Путин пенсионный возраст эфир

Редакция сайта 360°

Многие эксперты считают, что мы слишком затянули с решением этих вопросов. Я так не думаю. Просто мы не были к этому раньше готовы. Но откладывать дальше действительно нельзя. Чем позже, тем жестче будут эти решения. Без всякого переходного периода, без сохранения целого ряда льгот и тех смягчающих механизмов, которые мы можем использовать сегодня.

«Если мы сейчас проявим нерешительность, это может поставить под угрозу стабильность общества, а значит, и безопасность страны. Мы должны развиваться. Должны преодолеть бедность, обеспечить достойную жизнь для людей старшего поколения — и сегодняшних, и будущих пенсионеров. Предложения, о которых сегодня говорил, будут оформлены в качестве поправок и в кратчайшие сроки внесены в Государственную Думу. Я предельно объективно, подробно и искренне доложил вам о сегодняшнем состоянии и о предложениях по развитию пенсионной системы в нашей стране. Еще раз подчеркну, нам предстоит принять трудное, непростое, но необходимое решение. Прошу вас отнестись к этому с пониманием», — заключил президент.

12:28. Владимир Путин: «Считаю принципиальным сохранить на переходный период, до завершения преобразований в пенсионной системе, все федеральные льготы, действующие на 31 декабря 2018 года. Как и прежде, льготами смогут воспользоваться женщины при достижении 55 лет и мужчины с 60 лет. Таким образом, еще до выхода на пенсию они уже не будут платить налог за свой дом, квартиру, садовый участок».

12:28. «Предлагаю на три года уменьшить стаж, дающий право на досрочный выход на пенсию. Для женщин — до 37 лет, а для мужчин — до 42-х», — сказал президент.

12:27. Льготы сохранят для шахтеров, работников горячих цехов, химических производств, чернобыльцев, ряда других категорий. Действующие условия назначения пенсий останутся для коренных малочисленных народов Севера.

«Мы должны поддержать и жителей села. Уже неоднократно обсуждалось и даже принималось решение о необходимости 25-процентной надбавки к фиксированной выплате страховой пенсии для неработающих пенсионеров, живущих на селе, у которых не менее 30 лет стажа в сельском хозяйстве. Но вступление этого решения в силу откладывалось. Предлагаю начать эти выплаты уже с 1 января 2019 года», — сказал глава государства.

12:26. Президент предложил увеличить в два раза пособие по безработице для людей предпенсионного возраста. Максимальный размер составит 11 280 рублей с 1 января 2019 года. «Необходимо также закрепить обязанность работодателя ежегодно предоставлять работникам предпенсионного возраста два дня на бесплатную диспансеризацию с сохранением зарплаты», — добавил президент.

Поручаю правительству утвердить для граждан предпенсионного возраста специальную программу по повышению квалификации. Она должна заработать как можно раньше и финансироваться из федерального бюджета.

12:24. Нужны гарантии, что предпенсионеры не потеряют работу. «На переходный период предлагаю считать предпенсионным возрастом пять лет до наступления срока выхода на пенсию. Считаю необходимым установить для работодателей административную и даже уголовную ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста, а также за отказ в приеме на работу граждан по причине их возраста. Соответствующие изменения в законодательство нужно внести одновременно с принятием законопроекта о повышении пенсионного возраста», — подчеркнул президент. Кроме того, правительству поручено простимулировать бизнес, чтобы работодателю было выгодно сохранять в штате людей предпенсионного возраста.

12:21. Постепенное повышение пенсионного возраста поможет людям «адаптироваться к новой жизненной ситуации, выстроить свои планы». Но нужно учитывать ситуацию тех, для кого пенсия совсем близка. Им будет сложнее всего. «В этой связи предлагаю для граждан, которым предстояло выходить на пенсию по старому законодательству в ближайшие два года, установить особую льготу — право оформить пенсию на шесть месяцев раньше нового пенсионного возраста. Для примера, человек, который по новому пенсионному возрасту должен будет уходить на пенсию в январе 2020 года, сможет сделать это уже в июле 2019 года. То есть повторю, на 6 месяцев раньше», — сказал Путин.

12:21. У многодетных матерей должно быть право выйти на пенсию досрочно. «То есть, если у женщины трое детей, то она сможет выйти на пенсию на три года раньше срока. Если четверо детей — на четыре года раньше. А для женщин, у которых пять и более детей, все должно остаться как сейчас, они смогут выходить на пенсию в 50 лет», — считает Путин.

12:18. Президент рассказал о средствах, выделенных из бюджета на изменение пенсионного законодательства. В 2018 году на эти цели бюджет выделит 3,3 триллиона рублей, из них 1,8 триллиона рублей — на обеспечение выплаты страховых пенсий. «Если предположить, что мы хотим достичь поставленной цели, выйти на среднюю пенсию в 20 тысяч рублей, ничего при этом не меняя, то дефицит Пенсионного фонда увеличился бы в полтора раза, до пяти триллионов рублей. Для сравнения, это больше, чем все расходы на национальную оборону и безопасность страны», — подчеркнул Владимир Путин.

Последствия будут такими: разрушенная финансовая система, долги, гиперинфляция и рост бедности. «Не имея ресурсов, не сможем обеспечить надежную безопасность страны. Не сможем решать самые насущные задачи: развивать образование и здравоохранение, поддерживать семьи с детьми, строить дороги и инфраструктуру, повышать качество жизни людей. Будем обречены на экономическое, технологическое отставание от других государств», — заключил президент.

Правительство вплоть до последнего времени проводило эту работу. Все возможные альтернативные сценарии были тщательно изучены и просчитаны. Оказалось, что, по сути, ничего кардинально они не решают. В лучшем случае просто латают дыры. Или того хуже, несут разрушительные последствия для экономики страны в целом.

12:13. Президент объяснил, как будут работать изменения в пенсионной системе. Они помогут сохранить уровень доходов пенсионеров и обеспечить их рост. В 2019 году индексация пенсий по старости достигнет 7%. В предстоящие шесть лет пенсию по старости для неработающих пенсионеров можно будет увеличивать в среднем на тысячу рублей.

«В результате это даст возможность в 2024 году выйти на средний уровень пенсий для неработающих пенсионеров в 20 тысяч рублей в месяц. (Сейчас, напомню, это 14 144 рубля). В дальнейшем, уже за горизонтом 2024 года, изменения в пенсионной системе позволят сформировать прочную основу для стабильного ежегодного увеличения страховых пенсий выше инфляции», — сказал Владимир Путин.

Сейчас российская экономика чувствует себя уверенно, в ближайшие 7-10 лет мы можем индексировать пенсии. Но затем сама регулярная выплата пенсий может стать проблемой. Еще в 2005 году соотношение граждан, выплачивающих взносы в фонд, к тем, кто получает пенсии, составляло 1,7 к 1. Уже сейчас оно составляет 1,2 к 1

12:08. Россия проводит долгосрочную демографическую политику — начали программу материнского капитала, преодолели серьезные трудности в экономике и с 2016 года вновь вышли на экономический рост. Сейчас уровень безработицы в стране самый низкий с 1991 года. «Конечно, нам еще многое надо сделать. Но благодаря комплексу принятых государством мер средняя продолжительность жизни в России за 15 лет выросла на семь-восемь лет», — подчеркнул президент.

Надо было сначала преодолеть последствия шока 90-х, обеспечить экономический рост и решать важнейшие социальные проблемы. Мы не тратили времени зря, мы все работали

12:06. Владимир Путин напомнил, что в начале века выступал против изменения пенсионного законодательства, о чем говорил публично. «Тогда это было абсолютно оправданно и справедливо. Убежден, повышать пенсионный возраст в начале и середине 2000-х было нельзя. Тогда был высокий уровень безработицы и инфляции, за чертой бедности находилась четверть граждан страны, продолжительность жизни едва превышала 65 лет. Тогда бы многие семьи лишились основного, а иногда и единственного источника дохода. А всю возможную прибавку к пенсии съела бы инфляция», — объяснил президент.

12:06. Президент объяснил, как на экономику страны влияет сокращение трудоспособного населения: снижаются возможности для выплаты и индексации пенсий, а это делает изменения необходимыми.

12:03. Президент напомнил, что в начале 2000-х эксперты поставили вопрос о повышении пенсионного возраста. Предпосылки существовали уже тогда. «Очевидно, что на рубеже 2020-х годов мы столкнемся с демографическими последствиями. Так происходит в результате тяжелейших демографических потерь во время Великой Отечественной войны. Это не только прямые потери, но и миллионы неродившихся детей. Демографический провал конца 90-х оказался сопоставим с 1943 и 1944 военными годами. И сейчас именно это крайне малочисленное поколение родившихся в 90-е входит в трудоспособный возраст. В связи с этим возрастает нагрузка на пенсионную систему», — сказал Владимир Путин.


Дискуссия о повышении пенсионного возраста началась не вдруг. Об этом говорилось и в советское время, и в 90-е годы, но решения откладывались

12:00. Владимир Путин обратил внимание на то, что от изменения законодательства зависит не только сохранение, но и рост пенсий нынешних и будущих пенсионеров. «Именно для достижения этих целей законопроектом предусматривается постепенное повышение пенсионного возраста», — подчеркнул он.

Эту же проблему Путин обсуждал во вторник на совещании в Омске. Тогда глава государства не раскрыл свою позицию по этому вопросу, пообещав обозначить ее в эфире.

О возможном изменении пенсионного законодательства в России объявили в середине июня. Сейчас мужчины уходят на заслуженный отдых в 60 лет, а женщины — в 55 лет. 14 июня премьер‐министр Дмитрий Медведев заявил, что этот срок хотят постепенно увеличить до 65 лет для мужчин и до 63 для женщин. Реформу планируют завершить в 2034 году.

21 августа обсуждение изменения пенсионного законодательства началось в Госдуме. Министр труда Максим Топилин тогда назвал главной целью законопроекта обеспечение стабильного развития пенсионной системы.

12.33. "Нам предстоит принять трудное, непростое, но необходимое решение. Прошу вас отнестись к этому с пониманием", – заключил Путин обращение к россиянам.

12.32. Президент сообщил, что все идеи, которые он озвучил сегодня, в скором времени будут оформлены в качестве поправок к правительственному законопроекту и внесены в Госдуму.

12.31. Федеральные льготы, в частности, по налогам на недвижимость и землю, которые ранее были привязаны к пенсионному возрасту, президент предложил предоставлять как раньше – женщинам с 55 лет и мужчинам с 60 лет. Кроме того, он одобрил инициативу "Единой России", которая предложила сохранить и все действующие региональные льготы, такие как бесплатный проезд на общественном транспорте, субсидии на оплату ЖКХ и другие.

12.30. Гражданам, которым предстояло выходить на пенсию по старому законодательству в ближайшие 2 года, президент предложил дать послабление – разрешить оформление пенсии на полгода раньше нового пенсионного возраста. То есть человек, который по новым правилам должен был уйти на пенсию в январе 2020 г., сможет сделать это уже в июле 2019 года.

12.28. Трудовой стаж, позволяющий рассчитывать на досрочный выход на пенсию, должен составлять 37 лет для женщин, а для мужчин – 42 года. Для неработающих пенсионеров, проживающих в сельской местности и имеющих не менее 30 лет стажа в сельском хозяйстве, президент предложил установить 25%-ю надбавку к фиксированной выплате страховой пенсии начиная с 1 января 2019 года.

12.27. Пенсионные льготы для шахтеров, работников горячих цехов, химических производств, чернобыльцев, коренных малочисленных народов Севера и ряда других категорий россиян должны быть сохранены, подтвердил Путин.

12.26. Предпенсионным возраст должен считаться за 5 лет до выхода человека на пенсию. Для граждан этой категории президент предлагает вдвое увеличить размер выплаты по безработице. Им же нужно выделять два дня в год на прохождение диспансеризации с сохранением зарплаты.

12.25. Необходимо защитить интересы граждан старших возрастов на рынке труда. Для этого президент допускает введение административной и даже уголовной ответственности для работодателей за увольнение сотрудников предпенсионного возраста или за отказ в приеме на работу пожилых граждан. Естественно, нужны и стимулирующие меры, чтобы работодатели были заинтересованы в приеме на работу людей предпенсионного возраста.

12.24. Женщины, родившие и воспитавшие 3 детей, должны иметь возможность уйти на пенсию на 3 года раньше остальных, 4 детей – на 4 года раньше. А для женщин, у которых 5 и более детей, все должно остаться как сейчас – они смогут выходить на пенсию в 50 лет.

12.22. Путин назвал неправильной инициативу повысить возраст выхода на пенсию для женщин на 8 лет, тогда как для мужчин всего на 5. Учитывая традиционно бережное отношение к прекрасному полу в РФ, он предложил отпускать женщин на заслуженный отдых в 60 лет, а не в 63 года.

12.17. По указанию президента кабмин и эксперты искали альтернативные пути повышения размера пенсий, не меняя возраст выхода на заслуженный отдых. Но оказалось, что другие меры – повышение налогов, продажа госсобственности – имеют краткосрочный эффект. В итоге родился правительственный законопроект, к которому Путин подготовил свои поправки.

12.15. Предложения правительства позволят ежегодно повышать выплаты для неработающих пенсионеров на 1 тыс. руб. в год.

12.13. Самое простое – ничего не менять, согласился президент. Сейчас в бюджете есть деньги для пополнения Пенсионного фонда. Но через 7-10 лет регулярная индексация пенсий может стать проблемой.

12.08. Сейчас РФ вышла на стабильный экономический рост, уровень безработицы самый низкий с 1991 года. Темпы роста продолжительности жизни россиян самые высокие в мире – это подтверждают эксперты ООН. Задача – выйти на уровень 80 лет, указал Путин.

12.06. В начале 2000-х гг. повышать возраст выхода на пенсию было несвоевременно, поскольку были высокая безработица и инфляция.

12.05. Россия до сих пор переживает последствия Великой Отечественной войны – демографические ямы случаются регулярно. Сейчас на это наложились проблемы 1990-х гг., когда из-за кризиса рождалось мало детей. Сейчас это поколение 1990-х вступает в трудоспособный возраст. Но оно слишком малочисленно, чтобы удовлетворять потребности действующей пенсионной системы.

12.03. Президент напомнил, что вопрос о повышении пенсионного возраста ставился и в советское время, и в начале 2000-х.

12.01. Главная задача правительственного законопроекта – обеспечить стабильную пенсионную систему и рост доходов нынешних и будущих пенсионеров, подчеркнул Путин.

Изменение российской пенсионной системы необходимо, но подходить к этому процессу следует очень осторожно. Об этом заявил президент РФ Владимир Путин. Накануне на совещании с главами социально-экономических ведомств он сообщил, что намерен лично обратиться к жителям страны, рассказать о своем отношении к предложенным кабмином изменениям пенсионного законодательства и, возможно, выдвинуть новые идеи.

Объявление о видеообращении оказалось неожиданностью для телеканалов. Им пришлось срочно вносить изменения в сетку вещания. Как следует из обновленной телепрограммы, большинство каналов выделили президенту от 30 до 40 минут.

Начало трансляции запланировано на 12:00 мск.

Правительство внесло в Госдуму законопроект, совершенствующий пенсионную систему РФ, в июне этого года. В нем, в частности, предлагается повысить возраст выхода на заслуженных отдых с 60 до 65 лет для мужчин и с 55 до 63 лет для женщин. При этом ряд категорий граждан, в том числе занятых на вредном производстве, сохраняют льготу.

Авторы законопроекта утверждают, что нововведение даст возможность ежегодно увеличивать размер пенсий на 1 тыс. руб. начиная с 2019 года. При этом само изменение пенсионного законодательства предлагается внедрять постепенно, в течение следующих 16 лет.

Законопроект прошел первое чтение в Госдуме 19 июля. После этого был объявлен сбор мнений и предложений по данной теме в регионах. По инициативе спикера ГД Вячеслава Володина 21 августа на Охотном Ряду состоялись большие парламентско-общественные слушания по изменению пенсионного законодательства. Теперь до 24 сентября нижняя палата собирает поправки к правительственному законопроекту. После этого состоится второе чтение документа.

Такой «ход конем» в канун транзита не будет стоить Кремлю ни копейки



«Произойдет раздача социальных подарков без реформ, которые на самом деле назрели. Реформ не будет до транзита, потому что для власти реформы токсичны, их не умеют делать, боятся, что будут последствия, которые не смогут просчитать. Будет время социальных подарков, может быть, и к выборам в Государственную думу. Что будет дальше за этим, сказать невозможно, но я считаю, что стратегически мы проигрываем», — сказал эксперт.

Заметим, Евгений Гонтмахер, несмотря на либеральные взгляды, выступал против пенсионной реформы в ее нынешнем виде. Профессор считал, что повышение пенсионного возраста — мировая тенденция, связанная со старением населения. Но он также указывал, что в Советском Союзе возраст выхода на пенсию никогда не поднимали. Планку установили для всех еще в 1956 году, когда был принят всесоюзный закон о пенсиях.

Чтобы начать процесс повышения пенсионного возраста, считал Гонтмахер, власть должна выполнить «очень много предварительных условий — и социально-экономических, и политических».

«Есть такое понятие „общественный договор“, какие-то незыблемые социальные основы нашего строя. Это бесплатное здравоохранение, которое, понятно, рушится, это бесплатное школьное обучение и даже в каком-то смысле высшее образование, и вот это 60/55, когда человек выходит на заслуженный отдых», — объяснял Гонтмахер.

Однако власть в России грубейшим образом общественный договор нарушила. Нигде в Европе так не делается. В той же Германии сейчас обсуждается повышение пенсионного возраста, которое, возможно, произойдет в 2030-х годах. Получается, у немцев «общественные слушания» длятся годами. А как поступил Путин?

Глава государства выпустил вперед Дмитрия Медведева. Премьер сходу заявил, что в кратчайшие сроки (дело было летом 2018 года), чуть не до завершения текущей сессии Думы, соответствующий законопроект будет принят в первом чтении. Уже поднялась волна негодования, а пресс-секретарь президента Дмитрий Песков все уверял, что пенсионная реформа — это «вопрос правительства». И только в сентябре 2018-го, когда накал дошел до высокого уровня, Путин выступил, и задним числом стал оправдывать повышение пенсионного возраста. И пошел на ряд незначительных уступок.

Это значит, если Кремль сильно прижмет — реформу действительно можно отыграть назад. Пусть частично — снизить пенсионный возраст не на пять лет, а на два-три года. Надо думать, если Владимир Путин выступит с такой инициативой, его электоральные позиции укрепятся фантастически.

И надо понимать: чисто экономически такой шаг не потребует сверхусилий. Достаточно поднять страховой тариф — с нынешних 22% хотя бы до 26%. Это позволит не просто снизить пенсионный возраст и удержать при этом размер пенсий, но еще выполнить конвенцию Международной организации труда № 102 о минимальных нормативах социального обеспечения. Согласно которой, размер пенсии должен составлять 40% от средней зарплаты (на сегодня этот показатель в РФ — 33%).

Сейчас против повышения тарифа выступает крупный бизнес — то есть, ближайшее окружение Путина. Но когда вопрос транзита встанет ребром, возможно, элите придется пересмотреть свои установки — хотя бы из чувства самосохранения.

— Путин, действительно, может снизить пенсионный возраст, причем формального предлога долго искать не придется, — считает доктор экономических наук, независимый эксперт по социальной политике Андрей Гудков. — У нас сейчас средний здоровый возраст мужчин составляет 62 года. Можно предположить, что к 2024 году этот показатель составит 64 года. Путин может сослаться на это обстоятельство — и снизить пенсионный возраст с 65 лет до 64-х.

Добавлю, что пенсионный возраст у нас повышается плавно — на отметку в 65 лет он выйдет после 2024 года. А коль повышение в момент транзита будет еще идти, не придется даже отыгрывать назад. Достаточно будет процесс остановить, а это очень просто сделать — принять соответствующую поправку к пенсионному законодательству.

— Здесь важна не величина, на которую пенсионный возраст снизят, а информационный шум в СМИ. С точки зрения политтехнологий, думаю, года вполне хватит.

Замечу, экономически такой шаг погоды не делает. Штука заключается в том, что в нашу пенсионную систему платят, в основном, мужчины, а живут на пенсии, в основном, женщины.

Это значит, от снижения пенсионного возраста на год каких-то непереносимых потерь для бюджета не возникнет.

«СП»: — То есть, даже страховой тариф не придется пересматривать?

— Не придется. Если снизить пенсионный возраст с 65 лет до 64-х — расходы на пенсии вырастут примерно на 1 трлн. рублей. В 2024 году размер федерального пенсионного бюджета составит порядка 23−24 трлн. рублей. На их фоне 1 трлн. — не так много, около 4%.

«СП»: — Принято считать, что Путин не меняет своих решений, особенно под давлением общественного мнения. Повышение пенсионного возраста относится к той категории решений, которую президент будет отстаивать до конца?

— Нет, не относится. Путин не меняет своих решений только в отношении друзей. 144,5 млн. российского населения не являются его личными друзьями, и они не жили в кооперативе «Озеро».

Верность Путин, на мой взгляд, проявляет только по личным обязательствам. Например, по отношению к окружению бывшего президента Бориса Ельцина. Но какое это имеет отношение к политическим решениям?

«СП»: — Поучается, есть шансы, что пенсионный возраст снизят к 2024 году?

— Я экономист, и потому не могу лезть в дебри групповой психологии нашей элиты. Экономически, повторюсь, ничего страшного не произойдет, если президент затормозит возраст выхода на пенсию, особенно мужчин. Потому что сегодня средняя продолжительность здоровой жизни мужчин — всего 62 года. И после этого порога мужчины просто посылают работу подальше, и оформляют пенсию по инвалидности.

У нас подобное явление широко наблюдалось с 1917 по 1933 годы. В РСФСР тогда не было пенсий по старости — только по инвалидности.

Так что, с точки зрения нынешнего государства, нет никакой разницы, как мужчинам старше 62-х платить — по старости или по инвалидности. По инвалидности даже дороже, потому что у этой категории имеются льготы, которые надо оплачивать.

Скажем, моя пенсия — 23 тысячи рублей. Из них 1 700 рублей — доплата за инвалидность. Плюс я постоянно мотаюсь в поликлинику — как диабетик имею право на бесплатные лекарства. И минимум на 5 тысяч в месяц этих лекарств набираю.

Отнесите теперь эти выплаты к моей «чистой» страховой пенсии — к 21 тысяче рублей. Получится, надбавка за инвалидность — 20%.

Так что, если Путин понизит пенсионный возраст, экономического проигрыша, возможно, вообще никакого не будет.

«СП»: — Зачем тогда вообще было повышать пенсионный возраст?

— В России создается ситуация социального демпинга. Для бизнеса один из важнейших параметров затрат — это заработная плата. Она, как известно, складывается из двух частей: собственно зарплаты и взноса на обязательное социальное страхование, который делает работодатель.

Так вот, у нас 21-е место в Европе по пенсионным взносам. Это позволяет крупнейшим российским компаниям держать низкую стоимость рабочей силы. Повышение пенсионного возраста — шаг в том же направлении, только и всего.

Об авторе

Андрей Гудков — создатель Telegram-канала «Россия. Социальная несправедливость» (Social inadequacy)

В 1974 году окончил экономический факультет МГУ. Преподавал в Академии труда и социальных отношений. Последнее место работы — замруководителя департамента социального развития Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР).

Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.

Экономист Владислав Жуковский раскрыл причины будущей реформы

Несправедливость стала идеологией нынешней власти


Президент России Владимир Путин внес в Государственную думу свои поправки к законопроекту о модернизации пенсионной системы, предусматривающей в том числе поэтапное повышение возраста выхода на пенсию. Президентские поправки будут учтены во время второго чтения законопроекта, которое состоится в Госдуме в конце сентября.

О том, что президентские поправки официально поступили в Госдуму, сообщил секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак.

«Мы благодарны президенту за поддержку инициатив наших избирателей и со своей стороны также вносим поправки, подготовленные «Единой Россией», — заявил Турчак.

Представителем президента в Госдуме при рассмотрении пенсионного закона во втором чтении назначена вице-премьер по социальным вопросам Татьяна Голикова.

Как Путин смягчил пенсионную реформу

29 августа Владимир Путин в ходе телеобращения к россиянам озвучил предложения по серьезному смягчению законопроекта о пенсионной реформе.

Например, возраст выхода на пенсию для женщин уменьшается до 60 лет вместо 63, то есть поэтапно увеличивается на пять лет, как и для мужчин. Таким образом, для женщин пенсионный возраст повышается с 55 до 60 лет, для мужчин — с 60 до 65 лет.

Вводятся пенсионные льготы для многодетных матерей — женщины, родившие трех детей, смогут выйти на пенсию на три года раньше; те, у кого четыре ребенка — на четыре года раньше. Для матерей, у которых пять и более детей, пенсионный возраст останется, как и сейчас, — с 50 лет.

Те, кто по старому закону должен был выйти на пенсию в 2019-2020 годах, смогут сделать это на полгода раньше, чем им положено по новому пенсионному законодательству.

Также президент предложил снизить на три года трудовой стаж, дающий право на досрочную пенсию: теперь это 37 лет для женщин и 42 года для мужчин.

С нынешнего пенсионного возраста — 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин — будут по-прежнему предоставляться все федеральные и большинство региональных пенсионных льгот (по ЖКХ, общественному и пригородному транспорту, налогообложению и т. д.)

До пяти лет расширено понятие предпенсионного возраста, а за нарушение трудовых прав граждан этого возраста вводится административная или уголовная ответственность. Также для лиц предпенсионного возраста более чем вдвое увеличивается пособие по безработице.


Кроме того, предусмотрен еще целый ряд пенсионных льгот, которые коснутся различных категорий граждан.

Как отметил в комментарии Федеральному агентству новостей политолог Сергей Введенский, новая версия законопроекта, разработанная с учетом поправок президента, значительно смягчает реформу, которая, как ни крути, является неизбежной.

«Демографическая ситуация в России такова, что, если ничего не менять, то у нас скоро на одного пенсионера останется по одному работающему. А это невозможно ни для экономики, ни для общества, особенно если учесть амбициозные планы масштабной модернизации страны», — отметил эксперт.

По словам Введенского, сложившаяся демографическая ситуация — это не только отдаленные отголоски Великой Отечественной войны, в которой Советский Союз по последним уточненным данным потерял более 40 миллионов человек, но и последствия кризиса 1990-х годов.

«Знаете, я не сторонник поливать грязью девяностые, но хорошо помню, что рождаемость тогда действительно снизилась, и весьма значительно. Многие просто боялись рожать из-за общей нестабильности и боязни, что не удастся прокормить даже одного ребенка. Да, потом ситуация улучшилась, но демографическая — если не яма, то, во всяком случае, лакуна — с того времени осталась», — подчеркнул эксперт.

График изменения пенсионного возраста по годам с учетом поправок президента

Пенсионный возраст в России с 2019 года для мужчин/женщин

Увеличение относительно старого закона

Возраст выхода на пенсию

16 июня 2018 года Правительство внесло в Государственную Думу законопроект об изменениях в пенсионной системе. 19 июля он был принят парламентом страны в первом чтении. Его главная, основная задача - обеспечить устойчивость и финансовую стабильность пенсионной системы на долгие годы вперед. А значит не только сохранение, но и рост доходов, пенсий нынешних и будущих пенсионеров.

Именно для достижения этих целей законопроектом, наряду с другими мерами, предусматривается постепенное повышение пенсионного возраста. Понимаю, насколько важны, значимы эти вопросы для миллионов людей, для каждого человека. Поэтому обращаюсь к вам напрямую, чтобы подробно рассказать обо всех аспектах изменений, предлагаемых Правительством, обозначить свою позицию и поделиться с вами своими предложениями, которые считаю принципиальными.

Прежде всего напомню, что дискуссия о необходимости повышения пенсионного возраста началась не вдруг, не сегодня. Об этом говорили и в советский период, и в 90-е годы. Но решения не принимались, по тем или иным причинам откладывались.

В начале двухтысячных годов и члены Правительства России, и многие представители экспертного сообщества вновь настойчиво стали ставить вопрос о пенсионной реформе и повышении пенсионного возраста.

Объективные предпосылки для этого существовали. Было очевидно, что на рубеже 2020-х годов мы неизбежно столкнемся с серьезными демографическими проблемами. Чем они вызваны?

Каждые 25-27 лет во взрослую жизнь, когда можно создавать семьи, заводить и растить детей, у нас вступает гораздо меньшее число граждан, чем могло и должно было бы. Так происходит в результате тяжелейших демографических потерь во время Великой Отечественной войны. А это не только прямые потери, но и миллионы не родившихся в военные годы.

Период, когда во взрослую жизнь входило очередное малочисленное поколение, пришелся и на середину 90-х годов прошлого века. Но именно в это время страна столкнулась еще и с тяжелейшим экономическим, социальным кризисом, с его катастрофическими последствиями. Это привело ко второму мощному демографическому удару. Родилось еще меньше детей, чем ожидали. Демографический провал конца 90-х оказался сопоставим с 1943-м и 1944-м военными годами.

И сейчас именно это, крайне малочисленное поколение родившихся в 90-е, входит в трудоспособный возраст. В связи с этим еще больше возрастает нагрузка и на пенсионную систему, ведь она у нас построена в основном на солидарном принципе. То есть пенсионные взносы людей, работающих сегодня, идут на выплаты нынешним пенсионерам, поколению наших родителей. А они, в свою очередь, пока работали, направляли взносы, чтобы выплачивать пенсии поколению наших дедов.

Вывод понятен, сокращается трудоспособное население - автоматически снижаются возможности для выплаты и индексации пенсий. А значит, необходимы изменения.

Но тогда, в 2000-х, я был против них. Говорил об этом и на закрытых совещаниях, и публично. Например, в 2005 году на одной из "Прямых линий" прямо сказал, что до окончания срока моих президентских полномочий подобных изменений не будет.

В 2008 году, когда я оставил пост Президента России, базовые положения пенсионной системы полностью сохранялись. И сейчас считаю, что на тот момент времени такая позиция с экономической точки зрения была обоснованной, а с социальной - абсолютно оправданной и справедливой. Убежден, повышать пенсионный возраст в начале и середине 2000-х было категорически нельзя.

Напомню, как в тот период жила страна. Это еще не окрепшая экономика, с весьма скромными показателями валового внутреннего продукта и крайне низкими заработными платами. Это высокий уровень безработицы и инфляции. За чертой бедности находилась практически четверть граждан страны. Продолжительность жизни едва превышала 65 лет.


Если бы в тех социально-экономических условиях мы начали повышать пенсионный возраст, и за этот счет, как планируем сейчас, увеличивать пенсии, то к чему бы это тогда привело? Многие семьи, особенно в малых городах и сельской местности, лишились бы основного, а иногда и единственного источника дохода. При высоком уровне безработицы и работы бы не было, и на пенсию нельзя было бы выйти. А всю возможную прибавку к пенсии просто "съела" бы высокая инфляция, и в итоге число бедных стало бы еще больше.

Надо было сначала преодолеть последствия шоков 90-х, обеспечить экономический рост и решать острейшие социальные проблемы.

Что же изменилось за прошедшие годы? Мы не тратили времени зря. Мы - мы все, граждане, власть, страна - работали.

Как только нам удалось сформировать необходимые финансовые ресурсы, мы направили их на социальное развитие, на сбережение нашего народа. Начали реализацию долгосрочных демографических мер, включая программу материнского капитала. И это дало хорошие результаты, частично компенсировав демографические провалы прошлых десятилетий. Мы преодолели серьезные трудности в экономике и с 2016 года вновь вышли на стабильный экономический рост. Сейчас уровень безработицы в России самый низкий начиная с 1991 года.

Конечно, нам еще очень многое нужно сделать. В том числе в сфере здравоохранения, в других областях, которые определяют качество и продолжительность жизни человека. Но неоспоримым фактом является то, что благодаря комплексу принятых государством мер и, что очень важно, более ответственному отношению людей к своему здоровью, сегодня темпы роста продолжительности жизни в России - одни из самых высоких в мире. За последние 15 лет продолжительность жизни выросла почти на 8 лет (7,8 года).

Знаю, что все мы не очень-то привыкли доверять статистике. Мы делаем выводы, как правило, из того, что сами видим в реальной жизни, вокруг себя. Кто-то действительно проживает долгую жизнь, а кто-то из наших близких, знакомых, к несчастью, уходит совсем рано. Но здесь речь идет именно об объективной оценке темпов роста продолжительности жизни в России, подтвержденной экспертами Организации Объединенных Наций.

Мы поставили перед собой цель выйти к концу следующего десятилетия на продолжительность жизни более 80 лет. И будем делать все, чтобы люди в нашей стране жили долго, были здоровыми.

Все, о чем я только что сказал, - объективный, но все же достаточно сухой анализ ситуации. Что, безусловно, важно. Но не менее важно чувствовать и учитывать, что за предлагаемыми изменениями стоят жизненные интересы, планы сотен тысяч, миллионов людей. Кто-то уже думает уйти на заслуженный отдых, посвятить больше времени семье, детям, внукам. Кто-то планирует продолжать трудиться и рассчитывает на пенсию как на дополнительное подспорье. И имеет на это право, конечно. И вдруг такие перспективы отдаляются.

Естественно, все это воспринимается многими людьми болезненно. Я хорошо это понимаю и разделяю эту озабоченность. Но давайте посмотрим, какие у нас есть варианты.

Смириться с низкими доходами пенсионеров и ждать, когда пенсионная система "затрещит" и окончательно развалится? Переложить непопулярные, но необходимые решения на плечи следующего поколения или, понимая, что ждет страну через 15-20 лет, учитывая реальную ситуацию, действовать?

Повторю, изменения в пенсионной системе, тем более связанные с повышением возраста выхода на пенсию, волнуют, тревожат людей. И естественно, что все политические силы, прежде всего, конечно, оппозиционные, будут использовать эту ситуацию для саморекламы и укрепления своих позиций. Это неизбежные издержки политического процесса в любом демократическом обществе. Тем не менее, я просил Правительство самым серьезным образом изучить и использовать все прозвучавшие конструктивные предложения, в том числе и от оппозиции.

Что касается нынешней, действующей власти, самое легкое, самое простое для нее сегодня - вообще ничего не менять. Сейчас, несмотря на известные сложности, российская экономика чувствует себя уверенно. В бюджете есть ресурсы для пополнения Пенсионного фонда. Мы, как минимум, ближайшие 7-10 лет сможем продолжать индексировать пенсии в установленные сроки.

Но ведь мы знаем, что постепенно наступит время, когда для индексации пенсий у государства не будет хватать средств. А затем и сама регулярная выплата пенсий может стать проблемой, как это уже и было в 90-е.

Смотрите, еще в 2005 году соотношение работающих граждан, за которых регулярно выплачиваются взносы в Пенсионный фонд, и граждан, получающих страховую пенсию по старости, у нас составляло почти 1,7 к одному. А в 2019 оно составит уже 1,2 к одному. То есть практически один к одному. И если не предпринимать никаких мер, то мы не сможем сохранить доходы пенсионной системы. А значит, и доходы сегодняшних и будущих пенсионеров. Напротив, они будут неизбежно обесцениваться, снижаться относительно уровня зарплат.

А куда их снижать-то? Пенсии и так сегодня довольно скромные, несоизмеримые тому вкладу, который внесли старшие поколения в развитие страны. Мы перед ними в огромном долгу.

Предложенные изменения в пенсионной системе позволят не просто сохранить уровень доходов пенсионеров, но главное - обеспечить их устойчивый, опережающий рост.

Уже в 2019 году индексация пенсий по старости составит порядка 7%, что в два раза выше прогнозируемой инфляции на конец 2018 года. В целом, в предстоящие шесть лет мы сможем ежегодно увеличивать пенсию по старости для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей. В результате это даст возможность в 2024 году выйти на средний уровень пенсий для неработающих пенсионеров в 20 тысяч рублей в месяц. (Сейчас, напомню, это 14 тысяч 144 рубля). В дальнейшем, уже за горизонтом 2024 года, изменения в пенсионной системе позволят сформировать прочную основу для стабильного ежегодного увеличения страховых пенсий выше инфляции.

Обращаю внимание, механизм ежегодного увеличения пенсий должен быть заложен в законопроект по изменениям пенсионной системы. Это нужно сделать уже к его второму чтению в Государственной Думе.

Естественно, возникает вопрос, рассматривало ли Правительство какие-то другие варианты, другие резервы для обеспечения устойчивости пенсионной системы без повышения пенсионного возраста. Конечно, да. Конечно, рассматривало.

По моему поручению Правительство вплоть до последнего времени проводило эту работу. Все возможные альтернативные сценарии были тщательно изучены и просчитаны. Оказалось, что, по сути, ничего кардинально они не решают. В лучшем случае просто латают дыры. Или того хуже, несут разрушительные последствия для экономики страны в целом.

Ну, посмотрите, вроде бы эффективная, кажущаяся справедливой мера - введение прогрессивной шкалы подоходного налога. По оценкам Минфина применение повышенной ставки налога, к примеру, в 20 процентов к высоким доходам, может дать, и то не наверняка, порядка 75-120 миллиардов рублей в год. Этих средств, в лучшем случае, хватит на шесть дней. Потому что ежедневная, я хочу это подчеркнуть, ежедневная потребность на выплату пенсий в России составляет 20 миллиардов рублей.

Другой вариант - продать часть госсобствености, например, как некоторые предлагают, все здания Пенсионного фонда, включая его региональные отделения. Конечно, согласен, они слишком размахнулись со своими апартаментами. Людей это раздражает. И я это также поддерживаю. По оценкам, общая стоимость этих объектов - 120 миллиардов рублей. Но даже если мы все их продадим, а деньги направим на пенсии, сможем выплачивать их также порядка шести дней. Это тоже не выход.

Или, предлагается обложить дополнительными налогами нефтегазовые компании, топливно-энергетический комплекс. Могу вам сказать, всего того, что мы таким образом сможем собрать, хватит, чтобы выплачивать пенсии максимум пару месяцев. Более того, так мы поставим выплату пенсий, всю пенсионную систему страны в крайне уязвимое положение, в зависимость от перепада цен на мировых рынках углеводородов.

Может быть, активнее использовать средства резервных фондов, которые пополняются за счет доходов от нефти и газа? Да, можно какое-то время и это. А если завтра, как я уже сказал, цены на эти товары упадут, что вполне возможно и уже не раз было, что тогда? Резервы будут исчерпаны мгновенно, в течение нескольких месяцев. Жизнь людей, их пенсии, доходы на годы вперед не могут и не должны зависеть от цены на нефть, которая меняется каждый день.

Может быть, следует продолжить наращивать финансирование Пенсионного фонда? За счет федерального бюджета покрывать его дефицит? Уже говорил, что для этого пока есть ресурсы. Они действительно есть. Но посмотрите, какая здесь складывается картина в целом.

В текущем году на эти цели мы выделяем из бюджета 3,3 триллиона рублей, из них 1,8 триллиона рублей непосредственно на обеспечение выплаты страховых пенсий. Если предположить, что мы хотим достичь поставленной цели, выйти на среднюю пенсию в 20 тысяч рублей, ничего при этом не меняя, то дефицит Пенсионного фонда увеличился бы в полтора раза, до 5 триллионов рублей. Для сравнения, это больше, чем все расходы на национальную оборону и безопасность страны.

Выбрав такое решение, мы рано или поздно разрушим наши финансы, будем вынуждены залезать в долги или печатать ничем не обеспеченные деньги, со всеми вытекающими последствиями: гиперинфляцией и ростом бедности. Не имея ресурсов, не сможем обеспечить надежную безопасность страны. Не сможем решать самые насущные задачи: развивать образование и здравоохранение, поддерживать семьи с детьми, строить дороги и инфраструктуру, повышать качество жизни людей. Будем обречены на экономическое, технологическое отставание от других государств.

Поэтому наше бездействие сейчас или принятие временных "косметических" мер было бы безответственно и нечестно по отношению и к стране, и к нашим детям.

Повторю, на протяжении многих лет я очень осторожно, а подчас даже с недоверием относился к любым предложениям по изменению пенсионной системы. Порой весьма резко реагировал на эти идеи. Однако тенденции, сложившиеся сейчас в сфере демографического развития и на рынке труда, объективный анализ ситуации показывают, что тянуть дальше нельзя. Но наши решения должны быть справедливыми, взвешенными, обязательно учитывающими интересы людей.

В этой связи предлагаю ряд мер, которые позволят максимально смягчить принимаемые решения.

Читайте также: