Расчет 15 процентов при выходе на пенсию

Доплата к пенсии работникам организаций угольной промышленности устанавливается за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности (далее - плательщики взносов) в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии.

Доплата к пенсии является самостоятельной социальной выплатой, ее размер не зависит от вида и размера пенсии, к которой она установлена.

Право на доплату к пенсии имеют:

Лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - работники организаций угольной промышленности).

В стаж работы, дающей право на доплату к пенсии, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Условия, нормы и порядок дополнительного социального обеспечения, предусмотренные Федеральным законом от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ, распространяются на лиц, работавших в организациях угольной промышленности Российской Федерации, а также на лиц, работавших в организациях угольной промышленности бывшего Союза ССР до 1 декабря 1991 года.

При установлении доплаты применяется Список работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста, при занятости на указанных работах не менее 25 лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1991 года № 481, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516.

Как оформить доплату к пенсии

Доплата к пенсии назначается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Реализация права на доплату к пенсии осуществляется путем подачи гражданином соответствующего заявления в территориальный орган ПФР.

Документы, необходимые для установления доплаты к пенсии:

  • заявление о назначении доплаты к пенсии;
  • о периодах работы, дающей право на доплату к пенсии;
  • о среднемесячном заработке за последние 24 месяца работы, дающей право на доплату, либо за любые 60месяцев подряд указанной работы.

Сроки установления доплаты к пенсии

Назначение и возобновление выплаты доплаты к пенсии, а также перерасчет ее размера производятся в следующем порядке:

  • с 1 мая, если заявление о назначении доплаты к пенсии, о перерасчете ее размера или о возобновлении выплаты доплаты к пенсии принято в период с 1 января по 31 марта;
  • с 1 августа, если заявление о назначении доплаты к пенсии, о перерасчете ее размера или о возобновлении выплаты доплаты к пенсии принято в период с 1 апреля по 30 июня;
  • с 1 ноября, если заявление о назначении доплаты к пенсии, о перерасчете ее размера или о возобновлении выплаты доплаты к пенсии принято в период с 1 июля по 30 сентября;
  • с 1 февраля, если заявление о назначении доплаты к пенсии, о перерасчете ее размера или о возобновлении выплаты доплаты к пенсии принято в период с 1 октября по 31 декабря предшествующего года.

Определение размера доплаты к пенсии

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ размер доплаты к пенсии определяется по формуле:

РД = СЗП x (ЗР / ЗП) x К x (СВ / СВД), где

РД - размер доплаты к пенсии;

СЗП – среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации, последовательно увеличенная на все годовые индексы роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации, определенные Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а с 1 января 2015 года - на годовые индексы роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации, утверждаемые Правительством Российской Федерации в целях реализации Федерального закона от 10мая 2010 года № 84-ФЗ.;

ЗР - среднемесячный заработок работника организации угольной промышленности, исчисленный по его выбору за последние 24 месяца работы, дающей право на доплату к пенсии, либо за любые 60 месяцев подряд указанной работы;

ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;

К - коэффициент, учитывающий долю среднемесячного заработка работника организации угольной промышленности при наличии не менее 25 лет стажа работы на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт либо не менее 20 лет стажа работы в ведущих профессиях - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин, составляет 0,55.
За каждый полный год, проработанный сверх указанного стажа на таких работах, коэффициент, учитывающий долю среднемесячного заработка работника организации угольной промышленности, увеличивается на 0,01, но не может превышать 0,75;

СВ - среднемесячная сумма взносов, пеней и штрафов, фактически поступивших в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в предшествующем квартале от плательщиков взносов;

СВД - сумма средств, необходимых для финансового обеспечения расходов на выплату доплаты к пенсии на начало выплатного периода.

При определении размера доплаты к пенсии отношение среднемесячного заработка работника организации угольной промышленности, исчисленного по его выбору за последние 24 месяца работы, дающей право на доплату к пенсии, либо за любые 60 месяцев подряд указанной работы, к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за тот же период учитывается в размере не свыше 5.

Отношение среднемесячной суммы взносов, фактически поступивших в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в предшествующем квартале от плательщиков взносов, за исключением расходов на организацию работы по выплате и доставке доплаты к пенсии, к сумме средств, необходимых для финансового обеспечения расходов на выплату доплаты к пенсии на начало выплатного периода, устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации ежеквартально и применяется при определении размера доплаты к пенсии и корректировке размера доплаты к пенсии.

Выплата доплаты к пенсии

Доплата к пенсии выплачивается территориальным органом ПФР одновременно с пенсией.

Доплата к пенсии выплачивается при условии оставления работниками организаций угольной промышленности работы, дающей право на доплату к пенсии. При поступлении пенсионера, получающего доплату к пенсии, вновь на работу, дающую право на доплату к пенсии, выплата доплаты к пенсии приостанавливается соответственно с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер был принят на указанную работу.

При прекращении или приостановлении выплаты пенсии соответственно прекращается или приостанавливается выплата доплаты к пенсии.

Выплата доплаты к пенсии, включая удержание из нее, приостановление, возобновление, прекращение, восстановление выплаты доплаты к пенсии по основаниям, не предусмотренным Федеральным законом от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ, ее доставка производятся в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» для страховых пенсий.

Начисленные суммы доплаты к пенсии, причитавшиеся к выплате и оставшиеся не полученными в связи со смертью пенсионера, не включаются в состав наследства и выплачиваются тем членам его семьи, которые относятся к лицам, указанным в части 2 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и проживали совместно с данным пенсионером на день его смерти, если обращение за неполученными суммами указанной доплаты к пенсии последовало не позднее чем до истечения шести месяцев со дня смерти пенсионера. При обращении нескольких членов семьи, имеющих право на получение указанных сумм доплаты к пенсии, причитающиеся им суммы доплаты к пенсии делятся между ними поровну.

Финансовое обеспечение расходов на выплату доплаты к пенсии

Финансовое обеспечение расходов на выплату доплаты к пенсии, включая расходы на организацию работы по ее выплате и доставке, производится за счет взносов, поступивших от плательщиков взносов, сумм пеней, начисленных за несвоевременную уплату взносов, и штрафов за неправомерные действия, связанные с реализацией Федерального закона от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ.

Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает обособленный учет поступивших взносов, пеней и штрафов в целом по Российской Федерации.

Обязанности пенсионеров, плательщиков взносов, пенсионных органов федеральных органов исполнительной власти

Пенсионеры, получающие доплату к пенсии, плательщики взносов, пенсионные органы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих пенсионное обеспечение, обязаны безотлагательно извещать территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации об обстоятельствах, влияющих на выплату доплаты к пенсии.

В случае предоставления недостоверных сведений или несвоевременного предоставления сведений, повлекших перерасход средств на выплату доплаты к пенсии, виновные лица возмещают территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющему выплату доплаты к пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Нормативные правовые акты, применяемые при установлении доплаты к пенсии:

  • Федеральный закон от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности»;
  • Список работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при занятости на указанных работах не менее 25 лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1991 года № 481;
  • Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516;
  • Разъяснение Минтруда России от 15 июля 1992 года № 1 «О порядке исчисления специального стажа работы по профессиям рабочих, предусмотренным статьей 78 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», и порядке применения списка работ и профессий, дающих право на пенсию независимо от возраста при занятости на этих работах не менее 25 лет» - применяется в части, не противоречащей действующему законодательству.

Сотрудникам государственных структур пенсионные выплаты начинают предоставляться, когда они достигают пенсионного возраста и нарабатывают обязательный стаж. Условия назначения пенсии для государственных служащих регламентированы федеральным законодательством.

Кто попадает под категорию госслужащих

Бесплатно по России

К государственным служащим причисляются россияне, трудящиеся в госструктурах и получающие за то деньги из бюджетных средств. Необходимо отметить, что не любой сотрудник государственной структуры считается госслужащим.

Таковыми являются лишь те, кого наделили функциями власти, распоряжения, управления. Перечень лиц, относящихся к госслужащим, размещен в ФЗ от 27 июня 2004 года номер 79.


Для того чтобы оформить пенсию за выслугу лет, кроме заявления, понадобится подготовить такой комплект бумаг:

  • паспорт (ксерокопия и оригинал);
  • выписка о размере среднемесячной зарплаты госслужащего за предыдущие 12 месяцев;
  • выписка, содержащая данные о должности;
  • ксерокопия трудовой книжки;
  • ксерокопия увольнительного указа;
  • ксерокопия военного билета;
  • иные документы, подтверждающие госслужбу на протяжении определенного периода.

Заявление можно подать по почте, при самоличном посещении ПФР/МФЦ. Также подачу ходатайства может осуществить представитель пенсионера.

Пенсионные выплаты предоставляются ежемесячно. Гражданин вправе выбрать компанию, которая станет осуществлять доставку денег. При этом деньги может получать представитель пенсионера, если есть нотариально оформленная доверенность.

Деньги могут доставляться до получателя одним из следующих способов:

  1. Российская почта. Деньги привозятся прямо на дом пенсионеру. Если гражданин не получает пенсию на протяжении 6 месяцев, выплаты приостанавливаются. Для возобновления выплат нужно подать ходатайство в Пенсионный фонд России.
  2. Банковская организация. Деньги можно получать в банковской кассе. Также пенсионер может сделать карточку и осуществлять снятие денежных средств через банкомат.
  3. Фирма, которая специализируется на доставке денежных выплат. Пенсионер может как самостоятельно приходить за деньгами в соответствующее учреждение, так и оформить доставку на дом.

Льготы по возрасту для выхода на пенсию для госслужащих

Каждый регион Российской Федерации имеет право самостоятельно устанавливать список льгот при назначении пенсионного обеспечения государственным служащим. К ним относятся:

  • надбавка к пенсионным выплатам государственному служащему;
  • сохранение госгарантий;
  • бесплатно предоставляемое медицинское обслуживание;
  • предоставление путевок в оздоровительное учреждение или монетизация тех путевок, что не были использованы.

К примеру, законодательным актом Нижнего Новгорода от 24 июня 2003 года номер 48 определена надбавка к пенсионному обеспечению при полной потере работоспособности. Законодательным актом Самары от 13 марта 2001 года номер 19 установлена ежемесячно предоставляемая надбавка, равняющаяся 45-75 процентам от пенсии.


С нынешнего года срок службы для оформления льготного выхода составит 16,5 лет, тогда как ранее составлят 16 лет.

Расчет пенсии за выслугу лет госслужащим

При установлении размера пенсии учитываются лишь те выплаты за последний год, что россиянин получал на госслужбе.

Если пенсионер предыдущие 12 месяцев был трудоустроен в другой организации, не относящейся к государственным, полученные им в качестве зарплаты деньги не будут включены в расчет.

Средняя зарплата за 12 месяцев подсчитывается посредством суммирования всех денег, которые человек получил за год.

После этого сумма делится на 12. В расчет включаются:

  • ежемесячно получаемый оклад;
  • ежемесячно получаемая доплата;
  • материальные поощрения;
  • ежемесячно/единоразово предоставляемые премиальные выплаты.

В подсчете игнорируются периоды, когда гражданин:

  • находится в неоплачиваемом отпуске;
  • находился в декрете;
  • был временно нетрудоспособен.

Размер полученного при подсчете среднего заработка за 12 месяцев не должен быть больше 2.8 оклада, который установлен для определенной должности.

Также на величину пенсионного обеспечения влияет стаж, наработанный россиянином. По нему рассчитывается процент от среднемесячного заработка, который станет предоставляться россиянину в виде пенсионных выплат. За 15 лет стажа гражданин получает 45 процентов среднемесячного заработка. За каждый дополнительный год прибавляется еще 3 процента.

Для подсчета пенсионного обеспечения размер оклада помножается на определенный процент. Результат умножения и будет той надбавкой, которая станет предоставляться человеку.

Пример расчета

Сидоров Л.П. работал на должности федерального госслужащего. В апреле 2017 года ему назначили страховое пенсионное обеспечение по старости. Величина этой пенсии – 7197 рублей. Стаж Л.П. – 26 лет. Среднемесячная зарплата гражданина равнялась 16706 рублей.


Размер надбавки равняется 45 процентам от среднемесячного заработка при стаже госслужбы минимум 15.5 лет и повышается на 3 процента за каждые 12 месяцев сверх минимума, но не более 75 процентов. Сверх нормы Л.П. отработал 26 – 15 = 11 лет. 0.45 (минимальный коэффициент) умножается на 16706. Из произведения вычитается 7197.

К полученной разности прибавляется произведение 0.03 (коэффициент за дополнительный год службы), 16706, 11. В результате получается 5833.68 рублей, что и будет являться размером государственного пенсионного обеспечения за выслугу лет.

Пенсия за выслугу лет – это страховое пенсионное обеспечение, которое нужно заслужить длительной работой. Ее размер зависит как от количества лет, проведенных на госслужбе, так и от среднемесячной зарплаты.

Полезное видео

Будет ли повышение для госслужащих в 2019 году смотрите в видео:

Единовременное разовое пособие шахтеру при выходе на пенсию вышел на пенсию, через несколько лет узнал о положенных гробовых. Как их получить?



Обратитесь к работодателю с письменным заявлением согласно коллективному договору (ст.8 ТК РФ). Выплату произведут, если она предусмотрена коллективным договором шахты.


Срок исковой давности пропущен. Нужно восстанавливать в суде, однако, вряд ли это удастся.

Одним из случаев увольнения работников является расторжение трудового договора в связи с выходом работника на пенсию.

При этом в трудовом или коллективном договоре, локальном нормативном акте может быть предусмотрена выплата работнику, увольняющемуся в связи с выходом на пенсию, дополнительной суммы (пособия, премии, компенсации и т.п.). Данная сумма выплачивается помимо обычно начисляемых в связи с увольнением выплат.

Источник - Консультант Плюс.


Направить работодателю по почте заказным письмом с уведомление о вручении требование о выплате в установленный срок вам гробовых.


В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ ПУТЕМ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ИСКА В СУД К БЫВШЕМУ РАБОТОДАТЕЛЮ. СТ. 131-132 ГПК РФ.

РОСТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

от 5 апреля 2012 г. по делу N 33-3722

Судья: Усенко А.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:

председательствующего судьи: Хейло И.Ф.,

судей: Нестеровой Е.А., Варламовой Н.В.,

при секретаре: К.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Нестеровой Е.А. гражданское дело по иску К.В. к ОАО "Шахтоуправление "Обуховская" о взыскании недоплаты единовременного вознаграждения за стаж работы в угольной промышленности,

по апелляционной жалобе ОАО "Шахтоуправление "Обуховская" на решение Красносулинского районного суда Ростовской области от 16.01.2012 г.,

К.В. обратился в суд с иском к ОАО "Шахтоуправление "Обуховская", просил взыскать с ответчика в его пользу единовременную компенсацию за период с 1976 г. по 1988 г. в сумме руб., а также обязать ответчика выплатить единовременное пособие за период с 2006 г. по 2011 г.

В обоснование заявленных требований истец указывал, что во время работы у ответчика он приобрел право на пенсионное обеспечение 14.02.2001 г. В соответствии с п. 8.3. действовавшего на тот период Отраслевого тарифного соглашения по угольной промышленности РФ ответчик был обязан выплатить 15% среднемесячного заработка за каждый год работы в организациях угольной промышленности. Данная выплата произведена при увольнении в декабре 2006 г. и только за 18 лет работы. За период работы с 1976 г. по 1998 г., что составляет 12 лет, пособие выплачено не было.

С 26.12.2006 г. истец возобновил трудовые отношения с ОАО "Шахтоуправление "Обуховская" и работал до 30.03.2011 г., полагая, что имеет право на получение пособия и за указанный период.

В процессе рассмотрения дела истец уточнил первоначально заявленные исковые требования и просил взыскать с ответчика единовременное вознаграждение за период с 2007 г. по 2011 г. в сумме руб.

Решением Красносулинского районного суда Ростовской области от 05.10.2011 г. исковые требования К.В. были удовлетворены частично. С ответчика в пользу истца взыскано единовременное пособие за период с 26.12.2006 г. по 01.01.2010 г. в размере руб.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 28.11.2011 г. указанное решение отменено и дело возвращено на новое рассмотрение.

Представитель истца при новом рассмотрении дела в судебном заседании уточнил первоначально заявленные исковые требования и просил взыскать с ответчика единовременное вознаграждение за стаж работы в угольной промышленности в размере 15% среднего заработка за каждый год работы в угольное промышленности также и за период с января 2007 г. по март 2011 г. в сумме руб.

16.01.2012 г. Красносулинским районным судом Ростовской области постановлено решение, которым исковые требования К.В. удовлетворены частично.

С ОАО "Шахтоуправление "Обуховская" взыскана недоплата единовременного вознаграждения за стаж работы в угольной промышленности в размере 15% за каждый год работы в угольной промышленности за периоды с 18.11.1976 г. по 05.02.1988 г. и с 26.12.2006 г. по 28.03.2011 г. в размере руб.

В остальной части исковых требований К.В. отказано.

Разрешая спорное правоотношение, суд учел положения Отраслевого тарифного соглашения по угледобывающему комплексу РФ на 2004-2006 г.г. и Федерального отраслевого соглашения по угольной промышленности РФ на 2010-2012 г.г., которыми предусмотрено право работников, получивших право выхода на пенсию в соответствии с действующим законодательством, на получение единовременного вознаграждения в размере не менее 15% среднемесячного заработка за каждый год работы в угольной промышленности.

Частично удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из доказанности факта приобретения истцом права выхода на пенсию в 2001 г. При этом судом были отвергнуты доводы представителя ответчика о том, что на момент приобретения истцом права на пенсию он состоял в трудовых отношениях с АО "Обуховская" и именно данное предприятие является надлежащим ответчиком по иску в части требований о взыскании вознаграждения с 1976 г. по 1988 г., а также доводы о пропуске истцом в указанной части срока исковой давности со ссылкой на наличие индивидуального трудового спора.

В части доводов относительно надлежащего ответчика суд указал, что не имеет правового значение вопрос о том, какое именно предприятие должно выплатить вознаграждение, так как данное вознаграждение выплачивается за стаж работы в угольное промышленности в целом.

В части доводов о пропуске срока исковой давности суд исходил из того, что спор между сторонами возник не ввиду разногласий относительно трудовых правоотношений, а относительно применения норм социальной защиты.

Также суд не согласился с доводами ответчика о возможности выплаты вознаграждения только один раз, указав, что Отраслевые соглашения на 2004-2006 г.г. и на 2010-2012 г.г. таких ограничений не содержат. По сути, требуемое вознаграждение является вознаграждением за выслугу лет, а право его получения связано с правом на пенсионное обеспечение. По мнению суда, приобретение работником нового стажа в угольной промышленности после получения вознаграждения в связи с возобновлением трудовой деятельности дает право на получение вознаграждения вновь, но только за вновь приобретенный стаж.

Ответчик не согласился с указанным решением суда и обжаловал его в апелляционном порядке.

Апеллянт считает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, а решение постановлено судом при неправильном применении норм материального и процессуального права.

Оспаривая выводы суда о наличии у истца права на повторное получение пособия за работу в угольной промышленности после возобновления трудовых правоотношений, апеллянт полагает, что они противоречат положениям Отраслевого тарифного соглашения на 2004-2006 г.г. и Федерального отраслевого соглашения на 2010-2012 г.г. При этом апеллянт ссылается на то, что в соответствии с абз. 4 п. 12.4 Коллективного договора по вопросам труда и социальных гарантий на 2006 г. в случае, если пенсионер отрасли, член профсоюза возобновил трудовые отношения с работодателем, ему при увольнении, кроме увольнения за виновные действия, выплачивается данное пособие за период возобновления трудовых отношений. Апеллянт полагает, что данное право было реализовано истцом при получении пособия в 2006 г., так как право на пенсионное обеспечение возникло у него с 14.02.2001 г. в период работы в АО "Обуховская", а впоследствии он трудоустроился в ОАО "Шахтоуправление "Обуховская".

Кроме того, апеллянт указывает, что на момент увольнения истца в 2011 г. действовало Федеральное отраслевое соглашение по угольной промышленности РФ на 2010-2012 г.г., в соответствии с которым предусмотрен однократный характер выплаты пособия работникам, получившим право на пенсионное обеспечение. Положения о возможности выплаты работнику, получившему единовременное пособие, пособия за каждый последующий отработанный год работы на данном предприятии указанным отраслевым соглашением не предусмотрено.

Также апеллянт не соглашается с выводами суда относительно того, что спор не носит характер трудового, указывая, что требуемая истцом выплата производится за факт исполнения трудовых отношений, а в силу ст. 129 Трудового кодекса РФ компенсационные выплаты включены в систему оплаты труда работника, в связи с чем, спор о взыскании данной выплаты является трудовыми, следовательно, к требованиям за период с 1976 г. по 1988 г. подлежит применению установленный ст. 392 ТК РФ срок на обращение с иском в суд.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ответчика по доверенности от 31.12.2012 г. - Б., поддержавшего доводы жалобы, представителя истца по доверенности от 11.01.2012 г. - Х., возражавшую против доводов жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене по следующим основаниям.

В процессе рассмотрения дела судом достоверно установлено и подтверждено материалами дела, что 14.02.2001 г. в период работы в угольной промышленности истец приобрел право на пенсию. 25.12.2006 г. истец уволен из ОАО "ШУ "Обуховская" по собственному желанию. Действующим на тот момент Отраслевым тарифным соглашением по угледобывающему комплексу РФ на 2004-2006 г.г., а также последующими Федеральными отраслевыми соглашениями по угольной промышленности РФ на 2007-2009 г.г. и на 2010-2012 г.г. предусмотрена выплата работодателем работникам, получившим право на пенсионное обеспечение (право выхода на пенсию в соответствии с действующим законодательством РФ), единовременного пособия в размере не менее 15% среднемесячного заработка за каждый год работы в угольной промышленности РФ (с учетом стажа работы в угольной промышленности СССР).

При увольнении из ОАО "ШУ "Обуховская" в декабре 2006 г. работодателем К.В. выплачено единовременное вознаграждение в размере 15% среднемесячного заработка за 18 лет стажа, то есть за период с 1988 г. по 2006 г., в сумме руб.

Между тем, как видно из материалов дела, в период с 18.11.1976 г. по 05.02.1988 г. истец также непрерывно работал на предприятиях угольной промышленности, в связи с чем, суд пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что названное выше пособие подлежит выплате также и за указанные годы работы истца.

Доводы апеллянта относительно применения к требованиям в указанной части установленного ст. 392 ТК РФ срока для обращения работника с иском в суд не могут быть признаны состоятельными и повлечь отмену оспариваемого решения, так как суд пришел к обоснованному выводу о том, что данный спор не носит характер индивидуального трудового спора. Кроме того, указанные доводы были изложены заявителем в отзыве на исковое заявление К.В. при первоначальном рассмотрении дела судом первой инстанции, а также в возражениях на кассационную жалобу К.В. на решение Красносулинского районного суда Ростовской области от 05.10.2011 г., и данному вопросу была дана надлежащая оценка судом кассационной инстанции, что отражено в определении судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 28.11.2011 г. (л.д. 99-101). Как уже ранее указала судебная коллегия, споры работников относительно получения гарантий и компенсаций, связанных с выплатой единовременного пособия за работу в угольной промышленности в размере не менее 15% среднемесячного заработка за каждый год работы в угольной промышленности, с учетом положений ст. 381 ТК РФ не относятся к категории индивидуальных трудовых споров.

Доводы апеллянта относительно отсутствия правовых оснований для выплаты истцу повторно пособия за работу в угольной промышленности после возобновления трудовых правоотношений не могут быть приняты во внимание, так как основаны на неверном толковании положений нормативных правовых актов, регулирующих спорное правоотношение.

Как видно из содержащихся в материалах дела документов, после увольнения из ОАО "ШУ "Обуховская" 26.12.2006 г. истец возобновил трудовые отношения с данным предприятием в должности начальника смены с подземными работами 50% и более рабочего времени в году, 28.30.2011 г. уволен по п. 8 ст. 77 ТК РФ.

В соответствии с Коллективным договором по вопросам труда и социальных гарантий на 2006 г. и Коллективным договором на 2007-2009 г.г. предусматривалась возможность выплаты работнику организации угольной отрасли, который приобрел право на пенсию и был уволен (кроме увольнения за виновные действия), после возобновления трудовых правоотношений с работодателем пособия размере не менее 15% среднемесячного заработка за период после возобновления трудовых отношений.

То обстоятельство, что в Коллективном договоре на 2010-2012 г.г. отсутствует аналогичное положение и указано на единовременность вознаграждения, не может быть истолковано как положение, дающие основание для ухудшения положения работника в части предоставления ему социальных гарантий и компенсаций и не свидетельствует об отсутствии у работника, предусмотренного нормами Федеральных отраслевых соглашений в угольной промышленности РФ на 2007-2009 г.г. и на 2010-2012 г.г. права на получение пособия за каждый год работы в угольной промышленности.

Таким образом, при разрешении спорного правоотношения судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, которым соответствуют изложенные в решении суда выводы, правильно истолкованы и применены нормы материального права.

Доводы апелляционной жалобы, в свою очередь, не свидетельствуют о наличии нарушений, указание на которые содержится в ст. 330 ГПК РФ, в связи с чем, у судебной коллегии отсутствуют основания для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.

Руководствуясь изложенным и ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия,

Решение Красносулинского районного суда Ростовской области от 16.01.2012 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу ОАО "Шахтоуправление "Обуховская" - без удовлетворения.

По какой формуле считают будущую пенсию


Пенсионное законодательство в России реформировали несколько раз. Из-за этого кажется, что оно запутанное и разобраться в нем невозможно.


Но посчитать будущую пенсию по старости самостоятельно — реально. Это можно сделать совсем просто — на калькуляторе на сайте ПФР, хотя результаты там будут очень условными. Лучше прочитать эту статью и посчитать размер пенсии по специальной формуле.

Законодательное регулирование

Пенсию по старости начисляют по правилам, которые установлены:

  1. Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
  2. Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
  3. Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий».
  4. Федеральным законом от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии».
  5. Федеральным законом от 27.12.2019 № 446-ФЗ «Об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии на 2020 год».
  6. Федеральным законом от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации».
  7. Федеральным законом от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

По этим законам пенсионный фонд определяет длительность страхового стажа, величину индивидуального пенсионного коэффициента и размер будущей пенсии.

Для госслужащих, военных, космонавтов, летчиков и их родственников пенсию начисляют по другому закону — Федеральному закону от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Как узнать размер будущей пенсии

Государственная трудовая пенсия по старости состоит из двух частей: страховой и накопительной. Общая пенсия считается так:

Трудовая пенсия по старости = страховая пенсия + накопительная пенсия.

Чтобы рассчитать размер будущей страховой пенсии, нужно знать:

  1. Продолжительность страхового — трудового — стажа, в который входят не только отработанные годы, но и социально значимые периоды: служба в армии, уход за детьми, инвалидами, пожилыми родственниками, проживание с супругом в месте, где не было работы.
  2. Размер заработной платы до вычета НДФЛ в каждом отработанном календарном году.
  3. Год выхода на пенсию. Это особенно важно, если человек собирается выйти на пенсию не сразу в 65 или 60 лет, а позже.
  4. Индивидуальный пенсионный коэффициент за каждый отработанный год и в сумме — за всю трудовую жизнь.
  5. Стоимость индивидуального пенсионного коэффициента на год выхода на пенсию.
  6. Размер фиксированной части страховой пенсии, который установлен на год выхода на пенсию.

Все эти данные нужно подставить в формулу расчета пенсии:

СП = ИПК × СПК + (ФВ × КвФВ),

где СП — размер страховой пенсии по старости;

ИПК — индивидуальный пенсионный коэффициент;

СПК — стоимость одного пенсионного коэффициента — балла — по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости. СПК на 2020 год равна 93 Р ;

ФВ — фиксированная выплата к страховой пенсии, на 2020 год — 5686,25 Р ;

КвФВ — коэффициент повышения ФВ, который применяется при отсрочке обращения за страховой пенсией.


Накопительная пенсия — это уже не коэффициенты, которые государство считает по своим правилам, а настоящие деньги. Их называют пенсионными накоплениями. Часть пенсионных взносов от работодателя с 2002 по 2013 годы оставалась на вашем счете в Пенсионном фонде РФ — из них сформировались пенсионные накопления.

С 2014 года власти ввели мораторий: заморозили накопительную часть пенсии. Все страховые взносы стали уходить на формирование страховой пенсии. Мораторий действует до конца 2022 года. Накопительная пенсия со взносов работодателя сейчас не формируется ни у кого. Но те деньги, что успели накопиться, остались за вами и составят прибавку к страховой пенсии.

Чтобы узнать размер ежемесячной накопительной пенсии, необходимо разделить пенсионные накопления на количество месяцев ожидаемого периода выплаты. Ожидаемый период — это норматив, в 2020 году он составляет 258 месяцев.


Допустим, Олег выходит на пенсию в 2020 году. Он заработал 100 баллов ИПК и у него есть 258 тысяч рублей пенсионных накоплений. Отсрочку решил не брать, а выйти сразу, поэтому КвФВ = 1 . Тогда ежемесячная пенсия Олега составит:

5686,25 Р + 93 Р × 100 + 258 000 Р / 258 = 5686,25 Р + 9300 Р + 1000 Р = 15 986,25 Р .

Последние изменения: Ноябрь 2020

Выплаты при выходе на пенсию по возрасту, размер, порядок начисления и сумма в денежном выражении, при отсутствии регулирования на федеральном уровне возложены на работодателя. Законодатель увеличил пенсионный возраст без внесения корректировок в условия. Экономическая нестабильность, поступление платежей в пенсионный фонд в недостаточном количестве для обеспечения достойного уровня жизни пенсионеров – способствующие факторы для повышения пенсионного возраста. Пенсионная реформа, постепенно проводимая с 2019 года, обеспечит предоставление льгот и гарантий пенсионерам и лицам предпенсионнго возраста.

Нормативно-правовое регулирование


Если специальным законом не предусмотрены определённые выплаты при выходе на пенсию, то основополагающими являются внутренние локальные документы, утверждённые работодателем и имеющие юридическую силу только в случае улучшения условий по сравнению с федеральными.

Внутренние документы

Сколько окладов выплачивается при выходе на пенсию по возрасту или фиксированная сумма денежных средств – важно установить в коллективном договоре и в положении об оплате труда. Если данная информация отсутствует, то администрация имеет полное право не осуществлять дополнительных выплат кроме регламентированных Трудовым Кодексом.

В общем случае при увольнении согласно ТК выплачивается:

  1. Основная и дополнительная заработная плата за отработанный период. Это оплата согласно должностному окладу и тарифным ставкам, надбавки и премии за производственные показатели пропорционально отработанному времени. Ежеквартальные премии и доплаты по итогам работы за год могут осуществляться дополнительно по завершению отчётного периода и формированию финансовых показателей.
  2. Компенсация за неиспользованный отпуск вне зависимости от периодов, когда работник не воспользовался отпускным правом. Ни один день при увольнении не теряется и не сгорает. В качестве альтернативы пенсионер может сходить в отпуск непосредственно перед освобождением от трудовой деятельности.
  3. Выходное пособие при выходе на пенсию в случае сокращения штатов, ликвидации организации или по правилам, предусмотренным коллективным договором, законодательными актами или письменной договорённостью с работником.

Окончательный расчёт с работником в соответствии со статьёй 140 ТК производится в последний рабочий день работы по графику, в случае отсутствия сотрудника на рабочем месте по уважительным причинам не позднее следующего дня.

Принудительное «собственное желание», возникающее у пенсионера уволиться наказуемо и может быть обжаловано в судебном порядке с обязательством возместить время вынужденного простоя и моральный ущерб.

Пенсионная реформа

Увеличение размера пенсий за счёт уменьшения количества пенсионеров будет производиться постепенно с 01.01.2019 года. Начисление индексации с января 2019 года производит пенсионный фонд РФ.

Согласно закону № 350-ФЗ от 03.10.2018 года при уходе на пенсию по старости должно соблюдаться одновременное выполнение следующих условий:

    постепенное увеличение пенсионного возраста до 60 лет у женщин, 65 – у мужчин, которое достигнет порогового значения в 2023 году; поэтапное повышение общего страхового стажа до 15 лет до 2024 года; плавный рост показателя ИПК до 30 единиц в 2025 году.

Повышение пенсионного возраста на 5 лет коснётся педагогов и медицинских работников, претендующих на пенсию по выслуге, жителей Крайнего Севера и приравненных регионов, имеющих право на досрочный выход в связи с неблагоприятными климатическими условиями. Претенденты на социальную пенсию – лица, не имеющие право на пенсионное обеспечение по причине нехватки пенсионного стажа или баллов, смогут получать пенсию с учётом постепенного повышения возраста.

Единовременные выплаты

Если региональное законодательство улучшает условия по сравнению с федеральными актами, то оно считается за аксиому, если коллективный договор и положение, регулирующее вопросы оплаты труда, повышают уровень граждан, то имеют приоритеты.

Выплаты и льготы госслужащим


Право на отдых на льготных условиях имеют государственные служащие – категория граждан, исполняющих обязанности в режиме повышенной ответственности, работающих в федеральных и муниципальных структурах не менее 16 лет с 2019 года с плановым повышением до 20 лет и возраста до 60 лет у женщин и 65 лет у мужчин.

На государственном уровне устанавливаются льготы госслужащим:

    пенсия в размере от 45 % до 75 % от фактических денежных средств, получаемых на протяжении последних 12 календарных месяцев, установление надбавок за каждый отработанный календарный год производит пенсионный фонд РФ; оплата жилищно-коммунальных услуг; первоочередность на приобретение бесплатных путёвок на отдых, неиспользование которых компенсируется; право на бесплатный проезд в городском и пригородном транспорте общего пользования; возможность прохождения лечения и обследования в ведомственных медицинских организациях; возмещение расходов на погребение родственникам на основании предоставленных расчётно-платёжных документов.

При достижении пенсионного возраста и при наличии стажа с учётом «постепенного повышения» в соответствии с законом № 350-ФЗ выплачивается пенсионерам в момент прекращения трудовой деятельности в государственных учреждениях до 10 окладов помимо заработной платы.

Выплаты военнослужащим и работникам МВД

Компенсационные разовые выплаты военнослужащим и лицам, трудящимся в органах МВД, при выходе на заслуженный отдых регламентируются специальными нормативными законодательными актами:

Постановлением ВС РФ № 4202-1 с последними изменениями от 28.11.2015 г. и приказом Минобороны России № 2700 от 30.12.2011 г.

Единовременное пособие пенсионерам зависит от выслуги и составляет:

    7 окладов денежного специального обеспечения при условии увольнения, если общий срок службы превышает 20 лет; 2 оклада при сроке службы менее 20 лет; дополнительный оклад при наличии правительственных наград бывшего Советского Союза или России.

Дополнительное пособие до 2-х миллионов рублей положено при получении увечья и невозможности продолжать службу по медицинским показаниям. Если медико-социальной экспертизой устанавливается инвалидность, то денежные средства, которые положены пенсионерам, корректируются на повышающий коэффициент, устанавливаемый в зависимости от группы инвалидности и причины, приведшей к увечью.

Выплаты работникам коммерческих структур

Однако выходное пособие в размере трёх среднемесячных заработных плат с учётом премий и надбавок, имеющих производственный характер, льготируется в части уплаты налогов и сборов:

    не удерживается НДФЛ в размере 13 % у источника выплаты; не начисляются взносы в страховые фонды; включается в расходную часть в качестве средств фонда оплаты труда, дающих право на уменьшение налогооблагаемой прибыли.

Выход на заслуженный отдых или продолжение трудовой деятельности для гражданина – это исключительно право выбора, а не обязанность. Начисление компенсационных выплат на уровне действующего законодательства или норм внутренних документов – обязанность работодателя. Увеличение пенсионного возраста с 2019 года на законодательном уровне ужесточило ответственность при увольнении не только лиц, достигших возрастных показателей на право получения пенсии, но и предоставило ряд дополнительных гарантий для предпенсионеров.

Нуждаетесь в консультации? Задайте вопрос прямо на сайте. Все консультации бесплатны/ Качество и полнота ответа юриста зависит от того, насколько полно и четко вы опишете Вашу проблему:

Читайте также: