Путин заморозил накопительную часть пенсии

Как восстановить доверие россиян к пенсионной системе

Законодатели Российской Федерации приняли Федеральный закон о продлении моратория (заморозки) накопительной части пенсии до 2024 года. То есть у людей изъяли те деньги, что они копили себе на безбедную старость, и лишили возможности копить дальше.


Фото: Алексей Меринов

Но истоки этого решения надо искать в истории «реформирования» российской пенсионной системы с самого начала его проведения, особенно в 2000-х годах. Подходы наших либерал-реформаторов оказались весьма далеки от научной экономической теории и учета позитивной мировой практики.

Пенсия в развитых странах складывается, как правило, из двух источников: из государственной распределительной системы и накопительного компонента, формируемого, как правило, на добровольной основе и составляющего от 15% до 40% от общего объема. При этом, подчеркнем особо, за накопительный компонент в развитых странах ответственность несет государство — оно нигде не изымает накопительные средства, не замораживает их, не снижает величину.

Мало того, в развитых странах работников заранее ориентируют, какая величина пенсии у них будет при выходе на заслуженный отдых через 10–15–20 лет — в зависимости от достижения определенного уровня накоплений, показателей эффективности экономики в той или иной стране. При этом работнику гарантируется, что при выходе на пенсию ее величина от средней заработной платы (коэффициент замещения) составит не менее 40%. Таков норматив пенсионного минимума, введенного в Женеве 102-й Конвенцией Международной организации труда (МОТ) еще в 1952 году.

Россия лишь в 2018 году присоединилась к Конвенции МОТ. Но даже сегодня коэффициент замещения в стране едва достигает 30% и при этом в последние годы имеет тенденцию к сокращению.

Ухудшение системы пенсионного обеспечения в России связано прежде всего с тем, что она все более погружается в полосу затяжного экономического кризиса, усугубляемого безграмотностью, а порой и безалаберностью в реализации экономической политики.

Введение единого социального налога (ЕСН), зурабовские пенсионные эксперименты начала нулевых годов, снижение с 1 января 2005 года ставки ЕСН с 35,6 до 26%, введение регрессивной шкалы отчислений в ПФР, система валоризации пенсий, принятая на фоне низких ставок пенсионных взносов, введение с 1 января 2015 года расчета пенсии на основе так называемого «индивидуального пенсионного коэффициента» (пенсионного балла) — все это привело к тому, что пенсионная система Российской Федерации год от года теряет свою устойчивость, являющуюся важнейшим международным показателем эффективности пенсионного обеспечения и социальной справедливости. Все эти экономические ляпы отчетливо проявились и на накопительном компоненте пенсионной системы.

Накопительный компонент в России начал внедряться с 2002 года. Авторы тогдашней пенсионной реформы убеждали, что накопительная пенсия позволит в будущем увеличить ее не менее чем вдвое. Но во что превратилась эта позитивная мировая идея в России? Как всегда, под рассуждения о благих намерениях, при смиренном молчании общественности был осуществлен очередной отъем денег у населения. А если называть вещи своими именами — ограбление масс.

В накопительную систему на конец 2013 года было вовлечено более 79 млн человек. Общий объем средств, формируемый в накопительной системе, превысил к концу года 2,8 трлн рублей, включая 980 млрд рублей в негосударственных пенсионных фондах.

Эта огромная сумма застилала глаза тем власть имущим, кто хотел бы ею воспользоваться. И в 2013 году правительство, «исключительно в целях экономии средств федерального бюджета», решило накопительные средства будущих пенсионных взносов забрать на текущие пенсионные выплаты, а говоря попросту, реквизировать их.

Мораторий, как уверяло тогдашнее правительство, планировался как временная мера. Израсходованные пенсионные накопления будущим пенсионерам собирались вернуть. Но по окончании каждого отчетного года заморозку вновь и вновь продлевали — и так вот уже шесть лет подряд! Другими словами, личные накопительные пенсионные счета россиян не только не пополняются все эти годы, а просто конфискуются.

Абсурд. Но именно так поступила исполнительная власть, лишив людей выплат, которые они честно заработали и на которые рассчитывали в старости. Уверен, что, если бы накопительная составляющая пенсии в будущем касалась лично каждого депутата Госдумы, члена Совета Федерации, члена правительства, вряд ли бы они пошли на эту грабительскую акцию!

Теоретики пенсионной «реформы», руководители экономического блока правительства, видимо, забыли основополагающую аксиому, что пенсионная система любого государства есть зеркальное отражение развития экономики. Чем эффективнее экономика страны, тем меньшее число работников требуется для того, чтобы обеспечить пенсиями пожилых граждан.

Но о какой эффективности российской экономики может идти речь, если с 90-х годов прошлого столетия — начала проведения «реформ» по либерально-рыночным рецептам — доля России в мировом ВВП сократилась с 9 до 3%. По таким показателям, как ВВП на душу населения, производительность труда, реальные доходы, Россия отстает от развитых стран мира в разы. Так, например, нынешний российский уровень душевого ВВП достигнут Великобританией и Францией около 40 лет назад, а США — примерно 50 лет назад.

Не удивительно, что в странах, где производительность труда превышает российский уровень в 2–3 раза — Великобритании, Германии, Норвегии, США, — во столько же раз больше и коэффициент замещения, а следовательно, в 2–3 раза выше и размер пенсионного обеспечения. Вот и вынуждены отечественные «либералы от экономики» и политики-чиновники принимать сиюминутные меры, чтобы заткнуть дыры, возникшие в процессе «реформирования» пенсионной системы.

Отстает Россия от развитых стран и по такому важнейшему международному показателю, характеризующему уровень эффективности пенсионной системы, как удельный вес расходов на пенсионное обеспечение в ВВП. В 2019 году он, например, даже упал в нашей стране до 7,9%. В то же время этот показатель в развитых странах составляет: в Великобритании — 9,5%, Германии — 10,8%, Франции — 11,8%, Австрии — 14,8% объема ВВП.

Негативные изменения в экономике в значительной степени затронули и демографическую сферу, и трудовые отношения. В результате если соотношение занятых и пенсионеров в 1991 году в стране составляло 2,1 к 1, то сегодня оно равно уже 1,2 к 1, тогда как в государствах со стабильно развивающейся экономикой данное соотношение находится на уровне выше 2,3–2,5 к 1. Другими словами, выплату пенсий одного пенсионера обеспечивает сегодня в РФ 1,2 работающего, что само по себе создает напряженность в системе пенсионного обеспечения.

Как свидетельствует Росстат, средний размер назначенных пенсий по итогам 2019 года составил 14 163 рубля. Предполагается, как сообщил в телеобращении президент Путин, «в предстоящие шесть лет увеличивать пенсию по старости для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей в год». В результате это даст возможность в 2024 году выйти «на средний уровень пенсий для неработающих пенсионеров в 20 тыс. руб. в месяц». Подчеркнем — 20 тыс. руб. в месяц!

Сопоставим эту цифру из будущего с нынешним пенсионным обеспечением в развитых странах. В Германии пенсия составляет в среднем 782 евро, то есть более 62 тысяч рублей. В Англии она равна 610 фунтам, или около 53,5 тысячи рублей. Американцы получают по 1164 доллара — более 79 тысяч рублей. В Швейцарии пенсионеры имеют по 1,7 тысячи франков — более 118,5 тысячи рублей. А в Дании — 2,8 тысячи евро, или более 122 тысяч рублей.

Политико-экономический анализ «реформирования» пенсионной системы в России объективно приводит к первому выводу: подлинная социально значимая пенсионная реформа не может быть реализована без повышения эффективности экономики в целом.

Второй вывод также вполне однозначен: исходя из научной экономической теории и мирового опыта, в России достойное пенсионное обеспечение не может быть достигнуто без восстановления накопительного компонента, формируемого на добровольной основе, как это имеет место в большинстве развитых стран. Государство при этом должно нести реальную ответственность за сохранность накопительных средств граждан.

Чтобы россияне поверили в накопительный механизм пенсионной системы, поверили в то, что государство действительно несет ответственность за накопительную систему, целесообразно разморозить и восстановить средства, направляемые на именные счета граждан в накопительную систему с момента ее организации (с 2002 года) в полном их объеме (с учетом всех реальных ставок рефинансирования). Тогда сбережения снова начнут активно расти, и людям удастся накопить ощутимую прибавку к пенсии.

Как восстановить доверие россиян к пенсионной системе

Законодатели Российской Федерации приняли Федеральный закон о продлении моратория (заморозки) накопительной части пенсии до 2024 года. То есть у людей изъяли те деньги, что они копили себе на безбедную старость, и лишили возможности копить дальше.


Фото: Алексей Меринов

Но истоки этого решения надо искать в истории «реформирования» российской пенсионной системы с самого начала его проведения, особенно в 2000-х годах. Подходы наших либерал-реформаторов оказались весьма далеки от научной экономической теории и учета позитивной мировой практики.

Пенсия в развитых странах складывается, как правило, из двух источников: из государственной распределительной системы и накопительного компонента, формируемого, как правило, на добровольной основе и составляющего от 15% до 40% от общего объема. При этом, подчеркнем особо, за накопительный компонент в развитых странах ответственность несет государство — оно нигде не изымает накопительные средства, не замораживает их, не снижает величину.

Мало того, в развитых странах работников заранее ориентируют, какая величина пенсии у них будет при выходе на заслуженный отдых через 10–15–20 лет — в зависимости от достижения определенного уровня накоплений, показателей эффективности экономики в той или иной стране. При этом работнику гарантируется, что при выходе на пенсию ее величина от средней заработной платы (коэффициент замещения) составит не менее 40%. Таков норматив пенсионного минимума, введенного в Женеве 102-й Конвенцией Международной организации труда (МОТ) еще в 1952 году.

Россия лишь в 2018 году присоединилась к Конвенции МОТ. Но даже сегодня коэффициент замещения в стране едва достигает 30% и при этом в последние годы имеет тенденцию к сокращению.

Ухудшение системы пенсионного обеспечения в России связано прежде всего с тем, что она все более погружается в полосу затяжного экономического кризиса, усугубляемого безграмотностью, а порой и безалаберностью в реализации экономической политики.

Введение единого социального налога (ЕСН), зурабовские пенсионные эксперименты начала нулевых годов, снижение с 1 января 2005 года ставки ЕСН с 35,6 до 26%, введение регрессивной шкалы отчислений в ПФР, система валоризации пенсий, принятая на фоне низких ставок пенсионных взносов, введение с 1 января 2015 года расчета пенсии на основе так называемого «индивидуального пенсионного коэффициента» (пенсионного балла) — все это привело к тому, что пенсионная система Российской Федерации год от года теряет свою устойчивость, являющуюся важнейшим международным показателем эффективности пенсионного обеспечения и социальной справедливости. Все эти экономические ляпы отчетливо проявились и на накопительном компоненте пенсионной системы.

Накопительный компонент в России начал внедряться с 2002 года. Авторы тогдашней пенсионной реформы убеждали, что накопительная пенсия позволит в будущем увеличить ее не менее чем вдвое. Но во что превратилась эта позитивная мировая идея в России? Как всегда, под рассуждения о благих намерениях, при смиренном молчании общественности был осуществлен очередной отъем денег у населения. А если называть вещи своими именами — ограбление масс.

В накопительную систему на конец 2013 года было вовлечено более 79 млн человек. Общий объем средств, формируемый в накопительной системе, превысил к концу года 2,8 трлн рублей, включая 980 млрд рублей в негосударственных пенсионных фондах.

Эта огромная сумма застилала глаза тем власть имущим, кто хотел бы ею воспользоваться. И в 2013 году правительство, «исключительно в целях экономии средств федерального бюджета», решило накопительные средства будущих пенсионных взносов забрать на текущие пенсионные выплаты, а говоря попросту, реквизировать их.

Мораторий, как уверяло тогдашнее правительство, планировался как временная мера. Израсходованные пенсионные накопления будущим пенсионерам собирались вернуть. Но по окончании каждого отчетного года заморозку вновь и вновь продлевали — и так вот уже шесть лет подряд! Другими словами, личные накопительные пенсионные счета россиян не только не пополняются все эти годы, а просто конфискуются.

Абсурд. Но именно так поступила исполнительная власть, лишив людей выплат, которые они честно заработали и на которые рассчитывали в старости. Уверен, что, если бы накопительная составляющая пенсии в будущем касалась лично каждого депутата Госдумы, члена Совета Федерации, члена правительства, вряд ли бы они пошли на эту грабительскую акцию!

Теоретики пенсионной «реформы», руководители экономического блока правительства, видимо, забыли основополагающую аксиому, что пенсионная система любого государства есть зеркальное отражение развития экономики. Чем эффективнее экономика страны, тем меньшее число работников требуется для того, чтобы обеспечить пенсиями пожилых граждан.

Но о какой эффективности российской экономики может идти речь, если с 90-х годов прошлого столетия — начала проведения «реформ» по либерально-рыночным рецептам — доля России в мировом ВВП сократилась с 9 до 3%. По таким показателям, как ВВП на душу населения, производительность труда, реальные доходы, Россия отстает от развитых стран мира в разы. Так, например, нынешний российский уровень душевого ВВП достигнут Великобританией и Францией около 40 лет назад, а США — примерно 50 лет назад.

Не удивительно, что в странах, где производительность труда превышает российский уровень в 2–3 раза — Великобритании, Германии, Норвегии, США, — во столько же раз больше и коэффициент замещения, а следовательно, в 2–3 раза выше и размер пенсионного обеспечения. Вот и вынуждены отечественные «либералы от экономики» и политики-чиновники принимать сиюминутные меры, чтобы заткнуть дыры, возникшие в процессе «реформирования» пенсионной системы.

Отстает Россия от развитых стран и по такому важнейшему международному показателю, характеризующему уровень эффективности пенсионной системы, как удельный вес расходов на пенсионное обеспечение в ВВП. В 2019 году он, например, даже упал в нашей стране до 7,9%. В то же время этот показатель в развитых странах составляет: в Великобритании — 9,5%, Германии — 10,8%, Франции — 11,8%, Австрии — 14,8% объема ВВП.

Негативные изменения в экономике в значительной степени затронули и демографическую сферу, и трудовые отношения. В результате если соотношение занятых и пенсионеров в 1991 году в стране составляло 2,1 к 1, то сегодня оно равно уже 1,2 к 1, тогда как в государствах со стабильно развивающейся экономикой данное соотношение находится на уровне выше 2,3–2,5 к 1. Другими словами, выплату пенсий одного пенсионера обеспечивает сегодня в РФ 1,2 работающего, что само по себе создает напряженность в системе пенсионного обеспечения.

Как свидетельствует Росстат, средний размер назначенных пенсий по итогам 2019 года составил 14 163 рубля. Предполагается, как сообщил в телеобращении президент Путин, «в предстоящие шесть лет увеличивать пенсию по старости для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей в год». В результате это даст возможность в 2024 году выйти «на средний уровень пенсий для неработающих пенсионеров в 20 тыс. руб. в месяц». Подчеркнем — 20 тыс. руб. в месяц!

Сопоставим эту цифру из будущего с нынешним пенсионным обеспечением в развитых странах. В Германии пенсия составляет в среднем 782 евро, то есть более 62 тысяч рублей. В Англии она равна 610 фунтам, или около 53,5 тысячи рублей. Американцы получают по 1164 доллара — более 79 тысяч рублей. В Швейцарии пенсионеры имеют по 1,7 тысячи франков — более 118,5 тысячи рублей. А в Дании — 2,8 тысячи евро, или более 122 тысяч рублей.

Политико-экономический анализ «реформирования» пенсионной системы в России объективно приводит к первому выводу: подлинная социально значимая пенсионная реформа не может быть реализована без повышения эффективности экономики в целом.

Второй вывод также вполне однозначен: исходя из научной экономической теории и мирового опыта, в России достойное пенсионное обеспечение не может быть достигнуто без восстановления накопительного компонента, формируемого на добровольной основе, как это имеет место в большинстве развитых стран. Государство при этом должно нести реальную ответственность за сохранность накопительных средств граждан.

Чтобы россияне поверили в накопительный механизм пенсионной системы, поверили в то, что государство действительно несет ответственность за накопительную систему, целесообразно разморозить и восстановить средства, направляемые на именные счета граждан в накопительную систему с момента ее организации (с 2002 года) в полном их объеме (с учетом всех реальных ставок рефинансирования). Тогда сбережения снова начнут активно расти, и людям удастся накопить ощутимую прибавку к пенсии.

Правительство внесло в Госдуму законопроект об очередной «заморозке» накопительной части пенсии — теперь до конца 2023 года. На этом фоне Федерация независимых профсоюзов просит премьера Михаила Мишустина вовсе упразднить накопительный компонент в пенсионном обеспечении, поскольку то, как в России реализуется идея накопительной части, ее «дискредитирует». Объясняем, что это за идея, что пошло не так и как все могло бы работать, если бы в России существовали независимые профсоюзы.

Что такое накопительная часть пенсии?

Основу системы пенсионного обеспечения в тех странах мира, где такая система есть, составляет базовая пенсия. В разных странах это называется по-разному, но суть одна. Когда гражданин достигает пенсионного возраста (или если наступают другие предусмотренные законами случаи, например, человек становится инвалидом и теряет работоспособность), государство начинает платить ему пособие. Деньги на это государство находит благодаря старому доброму принципу солидарной ответственности: работающие сейчас отдают государству часть дохода в пользу тех, кто работал до них. И так из поколения в поколение.

Со временем многие страны и существующие в них пенсионные системы пришли, как считается, к более прогрессивной модели пенсионного обеспечения. Она предполагает, что наряду с базовой — не самой большой частью пенсии — должна быть еще и накопительная.

Эта часть индивидуальна, потому что в основном зависит от самого работника: от уровня его квалификации, доходов и от его личной готовности еще в молодом возрасте осознать необходимость позаботиться о себе в старости. Благодаря этому, например, мы имеем перед глазами «классический» пример немецких пенсионеров, которые с выходом на заслуженный отдых начинают активно путешествовать по миру.

А как у нас

Для начала расскажем, как это было задумано реализовать. В России накопительный компонент в трудовой пенсии появился с пенсионной реформой 2002 года. Ее декларируемая цель — перейти от прежней распределительной модели к распределительно-накопительной. По закону о трудовых пенсиях (№ 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года) они должны состоять из двух частей — страховой (или, как еще говорят, обязательной) и накопительной.

В страховую был включен базовый фиксированный размер, который государство время от времени индексирует. Кроме того, имеет значение стаж вышедшего на пенсию работника. На размер страховой пенсии также влияет сумма отчислений на персонифицированном (личном) счете, который открыт на каждого работающего гражданина в Пенсионном фонде России (ПФР).

На этом счете, по замыслу реформы, и должна формироваться накопительная часть. Она пополняется не только за счет отчислений от ежемесячного заработка (их, как и подоходный налог и взносы в другие фонды, в «автоматическом» режиме осуществляет работодатель еще до выдачи зарплаты на руки), но и за счет инвестиционного дохода. Чтобы отчисляемые работниками деньги не лежали на индивидуальных счетах мертвым грузом, а работали в экономике, их постоянно инвестируют. ПФР этим занимается через Внешэкономбанк, а негосударственные пенсионные фонды (НПФ), куда каждый работник вправе перевести свои накопления, — по собственным программам.

Что пошло не так

Начнем с того, что накопительную часть в России пока не выплачивают. По замыслу реформы, первые пенсионеры-мужчины смогут получить ее только в 2032 году — это будут работники, родившиеся в 1967 году. При условии, что возраст выхода на пенсию не повысят снова — а намеки на этот счет уже звучали. Стоит ли удивляться, что бесконечные манипуляции с параметрами пенсионной системы, включая такие базовые вещи, как пенсионный возраст, делают перспективы будущих пенсионеров в их собственных глазах довольно туманными.

Правила игры и в самом деле не перестают менять, на что указали в обращении на имя Михаила Мишустина члены Федерации профсоюзов. Их не устраивает, что начиная с 2015 года правительство то и дело увеличивает период выплат пенсионных накоплений. Речь о количестве лет, в течение которых человек после выхода на пенсию предположительно будет жить и получать деньги, скопленные на личном счете. С учетом роста ожидаемой продолжительности жизни за пять лет этот период уже увеличили с 19 до 22 лет, хотя по подсчетам профсоюзов в реальности этот период в среднем не превысит 12 лет для мужчин и 15 лет для женщин.

В РФ задержки с выплатами пособий. Москва хочет, чтобы деньги дали регионы, но там их нет

С одной стороны, неплохо, что пенсионер долго живет и получает честно заработанную пенсию. С другой — чем длиннее рассчитываемый период этих выплат, тем меньше окажутся сами выплаты. На сегодня месячный размер прибавки от накопительной части к пенсии профсоюзами оценивается в 956 рублей.

Другая беда в том, что правительство не старается увеличить размер накоплений на пенсионных счетах, скорее наоборот, считает директор Института финансов и права Уральского государственного экономического университета, доктор экономических наук, профессор Максим Марамыгин. Анонсированное очередное решение о «заморозке» накопительной части трудовых пенсий — теперь до конца 2023 года — на деле будет означать, что на эти счета снова не вернется инвестиционный доход, который, как было задумано, должен ежегодно увеличивать размер накоплений. А деньги, поступившие в виде отчислений, будут изъяты и направлены на выплаты тем, кто на пенсии уже сейчас. Под «честное-пречестное», что когда-то номинальные владельцы этих денег их все-таки получат, так что это временное изъятие «не умалит пенсионных прав будущих пенсионеров»…

Почему так происходит

«Замораживая» накопительную часть, правительство закрывает дефицит Пенсионного фонда. Но для понимания: ежемесячные пенсионные отчисления с заработка каждого работающего россиянина — 22%, из которых 6% идет на формирование накопительной части будущей пенсии, а 16% — страховой. Для сравнения: в Швейцарии такие отчисления составляют около 23%, в Румынии — 30%, в Италии — 32%, а Португалии — 33%. В США пенсионные отчисления вдвое меньше российских — 12,5%, и стран с сопоставимым размером пенсионных взносов — абсолютное большинство. То есть на фоне мировых стандартов наши отчисления — не просто высокие, а очень высокие.

«И тогда вопрос — почему страны с гораздо меньшими пенсионными отчислениями могут формировать приемлемый и достаточный пенсионный фонд, а нашей стране с огромными пенсионными отчислениями никак это не удается? И это тот вопрос, который могли бы, например, задать наши независимые профсоюзы. Но почему-то этот вопрос не звучит», — говорит профессор Марамыгин.

По его мнению, предложение Федерации профсоюзов упразднить накопительную часть государственной трудовой пенсии лишь помогает правительству найти пути легализации текущего положения дел.

Еще один вопрос, который могли бы задать те же профсоюзы: что мешает нам перейти к трехканальной схеме формирования пенсий, которая типична для той же Европы? Прожиточный минимум пенсионерам обеспечивает базовая пенсия, второй источник доходов — накопления вышедших на пенсию граждан на их индивидуальных пенсионных счетах, а третий — накопления, которые делал за работника его работодатель, имея для этого достаточные стимулы в виде налоговых льгот.

«Нигде не живут сплошные финансовые гении и нигде люди не склонны сами заниматься накоплениями на безбедную старость. Государство на то и государство, чтобы подталкивать людей к заботе о самих себе, а не заявлять в лице неумных чиновников, что оно, государство, никому ничем не обязано… Пенсионные отчисления и накопления не должны облагаться налогами. Государство должно отказываться от части налоговых поступлений, понимая, что при этом люди сами соберут себе на старость. И бизнес, если его к этому стимулируют, будет в этом охотно участвовать», — убежден Максим Марамыгин.

Увы, ни одна из многочисленных пенсионных реформ, включая последнюю, так и не создала механизмов подобного стимулирования в России.

Закон о продлении заморозки накопительной части пенсии будет действовать до 2024 года. Для граждан это значит, что до конца 2023 г. все перечисляемые в ПФР взносы будут направляться только на формирование страховой части пенсии. При этом пенсионные накопления (будущая накопительная пенсия) формироваться не будут, так как взносы на эти цели не перечисляются. Законопроект о продлении заморозки до 2023 года включительно Госдума уже одобрила в трех чтениях.

Отменять мораторий на формирование накоплений Правительство не планирует, так как вместо этого уже разрабатывается система гарантированного пенсионного продукта. Она должна будет заменить собой накопительную пенсию. Разрабатывают эту концепцию еще с 2014 года, но до сих пор так и не представили в окончательном виде.

Заморозку накопительной части пенсии продлили до 2023 года

16 декабря 2019 г. Президент В. Путин подписал закон № 435-ФЗ об установлении моратория на формирование пенсионных накоплений до 2022 года. Однако на рассмотрение в Госдуму внесли законопроект № 1027751-7 о продлении этих мер и на 2023 год. ГД РФ уже одобрила его в третьем чтении.

Напомним, что впервые такой мораторий был введен в 2014 г. из-за дефицита бюджета Пенсионного фонда. Сначала это решение рассматривалось как временное, но впоследствии мораторий регулярно продлевался.

  • В 2017 г. было принято решение о «заморозке» до конца 2020 г.
  • Потом было решено продлить эти меры еще на один год — до 2021 г. включительно.
  • В 2019 году к вопросу накопительных пенсий снова вернулись, чтобы продлить мораторий до 2022 года.
  • И вот теперь предлагается распространить мораторий и на 2023 год.

Что это значит для граждан?

Предусмотренная в законе «заморозка» пенсионных накоплений предполагает, что за счет взносов, направляемых работодателем в ПФР, будут финансироваться только страховые пенсии. Дополнительные взносы для формирования пенсионных накоплений в этом случае не поступают. Фактически это значит, что все страховые взносы перечисляются в ПФР, а не УК и НПФ, выбранные гражданином.

И здесь стоит отметить следующее:

  • Как таковой возврат к обязательной накопительной пенсии больше не планируется. По сути, и после 2023 г. она разморожена не будет.
  • На замену НЧП предлагается система добровольных пенсионных накоплений — гарантированный пенсионный план.

Концепция гарантированного пенсионного плана предполагает, что гражданин самостоятельно будет формировать свою накопительную часть пенсии (НЧП). Участнику программы можно будет выбрать, какой процент от заработка он будет перечислять для формирования своих пенсионных накоплений (от 1% до 6% от зарплаты). При этом уплата страховых взносов в ПФР в размере 22% не отменяется.


Что еще будет с накопительной пенсией

Помимо продления моратория на формирование пенсионных накоплений, в системе накопительных пенсий ожидается еще несколько важных изменений. Причем некоторые из них были озвучены еще во время обсуждения пенсионной реформы в 2018 году.

  1. К примеру, «разморозка» накопительной пенсии как в 2021 году, так и в последующие годы не планируется. Вместо нее будет внедряться система гарантированного пенсионного плана, законопроект о котором обещали рассмотреть в течение 2020 г. Однако пока к решению этого вопроса так и не приступили.
  2. Из-за процедуры постепенного повышения пенсионного возраста были изменены правила получения выплат накопительной пенсии. Так до конца 2018 г. законом было предусмотрено, что оформить выплаты можно только при достижении пенсионного возраста. Но с 2019 г. оформить накопительную часть пенсии (НЧП) можно при достижении фиксированного возраста — в 55 лет женщинам и 60 мужчинам.

При расчете размера накопительной части пенсии в 2020 году применяется величина ожидаемого периода выплаты, составляющая 258 месяцев. В 2021 году этот параметр составит уже 264 месяца. Отметим, что этот параметр напрямую влияет на выплачиваемый гражданам размер ежемесячной выплаты НЧП. Накопительная пенсия рассчитывается по формуле:

  • ПН — это сумма пенсионных накоплений на дату оформления выплат;
  • Т — ожидаемый период выплаты.

Узнать сумму пенсионных накоплений можно в Личном кабинете на сайте ПФР или в НПФ, если средства формируются там.

Краткое содержание:


В парламенте России разъяснили, что значит закон о заморозке пенсий до 2023 года. Принят данный законопроект был в Государственной думе в ходе пленарного заседания 26 ноября 2020 года. Заморозили власти не все пенсионные накопления граждан, а лишь накопительную часть.

Законопроект о временной заморозке накопительной доли пенсий


26 ноября текущего года депутаты федерального парламента России в финальном чтении проголосовали за законопроект, который продлевает заморозку накопительной части пенсий. Текст документа №1027751-7 появился на сайте правовой информации Госдумы. Закон вносит изменения в Федеральный акт №33 «Об обязательном страховании».

Разработан законопроект был комитетом Государственной думы по вопросам налогов и бюджета. В первом чтении он был принят 22 октября, а во втором — 25 ноября. Сейчас закон направлен на одобрение в Совет Федерации.

Согласно законопроекту №1027751-7, заморозка накопительной доли пенсий российских граждан была продлена до 2023 года. Действует эта заморозка с 2014 года. Как объясняется в пояснительной записке закона, на размер пенсий россиян данная заморозка не повлияет.

В 2014 году все официально трудоустроенные жители России платят 6% от зарплаты в Пенсионный фонд. Эти средства идут на выплаты текущим пенсионерам. В Министерстве финансов сообщают, что отменена заморозка может быть раньше 2023 года. Заместитель главы ведомства Антон Дроздов ранее заявлял, что для этого нужно разработать закон о добровольной системе пенсионных накоплений.

Отменят ли накопительную часть пенсий в России


Чтобы у правительства не было необходимости замораживать накопительную часть пенсии для граждан, Федерация профсоюзов РФ предлагает властям вовсе отменить ее. По мнению ФНПР, накопительная часть пенсии как обязательный элемент пенсионного страхования гражданина России не нужен. Соответствующее обращение Федерация профсоюзов направила главе правительства Михаилу Мишустину.

В 2020 году формируется накопительная часть пенсии человека благодаря страховым отчислениям, которые осуществляет работодатель. Также сформировать ее может мать, у которой есть материнский капитал.

В правительстве вовсе упразднять накопительную часть пенсии пока что отказываются. Однако инициативу Федерации профсоюзов поддержал депутат Государственной думы Ярослав Нилов. Он также является главой парламентского комитета по вопросам социальной политики.

Ярослав Нилов считает, что властям не нужно было вводить обязательную накопительную пенсию. В остальных странах мира граждане пользуются этой услугой только в добровольном порядке.

Что такое накопительная пенсия


Накопительная пенсия гражданина России — сумма средств, которую он получает после выхода на пенсию ежемесячно. Формируется накопительная пенсия в течение жизни человека. Если он официально трудоустроен, каждый месяц работодатель в качестве страховых выплат перечисляет процент от зарплаты гражданина в Пенсионный фонд.

До 2015 года граждане России младше пенсионного возраста могли отказаться от формирования накопительной части пенсии. Если до этого срока выбор сделан не был, каждый гражданин автоматически был переведен на систему пенсионного страхования с накопительной частью.

Есть накопительная часть пенсии только у тех жителей России, которые родились позже 1967 года. Размер ежемесячной накопительной пенсии зависит от суммы на индивидуальном счете. Посмотреть его застрахованное лицо может дистанционно с помощью сайта ПФР.

По умолчанию после выхода на пенсию гражданин получает пенсионные выплаты в течение 258 месяцев. Срок можно изменить, если отложить начало выплаты ЕДВ. Чтобы узнать сумму ежемесячной пенсии, размер накоплений нужно разделить на 258. Среднестатистический размер накопительной части пенсии на территории Российской Федерации — 950 рублей.

В России продлили заморозку накопительной части пенсии до конца 2023 года. Закон приняла Госдума. Что происходит с пенсиями россиян, телеканалу «МИР 24» рассказал доцент Департамента мировых финансов Финансового университета при правительстве РФ Лазарь Бадалов.

- Из каких частей складывается будущая пенсия?

Лазарь Бадалов: Нашей пенсионной системой предусмотрено три вида выплат: страховая, накопительная и пенсия для льготных категорий. Среднестатистический россиянин может рассчитывать на страховую и накопительную.

Накопительная – плод длительной реформы, которая так и не заработала. Она рассчитана на россиян 1967 года рождения и моложе. Из отчислений, которые выплачивают работающие россияне, 6% направляются в накопительную часть.

- Почему 1967 год и моложе?

Лазарь Бадалов: Ставка делалась на то, что люди 1967 года и моложе к моменту выхода на пенсию успеют накопить, а люди старшего возраста уже близко имели пенсию.

- Какая часть подлежит ежегодной индексации?

Лазарь Бадалов: Индексации разные бывают. В страховой пенсии есть базис – фиксированная часть. Она тоже индексируется. Еще часто ее называют социальной пенсией – на нее могут рассчитывать все, достигшие пенсионного возраста, независимо от стажа, баллов, которые тоже индексируются. Это социальная гарантия для всех.

Баллы тоже индексируются, то есть его денежное выражение. Планируется, что пенсия не должна будет быть ниже прожиточного минимума в регионе. Все, чего не будет хватать, будет доплатой. Накопительная часть находится в замороженном состоянии.

- Решение продлено до конца 2023 года. Почему?

Лазарь Бадалов: Пенсионному фонду просто не хватает денег на выплаты нынешним пенсионерам. 6% из накопительной части идут на выплаты.

- Из-за этой заморозки насколько в будущем может уменьшиться пенсия тех, кто продолжал делать отчисления и работал все это время?

Лазарь Бадалов: Есть нюансы, которые связаны с балльной системой и ее индексацией. За счет индексации делается ставка на то, что люди, у которых заморожена накопительная часть, не должны проиграть. Но сложно представить, сколько пенсионные баллы будут стоить спустя 20-30 лет. Длительное время играет свою роль – будет влиять и инфляция, и много разных факторов. Даже пенсионный калькулятор делает расчет исходя сегодняшнего дня.

- Если счет накопительной пенсии был сформирован до 2014 года, что с деньгами на таких счетах произошло?

Лазарь Бадалов: Да, есть и такая категория, у которых была накопительная часть до этого периода. Бытует мнение, что все сгорело. Нет, все учитывается на пенсионном счете каждого гражданина. Удостовериться в этом легко: можно запросить выписку из Пенсионного фонда, делается это через сайт Госуслуг, можно получить подробную выписку, где будут отражены баллы, накопительная часть в деньгах.

- Можно ли узнать, насколько эффективно ПФР или негосударственный пенсионный фонд управлял накопленными деньгами?

Лазарь Бадалов: Эта информация тоже содержится в выписке: указывается размер доходности, который зарабатывает либо негосударственный пенсионный фонд, либо Внешэкономбанк – управляющий для «молчунов».

- Если копить на старость деньги самостоятельно, что для этого нужно?

Лазарь Бадалов: Вопрос связан с тем, что длительный период, и нужно понимать, что деньги подвержены инфляции. Можно взглянуть на зарубежный опыт. В США популярными являются пенсионные сбережения, у них даже Пенсионный фонд позволяет счет вести в драгоценных металлах. Это инструмент, который менее всего подвержен инфляции.

- Это обезличенный металлический счет?

Лазарь Бадалов: Если это американская модель, то это обезличенный металлический счет. У нас такой возможности нет, хотя такие счета есть, но не в рамках пенсионной системы. Остаются варианты, связанные с драгметаллами в физической или обезличенной форме, но уже в рамках банковской системы. Это инвестиционные монеты – золотые, серебряные.

Путин заморозил накопительную часть пенсии до 2021 года

Президент России Владимир Путин подписал закон о продлении заморозки накопительной части пенсии. Он вступит в силу 1 января 2019 года.

Документ, подписанный президентом 11 декабря, опубликован на портале нормативных правовых актов. Госдума приняла поправки к закону «Об обязательном пенсионном страховании» 22 ноября. Изменения касаются тех, кто родился после 1967 года и подал заявление о формировании накопительной пенсии в Пенсионный фонд. Шесть процентов от зарплат россиян пойдут на выплаты нынешним пенсионерам.

Впервые заморозка произошла в 2014 году и позиционировалась как временная мера. Благодаря этому за четыре года бюджет сэкономил около двух триллионов рублей.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Рассылка "Фонтанки": главное за день в вашей почте. По будним дням получайте дайджест самых интересных материалов и читайте в удобное время.

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Наши партнёры

Lentainform

Банк «РОССИЯ» аккредитовал седьмую жилую группу ЖК «Новое Сертолово» по программе военной ипотеки.

«Главстрой Санкт-Петербург», входящий в ГК «Главстрой», первым из застройщиков получил аккредитацию по программе «Военная ипотека» на объекты, которые продаются в Санкт-Петербурге с помощью счетов эскроу.

АО «Концерн ВКО «Алмаз — Антей» представит на международной выставке «Транспорт России» результаты работы по техническому оснащению и модернизации объектов, осуществляющих контроль воздушного движения в России.

Материалы рубрики

  • Беглов заявил о близком локдауне: в Петербурге врачи на пределе, мест в больницах хватит до Нового года. «Дальше красная черта»
  • Петербургский Роспотребнадзор оштрафовал бизнес за нарушение коронавирусных запретов на 1,5 млн рублей за три недели
  • Беглов отчитался, что нарушать коронавирусный режим в Петербурге стали в два раза реже. В Смольном объяснили, как он об этом узнал
  • В Минпромторге анонсировали запуск массового производства электронных градусников в России в следующем году
  • Роспотребнадзор рассказал о «холодной цепи» при хранении и перевозке вакцины от коронавируса «Спутник V»
  • Комитет по здравоохранению прокомментировал статью «Фонтанки» о закупках непроверенных СИЗ для медиков Петербурга
  • В Ленобласти решили победить сниффинг среди подростков законопроектом
  • Трутнев предложил считать жителей Аляски гражданами Российской империи
  • Квоты пробились в госзаказ. Правительство повышает долю обязательной закупки отечественных товаров
  • ЗакС хочет заставить Смольный отчитываться перед депутатами за реализацию инвестпроектов

Информация

  • О сайте
  • Контакты
  • Реклама
  • Пользовательское соглашение
  • Политика конфидециальности
  • Правила использования материалов сайта

Рубрики

  • Город
  • Власть
  • Бизнес
  • Общество
  • Проиcшествия
  • Строительство
  • Спорт
  • Бизнес-трибуна
  • Афиша+
  • Туризм
  • 24 часа
  • RSS

Проекты

  • Фонтанка Pro
  • Говорим и показываем
  • Наша коллекция
  • ЗСДФест
  • Фонтанка-SUP
  • Лидеры финского бизнеса
  • Лахта центр
  • Городская премия «Фонтанка.ру — Признание и Влияние»
  • Все проекты
  • Наша почтовая рассылка

Мы в соцсетях

  • ВКонтакте
  • Facebook
  • Twitter
  • Instagram
  • Telegram
  • YouTube
  • Viber
  • Яндекс.Zen




© 2000-2020 Фонтанка.Ру
Свидетельство Роскомнадзора ЭЛ № ФС 77-66333 от 14.07.2016









"Фонтанка" - петербургская интернет-газета, где можно найти не только новости Петербурга, но и последние новости дня, и все важное и интересное, что происходит в России и в мире. Здесь вы отыщете наиболее значимые происшествия, новости Санкт-Петербурга, последние новости бизнеса, а также события в обществе, культуре, искусстве. Политика и власть, бизнес и недвижимость, дороги и автомобили, финансы и работа, город и развлечения - вот только некоторые из тем, которые освещает ведущее петербургское сетевое общественно-политическое издание. Санкт-Петербург читает "Фонтанку"! Наша аудитория - лидеры бизнеса и политики, чиновники, десятки тысяч горожан."Фонтанка" - петербургская интернет-газета, где можно найти не только новости Петербурга, но и последние новости дня, и все важное и интересное, что происходит в России и в мире. Здесь вы отыщете наиболее значимые происшествия, новости Санкт-Петербурга, последние новости бизнеса, а также события в обществе, культуре, искусстве. Политика и власть, бизнес и недвижимость, дороги и автомобили, финансы и работа, город и развлечения - вот только некоторые из тем, которые освещает ведущее петербургское сетевое общественно-политическое издание. Санкт-Петербург читает "Фонтанку"! Наша аудитория - лидеры бизнеса и политики, чиновники, десятки тысяч горожан.

Читайте также: