Распоряжение правительства рф развитие пенсионной системы

Распоряжение Правительства от 25 декабря 2012 года №2524-р. Необходимость подготовки Стратегии обусловливается экономическими и демографическими вызовами, стоящими перед отечественной системой пенсионного страхования. Реализовать Стратегию предполагается в несколько этапов. В связи с этим распоряжением утверждается план-график подготовки проектов федеральных законов, направленных на её реализацию.

Документ

Распоряжение Правительства от 25 декабря 2012 года №2524-р

Документ внесён Минтрудом России в целях выполнения поручения Президента Российской Федерации и обеспечения подготовки и внесения в Государственную Думу проектов сопутствующих федеральных законов.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Правительству поручено разработать проект Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы, предусмотрев в нём механизм увеличения размера пенсии гражданам, выразившим намерение продолжать работать по достижении пенсионного возраста и принявшим решение отсрочить назначение пенсии, а также определив меры, гарантирующие сохранность пенсионных накоплений и обеспечивающие доходность от их инвестирования.

Распоряжением утверждается Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации (далее – Стратегия).

Необходимость подготовки Стратегии обусловливается экономическими и демографическими вызовами, стоящими перед отечественной системой пенсионного страхования.

Основными целями развития пенсионной системы Стратегией определены:

  • гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения;
  • обеспечение сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы.

Реализация Стратегии позволит решить следующие задачи:

  • обеспечение коэффициента замещения трудовой пенсией по старости утраченного заработка до 40% при нормативном страховом стаже и средней заработной плате в Российской Федерации;
  • достижение приемлемого уровня пенсий для среднего класса за счёт участия в корпоративных и частных пенсионных системах (дополнительно не менее 15% коэффициента замещения);
  • обеспечение среднего размера трудовой пенсии по старости не менее 2,5–3 прожиточных минимумов пенсионера (в 2030 году не менее 3 ПМП);
  • поддержание приемлемого уровня страховой нагрузки для субъектов экономической деятельности с единым тарифом страховых взносов для всех категорий работодателей;
  • обеспечение сбалансированности формируемых пенсионных прав с источниками их финансирования;
  • развитие трёхуровневой пенсионной системы для групп с разными доходами (для средне - и высокодоходных категорий – с опорой на добровольное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение);
  • повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной системы.

Кроме того, Стратегией предусматривается реформирование института досрочных пенсий и предлагается для работодателей, имеющих рабочие места с особыми условиями труда, установить дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Исходя из анализа проблем, обозначившихся в процессе функционирования накопительной составляющей пенсионной системы, предлагается комплекс мер, направленных на её совершенствование:

  • перераспределение тарифа страховых взносов с предоставлением застрахованным лицам, которые осуществили выбор в пользу формирования средств пенсионных накоплений, права выбора формирования средств пенсионных накоплений в негосударственном пенсионном фонде или управляющей компании в размере 2% или 6% тарифа страховых взносов на накопительную составляющую пенсионной системы;
  • создание многоуровневой системы гарантий сохранности пенсионных накоплений, включая систему объединённых гарантийных фондов;
  • расширение перечня инструментов для инвестирования средств пенсионных накоплений;
  • расширение состава финансовых институтов, допускаемых к участию в формировании пенсионных накоплений, за счёт включения страховых компаний и кредитных организаций.

В целях построения полномасштабной системы пенсионного обеспечения Стратегией предусматривается определить основы создания и функционирования корпоративных пенсионных систем, а также необходимые условия для осуществления работодателями корпоративного пенсионного обеспечения своих работников и принципы государственного контроля за указанной деятельностью.

Для совершенствования формирования пенсионных прав в системе Стратегией предусматривается переход к новой формуле расчёта трудовых пенсий на основе нормативной продолжительности стажа (35 лет), а также специальном порядке расчёта пенсий по инвалидности и по потере кормильца, отражающий социально значимый характер данного вида обеспечения.

В целях стимулирования более продолжительной трудовой деятельности для граждан, принявших решение работать после достижения пенсионного возраста и отсрочить назначение пенсии, в Стратегии предлагается предусмотреть её установление в более высоком размере.

Реализовать Стратегию предполагается в несколько этапов. В связи с этим распоряжением утверждается план-график подготовки проектов федеральных законов, направленных на её реализацию.

Из-за перемен, произошедших в конце восьмидесятых и начале девяностых годов, правительству России потребовалось реформировать пенсионную систему (ПС), которая действовала в Советском Союзе, и адаптировать ее к условиям рыночной экономики.

Советская ПС предусматривала предоставление пенсий за счет денег из госказны, тогда как в новых реалиях она оказалась нежизнеспособной. По этой причине правительство разработало масштабный план, соответственно с которым ПС должна была постепенно реформироваться до 2025 г.

Бесплатно по России

Этапы

Процесс реформирования ПС в России можно поделить на 4 основных этапа.

Развитие с 1990 года до первой реформы

В девяностых правительство приняло несколько законодательных актов, которые были направлены на то, чтобы сформировать систему обязательного пенсионного страхования (ОПС). Становление сегодняшней ПС РФ на данном этапе, в свою очередь, можно поделить на несколько важных стадий

Вступление в силу ФЗ «О пенсионном обеспечении в РСФСР» от 20 ноября 1990 г

Суть его состояла в том, чтобы ввести ОПС сотрудников организаций. Это позволило бы создать пенсионные фонды, которые гарантируют предоставление пенсионных выплат россиянам за счет взносов, совершаемых работодателем.


Таким образом, правительство надеялось подчеркнуть идею солидарности людей разного возраста, гарантировать нормальную старость людям. Уплачивать взносы нужно было обязательно. Нормы и условия совершения отчислений в фонды регламентировались государством.

Вступление в силу ФЗ «О правилах расчета и повышения пенсионных выплат» от 21 июля 1997 г. номер 113

Обусловлены изменения были тем, что зарплаты начали планомерно увеличивать. Это позволило увеличить и пенсионные выплаты. Однако после принятия данного закона пенсионное обеспечение стало зависеть от ИПК (индивидуального пенсионного коэффициента).

Пенсии рассчитывались по формуле, в которой в качестве параметров выступали:

  • величина заработной платы в процентах;
  • наработанный стаж;
  • средняя зарплата гражданина;
  • средняя заработная плата по России.

Принятие решающих Федеральных законов

  • «О государственных пенсиях» от 15 декабря 2001 г. номер 166;
  • «Об ОПС» от 15 декабря 2001 г. номер 167;
  • «О трудовых пенсионных выплатах» от 17 декабря 2001 г. номер 173;
  • «Об инвестициях в накопительную часть пенсионного обеспечения» от 24 июля 2002 г. номер 111.

Главная цель принятия перечисленных законов – повышение уровня жизни россиян посредством увеличения пенсий. Соответственно с данными законопроектами, пенсии должны были быть расширены за счет накопительной части. Теперь пенсионное обеспечение стало зависеть лишь от зарплаты и объема взносов в фонд, а не от рабочего стажа.

Принятие ФЗ «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. номер 400

Данный законопроект дал возможность назначать страховые выплаты россиянам, застрахованным соответственно с законодательным актом 2001 г., вне зависимости от накопительной пенсии. Страховые пенсии предназначались для россиян, которые имели проблемы со здоровьем, потеряли работоспособность, лишились кормильца.

Реформа 2015 года

С 1992 г. демографическая обстановка в России стала ухудшаться, что спровоцировало уменьшение числа работоспособных граждан. В подобных условиях правительству приходилось за счет бюджетных средств отчислять деньги в ПФР, чтобы полностью удовлетворить нужды по покрытию выплат пенсионерам. Для решения проблемы с недостатком денег правительство запланировало проведение долгосрочной пенсионной реформы.

Основным изменением стало введение страхового стажа, который позволял россиянам быть уверенными в том, что в пожилом возрасте они обязательно получать хотя бы минимальные выплаты. Однако при этом для оформления трудового пенсионного обеспечения стало необходимо наработать установленный законодательно стаж.


Еще одним изменением 2015 г. являются пенсионные баллы (ПБ), которые россияне должны были копить, будучи официально трудоустроенными. Число ПБ стало зависеть от объема взносов в ПФР, которые осуществлял наниматель.

Сторонники измененной системы подсчета пенсионного обеспечения полагали, что она достаточно эффективна для всех россиян, заботящихся о собственной старости. Однако были и те, кто не поддерживал изменения, указывал на их существенные минусы.

Так, показатель обязательного стажа начал постепенно повышаться. До 2015 г. он равнялся 5 годам, тогда как к 2024 г. он станет равен минимум 15 годам. Аналогично дело обстояло и с ПБ – в 2015 г. минимально необходимое их количество равнялось 6.6, а к 2025 г. должно стать равно 30.

Реформа 2017

В 2016-2017 гг. стали выдвигаться инициативы об увеличении возраста выхода на пенсию в Российской Федерации. Некоторые из них были согласованы с правительством и утверждены ФЗ «Об изменении некоторых законодательных актов» от 23 мая 2016 г. номер 143.

Сначала данные нововведения отразились на сотрудниках государственных структур, возраст выхода на пенсию которых в 2017 г. повысили на полгода. Тогда он стал равняться 55.5 годам для женщин и 60.5 годам для мужчин. Плановое увеличение возраста правительство намеревалось проводить поэтапно.

Еще одно изменение 2017 г. – повышение отчислений в ПФР для самозанятых граждан. Если россиянин занимался предпринимательством, он должен был своевременно ознакомиться со сведениями, касающимися величины обязательных отчислений. Также с 2017 г. администрировать страховые отчисления стала ФНС. ПФР продолжил администрировать отчисления, сделанные до 2017 г., и добровольные взносы.

Кроме того, в том же году повысилась фиксированная выплата (из-за февральской и апрельской индексаций). Это привело к тому, что размер минимального пенсионного обеспечения увеличился. Гарантированное увеличение назначалось автоматически, без участия россиян. Государственные пенсии повысились на 2.6 процента.

Пенсионная реформа 2019 года

Последние изменения произошли в текущем году — начался новый этап реформирования ПС РФ, на котором возраст выхода на пенсию будет постепенно повышаться (с 55 до 60 лет для женщин, с 60 до 65 лет для мужчин).


Нововведения касаются большей части россиян, однако предусмотрены определенные льготы для людей, занимающих должности из установленного законодательно специального перечня (врачи, актеры, учителя). Также льготные условия действуют для тех, кто живет в северных регионах; матерей с минимум 3 детьми; граждан, стаж которых превышает 42 года (для мужчин) или 37 лет (для женщин).

Изменения пока не затронули тех, кто работает на вредных производствах. Кроме того, реформа не распространяется на вопросы, связанные с пенсиями работников силовых структур, служащих армии и чиновников.

Их пенсионные права регламентируются отдельными законопроектами. По этой причине многие СМИ описывали данную ситуацию так, будто для перечисленных групп граждан пенсионный возраст вовсе не увеличивается, что расходится с действительностью.

Планируется, что увеличение возраста выхода на пенсию даст возможность перенаправить частично освободившийся бюджет ПФР на повышение пенсионных выплат (примерно на 1000 руб. в год). По факту, это повышение уровня жизни пожилых россиян за счет людей, не достигших пенсионного возраста.

Законодательной базой реформы считается законопроект об улучшении пенсионного законодательства (Государственная Дума приняла закон в окончательном чтении 27.09.2018 г.). Совет Федерации одобрил закон 03.10.2018 г. Тогда же Владимир Путин подписал закон.

Сегодня увеличение пенсионного возраста из-за старения населения считается общемировой тенденцией, осуществляется почти в каждой стране.

Новая реформа, разумеется, скажется и на других сторонах общественной жизни в Российской Федерации (ситуация на рынке труда, занятость, реализация национальных проектов и даже семейный уклад).

Пока что большая часть россиян отрицательно воспринимает реформу. Те, кто поддерживает изменения, считают, что данная реформа необходима для развития России в долгосрочной перспективе.

Что представляет собой пенсионная система сегодня

Сегодня российская ПС делится на 3 категории:

  1. Государственные пенсии. Государственной структурой, которая отвечает за назначение пенсионного обеспечения, считается ПФР. Государственная пенсия предоставляется россиянам из российской казны, распределяется среди людей, относящихся к определенным категориям граждан.
  2. ОПС. Сюда относятся выплаты из ПФР либо НПФ. Назначаются большей части трудоустроенных граждан по достижении ими определенного возраста.
  3. Негосударственные пенсии. Сюда относятся выплаты из НПФ. Назначены такие выплаты могут быть гражданину, который заключил договор с негосударственным фондом для обеспечения повышенного уровня жизни на пенсии. Отчисления делаются непосредственно физлицом. При этом любая фирма может гарантировать своим работникам негосударственную пенсию, заключив договор с НПФ.

Окажется ли эффективна пенсионная реформа – покажет время. Возможно, повышение пенсионного возраста приведет к положительным для российских граждан изменениям в будущем.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть интересное видео по теме:

19 ноября Госдума на своем пленарном заседании рассмотрит три ключевых законопроекта по пенсионной реформе, связанных с пенсионной формулой - "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии", "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О страховых пенсиях" и "О накопительной пенсии".

Пенсионная реформа

В 2012 году в России было объявлено очередное реформирование пенсионной системы. Старт реформе дал 7 мая президент России Владимир Путин, подписав указ "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики". Во исполнение этого указа Министерством труда и социальной защиты РФ (Минтруд России) совместно с Пенсионным фондом России (ПФР) была разработана и 25 декабря 2012 года утверждена правительством России Стратегия развития пенсионной системы РФ до 2030 года.

Основные цели Стратегии - гарантирование социально приемлемого уровня пенсий и долгосрочная финансовая устойчивость. Средний размер трудовой пенсии по старости планируется довести к 2030 году до 2,5-3 прожиточных минимумов пенсионера (в настоящее время этот показатель равен 1,75).

Реализация Стратегии предусматривает совершенствование формирования пенсионных прав в распределительной составляющей пенсионной системы (введение новой пенсионной формулы), реформирование накопительной составляющей, развитие корпоративного пенсионного обеспечения, а также совершенствование тарифно-бюджетной политики. Для этого необходимо принять ряд федеральных законов и внести изменения в действующее законодательство.

В 2013 году правительством РФ были подготовлены и одобрены проекты федеральных законов по реформированию пенсионной системы. В октябре в Госдуму внесен пакет из 10 основных законопроектов, которые будут лежать в основе реформы.

Предлагается трансформировать трудовую пенсию, разделив ее на страховую пенсию, которая будет рассчитываться по новой пенсионной формуле (с использованием балльной системы), и на накопительную пенсию, порядок исчисления которой останется прежним. Пенсионный возраст увеличиваться не будет, но вводится механизм стимулирования граждан к более позднему выходу на пенсию. Изменения затронут также долю обязательной накопительной части пенсионных отчислений, которая сократится с 6 до 0 процентов. Кроме того, планируется подвергнуть реорганизации негосударственные пенсионные фонды (НПФ) и создать систему гарантирования пенсионных накоплений.

Основная часть реформы - переход на новые принципы формирования пенсии - начнется с 2015 года. В полной мере пенсионная реформа коснется людей, которые начнут свою трудовую деятельность с 1 января 2015 года. Все пенсионные права, заработанные до этой даты по действующему законодательству, сохранятся и будут конвертированы, то есть пересчитаны в баллы. В полной мере сохранятся пенсии для работающих пенсионеров, досрочные пенсии и нынешний механизм индексации пенсий.

Проект закона "О страховых пенсиях"

Проект федерального закона "О страховых пенсиях" вводит новую пенсионную формулу для назначения трудовой страховой пенсии по старости.

Главное отличие новой пенсионной формулы в том, что трудовая пенсия будет формироваться не в абсолютных цифрах (рублях), а в пенсионных коэффициентах (баллах). Они будут начисляться работающему гражданину за каждый год трудовой деятельности, исходя из уровня зарплаты и уплаченных страховых взносов. Пенсия будет зависеть от стажа и заработка (сегодня ее размер зависит в первую очередь от объема страховых взносов).

Чтобы получить право на трудовую страховую пенсию по старости, необходимо будет иметь трудовой стаж не менее 15 лет (максимальную пенсию обеспечит страж не менее 30 лет) и величину индивидуального пенсионного коэффициента ("проходной балл") не менее 30.

В страховой стаж наравне с периодами работы будет засчитывается также ряд "нестраховых" периодов - период военной и приравненной к ней службы, уход за детьми до полутора лет, инвалидами, детьми-инвалидами и др.

В перспективе размер пенсии будет выше у тех граждан, которые будут выходить на пенсию позже общеустановленного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин). За каждый год отсрочки страховая пенсия будет увеличиваться на соответствующий премиальный коэффициент (балл).

Многие параметры новой формулы будут вводиться постепенно. Так, минимальный стаж с нынешних 5 лет будет увеличиваться в течение 10 лет ежегодно на один год и достигнет своего значения (15 лет) к 2025 году. Установленное число баллов, необходимое для получение права на назначение пенсии, будет постепенно расти с 6,6 в 2015 году до 30 в 2025 году. Также поэтапно за 7 лет будет повышаться предельный размер зарплаты, с которой уплачиваются страховые взносы.

Условия возникновения права на страховую пенсию по инвалидности и по случаю потери кормильца (социальные пенсии) сохраняются в прежнем виде.

Проект федерального закона "О накопительной пенсии" предусматривает выделение накопительной части трудовой пенсии из состава трудовой пенсии по старости и преобразование ее в самостоятельный вид пенсии.

Как и сейчас, накопительная пенсия будет устанавливается лицам, имеющим право на назначение страховой пенсии по старости при наличии средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной пенсии.

По аналогии со страховой пенсией, для накопительной предусматриваются льготные условия для тех лиц, которые обратятся за ее назначением позднее общеустановленного пенсионного возраста.

Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием федеральных законов "О страховых пенсиях" и "О накопительной пенсии" вносит соответствующие изменения законодательство, вытекающие из новых пенсионных законов (изменения носят технический характер).

Накопительная часть пенсии

12 ноября Госдума приняла в первом чтении законопроект, продлевающий до 31 декабря 2015 года срок, в который гражданам (1967 года рождения и моложе) нужно определиться с накопительной частью пенсии.

Законопроект предусматривает, что, начиная с 2016 года, 6 процентов будут направляться на финансирование накопительной части трудовой пенсии только тех лиц, которые своевременно заявили о своем желании инвестировать средства пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) либо частную управляющую компанию (УК). Таким образом, отчисления в накопительную часть трудовой пенсии "молчунов" (их пенсионные накопления находятся под управлением Внешэкономбанка, государственной УК) - тех, кто не определится с выбором, автоматически будут сокращены до 0 процентов. Изначально предлагалось, что с 2014 года у "молчунов" отчисления в накопительную часть сократятся с 6 до 2 процентов.

Для работников, которые с 1 января 2014 года только начинают трудовую жизнь, период выбора (участвовать в накопительной части или нет) составит 5 лет. Ранее молодежь была лишена права выбора.

Граждане, уже выбиравшие в 2013 году между 6 и 2 процентами, смогут сделать новый выбор в течение 2014-2015 годов.

Также 12 ноября Госдума приняла в первом чтении законопроект, касающийся порядка взыскания платежей в государственные внебюджетные фонды. Планируется сохранить тариф страховых взносов на уровне 30 процентов до 2016 года включительно, а малому бизнесу продлить льготный тариф в 20 процентов до 2018 года.

Кроме того, Госдуме в ближайшее время предстоит рассмотреть проект федерального закона, предусматривающий гарантирование пенсионных накоплений (по типу уже существующего страхования депозитов в банках).

Предлагается создать двухуровневую систему гарантирования. Каждый НПФ, занимающийся обязательным пенсионным страхованием (ОПС), должен будет создать свой фонд. Также будет создан общенациональный фонд гарантирования пенсионных накоплений, объединяющий всех страховщиков. Управление общенациональным фондом планируется возложить на госкорпорацию "Агентство по страхованию вкладов". Заключать новые договора по ОПС будут иметь возможность только фонды - участники системы гарантирования. Допуск НПФ в эту систему будет осуществлять Центробанк РФ.

Также будут рассмотрены поправки в действующее законодательство, регулирующее деятельность НПФ.

С 1 января 2014 года предлагается изменить организационно-правовую форму фондов. Создание новых НПФ станет возможным только в форме акционерных обществ. Ныне действующие НПФ, являющиеся некоммерческими организациями, обязаны будут преобразоваться в АО или ликвидироваться. Предполагается, что НПФ работающие по ОПС, должны будут завершить реорганизацию до 2016 года. До тех пор (пока НПФ не станут АО и не заработает система страхования накоплений( новые пенсионные накопления граждан попадут под временное управление ВЭБа.

Предусматривается ввести отдельные нормы надзора за фондами. Кроме того, будет изменен период выбора застрахованным лицом НПФ при заключении договора ОПС: вводится выбор страховщика один раз в 5 лет (вместо нынешнего ежегодного) и ограничение смены страховщика за 5 лет до наступления пенсионного возраста.

Госдуме предстоит рассмотреть еще один законопроект, предусматривающий увеличение до 4,5 лет периода, засчитываемого в страховой стаж в связи с уходом за ребенком. Ныне в страховой стаж входит период ухода за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более 3 лет в общей сложности.

По состоянию на 1 января 2013 года, пенсии за счет средств ПФР получали 40 млн 573 тыс. пенсионеров (без учета военных пенсионеров(, в том числе 33 млн 451 тыс. - пенсии по старости, 2 млн 909 тыс. - социальные пенсии, 2 млн 490 тыс. - пенсии по инвалидности, 1 млн 362 тыс. - по случаю потери кормильца. Доля работающих пенсионеров в общей численности составляла почти 34 процента (13 млн 669 тыс. человек).

В добровольных пенсионных программах участвуют 6 млн 7 тыс. человек, корпоративные пенсии получают 1 млн 5 тыс. россиян.

Средний размер трудовой пенсии по старости составляет 10 тыс. 700 рублей, социальной пенсии - около 6 тыс. рублей.

В Пенсионный фонд РФ работодателем отчисляется 22 процента от заработной платы работника, из них 10 процентов идет в страховую часть и 6 процентов - в накопительную.

Отчисления на накопительную часть пенсии начали осуществляться с 2002 года. Граждане имеют право держать свои пенсионные накопления либо в государственной УК, в качестве которой выступает ВЭБ, либо одной из частных УК, отобранных ПФР, либо выбрать для этих целей один из НПФ. На накопительную пенсию имеют право граждане 1967 года рождения и моложе.

Сумма общих пенсионных накоплений граждан составляет 2 трлн 639 млрд 3 млн рублей. Основная доля сосредоточена в ВЭБе (более 1 трлн 6 млрд рублей; 56 млн 5 тыс. граждан) и НПФ (около 900 млрд рублей; более 20 млн граждан). Средняя доходность частных управляющих компаний за девять месяцев 2013 года составила 5,2 процента годовых, доходность по расширенному портфелю ВЭБа (именно в нем сосредоточены средства "молчунов") - 6,94 процента.

На 1 июля 2013 года из 127 НПФ обязательными пенсионными накоплениями занимались 99. К октябрю число НПФ, имеющих право работать по обязательному пенсионному страхованию, сократилось до 95.

Сегодня широкая законодательная база, учитывающая любые возможные нюансы, определяет такую важнейшую сторону жизни каждого гражданина нашей страны, как государственная пенсионная система Российской Федерации. Реформа, появившаяся в 2001-м году, касающаяся пенсий, способствовала принятию Федерального закона о необходимости пенсионного страхования. Начиная с 2002-го года система выдачи пенсии стала такой, какой мы ее знаем сегодня.



Структура пенсионной системы Российской Федерации

Пенсионная система РФ это - представляет собой совокупность законов, задачей которых является поддержка и организация регулярной передачи денежных средств для лиц, уже вышедших на пенсию.

Система государственного пенсионного обеспечения распределяется по трем основным группам:

  • Государственное пенсионное обеспечение. Государственной организацией, отвечающей за оплату пенсии, является Пенсионный Фонд Российской Федерации. Пенсия от государства передается гражданам из федерального бюджета, распределение ведется среди узких слоев населения.
  • Обязательное пенсионное страхование. Это выплаты от Пенсионного Фонда или Негосударственной Пенсионной компании. Эта пенсия по труду, предоставляется большинству работающих людей. Накопление средств ведется из обязательных страховых взносов, которые переводятся работодателем в ПФР.
  • Негосударственное пенсионное обеспечение.­­ Данная система ведется частными Пенсионными Фондами и может быть индивидуальным и корпоративным. Получить подобные выплаты может любой человек или организация, решившая заключить отдельный договор с НПФ и обеспечить более высокий уровень жизни на пенсии. Оплачивается подобная услуга пенсионными взносами отдельного человека или компании, ведущей дополнительную защиту средств своих работников.

В трех этих группах можно установить ряд определенных особенностей, каждое отдельное обеспечение работает по определенным принципам, способно предоставить людям разнообразные варианты обеспечения на пенсии.

Стоит внимательно отнестись к структуре системы по расчету и выдаче пенсий РФ.

Как работает система государственного пенсионного обеспечения?

Целью государственного пенсионного обеспечения является начисление базовой части:


Финансируется государственное пенсионное обеспечение из федерального бюджета. Производится это из сумм единого социального налога, за перечисление которого отвечает работодатель.

Государственную систему пенсионного обеспечения составляют две части:

  • государственное пенсионное обеспечение;
  • государственное пенсионное страхование.
-->

Аспекты обязательного страхования

Главное в системе страхования, обеспечивающего обязательную выплату пенсии – это создание определенного запаса средств за счет постоянного перевода работодателем определенной суммы на лицевой счет работника:

  • в Пенсионном Фонде России;
  • на Негосударственном пенсионном фонде.


Пенсионные накопления гражданина могут быть увеличены в результате грамотного управления ими и благодаря правильному инвестированию. В частности, заключив договор с негосударственным пенсионным фондом, а кроме того в результате самостоятельных дополнительных пенсионных взносов по государственной программе софинансирования пенсий или дополнительного пенсионного обеспечения.

Итак, теперь можно рассматривать средства, направляемые лицам, вышедшим на пенсию, как сумму трех составляющих, которыми являются обязательные пенсионные системы РФ:

  • Страховая;
  • Накопительная;
  • Дополнительная.

В чем суть частных пенсионных фондов?

В 2004 году появилась возможность передать свои пенсионные накопления для их сохранения и преумножения в частную компанию.

Накопить на старость теперь можно в таких крупных негосударственных пенсионных фондах:

  • Внешэкономбанк;
  • Сбербанк;
  • АО НПФ «Открытие»;
  • КИТ Финанс;
  • Наследие;
  • Благосостояние.

Это не полный перечень таких организаций, но эти компании имеют большинство участников. Полный перечень можно посмотреть на официальном сайте ПФР.

Чем занимаются и отличаются от ГПФ

Пенсия, на которую переводит отчисления работник, делится на 2 части. Первая распределяется между нынешними пенсионерами, а вторая остается за работником и накапливается в течение жизни. Но чтобы инфляция не съела все сбережения, они должны приносить доходы. Именно для этого были созданы негосударственные фонды. Основное отличие от государственного фонда – возможность делить средства лица между несколькими компаниями и формировать портфель.

Фатально ошибиться с их выбором невозможно. Все фонды на территории РФ работают по единым принципам, имеют лицензию от ЦБ и проходят его регулярные проверки.

Механизм перевода накоплений из государственного фонда в негосударственный прописан в Постановлении Правительства.

Перевести финансы довольно просто. Нужно выбрать НПФ, с которым хочется сотрудничать, затем заключить договор. Если это индивидуальный пенсионный план, то потребуется также оплатить первый взнос.

На большинстве сайтов НПФ можно перевести пенсию удаленно, через их сайт. Потребуется подтвержденная учетная запись в «Госуслуги», данные паспорта и СНИЛС.

Начисление пенсионных баллов

В соответствии с федеральным законом №350-ФЗ от 3 октября 2018 года в России начинается постепенное повышение общеустановленного возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости и пенсии по государственному обеспечению. Изменения будут происходить поэтапно в течение длительного переходного периода, который составит 10 лет и завершится в 2028 году. В результате пенсионный возраст будет повышен на 5 лет и установлен на уровне 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. В 2018 году пенсионный возраст женщин составлял 55 лет, пенсионный возраст мужчин – 60 лет.

Для постепенного повышения пенсионного возраста предусмотрен длительный переходный период продолжительностью 10 лет (с 2019 по 2028 год). Адаптацию к новым параметрам пенсионного возраста в первые несколько лет переходного периода также обеспечивает специальная льгота – назначение пенсии на полгода раньше нового пенсионного возраста. Она предусмотрена для тех, кто должен был выйти на пенсию в 2019 и 2020 годах по условиям прежнего законодательства. Это женщины 1964–1965 года рождения и мужчины 1959–1960 года рождения. Благодаря льготе пенсия по новым основаниям будет назначаться уже в 2020 году: женщинам в возрасте 56,5 лет и мужчинам в возрасте 61,5 лет.

В течение всего переходного периода продолжают действовать требования по стажу и пенсионным баллам, необходимым для назначения страховой пенсии по старости. Так, в 2020 году для выхода на пенсию требуется не менее 11 лет и 18,6 коэффициента пенсионных балла. Для правильно расчета пенсионного возраста вы можете воспользоваться пенсионным калькулятором.

Государственная программа «Развитие пенсионной системы» не утверждена. Данные приведены из проекта.

Ответственный исполнитель государственной программы – Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

Участники программы:

  • Министерство внутренних дел Российской Федерации,
  • Министерство финансов Российской Федерации,
  • Пенсионный фонд Российской Федерации,
  • Федеральная таможенная служба,
  • Федеральная служба безопасности Российской Федерации,
  • Федеральная служба исполнения наказаний,
  • Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков,
  • Министерство обороны Российской Федерации.

Цели программы::

  • Создание условий для обеспечения социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения;
  • обеспечение сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы.

Задачи программы:

  • Совершенствование системы управления обязательным пенсионным страхованием и формирования пенсионных прав в распределительной составляющей пенсионной системы;
  • совершенствование института накопительной составляющей в пенсионной системе и развитие досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
  • исполнение государственных обязательств в сфере государственного пенсионного обеспечения; своевременное и в полном объеме пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной и приравненной к ней службы, и их семей.

Структура государственной программы:

  • Подпрограмма 1. Развитие обязательного пенсионного страхования (распределительный компонент).
  • Подпрограмма 2. Развитие обязательного пенсионного страхования (накопительный компонент) и досрочного негосударственного пенсионного обеспечения.
  • Подпрограмма 3. Развитие государственного пенсионного обеспечения.
  • Подпрограмма 4. Развитие пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной и приравненной к ней службы, и их семей.

Целевые индикаторы и показатели:

  • Соотношение трудовой пенсии по старости (с 2015 г. – страховой пенсии по старости, фиксированной выплаты к ней и накопительной пенсии) с прожиточным минимумом пенсионера, %
  • Рост среднего размера трудовой пенсии по старости (с 2015 г. – страховой пенсии по старости, фиксированной выплаты к ней и накопительной пенсии) к размеру трудовой пенсии по старости в 2012 г., %
  • Доходность средств пенсионных накоплений , %
  • Рост социальной пенсии (к размеру социальной пенсии в 2012 г.), %
  • Рост среднегодового размера пенсий федеральных государственных служащих (к размеру пенсии федеральных государственных служащих в 2012 г.), %
  • Рост пенсий граждан, уволенных с военной и приравненной к ней службы (к размеру пенсий граждан, уволенных с военной и приравненной к ней службы, в 2012 г.), %
  • Уровень информированности граждан (мужчин возраста 18-60 лет и женщин возраста 18-55 лет) о порядке формирования пенсионных прав и расчета пенсии в системе обязательного пенсионного страхования, %
  • Уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации (далее-граждане) качеством предоставления государственных услуг Пенсионным фондом Российской Федерации, %
  • Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, %.

Государственная программа «Развитие пенсионной системы» реализуется в 2015 — 2020 годах в один этап.
Ожидаемые результаты реализации госпрограммы:

  • соотношение трудовой пенсии по старости (с 2015 г. – страховой пенсии по старости, фиксированной выплаты к ней и накопительной пенсии) с прожиточным минимумом пенсионера составит 177 %;
  • соотношение объема трансфертов федерального бюджета на сбалансированность (с 2015 года на обязательное пенсионное страхование), валоризацию, компенсацию выпадающих доходов бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, возмещение расходов по выплате трудовых пенсий (с 2015 г. — страховой пенсии по старости, фиксированной выплаты к ней) в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов с объемом ВВП, к 2020 году составит 2,49 %;
  • рост среднего размера страховой пенсии по старости, фиксированной выплаты к ней и накопительной пенсии (к размеру трудовой пенсии по старости 2012 г.) составит 168 %;
  • рост социальной пенсии (к размеру социальной пенсии 2012 г.) составит 193 %;
  • рост пенсий федеральных государственных служащих (к размеру пенсии федеральных государственных служащих 2012 г.) составит 155 %;
  • рост пенсий граждан, уволенных с военной и приравненной к ней службы (к размеру пенсии граждан, уволенных с военной и приравненной к ней службы 2012 г.), составит 166 %;
  • обеспечение доходности средств пенсионных накоплений на уровне не ниже доходности размещаемых выпусков государственных ценных бумаг, номинированных в валюте Российской Федерации;
  • сохранение уровня страховой нагрузки для субъектов экономической деятельности на уровне 2013 года — в отношении большинства плательщиков – 22 % для заработной платы работников, не превышающей предельную величину базы для начисления страховых взносов, и неперсонифицированного тарифа — 10 % сверх установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов;
  • уровень информированности граждан (мужчин возраста 18-60 лет и женщин возраста 18-55 лет) о порядке формирования пенсионных прав и расчета пенсии в системе обязательного пенсионного страхования достигнет 50 %;
  • доля граждан, имеющих доступ к получению государственных услуг ПФР по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг, достигнет 90 %;
  • ожидание в очереди при обращении граждан в территориальные органы ПФР составит не более 15 минут;
  • уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных услуг Пенсионным фондом Российской Федерации достигнет 90 %;
  • доля граждан, использующих механизм получения государственных услуг ПФР в электронной форме, достигнет 70 %.

Объёмы бюджетных ассигнованийза за счет средств федерального бюджета составляет 28995146587,5 тыс. рублей, в том числе по подпрограммам:

Читайте также: