Программа для повышения пенсии

Размер пенсионного обеспечения непосредственным образом влияет на благосостояние пенсионера и уровень его жизни.

Для обеспечения достойной старости не в последнюю очередь стоит задуматься о возможной величине пенсии.

Бесплатно по России

Последний же в большей части величина выплаты зависит от количества пенсионных баллов или коэффициентов, которые заработал человек к пенсии. О том, как увеличить пенсионные баллы и размер пенсии и пойдет речь в статье ниже.

Что такое пенсионные баллы

Пенсионные баллы или коэффициенты назначаются каждому работающему и некоторым категориям неработающих по трудовому договору, плательщикам страховых взносов. От их количества зависит размер пенсии гражданина.


Наряду с ним на величину гарантированного дохода пенсионера влияют:

  • установленная законодательством стоимость 1 пенсионного балла;
  • размер фиксированной выплаты к пенсии;
  • срок обращения за оформлением пенсии (законом установлены повышающие коэффициенты при получении пенсии не сразу после наступления пенсионного возраста, а по прошествии определенного времени).

Пенсионные баллы складываются в (ИПК) индивидуальный пенсионный коэффициент, используемый в формуле расчета страховой пенсии. Законодательно дано определение лишь этому понятию, определение же пенсионного балла (ежегодного) следует из правил и порядка его расчета.

Как начисляются баллы

Пенсионный коэффициент устанавливается каждому работающему гражданину ежегодно за предыдущий календарный год. При назначении государственного пенсионного обеспечения размер всех ежегодных баллов суммируется в индивидуальный пенсионный коэффициент.
Баллы начисляются в соответствии с размерами пенсионных страховых отчислений, который осуществляет за работника его работодатель. Чем больше их размер, тем большее будет и рассматриваемый показатель.

Законодатель ограничил максимальный размер ежегодных пенсионных баллов ч. 19 ст. 15 закона «О страховых пенсиях». Например, в 2019 году этот показатель равен 9,13. Но с 2021 года максимальный размер будет различен для тех, кто формирует накопительную пенсию (6,25) и тех, кто от ее формирования отказался (10).

Расчет количества баллов осуществляется Пенсионным Фондом России на основании сданной работодателем отчетности и размеров уплаченных им страховых взносов на своего сотрудника. После окончания сроков уплаты взносов за последний квартал отчетного года информация о показателе становится доступна в личном кабинете застрахованного лица на сайте ПФ РФ.



Коэффициент за социально значимую деятельность без оформления трудового договора или договора гражданско-правового характера в личном кабинете не отражается.
Коэффициент за нетрудовую деятельность можно узнать путем обращения в территориальный орган Пенсионного фонда.

Основные способы набрать максимальное количество

С точки зрения будущего пенсионера, для получения максимально возможного дохода при выходе на заслуженный отдых следует стремиться для получения и максимального количества пенсионных баллов. Все эти способы являются законодательно установленными. Более того, информация о них размещается в общем доступе на официальном сайте пенсионного ведомства.

Белая зарплата

Самый очевидный способ получения максимального количества баллов – наличие большого официального дохода в рамках трудовых правоотношений. Кроме того, в расчет показателя идет и доход, получаемый в рамках гражданско-правовых договоров (оказания услуг, выполнения работ и аналогичных).

Такие выплаты обязан делать любой хозяйствующий субъект (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), а также иные лица, осуществляющие вознаграждения физическим лицам.

Максимальный размер дохода, с которого за застрахованное лицо перечисляется взнос в Пенсионный Фонд, на 2019 год Постановлением Правительства установлен в размере 1 150 000 рублей.

Поскольку размер именно этого платежа равен 22% с дохода, то и максимальный размер отчислений равен 253 000 рублей в год с застрахованного лица. При наличии такого дохода гражданин может рассчитывать на получение максимального ежегодного пенсионного коэффициента.

Повышенный коэффициент за отсрочку выхода на пенсию

Еще одним способом увеличить пенсию после прекращения трудовой деятельности в связи с достижением установленного законом возраста является отсрочка обращения за его получением. Это означает, что чем позже гражданин обращается в Пенсионный Фонд за назначением ему пенсионного обеспечения, тем на больший его размер он может претендовать.

Законом установлены следующие повышающие коэффициенты в случае обращения в ПФ РФ после определенного периода времени со дня наступления пенсионного возраста:

Количество месяцев, прошедших со дня наступления право на получение государственного обеспеченияПовышающее значение в отношении лиц, имеющих право на страховую пенсию по старостиПовышающий показатель для застрахованных, имеющих право на назначение досрочной пенсии
менее 1211
121,071,046
241,151,1
361,241,16
481,341,22
601,451,29
721,591,37
841,741,45
961,91,52
1082,091,6
1202,321,68

Срок обращения измеряется полными календарными месяцами, а увеличение ежемесячных выплат от государства рассчитывается отдельно для тех, кто имеет право на досрочную пенсию, и тех, кто претендует на обычную страховую пенсию по старости.

Указанный в разделе коэффициент не влияет на размер индивидуального пенсионного коэффициента, но важен при расчете дохода пенсионера. В формуле расчета пенсии он увеличивает не все остальные составляющие формулы, а лишь фиксированную выплату.


Как получить дополнительные баллы

Помимо официального трудоустройства и иных случаев законного получения вознаграждений от физических лиц, предпринимателей и организаций, существуют и иные виды деятельности, за которые начисляются баллы. Все они установлены ст. 12 закона «О страховых пенсиях».

Помогает увеличить размер будущей пенсии социально-значимая и общественно-полезная деятельность.

Военная служба

Одним из видов социально-значимой деятельности, за которую на основании п. 1 ч. 1 ст. 12 закона № 400-ФЗ является прохождение военной службы. Сюда входит как военная служба по контракту, так и нахождение в рядах российской армии в качестве солдата срочной службы.

Кроме того, засчитываются и виды службы, приравненные к военной:

  • в органах внутренних дел;
  • в противопожарной службе, подведомственной государству;
  • в наркоконтроле;
  • в уголовно-исполнительных учреждениях и органах;
  • в нацгвардии.

Поскольку при прохождении службы по контракту военнослужащий получает денежное содержание, за него перечисляются и страховые взносы в Пенсионный Фонд. Соответственно количество баллов в этом случае зависит от его дохода.

Военная служба по призыву не предусматривает оплаты труда срочника, в связи с чем возникает вопрос, каков размер коэффициента устанавливается таким лицам. Законом определена сумма баллов 1,8 за 1 год военной службы в качестве призывника.


Уход за инвалидом или пожилым человеком старше 80 лет

Государство, проявляя заботу о пожилых людях и инвалидах, предусматривает для них дополнительные гарантии на постоянный уход. В этих целях, в частности, для лиц, осуществляющих уход за данной категорией граждан, предусмотрен не только зачет страхового стажа, но и начисление пенсионного коэффициента.

За 1 году ухода за престарелым человеком или лицом, имеющим инвалидность, застрахованному положено 1,8 балла.

Справка! Указанные пенсионные гарантии гражданин получит лишь при соблюдении условий, указанных в Указе Президента «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» от 26.12.2006 № 1455.

По условиям уход может осуществляться за следующими лицами:

  1. Инвалиды I группы (при этом указ не действует в отношении инвалидов с детства).
  2. Престарелые люди старше 80 лет.
  3. Пожилые люди, которые по заключению лечебного учреждения не могут проживать без постоянного ухода со стороны посторонних лиц.

Баллы может получить только более нигде не работающий трудоспособный гражданин. Хотя законодательство предусматривает возможность ухода за несколькими лицами, начисление пенсионных баллов за каждого из них не допускается.

Отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет

Нахождение в отпуске за ребенком до наступления ему возраста 1,5 лет один из родителей также может получить баллы и страховой стаж, необходимый для назначения пенсии. Общее количество лет такого отпуска при исчислении стажа не может превышать 6 (в совокупности). Размер коэффициента в таких случаях составляет 1,8.

В случае если с момента рождения до исполнения малышу 1,5 лет его родители работали, то у одного из них имеется возможность впоследствии выбрать, какой из коэффициентов засчитывать при назначении пенсии. Законодатель позволяет выбрать наибольший из них.

Постоянный уход за вторым ребенком

Период ухода за ребенком, засчитываемый в страховой стаж, определен п. 3 ч. 1 ст. 12 закона № 400-ФЗ для всех детей. В связи с этим, один из родителей может претендовать на получение баллов лишь в течение первых полутора лет жизни новорожденного. Но коэффициент в этом случае существенно увеличен и составляет 3,6 единицы.

Уход за 3 и 4 ребенком

Правила начисления ежегодного индивидуального пенсионного коэффициента по уходу за 3-м и 4-м ребенком до достижения полуторагодовалого возраста аналогичны с предыдущими. Но величина его меняется, составляя 5,4 за каждый полный календарный год ухода. Для следующих детей показатель не установлен, поскольку максимальный период, который можно зачесть в страховой стаж, составляет 6 лет (по 1,5 года на каждого из 4 детей).

Как заработать баллы не работающему человеку

В числе иной социально значимой деятельности закон предусматривает и иные периоды, которые позволяют неработающему человеку получать пенсионные баллы, увеличивать и нарабатывать размер будущего обеспечения по старости.

В числе прочих к таким периодам относятся:

  • получение пособия в связи с отсутствием работы;
  • участие в общественных работах, которые оплачиваются со стороны государства;
  • время, необходимое для переезда к новому месту работы по направлению центра занятости населения;
  • содержание под стражей, нахождение в местах заключения лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, впоследствии реабилитированных;
  • проживание с супругом-военнослужащим в местностях, где осуществление трудовой деятельности было невозможно по объективным причинам;
  • проживание за границей с супругом, который был направлен для прохождения службы в консульское или дипломатическое представительство, а равно, в аналогичные государственные представительства и учреждения;
  • период сотрудничества с оперативно-розыскными службами (при наличии контракта) и иные.

Полный перечень таких видов деятельности установлен ст. 12 закона 400-ФЗ. Для каждого из них установлены свои правила начисления баллов, а также ограничения максимальный сроков, которые засчитываются в страховой стаж, и в течение которых им начисляется индивидуальный пенсионный коэффициент.

В заключение отметим, что пенсионный коэффициент существенно влияет на размер будущей пенсии. С 2021 году его максимальный годовой размер составит 10, поэтому для получения максимального дохода в старости следует стремиться к этому показателю.

Итоговый коэффициент зависит от стажа и размера страховых отчислений в ПФ РФ. Помимо трудовой деятельности существуют иные виды социально значимой деятельности, позволяющие копить заветные пенсионные баллы.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть видео по теме:

Экономист Владислав Жуковский раскрыл причины будущей реформы




В России могут снова повысить пенсионный возраст. Причем под видом приведения нашей страны к общим «стандартам» цивилизованных стран.

Пока аналитики называют дату, кажущуюся далекой. А именно 2040 год. Тогда вероятно, что мужчины и женщины будут пенсионерами с 67 лет. Проще говоря, кому сегодня из мужчин 45, тот не может рассчитывать через 20 лет выйти на заслуженный отдых. Правительство наверняка придумает, что-то «интересненькое», и придется вкалывать вплоть до гробовой доски.

Что руководство страны и впрямь хочет заставить людей работать дольше, мало у кого сомнений. Но есть ли для этого условия? Да, в некоторых странах Европы действительно уходят на пенсию в 67 лет. Но там и пенсия совсем другая. Старики спокойно путешествуют по всему миру, ведут активный образ жизни. У нас вообще попробуй доживи…

Экономист Владислав Жуковский полагает, что российским пенсионерам нет элементарной возможности жить благополучно:

— Мы не можем сравниваться с другими странами. У нас ожидаемая продолжительность жизни около 73 лет. Это уже на 7−10 лет ниже, чем в странах Центральной Европы. Так что рассуждения о том, что пенсионный возраст должен быть как в Великобритании или Германии, это ложь и обман со стороны правительства. У нас время выхода на пенсию должен быть на семь лет раньше, как это и было.

«СП»: — Важно же еще и сохранение дееспособности людей.

— Есть такой показатель, как активная жизнь. В РФ этот показатель вообще самый низкий из стран Европы. Мы по этому низкому показателю «боремся» только с Украиной, у нас он порядка 59−60 лет. То есть, после 60 лет у человека обостряются хронические заболевания, возникают инсульты и инфаркты. В Европе этот показатель равен 70 годам, то есть и здесь мы отстаем.

«СП»: — Но дело еще и в деньгах. Сколько должны получать пенсионеры?

— В Европе минимальный показатель — 40% от потерянного дохода. Этот уровень, на самом деле, ставит пенсионера на уровень бедности и даже нищеты.

В развитых странах вроде Германии, Франции, Голландии, Бельгии пенсия составляет около 55% от утерянного дохода, где-то в ЕС этот показатель достигает 80%. В России этот показатель по официальным данным около 32%, причем он постоянно снижается. В этом году он будет на уровне 29−30%. Проще говоря, у нас коэффициент замещения пенсией заработка вдвое ниже, чем в цивилизованных странах.

И по самому заработку мы отстаем. По ВВП на душу населения по покупательской способности мы занимаем место в седьмом десятке. Но по уровню жизни пенсионеров мы занимаем место от 120-го до 150-го.

У нас в принципе пенсионеры воспринимаются как некий социальный балласт и как лишние издержки для государства.

«СП»: — Пенсионная система во многом держится за счет работающих.

— У нас министры часто говорят, что давайте посмотрим на «цивилизованную Европу». Хорошо, давайте посмотрим, какой у них НДФЛ. Везде есть прогрессивная шкала, богатые платят до 40%. У нас же говорят, что богатые это слишком умные и платить не будут. Получается, что у нас бедные будут платить, а высокопоставленные чиновники — нет.

У нас же, по сути, регрессивная шкала. Если ваши доходы составляют меньше 110 тысяч в месяц, то 30% идут в фонды социального страхования. Но если доходы выше, то ставка падает вдвое, до уровня 15,1%.

Вот и вопрос, почему топ-менеджеры крупнейших корпораций платят в систему пенсионного страхования вдвое меньше, чем люди, у которых заработок 20 или 30 тысяч рублей. То есть, это уже вопрос о новом налоговом законодательстве.

«СП»: — Есть еще доход от собственности.

— Совершенно верно. Если в 1990-е годы кто-то подсуетился, то сейчас он получает неплохие дивиденды. Они платят себе зарплату в 20 тысяч рублей, но львиную долю дохода получают в качестве дивидендов. И с них платится только 13% НДФЛ, но никаких социальных взносов не берут.

Так что ни при каких условиях нельзя категорически соглашаться на повышение пенсионного возраста.

Просто потому, что у нас сегодня крайне антисоциальная и антигуманистическая налоговая и финансовая политика.

«СП»: — Может, стоить изменить культуру восприятия старости? Скажем, зачем копить на похороны, когда в Европе пенсионеры больше думают о путешествиях?

— Всё упирается в нищету народа. Если бы пенсионеры не жили по уши в кредитах, не думая о покупке молока и хлеба, то вполне бы люди путешествовали. Просто люди не могут себе этого позволить.

Кстати, старшее поколение старается не просто жить на пенсию, а еще и работают. Буквально до 75 лет и далее, потому что не могут выжить на пенсию. Приходится работать на котельной или таксистом.

Путешествовать это здорово. Но вот в Финляндии пенсия составляет в среднем 1700 евро, то есть около 155 тысяч рублей. Если у вас такой доход, то можете поехать на море. Но если вы живете в Бурятии или Туве, получаете 10 тысяч рублей, то вам придется выращивать дополнительно картошку и морковку.

Краткое содержание:

Кому прибавят пенсию с 1 января 2021 года и на сколько? Ежегодная индексация социальных выплат стала ожидаемой абсолютно всеми пенсионерами Российской Федерации. Проводится она, как правило, с 1 января, но касается далеко не всех получателей. Из последних новостей стало известно, кому прибавят пенсию в 2021 году и на сколько.

ОСОБЕННОСТИ НАЧИСЛЕНИЯ ВЫПЛАТ РАЗНЫМ КАТЕГОРИЯМ ПЕНСИОНЕРОВ

Порядок начисления и выплаты пенсий определяется категорией получателей. Речь идет о тех, кто находится на заслуженном отдыхе и пенсионерах, продолжающих трудиться. Последним ждать существенных изменений в размерах пенсионного обеспечения не стоит, а вот в отношении первой группы индексация пройдет, как и запланировано, с 1 января.

Отдельная категория — военные пенсионеры, уровень обеспечения которых на порядок выше, чем гражданских лиц. К тому же, выплаты им индексируют чаще, что связано с проходящей военной реформой, призванной поднять престиж армии.

Люди пожилого возраста в регионах уже по традиции считают москвичей привилегированной кастой с более высоким уровнем пенсионного обеспечения. Действительно, размер социального пособия жителей столицы выше, но при этом стоит помнить и о стоимости товаров первой необходимости в регионе, которая превышает средние показатели по стране. Именно это власти стараются компенсировать повышением пенсии и предоставлением отдельных видов льгот.


НА СКОЛЬКО ПОВЫСЯТ ПЕНСИИ В 2021 ГОДУ

Министерство труда сообщает о предполагаемом повышении размера пенсии на период до 2024 года. Так, страховую выплату по старости в 2021 году планируется повысить на 6,3%, в результате чего среднегодовая величина пособия достигнет 17 432 рубля. Для сравнения, в I квартале 2020 года этот показатель не превышал 15 тыс. рублей.

В 2022 году пенсия возрастет на 5,9%, в 2023 — на 5,6%. Таким образом ежегодное повышение составит примерно 1 тыс. рублей. Но это только при условии, что изначально размер пособия был не ниже 15 тыс. рублей

Если же пенсионер получал меньше обозначенной суммы, к примеру, 10 тыс. рублей, то пенсия с 1 января 2021 года прибавится примерно на 600 рублей. Для тех, кому выход на заслуженный отдых предстоит в обозначенный период, важно знать, на сколько будет проиндексирована сумма фиксированной страховой выплаты:

  • в 2021 году — 6044,48 рубля;
  • в 2022 году — 6401,1 рубля;
  • в 2023 году — 6759,56 рубля.

Пока планируемый размер индексации превышает ожидаемые инфляционные показатели, но в случае их непредвиденного роста повышение будет скорректировано в большую сторону. Об этом сообщил в последних новостях Антон Дроздов, глава ПФР РФ. Повышение коснется и социальных пенсий, но проиндексированы они будут как обычно, с 1 апреля.

ПОВЫШЕНИЕ НАКОПИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ПЕНСИИ

Проект бюджета на ближайшие три года не предусматривает изменений величины накопительной части пенсии. Это означает, что в 2021 году, а также в последующие пару лет корректировки размера этого вида выплат ожидать не стоит.

Ранее правительством была изменена методика оценки ожидаемого периода выплаты накопительной части пенсии, согласно которой в последующие годы сумма обозначенной выплаты будет уменьшаться. Так, в ближайшие годы планируется ввести следующие возрастные ограничения:

  • в 2021 году — 264 месяца;
  • в 2022 году — 270 месяцев.

В течение этого периода гражданин будет получать накопительную пенсию при наличии соответствующих накоплений.

ПЕНСИОННЫЙ ВОЗРАСТ

В России продолжает действовать программа повышения пенсионного возраста, начавшаяся в 2018 году. Ее завершение запланировано на 2028 год, когда установится окончательный возраст выхода на заслуженный отдых. Переходный период будет проходить в несколько этапов (см. таблицу ниже).


Если пенсионная реформа будет проходить в соответствии с планом, в 2021 году мужчины выйдут на пенсию в возрасте 61,5 года, женщины — в 56,5 года.

ПЕНСИОННЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ

Федеральный закон от 3 октября 2016 года № 350-ФЗ устанавливает размеры пенсионных коэффициентов на предстоящие шесть лет. В таблице ниже обозначены показатели роста пенсий на указанный период.


Пенсионеры, завершившие трудовую деятельность, могут рассчитывать на ежегодное увеличение пенсии с 1 января вплоть до 2024 года включительно. Начиная с 2025 года, пособия будут индексироваться в прежнем порядке, то есть с 1 февраля.

ВЫПЛАТЫ РАБОТАЮЩИМ ПЕНСИОНЕРАМ

Страховая часть социального пособия работающих пенсионеров не подлежит индексации уже несколько лет, что связано с дефицитом бюджета. Сейчас, как и в 2016 году, размер выплаты составляет 18 тыс. рублей.

При увольнении сумма будет проиндексирована до текущих значений, то есть сразу увеличена на процент повышения, соответствующий 2017, 2018, 2019 и 2020 годам. В случае возобновления трудовой деятельности уменьшение величины дотации пенсионеру не грозит.

ИНФОРМИРОВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

С целью повышения активности граждан в формировании пенсионных выплат государство планирует ввести ряд мер. Так, со следующего года ПФР начнет рассылать информацию о размере будущей пенсии.

Для этого предполагается использование портала Госуслуги. Граждане будут получать соответствующие сведения через Личный кабинет. Там же они могут ознакомиться со следующими данными:

  • размером накопительной части, а также порядком и условиями ее назначения;
  • параметрами расчета пенсии.

Рассылку получат только те, кто достиг возраста 45 лет, а также действующие пенсионеры. Письма будут отправляться получателям раз в три года.

ПОДВОДЯ ИТОГИ

С 1 января 2021 года будет проиндексирована страховая часть пенсии.

Повышение коснется только неработающих пенсионеров.

Размер выплаты возрастет на 6,3%.

Пенсионерам, продолжающим трудиться, ожидать повышения страховой части пенсии не стоит. Выплата подлежит обязательной индексации за весь период только в случае увольнения.

При подготовке публикации использовался источник https://www.kleo.ru/

Доброго здоровьица Вам и

До новых встреч на сайте 9111. ру!

Юрий Горлин: «Предпосылки для увеличения пенсионного возраста могут возникнуть только через 20 лет»

В январе исполнится два года с начала пенсионной реформы. Ее принятие было спорным, неоднозначным и уж точно непопулярным у населения. Повышение пенсионного возраста не раз критиковали, указывая, что проблему дефицита Пенсионного фонда оно не решит, а эффект увеличения пенсий действующих пенсионеров (в среднем на 1 тысячу на протяжении нескольких лет) быстро пройдет. В последнее время пенсионную систему ругают все чаще, а власти все чаще обещают ее усовершенствовать, изменить, подправить. Такие обещания заставляют население понервничать: что опять «нахимичат» с пенсиями? О том, в каком состоянии находится пенсионная система России и что ее ждет в будущем, «МК» поговорил с одним из ведущих экспертов в этой области, заместителем директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрием ГОРЛИНЫМ.


— Через десять лет размер пенсий в России опять начнет снижаться, если правительство не примет новых мер для повышения финансовой устойчивости пенсионной системы. К такому выводу вы пришли в своем недавнем исследовании «Факторы роста уровня пенсионного обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективе». Значит ли это, что повышение пенсионного возраста не помогло системно повысить доходы пенсионеров?

— В связи с повышением пенсионного возраста на период 2019–2024 годов были законодательно утверждены размеры индексации пенсий, которые существенно превышают инфляцию. Если уровень инфляции в этот период прогнозируется в пределах 4%, то размер индексации составляет 5,5–7%. Без повышения пенсионного возраста такой рост пенсий вряд ли был бы возможен.

Наши же расчеты, приведенные в докладе, показывают, что даже без принятия новых дополнительных мер уровень пенсий в реальном выражении будет неуклонно увеличиваться и после 2024 года, то есть их рост будет превышать инфляцию при условии хотя бы минимального, но главное, устойчивого экономического роста. Поэтому нельзя утверждать, что повышение пенсионного возраста не помогло увеличить доходы пенсионеров.


— Одним из главных позитивных последствий поднятия пенсионного возраста называлась возможность повысить коэффициент замещения (уровень пенсий по отношению к зарплатам). В вашем исследовании подсчитано, что, благодаря переходу к более позднему выходу на пенсию, этот показатель останется на уровне 2018 года (34%) до 2030 года, а потом начнет снижаться и через 30 лет может составить только 27%. Означает ли это, что в ближайшем будущем пенсионный возраст поднимут снова?

— Когда в 2018 году на уровне правительства и президента обсуждался и обосновывался вопрос повышения пенсионного возраста, то, насколько я помню, о коэффициенте замещения как целевом показателе не говорилось. Гарантировались ускоренная индексация страховых пенсий, обеспечивающая их ежегодное увеличение для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей, и достижение к 2024 году среднего размера такой пенсии в 20 тысяч рублей в месяц. За горизонтом 2024 года говорилось о ежегодном увеличении страховых пенсий выше инфляции.

Хочу обратить внимание, что в общественном сознании имеет место смешение понятий «коэффициент замещения» и «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты». Это разные показатели. Коэффициент замещения — это отношение размера пенсии на момент ее назначения к величине зарплаты, зафиксированной непосредственно перед выходом на пенсию. При расчете этого показателя, как правило, принимается средняя по стране зарплата и продолжительный трудовой стаж — 30–35 лет. Согласно нашим оценкам, коэффициент замещения уже сейчас в России составляет около 40% и будет сохраняться на этом уровне до середины 2040-х годов. Отмечу, что величина показателя «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты», как правило, примерно на 5–10 процентных пунктов меньше величины коэффициента замещения.

— Так все-таки повышение возраста выхода на заслуженный отдых решило пенсионные проблемы страны или нет?

— Я бы предостерег от упрощенного представления о том, что повышение пенсионного возраста должно раз и навсегда решить все пенсионные проблемы. Это, конечно, облегчило ситуацию, по крайней мере, купировало накопившиеся проблемы и создало заделы на будущее. По нашим прогнозам, благодаря повышению пенсионного возраста соотношение пенсий и зарплат действительно удастся сохранить на уровне 34% до 2030 года. Если гипотетически рассматривать дальнейшую динамику этого показателя в рамках инерционного сценария (без принятия дополнительных мер), то после 2030 года она будет понижательной. Это обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, будет продолжаться старение населения, а прогнозируемые изменения на рынке труда будут вести к относительному росту нестандартных форм занятости и размыванию фонда оплаты труда как базы пенсионных взносов. Во-вторых, постепенно исчерпывается эффект увеличения пенсий работникам, имеющим стаж до 1991 года, обеспеченный проведенной в 2010 году их валоризацией (разовая переоценка пенсионных прав граждан. — «МК»). В-третьих, отвлечение 6% страховых взносов на формирование накопительной пенсии в период до 2014 года, учитывая их пониженную доходность в сравнении с индексацией страховой пенсии, обусловили относительное снижение размеров пенсий. В-четвертых, предоставление льгот по страховым взносам не компенсировалось адекватным образом за счет трансфертов федерального бюджета. Собственно, чтобы противостоять этим негативным с точки зрения уровня пенсий тенденциям, и необходимы меры по совершенствованию пенсионной системы, рассматриваемые в нашем докладе. И среди этих мер, начало реализации которых не выходит за пределы 2035 года, дальнейшего повышения пенсионного возраста не заложено.

— Но решение на этот счет принимаете не вы, а правительство. Сколько лет, на ваш взгляд, можно не беспокоиться о новом повышении пенсионного возраста?

— Думаю, что в ближайшие как минимум 15 лет демографические и социальные условия вряд ли позволят вернуться к вопросу повышения пенсионного возраста. Если же в результате развития медицины, улучшения условий проживания средняя продолжительность жизни и период здоровой активной жизни будут расти, а пенсионная система будет в этом нуждаться, то, возможно, за горизонтом 2040-х годов появятся какие-то предпосылки для еще большего повышения пенсионного возраста. Но пока что это чисто гипотетическая возможность. При этом надо отметить, что во многих развитых странах люди уже сейчас выходят на пенсию в 67 лет и вопрос увеличения этой планки обсуждается. В нашем докладе обосновывается, что условно с 2030 года целесообразно начать повышать трудовой стаж, необходимый для получения страховой пенсии по старости, например, по 1 году в год до 30 лет. Это одна из мер, которая позволяет обеспечить рост пенсий не только выше инфляции, но и относительно заработной платы.


— Каков в целом потенциал реформирования пенсионной системы в ближайшие годы? Какие меры помогут финансовой устойчивости пенсионной системы? К каким нововведениям готовиться будущим пенсионерам и бизнесу, который платит за сотрудников страховые взносы?

— В нашем исследовании мы определили исчерпывающий перечень факторов, за счет которых может быть повышен уровень пенсий, как в абсолютном выражении, так и по отношению к зарплатам. Во-первых, это соотношение численности лиц, за которых уплачиваются взносы, и численности пенсионеров. Во-вторых, размер эффективной ставки страховых взносов. В-третьих, уровень бюджетного трансферта, который предоставляется страховой пенсионной системе, соотнесенный с доходами от страховых взносов. Это три источника и три составные части, за счет которых могут расти пенсии. Все меры, которые могли бы содействовать более позитивной динамике пенсий, должны быть направлены на улучшение этих факторов. Такими мерами могли бы быть: повышение трудового стажа, легализация неформально занятых, обеление «конвертных» зарплат, изменение порядка формирования и выплаты пенсий работающим пенсионерам. Росту пенсий в абсолютном выражении способствовали бы также повышение доли фонда оплаты труда в ВВП, общего уровня заработных плат и снижение характерного для России высокого уровня зарплатного неравенства.

— С критикой пенсионной системы не так давно выступил в Госдуме Сергей Миронов. Он призвал вернуться к выплатам пенсий из бюджета, а нынешнюю систему страхования назвал «людоедской», поскольку она отнимает у россиян 22% доходов. Считаете ли вы пенсионную систему в нынешнем виде неэффективной?

— Я не могу согласиться с позицией депутата Миронова. Пенсионную систему, которая обеспечивает стабильные и регулярные выплаты 40 миллионам пенсионеров, являющиеся для многих из них единственным источником денежного дохода, нельзя назвать неэффективной. Ставка страховых взносов в 22% тоже не может быть признана высокой, потому что во многих странах (если учитывать взносы не только работодателей, но и работников) она выше. В совокупности с большим уровнем доходов граждан, меньшей нелегальной занятостью, более высоким пенсионным возрастом и стажем, требуемым для назначения пенсии, это действительно обеспечивает более высокий доход пенсионеров в этих странах. Чудес ведь не бывает — раз доходов больше, а расходов меньше, то и пенсии выше. Это чистая арифметика.

— Сейчас часто можно услышать мнение, что нынешним 20–30-летним не стоит надеяться на государственную пенсию: ее либо отменят вовсе, либо она будет совсем мизерная. А вы как думаете?

— Если говорить о поколении 20-летних, то они начнут выходить на пенсию только в 2060–2065 годах, а мы в нашем прогнозе так далеко не заглядываем — он ограничен 2050 годом. Но если будет реализована большая часть мер, о которых я говорил выше, то для нынешних 35-летних к 2050 году в принципе обеспечивается соотношение пенсий и зарплат на уровне 40%, а коэффициент замещения на уровне 50%. Это подтверждается нашими расчетами.

— Каковы перспективы развития накопительной компоненты пенсий? Старая государственная система накопительной пенсии себя изжила, а новая — гарантированный пенсионный план — так и не внедрилась.

— Бесспорно, было бы очень хорошо, чтобы люди имели возможность формировать пенсионные накопления, которые могли бы служить дополнительным источником дохода при выходе на пенсию. Но пока я не вижу каких-то значимых предпосылок для позитивных изменений. Проблема в том, что в России пока нет объективных условий для того, чтобы накопительный компонент мог активно развиваться. Во-первых, потому что у подавляющей части работников уровень доходов таков, что они не могут постоянно, на протяжении десятилетий отчислять на свою пенсию хотя бы условные 6% от своей зарплаты. Во-вторых, качество работы пенсионных фондов в условиях экономической турбулентности не позволяет обеспечить эффективность пенсионных накоплений в долгосрочном периоде с точки зрения интересов будущих пенсионеров. Это показала история предыдущих 15 лет. По нашим оценкам, в среднем доходность пенсионных накоплений за этот период была практически в полтора раза ниже инфляции. На купирование проблем в целом ряде крупных НПФ пришлось потратить сотни миллиардов рублей. В-третьих, необходимым условием для развития пенсионных накоплений является достаточно высокий уровень доверия к соответствующим финансовым институтам. Пока что они вряд ли могут похвастаться таким доверием, им нужна длительная «история успеха», чтобы его заработать.

Вообще у российской пенсионной системы есть потенциал для развития и совершенствования, но, учитывая инерционность пенсионных процессов и целесообразность постепенной — небольшими «шагами» — реализации соответствующих мер, необходимы их заблаговременная детальная проработка и широкое общественное обсуждение. Тем более что пенсии — это институт, основанный на общественном договоре.

Изменения в пенсионном законодательстве России происходят на протяжении последних 16 лет. Некоторые нововведения постепенно внедряются в практику начисления пенсий, некоторые находятся на стадии обсуждения и рассмотрения. Каким будет итоговый вариант законодательства о пенсиях пока не ясно, но общие цели и тенденции прослеживаются.

Однако чтобы разобраться в сегодняшнем состоянии пенсионной системы, нужно понимать какой она была до сих пор, и как она изменилась в последние годы.



Суть пенсионной реформы

Упрощенно, без строгого подхода к названиям и терминам, ситуацию можно описать так:

Россия пытается уйти от действовавшего еще со времен СССР механизма выплаты пенсий.

  • Тогда фактические выплаты пенсионерам шли из отчислений от заработка трудящихся в настоящий момент. Работники не делали никаких индивидуальных накоплений для своей будущей пенсии, формировался общий пенсионный фонд.
  • В советские годы существовала зависимость размера пенсии от прошлых заработков. Но это был скорее механизм расчета, а не прямая зависимость величины пенсии от сделанных выплат в пенсионный фонд.
  • Еще одним наследием прошлой пенсионной системы остается правило, по которому взносы в пенсионный фонд платит не сам работник, а работодатель.

Неизбежность реформирования пенсионной системы продиктована ростом количества пенсионеров по отношению к числу работающих в данный момент. Такое положение будет усугубляться по причине низкой рождаемости. Государству все тяжелее финансировать пенсионные выплаты из бюджета.

Другим важным мотивом пенсионной реформы становится отказ от уравнительного подхода. Растет понимание, что больше лица, которые зарабатывали больше имеют право на пропорционально больший пенсионный доход.

Так в 2002 году законодательство получило понятие накопительной части пенсии. После нескольких изменений и дополнений в законы, Российская Федерация стала использовать смешанный принцип распределения пенсионных взносов.

Состав пенсионных взносов делится на страховую и накопительные части.

  • Страховая пенсия выплачивается государством с целью компенсации потерянного заработка. Получение таких пенсий становится возможно по достижении пенсионного возраста или в случае потери трудоспособности. Право на страховую пенсию возникнет только у тех граждан, от зарплаты которых достаточно долго выплачивались пенсионные взносы.
  • Формирование накопительной пенсии более похоже на размещение работником некоторых сумм на особо надежный вклад, чтобы потом единовременно или частями получать эти средства, находясь на пенсии. С 2009 года граждане РФ получили возможность добровольно увеличивать размер отчислений в накопительный фонд.

Норматив пенсионных отчислений для большинства работников установился на уровне 22% от заработка. 6% шло в накопительную часть пенсии и аккумулировалось в государственном фонде, который размещал средства в особо надежные активы. 16% формировали страховую часть пенсии, из которой выплачивались средства нынешним пенсионерам.

Механизм стал быстро давать сбои:

  • Накопительный фонд обеспечивал столь малый доход, что не только не имел прибыли, но не сберегал средства от инфляции.
  • Средств распределительной системы не хватало на выплату текущих пенсий.

Деньги были взяты из накопительного пенсионного фонда.

В 2014 году накопительная часть пенсий была заморожена, все средства пошли на финансирование страховой составляющей. Этот мораторий был продлен и продолжает действовать до 2019 года.


Какие изменения включает пенсионная реформа в России в 2020 году?

Последние новости в этой сфере сводятся к увеличению фактических выплат и росту требований к будущим пенсионерам. Чтобы разобраться в новостях пенсионной системы, напомним алгоритм расчета пенсий, действующий в 2018 году. Поскольку мораторий для накопительной части пенсий продолжает действовать, мы напишем здесь только о страховых пенсиях, которые составляют практически весь объем выплат.

Страховые пенсии складываются из двух частей:

  • расчетной составляющей;
  • фиксированной выплаты.

Фиксированные выплаты устанавливаются государством не индивидуально, а для определенных категорий пенсионеров:

  • инвалидов,
  • малоимущих,
  • проработавших 15 и более лет на Крайнем Севере и др.
-->

Для получения права на расчетную составляющую страховой пенсии в 2020 году будет необходимо выполнение двух требований:

  • стаж работы – от 11 лет и более, с официальным трудоустройством и уплатой страховых взносов от зарплаты;
  • пенсионный балл 18,6 и выше.

Последний момент поясним особо.

Пенсионный балл или коэффициент это условная единица, в которую переводится каждый отработанный год с учетом официальной зарплаты. Т.е. чем больше стаж и выше доход – тем больше пенсионных баллов.

Балльная система действует с 2015 года. Минимальное количество баллов для начисления пенсии растет.

  • в 2015 году обязательно требовалось только 6,6 балла;
  • в 2017 уже 11,;
  • в 2018 – 13,8;
  • итоговая величина в 30 баллов будет достигнута в 2025 году.

Цена 1 пенсионного балла определяется государством. Она изменяется с течением времени:

Стоимость в рублях

Как увеличится пенсия в 2020 году?

Некоторые из описанных пенсионных платежей изменились уже начиная с 1 января 2020 года:

Фиксированная выплата к страховой пенсии по старость в 2020 году составляет 5686 рублей 25 копеек.

Средние размеры пенсии на 2020 год тоже изменились в сторону увеличения:

  • предполагаемый средний размер страховой пенсии по возрасту должен составить 14 тыс.75 руб.;
  • государственные социальные пенсии поднимаются до 9 тыс. 45 руб.;
  • пенсии инвалидам с детства – до 13 тыс. 699 руб.

Пенсионерам, которые продолжают трудиться, стоит обратить внимание на то, что описанные индексации пенсий их не коснутся. Однако им в августе 2018 года также будет сделан перерасчет с учетом роста стоимости пенсионного балла.

Следующее изменение важно для тех трудящихся, которые платят взносы в Пенсионный фонд сами за себя. Это предприниматели, адвокаты и др. В связи с ростом минимальной заработной платы, обязательные выплаты для них в 2018 году вырастут дважды: в январе и в мае.

Важные новости для тех, кто начнет получать пенсии с 2020 года:

  • С 1 января 2020 года возросла стоимость 1 пенсионного балла, до 93 рублей
  • В 2020 году правительство увеличивает норматив прожиточного минимума пенсионера – примерная величина для средней полосы России будет колебаться в районе 8 – 8,5 тысяч рублей. Аналогичные нормы для других регионов также пересчитываются.

В 2018 году россияне увидели новый вид пенсий – их будут выплачивать детям, у которых неизвестны оба родителя. До сих пор «подкидыши», «беспризорники» были ущемлены по сравнению с сиротами, которым назначалась пенсия по потере кормильца.

Не стоит ожидать увеличения социальной пенсии, например, матерям, воспитывающих детей-инвалидов до 8 лет, родившим пять и более детей, а также инвалидам 1-й группы по зрению.

Ясных новостей о военной пенсионной реформе пока нет. Об индексации таких пенсий не сообщалось. Но их рост происходит по другим основаниям, в связи с повышением величины денежного довольствия в войсках.

В предстоящей пенсионной реформе МВД также много неясностей. Последние новости говорят о том, что к пенсии отставных сотрудников Следственного комитета и Прокуратуры в 2018 году добавилось 30%.

Последние новости о повышении пенсионного возраста

Не обошло стороной пенсионную реформу увеличение возраста выхода на пенсию. Увеличение будет происходит поэтапно и начнется уже с 1 января 2019 года. Реформа позволит ежегодно повышать пенсии на 1000 рублей. Основные изменения следующие:

  • возраст выхода мужчин на пенсию был увеличен до 65 лет к 2018 году, у женщин до 63 лет к 2034 году;
  • тем, кто не наработал на официальную пенсию, будут платить социальную. но только при достижении возраста 68 лет у женщин, и 70 лет у мужчин;
  • женщины и мужчины, работающие на Крайнем Севере и приравненных к нему районах, смогут уйти на пенсию в 58 и 60 лет;
  • досрочникам пенсия также будет увеличена на 8 лет.

Женщины и мужчины, отработавшие более 40 и 45 лет смогут уйти на пенсию на 2 года раньше.

Читайте также: