склонности к профессиональному вокальному исполнительству, подготавливаются к поступлению в колледжи соответствующего профиля.

Материально-техническое оснащение

- наличие специального кабинета;

- наличие репетиционного зала (сцены);

- фортепиано, другой инструмент;

- музыкальный центр, компьютер;

- записи фонограмм в режимах «+» и «-»;

Первая группа

дать первоначальное представление о музыке;

формировать певческие навыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, движения под музыку;

формировать сенсомоторную координацию;

приобщать детей к разнообразным видам деятельности;

Читайте также: