Ратификация соглашений по пенсионному обеспечению

21 января стало известно о завершении внутригосударственного согласования договора о выплате пенсий тем гражданам стран ЕАЭС, которые работают в других странах союза. Теперь каждое государство – член объединения будет производить пенсионные выплаты за период работы сотрудника на своей территории. Однако претендовать на них сможет лишь тот, кто оформит свои трудовые отношения с работодателем по всем правилам.

Пенсии на подходе

О завершении внутреннего согласования «Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов Евразийского экономического союза» на встрече с представителями пенсионных фондов и ведомств стран ЕАЭС сообщил министр по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимур Жаксылыков. Внутригосударственное согласование, по его словам, завершилось, и в ближайшее время документ будет рассмотрен Коллегией и Советом ЕЭК, после чего его направят на подписание. Скорее всего, в течение ближайшего года соглашение будет согласовано и подписано, после чего вступит в законную силу.

Пенсии – крайне чувствительный в политическом и социальном отношении вопрос, наглядным свидетельством чего является последняя пенсионная реформа в России.

А в развитии ЕАЭС на протяжении последнего года было не так уже много прорывных проектов, которые могли бы вывести союз на новую ступень интеграции. Проектов же, которые затрагивали бы жизнь большого числа рядовых граждан, еще меньше. Более того, опросы показывают снижение интереса населения к теме евразийской интеграции. И ЕАЭС в этой ситуации крайне важно показать динамику, которая позитивно отражалась бы на обычных людях и демонстрировала им нужность союза.

От договора до соглашения

Возможность выплаты пенсий гражданам стран ЕАЭС, которые работают вне пределов «своего» государства, предусмотрена договором об учреждении союза, подписанным 29 мая 2014 г. в Астане. Пункт 3 статьи 98 этого договора гласит, что пенсионное обеспечение граждан союзных стран осуществляется в соответствии с внутренним законодательством, а также отдельным международным договором. На момент учреждения союза противоречия по этому вопросу урегулированы не были, и его решение было отложено на более поздний срок. Договориться же о выплате пенсий удалось лишь через пять лет после создания ЕАЭС.

Об одобрении договора по «евразийским пенсиям» ЕЭК сообщала еще в декабре 2016 г. Однако решение это, судя по всему, оказалось не окончательным, и распоряжение об одобрении Коллегией проекта договора появилось лишь 26 июня 2018 г.

Документ предусматривает обеспечение граждан стран ЕАЭС, работающих на территории других союзных государств, пенсиями на тех же условиях, что и «коренное» население, а также их выплату независимо от места проживания.

Именно положение об экспорте пенсии и открывает возможность ее получения гражданами стран ЕАЭС, которые работали в других странах союза.

Кому положена пенсия

Проект соглашения гласит, что право на пенсию определяется внутренним законодательством того государства, на территории которого получен трудовой стаж (статья 7, пункт 1). Если же этого стажа не хватает, то учитывается стаж, приобретенный в других странах ЕАЭС, если они не совпадают по времени (ст. 1, п. 2). В России также учитывается стаж, который был получен в СССР. Для того, чтобы на пенсию вообще можно было претендовать, на территории данного государства необходимо отработать не менее 12 полных месяцев. Что касается размера пенсии, то он также определяется исключительно внутренним законодательством.

Выплата предусмотренных соглашением пенсий будет осуществляться лишь после его вступления в силу и за тот стаж, который получен в последующий период.

А за стаж, полученный до этого момента, пенсии начисляются в соответствии с соглашением о пенсионном обеспечении граждан стран СНГ, подписанным 13 марта 1992 г. в Москве. Последнее гласит, что за выплату пенсий своим гражданам несут непосредственную ответственность сами государства Содружества. На них же ложатся и все необходимые финансовые расходы. Если же пенсионер решит сменить страну проживания, то пенсия ему будет выплачиваться по ее законам.

При всей революционности соглашения о «евразийских пенсиях», которое, впрочем, еще не вступило в силу, в нем есть одно существенное условие. Стаж, на основании которого можно претендовать на пенсию, должен быть приобретен легально. То есть с работодателем необходимо оформить трудовой договор и выплачивать в бюджет все положенные налоги и выплаты. А значит, в легализации и соблюдении законов будут заинтересованы сами трудовые мигранты. Иначе никаких законных оснований претендовать на выплату пенсий у них просто не будет.

Александр Шустов, международный обозреватель, кандидат исторических наук

Законом N 20-З ратифицировано Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств — членов ЕАЭС (далее — Соглашение), подписанное 20.12.2019. После вступления его в силу трудящиеся смогут получать пенсию не только за время работы у себя на родине, но и за время работы в других странах ЕАЭС.

Соглашение вступит в силу после его ратификации всеми государствами — членами ЕАЭС, а именно с даты получения депозитарием по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления об этом .

Остановимся на основных положениях Соглашения.

1. Формирование пенсионных прав трудящихся будет осуществляться на тех же условиях и в том же порядке, что и формирование пенсионных прав граждан государства трудоустройства. То же самое касается и реализации права на назначение и выплату пенсии . Это значит, что пенсионное обеспечение трудящихся будет осуществляться и реализовываться на равных с гражданами страны трудоустройства условиях, независимо от того, в какой стране ЕАЭС они работали.

На заметку
Государствами — участниками ЕАЭС являются Россия, Беларусь, Армения, Кыргызстан и Казахстан.

2. За назначением пенсии трудящийся может обратиться в компетентный орган как государства проживания, так и (или) государства трудоустройства .

3. Определены виды пенсий, на которые будет распространяться Соглашение . В Беларуси положения документа будут применяться в отношении трудовых пенсий :

— за выслугу лет (кроме пенсий военнослужащих, приравненных к ним лиц, членов их семей и госслужащих);

— по случаю потери кормильца.

На пенсию за особые заслуги перед республикой, а также социальные пенсии нормы Соглашения не распространяются .

4. Выплата назначенной пенсии будет осуществляться по выбору трудящегося :

— в государстве проживания либо

— государстве — члене ЕАЭС, назначившем пенсию.

Из этого следует, что трудящиеся будут иметь возможность получать заработанные на территории государств — членов ЕАЭС пенсии независимо от того, какое из этих государств изберут для проживания в пенсионный период.

5. Каждое государство будет определять право на пенсию и исчислять ее размер в соответствии со своим национальным законодательством . При этом по общему правилу право на пенсию в соответствии с Соглашением возникает при наличии не менее 12 полных месяцев стажа работы, приобретенного на территории государства — члена ЕАЭС, по законодательству которого трудящийся претендует на назначение пенсии . Например, гражданину Беларуси, чтобы получить пенсию за периоды работы в России, нужно отработать на ее территории минимум 12 месяцев.

6. Для определения права на пенсию предусмотрена возможность суммирования стажа, полученного в других странах ЕАЭС, в случае если того стажа, что приобретен на территории одной из них, недостаточно для возникновения права на пенсию. Но только если такой стаж работы не совпадает по времени .

7. Каждое государство — член ЕАЭС будет назначать и выплачивать пенсию за стаж работы на его территории, приобретенный после вступления в силу Соглашения . То есть, к примеру, Беларусь будет платить пенсии за периоды работы на ее территории.

Пример
Гражданин Армении после вступления в силу Соглашения будет работать в Беларуси. При возникновении права на пенсию по условиям пенсионного законодательства нашей страны Беларусь назначит ему пенсию за стаж, приобретенный именно в нашем государстве.

Обратите внимание!
При исчислении размера пенсии за стаж, приобретенный до вступления Соглашения в силу, будут применяться нормы Соглашения о гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, а для Беларуси и России — Договора между Россией и Беларусью о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2006 .

Читайте этот материал в ilex >>
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex


Пенсия в ЕАЭС - Соглашение подписано

20 декабря 2019 года в Санкт-Петербурге прошло заседание Высшего Евразийского экономического совета, на котором главами государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) было подписано Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза.

Работа над проектом Соглашения проводилась Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) совместно с государствами-членами ЕАЭС с 2014 года.

Как отмечено на сайте ЕЭК , после вступления Соглашения в силу трудящиеся ЕАЭС будут получать пенсию не только за периоды работы у себя на родине, но и за периоды работы в других государствах ЕАЭС. Каждое государство будет платить пенсию по своему законодательству.

Соглашением определены виды пенсий, на которые оно будет распространяться.

До сих пор из-за различий в пенсионных системах стран ЕАЭС пенсионные права трудовых мигрантов формировались не во всех странах (например, в Казахстане и Кыргызстане). Там же, где такая практика существовала (в России, Беларуси), трудящиеся при возвращении на родину не могли их реализовать.

АО «ЕНПФ» отмечает, что в Казахстане Соглашение будет распространяться на правоотношения по уплате пенсионных взносов в ЕНПФ и на пенсионные выплаты из ЕНПФ при достижении пенсионного возраста, установлении инвалидности 1,2 групп бессрочно, единовременные выплаты наследникам.

Теперь, к примеру, если гражданин Российской Федерации, Армении, Кыргызстана, Беларуси после вступления в силу Соглашения будет работать в Казахстане по трудовому или гражданско-правовому договору, то он будет участвовать в накопительной пенсионной системе путём ежемесячного перечисления пенсионных взносов в ЕНПФ в порядке и на условиях, которые установлены национальным пенсионным законодательством Республики Казахстан.

При этом право на их получение возникнет по достижению пенсионного возраста по законодательству Республики Казахстан или при установлении инвалидности 1,2 групп бессрочно, также по законодательству Республики Казахстан.

В случае, если гражданин Казахстана приобретёт стаж работы (например, 3-5 лет) на территории страны члена ЕАЭС после вступления в силу Соглашения, то при возникновении права на пенсию по условиям пенсионного законодательства страны трудоустройства (достижение пенсионного возраста, наличие определённого трудового стажа, количества индивидуального пенсионного коэффициента - в РФ), страна в которой трудился мигрант назначит пенсию за отработанный трудовой стаж именно в этой стране. При этом гражданин Казахстана будет вправе подать заявление с документами на назначение и выплату пенсии в Пенсионный фонд страны ЕАЭС или в ЕНПФ.

Перечень документов для назначения и выплаты пенсии трудящемуся будет регулироваться национальным законодательством каждого государства-члена ЕАЭС.

Обращаем внимание, что Соглашение вступит в силу только после его ратификации всеми странами ЕАЭС.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Пенсия в ЕАЭС - Соглашение подписано

20 декабря 2019 года в Санкт-Петербурге прошло заседание Высшего Евразийского экономического совета, на котором главами государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) было подписано Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза.

Работа над проектом Соглашения проводилась Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) совместно с государствами-членами ЕАЭС с 2014 года.

Как отмечено на сайте ЕЭК , после вступления Соглашения в силу трудящиеся ЕАЭС будут получать пенсию не только за периоды работы у себя на родине, но и за периоды работы в других государствах ЕАЭС. Каждое государство будет платить пенсию по своему законодательству.

Соглашением определены виды пенсий, на которые оно будет распространяться.

До сих пор из-за различий в пенсионных системах стран ЕАЭС пенсионные права трудовых мигрантов формировались не во всех странах (например, в Казахстане и Кыргызстане). Там же, где такая практика существовала (в России, Беларуси), трудящиеся при возвращении на родину не могли их реализовать.

АО «ЕНПФ» отмечает, что в Казахстане Соглашение будет распространяться на правоотношения по уплате пенсионных взносов в ЕНПФ и на пенсионные выплаты из ЕНПФ при достижении пенсионного возраста, установлении инвалидности 1,2 групп бессрочно, единовременные выплаты наследникам.

Теперь, к примеру, если гражданин Российской Федерации, Армении, Кыргызстана, Беларуси после вступления в силу Соглашения будет работать в Казахстане по трудовому или гражданско-правовому договору, то он будет участвовать в накопительной пенсионной системе путём ежемесячного перечисления пенсионных взносов в ЕНПФ в порядке и на условиях, которые установлены национальным пенсионным законодательством Республики Казахстан.

При этом право на их получение возникнет по достижению пенсионного возраста по законодательству Республики Казахстан или при установлении инвалидности 1,2 групп бессрочно, также по законодательству Республики Казахстан.

В случае, если гражданин Казахстана приобретёт стаж работы (например, 3-5 лет) на территории страны члена ЕАЭС после вступления в силу Соглашения, то при возникновении права на пенсию по условиям пенсионного законодательства страны трудоустройства (достижение пенсионного возраста, наличие определённого трудового стажа, количества индивидуального пенсионного коэффициента - в РФ), страна в которой трудился мигрант назначит пенсию за отработанный трудовой стаж именно в этой стране. При этом гражданин Казахстана будет вправе подать заявление с документами на назначение и выплату пенсии в Пенсионный фонд страны ЕАЭС или в ЕНПФ.

Перечень документов для назначения и выплаты пенсии трудящемуся будет регулироваться национальным законодательством каждого государства-члена ЕАЭС.

Обращаем внимание, что Соглашение вступит в силу только после его ратификации всеми странами ЕАЭС.

Подписание в Санкт-Петербурге на декабрьском саммите ЕАЭС Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств — членов Евразийского экономического союза означает, что после его ратификации трудящиеся будут иметь возможность получать заработанные на территории государств — членов ЕАЭС пенсии независимо от того, какое из этих государств изберут для проживания в пенсионный период.


Принцип пропорциональности

Теперь, как поясняется в официальном сообщении ЕЭК, трудящиеся смогут получать пенсию не только за периоды работы у себя на родине, но и за периоды работы в других государствах ЕАЭС. При этом перечень документов для назначения и выплаты пенсии будет отдельно регулироваться в каждом государстве — члене ЕАЭС национальным законодательством. «Соглашением определены виды пенсий, на которые оно будет распространяться, а также виды пенсий, которые будут экспортироваться. До сих пор из-за различий в пенсионных системах стран Евразийского экономического союза пенсионные права трудовых мигрантов формировались не во всех странах. Там же, где такая практика существовала, трудящиеся при возвращении на родину не могли их реализовать», — резюмируется в сообщении.

Подписанное Соглашение предполагает, что трудящийся (член семьи) имеет право обратиться за назначением и выплатой пенсии в компетентный орган государства проживания и (или) в компетентный орган государства трудоустройства: «Дата подачи заявления и других документов в целях пенсионного обеспечения в компетентный орган одного государства-члена считается датой их подачи в компетентный орган другого государства-члена», — отмечается в Соглашении.

Как пояснило Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь в своем комментарии по поводу произошедшего события, «каждое государство — участник Соглашения будет назначать и выплачивать пенсию за стаж на его территории, сформированный после вступления в силу Соглашения. Для определения права на пенсию предусматривается возможность суммирования стажа за периоды трудовой деятельности на территории ЕАЭС. Выплата назначенной пенсии будет осуществляться по выбору трудящегося: в государстве проживания либо государстве, назначившем пенсию».

В настоящее время идут согласование порядка взаимодействия между компетентными органами государств-членов ЕАЭС по применению норм Соглашения и утверждение документов (формуляров), которыми будут обмениваться эти органы. Соглашение основано на принципе пропорциональности. Это означает, что, как отмечается в майском 2018 года комментарии Минтруда Беларуси, государства принимают на себя ответственность по финансированию будущих пенсий трудящимся-мигрантам за периоды работы на своей территории, как если бы эти граждане проживали в стране трудоустройства. Причем в период работы взносы уплачиваются в пенсионный фонд государства трудоустройства.

«Евразийский» стаж

Далее в комментарии поясняется, что при возвращении мигрантов на родину расходы на пенсии за «зарубежный» стаж остаются за странами, в которых велась трудовая деятельность (с уплатой пенсионных взносов), и не возлагаются на страну проживания пенсионера. В то же время трудящимся предоставляется право на получение пенсионных выплат от каждого из государств, на экономику которых они работали. То есть после ратификации Соглашения Республика Беларусь будет платить пенсии за периоды работы на своей территории.

Кроме того, уточняется, что пенсии за стаж работы в государствах — членах ЕАЭС будут выплачиваться из пенсионных фондов этих государств. При этом каждой страной — участницей Договора ЕАЭС будут обеспечены учет трудового стажа на своей территории и выплата заработанной части пенсии (в размере, предусмотренном национальным законодательством государства, где проходила работа).

Данный механизм апробирован двенадцатилетней практикой совместного пенсионирования согласно Договору между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения, который вступил в силу 29 марта 2007 года. Как в Союзном государстве, так и в ЕАЭС легальная миграция способствует формированию общего рынка труда, является драйвером интеграции.

Соглашение «состыковало» пенсионные законодательства всех пяти государств —членов ЕАЭС. Так, в Республике Беларусь оно распространяется на трудовые пенсии: по возрасту; за выслугу лет (кроме пенсий военнослужащих, приравненных к ним лиц, членов их семей и государственных служащих); по инвалидности; по случаю потери кормильца. А, к примеру, в Казахстане — на пенсионные выплаты из единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ) за счет сформированных пенсионных взносов, и, кроме того, касается правоотношений по уплате пенсионных взносов в ЕНПФ и на пенсионные выплаты из ЕНПФ при достижении пенсионного возраста, установлении инвалидности 1-й, 2-й групп бессрочно, единовременные выплаты наследникам.

Определены по Соглашению пенсионные взносы в Республике Армения — это налоги и (или) иные взносы, дающие право на пенсию; в Республике Беларусь — страховые взносы на обязательное пенсионное страхование; в Республике Казахстан — пенсионные взносы в единый накопительный пенсионный фонд; в Кыргызской Республике — страховые взносы в Пенсионный фонд и Государственный накопительный пенсионный фонд; в Российской Федерации — страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.


Равенство территорий

Исходя из статьи 4 Соглашения, равенство территории и экспорт пенсии предполагают, что «пенсии выплачиваются компетентными органами, в том числе в случае проживания трудящегося (члена семьи) на территории другого государства-члена. Трудящийся (член семьи) имеет право на получение пенсии на территории государства проживания либо государства-члена, назначившего пенсию».

В этой статье также указано, что размеры пенсий не могут быть уменьшены, их выплата не может быть приостановлена или прекращена на основании местожительства трудящегося (члена семьи) на территории другого государства-члена, если иное не установлено Соглашением. Исключение могут составлять лишь выплаты (доплаты), которые в соответствии с законодательством государства-члена устанавливаются с учетом местожительства трудящегося (члена семьи) на территории этого государства-члена.

В формулировке 6-й статьи Соглашения, пожалуй, наиболее лаконично отражается его основная направленность: «Назначение и выплата пенсии в соответствии с законодательством одного государства-члена не влияют на право трудящегося (члена семьи) на одновременное назначение и выплату пенсии этого и (или) другого вида согласно законодательству другого государства-члена».

Как это должно быть реализовано, на примере Казахстана поясняется в комментарии АО «ЕНПФ»: «Если гражданин Российской Федерации, Армении, Кыргызстана, Беларуси после вступления в силу Соглашения будет работать в Казахстане по трудовому или гражданско-правовому договору, то он будет участвовать в накопительной пенсионной системе путем ежемесячного перечисления пенсионных взносов в ЕНПФ в порядке и на условиях, которые установлены национальным пенсионным законодательством Республики Казахстан. При этом право на их получение возникнет по достижении пенсионного возраста по законодательству Республики Казахстан или при установлении инвалидности 1-й, 2-й групп бессрочно, также по законодательству Республики Казахстан».

С другой стороны, если гражданин Казахстана приобретет стаж работы на территории страны — члена ЕАЭС после вступления в силу Соглашения, то при возникновении права на пенсию по условиям пенсионного законодательства страны трудоустройства государство, в котором трудился мигрант, назначит пенсию за отработанный трудовой стаж именно в этой стране, отмечается в комментарии.

Немаловажное уточнение содержится в статье 7: «Право на пенсию, за исключением накопительной пенсии, а также трудовых (страховых) пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, в соответствии с Соглашением возникает при наличии не менее 12 полных месяцев стажа работы, приобретенного на территории государства-члена, согласно законодательству которого трудящийся (член семьи) претендует на назначение пенсии».

Подписанное Соглашение — еще один шаг к обеспечению свободы перемещения трудовых ресурсов, являющейся одной из основополагающих в евразийском интеграционном объединении.

Николай ЛЕВЧУК, кандидат политических наук








Сейчас в России действует 20 международных соглашений или договоров о выплате пенсий за рубежом, говорится на сайте Пенсионного фонда России (ПФР). Они заключены с 24 странами.

Действительными остаются несколько соглашений, которые были подписаны еще СССР. Они касаются сотрудничества в области социального обеспечения, в том числе выплаты пенсий, с Чехословацкой Республикой (подписано 2 декабря 1959 года, утратило силу в отношении Чешской Республики), Румынской Народной Республикой (24 декабря 1960 г.), Венгерской Народной Республикой (20 декабря 1962 г.) и Монгольской Народной Республикой (6 апреля 1981 года).

Остальные международные соглашения и договоры были подписаны уже Россией. Часть из них основана на принципе территориальности, часть — на принципе пропорциональности.

Какие соглашения основаны на принципе территориальности и что это значит для пенсионера?

Принцип территориальности означает, что пенсию назначает и выплачивает то государство, на территории которого проживает гражданин. Расчет делается по нормам его национального законодательства. При этом учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории и страны проживания и страны, гражданином которой является человек.

Если пенсионер-россиянин переезжает на территорию страны, с которой есть подобный международный договор (и наоборот), но при этом по законодательству данного государства ему не положена пенсия, выплаты продолжит делать Россия, пока он не приобретет право на пенсию на новом месте жительства.


Подобные соглашения действуют с Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном, Узбекистаном и Украиной («Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения», 13 марта 1992 г.), а также Молдавией (10 февраля 1995 г.), Грузией (16 мая 1997 г.), Литвой (29 июня 1999 г.). Отдельное соглашение с Казахстаном, подписанное 27 апреля 1996 года, гарантирует пенсионные права жителям города Байконура.

Какие договоры и соглашения основаны на принципе пропорциональности?

Принцип пропорциональности означает, что расходы на выплату пенсии распределяются между двумя странами: каждая делает выплаты только за стаж, выработанный на ее территории. Такие международные договоры действуют с Испанией (11 апреля 1994 г.), Болгарией (27 февраля 2009 г.), Эстонией (14 июля 2011 г.), Израилем (6 июня 2016 г.), Республикой Сербия (19 декабря 2017 г.).

Договоры с Белоруссией (24 января 2006 г.) и Латвией (18 декабря 2007 г.) тоже основаны на принципе пропорциональности, но отличаются тем, что за стаж, приобретенный во время их нахождения в составе СССР, пенсию назначает государство-преемник союзной республики, на территории которой проживал пенсионер. Подобное условие содержит договор с Чехией (8 декабря 2011 г.): стаж не менее 1 года, приобретенный до 31 декабря 2008 года, учитывается по законодательству страны, на территории которой в это время постоянно проживал пенсионер.

Кроме того, 15 января 1993 года Россия подписала с Украиной временное соглашение о пенсионных правах граждан, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Согласно документу, эти люди имеют право на досрочную пенсию по старости независимо от места их постоянного проживания на территории обоих государств. В целом система пенсионного обеспечения таких граждан основана на принципе пропорциональности.

Какие еще международные договоры о выплате пенсий подписала Россия?

По двум международным соглашениям пенсионное обеспечение осуществляется особым образом. Соглашения с Республикой Абхазия (14 апреля 2014 г.) и Южной Осетией (25 ноября 2016 г.) касаются пенсионного обеспечения россиян, постоянно проживающих в этих странах. Пенсия им назначается и выплачивается в соответствии с российским законодательством. При этом данным гражданам положена доплата к пенсии до среднего уровня в Северо-Кавказском федеральном округе. Однако за стаж, выработанный на территории Республики Абхазия или в Южной Осетии после 1 января 2002 года, выплаты делают эти страны в соответствии с их законодательством.


Как выплачиваю пенсии в странах, с которыми нет пенсионного соглашения?

Если пенсионер проживает на территории страны, с которой РФ не имеет соглашения или договора, ее выплачивает ПФР в соответствии с российским законодательством. Россиянам, проживающим за границей, положены страховые пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению (за исключением социальных), доплаты к пенсиям летчикам, шахтерам, ядерщикам, за особые заслуги, ежемесячные выплаты ветеранам ВОВ.

Чтобы назначить пенсию за границей или восстановить ее (если человек успел выйти на нее в России), нужно подать заявление в ПФР лично или через законного представителя. Деньги будут перечисляться на карточку пенсионера либо выдаваться его доверенному лицу.

Пенсионеры, которые живут за границей и получают пенсию по российскому законодательству, должны ежегодно подтверждать факт нахождения в живых. Для этого они могут обратиться в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ, а также в любое отделение ПФР на территории России.

О ГАРАНТИЯХ ПРАВ ГРАЖДАН ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ

СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В ОБЛАСТИ

(Москва, 13 марта 1992 года)

Правительства государств - участников настоящего Соглашения,

руководствуясь статьями 2, 4 этого Соглашения о создании Содружества Независимых Государств,

исходя из необходимости защиты прав граждан в области пенсионного обеспечения,

сознавая, что каждое государство - участник Содружества должно нести непосредственную ответственность за пенсионное обеспечение своих граждан,

признавая, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения,

признавая необходимость неукоснительного соблюдения обязательств по международным соглашениям, заключенным СССР по вопросам пенсионного обеспечения,

согласились о нижеследующем:

Пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников Содружества и порядок выделения средств на их пенсионное обеспечение регулируются специальным Соглашением.

До заключения специального Соглашения пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества осуществляется в соответствии с законодательством, действовавшим к моменту подписания государствами настоящего Соглашения.

Все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.

Государства - участники Соглашения проводят политику гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении.

Настоящее Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения.

1. Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.

2. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

3. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.

В случае, если в государствах - участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии.

При переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства - участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 настоящего Соглашения.

Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение в государствах - участниках Соглашения, сотрудничают друг с другом в порядке, определяемом по соглашению между их центральными органами.

Стороны уполномачивают свои компетентные органы заключить указанные соглашения в течение не более шести месяцев со дня подписания настоящего Соглашения.

Государства - участники Содружества рассматривают вопросы, не урегулированные настоящим Соглашением, а также связанные с его применением, путем переговоров.

Государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.

Настоящее Соглашение вступает в силу с момента подписания.

1. Каждый участник настоящего Соглашения может выйти из него, направив соответствующее письменное уведомление депозитарию. Действие Соглашения в отношении этого участника прекращается по истечении 6-ти месяцев со дня получения депозитарием такого уведомления.

2. Пенсионные права граждан государств - участников Содружества, возникшие в соответствии с положениями настоящего Соглашения, не теряют своей силы и в случае его выхода из Соглашения государства - участника, на территории которого они проживают.

Совершено в г. Москве 13 марта 1992 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит государствам, подписавшим настоящее Соглашение, его заверенную копию.

Соглашение подписано Правительством Республики Молдова с замечанием: "Эти вопросы регулируются двусторонними соглашениями".

Судебная практика и законодательство — "Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (Заключено в г. Москве 13.03.1992)

Вопросы пенсионного обеспечения работников и членов их семей регулируются Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года или (и) двусторонними соглашениями.

В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Российскую Федерацию из бывших республик СССР, которые являются участниками Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.92 либо с которыми заключены двусторонние соглашения в области пенсионного обеспечения (с Грузией, Молдовой, Литвой), необходимо отметить следующее.

продолжение работы по введению в действие Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения и подписанию соглашений по вопросам социального обеспечения с теми государствами нового зарубежья, с которыми подобного рода соглашения не заключены;

Прокурор Нижегородской области в связи с жалобой Н.Д. Пирожкова на нарушение его пенсионных прав обратился в Нижегородский областной суд с заявлением о признании пунктов 9 и 10 статьи 7 Закона Нижегородской области "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Нижегородской области" недействующими как противоречащих требованиям федеральных законов и Соглашению государств - участников СНГ от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения". Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда решением от 18 октября 2005 года заявление прокурора Нижегородской области удовлетворила, однако Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определением от 22 февраля 2006 года данное решение отменила и вынесла новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора Нижегородской области отказано.

24. Разработать меры по поддержке со стороны России социально незащищенных категорий соотечественников. Добиваться введения в действие Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения. Подготовить и подписать соглашения по вопросам социального обеспечения с теми государствами ближнего зарубежья, с которыми подобного рода соглашения не заключены.

Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины);

37. Пенсионные дела лиц, выехавших на жительство в государства - участники Соглашения от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (Бюллетень международных договоров, 1993, N 4) и в государства - участники двусторонних договоров о социальном (пенсионном) обеспечении, могут направляться органам, осуществляющим пенсионное обеспечение на территории соответствующего государства, в порядке, установленном договаривающимися сторонами.

основываясь на Соглашении о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года,

выражая желание сотрудничать в области социального обеспечения сотрудников органов внутренних дел, лиц, уволенных из органов внутренних дел, и их семей,

4. Лицам, обратившимся за назначением пенсии на территории России, представившим все необходимые документы, за исключением документа о сроках прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, ее назначение производится с месяца регистрации по месту жительства на территории России либо признания беженцем или вынужденным переселенцем, если в соответствии со ст. 118 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" от 20.11.90 до истечения 3 месяцев со дня обращения за назначением пенсии соответствующий документ не поступил. Изложенный порядок применяется в отношении лиц, прибывших из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.92 .

Однако в соответствии с двусторонними межправительственными соглашениями о трудовой деятельности и социальной защите граждан между Российской Федерацией и Украиной и между Российской Федерацией и Белоруссией вопросы пенсионного обеспечения граждан Украины и Белоруссии, работающих на территории Российской Федерации, регулируются Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.

Читайте также: