Расчеты по пенсионному обеспечению медицинскому страхованию

Начисляя зарплату, бухгалтер одновременно должен рассчитать и страховые взносы во внебюджетные фонды. На каких счетах бухучета их отражать? Относительно взносов на соцстрахование ответ можно найти в приказе Минздравсоцразвития России 1 . А по поводу взносов в ПФР и фонды обязательного медстрахования пока никаких рекомендаций чиновников нет. Разберемся с этим вопросом самостоятельно.

Для расчетов с фондами обязательного соцстрахования Инструкцией к плану счетов бухгалтерского учета 2 рекомендован счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению". Необходимость его применения следует закрепить в бухгалтерской учетной политике в рабочем плане счетов 3 . К счету 69 откройте субсчета:
69-1 "Расчеты по социальному страхованию" - для учета расчетов по взносам в ФСС России;
69-2 "Расчеты по пенсионному обеспечению" - для учета расчетов по взносам в ПФР;
69-3 "Расчеты по обязательному медицинскому страхованию" - для учета расчетов по взносам в федеральный и территориальный фонды медстрахования.
К этим субсчетам откройте субсчета второго порядка. Так, для раздельного учета взносов на страхование по временной нетрудоспособности и по "травме" субсчет 69-1 разбейте на два субсчета:
69-1-1 "Расчеты с ФСС России по страховым взносам";
69-1-2 "Расчеты с ФСС России по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний".
Для учета взносов в ПФР по финансированию страховой и накопительной частям пенсии субсчет 69-2 разбейте на субсчета:
69-2-1 "Расчеты с ПФР по страховой части трудовой пенсии";
69-2-2 "Расчеты с ПФР по накопительной части трудовой пенсии".
Расчеты с федеральным и территориальным фондами обязательного медстрахования проводите на субсчетах, открытых к счету 69-3:
69-3-1 "Расчеты с ФФОМС";
69-3-2 "Расчеты с ТФОМС".

Отражаем взносы в учете.

Суммы страховых взносов следует отражать по кредиту субсчетов, открытых к счету 69, и дебету тех же счетов бухучета, по которым начислена зарплата, облагаемая ими. Так, по персоналу, занятому в основном производстве, страховые взносы отражают по дебету счета 20 "Основное производство", во вспомогательном - по дебету счета 23 "Вспомогательное производство"; по управленческому персоналу - по дебету счета 26 "Общехозяйственные расходы", по работникам непроизводственной сферы - по дебету счета 91-2 "Прочие расходы". Если ваша организация занимается торговлей, то учет взносов следует вести на счете 44 "Расходы на продажу".
Начислять взносы нужно в последний день каждого месяца. Как мы сказали выше, порядок отражения взносов в ФСС России установлен приказом Минздравсоцразвития России 4 . По этому документу на субсчете 69-1-1 компания должна отражать, помимо взносов, также суммы начисленных, выплаченных и возмещенных из ФСС России пособий по болезни; беременности и родам; суммы единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременного пособия при рождении ребенка; ежемесячного пособия по уходу за ребенком; социального пособия на погребение. Эти пособия начисляют по дебету субсчета 69-1-1 и кредиту счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда". Сумму пособия по "травме" начисляют по дебету субсчета 69-1-2 и кредиту счета 70.
Перечисленные во внебюджетные фонды страховые взносы отражают по дебету субсчетов счета 69 и кредиту счета 51 "Расчетный счет". Если же организация получает деньги от ФСС России в счет возмещения расходов на соцстрахование, то проводка будет обратной.

Пример
В январе 2010 г. зарплата сотрудника А.И. Иванова, занятого в основном производстве, составила 30 000 руб. Работнику В.И. Смирнову, работающему в непроизводственном подразделении, в этот месяц выплатили: зарплату в размере 25 000 руб., пособие по болезни - 6000 руб., в т. ч. пособие за первые два дня, оплачиваемое за счет организации, - 2000 руб. Оба сотрудника организации родились раньше 1967 г.
Компания не имеет права на применение пониженных ставок взносов, поскольку применяет общий режим налогообложения. Следовательно, тарифы страховых взносов у фирмы следующие:

  • в ПФР - 20%, в т. ч. 14% - на страховую часть трудовой пенсии и 6% - на накопительную.
  • в ФСС России по страховым взносам - 2,9%;
  • в ФСС России по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний - 0,2%;
  • в ФФОМС - 1,1%;
  • в ТФОМС - 2,0%.

Согласно учетной политике организации зарплата работников основного производства отражается на счете 20 "Основное производство", а выплаты непроизводственному персоналу - на счете 91 "Прочие доходы и расходы".
Кроме того, к счету 69 открыты соответствующие субсчета.
Рассчитаем суммы страховых взносов за январь 2010 г. База по работнику А.И. Иванову составляет 30 000 руб., а по В.И. Смирнову - 25 000 руб.
Таким образом, взносы будут начислены в следующих суммах.
1. По А.И. Иванову - сотруднику производственного подразделения.

  • в ПФР на страховую часть трудовой пенсии: 30 000 руб. x 14,0% = 4200 руб.;
  • в ПФР на накопительную часть трудовой пенсии: 30 000 руб. x 6,0% = 1800 руб.;
  • в ФСС России по страховым взносам: 30 000 руб. x 2,9% = 870 руб.;
  • в ФСС России по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний: 30 000 руб. x 0,2% = 60 руб.
  • в ФФОМС: 30 000 руб. x 1,1% = 330 руб.;
  • в ТФОМС: 30 000 руб. x 2,0% = 600 руб.

Далее бухгалтеру компании следует отразить в учете начисление и уплату страховых взносов. Необходимо сделать следующие записи:
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 70
- 30 000 руб. - начислена заработная плата;
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 69-1-1
- 870 руб. - начислены страховые взносы в ФСС России;
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 69-1-2
- 60 руб. - начислены взносы в ФСС России на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний;
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 69-2-1
- 4200 руб. - начислены взносы в ПФР на страховую часть трудовой пенсии;
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 69-2-2
- 1800 руб. - начислены взносы в ПФР на накопительную часть трудовой пенсии;
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 69-3-1
- 330 руб. - начислены взносы в ФФОМС;
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 69-3-2
- 600 руб. - начислены взносы в ТФОМС;
ДЕБЕТ 69-1-1 КРЕДИТ 51
- 870 руб. - перечислены страховые взносы на социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС России;
ДЕБЕТ 69-1-2 КРЕДИТ 51
- 60 руб. - перечислены взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний;
ДЕБЕТ 69-2-1 КРЕДИТ 51
- 4200 руб. - перечислены страховые взносы в ПФР на финансирование страховой части трудовой пенсии;
ДЕБЕТ 69-2-2 КРЕДИТ 51
- 1800 руб. - перечислены страховые взносы в ПФР на финансирование накопительной части трудовой пенсии;
ДЕБЕТ 69-3-1 КРЕДИТ 51
- 330 руб. - перечислены страховые взносы в ФФОМС;
ДЕБЕТ 69-3-2 КРЕДИТ 51
- 600 руб. - перечислены страховые взносы в ТФОМС.
2. По В.И. Смирнову - работнику непроизводственного подразделения.

  • в ПФР на страховую часть трудовой пенсии: 25 000 руб. x 14,0% = 3500 руб.;
  • в ПФР на накопительную часть трудовой пенсии: 25 000 руб. x 6,0% = 1500 руб.;
  • в ФСС России по страховым взносам: 25 000 руб. x 2,9% = 725 руб.;
  • в ФСС России по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний: 25 000 руб. x 0,2% = 50 руб.
  • в ФФОМС: 25 000 руб. x 1,1% = 275 руб.;
  • в ТФОМС: 25 000 руб. x 2,0% = 500 руб.

В течение месяца должны быть сделаны следующие записи:
ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 70
- 25 000 руб. - начислена заработная плата;
ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 70
- 2000 руб. - начислена сумма пособия по болезни за счет средств организации;
ДЕБЕТ 69-1-1 КРЕДИТ 70
- 4000 руб. - начислена сумма пособия по болезни за счет средств ФСС России;
ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 69-1-1
- 725 руб. - начислены страховые взносы в ФСС России;
ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 69-1-2
- 50 руб. - начислены взносы в ФСС России на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний;
ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 69-2-1
- 3500 руб. - начислены взносы в ПФР на страховую часть трудовой пенсии;
ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 69-2-2
- 1500 руб. - начислены взносы в ПФР на накопительную часть трудовой пенсии;
ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 69-3-1
- 275 руб. - начислены взносы в ФФОМС;
ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 69-3-2
- 500 руб. - начислены взносы в ТФОМС;
ДЕБЕТ 69-1-2 КРЕДИТ 51
- 50 руб. - перечислены взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний;
ДЕБЕТ 69-2-1 КРЕДИТ 51
- 3500 руб. - перечислены страховые взносы в ПФР на финансирование страховой части трудовой пенсии;
ДЕБЕТ 69-2-2 КРЕДИТ 51
- 1500 руб. - перечислены страховые взносы в ПФР на финансирование накопительной части трудовой пенсии;
ДЕБЕТ 69-3-1 КРЕДИТ 51
- 275 руб. - перечислены страховые взносы в ФФОМС;
ДЕБЕТ 69-3-2 КРЕДИТ 51
- 500 руб. - перечислены страховые взносы в ТФОМС.

Расходы компании на соцстрахование (4000 руб.) за январь 2010 г. превышают начисленные страховые взносы (725 руб.). Поэтому за этот месяц организация не платила взносы на соцобеспечение в ФСС России.

. и включаем в расходы

Начисленные страховые взносы компания может в полном объеме списать в уменьшение облагаемой прибыли 5 . Данное правило также действует в отношении тех сумм взносов, которые начислены на выплаты, не учитываемые при налогообложении прибыли 6 . Подробнее об учете взносов с "неприбыльных" выплат мы писали в "АБ" N 1, 2010 на стр. 38.
Взносы включают в состав прямых, косвенных либо прочих расходов. Это зависит от того, как отражено вознаграждение, с которого они были рассчитаны. Следует помнить, что перечень прямых и косвенных затрат компания должна прописать в налоговой учетной политике 7 . Такое деление должно быть экономически оправдано 8 . Например, фонд оплаты труда работников, непосредственно участвующих в производственной деятельности, и начисленные на него страховые взносы включают в состав прямых расходов. Затраты же по оплате труда управленческого персонала и начисленные с них взносы являются расходами косвенными.
Страховые взносы, отраженные в составе прямых расходов, списывают в уменьшение облагаемой прибыли по мере реализации продукции, в стоимости которой они учтены 9 . Если же взносы относят к расходам косвенным, то учитывать их при расчете налога на прибыль следует сразу в момент начисления 10 . Это правило действует, например, в отношении торговых компаний. Поскольку заработная плата и страховые взносы с нее у подобных фирм являются косвенными расходами 11 .

Автор статьи:
Е.Н. Подлипалина,
эксперт журнала

Экспертиза статьи:
А.И. Матросова,
главный бухгалтер "БВТ Группа"

1 приказ Минздравсоцразвития России от 18.11.2009 N 908н

2 утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н

3 п. 4 ПБУ 1/2008, утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н

4 приказ Минздравсоцразвития России от 18.11.2009 N 908н

5 подп. 7 п. 1 ст. 272 НК РФ

6 письмо Минфина России от 19.10.2009 N 03-03-06/2/197

7 п. 1 ст. 318 НК РФ

8 письма Минфина России от 26.01.2006 N 03-03-04/1/60, ФНС России от 18.11.2005 N ММ-6-02/960



Круг заявителей

Заявителями при предоставлении государственной услуги являются:

юридические и физические лица, являющиеся страхователями в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее соответственно – страхователи, Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ):

а) лица, производящие выплаты, в том числе:

индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного пенсионного страхования не предусмотрено иное;

б) физические лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию;

в) застрахованные лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и самостоятельно уплачивающие дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии (далее - застрахованные лица).

Наименование органа, предоставляющего государственную услугу

Предоставление государственной услуги осуществляется ПФР через свои территориальные органы ПФР.

ПФР и территориальные органы ПФР не вправе требовать от заявителя (представителя) осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги, связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации.

Результат предоставления государственной услуги

Срок предоставления государственной услуги

Прием и регистрация поступившего в территориальный орган ПФР расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, в том числе направленного заявителем (представителем) с использованием средств почтовой связи, через многофункциональный центр, а также представленного в форме электронного документа, осуществляются не позднее одного рабочего дня, следующего за днем его поступления.

Прием и регистрация расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, поступившего в территориальный орган ПФР в выходной или нерабочий праздничный день, осуществляются в первый следующий за ним рабочий день.

Перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги

Предоставление государственной услуги осуществляется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 17.05.2019 № 277п «Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему от плательщиков страховых взносов расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.08.2019 № 55623)»;

Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";

Постановление Правительства РФ от 27.09.2011 N 797 "О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления" (вместе с "Положением о требованиях к заключению соглашений о взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления");

Федеральный закон от 28.12.2013 N 422-ФЗ "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений";

Федеральный закон от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений";

Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи»;

Федеральным законом от 24 ноября 2011 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2007 г. № 781 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг»;

постановление Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 г. № 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. № 852 «Об утверждении Правил использования усиленной квалифицированной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг и о внесении изменения в Правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг»;

постановлением правления ПФР от 31 июля 2006 г. № 192п «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению» с изменениями, внесенными постановлениями правления ПФР от 28 июля 2008 г. № 224п , от 23 июля 2009 г. № 161п , от 23 июня 2010 г. № 152п , от 7 июля 2010 г. № 166п , от 24 марта 2011 г. № 59п , от 28 марта 2012 г. № 66п ;

постановлением правления ПФР от 2 ноября 2008 г. № 322п «Об утверждении формы ДСВ-3 «Реестр застрахованных лиц, за которых перечислены дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и уплачены взносы работодателя», Порядка его представления в территориальный орган ПФР, а также Формата представления реестра в территориальный орган ПФР в электронном виде (формат данных)» с дополнениями, внесенными постановлением правления ПФР от 23 июня 2011 г. № 173п.

Срок ожидания в очереди

Время ожидания в очереди при обращении по вопросам предоставления государственной услуги не должно превышать 15 минут.

Порядок, размер и основания взимания государственной пошлины или иной платы, взимаемой за предоставление государственной услуги

Государственная услуга предоставляется без взимания государственной пошлины или иной платы.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги

Основаниями для отказа в приеме Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (далее - Расчета 1), Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования главами крестьянских (фермерских) хозяйств(далее-Расчета 2) являются:

отсутствие подписи на документах (усиленной квалифицированной электронной подписи);

несоответствие Расчета 1, Расчета 2, представленных заявителем, формам РСВ-1 ПФР или РСВ-2 ПФР;
отсутствие или ненадлежащее оформление документа, подтверждающего полномочия представителя.

Отказ в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в иных случаях не допускается.

Исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги

Основания для приостановления предоставления государственной услуги отсутствуют.

В предоставлении государственной услуги может быть отказано:

при наличии в Расчете 1, Расчете 2 неустранимых ошибок и замечаний;

при отсутствии на магнитном носителе информации файла, содержащего Расчет 1, Расчет 2;

в случае признания усиленной квалифицированной электронной подписи, которой подписаны файлы Расчета 1, Расчета 2, недействительной;

в случае если файлы Расчета 1, Расчета 2 не прошли форматно-логический контроль.

В случае представления Расчета 1, Расчета 2 по почте они возвращаются заявителю с уведомлением о невозможности принятия Расчета 1, Расчета 2 и причинах возврата в порядке, установленном подпунктом "г" пункта 43 Административного регламента.

В случае представления Расчета 1, Расчета 2 заявителем (представителем) лично на бумажном или магнитном носителе Расчет 1, Расчет 2 возвращаются в порядке, установленном в подпункте "д" пункта 45 Административного регламента.

В случае представления Расчета 1, Расчета 2 в электронном виде с применением усиленной квалифицированной электронной подписи (на магнитном носителе) они возвращаются в порядке, установленном в подпункте "е" пункта 47 Административного регламента.

В случае представления Расчета 1, Расчета 2 по телекоммуникационным каналам связи, в том числе с использованием Единого портала, заявителю направляется уведомление о невозможности принятия Расчета 1, Расчета 2 и ее причинах в порядке, установленном абзацем третьим пункта 49 Административного регламента.

Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги,которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, и которые заявитель вправе представить, а также способы их получения заявителями, в том числе в электронной форме, порядок их представления

Перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении органов, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, и которые заявитель вправе представить, законодательством Российской Федерации не установлен.

ПФР, территориальные органы ПФР не вправе требовать представления:

а) документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги;

б) документов и информации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении государственных органов, предоставляющих государственную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг;

в) документов и информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги

Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их представления

Для получения государственной услуги заявителем (представителем) представляются следующие документы:

расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-1 ПФР -утверждена постановлением Правления ПФР от 16 января 2014 г. N 2п "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и Порядка ее заполнения") (далее - Расчет 1), за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года;

расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования главами крестьянских (фермерских) хозяйств (форма РСВ-2 ПФР - Утверждена постановлением Правления ПФР от 17 сентября 2015 г. N 347п "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования главами крестьянских (фермерских) хозяйств и Порядка ее заполнения") (далее - Расчет 2).

При представлении Расчета 1, Расчета 2 лично заявитель представляет документ, удостоверяющий личность.

При представлении Расчета 1, Расчета 2 через представителя необходимыми документами являются доверенность, подтверждающая полномочия представителя на представление документов, необходимых для предоставления государственной услуги, а также документ, удостоверяющий личность представителя.

Расчет 1, Расчет 2 могут быть представлены:

на бумажных носителях информации (лично или по почте);

в электронном виде (на магнитных носителях) с применением усиленной квалифицированной электронной подписи;

по электронным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи;

посредством сети "Интернет", включая Единый портал, при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа.

Федеральным законом №102 ФЗ от 01.04.2020 года введены пониженные ставки страховых взносов для малых и средних предприятий. По ставке 15% взносы начисляются только с суммы заработной платы, превышающей величину федерального МРОТ - 12 130 рублей. Выплаты в пределах этой суммы облагаются по стандартной ставке - 30%.

1. Взносы на обязательное пенсионное страхование

на обязательное пенсионное страхование (с суммы в пределах федерального МРОТ) - 22% (если предельная база для начисления страховых взносов не превышена);

на обязательное пенсионное страхование (с суммы в пределах федерального МРОТ) - 10% (если предельная база для начисления страховых взносов превышена);

на обязательное пенсионное страхование (с суммы, превышающей федеральный МРОТ) - 10%;

2. Взносы на обязательное медицинское страхование

на обязательное медицинское страхование (с суммы в пределах федерального МРОТ) - 5,1%;

на обязательное медицинское страхование (с суммы, превышающей федеральный МРОТ) - 5%;

3. Взносы на страхование на случай временной нетрудоспособности или материнства

страхование на случай временной нетрудоспособности или материнства (с суммы в пределах федерального МРОТ) - 2,9%; (если предельная база для начисления страховых взносов не превышена);

страхование на случай временной нетрудоспособности или материнства (с суммы в пределах федерального МРОТ) - 0% (если предельная база для начисления страховых взносов превышена);

страхование на случай временной нетрудоспособности или материнства (с суммы, превышающей федеральный МРОТ) - 0%.

4. Порядок расчета страховых взносов

Взносы нужно рассчитывать исходя из выплат по каждому работнику за каждый месяц отдельно. Зарплату каждого сотрудника нужно разделить на две части - сумму в пределах федерального МРОТ и превышающую его и рассчитать взносы согласно предусмотренным тарифам.

Пример. За апрель 2020 года работнику начислена заработная плата в сумме 20 000 руб. Федеральный МРОТ на начало 2020 года равен 12 130 руб.

Порядок расчета страховых взносов:

1. Нужно рассчитать сумму взносов, начисляемых по стандартной ставке:

12 130 * 22% = 2 668, 60 - на обязательное пенсионное страхование;

12 130 * 5,1% = 618, 63 - на обязательное медицинское страхование;

12 130 * 2,9% = 351, 77 - на страхование на случай временной нетрудоспособности или материнства.

Всего: 3 639, 00

2.Нужно рассчитать сумму взносов, начисляемых по пониженной ставке:

(20 000 - 12 130) * 10%= 7 870 *10% = 787 - на обязательное пенсионное страхование;

(20 000 - 12 130) * 5%= 7 870 *5% = 393, 50 - на обязательное медицинское страхование;

(20 000 - 12 130) * 0%= 7 870 *0% = 0,00 - на страхование на случай временной нетрудоспособности или материнства.

Всего: 1 180, 50

3. Определить общую сумму страховых взносов:

2 668, 60 + 787 = 3 455, 60 - на обязательное пенсионное страхование;

618, 63 + 393, 50 = 1 012, 13 - на обязательное медицинское страхование;

351,77 + 0 = 351, 77 - на страхование на случай временной нетрудоспособности или материнства.

Всего: 4 819, 50

В таком же порядке рассчитываются страховые взносы за все последующие месяцы.

5. Сколько работодатель должен заплатить по стандартным ставкам?

20 000 * 22% = 4 400, 00 - на обязательное пенсионное страхование;

20 000 * 5,1% = 1 020, 00 - на обязательное медицинское страхование;

20 000 * 2,9% = 580, 00 - на страхование на случай временной нетрудоспособности или материнства.

Всего: 6 000, 00

Экономия при начислении взносов по пониженным ставкам с заработной платы в размере 20 000 рублей составит:


Страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством необходимо начислять на большинство производимых работникам выплат (суммы зарплаты, премий, отпускных и др.).

При этом взносы не начисляются на компенсацию расходов, возникающих при исполнении трудовых обязанностей (например, при использовании личного транспорта в служебных целях), на некоторые пособия, выплаты, не связанные с трудовыми отношениями (например, дивиденды). В статье обозначим основные моменты, которые следует учитывать бухгалтеру при исчислении взносов с учетом изменений законодательства.

Предельная база для начисления взносов

Постановлением Правительства РФ от 06.11.2019 №1407 с 01.01.2020 установлена предельная база по страховым
взносам:

  • 912 000 руб. — на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • 1292 000руб. — на обязательное пенсионное страхование.

Для взносов на обязательное медицинское страхование предельная база не устанавливается с 2015 года.

Если суммы выплат работнику превышают предельную величину базы (ст. 421 НК РФ):

· не начисляются взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

· взносы на обязательное пенсионное страхование начисляются по тарифу 10?%.

Размер тарифов страховых взносов

Статьей 426 НК РФ предусмотрено, что в 2017 — 2020 годах для лиц, которые производят выплаты и вознаграждения физическим лицам (за исключением плательщиков, для которых установлены пониженные тарифы страховых взносов), действуют следующие тарифы страховых взносов:

1) на обязательное пенсионное страхование:
— 22 % — в рамках установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на данный вид страхования;
—10 % — свыше установленной предельной величины базы.

Данные тарифы действуют в отношении выплат как гражданам России, так и иностранным гражданам (за исключением высококвалифицированных специалистов). В отношении трудящихся (на основании трудового или гражданско-правового договора) граждан из государств — членов ЕАЭС применяется тариф, действующий на территории России в отношении выплат иностранным гражданам (временно проживающим или пребывающим в России);

2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в рамках установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 2,9%, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), — 1,8%;

3) на обязательное медицинское страхование — 5,1%.

Для основной категории плательщиков страховые взносы в совокупном размере составят 30%.

Какие категории плательщиков вправе применять пониженные тарифы страховых взносов в 2020 году

К категориям плательщиков, для которых установлены пониженные страховые тарифы, относятся (ст. 427 НК РФ):

  • организации, осуществляющие деятельность в сфере информационных технологий (IT-компании);
  • плательщики, производящие выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов;
  • некоммерческие организации (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), применяющие УСНО и осуществляющие в соответствии с учредительными документами деятельность, указанную в пп. 7 п. 1 ст. 427 НК РФ;
  • благотворительные организации, применяющие УСНО;
  • организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» либо участников проекта согласно Федеральному закону от 29.07.2017 №216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • резиденты свободной экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2014 № 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»;
  • резиденты территории опережающего социально-экономического развития;
  • резиденты свободного порта Владивосток согласно Федеральному закону от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток»;
  • резиденты особой экономической зоны в Калининградской области в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2006 № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;
  • российские организации, осуществляющие производство и реализацию анимационной аудиовизуальной продукции;
  • плательщики, получившие статус участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 №291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края», производящие выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов.

Сводная таблица пониженных ставок страховых взносов в 2020 году

Категории плательщиков страховых взносов, имеющие право на применение пониженных тарифов

Ставка страховых взносов, %

В ПФР

В ФСС

В ФФОМС

Некоммерческие компании, находящиеся на УСНО, осуществляющие деятельность в областях культуры, здравоохранения, образования, науки

Благотворительные организации, применяющие УСНО

Организации, работающие в ИТ-индустрии: разработчики программного обеспечения, тестировщики, установщики и продавцы компьютерных программ

Наниматели членов экипажей российских судов*

Предприятия — резиденты «Сколково»

Изготовители мультфильмов, видео- и аудиопродукции

Резиденты свободной экономической зоны в Крыму и Севастополе

Предприятия, ведущие деятельность на территориях опережающего экономического развития

Резиденты порта Владивосток

Резиденты свободной экономической зоны в Калининградской области

* Нулевые ставки можно использовать только в отношении выплат указанным членам экипажей. По доходам прочих сотрудников работодатели применяют обычные тарифы.

· хозяйственные общества и партнерства, которые на практике применяют или внедряют результаты интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат их учредителям либо участникам — бюджетным или автономным научным учреждениям либо бюджетным или автономным образовательным организациям высшего образования;

· организации и предприниматели, которые заключили соглашения о технико-внедренческой деятельности и которые производят выплаты сотрудникам, работающим в технико-внедренческих или промышленно-производственных особых экономических зонах;

· организации и предприниматели, которые заключили соглашения о ведении туристско-рекреационной деятельности и которые производят выплаты тем сотрудникам, кто работает в туристско-рекреационных особых экономических зонах, объединенных решением Правительства РФ в кластер.

С 2020 года эти организации и ИП применяют общие тарифы страховых взносов (п. 2 ст. 425 НК РФ).

Представление отчетности

С 2020 года для организаций, численность работников которых составляет более 10 человек, обязательна электронная форма расчета. Соответствующие поправки были внесены Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 325-ФЗ).

Напомним, что до этого требование представлять отчетность в электронной форме распространялось на фирмы со штатом, превышающим 25 человек. Такое ограничение осталось для некоторых других отчетных форм (СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ, 4-ФСС).

В целях выработки единой правовой позиции о применении положений Федерального закона № 325-ФЗ ФНС в Письме от 15.11.2019 №БС-4-11/23242@ «О направлении разъяснений» уточнила, что новые требования к представлению отчетности в электронной форме распространяются на отчетность за 2019 год.

Следует отметить, что для проверки расчета по страховым взносам письмами ФНС РФ от 17.10.2019 №БС-4-11/21381@, БС-4-11/21382@ были введены дополнительные контрольные соотношения в части сравнения зарплаты с МРОТ и средней зарплатой в регионе (по отрасли экономики за предыдущий год).

В расчете по страховым взносам (его форма утверждена Приказом ФНС РФ от 10.10.2016 №ММВ-7-11/551@, действует для отчетности за 2019 год) будут сравнивать разницу значений граф 210 и 230 подразд. 3.2 разд. 3 за каждый месяц. При этом показатель не должен быть меньше:

— МРОТ;
— средней зарплаты в регионе по отрасли экономики за предыдущий расчетный период.

Если хотя бы одно из соотношений не будет соблюдено, налоговая инспекция может сделать вывод, что страхователь занизил базу. В этом случае инспектор может запросить пояснения или исправления отчетности. В дальнейшем возможно проведение мероприятий налогового контроля.

К сведению

За I квартал 2020 года отчитаться по страховым взносам нужно по новой форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 18.09.2019 №ММВ-7-11/470@.

Отчетность по страховым взносам для работодателей, которые являются участниками пилотного проекта ФСС по прямым выплатам, оформляется с учетом ряда особенностей:

в поле 001 приложения 2 к разд. 1 проставляется код «1» (п. 11.1 Порядка заполнения расчета по страховым взносам, утвержденного Приказом ФНС РФ №ММВ-7-11/551@ (далее — Порядок));

не нужно заполнять строки 070 и 080 приложения 2 к разд. 1 (Письмо ФНС РФ от 23.08.2017 №БС-4-11/16751@). В этих строках следует проставить нули (п. 2.20, 11.13, 11.14 Порядка);

не надо заполнять приложения 3 и 4 к разд. 1, поэтому в состав расчета они не включаются (п. 2.7 Порядка). Приложения 3 и 4 к разд. 1 потребуется заполнить, если страхователь в течение отчетного периода выплатил пособие по социальному страхованию до того, как стал участником пилотного проекта (Письмо ФНС РФ от 03.07.2017 №БС-4-11/12778@). Страхователь заполняет эти приложения только в части сумм расходов, понесенных до начала участия в пилотном проекте (Письмо ФНС РФ от 21.08.2017 №БС-4-11/16544@).

Следует отметить, что в 2020 году к пилотному проекту ФСС присоединятся новые регионы:

Республики Коми, Саха (Якутия), Удмуртская Республика, Иркутская, Кировская, Кемеровская, Оренбургская, Саратовская, Тверская области, Ямало-Ненецкий автономный округ.

К сведению: сначала планировалось, что Иркутская область будет участником пилотного проекта с 01.07.2020 (Постановление Правительства РФ от 01.12.2018 № 1459). Постановлением Правительства РФ от 13.11.2019 № 1444 дату присоединения этого региона к пилотному проекту перенесли на более ранний срок

Республики Башкортостан, Дагестан, Красноярский и Ставропольский края, Волгоградская, Ленинградская, Тюменская, Ярославская области

Уплата страховых взносов индивидуальными предпринимателями

Если у ИП есть наемные работники, взносы с выплат этим работникам предприниматель должен исчислять по тем же ставкам, что и организации, то есть как страхователь (пп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ).

Уплата ИП страховых взносов осуществляется в фиксированном размере. Если доход предпринимателя за год превысит 300 000 руб., он должен будет доплатить взносы на обязательное пенсионное страхование из расчета 1% суммы превышения (пп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ).

Платеж

Сумма за 2020 год, руб.

Срок уплаты

Дополнительные взносы на ОПС

1% доходов более 300 000 руб., максимум — 259 584 руб.

Начисление страховых взносов на выплаты по гражданско-правовым договорам

Минфин в Письме от 22.11.2019 № 03-15-06/90643 напомнил, что в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ), в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предмет которых — выполнение работ, оказание услуг

Исходя из ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а также ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» лица, работающие по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, признаются застрахованными по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию.

Лица, выполняющие работы (оказывающие услуги) по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, не входят в число застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»). Поэтому п. 3 ст. 422 НК РФ установлено, что вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по упомянутым договорам гражданско-правового характера, не включаются в базу для исчисления взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Таким образом, вознаграждение, выплачиваемое организацией физическому лицу по договору возмездного оказания услуг, признается объектом обложения только взносами на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.

В таблице приведена информация о том, на какие выплаты по гражданско-правовым договорам надо начислять взносы, а на какие — нет.

Облагаются страховыми взносами выплаты (вознаграждения)

Не облагаются страховыми взносами выплаты (вознаграждения)

По гражданско-правовым договорам с физическими лицами (кроме индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой) на выполнение работ, оказание услуг. В частности, взносами облагаются вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам подряда (Письмо Минфина РФ от 12.04.2019 № 03-15-05/26092)

По договорам о передаче права собственности (иных вещных прав) на имущество и имущественные права либо передаче имущества и имущественных прав в пользование (п. 4 ст. 420 НК РФ), например по договорам купли-продажи, аренды

Иностранцам по договорам оказания услуг (выполнения работ) за пределами РФ (п. 5 ст. 420 НК РФ)

По лицензионным договорам, договорам об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности и издательским лицензионным договорам

Добровольцам (волонтерам) в виде возмещения их расходов (в том числе на питание — в пределах установленного лимита) по гражданско-правовым договорам, заключа-мым в соответствии со ст. 17.1 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (п. 6 ст. 420 НК РФ)

По договорам авторского заказа в пользу авторов произведений

Иностранцам и волонтерам по отдельным гражданско-правовым договорам в связи с проведением в РФ футбольных турниров (п. 7, 8 ст. 420 НК РФ). При этом выплаты, связанные с подготовкой и проведением чемпионата Европы по футболу в 2020 году, не облагаются взносами, если осуществлены по 31.12.2020 включительно

Читайте также: