Расходы государства на пенсионное обеспечение социальные пособия

  • Лекции по экономической теории
  • Лекции по бюджетной системе РФ
  • Лекции по экономике организаций
  • Лекции по экономической безопасности
  • Экономический обзор
  • Спортивный обзор
  • Курьезы

Расходы на социальное обеспечение и социальную защиту населения

Рассмотрим расходы на социальное обеспечение и социальную защиту населения .

Источниками формирования фондов финансирования мероприятий по социальной защите населения является национальный доход государства, создаваемый трудоспособными гражданами, прошедший перераспределение через бюджетную систему и внебюджетные фонды.

В соответствии с законодательством РФ в целях социального обеспечения населения в России созданы и постоянно действуют фонды:

— Пенсионный фонд РФ;

— Фонд социального страхования РФ.

Пенсионный фонд РФ формируется за счет отчислений средств от минимального налога, уплачиваемого юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в связи с применением упрощенной системы налогообложения, ассигнований из федерального бюджета, средств предприятий и других источников дохода.

Пенсионный фонд используется для выплат государственных трудовых пенсий, пенсий по инвалидности, пособий на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет, а также выплат компенсаций пенсионерам.

Исключительно из федерального бюджета производится выплата пенсий военнослужащим, компенсаций Пенсионному фонду РФ расходов по выплате государственных пособий и пенсий, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета, финансирование программ «Дети-сироты», «Дети-инвалиды» и другие.

Расходы на пенсии и пособия планируются по видам пенсий и пособий исходя из среднегодового числа получателей и среднего расхода на одного получателя на основе статистических данных органов социального обеспечения, демографических расчетов и утвержденных размеров пенсий и пособий.

Фонд социального страхования РФ предназначен для финансирования выплат пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка и уходу за ребенком до 1,5 лет, финансирования организаций санаторно-курортного лечения и отдыха.

Источниками формирования фонда социального страхования РФ являются:

— налоговые поступления (отчисления от единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения юридических и физических лиц; минимального налога, взимаемого с товаропроизводителей в связи с применением упрощенной системы налогообложения; единого налога на вмененный доход от отдельных видов деятельности; единого сельскохозяйственного налога);

— добровольные взносы организаций всех форм собственности;

— средства бюджетов различных уровней бюджетной системы (в отдельных случаях).

Средства фонда социального страхования РФ используются на:

— строительство и содержание домов-интернатов для престарелых и инвалидов;

— обеспечение инвалидов средствами передвижения и протезами;

— обучение и трудоустройство инвалидов;

— оказание помощи инвалидам и престарелым в санаторно-курортном лечении;

— оказание помощи малоимущим, многодетным семьям, одиноким матерям;

— оказание помощи реабилитационным центрам, приютам, службам психологической помощи и поддержки и т. д.

Если Россия как социально-ориентированное государство видит себя в системе передовых стран, она непременно должно провести реформирование социальной сферы в направлениях:

— разработки обоснованной нормативной базы формирования фондов на основе государственных минимально-достаточных социальных стандартов;

— пересмотра условий выплат пенсий и пособий по уровню не ниже прожиточного минимума;

— пересмотра условий выплат по болезни, беременности и родам;

— перехода к финансированию пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей в пределах 1-1,5% фонда заработной платы с возмещением расходов, превышающих этот уровень;

— отказа от субсидирования санаторно-курортных мероприятий, кроме как реально нуждающимся;

— перевода страховых выплат по инвалидности в систему обязательного пенсионного страхования;

— сокращения числа или полной ликвидации фондов и создания единого фонда социальной защиты населения РФ.

На период пандемии коронавируса государство в лице Президента объявило о введении новых мер поддержки населения, о которых слышал каждый. Разбираемся для начала, по какому принципу выстроена поддержка вообще.

Социальная защита, социальная помощь, социальное обеспечение: как не запутаться в терминах

Прежде всего, стоит сказать, что государство занимается адресной поддержкой населения - т.е. выдает пособия, льготы и выплаты не всем без исключения, а определенным категориям гражданам. Это касается социальной помощи населению . А социальная защита выстроена гораздо шире, ею охвачены все жители страны: это и обязательное медицинское страхование, и МРОТ, и страховые начисления работодателей и пр.

Социальная защита - это целая система мер , направленных на создание условий для нормального удовлетворения важных потребностей граждан.

Социальное обеспечение, социальное страхование и социальная помощь - это формы социальной защиты.

  • Социальное обеспечение предоставляет некоторым гражданам преимущества, чтобы выравнять социальное положение гражданина.
  • Социальное страхование защищает граждан от всяких социальных рисков, а именно - от потери трудоспособности.
  • Социальная помощь- это финансирование крайне нуждающихся категорий граждан.

Что касается социальной помощи, по большому счету все население страны можно разделить на две группы: те, кто имеют право на получение социальной поддержки, и те, кто его не имеют. Из-за особенностей жизни в нашей стране эти две группы также могут разделиться, и получится уже три группы:

  • те, кто имеют право на льготы и получают их;
  • те, кто имеют право на льготы, но не получают их (не оформили, не знают о своих правах, запутались в коридорах социальной защиты и пр.);
  • те, кто не имеют права на льготы и не получают их.

Этой весной из-за коронавируса к этим группам добавилась еще одна группа: те, кто имеют право на получение выплат, объявленных Президентом.

Льготные категории населения

  • Инвалиды
  • Семьи с детьми
  • Ветераны
  • Малообеспеченные граждане
  • Матери-одиночки
  • Дети-сироты
  • Безработные
  • Приемные семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов
  • Лица, пострадавшие от радиации
  • Люди, находящиеся в трудной жизненной ситуации

Государственная и негосударственная защита

Социальной защитой занимается не только государство, однако мало кто об этом помнит.

Задачи социальной защиты:

  • обеспечить людей пенсиями;
  • обеспечить различные пособия;
  • бесплатное медицинское обслуживание;
  • предоставление санаторно-курортного лечения;
  • социальная помощь семьям, имеющим детей;
  • обеспечение жильем за счет государственных фондов и т.д.

Делать это может как государство, так и негосударственные организации.

Государство организует социальную защиту в следующих формах:

  • Пенсионное обеспечение;
  • Система социального обслуживания и социальных услуг;
  • Предоставление льгот;
  • Меры социальной поддержки.

Негосударственные организации занимаются:

  • Благотворительностью;
  • Добровольным социальным страхованием;
  • Частным здравоохранением, поддержкой талантливых детей и пр.

А еще не стоит забывать о целой системе разного рода учреждений, которые занимаются социальной защитой населения: это внебюджетные фонды:

  • Фонд социального страхования (на нем оплата по больничным лежит, например);
  • Фонд обязательного медицинского страхования
  • и всеми любимый Пенсионный фонд России.

Кроме того, есть отделения управления социальной защиты населения, центры социального обслуживания, ресурсные центры, центры социальных услуг и пр.

Иными словами, социальная защита - это целая огромная Вселенная, разобраться в которой с первого раза не получится. Однако в это стоит вглядеться глубоко, может, найдете полагающиеся вам дополнительные способы государственной поддержки. В следующей статье рассмотрим меры социальной поддержки, принятые этой весной из-за коронавируса.

14 сентября 2020


Минтруд России подготовил проект бюджета Пенсионного фонда России на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. Проект бюджета подготовлен Пенсионным фондом на основании параметров прогноза Минэкономразвития России.

Согласно проекту, средства бюджета ПФР будут направлены на предоставление материнского (семейного) капитала, на выплату страховых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, доплат к пенсиям, дополнительного материального обеспечения, федеральной социальной доплаты к пенсии неработающим пенсионерам, ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан, предоставление компенсации для оплаты стоимости проезда к месту отпуска и обратно лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и других социальных выплат. Перечень выплат сформирован исходя из государственных обязательств, закрепленным федеральным законодательством. Все эти меры социальной поддержки и социального обеспечения граждан составляют обязательные расходы Пенсионного фонда.

В 2021 году бюджет ПФР составит 9,6 трлн рублей. На выплату пенсий будет направлено 8,4 трлн рублей, на осуществление ежемесячной денежной выплаты – 425 млрд рублей.

В 2021 году Пенсионный фонд обеспечит выплату пенсий для 43 млн человек. С учетом прогноза рождаемости на 2021 год право на материнский капитал будет предоставлено 1,2 млн семей.

Размер пенсионных выплат заложен в бюджете с учетом размеров пенсионного обеспечения, предусмотренным действующим законодательством. Так, в соответствии с нормами закона, индексация страховых пенсий неработающим пенсионерам предусмотрена на уровне 6,3%, а социальных пенсий - на уровне 2,6%. Так, среднегодовой размер страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров в 2021 году составит 17443 рубля. Всего на финансирование выплаты страховых пенсий в 2021 году запланированы средства в сумме 7,8 трлн рублей, на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, доплат к пенсии, компенсаций, пособия на погребение будет направлено 632,7 млрд рублей.

Также в проекте бюджета ПФР предусмотрена индексация материнского капитала исходя из прогнозного уровня инфляции 2021 года в 3,7%, определенного в основных параметрах сценарных условий прогноза социально-экономического развития Минэкономразвития России. Соответственно размер материнского капитала в 2021 году составит 483 882 рубля на первого ребенка, 639 432 рубля на второго ребенка, если на первого семья не получала материнский капитал, размер доплаты на второго ребенка, если семья получала материнский капитала на первого ребенка, составит 155 550 рублей. Всего на материнский капитал в 2021 году запланированы средства в сумме 443,3 млрд рублей.

Доходы Пенсионного фонда формируются из страховых взносов и трансфертов федерального бюджета, передаваемых в бюджет Пенсионного фонда для финансового обеспечения социальных обязательств государства, осуществление которых отнесено к компетенции Пенсионного фонда, прочих доходов, в том числе от реализации конфискованного имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений, а также доходов от инвестирования и временного размещения средств пенсионных накоплений. Доходы бюджета Пенсионного фонда в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование сформированы исходя из тарифа страхового взноса в размере 22% в пределах установленной величины базы для исчисления страховых взносов и 10% с сумм выплат, превышающих предельную величину базы для исчисления страховых взносов. При этом для отдельных категорий плательщиков страховых взносов применены льготы, что снижает объем поступлений в Пенсионный фонд. Так, например, для российских организаций, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий, страховые взносы с 2021 года определены исходя из тарифа страхового взноса в размере 6%.

С учетом привлечения переходящих остатков на начало 2021 года все обязательства Пенсионного фонда будут выполнены в сроки, установленные законодательством и в полном объеме.

Проект бюджета Пенсионного фонда России на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов также планируется обсудить на заседании Российской трехсторонней комиссии по социально-трудовым отношениям.

Конституция страны определяет Российскую Федерацию как соци­альное государство, политика которого направлена на создание ус­ловий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Конституция РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Социальное обеспечение представляет собой систему экономиче­ских отношений, направленных на формирование и использо­вание фондов денежных средств государства для материального обеспечения граждан в старости, по инвалидности, предостав­ление пособий и льгот семьям со сравнительно низкими сред­недушевыми доходами и в иных случаях, предусмотренных за- ко нодательсгвом.

Основными видами расходов по социальному обеспечению яв­ляются пенсии и пособия.

Пенсии и пособии Пенсия — это денежная выплата, предоставляемая гражданам, в целях компенсации заработка (дохода), утраченного в

связи с достижением установленного законом возраста, наступлени­ем инвалидности, потерей кормильца, а также по другим основани­ям, право на получение которой определяется по условиям и нор­мам, установленным законодательством Российской Федерации.

К основным видам пенсий по государственному пенсионному обеспечению относятся:

• пенсия по старости;

• пенсия за выслугу лет;

• пенсия по инвалидности.

Пенсия по старости — это пенсия, назначаемая в связи с дос­тижением определенного возраста при наличии требуемого стажа работы. При выполнении этих условий трудовая пенсия может быть назначена как в период работы, так и после ее прекращения.

Пенсия за выслугу лет — разновидность трудовой пенсии. В Рос­сийской Федерации пенсия за выслугу лет устанавливается в связи с длительной работой с особо вредными и тяжелыми условиями труда, а также в связи с некоторой иной профессиональной дея­тельностью.

Пенсия по инвалидности — это пенсия, устанавливаемая в связи с нарушением здоровья человека со стойким расстройством функ­ций организма, приводящим к длительной или постоянной, полной или значительной потере профессиональной трудоспособности или существенным затруднениям в трудовой жизни. Условия и нормы пенсионного обеспечения по инвалидности зависят от характера трудовых отношений, причины наступления инвалидности, степени потери трудоспособности и других факторов. В зависимости от по­тери трудоспособности выделяются три группы инвалидности:

• I группа инвалидности устанавливается гражданам, полно­стью утратившим способность к регулярному профессио­нальному труду в обычных условиях и нуждающимся в по­стоянном постороннем уходе;

• II группа инвалидности устанавливается гражданам, которые также полностью утратили способность к труду, но не нуж­даются в постороннем уходе;

• III группа устанавливается гражданам, частично утратившим способность к профессиональному труду.

Управление финансами государственного пенсионного обеспе­чения возложено на Пенсионный фонд Российской Федерации. Объем получаемых Фондом доходов и выполняемых им пенсион­ных платежей в 2005 г. составил более 1,5 трлн руб. За счет средств Фонда получают пенсии 38,2 млн российских пенсионеров, вклю­чая трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю по­тери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обес­печению, пенсии военнослужащим и их семьям, социальные пен­сии, пенсии государственным служащим.

Пособие — это денежная выплата, которая производится граж­данам в случаях, предусмотренных законодательством, и является одной из форм материального обеспечения в старости, при болезни и потере трудоспособности, а также в некоторых других случаях.

В отличие от пенсии назначение и выплата этих пособий не обусловлены прежней трудовой или иной общественно полезной деятельностью, они устанавливаются лишь в связи с наступлением нетрудоспособности с тем, чтобы материально обеспечить граждан.

которые по каким-либо причинам не получают пенсию, но в силу старости либо плохого состояния здоровья нуждаются в заботе об­щества.

Основными видами пособий являются:

• пособие по временной нетрудоспособности;

• пособие по беременности и родам;

• пособие при рождении ребенка;

• пособие на период отпуска по уходу за ребенком до дости­жения им возраста полутора лет;

• пособие на погребение.

Существуют тл другие виды социального обеспечения: пособие по безработице, профессиональная переподготовка безработных, обучение и трудоустройство инвалидов, предоставление инвалидам индивидуальных средств передвижения, пособия многодетным и одиноким матерям, оплата дополнительных выходных дней одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами детства до достижения ими возраста 18 лет, единовременное пособие жен­щинам, вставшим на учет в женской консультации в ранние сроки беременности (до 12 недель), и т.д.

Социальное страхование Одной из форм социального 1 обеспечения является социальное страхование. Оно представляет собой государ­ственную систему материального обеспечения граждан в старости, и случае временной или постоянной потери трудоспособности, а так­же охраны их здоровья. Осуществляется за счет особых фондов, образуемых из обязательных взносов организаций, а также дотаций из бюджетных средств на материальное обеспечение рабочих, слу­жащих и членов их семей. Основные составляющие финансового механизма социального страхования — взносы, целевые фонды и социальные выплаты.

Выполнение основных функций государства в сфере социально­го страхования возложено на Фонд социального страхования Россий­ской Федерации. Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровне­вой системы государственного социального страхования. Основной функцией Фонда является финансирование выплат пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при ро­ждении ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также пособия на погребе­ние умерших (рис. 9.3).

Рис. 9.3. Структура расходов Фонда социального страхования Российской Федерации по видам пособий в общих расходах на пособия по обязательному социальному страхованию за 2004 г.

Источники финансирования социальной защиты населения Социаль­ное обеспечение, социальное страхование и социальная помощь формируют единый механизм финансового обеспечения социаль­ной защиты населения и должны рассматриваться вместе как часть финансовых отношений.

Финансовое обеспечение социальной защиты населения представ­ляет собой систему распределительных отношений, в процессе которых за счет налогов и специальных взносов формируются централизованные и децентрализованные финансовые ресурсы, направленные на социальное обеспечение, социальное страхо­вание и оказание социальной помощи всем членам общества.

Финансовое обеспечение социальной защиты населения преду­сматривает оценку и планирование объемов необходимых денежных средств, формирование доходов и финансирование расходов, осу­ществление социальных выплат и контроль за эффективным ис­пользованием средств, направляемых на социальную защиту, соци­альное страхование и социальное обеспечение. В основе механизма финансирования социальной защиты населения лежит социальный контракт, который заключается между государством, организация­ми и домохозяйствами. В соответствии с данным контрактом госу­дарство берет на себя обязательство выполнения определенных со­циальных функций перед обществом и определяет тем самым объе-


мы предоставляемых благ, которые теоретически должно опреде­лять само общество.

Можно выделить три источника финансирования социальной защиты населения:

(1) средства налогоплательщиков, за счет которых формируются доходы бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;

(2) страховые средства работодателей и работников;

(3) общественные и частные пожертвования на благотворитель­ность.

Развитие социального обеспечения в России В советский период со­циальные пособия и льготы были призваны частично компенсиро­вать населению низкую заработную плату, служить дополнитель­ным стимулом для работы в особых условиях, связанных с вредны­ми и тяжелыми условиями труда, а также использовались как при­знание особых заслуг перед государством определенной категории населения. Таким образом, советская система социальной защиты населения была призвана решать следующие основные задачи:

(1) оказывать помощь нетрудоспособным гражданам, лишен­ным поддержки со стороны семьи, в том числе пособия на детей, многодетным и одиноким матерям и т.д.;

(2) обеспечивать поддержку граждан с особыми заслугами перед обществом;

(3) осуществлять выплаты пенсий и социальных пособий, в том числе трудовых пенсий, пособий по временной нетрудоспо­собности, предоставлять льготы за работу, связанную с вредными и тяжелыми условиями труда.

Однако необходимо отметить, что, несмотря на то что в целом в данной системе применялись отдельные инструменты для выравни­вания уровня жизни населения, в то же время существовавшая сис­тема социальной защиты была основана на категориальном прин­ципе социальных выплат и льгот. Ото приводило к тому, что соци­альная помощь предоставлялась не тем, кто в ней действительно больше нуждался, а по другим критериям: по трудовому стажу, воз­расту, профессиональной деятельности. В результате помощь по­ступала как в бедные, так и небедные семьи, что, в свою очередь, углубляло социально-экономическое неравенство в стране.

В результате реформ, проведенных в начале 90-х годов XX в. в Российской Федерации, были заложены основы новой системы со­циального обеспечения населения, а также созданы государствен­ные социально-страховые внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ (в 1991 г.), Фонд социального страхования РФ (в 1992 г.),

Фонд занятости населения РФ (в 1993 г.), Федеральный и террито­риальный фонды обязательного медицинского страхования РФ (в 1993 г.).

В принятом в 1999 г. Федеральном законе Nθl78-Φ3 «О госу­дарственной социальной помощи» были сформулированы основные цели предоставления государственной социальной помощи: «. поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также мало­имущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход ко­торых ниже величины прожиточного минимума». Закон устанавли­вал, что получателями государственной социальной помощи могут являться только те граждане, чей среднедушевой доход ниже про­житочного минимума, а также адресное и рациональное использо­вание бюджетных средств, направляемых в данную сферу.

В федеральных законах, указах Президента РФ, постановлениях. Правительства РФ и других нормативных законодательных актах, принятых в 90-х годах, предусматривается предоставление различ­ных пособий, льгот и компенсационных выплат определенным ка­тегориям населения, к которым относятся: беженцы и переселенцы; лица, пострадавшие от репрессий; лица, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; Герои Совет­ского Союза и Герои России; доноры; военнослужащие участво­вавшие в разрешение вооруженных конфликтов на территории Рос­сии и за ее пределами; граждане, пострадавшие вследствие аварии на производственном объединении «Маяк», Семипалатинском полиго­не, Чернобыльской АЭС; ВИЧ-инфицированные и обслуживающие их медицинские работники, а также другие категории граждан.

Таким образом, реформы, проведенные в социальной сфере в 90-х годах XX в., практически не коснулись базовых принципов предоставления социальной помощи советского периода. Многие из нормативных актов, направленных на социальную защиту насе­ления, принимались накануне избирательных кампаний и носили ярко выраженный политический характер. Их существенный недос­таток заключается в том, что большинство социальных пособий, Л выплат и льгот продолжают предоставляться на основе категори­ального признака, а следовательно, социальная помощь не достига­ет малоимущих граждан. Необходимо отметить, что повышение ад­ресности социальной поддержки населения невозможно до тех пор, пока не будут решены проблемы с финансированием уже принятых государством расходных обязательств, касающихся социальной по­

В настоящее время необходимость реформирования системы финансового обеспечения социальной защиты населения в РФ об-

шепризнанна. На правительственном уровне принимаются концеп­ции реформирования пенсионной системы, модернизации системы обязательного медицинского страхования, однако целостная кон­цепция финансового обеспечения защиты населения отсутствует.

Можно выделить следующие основные направления развития финансового обеспечения социальной защиты населения в Россий­ской Федерации:

(1) обеспечение адресности социальной помощи;

(2) приведение расходных обязательств в соответствие с доход­ными возможностями органов власти, которые уполномоче­ны финансировать социальную помошь населению;

(3) повышение эффективности социальной помощи.

Повышение эффективности социальной помощи может быть

достигнуто за счет повышения адресности социальной поддержки и предоставления равных возможностей в социальной поддержке тех граждан, которые реально в ней нуждаются.

Предоставление социальной помощи семьям с доходами ниже официального прожиточного минимума, т.е. соблюдение принципа адресности, позволит сократить контингент получателей и повы­сить долю социальных трансфертов в доходах бедных слоев населе­ния. Таким образом, достигается вертикальное равенство, т.е. про­исходит перераспределение дохода или потребления от богатых сло­ев населения в пользу малообеспеченных.

Предоставление равных возможностей в социальной поддержке тех граждан, которые реально в ней нуждаются, обеспечивает гори­зонтальное равенство и исключают доступ к ней прочих категорий населения.

На эффективность социальной помощи также влияет отноше­ние трансфертов, достигающих тех граждан, которые реально в ней нуждаются, к общему объему социальной помощи.

В конечном итоге эффективность социальной политики зависит от адекватности принципов социального обеспечения.

Принципы социального обеспечения Система социального обеспече­ния основывается на следующих главных принципах.

Принцип солидарности — принцип распределения социальной помощи только в зависимости от нуждаемости, без учета размеров уплачиваемых гражданами налогов и страховых взносов.

Принцип всеобщности — социальное обеспечение распространя­ется на всех трудящихся, без каких-либо исключений и независимо от расы, пола, политических, религиозных и иных убеждений, эт­нического и социального происхождения, имущественного положе­ния, места жительства, по языковым или иным признакам.

Принцип адресности — предполагает предоставление социальной помощи только семьям с доходами ниже официального прожиточ­ного минимума и предусматривает:

• предоставление социальной помощи не категориям населе­ния, а семьям и гражданам;

• разработку системы выявления и учета малоимущих слоев населения;

• проведение проверок обеспеченности населения.

Принцип общедоступности определяет, что условия, которые да­ют право на получение социальных пособий и льгот, доступны ка­ждому.

Принцип многообразия закрепляет различные формы и виды со­циального обеспечения. К формам относятся государственное со­циальное страхование, пенсионное обеспечение, предоставление инвалидам индивидуальных средств передвижения, пособия много­детным семьям и одиноким матерям и т.д.

Именно от полной реализации предложенных принципов зави­сит эффективность новой системы социального обеспечения.

Вопросы теории, методологии и практики финансового обеспечения отраслей социальной сферы нашли отражение в следующих монографиях:

B. И. Басов. Общественные фонды потребления и бюджет (1967)

НА. Горохове. Планирование и финансирование больниц и поликлиник (1967)

Л.И. Тульчинскш. Финансирование проблемы профессионального обра­зования в СССР (1968)

Г.Н. Соболевский. ВВ. Ермаков, В.В. Головтеев. Основы финансирова­ния учреждений здравоохранения (1974)

И. В. Бабановский. Вопросы финансирования здравоохранения в СССР (1976) „

/ГЙ. Ушаков, А. С. Шуруее. Планирование и финансирование подготовки специалистов (1980)

Ю.А. Лешехонов. Ресурсы социального развития в XI пятилетке (1981)

К. И. Субботина. Финансирование народного образования (1985)

Г.Б. Поляк. Финансовое обеспечение социальной сферы (1988)

C. Д. Карастелин, Г.Б. Поляк. Ресурсы социального развития трудовых коллективов (1989)

Е.Н. Шутяк. Финансовое обеспечение социальной защиты населения (2004)

340 "• Централизованные государственные и территориальные финансы КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Охарактеризуйте социально-экономическое значение социальной сферы.

2. Назовите основные принципы финансового обеспечения соци­альной сферы.

3. Охарактеризуйте особенности финансового обеспечения соци­альной сферы.

4. За счет каких ресурсов формируется фонд финансового обеспе­чения социальной сферы?

5. Перечислите направления расходования средств, выделяемых на образование.

6. Назовите основные принципы финансирования системы образо­вания.

7. Какой объем бюджетных средств ежегодно направляется на фи­нансирование культуры?

8. Охарактеризуйте порядок финансирования отдельных видов культурных учреждений.

9. Каково экономическое и социальное значение здравоохранения?

10. Охарактеризуйте состав и структуру источников средств на здра­воохранение.

11. Что представляет собой система обязательного медицинского страхования граждан как. один из элементов рыночного механиз­ма финансирования здравоохранения?

12. Охарактеризуйте расходы на социальное обеспечение и социаль­ную защиту.

Конституция РФ каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Как экономическая категория социальное обеспечение представляет собой систему распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода образуются и используются общественные фонды денежных средств для материального обеспечения и обслуживания граждан.

В этом широком смысле социальное обеспечение включает соответствующее обеспечение всех членов общества независимо от источников образования фондов и организации обеспечения.

Таким образом, социальное обеспечение — это проявление гуманизма, забота общества, государства о человеке, утратившем полностью или частично способность трудиться.

Основные виды расходов по социальному обеспечению — выплаты денежных пенсий и пособий.

Пенсии — это периодические выплаты определенных денежных сумм для материального обеспечения граждан.

Основные виды пенсий:

по случаю потери кормильца.

Некоторым категориям граждан выплачиваются социальные пенсии (пособия). Основные виды пособий:

по временной нетрудоспособности;

по беременности и родам;

при рождении ребенка;

по уходу за ребенком;

на детей военнослужащих срочной службы;

пособие по безработице;

социальная помощь малоимущим.

Существуют и другие формы социального обеспечения: профессионально-техническое обучение, переобучение безработных, переобучение и трудоустройство инвалидов, бесплатное содержание нетрудоспособных в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, протезирование и снабжение инвалидов мото- и велоколясками, автомобилями, организация многих видов помощи на дому и т.д.

Социальное обеспечение и социальное страхование. Нельзя признать обоснованной точку зрения о параллельном существовании социального обеспечения и социального страхования как самостоятельных экономических категорий одного порядка, согласно которой к социальному обеспечению относятся мероприятия, осуществляемые за счет прямых ассигнований государственного бюджета, а к социальному страхованию — мероприятия за счет средств фонда социального страхования.

В направлениях расходов за счет прямых ассигнований на социальное обеспечение из государственного бюджета, Пенсионного фонда и Фонда социального страхования нет различий принципиального характера. Как за счет прямых ассигнований, так и за счет Пенсионного фонда и Фонда социального страхования выплачиваются пенсии по старости, по инвалидности, по выслуге лет, по случаю потери кормильца, пособия по случаю рождения ребенка и на погребение, пособия по беременности и родам и др. Различия состоят только в контингенте обеспечиваемых. Из средств Пенсионного фонда и Фонда социального страхования обеспечиваются рабочие и служащие, научные работники, непосредственно из бюджета — военнослужащие, начальствующий состав органов Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности, таможенных органов и некоторые другие категории.

Источники социального обеспечения. Важное значение имеет вопрос об экономических источниках социального обеспечения, его связях с прежней трудовой деятельностью граждан. Анализ различных фондов социального обеспечения и выплат из них показывает, что источником одних является необходимый продукт, других — прибавочный. Так, выплаты пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам, расходы на обучение и трудовое устройство инвалидов, переобучение безработных своим источником имеют необходимый продукт. Назначение этих выплат — предоставить необходимые жизненные блага работнику в период его временной нетрудоспособности, безработицы. Эти выплаты непосредственно связаны с затратами на воспроизводство рабочей силы.

Иное положение с выплатой пенсий. Это выплаты нетрудоспособным гражданам. В настоящее время в нашей стране численность лиц, получающих пенсии, составляет свыше 38 млн человек.

До начала трудовой деятельности каждое молодое поколение нашей страны содержится как за счет необходимого продукта (в форме оплаты труда родителей), так и за счет прибавочного продукта (в форме льгот и услуг из общественных фондов потребления). С начала трудовой деятельности и до выхода на пенсию (за 35—40 лет) это поколение создает общественный продукт (необходимый и прибавочный) во все увеличивающихся объемах.

Значительно увеличивается часть прибавочного продукта, направленная в фонд накопления. В результате быстро растет объем национального богатства. Следовательно, каждое новое поколение передает последующему значительно больший объем национального богатства (включая основные производственные и непроизводственные фонды), чем само получает от своего предшественника. На этой основе каждое новое поколение своим трудом увеличивает производство валового продукта. При этом возрастает объем как необходимого продукта, используемого на удовлетворение личных потребностей работников материального производства, так и прибавочного продукта, направляемого на развитие производства и на образование общественных фондов потребления, в том числе на содержание нетрудоспособных членов общества.

В экономически развитых государствах выплата пенсий осуществляется из пенсионных фондов, создаваемых в течение многих лет в основном путем вычетов части заработной платы трудящихся. Поэтому там пенсионные фонды представляют собой зарезервированную часть необходимого продукта, которую работник получает после выхода на пенсию по старости или инвалидности.

До 1990 г. в бывшем СССР основным источником социального обеспечения рабочих и служащих являлся бюджет социального стра- ховання, а колхозников — централизованный союзный фонд социального обеспечения колхозников и централизованный союзный фонд социального страхования колхозников.

В целях совершенствования системы управления средствами, направляемыми на социальное обеспечение, гарантированного финансирования выплат пенсий и пособий в условиях перехода к рыночным отношениям, усиления контроля за поступлением и расходованием средств на эти цели Верховным Советом РСФСР были приняты законы об образовании Пенсионного фонда РСФСР, Фонда социального страхования, а затем, в связи с прогнозируемой безработицей, и Фонда занятости населения. В совокупности средства этих фондов создают условия для социальной защиты населения в современных условиях.

Значительные ассигнования на социальное обеспечение направляются непосредственно из государственного бюджета, минуя указанные фонды. За счет их обеспечиваются пенсиями и пособиями военнослужащие Российской армии, железнодорожных войск, внутренних войск МВД, лица рядового и начальствующего состава органов МВД, ФСБ, службы внешней разведки и их семьи и некоторые другие категории граждан.

Бюджетные средства ассигнуются также на обучение и трудовое устройство инвалидов, содержание домов-интернатов для престарелых инвалидов, на протезирование и приобретение транспортных средств для инвалидов, оказание им санаторно-курортной помощи, выплату пособий на детей. За счет бюджетных средств содержатся врачебно-трудовые экспертные комиссии и органы социальной защиты населения.

Следовательно, за счет бюджетных ассигнований на социальное обеспечение создаются условия для возвращения к труду лиц, потерявших трудоспособность, и гарантируется материальное обеспечение отдельных категорий трудящихся при наступлении нетрудоспособности или других обстоятельств, предусмотренных законом.

Осуществление социального обеспечения возложено на Министерства труда и социального развития РФ, республик в составе РФ и их местные органы. В составе Министерства труда и социального развития функционирует Департамент пенсионного обеспечения, на который возложены: разработка предложений по формированию государственной федеральной политики пенсионного обеспечения и ее реализации во взаимодействии с органами власти субъектов Федерации; организация и методическое обеспечение работы по назначению, перерасчету, выплате и доставке пенсий; обеспечение единообразного применения федерального пенсионного законодательства и подготовка предложений по его совершенствованию, осуществление контроля за правильностью начисления и выплаты пенсий, содействие развитию негосударственных форм пенсионного обеспечения и некоторые другие задачи.

Назначение пенсий и пособий офицерам, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы Российской армии, пограничных войск, железнодорожных войск, внутренних войск МВД, лицам рядового и начальствующего состава органов МВД, Федеральной службы безопасности, службы внешней разведки и их семьям осуществляется соответствующими ведомствами.

Расходы на пенсии и пособия планируются исходя из численности пенсионеров и размеров пенсий в планируемом периоде.

. В, ндщей стране право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца в соответствии с Конституцией РФ гарантируется различными формами социального обеспечения. Трудящиеся из своей заработной платы на свои будущие пенсии вносят 1 % заработка. Фонд для обеспечения нетрудоспособных выделяется и используется ежегодно в процессе распределения внутреннего валового продукта и национального дрхода.

Поскольку неработающие пенсионеры не создают ни необходимого ни прибавочного продукта и в период их трудовой деятельности пенсионный фонд для них не создавался, постольку источником ежегодно образуемого пенсионного фонда является та часть внутреннего валового и национального дохода, которая создана прибавочным трудом работающего поколения, т.е. прибавочный продукт.

Принципы социального обеспечения. Важной особенностью социального обеспечения являются гуманные принципы его построения.

Всеобщность. Принцип заключается в том, что при нетрудоспособности по возрасту или вследствие инвалидности социальная обеспеченность распространяется на всех трудящихся, без каких-либо исключений и независимо от пола, возраста, национальности, расы, характера и места работы, форм ее оплаты. Социальному обеспечению подлежат все нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца: несовершеннолетние дети, братья, сестры, внуки, престарелые или нетрудоспособные жена (муж), отец, дед, бабушка и некоторые другие.

Общедоступность — условия, определяющие право на ту или иную пенсию, доступны для всех. Так, при средней продолжительности жизни в 70 лет право на пенсию по старости возникает у мужчин в возрасте 60 лет, а у женщин — в возрасте 55 лет, а для занятых на тяжелых видах труда пенсионный возраст для мужчин понижен до 50—55 лет, а для женщин до 45—50 лет. Стаж, необходимый для получения этой пей-' сии, установлен для мужчин 25 лет, для женщин — 20 лет, а занятых на тяжелых работах — еще ниже. Следовательно, всем, кто честно трудится, этот стаж доступен еще задолго до наступления старости.

Размер и форма обеспечения зависят от прошлого труда: длительности стажа, условий работы, размера заработной платы, других факторов, связанных с трудовой и общественной деятельностью. Этот принцип находит свое отражение в социальном обеспечении опосредованно, через заработную плату, поскольку пенсии и многие виды пособий исчисляются от заработной платы.

Разнообразие предоставляемых форм обеспечения и услуг — это пенсии и пособия, трудоустройство, разнообразные мероприятия по укреплению здоровья, предупреждению и снижению заболеваемости, помещение в дома-интернаты для инвалидов и престарелых, обеспечение мото- и велоколясками и автомобилями, протезирование и т.д.

Демократический характер организации социального обеспечения и его управления. Особенно велика в этом роль профессиональных союзов, представители которых участвуют в работе комиссий по назначению пенсий и в работе органов медико-социальной экспертизы, принимают непосредственное участие совместно с администрацией в оформлении документов уходящих на пенсию работников через комиссии по пенсионным вопросам при фабричных, заводских местных комитетах профсоюза. Большую работу по социальному обеспечению трудящихся проводят постоянные комиссии по социальному обеспечению и здравоохранению местных органов власти.

Вопросы теории, методологии и практики финансового обеспечения отраслей социальной сферы нашли отражение в следующих монографиях:

В.И. Басов. Общественные фонды потребления и бюджет (1967);

И.А. Гороховер. Планирование и финансирование больниц и поликлиник (1967);

Л.И. Тулъчинский. Финансовые проблемы профессионального образования в СССР (1968);

Г.Н. Соболевский, В.В. Ермаков, В.В. Головтеев. Основы финансирования учреждений здравоохранения (1974); [6]

И.В. Бабановский. Вопросы финансирования здравоохранения в СССР (1976);

Г. И. Ушаков, А. С. Шуру ев. Планирование и финансирование подготовки специалистов (1980);

ЮА. Пешехонов. Ресурсы социального развития в XI пятилетке (1981);

К.И. Субботина. Финансирование народного образования (1985);

Г.Б. Поляк. Финансовое обеспечение социальной сферы (1988);

С.Д. Карастелин, Г.Б. Поляк. Ресурсы социального развития трудовых коллективов (1989).

Вопросы социального обеспечения в СССР и РФ рассмотрены в следующих работах:

B.C. Андреев. Социальное обеспечение в СССР (1986);

В.А. Ачаркан. Государственные пенсии (1967);

И.В. Гущин. Советское право социального обеспечения: вопросы теории (1982);

M.JI. Захаров, Э.Г. Тучкова. Социальное обеспечение и обслуживание пенсионеров (1988);

Г.В. Сулейманова. Социальное обеспечение и социальное страхование (1997);

Л.И. Пронина. Проблемы развития социального обеспечения (1992);

М.С. Ланцев. Социальное обеспечение в СССР (экономический аспект) (1976).

Читайте также: