Проверка достоверности сведений при назначении пенсии

Таких людей, которые были бы полностью довольны размером назначенной им пенсии, увы, немного: при виде итоговой суммы, начисленной ПФР, в большинстве случаев не удается избежать разочарования.

Но как убедиться в том, что действительно назначена именно та пенсия, которая положена по закону, и не допущено никаких ошибок?

Нужно обращаться в ПФР с письменным запросом о разъяснении порядка начисления своей пенсии. При этом важно помнить: каков вопрос – таков и ответ.

Поэтому то, насколько эффективным окажется общение с ПФР, во многом зависит от четкости поставленных перед ним вопросов. Предлагаю рассмотреть основные из них:

1. Сколько полных лет засчитано в общий трудовой стаж?

Это важная цифра, которая напрямую влияет на размер пенсии: по количеству полных лет общего трудового стажа рассчитывается стажевый коэффициент, используемый в пенсионной формуле.

В этот стаж засчитываются все периоды трудовой деятельности, датированные до конца 2001 года включительно. Соответственно, чем больше общий трудовой стаж, тем выше будет коэффициент – а значит, увеличится и пенсия.

Базовая величина стажевого коэффициента составляет 0,55 – она устанавливается при общем трудовом стаже у мужчин 25 лет, у женщин 20 лет. Если стажа больше, то за каждый дополнительный год стажевый коэффициент увеличивается на 0,01. Максимально допустимое его значение – 0,75.

В ПФР нужно поинтересоваться, какой стажевый коэффициент вам начислили и из каких периодов складывается ваш общий трудовой стаж. Если выяснится, что какие-то периоды до 2002 года в стаж не зачли, нужно установить причины и постараться их устранить.

2. Какой коэффициент по зарплате учтен в пенсии?

За периоды работы до 2002 г. пенсия рассчитывается с учетом коэффициента соотношения заработка пенсионера к среднему размеру зарплаты по стране.

Предельное значение такого коэффициента для расчета пенсии – 1,2, а для тех, кто до 2002 г. проживал на Крайнем Севере, он учитывается в размере от 1,4 до 1,9 – в зависимости от конкретного района.

Если ПФР отвечает, что величина вашего коэффициента меньше по сравнению с допустимым максимумом, это повод заняться поиском документов для подтверждения более высокого заработка.

3. Сколько страховых взносов учтено при расчете пенсии?

После 2002 года страховые взносы стали основной расчетной единицей для пенсии. Поэтому очень важно выяснить в ПФР, сколько страховых взносов было учтено в расчете вашей пенсии.

Необходимо убедиться в том, что за каждый отработанный год, начиная с 2002 года, страховые взносы были начислены работодателем в полном объеме. Сделать это позволит выписка из лицевого счета застрахованного лица, которая отражает все актуальные данные о взносах и стаже человека после присвоения ему СНИЛС.

Получить выписку можно в любом отделении ПФР или МФЦ, а также по электронным каналам связи (через портал госуслуг, личный кабинет пенсионера на сайте ПФР). О том, как проверить правильность начисления пенсионных баллов по взносам, рассказывается здесь .

4. Какие «нестраховые периоды» включены в стаж?

Эти периоды позволяют получить дополнительные баллы к пенсии (а значит, и прибавку).

Закон определяет исчерпывающий перечень таких периодов: служба в армии, уход за ребенком до 1,5 лет, уход за нетрудоспособным человеком, сотрудничество с правоохранительными органами, проживание супруга военнослужащего в воинской части или сотрудника посольства за границей без возможности трудоустройства, а также срок необоснованного привлечения к уголовной ответственности.

Если такие периоды у пенсионера были, нужно уточнить в ПФР, учли ли их в пенсию, а если нет – представить соответствующие документы.

5. Какие обстоятельства учтены для повышения фиксированной выплаты к пенсии?

Основание повысить размер пенсии дает также ряд социально значимых обстоятельств, с которыми закон связывает увеличение фиксированной выплаты к страховой пенсии.

В числе самых популярных из них можно выделить: наличие иждивенца на содержании, группы инвалидности или выработку специального трудового стажа (северный или сельский стаж, например).

Если такие обстоятельства есть, но в расчете пенсии их не учли, следует выяснить, какие недочеты к этому привели, и исправить их.

Задавайте вопросы в ПФР по существу – это самый эффективный способ получить нужные для себя ответы!


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Постановление Правления Пенсионного фонда РФ от 5 июня 2013 г. № 133п “Об утверждении Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на назначение на должности в Пенсионном фонде Российской Федерации, и работниками Пенсионного фонда Российской Федерации, и соблюдения работниками Пенсионного фонда Российской Федерации требований к служебному поведению” (не вступило в силу)

В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 52 (ч I), ст. 6228; 2011, № 29, ст. 4291; № 48, ст. 6730; 2012, № 50 (ч. 4), ст. 6954; № 53 (ч. 1), ст. 7605), Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 14, ст. 1670) Правление Пенсионного фонда Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на назначение на должности в Пенсионном фонде Российской Федерации, и работниками Пенсионного фонда Российской Федерации, и соблюдения работниками Пенсионного фонда Российской Федерации требований к служебному поведению.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации А.В. Дроздова.

Председатель А. Дроздов

Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 июля 2013 г.
Регистрационный № 29126

Положение
о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на назначение на должности в Пенсионном фонде Российской Федерации, и работниками Пенсионного фонда Российской Федерации, и соблюдения работниками Пенсионного фонда Российской Федерации требований к служебному поведению
(утв. постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 5 июня 2013 г. № 133п)

1. Настоящим Положением определяется порядок осуществления проверки:

а) достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на назначение на должности в Пенсионном фонде Российской Федерации (далее - ПФР), территориальных органах ПФР (далее - граждане), работниками ПФР и его территориальных органов (далее - работники ПФР);

б) достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами при назначении на должности в ПФР в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - сведения, представляемые гражданами в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации);

в) соблюдения работниками ПФР ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - требования к служебному поведению).

2. Проверка, предусмотренная подпунктами «б» и «в» пункта 1 настоящего Положения, осуществляется соответственно в отношении граждан, претендующих на назначение на любые должности в ПФР и его территориальных органах.

3. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых работником ПФР, занимающим должность, не предусмотренную перечнем должностей, при назначении на которые работники ПФР обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее - Перечень должностей ПФР), и претендующим на назначение на должность в ПФР, предусмотренную Перечнем должностей ПФР, осуществляется в порядке, установленном настоящим Положением.

4. Проверка, предусмотренная пунктом 1 настоящего Положения, осуществляется по решению работодателя либо уполномоченного им должностного лица:

- Департаментом обеспечения безопасности и внутреннего контроля в отношении граждан, претендующих на назначение на должности, включенные в Перечень должностей ПФР и назначение на которые осуществляется распоряжением (постановлением) Правления ПФР, а также работников ПФР, занимающих указанные должности;

ответственными за профилактику коррупционных и иных правонарушений подразделениями (работниками) территориальных органов ПФР в отношении граждан, претендующих на назначение на должности, включенные в Перечень должностей ПФР и назначение на которые осуществляется приказом руководителя соответствующего территориального органа ПФР, а также работников территориальных органов ПФР, занимающих указанные должности.

Решение принимается в отношении каждого гражданина или работника ПФР отдельно и оформляется в письменной форме.

5. Основанием для осуществления проверки, предусмотренной пунктом 1 настоящего Положения, является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке:

а) правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами;

б) Департаментом обеспечения безопасности и внутреннего контроля и ответственными за профилактику коррупционных и иных правонарушений подразделениями (работниками) территориальных органов ПФР;

в) постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями;

г) Общественной палатой Российской Федерации;

д) общероссийскими средствами массовой информации.

6. Информация анонимного характера не может служить основанием для проверки.

7. Проверка осуществляется в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проверки может быть продлен до 90 дней лицами, принявшими решение о ее проведении в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения.

8. Департамент обеспечения безопасности и внутреннего контроля осуществляет проверку:

б) путем подготовки предложений Председателю Правления ПФР о направлении запросов в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности в соответствии с частью третьей статьи 7 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», кредитные организации, налоговые органы и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

в) путем направления запросов в установленном порядке (кроме запросов, касающихся осуществления оперативно-розыскной деятельности или ее результатов) в органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных государственных органов (кроме запросов в налоговые органы и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Федеральную службу по финансовому мониторингу), органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения, организации (кроме запросов в кредитные организации) и общественные объединения (далее - государственные органы и организации) об имеющихся у них сведениях: о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина или работника ПФР, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; о достоверности и полноте сведений, представленных гражданином в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации; о соблюдении работником ПФР требований к служебному поведению.

9. Ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений подразделения (работники) территориальных органов ПФР осуществляют проверку, предусмотренную подпунктом «а» пункта 8 настоящего Положения.

Проверку, предусмотренную подпунктами «б» и «в» пункта 8 настоящего Положения, в интересах территориальных органов ПФР осуществляет Департамент обеспечения безопасности и внутреннего контроля.

10. При осуществлении проверки, предусмотренной подпунктом «а» пункта 8 настоящего Положения, работники Департамента обеспечения безопасности и внутреннего контроля вправе:

а) проводить беседу с гражданином или работником ПФР;

б) изучать представленные гражданином или работником ПФР сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и дополнительные материалы;

в) получать от гражданина или работника ПФР пояснения по представленным им сведениям о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и материалам;

г) направлять в установленном порядке запросы, предусмотренные подпунктом «в» пункта 8 настоящего Положения;

д) наводить справки у физических лиц и получать от них информацию с их согласия;

е) осуществлять анализ сведений, полученных на основании указанных в подпункте «б» пункта 8 настоящего Положения запросов.

11. Ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений подразделения (работники) территориальных органов ПФР при осуществлении проверки, предусмотренной подпунктом «а» пункта 8, обладают правами, указанными в подпунктах «а»-«в», «д»-«е» пункта 10 настоящего Положения.

12. В запросе, предусмотренном подпунктом «г» пункта 10 настоящего Положения, указываются:

а) фамилия, имя, отчество руководителя государственного органа или организации, в которые направляется запрос;

б) нормативный правовой акт, на основании которого направляется запрос;

в) фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место регистрации, жительства и (или) пребывания, должность и место работы гражданина или работника ПФР, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера которых проверяются, гражданина, представившего сведения в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, полнота и достоверность которых проверяются, либо работника ПФР, в отношении которого имеются сведения о несоблюдении им требований к служебному поведению;

г) содержание и объем сведений, подлежащих проверке;

д) срок представления запрашиваемых сведений;

е) фамилия, инициалы и номер телефона работника ПФР, подготовившего запрос;

ж) другие необходимые сведения;

з) при направлении запроса в налоговые органы также указывается идентификационный номер налогоплательщика.

13. В запросе о проведении оперативно-розыскных мероприятий, помимо сведений, перечисленных в пункте 12 настоящего Положения, указываются сведения, послужившие основанием для проверки, государственные органы и организации, в которые направлялись (направлены) запросы, и вопросы, которые в них ставились, дается ссылка на соответствующие положения Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

14. Начальник Департамента обеспечения безопасности и внутреннего контроля обеспечивает:

а) уведомление в письменной форме работника ПФР о начале в отношении него проверки и разъяснение ему содержания подпункта «б» настоящего пункта - в течение двух рабочих дней со дня получения соответствующего решения;

б) проведение в случае обращения работника ПФР беседы с ним, в ходе которой он должен быть проинформирован о том, какие сведения, представляемые им в соответствии с настоящим Положением, и соблюдение каких требований к служебному поведению подлежат проверке, - в течение семи рабочих дней со дня обращения работника ПФР, а при наличии уважительной причины - в срок, согласованный с работником ПФР.

15. Руководитель территориального органа ПФР обеспечивает:

а) уведомление в письменной форме работника территориального органа ПФР о начале в отношении него проверки и разъяснение ему содержания подпункта «б» настоящего пункта - в течение двух рабочих дней со дня получения соответствующего решения;

б) проведение в случае обращения работника территориального органа ПФР беседы с ним, в ходе которой он должен быть проинформирован о том, какие сведения, представляемые им в соответствии с настоящим Положением, и соблюдение каких требований к служебному поведению подлежат проверке, - в течение семи рабочих дней со дня обращения работника территориального органа ПФР, а при наличии уважительной причины - в срок, согласованный с работником территориального органа ПФР.

16. По окончании проверки Департамент обеспечения безопасности и внутреннего контроля (руководитель территориального органа ПФР) обязан ознакомить работника ПФР (работника территориального органа ПФР) с результатами проверки с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

17. Работник ПФР вправе:

а) давать пояснения в письменной форме: в ходе проверки; по вопросам, указанным в подпункте «б» пункта 14 и подпункте «б» пункта 15 настоящего Положения; по результатам проверки;

б) представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения в письменной форме;

в) обращаться в Департамент обеспечения безопасности и внутреннего контроля, к руководителю соответствующего территориального органа ПФР с подлежащим удовлетворению ходатайством о проведении с ним беседы по вопросам, указанным в подпункте «б» пункта 14 и подпункте «б» пункта 15 настоящего Положения.

18. Пояснения, указанные в пункте 17 настоящего Положения, приобщаются к материалам проверки.

19. На период проведения проверки работник ПФР может быть отстранен от исполнения должностных обязанностей на срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Указанный срок может быть продлен до 90 дней лицом, принявшим решение о проведении проверки в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения.

На период отстранения работника ПФР от исполнения должностных обязанностей средний месячный заработок сохраняется.

20. Департаментом обеспечения безопасности и внутреннего контроля, ответственным за профилактику коррупционных и иных правонарушений подразделением (работником) территориального органа ПФР представляются лицу, принявшему решение о проведении проверки в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения, результаты проверки. При этом вместе с результатами проверки представляется одно из следующих предложений:

а) о назначении гражданину на должность в ПФР;

б) об отказе гражданину в назначении на должность в ПФР;

в) о представлении результатов проверки в Комиссию по соблюдению работниками ПФР требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

21. Сведения о результатах проверки с письменного согласия лица, принявшего решение о ее проведении, предоставляются Департаментом обеспечения безопасности и внутреннего контроля ПФР, ответственным за профилактику коррупционных и иных правонарушений подразделением (работником) территориального органа ПФР с одновременным уведомлением об этом гражданина или работника ПФР, в отношении которых проводилась проверка, правоохранительным и налоговым органам, постоянно действующим руководящим органам политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями, и Общественной палате Российской Федерации, предоставившим информацию, явившуюся основанием для проведения проверки, с соблюдением законодательства Российской Федерации о персональных данных и государственной тайне.

22. При установлении в ходе проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков преступления или административного правонарушения, материалы об этом представляются в государственные органы в соответствии с их компетенцией.

23. Материалы проверки хранятся в Департаменте обеспечения безопасности и внутреннего контроля, ответственном за профилактику коррупционных и иных правонарушений, подразделении территориального органа ПФР или у лица, принявшего решение о проведении проверки в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения, в течение трех лет со дня ее окончания, после чего передаются в архив.

Обзор документа

Работники ПФР (его территориальных органов), а также лица, претендующие на должности в Фонде, отчитываются о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.

Установлено, как проверяются указанные сведения.

В отношении работников, назначенных на должность Правлением ПФР, а также претендентов на такие должности проверку проводит Департамент обеспечения безопасности и внутреннего контроля. В отношении сотрудников, назначенных на должность руководителем территориального органа, а также претендентов на эти должности - подразделения, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений.

Предусмотрены основания для осуществления контрольных мероприятий. Например, проверка возбуждается, если поступила информация от правоохранительных органов, Общественной палаты РФ, общероссийских СМИ и др. Анонимные данные не рассматриваются.

В ходе проверки должностные лица могут проводить беседы с работником (претендентом), получать от него пояснения по представленным сведениям, направлять запросы. Установлены требования к последним.

На время проведения контрольных мероприятий сотрудник может быть отстранен от должности, но не более чем на 60 дней (в исключительных случаях - 90). При этом за ним сохраняется средний месячный заработок.

Начальник Департамента/руководитель территориального органа знакомит работника с результатами проверки. Данные им пояснения прилагаются к материалам проверки.

При обнаружении признаков преступления/административного правонарушения материалы направляются в соответствующие госорганы.

В соответствии с Федеральным законом № 167‑ФЗ [1] государственные (муниципальные) учреждения, производящие выплаты физическим лицам, являются страхователями. Данный статус накладывает на названные организации определенные обязательства, к которым, в частности, относится обязанность своевременно и в полном объеме перечислять страховые взносы, представлять документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения. В свою очередь, ПФР имеет право проверять документы, связанные с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, а также требовать и получать у страхователей необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок. В статье мы рассмотрим вопросы, сопряженные с осуществлением таких проверок.

Как следует из ст. 11 Федерального закона № 27‑ФЗ [2] , страхователи (в том числе государственные (муниципальные) учреждения) представляют сведения индивидуального персонифицированного учета в территориальные органы ПФР по месту их регистрации:

1) ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, – сведения о каждом работающем у них застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с налоговым законодательством РФ начисляются страховые взносы), включающие:

страховой номер индивидуального лицевого счета;

  • фамилию, имя и отчество;
  • дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы;
  • дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы;
  • периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
  • другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии;
  • суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
  • периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
  • документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости;
2) не позднее 20 дней со дня окончания квартала – сведения, предусмотренные ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 № 56‑ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»;

3) не позднее 15‑го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, – сведения о каждом работающем у них застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг) (по форме СЗВ-М).

В свою очередь, территориальные органы ПФР осуществляют контроль за правильностью представления страхователями сведений персонифицированного учета, в том числе проверяют достоверность предоставляемых сведений назначения (перерасчета) сумм обязательного страхового обеспечения работников, имеющих льготы в связи с особыми условиями труда (ст. 16 Федерального закона № 27‑ФЗ, ст. 13 Федерального закона № 167‑ФЗ). Напомним, что согласно ст. 3 Федерального закона № 27‑ФЗ одной из целей индивидуального (персонифицированного) учета является обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер пенсии при ее назначении.

Ниже рассмотрим вопросы, связанные с проведением контрольных мероприятий, а также взаимодействием учреждения с проверяющими лицами ПФР.

Каков порядок назначения проверки?

Из текста вышеприведенного документа не вытекает, что страхователь заранее уведомляется о проведении проверки. Следовательно, если в учреждении давно не проводилась проверка персонифицированного учета, бухгалтерской службе следует быть готовой к контрольному мероприятию со стороны территориальных органов ПФР.

Какие документы будут затребованы при проверке?

  • учредительные документы;
  • штатное расписание организации, список внештатных работников, список работников, работающих по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг;
  • списки работников, выходящих на пенсию в текущем году и в ближайшие два года;
  • расчетные, расчетно-платежные, платежные ведомости;
  • лицевые счета работников;
  • приказы (о приеме на работу, переводе на другую работу, предоставлении отпуска, прекращении трудового договора и др.);
  • трудовые книжки работников;
  • табель учета рабочего времени;
  • документы, подтверждающие дополнительные показатели (факторы) занятости во вредных условиях труда.
Отметим: поскольку проверки сведений о стаже и заработке осуществляются за два завершенных календарных года, предшествующих проверке, необходимо подготовить документы да данный период (см. п. 7 Методических рекомендаций № 11п).

На что обратят особое внимание контролеры?

Если у организации большая численность, то осуществляется выборочная проверка (не менее 7% от общей численности). Однако обращаем внимание, что в случае установления недостоверных сведений специалисты ПФР вправе провести сплошную проверку (п. 7 Методических рекомендаций № 11п).

Что если обнаружены ошибки и несоответствия?

При выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена данной статьей, должностным лицом территориального органа ПФР составляется акт, который подписывается им и лицом, совершившим правонарушение. Об отказе лица, совершившего правонарушение, подписать акт в нем делается соответствующая запись.

За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2 – 2.2 ст. 11 Федерального закона № 27‑ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.

Акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день с даты отправления заказного письма.

Что если учреждение не согласно с результатами проверки?

Каков порядок рассмотрения материалов проверки?

Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Территориальный орган ПФР извещает учреждение о времени и месте рассмотрения акта. Неявка извещенного надлежащим образом лица или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) территориального органа ПФР рассмотреть акт в отсутствие этого лица.

По результатам рассмотрения акта, а также приложенных к нему документов и материалов выносится решение (ст. 17 Федерального закона № 27‑ФЗ):

  • о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;
  • об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
Решение в течение пяти дней после дня его вынесения может быть вручено проверяемому лицу (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления решения по почте заказным письмом датой вручения этого решения считается шестой день с даты отправления заказного письма.

Можно ли обжаловать вынесенное решение?

[1] Федеральный закон от 15.12.2001 № 167‑ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

[2] Федеральный закон от 01.04.1996 № 27‑ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

[3] Методические рекомендации по организации и проведению документальной проверки достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования, утв. Постановлением Правления ПФР от 30.01.2002 № 11п.

На основании ст. 13 Закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и ст. 15 Закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (в ред. от 31 декабря 2002 г.) ПФР имеет право проводить у страхователей проверки документов, связанных с представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, в том числе в целях осуществления оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал в соответствии со ст. 30 Закона о трудовых пенсиях.

Документальная проверка достоверности стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по ст. 27, 28 Закона о трудовых пенсиях застрахованных лиц, при которой форма СЗВ проверяется только в части специального стажа, осуществляется специалистом по оценке пенсионных прав.

Проверка специального стажа работы застрахованных лиц осуществляется одновременно с проверкой Перечней рабочих мест, профессий и должностей, занятость в которых дает право на досрочную пенсию по старости в связи с особыми условиями труда.

В отделе оценки пенсионных прав застрахованных лиц Управления ПФР ведутся «наблюдательные» дела, подшивки инструктивных писем, журналы регистрации, а также формируются «наблюдательные» дела организаций.

В «наблюдательном» деле находятся:

- учредительные документы учреждения: свидетельство о государственной регистрации, устав или положение, лицензия и т. д., из которых можно усмотреть вид производства, режим работы учреждения;

- Перечень работ, профессий и должностей, занятость в которых дает право на досрочную трудовую пенсию по старости, заверенный подписью руководителя и печатью предприятия. В случае, если Перечень составлен с участием представителя профсоюзной организации, он должен быть дополнительно подписан председателем профсоюзного комитета;

- списочный состав работников, пользующихся правом на досрочную трудовую пенсию на соответствующих видах работ, подготовленный на начало года;

- списочный состав работников, выходящих на досрочную пенсию в новом году;

- штатное расписание, тарификационные списки, расчет численности работников;

- документы, подтверждающие факт работы на соответствующих видах работ.

Работодатели всех форм собственности ежегодно предоставляют Перечни рабочих мест, наименований профессий и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не позднее 1 февраля в территориальные органы ПФР. При организации работы с Перечнями необходимо исходить из того, что Перечень — это официальный документ работодателя, которым он заявляет право своих работников получать досрочную пенсию по старости в течение 5—10 лет из средств ПФР. Поэтому вся информация в Перечне должна соответствовать первичной учетной документации по условиям труда. Работодатель в соответствии со ст. 25 Закона о трудовых пенсиях несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовых пенсий, сведений персонифицированного учета. Обязанность работодателя — документально доказать наличие пенсионных льгот.

При формировании Перечня необходимо определить:

- имеются ли на предприятии производства, работы, технологические процессы, предусмотренные ст. 27 Закона о трудовых пенсиях;

- уточнить, какие конкретно разделы, подразделы, пункты, позиции (должности и профессии) Списков № 1 и 2 применяются независимо от ведомственной принадлежности предприятия;

- определить соответствие записей наименований профессий по штатному расписанию с наименованиями профессий и работ с особыми условиями труда, предусмотренных ст. 27 Закона о трудовых пенсиях. Наименование профессий в штатном расписании должно соответствовать Общероссийскому классификатору.

Перечни выпускаются в двух экземплярах, один находится в «наблюдательном» деле, другой остается на хранении у работодателя.

Перечень составляется по видам деятельности, предусмотренным ст. 27, 28 Закона о трудовых пенсиях. При составлении Перечня учитывается, что круг лиц, имеющих право на досрочную трудовую пенсию по старости, определяется Списками соответствующих работ, профессий и должностей, утвержденными Правительством РФ. Указанные списки конкретизируют наименование видов деятельности, профессий, должностей, учреждений и организаций, занятость в которых подлежит зачету в стаж на досрочную трудовую пенсию по старости.

Принятые Перечни в обязательном порядке регистрируются в журнале.

Если в течение года, на который представлены Перечни, на предприятии вследствие реорганизации или других причин изменились штатное расписание, структурное деление, условия труда, влияющие на право приобретения стажа на соответствующих видах работ, работодатели в установленные сроки представляют «Изменения к Перечню работ, профессий и должностей, занятость в которых дает право на досрочную трудовую пенсию по старости».

При проведении документальных проверок индивидуальных сведений устанавливается соответствие содержащейся в них информации о стаже на соответствующих видах работ данным первичной учетной документации по учету кадров и характеру работы и требованиям действующих нормативных правовых актов.

При документальной проверке необходимо руководствоваться:

- Законом о трудовых пенсиях;

- Списками № 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсионное обеспечение;

- постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

- постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

- другими списками производств, работ профессий, должностей и показателей, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости.

Документальные проверки работодателей, предоставляющих индивидуальные сведения о стаже на соответствующих видах работ, необходимо проводить не менее одного раза в два года. План проведения проверок составляется поквартально, и о результатах проверок составляется ежеквартальный отчет.

Перед проведением документальной проверки необходимо заранее сообщить работодателю о дате проведения проверки и указать краткий перечень документов, которые понадобятся специалисту в ходе проверки.

К таким документам относятся первичные документы, подтверждающие особые условия труда:

- приказы о приеме, переводе на работу, увольнении;

- приказы (распоряжения) о закреплении за оборудованием и за определенным участком работ;

- приказ (распоряжение) о создании бригады;

- технология производства (регламенты, режимы, карты);

- технологический паспорт оборудования;

- карта аттестации рабочих мест;

- журнал учета отработанного времени;

- журнал учета состава цеха, отдела, лаборатории;

- расчетно-платежные ведомости на заработную плату;

- наряды на выполнение работ, нормированное задание;

- устав (положение) предприятия, учреждения, организации;

Документальные проверки достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений о стаже на соответствующих видах работ застрахованных лиц проводятся на основании решения руководителя территориального органа ПФР, которое оформляется в установленном порядке.

Проверки индивидуальных сведений рекомендуется осуществлять из расчета не менее 7 % от общего числа работающих в организации.

В первую очередь проверяются индивидуальные сведения работников, выходящих на пенсию в течение ближайших двух лет, независимо от норматива указанного выше.

Результаты проверки достоверности сведений о стаже оформляются актом.

Акт проверки с приложениями составляется в трех экземплярах и подписывается проверяющими со стороны ПФР, а также руководителем проверяемой организации и заверяется печатями органа ПФР и организации.

Для осуществления контроля за исправлением страхователем допущенных нарушений ведется журнал регистрации актов документальных проверок достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке.

При проверке индивидуальных сведений о стаже на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовые пенсии по старости, рассматриваются первичные документы, отражающие фактически выполненную работу, условия и характер которой отвечают требованиям ст. 27 и 28 Закона о трудовых пенсиях.

Круг лиц, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой компенсации, определяется в соответствии со Списками № 1 и 2 производства, работ, профессий, должностей и показателей, дающих праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Право на досрочную трудовую пенсию по старости имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных сутками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных сутками, не менее 80 % рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных работ.

При проведении проверки рекомендуется сверять наименование должностей руководителей и специалистов, профессий рабочих со штатным расписанием, с квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих тарифных разрядов, Едиными тарифно-квалификационными справочниками, действующими в данной организации.

При проверке индивидуальных сведений о стаже, дающем право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, рассматриваются первичные документы, отражающие фактически выполненную работу, условия и характер которой отвечают требованиям пп. 10 п. 1 ст. 28 Закона о трудовых пенсиях, постановления Правительства РФ от 29 октября 2002 г. «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Для подтверждения достоверности индивидуальных сведений, содержащих информацию о работе, связанной с педагогической деятельностью, проверяются:

- соответствие наименования организации или ее структурного подразделения, в котором протекала работа, организации или ее структурному подразделению, предусмотренному названным списком;

- соответствие наименования занимаемой должности той должности, которая предусмотрена названным списком;

- правовой статус организации, наличие и дата государственной регистрации;

- данные об установлении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузке) и фактическом рабочем времени (педагогической или учебной нагрузке) застрахованного лица в случаях, предусмотренных Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г.;

- данные об общей численности обучающихся в учреждениях, в том числе детей в возрасте до 18 лет, предусмотренных указанными Правилами.

Фактическая продолжительность педагогической или учебной нагрузки подтверждается первичными документами, содержащими сведения о фактически отработанном рабочем времени (ведомости по начислению заработной платы).

При проверке индивидуальных сведений о стаже, дающем право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществляющим лечебную и иную работу по охране здоровья населения, рассматриваются первоначальные документы, отражающие фактически выполненную работу, условия и характер которой отвечают требованиям постановления Правительства РФ от 29 октября 2002 г., утвердившего список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 28 Закона о трудовых пенсиях.

Для подтверждения достоверности индивидуальных сведений, содержащих информацию о работе, связанной с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, проверяются:

- соответствие наименования организации или структурного подразделения, в котором протекала работа, организации или структурному подразделению, предусмотренному названным Списком;

- соответствие наименования занимаемой должности той должности, которая предусмотрена названным Списком;

- правовой статус организации, наличие и дата государственной регистрации;

- данные о работе в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке);

- данные о выполнении работы в течение полного рабочего дня в случаях, предусмотренных вышеуказанными Правилами;

- данные о продолжительности работы в течение неполного рабочего дня, а также о периодах учебных, административных отпусков без сохранения заработной платы и периодов отпусков по уходу за ребенком.

При приеме индивидуальных сведений за отчетный период, содержащих специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, специалист Управления ПФР по оценке пенсионных прав осуществляет проверку и сверку с Перечнем рабочих мест, профессий и должностей, дающих право на досрочную пенсию по старости. Он ставит отметку о проведении правовой оценки специального стажа.

Читайте также: