Развитие пенсионного фонда социального страхования

Обязанность материального обеспечения граждан, которые не способны временно или постоянно самостоятельно содержать себя, возложена на социальное страхование в России. Порядок и структура системы социальной защиты закреплена законодательно.

Что такое социальное страхование

Социальное страхование – это перечень выплат от государства, получаемых гражданами, которые нуждаются в материальной поддержке. Основной принцип такого страхования заключается в том, что работающие граждане делают отчисления в специальные фонды, а затем, при потере работоспособности, получают поддержку в виде социальных выплат.

В законодательстве дано определение, по которому соц страхование рассматривается как составная часть, входящая в государственную систему социальной защиты. Страховым случаем является ухудшение материального положения по объективным причинам, связанным с возрастом или здоровьем.

В Российской федерации предусмотрено добровольное и обязательное социальное страхование, порядок которого закреплен в Федеральных Законах:

  • от 16.07.99 N 165, регламентирующий основные положения по обязательному социальному страхованию;
  • от 24.07.98 N 125, касающийся вопросов по несчастным случаям на производстве и профессиональным заболеваниям;
  • от 29.12.2006 № 255 по страхованию, связанному с временной нетрудоспособностью и вопросами материнства»;
  • от 29.11.2010 № 326, определяющий правила обязательного медицинского страхования.

В перечисленных законах определены основные принципы страхования, ответственные организации, порядок формирования доходов и выплаты страхового возмещения.

Пенсии, пособия, выплаты по больничным листам – все это виды компенсации по страховке. Кроме денежного выражения, существуют натуральные выплаты, например, льготы в виде сниженных тарифов по коммунальным услугам, путевок в санатории, медицинских препаратов и так далее.

Какие виды социальной страховки существуют

Существуют различные способы классификации социальной страховки. Обычно их определяют по ответственной организации, которая занимается начислением и выплатой пособий. Это фонды социального страхования, имеющие свои офисы на всей территории страны.

Еще одна систематизация делит социальное страхование на причины, послужившие основанием для выплаты. С этой точки зрения в качестве страховых случаев выступают:

  • наступление пенсионного возраста;
  • нетрудоспособность, связанная с болезнью,
  • ухудшение здоровья, связанное с трудовой деятельностью (производственный травматизм, профессиональные заболевания);
  • инвалидность, наступившая по различным причинам;
  • роды и уход за малолетним ребенком;
  • наличие нетрудоспособных иждивенцев, нуждающихся в уходе;
  • смерть трудоспособного лица, имеющего несовершеннолетних детей;
  • смерть члена семьи и связанные с ней расходы на погребение;
  • другие причины, в результате которых необходима социальная помощь (многодетные семьи, матери-одиночки, малоимущие семьи и так далее).

Для каждого страхового случая разработаны правила выплаты пособий, их минимальные и максимальные суммы и периодичность выплат. Большинство из них регулярно индексируется с учетом инфляции.

Фонды социального страхования

Получателями и распорядителями средств социального страхования являются фонды обязательного социального страхования.

В России существует три таких фонда:

  • ФСС – социального страхования.
  • ФОМС – обязательного медицинского страхования.
  • ПФР – пенсионный.

Каждый из них отвечает за свой круг вопросов. Что такое фонд социального страхования в общей системе страховой деятельности? По своим функциям и задачам – это страховая организация, которая аккумулирует страховые взносы, проверяет факт наступления страхового случая, производит начисление возмещения, организует его выплаты, таким образом, оказывает помощь гражданам.

  • ФСС занимается вопросами выплат пособий по потере трудоспособности из-за ухудшения здоровья или материнства. Кроме денежных пособий, фонд выдает санаторные путевки, медицинские приспособления для людей с ограниченными возможностями;
  • ФОМС занимается организацией, контролем и финансированием медицинских целевых программ. Полис, выданный ФОС, служит основанием для бесплатного обслуживания населения в сфере здравоохранения.
  • ПФР занимается начислением и выплатой пенсий и пособий, ведет учет накопительных пенсий, а также перераспределяет средства, которые поступают в виде страховых взносов, между всеми фондами, в соответствии с утвержденными нормативами. На отделения пенсионного фонда возложена обязанность учета лиц, имеющих право на получение социальной помощи.

Каждый гражданин России при обращении в ПФР получает номер социального страхования, который является номером индивидуального лицевого счета. На счете учитываются все данные физического лица, связанные с процедурой страхования, такие как, суммы уплаченных взносов, данные о трудовом стаже, сведения о начисленных пособиях и праве на льготы.

Как формируются доходы фондов

Финансирование социальных фондов производится за счет отчислений от доходов работоспособного населения, предприятий и предпринимателей. При недостатке средств, расходы фонда могут обеспечиваться из средств бюджета.

Каждое предприятие или предприниматель, имеющий наемных лиц, обязан перечислять в социальные фонды суммы, размер которых зависит от общего фонда заработной платы.

В настоящее время, при уплате по общим тарифам, работодатель обязан ежемесячно перечислять на цели:

  • пенсионного страхования – 22%;
  • социальных выплат по нетрудоспособности – 2,9%;
  • обязательного медицинского страхования – 5,1%

Для ряда предприятий используются пониженные тарифы. Фиксированные суммы, рассчитанные с учетом МРОТ, платят предприниматели, не имеющие наемных лиц и работающие по упрощенным системам налогообложения.

Куда направляются расходы фондов

Все средства от работодателей и предпринимателей перечисляются в Пенсионный Фонд и оттуда перераспределяются на счета местных отделений других социальных фондов.

Должностные лица направляют полученные суммы на выполнение своих функций, в том числе:

  • выплату пенсий, пособий, предусмотренных законодательством;
  • проверку условий труда, профилактику случаев получения производственных травм и заболеваний, вызванными профессиональными условиями труда;
  • оплату больничных листов;
  • компенсацию процедур по бесплатному или льготному оздоровлению в санаторно-курортных и детских учреждениях;
  • организационные мероприятия медицинского характера (выдачу бесплатных лекарств, изделий для реабилитации инвалидов, вакцинаций, медицинских осмотров, профилактических мероприятий и так далее).

Деятельность социальных фондов регулярно проверяется контролирующими органами, в том числе, контрольно-ревизионным управлением, аудиторскими фирмами, органами Министерства финансов и Федерального казначейства, Счетной палатой РФ.


12 июня 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете России. С этого времени ведется отсчет новой истории страны и реорганизации всех государственных институтов. Примечательно, что первыми полигонами для радикальной модернизации социально-экономического устройства новой России стали сферы образования и социального обеспечения. Уже 20 ноября 1990 года был принят федеральный закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Этот закон положил начало формированию в России пенсионной системы нового типа, полностью автономной от общесоюзного бюджета СССР, который прекратил свое существование в конце 1991 года. Новый пенсионный закон России признавался довольно радикальным для своего времени, с учетом острого политического и социально-экономического кризиса на всем постсоветском пространстве. Были отменены все ранее действовавшие в стране системы персональных, отраслевых, региональных и прочих социальных льгот и дифференцированных надбавок к пенсии. Вместо них учреждалась единая пенсионная система России. В соответствии со статьей 1 закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации», основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения признавался «труд и его результаты». Соответственно, вместо прежней разветвленной и многоуровневой системы пенсионного обеспечения были установлены только два вида пенсий: трудовые и социальные. При этом право на получение пенсии на общих основаниях с гражданами Российской Федерации имели все иностранные граждане (в том числе жители других республик бывшего СССР), а также лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории РФ.

На первом этапе система пенсионного обеспечения граждан России продолжала функционировать на основе распределительной схемы советского периода. Пенсионный бюджет пополнялся за счет отчислений от общего фонда заработной платы предприятий. Но в условиях перехода к рыночному укладу экономики, который сопровождался в начале 90-х годов массовой безработицей и банкротством многих крупных (бюджетообразующих) предприятий, дальнейшая поддержка консолидированной пенсионной системы становилась невозможной. Для выполнения социальных обязательств государства требовался поиск более совершенных финансовых механизмов, отвечающих новым экономическим реалиям.

Эти задачи были возложены на новую кредитно-финансовую организацию - Пенсионный фонд России (ПФР), который был основан 22 декабря 1990 г. Впервые в стране была создана автономная внебюджетная система финансирования социальных выплат и формирования источников пенсионных капиталов. В течение 1991-1992 гг. отделения Пенсионного фонда России были созданы во всех субъектах Федерации.

Средства ПФР были формально отделены от федерального бюджета, но при этом оставались собственностью Российской Федерации. Данная структура управления пенсионными средствами была не характерна для зарубежных пенсионных моделей, но именно она сыграла важную роль в дальнейшем развитии системы социального страхования в России. В том числе обеспечивая определенную степень защиты пенсионных капиталов в периоды финансовой и экономической дестабилизации.

Первый бюджет ПФР формировался в условиях острого кризиса неплатежей. Поэтому одним из первых практических шагов вновь созданной финансовой организации стало привлечение заемных средств в коммерческих банках в размере 6,6 млрд. рублей. Таким образом Пенсионный фонд решил проблему погашения задолженности союзного и республиканского бюджетов по выплате пенсий и социальных пособий за 1991 год.

Уже на первом этапе работы ПФР (в 1991-1994 гг.), несмотря на многочисленные трудности, работу пенсионной системы удалось стабилизировать. Численность российских пенсионеров возросла за счет распространения новых условий пенсионного обеспечения на творческих работников, священнослужителей, индивидуальных предпринимателей и других категорий работающих граждан, которые не были по разным причинам включены в пенсионную систему страны до 1990 года.

Резкое ухудшение макроэкономической ситуации и рост инфляции в первой половине 1990-х гг. привели к резкому снижению реальной покупательной способности пенсионных выплат. Чтобы не допустить обнищания пенсионеров, правительство РФ приняло решение о регулярной индексации пенсии, отдавая приоритет поддержке наименее обеспеченных граждан. В ноябре 1993 года была введена фиксированная компенсационная надбавка ко всем пенсиям, сопоставимая с минимальным размером пенсии по старости. Это позволило увеличить доходы пенсионеров в реальном выражении. Уже в начале 1994 года рост пенсий в России опережал рост зарплат, а средний размер пенсии превышал прожиточный минимум пенсионера. Кроме того, получатели трудовых и социальных пенсий впервые уступили лидерство в списке самых бедных категорий граждан России неполным семьям с детьми и многодетным семьям.

Модернизация системы социальной защиты и повышение уровня жизни наиболее уязвимой части населения стало одной из приоритетных целей последующих социальных реформ правительства, которые осуществлялись при непосредственном участии Пенсионного фонда России. В ходе целого комплекса радикальных реформ пенсионного и социального обеспечения, осуществленных в России за последние 25 лет, функции Пенсионного фонда значительно расширились. Помимо выплаты трудовых и социальных пенсий, Пенсионный фонд России осуществляет выплату всех видов пособий льготным и малоимущим категориям граждан; выдачу государственных сертификатов на семейный (материнский) капитал каждой семье при рождении второго и последующего ребенка; реализацию программы государственного софинансирования пенсий; формирование, инвестирование и выплату средств накопительной части пенсионных капиталов участников системы социального страхования и многие другие функции.

В 2017 году система пенсионного и социального обеспечения в Российской Федерации насчитывала более 43 млн пенсионеров, что составляет более половины экономически активного населения России (более 76 млн чел.). Участниками программы государственного софинансирования пенсий стали около 16 млн человек. Получателями сертификатов на семейный (материнский) капитал стали более 7 млн семей с детьми, при этом более 90 процентов из них использовали единовременную выплату на улучшение жилищных условий.

В настоящее время Пенсионный фонд России на основании международных соглашений осуществляет пенсионные выплаты в 109 странах мира. Среди зарубежных государств, с которыми у Российской Федерации заключены соглашения по взаимному пенсионному обеспечению, наибольшее количество адресатов российских пенсий проживает в Республике Беларусь, Латвии, Болгарии, Эстонии и Украине. В то же время из всех стран, с которыми у Российской Федерации пока нет подобных договоров, наибольшее количество российских пенсионеров проживает в Германии, Израиле, США, Канаде и Финляндии.

Но реформирование пенсионной системы в Российской Федерации еще далеко от завершения. В 2013 году Пенсионный фонд России приступил к реализации новой Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ. Одна из ключевых целей Стратегии - развитие трехуровневой модели пенсионной системы на основе обязательного пенсионного страхования, корпоративных пенсионных систем и добровольного пенсионного страхования. Именно такая модель, которая внедряется в России с 1 января 2015 года, сможет обеспечивать наибольшую сбалансированность пенсионной системы страны в долгосрочной перспективе.


Социальное страхование – это отдельная немаловажная часть политики любого государства. Его целью является материальное обеспечение и поддержка престарелых и нетрудоспособных лиц.

Становление системы социального страхования в России прошло ряд исторических этапов, которые раскрывают предпосылки, тенденции и закономерности его развития.

Так в становлении социального страхования России можно выделить ряд периодов: возникновение социального страхования (1861-1917); социальное страхование в условиях социализма (1917-1990); социальное страхования с начала развития рыночной экономики и по настоящее время. Особенностью социального страхования России на любом этапе развития – это главенствующая роль государства [6, 8].

Развитие этой сферы в нашей стране началось гораздо раньше, чем в других странах. Впервые этот вопрос был поднят ещё в десятом веке, когда был принят князем Владимиром церковный устав. Он установил обязанность духовенства и имущих слоёв Киевской Руси осуществлять надзор за медиками, а также содержать больницы и богадельни. Церковь и княжество должны были выделять для этих целей одну десятую от своих доходов.

Уже в 1581 году в России был принят Аптекарский приказ, среди полномочий которого определённое место занимало проведение судебно-медицинских и врачебных экспертиз [2].

Социально-экономические реформы 60-х годов девятнадцатого века стали своеобразным толчком для окончательного законодательного закрепления вопроса о социальном страховании. Предпосылками этого явились: появление центров фабричного производства; увеличение числа промышленных рабочих, формирование и развитие финансовых институтов [4].

В 1861 году был принят Закон «Об обязательном учреждении вспомогательных товариществ на казенных горных заводах». Это дало возможность объединения всех работников завода в единое товарищество. Страховые взносы включали в себя отчисления из заработной платы рабочих в размере 2-3%, а также отчисления заводоуправлений, которые также составляли 2-3%. Формами страховых выплат были пособия по болезни, пенсии по инвалидности и по потере кормильца.

В начале двадцатого века Россия начала перенимать опыт европейских государств, в частности опыт Германии, которая в 80-90-х годах девятнадцатого века ввела систему социального страхования. В России разработкой этого вопроса занимались К.В. Берви-Флеровский, Н.Е. Введенский, Н.А. Вигдорчик, М.М. Туган-Барановский, Г.Б. Хлопин [5].

15 мая 1901 года был принят немаловажный для внедрения социального страхования Законодательный акт «Временные правила о пенсиях рабочим казенных горных заводов и рудников, утративших трудоспособность на заводских и рудничных работах». В 1903 году уже был образован особый фонд для выплат при массовых несчастных случаях.

Однако в начале двадцатого века рассчитывать на «вспомоществование» могли далеко не все рабочие. Помощь выдавалась заводоуправлением в зависимости от срока службы на предприятии, личных заслуг, исполнительности в работе.

В результате сложившихся условий 1912 года Третьей Государственной Думой был принят ряд законов «Об обеспечении рабочих на случай болезни», «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве», «Об утверждении Совета по делам страхования рабочих», «Об утверждении Присутствий по делам страхования рабочих». Этими законами регулировалась бесплатная медицинская помощь наёмным работникам, а также выплата пенсий при полной потере трудоспособности в размере 2/3 от заработка [7].

Обязательному страхованию подвергались наёмные работники фабрично-заводской и горной промышленности, железнодорожного транспорта и судоходства.

Страхование в России этого времени было несовершенно, так как оно имело низкие страховые выплаты, не учитывало многие социальные риски, и самое главное – охватывала лишь определённый круг рабочей силы, исключая при этом работников других областей народного хозяйства (80% от всего рабочего класса).

Однако уже к 1917 году социальное страхование абсолютно точно стало неотъемлемой частью государственной политики России того времени. С 1917 года начался новый этап в развитии социального страхования – этап в условиях социализма.

Советская власть достаточно критически оценила законы, принятые Третьей Государственной Думой. Сразу после революции большевики попытались воплотить в жизнь программу страхования, разработанную Лениным. С 1917 по 1931 года были изданы 15 декретов, касающихся этого вопроса. Их содержание носило довольно противоречивый характер: от реформирования до отмены социального страхования [2].

До 1921 года система страхования всё же основывалась на финансировании из государственного бюджета. Но в условиях новой экономической политики промышленность не являлась собственностью лишь государства, а потому 15 ноября 1921 года был введён новый декрет «О социальном страховании лиц, занятых наёмным трудом» [10, 11]. С этого времени финансирование социального страхования основывалось на обязательных взносах предприятий, использующих труд наёмных работников. Пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам были в размере фактического заработка лица. При рождении ребёнка представлялось два вида пособия: на предметы ухода и на кормление новорождённого до 9 месяцев в размере 25% от средней заработной платы. Пособие по безработице зависело от стажа работы и квалификации работника и варьировало от 1/6 до 1/2 от средней заработной платы [11].

Правительство самостоятельно утверждало тарифы страховых взносов, которые сильно варьировали для государственных и частных предприятий. Так государственные предприятия имели минимальные взносы в размере 12-16%, частные же – максимальные в размере 21-28,5%. Кроме того существовали льготный и поощрительно-карательный тариф в зависимости от степени вредности предприятия и условий труда [10].

В это время система социального страхования приобрела профилактический характер: активно создавались санатории, профилактории, дома отдыха.

В 1933 году все средства социального страхования были преданы Всесоюзному Центральному Совету Профессиональных Союзов, а руководство этими средствами осуществляли профсоюзные органы. В их полномочия входили контроль за социальными пособиями (обоснованность и своевременность их выплаты), обеспечение работников путёвками на предприятиях, вопросы охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии [1, 8].

В 1938 году бюджет системы обязательного социального страхования был включён в единый государственный бюджет СССР, и социальное страхование преобразовалось в социальное обеспечение [3].

С 1964 года социальное обеспечение было распространено на новые категории работающих. Изначально в социальное страхование были включены только рабочие и служащие. В 1964 году право на страхование получили руководители ведущих должностей колхозов (председатели, специалисты и механизаторы). В 1970 году на основании решения Третьего Всесоюзного съезда колхозников система социального страхования получило распространение на все рабочие классы колхоза.

Таким образом, в социалистическом периоде были устранены недостатки предыдущего времени. Государство выступало гарантом доступности и стабильности социального страхования.

Система государственного социального обеспечения, действовавшая в СССР, не могла существовать в условиях нового экономически ориентированного времени. Поэтому система социального страхования требовала создание внебюджетных фондов.

Поэтому в 1990 году были созданы два государственных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования.

16 июня принимается Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования», который окончательно закрепил основы социального страхования, права и обязанности всех его субъектов. В настоящее время государственное обязательное социальное страхование осуществляется через Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования РФ [9].

Сегодня государство является гарантом устойчивости обязательного социального страхования, так как существует система дотаций из федерального бюджета (при нехватке денежных средств для обеспечения выплат).

Несмотря на обилие законов и активную позицию государства в вопросах социального страхования, эта отрасль всё ещё остаётся несовершенной. Для достижения положительных результатов всё же необходимо дальнейшее реформирование, а также совершенствование этой сферы.


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 27.05.2015 2015-05-27

Статья просмотрена: 4702 раза

Библиографическое описание:

Игнатьева, Э. И. Особенности и перспективы Фонда социального страхования / Э. И. Игнатьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 859-861. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19432/ (дата обращения: 07.12.2020).

Согласно Конституции Российской Федерации высшая ценность — человек, его права и свободы.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Так, одно из основных направлений социальной политики нашего государства — социальное страхование, признающее социальные права наивысшей ценностью и осуществляющие защиту этих прав.

Значение ФСС достаточно велико: он и его деятельность призваны компенсировать или минимизировать последствия от вероятных изменений социального или материального положения застрахованного лица. ФСС помогает и работникам, и работодателям гарантировать социальную защиту.

Фонд социального страхования работает в трех основных направлениях: оплата больничных, выплата по несчастным случаям на производстве и выплата пособий, связанных с материнством.

Остаются нерешенными вопросы, касающиеся вектора развития социального страхования: стоит выбор между путем либерализации, полной модернизации и усиления роли государственного влияния и значения.

Кроме того, российская система обязательного социального страхования содержит много нерешенных проблем: дефицит средств Фондов, несоблюдение страховых принципов, что объясняется рядом внешних факторов: неблагоприятное состояние национальной экономики, сильнейшая дифференциация доходов населения.

Эффективность работы экономики страны определяет виды и объем финансового обеспечения. На это указывает анализ, проведенный в отношении объемов социального страхования в европейских странах. В России можно отметить низкий уровень страховой защиты, не способный обеспечить достойную жизнь в отдельных случаях.

Таким образом, в наши дни совершенствование системы социального страхования отнюдь не просто благое намерение, а скорее осознанная необходимость.

Во-первых, главной проблемой фонда социального страхования является дефицит бюджета. Сам принцип соцстрахования не предусматривает дефицита — это противоречит логике социального страхования. Страхование должно полностью покрывать возмещение рисков. Дефицит возникает из-за того, что в России несколько неадекватная система тарифов на социальное страхование. Из-за господдержки малого бизнеса возросла доля предприятий с упрощенным налогообложением. И получается, что эти предприятия платят по сниженному тарифу, а люди в них болеют, как и во всех остальных. Такие предприятия платят в два раза меньше, чем получают.

Во-вторых, в системе социального страхования не нашел еще воплощения в должной мере принцип зависимости уровня выплачиваемых пенсий и пособий от объемов накопленных страховых прав, что особенно характерно для категорий застрахованных со средними и высокими размерами заработной платы. Коэффициенты замещений пенсий и пособий для них составляют всего 15–25 % от размеров предшествующей им величин заработной платы. Действующая в России система социального страхования до сих пор сохраняет черты, в большей степени характерные для социальной помощи, чем страхования. При достаточно высокой страховой нагрузке на работодателей уровень большинства социальных выплат явно недостаточен и не увязан с объемом вносимых страховых средств. Правовое поле данного института социальной защиты только формируется. Отсутствует реальное разделение системы социального страхования и системы социальной помощи.

Приходится констатировать серьезные отставания в создании экономических условий и институциональной базы для формирования новых механизмов социальной защиты, в форме сбалансированных между собой экономических отношений и института социального страхования. Так, существующее правовое положение внебюджетных социальных фондов зауживает их роль и функции, сводит их в основном к финансовым учреждениям. Все проблемы российского социального законодательства сводятся, в конце концов, к тому факту, что суммарной зарплаты, выплачиваемой в стране за рентабельный труд, не хватает на то, чтобы на базе этой зарплаты построить систему социального страхования и таким образом организовать выживание российского населения в рыночных условиях.

В целях повышения эффективности системы социального страхования Правительством РФ утверждена Программа социально экономического развития РФ. Эта программа в качестве одного из важнейших приоритетов определяет задачу по повышению уровня и качества жизни населения. Это в свою очередь требует реализацию целого ряда мер, направленных на повышение доходов населения, эффективности социальных услуг, предоставляемых государством, усиление четкой направленности мер социальной помощи и повышения эффективности функционирования системы обязательного социального страхования. Ключевым направлением совершенствования системы социального страхования является ее переориентация с уравнительных принципов начисления пособий на страховые, т. е. учитывающие накапливаемые индивидуальные страховые права и финансовые ресурсы застрахованного лица в отдельных фондах социального страхования. Международный и отечественный опыт свидетельствует о целесообразности формирования финансовой системы социального страхования вне системы государственного бюджета, это позволяет достигать автономности финансовых ресурсов и исключить нецелевое их использование на нестраховые цели. Данные меры позволяют обеспечивать тесную увязку страховых взносов и выплат, и тем самым стимулируют работников и работодателей к легализации и повышению уровня заработной платы. Перспективными для этого могли бы служить следующие подходы:

1) Минимальные размеры страховых пенсий и пособий должны поэтапно повышаться, с тем, чтобы в обозримой перспективе (5–7 лет) их размер приблизился к прожиточному минимуму пенсионера и получателей пособий;

2) Средние размеры пенсий и пособий должны быть повышены за этот же период до уровня 140–150 % прожиточного минимума;

3) Максимальные размеры выплат по страхованию должны быть соизмеримы с коэффициентом замещения не ниже 50–60 % предыдущего заработка.

Таким образом, будут созданы предпосылки для формирования механизмов социального страхования, позволяющих существенно повысить уровень пенсий и выплат, а значит повысить качество жизни населения. В конечном итоге взаимоувязанная и непротиворечивая система законов в области социального страхования позволит построить в стране эффективную и гибкую систему социального страхования от всех социальных рисков.

Не так давно многие ученые были убеждены в том, что более современной систему социального страхования могут сделать разгосударствление и переход на рыночное регулирование. В рамках данного подхода подразумевается разграничение социального страхования и государственного социального обеспечения.

На данный момент о расформировании или замены ныне действующего Фонда социального страхования в правительстве речи не идет. Напротив, все возможные силы направлены на его укрепление, расширение и создание улучшенных нормативных актов, касающихся страхования. С учетом подведенных итогов правления Фонд социального страхования планирует обеспечить сбалансированность бюджета при повышении собираемости страховых взносов; своевременно организовывать финансовое обеспечение обязательств; предоставлять государственные услуги посредством единого портала; перейти на прямую выплату пособий.

Необходимо определить стратегии социальной политики государства на долгосрочный период и среднесрочное планирование развития обязательного социального страхования, ориентированного на результат, на достижение социальной и экономической эффективности деятельности.

1 июня 2014 года вступил в силу закон, изменяющий не только процесс оценки условий труда, но и некоторые статьи ТК РФ, УК РФ, КоАП РФ, законы, регламентирующие размер страховых взносов в Пенсионный Фонд, Фонд социального страхования и др. Законом о специальной оценке условий труда напрямую предусмотрены права профсоюзов на участие в оценке и возможность влияния на ее результаты.

Помимо задач по участию и усилению контроля профсоюзных органов за объективностью специальной оценки условий труда, перед профсоюзными органами стоит задача по недопущению фактов необоснованного снижения уровня компенсаций людям, работающим в опасных и вредных условиях.

Новые изменения позволяют организациям с числом работающих менее 100 человек получить суммы на финансирование предупредительных мер, рассчитанные из сумм страховых взносов, уплаченных за три предшествующих года. Это значительные размеры денежных средств, которые могут быть направлены на оздоровление условий труда.

Реформирование системы социального страхования исключит возможность страхового мошенничества, а также позволит свести риск невыплат пособий застрахованным гражданам к нулю в случае, когда у предприятия арестованы счета, оно находится в стадии банкротства или ликвидации.

Нововведения пилотного проекта коснутся граждан, работающих по трудовым договорам, работодателей и учреждения здравоохранения. Поменяется система взаиморасчета между территориальным органом Фонда и страхователем (работодателем): страхователи будут уплачивать страховые взносы в бюджет Фонда в полном объеме без уменьшения их на суммы выплат, как в настоящее время. Выплата пособий производится непосредственно территориальными органами Фонда.

Для застрахованных граждан порядок получения и оформления самого листка нетрудоспособности остается прежним, и документ будет также предоставляться по месту работы. Меняется способ получения выплат по листку нетрудоспособности. Оплата осуществляется непосредственно территориальным органом Фонда напрямую.

Застрахованное лицо может выбрать способ получения пособий: либо путем перечисления пособия на банковский счет получателя, либо через организацию федеральной почтовой связи, или иную организацию по заявлению застрахованного лица.

Также регламентировано время перечисления пособий. Если нет аргументированных причин для отказа в выплате пособия застрахованному лицу, то средства должны быть перечислены территориальным органом Фонда в течение 10 календарных дней со дня получения заявления и документов.

Фонд стремится максимально защитить застрахованное лицо от ситуации, когда страхователь (работодатель) отказывается выплачивать пособия работнику в случае прекращения деятельности, либо при невозможности установления фактического местонахождения страхователя на день обращения застрахованного лица в целях получения пособия. В обоих случаях гражданин вправе самостоятельно представить необходимые документы в территориальный орган Фонда для выплаты пособия и перечисление средств будет осуществлено в указанные сроки.

Формирование детальной картины по движению средств в масштабе всей страны, по прозрачной истории болезней каждого работающего — способ предупреждения нецелевого расходования средств бюджета Фонда и сокращения претензий со стороны Фонда социального страхования Российской Федерации к медучреждениям.

Для Фонда социального страхования Российской Федерации пилотный проект связан с переходом на новый порядок выплаты пособий, а также отказом от зачетного механизма. Все документы, направленные в территориальный орган Фонда, после вынесения решений о назначении и выплате пособий возвращаются страхователю (работодателю), который осуществляет их хранение, либо застрахованному лицу в случае его непосредственного обращения в территориальный орган Фонда.

Таким образом, можно сделать вывод, что совершенствование системы социального страхования является сейчас насущной необходимостью. Пусть у внебюджетных фондов и существуют свои проблемы, но путем принятия новых нормативных актов, реализацией различных проектов они вполне могут быть решены, пусть не в короткие сроки, но с действительной перспективой улучшенного функционирования и положительных результатов в дальнейшем.

На сегодняшний день в Якутии только три организации имеют аккредитацию для проведения СОУТ. Поэтому якутские предприятия заключают договоры на проведение СОУТ с организациями из Москвы, Новосибирска и Хабаровска; продолжается выделение Фондом социального страхования дополнительных средств на предупредительные меры, которые, к сожалению, на сегодня, не так активно осваиваются предприятиями.

1. Анисимов, С. А. Социальное страхование в современной России: мифы и реальность / С. А. Анисимов, В. А. Максимов-Казань: Издательство КГУ, 2012.

2. Бессонов, В. В. Опыт организации фонда социального страхования / В. В. Бессонов — 5-е издание, стер. — М.: Кнорус, 2010

3. Воробьева, Е. В. Выплаты за счет средств фонда социального страхования/ Е. В. Воробьева — М.: 2010.

4. Верховцев, А. В. Государственное социальное страхование / А. В. Верховцев — М.: Инфра-М, 2012.

5. Ржаницына, Л. Социальная система РФ/ Л. Ржаницына — 2-е издание — М.: Инфра-М, 2011.

6. Страхование/ учебник под ред. проф. И. Л. Хоминич — М.: ИНФРА — М, 2012.

7. Страхование. Современный курс / А. Л. Архипов, В. Б. Гомелля, Д. С. Туленти, ИНФРА — М, 2014.

8. Страхование / под ред. Ю. Т. Ахвледиани, В. В. Шахова — М.: Юнити — Дана, 2012.

Пенсионному фонду предстоят сокращения и реорганизация, вопрос в том, будет ли от них толк





Пенсионный фонд России ждут масштабные сокращения. Об этом рассказала вице-премьер Татьяна Голикова, комментируя назначение экс-министра труда и социальной политики Максима Топилина на пост главы фонда.

По словам Голиковой, сокращения, прежде всего, будут связаны с процессом цифровизации ПФР. Правительство недавно начало анализ информационных систем фонда, чтобы их оптимизировать и сделать получение услуг гражданами более удобным.

«Не все получается, но мы должны это сделать», — отметила вице-премьер. Она не исключила, что изменения затронут территориальные отделения ПФР, хотя не уточнила, сколько именно сотрудников может быть сокращено. Но в результате на структуру Пенсионного фонда «можно будет посмотреть другими глазами».

Нельзя исключать, что под сокращениями из-за цифровизации Голикова подразумевает грядущие чистки, которые готовятся в ПФР. За последний год в фонде произошло немало скандалов. Так, летом 2019 года по подозрению в получении взятки был задержан заместитель председателя правления ПФР Алексей Иванов. По версии следствия, Иванов получил за «совершение действий в пользу компании „Техносерв“ и общее покровительство» взятку в размере не менее 4,4 млн руб. Экс-зам Пенсионного фонда вину признал, дал показания против соучастников и «раскаялся в содеянном».

Еще одно громкое уголовное дело уже в новом году заведено в отношении управляющего отделением ПФ Красноярского края Дениса Майбороды. Правоохранители заподозрили его в получении 10-процентного «отката» за обеспечение победы коммерческой фирмы в аукционе на право заключения госконтракта на покупку нового здания ПФР по максимальной стоимости 130 млн. рублей.

Да и вообще, к Пенсионному фонду накопилось немало вопросов. Например, еще в 2018 году президент Владимир Путин во время ежегодного послания раскритиковал Фонд за «дворцы», в которых находятся его отделения в разных городах РФ. По словам президента, недвижимость ПФР оценивается в 120 миллиардов рублей. Правда, он добавил тогда, что просто продать все эти здания и пустить деньги на выплату пенсий было бы неэффективно, поскольку их «хватит только на 6 дней». Да и в ПФР ответили, что их здания — не дворцы, а «обычные офисы», которые построены по нормативам, и в них идет прием населения.

Некоторые СМИ уже написали о том, что ПФР, возможно, ждет переезд в менее роскошные апартаменты, так что у Топилина появится еще один фронт работ.

Наконец, новому министру предстоит разобраться со сложной внутренней структурой ПФР. Как рассказал «СП» доктор экономических наук, независимый эксперт по социальной политике Андрей Гудков, систему персонального учета внутри ПФР необходимо превратить в единый государственный банк социальной информации, интегрировав ее с базами данных других ведомств.

Однако принципиальный момент в том, что такая единая служба должна финансироваться из государственных средств. Сейчас же есть подозрения, что цифровизация происходит за счет пенсионеров, что недопустимо.

«Не должен застрахованный по старости оплачивать труд работников, занимающихся проблемами, например, начисления и выплаты материнского капитала», — утверждает Гудков.

В общем, поводов для чисток и изменений в Пенсионном фонде более чем достаточно. Вопрос в том, будет ли проводить их идеолог пенсионной реформы и повышения пенсионного возраста Максим Топилин, и входит ли это в список поставленных ему задач в принципе. Некоторые эксперты считают, что это возможно, например, автор Telegram-канала «Политджойстик», политтехнолог Марат Баширов написал, что при Топилине ПФР может выйти из «роли статиста» и «стать помощником в реализации задач, которые поставил президент».

Однако другие специалисты очень сомневаются в такой оценке. По мнению директора Центра политологических исследований Павла Салина, оптимизация возможна, но задача провести масштабные чистки или вскрыть злоупотребления в ПФР перед Топилиным не стоит. Хотя контроль над Пенсионным фондом и его огромными денежными потоками может быть усилен.

— Что касается процедурной деятельности ПФР, интерес правоохранителей к ней сохраняется. В прошлом году арестовали замглаву Фонда, который как раз отвечал за цифровизацию. Но он не входил в команду Антона Дроздова, а был делегирован со стороны, поэтому к тогдашнему главе ПФР, видимо, критических претензий не возникло. Бенефициарами этих злоупотреблений при цифровизации, видимо, выступала не команда Дроздова, а кто-то еще.

После прихода Максима Топилина в ПФР, вероятнее всего, последуют кадровые перестановки. Просто потому, что сейчас мы видим в правительстве и госструктурах тренд на кадровое усиление за счет выходцев из силовой среды. Возможно, и в Пенсионном фонде произойдет то же самое. На денежные потоки расставляют все больше силовиков, чтобы они тщательно следили за их распределением. Это было и раньше, но сейчас процесс набирает обороты. А ПФР — это очень большие денежные потоки.

Поэтому перестановки возможны, но чистками в полном смысле слова я бы их не назвал. И вряд ли их будут подавать в таком ключе. Процесс будет происходить более спокойно и последовательно. В любом случае, для рядовых граждан от этого ничего не изменится.

«СП»: — Почему?

— Во-первых, потому что на место прежних бенефициаров придут новые. А во-вторых, потому что сам функционал Пенсионного фонда не предусматривает принятия решений, которые могли бы кардинально повлиять на судьбу граждан, даже пенсионеров, в худшую или лучшую сторону. Эти решения принимаются в других кабинетах. Пенсионный фонд — это всего лишь большая касса, куда направляются деньги, а потом оттуда расходуются. Поэтому, по какому бы сценарию изменения ни пошли, если они вообще будут проходить, для россиян ничего не изменится.

«СП»: — То есть речи о том, что ПФР может стать более независимым органом, не идет?

— Конечно. Никто сейчас структуре, которая распоряжается финансами, тем более такими колоссальными, большей независимости предоставлять не будет. Более того, даже ту самостоятельность, которая была у ПФР, скорее всего, немного подрежут.

Хотя структурные изменения возможны. Напомню, что раньше лоббировали идею объединения ПФР с другими небюджетными фондами, но Дроздов ее успешно блокировал. Возможно, сейчас ей попытаются дать второе дыхание. Хотя с учетом того, что руководство ПФР поменялась, а главная цель этого предложения была именно в том, чтобы убрать Дроздова, может быть, в этом уже и нет нужды.

Директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Алексей Зубец также сомневается в том, что в ПФР грядут изменения. По мнению политолога, власть считает работу Пенсионного фонда вполне эффективной, а раз так, то и принципиальных реформ там не нужно.

— Не думаю, что Топилину будет поставлена задача проводить чистку. Вряд ли стоит ждать серьезных изменений. Дроздов в последние годы вложил много сил, чтобы оптимизировать работу ПФР в том, что касается IT. Он сделал примерно то же самое, что Мишустин сделал в Налоговой службе, по крайней мере, во внутренней структуре.

Конечно, многое нужно сделать в части взаимодействия с населением. Это, прежде всего, облегчение бизнес-процессов и документооборота, связанного с оформлением пенсий. Есть также проблема с людьми, которые приехали из-за границы, и должны подтверждать свой стаж за пределами России.

Так что Топилин будет просто поддерживать работу Пенсионного фонда, решать эти проблемы, что-то оптимизировать, но вряд ли нас ждут чистки. ПФР — достаточно эффективная структура, и для Топилина перемещение в нее — это, скорее, повышение, чем понижение.

«СП»: — В самом деле?

— До этого он курировал Фонд социального страхования и Пенсионный фонд, но, несмотря на это, ПФР общался с правительством напрямую. Министерство труда было для него декоративной надстройкой. А сейчас Топилин получил в свое распоряжение десятки тысяч сотрудников и огромные деньги, которыми распоряжается ПФР. Дроздов же, скорее всего, пал жертвой коррупционных скандалов, и теперь отправился на должность заместителя министра финансов.

| Пенсионная реформа в России, последние новости:

Читайте также: