Районный коэффициент фсс пфр

Районы Крайнего Севера
и приравненные к ним местности

Районный коэффициент

1

Острова Северного Ледовитого океана и его морей
(кроме островов Белого моря и острова Диксон)

Республика Саха (Якутия):

  • Местности, где расположены предприятия и стройки алмазодобывающей промышленности, на месторождениях "Айхал" и "Удачная", прииски "Депутатский" и "Кулар"
  • Нижнеколымский район
  • Поселок Усть-Куйга Усть-Янского района


Сахалинская область:

  • Северо-Курильский район
  • Курильский район
  • Южно-Курильский район (Курильские острова)


Камчатский край:

  • Алеутский район (Командорские острова)


Чукотский автономный округ
(вся территория автономного округа)

2,0

2

Красноярский край:

  • г. Норильск и подчиненные его администрации населенные пункты

Мурманская область:

1,8

3

Республика Саха (Якутия):

  • Ленский район (севернее 61° северной широты)
  • г. Мирный и подчиненные его администрации населенные пункты


Магаданская область
(вся территория области)

Мурманская область:

1,7

4

Республика Коми:

  • г. Воркута и подчиненные его администрации населенные пункты

Республика Саха (Якутия):

  • Абыйский район
  • Аллаиховский район
  • Анабарский район
  • Булунский район
  • Верхневилюйский район
  • Верхнеколымский район
  • Верхоянский район
  • Вилюйский район
  • Жиганский район
  • Кобяйский район
  • Нюрбинский район (ранее Ленинский)
  • Мирнинский район
  • Момский район
  • Оймяконский район
  • Оленекский район
  • Среднеколымский район
  • Сунтарский район
  • Томпонский район
  • Усть-Янский район (за исключением поселка Усть-Куйга)
  • Эвено-Бытантайский район

Красноярский край:

  • Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ (вся территория автономного округа)
  • Эвенкийский автономный округ (севернее реки Нижняя Тунгуска)
  • Туруханский район (севернее рек Нижняя Тунгуска и Турухан)
  • Местности, расположенные севернее Полярного круга (за исключением г. Норильска и подчиненных его администрации населенных пунктов)
  • г. Игарка и подчиненные его администрации населенные пункты

Хабаровский край:

  • Охотский район


Камчатская область
(вся территория области за исключением Алеутского района (Командорских островов)

Корякский автономный округ (вся территория)

Сахалинская область:

1,6

5


Республика Коми:

  • г. Инта и подчиненные его администрации населенные пункты

Республика Саха (Якутия):

  • пгт. Кангалассы

Республика Тыва:

  • Монгун-Тайгинский район
  • Тоджинский район
  • Кызылский район (территория Шынаанской сельской администрации)

Ненецкий автономный округ
(вся территория автономного округа)

Тюменская область:

  • Уватский район

Ханты-Мансийский автономный округ
(севернее 60° северной широты)

Ямало-Ненецкий автономный округ
(вся территория автономного округа)

Томская область:

1,5

6

Республика Алтай:

  • Кош-Агачский район
  • Улаганский район

Республика Карелия:

  • Беломорский район
  • Калевальский район
  • Кемский район
  • Лоухский район
  • г. Кемь и подчиненные его администрации населенные пункты
  • г. Костомукша

Республика Саха (Якутия)
(вся территория Республики за исключением городов и районов, указанных в пп. 1, 3, 4, 5)

Республика Тыва
(вся территория Республики за исключением районов, указанных в п. 5)

Приморский край:

  • Кавалеровский район (пос. рудников Таежный и Тернистый)

Хабаровский край:

  • Аяно-Майский район
  • Ванинский район
  • Верхнебуреинский район (севернее 51° северной широты)
  • Район им. П. Осипенко
  • Николаевский район
  • Советско-Гаванский район
  • Солнечный район (Амгуньская и Дукинская сельские администрации)
  • Тугуро-Чумиканский район
  • Ульчский район
  • г. Николаевск-на-Амуре
  • г. Советская Гавань и подчиненные его администрации населенные пункты

Архангельская область:

  • Лешуконский район
  • Мезенский район
  • Пинежский район
  • Соловецкий район (Соловецкие острова)
  • г. Северодвинск и подчиненные его администрации населенные пункты

Мурманская область
(вся территория области за исключением городов и районов, указанных в пп. 2, 3)

Сахалинская область
(вся территория области за исключением городов и районов, указанных в пп. 1, 4)

1,4

7

Республика Бурятия:

  • Баунтовский район
  • Муйский район
  • Северо-Байкальский район
  • г. Северобайкальск и подчиненные его администрации населенные пункты

Республика Карелия:

  • Медвежьегорский район
  • Муезерский район
  • Пудожский район
  • Сегежский район
  • г. Сегежа и подчиненные его администрации населенные пункты

Республика Коми:

  • Ижемский район
  • Печорский район
  • Троицко-Печорский район
  • Усть-Цилемский район
  • Удорский район
  • г. Вуктыл и подчиненные его администрации населенные пункты
  • г. Сосногорск и подчиненные его администрации населенные пункты
  • г. Ухта и подчиненные его администрации населенные пункты
  • г. Усинск и подчиненные его администрации населенные пункты
  • г. Печора и подчиненные его администрации населенные пункты

Красноярский край:

  • Эвенкийский автономный округ (южнее реки Нижняя Тунгуска)
  • Богучанский район
  • Енисейский район
  • Кежемский район
  • Мотыгинский район
  • Северо-Енисейский район
  • Туруханский район (южнее рек Нижняя Тунгуска и Турухан)
  • г. Енисейск
  • г. Лесосибирск и подчиненные его администрации населенные пункты

Амурская область:

  • Зейский район
  • Селемджинский район
  • Тындинский район (за исключением Муртыгитского сельсовета)
  • г. Зея и подчиненные его администрации населенные пункты
  • г. Тында и подчиненные его администрации населенные пункты

Иркутская область:

  • Бодайбинский район
  • Братский район
  • Казачинско-Ленский район
  • Катангский район
  • Киренский район
  • Мамско-Чуйский район
  • Нижнеилимский район
  • Усть-Илимский район
  • Усть-Кутский район
  • г. Братск и подчиненные его администрации населенные пункты
  • г. Бодайбо
  • г. Усть-Илимск
  • г. Усть-Кут

Читинская область:

  • Каларский район
  • Тунгиро-Олекминский район
  • Тунгокоченский район

Ханты-Мансийский автономный округ:
(южнее 60° северной широты)

Томская область:

1,3

8

Республика Бурятия:

  • Баргузинский район
  • Курумканский район
  • Окинский район

Республика Коми
(вся территория Республики за исключением городов и районов, указанных в пп. 4, 5, 7)

Приморский край:

  • Кавалеровский район (за исключением пос. рудников Таежный и Тернистый)
  • Красноармейский район (пгт. Восток и Богуславецкая, Вострецовская, Дальнекутская, Измайлихинская, Мельничная, Рощинская, Таежненская сельские администрации)
  • Ольгинский район
  • Тернейский район
  • г. Дальнегорск и населенные пункты, находившиеся в подчинении его администрации ранее (ранее Дальнегорский район)

Хабаровский край:

  • Амурский район (пгт. Эльбан и подчиненные его администрации населенные пункты, Ачанская, Вознесенская, Джуенская, Омминская, Падалинская сельские администрации)
  • Верхнебуреинский район (южнее 51° северной широты)
  • Комсомольский район
  • Солнечный район (за исключением Амгуньской и Дукинской сельских администраций)
  • г. Амурск
  • г. Комсомольск-на-Амуре

Архангельская область
(вся территория области за исключением местности, указанной в п. 6)

Коми-Пермяцкий автономный округ:

1,2

9

Республика Карелия
(вся территория Республики за исключением городов и районов, указанных в пп. 6, 7)


VadimVasenin / Depositphotos.com

В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные застрахованному лицу исходя из МРОТ размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов. Это правило закреплено в п. 11.1 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утв. постановлением Правительства РФ от 15 июня 2007 г. № 375 (письмо ФСС России от 17 декабря 2018 г. № 02-11-03/17-02-468ОП).

Специалисты ФСС России последовательно трактуют эту норму таким образом, что районный коэффициент применяется не к МРОТ, а к уже исчисленному из МРОТ размеру пособия. То есть фактический средний дневной заработок сравнивается со средним дневным заработком, исчисленным из МРОТ, без его увеличения на районный коэффициент. Если первое значение оказывается меньше второго, пособие исчисляется из МРОТ. И тогда конечный результат умножается на районный коэффициент. Иначе пособие исчисляется из фактического заработка, в котором районный коэффициент уже учтен.

Не изменил Фонд указанному подходу и в своих разъяснениях, приведенных в письме от 17 декабря 2018 года. Как указали специалисты ФСС России, только в случае, если пособие было рассчитано из МРОТ, на исчисленный размер пособия должен быть начислен районный коэффициент, так как в остальных случаях районный коэффициент уже учтен в фактическом заработке расчетного периода. Таким образом, сравнение среднего месячного заработка застрахованного лица, определенного за расчетный период, с МРОТ производится через средний дневной заработок. Для исчисления пособия из этих двух величин необходимо выбрать большую. Увеличение рассчитанного из МРОТ среднего дневного заработка на районный коэффициент на этапе его сравнения с фактическим средним заработком застрахованного лица, исчисленным за расчетный период, законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Исчерпывается ли перечень местностей с особыми климатическими условиями районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями? Узнайте ответ в "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

С данным выводом, в свою очередь, из раза в раз не соглашаются судьи. Так, еще в 2014 году Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указал, что районный коэффициент подлежит применению на первом этапе исчисления пособия – исчислении среднего дневного заработка (определение ВАС РФ от 26 мая 2014 г. № ВАС-5881/14). То есть фактический средний дневной заработок работника надлежит сравнивать с заработком, исчисленным из МРОТ, уже после применения к нему районного коэффициента. С данным определением в Фонде, безусловно, знакомы и даже упоминают в рассматриваемом письме, отмечая однако, что оно "принято в отношении конкретных лиц, и его действие не распространяется на других граждан и организации".

Действительно, в России нет прецедентного права и отдельное решение суда, пускай даже высшего, формально ни к чему не обязывает правоприменителей, не являвшихся участниками спора. Вместе с тем сформулированный в определении № ВАС-5881/14 подход слишком широко представлен в судебной практике, чтобы от него можно было так просто отмахнуться. Вслед за ВАС РФ к аналогичным выводам приходил и Верховный Суд Российской Федерации (определение ВС РФ от 3 февраля 2017 г. № 304-КГ17-15715 ,определение ВС РФ от 27 марта 2015 г. № 302-КГ15-1324). А уж привести таких примеров из практики судов нижестоящих инстанций можно десятки – Фонд неизменно проигрывает подобного рода споры. Тем не менее, как видно, менять свою точку зрения ФСС России не намерен.

Мы же со своей стороны отметим, что позиция судов представляется нам гораздо более справедливой. Лучше всего проиллюстрировать это на примере.

Возьмем двух работников, каждый из которых проболел по 15 дней в январе 2019 года. Они работали в местности, где установлен районный коэффициент 1,5. МРОТ в указанный период равнялся 11 280 руб. Пособие им обоим положено за весь период в размере 100% среднего заработка.

Фактический заработок первого работника за расчетный период (2017-2018 годы) с учетом районного коэффициента составил 280 тыс. руб. Значит, фактический средний дневной заработок составит 280 000 руб. : 730 = 383,56 руб. Минимальный средний дневной заработок равен 11 280 руб. х 24 : 730 = 370,85 руб. Если следовать логике ФСС России, то мы должны сравнить именно эти две цифры. Поскольку фактический средний дневной заработок оказывается больше, то и участвовать в дальнейших расчетах должен он. Следовательно, размер пособия составит: 383,56 руб. х 100% х 15 к. д. = 5753,4 руб.

У второго же работника фактический заработок за расчетный период составил 250 тыс. руб. То есть фактический средний дневной заработок равен 250 тыс. руб. : 730 = 342,47 руб. Это меньше минимального среднего дневного заработка, а значит в дальнейших расчетах участвует именно минимальный средний дневной заработок (370,85 руб). И уже к исчисленному исходя из этой суммы пособию применяется районный коэффициент: 370,85 руб. х 100% х 15 к. д. х 1,5 = 8344,13 руб.

Как видно, сумма пособия для второго работника оказалась значительно больше, хотя его заработок в расчетном периоде был меньше, а все прочие условия были равны.

Если же придерживаться позиции арбитражных судов, то фактический средний дневной заработок обоих работников необходимо было бы сравнить с исчисленным из МРОТ минимальным средним дневным заработком, увеличенным на размер районного коэффициента. То есть со следующей величиной: 11 280 руб. х 1,5 х 24 : 730 = 556,27 руб. Поскольку фактический средний дневной заработок обоих работников оказывается меньше данной суммы, то в дальнейших расчетах для обоих работников используется именно сумма минимального среднего дневного заработка и оба работника получат одинаковое пособие в размере: 556,27 руб. х 100% х 15 к. д. = 8344,05 руб.

Автор: Логинова Е. А., эксперт журнала

В местностях, где применяется районный коэффициент, средний заработок для расчета больничных, декретных и «детских» пособий теперь нужно будет сравнивать с МРОТ, увеличенным на этот коэффициент. Ранее ФСС настаивала, что такой вариант сравнения не предусмотрен законодательством, а суды с такой позицией не соглашались.

Точку в многолетних спорах по данному вопросу поставил Федеральный закон от 08.06.2020 № 175-ФЗ[1] (далее – Закон № 175-ФЗ). Он действует с 19.06.2020. Поэтому применение нового порядка при расчете социальных пособий по страховым случаям, наступившим после указанной даты, более не приведет к спорам с ревизорами фонда ФСС.

При этом аптечным организациям не следует забывать, что до конца 2020 года действует особый порядок расчета пособия по временной нетрудоспособности (он был установлен Законом № 104-ФЗ[2] в связи с коронавирусной инфекцией).

Особенности исчисления пособий по нетрудоспособности в 2020 году.

Общие правила расчета пособия по временной нетрудоспособности таковы. При определении размера пособия вначале нужно рассчитать величину среднего дневного заработка. Для этого берется заработок за два предшествующих календарных года и делится на 730 (ст. 14 Закона № 255-ФЗ[3]). Если средний заработок в расчете за полный календарный месяц окажется ниже МРОТ, то средний заработок для расчета пособия принимается равным МРОТ. То есть вместо фактических выплат для расчета пособия берутся 24 МРОТ, а средний дневной определяется как МРОТ x 24 / 730.

Однако в период с 01.04.2020 и до конца года действуют временные правила расчета больничных, которые были установлены Законом № 104-ФЗ. Они заключаются в следующем.

Если пособие по временной нетрудоспособности, исчисленное по общим правилам (исходя из среднедневного заработка и стажа работы), в расчете за полный календарный месяц оказалось ниже МРОТ (в 2020 году он равен 12 130 руб.), то больничные выплачиваются в сумме МРОТ в расчете за полный календарный месяц (п. 1 ст. 1 названного закона).

В таком случае размер дневного пособия определяется так: МРОТ делится на число календарных дней в том месяце, на который приходится период временной нетрудоспособности. А чтобы вычислить общий размер пособия, подлежащего выплате, нужно полученный размер дневного пособия умножить на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности в каждом календарном месяце (п. 2 ст. 1 Закона № 104-ФЗ).

Покажем на условном примере, как нужно производить расчет пособия по особым правилам.

Предположим, что сотрудник аптеки болел с 27.04.2020 по 12.05.2020. В расчетном периоде размер выплат, на которые начислены страховые взносы в ФСС, составил:

за 2018 год – 125 850 руб.;

за 2019 год – 146 470 руб.

Стаж работы сотрудника на момент наступления страхового случая – 12 лет.

Среднедневной заработок за расчетный период составляет:

исходя из фактического дохода – 373,04 руб. ((125 850 + 146 470) руб. / 730 дн.);

исходя из МРОТ – 398,79 руб. (12 130 руб. x 24 мес. / 730 дн.).

Получается, что пособие нужно рассчитывать исходя из среднего заработка 398,79 руб. (так как он больше, чем 373,04 руб.).

Проверим выбранный вариант среднего заработка для расчета пособия на соответствие требованиям п. 1 ст. 1 Закона № 104-ФЗ. В расчете за полный календарный месяц сумма пособия по нетрудоспособности составит:

за апрель – 11 963,70 руб. (398,79 руб. х 30 дн.);

за май – 12 362,49 руб. (398,79 руб. х 31 дн.).

В данном случае размер пособия в расчете за весь апрель составил менее МРОТ (на 166,3 руб.). Поэтому пособие за названный месяц необходимо рассчитать в порядке, предусмотренном п. 2 ст.1 Закона № 104-ФЗ. Сумма пособия, приходящаяся на 4 дня апреля, составит 1 617,33 руб. (12 130 руб. / 30 дн. - 4 дн.)[4].

Важно: если сначала исчислить размер пособия за 1 день (12 130 руб. / 30 дн. = 404,33 руб.), а затем умножить его на количество дней нетрудоспособности, то получится меньшая сумма – 1 617,32 руб. (404,33 руб. х
4 дн.). Разница возникает из-за правил округления при исчислении промежуточной величины – пособия за 1 день. Правильным вариантом является первый из указанных способов расчета пособия, поскольку в результате умножения 404,33 руб. на 30 дн. получится 12 129,9 руб. в месяц, что менее 12 130 руб. (это противоречит п. 1 ст. 1 Закона № 104-ФЗ).

Величина пособия в расчете за весь май превысила МРОТ (на 232,49 руб.), следовательно, пособие нужно исчислить по общему правилу.

Таким образом, сумма пособия, приходящаяся на май (с 01.05.2020 по 12.05.2020), составляет 5 981,85 руб. (398,79 руб. х 12 дн.).

Общая сумма пособия за 16 дней нетрудоспособности (с 27.04.2020 по 12.05.2020) составит 7 599,18 руб. (1 617,33 + 5 981,85).

Если больничный выплачивается в местности, где применяются районные коэффициенты, то расчет пособия немного усложнится из-за применения в расчете этого коэффициента. Применение коэффициента обусловлено нормами двух законов – п. 3 ст. 1 Закона № 104-ФЗ (действует только в 2020 году) и ч. 1 п. 1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ (в новой редакции).

Нормативный пробел в положениях закона.

Частью 1 п. 1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ предусмотрен порядок исчисления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком в случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в ч. 1 ст. 14 названного закона, не имело заработка или если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая.

В такой ситуации средний заработок для расчета вышеназванных пособий приравнивался федеральному МРОТ. Об увеличении МРОТ на районный коэффициент при расчете пособий в местностях, где применяется такой коэффициент, в ст. 14 Закона № 255-ФЗ не было не сказано ни слова, в отличие от других норм этого закона.

О том, что при расчете пособия с использованием МРОТ, установленного федеральным законом, применяются районные коэффициенты к заработной плате, в размере, не превышающем МРОТ с учетом этих коэффициентов, говорится, в частности, в таких нормах Закона № 255-ФЗ:

ч. 6 ст. 7 «Условия и продолжительность выплаты пособия по временной нетрудоспособности»;

ч. 2 ст. 8 «Основания для снижения пособия по временной нетрудоспособности»;

ч. 3 ст. 11 «Размер пособия по беременности и родам».

Помимо этого, положения ч. 1 п. 1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ не соответствовали абз. 3 п. 11.1 Порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности[5], где указано, что в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные застрахованному лицу исходя из МРОТ размеры пособий, определяются с учетом этих коэффициентов.

В связи с обозначенными обстоятельствами применение ч. 1 п. 1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ на практике приводило к нарушению имущественных прав граждан и нереализации в полном объеме их социальных гарантий, поскольку размер пособия у застрахованных лиц, получающих средний дневной заработок выше МРОТ без учета районного коэффициента, исчисляется (выплачивается) в меньшем размере, в отличие от застрахованных лиц, у которых отсутствует заработок в расчетном периоде либо размер среднего заработка ниже МРОТ без учета районного коэффициента.

Кроме того, коллизия положений ч. 1 п. 1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ и иных норм данного закона, а также положений подзаконного нормативного акта, регламентирующих порядок исчисления пособий исходя из среднего заработка, равному МРОТ, привела к многочисленным спорам между страхователями и территориальными органами ФСС, которые зачастую разрешались только в судебном порядке.

Противостояние работодателей и ревизоров фонда ФСС.

Позиция ФСС

Правило, изложенное в ч. 1 п. 1.1 Закона № 255-ФЗ, специалисты ФСС толковали так. Если пособие исчисляется исходя из среднего заработка, определенного на основе МРОТ, то на районный коэффициент увеличивается итоговая сумма пособия. Иными словами, сначала нужно рассчитать средний дневной заработок исходя из МРОТ, затем определить размер пособия и только потом проиндексировать это пособие на районный коэффициент. Такие рекомендации были приведены в Письме ФСС России от 11.03.2011 № 14-03-18/05-2129.

А позже в Письме ФСС России от 17.12.2018 № 02-11-03/17-02-468ОП вообще было подчеркнуто, что увеличение рассчитанного исходя из МРОТ среднего дневного заработка на районный коэффициент на этапе сравнения его с фактическим средним заработком законодательством не предусмотрено.

В чем несправедливость такого подхода?

В Письме ФСС России № 02-11-03/17-02-468ОП приведен такой пример. Средний дневной заработок сотрудницы, рассчитанный за расчетный период (2016 – 2017 годы), составил 316,84 руб., а средний дневной заработок, рассчитанный исходя из МРОТ, действовавшего в период наступления страхового случая (в 2018 году – 9 489 руб.), – 311,97 руб. (9 489 руб. x 24 мес. / 730 дн.).

Поскольку средний дневной заработок сотрудницы, рассчитанный за расчетный период (316,84 руб.), больше среднего дневного заработка, рассчитанного исходя из МРОТ (311,97 руб.), действовавшего в период наступления страхового случая, без учета районного коэффициента (1,15), для расчета пособия нужно применять величину 316,84 руб.

С корректностью такого варианта расчета сложно согласиться, ведь фактический средний дневной заработок (в примере – 316,84 руб.) рассчитывается с учетом районного коэффициента, заложенного в выплатах, учитываемых при расчете среднего заработка. А средний дневной заработок исходя из МРОТ не учитывает районный коэффициент, следовательно, данная величина изначально занижена.

Если бы средний заработок сравнивался с МРОТ, умноженным на коэффициент (1,15), то для расчета пособия использовался бы средний дневной заработок 358,76 руб. (9 489 руб. х 1,15 x 24 мес. / 730 дн.), соответственно, сумма пособия в этом случае была бы больше.

На практике многие работодатели именно так и поступали при расчете пособий по временной нетрудоспособности. Однако территориальные органы ФСС, как правило, снижали размер возмещаемых расходов на выплату таких пособий. А дальше спор нередко заканчивался в суде.

Судебная практика

Арбитры (в большинстве своем) с позицией ФСС по поводу расчета пособий в анализируемой ситуации не соглашались.

Суды указывали: районный коэффициент является выплатой компенсационного характера за работу в особых климатических условиях. Следовательно, он должен применяться на первом этапе расчета пособия – при исчислении среднего дневного заработка (как из фактического отработанного времени, так и из МРОТ), а не в момент, когда пособие уже рассчитано. МРОТ, применяемый для сравнения со средним заработком работника, должен быть увеличен на районный коэффициент. Соответственно, если рассчитанный исходя из МРОТ (с применением коэффициента) средний дневной заработок больше «фактического», то расчет пособия следует производить исходя из МРОТ, увеличенного на районный коэффициент (см. определения ВС РФ от 26.02.2018 № 307-КГ17-23297 по делу № А42-992/2017, от 30.10.2017 № 307-КГ17-15371 по делу № А42-6993/2016, ВАС РФ от 26.05.2014 № ВАС-5881/14 по делу № А27-8955/2013).

Что в итоге?

Закон № 175-ФЗ устранил нормативный пробел – уточнены положения п. 1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ. Теперь в нем сказано следующее. Если работник, проживающий в местности, где применяются районные коэффициенты, не имел заработка в расчетном периоде либо его заработок за месяц был меньше одного МРОТ на день наступления страхового случая, то средний заработок для расчета пособия принимается равным МРОТ, установленному с учетом этих коэффициентов.

Подобное уточнение нормы позволит работодателям и органам ФСС правильно исчислять и осуществлять выплаты причитающихся гражданам пособий, а также не допускать нарушение имущественных прав застрахованных лиц.

Добавим: уточненный п. 1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ применяется с 19.06.2020. Срок действия этого уточнения никак не ограничен.

Что касается применяемого в 2020 году особого порядка расчета пособий, установленного Законом № 104-ФЗ, следует заметить, что законодатели предусмотрели и этот момент. В пункте 3 ст. 1 данного закона содержится уточнение о необходимости увеличения МРОТ на районные коэффициенты для исчисления пособия по временной нетрудоспособности в местностях, где применяются такие коэффициенты.

Работник аптеки болел с 22.06.2020 по 29.06.2020. В расчетном периоде выплаты, на которые начислены страховые взносы в ФСС, составили:

за 2018 год – 212 136 руб.;

за 2019 год – 232 592 руб.

Аптека расположена в местности, где применяется районный коэффициент 1,15.

Пособие должно быть выплачено работнику в 100 %-м размере.

Среднедневной заработок работника за расчетный период составил:

исходя из фактического дохода – 581,82 руб. ((199 136 + 225 592) руб. / 730 дн.);

исходя из МРОТ (с учетом коэффициента 1,15) – 458,61 руб. (12 130 руб. х 1,15 x 24 мес. / 730 дн.).

В связи с тем, что средний дневной заработок, рассчитанный исходя из фактического дохода (581,82 руб.), больше среднего дневного заработка, рассчитанного исходя из МРОТ с учетом коэффициента (458,61 руб.), для расчета пособия нужно взять первую величину.

Сумма пособия работнику за период нетрудоспособности с 22.06.2020 по 29.06.2020 составит 4654,56 руб. (581,82 руб. х 8 дн.).

Проверим соответствие размера пособия требованиям Закона № 104-ФЗ. В данном случае сумма пособия за полный календарный месяц составляет 17 454,6 руб. (581,82 руб. х 30 дн.). И эта сумма больше, чем 13 949,5 руб. (12 130 руб. х 1,15).

[1] «О внесении изменения в статью 14 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

[2] Федеральный закон от 01.04.2020 № 104-ФЗ «Об особенностях исчисления пособий по временной нетрудоспособности и осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка». Закон действует с 01.04.2020.

[3] Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

[4] Очевидно, особый порядок расчета пособия, предусмотренный положениями п. 1 и 2 ст. 1 Закона № 104-ФЗ, должен применяться при небольших зарплатах, если в месяце наступления страхового случая менее 31 дня или процент оплаты больничного составляет 60 или 80 %.

[5] Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375.


Страховые взносы для малых и средних предприятий снизили. Изменения в Налоговый кодекс внесены Федеральным законом от 01.04.2020 № 102-ФЗ.

С 1 апреля организации и ИП, внесенные в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (это условие обязательно!) могут применять пониженные ставки. Но снижение касается только выплат физлицам, превышающим минимальный размер оплаты труда, определяемым по итогам каждого календарного месяца.

База для начисления страховых взносов Ставка взносов в ПФР, в пределах лимита Ставка взносов в ФСС Ставка взносов в ФОМС
Выплаты в пользу физлиц, не превышающие МРОТ определяемые по итогам каждого календарного месяца 22 процента 2,9 процента 5,1 процента
Выплаты в пользу физлиц, превышающие МРОТ определяемые по итогам каждого календарного месяца 10 процентов - 5 процентов

Поясняем, как будет считаться:

Работнику начислена заработная плата за апрель 2020 года в размере 25 000 рублей. МРОТ на 1 января 2020 года составляет 12 130 рублей.

Взносы в ПФР, по ставке 22%: 12 130×22% = 2668,6 руб., по ставке 10%: (25 000 -12 130) х 10% = 1 287 руб. Всего взносы в ПФР составят 3 955,6 руб.

Взносы в ФСС 12 130×2,9% = 351,77 руб.

Взносы в ФОМС, по ставке 5,1%: 12 130×5,1% = 618,63 руб., по ставке 5% (25 000 - 12 130) х 5% = 643,5 руб. Всего взносы в ФОМС составят 1 262,13 руб

Сколько же получится сэкономить? Если применяются обычные ставки, то взносов надо было бы уплатить 25 000×30% = 7500 руб. А из-за того, что с части выплат взносы меньше, уплатить надо будет 3 955,6 + 351,77 + 1 262,13 = 5569,5 руб. Экономия составит 1930,5 руб.

Информации по новым ставкам пока очень мало, но вопросы уже вовсю задают. Ответим на некоторые из них.

Считать именно по месяцам? Не нарастающим итогом?

Да, считать надо каждый месяц по отдельности. Нельзя сложить выплаты, например, за апрель и май и разделить на два.

Какой МРОТ брать, региональный или федеральный?

МРОТ, согласно Трудовому кодексу, на всю страну один. В 2020 году он равен 12 130 рублям. В регионах устанавливают минимальную заработную плату в соответствии со статьей 133.1 ТК РФ.

Если МРОТ в течение года изменят, то что-то изменится?

Нет, ничего не изменится. МРОТ берется на 1 января расчетного года.

Надо ли увеличивать МРОТ на районный коэффициент или другие надбавки?

Для расчета используется только сам МРОТ. Т.е. условия применения пониженных ставок одинаковы для всех регионов.

Почему вы пишете про то, что пониженные ставки взносов применяются с 1 апреля, ведь судя по закону они только с 1 января 2021 года?

Дело в том, что в законе есть две статьи, которыми устанавливаются пониженные ставки. Положения одной из них (пункты в статье 2) действительно вступают в силу с 1 января 2021 года. Но есть и статья 5, в которой отдельно прописано о применении пониженных ставок с 1 апреля по 31 декабря 2020 года.

Касается ли снижение ставок фиксированных взносов ИП?

Нет, не касается, увы.

Некоммерческие организации могут применять новые ставки?

Некоммерческие организации не относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, поэтому в реестре МСП их нет. А значит нет и права применять новые ставки.

А микропредприятия забыли?

Микропредприятия это разновидность малых, они есть в реестре МСП, поэтому применять пониженные ставки они могут.

А как считать совместитетелей? Делить МРОТ на 50%?

Из текста закона следует, что не важно, основное место работы или нет и на какую часть ставки оформлен работник. Речь идет именно о выплате в календарный месяц.

Если отработан не полный месяц, работник был в отпуске или уволился. МРОТ считать по отработанным дням?

Судя по тексту закона считаются выплаты в адрес конкретного физлица в календарый месяц. И не важно, сколько дней он отработал, все равно от выплат ему надо отнимать один МРОТ.

Для некоторых категорий граждан, проживающих в местностях, условия в которых признаны наиболее экстремальными, устанавливаются районные коэффициенты. Данный параметр влияет на уровень оплаты труда, и, значит, имеет значение при формировании будущих пенсий. К таким территориям относятся прежде всего районы Крайнего Севера и местности с особыми климатическими условиями (Алтай, Карелия, Иркутская область, Забайкальский край и прочие).

Пенсионные права граждан, проживающих в тяжелых климатических условиях

Физические лица, которые проживают непосредственно на территории Крайнего Севера и территориях, приравненных к ним, имеют право на некоторые льготные условия при получении пенсии.

Досрочная пенсия

Досрочные выплаты страхового пенсионного обеспечения. Если трудовой стаж в вышеназванных районах составил не менее 15 ― 20 лет, то женщины могут рассчитывать на досрочное назначение по достижении возраста 50 лет, мужчины ― 55 лет. (с 2023 года 55 и 60 лет соответственно) Лицам, отработавшим на перечисленных территориях не менее 7,5 лет, пенсия может быть назначена досрочно (относительно общепринятого пенсионного возраста по РФ) раньше на 4 месяца по итогам каждого года работы. Подробнее о досрочной пенсии можно прочитать тут.

Увеличение фиксированной выплаты

Эти граждане также имеют право на увеличение фиксированной выплаты применительно к одному из видов пенсионного обеспечения (инвалидности, потеря кормильца, по старости). Увеличение происходит на конкретный показатель, называемый районным коэффициентом, принятый Правительством РФ на весь срок проживания в подобных местностях.

Если пенсионер решит переехать в другое место жительства, то коэффициент будет пересмотрен относительно нового региона проживания. Фиксированные выплаты могут устанавливаться и независимо от последующего места проживания. Но в этом случае необходимо отработать порядка 15 лет в районах Крайнего Севера и 20 лет на территориях, приравненных к ним. К тому же обязательным условием являются сроки страхового стажа (для мужчин не меньше 25 лет, и для женщин ― от 20 лет.

Для кого применяется районные коэффициенты при начисления пенсии

Не для всех граждан районный коэффициент имеет решающее значение при расчете пенсионных выплат. Прямо этот показатель затрагивает лишь те лица, которые проживают на территориях, характеризующихся трудными климатическими и экстремальными условиями. К таким местностям относятся районы Крайнего Севера и территории, приравненные к ним.

Для прочих жителей, регионы проживания которых также обладают районными коэффициентами при начислении зарплаты, дополнительные добавки к пенсии, учитывающие эти показатели, не применяются. Районный коэффициент у таких жителей имеет значение лишь при расчете общего заработка для последующих расчета и назначения пенсионных выплат. Это правило затрагивает, к примеру, жителей Красноярского края, проживающий в его центре и на юге области, потому как обозначенные территории уже не относятся вышеперечисленным территориям.

Как оформить пенсию с повышенным районным коэффициентом

Физические лица, имеющие место проживания в условиях Крайнего Севера и подобной ему местности, также обладающие достаточным страховым стажем, могут претендовать на получение увеличение пенсионных выплат, скорректированных на действующие районные коэффициенты. Для этого в отделения ПФР необходимо направить документы следующего назначения:

  • паспорт;
  • подтверждение наличие требуемого стажа (трудовая книжка, договоры);
  • справка по месту прописки;
  • прочие документы по требованию ПФ.

Факт подтверждения места проживания предоставлять пенсионерам, уже получающим выплаты с учетом северной надбавки, не требуется. Предъявлять дополнительные справки нужно вновь прибывшим пенсионерам для получения надбавки к пенсии. Документами подтверждения могут быть паспорт, справка о предоставленном виде на жительство, свидетельство о регистрации.


Сколько составляет пенсионный возраст мужчин и женщин в России? Ожидается ли его изменения? Насколько при этом российская «возрастная» действительность отличается от зарубежной?


Кому россияне платят страховые взносы, кто относится к категории обязательных плательщиков, а также с каких сумм и в какие сроки производится уплата взносов?


В расчёте трудового стажа учитывается не только рабочее время, но и другие периоды жизни. Читайте подробности.


Каким категориям льготников предусмотрена возможность замены льгот выплатами? Для каких льгот возможна монетизация, а также как перейти к денежным компенсациям – читайте здесь

Читайте также: